Маршал авиации жаворонков. Биография

Детство и юность

Семён Федорович Жаворонков родился 11 (23) апреля 1899 года в деревне Сидоровская Кинешемского уезда Костромской губ (в 1930 году вошла в состав города Вичуги Ивановской области). С 1910 года работал в Вичуге на текстильной фабрике. В 1917 году вступил в РСДРП(б), в июле - создал и возглавил Вичугский Союз рабочей молодежи.

Гражданская война

В сентябре 1917 того же года вступил в Красную Гвардию, а в сентябре 1918 года - в Красную Армию. Участник Гражданской войны с 1918 по 1920 годы.

Период между войнами

Получил образование в 1926 году в Военно-политической академии РККА, закончил в 1932 году курсы усовершенствования комсостава при военно-воздушной академии, в 1933 году - военную школу летчиков, в 1936 году - оперативный факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.

С 1931 года занимался политической работой в Красной Армии. Комбриг (28 ноября 1935). С 1937 года - заместитель, в 1938-1939 годах - командующий ВВС Тихоокеанского флота. С мая 1939 года был назначен начальником авиации Военно-Морского флота. Генерал-лейтенант авиации (4 июня 1940 года).

Великая Отечественная война

В Великую Отечественную войну С. Ф. Жаворонков вступил в прежней должности.

Он внёс предложение наркому ВМФ о нанесении самолетами-торпедоносцами ударов по военно-промышленным объектам Берлина. Выполнение этой задачи ставка Верховного Главнокомандующего возложила на Жаворонкова. В августе-сентябре 1941 года находящиеся под его командованием части совершили 10 боевых вылетов на Берлин. С 7 августа до 4 сентября на Берлин было произведено девять рейдов. Было сброшено 311 бомб общим весом 36 тонн (британская авиация за весь 1941 год сбросила на Берлин всего 35 тонн бомб). Домохозяйки Берлина, уже в самом начале войны, писали своим мужьям на фронт подобные письма:

За разработку и руководство этой операцией был награждён орденом Красного Знамени.

Семен Федорович руководил авиацией Краснознаменного Балтийского флота в период защиты Ленинграда от массированных налетов врага, лично уделял внимание созданию воздушного прикрытия над Ладогой для обороны «Дороги жизни».

При содействии Жаворонкова в морской авиации с середины 1943 года внедрялась новая техника борьбы с противником на морем - крейсерские полеты одиночных самолетов-торпедоносцев со свободным поиском врага и атакой обнаруженной цели. С 1944 года под руководством Жаворонкова началось воздушное наступление над Балтийским морем. В феврале 1945 года обеспечил по заданию советского правительства перелет в Советский Союз делегаций стран-участниц Ялтинской конференции.

Послевоенный период жизни

Руководил гражданской авиацией СССР:

  • с 1946-1949 гг. зам. начальника Главного управления ГВФ,
  • в 1949-1957 гг. начальник Главного управления ГВФ (Гражданского воздушного флота),
  • в 1957-1959 гг. 1-й зам. начальника Главного управления ГВФ.
  • 25 мая - 2 июня 1959 г. - председатель 52-й Генеральной конференции ФАИ, проходившей в Москве (единственная конференция, прошедшая в России, - Российской империи, СССР, РФ).

С ноября 1959 года переведён в запас по состоянию здоровья.

Присвоение воинских званий

  • Генерал-лейтенант авиации (04.06.1940)
  • Генерал-полковник авиации (31.05.1943)
  • Маршал авиации (25.09.1944)

Награды

  • 2 ордена Ленина,
  • 4 ордена Красного Знамени,
  • 2 ордена Ушакова I-й степени,
  • орден Нахимова I-й степени,
  • орден Кутузова II-й степени,
  • орден Трудового Красного Знамени,
  • медалями и именным оружием.

Увековечивание памяти

  • бюст в г. Вичуга Ивановской обл.
  • мемориальная доска в г. Иваново
  • улицы в г. Иваново и г. Вичуге.
  • Выборгское авиационно-техническое училище гражданской авиации (ВАТУ ГА)

Семён Федорович Жаворонков родился 11 (23) апреля 1899 года в деревне Сидоровская Кинешемского у. Костромской губ. (деревня исчезла, находилась на границе с г. Вичуга Ивановской обл.). С 1910 года работал в Вичуге на текстильной фабрике. В 1917 году вступил в РСДРП(б), в июле - создал и возглавил Вичугский Союз рабочей молодежи.

В сентябре 1917 того же года вступил в Красную Гвардию, а в сентябре 1918 - в Красную Армию. Участник Гражданской войны с 1918 г. по 1920.

Получил образование в 1926 году в Военно-политической академии РККА, закончил в 1932 г. курсы усовершенствования комсостава при военно-воздушной академии, в 1933 г. - военную школу летчиков, в 1936 году - оперативный факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С 1931 года занимался политической работой в Красной Армии. С 1937 года - заместитель, в 1938-1939 - командующий ВВС Тихоокеанского флота. С мая 1939 года был назначен начальником авиации Военно-Морского флота.

В Великую Отечественную войну С. Ф. Жаворонков вступил в прежней должности.

Он внёс предложение наркому ВМФ о нанесении самолетами-торпедоносцами ударов по военно-промышленным объектам Берлина. Выполнение этой задачи ставка Верховного Главнокомандующего возложила на Жаворонкова. В августе-сентябре 1941 года находящиеся под его командованием части совершили 10 боевых вылетов на Берлин. За разработку и руководство этой операцией был награжден орденом Красного Знамени.

Семен Федорович руководил авиацией Краснознаменного Балтийского флота в период защиты Ленинграда от массированных налетов врага, лично уделял внимание созданию воздушного прикрытия над Ладогой для обороны «Дороги жизни».

При содействии Жаворонкова в морской авиации с середины 1943 года внедрялась новая техника борьбы с противником на морем - крейсерские полеты одиночных самолетов-торпедоносцев со свободным поиском врага и атакой обнаруженной цели.

С 1944 года под руководством Жаворонкова началось воздушное наступление над Балтийским морем.

Лучшие дня

В феврале 1945 года обеспечил по заданию советского правительства перелет в Советский Союз делегаций стран-участниц Ялтинской конференции.

Руководил гражданской авиацией СССР:

с 1946-1949 гг. зам. начальника Главного управления ГВФ,

в 1949-1957 гг. начальник Главного управления ГВФ (Гражданского воздушного флота),

в 1957-1959 гг. 1-й зам. начальника Главного управления ГВФ.

С ноября 1959 года переведён в запас по состоянию здоровья.

Основные события

Вершина карьеры

Маршал авиации, Командующий авиацией ВМФ

  • 2 ордена Ленина
  • 4 ордена Красного Знамени
  • 2 ордена Ушакова I-й степени
  • орден Нахимова I-й степени
  • орден Кутузова II-й степени
  • орден Трудового Красного Знамени
  • медаль «За оборону Ленинграда»
  • медаль «За оборону Москвы»
  • медаль «За оборону Кавказа»
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • медаль «ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
  • медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
  • Медаль «40 лет Вооруженных Сил СССР»
  • именное оружие

Жаворонков Семён Фёдорович (11 (23) апреля 1899 - 8 июня 1967, Москва) - Крупный советский военачальник. Маршал авиации, в годы великой отечественной войны командовал авиацией ВМФ. Обеспечил живучесть морской авиации на ранних этапах воины и наращивал её силу и умелое боевое применение в последующий период. В послевоенное время руководил гражданской авиацией Советского Союза.

Биография

Детство и юность

Жаворонков С. Ф. родился 11(23) апреля 1899 года в деревне Сидоровской Кинешемского уезда Костромской губернии в бедной крестьянской семье. После окончания сельской школы, Семён Фёдорович отправляется на заработки на текстильную фабрику в Тезино, а с 1914 года в Вичугу.

В марте 1917 года Жаворонков вступил в ряды большевистской партии. Принял участие в организации, а затем и возглавил кружок «Союз рабочей молодёжи имени III Интернационала», который стал в основании Вичугской комсомольской организации. В мае 1918 года он оканчивает трёхмесячный курс партийной школы в Москве и вступает в Вичугский районный комитет партии. Там он занимает должность заместителя секретаря районного комитета до июня 1918 года.

В июне 1918 года Жаворонков вступает в Кинешемский красногвардейский коммунистический отряд и в его составе участвует в подавлении белогвардейского мятежа в Ярославле.

Гражданская война

Служба в армии для Жаворонкова начинается в сентябре 1918 года, когда он простым красноармейцем вступает в Первый советский Кинешемский полк. В ноябре он становится политкомом батальона 29-го стрелкового полка. В марте 1919 года Жаворонков уже военный комиссар батальона связи 7-ой стрелковой дивизии.

За время гражданской войны Жаворонков С. Ф. принял участие в разгроме Колчака, Деникина, белополяков и в ликвидации бандитизма на Украине.

Период между войнами

В Военно-Воздушные Силы страны Жаворонков пришёл после окончания Военно-политической академии РККА в 1926 году. Дальше были курсы усовершенствования комсостава при военно-воздушной академии. В 1933 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков им. А.Ф. Мясникова, под Севастополем.

После окончания в 1936 году оперативного факультета Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского был назначен командиром Пятого тяжелобомбардировочного авиационного корпуса. С 1937 года - заместитель, а в 1938-1939 годах - командующий ВВС Тихоокеанского флота . С мая 1939 года был назначен начальником авиации Военно-Морского флота СССР . 4 июня 1940 года Жаворонкову Семёну Фёдоровичу присвоено звание «генерал-лейтенант авиации».

Великая Отечественная война

Именно Семён Фёдорович в начале войны внёс предложение наркому ВМФ Н.Г. Кузнецову о нанесении самолётами-торпедоносцами ДБ-3Т ударов по Берлину в ответ на бомбардировки Ленинграда и Москвы. Планирование и выполнение этой задачи верховное командование возложило на Жаворонкова. В августе-сентябре 1941 года находящиеся под его командованием части совершили 10 боевых вылетов на Берлин. За разработку и руководство этой операцией Жаворонков С.Ф. был награжден орденом Красного Знамени.

Семён Фёдорович руководил авиацией Краснознамённого Балтийского флота в период защиты Ленинграда. Лично принимал участие в создании воздушного прикрытия над Ладогой для защиты «Дороги жизни».
31 мая 1943 года ему присвоено звание «генерал-полковник».

При содействии Жаворонкова в морской авиации с середины 1943 года была внедрена новая тактика борьбы с противником на море. Она заключалась в крейсерских полётах одиночных самолётов-торпедоносцев со свободным поиском врага и атакой обнаруженной цели. Позднее полеты стали совершать мелкие группы самолетов, что значительно повысило результативность подобных атак по вражеским кораблям.

Во время Керченско-Эльтигенской операции, проходившей с 31 октября до 10 декабря 1943 года, С.Ф. Жаворонков проявил особую заинтересованность в разработке и осуществлении её авиационного прикрытия. Благодаря опыту, полученному при командовании авиацией Черноморского флота до войны, было не так трудно организовать эффективную работу советских лётчиков в условиях крымского побережья. Благодаря ценным советам командованию Черноморского флота и контролем за развитием событий, авиация сыграла большую роль в успешном проведений данной операции. 3 ноября Военный совет Восемнадцатой армии писал командующему Черноморского флота:

С 1944 года под руководством Жаворонкова началось воздушное наступление над Балтийским морем . 25 сентября 1944 года Семёну Фёдоровичу присвоено звание «маршал авиации».

В феврале 1945 года Ф.С. Жаворонков обеспечил безопасный перелет в Советский Союз делегаций стран-участниц Ялтинской конференции.

Послевоенный период

В послевоенный период С.Ф. Жаворонков занимал руководящие посты в гражданской авиации СССР:

  • 1946-1949 гг. заместитель начальника Главного управления ГВФ,
  • 1949-1957 гг. начальник Главного управления ГВФ,
  • 1957-1959 гг. 1-й заместитель начальника Главного управления ГВФ.
  • 25 мая - 2 июня 1959 г. - председатель 52-й Генеральной конференции Международной авиационной федерации, проходившей в Москве.

С ноября 1959 года переведён в запас по состоянию здоровья, но и тогда продолжил научную работу в ГВФ.

С.Ф. Жаворонков внёс большой вклад в дело технического перевооружения ГВФ на реактивные и турбовинтовые самолёты, строительство и оборудование аэропортов, обеспечение безопасности полётов и расширение сети международных воздушных сообщений.

Личностные характеристики по воспоминаниям современников

Какие бы должности не занимал С. Ф. Жаворонков, он непрерывно думал о развитии и укреплении силы авиации ВМФ, о разработке новых приемов её боевого применения, усиленно изучал стратегию и тактику вероятного противника на морских театрах. При общении со своими помощниками и подчинёнными он старался вселить уверенность в могучую силу авиации.

Увековечивание памяти

  • бюст в г. Вичуга Ивановской обл.
  • мемориальная доска в г. Иваново
  • улицы в г. Иваново и г. Вичуге
  • Выборгское авиационно-техническое училище гражданской авиации (ВАТУ ГА)

Маршал авиации СССР

Биография

Крупный русский советский военачальник, маршал авиации. Командующий авиацией Военно-Морского Флота (1939–1946). В послевоенное время руководил гражданской авиацией Советского Союза.

Семён Федорович Жаворонков родился 11 (23) апреля 1899 года в деревне Сидоровская Кинешемского уезда Костромской губ. (в 1930 году вошла в состав г. Вичуги Ивановской обл). С 1910 года работал в Вичуге на текстильной фабрике. В 1917 году вступил в РСДРП(б), в июле – создал и возглавил Вичугский Союз рабочей молодежи.

В сентябре 1917 того же года вступил в Красную Гвардию, а в сентябре 1918 – в Красную Армию. Участник Гражданской войны с 1918 г. по 1920 г.

Получил образование в 1926 году в Военно-политической академии РККА, закончил в 1932 г. курсы усовершенствования комсостава при военно-воздушной академии, в 1933 г. – военную школу летчиков, в 1936 году – оперативный факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С 1931 года занимался политической работой в Красной Армии. Комбриг (28.11.1935). С 1937 года – заместитель, в 1938–1939 – командующий ВВС Тихоокеанского флота. С мая 1939 года был назначен начальником авиации Военно-Морского флота. Генерал-лейтенант авиации (04.06.1940).

В Великую Отечественную войну С. Ф. Жаворонков вступил в прежней должности.

Он внёс предложение наркому ВМФ о нанесении самолетами-торпедоносцами ударов по военно-промышленным объектам Берлина. Выполнение этой задачи ставка Верховного Главнокомандующего возложила на Жаворонкова. В августе-сентябре 1941 года находящиеся под его командованием части совершили 10 боевых вылетов на Берлин. С 7 августа до 4 сентября на Берлин было произведено девять рейдов. Было сброшено 311 бомб общим весом 36 тонн (британская авиация за весь 1941 год сбросила на Берлин всего 35 тонн бомб). За разработку и руководство этой операцией был награждён орденом Красного Знамени.

Семен Федорович руководил авиацией Краснознаменного Балтийского флота в период защиты Ленинграда от массированных налетов врага, лично уделял внимание созданию воздушного прикрытия над Ладогой для обороны «Дороги жизни».

При содействии Жаворонкова в морской авиации с середины 1943 года внедрялась новая техника борьбы с противником на морем – крейсерские полеты одиночных самолетов-торпедоносцев со свободным поиском врага и атакой обнаруженной цели. С 1944 года под руководством Жаворонкова началось воздушное наступление над Балтийским морем. В феврале 1945 года обеспечил по заданию советского правительства перелет в Советский Союз делегаций стран-участниц Ялтинской конференции.