Координаты затонувших кораблей. Какие же сокровища покоятся под волнами Черного моря? Затонувшие корабли

«АРМЕНИЯ»:

Раритеты из крымских музеев
Огромный санитарный корабль был потоплен немецкой авиацией 7 ноября 1941 года. Вместе с ним погибли более 7000 человек - почти в пять раз больше, чем на «Титанике»! Люди эвакуировались из окруженного фашистами Крыма, они стояли на палубе «Армении» стеной, некоторые срывались в море - настолько было тесно. Но красные кресты на корабле не остановили немецкие истребители...

Есть серьезные основания предполагать, что в Севастополе, Балаклаве и Ялте на «Армению» погрузили множество ящиков с раритетами из крымских музеев, - говорит Сергей Воронов, директор крымского республиканского Черноморского центра подводных исследований. - Их должны были эвакуировать в порты Кавказа. Длина судна - 114,5 метра, есть огромные грузовые отсеки.

Крымские исследователи провели уже пять экспедиций, но «Армению» пока не нашли. Не хватало специальной техники - роботов, способных вести работы на глубине двух километров. Украина не спешила с поставками оборудования.

Теперь российские коллеги с «большой земли» помогут черноморским исследователям. - Осталось исследовать еще две точки: в 1700 метрах от «Артека» и в 400 метрах от берега напротив Ласточкиного гнезда, - говорит Сергей Воронов. - Надеемся, что в этом году нам повезет.

«ЛЕНИН»:

Тонны драгоценных слитков
- Пароход «Ленин» в июле 1941 года эвакуировал из окруженной Одессы гражданское население, - рассказывает Сергей Воронов. - Люди лезли даже в иллюминаторы, лишь бы попасть на борт. Тогда небольшое судно, которое могло принять около тысячи пассажиров, по неофициальным данным, приняло около 2500 человек. Выжили только 272. Теплоход уже дошел до Крыма, когда подорвался на мине. Сейчас он стоит на ровном киле на глубине 96 метров в районе мыса Сарыч.

Считается, что «Ленин» также эвакуировал из Одессы активы Национального одесского банка. Точных данных о размерах перевозимых ценностей нет, но, по мнению исследователей, речь идет о тоннах цветных металлов в слитках. Однако проводить там исследования ученые не собираются. Ведь это братское кладбище, и искать ценности там кощунственно.

Целая картинная галерея
Зимой 1944 года немецкое судно «Лэрис» вывозило из Севастополя в Румынию ценности, награбленные вермахтом из музеев Крыма, Ставропольского края и Ростовской области.
- Часть ценностей Красная Армия успела эвакуировать, - рассказывает Сергей Воронов. - Но львиная доля таки досталась фашистам. Немцы погрузили все на «Лэрис».

Велика вероятность, что трюмы «Лэрис» заполнены картинами из галерей, церковной утварью, раритетными экспонатами и старинной керамикой. По пути корабль подорвала советская авиация. Точных координат, где может покоиться «Лэрис», нет. Ученые делали запрос в Институт военной истории Германии, но ответ так и не пролил света на его местонахождение.

СТАРИННЫЙ ГРЕЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ:

Корабль около 50 метров длиной нашли несколько лет назад напротив мыса Форос. Благодаря натуральному консерванту, слою сероводорода, сохранилась не только внешняя часть судна, затонувшего примерно в XI - XII веке, но и весь груз.

Даже дерево на нем не повреждено, - рассказывает Воронов. - Груз по сей день находится на борту. Корабль похож на гору ила, но в трюмах и каютах могут находиться оружие, товары купцов. - Там мы надеемся найти первоисточники, связанные с документацией той эпохи, - делится планами Сергей Воронов. - Без преувеличения, возможно, наткнемся даже на одно из первых изданий Библии.

10 тысяч евро за монетку

Для крымских археологов и историков черные дайверы являются настоящей головной болью. Уж слишком шустро эти ребята, имеющие современную экипировку и технику, достают со дна моря артефакты, лишая крымские музеи ценных экспонатов.

Кто тащит находки себе на дачу, кто в гараж, чтобы потом хвастаться перед друзьями, - рассказали «КП» в одном из севастопольских дайв-центров. - Некоторые хотят подзаработать, продавая якоря, старинные монеты, амфоры через интернет. За ценные предметы, например за античную греческую или боспорскую монету, можно получить порядка 10 тысяч евро.
Иногда охотников наказывают.
- Не так давно житель Севастополя нашел на дне советский истребитель Як-1 времен Великой Отечественной войны, - рассказывают севастопольские дайверы. - Сумел поднять его со дна, разместил в гараже и пытался продать через интернет иностранному коллекционеру за 165 тысяч евро. Раритетом заинтересовались не только коллекционеры, но и силовые структуры Севастополя. Самолет конфисковали, а ныряльщика оштрафовали на большую сумму. Самолет же передали севастопольскому военно-морскому музею.

Козни «Черного принца»

В 1854 году британский парусно-винтовой корабль «Черный принц» шел в Крым, чтобы доставить английской армии, осадившей Севастополь во время Крымской войны, медикаменты, зимнее обмундирование, а также жалованье солдатам и офицерам. Сумма составляла 500 тысяч фунтов стерлингов золотом и серебром.

Корабль до берега не дошел - затонул во время шторма в Балаклавской бухте. С тех пор сотни искателей сокровищ прочесывают морское дно. На поиски золота были снаряжены экспедиции из Франции, США, Норвегии, Германии и Испании. Лишь сами британцы ехидно за всем этим наблюдали. И неспроста!

Ученые установили точное место гибели судна. Но оказалось, что золото и серебро выгрузили в Стамбуле, где был интендантский штаб. Однако крымские дайверы с маниакальным упорством продолжают прочесывать дно Балаклавской бухты...

Поддержу
"Утром 17 июня на берегах Цемесской бухты собрались толпы народа. То и дело слышались возгласы негодования и возмущения. На внешнем рейде отдали якоря корабли, команды которых под влиянием контрреволюционеров решили идти в оккупированный немцами Севастополь. Это были линкор «Воля», эсминцы «Дерзкий», «Поспешный», «Беспокойный», «Пылкий», «Громкий» и миноносцы «Жаркий» и «Живой». Вслед уходившим кораблям на фалах «Керчи» взвился сигнал: «Судам, идущим в Севастополь: позор изменникам России!»

Команда эсминца «Громкий», который вышел в море, приняла решение затопить свой корабль. Это был первый из кораблей Черноморского флота, который лег на дно вблизи Новороссийска, у мыса Мысхако.

В Новороссийске остались линкор «Свободная Россия», эсминцы «Гаджибей», «Керчь», «Калиакрия», «Фидониси», «Пронзительный», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков» и миноносцы «Сметливый» и «Стремительный». Поздно вечером В. А. Кукель собрал на «Керчи» офицеров с других кораблей, активных сторонников потопления, и предложил им план операции, который после уточнений и был принят к исполнению. По плану предполагалось, что корабли самостоятельно либо на буксире начнут выход на открытый рейд в 5 утра 18 июня. Там они становятся на якорь и ждут прихода «Свободной России» на траверз Дообского маяка. По сигналу с «Керчи» корабли открывают кингстоны, а затем «Керчь» торпедирует «Свободную Россию». К утру выяснилось, что на всех кораблях, кроме «Керчи» и «Лейтенанта Шестакова», команды почти разбежались, а на эсминце «Фидониси» вообще не осталось ни одного человека, сбежал даже командир корабля старший лейтенант Мицкевич.

Первым на рейд вышел эсминец «Лейтенант Шестаков» с «Капитан-лейтенантом Барановым» на буксире. Потом этот эсминец отбуксировал на рейд все остальные корабли.

На «Гаджибее», когда его вели к месту последней стоянки, был поднят сигнал: «Погибаю, но не сдаюсь». Когда все корабли стали на якорь, эсминец «Фидониси», покинутый командой, стоял еще у стенки. У борта корабля собралась толпа, начался стихийный митинг, выступавшие требовали не допускать потопления корабля, Когда к «Фидониси» подошла паровая шхуна, чтобы передать на него буксир, толпа попыталась не допустить этого. Тогда на «Керчи» пробили боевую тревогу, она дала ход и подошла к пирсу. Поднеся к губам сверкающий на солнце рупор, твердым голосом В. А. Кукепь крикнул: «Если буксированию миноносца будут препятствовать, то я немедленно открою огонь!»

Угроза подействовала. Толпа на пристани мгновенно отпрянула, и «Фидониси» был отбуксирован на рейд.

Около четырех часов дня «Керчь» подошла к «Фидониси» и торпедировала его. Этот выстрел послужил сигналом для всех кораблей. Один за другим корабли Черноморского флота, открыв кингстоны и клинкеты, уходили под воду.

Наиболее трудной задачей оказалось потопление линкора «Свободная Россия». В 4.30 «Керчь» подошла к Дообскому маяку, у которого стоял покинутый командой дредноут. С 5 кабельтовых был дан первый залп: одна торпеда прошла под кораблем, другая взорвалась, но корпус линкора едва вздрогнул. Снова выпустили торпеду, результат тот же. На диво прочным оказался линкор, построенный николаевскими корабелами! На «Керчи» стали нервничать: торпед оставалось немного. И только после пятого попадания торпеды произошел сильнейший взрыв. Корабль медленно начал переворачиваться и уходить носом под воду.

Выполнив свой долг, эсминец «Керчь» направился к Туапсе. Ночью 18 июня на подходе к Кадошскому маяку в эфир была послана ставшая исторической радиограмма: «Всем, всем, всем... Погиб, уничтожив те корабли Черноморского флота, которые предпочли гибель позорной сдаче Германии. Эскадренный миноносец «Керчь». А на рассвете 19 июня моряки затопили свой корабль."
Архив журнала Моделист-Конструктор

Человечество научилось строить корабли тогда же, когда возникли первые государства – в 3 тысячелетии до нашей эры. История судостроения насчитывает около 4000 лет, и столько же лет на дне морей и океанов находят последний причал затонувшие корабли. Историки утверждают, что с X века до н.э. и до середины ХХ века н.э. затонуло минимум 3 миллиона судов.

До изобретения парового двигателя более половины кораблей терпело крушение и тонуло в течение 1-2 лет после начала эксплуатации. Гибли гребные и парусные судна и в морских боях, и в штормах, причем чаще катастрофы происходили из-за сильного ветра и бурь. В ХIХ веке, когда во флотах морских держав парусники были заменены пароходами, а люди научились прогнозировать погоду, количество кораблекрушений уменьшилось.

Две мировых войны в ХХ столетии пополнили список тысячами затонувших кораблей - боевыми и вспомогательными судами, грузовыми и грузо-пассажирскими лайнерами и подводными лодками. Затонувшие судна в единичных случаях подымали на поверхность воды и буксировали в порт.

Большинство погибших кораблей навсегда остались под толщей воды. За 4 тысячи лет в мировом океане образовались кладбища затонувших кораблей – участки дна, где лежат сотни судов, потерпевших крушение в разные века.

На подводных кладбищах соседствуют древнеримские галеры, английские фрегаты, пиратские галеоны, американские пароходы и советские боевые корабли. Подобных мест на судоходных маршрутах не счесть, исследователи морских глубин регулярно находят новые затопленные корабли. Мы расскажем о 7 самых больших кладбищах затонувших кораблей из тех, о которых известно сегодня.

1. Карибское море, район Больших Антильских островов

Судоходные маршруты через Карибское море были проложены после открытия Америки, ведь через него лежит кратчайший путь с акватории Тихого океана к портам Атлантики. Мимо Больших Антильских островов на протяжении 500 лет регулярно проходят торговые, военные и пассажирские суда.


Но погода на Карибском море изменчива, здесь 8-12 раз в год бывают сильные шторма, способные унести на дно большие и средние парусные корабли. Да и пираты в XVI-XIX веках считали это море отличным местом, чтобы поживиться золотом и товарами из торговых судов.

В эпоху «золотой лихорадки» через Карибское море пролегал маршрут, по которому драгоценности из Новой Земли доставляли в Испанию и Португалию. И закономерно, что сотни фрегатов и галеонов, перевозивших золото, подвергались нападениям пиратов.


Точное количество кораблей, лежащих на дне Карибского моря, не установлено. Исследователи утверждают, что там затоплено от 1000 до 3000 судов, минимум 450 из которых – испанские парусники, погибшие в период с 1500 до 1800 года.

На сегодня исследовано максимум 20% затонувших в Карибском море кораблей. И наиболее известными из них являются:

  • Испанский парусник «Сан Антонио», перевозивший золото и драгоценности и погибший во время шторма осенью 1621 года.
  • Испанский галеон «Нуэстра сеньора де ла Консепсьон», затонувший в 1641 году с тоннами золота и драгоценностей на борту.
  • Английский фрегат «Винчестер» с 60 тяжелыми орудиями (пушками), потерпевший крушение в 1695 году.
  • 10 галеонов испанского «Серебряного флота», затопленные в 1715 г., во время сильного урагана.
  • Испанский галеон «Руи», погибший во время шторма в 1733 году.

По мнению кладоискателей, Карибское море – не только большое кладбище затонувших кораблей, но и сокровищница с несметными богатствами. В трюмах покоящихся на дне испанских и английских парусников лежат сотни тонн золота и драгоценностей.

2. Тихоокеанское побережье Микронезии, район островов штата Чуук

В акватории Тихого океана вблизи островов штата Чуук под водой скрыто кладбище военных кораблей. На нем покоятся суда, считавшиеся гордостью японского Тихоокеанского флота. По плану правительства Японии с помощью этих судов должен был осуществиться захват сначала Микронезии и Новой Гвинеи, а затем – Австралии. Но судьба распорядилась иначе.


В 1944 году в оккупированной Японией Микронезии располагалась крупная военно-морская база, где находилось более 100 кораблей 4 Императорского флота. В ходе операции «Хилстон», проведенной 17 февраля 1944 года военно-морскими силами США, база была разгромлена, а японские суда затоплены.


По подсчетам дайверов, в районе остров Чуук покоится 60 крупных и 100 мелких японских военных судов, потопленных американскими военными силами. Помимо кораблей, на этом кладбище лежат и самолеты японских ВВС – минимум 275 истребителей.

Это кладбище затонувших кораблей популярно у дайверов и исследователей Второй Мировой войны. Но и сегодня плавать там не безопасно – на погибших кораблях остались не взорвавшиеся бомбы.

3. Коралловое море, район Большого Барьерного рифа

Кладбище кораблей в Коралловом море вблизи берегов Австралии не меньшее, чем в Карибском море. Главной причиной гибели судов здесь выступали коралловые рифы, на которые корабли натыкались во время штормов и туманов.


Образовалось это кладбище в эпоху колонизации Австралии Британской империей – в XVIII-XIX веках. И 60% судов, лежащих на дне Кораллового моря, когда-то плавали под британским флагом и перевозили товары, драгоценные металлы и семьи колонизаторов.


Затопленные корабли возле Большого Барьерного Рифа обнаружили в конце XX века. На сегодня исследовано менее 10% судов, лежащих на подводных коралловых рифах Кораллового моря. И наибольшую известность получили следующие найденные корабли:

  • Английский военный фрегат «Пандора», затонувший вследствие столкновения с рифом в 1791 году.
  • Бриг «Swiftsure» (бывший «L‘Inconstant», на котором Наполеон Бонапарт в 1815 г. покинул остров Эльба), напоровшийся на риф и ушедший на дно в 1829 году.
  • 109-метровый пассажирский лайнер «Йонгала», погибший в шторме в 1911 году.

4. Побережье Атлантического океана у острова Сейбл

Плавучий остров Сейбл средневековые моряки называли «пожирателем кораблей». Возле него нашли последний причал 400 пассажирских и торговых судов. По наблюдениям канадских смотрителей маяка на острове в XIX веке здесь тонуло в среднем 2 судна в год. А в XVII-XVIII веках катастрофы случались чаще – парусные корабли не могли противостоять штормам, и их выносило на мель.


Причин массовой гибели парусников и пароходов возле Сейбла две: переменчивая погода и скрытые под водой сыпучие пески. Так как холодное Лабрадорское течение здесь сталкивается с теплым Гольфстиром, погода постоянно меняется, и легкий попутный ветер в считанные минуты превращается в ураган. А дно возле Сейбла неровное и покрытое песками, в которые за 2-3 дня полностью затягивало вынесенные ветром на мель корабли.


Из сотен судов, севших на мель возле Сейбла и погибших в сыпучих песках, самыми известными являются:

  • Английский корабль «Френсис», перевозивший вещи герцога Йоркского и погибший в конце XVIII века.
  • Английское судно «Принцесса Амалия», ушедшее на дно в 1801 году.
  • Пассажирский пароход «Штат Виргиния», затонувший в 1879 году.
  • Французский пароход «Ла Бургонь», затонувший летом 1898 года.
  • Пароход «Крафтон Холл», севший на мель и поглощенный песками весной 1898 года.

5. Бискайский залив, ближе к испанскому побережью

Живописный Бискайский залив, простирающийся между испанским и французским побережьем, моряки считают проклятым. Из-за бурных подводных течений и переменчивой погоды в заливе погибло более 200 испанских, турецких, французских и английских торговых судов. Также здесь покоятся и военные фрегаты, потопленные в период англо-французских войн.


Кладбище кораблей в Бискайском заливе собиралось веками, поэтому здесь под водами скрыты значительные сокровища и исторические памятки.


К примеру, из одного корабля удалось поднять на поверхность редкие вина, изготовленные в XVI веке. Стоимость бутылки вина, пробывшей под водой 400 лет, на аукционе достигла цены в 2000 английских фунтов.

6. Пролив Ла-Манш, в районе побережья города Дил

В проливе Ла-Манш в 10 км от британского города Дил находится печально известная всем морякам отмель Гудвина – место, где в период с 1600 по 1991 годы затонуло 2000 судов. Причиной гибели большинства из них выступили сыпучие пески, ломающие и затягивающие в себя корабли, которым «посчастливилось» сесть на мель.


Коварство этого участка Ла-Манша в том, что расположение мелей постоянно меняется и предсказать, какое место кораблям нужно обходить стороной, невозможно. Под действием приливов и отливов пески смещаются, и капитаны парусников, проходя мель Гудвина, полагались исключительно на удачу.

Удача улыбалась не всем, и груженные товарами, золотом и драгоценностями корабли регулярно уходили под воду. Командам и пассажирам гибнущих кораблей спастись удавалось не всегда – по мнению исследователей, здесь встретили смерть 50 000 человек.


Из 2 000 похороненных под водами Ла-Манша судов самыми известными являются:

  • Английский военный корабль «Стайлинг Кастл», погибший в шторме в 1703 году
  • 50-пушечный английский фрегат «Мари», затонувший в 1703 году
  • Пароход «Виолет», ушедший на дно вместе с командой в 1857 году
  • Пароход «Махатта», севший на мель и разломившийся на две части в 1909 году
  • Океанский лайнер «Монтроуз», потерпевший крушение в 1914 году
  • Грузовой корабль «Проспектор», погибший из-за столкновения с круизным лайнером «Чусан» в 1953 году.

7. Эгейское море, район греческого острова Фурни

Кладбище кораблей в Эгейском море археологи нашли в XXI веке. Их поразило количество и разнообразие судов, покоящихся здесь на дне. За 2015 и 2016 годы было исследовано 55 кораблей, и это только незначительная часть подводного кладбища. Самым древним из найденных здесь судов является гребная галера, построенная в VI веке до нашей эры, а самым новым – пароход, затонувший в начале XIX века.


Причина гибели кораблей в Эгейском море – скалистые берега бухт, в которых парусные суда прятались от северного ветра и становились на дрейф. Если направление ветра неожиданно менялось и начинался ураган, находившиеся в бухтах корабли разбивало о прибрежные скалы.

Всего, по расчетам историков и океанографов, на морском дне покоятся останки, как минимум, миллиона кораблей всех эпох. Большинство “утопленников” нашло свой конец под бездной вышних вод, вдали от солнечных лучей и бушующих сверху бурь. Тем не менее, редкие счастливцы успели затонуть на мелководье. Они лежат мертвым пятном в бирюзовом сиянии глубины, напоминая нам о всесилии океана.


Для доступа к таким объектам не нужны акваланги и другое специальное снаряжение. Достаточно просто проплыть над ними, чтобы узреть силуэты затонувших кораблей.

Призрачные останки яхты Mar Sem Fin (“Бесконечное море”)

Бразильская исследовательская яхта, затёртая льдами и затонувшая на глубине около 10 метров в заливе Максвелла в Антарктиде.

Последний парад крейсера “Принц Ойген”

Участник ядерных испытаний на Бикини, он нашел свой последний приют на рифах атолла Кваджалейн, в 10000 миль от своей исторической родины.

После капитуляции Германии крейсер был захвачен американцами, которые использовали “Ойген” в качестве мишени. Корабль устоял перед ядерным огнем и был отбуксирован на близлежащий Кваджалейн в ожидании нового цикла взрывов. Последующие полгода крейсер медленно, отсек за отсеком, заполнялся водой и кренился на ЛБ. В последний момент янки попытались его спасти, но, не дойдя до берега, “Ойген” опрокинулся и затонул на мелководье. Где и остается по сей день, с бесстыже задранными винтами над водой.

Живописные останки шхуны “Свипстэйкс”

Старая канадская шхуна, затонувшая на оз. Онтарио в 1885 году. Останки “Свипстэйкс” покоятся под шестью метрами прозрачной воды. Это позволило превратить шхуну в популярный туристический объект, сделав “Свипстэйкс” частью национального природного парка. В настоящее время на дне озера проводятся работы по реставрации и сохранению останков шхуны XIX-го века.

Лежит и вправду хорошо!


Остов брига “Джеймс МакБрайд”, затонувшего на оз. Мичиган в 1857 году.


Груда обломков на месте затопления парохода “Восходящее солнце”. Судно погибло во время шторма в 1917 году.


Неизвестное затонувшее судно, чьё фото было найдено на просторах Интернета.


Британский броненосный пароход “Виксен”, затопленный в качестве заграждения на Бермудских островах.

Слёзы линкора “Аризона”

Линкорная стоянка, Перл-Харбор, Гавайские о-ва. Дальнейшие комментарии, наверное, излишни.

“Аризона” - один из двух погибших в тот день американских линкоров (остальные шесть были возвращены в строй). В неё попало четыре 800-кг бомбы, сделанные из 356-мм бронебойных снарядов. Первые три не причинили линкору вреда, но последняя привела к детонации пороховых погребов носовых башен ГК. Разрушенный взрывом корабль опустился на дно гавани, навечно заперев в своих отсеках 1177 человек.

На месте гибели линкора воздвигнут мемориал. Палуба линкора лежит буквально в нескольких метрах под ним. Медленно просачивающееся на поверхность машинное масло растекается по воде сиренево-алым пятном, якобы изображающим “слёзы линкора” по его погибшему экипажу.

Суперавианосец “Юта”

Поблизости от “Аризоны”, на дне Жемчужной бухты, покоится другой примечательный объект. Затонувший корабль-мишень (списанный линкор) “Юта”. Гладкий деревянный настил на месте демонтированных башен ГК был принят японскими летчиками за палубу авианесущего корабля. Самураи выместили на мишени всю свою злобу вместо того, чтобы лететь бомбить нефтяную базу, доки и другие стратегические объекты Перл-Харбора.

Последний подвиг “Очакова”

Большой противолодочный корабль “Очаков” был использован в качестве заграждения на выходе из оз. Донузлав, во время “крымских событий” позапрошлого года. Находясь в небоеспособном состоянии, старый БПК нашел в себе силы выполнить последнее задание в интересах Отчизны.

В отличие от других кораблей из этого списка, корпус БПК не полностью скрылся под водой. Но эпичность такого события впечатляет!

Некоторые корабли умудрились погибнуть без воды. На фото - брошенное судно на дне высохшего Аральского моря.

Страницы водолазной истории полуострова Крым

3 июня мир празднует Международный день очистки водоёмов. Этот День был учреждён в 1995 году. Хотя в Крыму попытки такой очистки начали предприниматься больше сотни лет назад: главный водоём полуострова - Чёрное море - ещё в начале XIX века начали очищать от останков погибших кораблей и прочих лежащих на его дне «инородных тел».

28 кораблей за три года

После Крымской войны дно севастопольских бухт было настолько засорено обломками затонувших кораблей, что это не только мешало судоходству, но и просто не давало возможности бросать якорь: поднять его потом было невозможно - он цеплялся за лежащие на дне выступающие части кораблей. Расчистка дна началась в 1857-м. Конкурс на проведение работ выиграл известный в то время специалист по подъёму судов американец Гоуэн. Гоуэн объявил, что он изобрёл «усовершенствованный водолазный шлем, с которым водолаз может оставаться под водой до 8 часов на любой глубине».

Контракт с Гоуэном предусматривал подъём к 1861 году целиком или по частям 28 кораблей и судов, в том числе 11 линейных кораблей, 6 фрегатов, 3 корветов, 5 пароходов и 3 мёлких плавсредств. Гоуэн привёз с собой в Севастополь необходимое для судоподъёмных работ оборудование. С ним прибыли 20 человек, среди них 3 водолаза. Глубины в зоне работ доходили до 22 м.

Линкор «Императрица Мария». oruzhie.info

Мариинская партия

Одной из первых водолазных структур России на Чёрном море была группа, созданная сто лет назад, в 1917-м, для подъёма затонувшего в 1916 году в севастопольской бухте линкора «Императрица Мария». Группа называлась «Мариинская спасательная партия» («Марпартия»). В штате «Марпартии» на момент создания состояли: начальник работ, инженерно-технические работники - пять человек, водолазы - шесть человек. Однако очень быстро численный состав рабочих «Марпартии» вырос до 40 человек различных специальностей (водолазы, кессонщики, артиллеристы, слесари и котельщики). В дальнейшем группа увеличилась до 350 человек. «Марпартия» была первой в Советской России серьёзной судоподъёмной организацией на Юге России. За время существования она, помимо подъёма корабля «Императрица Мария» и ввода его в док, произвела ряд аварийно-спасательных и судоподъёмных работ.

В конце 1920-го «Марпартия» была переименована в «Судоподъём», но просуществовала в этом качестве недолго.


Якоря и цепи, найденные эпроновцами на дне Балаклавской бухты во время поисков «Чёрного принца».
vivovoco.rsl.ru

Особое назначение

В 1923 году из Севастополя в Москву приехал инженер Владимир Языков, одержимый энтузиаст-кладоискатель, ещё с 1908 года безрезультатно хлопотавший о разрешении организовать работы по подъёму «Чёрного принца» - британского фрегата, затонувшего в Балаклавской бухте во время урагана в ноябре 1854 года. Считалось, что на борту «Чёрного принца» находились бочки с золотыми монетами: как минимум 200, а как максимум - 500 фунтов стерлингов золотом. В Москве со своей идеей Языков сначала обратился в Реввоенсовет и к командующему военно-морскими силами. Но ни там, ни там предложением севастопольского инженера не заинтересовались. И тогда он отправился в ГПУ, к начальнику особого отдела Генриху Ягоде. Рассказ Языкова о золотых монетах на дне Балаклавской бухты показался Ягоде убедительным. А перспектива достать их и тем самым пополнить золотой запас Страны Советов выглядела настолько заманчивой, что глава Государственного политического управления отдал приказ о создании для этого специальной организации - Экспедиции подводных работ особого назначения, сокращённо - ЭПРОН.


Перед спуском на снаряде Даниленко. 1923 г. vivovoco.rsl.ru

Рекорды погружения

Для «экспедиции за золотом» прежде всего необходимо было построить аппарат (или, как его тогда называли, снаряд) для спуска на большую глубину. Проект снаряда разработал вошедший в состав ЭПРОНа инженер Даниленко. Придуманное им устройство могло погружаться на довольно большую глубину, было рассчитано на трёх человек, снабжено телефоном, прожектором и механическим манипулятором для захвата различных грузов. Корпус снаряда был сделан из стали и весил более 10 тонн. К началу лета 1923-го снаряд был готов, до конца лета команда ЭПРОНа занималась поисками точного местонахождения «Чёрного принца» в Балаклавской бухте. В сентябре снаряд Даниленко, в котором находились сам конструктор и инженер, впервые опустился на дно. Затем состоялось ещё два спуска - на 95 и 123 м. На тот момент это были мировые рекорды погружения!

Поиски «Принца»

Начались регулярные морские работы - эпроновцы обследовали дно Балаклавской бухты. Поиски продолжались более года, удалось обнаружить части корабля, разбросанные на морском дне, но ни одной золотой монеты так и не было найдено. Руководство ОГПУ поняло, что дальнейшие поиски золота бесполезны, и в декабре 1924 года всякие работы в этом направлении было решено прекратить. Что касается организации, то она, к счастью, не была расформирована. За время поисков «Принца» эпроновцы обнаружили кладбище погибших английских кораблей, подняли много корабельных обломков, якорей и в дальнейшем продолжили заниматься поиском и подъёмом затонувших судов. К началу 1930 годов под эгидой ЭПРОНа было сконцентрировано всё водолазное и судоподъёмное дело на всех морях и реках СССР, к 1941 году ЭПРОН поднял 450 судов и боевых кораблей. В начале войны ЭПРОН был преобразован в аварийно-спасательную службу ВМФ, затем, в 1979-м - в поисково-спасательную.

Вы знаете, что…

… первым достоверно известным фактом появления водолазного снаряжения в России является закупка в 1838 году для нужд Черноморского флота водолазного скафандра Джона Дина.

В июле 1837 года главный командир Черноморского флота и портов вице-адмирал Лазарев направил в Петербург начальнику Главного морского штаба адмиралу рапорт, в котором просил ходатайствовать о разрешении выписать из Англии «снаряд» Дина «с беспошлинным пропуском чрез Одесскую таможенную заставу». К своему рапорту Лазарев приложил выписки из писем Дина и отзывы, объясняющие полезность «нырятельного снаряда». Николай I дал своё разрешение на приобретение «снаряда». Для этой цели министр финансов выделил 3062 руб. 40 коп. Приобретение «снаряда» было поручено генеральному консулу в Лондоне Бенкгаузену, который закупил снаряжение и отправил его на Черноморский флот.