Краткосрочный проект «Волшебница вода» для старшей группы. Конспект занятия в старшей группе «Свойства воды»

1. Образовательные:- ознакомление детей со свойствами воды:

Отсутствие собственной формы;

Текучесть;

Пар тоже вода;

Вода может растворять предметы.

Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

Закрепить умение работать с посудой: стеклянной и прозрачной.

Закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

2. Воспитательные.

Развивать социальные навыки:

Умение работать в группе;

Учитывать мнение партнёра;

Отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

Прививать бережное отношение к воде.

3. Развивающие:

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Предварительная работа.

1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.

2. Проведение занятий - экспериментирований с водой.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др.

5. Чтение художественной литературы.

6. Наблюдение за водой во время прогулок.

Материал для занятия.

Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы.

Фильтровальная бумага.

Вещества, которые мы будем растворять в воде, по выбору воспитателя. Например: соль, сахар, мука, краска, крахмал, травяной настой календулы или ромашки, любое растительное масло.

Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка.

Иллюстрации с изображением водоемов, водяных мельниц, водохранилищ.

Электрообогреватель или кипятильник.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас опять пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. А какие опыты проводили мы с вами (ответы детей). Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Давайте к нему подойдем и рассмотрим его.

Дети подходят к фонтану и рассматривают его.

Воспитатель: Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? А в нашем городе есть фонтаны, где они находятся? А что льется в фонтане (вода). Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?

Дети: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.

2 часть. «Вода - жидкость, не имеет собственной формы».

Воспитатель: Вы сказали: «вода льется, течет». Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?

Дети: Стеклянная.

Воспитатель: Как нужно с такой посудой обращаться?

Дети: Аккуратно. Постараться не стукать её друг об друга, можно разбить.

Воспитатель: Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке. Воспитатель спрашивает детей, почему они смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку.

Дети: Вода жидкая.

Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?

Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик - круглую.

Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?

Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.

Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?

Дети: Форму баночки.

Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?

Дети: Вода приняла форму этих предметов.

Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо - плохо». Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода - это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода - это плохо. Почему?» Итак, начали: «Вода это хорошо. Почему?».

Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода - это плохо. Почему?»

Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.

Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?

Дети: Когда её нагревают.

Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?

Дети: Огонь, газ, электронагреватель.

Воспитатель: На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (Спросить двух, трех человек). Совершенно верно - это кипятильник. Давайте с его помощью попробуем нагреть воду.

Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.

Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?

Дети: Она кипит, булькает, бурлит.

Воспитатель: А какая кипящая вода? Можно ей ожечься?

Дети: Да, она очень горячая.

Воспитатель: Приведите примеры, где вода очень - очень горячая, а где теплая.

Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. Теплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кувшине, из которого мы поливаем цветы. В кране, где моем руки, в ванне, где купаемся. В стиральной машине, в батареях.

Воспитатель: Итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?

Дети: Вода может нагреваться, может быть теплой и горячей.

«Пар - это тоже вода»

Воспитатель: Сейчас я выключу кипятильник. Вода становиться спокойной, но еще остается горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете?

Высказывания детей.

Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям). Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: «Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая».

Физкультминутка «Рыбки плавали, ныряли».

«Вода - растворитель»

Воспитатель: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.

Слушайте первую загадку: Белый камень в воде тает. (сахар)

Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

Воспитатель: Теперь вторая загадка.

В воде родиться,

Воды боится.

Убираем салфетку со второго блюдца.

Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка.

Желтое, а не солнце,

Льется, а не вода,

На сковороде - пенится,

Брызгается и шипит.

Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды.

Дети: Потому что они в ней исчезают.

Воспитатель: Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места.

Дети рассаживаются на свои рабочие места. Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что у них находиться в желтых баночках, а что в зеленых.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Сахар исчез. Почему?

Дети: Сахар растворилась в воде.

Воспитатель: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло?

Дети: Соль растворилась в воде.

Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.

Воспитатель спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с маслом в воде.

Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились

Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

Воспитатель: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

«Очистка воды»

Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?

Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.

Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети: Её нужно очистить от масла.

Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать фильтр. Затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром.

Идет самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети: Вода стала чистой.

Воспитатель: Куда же делось масло?

Дети: Все масло осталось на фильтре.

Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.

Воспитатель: Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же все таки бывает вода. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Какая бывает вода?»

Игра: дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос «какая бывает вода?» и возвращает воспитателю мяч. (Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая).

После игры, воспитатель приглашает детей подойти к фонтану.

Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии.

Вода это жидкость;

Вода не имеет собственной формы;

Вода может нагреваться, быть горячей;

Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.

Воду можно очистить с помощью фильтра.

Воспитатель: Вода - добрый друг и помощник человека. Я знаю, что вы знаете стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода». Давайте его послушаем.

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

Программные задачи :

  1. Уточнить представления детей о значении воды для всех живых существ.
  2. Познакомить со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
  3. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха.
  4. Воспитывать бережное отношение к воде
  5. Развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.

Материалы и оборудование:

  1. Иллюстрации «Кому необходима вода?»
  2. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, сахар, соль, зеленка, марганцовка, ложечки.
  3. Символы, обозначающие свойства воды.
  4. Эмблемы «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».

Предварительная работа :

  1. Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
  2. Опыты (превращение снега в воду, воды в лед).
  3. Беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?», «Кому необходима вода?».
  4. Рассматривание иллюстраций о воде.

Методы и приемы :

  1. Игровые.
  2. Наглядные: иллюстрации, символы.
  3. Практические (опыты).
  4. Словесные (беседы, рассказы, вопросы поискового характера).

Ход занятия

Воспитатель начинает разговор с детьми с загадки:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Не готовить, не стирать?

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без … (воды).

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы правильно отгадали загадку.

В чем и где живет вода?

(ответы детей)

Кому необходима вода?

(ответы детей)

Дети вывешивают картинки «Кому необходима вода?»

Воспитатель помогает сформулировать ответы детей, уточняет значение воды для всего живого.

Физкультурная минутка «Дождик».

Воспитатель : Вода – это жидкость. Она течет. Ее можно налить во что-нибудь: в стакан, ведро, вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой? (Ответы детей). Проходите к столам, удобно устраивайтесь.

Опыт №1 «Вода-это жидкость».

Вывод: Вода-это жидкость, ее можно наливать, переливать. А чтобы вам ребята лучше запомнить это свойство воды, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).

Воспитатель : Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.

Опыт №2 «Вода бесцветная».

На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.

Воспитатель: Какого цвета молоко? (Белого). Какого цвета лист бумаги? (Белого). Можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)

Вывод : Вода не имеет цвета, она бесцветна (перед детьми вывешивается символ этого свойства).

Воспитатель : Ребята, а я знаю, что вода может менять свой цвет. Хотите убедиться в этом? (Ответы детей).

На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка и марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.

Воспитатель : Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила свой цвет вода? А теперь я добавлю волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).

Вывод : Вода может менять свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Воспитатель: А как вы думаете, изменит свой цвет вода, если в нее добавить варенье? Попробуйте этот опыт сделать дома. А теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус (детям предлагается кипяченая вода).

Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая?

Вывод : Вода не имеет вкуса, она безвкусная. А чтобы вы это не забыли, я приготовила вам символ этого свойства воды.

Опыт №3 «Вода безвкусная».

Детям раздаются пиалы с сахаром и ложечки.

Воспитатель : Давайте проведем с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (ответы детей).

Вывод: Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.

Опыт №4 «Вода не имеет запаха».

Воспитатель : А теперь я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод : Вода ничем не пахнет, у нее нет запаха. Вывешивается символ этого свойства.

Воспитатель : Мы с вами узнали, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменит свой запах? Как вы думаете? Попробуйте этот опыт проделать дома, и что произойдет, вы расскажите всем детям.

Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам, ребята, пройти на стульчики. Мы сегодня много говорили о воде, много о ней узнали, давайте об этом расскажем (с опорой на символы).

Вода имеет свои свойства:

  1. Вода – это жидкость, ее можно налить, перелить, вылить.
  2. Вода – бесцветная.
  3. Вода – безвкусная.
  4. Вода не имеет запаха.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что воду надо беречь? (ответы). Когда моешь руки, нужно закрывать кран.

Воспитатель : Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому, воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

Ручей засох, родник ослаб,

А мы из крана кап-кап-кап,

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря,

А то пройдет немного лет-

И нет водицы – нет, нет, нет…

Воду необходимо беречь. А чтобы вы, ребята, об этом не забыли, вот вам напоминание «Помыл руки – плотно закрой кран».

Анализ занятия.

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования для детей старшей группы на тему: «Что мы знаем о воде, говорят, она везде». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект познавательно-исследовательского занятия, направленного на расширение знаний детей о воде и развитию любознательности у дошкольников.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Познавательно-исследовательская», «Чтение художественной литературы», «Продуктивная».

Цель: обобщить знания детей о воде.

Задачи:

Образовательные : Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Дать понятие детям о том, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

Развивающие: Развивать мышление, внимание,память, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: испарение, фильтры, фильтрование, очистные сооружения, круговорот воды в природе.

Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Демонстрационный материал: иллюстрации, изображающие водные ресурсы планеты (реки, озера, моря, океаны); демонстрационный плакат «Круговорот воды в природе»; коробка «с загадкой (кусочком льда)»; срезанная заранее веточка бальзамина в стакане с цветной водой; разнос с предметами-яблоком, маленькой свежей рыбкой, веточкой бальзамина, долькой арбуза; ведерко с водой.

Раздаточный материал: для опытнической работы- зеркальца, кусочки ваты и марли, воронки, пластиковые стаканы по два на ребенка, вода из реки, фартуки и шапочки, для игры- бумажные маски для детей с рисунками капелек, одна маска — с изображением Солнца, и одна с изображением –Тучи.

Методические приемы: Организационный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, беседа, экспериментирование, создание проблемной ситуации, физкультурная минутка-дидактическая игра, анализ, подведение итогов.

Ход НОД:

Дети входят в группу.
Воспитатель:
— Доброе утро я вам говорю,
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю вам хорошо заниматься
Слушать внимательно, ума набираться.
— Ребята, я приготовила вам интересные загадки. Вот первая загадка. Подойдите к столу (дети находят на столе коробку, с боку которой имеется круглое отверстие).
— Потрогайте одной рукой то, что лежит внутри коробки, но отгадку не говорите, держите в секрете («в кулачке»).
— Вот вторая загадка — звуковая (шум морского прибоя, всплеск волн).
— А сейчас скажите мне: что было в коробке и что за звуки вы услышали? О чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? (ответы детей).
— Да, верно, в коробке был кусочек льда, который в ваших ладошках быстро превратился в воду и звуки морского прибоя вам тоже знакомы. Речь на сегодняшнем занятии пойдет о воде.
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить.(Н. Рыжова)

— А вы ребята, как думаете, почему всему живому не прожить без воды? (ответы детей).
— Верно, о воде еще говорят -водица-живица, то есть вода- это жизнь. А сейчас пройдите к столику и давайте посмотрим, что на нем стоит (на столе находятся яблоко, свежая рыбка, веточка бальзамина и картинка с изображением арбуза).
Воспитатель:
— Сегодня мы говорим о воде,а какое отношение к воде имеет то, что находится перед вами (полные ответы детей).
— Я с вами согласна, в арбузе очень много сока, то есть воды,яблоко тоже содержит сок. Вода-среда обитания рыбы. Если раздавить пальцами срезанный стебель веточки бальзамина, мы ощутим влагу. И в листьях тоже содержится вода. Откуда? Почему?
— Да, верно, цветы поливаем водой, корнями растение всасывает воду и по стеблю она попадает в листья. А еще бальзамин в народе получил название «Ванька-мокрый» ,так как перед дождем по краю листочков появляются многочисленные капли воды. В подтверждение этого рассмотрим проведенный ранее нами опыт. Веточка бальзамина была поставлена в баночку с водой, окрашенной в красный цвет.
— Что вы заметили? (ответы детей). Стебель и листья окрасились в желтый цвет. Это доказывает, что растению необходима вода, растение «пьет» воду и по стеблю она попадает в листья.
Воспитатель:
— Сейчас я прошу вас закрыть глаза и посмотреть что изменилось? (меняет свежую рыбку на сухую).
— Верно вы заметили, то что рыбка стала сухая, в ней не стало воды. Куда делась вода? (ответы детей).
— Верно, вода испарилась, то есть превратилась в пар.
— Приведите примеры когда вы наблюдали испарение воды?(мама вывешивает после стирки белье на балкон и оно становится сухим, вытирает стол мокрой тряпкой,моет полы).
— А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Ходят капельки по кругу». Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки (звучит музыка, напоминающая дождь, воспитатель просит надеть детей маски-капелек, сама надевает маску- тучки и игра начинается).
Воспитатель: я — мама Тучка, а вы, ребята, мои детки капельки, и вам пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по — одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка и вернулись ко мне маме — Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
— Сейчас мы с вами сделаем вывод: солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю, в реки, моря, океаны. Такое явление в природе называют круговорот воды в природе. Давайте все хором повторим (рассматриваем плакат «Круговорот воды в природе»). Вода испаряется с поверхности земли под действием солнца, образует облака, и в виде дождя и снега возвращается на землю. Круговорот воды в природе происходит ежедневно, в любое время суток, в любую погоду, в любое время года.
— Продолжаем разговор о воде. Мы говорим о том, что все живое нуждается в воде и состоит из воды.
— Скажите, а есть ли жидкость в человеке? Что же доказывает, что в нас есть вода? (ответы детей).
— Да, я с вами полностью согласна, это и слезы, слюни, пот, кровь. А чтобы еще раз убедиться в этом, мы отправимся в игровой уголок к девочкам и воспользуемся маленькими зеркальцами из шкатулки.
Воспитатель:
— Возьмите в руки зеркальца, подышите на них приоткрытым ртом и сразу дотроньтесь до зеркала. Что вы чувствуете? (ответы детей).
— Да, пальчик стал влажным. Этот опыт доказывает, что в человеке есть вода и при дыхании он её теряет. Давайте снова отправимся в лабораторию (одевают фартуки и шапочки).
— Прежде, чем приступить к работе вот еще вопрос: откуда мы берем воду?(ответы детей).
— Как она попадает к нам в дом? (по трубам,из реки).
— Ребята, вы видели, какая вода течет в реке? (мутная, грязная, темная).
— А из крана течёт какая вода? (чистая, прозрачная).
— Что же за превращение происходит с водой? (её очищают).
— Чтобы попасть в кран воду очищают много машин и аппаратов. В каждом крупном городе имеются очистные сооружения, в которых поступающая вода из реки проходит специальную обработку, после чего чистая вода по трубам поступает в дома жителей. Да и дома у многих из вас есть фильтры для очистки воды (рассматривание иллюстраций).Таким образом, мы с вами пьем чистую воду.
— Итак, перед вами в стаканах вода из нашей реки Волги. Через стенки стаканов видно, что вода из реки грязная. И мы займемся тем, что постараемся в нашей лаборатории очистить воду. Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду из реки в воронку с фильтром.
— Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище? Но такую воду еще пить нельзя. А чтобы добиться еще более хорошего результата при очистке воды, можно добавить в стакан с очищенной водой, например уголь. Оставить на некоторое время и снова профильтровать воду. Такая вода будет считаться хорошо очищенной. Но как много времени мы затратили на очистку всего нескольких стаканов воды. А взрослым людям, тем, которые трудятся на очистных сооружениях приходится затрачивать много сил и средств и времени для получения чистой воды. Поэтому воду нужно беречь и относиться к ней бережно.

Течет река издалека,
Течет река издалека,
Как хороша и глубока,
А может это океан?
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.

— Ребята, сегодня мы на занятие принесли с собой ведерко с водой. Это вода, которая накапала за ночь из приоткрытого крана. Куда мы денем эту воду? (польем цветы, вымоем игрушки, постираем кукольное белье). Верно, к воде мы будем относиться бережно. А чтобы вы всегда об этом помнили, вот этот знак (перечеркнутый кран, с капелькой воды) мы повесим в умывальной комнате.
— Давайте предложим нашим гостям послушать советы о том, как беречь воду (ответы детей — зря воду не лить; плотно закрывать кран; не играть с водой, которая течет из крана; не оставлять без надобности открытые краны). Молодцы, ребята, ваши советы очень важны.
— А сейчас я предлагаю вам вспомнить всё, что вы узнали о воде на сегодняшнем занятии (дети совместно с педагогом вспоминают яркие и интересные моменты, отвечают на вопросы, подводят итог занятия).

Цели:

Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Упражнять детей в чтении, развивать мышление, умение анализировать.

Оборудование:

Аудиозапись шума прибоя; картинки с разными состояниями воды и способами ее использования; вода в стаканчиках, чайные ложки по количеству детей, соль, песок; фотографии пустыни и леса; таблички – названия пристаней.

Предварительная работа:

Чтение заключительной части стихотворения «Вчера и сегодня» С. Я. Маршака.

Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:

Никто по воду не ходит,
Коромысла не берет.
Стали жить по новой моде -
Завели водопровод.

Разленились нынче бабы.
Али плечи стали слабы?

Речка спятила с ума -
По домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном
К берегам ее зеленым
Шли девицы за водой
По улице мостовой.

Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко:
- Здравствуй, речка, наша мать,
Дай водицы нам набрать!

А теперь двухлетний внучек
Повернет одной рукой
Ручку крана, точно ключик, -
И вода бежит рекой...

Нынче в людях мало смысла,
Пропадает коромысло!

Ход занятия:

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. И, поскольку нам предстоит плыть по реке, давайте выберем какой-нибудь вид водного транспорта. Какие виды водного транспорта вы знаете? Что же мы выберем? (Ответы детей: пароход, лодка, яхта, катер, катамаран и т. п.)
Закройте глаза и послушайте как плещется вода за бортом. Нас ждет путешествие с несколькими остановками, вот и первая пристань. Мы остановимся и вспомним, что мы знаем о воде.

Пристань «Где вода – там жизнь»

1. Для чего мы ежедневно используем воду?
2. Почему нужно поливать комнатные растения?
3. Как вы думаете, сколько дней человек может прожить без воды?

Всему живому, в том числе растениям и животным нужна вода. Без нее все гибнет. Например, человек может прожить без воды только несколько дней (от трех до семи). Взгляните на эти две картинки. Так выглядит пустыня, где нет воды, а вот так выглядят берега реки или озера. (Показ картинок.) Ну что же, отправляемся дальше, за следующим поворотом реки нас ждет еще одна остановка.

Пристань «Откуда к нам пришла вода?»

Послушайте рассказ капельки.

Жил-был маленький ручеек. Бежал он среди лесов, лугов. На пути встретил незнакомца, очень похожего на него.
- Ты кто? – спрашивает он.
- Я – ручеек. А ты кто?
- И я ручеек, - отвечает наш ручей. Давай дружить и потечем дальше вместе.

Вот какой долгий и сложный путь проделывает капелька и она становится драгоценной, так как дорого обходится человеку.

А мы продолжаем наше плавание.

Пристань «Драгоценная капелька»

Давайте вспомним, как мы с вами дома и в саду используем воду. Плотно ли закрываем мы за собой краны, экономим ли за собой воду? Мы с вами уже учились беречь электричество, так давайте обращать внимание и на воду, будем беречь и её. Если вы заметите не закрытый кран – закройте, если заметите неплотно закрытый кран – закройте плотнее. Будьте бережливыми и дома и в саду. Плывем дальше.

Пристань «Исследователи»

Мы остановились и теперь познакомимся с водой поближе, проделаем с ней несколько опытов.

Возьмите стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте и ответьте, имеет ли вода запах, цвет и вкус? (Ответы детей).
Насыпьте в стакан с водой ложку соли и размешайте. Что произошло с солью? Куда она исчезла?
Проверьте, растворяется ли в воде песок.

Рассмотрите эти рисунки. В каком состоянии бывает вода в природе? Закончите предложение: «Вода это – дождь, …» (пар, град, снег, лед.)

Как доказать, что снег и лед – это замерзшая вода? (Ответы.)

Продолжим же наше плавание. Вот, впереди уже виднеется очередная пристань, причаливаем к ней.

Пристань «Так в народе говорят»

На этой пристани мы узнаем поговорки, приметы, потешки и загадки о воде. Вы можете прочесть их на листочках, которые лежат у вас на столах.

Наше путешествие подходит к концу. Отправляемся в путь, впереди нас ждет последняя пристань.

Пристань «Вредная и полезная»

Не всякая вода полезна. Какая вода вредна для здоровья?
Как люди заботятся о чистоте водоемов? Когда люди чистят русло какой-нибудь реки, то какой только мусор им не приходится доставать со дна ковшом экскаватора.

Но есть еще источники с очень чистой и полезной водой. Это минеральная вода, она очень полезна для нашего организма. Я приглашаю вас выпить стаканчик минеральной воды. На этом наше плавание закончено.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Программное содержание: Образовательные задачи: дать детям знания о том, что вода имеет три агрегатных состояния: твердая (снег, лед), газообразная (пар), жидкая.

Расширять знания детей о значении воды в жизни человека (вода- источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека).

Закрепить знания о свойствах воды и снега.

Развивающие задачи: развивать у детей внимание, память, мышление, связную речь, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к экспериментированию, аккуратность в работе, умение работать сообща.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова: лаборатория, лаборант, опыты.

Материал: Демонстрационный: презентация на тему: «Вода», глобус, термос с кипятком, зеркало, ноутбук, экран для проектора.

Раздаточный: 2 стакана с водой, снег и лед на игрушечных тарелочках, пластмассовые игрушечные ложечки.

Интеграция образовательных областей:

Познание; Коммуникация; Чтение художественной литературы; Музыка; Физическая культура.

Виды деятельности: игровая, экспериментальная, коммуникативная, чтение художественной литературы.

Предварительная работа:

1) Рассматривание иллюстраций: «Дождь», «Зима».

2) Знакомство с глобусом.

3) Загадывание загадок о воде.

4) Чтение произведений: К.Д.Ушинского «Ручеек», И.Р. Смольянова «Красота воды», И.М. Новикова «Удивительные капельки».

5) Наблюдение за состоянием воды в природе.

6) Проведение опытов с водой: «У воды нет вкуса», «Вода не имеет запаха», «Вода прозрачная», «В воде одни вещества растворяются, а другие - нет», «Тонет - не тонет».

Ход непосредственной образовательной деятельности:

(Дети заходят в группу и здороваются с гостями)

I. Вводная часть (Звучит музыка дождя).

Воспитатель рассказывает: Жил-был дождик. Он любил гулять по улицам, стучать по крышам домов. В дождике было много- много весёлых капелек (Смех в магнитофонной записи)Одна такая капелька и пришла к нам в гости. Зовут капельку Капитошкой. Поздороваемся с Капитошкой. (Воспитатель показывает детям капельку и прикрепляет ее на доску). Капелька сегодня будет с нами.

II. Основная часть:

Воспитатель: Как вы думаете, где живёт капелька?

Дети: Капелька живет в воде.

Воспитатель : Верно, она живет в воде. Кто знает стихотворение о воде?

(Ребенок читает стихотворение):

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня с вами будем рассказывать капельке?

Дети: Сегодня мы будем говорить о воде.

Воспитатель: Правильно. Мы поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Пройдем, присядем на стулья, посмотрим, сколько воды на Земле. (Детям предлагают посмотреть презентацию «Вода» на экране)… Повторим, где в природе встречается вода? (Ответы детей). Для чего нужна вода человеку?

Дети: Вода нужна для того, чтобы пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье, поливать растения.

Воспитатель: Молодцы, все правильно сказали. А сейчас представим себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет?

Дети: Все живое на планете погибнет.

Воспитатель: Правильно, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет. В нашем организме тоже много воды. На Земле вода везде. Скажите, какая модель Земли есть у нас в группе?

Дети: У нас есть глобус.

Воспитатель: Верно (Детям показывают глобус). Вот глобус. Такой видят нашу планету космонавты из космоса. Какой формы наша планета?

Дети: Планета Земля круглой формы.

Воспитатель: Молодцы. А каким цветом окрашены моря и океаны на глобусе?

Дети: Моря и океаны окрашены голубым цветом.

Воспитатель: Нашу Планету поэтому называют «голубой планетой». Как называются все моря и океаны на Земле? (Предположения детей). Вся вода на Земле составляет единый Мировой океан… Давайте поиграем в игру » Какая бывает вода«. (Воспитатель бросает детям мяч и дети называют свойства воды).

Дети: Вода бывает прозрачная, она без вкуса, без запаха, в воде одни предметы растворяются, а другие - нет, вода выталкивает легкие предметы, а тяжелые предметы в воде тонут и т.д.

Воспитатель: Вы понравились Капитошке. А сейчас поиграем в игру «Сугроб».

(Проводится Физкультминутка)

Воспитатель: Посмотрите, сколько снега лежит на улице. А как образовались сугробы, вы знаете?

Дети: Снежинки опускаются все ниже и ниже и ложатся на землю рядом друг с другом, друг на друга.

Воспитатель: Представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опустились все ниже и ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом. Выпало так много снежинок, что образовался сугроб.

(Дети танцуют, кружатся под спокойную классическую музыку. Собираются вместе и образуют «сугроб»).)

Воспитатель: Ребята, а ещё мы с вами знаем, что с водой можно играть и проводить опыты. Опыты с водой проводят в лаборатории. А вы хотели бы сами провести опыты, и узнать, какой разной может быть вода? (ответы детей).

А сейчас мы с вами пройдем в нашу лабораторию и продолжим разговор о воде. Скажите, что обозначает слово «лаборатория»?

Дети: Это помещение, где проводят опыты.

Воспитатель: Почему лаборанты работают в белых халатах? (Закрепить в речи детей слова: лаборатория, лаборант, опыты)

Дети: В лаборатории очень чисто, там не должно быть посторонних запахов, звуков, пыли. (Дети проходят в «лабораторию»).

Воспитатель: Пройдите в лабораторию. Капельку тоже возьмем в лабораторию, пусть учится вместе с нами делать опыты. (Дети надевают халаты, присаживаются на стульчики). В лаборатории нужно вести себя тихо, сидеть прямо, не мешать друг другу.

Поиграем в игру: «Подскажи словечко». Я прочту стихотворение- загадку, а вы добавите соответствующее слово:

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю…(снег).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в …(снежки).

С неба все скользят пушинки

Серебристые…(снежинки).

Словно в белый пуховик

Нарядился (снеговик).

На поляну, на лужок

Все снижается …(снежок).

Рядом снежная фигурка,

Это девочка …(снегурка).

Вот веселье для ребят-

Все сильнее…(снегопад).

На снегу-то, посмотри-

С красной грудкой…(снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил…(снег).

Какие слова вы отгадали в этих загадках? Повторите.

Дети: Снег, снежки, снежинки, снежок, снегопад, снеговик, Снегурка, снегири.

Воспитатель: Чем похожи все эти слова?

Дети: Слова похожи на одно слово- снег.

Воспитатель: Правильно. Что можно сказать о снеге? Какой он?

Дети: Снег холодный, мягкий, белый, пушистый, легкий…

Воспитатель: А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом. Что такое снег?

Дети: Снег- это вода. Это замерзшие капельки воды.

Воспитатель: Положите немного снега ложечкой на ладошку и посмотрите, что же случилось?

(Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит).

Дети: Снег тает, превращается в воду.

Воспитатель: А теперь возьмите ложечкой кусочек льда. Что такое лед?

Дети: Лед - твердая вода.

Воспитатель: Положите снег в один стакан с водой, а лед - в другой в стакан с водой. Что происходит?

(Дети проводят опыты - опускают снег и лед в воду).

Дети: Они тают.

Воспитатель: Правильно, они постепенно уменьшаются, превращаясь в воду. Обратите внимание на время, за которое тают снег и лед.

Дети: Снег тает быстрее, а лед - медленнее.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что легче - лед или вода?

Дети: Лед легче воды.

Воспитатель: Верно. А как вы догадались?

Дети: Когда мы отпустили лед в воду, он не тонул.

Воспитатель: Молодцы. Что вы видите у меня на столе?

Дети: На столе стоит термос.

Воспитатель: В термосе горячая вода. Сейчас я открою крышку, а вы внимательно следите (Воспитатель открывает крышку термоса). Что вы заметили?

Дети: Из термоса выходит пар.

Воспитатель: Это можно проверить, поместив зеркало над паром (Воспитатель держит зеркало над паром, показывает детям капельки пара на зеркале).

Что вы видите на зеркале?

Дети: На зеркальце видны капельки воды.

Воспитатель: Это пар. Какой вывод можно сделать из всех проделанных опытов?

Дети: Снег, лед, пар - это вода.

Воспитатель: Снег и лед - твердое состояние воды, пар - газообразное состояние воды. Вода в стакане - жидкое состояние воды. Вот и закончились наши опыты. Капитошке они очень понравились. Предлагаю снять халаты и подойти к доске.

III. Заключительная часть:

Воспитатель: Все вы сегодня правильно отвечали. А теперь Капитошка приглашает вас ещё раз подойти к схемам и вспомнить, что нового о воде вы узнали сегодня? Какие свойства воды мы повторили? В какие игры играли?

Дети: Мы сегодня много говорили о воде. Мы узнали, что пар, снег, лед- это тоже вода. Повторили, что вода бывает прозрачная, она без вкуса, без запаха, в воде одни предметы растворяются, а другие - нет, вода выталкивает легкие предметы, а тяжелые предметы в воде тонут. (Дети повторяют по схеме). Мы были лаборантами, проводили опыты. Играли в игры: «Сугроб», «Подскажи словечко».

Воспитатель: Спасибо всем за работу. Нам с Капитошкой очень понравилось с вами работать. Оставим капельку в группе до весны? (Дети соглашаются, прощаются с гостями).