Какие буквы шипящие. Твёрдые непарные шипящие согласные звуки

Шипящие звуки

Шипящие звуки ШИПЕ́ТЬ, -плю́, -пи́шь; несов.

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Смотреть что такое "Шипящие звуки" в других словарях:

    - (грамм.) в школьной грамматической терминологии так называются переднеязычные альвеолярные спиранты корональной артикуляции глухой ш и звонкий ж, а также сложный согласный глухой ч, состоящий из палатального (мягкого) альвеолярного смычного т и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Нёбные (нёбно зубные) щелевые (ж) и (ш) и аффриката (ч), называемые так по производимому ими акустическому впечатлению … Словарь лингвистических терминов

    Самоназвание: slüvensťĕ, vensťĕ Страны: Германия … Википедия

    ШИПЕТЬ, плю, пишь; несовер. 1. Издавать глухие звуки, напоминающие протяжное произношение звука «ш». Змея шипит. 2. перен. Говорить сдавленным от злости голосом (разг.). 3. перен. Ворчать, браниться, выражая своё недовольство, злобу (разг.). Ш.… … Толковый словарь Ожегова

    Гриф индейка … Википедия

    Вертишейка … Википедия

    Гриф индейка Гриф индейка Научная классификация Царство: Животные Тип … Википедия

    Самым характерным признаком птиц из семейства утиных можно считать их клюв, служащий ситом и позволяющий особым образом промышлять себе пищу. Этот клюв редко бывает длиннее головы, обыкновенно прямой, широкий, на верхней части плоско… … Жизнь животных

    Запрос «Голубь» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сизый голубь … Википедия

    Сизый голубь Научная классификация Царство: Животные Тип: Хордовые … Википедия

Книги

  • Шипящие звуки , Новоторцева Н.. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отражает необходимость коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Материал тетради позволяет…
  • Шипящие звуки , Н. В. Новоторцева. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отражает необходимость коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Материал тетради позволяет…

Цель:

Обобщить знания детей о шипящих согласных звуках .

Воспитывать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового.

УУД: Находить в тексте слова с шипящими ж, ш, ч, щ (по конкретному заданию). Заучивать наизусть стихотворение и выразительно его читать. Сравнивать слова в столбиках и находить «лишнее».

Зрительный ряд: Лента букв, мультимедиа, демонстрационный материал

План урока.

1.Организационный момент.

2.Речевая разминка.

3.Постановка учебной задачи.

5.Физминутка.

6.Работа с учебником.

7.Работа в тетрадях.

8.Заключительная часть.

9.Уборка рабочих мест.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

И книжки, и тетрадки,

И мысли – все в порядке.

2.Речевая разминка.

Щука щуку ощущает, ощутив щекой прощает.

3.Постановка учебной задачи.

Определите этот звук на мягкость и твёрдость. Для сравнения произнесём слова: щука, роща, лещ, щит. (Звук [щ‘] во всех словах произносится мягко, независимо от того, какой звук следует за ним.)

Произнести этот звук твёрдо не получается. Значит, звук [щ‘] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука.

4.Усвоение новых знаний и способов действий. 1.Попторение слов с буквой Щ .

Какие буквы в своём названии имеют звук [а]? (Буквы «ка», «ха», «ша», «ща»).

Звуки [щ‘] и [ч‘] очень близки по звучанию, и нередко их путают в словах. Потренируемся их произносить в скороговорке:

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

2. Чтение слов в столбиках.

3. Произношение слов, начинающихся с буквосочетания сч. Первым звуком в таких словах будет звук [щ‘].

Например: счётчик, счастье, счёт, считалочка.

Сравните слова: читать и считать.

4.Выведение правила правописания сочетаний: ча-ща, чу-щу из записанных слов. (Ча-ща пишутся с буквой а, чу-щу пишутся с буквой у.

Чтение правила.

5.Работа в паре

Чтение стихотворения Пивоварова «Ручеёк»

6.Работа со стихотворением.

5.Физминутка.

Дети встают паровозиком, двигаются по классу и поют:

Вот поезд наш едет,

Колёса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу-чу-чу-чу-чу-чу-

Бежит паровоз,

Далеко, далеко

Ребят он повёз.

6.Работа с учебником.

Учитель читает Поташникова «Сосульки»:

Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)

Беседа по тексту.

7.Работа в тетрадях.

1.В предложении «спряталось» слово щенок (ще-но-к).

2. Решение ребусов. (Щуки, ящик, щека).

3. Решение кроссворда.(1.Роща. 2.Плащ. 3. Щука.)

8.Заключительная часть.

С какой буквой вы сегодня познакомились?

Какой звук она обозначает?

Охарактеризуйте этот звук. (Звук [щ‘]-согласный, глухой, парного звонкого согласного у него нет, всегда мягкий).

С каким правилом познакомились? (Ча-ща пишутся с буквой а, чу-щу пишутся с буквой у).

Рефлексия.

Теперь наш урок подходит к концу.

На доске три утверждения: «Хочу знать больше». «Хорошо, но могу лучше». «Пока испытываю трудности».

Учитель зачитывает и учащиеся поднимают руки, если согласны с одним из них.

9.Уборка рабочих мест.

Шипящие согласные звуки получили такое интересное название неслучайно – они действительно как будто шипят, поскольку произносят их особенным образом. Подробно о них рассказывает наша статья для учащихся 2 класса: на какие группы делятся такие звуки, какие имеют особенности и фонетические характеристики.

Что это за звуки и как их произносить

Шипящие звуки выделяются среди остальных тем акустическим шумом, которые производят, то есть шипением. Произнести их правильно можно только с разомкнутыми и немного вытянутыми вперед губами, а зубы при этом почти сомкнуты. Таким образом получается щель, проходя через которую, воздух шипит. Так, ярким примером шипящего согласного звука является звук [щ], который четко произносится именно таким образом, без добавления голоса. Все четыре таких звука всегда произносятся на выдохе. При этом с боков звук не проходит: его блокирует язык, прижавшийся к коренным зубам и твердому небу. То есть, для того, чтобы произнести шипящий звук правильно, нужно из языка “сделать” ковшичек .

Можно сказать, что они имеют непростой характер – произносить их сложно не только детям, но и многим взрослым. Чтобы научиться правильно это делать, нужно следить не только за постановкой языка и губ, но и за выдыхаемым воздухом: его струя проходит примерно посередине и должна быть достаточно широкой. Проверить это можно, поднеся ко рту руку.

Если последить за своей артикуляцией, то можно заметить, что все шипящие звуки имеют в своей основе один – [ш]. Так, [ж] появляется, если добавить к нему голос, то есть дрожание голосовых связок. При [щ] поднимается средняя часть языка, а при [ч] к такому поднятию добавляется еще и смычка перед губно-зубной щелью.

Непарные или парные?

Наука о русском языке считает непарными звуки [ч] и [щ], а [ж] и [ш] – парными только по одному признаку. И действительно, так как другие звуки, у которых пара есть, полностью их объединить нельзя. Однако есть два признака, по которому они могут быть объединены в группы – это звонкость/глухота и твердость/мягкость. Так, [ж] и [ш] – звуки только твердые, а [ч] и [щ] – мягкие. При этом неважно, какие гласные стоят после них. Даже если на письме после буквы, обозначающей твердый шипящий, поставить мягкий знак, звук будет произноситься твердо.

Что касается разделения на глухие и звонкие, то в первой категории относятся [ш], [ч] и [щ], а ко второй – только [ж], так как при его произнесении добавляется голос. Таким образом, [ж] и [ш] получаются парными по признаку глухота/звонкость.

Когда-то было по-другому – [ж] и [ш] были мягкими, но уже с 14 века они начали становиться такими же, как и сегодня, то есть твердыми.

Фонетические характеристики шипящих звуков

Итак, каждый звук имеет свою характеристику. Чтобы закрепить информацию, нужно разобрать все четыре по отдельности, не упоминая в классификации то, что они являются шипящими:

  • [ж] – твердый, звонкий, парный.
  • [ш] – твердый, глухой, парный.
  • [ч] – мягкий, глухой, непарный.
  • [щ] – мягкий, глухой, непарный.

Что мы узнали?

Шипящих звуков в русском языке всего четыре – это [ш], [ж], [ч] и [щ]. Их так назвали из-за особенной манеры произношения. Их фонетические характеристики, то, как они выговариваются, делают эти звуки особенными и сложными.

Нижегородская обл.

р .п. Шатки МОУ « Шатковская ОШ»

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

1 КЛАСС

Тема урока:

« ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

У читель начальных классов : Орешкина Н.И.

ТЕМА: ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.

ЦЕЛЬ: 1. обобщение знаний о шипящих согласных звуках [Ж] [ ш ][ч’][щ’];

    формирование правильного, выразительного чтения стихотворения, текста;

    развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса;

    воспитание интереса к чтению.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, учебник, карточки с читоговорками

ХОД УРОКА

    ОРГМОМЕНТ.

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Если хочешь много знать

Многого добиться,-

Обязательно читать

Должен научиться.

    Актуализация знаний.

- На уроке будем повторять изученные буквы, шипящие согласные звуки, будем читать выразительно стихотворение, читать текст, находить слова, в которых есть шипящие согласные звуки.

    ПОВТОРЕНИЕ Слайд 2 ИЗУЧЕНННОГО Вспомните.

-Какие звуки в русском языке всегда мягкие?

-Какие звуки всегда твердые?

-Какие буквы не обозначают звуков?

-Какие гласные буквы показывают мягкость предшествующего согласного?

-Какие гласные буквы обозначают два звука?

- Теперь посмотрим на столбики слов и сделаем вывод Какими общими буквами связаны слова каждого столбика? Слайд 3

По та ро..а лы…и шала…

Ласто..ка …ётка …уК ма…ина

Асы до..ечка у…и у..и

- Это буквы Ж, Ш,Ч, Щ. Произнесем звуки. Дадим характеристику звуков.

Вывод: это шипящие звуки. Это тема нашего урока. Слайд 4

    РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Работа в парах . Речевая разминка. Почитаем чистоговорки. Правила работы в парах.

- Говори тихо!

-Будь вежлив!

- Умей договариваться! Нет согласия надо останавливаться!

ЧА- ЧА- ЧА - горит в комнате свеча

ЧУ -ЧУ - ЧУ - молоточком я стучу

ОЧЬ - ОЧЬ - ОЧЬ - наступила ночь

ЩА- ЩА -ЩА - мы несем домой леща

АЩ - АЩ - Ащ - мы наденем плащ

ЖИ -ЖИ -ЖИ - здесь живут ежи

ЖУ -ЖУ -ЖУ - молоко дадим ежу

ЖА- ЖА -ЖА - есть иголки у ежа

ЖЕ- ЖЕ- ЖЕ - дождь прошел уже

ША -ША -ША- мама моет малыша

ШУ -ШУ - ШУ - другу я письмо пишу

АШ- АШ- АШ - дам сестренке карандаш

-Прочитайте друг другу чистоговорки. Кто желает вслух прочитать свои чистоговорки. Молодцы!

-Какие звуки встретились в чистоговорках? Звук ж, почему отнесен к шипящим? Скорее всего звук жужжащий, чем шипящий. Но произнесите слово багаж, гараж, ёж и слышите шипящий звук Ш

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Ща- ща -ща- (3 хлопка)

Кто ходит без плаща? (Шаги)

Щи - щи - щи (3 хлопка)

Щиплем мы щавель на щи. (сбор травы)

6. Работа по Букварю.

    1. Работа с лентой букв.

-Прочитаем буквы.

-Есть ли здесь шипящие? Все они здесь?

-Какого звука нет?

    1. Чтение стихотворения В. Пивоварова

« Ручеёк» Чтение про се бя самостоятельно. Прочитаем вслух. с. 98 Словарная работа. Слайд 6

Туман - непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами или ледяными кристалликами.

Ручей - водный поток, текущий струей

- В виде чего написано стихотворение? (Диалога)

- Что такое диалог?

- Между кем и кем идет разговор?(между автором и ручейком, может спрашивать ветер, ёжик, нам не понять)

- На какое предложение надо обратить внимание? (на последнее)

- Что означает такая запись? (долгий звук А)

- Каким этот звук должен быть по громкости?(Звук постепенно должен стихать, так как ручеек удаляется, убегает от собеседника)

- Сколько человек должны читать это стихотворение по ролям?(Трое: ручеек, воображаемый собеседник, автор)

6.3 Чтение стихотворения по ролям.

    Сколько человек могут инсценировать это стихотворение? (два, без автора)

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

-Разыграем сценку. Включите другие средства устного общения: жесты, мимику, движение.

7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

8. РАБОТА С ТЕКСТОМ Н. СЛАДКОВА. С.98

- Чтение текста учителем, читающим учеником.

Сравнение соде ржания рассказа н стихотворения Общее: ручей бежит к реке. Различие: В стихотворении ручей совсем маленький и тихий, а в тексте он большой и шумный)

- Как бы вы озаглавили этот текст? (« Ручей», « Весна пришла», «Ручей и река», « Просыпайся речка»)

- Давайте восстановим путь ручья. Он рождается из родника (ключа, источника) и бежит маленьким ручьем. Затем, соединяясь с другими такими же ручейками, превращается в большой ручей. Большие ручьи, сливаясь вместе, рождают небольшую речку..

Небольшие речки превращаются в одну большую реку, которая впадает или в озеро, или в море. Слайд 7

- Какой темп чтения вы выберете для каждого абзаца?

    Выразительное чтение текста.

- Найти в тексте слова, которые рассказывают о том, что делает ручей, чтобы разбудить речку.

Журчит, шумит, булькает, гремит, плещет, будит, брызжет, щекочет. Слайд 8

- Какие звуки в этих словах способствуют передаче бурных и шумных действий ручья?

- С помощью шипящих звуков.

- Почему же как вы думаете, звуки названы шипящими.

- Поработаем с иллюстрацией на странице Букваря слева. Воспитательная беседа. Поведение весной на водоемах.

10. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

11. РАБОТА СО СЛОВАМИ В СТОЛБИКАХ.

Интеллектуальный марафон. Задание на смекалку.

Найди лишнее слово. Слайд 9

Ручка, морж, веселье, водитель (объяснить орфограммы)

Остальные слова связаны по смыслу и имеют общую часть.

- Из этих слов выберите слова, которые связаны с темой прочитанных нами сегодня текстов( ручей, море, весна, вода) Слайд 10

    Работа с домиком - таблицей.

Заселен последний домик в городе Алфавитинске

- Какие буквы в нем живут?

- Какие звуки они обозначают?

-Что общего? (непарные глухие согласные)

13. ИТОГ УРОКА.

- Какие звуки мы сегодня повторяли?

- Что вам понравилось, запомнилось?

-Что показалось сложным?

14. Рефлексия.

- Все ли сегодня у вас получилось? Поднимите сигнальные карточки.

Я молодец. Был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял.

Я могу лучше работать на уроке. У меня не все получалось.

Мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь.

Урок окон чен. Спасибо за работу! Слайд 11