Какими основными чертами характера обладает николенька иртеньев. Характеристика Николеньки из повести "Детство" Л

Николенька Иртеньев - главный герой повести “Детство”, написанной гениальным писателем возвращает читателей в далекое детство, а также открывает духовный и нравственный мир ребенка.

Какова же характеристика Николеньки Иртеньева? Как относился к нему автор? Идеализировал ли он своего героя? И что он хотел донести до сердец читателей, выбирая образ ребенка ключевым и центральным в своем произведении?

Давайте коротко проанализируем реалистичную, жизненную повесть, которую написал Л. Н. Толстой, “Детство”, и постараемся найти ответы на приведенные выше вопросы.

Образ детства

Характеристика Николеньки из повести “Детство” начинается с самых первых строк произведения. Перед нами предстает спящий мальчик, сон которого оберегается его добрым любящим наставником.

Из кратких замечаний и размышлений ребенка видно, что он - сын помещика, выросший в тепличных условиях, немного избалованный и взбалмошный, но очень добрый и нежный.

Повествование не даром ведется от первого лица. Это дает нам возможность лучше узнать мысли и чувства мальчика, его детскую непосредственность и ребяческую серьезность.

Характеристика Николеньки Иртеньева является характеристикой самого Толстого, так как многие события и происшествия, описанные в повести, взяты непосредственно из воспоминаний автора.

Что же хранил в своей памяти Л. Н. Толстой? “Детство” открывает перед нами его первые годы жизни, оно не только ярко и эффектно характеризует подрастающее поколение зажиточных помещиков, но и критикует, разоблачает безнравственность и ханжество дворянского образа жизни того времени.

Внешность главного персонажа

Портрет Николеньки из повести “Детство” представляет нам довольно некрасивого мальчика десяти лет с крупным носом, большими губами и мелкими глазами, с постоянно торчащими вихрами на макушке.

Мальчик очень переживает о своих внешних недостатках. Из-за этого его иногда охватывает печаль и отчаяние. Он даже просит бога о наружной красоте и готов отдать все самое ценное, лишь бы иметь идеальный облик.

И хотя иногда может казаться, что главный герой намеренно описывает себя эдаким маленьким уродцем, все же о его некрасивой внешности неоднократно говорят старшие. Это отмечает даже та, которая любит Николеньку больше всех на свете, - его мать. С другой стороны, она не раз подчеркивала душевную привлекательность младшего сына.

Противоречивые чувства

Какой Николенька в повести “Детство”?

Это обычный мальчик, немного завистливый, немного вздорный, но очень добрый, нежный и совестливый.

Скорее всего, совестливость Иртеньева - это его внутренний стержень, который и привлекает нас в главном герое.

Он может совершать безобразные поступки, может иметь плохие суждения, может думать и чувствовать то, что достойно порицания, но он всегда, всегда (!) почувствует после этого стыд и сожаление, раскаяние и некие угрызения совести. После этого хочется верить и надеяться, что Николенька изменится, исправится и станет лучше.

Отношения с наставником

В чем же проявляются противоречивые чувства Николеньки?

Например, в его отношениях с детским учителем, немцем по происхождению, - Карлом Ивановичем. На далекой родине не сложилась жизнь у этого бедного человека, и он приехал в Россию в поисках счастья. Богатства и благополучия немец не нашел, но, по натуре добрый и сердечный, он очень привязался к своим воспитанникам и в простоте душевной отдал им всего себя.

Николенька очень любит своего бедного наставника и жалеет его. Например, он мечтает вырасти и помочь своему учителю, облегчить его горе и даже пожертвовать многим ради него.

Его искренняя любовь к Карлу Ивановичу проявляется и на деле: часто Николенька подходит к наставнику, нежно берет его руку и ласково называет “дорогим” учителем.

Однако в душе мальчика происходят многократные резкие перемены. Он может браниться и злиться на обездоленного учителя, отвечать ему грубо и дерзко, желать всего плохого. И все это лишь из-за строгого внушения, короткого замечания или плохой оценки!

Конечно же, позднее, проанализировав свое неправильное поведение, маленький Иртеньев начинает испытывать раскаяние и стараться загладить свою вину.

Отношения с Иленькой

Характеристика Николеньки из повести “Детство” ярко вырисовывается в его отношениях с Иленькой Грапом, который приходился главному герою ровесником. Иленька был болезненным тихим ребенком, затравленным и затюканным богатыми товарищами. Его отец не имел ни состоятельности, ни титула, но старался поддерживать знакомство с Иртеньевыми в надежде на дальнейшее покровительство. Как же тяжело давалось Иленьке общение с надутыми барчуками, которые обижали его, унижали, оскорбляли и даже били!

Дети, уже способные проявлять жестокость, доводили несчастного мальчика до слез, даже не задумываясь о том, что он испытывает душевные муки и терзания.

Воспоминания о травле Иленьки темным пятном лежат на сердце Иртеньева долгие годы. Он, такой нежный и сочувствующий, с тонкой понимающей душой, корит себя в том, что шел на поводу у взрослых ребят и не вступался за беззащитного обездоленного мальчика.

Барственность героя

Однако в отношении Николеньки к нижестоящим его людям всегда проскальзывала нотка высокомерия и чванливости. Он считал себя намного выше Карла Ивановича и Натальи Савишны, - слуг, привязанных к нему всей душой. Он относился к нищим ровесникам презрительно и спесиво, считая себя лучше и умнее.

Откуда пошло такое чувство надменности и превосходства в этом славном милом ребенке? Характеристика Николеньки из повести “Детство” в полной мере раскрывает перед нами причины и следствия его поступков и суждений.

Маленький мальчик воспитывался в доме богатого заносчивого помещика. С младенчества ему внушали, что он - барский сын, достойный почитания и благоговения. С молоком матери Николенька впитал чувство превосходства и желания жить в роскоши и довольстве, среди прислуживающих, раболепствующих людей.

Так воспитывались многие дворянские дети. И это было распространенным явлением того времени.

Тяжелые испытания

Но это не означает, что маленький Иртеньев жил в воздушном замке, оберегаемый судьбой от проблем и забот. Нет, его тоже коснулись беды и переживания, оставив неизгладимый горестный след в нежной душе.

Образ Николеньки Иртеньева в повести “Детство” - это образ богатого мальчика, познавшего личное горе и тонко чувствующего чужие страдания.

Несмотря на безбедное и пассивное существование, главный герой переживает тяжелые эмоциональные травмы: непонимание старшего брата, заносчивость друга, самолюбие и аморальность отца, изменяющего матери и разоряющего все семейство.

Однако самым горестным воспоминанием Николеньки является внезапная смерть матери.

Отношение к maman

Образ матери является самым светлым, самым прекрасным образом в повести, при этом в произведении нет конкретного описания внешности или детальной характеристики женщины.

Мать для Николеньки - самое любимое существо на земле. Он не стесняется проявлять к ней нежность и ласку, любит часто проводить с ней время и общаться. Скорее всего, именно благодаря раннему влиянию матери мальчик растет таким добрым и отзывчивым ребенком, умеющим сострадать и испытывать чувство вины. Поэтому характеристика Николеньки из повести “Детство” была бы неполной и однобокой, если бы не описание его отношений с матерью.

Смерть самого любимого человека оставила неизгладимую рану в сердце мальчика. Он много плакал и страдал, по-своему переживая горькую утрату. Он не понимал, как цветущая и жизнерадостная мама могла превратиться в желтое иссохшее существо с закрытыми глазами и неузнаваемым лицом.

И в то же время мальчик описывает все свои ощущения и чувства с безграничной искренностью и прямотой. Он называет минуту самозабвения, проведенную около гроба любимой родительницы, самым истинным проявлением горя. В других же случаях, когда Николенька плакал и рыдал по матери, он делал это из чувства самолюбия, претенциозности и эгоистичности, честно признаваясь в этом перед самим собой и испытывая глубокий стыд и презрение к самому себе.

Влияние образа Николеньки

Как видим, в своей повести “Детство” Толстой создал яркий самобытный образ Николеньки Иртеньева, который учит нас правильно реагировать на свои несчастья и неудачи. Также произведение показывает, что детство - это важное время становления личности и мировоззрения ребенка, которое оставит неизгладимый след в его уме и сердце.

» – натура своеобразная, «оригинальная», которая своею сложностью заметно выделяется из ряда других детей и взрослых, выведенных автором в его повести.

Детство. Отрочество. Юность. Экранизация трилогии Л. Н. Толстого (1973)

Особенно бросается в глаза, когда мы знакомимся с Николенькой Иртеньевым, сознательность его жизни иредкое умение правдиво относиться к себе. В нем рано сказалась нарушенная непосредственность его детской души – и к радостям, и к печалям своим относится он не по-детски: он еще ребенок, – и то же время уже беспощадный психолог, который с болезненным любопытством копается в своей душе и в чужих душах. Эта склонность к психологическому анализу развивает в нем изумительную наблюдательность, заставляет его вдумываться во все явления жизни, разбираться в них и, чаще всего, мучиться и страдать, так как, с одной стороны, в нем нет душевной цельности, а, с другой стороны, им владеет «эготизм» – исключительный, болезненный интерес, главным образом, к своему сложному «я».

Вечно все анализируя, он наконец потерял способность воспринимать непосредственно, по-детски, впечатления бытия; занимаясь исключительно собой, подчиняя все своему «я», он, тем не менее, с большими усилиями борется против влияния среды, – вот почему он вечно находится во власти своего самолюбия, которое у него поэтому принимает болезненные формы излишней застенчивости, подозрительности, мнительности, даже зависти к другим. Вот почему он мучается, глядя на других, живущих просто, видя, что их жизнь легче им самим и всем их окружающим; он вечно терзается мыслью, что о нем скажут другие, – ему кажется, что он вечно делает промахи, что его все осуждают.

Николенька Иртеньев производит впечатление весе­лого, доброго, воспитанного мальчика. Таких много во­круг. О доброте мальчика можно судить уже по отноше­нию его к своей матери. Разве может черствый человек, злой, эгоист так страстно признаваться матери в любви? А Николенька мог. Мог «обвить руками ее шею, прижать голову к ее груди и, задыхаясь, сказать: «Ах, милая, ми­лая мамаша, как я тебя люблю!» А как горько плачет мальчик, на миг представив, что мать может покинуть его. Он тогда долго, долго читает молитвы и просит Бога: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку».

Добрый характер мальчика проявляется и во время игр с другими детьми. Правда, там свое сочувствие к сла­бому и болезненному Иленьке Грапу он все время старает­ся подавить, чтобы быть похожим на своего кумира — Се­режу Ивина. Но мы все равно замечаем это сочувствие.

Николеньку Иртеньева нельзя назвать мальчиком не­заурядным. Его поведение ничем не отличается от тако­вого его сверстников. Наоборот, он похож на многих маль­чиков его возраста. Он способен в порыве гнева обидеть дорогого человека, может пролить за столом квас, очень любит мечтать, и притом вслух… Но обида у него не обо­рачивается злобой, грубость тут же сменяется лаской. И он наивно мечтает о том, что ему кажется хорошим: «когда я буду генералом, я женюсь на чудесной красави­це, куплю себе рыжую лошадь, построю стеклянный дом и выпишу родных Карла Иваныча из Саксонии».

Сочинение на тему: НИКОЛЕНЬКА ИРТЕНЬЕВ В ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО»

5 (100%) 1 vote

На этой странице искали:

  • чем отличается николенька от его сегодняшних сверстников
  • Сочинение на тему Николенька Иртеньев
  • николенька иртеньев характеристика
  • сочинение на тему детство толстой
  • характеристика николеньки иртеньева

Николенька Иртеньев — мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.

В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны… «.

Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина — Наталья Саввишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта — одно из главных качеств в жизни человека.

Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Мать его к тому времени уже умерла, и Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя — значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему — значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. Мальчик очень терзается этим.

Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей», потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка». Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».

Отношение Николеньки к Илиньке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших». Илинька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.

Повесть Л. Н. Толстого «Детство» нравится нам потому, что в ней мы наблюдаем за взрослением мальчика, вместе с ним анализируем поступки свои и окружающих, учимся побеждать неправду и не бояться принимать настоящую жизнь такой, какая она есть. «Никто с такой наглядностью и проникновенностью не изобразил сложного процесса формирования духовного мира у ребенка, как это сделал Толстой, — отмечал Б. Бурсов в статье, посвященной автобиографической трилогии Л. Н. Толстого, — в этом бессмертие и художественное величие его повести».

I.Николенька Иртеньев - главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». (По­весть «Детство» носит автобиографический характер и написана от лица главного героя - Николеньки Иртеньева. Став взрослым, он вспоминает свое детство, его яркие и значительные страницы, знакомит читателя со своими детскими мыслями, чувствами, переживаниями.)

II.Первое знакомство с героем. (Первое знакомство с Николенькой Иртеньевым дает нам представление о нем как о впечатлительном и чутком мальчике. Проснувшись утром, он сердится на Карла Ивановича за то, что тот хлопушкой убил над его головой муху. Но вот учитель садится на кровать возле Николеньки, говорит ему ласковые слова, щекочет пятки. И сердце Николеньки наполняется любовью к воспитателю, которого он только что ненавидел. Мальчик досадует на свою злость и несправед­ливые чувства к Карлу Ивановичу, расстраивается и неожиданно плачет.)

Ш.Любовь Николеньки к матери. (Самые проникновенные страницы повести «Детство» посвящены матери. Воспоминания, которые с ней связаны, дороги автору. Он помнит счастливые вечера, проведенные с матушкой в гостиной, нежные руки, которые так часто ласкали его, грустную и очаровательную материнскую улыбку. «Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе», - говорит он.)

IV.Отношение Николеньки Иртеньева к Карлу Ивановичу и Наталье Савишне. (Прошло много лет, но память Иртеньева бережно хранит воспоминания о Карле Ивановиче и Наталье Савишне. Автор рассказывает с любовью о своем учителе, вспоминает, как незаслуженно обидел Карла Ивановича отец, решив его уволить, и как все были счастливы, что их добрый наставник останется с ними. Николенька благодарен Наталье Савишне, которая имела «сильное и благотворное влияние на развитие его чувствительности».)

V.Способность Николеньки к самооценке и самоанализу. (Несмотря на юный возраст, Николенька уже способен оценивать и анализировать свои поступки. Когда Наталья Савишна наказывает его за проступок в столовой, в нем вдруг проявляется барская спесь: Наталья Савишна, «просто Наталья», отхлестала его как дворового мальчишку. Николенька хочет отомстить «дерзкой Наталье» за нанесенное оскорбление. Но когда та «робко подошла» к нему и, сунув карамельки, стала его жалеть, Николеньке не хватило сил взглянуть в глаза Наталье Савишне, слезы потекли у него, но «уже не от злости, а от любви и стыда».

До сих пор автор не может объяснить себе жестокости своего поступка по отноше­нию к Иленьке Грапу. Это «единственное темное пятно» его детских воспоминаний. Именно этот эпизод заставил его по-новому взглянуть на Сережу Ивина: он понял, что мальчик недостоин его любви.)

VI.Нравственный рост Николеньки Иртеньева. (На протяжении всей повести мы следим за поступками героя, узнаем о его чувствах, переживаниях, видим, как растет его умение оценивать свои действия, становимся свидетелями тех внутренних измене­ний, которые происходят в Николеньке к концу повести.)