Олег Косенков: "Переброска войск будет обеспечена". Вины не признал и не раскаялся: генерал Косенков получил три года за покушение на убийство своего тестя Косенков олег иванович когда присвоили генерал лейтенанта

Олег Иванович Косенков (род. 21 апреля 1959 года) - российский военачальник, генерал-лейтенант. Начальник Главного управления железнодорожных войск России, заслуженный военный специалист Российской Федерации.

Биография

Родился 21 апреля 1959 года в деревне Темровичи (Чаусский район, Могилёвская область, БССР). В 1980 году закончил Ленинградское высшее училище железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе

С 1980 года проходил службу в железнодорожных войсках, был командиром копрового взвода, затем командиром роты бетонных работ отдельного железнодорожного батальона. В 1985 году стал командиром роты бетонных работ, затем начальником штаба и командиром отдельного железнодорожного батальона. В 1990 году поступил в Военную академию тыла и транспорта на командный военно-транспортный факультет, окончил её в 1993 году. Был заместителем командира и командиром отдельной железнодорожной бригады.

В 1997 году поступил и в 1999 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил.

В 1999 году стал командиром отдельной железнодорожной бригады, затем заместителем командира железнодорожного корпуса.

В 2001 году назначен на должность заместителя начальника Военно-транспортного университета - начальником факультета подготовки руководящих кадров. С 2002 года - начальник штаба - первый заместитель командира железнодорожного корпуса. В 2008 году занял должность начальника штаба - первого заместителя командующего Железнодорожными войсками.

В 2010 году назначен на должность начальника Главного управления Железнодорожных войск Вооружённых Сил России.

Женат, воспитывает двух дочерей.

Награды и почётные звания

  • Орден «За военные заслуги»
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени
  • Заслуженный военный специалист Российской Федерации
  • Медаль «За развитие железных дорог»

Гостем очередного выпуска программы "Военный совет", выходящей на радиостанции "Эхо Москвы" и телеканале "Звезда", стал начальник Главного управления Железнодорожных войск генерал-майор Олег Косенков.

Корр.: - Олег Иванович, какие задачи сегодня решают Железнодорожные войска?

Олег Косенков: - Как и у всех Вооруженных Сил Российской Федерации в целом у Железнодорожных войск есть задачи и на мирное, и на военное время. В военное время они предназначены для организации технического прикрытия, восстановления, заграждения и разминирования железных дорог страны. В мирное выполняют задачи по содержанию, накоплению материальных средств, необходимых для восстановления железных дорог Российской Федерации, по подготовке специалистов Железнодорожных войск, выполняют задачи по строительству и ремонту подъездных путей Министерства обороны, привлекаются для строительства железных дорог по заказу ОАО "РЖД" и других организаций, которые имеют в своем ведении железнодорожные пути. Так, на сегодняшний день две отдельные железнодорожные бригады строят кольцевую автомобильную дорогу с различными видами покрытия, на которой военные автомобилисты будут учиться вождению в экстремальных условиях. На этом полигоне будут построены карьеры для отработки въезда-выезда и насыпаны дюны для отработки движения на песчаной дороге. Строительство предстоит закончить к 1 декабря 2013 года.

Корр.: - То есть инженерный опыт железнодорожников пригодился и в строительстве автодорог?

Олег Косенков: - Да, так как насыпь автомобильной и железной дороги в принципе выполняется одинаково, правда, с некоторыми особенностями: ведь нагрузки на них значительно отличаются. Так что батальон механизации отдельной железнодорожной бригады выполняет задачи по штатному предназначению.

Корр.: - Эта бригада постоянной готовности?

Олег Косенков: - Да. Все наши железнодорожные бригады - постоянной боевой готовности. Главное управление Железнодорожных войск подчиняется заместителю министра обороны генералу армии Дмитрию Булгакову, который курирует вопросы материально-технического обеспечения в Вооруженных Силах РФ. Бригада с учетом мобилизационных резервов укомплектована на 100%.

Корр.: - В чем отличие железнодорожных бригад от гражданских организаций того же предназначения?

Олег Косенков: - ОАО "РЖД" нацелено в основном на капитальное строительство железнодорожных путей. Основная задача Железнодорожных войск - восстановление путей, но и о капитальном строительстве мы не забываем. Для этого готовим соответствующих специалистов.

В прошлом году, например, произошел подмыв опоры железнодорожного моста, соединяющего алюминиевый завод под Абаканом с железнодорожной веткой. Опора просела, произошел сброс двух пролетных строений длиной по 55 метров. ОАО "РЖД" готово было взяться за капитальный ремонт моста, но на это ушло бы три месяца. Завод мог остаться без работы. Поэтому после обращения руководства завода к министру обороны Российской Федерации нам поставили задачу восстановить мост. Этим занималась 5-я отдельная железнодорожная бригада. Были применены сборно-разборные конструкции, и через неделю мост был восстановлен по краткосрочному варианту. Пока шло восстановление, мы обеспечили движение транспорта и нормальную работу завода.

Корр.: - Как попасть в Железнодорожные войска? Какие требования к пополнению?

Олег Косенков: - Из тех, кто получил образование в железнодорожных колледжах, мы готовим машинистов тепловозов, помощников машинистов, машинистов железнодорожных кранов. Если у желающих служить у нас образования нет, то после оформления через военкомат они будут направлены в учебный центр по подготовке младших специалистов.

Корр.: - В Московском государственном университете путей сообщения сохранилась военная кафедра?

Олег Косенков: - Нет. Но сохранились военные кафедры в Ростовском и Дальневосточном государственных университетах путей сообщения. С учетом результатов проведенного мониторинга на сегодняшний день нам достаточно специалистов, поступающих из этих вузов, и тех, кто учился в соответствующих военных и гражданских институтах ранее и сейчас находится в запасе.

Корр.: - Сколько требуется времени для подготовки хорошего специалиста Железнодорожных войск?

Олег Косенков: - Это прежде всего зависит от того уровня, с которым пришел к нам призывник, наличия у него специального образования. Вообще мы готовим свой контингент по 22 специальностям, которые необходимы для выполнения задач, поставленных перед Железнодорожными войсками. Основные из них - машинисты тепловозов, помощники машинистов тепловозов, составители и машинисты железнодорожных кранов. Обучение длится не менее пяти месяцев. В учебном центре Железнодорожных войск готовим также экскаваторщиков тяжелых экскаваторов, понтонеров, мотористов катеров, монтеров пути... Все они получают дипломы общегражданского образца.

После прохождения службы в армии такой специалист может работать в соответствии со своей квалификацией в ОАО "РЖД".

Корр.: - Чем войска заняты сейчас?

Олег Косенков: - До 1 октября нам необходимо закончить ремонт на 68 объектах Министерства обороны. В общей сложности будут отремонтированы более 100 км путей. Будет уложено порядка 110 стрелочных переводов. Батальоны механизации сегодня выполняют задачи по обваловке хранилищ на 328 арсеналах Главного ракетно-артиллерийского управления. Общий объем земляных работ - более 3 млн кубических метров. И, как я говорил раньше, два батальона механизации строят учебную автомобильную дорогу.

Корр.: - Какой подвижной состав в ваших войсках?

Олег Косенков: - В путевых батальонах основной вид вооружения - маневровые тепловозы с хоппер-дозаторами. Для перемещения личного состава и машинистов имеются вагоны-теплушки. Есть универсальные сваебойные агрегаты, которыми вооружены мы. Успешно служит военным железнодорожникам и созданная на рубеже веков новая техника. В том числе подъемно-рихтовочная машина ПРМ-РМ, выправочно-рихтовочная машина ВПРМ-Г, плоская подъемная рамно-винтовая опора (РВО), сборно-разборный кран СРК-20М, мобильный складной копер МСК-1М, подвижный ремонтный комплекс ПРК-1, понтоновоз АНС-10 и АНС-10У-Т.

Корр.: - А есть ли на вооружении бронепоезда?

Олег Косенков: - Да. У нас есть два бронепоезда. Они находятся в двух восстановительных железнодорожных батальонах 37-й отдельной железнодорожной бригады. Пока, как в песне, стоят на запасном пути. Бронепоезд - это войсковая часть постоянной готовности, которая может приступить к выполнению своей штатной задачи в течение часа. Задача бронепоезда - сопровождение воинских эшелонов. Он имеет запас материалов для быстрого восстановления верхнего строения пути.

Корр.: - А кто прикрывает Железнодорожные войска во время боевых действий?

Олег Косенков: - В случае необходимости командующие войсками военных округов выделяют подразделения, которые будут осуществлять прикрытие при восстановлении железнодорожных путей и мостов. Каждый наш батальон имеет взвод охраны. Соответствующие силы и средства есть и у бронепоездов. Элементы прикрытия ежегодно отрабатываются на тактико-специальных учениях.

Корр.: - Вы часто их проводите?

Олег Косенков: - Ежегодно 10 железнодорожных понтонно-мостовых батальонов проводят учения по практической наводке железнодорожных наплавных мостов. Причем в разных климатических и природных условиях.

Корр.: - Какие главные проблемы Железнодорожных войск предстоит решить в ближайшее время?

Олег Косенков: - Как и все Вооруженные Силы, Железнодорожные войска совершенствуются, активно идет перевооружение в соответствии с Гособоронзаказом. Так, до 2020 года на вооружении войск должно быть до 75% новой техники. Этого мы добьемся. Сегодня проблемы, которая бы не решалась, оставалась хронической, в наших войсках нет. Да, острые вопросы есть, но они решаемы. Например, у нас значительно снизилось число происшествий и преступлений.

Корр.: - Как вы оцениваете социальное обеспечение военнослужащих Железнодорожных войск, их обеспеченность жильем?

Олег Косенков: - Все части Железнодорожных войск и управления бригад стоят в крупных городах. Это Комсомольск-на-Амуре, Екатеринбург, Омск, Абакан, Волгоград, Хабаровск, Рязань, Смоленск, Псков. А еще Свободный, столичная область. Близость к крупным центрам позволяет обеспечивать нуждающихся местами в детских садах, работой - жен военнослужащих. Военные городки обустроены, содержатся ОАО "Славянка". Решены вопросы по служебному жилью и выплате компенсации за поднаем помещений при его отсутствии. Неплохо обстоят дела с постоянным жильем. Эти вопросы находятся под моим контролем.

Корр.: - Насколько часто вы сами пользуетесь железной дорогой?

Олег Косенков: - По мере необходимости. Когда следую в служебные командировки, в отпуск...

Корр.: - При этом вы наблюдаете, как организовано движение? Ведь у каждой профессии свои особенности?

Олег Косенков: - Я окончил военное училище Железнодорожных войск и военных сообщений по специальности "строительство искусственных сооружений", поэтому, проезжая по железнодорожным мостам или рядом по автомобильной трассе, всегда интересуюсь, что собой представляет железнодорожный мост. Мне интересно, как применяются современные технологии бесстыкового пути, который образно называют "бархатным".

Корр.: - У войск есть музей?

Олег Косенков: - Да. Он находится в учебном центре в поселке Загорянский. Там же находится полигон современной техники, которая применяется в Железнодорожных войсках. Вся она в рабочем состоянии.

Корр.: - На ваш профессиональный взгляд, как следует развивать сеть железных дорог России?

Олег Косенков: - Ежегодно по приглашению Владимира Якунина я принимаю участие в совещании по развитию ОАО "Российские железные дороги". Особенное внимание на них уделяется капитальному строительству железных путей Дальнего Востока, применению на них новых технологий. Конечно, страна, имеющая более 85 тысяч километров железнодорожных путей, нуждается в их постоянном развитии и совершенствовании. Тут многое зависит и от нас, железнодорожников в погонах.

Олег Иванович, в свое время Железнодорожные войска построили почти половину Байкало-Амурской магистрали. Другую часть БАМа проложили гражданские строители. Но сейчас таких масштабных строек нет. Чем заняты ваши подчиненные?

Поверьте, работы нашим железнодорожным батальонам хватает. Например, для повышения живучести и противопожарной защиты ракетно-артиллерийских арсеналов железнодорожные батальоны механизации с 2010 года выполнили гигантские объемы работ по обваловке хранилищ. Общий объем земляных работ исчисляется сотнями тысяч кубометров.

Войска занимаются ремонтом подъездных путей на десятках военных объектах, в том числе на космодроме Плесецк в Архангельской области.

Войска решали задачу государственной важности. Я говорю о строительстве двухпутного электрифицированного железнодорожного участка Журавка - Миллерово общей протяженностью 177 километров. До того, как этот участок был построен, поезда, следующие из Москвы на юг, вынуждены были часть пути ехать по украинской территории. Вот и решено было срочно построить трассу в обход страны, где черт-те что творится. И мы эту задачу решили.

Еще мы участвуем в работах по развитию инфраструктуры Военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных сил «Патриот» в Подмосковье, в строительстве топливо-заправочного комплекса военного аэродрома Чкаловск.

- В военных учениях ваши войска участвуют?

Разумеется. Железнодорожные войска в последние годы участвовали во всех без исключения крупномасштабных учениях. В ходе маневров наши специальные подразделения тренировались быстро строить подходы к наплавным железнодорожным мостам, монтировали эстакады через малые реки и наводили наплавные железнодорожные мосты через крупные водные преграды. Такие как Енисей, Волга, Амур, Зея и Бурея.

В ходе одного из учений в Ярославской области при создании временного перегрузочного района впервые состыковали две разных понтонных конструкции - наплавного железнодорожного моста и современного моста-ленты. Уверяю, это очень сложная техническая задача. И она была решена. Это расширило наш арсенал средств быстрого наведения переправ, необходимых войскам в боевой обстановке.

- Желдорвойска привлекают к ликвидации последствий природных и техногенных ЧП?

Конечно. Наши войска помогают гражданскому населению, пострадавшему от стихийных бедствий, пожаров, наводнений и техногенных аварий. Так было, к примеру, при мощных наводнениях в европейской части страны, на Дальнем Востоке, в городах Абакане, Крымске и других.

- А где готовят специалистов для Железнодорожных войск?

Наш базовый вуз - Военный инженерно-технический институт Железнодорожных войск и военных сообщений располагается в Санкт-Петербурге. Относительно недавно он вошел в состав крупного учебно-научного центра - Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В.Хрулева. Такое слияние имеет свои плюсы. Оно обеспечивает целостную по направленности, фундаментальную по содержанию и методологии систему непрерывного военного образования по всем уровням, профилям и специальностям.

Несколько лет назад желающих учиться в институте было мало. Набор 2009 года был малочисленным, а в 2010 и 2011 годах набор по программам высшего образования вообще не производился. Но сейчас ситуация изменилась. О дефиците абитуриентов уже никто не вспоминает.

Берутся на вооружение образовательные и научные новации. В институте в качестве административного и научно-методического ресурсов создаются отдельные элементы перспективного Центра исследования технологий обучения и внедрения образовательных инноваций. Курсанты успешно участвуют в международных олимпиадах.

Есть группы дистанционного обучения с применением электронного контента служебных изданий и учебно-методических материалов. Работают группы речевого воспитания военнослужащих. В них курсанты овладевают основами военной риторики, правилами организации эффективной коммуникации в служебно-боевой деятельности. Созданы группы общественного контроля образовательной деятельности института и группы аудита образования. Вуз заключил соглашение о сотрудничестве с Петербургским госуниверситетом путей сообщения имени императора Александра I. Поддерживаем рабочие контакты с Белорусским госуниверситетом БелГУТ.