Нод по обучению грамоте в подготовительной группе. НОД по обучению грамоте

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной школе группе

Образовательная область – речевое развитие

ТЕМА: «Путешествие в страну Звукляндию».

Продолжительность занятия 30 мин.

ЦЕЛЬ: закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты

Задачи:

Образовательные : Совершенствовать умение:

В звуковом анализе слов, в образовании новых слов,

В составлении предложений из двух слов, называя 1-е и 2-е,

В графическом изображении конструкций предложений и составлении несложных предложений по схеме,

В подборе родственных слов,

По составлению слов по начальному слогу.

Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках

Развивающие : Развивать фонематический слух, коммуникативные способности детей, развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе

Воспитательные: воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.

Планируемые результаты: имеет представление о звуках, умело применяет свои знания по освоению грамоты, способен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальное и коллективные задания.

Образовательная среда:

Предметно- практическая среда: иллюстрация гнома и его дома, конверт с письмом, кукла, указка, карточки с буквами, словами схема предложения.

Ход занятия

1.Вводно-мотивационная часть:

Вступительное слово воспитателя:

Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск воды.

А еще есть звуки речи, Мы их точно знать должны.

Звуки четко произносим, слушаем внимательно,

Будем четко говорить и писать старательно.

О чем говорится в стихотворении? ответы детей (о звуках)

Воспитатель: Звуки речи живут в интересной стране, имя которой Звукляндия. Но в эту страну могут попасть только те, кто умеет слушать и слышать. Хотели бы вы там очутиться? (ответы детей) Проводит нас туда гном Звуколюб.

Как вы думаете, почему гнома так зовут? (ответы детей)

Действительно, он очень любит играть со звуками и словами и скучно ему никогда не бывает. Он живет в стране Звукляндии и очень многое знает про звуки. А давайте мы расскажем Звуколюбу, что мы знаем о звуках .

Что же такое звук? (то, что слышим, произносим, но увидеть, написать не можем). Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть, и они не встречают во рту преград. Как называются такие звуки?(гласные). А какие гласные вы знаете? (а.о.у.ы.и.э). Какими фишками обозначаем гласные? (красными). Давайте вспомним как называются звуки, которые во рту встречают преграды (согласные), какие бывают согласные? (твердые и мягкие) Какими фишками мы их обозначаем? (твердые согласные- синими, мягкие согласные- зелеными). Давайте назовем несколько согласных звуков. Машенька попробуй! Ребенок называет твердый согласный звук «П» а теперь назови его мягкую пару «П»- «ПЬ»; «Л»- «ЛЬ». Давай теперь назовем мягкий согласный звук и его твердую пару «КЬ»- «К»; «СЬ»- «С».

2. Основная часть.

Звуколюбу понравилось ребята, что вы умные и любознательные. И для вас Звуколюб приготовил конверт. Посмотрим, что внутри (открывают конверт). Здесь приготовлены интересные задания, выполняя которые мы сможем совершить прогулку по стране Звукляндии.

А вот вы мне скажите что образуют звуки, соединяясь друг с другом? (слоги).

№ 1 задание. Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному начальному слогу"

Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова.

"МА": мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март.

"ЛИ": лимон, лимонад, лиана, листья, линейка, лилипут

"КУ": курица, кукла, курорт, кулич, куст, кузнец, куница.

Воспитатель: -С помощью чего мы общаемся с вами? (при помощи слов)

№ 2 задание "Родственные слова"

Предлагается слово, к которому подбираются однокоренные слова:

Лес (лесной, лесник, лесовик, лесничий)

Дом(домовой, придомовая, домашний, домработница)

Задание №3 Дидактическая игра "Образуем новое слово"

Читается стихотворение, детям необходимо догадаться, каким словом надо закончить каждую строчку. Новые слова должны получиться от слова "Дом"

Гном и Дом
Жил да был весёлый гном.
Он в лесу построил … Дом.
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал … Домик.
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил… Домишко.
Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой … Домище.

Был он стар, и был он сед,

И большой был...Домосед.

А за печкой, за трубой

Жил у гнома... Домовой.
Всех встречал радушный гном,
Все любили этот … Дом.

Задание №4

Воспитатель: Ребята, как вы думаете в домике гнома Звуколюба живут книги?(ответы детей). Я также думаю, что у нашего гномика в домике живет не одна книга, Звуколюб очень любит читать книги. Давайте выполним следующее задание нашего гномика из конверта. Он просит провести звуковой анализ слова КНИГА.

Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети. Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет изолированно (к,нь,и,г,а)

Книга- 1-й звук – «К» твердый согласный (ставит синюю фишку в первую клеточку схемы),

кннига- 2-й звук- «НЬ», мягкий согласный (ставит зеленую фишку во 2-ую клеточку),

книига- 3-й звук – «И», гласный (ставит красную фишку),

книГа- 4-й звук- «Г», твердый согласный (ставит синюю фишку)

книга-5-й звук- «А», гласный (красная фишка),

книга- ударный гласный звук «И» (ставит черную фишку).

Какие гласные в слове книга? (и,а)

Какой ударный гласный звук? (И). Произнесем слово с ударением (кнИИга). Переставьте ударение (черную фишку) на звук «А», как теперь будет звучать слово? (книгАА). Снова поставьте ударение верно. Какой мягкий согласный звук в слове? («НЬ»). Какой 2-й твердый согласный? («Г»), а какой первый твердый согласный звук? («К»).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Под грибом шалашик-домик (руки сложить "крышей"над головой),

Там живет веселый гномик (руки на пояс. повороты влево- вправо),

Мы тихонько постучим ("дождик" по голове),

В колокольчик позвоним (прищелкивание пальцами).

Двери нам откроет гномик (ладони внутренней стороной обращены к лицу, затем разводим руки в стороны, имитируя открытую дверь),

Станет звать в шалашик-домик (махи руками по направлению к себе).

В домике дощатый пол (ладони обеих рук вместе, внутренняя сторона обращена вниз),

На полу дубовый стол (имитация стола: левая рука сжата в кулак, правая лежит сверху),

Рядом стул с высокой спинкой (изображают стул из ладоней),

На столе тарелка с вилкой.

И блины горой стоят(хлопки руками),

Угощенье для ребят (разводят руки в стороны).

Задание № 5

Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка сюда. Куклы- это знакомые Звуколюба.

Он придумал для нас очень интересное задание с куклами. Знакомьтесь это -Кукла НИНА. Давайте ее рассмотрим. Какая она?

Дети: Красивая, нарядная, большая, любимая, хорошая и т.д.

Воспитатель: А теперь Катя подойдет ко мне дает ей куклу и объясняет, что она будет словом «НИНА», а Маша – словом «НАРЯДНАЯ».

Воспитатель: Девочки встаньте рядом и по очереди обращается к детям и спрашивает, какие они обозначают слова (НИНА, НАРЯДНАЯ).

Воспитатель обращается к детям всей группы: Давайте скажем, что получится, если произнести эти слова друг за другом (Нина нарядная).

Воспитатель: Правильно. Получилось предложение Нина нарядная .

Воспитатель: А давайте поменяем местами слова. И посмотрим, что же у нас получится?. Дети- слова меняются местами, получается новое предложение Нарядная Нина. Дети назовем 1-е и 2-е слово.

Воспитатель: А ты теперь Оля будешь словом «МИЛАЯ», а Маша –слово «Нарядная» проходит на свое место. Дети говорят, какое предложение получилось (Милая Нина) и называют 1-е и 2-е слово.

В. А теперь поиграем: Игра- задание детям –словам. Выйдет слово Нина, слово Милая подойдет к слову Нина, чтобы получилось предложение Нина милая. Выйдет слово Нарядная подойдет к слову Нина, чтобы получилось предложение Нина нарядная и т.д. с использованием других детей-слов.

№ 6 задание. Игра "Четвертое лишнее"

Из 4 слов найти лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов:

Слон - стол - сумка - карандаш

книга - кошка - портфель - компас

обруч - тетрадь - ослик - облако.

На доску помещается изображения отгаданных слов.

Карандаш, портфель, тетрадь это все...(назвать обобщающим словом - школьные принадлежности)

№ 7 задание. "Составление предложений по схемам"

Выполнив предыдущее задание, Звуколюб убедился, что мы умеем находить слова. И теперь он спрятал их в схемах. Посмотрите на них внимательно и скажите, что могло быть здесь зашифровано.

(Вспоминают, что вертикальной чертой в схеме отмечается начало предложения. Первое слово пишется с большой буквы. За большой чертой спрятано большое слово, маленькое за той, которая поменьше. Вспоминают о знаках препинания в конце предложений).

Затем предлагается составить схему к предложенному предложению (1 ребенок работает у доски) : "Скоро наступит теплое лето".

3.Рефлексивный этап:

Звуколюбу очень понравилось, как вы старательно выполняли задания и преодолели все трудности, которые встретились на пути. Гномик желает Вам всего доброго и с нетерпением будет ждать следующей встречи. На память он оставляет Вам карточки с буквами и предлагает Вам составить слова, которые вам нравятся.

Последующая работа:

  1. Рисование на тему: «Рисуем домики для жителей страны Звукляндии»
  2. Выставка рисунков
  3. Чтение художественной литературы

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Обобщающее занятие: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы»

Цель:

    Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Задачи:

Образовательные:

    Закреплять знания детей о гласных звуках.

    Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

    Познакомить детей с новым словом «артикуляция».

    Продолжать учить определять количество слогов в слове.

    Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

    Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ.

    Учить составлять предложение.

Развивающие:

    Развивать речь, внимание, мышление.

    Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

    Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

    Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

    Музыкальное сопровождение.

    Словесный (вопросы, объяснение) .

    Наглядный (картинки, показ артикуляции) .

    Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек») .

    Практический (упражнения) .

    Наблюдение за работой детей, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы», Три желания», знаки-символы звуков(звуковички) , кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка с изображением игрушек, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.

Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звуко-буквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)

Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

II. Мотивационная игра.

Ребята, какое сейчас время года? (осень)

Назовите приметы осени? (желтеют листья...)

Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (фон - звуки осеннего леса)

Осень в лесу!

Заходим в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые шумят

Под берёзками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(в этот момент появляется корзинка)

Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь»: песенка «Про следы»)

Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!

Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)

Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.

Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

Что нам помогло узнать звуковичков?

Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

Ребята, Маша оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)

Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)

III. Введение в тему занятия.

1. Игра «Найди пару»

Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.

А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.

А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картики начинается с того же звука, что и у вас.

Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо) )

Алина и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)

Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

2. Игра «Найди звук»

Ветерок принёс нам ещё листочки. (на столах)

А как называется явление природы, когда листья опадают, летят, летят и кружатся?

Правильно! Это листопад.

Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.

(дети парами садятся за столы)

С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим - [э], ... [и], ... [ы] .

На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)

Каким цветом?

(Следить за осанкой детей. Одного ребёнка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)

Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?

Докажите! Что нужно сделать?

Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?

Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков - столько и слогов.

Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»?

Молодцы!

3. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»

Ребята, переверните листья, какие они на ощупь?

Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т. д.)

IV. Физкультминутка «Дождик».

Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу. (дети выходят на ковёр)

Ой, смотрите, закапал дождь.

Капля раз, капля два

(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

(тоже самое)

А потом, потом, потом

(руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

(бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

(остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

(изображается над головой вид «зонтика»)

V. Звукобуквенный анализ слова АУ.

Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.

Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у])

Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)

Правильно! Это слово АУ.

Произнесём это слово тихо..., а теперь громко...

Никто не откликается.

В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы)

Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я - на доске.

Сколько слогов в слове АУ? (2)

Из скольких звуков состоит это слово?

Какой первый звук?

Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?

Какой второй звук в слове АУ?

Кирилл пойдёт к доске и поставит фишку.

Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы - протяжно поёте каждый звук в слове.

А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка)

Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?

Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и Миши.)

Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.

Они так рады встрече и хотят поиграть с вами, предлагают разгадать ребус.

Что это? (картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)

Кто это? (Маша, Медведь)

А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?

А У .

Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)

Предложение - это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.

Попробуем поменять слова в предложении. (дети сами меняют слова и читают предложения)

Молодцы, ребята!

VI. Итог занятия.

Какие звуки мы вспомнили?

Какие это звуки? Почему?

С каким новым словом познакомились?

Чем звуки обозначаются на письме?

Чем звуки отличаются от букв?

Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

Что вызвало трудности?

VII. Рефлексия.

Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Согласный звук Р, буква Р»

Тимофеева Ольга Васильевна, воспитатель МКДОУ Аннинский детский сад №7 ОРВ
Описание материала: данный материал будет полезен воспитателям дошкольного образования.
Цель: Познакомить с буквой Р, звуком Р.
Задачи: Познакомить с буквой Р, звуком Р как согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат. Учить интонационно выделять звук Р в словах, определять место звука в словах и обозначать его на схеме, используя условное обозначение – синий квадрат.
Упражнять в делении на слоги, чтении слогов и слов по слоговой таблице.
Развивать фонематический слух.
Учить детей создавать коллективную композицию.
Развивать мелкую моторику рук; образное восприятие, воображение; художественно-эстетический вкус.
Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.
Оборудование: буквы маленького формата на каждого ребенка, буквы большого формата, карточки-полоски, синие квадраты, предметные картинки, слоговая таблица; ватман с нарисованной речкой, ножницы, цветная бумага, клей, кисточки, краски.
Предварительная работа: чтение стихов и рассказов о природе, беседы о красоте родного края, о правилах поведения в природе.
Ход занятия.
1.Характеристика звука Р.
Предлагаю детям отгадать загадки:

Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы
Зеленеют... (огурцы).

Летом, не боясь жары,
Зрели красные шары.
Вызрели как на подбор.
Что за овощ? (Помидор).

Растут на грядке елочки,
Не колют их иголочки.
В земле запрятан ловко
Их корешок... (морковка).

Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать... (картошку).

После отгадывания загадок детьми на стол выкладываются муляжи овощей. Воспитатель повторяет названия овощей, интонационно выделяя звук Р.
– Назовите звук, который слышится в каждом слове. (Р)
– Какой это звук? (Согласный, потому что при произнесении звука воздух, выходящий изо рта, встречает преграду в виде зубов.)
– Язык находится за верхними зубами. Он широкий. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик.
Предлагаю детям отгадать загадку:
Проживает во дворе,
В личном доме-конуре,
И на всех, кого не знает,
То рычит она, то лает. (Собака)
– Давайте порычим, как собака: р-р-р-…
Показ буквы. Буква Р состоит из палочки, к которой присоединяется полукруг.
Дети «прорисовывают» букву в воздухе.
2.Место звука в трех позициях.
На доске – 3 ряда картинок:
кролик, баран, корова, свинья;
рысь, тигр, лиса;
петух, курица, гусь.
Дети называют картинки каждого ряда, интонационно выделяя звук Р, определяют место звука Р в названии каждого предмета, показывают место звука Р на полоске.
– Посмотрим на картинки первого ряда. Какие это животные?(Домашние)
– А каких животных мы видим во втором ряду?(Диких)
– Кого мы видим в третьем ряду?(Домашних птиц)
3.Предлагаю детям вспомнить стихотворение А. Барто «Мишка»:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.
– Найдите слова со звуком Р.
– Определите количество слогов в найденных словах со звуком Р.
4.Чтение слогов с договариванием до целого слова.
РА РО РУ РЫ РЕ
АР ОР УР
5.Физкультминутка.
6.Индивидуальная работа.
Выложите из букв слова:
РАК РУКА УРНА РОМА УРА
(Дети выкладывают слова из букв малого формата.)
7. Чтение слоговой таблицы, а затем слов.

КИ РА
БА РО
МА РЫ

РАКИ РЫБА
РОМА РАМА
МАРА КИРА

8.Продуктивная деятельность.
Чтение стихотворения Т. Ашапиной:

Речка, реченька, река
Широка и глубока.
Ты течешь между полей,
Городов и деревень.
Подо льдом бежишь зимой,
Разливаешься весной,
В осень листья-корабли
Тихо плавают все дни.
Ты для рыбы – дом родной.
Для животных – водопой.
Звездам – зеркало большое.
По ночам они не спят.
До утра в тебя глядят.

Обращаю внимание детей на ватман с нарисованной речкой.

–Что вы здесь видите? (Речку)
– Предлагаю вам дописать картину. Что можно нарисовать на берегу реки?
(Деревья, кустики, травку, какое-нибудь животное, птицу).
– Что еще можно добавить? (Солнце, облака)
– А кто живет в реке? (Рыбы)
– Как вы думаете, смогут рыбки жить, если вода в реке будет грязная?
Дети говорят о том, что нельзя загрязнять реки и моря, надо беречь природу.
Предлагаю детям дописать картину. Часть детей дописывают картину, остальные дети вырезают и наклеивают рыбок.
9. Итог.
Вот какая красивая у нас картина! Давайте придумаем название нашей композиции. (Дети предлагают варианты). Речка с чистой водой и веселыми рыбками. С каким согласным звуком мы сегодня познакомились? В слове «рыбки» где находится звук Р? Видим корову, которая щиплет зеленую травку. А в слове «корова» где находится звук Р? Молодцы!

Обучение грамоте с использованием элементов развивающей методики В. В. Воскобовича.

Цель: развивать познавательный интерес, желание и потребность узнавать новое через использование развивающих игр Воскобовича.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания по изученным буквам;
  • познакомиться с новым звуком и буквой;
  • формировать умение запоминать начертание буквы с помощью развивающих игр Воскобовича: знаковый конструктор «Шнур-малыш», «Конструктор букв», «Игровизор» с приложением «Лабиринт согласных букв»; «Набор букв» (приложение к коврографу «Ларчик»).
  • использовать в образовательном процессе сказочных героев «Малыш Гео», «Ворон Метр»; развивающую среду «Фиолетовый лес» для создания игровой ситуации, способствующей запоминанию обучающего материала.

Развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать речь детей;
  • развивать мелкую моторику и психические процессы (память, мышление, воображение, внимание).

Воспитательные:

— воспитывать чувство взаимовыручки.

Предварительная работа: оформление развивающей среды «Фиолетовый лес».

Оборудование: знаковый конструктор «Шнур-малыш», «Конструктор букв», «Игровизор» с приложением «Лабиринт согласных букв»; «Набор букв» (приложение к коврографу «Ларчик»). Сказочные герои «Малыш Гео», «Ворон Метр»; развивающая среда «Фиолетовый лес», полоски на липучках.

Конспект НОД «В гости к буквам»
(подготовительная группа)

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сейчас занятие по обучению грамоте. Познакомимся с новым звуком и буквой. В гости пришел Малыш Гео.

Вводная часть

Малыш Гео очень хочет в школу. Мама ему сказала, что для этого нужно знать буквы. А мудрый Ворон Метр посоветовал Малышу отправиться в сказочную страну букв. Там все дети и звери знакомятся с буквами: запоминают их название, написание и учатся читать. Малыш Гео был смелым, отважным и очень любознательным и поэтому решил отправиться в сказочную страну. А находится она в Фиолетовом лесу. Мы вместе с Малышом отправляемся знакомиться с буквами и узнавать много интересного. Нам необходимо сделать гимнастику.

Четко звук произносить.
Громко, внятно говорить.
Нам поможет, наверняка,
Гимнастика для язычка.

(Артикуляционная гимнастика на выбор воспитателя).

Основная часть

Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочной стране букв. Посмотрите, на пути встретились два домика. В них живут буквы. Ворон Метр приготовил для вас загадки про буквы. Слушайте внимательно.

— Эта буква колесо

И похожа на … (О).

— Всем известна эта буква,

Буква славная,

В алфавите главная. (А)

— Ты иголочку возьми,

И дорожки проложи:

Слева – раз, справа – два,

Наискосок будет –три.

Что за буква? Посмотри. (И)

— У этой буквы есть нога,

И очень острые рога. (У)

— Был он круглый колобок,

Но прогрызла мышка бок,

Оставила дорожку,

И совсем немножко. (Э)

— У этой буквы есть нога,

И всего одна клюка. (Ы)

— Эту букву в спортзале,

Перекладиной назвали. (П)

— Наша Настя – неваляшка,

Накланяется вперед,

И никак не упадет.

Влево, вправо и назад,

Так ребята говорят.

И известно всем:

Любит Настя букву… (Н)

— Медвежонок мед нашел,

Радостно домой пошел.

«Вот медок я быстро съем,

«И запомню букву»…(М)

(Один домик сделан с помощью красной ленты на липучках (для гласных букв), другой с помощью зеленой и синей (для согласных букв)). Дети отгадывают загадки про буквы, и объясняют, в какой домик их поселят.)

Физкультминутка

В гости к буквам мы пришли,

(Ходьба по кругу)

Сказочные домики нашли,

(Останавливаются, поднимают руки вверх,

Изображая крышу дома)

Поселились буквы в них,

(Присели)

Вот окошечко для «О»,

(Изображают пальцами букву о)

Очень круглое оно.

В гости к ней издалека,

Прилетела буква А.

(Встают, машут руками)

Буквы весело живут:

Пляшут, хлопают, поют.

(Прыгают, хлопают в ладоши)

Воспитатель: Молодцы, ребята, загадки про буквы вы отгадали. Ворон Метр доволен, что вы узнали буквы. Малыш Гео был внимательным и быстро запомнил эти буквы. Буквы никогда не ссорятся. Посмотрите, как они умеют дружить.

(Воспитатель составляет слоги, дети читают. )

Воспитатель: Ребята, научите Малыша Гео читать слоги.

(Дети по очереди выходят и составляют слоги. Далее дополняют слоги до целого слова.)

Воспитатель: Ребята, Малышу очень понравилось составлять слоги и читать их. Он говорит вам «спасибо» за интересное упражнение-чтение. Воспитатель: Тук- тук-тук топор стучит.

В домике поселилась еще одна буква.

Воспитатель: Какой звук вы слышите чаще всего? (Звук [т]).

Какой это звук? (согласный, твердый, глухой).

Придумаем слова, начинающиеся на этот звук.

(Дети придумывают слова и с помощью воспитателя определяют звук т твердый или мягкий. )

Воспитатель: Звук т бывает твердым и мягким и обозначается буквой «Т». (Показывает букву Т).

В какой домик эта буква поселится, и почему? (Ответы детей).

Воспитатель: На что похожа буква Т? (Ответы детей).

(Воспитатель заранее готовит картинки, на что похожа буква «Т»).

Упражнения на запоминание образа буквы «Т»

  1. Дети пишут печатную букву в тетради «Лабиринт согласных букв»
  2. Изображают букву на игровом пособии «Шнур-малыш».



Воспитатель: Малыш Гео слушал все внимательно и запомнил букву т. Но вдруг подул сильный ветер, и буквы рассыпались. Ребята, вам нужно составить слоги с буквой «Т». (Дети составляют слоги с буквой «Т». Дополняют их до целого слова.)

Заключительная часть

Воспитатель: Малыш в стране букв узнал много интересного. Научился составлять слоги и слова. А вы? (Ответы детей).

До свидания, сказочная страна букв!

Чтобы грамотными быть,
Буквы надо изучить.

МБОУ «Емецкая средняя школа имени Н.М. Рубцова»

Детский сад № 2 «Незабудка»

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием упражнений

по развитию мелкой моторики руки в старшей группе.

Тема: «Путешествие в лесную школу».

2015г.

Цель: формирование грамматического строя речи и развитие интереса у детей 5-6 лет к обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить понятие слово, слог, предложение;

Упражнять в делении слова на слоги;

Закрепить умение в составлении слов из слогов;

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

Совершенствовать умения детей в составлении предложений.

Развивающие: развивать внимание, творческую активность детей, мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать выдержку, умение слушать других детей.

Демонстрационный материал: картинка Мудрой Совы, картина с изображением леса, волшебный сундучок, предметные картинки, массажный мячик, три домика на доске, аудиозапись «Два весёлых гуся».

Раздаточный материал: счётные палочки, шестигранные карандаши, цветные карандаши, смятые трафареты совят.

Ход НОД.

Организационный момент. Воспитатель: - Ребята, давайте познакомимся с нашими гостями и назовем свои имена. Послушайте, как я это сделаю. «Меня зовут Е-ле-на (ударяя ладошкой по бубну три раза). В моем имени три слога». Дети по очереди называют свои имена по слогам и стучат ладошкой по бубну.

Вводная часть. Мне ладони покажите правую и левую!

В кулачок скорей сожмите пальчики умелые.

Разожмите… рассмотрите.…И скорее мне скажите:

Для чего нужны нам, дети, ловкие ладошки эти?

(дети отвечают)

Посмотрите на свои руки! У мальчиков они крепкие, сильные, у девочек – нежные, ласковые. И у всех вас – умелые, трудолюбивые.

Мы отправляемся в увлекательное путешествие, и наши руки очень пригодятся. Куда же мы отправимся? Отгадайте загадку:

Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло -

Летит спать в дупло.

Правильно ребята, это сова. Это не простая сова, это Мудрая Сова, учительница лесной школы. А вот и школа Мудрой Совы. Но чтобы пройти к ней, нам нужно перейти через мост, который находится в лесу.

Воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением леса.

Через мост пройдёт тот, кто ответит на вопрос: «Лес, какой?» (дремучий, густой, красивый, еловый, осенний, лиственный…)

Молодцы, вы справились с заданием, проходим в лесную школу, садимся за столы.

Основная часть.

Ребята, у Мудрой Совы есть волшебный сундучок. Чтобы его открыть, надо всем вместе сказать волшебные слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок».

Открывает сундучок. - Да здесь, ребята, задания для вас от Мудрой Совы. Справитесь с ними? Тогда начнем.

Первое задание-загадка: Оно может быть ласковым, может быть грубым

Оно может быть тихим, может быть громким.

Его можно сказать, а можно взять и написать. Что это?

Правильно, это слово. Какие бывают слова? (Длинные и короткие) А как узнать? (Надо измерить).

Упражнение «Измерение слов».

Сейчас проверим, много ли вы знаете слов? Я буду показывать картинки, а вы по очереди называете, что на ней нарисовано и «измеряете» слово с помощью ладошек.

Показ предметных картинок, «измерение» названного слова руками.

А теперь слова будем преобразовывать.

Игра «Назови ласково» с массажным мячиком (катаем между ладоней).

Комок массажный ты поймай,

Да словечко приласкай.

Зима – зимушка, метель – метелица, снег – снежок, лед - ледок, снеговик – снеговичок, ветер – ветерок, санки – саночки, мороз – морозец, комок – комочек…

Второе задание Мудрой Совы: Ответьте на вопрос: Как еще можно измерить слова? (Слогами)

Измерить длиннющее слово - да это проще простого!

Сколько слогов в нем надо узнать,

Хлопать в ладоши пора начинать!

Игра «Подели слова на слоги» (с помощью хлопков)

Мяч, школа, игра, корова, бабочка, луна, туча, малина, карандаш, кот, дом.… Сколько слогов?

Игровое упражнение «Где какое слово живёт?».

Мудрая Сова просит вас расселить слова по домикам.

Воспитатель показывает предметную картинку, дети делят слово на слоги и определяют, в какой домик его поселить (с одним, двумя или тремя окошками).

А могут ли односложные слова жить в другом домике? Измените слово так, чтобы получилось два, три слога: кот – котик – котенок, дом – домик – домище.

Физминутка: «Спой и покажи». (Аудиозапись песенки «Два веселых гуся»).

Жили у бабуси (Надеваем воображаемый платочек на голову)

Два веселых гуся. (Руки – «гуси» движутся навстречу друг другу, пальцы – в положении «клювиков».)

Один серый, другой белый,

(Раскрываем – закрываем правую ладонь-«клювик», затем – левую ладонь-«клювик».)

Два веселых гуся! (Руки – «гуси» танцуют.)

Мыли гуси лапки

В луже у канавки. («Моем» руки.)

Один серый, другой белый, (По очереди раскрываем ладони – «клювики.)

Спрятались в канавке! (Опускаем обе кисти вниз)

Вот кричит бабуся: (Сложили ладони рупором.)

«Ой, пропали гуси!» (Беремся обеими руками за голову и качаем ею.)

Гуси мои, гуси! (Одновременно раскрываем-закрываем обе ладони.)

Выходили гуси, (Делаем шаг вперед.)

Кланялись бабусе! (Кланяемся, руки протягиваем вперед, опуская кисти рук - «клювики» вниз.)

Один серый, другой белый, (По очереди раскрываем ладони- «клювики».)

Два веселых гуся! (Руки-«гуси» танцуют.)

Третье задание: - Что умеют делать слова? (Строиться в предложения)

Составьте предложения по картине. (Графическое изображение предложений на доске воспитателем и с помощью счетных палочек каждый ребёнок индивидуально на столе)

Игровое упражнение «Продолжи и передай» с массажным мячиком (сжимаем в ладошке поочередно)

Опорные фразы: Мама сшила… Папа привез… Девочка читает… Маша нарисовала… Дети делают… Дует холодный… Птицы улетают… Солнце светит… Мама купила…

Четвёртое задание: Игровое упражнение «Кто спрятался в комочке?»

Мудрая Сова просит вас помочь её совятам. Они попали под дождь, их пёрышки намокли и потеряли цвет. Давайте им поможем.

Воспитатель предлагает разгладить смятые трафареты совят из альбомной бумаги, обвести их и раскрасить.

Но, прежде чем приступить к работе, давайте поиграем с цветными карандашами.

Игра «Помощники»

Вот помощники мои, Показать карандаши

Их как хочешь, поверти. Крутят, взяв их посередине тремя пальцами

По дороге ровной, гладкой Прокатить по столу вперед, назад

Они скачут как лошадки. Поочерёдно отстукивать карандашами об стол

Скок, скок, Ударить карандашом о карандаш (2р)

Чок, чок. Одновременно карандаши «скачут» вправо, влево

Поскакали Карандаши ударяют по столу одновременно

И молчок. Соединить «шляпки» карандашей

Воспитатель: Молодцы, ребята, Мудрой Сове очень понравилось, как вы выполняли задания, и помогли совятам, и она приглашает вас продолжить обучение в её лесной школе.

Итог. - Вот и закончилось наше путешествие в лесную школу. Вам понравилось? Что было самым интересным для вас? Чему вас научила Мудрая Сова? Спасибо.

Литература:

    Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте. О.М. Ельцова. СПб.: издательство «Детство-пресс», 2011.

    Интернет-источники.