Как сделать мощный электромагнит. Постоянные магниты и электромагниты

В результате расчета магнитной цепи определяется не­обходимая МДС обмотки. Обмотка должна быть рассчитана таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить требуе­мую МДС, а с другой - чтобы ее максимальная темпера­тура не превышала допустимой для используемого класса изоляции.

В зависимости от способа включения различают обмот­ки напряжения и обмотки тока. В первом случае напряже­ние, приложенное к обмотке, постоянно по своему действу­ющему значению, во втором сопротивление обмотки электромагнита намного меньше сопротивления остальной части цепи, которым и определяется неизменное значение тока.

Расчет обмотки электромагнита постоянного тока .

На рис. 4.8 показаны магнитопровод и катушка электро­магнита. Обмотка 1 катушки выполняется изолированным проводом, который наматывается на каркас 2.

Катушки могут быть и бескаркасными. В этом случае витки обмотки скрепляются ленточной или листовой изоляцией либо заливочным компаундом.

Для расчета обмотки напряжения должны быть заданы напряжение и МДС. Сечение обмоточного провода находим, исходя из потребной МДС:

, (4.13)

откуда , (4.14)

где удельное сопротивление; сред­няя длина витка (рис. 4.8); сопротивление обмотки, равное .

Из (4.13) следует, что при неизменной средней длине витка и заданном МДС определяется произведением .

Если при неизменном напряжении и средней дли­не витка требуется увеличить МДС, то необходимо взять провод большего сечения. При этом обмотка будет иметь меньшее число вит­ков. Ток в обмотке возрас­тет, так как сопротивление ее уменьшится за счет уменьшения числа витков и увели­чения сечения провода.

По найденному сечению с помощью таблиц сортаментов находится ближайший стан­дартный диаметр провода.

Мощность, выделяющаяся в обмотке в виде тепла, определяется следующим образом: .

Число витков обмотки при заданном сечении катушки определяется коэффициентом заполнения по меди , где – площадь, зани­маемая медью обмотки; – сечение обмотки по меди. Число витков . Тогда мощность, потребляемая обмоткой, определится выражением

.

Для расчета обмотки тока исходными параметрами яв­ляются МДС и ток цепи . Число витков обмотки нахо­дится из выражения . Сечение провода можно выбрать исходя из рекоменду­емой плотности тока, равной 2…4 А/мм 2 для продолжитель­ного, 5…12 А/мм 2 для повторно-кратковременного, 13…30 А/мм 2 для кратковременного режимов работы. Эти значения можно увеличить примерно в 2 раза, если срок службы обмотки и электромагнита не превышает 500 ч. Площадь окна, занимаемого рядовой обмоткой, определяется числом витков и диаметром провода

.

Зная , можно определить среднюю длину витка, сопротивление обмотки и потери в ней. После этого может быть проведена оценка нагрева обмотки.

Расчет обмотки электромагнитов переменного тока .

Исходными данными для расчета обмотки напряжения являются амплитуды МДС, магнитного потока и напряжение сети. Напряжение сети уравновешивается активным и реактивным падениями напряжения

где и – действующие значения напряжения и тока, соответственно.

Поскольку ток и сопротивление могут быть рассчитаны только после определения числа витков, то формула (4.15) не позво­ляет сразу найти все параметры обмотки. Задача решает­ся методом последовательных приближений.

Так как активное падение напряжения значительно меньше реактивного, то в начале расчета принимают .

Тогда число витков обмотки .

Если после подстановки полученных данных в (4.15) ле­вая часть отличается от правой более чем на 10 %, то не­обходимо варьировать число витков до получения удовле­творительного совпадения.

После расчета проводится проверка обмотки на на­грев. Расчет ведется так же, как и для обмоток постоянно­го тока.

Особенностью является нагрев магнитопровода за счет потерь от вихревых токов и гистерезиса. Отвод вы­деляемого в обмотке тепла через сердечник затруднен, точка с максимальной температурой лежит на внутрен­нем радиусе обмотки. Для улучшения охлаждения стре­мятся увеличивать поверхность торцов катушки при умень­шении ее длины.

Конвертер длины и расстояния Конвертер массы Конвертер мер объема сыпучих продуктов и продуктов питания Конвертер площади Конвертер объема и единиц измерения в кулинарных рецептах Конвертер температуры Конвертер давления, механического напряжения, модуля Юнга Конвертер энергии и работы Конвертер мощности Конвертер силы Конвертер времени Конвертер линейной скорости Плоский угол Конвертер тепловой эффективности и топливной экономичности Конвертер чисел в различных системах счисления Конвертер единиц измерения количества информации Курсы валют Размеры женской одежды и обуви Размеры мужской одежды и обуви Конвертер угловой скорости и частоты вращения Конвертер ускорения Конвертер углового ускорения Конвертер плотности Конвертер удельного объема Конвертер момента инерции Конвертер момента силы Конвертер вращающего момента Конвертер удельной теплоты сгорания (по массе) Конвертер плотности энергии и удельной теплоты сгорания топлива (по объему) Конвертер разности температур Конвертер коэффициента теплового расширения Конвертер термического сопротивления Конвертер удельной теплопроводности Конвертер удельной теплоёмкости Конвертер энергетической экспозиции и мощности теплового излучения Конвертер плотности теплового потока Конвертер коэффициента теплоотдачи Конвертер объёмного расхода Конвертер массового расхода Конвертер молярного расхода Конвертер плотности потока массы Конвертер молярной концентрации Конвертер массовой концентрации в растворе Конвертер динамической (абсолютной) вязкости Конвертер кинематической вязкости Конвертер поверхностного натяжения Конвертер паропроницаемости Конвертер паропроницаемости и скорости переноса пара Конвертер уровня звука Конвертер чувствительности микрофонов Конвертер уровня звукового давления (SPL) Конвертер уровня звукового давления с возможностью выбора опорного давления Конвертер яркости Конвертер силы света Конвертер освещённости Конвертер разрешения в компьютерной графике Конвертер частоты и длины волны Оптическая сила в диоптриях и фокусное расстояние Оптическая сила в диоптриях и увеличение линзы (×) Конвертер электрического заряда Конвертер линейной плотности заряда Конвертер поверхностной плотности заряда Конвертер объемной плотности заряда Конвертер электрического тока Конвертер линейной плотности тока Конвертер поверхностной плотности тока Конвертер напряжённости электрического поля Конвертер электростатического потенциала и напряжения Конвертер электрического сопротивления Конвертер удельного электрического сопротивления Конвертер электрической проводимости Конвертер удельной электрической проводимости Электрическая емкость Конвертер индуктивности Конвертер Американского калибра проводов Уровни в dBm (дБм или дБмВт), dBV (дБВ), ваттах и др. единицах Конвертер магнитодвижущей силы Конвертер напряженности магнитного поля Конвертер магнитного потока Конвертер магнитной индукции Радиация. Конвертер мощности поглощенной дозы ионизирующего излучения Радиоактивность. Конвертер радиоактивного распада Радиация. Конвертер экспозиционной дозы Радиация. Конвертер поглощённой дозы Конвертер десятичных приставок Передача данных Конвертер единиц типографики и обработки изображений Конвертер единиц измерения объема лесоматериалов Вычисление молярной массы Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

1 ампер-виток = 1 ампер [А]

Исходная величина

Преобразованная величина

ампер ампер-виток килоампер-виток миллиампер-виток абампер-виток гильберт

Избранная статья

Магнитодвижущая сила

Общие сведения

Магнитодвижущая сила - это физическая величина, которая характеризует способность электрического тока создавать магнитный поток вокруг проводника, в котором он протекает. Магнитные поля возникают, когда через катушку или проводник проходит электрический ток и при этом возникает магнитодвижущая сила.

Магнитодвижущую силу в индукторе или электромагните измеряют как величину электрического тока, текущего через катушку. Она пропорциональна числу витков в катушке. Иногда, особенно в переводах с английского, эту силу также называют разностью магнитных потенциалов.

Магнитодвижущую силу часто сравнивают с электродвижущий силой (ЭДС) в электрических цепях. В СИ магнитодвижущая сила измеряется в амперах (A), а на практике - часто в ампер-витках. В СГС она также измеряется в гильбертах.

Постоянные магниты

В природе не очень много материалов, которые магнитны сами по себе, без вмешательства электричества, которое превращает тела, через которые протекает электрический ток, в электромагниты. Один из таких материалов - это намагниченный магнетит. В некоторых языках, например в английском, существует даже особый термин, который обозначает именно намагниченный магнетит. Это потому, что не всякое тело из магнетита - магнитно, так как не весь магнетит магнитный. Точно неизвестно, как происходит процесс намагничивания магнетита, но по одной теории намагничивание происходит за счёт молнии, так как при протекании электрического тока во время разряда молнии образуется достаточно сильное магнитное поле, которое и намагничивает магнетит. Эта теория возникла потому, что в основном ненамагниченный магнетит находят в более нижних породах грунта, в то время как намагниченный - наоборот, в верхних. Современные постоянные магниты чаще всего сделаны из сплавов. Самые сильные магниты - из редкоземельных металлов, например из неодима (Nd 2 Fe 14 B).

Электромагниты

Все, что нам нужно, чтобы создать магнитное поле - это немного проволоки, через которую течет электрический ток. Магнитные поля, генерируемые прямыми проводами обычно слабые. Но если намотать провод так, чтобы образовалась катушка, это значительно увеличивает напряженность магнитного поля. Как мы уже говорили, чем у катушки больше витков, тем сильнее магнитодвижущая сила. Магниты, созданные таким способом, называют электромагнитами .

Большое преимущество электромагнитов над обычными магнитами в том, что их можно выключать и включать. Это очень полезное свойство в технике, так как оно позволяет нам управлять тем, как и когда использовать магнит. Например, при перемещении старых автомобилей на площадке для переработки металлолома с помощью очень сильного электромагнита, магнит включают во время перемещения автомобиля из одного места в другое, и выключают его, когда автомобиль необходимо отпустить.

Примеры магнетизма и использования магнитодвижущей силы

Магнетизм широко используется в быту, и трудно даже представить нашу современную жизнь со всеми её удобствами без магнитов. Рассмотрим некоторые примеры использования магнитов.

В навигации

Одно из самых ранних применений магнитов - в навигации. Точно неизвестно, когда был создан первый компас, но мы знаем, что природные постоянные магниты из магнетита использовались мореплавателями для навигации как минимум с 12-го века. Многие ученные считают, что их использовали намного раньше. Поначалу магнетит использовали подвешенными так, чтобы он мог легко двигаться и указывать направление, но позже им стали намагничивать металлические иглы, так как их намного проще использовать.

Компас долго изменяли и улучшали, пока он не стал таким, как сейчас. Одно из улучшений - это стабилизированная игла. Даже на движущемся корабле игла в таком компасе вращается в основном под действием магнитного поля, а не под действием бортовой и килевой качки. Иногда для того, чтобы стабилизировать иглу в корпусе компаса, используют жидкость. Также для этого используют специальное устройство - карда́нов подве́с. Внутренняя рамка этого устройства, на который помещают компас, не движется относительно горизонта благодаря тому, что движутся внешние рамки. Еще одно важное улучшение помогло предотвратить влияние металлического корпуса корабля на компас.

У магнитного компаса есть два серьезных недостатка: он показывает направление на магнитный, а не истинный полюс Земли; он имеет высокую чувствительность к внешним магнитным полям, например, к деталям корпуса судна (это до сих пор проблема, хоть на данный момент и сделан ряд улучшений, чтобы сделать компас менее чувствительным, как мы говорили выше).От этих недостатков свободны «компасы с мотором», то есть, гирокомпасы, в которых магнитодвижущая сила используется в электродвигателе, приводящем в движение гироскоп в кардановом подвесе. Впрочем, у гирокомпаса тоже есть недостатки.

Магнитодвижущая сила в транспорте

Одно из интересных применений магнитодвижущей силы - в поездах маглев. Это название звучит как имя собственное, но это всего лишь аббревиатура от слов маг нитная лев итация. Поезд маглев это, в сущности, летающий поезд, только летит он совсем низко над землей, обычно всего в нескольких сантиметрах от рельсов. Магнитное поле, генерируемое на рельсах и на корпусе поезда, отталкивает поезд от рельсов. Магнитодвижущая сила также помогает двигать поезд вперед. Такая конструкция удобна тем, что позволяет достигать высоких скоростей, так как при таком движении поезд не касается рельсов и «висит» в воздухе, а значит отсутствует трение, что намного уменьшается износ деталей как поезда, так и рельсов. Хотя следует заметить, что, несмотря на эти преимущества, стоимость изготовления таких поездов и путей для них значительно выше, чем обычных.

Сейчас существует несколько моделей маглев-систем, которые отличаются количеством рельсов, а также принципом работы. В настоящее время используются две системы: на электромагнитной подвеске (EMS) и на электродинамической подвеске (EDS).

В системах с электромагнитной подвеской электромагниты направлены в сторону рельса. Обычно подвеска поезда, на которой установлен электромагнит, имеет форму буквы С, повернутой по часовой стрелке на 90° вниз и охватывающей рельс; магниты в ней обращены вверх, в направлении к рельсу. Такие системы менее динамически стабильны из-за их устройства. Поэтому в них установлена сложная система управления с обратной связью, которая обеспечивает правильное расстояние между поездом и рельсами. С другой стороны, у таких поездов есть преимущество: они могут левитировать даже при низких скоростях.

В системах с электродинамической подвеской используются либо постоянные магниты, либо электромагниты, как на самом поезде, так и на рельсах. Магнитное поле поддерживает поезд над рельсами на нужном расстоянии, а также толкает его вперед. Такие системы динамически стабильны и не нуждаются в сложной системе управления для поддержания постоянного зазора между подвеской и рельсом. Проблема с системами электродинамической подвески в том, что поезда маглев левитируют только когда поезд достиг достаточной скорости (более 30 км/час). Поэтому на участках, на которых такие поезда не достигли достаточной скорости, им необходимы колеса или подвижные рельсы. Как мы уже обсудили ранее, это вызывает износ колес и рельсов, что, в свою очередь, увеличивает эксплуатационные расходы.

Из-за их конструкции, для поездов маглев нужна своя особая инфраструктура. Начальные затраты на постройку новых железнодорожных путей обычно велики, особенно в городских районах с высокой плотностью населения. Обычно это вызвано высокими ценами на недвижимость в таких районах. К тому же, для поездов маглев необходимы запасные пути по всему маршруту на случай, если отключат электричество и нужно будет безопасно перевезти пассажиров из одной точки в другую. Это особенно важно, если пути идут высоко над землей, и пассажиры не могут пройти по рельсам пешком. С другой стороны, по сравнению с обычными поездами, большое преимущество поездов маглев в том, что на них мало влияет погода, кроме случаев, когда плохая погода вызывает также отключения электроэнергии.

Большая часть энергии, потребляемая поездами маглев, расходуется на преодоление сопротивления воздуха. Обычно такие поезда более экономны в плане расхода энергии на высоких скоростях, то есть их лучше всего использовать для перемещения на большие расстояния. На данный момент в мире используют несколько систем маглев: а Шанхае (Китай), в Японии и в Южной Корее. Существует также несколько испытательных систем, которые планируют использовать в будущем, а также систем, которые были испытаны, но впоследствии выведены из эксплуатации, например, таких как в Германии и Великобритании.

Земля - магнит

Земля - это огромный магнит. По сравнению со многими другими магнитами этот магнит - не очень сильный, но он очень важен для всего живого на Земле. Магнитное поле Земли защищает нас от солнечного ветра, который иначе может разрушить атмосферу Земли.

Кроме этого, именно благодаря намагниченности Земли мы можем использовать компас для навигации. Ученые считают, что твердое внутреннее ядро Земли состоит из сплавов железа, хорошо проводящих электрический ток. Жидкая наружная часть ядра, которая обрамляет твердое ядро, также состоит из имеющих высокую проводимость (но жидких) веществ, которые находятся в движении благодаря теплообмену внутри ядра. Именно это, по мнению ученых, и делает Землю электромагнитом.

Полярное сияние

Полярное сияние тоже возможно именно благодаря магнетизму Земли. Частицы солнечного ветра, в основном в форме электронов и протонов, сталкиваются с молекулами газов в верхних слоях атмосферы, в результате чего происходит их возбуждение с последующим переходом в нормальное, невозбужденное состояние, во время которого и излучается свет. Эти частицы сконцентрированы вокруг силовых линий магнитного поля. Так как эти линии начинаются и заканчиваются на магнитных полюсах Земли, то чем они ближе к полюсам, тем меньше расстояние между соседними линиями. Благодаря этому светящиеся частицы сконцентрированы вокруг магнитных полюсов, в районе которых и наблюдается полярное сияние.

Полярное сияние видно как у северного магнитного полюса, так и у южного. Его часто называют северным сиянием, но это правильно только для полярного сияния у северного магнитного полюса. У южного полюса оно называется южным сиянием, хотя этот термин почти не используется. Стоит также вспомнить, что магнитные северный и южный полюса не совпадают с географическими Северным и Южным полюсами Земли. Они не только отклонены от географических полюсов, но к тому же постоянно перемещаются. Из-за этого смещения районы, в которых можно наблюдать полярное сияние, не зависят напрямую от широты. В некоторых местах можно увидеть полярные сияния на более низких широтах, чем в других местах. Например, полярные сияния иногда наблюдают в Торонто, Канада, на 44° СШ, но это явление невозможно наблюдать в других точках Земли, даже на тех же широтах (например, в Ялте в Крыму, на 44° СШ). Объяснение этого явления можно представить себе как Землю в красивом головном уборе из северного сияния. Только надет этот убор не прямо на макушку, как шляпа, а сдвинут набок, как берет. Только в районах под этим «беретом» и видно полярное сияние.

Магниторецепция

Некоторые животные чувствуют магнитное поле Земли и используют это умение для ориентирования по местности. Называется это умение магниторецепцией. В настоящее время момент исследования в этой области только начинаются. Они включают эксперименты по определению механизма магниторецепции в разных организмах, например в дрозофилах, птицах, мышах, и даже больших млекопитающих, например лисах и оленях. Результаты некоторых исследований говорят о том, что животные ориентируются по местности и находят свой дом благодаря магниторецепции. Другие исследования предполагают, что некоторые животные могут определить направление магнитного поля и ориентируют свое тело по этому направлению. Стоит заметить, что на данный момент рано делать выводы на основе большей части этих исследований. Некоторые исследования, говорящие о магниторецепции в животном мире, пока что не были успешно повторены другими исследователями.

Дипольные магнитные системы

Обычно о магнитах говорят как о дипольных системах. Этот термин означает, что у любого магнита есть северный и южный полюсы. Одинаковые полюсы отталкивают друг друга, а разные - наоборот притягивают друг друга. Интересно заметить, что полюсы Земли, нашего гигантского магнита, обозначены наоборот. Известно, что северный полюс магнитов притягивается к северному магнитному полюсу Земли. То есть, северный магнитный полюс Земли - на самом деле - южный полюс магнита, которым является Земля.

Намагниченный кислород

Кислород в твердом состоянии обладает магнитными свойствами. Конечно, это очень интересно, хотя у этого свойства и нет применений в повседневной жизни, так как для того, чтобы заморозить кислород, его температуру необходимо опустить до −218,79 °C. Преобразовать кислород в твердое состояние можно также при комнатной температуре, но под большим давлением. Интересно заметить, что в твердом состоянии кислород изменяет цвет в зависимости от стадии. Цвет может быть голубым, оранжевым, красным, черным, и серебристым.

Самодельный униполярный электродвигатель

Попробуем сделать простой мотор, который использует магнитодвижущую силу для того, чтобы крутить пропеллер. Такой мотор называется униполярным электродвигателем . У него мало применений на практике, но его очень просто сделать, и он служит хорошим примером магнитодвижущей силы в действии.

Нам нужна батарейка, отрезок провода, один редкоземельный магнит и несколько обычных магнитов, которые в основном будут выполнять роль грузов. Грузы нужны, чтобы утяжелить нашу конструкцию и сделать её более стабильной. Можно также использовать редкоземельный магнит потяжелее. Для того, чтобы лучше видеть, как мотор вертится, можно в дополнение использовать пропеллер, или что-нибудь еще. На иллюстрации - два сделанных нами мотора. Тот, у которого пропеллер внизу - очень простой конструкции.

Вначале присоединим редкоземельный магнит к шурупу. Дальше добавим несколько магнитов снизу, чтобы утяжелить и стабилизировать конструкцию. Пропеллер закрепим между двумя магнитами. Теперь необходимо создать магнитное поле с помощью провода. Присоединим один конец провода к отрицательному полюсу батарейки. Для этого удобно использовать липкую ленту. Дальше прикоснемся другим концом провода к боковой поверхности редкоземельного магнита снизу. Вот и все! Наш мотор завертелся!

Такой мотор очень легко сделать дома своими руками. Редкоземельные магниты продают на радиорынках и в других местах. Обычные магниты и другие компоненты можно найти в отделе товаров для рукоделия. Конечно же, все это также можно приобрести в интернете на eBay.com, или на других подобных сайтах. Пропеллер использовать не обязательно - без него тоже видно, что мотор крутится. Вместо пропеллера можно также смастерить из проволоки или из скрепки фигурку. В Google Images и на YouTube много интересных примеров таких самодельных моторов с занимательными вертушками.

Опубликуйте вопрос в TCTerms и в течение нескольких минут вы получите ответ.

Расчеты для перевода единиц в конвертере «Конвертер магнитодвижущей силы » выполняются с помощью функций unitconversion.org .

Глава 21

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

§ 21.1. Назначение электромагнитных исполнительных устройств

Исполнительные устройства в системах автоматики предназначены для приведения в действие (т. е. для привода) раз­личных регулирующих органов, оказывающих непосредственное воздействие на объект управления с целью достижения выходной величиной этого объекта требуемого значения. Существует боль­шое разнообразие регулирующих органов: для изменения подачи жидкостей и газов в трубопроводах устанавливаются заслонки, клапаны, шиберы и краны; в подъемно-транспортных устройствах это различные контакторы, муфты, тормоза, вариаторы скорости; в осветительных и нагревательных электроустановках это различ­ные коммутационные аппараты.

Для воздействия па регулирующие органы необходимо выпол­нить механическую работу: повернуть заслонку или крап, соеди­нить две половинки муфты, переместить шестерню на валу короб­ки передач, замкнуть контакты и т. д. Входным сигналом испол­нительного устройства в электрических системах автоматики яв­ляется электрический ток или напряжение, а выходным сигна­лом - механическое перемещение.

Для преобразования электрической энергии в механическую служат электромагниты и электродвигатели. В данной главе будут рассмотрены только электромагнитные исполнительные устройст­ва. Электродвигатели являются электрическими машинами и изу­чаются в соответствующем курсе. Следует отметить, что почти всегда, когда ставится вопрос о разработке привода для регули­рующего органа, приходится делать выбор между двумя вариан­тами: электромагнит или электродвигатель. Основное преимуще­ство электромагнита - простота конструкции. У электродвигателя достоинств больше: высокий КПД, возможность получения любых скоростей и перемещений. Однако эти преимущества проявляются только в сравнительно сложных системах автоматики и при про­должительном режиме работы. При необходимости иметь неболь­шие перемещения (несколько миллиметров) и усилия (несколько десятков-сотен ньютон) электромагниты выгоднее, чем электро­двигатель с редуктором.

В предыдущих главах уже рассматривались электромагниты, используемые как составная часть электромагнитных реле и кон­такторов. В данной главе будут рассмотрены общие вопросы клас­сификации электромагнитов, их расчета, конструирования, приме­нения в качестве исполнительных элементов систем автоматики.

§ 21.2. Классификация электромагнитов

В зависимости от вида тока в обмотке электромагниты подразделяют на электромагниты постоянного и переменного то­ков, по скорости срабатывания - на быстродействующие, нор­мальные и замедленного действия. По назначению электромагни­ты разделяют на приводные и удерживающие.

Приводные электромагниты служат для выполнения механиче­ской работы. При подаче питания они перемещают различные ис­полнительные устройства: клапаны, толкатели, заслонки, золотни­ки, железнодорожные стрелки. Они перемещают контакты реле и контакторов, печатающие и перфорирующие устройства. Для выполнения этой работы электромагниты должны быть рассчита­ны на определенную силу и перемещение.

Удерживающие электромагниты служат не для перемещения, а лишь для удерживания ферромагнитных деталей. Например, электромагнит, используемый при подъеме железного металлоло­ма, только удерживает его, а перемещение осуществляется подъ­емным крапом. В этом случае, электромагнит выполняет лишь роль крюка подъемного крана. В металлообработке используются эле­ктромагнитные плиты для фиксации обрабатываемой детали на станке. Известны также электромагнитные замки. Поскольку удерживающие электромагниты не совершают работы, они рассчи­тываются лишь на определенное усилие. В некоторых случаях электромагнит имеет две катушки: одна, более мощная, исполь­зуется для перемещения якоря, а другая - лишь для удерживания якоря в притянутом положении.

Велико разнообразие электромагнитов специального назначе­ния. Они используются для фокусировки электронных пучков в телевидении, в ускорителях элементарных частиц, в разнообразных измерительных приборах, в медицинской аппаратуре и т. д.

По конструктивному выполнению различают клапанные (по­воротные), прямоходовые и электромагниты с поперечным движе­нием. Клапанные электромагниты имеют" небольшое перемещение якоря (несколько миллиметров) и развивают большое тяговое усилие.



Прямоходовые электромагниты имеют большой ход якоря и большее быстродействие; по размерам они меньше, чем клапан­ные. Часто они представляют собой соленоид (цилиндрическую катушку, втягивающую в себя ферромагнитный стержень), поэто­му их иногда называют соленоидными электромагнитами.

Рис. 21.1. Варианты конструктивных схем электромагнитов

Различные конструкции электромагнитов показаны на рис. 21.1. Несмотря на большое их многообразие (далеко не все возможные конструкции показаны на этом рисунке), все они состоят из ка­тушки 1, якоря (подвижного магнитопровода) 2, неподвижного магнитопровода (сердечника 3 и ярма 4). Кроме того, они имеют различные пружины, крепежные, фиксирующие и передающие де­тали, корпус. По конструкции магнитной цепи различают электро­магниты с разомкнутым (рис. 21.1, г, е) и замкнутым магнитопроводом (рис. 21.1, а, б, в, д, ж, з). По форме магнитопровода различают электромагниты с П-образным, Ш-образным и цилинд­рическим магнитопроводом.

Магнитопроводы электромагнитов постоянного тока обычно выполняются сплошными из магнитомягких материалов: обычных конструкционных сталей и низкоуглеродистых электротехнических сталей. Высокочувствительные электромагниты имеют магнитопровод из пермаллоев (сплавов железа с никелем и кобальтом). В быстродействующих электромагнитах стремятся к уменьшению вихревых токов, для чего используют электротехнические кремни­стые стали с повышенным электрическим сопротивлением и ших­тованный (наборный) магнитопровод.

Для уменьшения потерь на вихревые токи магнитопровод эле­ктромагнитов переменного тока собирают (шихтуют) из изолиро­ванных пластин толщиной 0,35 или 0,5 мм. В качестве материала используются горячекатаные и холоднокатаные электротехниче­ские стали. Отдельные части магнитопровода, которые трудно вы­полнить шихтованными, изготовляют из сплошного материала тол­щиной 2-3 мм.

Катушки электромагнитов по своей конструкции бывают кар­касные и бескаркасные, а по форме сечения - круглые и прямо­угольные. Провод каркасной катушки наматывают па каркас из изоляционного материала (текстолит, гетинакс, пластмасса). Про­вод бескаркасной катушки наматывают прямо на сердечник, об­мотанный изоляционной лентой, или па специальный шаблон. Для обеспечения прочности катушки, выполненной на шаблоне, ее об­матывают лентой (бапдажируют) и пропитывают компаундным лаком. Катушки, как правило, наматывают медным проводом с изоляцией, выбираемой исходя из назначения и условий работы электромагнита.

В зависимости от способа включения различают последова­тельные и параллельные катушки. Параллельные катушки име­ют большое число витков и наматываются тонким проводом. Обычно они включаются на полное напряжение сети. Последова­тельные катушки имеют сравнительно малое сопротивление, так как выполняются толстым проводом и с малым числом витков. Ток такой катушки определяется не ее сопротивлением, а зависит от тех устройств, с которыми катушка включена последовательно.

Различают также электромагниты, предназначенные для дли­тельной, кратковременной и повторно-кратковременной работы.

§ 21.3. Порядок проектного расчета электромагнита

Исходными данными для расчета электромагнита обыч­но являются требуемое тяговое усилие F э, ход (или угол поворо­та) якоря и напряжение питания U. Кроме того, в задании на проектирование указываются режим работы электромагнита и ус­ловия эксплуатации. Могут быть заданы требуемые быстродейст­вие, габариты, вес, стоимость.

В результате расчета необходимо выбрать конструкцию элект­ромагнита, материал магнитопровода, определить геометрические размеры магнитопровода и катушки, обмоточные данные.

На первом этапе проектного расчета необходимо выбрать кон­струкцию электромагнита, используя понятие конструктивного фактора А. Эта величина определяется в зависимости от тягового усилия и хода якоря :

где - в Н; - в см.

При используют прямоходовый электромагнит соленоидного типа; при -прямоходовый с коническим стопой; при -прямоходовый с плоским стопом; при 2,6<<26 - с поворотным якорем клапанного типа.

Форму электромагнита выбирают с учетом необходимой тя­говой характеристики. На рис. 21.2 показаны типичные тяговые

характеристики электромагнитов. Если не­обходимо иметь пологую тяговую характе­ристику 1, то следует применять прямохо­довый электромагнит, если крутую 2 - кла­панный электромагнит. Ш-образпая форма электромагнита (5) используется преиму­щественно в схемах переменного тока.

На втором этапе выбирается индукция и определяется сечение магнитопровода.

Сила притяжения якоря в основном соз­дается магнитным потоком в воздушном зазоре. Поэтому при проектном расчете влияние на тяговую силу потоков рассея­ния обычно не учитывается. Оптимальный магнитный поток и индукция в рабочем воздушном зазоре может находиться в весьма широких пределах и зависит от соотношения между тяговым усилием и величиной хода, т. е. от конструктивного фактора А. На рис. 21.3 приведены зависимости индукции от конструктивного фактора для трех конструкций электромагнитов (с плоским стопом, с коническим стопом, клапанного типа). После выбора по этим кривым индук­ции можно определить площадь сечения полюсного наконеч­ника. Напомним формулу (17.13), связывающую тяговое усилие синдукцией в зазоре и сечением полюсного наконечника При определении диаметра сердечника необходимо предвари­тельно задаться индукцией в стали и коэффициентом рассея­ниямагнитной системы. Для мощных электромагнитовпри­нимается в пределах , для небольших магнитных си­стем реле - в пределах от . Коэффициент рассеяния Меньшие значения берутся при малых ходах якоря, большие - для перемещений в несколько сантиметров. Сечение сердечника определяется по формуле

Сечение ярма обычно принимается равным сечению сердечника , а сечение якоря - меньшим:

Рис. 21.3. Зависимость индукции в зазоре электромагнита и размеров катушки от величины конструктивного фактора

требуемого тягового усилия. Введем коэффициент , представляю­щий собой отношение МДС, не участвующей в создании тягового усилия, к общей МДС катушки. Тогда, полагая проводимость воз­душного зазора , определяем полную МДС катушки:

Ее можно уточнить при расчете магнитной цепи с использованием кривых намагничивания для выбранного материа­ла магнитопровода.

Соотношение высоты обмоточного пространства катушки к его ширине обычно выбирается по конструктивному фактору (нижняя кривая на рис. 21.3). Конкретные размеры ка­тушки выбирают на основании условий нагрева катушки. При этом учитываются режим работы, коэффициент теплоотдачи , способ намотки, влияющий на коэффициент заполнения , изоляция про­вода, определяющая допустимую температуру . Кроме того, необходимо учесть и возможность снижения напряжения питания до

С учетом этих факторов ширина обмоточного пространства ка­тушки определяется по формуле

Зная размеры катушки, можно определить все размеры магнитопровода электромагнита: высоту сердечника и ярма, расстояние между ними и т. д.

§ 21.4. Особенности расчета электромагнитов переменного тока

В электромагнитах переменного тока индукция в маг­нитной цепи изменяется по синусоидальному закону. Так как мак­симальное (амплитудное) значение индукции враз больше действующего значения, а величина тягового усилия пропорцио­нальна квадрату индукции, то электромагнит переменного тока при одинаковой степени насыщения магнитопровода развивает в два раза меньшее значение тягового усилия. Поэтому при опреде­лении конструктивного фактора для электромагнита переменного тока принимается удвоенное значение тягового усилия"

Оптимальные соотношения между высотой и шириной обмоточ­ного пространства катушки t = h/ a получаются меньшими, чем для электромагнитов постоянного тока. Поэтому катушки элект­ромагнитов переменного тока будут короче и толще. Более корот­кая катушка уменьшает длину сердечника и его объем, что при­водит к снижению потерь в стали, вызванных гистерезисом и вих­ревыми токами. Этих потерь не было в электромагнитах постоян­ного тока. Там стремились к уменьшению потерь в меди, что обе­спечивалось уменьшением средней длины витка катушки за счет малой ее толщины. В электромагнитах переменного тока надо стремиться к уменьшению суммарных потерь (и в меди, и в ста­ли).

При уточненном расчете электромагнитов необходимо учиты­вать потоки рассеяния и падения МДС в нерабочих зазорах и в стали. Кроме того, в электромагнитах переменного тока необхо­димо учитывать потери на гистерезис и на вихревые токи в магнитопроводе

Эти потери пропорциональны частоте питания, массе магнито­провода и индукции в квадрате. Для материалов, используемых в магнитной цепи электромагнита, в справочниках приводятся удельные потери (в зависимости от толщины листа и частоты) на единицу массы.

Число витков обмотки электромагнита переменного тока

(21.7)

Диаметр провода определяется по допустимой с точки зрения нагрева плотности тока. При этом ток определяется с учетом по­терь в стали:

где -ток потерь в стали; -ток намагничивания.

Значения и можно определить с помощью электрической схемы замещения электромагнита (рис. 21.4). На схеме приняты следующие обозначения:-активное сопротивление обмотки;

Индуктивное сопротивление, со­ответствующее рабочему потоку; - индуктивное сопротивление, соответ­ствующее потоку рассеяния; -ак­тивное сопротивление, обусловленное потерями в магнитопроводе на гисте­резис и вихревые токи.

Если пренебречь падением напря­жения на активном сопротивлении об­моткии потоком рассеяния, то ток потерь

(21.9)

Намагничивающий ток, создающий рабочий магнитный поток, определяется по МДС (). Если пренебречь падением МДС в стали и нерабочих зазорах, то

где-действующеезначение переменного магнитного потока в рабочем зазоре; -магнитная проводимость рабочего зазора.

Предварительный расчет электромагнита с короткозамкнутым витком проводится без учета экранирующего действия этого вит­ка. Точный расчет параметров короткозамкнутого витка довольно сложен. На практике его выполняют из меди или латуни таким образом, чтобы он охватывал примернополюса электромагни­та. При Ш-образном магнитопроводе короткозамкнутый виток 3 располагается на среднем (рис. 21.5, а) или на крайних стержнях (рис. 21.5, б). С витком на среднем стержне выполнены широко распространенные электромагниты серии МИС. Для уменьшения падения МДС в нерабочем зазоре между якореми сердечником 2 имеется так называемый воротничок 5. Номинальное тяговое усилие электромагнитов серии МИС изменяется от 15 до 120 Н при ходе якоря 15-30 мм. Механическая износостойкость состав­ляет примерно 10 6 циклов включений-отключений.

С витками на крайних стержнях (рис. 21.5, б) вы­ полнены длинноходовые электромагниты серии ЭД. Они имеют Т-образный якорь 1. Тяговое усилие соз­дается во всех трех стерж­нях, т. е. магнитная цепь со­держит три рабочих зазора. Тяговое усилие электромаг­нитов серии ЭД достигает 250 Н при максимальном перемещении якоря до 40 мм. Электромагниты срабатывают при подаче тока в об­мотку 4.

§ 21.5. Электромагнитные муфты

Электромагнитная муфта предназначена для передачи вращающего момента двигателя к рабочему механизму. Муфта состоит из двух частей: ведущей и ведомой, - которые образуют замкнутую магнитную систему. Муфта выполнена из ферромагнит­ных материалов и имеет одну или несколько обмоток возбужде­ния.

Различают фрикционные муфты и асинхронные (индукцион­ные) муфты. Во фрикционных муфтах передача вращения проис­ходит за счет силы трения между ведущей частью, закрепленной на валу электродвигателя, и ведомой частью, которая может пе­ремещаться вдоль вала рабочего механизма на шлицах или шпон­ке. При подаче тока в обмотку возбуждения создается магнито­движущая сила и подвижная часть муфты прижимается к непо­движной. Такая муфта работает как электромагнит. Для передачи значительных моментов используются многодисковые конструкции электромагнитных муфт. Как на ведущем, так и на ведомом валу имеется несколько стальных дисков, которые под действием МДС притягиваются друг к другу и благодаря трению их поверхностей передается вращение. Соприкасающиеся поверхности фрикцион­ных муфт выполняют из специального материала - сплава фер-радо, имеющего коэффициент трения в 3-4 раза больший, чем у стали.

Различают конструкции электромагнитных фрикционных муфт с неподвижной катушкой электромагнита и с вращающейся ка­тушкой.

В маломощных муфтах (рис. 21.6, а) ведущая 1 и ведомая 2 полумуфты не имеют обмоток, но одна из них (обычно ведомая) может перемещаться вдоль вала по шпонке или шлицам. Обе муфты окружены неподвижной катушкой электромагнита 3, которая при подключении к напряжению создает магнитный поток. Воз­никающие электромагнитные силы прижимают ведомую полумуф­ту к ведущей. Момент трения между полумуфтами должен быть больше момента нагрузки на ведомом валу. При отключении ка­тушки муфты неподвижная полумуфта отжимается от подвижной с помощью пружины (на рисунке не показана). Обычно эта же пружина прижимает полумуфту к тормозным поверхностям, что

обеспечивает быструю остановку ведомого вала. В мощных муф­тах (рис. 21.6, б) для увеличения величины передаваемого момен­та в подвижной части муфты используется несколько стальных дисков 2, имеющих свободу перемещения вдоль оси вращения ве­дущего и ведомого валов. Соответствующее количество стальных дисков 1 жестко закреплено на ведущем валу. На этом же валу закреплена катушка электромагнита 3, подача тока к которой осуществляется с помощью контактных колец и щеток. Электро­магнитные силы притягивают подвижные диски к неподвижным. Большая площадь соприкосновения обеспечивает большой момент трения.

В электромагнитных муфтах с ферромагнитным наполнителем (рис. 21.6, в) передача вращения осуществляется за счет того, что зазор между ведомой 1 и ведущей 2 полумуфтами заполнен смесью 4 из зерен ферромагнитного материала и наполнителя. При пропускании тока через катушку 3 муфты создается магнит­ный поток, заставляющий ферромагнитные зерна ориентироваться вдоль силовых линий и образовывать мостики, связывающие ве­дущую и ведомую полумуфты. Зерна ферромагнитного материала имеют размеры от 4 до 50 мкм. Наполнитель может быть сухим (тальк, графит) или жидким (трансформаторные и силиконовые масла, фтористые соединения).

Электромагнитные муфты с ферромагнитным наполнителем бо­лее надежны, чем фрикционные, имеют меньшее время срабаты­вания (до 20 мс). Необходима регулярная смена наполнителя.

В электромагнитных индукционных муфтах передача вращаю­щего момента происходит за счет индукционных токов, т. е. без непосредственного механического соприкосновения обеих частей муфты. Одна из частей муфты (рис. 21.7) имеет электромагнит­ные полюсы 1 с обмоткой возбуждения, питаемой постоянным то­ком. Она называется индуктором и конструктивно выполнена по­добно ротору синхронного генератора. Другая часть муфты имеет короткозамкнутую. обмотку 2, аналогичную роторной обмотке.асинхронного двигателя. Эта часть называется якорем. При вра­щении индуктора в обмотке якоря наводится ЭДС и идет ток. Взаимодействие этого тока с магнитным потоком возбуждения

создаст электромагнитный мо­мент, приводящий во вращение якорь. В муфте происходят те же физические процессы, что и в асинхронном электродвигателе. Разница заключается в том, что вращение магнитного поля в дви­гателе происходит при подаче трехфазного переменного тока в обмотку неподвижного статора, а в муфте вращение магнитного поля происходит за счет механи­ческого вращения индуктора, возбужденного постоянным током. Так же как и в асинхронном двигателе, вращающий момент возникает лишь при неодинаковой скорости индуктора и якоря. Ведомая часть муфты вращается с частотой , где

Частота вращения ведущего вала,-скольжение. Величина скольжения обычно составляет

Если момент нагрузки приводного механизма оказывается больше максимального момента муфты, то происходит опрокиды­вание- вращение ведомой части прекращается. Благодаря спо­собности к опрокидыванию муфта может защитить приводной двигатель от больших перегрузок. Величина вращающего момен­та, передаваемого муфтой, зависит от магнитного поля возбуж­дения. Изменяя ток возбуждения, можно регулировать величину критического момента муфты. Разница в скоростях вращения ве­домой и ведущей частей асинхронной муфты принципиально необ­ходима для создания вращающего момента на ведомой части. По­этому асинхронные муфты называют еще электромагнитными муф­тами скольжения. Они получили наибольшее распространение в качестве элемента регулируемого автоматизированного электро­привода переменного тока, включающего помимо муфты нерегу­лируемый электродвигатель и систему автоматического регули­рования тока возбуждения муфты. К достоинствам такого приво­да с муфтой скольжения относятся простота устройства и экс­плуатации, низкая стоимость, высокая надежность. Но с увеличе­нием скольжения растут потери мощности и КПД привода сни­жается.

Однажды, в очередной раз, перелистывая книгу, которую нашел у мусорного бачка, обратил внимание на простой, приблизительный расчет электромагнитов. Титульный лист книги показан на фото1.

Вообще их расчет это сложный процесс, но для радиолюбителей, расчет, приведенный в этой книге, вполне подойдет. Электромагнит применяется во многих электротехнических приборах. Он представляет собой катушку из проволоки, намотанной на железный сердечник, форма которого может быть различной. Железный сердечник является одной частью магнитопровода, а другой частью, с помощью которой замыкается путь магнитных силовых линий, служит якорь. Магнитная цепь характеризуется величиной магнитной индукции - В, которая зависит от напряженности поля и магнитной проницаемости материала. Именно поэтому сердечники электромагнитов делают из железа, обладающего высокой магнитной проницаемостью. В свою очередь, от магнитной индукции зависит силовой поток, обозначаемый в формулах буквой Ф. Ф = В S - магнитная индукция — В умноженная на площадь поперечного сечения магнитопровода — S. Силовой поток зависит также от так называемой магнитодвижущей силы (Ем), которая определяется числом ампервитков на 1см длины пути силовых линий и может быть выражена формулой:
Ф = магнитодвижущая сила (Ем) магнитное сопротивление (Rм)
Здесь Ем = 1,3 I N, где N - число витков катушки, а I - сила текущего по катушке тока в амперах. Другая составляющая:
Rм = L/M S, где L — средняя длина пути силовых магнитных линий, М - магнитная проницаемость, a S - поперечное сечение магнитопровода. При конструировании электромагнитов весьма желательно получить большой силовой поток. Добиться этого можно, если уменьшить магнитное сопротивление. Для этого надо выбрать магнитопровод с наименьшей длиной пути силовых линий и с наибольшим поперечным сечением, а в качестве материала - железоматериал с большой магнитной проницаемостью. Другой путь увеличения силового потока путем увеличения ампервитков не является приемлемым, так как в целях экономии проволоки и питания следует стремиться к уменьшению ампервитков. Обычно расчеты электромагнитов делаются по специальным графикам. В целях упрощения в расчетах мы будем также пользоваться некоторыми выводами из графиков. Предположим, требуется определить ампервитки и силовой поток замкнутого железного магнитопровода, изображенного на рисунке 1,а и сделанного из железа самого низкого качества.

Рассматривая график (к сожалению я его в приложении не нашел) намагничивания железа, нетрудно убедиться, что наиболее выгодной является магнитная индукция в пределах от 10 000 до 14 000 силовых линий на 1 см2, что соответствует от 2 до 7 ампервиткам на 1 см. Для намотки катушек с наименьшим числом витков и более экономичных в смысле питания для расчетов надо принимать именно эту величину (10 000 силовых линий на 1 см2 при 2 ампервитках на 1 см длины). В этом случае расчет может быть произведен следующим образом. Так, при длине магнитопровода L =L1+L2 равной 20 см + 10 см = 30 см, потребуется 2×30=60 ампервитков.
Если диаметр D сердечника (Рис.1,в)примем равным 2 см, то его площадь будет равна: S = 3,14xD2/4 = 3,14 см2. 0тсюда возбуждаемый магнитный поток будет равен: Ф = B х S= 10000 x 3,14=31400 силовых линий. Можно приближенно вычислить и подъемную силу электромагнита (P). P = B2 S/25 1000000 = 12,4 кг. Для двухполюсного магнита этот результат следует удвоить. Следовательно, Р=24,8 кг = 25 кг. При определении подъемной силы необходимо помнить, что она зависит не только от длины магнитопровода, но и от площади соприкосновения якоря и сердечника. Поэтому якорь должен точно прилегать к полюсным наконечникам, иначе даже малейшие воздушные прослойки вызовут сильное уменьшение подъемной силы. Далее производится расчет катушки электромагнита. В нашем примере подъемная сила в 25 кг обеспечивается 60 ампервитками. Рассмотрим, какими средствами можно получить произведение N J = 60 ампервиткам.
Очевидно, этого можно добиться либо путем использования большого тока при малом количестве витков катушки, например 2 А и 30 витков, либо путем увеличения числа витков катушки при уменьшении тока, например 0,25 А и 240 витков. Таким образом, чтобы электромагнит имел подъемную силу в 25 кг, на его сердечник можно намотать и 30 витков и 240 витков, но при этом изменить величину питающего тока. Конечно, можно выбрать и другое соотношение. Однако изменение величины тока в больших пределах не всегда возможно, так как оно обязательно потребует изменения диаметра применяемой проволоки. Так, при кратковременной работе (несколько минут) для проводов диаметром до 1 мм допустимую плотность тока, при которой не происходит сильного перегревания провода, можно принять равной 5 а/мм2. В нашем примере проволока должна быть следующего сечения: для тока в 2 а - 0,4 мм2, а для тока в 0,25 а - 0,05 мм2, диаметр проволоки будет 0,7 мм или 0,2 мм соответственно. Каким же из этих проводов следует производить обмотку? С одной стороны, выбор диаметра провода может определяться имеющимся ассортиментом проволоки, с другой - возможностями источников питания, как по току, так и по напряжению. Действительно, две катушки, одна из которых изготовлена из толстой проволоки в 0,7 мм и с небольшим числом витков - 30, а другая - из проволоки в 0,2 мм и числом витков 240, будут иметь резко различное сопротивление. Зная диаметр проволоки и ее длину, можно легко определить сопротивление. Длина проволоки L равна, произведению общего числа витков на длину одного из них (среднюю): L = N x L1 где L1 - длина одного витка, равная 3,14 x D. В нашем примере D = 2 см, и L1 = 6,3 см. Следовательно, для первой катушки длина провода будет 30 x 6,3 = 190 см, сопротивление обмотки постоянному току будет примерно равно? 0,1 Ом, а для второй - 240 x 6,3 = 1 512 см, R ? 8,7 Ом. Пользуясь законом Ома, нетрудно вычислить необходимое напряжение. Так, для создания в обмотках тока в 2А необходимое напряжение равно 0,2В, а для тока в 0,25А - 2,2В.
Таков элементарный расчет электромагнитов. Конструируя электромагниты, надо не только производить указанный расчет, но и уметь выбрать материал для сердечника, его форму, продумать технологию изготовления. Удовлетворительными материалами для изготовления сердечников в кружках являются прутковое железо (круглое и полосовое) и различные. железные изделия: болты, проволока, гвозди, шурупы и т. д. Чтобы избежать больших потерь на токах Фуко, сердечники для приборов переменного тока необходимо собирать из изолированных друг от друга тонких листов железа или проволоки. Для придания железу «мягкости» его необходимо подвергать отжигу. Большое значение имеет и правильный выбор формы сердечника. Наиболее рациональные из них кольцевые и П-образные. Некоторые из распространенных сердечников показаны на рисунке 1.

В этом видео уроке канал “Э+М” рассказал о том, что такое электромагнит. Также показал, как сделать его руками с напряжением питания 12 вольт и поставил серию опытов с его использованием. Показал, как увеличить эффективность.

Для начала немного теории истории. В начале 19 века датский физик Эрстед обнаружил связь между электричеством и магнетизмом. Ток, проходящий через проводник, находящийся рядом с компасом, отклоняет его стрелку в сторону проводника. Это свидетельствует о наличии магнитного поля вокруг проводника. Также выяснилось, что если в намотать проводник в катушку, его магнитные свойства усилится. В катушке с проводом, так называемом соленоиде, образуются магнитные линии, такие же, как и в постоянном магните.

В зависимости от того, какой стороной понесем катушку к компасу, он будет отклоняться в ту или иную сторону. Так как в катушке образовались два полюса: северный и южный. Можно изменить направление электрического тока, когда поменяются полюса. Для эксперимента автор канала намотал 2 одинаковые катушки. Первая катушка 260 витков, сопротивление 7 ом. 2 в два раза больше. 520 витков, сопротивление 15 ом. Питание будет осуществляться от источника постоянного тока. Напряжение 12 вольт. В данном случае это компьютерный блок питания. Также подойдет свинцовый аккумулятор.

Начнем эксперименты с первой катушке, у которой 260 витков. Мультиметр установлена в режиме измерения тока. Он покажет ток в амперах, текущий через катушку. Как видим показатель 1,4 ампера. Этого достаточно, чтобы притянуть маленькие металлические предметы. Попробуем объект побольше. Пусть это будет железный рубль. Катушка не может справиться с этой нагрузкой. Попробуем провести тот же опыт со второй катушкой. Ток здесь составляет 0,7 ампера. Это в 2 раза меньше, чем у 1. При том же напряжении 12 вольт. Она также не может притянуть рубль. Что можно сделать, чтобы увеличить магнитные свойства нашей катушки? Попробуем ставить железный сердечник. Для этого используем болт. Теперь он выступит в качестве магнитопровода. Последний способствует прохождению магнитного потока через себя, увеличивает соответствующие свойства соленоида. Теперь наша конструкция превратилась в электромагнит. Он уже с легкостью справляется с рублем. Ток остался таким же, 1,4 ампера.

Поэкспериментируем дальше и посмотрим, сколько таких предметов может притянуть магнитная катушка.
Электромагнит нагрелся, значит его сопротивление увеличилось. Чем больше сопротивление, тем меньше ток. Тем меньше магнитное поле катушка создаёт. Дадим а полностью остыть электромагниту и повторим экспериментов. В этот раз нагрузкой станут 12 монет. Как видим, нижние монеты при снижении тока начали сами отпадает. Сколько не пытался ведущий экспериментировать, удалось поднять не более такой нагрузки.

Проведем тот же опыт со второй катушкой. У него два раза больше витков. Посмотрим, сильнее ли она, чем предыдущая.
Смотрите продолжение о электромагните на 12 вольт на видео с 6 минуты.