Мишень для офисной травли. «Чем более публично все это происходило, тем лучше работало»

Хейзинг многим знаком по американским фильмам, где проходит своеобразный обряд инициации - вступление, например, в студенческое братство. Опасность хейзинга заключается именно в его унизительной составляющей, главная цель организаторов подобных ритуалов аналогична цели моббинга - оскорбить человека, почувствовать собственное превосходство, убедиться в беззащитности и преданности. В ход идут не только извращенные задания, но и оскорбления, и насмешки, и шантаж, и провокации. О вреде хейзинга говорить трудно - подобные разовые акции принято замалчивать, поэтому непонятно, перерастают ли они во что-то более серьезное.

К хейзингу относят и некоторые формы неуставных отношений - например, дедовщину.

Аутинг

Если понятие каминг-аута знают почти все, то о принудительном раскрытии тайн задумываются редко. Аутинг - это публичное разглашение компрометирующей жертву информации, которая в итоге может стать поводом для травли. Но даже в случае нормального принятия обществом полученной информации человек все равно оказывается в некомфортной обстановке, зачастую вынуждающей его оправдываться или объяснять ситуацию.

Кто может столкнуться с травлей

По словам психологов, буллинг - понятие социальное, с проблемой травли можно столкнуться практически в любом обществе, сформированном по случайному принципу (коллектив на работе, в школе или институте, где у людей зачастую нет общих интересов).

Есть обобщенный список критериев, определяющих людей, попадающих в группы риска: религиозные и расовые особенности, сексуальные предпочтения и половая самоидентификация, экономический уровень, наличие стигматизированных в обществе болезней (ВИЧ, ментальные особенности), политическая позиция, особенности внешности (вроде родимых пятен). Но главный критерий для травли - повышенная чувствительность жертвы, эмоциональная слабость, которая стимулирует агрессоров бить по одному и тому же слабому месту.

Отдельная группа риска, которая вообще не связана с личными характеристиками человека, - новенькие люди в любой сформировавшейся группе. Стресс от прихода в устоявшийся коллектив испытывают практически все, будь то школьники, знакомящиеся с классом, или уже взрослые люди после долгих лет, проведенных на одном месте, решившие сменить место работы. Любое отклонение от принятых в этом небольшом обществе норм может практически сразу вызвать единодушную волну негодования.

Предугадать ту причину, которая может стать поводом травли, невозможно. В этом случае буллинг детей и взрослых ничем не отличается - действуют примерно одинаковые механизмы травли, которые не делят людей по возрасту и полу. Впрочем, механизмы эти отличаются спонтанностью, поэтому отследить их невозможно. Есть предубеждение, что девочки в школах больше распускают сплетни, в то время как мальчикам свойственно рукоприкладство, но официальных подтверждений теории нет. Достоверной и точной статистики, которая позволила бы предугадать потенциальных агрессоров и их жертв, нет.

Ирина Пудовинникова

координатор проекта «Травли.net», специалист по вопросам предотвращения буллинга в школах

В группу риска попадает практически любой человек, который отличается от большинства, и неважно, чем конкретно он отличается, отличительная черта не обязательно будет негативной. Дальше ситуации развиваются по индивидуальному сценарию, пол или возраст тут не имеют особого значения.

Травля может возникнуть из-за потребности возраста, давления закрытой системы, личных особенностей детей, недостатка опыта у педагогов, фоновой агрессии в обществе. Все это очень важно и интересно и, безусловно, стоит изучать и понимать. Но множество вполне объективно существующих причин не делают травлю «обычным делом». Травля в конкретном классе, от которой страдают прямо сейчас конкретные дети, - не вопрос научных изысканий, это вопрос морали и прав человека. Издевательство недопустимо. Никакие особенности школы, общества, семей и детей не могут служить оправданием травли.

Общие принципы борьбы с травлей

По словам психологов, травля в любом обществе протекает по примерно похожим схемам и задействует одинаковые механизмы.

Важно понимать, что агрессор обычно ждет реакции от своей жертвы, поэтому в любом случае требуется сохранять нейтралитет и ни в коем случае не демонстрировать свою слабость. Тогда есть вероятность, что агрессор просто потеряет интерес к ситуации.

В самых критичных случаях решением проблемы может стать смена места, но прибегать к ней нужно, только когда другие варианты уже не помогли. Это подходит в том случае, когда руководство коллектива (учителя или начальник на работе) не поощряет, а то и вовсе препятствует борьбе с буллингом. В этом случае энергозатраты могут быть слишком высокими.

Закон против травли

Не нужно пренебрегать официальными способами защиты - в случае непрекращающейся травли и невозможности договориться со стороной агрессора его можно привлечь к ответственности перед законом по целому ряду статей: возбуждение ненависти или вражды (282 УК РФ), клевета (128.1 УК РФ), умышленное причинение вреда здоровью (легкого - 115 УК РФ, среднего - 112 УК РФ, тяжелого -111 УК РФ), истязание (117 УК РФ), доведение до самоубийства (110 УК РФ), уничтожение или повреждение имущества (167 УК РФ). И хотя конкретных законов против буллинга или хотя бы его определения в Конституции или в любом кодексе нет, ориентироваться можно на конкретные противоправные действия, совершенные против жертвы.

Учитывая, что большая часть случаев буллинга происходит в школах (или даже детских садах), а агрессорами обычно выступают сами дети, важно понимать, что частичная уголовная ответственность наступает с 14 лет. До этого возраста за ребенка отвечают родители, которых в случае невозможности решения конфликта мирным путем можно привлечь к судебному разбирательству.

С 14 лет же ребенок несет ответственность, например, по статьям 111 и 163 (вымогательство и шантаж) Уголовного кодекса, а также минимальное наказание может последовать за грабеж, разбой, вандализм и хулиганство. С 16 лет наступает полная уголовная ответственность.

При необходимости обращения в суд надо собрать достаточную доказательную базу: в нее войдут заверенные нотариусом скриншоты переписок или оскорбительных постов, показания свидетелей, справки о побоях и других травмах, фотографии испорченных вещей, заключения о порче вещей и поломке техники, если такие возможно получить.

Отдельно можно записать и разговоры с оскорблениями и угрозами, но нужно помнить, что любое записывающее устройство должно быть куплено в России (китайские сайты не подойдут для этой цели), в противном случае запись будет считаться незаконной. Желательно даже сохранить чек после покупки техники. О незаконном обороте таких технических средств говорится в пункте 1 статьи 138 УК РФ. Если запись ведется на телефон, его приобретение в границах РФ также важно.

С помощью юриста можно подготовить информацию о тратах на лекарства и лечение (если в результате травли понадобилась помощь психолога), а также оценить моральный вред, чтобы, помимо наказания по статьям, получить еще и компенсацию от агрессора.

Как поддержать жертву

Конечно, особенно важно внимание к детям и их психологическому состоянию со стороны родителей и родственников. Чтобы предупредить ситуацию буллинга или суметь вовремя помочь в ее решении, нужно отслеживать настроение, отношение ребенка к детскому саду или школе, желание общаться со сверстниками. В случае травли уже взрослого человека желательно донести проблему до руководства, пойти на прямой контакт и обсудить недопонимание. Вполне возможно, что в процессе диалога удастся решить сложившийся конфликт.

Ну и конечно, нельзя забывать о позитивном мышлении: поиск вдохновляющих событий и вещей, общение с приятными людьми, любимое творчество или работа помогут пережить травлю и сконцентрироваться на более важных вещах, пока буллинг полностью не сойдет на нет.

Анна Скавитина

психолог и член IAAP (International Association of Analytical Psychology), эксперт журнала Psychologies

Даже учителя могут оказаться жертвами детского буллинга в отдельно взятых случаях. Здесь важна история системы, в которой может поддерживаться травля (бездействием или непризнанием проблемы), или же, напротив, система преследует обратную задачу, в которой все ее участники пытаются предотвратить буллинг.

Есть варианты поведения, которые ни в коем случае нельзя демонстрировать при общении с ребенком, да и вообще с любым человеком, перенесшим травлю. Во-первых, ни в коем случае нельзя обвинять жертву, даже косвенно. То есть говорить, что ребенка травят, потому что у него голубые глаза или лишний вес, оправдывать или пытаться объяснить этими факторами поведение агрессора запрещено. Такая логика изначально неправильная.

Во-вторых, нельзя оставлять ребенка одного в ситуации насилия. Как только ребенок оказывается в ситуации насилия, он особенно остро нуждается в поддержке взрослых, потому что сил справиться с этим самостоятельно обычно не бывает. В помощи взрослым жертвам буллинга действуют такие же принципы.

Но меня вообще очень радует, что об этой теме начали разговаривать и что к ней меняется отношение в обществе. Мы отходим от ситуации постоянного блейминга жертв.

Истории людей, столкнувшихся с буллингом

«Чем более публично все это происходило, тем лучше работало»

Наталья О’Шей, Хелависа

лидер музыкальной группы «Мельница», лингвист и писатель

«Мои дети учатся в частной международной школе в Вене. С одной стороны, это круто, а с другой - контингент очень неровный (дети дипломатов, другая этническая и расовая принадлежность).

Моя старшая дочка, Нина, очень худенькая и длинная, это генетика. В какой-то момент в их классе образовалась украинская банда под предводительством довольно-таки полной девочки Полины. Нина считала ее подругой, но в какой-то момент я заметила, что дочь расстроена, и стала ее расспрашивать. Нина рассказала, что Полина, Соня и Назар всем говорят, что она такая худая потому, что больная, что у нее глисты. Сплетня быстро распространилась.

В итоге я пошла напрямую сразу же к завучу, к школьному психологу и к папе Назара, поскольку мы соседи. Полина, увидев нас с ним, немедленно завела новую песню-сплетню: «У папы Назара роман с мамой Нины, вон они шептались в коридоре», - но с самим Назаром, к счастью, родители уже проводили воспитательные беседы.

Потому уже вмешалась наконец завуч, вызвала к себе на отдельные встречи всех родителей замешанных в истории детей, побеседовала с ними, а те, в свою очередь, уже поговорили в кругу семьи.

И весь последний год очень помогает психолог. Раньше Нина регулярно ходила к ней в кабинет просто тихо рисовать, когда ей было грустно, сейчас уже нет такой надобности. Кроме того, психолог постоянно наблюдает за детьми на переменах, „отслушивает“ разговоры, отслеживает, если дети сбиваются в агрессивные шайки, и пресекает это.

Сейчас у Нины все хорошо. Назар ухаживает за ней, а Полина заплетает ей косички. Дети действительно поняли, что делали ей больно и что с друзьями так не поступают.

Я думаю, что я правильно сделала, что сразу нанесла „массированный удар“ - и к завучу, и к психологу, и к родителю. Школа у нас не очень большая, но очень „модная“ (Amadeus Vienna), поэтому чем более публично все это происходило, тем лучше работало».

«Это просто была не наша школа»

Анонимная история

«Мы переехали в новое место, сменили школу. Предыдущая была небольшая и комфортная, новая оказалась очень мажорной, с детьми крутых родителей. Амбиции и апломб другого уровня. Сын оказался не готов к таким агрессивным отношениям - не мог пикироваться и подкалывать - стеснялся. Долго мне не говорил, а потом вдруг расплакался и вывалил. Я тогда первый раз пошла на родительское собрание, понаблюдала за родителями и, главное, за классной руководительницей. Стало понятно, что это поведение у детей - нормальная атмосфера для школы. Никакой борьбы, выяснения отношений я не приемлю, не вижу смысла, не учу этому сына - это просто была не наша школа. Ушли и забыли».

«Я попыталась прекратить поборы в школе, а родительский комитет на меня же и ополчился»

Арина Попова

мать второклассника, правозащитница и активистка

«Я попыталась прекратить поборы в школе, а родительский комитет на меня же и ополчился. Травить начали моего ребенка, чтобы проучить меня. Они сказали, что не возьмут с меня деньги на новогодний утренник и подарок для Марка к Новому году. Я разузнала, какого образца закупают подарки для нашего класса, купила точно такой же, принесла пирожные и фрукты - хотела, чтобы Марк не заметил этого конфликта. Но в чью-то светлую голову пришла гениальная мысль сделать каждую часть новогоднего торта персональной. Как вы уже поняли, кусочка с именем „Марк“ в торте не оказалось. Видно, что родителям было стыдно. Одна из мам быстро нашла ленточку, чтобы подарок перевязать, добавила его в нужный список, засуетилась. Марку я сказала, что его имя написано на центральной части. Ситуация разрешилась, но не весь конфликт. Сейчас, когда начинаются споры, я обычно их просто игнорирую и ухожу с родительского собрания. А сын очень стойкий, у него есть один лучший друг в классе, больше ему и не надо. Конфликт с родителями его не задел, поэтому сейчас он продолжает учебу в обычном режиме».

«Все мои ненавистники менее настойчивы, чем я»

Лена Климова

создательница и руководительница проекта «Дети 404»

«С самого начала существования сообщества „Дети-404“ были люди, которым не нравилось то, что мы делаем. Всегда среди них находились те, кто говорил это нам не в самой приятной форме. Поправка: и я бы не назвала то, что происходило и происходит, травлей или буллингом. Это ситуация неравенства, основанная на власти и других ресурсах агрессоров, которая возникает в пространстве, из которого жертва не может выйти. Я могу забанить любого человека, который пишет мне гадости, и забыть о нем.

Угрозы бывают редко, сейчас - не чаще раза в месяц. Все мои ненавистники менее настойчивы, чем я. Так что я спокойно работаю дальше, а они сразу или постепенно отваливаются.

У всех свои способы борьбы с потоками негатива. Мои просты. Номер один: забанить и забыть. Нет ничего проще и действеннее, если вам досаждают в соцсетях. Номер два: не принимать чужие слова близко к сердцу. Если человек бросил гадость, чтобы сделать тебе больно, а ты это раскусила, - это все равно что остановить перед собой летящую пулю, как Нео. Она уже не причинит вреда. Номер три: если понимаешь, что тебя накрывает с головой, - дать себе передышку. Не общаться с людьми, которые делают тебе больно. Закрыть личные сообщения с помощью настроек приватности в соцсетях. Позаботиться о себе. Погулять и подышать свежим воздухом. Принять ванну. Погладить кошку. Вкусно поесть. Почитать любимую книгу. Вспомнить добрые слова, которые ты слышала в свой адрес. Понять, что все наладится».

«Они меня привели к эмоциональному безразличию»

Анонимная история

«Травили меня, пожалуй, с самого детства, но только недавно я узнала, что все это называлось буллингом. Тогда просто было обидно и страшно в какие-то моменты, потом уже просто все равно. В садике и в школе я была очень тихим и застенчивым ребенком - такое уж воспитание. В итоге доставалось от более активных детей: часто просто прятали вещи, перекладывали их на другое место, вынуждая меня пересесть в классе, выкидывали обувь на улицу или уносили мои игрушки с собой домой, а на следующей день возвращали на место и смеялись. Потом в школе, когда были уже постарше, наступил этап сплетен: обо мне рассказывали много гадостей, и метались от версии с серой мышью до версии, где я выступала чуть ли не главной шлюхой города. К счастью, все сошло просто в игнор, я перестала обращать внимание на обидчиков, и травить, видимо, стало не интересно. К тому же я неплохо училась, какие-то плюсики за меня школа получала, поэтому учителя меня немного поддерживали. На выпускной я не пошла, с одноклассниками не общаюсь.

В институте все стало куда интереснее: небольшой вуз в области, далеко от Москвы, особо никем не контролируемый, соответственно, покупки экзаменов были обычным делом. Я из принципа отказалась принимать участие во всей этой махинации, жалко было денег, да и свою специальность знала неплохо, не видела смысла платить. В итоге на меня ополчились за отказ от коллективного решения - моя позиция, якобы, им вредила. Как уж вредило желание сдать все самой, не знаю. Были какие-то попытки и угрожать, и оскорблять, но теперь в позицию глухого игнора ушла уже я - и так доучилась до диплома. С университетом тоже порвала всякие связи.

Сейчас работаю по профессии, никаких ущемлений не чувствую, ощущаю себя грамотным специалистом. Не могу сказать, что все эти глупые попытки затравить как-то на меня повлияли, все-таки поддержка и от семьи, и от учителей-преподавателей, и от пары близких друзей была. Но они меня привели к эмоциональному безразличию. Я теперь в принципе нейтрально ко всему отношусь, без борьбы, без волнений. Когда научишься игнорировать мир, начинаешь игнорировать его почти всегда. Хотя причины травли мне до сих пор кажутся забавными - тихий характер, желание учиться».

«Не хочу нового преследования и обвинений в каких-то поблажках»

Анонимная история

«В университете я встречалась с молодым преподавателем, отношения вполне серьезные (какое-то время жили вместе), но на своем предмете никаких поблажек он мне не давал, спрашивал, в принципе, как со всех, я точно так же делала нужные работы, сдавала задания и отвечала на экзамене. Когда об этом узнали одногруппники (проболталась подруга, которой я сама рассказала), учиться с ними почти сразу стало тошно. Все мои достижения в учебе и оценки списали на эти отношения, даже у других преподавателей на кафедре. Сначала просто устроили молчаливый бойкот. Перестали звать на встречи, в диалогах отмалчивались, из группы и вовсе удалили, никаких новостей от той же старосты я не получала больше. Бойкота, видимо, не хватило. Стали отпускать колкие замечания прямо на парах, сначала при нем, потом и при других преподавателях. Вплоть до оскорблений. Слухи дошли и до деканата. К счастью, никакого громкого разбирательства не было, но пришлось перевестись на заочку, не хотелось больше выслушивать всю эту грязь за своей спиной. С тем преподавателем, кстати, расстались после трех лет отношений, но по другим причинам, сплетни о нас никак не повлияли. Сейчас уже работаю, университет окончила три года назад. Иронично, но в большой компании, в большом коллективе не нашла ничего лучше, как начать отношения с начальником - руководителем именно моего отдела. Он свободен, немного старше меня, на работе отношения не сказываются, никакого криминала. Но по опыту прошлого держу их в тайне, никто из коллектива даже не догадывается о нашей паре. При этом коллектив очень хороший, с ними приятно пообщаться, корпоративы веселые, но опасаюсь негативной стадной реакции. Думаю, когда дело подойдет к свадьбе, я и вовсе уйду из компании, не хочу нового преследования и обвинений в каких-то поблажках».

Важно понимать, что для ребенка, пережившего травлю, травмирующим может показаться практически любое событие: переезд, смена коллектива, внутрисемейные ссоры или конфликты на уровне школы. Подобного стоит избегать, чтобы создать максимально комфортную среду. Нервозность, агрессивная реакция на происходящие события, замкнутость - все это защитные механизмы, которые часто активируются именно в ситуации буллинга.

Если говорить о травле взрослого человека, то одна из главных опасностей - развитие депрессии на фоне постоянного давления со стороны. При этом вовсе не обязательно, чтобы травля была особенно агрессивная, достаточно уже и постоянных негативных замечаний на любую тему - о весе, семейном положении, взглядах. Если человек остро воспринимает проблему, которая еще и постоянно обсуждается в обществе с насмешками, то его эмоциональное состояние находится под угрозой. В случае с агрессивным буллингом проблем может возникнуть еще больше.

Что касается влияния травли в детстве на взрослую жизнь, ничего конкретного сказать нельзя: в случае качественной работы психолога с ребенком негативных последствий, сказывающихся на взрослой жизни, остаться не должно. Это лишний раз подтверждает необходимость решать проблему на профессиональном уровне и внимательно прислушиваться к жалобам ребенка».

Куда обратиться за помощью: русскоязычные антибуллинговые организации и сайты

В Европе и Америке действует большое количество антибуллинговых организаций. В России пока работают два проекта: «Травли.net » и «Вместе против травли ». В первую очередь они информируют детей и их родителей, а также обучают тьюторов для работы в школах. Организаторы проводят классные часы и общие ознакомительные беседы. Специалисты «Травли.net» еще и подготовили специальные опросники для детей разных возрастов, позволяющие определить общее настроение класса и предупредить травлю. Кроме того, психологи проводят отдельные встречи со взрослыми для изучения и популяризации знаний о проблеме и поддерживают творческие мероприятия вроде кинопоказов или других культурных проектов, также привлекающих внимание к проблеме.

Существует еще информационный проект «Будь смелым ». И хотя создали его в Эстонии, в России действует сайт, содержащий список основных рекомендаций для детей, родителей и учителей. Сайт представляет разные мотивирующие лозунги вроде «Если тебя пытаются унизить, значит, ты уже выше их». Также там приведен план действий на случай, если ребенок оказался не жертвой, а агрессором, ведь ему тоже может понадобиться помощь.

Facebook не остался в стороне и открыл для русскоязычных пользователей проект «

Кто-то вспоминает школу с ностальгией, кто-то - с ужасом. Последний возникает не из-за плохих условий или скучной программы, а из-за школьной травли.

Травля , или буллинг (англ. bullying) - агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Не путайте буллинг и отсутствие сотни друзей. Ребёнок может быть , замкнутым, любящим одиночество или непопулярным. Но он не должен быть жертвой. Разница в регулярной и сознательной агрессии по отношению к ребёнку.

Относительно недавно появился ещё и кибербуллинг - это эмоциональное давление, только в интернете, особенно в социальных сетях.

Как часто это встречается?

Гораздо чаще, чем кажется. 30% человек в возрасте от 5 до 14 лет испытывали на себе насилие. Это 6,5 миллионов человек (по данным за 2011 год)Шеренги, Ф. Э. Насилие в школе над детьми и подростками в возрасте до 14 лет. . Из них пятая часть приходится на насилие в школе. Цифра не просто большая, она огромная.

Чем опасна школьная травля?

Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, то есть приводить к травмам, она может быть и психологической, эмоциональной. Её следы труднее заметить, но она не менее опасна.

Травля уничтожает самооценку человека. У объекта буллинга формируются комплексы. Ребёнок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.

Травля мешает учиться, потому что ребёнку не до занятий: ему бы в школе выжить. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессииNational Center for Injury Prevention and Control. Understanding School Violence. .

И ни один человек, который прошёл через неприятие коллектива, никогда этого не забудет. Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.

Кто в группе риска?

На самом деле все. Для травли ищут повод, что-то, чем ребёнок отличается от других (в любую сторону). Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет волос или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чьё поведение не похоже на поведение обидчика.

Исправлять какие-то особенности, ставшие поводом, бесполезно. Те, кто травит, при желании могут докопаться и до фонарного столба.

А кто, собственно, травит?

Есть два совершенно противоположных типа нападающих.

  • Популярные дети, короли и королевы со своей школьной свитой, лидеры, управляющие другими детьми.
  • Асоциальные, оставшиеся за бортом коллектива ученики, которые пытаются занять позицию королей, собирая собственный двор.

Отдельный тип агрессоров - это взрослые сотрудники школы. Как правило, учителя.

Почему травят?

Потому что могут. Если спросить уже выросших обидчиков, зачем они занимались буллингом, как правило, они отвечают, что не понимали, что делают что-то не так. Кто-то ищет оправдания своему поведению, объясняя, что жертва получала «за дело».

Исследователи приходят к выводу, что источник травли не в личности жертвы или обидчика, а в том принципе, по которому формируются классыPeter Gray. GraySchool Bullying: A Tragic Cost of Undemocratic Schools . .

Детей в школах собирают на основании одного признака - года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась. Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми, кого им навязывают, без права выбора.

Ситуация в школе напоминает ситуацию в тюрьме: людей насильно загоняют в одно помещение, а следить за ними должны люди, за которыми установлен не менее жёсткий контроль.

Травля - это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе, и объединение обидчиков в сплочённую группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается, то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступкиРуланн, Э. Как остановить травлю в школе . .

Есть только одно обязательное условие, без которого травля невозможна: попустительство со стороны учителей или молчаливое одобрение такого поведения.

Так это учителя во всём виноваты?

Нет. Дело в том, что учителя не видят травли. Нападающие умеют вести себя тихо, притворяться паиньками и издеваться над жертвой, когда этого никто не замечает. А вот жертва такой хитростью, как правило, не отличается. И если даёт ответ, попадается на глаза преподавателям.

Итог: учитель видит, как ученик нарушает порядок, но не видит, что стало поводом для этого.

Хотя нельзя отрицать проблему. Многие взрослые считают, что дети сами разберутся, что лучше не вмешиваться, что объект травли «сам виноват». А иногда педагогу не хватает опыта, квалификации (или совести), чтобы прекратить буллинг.

Как понять, что ребёнка атакуют?

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.

  • Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
  • Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
  • Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
  • Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
  • Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
  • Ночные кошмары, бессонница.
  • Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
  • Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
  • Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.

Как прекратить травлю?

На самом деле, никто из исследователей не может дать рецепта, как остановить травлю. Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне «жертва - нападающий» нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух участниковПетрановская, Л. Травля в детском коллективе. .

Весь класс и учителя - это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.

Единственный способ на самом деле остановить травлю - создать нормальный здоровый коллектив в школе.

Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.

Главное, что нужно сделать, - это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так всё, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете. И сделать это должен либо классный руководитель, либо завуч, либо директор.

Как реагировать на агрессию?

Обсудите с ребёнком все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие.

В каждом случае жертве нужно действовать так, как не ожидают агрессоры.

На оскорбления всегда отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань. Например, сказать: «А я с вами вежливо разговариваю». Если ребёнок увидел, что кто-то испортил его вещи, нужно об этом сообщить учителю, так, чтобы услышали обидчики: «Мария Александровна, на моём стуле жвачка, кто-то испортил школьную мебель». Если пытаются бить или затащить подальше, если не получается убежать, нужно громко кричать: «Помогите! Пожар!». Непривычно. Но дать себя избить - хуже.

Поскольку способы буллинга разнообразны, то и ответы будут индивидуальными. Не можете придумать, как быть? Спросите у специалистов-психологов, которые должны быть в каждой школе.

Что можно сделать с обидчиками?

Вариантов немного. Если ребёнка бьют, нужно обращаться в травмпункт, проходить медицинское освидетельствование, сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет (за тяжкий вред здоровью - после 14)Уголовный кодекс Российской Федерации. .

Но если буллинг только эмоциональный, доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю, а если учитель отрицает проблему - к завучу, директору, в РОНО, Городское управление образования. Задача школы - организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов, чтобы прекратить насилие.

Если я вмешаюсь, хуже не станет?

Не станет. Травля - это не единичный конфликт. Их может быть множество. Если ребёнок стал объектом буллинга, он уже не может справиться с агрессией своими силами.

Худшая политика - решить, что ребёнок сам разберётся с проблемами.

Некоторым это действительно удаётся. А многие ломаются. Дело может дойти даже до суицида. Вы хотите проверить на своём ребёнке, повезёт ему или нет?

Как поддержать ребёнка?

  • Если травля уже есть, то это повод обратиться к психологу, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Если ребёнок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.
  • Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
  • Постарайтесь уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.
  • Если ребёнку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
  • Сделайте вообще всё, что поможет поднять ребёнку самооценку. Это отдельная тема. Переройте весь интернет, перечитайте всю литературу на эту тему, поговорите со специалистами. Всё, чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы.

Что нельзя говорить?

Иногда родители занимают позицию, при которой их помощь становится вредной. Некоторые фразы сделают только хуже.

«Ты сам виноват», «ты так себя ведёшь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то» . Ни в чём ребёнок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других, недостатки. Это не значит, что каждого могут травить. Обвинять жертву и искать причины буллинга - значит оправдывать обидчиков. Так вы встанете на сторону врагов своего ребёнка.

Есть мнение, что существует особое виктимное поведение, то есть шаблон жертвы, на которую невозможно не напасть. Даже если и так, это не повод делать ребёнка козлом отпущения. Так просто нельзя - и точка.

«Не обращай внимания» . Травля - это грубейшее вторжение в личное пространство, не реагировать на такое нельзя. В какой-то момент обидчики и правда могут отстать. Не факт, что к этому времени от самооценки и от самоуважения ребёнка хоть что-то останется.

«Дай им сдачи» . Рискованный совет, который ставит под угрозу здоровье ребёнка и обостряет конфликт. Если жертва пытается неумело сопротивляться, травля только усиливается.

«Что вы делаете, ему же плохо!» . Этими или похожими словами пытаются утихомирить нападающих. Не старайтесь достучаться до тех, кто травит, объясняя, что жертве плохо. Так вы только докажете, что жертва слабая, а обидчики - сильные, то есть подтвердите их позицию.

Надо ли переводить ребёнка в другую школу?

Популярна позиция, что перевод ребёнка в другой класс или школу - это неудачная мера, потому что на новом месте будет то же самое. Лучше научить ребёнка вести себя по-новому, чтобы он закалял характер и мог дать отпор.

На самом деле нет. Как мы уже выяснили, травля начинается там, где у ребёнка нет права выбора коллектива. Потенциальной жертвой может стать любой. И буллинг невозможен, если педагогический состав умеет пресекать травлю в самом начале.

То есть переход в другой коллектив (например, в школу, где углубленно изучают предметы, близкие ребёнку) или к другому учителю может исправить ситуацию.

Если не удаётся решить проблему, если учителя в школе закрывают глаза на травлю, если ребёнок боится идти в школу, то смените её.

А потом уже, на новом месте и с новыми силами, ходите к психологу и учите ребёнка моральной стойкости.

У моего ребёнка всё хорошо, ему травля не грозит?

Будем надеяться, что нет, и что ваш ребёнок не будет ни жертвой, ни агрессором. Но на всякий случай помните:

  • Буллинг - распространённое явление, которое было всегда.
  • Травля растёт там, где её выращивают: в коллективе, где собраны слишком разные дети без общих целей и интересов. Стать жертвой может любой человек, так как все мы чем-то отличаемся от других.
  • Дети не всегда рассказывают родителям о травле, но без вмешательства взрослых проблему решить сложно. Устранять буллинг нужно во всём классе сразу, работать с учителями и психологами.
  • Главное - спасти детскую самооценку, чтобы это не вылилось в серьёзные психологические проблемы во взрослом возрасте.
  • Если сотрудники школы делают вид, что ничего не происходит, ищите другую школу.

Дезинфекция, дезинсекция и дератизация (борьба с грызунами)

Дезинфекция (обеззараживание) животноводческих помещений и иных мест пребывания животных, связанных с ними предметов и объектов является в совокупности с другими мерами профилактики могучим- средством в борьбе с заразными болезнями.

Различают дезинфекцию профилактическую, текущую и заключительную. Профилактическую дезинфекцию производят для предупреждения возникновения заразных болезней в местах

наибольшего скопления животных (базары, пункты заготовки зерна, выставки, мельницы и др.). Текущая дезинфекция проводится в неблагополучных пунктах с целью предупреждения разноса инфекции. Заключительные дезинфекции проводят с целью очистки неблагополучного пункта от возбудителей болезни после выздоровления больных животных.

Прежде чем произвести дезинфекцию, все объекты тщательно очищают от навоза, грязи, старой подстилки, а стенки и перегородки станков, предметы ухода и кормушки тщательно моют щеткой и просушивают. Затем выбирают способ дезинфекции в зависимости от наличия в распоряжении владельца животных инвентаря и приспособлений. Дезинфекцию проводят способом орошения объектов дезрастворами, аэрозольным методом с помощью превращения растворов в мельчайшие капельки размером 15-20 микрон. Газовый метод дезинфекции применяют чаще всего в птицеводстве путем использования формальдегида, бромистого метила и других средств.

Дезинфекцию проводят различными химическими веществами, действие которых в основном сводится к свертыванию, окислению и расщеплению белков микроорганизмов. Для дезинфекции методом орошения используют горячие (70-80°) растворы - едкого натра, формалина, хлорной извести, негашеной извести, кальцинированной соды, зольного щелока и многих других средств. При заражении помещений спорообразующими микробами применяют 10%-ный раствор едкого натра, 4%-ный раствор формальдегида и 5%-ный раствор хлорной извести (по активному хлору). Помещения, зараженные неспорообразующей патогенной микрофлорой, обычно дезинфицируют 2-4%-ным раствором едкого натра, 2-3%-ным раствором хлорной извести, 3%-ной эмульсией креолина, 5%-ным раствором кальцинированной соды, 20%-ным раствором зольного щелока, 10-20%-ным раствором негашеной извести, 1%-ным раствором формальдегида и т. д.

Обеззараживающее действие тех или других растворов дезинфицирующих веществ может быть достигнуто при соблюдении двух условий: если во время дезинфекции не будет пропущено ни одного квадратного сантиметра площади и если действие дезинфектора будет достаточно продолжительным. Но 1 кв. м строганых досок или деревянных брусков необходимо затратить не менее 0,35-0,45 л, бревен - 0,5-0,7, кирпичной кладки - 0,7-0,8, штукатурки или бетонной поверхности - 0,4-0,8, саманной кладки - 0,9-1,0, земляного пола и выгульных двориков - 1,0-3,0 литра. Время воздействия дезинфектора с учетом вида микроба, вида дезинфектора, вида дезинфицируемой поверхности, температуры воздуха и других особенностей колеблется от 3 до 12 часов.

Проводят дезинфекцию различными техническими средствами: ветеринарной дезинфекционной машиной ВДМ-2, дезинфекционной установкой ЛСД, опрыскивателем, гидропультом большим ручным КЗ и другими машинами. Если таких аппаратов нет, то дезинфекцию можно провести малярными кистями, щетками, с помощью лейки и даже пожарными машинами. Шланги во всех случаях должны быть резиновыми, а после дезинфекции машины несколько раз промывают чистой водой.

Если в хозяйстве есть условия и прежде всего имеются генераторы для получения аэрозолей (АГ-Л6, ПВАН, ТАИ, АГ-УД-2 и др.), то следует применять аэрозольный метод дезинфекции, который наиболее практичен, так как дает возможность в два раза экономнее расходовать дезосредства и в 5 раз сокращать время обработки помещения. Для аэрозольной дезинфекции используют 20 и 40%-ный раствор формальдегида, формалин-креолиновую смесь (3 части 40%-ного формальдегида и 1 часть креолина), однохлористый йод с формальдегидом (в соотношении 1:3). Время воздействия - от 12 до 24 часов, при этом расходуется 20 мл раствора на 1 куб. м. Кроме того, разработан безаппаратный метод получения аэрозоля за счет взаимодействия самих дезинфекторов. Берут 20%-ный формалин и смешивают его с хлорной известью, содержащей не менее 25% активного хлора. На 20 мл формалина берут 20 г хлорной извести и тщательно и очень быстро смешивают в эмалированной или деревянной посуде. Смесь ставят посредине помещения, которое герметически закрывают. Из одной точки можно обработать 1000 куб. м. помещения. Температура в помещении не должна быть ниже 15°.

Для одновременной дезинфекции и дезинсекции Обычно используют аэрозоли формальдегида или формалин-креолиновую смесь, в которые добавляют 5% хлорофоса. Иногда используют аэрозоль 40%-ного формальдегида с добавкой 0,6% трихлорметафоса-3 или 0,2% ДДВФ (диметилдихлорвинилфосфат) при расходе 20 мл/м3 и 6-часовой экспозиции. Через 6 часов помещение открывают и хорошо проветривают, а если после проветривания остается формальдегид, то его нейтрализуют 25%-ной аммиачной водой из расчета 10 мл/м3.

Газовую дезинфекцию проводят формальдегидом, хлором (иногда хлорпикрином - особенно в пунктах заготовки зерна и др.), бромистым метилом, смесью бромистого метила с окисью этилена (ОКЭБМ) и другими веществами. Во всех случаях после тщательной очистки помещения надежно герметизируют, а после дезинфекции хорошенько проветривают.

Дезинсекцию обычно проводят в тех помещениях, где много мух, клопов, клещей, комаров, вшей, блох и других насекомых. Для борьбы против взрослых насекомых и их зародышей применяют 0,5-1%-ный водный раствор хлорофоса, 0,5%-ную водную эмульсию трихлорметафоса-3 из расчета 50-150 мл/м2, 0,2%-ную эмульсию ДДВФ, 1%-ную эмульсию карбофоса, 0,5%-ную эмульсию метилметафоса из расчета 100 мл/м2. Продолжительность остаточного действия от 5-7 до 22 суток, правда, ДДВФ в 10-30 раз сильнее действует на мух, чем хлорофос, но его действие короче.

Основным местом расплода насекомых являются навозохранилища, поэтому поверхность навозных штабелей обрабатывают 5%-ным раствором креолина, 10%-ным раствором нафтализола, порошком хлорной извести, содержащей не менее 25% активного хлора, 0,1%-ным раствором трихлорметафоса-3 из расчета 4-5 литров на 1 кв. м.

Микробы иногда переносятся с навозом и мочой, поэтому уборке и утилизации навоза, полученного от больных животных, нужно придавать особое внимание. Обычно навоз обеззараживают компостированием или биотермической обработкой. Так как при компостировании навоза высота бурта должна быть не более 2 м, а навоз должен перемежаться слоем земли или торфа, при биотермическом способе обеззараживания бурт укладывают из одного навоза высотой не более 1,5 м, а шириной - 2,5 м.

При биотермическом обеззараживании навоза вниз укладывают слой незараженного навоза или соломы толщиной 20-25 см, затем укладывают зараженный навоз конусом на высоту до 125 см. Сверху зараженный навоз укрывают слоем соломы толщиной 15 см, а поверх соломы укладывают слой земли в 15-20 см. Сложенный в бурты навоз постепенно нагревается до 70-75°.

Бактериологическими исследованиями НИИ ветеринарной санитарии было установлено, что при таких условиях вирусы ящура и болезни Ауески погибали на 5-9-е сутки, возбудители бруцеллеза, паратифа и рожи свиней - через 22 суток, микобактерии туберкулеза - через 29-30 суток. Навоз, полученный от животных, больных сибирской язвой, эмфизематозным карбункулом, сапом, инфекционной анемией, бешенствам, бродзотом, паратуберкулезным энтеритом и чумой крупного рогатого скота, предварительно увлажняют дезинфицирующим раствором и сжигают.

Дератизация (борьба с грызунами) в настоящее время приобретает особое значенйе, потому что в животноводческих, помещениях расплодилось большое количество мышей и крыс. Борьба с грызунами слагается из профилактических и истребительных мероприятий.

В число профилактических мероприятий входят: правильное хранение концентрированных кормов, корнеплодов, исключение попадания грызунов в животноводческие помещения путем заделки отверстий в фундаментах и полах, обивки нижних деревянных частей помещений жестью или металлической сеткой. Истребительные мероприятия проводят различными методами: биологическим (за счет содержания кошек, ежей и хорьков), механическим (за счет отлова грызунов капканами, бочками, плашками-давилками и др.), опылением нор и мест концентрации грызунов сильнодействующими ядами, газированием ядовитыми газами, с помощью отравляющих приманок.

Из многих химических веществ для борьбы с мышами и крысами применяют зоокумарин, натриевую соль зоокумарина, дифенацин, фентолацин, фосфид цинка, монофторин и другие соединения. Зоокумарин - порошкообразная смесь яда с наполнителем (тальк, коалин, костяная мука), представляет собой серый порошок, содержащий 1% зоокумарина. Применяют приманки (хлеб, комбикорм, и др.), в которые вносят 2% препарата. Приманки сдабривают подсолнечным маслом. Натриевая соль зоокумарина хо рошо растворяется в воде. Готовят впрок 1%-ный раствор натриевой соли зоокумарина. На 1 кг приманки добавляют 15 мл рабочего раствора. Так же используют средство «Зоосорбцид», готовое к применению. Все приманки и средство «Зоосорбцид» раскладывают в местах, недоступных для домашних животных (под пол, за лари, в свободные помещения) порциями по 200-300 граммов.

Монофторин применяют в смеси с приманками (зерно, мясной и рыбный фарш, крошки хлеба, комбикорм и др.) с содержанием 1% монофторина в. приманке. Приманки часто сдабривают 1-2% растительного масла и сахара и раскладывают в течение 1-2 суток порциями по 10-30 г в местах, недоступных для домашних животных. Через 2 суток не съеденные грызунами приманки собирают и сжигают.

Дифенацин применяют в виде 5%-ной смеси этого вещества с крахмалом. Называется такая смесь ратинданом. В пищевую приманку добавляют 3% ратиндана.

Меры предосторожности при работе с дератизационными средствами. Все средства, применяемые для борьбы с грызунами, являются сильнейшими ядами, поэтому обращаться с ними необходимо с большой осторожностью. При составлении приманок обязательно нужно работать в респираторе (марля, сложенная в 3-4 слоя, или заводской респиратор), в защитных очках и в перчатках. Дозируют препараты так, как указано на этикетках упаковок.

Убирать отравленных грызунов нужно лопатой или щипцами. Собранные трупы грызунов подлежат сожжению. В случае подозрения на отравление людей необходимо срочно обратиться к врачу. После работы с ядами все предметы, на которых работали и которыми дозировали и смешивали, тщательно очищают и промывают горячей водой несколько раз. При отравлении домашних животных проводят курс лечения по указанию ветеринарного врача.

И. Петрухин «Домашний ветеринар»

См. охота... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. травля гон, гоньба; гонение, охота; погоня, преследование; тошнота, рвота, изведение, охота за ведьмами, охота на ведьм,… … Словарь синонимов

травля - ТРАВЛЯ, гон, гоньба … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

- (иноск.) намѣренно злобное преслѣдованіе кого (многими), съ намекомъ на травлю звѣрей. Ср. Травить преслѣдовать. Ср. Заранѣе васъ предупреждаю, что положу ваши векселя подъ спудъ и травить васъ оными не стану. А. А. Соколовъ. Тайна. 10. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ТРАВИТЬ 1, травлю, травишь; травленный; несов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

травля - ТРАВЛЯ, и, ж. Тошнота, рвота … Словарь русского арго

У этого термина существуют и другие значения, см. Травля (значения). Применение своры собак на охоте для травли оленей. Травля преследование жертвы сворой. В животном мире некоторые хищники нападают на жертву стаей. Травля… … Википедия

травля - настоящая травля … Словарь русской идиоматики

травля - началась травля действие, субъект, начало … Глагольной сочетаемости непредметных имён

- (иноск.) намеренно злобное преследование кого (многими), с намеком на травлю зверей Ср. Травит преследовать. Ср. Заранее вас предупреждаю, что положу ваши векселя под спуд и травить вас оными не стану. А.А. Соколов. Тайна. 10. Ср. Веская угроза… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Ж. 1. Охота с борзыми собаками или ловчими птицами. 2. Специальное натравливание собак на пойманного медведя, волка и т.п. 3. перен. Настраивание кого либо против кого либо. 4. перен. Уничтожение кого либо нападками, придирками, преследованиями.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Травля , Филипенко, Саша. Новая книга Саши Филипенко «Травля» - о столкновении двух миров. Один мир принадлежит сильным и влиятельным людям, за другой приходится бороться тем, кто стоит на стороне справедливости. Одни…
  • Травля , Филипенко Саша. Саша Филипенко, как всегда (читай "Бывший сын" и"Замыслы"), актуален, наблюдателен, остроумен и - лаконичен. Ему снова удалось упаковать в небольшую книжку полноформатный остросюжетный…