Конспект НОД по дифференциации звуков - в старшей группе. Сравнение звуков С и Ш по артикуляции

Фронтальное занятие на дифференциацию звуков [С]-[Ш] на основе приключения звуков. Закреплять правильное произношение звуков в слогах, словах, чистоговорках и во фразовой речи. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении. Формировать фонематический слух. Продолжать учить звуковому анализу слов, закрепить навык преобразования прилагательных от существительных, деление слов на слоги, определение места звука в словах. Способствовать развитию логического мышления, внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков [С]-[Ш]

Занятие на дифференциацию звуков [С]-[Ш] на основе приключения звуков.

Цель: дифференциация звуков С-Ш

Задачи: Закреплять правильное произношение звуков в слогах, словах, чистоговорках и во фразовой речи. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении. Формировать фонематический слух. Продолжать учить звуковому анализу слов, закрепить навык преобразования прилагательных от существительных, деление слов на слоги, определение места звука в словах. Способствовать развитию логического мышления, внимания.

Материал: изображение замка Гласных звуков, картинка Страна Чудес с изображением предметов в названии которых есть звуки С и Ш, предметные картинки, картинки с кукушкой и Страшилой.

Представьте дети, что мы сейчас в лесу. Покажите какие там большие деревья(дети поднимают руки)

Подул теплый ветер-Ш-ш-ш, зашелестели листья(дети быстро шевелят пальчиками)

Подул холодный ветер-С-с-с, закачались сосны(дети покачиваются и машут руками)

Ветер затих-не шевелятся больше ни листочки.ни ветки(садимся)

Как шумела листва от теплого ветерка(Ш-ш-ш)Как подул холодный ветер(С-с-с)Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш.

Какой у нас звук С?-согл,твердый,глухой,струя холодная,посередине.

Какой звук Ш?-согл,тв,глухой,струя теплая,широкая.

Решили звуки отправиться в путешествие. И мы отправимся вместе с ними.Вот подошли звуки к Красному замку,какие звуки в нем живут?(гласные).Давайте подружим звуки С и Ш с гласными звуками. Звук С подружился со звуком А,что получилось?(слог СА)..(Со,СУ,Ша,Шо,Шу)

Познакомились слоги Са-Ша,Су-Шу,Со-Шо.Потом решили поговорить между собой.Сначала удивленно-Са-Са?Ша-Ша?.Потом восхищенно-Су-Су!Шу-Шу!.А потом грустно-Со-Со-Со.Шо-Шо-Шо.

Звук Ш просит назвать нас все «его» слова. А звук С «его».

Зашли звуки и к нам в гости, и спрашивают чем мы их обозначаем(звуковичками)

Выложим слоги-са,заменим гласный А на звук О.Какой получился слог? Со.А теперь заменим согласный С на звук Ш.Слог Шо.А теперь выложим слова Сначала Уши..а теперь усы.

Миска-мишка.

Физкультминутка:изобразите мимикой и позами предметы и существа,которые вы увидели в Стране Чудес.

На-на-на изображаем мы слона.Ву-ву-ву изобразим мы сову.Аф-аф-аф постоим как старый шкаф.Лет-лет-лет полетим как самолет.

У нас сейчас какое время года?Зима.И к нам прилетели волшебные снежинки с картинками.Вам нужно снежинки со звуком Ш положить в машину, а снежинки со звуком С-в сани.-где находятся звуки-в начале,середине или в конце?

Захотелось звукам посмеяться вместе с нами и придумали они небылицы,повторяйте за мной:лон-лон-лон на лопате едет слон,СА-са-са на луне сидит лиса.

Смотрите, к нам прилетела птица.В ее названии есть слог куш,как она называется(кукушка). Она сообщила что звуки С и Ш попали к Страшиле,который живет один в замке.Он перепутал в словах звуки и даже перепутал слова. Мы сейчас отправимся к нему.

Послушайте что он натворил:Кошка ловит миску,мама моет мышку.На виду у детворы крысу красят маляры.Пожарный носит каску,Саша ела Каску.

А как надо правильно сказать?

Чтобы страшила все вернул на место давайте образуем для него добрые слова от слов которые я назову:Ласка-какой будет Страшила-Ласковый.Доброта-добрый.Смелость-смелый. Слава-славный.

Молодцы!У нас все получилось!

***Страшила предлагает нам выполнить интересные задания. Возьмите первые звуки из слов сумка-осень-куст и соедините слово..получилось слово Сок.Шуба-утка-мак получилось Шум.

Отгадайте загадки:теплая,пушистая,греет нас зимой(шуба)сколько слогов.посчитай. Мягкие лапки,а в лапках царапки(кошка).Четыре братца под одной шляпкой стоят(стол).

Молодцы!

Давайте выучим стихотворение про звуки.

Не путайте спеша звук С со звуком Ш

Мохнатенького мишку не называйте миской

А если кот съел крысу не говорите крышу.

Молодцы ребята.Вам понравилось путешествие. С какими звуками мы путешествовали?


Тема. Звуки Ш-С.

Цель - дифференциация звуков ш-с.

1. Закреплять навык дифференциации свистящего и шипящего звуков по артикуляционным признакам, в слогах, словах, названиях кар-тинок, во фразе;

2. Корригировать и развивать слуховое внимание при выполнении упражнений на дифференциацию звуков, упражнении на преобразо-вание слогов, развивать фонематическое восприятие путем диффе-ренциации изолированных звуков, в слогах, словах; работать над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения при отборе картинок на определенный звук; мелкую моторику рук при вы-полнении упражнения пальчиковой гимнастики; навык связного устного высказывания работе над пересказом цепного текста; раз-вивать смысловую догадку с помощью игры «Путаница».

3. воспитывать стремление доводить начатое дело до конца, доброже-лательность, умение выслушивать собеседника.

Оборудование. Индивидуальный раздаточный материал.

1. Организационный момент.

Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие. Карта не только покажет дорогу, но и поможет ниче-го не перепутать и не забыть. Посмотри, здесь на карте все нарисовано. Вот домик, в котором живут мышка и слоник. Они отправятся в путешествие вместе с нами. Отправляемся в путь!

Что ты видишь в самом начале? (снежинку и змею)

2. Повторение.

Уточнение артикуляции звуков С и Ш.

Давай покажем мышке и слонику, как дует холодный ветерок и как шипит змея.

Упражнение «Холодный ветерок».

Упражнение «Змея шипит».

Характеристика звуков по артикуляционным признакам.

Давай вспомним, как правильно мы произносим эти звуки. Что делают наши губы, зубы, язычок, когда мы произносим звук [ш], [с]?

Для звука Ш

Губы округлены.

Зубы сближены, видны.

Широкий кончик языка поднят к бугоркам.

Воздушная струя теплая.

Для звука С

Губы -в улыбке.

Зубы - сближены, видны.

Кончик языка - широкий, за нижними зубками.

Воздушная струя холодная.

3. Сообщение темы занятия.

Путешествуя по карте, мы будем учиться различать звуки С и Ш. А мышонок и слоник будут нам помогать.

Развитие фонематического восприятия. Игра «Внимательные ушки».

Сейчас ты будешь внимательно слушать. Если услышишь звук [ш], подними змейку, если звук [с] - снежинку: ш, п, с, т, а, р, ш, л, ко, ша, ма, со, вы, аш, ук, ас, шапка, каток, бананы, машина, сапоги, вагон, усы, урок, лес, лодка, малыш.

4. Закрепление нового материала.

Дифференциация звуков в слогах. «Скажи наоборот».

СА - ША АС - АШ

СО - ШО ОС - ОШ

СУ - ШУ УС - УШ

СЫ - ШЫ ЭС - ЭШ

Пальчиковая гимнастика.

МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА

Маленькая мышка

По городу бежит, Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.

Глядит ко всем в окошки, Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него.

И пальчиком грозит: Грозим пальчиком

"А кто не лёг в кроватку? Руки прижаты ладонями друг к другу.

Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях) .

А кто не хочет спать? Переворачиваем руки на другой "бок".

Такого непослушного

Я буду щекотать! " Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.

Дифференциация звуков в словах.

Что подсказывает нам карта? Впереди дорожка, чтобы пройти по ней, нужно помочь слонику выбрать картинки, в названии которых есть звук [с], а мышке - картинки, в названии которых слышится [ш]. Мышка соберет свои картинки в мешок, а слоник - в сумку.

Вишня, петух, груша, носки, ландыш, муха, смородина, яблоко, капуста, санки, камыш, кукла, автобус, улитка, шапка.

Что собрала в мешок мышка? (Мышка собрала вишню, грушу, ландыш, камыш, шапку) .

Что нашел слоник? (Слоник нашел носки, смородину, капусту, санки, автобус) .

Запомни эти картинки.

Составление и пересказ рассказа «День рождения мышки».

Прошли мы по дорожке и нашли конверт. Давай посмотрим, что в нем. Здесь картинка. Да это за-колдованный рассказ. Помоги мне его расколдовать!

«День рождения мышки».

Мышка пригласила на день рождения … (слона) .

Слон подарил ей … (ромашки) .

Ромашки понравились … (мышке) .

Мышка угостила слона … (ананасом) .

Послушай, какой у нас получился рассказ.

А теперь ты попробуй мне его рассказать.

А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. Вспомни картинки, которые собрали мышка и слоник, и вернись назад по дорожке.

Ребенок вспоминает картинки.

А домой мы вернемся по короткому пути.

«Путаница». Вот и домик мышки и слоника. Вошли зверята в дом и стали сочинять стихи да все пе-репутали.

Помоги им, исправь их ошибки:

Кошка ловит «миску»,

Мама моет «мышку».

На виду у детворы

«Крысу» красят маляры.

Пожарный носит «кашку»,

Саша ела «каску».

Миша пляшет в «Машке»,

Кашу дали «маске».

5. Итог занятия.

Молодец! На этом наше путешествие подошло к концу.

Какие звуки мы учились различать?

Что тебе понравилось на занятии?

Логопедическое подгрупповое занятие в старшей группе

«Дифференциация [ c ] – [ш]»

Цель: Дифференциация звуков [с] – [ш] в слогах, словах, предложениях и связной речи.

Цель : Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков «С» и «Ш» в слогах, словах и в предложениях.

Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.

Задачи:

Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [с] – [ш] в слогах, словах, предложениях и связной речи;

Уточнить правильную артикуляцию звуков [с] – [ш];

Закрепить слуховые образы;

Развивать слоговой анализ и синтез;

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, речевое дыхание;

Воспитывать интерес к учебному процессу;

Продолжать учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.

Оборудование:

Проектор;

компьютер;

презентация «Дифференциация [ c ] – [ш];

индивидуальные зеркала;

мяч;

картинки (слива, обруч, велосипед, арбуз);

буквы - С, О, В, А на каждого ребёнка;

2 конверта с картинками (в первом конверте картинки на [С] - (автобус, глобус, душ, кактус), во втором на [Ш] – (шапка, ковш, мышка, бусы);

ХОД:

СЛАЙД № 1. Заставка

Логопед: Когда мы играем, наши глазки смотрят и всё видят, уши слушают и всё слышат, руки не мешают, а только помогают, голова – думает.

Логопед: Ребята, отгадайте мою загадку, и вы узнаете, кто пришёл к нам в гости.

Хоть он и ушастик, собою хорош! Узнали кто это? Конечно же... (Крош).

СЛАЙД № 2. Появляется изображение Кроша

Логопед: Правильно, это Крош. Он попал в беду. Играл Крош в компьютерную игру и заблудился в ней. Чтобы он вернулся к своим друзьям смешарикам, нужно выполнить трудные задания. Вы готовы помочь Крошу?

Логопед: Давайте поможем Крошу отгадать загадки и ответить на вопросы.

Любой рецепт, любой совет,

И лучший врач (другого нет!),

И мудрости на всех хватает,

И спорт она не забывает …(Совунья).

Логопед: Назовите первый звук в слове СОВУНЬЯ.

Логопед: Он романтик, он мечтатель,
Он боится высоты.
Гор он ярый созерцатель,
С Нюшей - музой красоты.
Чтобы было вдохновенье,
Совершит крутой вираж,
Что же это за творенье?
Ну конечно же…
(Бараш).

Логопед: Назовите последний звук в слове БАРАШ.

Логопед: Сегодня мы будем играть со звуками [ c ] – [ш], различать их и сравнивать. А так как Крош ещё не умеет произносить и различать звуки [ c ] – [ш], мы будем его учить.

Логопед: А помогать нам будет друг Кроша, послушайте о нём загадку и ответьте, кто он?

СЛАЙД № 3. Появляется изображение Копатыча

Логопед: Правильно, это Копатыч, он будет показывать нам символы звуков.

СЛАЙД № 4. Закрепление слухового образа (на основе сравнения с неречевыми звуками).

Логопед: На что похож звук [ c ]? Посмотрите на картинку, кого вы видите?

Логопед: Гном поливает цветы из леечки. Водичка льётся – с-с-с-с-с-с. Произнесём звук [ c ]. (Этот звук согласный, твёрдый, глухой).

Логопед: На что похож звук [ш]? На картинке нарисована змея. Что она делает? Она выпустила язык и шипит: ш-ш-ш-ш-ш-ш. Произнесём звук [ш]. (Этот звук согласный, твёрдый, глухой).

СЛАЙД № 5. Уточнение артикуляции звуков [с], [ш]. Дифференциация изолированных звуков [с], [ш].

Логопед: Давайте произнесём звук [ c ] и посмотрим в зеркало: губы растягиваем в улыбке, зубу сомкнуты, кончик языка находится за нижними зубами. Посмотрите на картинку, которую показывает Крош. Так выглядят губы, когда мы произносим звук [ c ]. Ниже символ звука – губы округлены, кончик языка поднят вверх.

СЛАЙД № 6. Назови, какой звук обозначает символ.

Логопед: Крош предлагает поиграть. Он показывает символ, а вы называете звук (на слайде по одному появляются символы, дети называют звуки и произносят слоги).

СЛАЙД № 7. Расшифруй слоги.

Логопед: У Кроша зашифрованы слоги. Вместо букв «С», «Ш» нарисованы символы. Попробуйте их расшифровать и прочитать слоги.

СЛАЙД № 8. Выбери картинку.

Логопед: Выберите только те картинки, в названии которых есть звук [ c ]. (Оса, вишня, шапка, абрикос, лиса, груша).

СЛАЙД № 9.

А теперь выбираем картинки, в названиях которых есть звук [ш]. (Шар, велосипед, колбаса, сумка, матрёшка).

СЛАЙД № 10. Выбери букву.

Логопед: Трудное у Кроша задание. Ему нужно определить какой звук в названии картинки [ c ] или [ш]. (Сапоги, гуси, кастрюля мешок, шарф, кошелёк).

Логопед: Справились, молодцы! Дальше нам придётся ехать на поезде, чтобы помочь Крошу, с собой возьмите цветочки, лежащие у вас на тарелочках.

Физминутка «Поезд»

Едем, едем, долго едем,

(дети изображают руками, как крутятся колёса)

Очень длинный этот путь.

(ходьба широким шагом)

Скоро до Москвы доедем,

(дети бегут по кругу)

Там мы сможем отдохнуть.

(дети выполняют приседание)

В поезде нашем колёса стучат,

(дети выполняют притопы ногами, руки на поясе)

Поезд наш мчится (дети бегут по кругу)

И ветер свистит

С-с-с-с-с-с-с-с-с.

(дети поднимают руки вверх и машут вправо, влево)

А из трубы дым клубами валит

Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Станцию видно, и снова друзья,

Нам потрудиться настала пора!

А теперь, друзья мои,

Найдите стульчики свои!

(Дети распределяются на команды рядом со стульчиками по цвету цветочков)

Игра «Четвёртый лишний»

Логопед: Смотрите, ребята, конверты лежат, а в них новое задание для вас.

Крошу надо помочь определить, какая картинка здесь лишняя. Чтобы узнать, надо определить в названии каждой картинки наличие звука [С] или [Ш].

Игра с мячом «Закончи слово».

Логопед: Ребята, посмотрите!

Рядом с нами мяч лежит,

И что – то тихо говорит:

Вы меня сейчас поймайте,

В слова звуки [С] и [Ш] вставляйте.

И их громко называйте!

Глобу … (с), ду.. (ш), но …(с), малы (ш), анана …(с), ланды …(ш), фоку …(с), какту …(с).

Логопед: Заданье усложняем, слоги СЫ и ШИ в слова вставляем:

Но… (сы), о… (сы), ве… (сы), малы… (ши), бу… (сы) , ко… (сы), мы …(ши).

Логопед: Ребята, с какими звуками мы играли на занятии?

На что похож звук [С]? Как он произносится?

На что похож звук [Ш]? Как он произносится?

Вспомните и назовите слова со звуком [С], со звуком [Ш]?

СЛАЙД № 15. Молодцы!

Логопед: Крош прощается с вами, но обещает скоро вернуться с новыми играми и интересными заданиями. Спасибо вам большое за работу, занятие окончено.

СЛАЙД № 16. Спасибо за внимание.

1. Тимофеева Оксана Васильевна

2. Учитель - логопед

3. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №195» компенсирующего вида

Тимофеева Оксана Васильевна

Учитель – логопед

МБДОУ «Детский сад №195» компенсирующего вида

Тема: "Дифференциация звуков С-Ш"

Цель : Закрепление произношения и дифференциация звуков «С-Ш».

Задачи:

1. Закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;

2. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

3. Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;

5. Формировать фонематический слух;

6. Развивать речевое дыхание;

7. Продолжать формировать грамматический строй речи.

Ход занятия.

    Оргмомент.

Логопед:

- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, щедры.

- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

(Дети делают вдох и выдох три раза)

А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (два медвежонка)

Не выспались Мишутки. Им нужна бодрящая гимнастика. А стать бодрыми поможет гимнастика для ушек.

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди

И скорее покажи.

Оттяну вперед я ушки, а потом назад.

Словно плюшевые мишки, детки в ряд сидят.

Не забудь: массаж для ушек нужно делать всем.

А теперь по кругу щечки дружно разотрем:

Так забывчивым мишуткам память разовьем.

Раз, два, три - скажу, четыре, пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для щечек нужно делать всем!

Чтобы думали получше озорные мишки, мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Раз, два, три - скажу, четыре, пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой нужно делать всем!

Отдохнули наши мишки, тихо в ряд сидят.

Знают: польза от массажа будет для ребят!

    Артикуляция, дифференциация звуков [С-Ш] по артикуляторным и акустическим

признакам.

Я - Свисток, люблю свистеть, а вы ребята умеете свистеть? (показывают, объясняя артикуляцию звука)

Я - Шумок, люблю шипеть, а вы покажете. Как умеете шипеть? (показывают, объясняя артикуляцию звука)

    Дифференциация изолированных звуков в игре «Стрелочки».

Детям выдаются карточки со стрелочкой, на звук [Ш] они показывают стрелочку вверх, на звук [С] – вниз.

В листьях ветер шелестит: то свистит он, то шуршит.

Шуршит Шшш, свистит Сссс, шуршит…, свистит … и т.д.

(стрелочка вверх, вниз)

    Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах д/и « Повтори за мной»

ша – са шу – су аш – яс ош – ос шо – со ши – сы уш – ус

са – ша су – шу яш – аш ши – ис со – шо сы – ши еш – ЕС

    Дидактическая игра «Доскажи словечко».

А ещё, наши Мишутки большие шутники. Послушайте, что они придумал:

Как – то вечером старушки

Пили чай и грызли …сушки.

Кошка на подушке

Лапкой моет...ушки.

Ложится спать, кряхтя, старушка,

Кладёт под голову … подушку.

Испекла старушка пышки

И сложила пышки в … миску.

    Физминутка. Выполнение движений в соответствии с текстом.

Молодцы, ребята! Давайте поиграем с нашими мишутками.

Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,

Са – са – са – голубые небеса,

Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,

Су – су – су – и водички принесу,

Ши – ши – ши – наши детки хороши,

Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы ,

Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.

    Дифференциация звуков в игре «Свистяще – шипящая сказка».

Надеть шапочки мишек на детей. Дети по ходу сказки выбирают картинки со звуками [С-Ш].

Жили – были, поживали,

Никаких забот не знали … (собака, кошка, мышка и свинья)

Скучно было им без дела.

Тут – то к ним и прилетела … (кукушка и сорока)

Принесла им приглашенье

На весёлый день рождения (кого?) (лисы, лягушки)

Как подружки были рады!

Стали примерять наряды …(шапка, сарафан, шарф, сапоги.)

Быстро по коробкам ярким

Разложили все подарки . (шарик, сумка, самовар, шуба)

Две подружки так спешили,

Что отправиться решили …. (на самокате, на машине)

Именинница встречала

И подружек угощала … (сыр, салат, сок, сахар, груша, шоколад, каша)

А потом все гости встали,

Инструменты в лапки взяли (скрипку, гармошку)

Начались тут песни, пляски…

Жаль, пришёл конец всей сказке.

    Произношение звуков [С-Ш] во фразовой речи (дети по – очереди повторяют за логопедом)

Давайте покажем нашим гостям, как правильно мы умеем повторять чистоговорки.

    Мышки мишке вымоют миску.

    Кошка спит, а мышку видит.

    У шалунов и шалунишек,

От шалостей большие шишки.

    Шесть мышат в камышах шуршат.

    Кашку ест корова Машка.

    Пушистая кошка на солнышке сушит

Шерстку на спинке, хвостик и уши.

    Саша ест сушки, а Маша – ватрушки.

    Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.

    Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.

    Саша с Машей весело смеялись.

Шесть пушистых кошек мышонка испугались.

Повторение пословиц и поговорок. Объяснить их смысл, назвать слова со звуком [С] и со звуком [Ш].

Кашу маслом не испортишь. Поспешишь - людей насмешишь.

Что посеешь, то и пожнешь. Меньше слов, да больше дела.

Не спеши языком, а спеши делом.

Упражнение «Исправь небылицы».

Кошка боится мышку.

Лежали на улице свежие доски.

На них отдыхали ленивые коски.

Миша и Маша лежали в коляске.

Были они, безусловно, двойняски.

Двое маленьких мышат

Тоже ходят в детский шад.

В нашем доме на окошке сидят серенькие... (коски).

Кто альбом раскрасил наш? Ну, конечно... (карандас).

    Итог.

Литература.

    Е.Г. Карельская «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.)

    Лебедева И.Л.Трудный звук, ты наш друг! Звуки Ш,Щ,Ж. Вентана-Граф,
    2008.

Ольга Котельникова
Конспект НОД по дифференциации звуков [С]-[Ш] в старшей группе

Задачи : 1.Образовательные :

Уточнить представление ребенка о звуках [С] , [Ш].

Учить дифференциацировать звуки [С] , [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.

2.Развивающие :

Развивать подвижность артикуляционного аппарата;

Уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С] , [Ш] ;

Развивать фонематический слух на звуки [С] , [Ш] ;

Развивать речевое дыхание;

Развитие мелкой моторики рук;

3.Воспитательные :

Формировать положительную мотивацию к занятиям;

Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование :

Индивидуальное зеркало;

Игрушки со звуками [С] , [Ш] в названиях;

Сюжетные картинки,

Проектор

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас необычный день. Нас приглашает Маша к себе поиграть с ней. Хотите? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу. Открывайте глазки. Покажите, какие там большие деревья. Дети поднимают руки.Подул теплый ветерок : ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.Подул холодный ветер : с-с-с, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками. Ветер затих - не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. Дети расслабляются. Снова подул ветер. Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются. Молодцы, присаживайтесь.

Ребята, у Маши очень много игрушек и самые любимые она хранит в своем сундучке. Маша нам сегодня разрешила поиграть с ее игрушками. Давайте посмотрим, что она туда положила. Это зеркальца. Давайте поставим перед собой зеркало и поиграем в игру 1.«Веселый язычок» .

Артикуляционная гимнастика.

Маша всем улыбнулась (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Поцеловать она всех потянулась (губы тянутся вперёд) .

Решила покатать всех на качелях.

Мы тоже улыбнемся Маше. (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Поцелуем Машу. (губы тянутся вперёд) .

Давайте вспомним, как шумели деревья от ветерка?

(Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с)

2. Дифференциация изолированных звуков .

Как произносится звук [ с ] ? (губы улыбаются язык спрятался за нижними зубами, и выходит холодный воздух). Как произносится звук [ ш ] ? (губы улыбаются, язык прячется за верхними зубками и выходит теплый воздух). Давайте проверим, приложим ладошку к губам.

Ребята, давайте поиграем в лбимую игру Маши «Топай-хлопай» . Когда услышишь звук [ с ] , надо топать ногой, и хлопать в ладоши, когда услышишь звук [ ш ] .

Ш, с, с, ш, с, ш, ш, ш, с, ш.

Молодцы, ребята.

3. Дифференциация звуков [С] , [Ш] в слогах.

Ребята, в корзиночке есть мячик. С мячиком Маша играет в игру «Дружные звуки » . Давайте мы тоже поиграем. (Дети встают каждый у своего места. Педагог кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч обратно педагогу.) са - ша са - са - ша со - ша са - ша - ша су - шу са - ша - са сы- ши ша - ша - са ша - са ша - са - са шо - со ша - са - ша шу - су ши - си

4. Дифференциация [С] , [Ш] в словах.

Дети садятся на места.Педагог : Давайте посмотрим, что еще есть в Машином сундучке. «Ой! Что же здесь случилось? Маша приготовила для вас игрушки со звуками С и Ш , но когда подул ветерок, эти звуки потерялись . Давайте поможем Маше вернуть игрушки на место.

«Разложи картинки» .

Это мешок, а это сумка. Какой из наших звуков есть в слове меШок ? А в слове Сумка? В мешок кладем игрушки, в названии которых есть звук [ ш ] . В сумку кладем игрушки, в названии которых есть звук [ с ] . (игрушки : кошка, матрешка, петушок, мышка, машина, бусы, собачка, слон, лиса,поросенок).

Проверка.

Какие картинки вы положили в сумку?Ответьте полным предложением : «Я положил в сумку собачку» . А какие картинки положили в мешок? Молодцы, вы все картинки разложили правильно.

Вот какую игру интересную придумала Маша для нас. Маша хочет, чтобы мы научили играть ее в нашу игру. Научим?

Я предлагаю игру «Найди домик»

Возьмите карточки с рамками и фишками.Следующее задание : надо определить место звука в слове . Далее дети делают отметки в ячейках с помощью фишек, анализируя слова со звуком ш и с : лошадка, матрешка, .Слайд №2.

5. Дифференциация звуков [С] , [Ш] в чистоговорках.

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь Маша хочет поиграть в игру, которая называется «Эхо» . Маша будет говорить чистоговорки, а вы как эхо повторять за ней.

Са-са-са - у Маши две косы.

Су-су-су - заплету косу.

Ша-ша-ша – Маша моет малыша.

Ши-ши-ши – на поляне малыши.

Са-са-са - в сказке были чудеса.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Ребята, а кто хочет поиграть сам ведущим?

Шашки на столе, шишки на сосне. Шапкой Сашка шишки сшиб. Пошел Паша пешком – Понес мешок с песком. Наша большая пушистая кошка сидит на окошке. А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка. Кешка в спешке скушал пешку. Старушки насушили сушки .

6. Дифференциация звуков [С] , [Ш] в тексте.

Ребята, вам понравилось играть у Маши?Давайте вспомним :

Чего у Маши очень много? У Маши много Игрушек.

Что делает Маша с игрушками? Маша играет с игрушками.

Как Маша играет с машиной? На машине она катает лису.

В какую игру играет с кошкой и мышкой? С кошкой и мышкой играет в игру «Кошки-мышки» .

Маша любит играть с игрушками? Маша очень любит играть с игрушками.

А кто самостоятельно хочет рассказать про Машу наш рассказ.

Итог занятия.

Педагог : «Ну вот ребята, мы с вами и побывали у Маши. Пора нам возвращаться домой. (Под музыку дети идут по кругу) . Вот мы и дома.

Давайте вспомним : Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего? Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звук

и.

Публикации по теме:

Конспект занятия по дифференциации звуков [Б]-[П] в старшей логопедической группе Конспект занятия в старшей логопедической группе Тема: «Дифференциация звуков Б-П» Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: - различение.

Конспект НОД по дифференциации звуков [ж] - [з] Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Вид НОД: Воспитание звуковой культуры речи. Тема: Дифференциация звуков «ж» - «з».

Конспект группового занятия по дифференциации звуков [Р] и [Л]. Цель: дифференцировать звуки [Р] и [Л] изолированно, в слогах, словах. Задачи: образовательные: повторение и закрепление артикуляции звуков.

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по дифференциации звуков [К]-[Г], [Т]-[Д] Звуки «К-Г» 1. Различение звуков на слух (по акустическим признакам): «К» - капли дождя стучат по крыше; «Г» - горошины падают в банку. (Показываю.