На рисунке представлена диаграмма Герцшпрунга – Рессела.
Выберите два утверждения о звездах, которые соответствуют диаграмме.
По горизонтальному столу из состояния покоя движется брусок массой 0,7 кг, соединенный с грузом массой 0,3 кг невесомой нерастяжимой нитью, перекинутой через гладкий невесомый блок (см. рисунок). Коэффициент трения бруска о поверхность стола равен 0,2. Определите ускорение бруска.
Ответ: ___________________________ м/с 2 .
Красная граница фотоэффекта исследуемого металла соответствует длине волны l кр = 600 нм. Какова длина волны света, выбивающего из него фотоэлектроны, максимальная кинетическая энергия которых в 3 раза меньше энергии падающих фотонов?
Ответ: ________________________ нм
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Для записи ответов на задания 27–31 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (27, 28 и т. д.), а затем решение соответствующей задачи. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
28 |
На рисунке приведена электрическая цепь, состоящая из гальванического элемента, реостата, трансформатора, амперметра и вольтметра. В начальный момент времени ползунок реостата установлен посередине и неподвижен. Опираясь на законы электродинамики, объясните, как будут изменяться показания приборов в процессе перемещения ползунка реостата влево. ЭДС самоиндукции пренебречь по сравнению с .
Полное правильное решение каждой из задач 28–31 должно содержать законы и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования, расчёты с численным ответом и при необходимости рисунок, поясняющий решение.
В горизонтально расположенной трубке постоянного сечения, запаянной с одного конца, помещён столбик ртути длиной 7,5 см, который отделяет воздух в трубке от атмосферы. Трубку расположили вертикально, запаянным концом вниз. На сколько градусов следует нагреть воздух в трубке, чтобы объём, занимаемый воздухом, стал прежним? Температура воздуха в лаборатории 300 К, а атмосферное давление составляет 750 мм рт. ст.
Главная оптическая ось тонкой собирающей линзы с фокусным расстоянием F
= 20 см и точечный источник света S
находятся в плоскости рисунка. Точка S
находится на расстоянии b
= 60 см от плоскости линзы и на расстоянии H
от её главной оптической оси.
В левой фокальной плоскости линзы лежит тонкий непрозрачный экран с маленьким отверстием A
, находящимся в плоскости рисунка на расстоянии h
= 4 см от главной оптической оси линзы. Пройдя через отверстие в экране и линзу, луч SA
от точечного источника пересекает её главную оптическую ось на расстоянии
x
=16 см от плоскости линзы. Найдите величину H
. Дифракцией света пренебречь. Постройте рисунок, показывающий ход луча через линзу.
В соответствии с этим заданием в кодификаторе добавился подраздел «Элементы астрофизики» раздела «Квантовая физика и элементы астрофизики», включающий следующие пункты:
- Солнечная система: планеты земной группы и планеты-гиганты, малые тела солнечной системы.
- Звезды: разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Источники энергии звезд.
- Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.
- Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.
- Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.
Отдельного внимания заслуживают несколько заданий первой части, имеющие видоизмененный формат: появился прототип 13 задания на электростатику с выбор направления действия ускорения(силы), действующей на заряд. То есть теперь частица или проводник с током в магнитном поле не являются единственными заданиями с выбором направления и записью слова(слов) в ответ.
Отрицательный заряд -q находится в поле двух неподвижных зарядов: положительного +Q и отрицательно -Q (см. рисунок). Куда направлено относительно рисунка (вправо, влево, вверх, вниз, к наблюдателю, от наблюдателя) ускорение заряда -q в этот момент времени, если на него действуют только заряды +Q и -Q. Ответ запишите словом (словами).
Ответ: ______________________ .
Еще одно изменение получила 23 позиция экзамена . Добавился прототип задания, в котором нужно не выбрать два элемента, отличающиеся лишь переменной в условии задачи, а полностью собрать установку для проведения опыта.
Необходимо собрать экспериментальную установку, с помощью которой можно определить коэффициент трения скольжения стали по дереву. Для этого школьник взял стальной брусок с крючком. Какие два предмета из приведенного ниже перечня оборудования необходимо дополнительно использовать для проведения этого эксперимента?
В ответ запишите два выбранных предмета.
Теперь на 30 позиции экзамена можно ожидать задачу на насыщенные пары и влажность. Отличием этой задачи является характеристика под названием
«Производительность увлажнения». Пример подобной задачи ниже
В комнате размерами 4×5×3 м, в которой воздух имеет температуру 10°С и относительную влажность 30%, включили увлажнитель воздуха производительностью 0,2 л/ч. Чему станет равна относительная влажность воздуха в комнате через 1,5ч? Давление насыщенного водяного пара при температуре 10°С равно 1,23 кПа. Комнату считать герметичным сосудом.
На 14 позиции экзамена теперь могут встретиться задания, проверяющие знания тем
«Закон сохранения электрического заряда» и «Конденсатор»
В задание 18 позиции экзамена (установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами) добавлены основы СТО .
Изменены критерии оценивания первой и второй части, а также максимальное количество первичных баллов и их распределение:
Желаем удачи!
Много интересного о подготовке к экзаменам вы найдете в нашей группе в ВКонтакте
Для решения заданий № 23 могут потребоваться знания базовых понятий из разных разделов физики – из механики, электродинамики и др. Они описаны в теоретических разделах к соответствующим заданиям. Объединяет задания № 23 то, что они связаны с проведением физических экспериментов. Поэтому в данном случае необходимо хорошо ориентироваться в том, какие устройства, приборы и подручные средства для этого обычно используются. Некоторые из них знакомы любому человеку – линейка, мензурка и т.п. Другие, требующие понимания сложных физических явлений, описаны в разделе теории.
Теория к заданию №23 ЕГЭ по физике
Колебательный контур
Колебательный контур – замкнутая эл.цепь, в простейшем случае включающая в себя последовательно соединенные катушку и заряженный конденсатор. Такая цепь обеспечивает свободные электромагнитные колебания, возникающие в катушке за счет передачи ей заряда от обкладок конденсатора. Этот процесс представляет собой взаимное превращение эл.поля конденсатора в магнитное поле катушки и обратно.
На практике колебательный контур включает в себя источник тока, а также дополнительно может содержать резисторы (сопротивления), измерительные приборы и др.
Конденсатор
Конденсатор используется для проведения опытов, связанных с процессами поляризации, с исследованием диэлектрических сред, их взаимодействия с заряженными телами и т.д. Конденсатором называют устройство, состоящее из пары обкладок-проводников и малого (по сравнению с площадью обкладок) слоя диэлектрика между ними.
С помощью конденсатора производится вычисление и наблюдение динамики изменений ряда физических величин – электроемкости, напряжения эл.поля, заряда и т.д.
Катушка индуктивности
Катушка представляет собой свернутый в спираль изолированный проводник. Внутри спирали может находиться сердечник (магнитный или немагнитный). Устройство характеризуется индуктивностью (L), отличается малым сопротивлением проходящему через катушку эл.току и малой емкостью.
Разбор типовых вариантов заданий №23 ЕГЭ по физике
Демонстрационный вариант 2018
Необходимо собрать экспериментальную установку, с помощью которой можно определить коэффициент трения скольжения стали по дереву. Для этого школьник взял стальной брусок с крючком. Какие два предмета из приведённого ниже перечня оборудования необходимо дополнительно использовать для проведения этого эксперимента?
- деревянная рейка
- динамометр
- мензурка
- пластмассовая рейка
- линейка
В ответ запишите номера выбранных предметов.
Алгоритм решения:
- Записываем формулу, по которой можно вычислить силу трения. Определяем величины, от которых зависит коэффициент трения.
- Определяем перечень оборудования, необходимый для исследования силы трения и нахождения коэффициента скольжения.
- Анализируем список оборудования, предложенный в условии, на предмет его необходимости в данном опыте. Находим два предмета, которыми требуется дополнить установку.
- Записываем ответ.
Решение:
Первый вариант (Демидова, № 2)
Ученику необходимо экспериментально выявить зависимость электроёмкости плоского конденсатора от расстояния между его пластинами. На всех представленных ниже рисунках S - площадь пластин конденсатора, d - расстояние между пластинами конденсатора, ε - диэлектрическая проницаемость среды, заполняющей пространство между пластинами. Какие два конденсатора следует использовать для проведения такого исследования?
Алгоритм решения:
- Записываем формулу для емкости плоского конденсатора.
- Для выяснения зависимости анализируем связь между изменением емкости конденсатора в зависимости от изменения его параметров. Определяем зависимые величины.
- Анализируя предложенные варианты ответов, находим пару конденсаторов, соответствующих заданным критериям.
- Записываем ответ.
Решение:
Второй вариант (Демидова, № 5)
Необходимо обнаружить зависимость частоты свободных электромагнитных колебаний в колебательном контуре от индуктивности катушки. Какие два колебательных контура надо выбрать для проведения такого опыта?
Запишите в таблицу номера колебательных контуров.
Алгоритм решения:
- Записываем формулу для частоты колебаний.
- Анализируем формулу и определяем требуемые параметры контуров. Находим пару соответствующих контуров среди рисунков.
- Записываем ответ.
Решение:
1. В простейшем контуре частоту ω свободных колебаний можно определить, используя формулу, связывающую эту величину с их периодом, и формулу Томсона. Получаем:
.
(2) → (1): .
2. Из выведенной формулы видно, что для определения зависимости частоты колебаний от индуктивности нужны два контура с катушками различной индуктивности и конденсаторами одинаковой емкости. Этому условию соответствуют контуры под номером 1 и номером 4.
Третий вариант (Демидова, № 11)
Ученик изучает закон Архимеда, изменяя в опытах объем погруженного в жидкость тела и плотность жидкости. Какие два опыта он должен выбрать, чтобы обнаружить зависимость архимедовой силы от объема погруженного тела? (На рисунках указана плотность жидкости.)
Запишите в таблицу номера выбранных установок.
Алгоритм решения:
- Записываем формулу закона Архимеда.
- Исследуем зависимость силы Архимеда от объема тела.
- Записываем ответ.
Решение:
- З-н Архимеда выражается в виде формулы: F A =ρgV.
- Поскольку g=const, то F A зависит от объема V тела и плотности ρ среды. Если требуется найти зависимость именно от объема (V), значит, в разных опытах только его величина должна изменяться. Т.е. среда при этом должна быть одна и та же, что означает: жидкости в двух опытах должны иметь одинаковую плотность (ρ). Этому условию соответствуют опыты на рисунке 3 и на рисунке 4.