Олимпиада по русскому языку 5 кл. Расставьте ударение в словах

В 5 классе продолжаем готовиться к олимпиадам по русскому языку. Предлагаем познакомиться с восемью заданиями четырёх этапов. Заданий много, и все они познавательные.

ОЛИМПИАДА

РУССКИЙ ЯЗЫК

5 КЛАСС

1 этап

№1. С утра кот Матроскин собрался убрать дом, приготовить обед, постирать и погладить белье, а потом сходить в баню. Вот как записал он предстоящие дела: уборка, готовка, стирка, глажка, помойка. Что и почему он перепутал?

№2. Какие слова нужно добавить к слову проще , чтобы получилось устойчивое сочетание:

парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки? Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением.

№3. Вот три известных стихотворных отрывка с одним и тем же пропущенным словом (в единственном и множественном числе):

Ночевала _____ золотая на груди утеса-великана.

Небесные, вечные странники.

Я ____, _____, _____, я вовсе не медведь.

Вспомните или догадайтесь, какое слово пропущено (птичка, рыбка, кучка, тучка, штучка)?

№4. Даны слова: банка, катится, плач, полет, сели. В какие из них можно добавить букву Ь так, чтобы получились правильные слова?

№5. Как называют по-русски жителей Парижа, Лондона, Берлина, Марселя, Рима ?

№6. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно…» Как ему надо закончить фразу? Может быть, так: с расписанием, расписания, расписанию, расписаний, по расписанию?

№7. Какие слова можно отнести к разным частям речи: рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой?

свекла, скула, ампула, скоба, брюква, документ, портфель.

2 этап

№1. Определите, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях:

[ш]: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

[а]: Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.

№2. Замените устаревшие слова современными синонимами:

очи, чело, ланиты, уста, перст, брань, глаголет, льзя, зрачный, брадобрей.

Где до сих пор ещё используют устаревшие слова? Почему? Приведите примеры.

№3. Определите фразеологические обороты в данных предложениях:

Матрос со всего маху перепрыгнул через высокую крышку люка. Гаврик повернулся и нос к носу увидел перед собой усатого. Неприятель разбит в пух и прах. Ругает старика старуха на чем свет стоит.

Какое значение они имеют? Приведите свои примеры: предложения с фразеологизмами.

№4. Сколько среди слов: горячий, обожженный, яркий, красный, сгоревший – таких, которые сочетаются со словом огонь? Почему?

№5. В каком из предложений есть грамматическая ошибка?

Сыщики охотились за вором. Кошка охотилась на мышь. Коллекционер охотился на редкую книгу. Лиса охотилась за зайцем. Древний человек охотился на мамонтов.

Исправьте ошибку.

№6. Из данных существительных некоторые образованы по общему правилу, но некоторые с отклонениями. Почему? Объясните.

Смотритель, учитель, слушатель, писатель, сеятель.

№7. Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Дан ряд фамилий, определите, кто чем занимался: Скорняков, Сыромятников, Пономарев, Гончаров.

№8. Определите члены предложения:

«Там ступа с Бабою-ягой идет, бредет сама собой». Придумайте монолог ступы Бабы-яги.

3 этап

№1. Валера Готовкин, один из героев повести Э. Успенского «25 профессий Маши Филиппенко», должен был вместе с друзьями «отработать и изучить» все действия пожарных во время пожара. Свои наблюдения он оформил так:

а) прыгание в машину, б) открывка дверей, в) проездка по улицам, г) раздвижка лестницы, д) размотка шлангов, е) тушка пожаров.

В чём состоят ошибки Валеры Готовкина? Исправьте (отредактируйте) его текст.

№2. Раскройте смысл выражений: рукой подать, через час по чайной ложке, во весь дух, морочить голову, работать засучив рукава, работать спустя рукава . Придумайте короткий рассказ с одним устойчивым выражением.

№3. Поэт и сатирик Саша Чёрный (1880 – 1932) придумал замечательную собачонку – фокса Микки. Фокс Микки вёл дневник, а однажды захотел написать стихи. И написал. Замечательно получилось, тем более что он не учился ни в гимназии, ни в «цехе поэтов». И, возгордясь, Микки решил прочесть свои стихи наоборот:

Дикий ветер веранде по
Быстрей всё листья гонит.
Микки фоксик весёлый я,
Зверей из умный самый!

В чём ошибка Микки? Разгадайте, какие стихи сочинил Микки.

№4. На улице Яблоневой стоит замечательный дом: здесь есть и конёк , и громоотвод , и черепица , и ставни , и перила , и терраса , и палисадник . Определите значение выделенных слов.

№5. Детей зовут Вика, Соня, Лера, Коля, Толя, Сева. Как их будут звать, когда они вырастут?

№6. Составьте предложение, используя словарные слова: з..мл..ника, к..ртоф..ль, п..м..дор, к..пуста, к..стрюля, к..чан, г..рох.

№7. Найдите однокоренные слова в отрывке из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Разберите их по составу. Подчеркните все имена существительные как члены предложения.

Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.

№8. Расставьте ударение в словах: портфель, документы, свекла, позвонит, сироты, столяр, туфля, квартал, понял, поняла.

4 этап

№1. Прочитайте стихотворение-шутку В. Левина. Найдите и выпишите слова с суффиксом –арь. Не путайте их с теми словами, в которых –арь суффиксом не является, а входит в состав корня. Объясните, каким приёмом вы пользовались, чтобы найти суффикс –арь .

Один поэт, раскрыв словарь,
Стал рифмовать: вратарь, звонарь,
Аптекарь, рыцарь, секретарь,
А также слесарь, государь,
Библиотекарь, лодырь, пахарь
И пекарь, виноградарь, знахарь.
Пожалуйста, поспорь с поэтом.
Найди, кто лишний в списке этом.

№2. Хорошо ли вы знаете устойчивые обороты? Дополните словосочетания и напишите, что они обозначают:

делать из мухи…, переливать из пустого в…, пристать с ножом к…, зарубить на…, валять…, сматывать …, не сносить…, смотреть сквозь…, по щучьему… .

№3. Слова в словосочетаниях перепутали свои места. Верните каждое слово на его место, записав словосочетания в исправленном виде: вихрастые носы, курносые волосы, карие штаны, короткие глазки, краснощёкие дома, кирпичные рожицы. Объясните, почему в таком виде эти словосочетания не могут существовать. Придумайте со словосочетаниями предложения.

№4. Прочитайте текст, преобразуйте его в диалог, уместный в описанной ситуации. Добейтесь того, чтобы не было повторов.

Мальчик подошел к остановке автобуса и спросил у женщины средних лет, идет ли подъехавший автобус до кинотеатра «Россия». Женщина ошибочно ответила, что идет. Тогда в разговор вступила другая женщина, более старшего возраста. Она сказала, что мальчику необходимо перейти улицу и ехать на автобусе этого маршрута, но в другом направлении. Мальчик выразил благодарность обеим женщинам.

№5. Многих людей называют по-разному, часто ласковыми именами, никак не связанными с тем, что записано в паспорте. Расшифруйте имена и запишите, как будут записывать этих людей по паспорту, когда они вырастут: Ростик, Поля, Лина, Рита, Митя, Лёня, Сеня, Гоша.

№6. Прочитайте стихотворение Т. Крюковой «Меню». Выпишите из него слова на правило «О-Ё после шипящих в корне и суффиксах существительных», обозначая морфему, в которой находится орфограмма.

Съел обжора на обед
Щи, печеночный паштет,
С майонезом кабачок
И свиной окорочок.
Съел копченого угря,
Фунт улиток, может, зря,
И бараний бок в сметане –
Это вам не чох бараний.
Сыроежек полбочонка
И тушеную печенку,
Наперченный антрекот,
Из крыжовника компот,
Черствый хлеб, бутыль боржоми,
В общем – все, что было в доме.
Вы его меню в тетрадку
Запишите по порядку.

№7. Найдите однокоренные слова в английской загадке, которую перевёл на русский язык С.Я. Маршак. Разберите их по составу. Подчеркните все имена существительные как члены предложения. Разгадайте эту загадку. Объясните свой ответ.

Элизабет, Лизи,
Бэтси и Бэсс
Весною с корзинкой
Отправились в лес.
В гнезде на березе,
Где не было птиц,
Нашли они пять
Розоватых яиц.
Им всем четверым
По яичку досталось.
И всё же четыре
На месте осталось.

№8. Из стихотворного отрывка выпишите сначала все звонкие, а потом все глухие согласные звуки (не повторяя уже названные). Выпишите слова, где букв больше, чем звуков.

Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идёт.
Мёртвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несёт.
(И. Бунин.)

Олимпиада по русскому языку

5 класс

Каталог, завидно, повторит, торты, включит, клала, баловать, партер, шарфы, красивее.

  1. Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор.

Подберите все возможные антонимы к полученному слову.

  1. Составьте по 2 словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить их значения. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?

Полки, окуни, пряди.

  1. Определите род имён существительных. Подберите к ним имена прилагательные, согласуя их с существительными.

Картофель, бандероль, тюль, шампунь, рояль.

  1. Назовите полные имена детей: Вова, Гена, Гриша, Дуня, Вика, Сева.
  1. Выполните синтаксический разбор первого предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Что изменится в составе предложения, если глагол поставить в форму множественного числа?

Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

  1. Замените заимствованные слова русскими.

Антракт, финал, сюрприз, хобби, триумф.

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Гроном, пр..зидент, р..п..тиция, д..плом, инж..нер, тр..туар, в..ст..бюль.

  1. Какие слова нужно добавить к слову проще , чтобы получилось устойчивое сочетание:

парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки?

Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением.

5 класс

(62 балла)

  1. КаталОг, завИдно, повторИт, тОрты, включИт, клАла, баловАть, партЕр, шАрфы, красИвее.

(10 баллов)

  1. Тихо: тихо говорить – громко говорить; тихо ехать – быстро ехать; тихо жить – весело, неспокойно.

(3 балла + за каждое слово 1 балл)

  1. Русское ударение свободное, разноместное, оно может падать на любой слог. Также русское ударение подвижное: оно может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой. Благодаря своей подвижности ударение помогает различать лексическое значение слов.

(8 баллов)

  1. Свежий картофель (м.р.), тяжёлая бандероль (ж.р.), красивый тюль (м.р.), детский шампунь (м.р.), чёрный рояль.

(5 баллов)

  1. Владимир, Геннадий, Григорий, Евдокия, Всеволод .

(5 баллов)

  1. Если поставить глагол в форму множественного числа, подлежащим станет словосочетание старик со старухой .

(5 баллов)

  1. Перерыв, конец, подарок, увлечение, победа .

(5 баллов)

  1. Агроном, президент, репетиция, диплом, инженер, тротуар, вестибюль.

(7 баллов)

  1. Проще пареной репы.

(10 баллов)

Олимпиада по русскому языку

6 класс

  1. Расставьте ударение в словах.

Квартал, доверху, сироты, клала, красивее, повторит, сливовый, ходатайство, торты, нефтепровод.

  1. Сосчитайте, сколько раз встречается в стихотворных строчках непарный глухой твёрдый согласный звук.

Открыта больница

Для птиц и зверей

Идите лечиться

Туда поскорей.

  1. Замените устаревшие слова словами современного русского языка.

Перст, ратай, сей, стезя, трапеза, тщетно, уста, уповать, чета, чадо.

  1. Объясните разницу в значениях слов.

Абонент – абонемент, глиняный – глинистый, эффектный – эффективный.

  1. В каждой группе фразеологизмов найдите «лишний». Объясните, почему он «лишний». Составьте с ним предложение.

А) Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

Б) Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.

В) Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.

6. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Древн..греческий басн..пис..ц Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устро..л уг..щение ученикам послал Эзопа на рынок и велел ему Купи нам всего лу..шего что есть на свете! Пр..шли гос(?) ти – Эзоп под..ёт одни только языки жареные с..лёные.

– Что это значит?

– А разве язык (не)самое лу..шее на свете? … Ничего нет лу..ше языка!

– Ну так на завтра купи нам всего ху..шего что есть на свете

На следу..щий день Эзоп опять под..ёт одни только языки.

– Что это значит?

– А разве язык не самое ху..шее на свете? … Ничего нет хуже языка!

  1. На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?
  1. В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?

Ответы на задания олимпиады по русскому языку

Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку

6 класс

(51 балл)

  1. КвартАл, дОверху, сирОты, клАла, красИвее, повторИт, слИвовый, ходАтайство, тОрты, нефтепровОд.

(10 баллов)

  1. Звук [ц] встречается в объявлении 3 раза.

(3 балла)

  1. Перст – палец, ратай – пахарь, сей – этот, стезя – дорога, трапеза – еда, тщетно – напрасно, уста – губы, уповать – надеяться, чета – двое, чадо – ребёнок.

(10 баллов)

(6 баллов)

  1. А) Кот наплакал.

Б) Черепашьим шагом.

В) Попасть на седьмое небо.

(6 баллов)

6. Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные.

– Что это значит?

– А разве язык не самое лучшее на свете? … Ничего нет лучше языка!

– Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.

На следующий день Эзоп опять подаёт одни только языки.

– Что это значит?

– А разве язык не самое худшее на свете? … Ничего нет хуже языка! (5 баллов)

7. На омонимии.

  1. балл)

8. В оригинале: «языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах», «языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну»

(10 баллов)


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

I этап (школьный) 2016 – 2017 учебный год

5 класс

время выполнения – 1 (один) астрономический час.

1. Расставьте ударения в следующих словах: брала, звонишь, избалованный,

квартал, километр, красивее, нефтепровод, отрочество, торты, эксперт.

2. Детей зовут Саша, Женя, Соня, Наташа, Валя. Как их будут звать, когда они вырастут? Напишите полные имена.

3. Отгадайте загадку. Запишите ответ и определите, сколько раз в загадке встречается звук [д].

Он вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит,

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

4. Каким фонетическим признаком (признаком произношения гласных или согласных звуков) объединены слова? Запишите объяснение. Приведите три своих примера подобного произношения звуков.

Морковь, снег, дворняжка, снежки, гриб.

5. Почему иностранцу будет трудно понять смысл этого стихотворения. Запишите объяснение с точки зрения лексики русского языка.

Наш Ванюша на лугу

Накосил косой траву.

А своей косой Танюша

Так понравилась Андрюше!

За речной живет косой

Дядя Вася – он косой.

6. Напишите слова, значения которых дано ниже.

    Атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.

    Заключительная часть спортивного состязания на скорость.

    Первое блюдо со свеклой и другими овощами.

    Плоские деревянные полозья, прикрепляемые к ногам для передвижения по снегу.

    Запас слов и выражений человека.

7. Ответьте на шутливые вопросы. Вам понадобится не только знания русского языка, но и смекалка.

1. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах?

2. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе – овощ.

3. В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь?

8. Какой частью речи могут быть перечисленные ниже слова. Составьте с ними предложения: светило, мыло, ели, окуни.

9. Выполните синтаксический разбор предложения. Из какого они произведения? Кто его автор?

Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

5 класс

1. Максимум – 5 баллов.

За каждый правильный ответ – 0,5 балла.

бралА, звонИшь, избалОванный, квартАл, киломЕтр, красИвее, нефтепровОд, Отрочество, тОрты, экспЕрт.

2. Максимум – 5 баллов.

За каждый правильный ответ – 1 балл, за половину правильного ответа (одно имя) – 0,5 баллов.

Александр – Александра, Евгений – Евгения, София – Софья, Наталья - Наталия, Валентин – Валентина.

3. Максимум – 5 баллов.

Отгадка – 2 балла. Количество звуков – 3 балла.

Звук [д] встречается в загадке 1 раз (с листопад ом). Сентябрь.

4. Максимум – 5 балла.

Правильный ответ – 2 балла, за каждый пример – 1 балл.

Оглушение согласных звуков на конце слов или перед глухими согласными.

5. Максимум – 2 балла.

Иностранец может не знать значений всех омонимов , представленных в стихотворении (косой ).

6. Максимум – 5 баллов.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

    роса; 2) финиш; 3) борщ; 4) лыжи; 5) лексикон.

7. Максимум – 6 баллов.

За каждый правильный ответ – 2 балла.

    ямы; 2) тыква; 3) Япония.

8. Максимум – 8 баллов.

За определение частей речи у слова – 1 балл.

За пару составленных предложений – 1 балл.

Светило, мыло, ели, окуни – могут быть и существительными и глаголами

9. Максимум – 9 баллов.

Разбор – 4 балла.

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Максимальное количество баллов – 50 баллов

Здесь представлены вопросы всероссийской олимпиады по русскому языку для 5 класса с ответами к ним.

Представленный тестовый комплект можно использовать на занятии в 5 классе, предложив учащимся возможность актуализировать и усвоить ранее пройденные темы, а также определить, насколько ваши ученики готовы к подобным олимпиадным заданиям.

1. Укажи слово с проверяемой гласной А в корне слова:

  • А) Уг…стить конфетой
  • Б) Безгр…ничный
  • В) Оп..здание
  • Г) Выст…ять

2. В каком предложении не со словом пишется слитно?

  • А) У нас (не) было воды, хотелось пить.
  • Б) День был очень (не)веселый.
  • В) (Не)счастье, а беда меня подстерегала в этом городе.
  • Г) Моя подруга далеко (не)красавица, но для меня это не главное.

3. В каком слове правописание приставки определяется ее значением – «неполнота действия»?

  • А) прикрыв
  • Б) приучил
  • В) приговор
  • Г) присвоив

4. Предложения, которые содержат вопрос, называются:

  • А) восклицательными
  • Б) побудительными
  • В) вопросительными
  • Г) распространёнными

5. Укажите предлоги, которые употребляются в Родительном падеже:

  • А) по
  • Б) от, до, из, у, без, для, около, с
  • В) над, под
  • Г) о (об), в, во, на, при

6. Укажите вариант с прямым значением слова:

  • А) корень зла
  • Б) легкий характер
  • В) серебряный голос
  • Г) золотые серьги

7. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

  • А) деревья в ине..., на ветв..
  • Б) в картинной галере.., нет сирен...
  • В) шли по алле.., в те врем..на
  • Г) рассказать о пьес.., о её названии..

8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

  • А) живописц...м
  • Б) кавказц...м
  • В) глянц...м
  • Г) продавц...м

9. Назовите род имён существительных 3 склонения:

  • А) мужской
  • Б) женский
  • В) средний
  • Г) мужской, средний

10. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  • А) Зар…сти; зат…нуться; зал…чить
  • Б) Р…бристый; прик…снуться; ш…роховатость
  • В) Предст…вление; развл…чение; м…скарад
  • Г) Т…инственно; с…кретно; многозн…чительно

11. Значение какого слова определено неверно?

  • А) Гамма – последовательный ряд музыкальных звуков от высоких к низким и наоборот
  • Б) Эстамп – оттиск, отпечаток картины на бумаге
  • В) Яхтсмен – человек, строящий яхты
  • Г) Сентиментальный (человек) – излишне чувствительный

12. Антонимы – это слова, которые:

  • А) имеют противоположные значения.
  • Б) вошли в русский из других языков.
  • В) близкие по лексическому значению.
  • Г) одинаковые по значению и написанию, но разные по лексическому значению.

13. В пословице «Что посеешь, то и пожнешь» речь идет о:

  • А) трудолюбии
  • Б) разных ремеслах
  • В) народных приметах
  • Г) временах года

14. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишеться буква Е?

  • А) рокоч…шь, немысл…мый
  • Б) точ…шь, налаж…нный
  • В) движ…шься, реша…мый
  • Г) тревож…шься, законч…нный

15. В каком слове написание приставки определяется ее значением – «приближение»?

Олимпиадные задания по русскому языку

5 русский класс

1 . Укажите номера «лишних» слов. Образец записи: А1 Б1

А. 1) шинель, 2) академия, 3) гантели, 4) библиотека

Б. 1) мороз, 2) хоровод, 3) варежка, 4) просьба

В. 1) кое-что, 2) что-то, 3) нечто, 4) ничто

Г. 1) да здравствует, 2) нравственный, 3) сочувствие, 4) безмолвствовать

2 . Из двух слов, данных в скобках, выберите подходящее по смыслу. Образец записи: 1б 2а

1. Он поражал (а) жёсткостью, б) жестокостью) черных волос, местами до времени поседевших. 2. Я вспомнил выражение его лица, когда на него находили минуты (а) жёсткости, б) жестокости). 3. (а) костный, б) костяной) панцирь черепахи очень прочен. 4. Мы увидели красивый (а) костный, б) костяной) нож. 5. Эти (а) цветные, б) цветовые) особенности драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности. 6. (а) цветные, б) цветовые) лампочки тускло поблескивали в полумраке. 7. На первое подали (а) черепаший, б) черепаховый) суп. 8. (а) черепаший, б) черепаховый) панцирь обладает особой прочностью. 9. Это был почти (а) царский, б) царственный) подарок. 10. Она шла мимо своей (а) царской, б) царственной) походкой.

3 . Отметьте номера слов, являющихся: 1 – синонимами; 2 – антонимами.

Образец записи: 1в г 2бд

    а) мебель – диван; 2. а) ложь - истина;

б) актер - лицедей; б) вставать - ложиться;

в) зарплата - жалование; в) безобразный – некрасивый;

г) ледяной - ледовый; г) прямой – уклончивый (ответ);

д) сгоряча – специально. д) сильный – глупый.

4 . Выпишите предложени я , в которых выделенные слова употреблены в прямом значении.

1) Он человек с головой . 2) Он распустил язык и произвел плохое впечатление на спутников. 3) Ему удалось подобрать ключ к шифру. 4) В его рассуждениях была железная логика. 5) Им предстоял крутой подъем. 6) Шелковая рубашка приятно касалась тела. 7) Часы идут с опережением. 8) Он у нас всему делу голова. 9 ) Стол у него был незатейливый: любил мясо, каши. 10) Железная руда добывается с трудом.

5 . Среди приведенных ниже сочетаний слов выпишите только словосочетания.

1) солнечный день, 2) леса и парки, 3) ребята трудятся, 4) подъехать к станции, 5) после уроков, 6) любимое занятие, 7) были заняты, 8) открывая дверь, 9) выбирать профессию, 10) правильно и аккуратно, 11) урок окончен, 12) стакан молока, 13) более важный, 14) доволен результатами, 15) заняты делом, 16) альбом или тетрадь, 17) книга интересна, 18) ради жизни, 19) слово в слово, 20) упорно учиться.

6 . Выпишите пар ы слов, в которых наблюдается чередование звуков в корне .

1) азбука – азбучный, 2) баран – барашек, 3) бедняга – бедняжка, 4) блюдце – блюдечко, 5) графа – разграфлять, 6) лебедь – лебяжий, 7) владыка – владычица, 8) усыпить – усыплять, 9) сыск – сыщик, 10) список – списочный.

7 . Запишите под буквой А - номера существительных женского рода, под буквой Б - номера существительных мужского рода, под буквой В - номера существительных среднего рода.

1) молодежь, 2) студенчество, 3) невежество, 4) храбрость, 5) дитя, 6) удаль, 7) фойе, 8) рояль, 9) рельс, 10) рябь, 11) лебедь, 12) зайка, 13) тушь, 14) картофель, 15) бандероль, 16) мозоль, 17) тюль, 18) фасоль, 19) шампунь, 20) овощ, 21) туш, 22) вуаль, 23) продавец, 24) повидло

7. Напишите эссе на тему «Мир русской сказки»