Карл бюлер теория языка. Карл бюлер теория языка Карл бюлер биография

Начало карьеры психолога

Карл Бюлер родился в мае $1879$ года в небольшом городке Меккесхайме в Бадене. После окончания школы Карл поступил на медицинский факультет во Фрейбургский университет. Он защитил диссертацию в $1903$ году по тематике «К учению о перенастройке зрения». В своей работе он рассматривал возможность развития теории Гельмгольца экспериментально, а также освещал психологический аспект вопроса.

Еще в студенчестве у Бюлера появилась непреодолимая тяга к изучению психологии, он интересовался современными направлениями в этой науке, начал собирать психологическую литературу, следил за работой ведущих психологов. После окончания института Карл Бюлер совсем немного проработал врачом-офтальмологом, а в $1903$ году поступил в Страсбургский университет на философский факультет. Уже через год Бюлер защитил докторскую диссертацию, посвященную Генри Хому, мыслителю, который занимался проблемами психологии эстетики. По окончании университета Карл Бюлер был уже практически оформившимся психологом-теоретиком с собственными принципами и идеями, требовавших практического воплощения.

Вклад в развитие психологической науки

В $1906$ году Бюлер начал работать на должности ассистента в Вюрцбургском университете. Именно здесь он познакомился с Кюльпе – основным представителем Вюрцбургской психологической школы. Под его руководством в дальнейшем Бюлер занимался экспериментальным изучением мышления. Самый первый научный труд Бюлера был опубликован в $1907$ году и назывался «Факты и проблемы психологии мыслительных процессов». Эта работа была посвящена анализу экспериментальных данных. В ней Бюлер выдвинул предположение, что в интеллектуальной структуре можно выделить три основные категории элементов: сами мысли, которые лишены чувственно-образного характера, интеллектуальные чувства и образы. Следует отметить, что Бюлер довольно быстро отошел от теории Вюрцбургской школы и даже назвал ее ложной.

Перед молодым, но достаточно опытным ученым в этот период открывались блестящие перспективы, но Первая мировая война внесла свои коррективы и прервала карьеру Карла Бюлера. Так как Бюлер по первому образованию был врачом, его отправили на фронт военным хирургом. Но именно здесь он приобрел бесценный опыт в лечении мозговых ранений, собрал огромный материал о различных расстройствах речи, которые повлекли такие травмы.

В $1915$ году Бюлера приглашают в Мюнхен на место Кюльпе. И с этого момента началась его самостоятельная научно-исследовательская работа.

В Мюнхене Бюлер познакомился с Шарлоттой Малаховски, которая в апреле 1916 года стала его женой. Она стала для Бюлера не только преданным и любящим другом, но и соратником и помощником в работе.

Спустя несколько лет Бюлера пригласили в Дрезденский технологический университет занять должность профессора, а затем и в Венский университет.

В Вене Бюлер создал собственную психологическую лабораторию, которая вскоре была преобразована в институт, так называемая «Школа Бюлера». Новаторский подход к обучению, а также огромный опыт психолога-практика привлекали в институт множество молодых людей и сделали его всемирно известным.

В Вене Бюлер вел работал параллельно с Зигмундом Фрейдом и имел не меньшее общественное признание, чем знаменитый основатель психоанализа.

На данном этапе научные интересы Бюлера затрагивали генетическую психологию, а результатом многочисленных исследований стали научные публикации, в частности и книга «Духовное развитие ребенка». Предисловие и русский перевод к этой книге были сделаны в 1930 году Выготским. В данной работе Бюлер выделил три главные структуры психики : научение, инстинкт и интеллект, проявляющийся в результате возникновения актов внезапного понимания. Надо отметить, что эта теория Бюлера столкнулась с трудностями при объяснении развития мышления у детей. Это было обусловлено тем, что теория было описанием интеллектуальных процессов, но не раскрывала механизмы их формирования.

Идеи Карла Бюлера подверглись критике со стороны Выготского и Пиаже, которые были против его теории о развитии речи как об интуитивном открытии ребенком принципов языка.

Замечание 1

Самым важным, значимым трудом Бюлера является «Кризис психологии», где он указал пути выхода психологической науки его времени из кризиса. Он предложил синтезировать разные психологические подходы.

Расцвет Венской школы закончился после установления власти фашистов. Бюлер хотел эмигрировать в Америку, но не успел, так как был схвачен гестапо. Его отпустили на свободу только при помощи влиятельных друзей. Вскоре Бюлеру удалось уехать в США, где он получил приглашение занять должность профессора в католическом университете. Но в последний момент ему отказали по причине того, что Бюлер, будучи католиком, прошел обряд венчания в протестантской церкви. В $1945$ году Бюлер со своей супругой обосновались в Лос-Анджелесе. Там Карл преподавал психологию в учебных заведениях. Скончался Карл Бюлер в возрасте 84 лет - $24 октября 1963$ года.

Сочинения

  • Handbuch der Psychologie. - Jena, 1922.
  • Ausdruckstheorie. - Jena, 1933.
  • Sprachtheorie. Die Darstellungsfunktion der Sprache. - Jena, 1934.

В переводе на русский язык

  • Бюлер К. Духовное развитие ребенка. - М., 1924.
  • Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. - М., 1930.
  • Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. - М.: Прогресс, 1993. - 502 c.

Напишите отзыв о статье "Бюлер, Карл"

Примечания

Ссылки

  • Бюлер Карл - статья из Большой советской энциклопедии .

Отрывок, характеризующий Бюлер, Карл

Два дня после этого, Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку – приезжай в английскую гостинницу». Ростов в 10 м часу, из театра, где он был вместе с своими и Денисовым, приехал в назначенный день в английскую гостинницу. Его тотчас же провели в лучшее помещение гостинницы, занятое на эту ночь Долоховым. Человек двадцать толпилось около стола, перед которым между двумя свечами сидел Долохов. На столе лежало золото и ассигнации, и Долохов метал банк. После предложения и отказа Сони, Николай еще не видался с ним и испытывал замешательство при мысли о том, как они свидятся.
Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его.
– Давно не видались, – сказал он, – спасибо, что приехал. Вот только домечу, и явится Илюшка с хором.
– Я к тебе заезжал, – сказал Ростов, краснея.
Долохов не отвечал ему. – Можешь поставить, – сказал он.
Ростов вспомнил в эту минуту странный разговор, который он имел раз с Долоховым. – «Играть на счастие могут только дураки», сказал тогда Долохов.
– Или ты боишься со мной играть? – сказал теперь Долохов, как будто угадав мысль Ростова, и улыбнулся. Из за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневной жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким нибудь странным, большей частью жестоким, поступком выходить из нее.
Ростову стало неловко; он искал и не находил в уме своем шутки, которая ответила бы на слова Долохова. Но прежде, чем он успел это сделать, Долохов, глядя прямо в лицо Ростову, медленно и с расстановкой, так, что все могли слышать, сказал ему:
– А помнишь, мы говорили с тобой про игру… дурак, кто на счастье хочет играть; играть надо наверное, а я хочу попробовать.
«Попробовать на счастие, или наверное?» подумал Ростов.
– Да и лучше не играй, – прибавил он, и треснув разорванной колодой, прибавил: – Банк, господа!
Придвинув вперед деньги, Долохов приготовился метать. Ростов сел подле него и сначала не играл. Долохов взглядывал на него.
– Что ж не играешь? – сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру.
– Со мной денег нет, – сказал Ростов.
– Поверю!
Ростов поставил 5 рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, т. е. выиграл десять карт сряду у Ростова.
– Господа, – сказал он, прометав несколько времени, – прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах.
Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить.
– Поверить можно, но боюсь спутаться; прошу класть деньги на карты, – отвечал Долохов. – Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, – прибавил он Ростову.

Карл Бюлер

Бюлер (Buhler) Карл (1879-1963) - немецко-австрийский психолог. Биография. Медицинское образование получил во Фрейбургском университете. В 1903 г. защитил диссертацию по теме «К учению о перенастройке органа зрения». В 1903-1904 гг. изучал философию в Страсбургском университете. В 1906 г. поступил на должность ассистента в Институт психологии в Вюрцбурге. Ученик О. Кюльне. С 1909 г. работал в Бонне, с 1913 г. - в Мюнхенском университете, где занял должность экстраординарного профессора. В Первую мировую войну был военным хирургом на западном фронте. В дальнейшем работал в университетах Германии (с 1918 г. - в Дрездене), Австрии (с 1922 по 1938 г. - в Вене) и США (с 1938 г.). Один из основателей Института психологии в Вене. Исследования. Первоначально, в рамках Вюрцбургской психологической школы, проводил исследования, в которых предложил доказательства безобразности мышления (Tatsachon und Problem /и einer Psychologie der Denkvorgange // Archiv fiir gesamte Psychologie. 1905, Bd. 9; 1908, Bd. 12). После Первой мировой войны приступил к разработке проблемы развития психики, в котором выделял три стадии: стадию инстинкта (до 1 года), навыка (до 13 лет) и интеллекта (до 35 лет). Ребенок в первые годы жизни проходит те же ступени, которые последовательно возникли в эволюции поведения животных. В частности, Бюлер отождествлял предметно-орудийные действия детей раннего возраста и интеллектуальные операции шимпанзе, которые были зафиксированы в исследованиях В. Кёлера. По его представлениям, развитие коры головного мозга в 3 года является необходимым условием развития новых психических способностей, и пока не созреют определенные участки мозга, процесс развития ускорить нельзя. В основе детской игры видел ориентацию на функциональное удовольствие. В работе «Кризис психологии» (Die Krise der Psychologie. Jena, 1929) сформулировал необходимость синтеза интроспективной психологии, бихевиоризма и культурологии. В дальнейшем работал в области языкознания (Sprachtheorie. Jena, 1934; в рус. пер. Теория языка. М.: Прогресс, 1993).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 84-85.

Далее читайте:

Бюлер (Buhler) Шарлотта (1893-1974), австро-американский психолог, жена Карла.

Сочинения:

Die Gestaltwahrnehmungen. Bd. 1.Stuttgart, 1913; Handbuch der Psychologie. Jena, 1922; Духовное развитие ребенка. M , 1924; Ausdruckstheorie. Jena, 1933; Abriss der geistigen Entwickhing des Kindes. Heidelberg, 1949; в рус. пер.: Очерк духовного развития ребенка. М., 1930; Das Gestalt- prinzip im Leben des Menschen und der Tiere. Stuttgart, I960; Очерки духовного развития ребенка. СПб.: Питер, 2000.

Литература:

Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996; К. Бюлер// Психология: Биографический библиографический словарь/ Под ред. Н.Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999.

— известный немецкий психолог - родился 27 мая 1879 г. в городке Меккесхайме в Бадене, близ Гейдельберга. После окончания школы он поступил во Фрейбургский университет на медицинский факультет. В 1903 г. блестяще защитил диссертацию на тему К учению о перенастройке органа зрения. В этой работе рассматривалась возможность экспериментального развития теории Г. Гельмгольца и затрагивались не только медицинский, но и психологический аспекты. Уже в студенческие годы у Бюлера появилась тяга к психологии, он живо интересовался современными течениями в этой науке, начал собирать библиотеку психологической литературы, следил за деятельностью ведущих психологов. Именно эта страсть и определила впоследствии выбор профессии. По окончании института он очень короткое время проработал в качестве врача-офтальмолога и в 1903 г. достаточно неожиданно поступил на философский факультет Страсбургского университета. Буквально через год - в 1904 г. - Бюлер защищает докторскую диссертацию, которая была посвящена Генри Хому, английскому мыслителю, занимавшемуся проблемами психологии эстетики. По окончании университета Бюлер был практически оформившимся психологом-теоретиком со своими собственными принципами, идеями, которые требовали практического воплощения. В 1906 г. Бюлер начал работать в Вюрцбургском университете на должности ассистента. Здесь он знакомится с Освальдом Кюльпе - главой Вюрцбургской психологической школы. Именно под его непосредственным руководством Бюлер вместе с другими известными немецкими психологами занимался экспериментальным изучением мышления. Первая научная работа Бюлера, опубликованная в 1907 г., называлась Факты и проблемы психологии мыслительных процессов и была посвящена анализу полученных экспериментальных данных. В указанной работе Бюлер предположил, что в структуре интеллекта можно выделить три категории элементов: собственно мысли, лишенные чувственно-образного характера, образы; интеллектуальные чувства. Именно такие мысли и составили предмет предмет психологического исследования, которое было проведено методом специально организованного самонаблюдения (метод интроспекции). Но довольно скоро Бюлер отходит от теоретических представлений Вюрцбургской школы, позже назвав их ложными. Но тем не менее он продолжал сотрудничество с Кюльпе, именно он пригласил Бюлера сначала в Бонн, а затем и в Мюнхен, где они вместе занимались научной работой. Перед молодым и достаточно опытным ученым открывались широкие перспективы, но начавшаяся Первая мировая война прервала карьеру Бюлера. Бюлер - по своему первому образованию врач, поэтому он был отправлен на западный фронт в качестве военного хирурга. Но годы, проведенные на войне, нельзя назвать временем, потерянным зря, ведь здесь он приобрел бесценный опыт лечения мозговых ранений и собрал материал о расстройствах речи, которые повлекли за собой такие травмы. В 1915 г., после смерти Кюльпе, Бюлера приглашают в Мюнхен занять его место. Именно с этого момента начинается по-настоящему самостоятельная научно-исследовательская работа ученого. В Мюнхене Бюлер знакомится со своей будущей женой Шарлоттой Малаховски, которая намеревалась изучать здесь психологию. В апреле 1916 г. состоялась их свадьба. В лице супруги Бюлер приобрел не только преданного и любящего друга, но и соратника и помощника в работе. Несколько лет спустя Бюлера приглашают в Дрезденский технологический университет на должность профессора, а три года спустя - в Венский университет. Именно в Вене Бюлеру удалось полностью раскрыть все свои таланты. В Вене Бюлер основал собственную психологическую лабораторию, вскоре преобразованную в институт, который стал известен как Школа Бюлера. Новаторский подход к обучению и опыт психолога-практика привлекли множество молодых людей, институт стал всемирно известен. В Вене Карл Бюлер работал одновременно с и пользовался не меньшим общественным признанием, чем основатель психоанализа. На этом этапе научные интересы ученого касались генетической психологии, результаты многочисленных исследований вылились в ряд научных публикаций, среди которых - книга Духовное развитие ребенка, эта работа была также издана и в сокращенном варианте под названием Очерк духовного развития ребенка, русский перевод и предисловие к книге были сделаны в 1930 г. В этой работе автор выделил три структуры психики: инстинкт, научение и интеллект, проявление которого связывал с возникновением актов внезапного понимания. Но следует отметить, что данная теория Бюлера столкнулась с определенными трудностями при объяснении развития мышления в детском возрасте. Это связано с тем, что данная теория представляла собой описание интеллектуальных процессов без раскрытия механизмов их формирования. Идеи Бюлера подвергались критике со стороны и Ж. Пиаже, которые выступали против его представлений о развитии речи как интуитивном открытии ребенком общих принципов языка. Наиболее важным и значимым трудом Бюлера считается работа Кризис психологии, в которой он называет пути выхода современной ему психологической науки из кризиса. Он предлагает синтезировать различные психологические подходы. После прихода к власти фашистов расцвет Венской школы закончился. Бюлер сначала хотел эмигрировать в США, но не успел. После оккупации немецкими войсками Вены Бюлер был схвачен гестапо, но через несколько недель отпущен на свободу, правда, не без помощи влиятельных друзей. Вскоре Бюлер все же уезжает в Америку, где получает приглашение занять должность профессора в одном из католических университетов, но в самый последний момент ему отказывают, поскольку становится известно, что Бюлер, будучи католиком, венчался в протестантской церкви. В 1945 г. Бюлер с супругой обосновались в Лос-Анджелесе, где он преподавал психологию в нескольких учебных заведениях. Умер Карл Бюлер 24 октября 1963 г. в возрасте 84 лет.