Образец выполнения задания.

Учительница, педагог; риторка, физкультурница, словесница, училка, учителка, немка, лектриса, француженка, англичанка, биологичка, лекторша, педагогичка, язычница, химичка, физичка, наставница, экзаменаторша, репетиторша, географичка, математичка … Словарь синонимов

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, я, м. Специалист Ч работник среднего, высшего или специального учебного заведения, преподающий какой н. предмет. П. русского языка. Опытный п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Ж. разг. жен. к сущ. преподаватель Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Преподавательница, преподавательницы, преподавательницы, преподавательниц, преподавательнице, преподавательницам, преподавательницу, преподавательниц, преподавательницей, преподавательницею, преподавательницами, преподавательнице,… … Формы слов

преподавательница - преподав ательница, ы, твор. п. ей … Русский орфографический словарь

преподавательница - Syn: учительница, педагог (редк.) … Тезаурус русской деловой лексики

преподавательница - см. преподаватель; ы; ж. Опытная преподава/тельница … Словарь многих выражений

преподавательница - преподава/тель/ниц/а … Морфемно-орфографический словарь

Преподавательница пения, род. 1840 в Дерпте, пению училась у Ронкони в СПб. и в 1865 у Г. Энгеля в Берлине. После краткой концертной деятельности Г. вернулась в СПб., где докончила вокальное образование у Ниссен Саломан, выдвинулась сначала как… … Большая биографическая энциклопедия

См … Словарь синонимов

Книги

  • Богиня по ошибке , Каст Филис Кристина. Преподавательница английского языка и литературы рыжеволосая красавица Шеннон Паркер приобрела на аукционе необычных вещей кельтскую вазу, на которой совершенноочевидно изображена именно она,…
  • Богиня по ошибке , Каст Ф.. Преподавательница английского языка и литературы рыжеволосая красавица Шеннон Паркер приобрела на аукционе необычных вещей кельтскую вазу, на которой совершенноочевидно изображена именно она,…

Интересное:

Искусственное повышение поверхности территории : Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...

Национальное богатство страны и его составляющие : для оценки элементов национального богатства используются...

Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе : любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...

Проверил: преподаватель русского

Туризм»

Организация-разработчик:

Разработчики:

Согласовано на заседании ПМО

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи

студент(-а/-ки) _______ курса _____________группы

заочного отделения

(ФИО в родительном падеже)

Проверил: преподаватель русского

Языка и культуры речи

Прахова Ю.В.

Дата сдачи: ____________________

Екатеринбург, 2016

К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа по дисциплине ««Русский язык и культура речи», выполняется в ходе подготовки к экзаменационной сессии и сдается преподавателю в сроки, определенные учебным планом.

Для успешного выполнения работы рекомендуется использовать учебники, учебные пособия, справочники и словари по русскому языку, список которых приводится в данном издании. Полезно также обратиться к материалу, изложенному в установочных лекциях по предмету.

Каждый студент выполняет работу на листах формата А4.

Контрольная работа состоит из двух блоков. Первый блок –теоретический; второй – практический, состоит из уровней, соответствующих уровневому членению языка. Каждый блок оценивается отдельно, итоговая отметка за контрольную работу выводится средним арифметическим.

БЛОК I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ .

Изучите языковые явления самостоятельно, выполните предлагаемые задания. Оценивается точность понятий.

1.Дайте определение понятию «культура речи».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Чем отличаются понятия «язык» и «речь»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3.Дайте определение понятию «речевая ошибка».

______________________________________________________________________________________________________________________________

4 . Дайте определения понятиям «орфоэпия» и «акцентология».

5.Дайте определение понятию «языковая норма». ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Русский литературный язык-________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Функциональная стилистика –________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Официально-деловой стиль –

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Публицистический стиль –

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Художественный стиль –



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Научный стиль –

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

12. Разговорный стиль –

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.Речевой этикет –

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Орфография-

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Морфология-

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Пунктуация-

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Лексика-

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка преподавателя _______________________

БЛОК 2.ПРАКТИЧЕСКИЙ.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Содержит задание, отражающее проблемы, связанные с нормами постановки ударения (акцентологические нормы). Для выполнения данных заданий необходимо использовать нормативные словари русского литературного языка, перечисленные в списке литературы.

Проверьте акцентологическую грамотность (расставьте ударения).

Процент, эпилог, свекла, принять, языковые, понял, туфля, премировать, газопровод, хвоя, жалюзи, кухонный, углубить, алфавит, алкоголь, баловать, воспринять, гербовый, диспансер, добыча, договор, заиндеветь, зубчатый, издавна, инструмент, искра, исподволь, каталог, квартал, колледж, километр, красивее, медикамент, мизерный, мышление, намерение, обеспечение, облегчить, одновременно, призыв, принудить, предвосхитить, ремень, симметрия, средства, статуя, столяр, тотчас, украинец, усугубить, упомянуть, ходатайствовать, щавель, эксперт.

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

В заданиях необходимо правильно образовать слово при помощи предложенных морфем.

Образец: оглашать – возглашать.

С помощью приставок ^ ВОЗ- (ВОС-), ПРЕ-, ПРЕД-, СО- образуйте от приведенных глаголов синонимы, относящиеся к высокому (книжному) стилю.

Гореть ________________________, известить______________________,

жечь________________________, исполнить_____________________,

любить____________________, начертать_________________________,

переживать________________________, пылать____________________,

сиять__________________, скрыть_______________________________,

соединить____________________, терпеть________________________,

уведомить_____________________________.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

В данном блоке представлен комплекс заданий на проверку знания морфологических норм.

Определите род существительных (подпишите сверху).

Картофель, кофе, тюль, толь, молодежь, кафе, рельс, туфля, какаду,

шимпанзе, пальто, шоссе, метро, мозоль, табель, депо, купе, какао, л еди,

пианино, меню, такси, фойе, бюро, пари, жюри, Сочи, Тбилиси.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Данный блок включает задания, связанные с лексическими нормами, а именно: проблемы лексической сочетаемости, связанной с употреблением омонимов, омографов, фразеологизмов. Кроме того, в нем представлены задания, связанные с использованием новой и устаревшей лексики, с употреблением слов иноязычного происхождения.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Данный блок включает задания, связанные с орфографическими нормами, а именно: правильное написание слов. Здесь проверяются орфограммы: безударные гласные в корнях слов, проверяемые ударением;

написание приставок, оканчивающихся на -з -/-с-.

СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

В данном блоке представлены задания, связанные с нормами уместности употребления слов и словосочетаний в соответствии с функциональным стилем, а также с правилами языкового оформления текстов официально-делового, научного и публицистического стилей. Выполняющему задание следует знать, что в русском языке существует 5 функциональных стилей: разговорный, художественный, официально-деловой, научный и публицистический. Их языковое оформление различается прежде всего лексикой. В сфере употребления лексики выделяют слова нейтральные (межстилевые), которые употребляются всеми и при любых условиях,например, делать, слово, нормальный и т.д., истилистически окрашенные, которые закреплены за определенными формами языка (письменно-книжной или устной) и стилями, например, сертификат – книжная окраска, употребляется в официально-деловом стиле, стабилизатор – книжная окраска, употребляется в научном стиле, гласность – книжная окраска, употребляется в публицистическом стиле, очи – книжная окраска, употребляется в художественном стиле, барахло – разговорная окраска, употребляется в разговорном стиле.

При выполнении задания воспользуйтесь предложенными ниже теоретическими сведениями.

Образец выполнения задания.

Одним из возможных механизмов, обеспечивающих сокращение периода реализации объекта, является понижение его цены при информированности об этом снижении потенциальных покупателей. В этом случае происходит повышение объема спроса на этот объект, что при прочих равных условиях, как правило, увеличивает вероятность скорейшей реализации объекта, то есть сокращает ожидаемый период реализации.

Данный текст относится к научному стилю, потому что в нем используются:

1) термины: механизм, период реализации, объект, цена, объем спроса и т.п.;

2) абстрактные существительные, не являющиеся терминами: случай, условие, правило, вероятность и т.п.;

3) отглагольные существительные: сокращение, реализация, понижение, снижение и т.п.;

4) причастный оборот: «механизмов, обеспечивающих сокращение периода реализации объекта»;

5) вводное словосочетание: как правило.

6) цепочки слов в родительном падеже: «сокращение периода реализации объекта», «повышение объема спроса» и т.д.

Язык научного стиля

Лексический уровень

– узкоспециальная терминология (специфические термины данной науки), например, процессор, лизинг, девиантное поведение и т.п. ;

– общенаучная лексика (термины, употребляющиеся в разных областях науки), например, фактор, цель, эксперимент и т.п .;

– абстрактные существительные (не являющиеся терминами), например, возможность, обстоятельство, интерес и т.п.

Морфологический уровень

– глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени (отвечают на вопросы: что делаем? что делаете? что делает? что делают?), например, играете, решаем, использует, объясняют и т.п.;

– глаголы в страдательной форме (глаголы с – СЯ), например, используются, усложняются, рассматриваются и т.п .;

– отглагольные существительные (слова отвечают на вопросы: кто? что? – и образованы от глаголов);

– причастия (слова отвечают на вопрос какой? и называют признак по совершаемому действию);

– деепричастия (слова отвечают на вопросы: что делая? что сделав? – и обозначают дополнительное действие).

Синтаксический уровень

– авторское «МЫ» (личная конструкция: мы + глагол в личной форме, автор (о себе) + глагол в личной форме; безличная конструкция, страдательная конструкция), например, Далее мы представим классификацию затрат; Автор занимается данной проблемой долгое время (личные формы); На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод (безличная форма); В процессе проведения анализа принимаются следующие допущения (страдательная форма);

– сложные предложения с союзным словом который (в такой конструкции не меньше двух основ (подлежащее + сказуемое), например, Статьи затрат, которые мы не можем учесть отдельно, будут отражены в статье «прочие затраты» (в данном предложении две основы: статьи будут отражены и мы не можем учесть );

– причастные и деепричастные обороты (причастия и деепричастия с зависимыми словами), например, затраты, связанные с работой подразделения ; уровень можно определить, оценив возможные затраты ;

– однородные члены предложения (слова отвечают на один вопрос и являются одним членом предложения), например, Интонация перечисления, пояснения и противопоставления оформляет речь в текстовое единство;

– цепочки слов в форме родительного падежа (существительные связаны вопросами родительного падежа: кого? чего?);

– вводные слова и словосочетания (слова, грамматически не связанные с другими членами предложения).

Язык официально-делового стиля

Лексический уровень

– профессиональные термины, например, контракт, налог, истец, страховое возмещение и т.п.;

– номенклатурная лексика (названия организаций, должностей, договоров, товаров), например, РГППУ, исполнительный директор и т.п.;

– канцеляризмы (слова, уместные только в официально-деловом стиле), например, вышестоящие инстанции, головные уборы и т.п.;

– слова, выражающие рациональную оценку (слова нейтральной окраски и канцеляризмы), например, достаточный уровень знаний, работа признана неудовлетворительной.

Морфологический уровень

– существительные, называющие лиц по производимому действию, например, квартиросъемщик, ответчик, производитель и т.п.;

– сложные слова (состоящие из двух основ), например, вышеуказанный, жизнеобеспечение, водоснабжение и т.п.;

– отглагольные формы слов (отглагольные существительные, причастия, деепричастия, глаголы в страдательной форме), например, компенсация (отглаг. сущ), определяющий (причастие.;

сложные отыменные предлоги и предложные сочетания, например, согласно договору, по прибытии на место, в течение указанного времени, ввиду сложившихся обстоятельств и т.п.

Синтаксический уровень

– предложения с цепочками однородных членов, например, Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения…;

– причастные обороты, например, Лицо, ответственное за радиационную безопасность , назначается приказом Генерального директора;

– деепричастные обороты, например, Учитывая размер уставного капитала , мы оставляем за собой право корректировки взноса;

– цепочки слов в форме родительного падежа, например, для применения (р.п.) мер (р.п.) общественного воздействия (р.п.).

Лексический уровень

– книжные общеупотребительные слова и выражения разных тематических групп (выбор зависит от темы);– газетно-публицистические штампы (устойчивые словосочетания, используемые в СМИ), например, встреча в верхах, пульс эпохи ;

– средства выразительности (метафора, сравнение, эпитет; фразеологизмы, пословицы, афоризмы);

– разговорная лексика (часто просторечие и жаргон), например, Видимо, решать проблему будет уралмашевская братва.

Морфологический уровень

– глаголы в личной форме (Наш корреспондент побывал на месте событий );

– глаголы в повелительном наклонении, например, представьте, подумайте, решайте и т.п.;

– существительные на -ИЯ, -ЦИЯ, -АЦИЯ, -ИЗМ, например, революция, монетизация, историзм и т.п. ;

– слова оценочного характера с суффиксом -ЩИНА, например, военщина, дедовщина и т.п .;

– прилагательные в превосходной степени с суффиксами -ЕЙШ, -АЙШ, например, легчайший, труднейший ;

Синтаксический уровень

– соединение книжных (полных предложений с причастными и деепричастными оборотами) и разговорных (неполных, безличных, с пропуском союза) конструкций;

– использование средств выразительности, например, антитезы (Дума решает – народ расхлебывает) , риторического вопросавосклицательные предложения ;

– включение цитат, ссылок, прямой речи.

Список литературы

Основная литература:

Введенская Л. А., Павлова Л. Г.Риторика и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-н/Д.: Феникс, 2010. 538 с.

Евтюгина А.А. Словарь- справочник по культуре речи. - Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА, 2009. – 352 с.

Максимов В.И., Голубева А.В. Русский язык и культура речи: учебник для технических вузов. М.: Юрайт-Издат, 2009. 356 с.

Максимов В.И., Казаринова Н.В., Барабанова Н.Р., Иванов А. Ф.Русский язык и культура речи. М.: Гардарики. 2008. 413 с.

Федосюк М. Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О. А., Николина Н. А.Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. 13-е изд. М.: Флинта, Наука, 2008. 256 с.

Дополнительная литература:

Голуб И. Б. Стилистика русского языка. Учебное пособие для вузов. М.: Айрис-пресс: Рольф, 2001.

Данцев А. А., Нефедова Н. В. Русский язык и культура речи для технических вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

Евтюгина А. А. Русский язык и культура речи: Курс лекций: учеб. пособие. Екатеринбург, 2007. 245 с.

Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р.Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: учеб. пособие / Под ред. Н. А. Ипполитовой. М.: Изд-во Проспект, 2005. 344 с.

Культура русской речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н Ширяева. М.: Изд-во Норма, 2001.

Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Толковый словарь современного русского языка / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. – М.: Эксмо, 2009. – 928 с.

Мандель Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика. М.: Вузовский учебник, 2011. 267 с.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова; РАН. Ин-т рус.яз. – 9-е изд., стереотип. – М.: рус. яз., 2001. – 688 с.

Туризм»

по программе базовой подготовки

Организация-разработчик: «Уральский колледж бизнеса. управления и технологии красоты»

Разработчики:

Прахова Юлия Владимировна, преподаватель русского языка и литературы, первая квалификационная категория

Согласовано на заседании ПМО

Протокол № от « » _______ 2016 г.

Протокол № от « » __________ 2016 г.

Председатель _____________________

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГБПОУ СО «Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты»

Екатерина, вы живёте в Италии и не совсем точно спроецировали культурно-языковую проблему, актуальную в странах Запада, на русскую речевую практику. В русском языке нет проблемы «сексизма», связанной с использованием форм женского рода при обозначении профессий. Дело здесь не в этом, а в том, что некоторые формы женского рода звучат более разговорно, чем мужские (например, преподавательница, художница, лаборантка ), а некоторые - иронично, пренебрежительно и даже грубовато (кассирша, директриса, дворничиха ). Впрочем, многие женские формы лишены какой-либо выраженной разговорности - например, сотрудница, учительница, поэтесса, официантка . В официальном и возвышенном стилях обычно употребляются мужские формы («Позвольте представить нашего нового лаборанта Наталью», «поэт Марина Цветаева», «получила квалификацию повара » ). Но некоторые женские формы ни в каких контекстах не могут быть заменены на мужские (актриса, ткачиха, спортсменка, заведующая ).

Трудность употребления мужских форм названий профессий связана с необходимостью их согласования с определением и сказуемым. Фразы вроде «Вошла молодая врач», «Наш директор приказала», «Финский министр нанесла визит» звучат с определённым напряжением. Многие лингвисты считают их ненормативными, но беда в том, что строго нормативное согласование - «Вошёл молодой врач», «Наш директор приказал», «Финский министр нанёс визит» - является, как говорят специалисты, асемантическим, т.е. создающим неверное впечатление о субъекте описываемой ситуации, если этот субъект на самом деле женщина.

Нельзя дать однозначную рекомендацию о том, как избегать таких асемантических высказываний. В ряде случаев помогает добавление существительного-приложения женского рода, например: «вошла молодая женщина -врач», «известный композитор Губайдуллина заявила» . В других случаях можно использовать более разговорную женскую форму названия профессии. В частности, в вашем письме, не являющемся каким-то официальным документом, я не вижу причин избегать слова преподавательница и тем более слова учительница - они никак не оскорбят этого человека.

А вот говорить и писать «моя преподаватель » я не рекомендовал бы. В этой связи вспоминается реплика студента и ловеласа Костика из гениальной советской телевизионной комедии «Покровские ворота» режиссёра Михаила Козакова.

Провожая после интимного свидания новую пассию, молодой человек сталкивается в коридоре коммунальной квартиры с медсестрой Людочкой, которая наивно спрашивает его про прежнюю подружку: «Костик, а где Светлана?» Знакомая Костика настораживается: «Какая Светлана?» Костик отвечает: «А... одна доцент . Я после вам расскажу, после».

Синтаксическая напряжённость такого сочетания - «одна доцент » - подчёркивает ту неловкую ситуацию, в которой оказался Костик, и вместе с блистательной игрой актёров создаёт в этом эпизоде яркий комический эффект.

ДОПОЛНЕНИЕ ОТ 24.11.2012 :

Просматривал свои старые выписки и наткнулся на следующий замечательный пассаж, который, по-моему, выражает те же мысли.

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По теме «Разработка плана работы участка по добыче угля»

По дисциплине: «Экономика отрасли»

КП.140448.2ГЭМ- 09.02.02.ПЗ

Выполнил студент гр. 2ГЭМ – 09

____________________ Ваше

Дата выдачи задания _______________ 2012 г

Оценка____________________

Проверил преподаватель

______________ О.В.Ткачёва

Задание на курсовую работу:

Хз че тут писать, но по содержанию должно быть


Графическая часть проекта:

Лист №1. План выемочного участка (масштаб 1:200). План лавы (масштаб 1:50).

Три сечения по лаве (масштаб 1:50). График выходов рабочих на участке. Планограмма работи условные обозначения. Таблица ТЭП работы участка.

Дата выдачи задания на проектирование??? 2012 года.

ФГОУ СПО «Воркутинский горно-экономический колледж»

Дата сдачи проекта на проверку??? 2012 года.

Дата защиты курсового проекта???.

Руководитель курсового проекта _________________________ Ткачева О.Н.

Содержание пояснительной записки:

Титульный лист.

Задание на курсовую работу.

1. Краткая характеристика выемочного участка.

2. Расчёт нормативной суточной нагрузки на комплексн-механизированный очистной забой.

3. Расчёт численности повременно-оплачиваемых рабочих участка.

4. Расчёт комплексной нормы выработки и расценки.

5. Расчёт численности рабочих и ИТР участка.

6. График выхода рабочих на сутки.

7. Расчёт себестоимости добычи 1 т. угля по элементам затрат.

7.1. Расчет себестоимости добычи 1 т. угля по элементу “Заработная плата”.

7.2. Расчет себестоимости добычи 1т. угля по элементу “Амортизационные отчисления”.

7.3. Расчет себестоимости 1т. угля по элементу “Вспомогательные материалы”.

7.4. Расчет себестоимости 1 т. угля по элементу “Отчисления на социальное страхование”.

7.5. Расчет себестоимости добычи 1 т. угля по элементу “Электроэнергия”.

8. Структура участковой себестоимости.

9. Организация работ в комплексно-механизированном очистном забое.

10. Технико-экономические показатели работы участка.