Кто первый открыл атлантический океан. История открытия и освоения атлантического океана

Экстремальный эксперимент, поставленный французским врачом Аленом Бомбаром, доказал, что возможности человеческого организма действительно бесконечны. В одиночку этот легендарный человек переплыл Атлантический океан, поддерживая свои силы лишь тем, что пошлет ему океан. На протяжении всего путешествия Алан не ел и даже не пил обычной пресной воды, но в итоге сумел достичь заветного берега.

Ален Бомбар был дежурным врачом в госпитале Булони, когда туда привезли 43 моряка - жертв кораблекрушения у мола Карно. Никого из них спасти не удалось. Ален корил себя за то, что ничего не смог для них сделать. Он начал собирать информацию о кораблекрушениях. Выяснилось, что во всем мире в таких катастрофах ежегодно гибнет около 200 тысяч человек. Из них 50 тысяч успевают перебраться на спасательные шлюпки и плоты, но все равно через какое-то время умирают мучительной смертью. И 90% жертв погибает в течение первых трех дней после кораблекрушения. Бомбар писал: «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха».
И он решил пересечь Атлантический океан на крошечной надувной лодке. Без воды и еды – чтобы доказать, что человек в состоянии выжить после кораблекрушения.

Но перед этими полгода Ален провел в лабораториях Океанографического музея Монако. Он изучал химсостав морской воды, виды планктона, строение морских рыб. Француз узнал, что морская рыба более чем наполовину состоит из пресной воды. А мясо рыб содержит меньше соли, чем говядина. Значит, решил Бомбар, утолять жажду можно соком, выдавленным из рыбы.
Поначалу плавание не задумывалось как одиночное. Бомбар долго искал себе спутника, даже давал объявления в газетах. Но письма приходили от самоубийц («прошу взять меня с собой в плавание, ведь я уже трижды неудачно пытался покончить собой»), сумасшедших («я очень хороший попутчик, к тому же я дам вам разрешение съесть меня, когда вы проголодаетесь») или не слишком умных читателей («предлагаю испытать вашу теорию на моей семье, для начала прошу принять в экипаж мою тещу, ее согласие мною уже получено»).
В конце концов отыскался безработный яхтсмен, панамец Джек Пальмер. Бомбар никак потом не упрекнул его, но после двух недель пробного плавания из Монако до острова Мальорка, во время которого исследователи съели всего двух морских окуней, несколько ложек планктона и выпили по несколько литров морской воды, Джек Пальмер передумал и просто не пришел к отплытию. И Ален Бомбар поплыл через Атлантику в одиночку.

Свою лодку он назвал «Еретик». Это была туго накачанная резиновая плоскодонка длиной 4 м 65 см и шириной 1 м 90 см с деревянной кормой и легким деревянным настилом на дне. Двигался «Еретик» при помощи четырехугольного паруса размерами примерно 1,5 х 2 м. Выдвижные кили, весла, мачта, тали и прочее оснащение было предельно простым и малоудобным. Ни удочек, ни сетей он с собой не взял принципиально, решил сделать из подручных средств, как и положено потерпевшему кораблекрушение. Он привязал к концу весла нож и загнул кончик, получился гарпун. Когда он загарпунил первую корифену-дораду, то добыл и первые рыболовные крючки, которые сделал из рыбьих костей.
В первые же ночи Бомбар попал в шторм. На резиновой лодке активно сопротивляться волнам невозможно, можно было только вычерпывать воду. Черпак взять с собой он не догадался, поэтому использовал шляпу, быстро обессилел, потерял сознание и очнулся в воде. Лодка полностью наполнилась водой, на поверхности остались лишь резиновые поплавки. Прежде чем лодка оказалась на плаву, он вычерпывал воду два часа: каждый раз новая вода сводила на нет всю его работу.
Едва шторм утих, лопнул парус. Бомбар заменил его на запасной, но через полчаса налетевший шквал сорвал новый парус и унес вместе со всем крепежом. Пришлось Бомбару зашивать старый, да так и идти под ним весь путь.

Считается, что без воды человек может прожить не более 10 дней. Бомбар лишь на 23-й день плавания смог напиться пресной воды, попав в полосу проливного дождя. Как он выживал? Употреблял морскую воду. «Увы, больше пяти дней подряд морскую воду пить нельзя, - уточнял Ален. - Это я говорю как врач, иначе можно загубить почки. Надо делать перерыв как минимум в три дня. А потом этот цикл можно повторять».
В эти три дня Бомбар добывал воду из рыбы. Бомбар резал мясо на мелкие кусочки и отжимал жидкость с помощью рубахи. Получалась жижа из жира и сока, противная на вкус, но пресная. С крупной рыбой проще: на ее теле можно делать разрезы и сразу пить сок. Чтобы избежать цинги, мореплаватель ежедневно питался планктоном - он богат витамином С. «Достаточно было бросить за борт обычный носок на веревке, чтобы в течение дня добыть в общей сложности две столовые ложки планктона, - уверял Бомбар. - В отличие от сырой рыбы он недурен на вкус. Ощущение, что ешь лангустов или креветок».
Бомбар отказался от непромокаемой спецодежды. На нем были обычные брюки, рубашка, свитер и куртка. Француз считал, что он и так великолепно экипирован. Ведь когда корабль тонет, человек обычно не успевает подумать о своем гардеробе. Уже на второй день после отплытия, промокнув насквозь, Бомбар обнаружил, что даже влажная одежда сохраняет тепло тела. Так родилось еще одно правило: «Потерпевший кораблекрушение не должен снимать одежду, даже если она промокла».

Через шестьдесят пять дней плавания Ален Бомбар достиг острова Барбадос. Он похудел на 25 кг, уровень эритроцитов и гемоглобина граничил со смертельным, у него было выявлено серьезное расстройство зрения, ногти на пальцах ног выпали, вся кожа покрылась сыпью и мелкими прыщами. Организм был обезвожен и предельно истощен, но он достиг берега. На его лодке остался неприкосновенный запас продуктов, сохранность которого была официально засвидетельствована по окончании эксперимента – он так и не притронулся к НЗ.
Он написал книгу "За бортом по своей воле".
Потом он получил более десяти тысяч писем, авторы которых благодарили его словами: «Если бы не ваш пример, мы бы так и погибли в суровых волнах морской пучины».

Географическое положение Атлантического океана

Атлантический океан самый молодой, хотя по разме­рам занимает второе место в мире. Он довольно соленый, несмотря на то, что по сравнению с другими океанами при­нимает больше всего речных вод. Атлантический океан очень теплый, хотя в отдельных его частях температура воды снижается до -1,8 °С. Только он имеет море без бере­гов, воды которого одни из самых прозрачных в Мировом океане. Именно в Атлантике движется самое теплое и одно из самых сильных морских течений планеты.

В географическом положении Атлан­тического океана много общего с Тихим. Он также имеет огромные размеры, его площадь - 91,7 млн км 2 . Как и Тихий, Атлантический океан вытянут в меридиональном направлении. Его центральная часть расположена в экваториальном поясе, а крайняя северная и южная находятся в противоположных полушариях - в холодных полярных широтах (рис. 30).

По сравнению с Тихим на Атлантический океан больше влияет суша, поскольку он примерно в два раза уже, чем Тихий. Влияние материков особенно ощущается в морях и заливах Атлантики , распо­ложенных в основном в Северном полушарии. Некоторые моря, как напримерСредиземное , заходят на тысячи километров в глубь суши.

Атлантический океан омывает берега около 70 стран четырех конти­нентов - Евразии , Африки , Северной и Южной Америки . Неслучайно в Атлантике проходят морские пути, по которым перевозят больше грузов, чем по любому другому океану. Для улучшения морского сооб­щения с Тихим океаном был сооружен Панамский канал . Суэцкий канал соединяет Атлантический океан с Индийским

История открытия и освоения Атлантического океана

На побережье Атлантического океа­на издавна находились многочисленные государства Европы. И евро­пейцы на протяжении многих веков плавали водами Средиземного моря. Однако на просторы собственно Атлантического океана первыми вышли (через Гибралтарский пролив) финикийцы , умелые и отваж­ные мореплаватели. Именно они проложили морской путь на север к Британским островам. Известны были им также и южные широты этого океана. На запад финикийцы плавали в Атлантическом океане до Азорских островов.

Важные научные исследования поверхностных вод были проведены во второй половине XVIII в., когда американский ученый Б. Франк­лин составил первую карту самого сильного теплого течения Атланти­ки - Гольфстрима .

Вопреки давнему знакомству мореплавателей с Атлантическим океаном, первые точные сведения о его глубинах появились лишь в начале XIX в. Их получили известные английские полярные исследо­ватели Джон Росс и его племянник Джеймс Росс. Однако наиболее значительных успехов достигла первая океанографическая экспе­диция на английском судне«Челленджер» в 1870-х годах. Ей удалось открыть Северо-Атлантический и Южно-Атлантический хребты , самый глубоководный желоб Атлантики - Пуэрто-Рико и др. Материал с сайтаhttp://worldofschool.ru

Были знакомы с некоторыми представителями фауны.

Первый этап исследований Атлантического океана

Начальный период освоения - от древнейших времен до начала эпохи Великих географических открытий может быть назван предысторией научного исследования Атлантического океана.

Самые древние мореплаватели - , египтяне, жители о. Крит имели неплохое представление о ветрах, течениях, берегах известных им акваторий. Во втором тысячелетии до н. э. центральным объектом исследования было Средиземное море. В VI в. до н. э. финикийцы уже плавали вокруг Африки. Первые письменные и картографические документы датированы первым тысячелетием до н. э., это были труды древних греков, а затем римлян.

В IV в. до н. э. уроженец города Массалия (Марселя) Пифей совершал плавания в Северную Атлантику, где определял в том числе высоту приливов и отливов. Плиний Старший (начало новой эры) сделал первую попытку связать явление приливов и отливов с фазами Луны. Аристотель писал о разнице температуры на поверхности и на глубине. Античные ученые много знали о и физике океана, остались достаточно подробные описания и карты с промерами глубин.

В X в. нашей эры норманнский мореплаватель Эрик Рыжий первым пересек Северную Атлантику, достиг берегов о. Ньюфаундленда, проплыл до 40° с. ш. и побывал на побережье Северной Америки. Однако эти исследования по количеству собранной во многом уступали античным.

Второй этап исследований Атлантического океана

(XV-XVIII вв.) - время более фундаментального познания природы и, в первую очередь, Атлантического.

В это время европейцы начали основательно осваивать путь в , огибая берега Африки. В 1498 г. . Шестью годами раньше достиг берегов Америки и совершил еще три плавания - в 1493, 1498 и 1501 гг. Довольно точно было установлено расстояние от берегов Европы до Карибского бассейна, измерены скорости Северного экваториального течения, сделаны первые промеры глубин, взяты пробы грунта, даны первые описания тропических ураганов, установлены аномалии магнитного склонения у Бермудских о-вов. В 1529 г. в Испании была издана первая батиметрическая карта с обозначением рифов, банок, мелководья. В эту эпоху были открыты Северное Пассатное течение, Гольфстрим, у берегов Южной Америки - Бразильское и Гвианское течения.

Третий этап исследований Атлантического океана

В XIX и первой половине XX в. уже проводились планомерные экспедиции, во время которых осуществлялись общегеографические и специальные океанографические исследования. В плаваниях часто принимали участие ученые-естествоиспытатели.

Определялись и удельный вес морской воды на разных глубинах, собирались сведения о господствующих ветрах, рельефе дна и морских грунтах. В 1848 г. была опубликована карта ветров и течений. Особое место в исследованиях Атлантики конца XIX в. принадлежит специализированной океанографической экспедиции Британского королевского общества на паровом корвете «Челленджер» (1872-1876). Большие работы проводились в самых различных направлениях: физике, химии, геологии, океана. По примеру «Челленджера» стали проводиться работы и другими государствами.

В 1886 г. корабль «Витязь» под командованием адмирала С.О. Макарова проводил исследования вод Атлантики: определялись температура, плотность, удельный вес. В начале XIX в. были проведены исследования для прокладки подводного кабеля между Старым и Новым Светом.

Четвертый этап исследований Атлантического океана

В настоящее время идет детальное изучение океана и его морей. Основные направления экспедиционных исследований: изучение климатов, накопление стандартных данных, комплексные исследования в малоизученных регионах, изучение динамики вод океана и, наконец, работы, непосредственно связанные с обслуживанием хозяйства, т. е. решающие практические задачи (выявление материальных ресурсов, обслуживание судов, обнаружение косяков рыб и т. п.).

С 1951 по 1956 г. англо-американская экспедиция проводила крупномасштабные съемки структуры и динамики вод в умеренных и тропических широтах Северного полушария, одновременно делались промеры глубин. Руководил работами известный океанолог Г. Дитрих. В 1959 г. советское судно «Михаил Ломоносов» обнаружило на 30° з. д. противотечение в приэкваториальных широтах, которое получило имя М. В. Ломоносова. В 1962-1964 гг. были проведены международные исследования тропической Атлантики между 20° с. ш. и 20° ю. ш. В 1974 г. проводился международный эксперимент по изучению тропической Атлантики (АТЭ).

Сейчас ведутся большие работы по программе исследования глобальных атмосферных процессов (ПИГАП). В результате были получены данные о физических и химических процессах в над океаном и в океане до глубины 1,5 км. Общая площадь исследования составила 52 млн. км 2 (между 20° с. ш. и 10° ю. ш.). Сделаны важные выводы о роли тропических районов океана в тепловом балансе . Изучение океана продолжается.

Атлантический океан, или Атлантика — второй по величине (после Тихого) и самый освоенный среди остальных акваторий. С востока ограничивается побережьем Южной и Северной Америки, с запада — Африкой и Европой, на севере — Гренландией, на юге сливается с Южным океаном.

Отличительные особенности Атлантики: малое количество островов, сложный рельеф дна и сильно изрезанная береговая линия.

Характеристики океана

Площадь: 91,66 млн.кв.км, причем 16% территории приходится на моря и заливы.

Объем: 329,66 млн.кв.км

Соленость: 35‰.

Глубина: средняя — 3736 м, наибольшая — 8742 м (желоб Пуэрто-Рико).

Температура: на самом юге и севере — около 0°C, на экваторе — 26-28°C.

Течения: условно выделяют 2 круговорота — Северный (течения движутся по часовой стрелке) и Южный (против часовой стрелки). Круговороты разделяет Экваториальное межпассатное противотечение.

Главные течения Атлантического океана

Теплые:

Северное пассатное — начинается у западного побережья Африки, пересекает океан с востока на запад и возле Кубы встречается с Гольфстримом.

Гольфстрим — самое мощное течение в мире, которое переносит 140 млн. кубометров воды в секунду (для сравнения: все реки мира переносят всего 1 млн. кубометров воды в секунду). Зарождается возле берегов Багамских островов, где встречаются Флоридское и Антильское течения. Объединившись, они дают начало Гольфстриму, который через пролив между Кубой и п-овом Флорида мощным потоком выходит в Атлантический океан. Затем течение движется на север вдоль побережья США. Приблизительно возле берегов штата Северная Каролина Гольфстрим поворачивает на восток и выходит в открытый океан. Приблизительно через 1500 км оно встречается с холодным Лабрадорским течением, которое немного меняет курс Гольфстрима и несет его на северо-восток. Ближе к Европе течение разделяется на две ветви: Азорское и Северное Атлантическое.

Лишь недавно стало известно, что на 2 км ниже Гольфстрима течет обратное течение, направляющееся от Гренландии к Саргассову морю. Этот поток ледяной воды назвали Антигольфстримом.

Северное атлантическое — продолжение Гольфстрима, которое омывает западное побережье Европы и приносит тепло южных широт, обеспечивая мягкий и теплый климат.

Антильское — начинается к востоку от острова Пуэрто-Рико, течет на север и возле Багамских островов вливается в Гольфстрим. Скорость — 1-1,9 км/ч, температура воды 25-28°C.

Межпассатное противотечение — течение, опоясывающее земной шар по экватору. В Атлантике разделяет Северное Пассатное и Южное Пассатное течения.

Южнопассатное (или Южное Экваториальное ) — проходит по южным тропикам. Средняя температура воды — 30°C. Когда Южное Пассатное течение достигает берегов Южной Америки, оно делится на два рукава: Карибское , или Гвианское (течет на север до берегов Мексики) и Бразильское — движется на юг вдоль берегов Бразилии.

Гвинейское — расположено в Гвинейском заливе. Течет с запада на восток, а затем сворачивает на юг. Вместе с Ангольским и Южным Экваториальным образует циклическое течение Гвинейского залива.

Холодные:

Противотечение Ломоносова — открыто советской экспедицией в 1959 году. Зарождается у берегов Бразилии и движется на север. Поток шириной в 200 км пересекает экватор и вливается в Гвинейский залив.

Канарское — течет с севера на юг, к экватору вдоль побережья Африки. Этот широкий поток (до 1 тыс.км) возле Мадейры и Канарских островов встречается с Азорским и Португальским течениями. Приблизительно в районе 15°с.ш. присоединяется с Экваториальному противотечению.

Лабрадорское — начинается в проливе между Канадой и Гренландией. Течет на юг до Ньюфаундлендской банки, где встречается с Гольфстримом. Воды течения несут холод из Северно-Ледовитого океана, и вместе с потоком на юг выносятся огромные айсберги. В частности, айсберг, погубивший знаменитый "Титаник", был принесен именно Лабрадорским течением.

Бенгельское — рождается возле мыса Доброй Надежды и движется вдоль побережья Африки на север.

Фолклендское (или Мальвинское) ответвляется от Течения западных ветров и течет на север вдоль восточного побережья Южной Америки до залива Ла-Плата. Температура: 4-15°C.

Течение западных ветров опоясывает земной шар в районе 40-50°ю.ш. Поток движется с запада на восток. В Атлантике от него ответвляется Южное Атлантическое течение.

Подводный мир Атлантического океана

Подводный мир Атлантики беднее по разнообразию, чем в Тихом океане. Это обуславливается тем, что Атлантический океан больше подвергся замерзанию во времена ледникового периода. Зато Атлантика богаче по количеству особей каждого вида.

Флора и фауна подводного мира четко распределяется по климатическим зонам.

Растительный мир представлен, в основном, водорослями и цветковыми растениями (зостера, посейдония, фукусы). В северных широтах преобладает ламинария, в умеренных — красные водоросли. Во всем океане на глубине до 100 м активно процветает фитопланктон.

Фауна отличается богатством видов. В Атлантике обитают практически все виды и классы морских животных. Из промысловых рыб особенно ценятся сельдь, сардина, камбала. Идет активный улов ракообразных и моллюсков, ограничен китобойный промысел.

Тропический пояс Атлантики поражает своим изобилием. Здесь много кораллов и много удивительных видов животных: черепахи, летучие рыбы, несколько десятков видов акул.

Впервые название океана встречается в трудах Геродота (V в. до н.э.), который называет его морем Атлантис. А в I в.н.э. римский ученый Плиний Старший пишет об обширной водной глади, которую именует Океанус Атлантикус. Но официальное название "Атлантический океан" закрепилось лишь к XVII столетию.

В истории исследований Атлантики можно выделить 4 этапа:

1. От древности до XV века. Первые документы, в которых рассказывается об океане, относятся к I тысячелетию до н.э. Древние финикийцы, египтяне, критяне и греки хорошо знали прибрежные зоны акватории. Сохранились карты тех времен с подробными промерами глубин, указаниями течений.

2. Время Великих географических открытий (XV-XVII вв.). Продолжается освоение Атлантики, океан становится одним из главнейших торговых путей. В 1498 г. Васко де Гама, обогнув Африку, проложил путь в Индию. 1493-1501гг. — три плавания Колумба в Америку. Выявлены аномалия Бермуд, открыты многие течения, составлены подробные карты глубин, прибрежных зон, температур, рельефа дна.

Экспедиции Франклина в 1770 году, И. Крузенштерна и Ю. Лисянского 1804-06 годов.

3. XIX-первая половина XX века — начало научных океанографических исследований. Изучается химия, физика, биология, геология океана. Составлена карта течений, проводятся исследования для прокладки подводного кабеля между Европой и Америкой.

4. 1950-е — наши дни. Проводится комплексное изучение всех составляющих океанографии. В приоритете: изучение климата разных зон, выявление глобальных атмосферных проблем, экология, добыча полезных ископаемых, обеспечение движения судов, добыча морепродуктов.

В центре Белизского барьерного рифа расположено уникальная подводная пещера — Большая Голубая дыра. Глубина ее — 120 метров, а в самом низу находится целая галерея более мелких пещер, связанных между собой тоннелями.

В Атлантике расположено единственное в мире море без берегов — Саргассово. Его границы образованы океанскими течениями.

Здесь расположено одно из самых таинственных мест на планете: Бермудский треугольник. Атлантический океан является также родиной еще одного мифа (или реальности?) — материка Атлантиды.


Путешественника, отважившегося преодолеть океан под парусом или на веслах, ждет много опасностей. Хищные акулы и огромные волны, способные захлестнуть суденышко в один миг; палящее солнце и соленая вода, разъедающая кожу, - все это делает океан местом, непригодным для безмятежного отдыха. Так что же понуждает людей вновь и вновь покорять эту стихию?

На плоту по следам бледнокожих индейцев

Молодой норвежский ученый Тур Хейердал, отчаявшись доказывать научному сообществу свою теорию происхождения народов Полинезии, повторил путь переселенцев из Южной Америки до Таити на аутентичном судне – плоту из бальсового дерева. Плот был назван в честь вождя переселенцев, «Кон-тики», и управлялся с помощью паруса и кормового весла. Экипаж Хейердал набрал из своих армейских друзей и их знакомых, причем ни один из них не был профессиональным моряком. Снабжение удалось получить из лаборатории Пентагона.


Плот, свободно влекомый течением и ветром, слился с природой, оброс водорослями и обзавелся «группой сопровождения» - рыбками-лоцманами и мелкими крабами. Летучие рыбки запрыгивали на палубу, золотистая макрель стаями ходила вокруг необычного судна. Обитатели Тихого океана – акулы, киты и дельфины частенько приплывали к «Кон-Тики». Однажды огромная 15-метровая китовая акула ходила вокруг, сужая круги, пока ее не спугнули гарпуном.


На 97-й день плавания, не встретив по пути ни одного судна, «Кон-Тики» пересек Тихий океан и прибыл в Полинезию. Плот налетел на риф, но экипаж успешно высадился на необитаемый остров. Вождь с соседнего острова, увидев отблески костра, вначале решил, что там пируют духи – тем более что к берегу прибило ящик с надписью «Тики», именем божественного предка. Убедившись, что Тур Хейердал и его товарищи - живые люди, в их честь был устроен грандиозный праздник, продолжавшийся несколько недель, пока с Таити за экипажем не пришел пароход.

Доктор Алан Бомбар: когда отчаянье убивает

Анализируя историю кораблекрушений, французский врач Алан Бомбар пришел к выводу, что, оказавшись на спасательных шлюпках, пассажиры гибнут от страха гораздо раньше, чем кончается еда и питье. Ему была невыносима мысль, что моряки с грузовых судов, потерпевших катастрофу, заранее считаются погибшими и на поиски отводится всего 10 дней. Доктор Бомбар вознамерился доказать, что в океане можно выжить, если не поддаваться панике.

Заручившись финансовой поддержкой, он полгода изучал флору и фауну океана и пришел к выводу, что практически все питательные вещества, кроме сахара, можно добыть из рыбы, а витамин С из планктона. Планировалось, что пойдет группа из 3-х человек, однако после предварительных испытаний его товарищи струсили, и через Атлантический океан Ален отправился один.


В отличие от экипажа «Кон-тики» Бомбар принципиально взял только те вещи, которые доступны жертвам катастроф: нож, компас, карту и запечатанный пакет с неприкосновенным запасом еды. Резиновая надувная лодка «Еретик» длиной 4,5 метра была сделана по специальному заказу, но мало чем отличалась от аналогичных спасательных средств.

В первые же дни буря разорвала пополам основной парус, а запасной унесло ветром. «Еретика» трижды затапливало водой по самые борта. Алан научился отгонять акул ударом весла по носу. Его верные дорады приманивали к лодке вкусную рыбу, которую доктор поедал сырой.

Дважды на пути Бомбара встречались корабли, но он не стал прерывать экспедицию, хотя сильно мучился от истощения и болезней, вызванных малопригодной пищей и неподвижностью.


Только на 65-й день, пережив шторма и штиль, Ален Бомбар приплыл на Барбадос. Он был истощен, покрыт прыщами, от соленой воды отслоились и слезли ногти, но его сил хватило на то, чтобы отогнать нахальных туземцев от запечатанного пакета с НЗ и дойти до полицейского участка.

Подвиг доктора Бомбара, будущего члена Европарламента, позволил пересмотреть нормативы спасения на водах.

На веслах через два океана

Из путешественников, замахнувшись на океан на гребной лодке, первым «одиночкой» считается Джон Фэйрфакс, осуществившим детскую мечту в 1969 году; последним – Федор Конюхов, в 2016 году.

Джон Фэфаркс, сын англичанина и болгарки, был настоящим авантюристом из приключенческого романа. В 9 лет он устроил стрельбу в бойскаутском лагере, украв пистолет вожатого. В 13 сбежал в джунгли из Буэнос-Айреса и жил подобно Тарзану, торгуя шкурами диких оцелотов. Закончив университет, Джон устроился помощником пирата и три года занимался контрабандой спиртного, оружия и табака в качестве капитана одного из кораблей своего босса.


Только в возрасте 32-х лет Фэйрфакс смог заняться подготовкой к плаванию через океан, о котором мечтал в детстве. Переехав в Лондон, он каждый день тренировался в гребле на озере в Гайд-парке. 20 января 1969 года на 6-метровой роскошной лодке «Британия» из красного дерева Джон отплыл с Канарских островов. На борт он взял радиоприемник, овсянку, бренди и чистую воду, запасы которых он пополнял на встречных кораблях. 180 суток провел Фэйрфакс в океане, чуть не сойдя с ума от одиночества. Особенно ему не хватало женщин, в отсутствие которых он разговаривал с Венерой. «Это было чертовски глупо» - заявил Джон, причалив в Голливуде, но спустя два года он уже плыл через Тихий океан со спутницей – Сильвией Кук.

Федор Конюхов, переплывая через океан в одиночку, не отрывался от близких. Если позволяла погода, он беседовал с женой по спутниковому телефону, наставлял младшего сына и получал сведения о погоде и ситуации от группы поддержки. Его 9-метровая лодка «Тургояк», построенная по спецзаказу на верфях г. Ипсвич (Англия), оснащена бортовым компьютером на солнечных батареях, а местоположение отслеживалось командой поддержки через спутниковый буй Yellow Brick. В поход Конюхов брал два опреснителя воды – электрический и механический и три набора весел «Xcell» из углеволокна с ясеневыми рукоятками. Питался он сублимированными продуктами из расчета 6000 килокалорий в день.


Старт экспедиции был намечен на 12 декабря 2013, в день 62-летия знаменитого путешественника из чилийского порта Вальпараисо, однако через 4 дня ему пришлось вернуться и заменить негодный генератор. Стартовав с задержкой и гребя по 16-18 часов в день, Конюхов преодолел расстояние в 8000 морских миль за 160 дней «без помощи людей, но с помощью Бога и тех святых, которым молился».

Через Атлантический океан кролем или брасом

Совершенно невероятными кажутся истории о преодолении океана вплавь. Первым на это решился Бенуа Лекомт, француз, выросший в Америке. Свой заплыв через Атлантику он посвятил отцу, умершему от рака. Профессиональный пловец на дальние дистанции, он преодолел расстояние от Массачусетса до французской бухты Киберон за 73 дня, плывя по 8 часов в день вслед за яхтой, на которой была установлена аппаратура для отпугивания акул. Пловцу пришлось преодолевать волны размером с 3-х этажный дом, стоически относиться к любопытным акулам, дельфинам и черепахам. На Азорских островах пришлось сделать остановку для ремонта аппаратуры, и 28 сентября Лекомт добрался до французской Бретани. Все собранные средства пошли на исследования в области онкологии.


Спустя 10 лет на заплыв через Атлантику осмелилась женщина. Дженифер Фигге отправилась в путь от островов Золотого мыса в возрасте 56 лет. Как ее предшественник, она плыла по 8 часов в день за яхтой в садке, который спасал ее от акул. Пловчихе не удалось доплыть до Багамских островов. Ветер и девятиметровые волны сбили ее с курса, поэтому пришлось финишировать на Тринидаде.