Особенности современного русского ударения. Три особенности русского ударения


Русское словесное ударение может быть охарактеризовано как силовое, или динамическое: ударный слог в слове отличается большей силой, напряженностью, а следовательно, громкостью. Этим признаком русское ударение отличается от музыкального ударения, когда ударный слог* характеризуется изменением высоты тона (как, например, в сербском или китайском языках).
Вторая особенность русского ударения - его разноместно с т ь, т. е. способность характеризовать любой слог слова: начальный (город, дерево, учит), конечный (завод, мука, ходить), срединный (второй - пороша, головка, посмотрит, третий - головастик, поросёнок, уморйться и т. д.). Оно не закреплено, таким образом, на определенном слоге (как, например, во французском - на конечном, в польском - на предпоследнем).
" Наконец, третьей особенностью русского ударения выступает его подвижность, т. е. возможность передвигаться с одного слога на другой при словоизменении. При этом в русском языке все-таки преобладают слова с неподвижным ударением, которое может всегда находиться или на основе (например, горох), или на окончании (например, существо). Что же касается слов с подвижным ударением, то подвижность эта может иметь определенные разновидности. Например, есть существительные, у которых в единственном числе ударение на основе, а во множественном - на окончании (ср. слово - слова), и есть такие, у которых в единственном числе ударение на окончании, а во множественном - на основе (ср. селд - сёла).
Надо иметь в виду еще и такие явления, связанные с русским ударением, как наличие в русском языке слов, которые в речи оказываются не имеющими ударения, и слов, имеющих не одно, а два, иногда - три ударения. К первым принадлежат служебные слова - предлоги, частицы и союзы, которые при произнесении сливаются с самостоятельными словами, образуя фонетическое слово. Слова, которые присоединяются к последующему слову, называются проклитиками; например- под-дом, от-нас. Слова же, которые присоединяются к предшествующему слову, называются энклитиками; например: стать-ли, дай-же. Проклитики и энклитики не имеют ударения. Вместе с тем энклитикой может стать и,самостоятельное слово, если при сочетании его с.предлогом происходит перетягивание ударения на предлог: [загіород, [пбдніосом, [наб]ок, [подгЬру. В этом случае самостоятельное слово теряет ударение.
С другой стороны, в слове может быть два или три ударения - одно основное, а второе и третье - побочные. Они обозначаются знаком ". Эго наблюдается в сложносокращенных словах, в которых вторая частgt; равна отдельному слову/партсобрание, профбилет, агитпоезд), в собственно сложных словах (птицеферма, телерепортаж, сенокосилка, торфопереработка); если в сложносокращенном слове выделяются двд
сокращенные части, то оно имеет одно основное и два побочных ударения (агропрдмкдмплекс, сельхозартель, фабзавком).

Еще по теме § 69. Особенности русского словесного ударения:

  1. Вопросы к зачетам и экзаменам по разделам дисциплины «Современный русский язык» Демонстрационные варианты экзаменационных билетов Раздел «Фонетика»

Нормы ударения - это система правил построения ударения. Ударение усваивается вместе со словом: надо его запомнить, перевести в речевой навык. Задача грамотного человека - освоить нормы ударения и правильно применять их на практике. Русское ударение отличается наличием большего количества произносительных вариантов, чем ударение в других языках (например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог): тво́рог и творо́г , сре́дства и средства́ .

Трудности в усвоении русского ударения связаны с двумяего особенностями: разноместностью и подвижностью.:

Разноместность - это способность ударения падать на любой слог слова: на первый - и́конопись , на второй - экспе́рт , на третий - жалюзи́ , на четвёртый - апартаме́нты . Во многих же языках мира ударение прикреплено к определённому слогу.

Подвижность - это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: вода́ - во́ду , хожу́ - хо́дишь . Большая часть слов русского языка (около 96 %) имеет подвижное ударение.

В связи с такими сложностями в изучении ударения в русском языке появляются акцентные варианты у слов. Существует несколько основных причин появления акцентных вариантов.

· Закон аналогии . В данном случае бо́льшая группа слов с определённым типом ударения влияет на меньшую, аналогичную по строению. В слове мышле́ние ударение перешло с корня на суффикс -ени- по аналогии с вожде́ние и т. п. В таких словах, как гла́жение , ква́шение , кра́шение , упро́чение , обеспе́чение , сосредото́чение , наме́рение , ударение падает на корневую гласную, а не на суффиксальную.Это надо запомнить!

· Ложная аналогия . Неправильно произносят слова газопровод , мусоропровод по ложной аналогии со словом про́вод с ударением на предпоследнем слоге. Это неверно, так как в этих сложных словах ударение падает на последний слог (во второй части слова).

· Тенденция грамматикализации ударения - развитие способности ударения различать формы слов. Например, с помощью ударения разграничивают формы изъявительного и повелительного наклонения: пристру́ните , прину́дите , пригу́бите и приструни́те , принуди́те , пригуби́те .

· Смешение моделей ударения . Чаще эта причина действует в заимствованных словах, но может проявиться и в русских. Обычно трудности возникают со словами, заимствованными из греческого или латинского языков. Они часто похожи, но ударение ставится по-разному.



· Действие тенденции к ритмическому равновесию. Эта тенденция проявляется только в четырёх- и пятисложных словах. Если междуударный интервал (расстояние между ударениями в соседних словах) оказывается больше критического (критический интервал равен четырём безударным слогам подряд), то ударение перемещается на предыдущий слог.

· Профессиональное произношение : и́скра (у электриков), до́быча (у шахтёров), компа́с , крейсера́ (у моряков), мальчико́вый (у продавцов), прику́с , а́лкоголь , шпри́цы (у медиков), ли́сточки (у портных) и т. п.

У двухсложных и трёхсложных имён существительных мужского рода наблюдается тенденция к переносу ударения с последнего слога на предшествующий (регрессивное ударение). У одних существительных этот процесс закончился. Когда-то произносили: тока́рь , конку́рс , насмо́рк , призра́к , деспо́т , симво́л , возду́х , жемчу́г , эпигра́ф с ударением на последнем слоге. В других словах процесс перехода ударения продолжается до сих пор и проявляется в наличии вариантов.

Орфоэпические нормы. Нормы произношения гласных звуков. Нормы произношения согласных звуков. Особенности произношения иноязычных слов.

Орфоэпические нормы регулируют произно­шение отдельных звуков в разных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их про­изношение в определенных грамматических формах, группах слов или в отдельных словах.

А) Произношение гласных

В русской речи произносятся четко только гласные, которые стоят под ударением: с[а]д, в[о]лк, д[о]м. Гласные, находящиеся в безударном положении, утрачивают ясность и четкость. Это называет­ся законом редукции (от лат. reducire сокращать).

- Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в пер­вом предударном слоге произносятся как [а]: олень [а]лень, опоздать – [а]п[а]здать, сорока – с[а]рока.



- В безударном положении (во всех безудар­ных слогах, кроме первого предударного) после твердых согласных на месте буквы о произносится краткий (редуцированный) неясный звук, произношение которого в разных по­ложениях колеблется от [ы] до [а]. Условно этот звук обозна­чается буквой[ъ]. Например: сторо­на – ст[ъ]рона, голова – г[ъ]лова, дорогой – д[ъ]рогой, порох – пор[ъ]х, золото – зол[ъ]т[ъ].

- После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, я произноситься звук, сред­ний между [е] и [и]. Условно этот звук обозначается зна­ком[и э ]: язык – [и э ]зык, перо – п[и э ]ро, часы – ч[и э ]сы

-Гласный [и] после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произ­носится как[ы]: пединститут – пед[ы]нститут, к Ивану – к[ы]вану, смех и слёзы – смех [ы] слёзы. При нали­чии паузы [и] не переходит в [ы]: смех и слёзы.

Б) Произношение согласных

стоящие перед глухими и в конце слов, оглушаются – это является одним из характерных признаков русской литературной речи. Мы произносим стол[п] – столб, сне[к] – снег, рука[ф] – рукав и т. д. Следует обратить внимание на то, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: смо[к] – смог, дру[к] – друг и т.д. Произнесе­ние в этом случае звука [х] рассматривается как диалектное. Исключение составляет слово бог – бо[х].

[Г] произносится как[х] в сочетаниях гк и гч: лё[хк"]ий – легкий, ле[хк]о – легко.

Глухие согласные, стоящие перед звонкими, произносятся как соответствующие им звонкие: [з]давать – сдавать, про[з"]ба – просьба.

В произ­ношении слов с сочетанием чн наблюдается колебание, что связано с изменением правил старого московского про­изношения. Согласно нормам современного русского литературного язы­ка, сочетаниечн обычно так и произносится [чн], особен­но это относится к словам книжного происхождения (бесконечный, беспечный), а также к относительно новым словам (маскировочный, посадочный). Сочетание чн произносится как [шн] в женских отчествах на -ична: Кузьмини[шн]а, Лукини[шн]а, Ильини[шн]а, а также сохра­няется в отдельных словах: коне[шн]о, ску[шн]но, пере[шн]ица, яи[шн]ица, скворе[шн]ик и др.

Некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с нор­мой имеют двоякое произношение: порядо[шн]о и порядо[чн]о и др.

В некоторых словах вместоч произноситься [ш] : [ш]то-то, [ш]то и т.п.

Буква г в окончаниях -ого-, -его- читается как [в] : нико[в]о – никого, мое[в]о – моего.

Конечные -тся и -ться в глаголах произносятся как [цца]: улыбае[цца] – улыбается.

В) Произношение заимствованных слов

Как пра­вило, заимствованные слова подчиняются современным орфоэпическим нормам и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении. Например, иногда сохраняется произно­шение звука [о] в безударных слогах (м[о]дель, [о]азис) и твердых согласных перед гласным [е]: ан[тэ]нна, ко[дэ]кс, ге[нэ]тика). В большинстве же заим­ствованных слов перед [е] согласные смягчаются: к[р"]ем, ака[д"]емия, факуль[т"]ет, му[з"]ей, ши[н"]ель. Согласные г, к, х всегда перед [е] смягчаются: ма[к"]ет, [г"]ейзер, [к"]егли, с[х"]ема.

Вариантное произношение допускается в словах: декан, терапия, претензия, террор, трек.

Следует обратить внимание и на постановку ударения. Ударение в русском языке не является фиксированным, оно подвижно: в разных грамматических формах одного и то же слова, ударение может быть разным: рукá – рýку, при́нял – приняла́, конéц – конéчный – закóнчить.

В большинстве случаев необходимо обращаться к орфоэпическим словарям русского языка, в которых даются произношения слов. Это поможет лучше усвоить произносительные нормы: необходимо перед применением на практике какого-либо слова, вызывающего затруднения, заглянуть в орфоэпический словарь и узнать, как оно (слово) произносится.

10) Морфологические нормы. нормы употребления имён существительных (краткиее сведения о существительном, определение рода, варианты форм множественного числа, варианты падежных форм).

Морфологические нормы – это нормы образования форм различных частей речи и их использования. Существующая в настоящее время вариантность грамматических форм имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений и глаголов свидетельствует о перестройке отдельных участков морфологической системы русского языка. Рассмотрим некоторые случаи колебания морфологических норм, вызывающие наибольшие затруднения.

Определение рода

1. Определение рода склоняемых существительных . Обычно это наиболее простой случай для определения рода имени существительного , особенно, если существительное обозначает лицо, пол которого всем известен: бабушка (ж.р.) – дедушка (м.р.). Что же касается определения рода неодушевленных существительных и названий животных , здесь принято смотреть на окончание: молоток – м.р., оград[а] – ж.р, слов[о] – с.р., осёл – м.р., мыш[ь] – ж.р.

Несмотря на относительную простоту этого правила, существует определенное количество исключений, которые мы рассмотрим ниже.

  • Есть целый ряд неодушевленных имен существительных, которые изменили род с женского на мужской с течением времени. например, всего пару столетий назад все следующие существительные относились к женскому роду: ботинка, госпиталь, рельса, ботфорта, браслета, тополь, табель.
  • Наряду с этим, есть абсолютно зеркальное явление – существительные, которые ранее относились к мужскому роду, теперь же все они требуют прилагательного, отвечающего на вопрос «какая?». К таким существительным относятся манжета, цитадель, такса, мансарда.
  • Существует ряд слов, которые употребляются в одинаковой мере как в мужском, так и в женском роде: эполет – эполета, пилястр – пилястра, псалтырь – псалтырь, спазм – спазма, выхухоль и выхухоль, заусениц – заусеница, георгин – георгина, вольер – вольера, банкнот – банкнота, падеспань – падеспань, чинар – чинара, оладушек – оладушка. Несмотря на то, что часто одна из форм этих существительных считается устаревшей, но употребление их не является ошибкой.
  • Род некоторых особых существительных вызывает трудности, поэтому просто перечислим их с указанием рода. Итак, существительные женского рода : гетра, кроссовка, бутса, босоножка, тапка, тапочка, туфля, штиблета, плацкарта, простыня, оладья, бандероль, антресоль, вуаль, гантель, канифоль, мозоль, фланель, сажень. Существительные мужского рода : шампунь, ферзь, трюфель, тюль, миткаль, рояль, толь, гипюр, занавес. Существительные среднего рода : щупальце, чучело, монисто, мочало, повидло .

2. Определение рода несклоняемых существительных. Относительно этого вида существительных также действует ряд правил, из каждого из которых есть свои исключения:

  • Большая часть несклоняемых неодушевленных существительных имеет средний род, вне зависимости от конечной гласной или полного её отсутствия: жюри, шоссе, интервью, депо.
  • Некоторые из несклоняемых неодушевленных существительных всё же имеют отличный от среднего род, который относится к старой форме слова или родовому понятию: авеню (улица – ж.р.), кофе (кофий или напиток - м.р.), сирокко (ветер – м.р.), салями (колбаса – ж.р.), пенальти (удар – м.р.), кольраби (капуста – ж.р.).
  • Есть ряд существительных, род которых зависит от обозначаемого ими лица: денди – м.р., леди – ж.р.
  • Существительные, обозначающие название профессии, обычно относятся к мужскому роду: атташе, конферансье . Но если профессия относится к лицу женского пола, то существительное также меняет пол на женский: престарелая врач Валентина Павловна.
  • То же самое относится к несклоняемым названиям птиц и животных. По умолчанию они относятся к мужскому род: киви, колибри. Но если речь идет о самке, то существительное также меняет род: Самка шимпанзе весело скакала по клетке. Исключения составляют существительные «иваси» и «цеце», которые относятся к женскому роду (сельдь и муха).

3. Определение рода аббревиатур. В случае с аббревиатурами обычно играет роль, к какому роду относится главное слово в сокращенном словосочетании: РФ (Российская Федерация), ООН (Организация Объединенных Наций), РИА (Российское информационное агентство) . Исключение : ТАСС (м.р.) – Телеграфное агентство Советского Союза . Если же аббревиатура стала именем нарицательным и склоняется, то к такому слову применимы общие правила по определению рода существительного : вуз – м.р.

4. Определение рода имен несклоняемых имён собственных. Здесь также действует метод определения рода по имени нарицательному, которое является родовым понятием: Сочи (город), Миссисипи (река), Эверест (гора).

5. Определение рода сложносоставных существительных. При определении рода таких слов нужно брать за основу слово, которое выражает более широкое значение существительного: бабочка -адмирал, телефон -автомат, диван -кровать. При этом, если, как в случае с существительным диван-кровать , оба понятия равноценны, то определяем род по первому слову: кресло -кровать, кафе -ресторан .

2.варианты форм множественного числа

Слова мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже множественного числа имеют окончания -ы , -и (стол - столы, компьютер - компьютеры, переводчик - переводчики, мяч - мячи ) или -а , -я (глаз - глаза, голос - голоса, стул - стулья ). Некоторые слова имеют две формы множественного числа (например, годы и года ). Не существует четких правил, которые определяли бы, какое окончание имеет форма множественного числа того или иного слова.

Слова с окончанием -ы , -и (прописная буква обозначает ударный звук)

  • лектор - лЕкторы - лЕкторов
  • инженер - инженЕры - инженЕров
  • шофЁр - шофЁры - шофЁров
  • бухгалтер - бухгАлтеры - бухгАлтеров
  • инспектор - инспЕкторы - инспЕкторов**
  • инструктор - инстрУкторы - инстрУкторов**
  • тренер - трЕнеры - трЕнеров
  • слесарь - слЕсари - слЕсарей**
  • токарь - тОкари - тОкарей**
  • конюх - кОнюхи - кОнюхов
  • договор - договОры - договОров**
  • возраст - вОзрасты - вОзрастов
  • крем - крЕмы - крЕмов
  • суп - супЫ - супОв
  • госпиталь - гОспитали - госпиталЕй и гОспиталей (равноправные варианты)

** В разговорной речи (не на ЕГЭ) допустимы варианты инспекторА, инструкторА, слесарЯ, токарЯ, договорА , хотя строгой литературной норме они и не соответствуют.

Слова с окончанием -а , -я

  • директор - директорА - директорОв
  • профессор - профессорА - профессорОв
  • доктор - докторА - докторОв
  • веер - веерА - веерОв
  • тетерев - тетеревА - тетеревОв
  • окорок - окорокА - окорокОв
  • якорь - якорЯ - якорЕй
  • катер - катерА - катерОв

Слово пропуск в значении «документ» образует множественное число пропускА , а в значении «что-то пропущенное» - множественное число - прОпуски .

3. варианты падежных форм

В современном русском языке варианты падежных окончаний существительных наблюдаются в следующих формах:

1.В родительном падеже единственного числа варианты падежных окончаний существительных: (разговорн.) и (книжн.) : винограду-винограда. Окончаниесохраняют:

o вещественные существительные при образовании части целого: кружка квасу, кусок сыру;

o некоторые собирательные и отвлеченные существительные: много мёду, мало жару;

o в устойчивых сочетаниях: не зная броду, не суйся в воду; не подавал виду; без году неделя; с пылу с жару; что есть духу; не давать спуску; ни шагу назад; смеяться до упаду.

o При этом прочно сохраняются формы окончаний с в словах одно - и двухсложных (воск, лук, сахар, творог и пр.), а в трехсложных шире распространяются формы с - а (шоколада, нафталина ), для многосложных слов окончание - у вообще не характерно: беспорядка, парацетамола и др.

o В существительных с уменьшительными суффиксами прочно удерживается (медку, сахарку ). Выбор нужного варианта падежных окончаний - а,- у в названных формах зависит ещё и от синтаксических конструкций (ср: стакан чая - отпил чаю ), а также от особенностей предлогов (от - -а,-я: от голода, от смеха ; со, с – - у: с голоду, со смеху).

2. В предложном падеже у существительных мужского рода употребляются варианты падежных окончаний (под ударением) и - е (без ударения). Окончание - у употребляется:

o если перед существительным стоит предлог в или на и оно имеет обстоятельственное значение: холодно в лесу ;

o при указании на вещество или массу (весь в снегу; пряник на меду);

o при обозначении собрания людей ( в полку, в строю) .

Формы: в цехе, в отпуске относятся к литературным, в цеху, в отпуску - к разговорным.

3.В именительном падеже множественного числа по-прежнему вызывает споры выбор окончаний существительных - а(-я ) или -ы(-и).

o большинство существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа имеют окончание - ы(-и) : заводы, кони, торты. Продолжает увеличиваться количество слов на - а(-я) . Однако в литературной речи предпочитаются формы на - ы (-и ) , в разговорной - на -а(-я)

Варианты падежных окончаний существительных множественного числа зависят от ряда факторов. Вот основные:

а) Структура слова и место ударения:

Окончание -а(-я) имеют, в основном, односложные слова и слова, имеющие в единственном числе ударение на первом слоге: бок - бока, луг - луга, мастер - мастера, город - города, повар - повара, адрес - адреса, берег - берега, отпуск - отпуска, тополь - тополя.

Окончания -ы (-и) чаще встречаются в многосложных (и некоторых трёхсложные) словах с ударением на среднем слоге: библиотекарь - библиотекари, аптекарь-аптекари, инженер-инженеры. Ударение в этом случае не перемещается.

В словах с ударением на конечном гласном - окончание - ы- и : маляр-маляры, мост - мосты, падеж - падежи, столяр - столяры, договор - договоры (не договора!).

б) Происхождение слова.

Слова из французского языка с ударным суффиксом ер/ёр имеют окончание -ы, -и : киоскёр - киоскёры, лифтёр-лифтёры, контролёр - контролёры, актёр - актёры, шофёр-шофёры.

Слова латинского происхождения на -тор, обозначающие одушевленные предметы, одни оканчиваются на - ы, -и : авторы, инспекторы, инструкторы, а другие - на - а -я : директора, профессора. Объяснить, почему авторы , но директора можно только одним: сложилась традиция употребления этих слов в установленных формах.

в) Стилистическая дифференциация :

Следует отличать нормативные литературные формы языка на -ы(-и) , свойственные книжной речи, от разговорных, просторечных или профессиональных форм на - а(-я ). Недопустимая форма слов: бухгалтера, выбора, договора, шофера, крема, почерка.

С ударным окончанием -а(-я ) употребляются:

веера, директора, доктора, профессора, катера, клевера, корма, короба, кузова, невода, номера, округа, отпуска, паспорта, сорта, стога, сторожа, тополя, флигеля, хлева, шомпола, штабеля, штемпеля, якоря, ястреба.

С безударным окончанием - ы(-и) употребляются:

бухгалтеры, вратари, выборы, гаражи, договоры, жиры, инженеры, клапаны, конюхи, кондукторы, корректоры, лекари, лекторы, приговоры, порты, почерки, прииски, редакторы, ректоры, супы, торты, тракторы, фронты, шофёры.

Равноправные варианты падежных окончаний имеют существительные:

слесаря и слесари, пекаря и пекари, цеха и цехи, инспектора и инспекторы, фельдшера и фельдшеры, свитер и свитеры, полюса и полюсы, года и годы.

Различаются по смыслу формы:

лагеря (туристические) - лагери (политические, враждующие);

хлеба (в поле) - хлебы (круглые);

зубы (человека, животного) -зубья (машины);

листья (растений) - листы (бумаги);

токи (электрические) - тока (глухариные);

учителя (преподаватели) - учители (идейные);

соболя (меха) - соболи (животные)

образа (иконы) - образы (литературно-художественные) и др.

11) Нормы употребления имён прилагательных (краткие сведения о прилагательном, образование краткой формы, выбор полной и краткой формы, образование и употребление степеней сравнения).

Особенности и функции ударения изучает раздел языкознания, который называется акцентологией (от лат. accentus – ударение).

Ударение в русском языке свободное, что отличает его от некоторых других языков, в которых ударение закреплено за каким-то определенным слогом. Например, в английском языке ударным бывает первый слог, в польском – предпоследний, в армянском, французском – последний. В русском языке ударение может падать на любой слог, поэтому его называют разноместным. Сопоставим ударение в словах: компас, добыча, документ, медикамент. В этих словах ударение соответственно падает на первый, второй, третий, четвертый слоги. Разноместность его делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельно взятого слова.

Кроме того, ударение в русском языке бывает подвижным и неподвижным. Если в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть , то такое ударение является неподвижным (берегу, бережёшь, бережёт, бережём, бережёте, берегут – ударение закреплено за окончанием). Ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова, называется подвижным (прав, правы, права; могу, можешь, могут).

Большая часть слов русского языка имеет неподвижное ударение .

Ударение имеет большое значение в русском языке и выполняет различные функции. От ударения зависит семантика слова (хлопок хлопок, гвоздики – гвоздики). Оно указывает на грамматическую форму (руки – именительный падеж множественного числа, а руки – родительный падеж единственного числа). Наконец, ударение помогает различать значение слов и их формы : белок – родительный падеж слова белка, а белок – именительный падеж слова, которое называет составную часть яйца или часть глаза.

Разноместность и подвижность ударения нередко приводит к речевым ошибкам (вместо начал, понял произносят начал, понял).

Сложность в определении места ударения в том или ином слове возрастает, поскольку для некоторых слов существуют варианты ударений . При этом есть варианты , которые не нарушают норму и считаются литературными , например, искристый искристый, лосось – лосось, творог творог, мышление мышление, В других случаях одно из ударений считается неправильным, например, кухонный, инструмент, ходатайство, неправильно: кухонный, инструмент, ходатайство.

Целый ряд вариантов ударения связан с профессиональной сферой употребления. Есть слова, специфическое ударение в которых традиционно принято только в узкопрофессиональной среде, в любой другой обстановке оно воспринимается как ошибка.

В публичных выступлениях, деловом общении, обиходной речи довольно часто наблюдается отклонение от норм литературного языка. Так, некоторые считают, что надо говорить средства производства, но денежные средства, прошли два квартала, но второй квартал этого года. Слова средства и квартал независимо от значения имеют только одно ударение.

Ошибки в ударении могут привести к искажению смысла высказывания. Например, в одной из телепередач демонстрировались произведения испанских художников. Показали картину, на которой был изображен берег реки, дерево с богатой кроной, сквозь листья которой просматривалось голубое небо и зелень других растений. Под деревом сидел монах. Ведущий передачу сказал: «Эта картина называется «Отшельник в пустыне». Каждый, кто смотрел передачу, вероятно, удивился и подумал: какая же это пустыня ? Все дело в том, что на картине изображена не пустыня, а уединенное, безлюдное место, где живет отшельник, которое называется пустынь или пустыня . Неправильно произнесенное слово создало впечатление о несоответствии названия картины ее содержанию. Чтобы не допустить ошибки в постановке ударения, следует знать не только норму, но и типы вариантов, а также условия, при которых может быть использован тот или иной из них. Для этого рекомендуется обращаться к специальным словарям и справочникам . Лучше всего прибегать к помощи «Орфоэпического словаря русского языка». Ценным пособием является «Словарь ударений для работников радио и телевидения» (составители Ф.А. Агеенко, М.В. Зарва, под ред. Д.Э. Розенталя). Особенность данного словаря состоит в том, что он фиксирует только предпочтительный вариант. Правильное ударение дается также в орфографических, толковых словарях русского языка.

Выделение в устной речи какой-либо фонетической единицы с помощью свойственных языку фонетических средств называется ударением в широком смысле . В нашей речи различают три типа ударения: словесное, логическое и эмфатическое (от греч. emphasis – выразительность).

Словесное ударение – это особое выделение одного из слогов слова. Ударение является обязательным признаком знаменательных слов. Что же касается служебных слов, они так или иначе объединяются со знаменательными словами, образуя единое фонетическое слово с одним ударением.

Служебные слова выступают по отношению к знаменательным в качестве проклитик либо энклитик . Служебные слова, примыкающие к последующему ударяемому слову, называются проклитиками (от греч. proklino – наклоняю вперед): [пъд È Ùкно́ м / ис È пъд È вÙро́ т]. Слова, примыкающие к предшествующему ударяемому слову называются энкли́ тиками (от греч. enklí no – наклоняюсь): [скÙза́ л È бы / иди́ È къ].

Кроме ударных и безударных слов, наблюдаются также слова слабоударяемые. С грамматической точки зрения это местоимения, местоименные наречия, некоторые предлоги и союзы. Ударение в них ослаблено, но тем не менее имеется, о чем свидетельствует сохранения качества гласного [о]: [зна́ л È но ́ È мÙлч"ал // вот È пÙшо́ л È о ́ н / к È с"и́ н"ьму мо́ р"у //].

С точки зрения своей фонетической природы русское словесное ударение характеризуется тремя признаками:

1) ударный слог отличается большей длительностью, т.е. русское ударение является количественным;

2) ударный слог произносится с большей силой, поэтому русское ударение называется силовым, или динамическим;

3) в ударном слоге гласные русского языка произносятся наиболее ясно, тогда как в безударном положении они редуцируются, т.е. русское ударение имеет качественную характеристику.

Русское словесное ударение является свободным (разноместным ) и может падать на любой слог слова и на разные морфемы: ра́дуга, рука́, розова́тый, передава́ть и т.д.

Ударение в одних словах может быть неподвижным (при склонении и спряжении ударение в словоформах остается на одном и том же слоге: дрожу́, дрожи́шь, дрожи́м…, заво́д, заво́да …), в других – подвижным (при склонении и спряжении ударение в его формах оказывается на разных слогах: голова́, го́ловы, голо́в…; пишу́, пи́шешь… ).

Продуктивным типом в русском языке является неподвижное ударение.

Каждое самостоятельное слово имеет, как правило, одно ударение, но в некоторых сложных по морфологическому составу, больших по объему словах возможно и второе, побочное ударение. Они неравноценны: главное , основное ударение слоговое; побочное – слабее главного и обычно ставится впереди основного.

Побочное ударение встречается:

а) в сложных словах: во̀донепроница́емый, высоко̀производи́тельный, а̀эрофо̀тосъёмка;

б) в словах с иноязычными приставками: су̀перобло́жка, ко̀нтруда́р, мѐжконтинента́льный;

в) в некоторых сложносокращенных словах: пѐдинститу́т, спо̀ртинвента́рь;

г) в некоторых двусложных и трехсложных предлогах и союзах: о̀коло до́ма, когда̀ прие́дешь; потому̀ что хо́лодно.

Словесное ударение в русском языке может различать: а) смысл слова: хло́пок – хлопо́к, бе́лка – белка́, пи́ща – пища́;

б) формы одного и того же слова: хо́дите – ходи́те, насы́пать – насыпа́ть, о́кна – окна́;

в) варианты слов: добы́ча (общеупотр.) – до́быча (проф.); ди́кий (лит.)- дико́й (диал.); краси́вее – красиве́е (прост.), му́зыка (нейтр.)- музы́ка (уст.)

Существуют и дублеты (франц. doublet из double – двойной), когда разница в месте ударения не значима: ка́мбала – камбала́, тво́рог – творо́г, ржа́веть – ржаве́ть и др.

В абсолютном большинстве слов русского языка место ударения достаточно устойчиво, а перемещение его подчиняется определенным закономерностям, что в целом составляет норму. Однако наряду с этим наблюдаются колебания в ударении отдельных слов, допускаемые литературной нормой, а в речи людей, недостаточно владеющих литературным языком, нередки случаи нарушения нормы.

Причинами колебаний и отклонений от нормы в отношении ударения являются: а) влияние местных диалектов: до́быча (сев.) – добы́ча, при́говор (сев.) – пригово́р, нена́висть (юж.) – не́нависть , правну́к (юж.)- пра́внук ; б) заимствованные слова с колебающимся ударением. Одно и то же слово может заимствоваться из разных иностранных языков, различающихся системами ударения: а́лкоголь (из нем.) – алкого́ль (влияние франц.), пи́кник (из англ.)- пикни́к (из франц.), импо́рт (из франц.) – и́мпорт (из. англ.); в) изменение самой нормы: паспо́рт (уст. В первой половине XIX в. общепринятым было ударение на втором слоге) – па́спорт (единственно правильное является на 1-м слоге).

Логическое ударение . В отличие от словесного оно выделяет не слоги, а целые слова в предложении. Логическое ударение может падать на любое слово речевого такта: Я хочу учиться. – Я хочу учиться. – Я хочу учиться .

Эмфатическое ударение служит для подчеркивания эмоциональной стороны слова. Достигается это обычно долгим произношением ударного гласного, иногда и протяжным произношением согласного. Причем, замечено, что положительные эмоции, а также крайнее удивление выражаются обычно продлением гласных (Петенька, милый, голубчик, приезжа-ай, соску-училась …), отрицательные эмоции – продлением согласных (А ну, гляди сюда, каш –шеваррр!)

Вопросы:

1. Охарактеризуйте сущность словесного ударения?

2. Что такое разноместность словесного ударения?

3. Расскажите о словах с неподвижным и подвижным ударением.

Неправильное ударение в словах снижает культуру устной речи. Ошибки в ударении могут привести к искажению смысла высказывания. Особенности и функции ударения изучает отдел языкознания акцентология. Ударение в русском языке в отличие от других языков свободное, т. е. может падать на любой слог. Кроме того, ударение может быть подвижным (если в различных формах слова падает на одну и ту же часть) и неподвижным (если ударение меняет место в разных формах одного и тог же слова).

В некоторых словах сложности в ударении существуют из-за того, что многие не знают их принадлежности к части речи. Например, прилагательное развитОй. Это слово употре***ется в значении «достигший высокой степени развития». Но в русском языке существует причастие рАзвитый, или развИтый, образованное от глагола развивать. В данном случае ударение зависит от того, прилагательное это или причастие.

В русском алфавите есть буква ё, которая считается факультативной, необязательной. Печатание буквы е вместо ё в литературе и официальных бумагах привело к тому, что во многих словах стали произносить на месте о э: не жёлчь - [жо]лчь, а желчь - [жэ]лчь, не акушёр - аку[шор], а акушер - аку[Шер]. В некоторых словах было перенесено ударение: заворОженный, недооцЕненый вместо правильного заворожённый, недооценённый.

Каковы особенности русского словесного ударения?

Правильная постановка ударения в словах -- необходимый признак культурной, грамотной речи.

Раздел науки о языке, изучающий природу, особенности и функции ударения, называется акцентологией.

Ударение-- своеобразный фонетический «паспорт» слова. Часто достаточно изменить ударение в хорошо известном слове, чтобы оно стало неузнаваемым.

Сложность и прихотливость русского ударения известны всем. Пожалуй, ни одна область русского языка не вызывает столько споров, недоумений и колебаний. Во многом это обусловлено спецификой русского ударения в целом:

оно отличается разноместностью (может быть на любом слоге в слове, ср.: ку""хонный, экспе""ртный, проходно""й);

подвижностью (может менять свое место в разных формах одного слова, ср.: нача""ть, на""чал, начала"", на""чало);

кроме того, ударение может меняться с течением времени. Однако колебания в сфере ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени. Такие варианты редко бывают равноценными. Хотя одинаково правильным считается произношение таких вариантов, как тво""рог и творо""г, ба""ржа и баржа"" и др.;

Некоторые сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (или второстепенное) ударение, условно обозначаемое знаком гравис (`). Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное -- вторым (ближе к концу слова): кля`твопреступле""ние, о`колозе""мный, ви`це-президе""нт.

Обычно существует несколько вариантов произношения в зависимости от сферы употребления:

литературный и нелитературный (то есть просторечный, жаргонный, диалектный);

основной (используемый в официальной обстановке) и дополнительный (допускаемый только в бытовом общении, в неофициальной обстановке).

Например, глагол заня""ться в прошедшем времени фиксируется в речи в трех вариантах: занялся"" -- основной вариант, заня""лся -- дополнительный литературный вариант (допустим в неофициальном общении), за""нялся -- встречается в просторечии, не рекомендуется для использования в литературном языке.

Постановка ударения может зависеть от значения слова:

заброни""ровать место в гостинице -- забронирова""ть новое орудие;

приво""д в милицию -- при""вод в механизме;

осенняя сырость и мокрота""-- кашель с мокро""той;

языково""й барьер -- языко""вая колбаса;

занято""й человек -- за""нятое место;

ша""баш ведьм -- шаба""ш работе.

Наибольшие трудности обычно вызывают иноязычные, книжные, устаревшие или, наоборот, только вошедшие в язык слова. Колебания наблюдаются также и в некоторых широкоупотребительных словах.

Однако в языке существуют определенные модели постановки ударения в целых группах слов, хотя большинство из них действует лишь как тенденция, т.е. возможны различные отклонения, колебания внутри этой модели. Для облегчения запоминания постановки ударения приводятся группы слов с общими акцентологическими признаками. Так, запомнив одно из кратких страдательных причастий женского рода, например, занята"" вы будете знать, как произносить более двадцати идентичных форм: заснята"", отнята"", поднята"", начата"" и т.д.

Есть немало слов, произношение которых служит «лакмусовой бумажкой» уровня речевой культуры человека. Неправильная постановка ударения не только затрудняет понимание, отвлекает слушателей, но и подрывает доверие к говорящему, заставляет сомневаться в его компетентности не только в области речевой культуры, но и в профессиональной деятельности.

С приходом системы ЕГЭ стали популярны так называемые «акцентологические минимумы» (это минимум слов, вызывающих трудности в правильной постановке ударения, которым должен владеть школьник, абитуриент, студент; своеобразная «шпаргалка»).

Акцентологические минимумы можно найти практически в любом современном пособии по культуре речи или в Сети. Все они содержат разный набор слов, поскольку такие списки не могут не быть субъективными.

Примечания.

В русском языке не принято ставить знак ударения над буквой «ё», так как она всегда ударная. Исключением являются заимствованные и сложные, составные слова (например, трёхъя""русный).

Некоторые слова в разных словарях имеют разное ударение либо дополнительные варианты ударения.

В случае трудностей при постановке ударения в слове лучше обращаться к специальным словарям (см. ссылки ниже) и составлять свой индивидуальный акцентологический минимум.

Обозначение

В русском языке ударение обозначается знаком «акут» над гласным слога: говоримть. Обычно на письме знак ударения проставляется только при необходимости смыслоразличения или для логического подчёркивания: Я знаю, что ты знбешь - Я знаю, чту ты знаешь; Вы смутрите - ну и смотримте; ...в бульших количествах.... В словарях и другой учебной литературе (в том числе в детских книгах) ударение может обозначаться чаще или даже повсеместно. В последнее время в связи с развитием интернета, SMS и т.п., где использование акута затруднительно, появилась тенденция обозначать ударение заглавной буквой: ...в бОльших количествах.... Над буквой ё ударение никогда не ставится, поскольку написание ё почти всегда подразумевает ударную позицию (кроме некоторых заимствований и сложносоставных слов: «сёдзё», «трёхэтамжный»). Если пишущий не употребляет букву ё последовательно, то её употребление аналогично использованию знака ударения.