Лекции по профилактике терроризму и экстремизму. Лекция на тему: «Экстремизм

экстремистским проявлениям в среде обучающихся

в образовательных учреждениях

Экстремизм (равно как и терроризм, сепаратизм и ксенофобия) в начале 21 века относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности.

В настоящее время экстремизм приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы.

По мнению ряда экспертов на начало 21 века в мире действовало около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За последние 10 лет ими совершено более 6500 актов международного терроризма, от которых погибло более 5 тысяч человек и 11,5 тысяч пострадало.

Цель наиболее крупных акций - нанесение ударов, в том числе психологических, по странам, являющимся своеобразными лидерами современной цивилизации; нанесение ущерба демократическим и прогрессивным социальным преобразованиям, собственности организаций, учреждений, частных лиц; запугивание людей, насилие над ними и физическое уничтожение в угоду реакционным взглядам и идеологии фашистского, расистского, анархистского либо шовинистического толка, а также получение доступными элементами или покровительствующими им организациями, группами, лицами материальной или иной выгоды; дезорганизация и нанесение ущерба нормальным отношениям между государствами, между людьми.

Расширяются связи террористов с наркобизнесом и незаконной торговлей оружием.

Значительно возрос интеллектуальный и образовательный уровень лидеров терроризма. На фоне слияния и сотрудничества руководителей легальных и нелегальных структур экстремистского толка с руководящим ядром националистических, религиозно-сектантских, фундаменталистских и других сообществ. На основе взаимовыгодных личных интересов происходит сращивание политического и уголовного терроризма.

Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами и народами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между государствами, между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни всего поколения.

Мир вступил в уникальную эпоху терроризма, который может превратить все современное общество в его потенциальную жертву. Никогда прежде терроризм не был глобальным феноменом. В течение последнего времени произошла его глобализация и универсализация.

В связи с этим определяется необходимость качественной перестройки борьбы с ним.

В современной литературе насчитывается более 100 определений терроризма. Слово «терроризм» («террор»), довольно широко распространенное, не имеет, однако, четко фиксированного содержания. Оно пришло из латинского языка (terror - страх, ужас) и очень близко к таким понятиям, как «терроризировать», «держать в повиновении», «запугивать», «творить расправу» и др. «Толковый словарь» В.И.Даля трактует терроризм как стремление устрошать смертью, казнью, угрозами насилия и физического уничтожения, жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами.

Терроризм - это насилие, содержащее в себе угрозу другого, не менее жестокого насилия, для того, чтобы вызвать панику, нарушить и даже разрушить государственный и общественный порядок, внушить страх, заставить противника принять желаемое решение, вызвать политические и иные изменения.

По мнению целого ряда экспертов, пристального внимания со стороны силовых структур требуют следующие экстремистские, террористические группы и организации: «Ал-Гамаат ал-исламийа», «Ал-Джихад», «Фронт исламского спасения», «Вооруженная исламская группа», группа Абу Сайафа, «Джамаат ал-фукра», «Харакат ал-ансар», «Хезболлах», «Аль-Каида», «Исламский джихад», «Аум Синреке», Настоящая Ирландская республиканская армия, Бакская родина и свобода, исламское движение Узбекистана, Народный фронт освобождения Палестины, Объединенные силы самообороны Колумбии и другие. Особого пристального внимания требует «Аль-Каида».

В последнее время представители ряда наук (юриспруденции, медицины, психологии, политологии) значительное место стали уделять изучению личности (образа, облика, портрета) террориста.

Причин, вызывающих этот интерес несколько. Это рост количества терактов и их масштабность. Необходимость выработки в обществе негативного отношения и путей противодействия терроризму и террористам. И самое главное - сложность природы и причин терроризма, что вызывает неоднозначные, порой противоположные, суждения ученых, экспертов при характеристике личности террористов, мотивах и стимулах их индивидуального и группового поведения.

Известный криминолог академик В.Кудрявцев определяет три типа террористов: это политики-экстремисты, религиозные фанатики, которых вербуют из числа малограмотных людей, и психопатические личности. Последние как раз и становятся смертниками.

В современных условиях возрастает опасность совершения актов «технологического терроризма», под которым понимается использование или угроза применения ядерного, химического и бактериологического оружия, радиоактивных или высокотоксичных химических, биологических веществ. Потенциально весьма опасным является информационный или электронный (компьютерный) терроризм, поскольку современное общество, в том числе оборона, деятельность спецслужб и правоохранительных органов, банковское дело, работа транспорта в значительной степени становятся зависимыми от электронных баз данных и передаваемой информации.

К одним из основных факторов, способствующих втягиванию в террористические организации больших групп населения, относятся:

    преследования в отношении участников движения за независимость, культурную идентичность или религиозные свободы;

    попустительство и неприятие своевременных мер к экстремистским проявлениям;

    отсутствие целенаправленной религиозной и национально-культурной политики, учитывающей особенности и специфику конкретного этноса;

    искусственно разжигаемый экстремизм национальными и религиозными лидерами, криминальными элементами, а также иностранными спецслужбами в целях подрыва мощи государства;

    отсутствие в ряде социальных групп собственных общественных организаций, из-за чего они не имеют возможности участвовать в достаточной степени в политической жизни общества.

События последних дней на территории Московской области (тяжкое избиение учащимися образовательных учреждений, повлекшее за собой смерть 50-летнего гражданина Таджикистана в Орехово-Зуевском районе; тяжелые ножевые ранения школьника, уроженца одной из республик Северного Кавказа в городе Долгопрудном, нанесенные учащимися; задержание органами внутренних дел города Москвы студентов государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Балашихинский промышленно-экономический колледж», участников несанкционированного митинга) свидетельствуют о некоторых деструктивных процессах, запущенных в молодеждной среде.

Необходима эффективная система просвещения граждан, включая обучающихся и их родителей, по вопросам опасности, масштабов экстремизма, терроризма и его идеологии.

Идеология экстремизма и терроризма - это тот стержень, который не только сплачивает людей в организацию единомышленников, но и оправдывает террористическую деятельность путем создания и культивирования в террористической организации некоей «идеологической суррогатной солянки», в которой подменяются признанные в обществе ценностные ориентации, понятия справедливости и чести.

Чертами террористической идеологии являются: безапелляционность; повышенная агрессивность; жесткое деление людей на «своих» и «чужих», «плохих» и «хороших»; представление действительности в черно-белых красках. Основой террористической идеологии выступают национализм, клерикализм, сепаратизм, религиозный фанатизм - как проявление экстремизма.

Профилактика и нейтрализация идеологии экстремизма нуждаются в повышении моральной планки относительно того, что допустимо в обществе, а что нет, когда речь идет от этнической или религиозной принадлежности граждан.

В связи с вышеизложенным необходимо в образовательных учреждениях активизировать воспитательную, в том числе превентивную, деятельность по следующим направлениям:

    выявление (по возможности) совместно с правоохранительными органами фактов причастия к центрам идеологического обеспечения и поддержки террористических, экстремистских и сепаратистских движений;

    повышение качества образования, создание условий для развития традиционной и самобытной культуры;

    усиление пропагандистской работы, разъяснение сути антитеррористических идей, укрепление в сознании обучающихся и студентов понимания, что потенциальными жертвами будут не отдельные индивиды или группы, а большинство граждан;

    обеспечение системы мер, направленных на осуждение экстремистской идеологии и практики, терроризма, насилия в средствах массовой информации, усиления контрпропаганды;

    создание эффективной системы просвещения в части культурного и конфессионального многообразия, исторического единства жителей страны, истории религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом и терроризмом;

    обеспечение систем мер, направленных на усиление эффективности функционирования защитных механизмов в сфере нравственности.

В современных условиях экстремистские проявления в среде молодых людей стали дестабилизирующим фактором развития общества, катализатором агрессивности и жесткости криминальных проявлений, на которые действует ряд мощных криминогенных факторов. Мы каждый день являемся свидетелями все большего распространения чуждых российским духовным идеалам и непривычных для нас норм поведения, моральных и нравственных ориентиров в рассматриваемой среде - алчности, стяжательства и равнодушия, жестокости и т.п. Кроме того, в «подростковом возрасте детей волнует проблема самоутверждения, которая решается в процессе взаимодействия с другими подростками. Испытываемое ими чувство социальной незащищенности, способствует их объединению. Неформальные молодежные группы со временем приобретают все более устойчивые формы. Желание повысить свой авторитет в среде сверстников, стремление к материальной независимости возрастное легкомыслие нередко способствует совершению преступлений». Экстремистская деятельность молодых людей, как правило, также осуществляется в группе. Именно групповая преступность служит основным каналом вовлечения подростков и молодежи в совершение преступлений экстремистской направленности. Вместе с тем выявление и нейтрализация таких групп ведется неэффективно.

Существенное значение в системе противодействия экстремизму, в связи с этим, придается совершенствованию организации и осуществления профилактики экстремизма в среде подростков и молодежи, в основе которой лежит ее информационное обеспечение. Информационное обеспечение - Это деятельность, включающая значительный объем сведений, к главным из которых из них следует отнести сведения об экстремистских группах, местах их легальных и нелегальных встреч, их взглядах на проблемы экстремистской деятельности и, наконец, об их организаторах, руководителях и непосредственных участниках. Массив указанной информации должен способствовать правильной организации проведения профилактических мероприятий субъектами противодействия экстремистской деятельности в соответствии с их компетенцией.

Из всей информации, обеспечивающей решение задач профилактики экстремизма в среде несовершеннолетних и молодежи, исключительную важность имеют сведения о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих и совершивших преступления экстремистской направленности, - для возможного предвидения их последующих действий и принятия, адекватных мер.

Благодаря информационному обеспечению должна создаваться оптимальная программа по проведению оперативно-профилактических мероприятий всеми субъектами противодействия экстремистской деятельности, которые располагая соответствующей информацией должны разрабатывать мероприятия по ликвидации или нейтрализации криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений экстремистской направленности, их профилактике. Информация, обеспечивающая проведение профилактических мероприятий по противодействию экстремизма в среде подростков и молодежи является разновидностью социальной информации. Ее цель - обеспечить деятельность по профилактике экстремизма в среде несовершеннолетних и молодежи, содействовать полной и своевременной постановке на оперативно-розыскные и профилактические учеты лиц из этой категории, склонных к совершению преступлений экстремистской направленности, и их исправлению; устранению тех криминогенных факторов, которые негативно воздействуют на них. Можно выделить ряд особенностей информации, используемой в профилактике экстремизма в среде несовершеннолетних и молодежи.

Во-первых, средствами получения такой информации, как правило, являются силы и инструменты, используемые правоохранительными органами и оперативными подразделениями. К источникам информации в отдельных случаях можно отнести сведения, опубликованные в средствах массовой информации, на интернет-сайтах, полученные от общественных организаций, отдельных граждан и т.п.

Во-вторых, информация об экстремистских проявлениях в большинстве случаев проверяется с привлечением ряда субъектов противодействия экстремистской деятельности (в зависимости от возраста объекта профилактики, его социальных связей, места его учебы или работы).

В-третьих, по содержанию профилактическая информация бывает разового и многоразового использования.

К информации разового использования следует отнести, например, информацию о подготовке или совершении преступления экстремистской направленности. В этом случае должны приниматься незамедлительные меры по пресечению криминальных действий и устранению их причин и условий, оказанию профилактического воздействия на лиц, высказывающих соответствующие намерения. Профилактическая информация многоразового использования концентрируется в разного рода аналитических документах, отчетах, сводках и способствует выработке правильных решений по организации профилактики экстремизма в среде подростков и молодежи на перспективу.

Различные факторы, которые толкают молодых людей на совершение преступлений экстремистской направленности, не статичны, со временем они изменяются. Поэтому те причины и условия, которые побудили совершить преступление вчера, сегодня могут и не стать таковыми в силу изменившихся обстоятельств. В связи с этим необходимо постоянное совершенствование работы по выявлению причин и условий, способствующих экстремистской деятельности. Важнейшей составляющей профилактики экстремизма в молодежной среде является предупредительная деятельность сотрудников правоохранительных органов и судей в образовательных учреждениях (школах, колледжах, университетах, институтах и т.п.) в рамках правового воспитания и преодоления в сознании подрастающего поколения правового нигилизма. Образовательные учреждения выступают зеркалом общественных отношений, а потому нет ничего удивительного в том, что приобщение к экстремизму зачастую происходит именно в них. Проблемы нетерпимости, национализма и ксенофобии, отсутствие толерантности - реальность современной школьной жизни.

Таким образом, особенности рассматриваемого объекта профилактики экстремизма требуют от ее субъектов специальных профессиональных и педагогических знаний, умений и навыков и опыта их применения, а реализация оперативно-служебных функций в рассматриваемой сфере требует специальной подготовки по многим отраслям знаний.

Общие положения профилактики экстремизма в молодежной среде определены Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, где под профилактикой правонарушений и безнадзорности следует понимать систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Основываясь на этом, можно заключить, что под профилактикой экстремизма в среде подростков и молодежи следует понимать систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению преступлений и правонарушений экстремистской направленности, совершаемых указанной категорией лиц. Основными задачами такой профилактической работы будут являться:

предупреждение правонарушений и антиобщественных действий экстремистского характера, совершаемых учащимися школ, иных учебных учреждений, выявление и устранение причин и условий, способствующих таким действиям;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в экстремистскую деятельность.

В рамках профилактики экстремизма следует различать два уровня профилактики: общесоциальную и специальную. Первый уровень - общесоциальный - включает комплекс профилактических мер, специально не направленных на причины и условия преступления. Это мероприятия по оздоровлению социального климата в образовательном учреждении в целом.

Формирование основ толерантного мировоззрения студентов и школьников является основной задачей общесоциальной профилактики. В силу того обстоятельства, что речь идет о развитии мировоззрения молодого поколения, процесс формирования толерантности может быть достаточно продолжительным. Отказ от любых форм нетерпимости, национальной, этнической, языковой, расовой, социальной ненависти или вражды должен быть платформой всей сознательной жизни молодого человека.

В силу указанных обстоятельств сотрудники правоохранительных органов не в полном объеме могут решить эту задачу. Ее субъектами должны быть и члены семьи, педагогические коллективы дошкольных и школьных учреждений, профессорско-преподавательский состав вузов.

Второй уровень - специальный - ориентирован непосредственно на устранение причин и условий экстремистских проявлений. Именно на этом уровне речь идет уже о системе мероприятий, направленных на решение конкретной задачи - предупреждения преступлений и правонарушений экстремистской направленности. Именно на этом уровне роль сотрудников правоохранительных органов становится одной из ведущих. Элементами специального предупреждения являются криминологическая профилактика, уголовно-правовое предупреждение, виктимологическая профилактика. Криминологическая профилактика подразделяется на раннюю, непосредственную профилактику и профилактику рецидива преступности подростков и молодежи. Объектом ранней профилактики являются факторы неблагоприятного формирования личности несовершеннолетних и молодежи, такие формы их антиобщественной деятельности, которые свидетельствуют о возможности совершения преступлений экстремистской направленности. Непосредственная профилактика направлена на лиц, находящихся на грани совершения преступления. По признаку направленности на объект она может быть отождествлена с пресечением преступлений. Профилактика рецидива - это предупреждение повторного совершения преступлений молодыми людьми.

Оперативно-розыскная профилактика представляет собой систему осуществляемых с использованием, как гласных, так и негласных сил, средств, методов оперативно-розыскных мер, направленных на выявление и позитивное воздействие на детерминанты экстремизма, лиц, подготавливающих и покушающихся на совершение преступлений экстремистской направленности, а также потенциальных жертв экстремистских посягательств.

Следует упомянуть о двух разновидностях специальной профилактики - общей и индивидуальной. Общая профилактика неперсонифицирована, она направлена в основном на микросреду преступного поведения. Общая профилактика охватывает направление по изучению и позитивному влиянию на причины преступности, условия, ей способствующие, или обстоятельства, делающие объективно возможным совершение преступлений. Объектом индивидуальной профилактики является личность человека, от которого можно ожидать совершения преступления. В нее входит как деятельность по своевременному выявлению лиц, от которых, судя по достоверно установленным фактам их противоправного поведения, можно ожидать совершения преступлений, так и оказание на данных лиц воздействия с целью недопущения с их стороны преступлений.

Таким образом, профилактика экстремизма в среде молодежи представляет собой сложную систему мероприятий, проводимую как на общем (формирование основ толерантного мировоззрения), так и на специальном (собственно предупреждение преступлений и правонарушений экстремистской направленности) уровнях.

Старший помощник прокурора А.В. Лось


В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистская деятельность (экстремизм) определяется как: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;


В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистская деятельность (экстремизм) определяется как: воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;


В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистская деятельность (экстремизм) определяется как: публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.


В настоящее время неформальные молодежные группировки можно условно разделить на несколько групп: Фанаты спортивных команд Группировки националистического толка (в том числе скинхеды) Прозападные поклонники различных музыкальных направлений (панки, реперы и т. п.) Поклонники различных культов (сатанисты, кришнаиты, готы и т. п.) Леворадикальные группировки (АКМ, НБП, СКМ).


Административная ответственность за совершение правонарушения экстремистского характера. статья 20.3 – «пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики» статья – «производство и распространение экстремистских материалов».


Уголовная ответственность за преступления экстремистского характера Статьей 282 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность (с 16 лет)за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.


Основные признаки того, что подросток начинает подпадать под влияние экстремистской идеологии: -его манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика; - резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры; -на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремисткой-политического или социально-экстремального содержания;


Основные признаки того, что подросток начинает подпадать под влияние экстремистской идеологии: - в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика (как вариант – нацистская символика), предметы, могущие быть использованы как оружие; - проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм; - повышенное увлечение вредными привычками; - резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости; - псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.


Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние экстремистской организации, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно: 1. Не осуждайте категорически увлечение подростка 2. Начните «контрпропаганду». 3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, 4. Обратитесь за психологической поддержкой.





Тема урока: Профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи.

Цели урока:

Познавательные:

Активизировать мыслительную деятельность учащихся в усвоении роли экстремизма и терроризма в современной жизни общества и определить меру опасности данных явлений для жизни человека;

Расширить представление детей о молодежной субкультуре;

Развивающие:

Способствовать развитию логического мышления, внимания и самостоятельности;

Способствовать развитию критического отношения к восприятию разного рода информации;

Воспитательные:

Способствовать формированию непримиримого отношения к проявлениям экстремизма и терроризма;

Формировать критическое отношение к модным молодежным течениям, имеющим экстремистскую направленность;

Способствовать формированию социокультурной и гражданской идентичности обучающихся.

Задачи урока:



  • определить причины и цели экстремизма и терроризма;




  • воспитывать чувство ответственности учащихся за судьбу человечества.
Оборудование урока:

  • рабочие тетради учащихся;


  • текст ФЗ РФ «О противодействии терроризму», текст Уголовного кодекса РФ;

Основные понятия и термины:

  • глобальные проблемы современности, террор, терроризм, экстремизм, молодежная субкультура.
Форма урока:

План урока


  1. Организационный момент.




  2. Изучение новой темы урока.


  3. Групповая работа с текстом документов.


  4. Подведение итогов.
План-конспект урока

Мини-лекция учителя:

О террористических актах нам рассказывают средства массовой информации. Терроризм давно из абстрактного понятия превратился в реальный кошмар, перед угрозой которого стоит все человечество. Сегодня терроризм является фактором глобального значения, с которым приходится считаться любому правительству как в своей внутренней, так и внешней политике. Терроризм как социально-политическое явление далеко не молод. Его история насчитывает минимум полтора века.

В последние десятилетия все российское общество оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма. Особую опасность представляет тот факт, что экстремистская идеология активно использует самые доступные для молодежи каналы донесения информации и легко проникает в молодёжную субкультуру, предлагая достаточно простые и «радикальные» решения в достижении целей путем крайних мер уничтожения или нейтрализации всего «чужого». К сожалению, все чаще отмечаются факты преступлений, совершаемыми молодыми людьми, которые квалифицируются как экстремистские.

Постараемся разобраться в причинах и истоках экстремизма и попытаемся осуществить поиск решения этой глобальной проблемы человечества.

Мозговой штурм:

Как вы думаете, почему сегодня активно развиваются экстремистские настроения среди молодых людей?

1 этап. В тетрадях фиксируются причины по которым, по мнению учащихся, активно развиваются экстремистские настроения среди молодежи? На выполнение данного задания дается 5 мин.

2 этап работы заключается в том, что все причины, которые выделили учащиеся, записываются на доске (без повторений и критики, см. «Правила проведения мозгового штурма»).

3 этап работы выстраивается иерархия причин от наиболее важных, к наименее по мнению учащихся (Приложение 1.).

Подведение итога учителем о важности профилактики экстремистских настроений именно в молодежной среде. Именно молодежь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям. В силу своего возраста, молодые люди, характеризуются такими психологическими особенностями как: максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядность и непримиримость, склонность к групповщине, мировоззренческая неустойчивость и неудачи в поиске самоидентичности, которые при определенных жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступить пусковым механизмом их антисоциальной активности.

Формирование основных понятий .

Всем учащимся накануне урока дается опережающее задание найти в справочной литературе определение понятий «экстремизм», «терроризм», «террор». На уроке эти определения необходимо заслушать и сравнить их, выделить существенные признаки. Целесообразно осуществить запись некоторых понятий в тетрадях. На основе анализа выбрать несколько рабочих понятий для дальнейшего изучения проблемы.

Экстремизм (от лат. ехtremus - крайний) переводится как приверженность к крайним взглядам и радикальным мерам.

Экстремистские настроения молодых – это отражение необходимости совершать рискованные поступки, бороться за справедливость в их понимании, а также за «чистоту» своей нации.

Терроризм рассматривается как использование насилия или угрозы его применения в отношении отдельных лиц, группы лиц или различных объектов с целью достижения политических, экономических, идеологических и иных выгодных террористам результатов.

Терроризм – это крайняя форма проявления экстремизма.

Терроризм это насилие, осуществляемое со стороны оппозиционных группировок.

Террор ( от лат. “ terror” - страх, ужас) – это политика репрессий со стороны государства, опирающегося на мощь своих силовых институтов.

Терроризм есть мотивированное насилие с политическими целями (Б. Крозье, директор лондонского института по изучению конфликтов).

Терроризм это применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить положение и даже свергнуть должностных лиц и вызвать политические изменения в обществе” (Уолтер Лакер, зарубежный эксперт).

Терроризм это тактика политической борьбы, характеризующаяся систематическим применением насилия, выражающегося в убийствах, диверсиях, саботаже, похищениях и других действиях, представляющих угрозу жизни и безопасности людей” (Е.П. Кожушко).

Учащиеся делают выводы о том, что экстремизм как социально-культурное явление сложное и неоднородное, определяется как приверженность к крайним мерам и взглядам, отвергающим существующие социальные нормы или нацеленность на их радикальные преобразования, что оружием террора являются репрессии, оружием терроризма – террористический акт. Во имя достижения определенных политических, религиозных, социально-экономических целей террористы используют насильственные методы.

Дискуссия: Молодежная субкультура – это плацдарм для развития экстремизма.

Для проведения дискуссии учащимся предлагается занять одну из следующих позиций.

Да, согласен

Согласен, но с оговорками

Не согласен

Не знаю, не определился

После того как участники определили свою позицию, предлагается каждой группе защитить свой тезис используя разные факты и аргументы в защиту своего тезиса.

При подведении итога дискуссии использовать подходы к определению молодежной субкультуры (Приложение 2.).


Групповая работа с текстом документов

На данном этапе урока организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона «О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 года) и Уголовного кодекса РФ. Тексты документов подготовлены заранее для участников каждой рабочей группы. Работая с текстом, ученики делают необходимые записи в тетрадях. Учащимся могут быть предложены следующие задания:

Задание для первой группы. Работая с текстом Федерального Закона определите понятия, правовую основу и основные принципы противодействия терроризму в РФ. Опираясь на статьи Уголовного кодекса РФ назовите преступления террористического характера.

Задание для второй группы. Определите организационные основы противодействия терроризму, цели, субъекты, осуществляющие эту деятельность, их компетенцию и функции.

Задание для третьей группы. Покажите, как осуществляется проведение контртеррористической операции, кто осуществляет ее управление, какие силы и средства привлекаются для этого, как осуществляется правовой режим в зоне проведения операции, ведение переговоров с террористами.

Задание для четвертой группы. Определите, как осуществляется возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта, социальная реабилитация пострадавших, их правовая и социальная защита, ответственность организаций за причастность терроризму.

По завершению обсуждения группам предлагаются ватманы и маркеры для графической презентации результатов работы.

По окончании работы участники оглашают результаты, обмениваются полученной информацией, делают выводы.

Разработка и защита проектов

На заключительном этапе второго урока каждой группе предлагается разработка проектов «Роль и возможности молодежных субкультур в формировании антиэкстремистской идеологии молодых людей».

Группа «Теоретики» представляет исследовательский проект, конечным продуктом которого могут являться справочники «Основные молодежные субкультуры южного региона» и др.

Группа «Пресс-центр» представляет творческий проект в форме специального выпуска школьной компьютерной газ еты, посвященной проблеме профилактики экстремизма и терроризма в современном мире.

Группа «Политики» осуществляет презентацию прикладных проектов в форме правил поведения для школьников, Программы молодежной организации «Молодежь против терроризма».

Группа «Психологи» осуществляет презентацию прикладных проектов в форме программы психолого-педагогического сопровождения молодежи, защита основных направлений сопровождения.

Материалы для разработки проектов : интернет ресурсы, приложения 1- 3.

Данный этап урока посвящен презентации групповых проектов учащихся. Заранее (за 1-2 недели) сформированные группы выбирают тему и тип проектов, продумывают источники сбора информации, варианты оформления работы, форму презентации проекта.

После защиты проектов учитель завершает занятие и дает домашнее задание.

Приложение 1.

Причины развития эктремизма среди молодежи


  1. Возрастные особенности молодых людей и особенности условий их развития. Неопределенность социального статуса, маргинальность социальных позиций, психофизиологические изменения, которые сопровождают взросление молодого человека, процессы становления личности делают молодых людей уязвимыми по отношению к разным формам дискриминации. В первую очередь речь идет о дискриминации по возрасту, когда юноши и девушки ощущают ограничения своих прав в различных сферах.

  2. Неустойчивость желаний, нечеткость целей, нетерпимость к инакомыслию и свойственная молодым людям импульсивность составляют специфику юношеского возраста. Такие особенности отдаляют молодого человека от родителей и от других взрослых людей, заставляют предпринимать шаги в направлении поиска себе подобных. Молодые люди объединяются в группы однородные по возрасту и социальной принадлежности, в которых удовлетворяются их типичные потребности в досуге, общении, группировании.

  3. В объединениях молодых людей закономерно складываются собственные культурные нормы и установки, культивируются своеобразные ценности, действуют генерационные факторы, которые могут стать основанием психологического противопоставления «мы» и «они ».
Исследователи выделяют четыре основных источника терроризма и экстремизм:

Во-первых, терроризм и экстремизм проявляются в обществах, вступивших на путь трансформаций, резких социальных изменений или в современных обществах постмодерна с выраженной поляризацией населения по этносоциальным признакам. Участниками террористических действий становятся маргинальные и иммобильные группы населения.

Во-вторых , социальные контрасты, резкое расслоение общества на бедных и богатых, а не просто бедность или низкий уровень социально-экономического статуса провоцируют агрессию и создают почву для терроризма.
В-третьих , проявления экстремизма нарастают в начальные периоды социальных модернизаций. На завершающих этапах успешных перемен проявления экстремизма и терроризма резко идут на спад.
В-четвертых, незавершенная урбанизация, специфические формы индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества, особенно нерегулируемая миграция, порождают экстремизм и интолерантность в обществе.

В-пятых, важную роль в распространении этнического и религиозного экстремизма и терроризма в исламском мире играет преобладание авторитарных политических режимов. Они провоцируют насилие как форму разрешения политических противоречий и придают ему характер культурной нормы.

Приложение 2.

Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте.

Под субкультурой понимаются малые культурные миры - система ценностей, установок, способов поведения и стиля жизни, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. При этом субкультурные атрибуты, ценности, ритуалы и другие устойчивые модели поведения, как правило, отличаются от ценностей и образцов поведения в господствующей культуре, хотя и тесно связаны с ними.

С одной стороны, молодежная субкультура – это активное желание молодых людей к самореализации, самоутверждению, с другой стороны – это своеобразный стихийный протест против доминирующих в обществе ценностей и стереотипов поведения, а также стиля жизни, с третьей стороны – для большинства молодых людей субкультура становится психологической защитой от многочисленных проблем, непонятных для них преобразований. Самым объемным и наиболее подходящим можно считать определение молодежной субкультуры, данное С.И. Левиковой .

Приложение 3.

Важнейшие жизненные планы молодых людей связаны со смысложизненными ориентациями. Смысложизненные ориентации испытывают влияние той системы ценностей, которая доминирует в ближайшем окружении. А ближайшее окружение молодого человека – это те молодые люди, которые являются носителями особой культуры, субкультуры современной молодежи. От того, насколько изученными будут вопросы социальных и экзистенциальных смыслов молодежной субкультуры, особенности структуры ценностно-смысловой сферы молодежи, а также возможные деформации смысложизненных ориентаций, зависит успешность построения психолого-педагогического воздействия и психолого-педагогической поддержки молодых людей.

Молодые люди в условиях российской модернизации вынуждены «примеривать» на себя существующие стандарты поведения, провозглашаемые духовные ценности. Формирование смысложизненных ориентаций и нравственных предпочтений происходит достаточно сложно, оно не может ограничиваться декларациями и волевыми решениями, этот процесс происходит на фоне существующих традиций и на фоне инноваций.

Современная молодежь имеет разные ценностные ориентации и можно говорить об их подвижности, зависимости динамики ценностных ориентаций юношей и девушек от уровня их социализации, от целого ряда внешних факторов. В такой неоднозначности реализуются разноплановые жизненные позиции. Некоторым молодым людям удается успешно адаптироваться, кому-то очень трудно дается самоопределение и выбор своего пути.

Необходимость оказания психолого-педагогического воздействия и психолого-педагогической поддержки молодых людей актуальна по целому ряду обстоятельств. Прежде всего, следует сказать о том, что молодежь - важнейшая демографическая группа, от которой зависит будущее российского общества. А развитие личности молодого человека происходит на фоне все более усложняющихся социальных, экономических, политических условий, которые не могут не откладывать отпечаток на систему ценностей, на моральные нормы. Важнейшие жизненные планы молодых людей связаны с их смысложизненными ориентациями.

Репрезентация в сознании молодого человека необходимости расходования энергии и способностей молодых людей в нужные обществу сферы деятельности и последующие за этим изменения стиля поведения тем реальнее, чем больше продуманы условия оказания психолого-педагогического воздействия и психолого-педагогической поддержки.

В частности, на наш взгляд, создание формальных (официальных) молодежных объединений будет способствовать адекватному психолого-педагогическому воспитанию молодежи, что будет выражаться в формировании адекватной ценностно-смысловой сферы и направлению потенциала молодежи в нужное русло для общества.

К сожалению, необходимо отметить, что сегодня почти не существует или имеются, но в очень малом количестве, организации, которые бы были в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачи духовно-нравственного воспитания молодых людей. В обществе все ярче появляется идеал успеха и процветания, не укладывающиеся в стереотипы способы поведения молодых людей, особенности их молодежной культуры раздражают взрослое поколение. Но если вместо раздражения, негодования психологи, педагоги, родители и все те представители старшего поколения, которые непосредственно оказывают осознанное или неосознанное влияние на молодежь, станут проявлять терпение, любовь, объединят свои усилия, то возможна организация комплексной психолого-педагогической работы с юношами и девушками. Необходимо создание модели педагогического взаимодействия педагогов и родителей еще на стадии обучения в школе с целью взаимного влияния образовательного учреждения и семьи друг на друга.

В основу всей работы по психолого-педагогическому сопровождению, несомненно, должен быть положен системный подход, в логике которого процесс сопровождения молодых людей, может быть осуществлен на различных уровнях взаимодействия государства, общества и конкретных организаций и учреждений.

Психолого-педагогическое воздействие следовало бы направить на: формирование у молодежи такой системы ценностей, которая позволяла бы выработать перспективные жизненные позиции, стратегию в своей профессиональной, познавательной, социальной деятельности;

формирование культуры мышления – духовного образования, характеризующего меру социального развития и чувства ответственности;

интегративность ценностных установок, проникновение которых сформирует тот образ жизни, который обеспечит гарантированную надежность в различных сферах деятельности и принесет пользу обществу, членом которого является молодой человек.

Можно было бы выделить ряд направлений по психолого-педагогическому воздействию и психолого-педагогическому сопровождению молодежи:

социально-педагогическое направление, предполагающее реализацию системы просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным слоям современной молодежи;

программно-структурное направление, включающее организацию совместной деятельности молодых людей;

экономическое направление, которое включало бы определение объектов и источников материального стимулирования и финансирования молодежных организаций, спортивных клубов и др.;

инновационное направление, которое вместо привычного педагогического воспитания в назидательной форме переходит к модели развития активного нравственного сознания, формирования ценностных и смысложизненных ориентаций.


  1. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М., 2000.

  2. Концепция противодействия терроризма в Российской Федерации.

  3. Левикова С.И. Место в системе ценностей молодежной культуры // Общественные науки и современность. 2001. № 4.

  4. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования. 1998. № 11.

  5. Федеральный Закон РФ «О противодействии терроризму»

  6. Хриенко Т.В. Динамика духовных ценностей современной молодежи // Социал.-гуманитар. знания. 2005. № 1.

  7. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2001.

Раздел 7. Образец пропагандистского материала «План-разработка урока по ОБЖ (11 класс)»-2

Тема урока: Роль СМИ в формировании антиэкстремистских установок у старшеклассников.

Цели урока:

Показать возможности и роль СМИ в противодействии идеологии экстремизма и терроризма.

Задачи урока:


  • углубить знания учащихся о глобальных проблемах современности;

  • определить роль СМИ в жизни современного человека;

  • определить возможности и опасности СМИ в формировании установок и мировоззрения молодежи;

  • осуществить поиск путей решения данной проблемы;

  • способствовать развитию критического отношения к восприятию разного рода информации;

  • совершенствовать навыки работы со справочной, политической, юридической литературой, развивать критическое мышление учащихся;

  • продолжить формирование умений работать в группах, представлять и отстаивать собственную позицию, осуществлять презентацию проекта;

  • воспитывать чувство ответственности учащихся за свое будущее.
Оборудование урока:

  • рабочие тетради учащихся;

  • компьютер и мультимедийный проектор для демонстрации проектов-презентаций учащихся;

  • тексты с характеристикой форм деятельности СМИ;

  • специально оформленная классная доска.
Основные понятия и термины:

  • СМИ, идеология экстремизма и терроризма, антиэкстремистские установки, критическое мышление.
Форма урока: групповая работа учащихся, защита проектов.

План урока


  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учащихся на учебную деятельность. Целеполагание.

  3. Актуализация представлений учащихся о проблеме.

  4. Обобщение и систематизация опорных знаний.

  5. Изучение новой темы урока

  6. Формирование основных понятий.

  7. Групповая работа с текстами.

  8. Презентация проектов учащихся.

  9. Подведение итогов.
Час общения: «Экстремизм – угроза обществу»

Час общения, посвящен теме экстремизма, терроризма. Об актуальности,

которых говорят участившиеся столкновения на расовой и национальной

почве. При этом объектами агрессии становятся представители практически

всех социальных групп, а также молодежных субкультур.

По признанию руководителей МВД, экстремизм, угрожает национальной

безопасности России и никакие антиэкстремистские, так же как и

антитеррористические, меры не могут быть излишними или избыточными. В

ходе общения учащиеся получают информацию по данной теме, учатся

критически оценивать сказанное в ходе обсуждения.

Цели : Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и

понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;

формировать негативную оценку таких явлений, как экстремизм, терроризм;

воспитывать чувства национального достоинства, уважения к представителям

других национальностей; побуждать к самопознанию, саморазвитию,

самореализации, к проявлению активной жизненной позиции.

Задачи:

Образовательные: выяснить причины возникновения экстремизма и

терроризма и кто за этим стоит.

Развивающие: развивать умение ораторского искусства через выступления,

подготовленные учащимися; прививать навыки самостоятельной работы;

учить анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и

аргументировано доказать свою точку зрения.

Воспитательные: формировать патриотизм; воспитывать чувство неприятия к

насилию, терроризму и экстремизму.

Подготовительная работа:

Распределить участников в 2 группы;

Предложить участникам мероприятия подготовить компьютерную

презентацию об экстремизме, терроризме.

Провести анкетирование среди учащихся старших классов по теме

«Толерантность».

Оборудование: компьютер (для демонстрации презентаций, видео).

Оформление: на доске написать тему мероприятия «Все в наших руках».

План мероприятия

I. Вступительная беседа с просмотром видео.

II. Работа в группах с понятиями «экстремизм», «терроризм».

III. Дискуссия по теме «Мода или глупость?»

IV. Тренинг – игра «Все мы чем-то похожи...».

V. Просмотр видео

VI. Рефлексия.

VII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

1. Организационный этап

2. Мотивационный этап (Просмотр видеоклипа «Россия - Родина моя»)

Под музыку клипа учитель читает стихи:

Милая Россия!

Родная наша мать!

Каким высоким словом

Мне подвиг твой назвать?

Какой великой славой

Венчать твои дела?

Какой измерить мерой,

Что ты пережила?

Ты всё перетерпела,

Познала всё сполна,

Поднять такую тяжесть

Могла лишь ты одна!

Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Мы живём в России, в Российской Федерации. Россия – великая страна. Эта

страна победившая фашизм. 70 лет назад отгремели бои Великой

Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и

свято верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит

удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но

всеобщий мир так и не наступил. За последние пять тысяч лет зафиксировано

около 15000 больших и малых войн, в которых погибло несколько

миллиардов человек.

Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с

религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу,

казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается в наш лексикон

плотно вошли такие страшные слова как «терроризм» и «экстремизм».

Так что же скрывается за «экстремизмом» и каковы причины его

возникновения.

Выступление 1 группы. Экстремизм – это сложная и неоднородная форма

выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма:

· политический

· национальный

· религиозный

Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего

народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в

ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же

территории.

Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к

инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние

годы обострилась проблема исламского экстремизма.

Политический экстремизм – это движения или течения против

существующего конституционного строя.

К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:

Это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что

общество перестает функционировать как целостный организм,

объединенный общими целями, идеями, ценностями.

Это нарастание социальной напряженности.

Это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе,

что привело к утрате нравственных ценностей.

Это бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и

перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и

ответственности за судьбу родины.)

Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие

адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная

критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой

информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее

подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских

групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят не

формальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об

идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология,

внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя

членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно

творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает

молодежь.)

От того, кто выиграет «битву за умы и сердца» подрастающего поколения, во

многом зависит будущее страны. Только усилия всего общества могут создать

надежный заслон распространению экстремизма.

Учитель: На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой

национальной безопасности Российской Федерации. Наблюдается

увеличение неформальных молодежных движений экстремистской

направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных

организаций (группировок) экстремистско-националистиче ской

направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко -

несовершеннолетние лица 14 – 18 лет.

Одним из наиболее впечатляющих мифов, которыми одержимо массовое

сознание - «Терроризм». Я повторюсь, скажу, что терроризм это сознательное

использование нелегитимного насилия (чаще всего с заведомой ориентацией

на зрелищный, драматический эффект) со стороны какой – то группы,

стремящейся тем самым достичь определенных целей заведомо

недостижимых легитимным способом. Попробуем разобраться, что же такое

терроризм и определить кто же за этим стоит!

Выступление 2 группы . Терроризм (от латинского TERROR - страх, ужас) –

насильственные действия преступных лиц с целью подрыва существующей

власти, осложнения международных отношений, политических и

экономических вымогательств у государств и корпораций. Терроризм – это

крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием,

угрожающее жизни и здоровью граждан.

Идеологический терроризм . Наличие двух лагерей (власть и недовольные

ей революционеры - террористы). Например: русские народники,

французские анархисты, германские консерваторы, большевики, фашисты,

теракты неофашистов в Италии в конце 70-х, Красные Бригады и Красная

Армия в ФРГ и т.д.

Этниче ский терроризм. Этнические меньшинства рассматривают

терроризм, как единственный путь заявить о своих требованиях в условиях,

когда полноправное политическое участие в определении своей судьбы иным

способом невозможно. Этнотерроризм может иметь расовый характер. Самые

яркие примеры: сицилийские сепаратисты, ирландцы, курды, карабахские

армяне и чеченцы.

Религиозный терроризм . Выступают религиозные меньшинства или

активный авангард, познавший враждебное влияние властей. Основа

принижения «неверных», представителей иной религии. Самые крайние

формулировки «избранные», «спасенные», «проклятые». Классические

образцы такого терроризма – сионистский терроризм в Палестине и

современный исламский терроризм.

Криминальный терроризм. Чаще всего такой терроризм сопровождается

требованием полуполитического характера. Например: предоставление

средств передвижения для того, чтобы покинуть определенную зону,

освобождение заключенных и так далее. Примеры: большевистские и

анархические налетчики, и грабители, этнические мафии США (еврейская,

сицилийская и китайская), взятие банков экстремистами и т.д.

Индивидуальный террор. Это не одиночка – революционер, не одиночка –

националист, не одиночка – религиозный фанатик, не одиночка – преступник,

а человек в независимости его идеологической ориентации, наносящий вред

обществу.

Терроризм превратился в одну из наиболее опасных по своим масштабам,

непредсказуемости и последствиям общественно - политических проблем.

Сегодня терроризм - это не только диверсанты-одиночки, угонщики

самолетов и шахиды-камикадзе. Современный терроризм – это мощные

разветвленные и хорошо организованные структуры. В настоящее время в

мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций.

Учитель: Таким образом, можно сделать вывод, что терроризм в России

обусловлен общественными противоречиями. Они оказывают негативное

влияние на все стороны общественной жизни страны. Важнейшей

предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами

правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан

противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасности.

IV. Дискуссия по теме «Мода или глупость?»

Классный руководитель. 80% российских экстремистов - старшеклассники,

учащиеся ПТУ и безработные. Как вы думаете, что же их привело к этому?

Примерные ответы:

Желание быть крутым, погоня за модой.

Экономический кризис, безработица, отсутствие перспективы.

Стадный инстинкт - желание быть в стаде, в команде.

Психологические проблемы, комплексы, неуверенность в себе, чувство

одиночества.

Засилье инородцев в России.

Демонстративное унижение коренных жителей инородцами.

Разрушение системы воспитания молодежи (пионеры, комсомол, кружки,

секции, стадионы, спортплощадки и т. п.).

Учитель: Действительно, специалисты приходят к выводу, что главные

причины популярности экстремизма среди молодежи - экономический кризис

и развал системы образования. Но где истоки той ненависти, которая является

основной движущей силой? Вот мнение одного исследователя:

В России сложилось двухуровневое общество. На первом уровне

небольшой и благополучный слой власти и бизнеса, на втором уровне

остальное население, лишенное перспектив. В сознание большинства

населения внедряются ложные и алчные цели, иллюзии легкого достижения

личного успеха, однако реальность такова, что большинству придется до

конца своих дней влачить жалкое существование. Здесь и лежат корни той

ненависти, которая все больше охватывает общество. Именно эта молодежь,

перед которой закрыта дорога в достойное будущее, становится выразителем

этой ненависти...

Согласны ли вы с такой точкой зрения и какие методы борьбы с

экстремизмом, на ваш взгляд были бы эффективными?

(учащиеся работают в группах и отвечают) (Примерные ответы: нужно повышать

уровень жизни людей, интеллектуальный уровень, улучшать качество образования,

наладить воспитательную работу и т. п.)

Классный руководитель. Известная американская исследовательница

высказала мысль, что молодежь - это социальный бульдозер, расчищающий

путь для происходящих в обществе изменений. Согласны ли вы с этим?

(Высказывания учащихся)

Классный руководитель. Желание блага России - вот что движет

патриотами. Но благо это можно понимать по-разному, они друзья или враги

России? Озвучьте свою точку зрения.

(Высказывания учащихся)

Тренинг-игра «Все мы чем-то похожи...»

своеобразие каждого человека, так и общие черты, объединяющие с другими

членами группы. Пусть каждая группа составит список того, что объединяет

всех членов. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас

есть бабушка или …», «Любимое блюдо каждого из нас», «У каждого из нас

есть …», «Мы все очень любим подвижные игры или футбол», «В каникулы

любим отдыхать ….» и так далее. У вас есть 7-8 минут. Победит та группа,

которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

Анализ упражнения:

- Узнали ли Вы что-нибудь интересное о ком-нибудь из других участников

занятия?

- Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех Вас в группе?

- Есть ли что-нибудь такое, что отличает Вас от всех в группе?

- Как Вы работали в своей команде?

- Нравится ли Вам быть похожими на других или Вы предпочитаете от всех

отличаться?

- Какими должны быть Ваши друзья - похожими на Вас или совсем

другими?

V. Просмотр видеоролика «Жертвы Беслана!» .

Стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный ХХI век. Его

можно смело назвать монстром с железным сердцем, он не хочет слышать

стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице

человека. Полны экстремизма события в Беслане в 2004году. Ненависть,

злоба, жестокость, крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. Это

все те слова, которые характеризуют эти события. Посмотрите и попробуйте

проанализировать, и высказать свое мнение о том, что увидите на экране!

(просмотр видео)

Ребята, сегодня мы с вами вспомнили историю бесланской трагедии. Какие

эмоции она у вас вызвала?

Я предлагаю вам закончить следующий тезис: “Трагедия Беслана – это…”

Если у кого-то есть вопросы – спрашивайте. Если хотите что-то сказать –

говорите.

Этот видеофильм не может оставить нас равнодушными. Но может пора

остановиться и прекратить эти безобразия! Все в ваших руках, руках

молодого поколения!

Рефлексия.

Группам учащихся выдаются карточки.

Закончи предложения, текст” Например:

Карточка №1 “При террористических актах может…”

Возникла стрельба, ты оказался на улице, твои действия ……………

Карточка №2 “Если ты оказался в заложниках…”

Помни:……………..

Карточка №3 “Если вам поступили угрозы по телефону”

Вы должны:…………………………………..

Карточка №4 “Вы обнаружили подозрительный предмет”

Ваши действия: …………………………..

Карточка №5 “Если вы услышали выстрелы, находясь дома”

Вам необходимо:

Учитель. Какой вывод можно сделать из состоявшейся беседы? Как вы

относитесь к терроризму и экстремизму?

(Ответы учащихся)

- Какие формы и методы борьбы с терроризмом вы можете предложить.

VI. Заключение.

Мы еще раз убедились в том, что экстремизм, терроризм – это действительно

жестокость, основанная на ненависти и злобе, а порой и глупости,

подчиненной слепой вере.

И в заключение прочитаю стихотворение Зинаиды Юрчиковой "Пройдя

сквозь ад, останься человеком". Пусть оно будет добрым напутствием для

каждого из вас.

Пройдя сквозь ад, останься человеком

И не утрать душевной доброты.

Не прикрывайся временем да веком

И светлые не загуби мечты.

Все вытерпи потери и разлуки,

Утраченную веру обрети,

Преодолей боль тела, сердца муки.

Идти по жизни надо не ползти!

Когда вдруг слёзы душу омывают,

Ты слабости минутной не стыдись.

На свете судьбы разные бывают:

Твоя из трудных. Побеждай! Борись!

Неси ты гордо имя человека!

Не разучись надеяться, любить.

Живи мечтою будущего века

И верь, тогда ты сможешь победить!

Я желаю вам добра и мира. Спасибо за работу!

Источники.

1. Материалы сайтов:

http://stihidl.ru/poem/1077/

http://vginekolog.ru/debate/zhestokie-podrostki

http://tipslife.ru/40290-podrostkovaya-zhestokost.html

2 . Видео с You Tube:

1. http://www.youtube.com/watch?v=TFKOFhzM27Q

2. http://www.youtube.com/watch?v=a0skw2nf7b8

3. Нормативные документы

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской

деятельности" __