Перед лицом смерти. Подготовка к смерти – это подготовка к Жизни вечной

Цитата сообщения esoterick

Что такое смерть. Как к ней подготовиться, умереть и жить после смерти

Памятка умирающему, его близким и всем, кому предстоит помереть.

Лучше быть готовым к смерти заранее, чем не готовым во время ее прихода.

Что такое смерть. Как подготовиться, умереть и жить дальше

В этой обзорной статье мы рассмотрим ведическую точку зрения на такие вопросы:

Что такое смерть?
- зачем она нужна?
- каковы стадии умирания?
- как подготовиться к смерти?
- что делать в момент умирания и после смерти тела?

Также узнаем множество других важных и полезных "потусторонних" секретов смерти.

Веды и различные религии утверждают, что смерть - это не конец существования, а просто оставление душой грубого физического тела , которое больше не может выполнять важные жизненные функции. , то есть индивидуальное сознание, которое находится в теле, не зависит от состояния тела, но переживает все телесные и умственные ощущения.

Тело временно, и срок его жизни, согласно Ведам, определяется еще в момент зачатия. Этот срок не может быть изменен желанием человека, но может быть изменен Богом, который является причиной всего сущего. Известно немало случаев, когда искренние молитвы возвращали умирающего к жизни при самых пессимистичных прогнозах, и даже «с того света».

Душа, в отличие от тела, вечна: она не может умереть, хотя процесс расставания с телом может воспринимать как собственное умирание. Это происходит из-за сильного отождествления с физическим телом и отсутствия осознания себя как души (сознания). Поэтому при жизни человек должен получать знания о своей духовной природе и заниматься , постигая свою истинную нематериальную суть - это поможет ему в час расставания с бренной физической оболочкой, которая стала непригодной для жизни в этом мире. В момент смерти человек может очень многое изменить в своей будущей судьбе, если знает, что следует делать. Об этом и поговорим.

Что такое смерть и зачем она нужна

Как человек сменяет старые лохмотья на новые одежды, так и душа получает новые материальные тела взамен старых и бесполезных. Этот процесс называется в Ведах реинкарнацией - перевоплощением индивидуального сознания (души).

Материальный мир, в котором мы живем, - это своего рода школа, которая имеет вполне определенную цель. Эта школа всех проводит через все необходимые занятия - к последнему экзамену и успешному завершению обучения. Иногда мы наступаем на одни и те же грабли, но в конце концов постигаем урок, делаем правильные выводы и движемся дальше. Бога можно назвать главным учителем или директором этой школы, которому подчиняются все люди и обстоятельства, которые нас по жизни чему-то учат, явно или неявно. Вся наша жизнь является, по сути, учёбой, а смерть - последним экзаменом. Так, жизнь за жизнью, мы получаем новые тела и соответствующее обучение, необходимое для того, чтобы в конце концов понять истинный смысл жизни и вернуться в родной духовный мир (домой к Богу), где нет рождения и смерти, старости и болезней, где вечно царит счастье, любовь и осознанность.

Как мы попали в этот мир и почему страдаем

Сравнивают материальное творение с обителью страданий, и говорят, что настоящего счастья в этом мире не существует. Это легко понять, окинув взглядом свою жизнь и поняв, что настоящее счастье так до сих пор и не появилось, несмотря на множество приложенных усилий. Именно поэтому человек чувствует в душе глубокую неудовлетворенность, которая иногда заглушается временными удовольствиями. Душа может быть полностью удовлетворена только духовном мире , где она полностью осознаёт, что является неотъемлемой частью и потому с любовью служит Ему и другим Его частицам, таким же вечным душам. В царстве Бога душа пребывает в полной гармонии и испытывает истинное удовлетворение и счастье.

Однажды пожелав пожить только для себя (исключительно ради собственного наслаждения, «в обход Бога»), душа получает такую возможность и попадает в материальный мир, где может бесконечно долго пытаться получить счастье. Прожив здесь многие жизни и полностью разочаровавшись в неосуществимой идее достичь счастья, индивидуальное сознание (душа) теряет всякий интерес к материальному миру, который вечно кормит красивыми обещаниями, а дает лишь временные удовольствия, и болезненную смену материальных тел.

Разочаровавшись в материальном мире, душа начинает интересоваться духовными темами: философией, эзотерикой, различными практиками и религиями. Находя ответы на свои вопросы, человек понимает, что нужно делать, чтобы вернуться домой, в духовный мир, к Богу, где всё намного красивее, интереснее и приятнее, где царит вечное счастье и нет страданий.

Важность размышлений о смерти

В былые времена люди с детства изучали духовные науки, и тема смерти была неотъемлемой частью обучения. Смерть может прийти в любой момент, и нужно быть готовым к ней всегда, чтобы она не стала неожиданностью. Человеку дан разум, чтобы изучать мудрость, думать о вечном и заниматься . Современные люди используют свой разум не по назначению и бессмысленно тратят отпущенное им время жизни на развлечения и другую деятельность, которая не поможет им, когда придет время расставаться с телом. Нужно думать о своем будущем, которое придет после смерти тела, и здесь есть проблема, потому что у людей нет знаний в этой сфере. Поэтому далее кратко описаны основные моменты, которые нужно твердо знать, помнить и применять, когда приближается собственная смерть или умирает кто-то из близких.

Подготовка к смерти, предсмертные стадии и процесс умирания

Первое и самое важное, что полезно знать и помнить умирающему - нужно постоянно взывать к Господу, читать молитвы или подходящие мантры, или же обращаться к Богу своими словами. Лучше звать Бога по имени, у Него много Имен, и можно выбрать любое - из той религии или духовной традиции, которая вам близка и понятна.

В разных религиях Всевышнего называют разными именами, и каждое Его Имя указывает на то или иное качество Бога. В христианстве мы встречаем такие имена Господа как, например, Иегова (Бог Живой), Яхве (Тот, кто Есть, Сущий), Саваоф (Господь Воинств), Элохим (Могущественный, Всевышний) и другие, менее известные. У мусульман главное имя Бога - Аллах (Единый Господь), и есть еще 99 описательных имен. В других религиях также используются различные титулы Богов, которые переводятся как Единый, Сияющий, Владыка, Справедливый, Крепкий, Проявленный, Победоносный, Лечащий и т.д. В буддизме прославляют Бога, который приходил на Землю 2500 лет назад как Будда. В индуизме широко известны такие имена Верховного Господа, как Вишну (Всевышний, Вездесущий), Кришна (Всепривлекающий), Рама (Всерадующий) и Хари (Устраняющий иллюзию) или Харе (звательная форма от «Хари», означает также Энергию Божественной Любви и Преданности). Нужно понимать, что верховный Господь один, но Он проявляет себя в разных Формах и известен под разными Именами , где каждое Имя указывает на одно из множества Его божественных качеств.

Перед смертью и в процессе умирания нужно сосредоточиться на выбранном Имени Бога и постоянно Его звать , стараясь не отвлекаться ни на что другое.

В Ведах говорится: о чем человек думает в момент смерти, к тому он и притягивается в следующей жизни . Если думать о своей собачке, можно родиться в теле собаки. Если думать о противоположном поле, можно получить тело противоположного пола. Если в момент смерти человек думает о Боге (зовет Его по Имени, читает ), он возвращается в царство Бога, где может вечно общаться с Господом. Подробнее об этом рассказано в конце статьи.

Поэтому в момент оставления тела самое важное - помнить о Боге, звать Его, сосредотачиваться на Нем. И не думать обо всем остальном, уже бесполезном и бессмысленном.

Стадии процесса умирания:

  1. На первой стадии во всем теле появляется тяжесть , как будто тело наливается свинцом. Со стороны это выглядит как потеря контроля за мышцами лица, кроме мышц глаз . Лицо становится неподвижным, как маска, и только глаза сохраняют подвижность. Нужно читать молитвы или просто повторять Имена Господа, призывая Его помочь. Если умирающий не делает этого, пусть читает молитвы или призывает Бога кто-то из близких или людей, находящихся рядом.
  2. Вторая стадия умирания характерна ощущением озноба и очень сильного холода, переходящего в лихорадочный жар. Теряется зрение, глаза становятся пустыми. Теряется слух . Нужно повторять имя Бога или читать молитвы, и готовиться к встрече со светом. Яркий белый свет - это свет Бога, его не нужно бояться, наоборот, в него нужно войти, это свет спасения, избавления.
  3. На третьей стадии умирающий чувствует, как будто его кусают одновременно тысячи скорпионов, тело будто рвется на части, словно разрывается на атомы . Внешне это проявляется как судорожное прерывистое дыхание с сильной вибрацией . В этот момент тонкое тело (оно описано в конце статьи) отделяется от грубого физического тела, и это болезненно. Физические чувства отключаются , но душа еще находится в сердечной чакре (в области сердца) и видит кромешную тьму. Нужно громко говорить умирающему, обращаясь к нему по имени: "Не бойся ничего! Сейчас ты увидишь яркий свет, сосредоточься на нем и войти в него. Зови Бога по Имени!" Также нужно вслух читать за него молитвы и звать Бога. В момент отделения от тела (с последним выдохом) у души может возникнуть ощущение движения по тоннелю (трубе) к свету, и ей нужно продолжать звать Бога. Если у души остается сильная привязанность к этому миру и она не хочет оставлять умирающее тело (которое считает собой), это мешает ей уйти. Нужно говорить умирающему: "Тебе нужно встретиться с Богом! Ничего не бойся и ни о чем не жалей, обращайся к Богу с молитвой, громко зови Его по Имени . Он придет как ослепительно белый свет, войди в Него!" Нужно постоянно напоминать умирающему о Боге и побуждать звать Его. И войти в яркий свет, как только представится возможность. Неблагоприятно обсуждать любые материальные темы, вместо этого нужно постоянно переключать внимание на Бога.

Если умирающий не смог (не успел, не захотел, не получилось) обратиться к Богу и прозевал яркий свет (не вошел в него, не увидел, не успел), душа выходит из тела и остается в комнате, недалеко от тела. Она видит свое оставленное тело и присутствующих людей со стороны. Видит их слезы и скорбь, слышит их причитания, и такое их поведение может испугать, ввергнуть в шок, привести в сильное смятение, если до этого человек считал себя телом и был сильно привязан к материальному существованию. Нужно обязательно успокаивать умершего, обращаясь к нему по имени: "Не бойся ничего. Молись ярко-белому свету, который появляется перед тобой, и войди в него. Это Свет Бога, Он - твой спаситель. Забудь обо всех и обо всем остальном, зови Бога! "

Если душа не смогла сосредоточиться и войти в свет, тот исчезает. Тогда душа уходит в промежуточные слои на срок 49 дней, пока не войдет в новое тело. Благоприятно читать за умершего молитвы, и все эти 49 дней давать освободившейся душе наставления помнить о Боге и звать Его. В этом промежуточном состоянии душа может прийти к вам из любой точки пространства сразу же, как только вы ее позовете, поэтому зовите ее каждый день по имени и давайте ей наставления. Это надо делать у места, связанного с умершим (его кровать, фотография и т.п.). Душа может приходить и сама, без зова, потому что у нее остается к месту и родственникам. Важно, чтобы родственники ежедневно читали за нее молитвы и просили ее делать то же самое. Благодаря искренним молитвам участь оставшейся без тела души может быть значительно улучшена, и она получит хорошее тело в подходящей семье, где сможет духовно прогрессировать. Также молитвы могут вызволить душу из ада, существенно сократив срок пребывания там.

Душе могут предоставить выбор, в какой стране и семье родиться, поэтому, обращаясь по имени, говорите: "Не спеши рождаться, если увидишь безбожную страну. Один из признаков духовной страны - много храмов. Не спеши выбирать родителей. Просмотри их будущее, и только если оно связано с духовностью, выбирай их ". Также каждый день давайте наставления помнить о Боге и читать молитвы. Если не говорить об этом умершему, то через 49 дней душа может воплотиться не самым лучшим образом.

Что нужно и чего нельзя делать в момент умирания

Эти советы помогут не навредить, а наоборот, принести пользу и помочь освобождающейся от тела душе.

В момент умирания нельзя:

  1. Беседовать на мирские темы, потому что у души это вызывает привязанность к материальному, сильное смятение и нежелание покидать непригодное для жизни тело. Это приносит умирающему ненужные страдания.
  2. Скорбеть, причитать, рыдать и прощаться - это вызывает помрачение рассудка у умирающего и причиняет ему нестерпимую боль.
  3. Касаться тела (даже брать за руку), поскольку вы можете помешать душе выйти по каналу, предназначенному ей по (по судьбе), направив ее в другой канал, менее благоприятный. Но если человек засыпает, его нужно будить, трясти, чтобы он приходил в сознание, и тогда продолжать давать ему наставления. Гораздо лучше, когда душа оставляет тело в сознательном состоянии, чем в бессознательном.
  4. Нельзя отвлекать внимание умирающего от Бога (или молитв). В зависимости от уровня духовного развития и накопленных грехов умирающего, его тонкое тело может выходить через нижние врата (анус), тогда душа воплощается в животное; средние врата - душа получает тело человека; верхние врата (темя) - попадает на райские планеты. Выход через сушумну (центральный канал) означает попадание на трансцендентный уровень (возвращение в духовный мир). Сосредоточение внимания на Боге или Его Имени в момент умирания позволяет душе покинуть тело через центральный канал, немедленно избавиться от всех грехов и вернуться в Царство Бога. Этот редкий шанс нужно использовать, поэтому во время смерти внимание должно быть сосредоточено только на Боге.

В момент умирания нужно:

  1. Говорить о Боге, читать молитвы или священные писания, прославляющие Господа, Его игры, деяния, имена, качества.
  2. Вдохновлять умирающего на предстоящую встречу с Богом, просить его читать молитвы и звать Бога.
  3. Избавлять умирающего от скорби, объясняя могущество Бога: "Помня о Всевышнем и зовя Его по Имени, ты попадешь в духовный мир и получишь вечное прекрасное тело, которое не болеет, не стареет и не страдает. Господь освободит 100 колен до и после тебя, и при желании ты сможешь общаться с ними в Царстве Бога».
  4. Объяснять душе процесс освобождения как встречу со светом. Душе нужно войти в яркий белый свет, несущий избавление от всех страданий. Нужно развеять перед смертью.
  5. Радоваться избавлению души от недееспособного тела и телесных страданий.

Что происходит в момент смерти

Непосредственно в момент смерти глаза уже ничего не видят, душа смотрит на тело изнутри, и потому очень темно. Затем, в зависимости от греховности человека, его верхние или нижние энергетические каналы (нади) освещаются, и благодаря этому человек видит тоннель (трубу) со светом в конце него.

Только крайне греховные или внезапно умирающие люди (например, в катастрофе, в бою, при несчастном случае) не видят никакого света. Очень греховных людей забирают из тела еще до появления света. Благочестивые (почти безгрешные) люди испытывает блаженство при появлении света, а йоги-мистики видят четырехрукую форму Господа (подробно описанную в индуизме). Умирающему нужно объяснить, что свет - это Бог, и Он пришел, чтобы спасти душу от новых рождений в материальном мире, а также , старости и смертей. Нужно довериться Богу и войти в Его яркий свет.

В момент смерти грубого тела, душа входит в тоннель и движется к свету. В это время нужно звать Бога (желательно по Имени) или читать молитвы до тех пор, пока душа не встретится с Богом. Если душа не успела (или не смогла) осознать, что свет - это Бог, она выходит из тела и остается в комнате, видя своих родственников и оставленное тело. В этом случае тоже не все потеряно, и нужно постоянно читать молитвы и призывать Господа.

После момента смерти (последнего выдоха), когда прошло 20 минут, душа уже покинула тело. В эти 20 минут важно постоянно давать наставления уходящей душе, а также читать соответствующие молитвы или мантры, просить Бога помочь душе.

Основное наставление душе перед смертью, в момент умирания и после оставления тела: "Что бы ни происходило, зови Господа по имени, читай молитвы и постоянно думай о Нем. Тебе нужно встретиться с Богом, поэтому забудь обо всем остальном и призывай Всевышнего!"

Жизнь после смерти

Выйдя из мертвого тела, если душа не вошла в яркий свет, она оказывается в незнакомых условиях и необычном состоянии. Если человек до этого не занимался духовной практикой и не знает, что он - вечная душа, и что делать без грубого тела, новая реальность вызывает замешательство и пугает. В ужасе он начинает метаться по знакомым местам, пытаясь заговорить с близкими, которые его не видят и не слышат, и пытается снова войти в свое тело, которое не оживает. По этой причине тело лучше сжигать, как делают в Индии, иначе душа еще долго может оставаться возле могилы в виде приведения, будучи привязанной к телу.

Если человек не был подготовлен к смерти, то первые 3-4 дня после оставления тела он может находиться в ужасе и не обращать внимания на наставления (при этом он обычно он видит сияние, воспринимает различные энергии). Тогда помогают лишь молитвы за него.

Сидя возле пустой кровати умершего или перед его фотографией, 4 дня нужно повторять ему периодически: «Не переживай и успокойся! Забудь все, что было на земле. Постоянно думай о Господе, читай молитвы и зови Его по Имени, тогда ты достигнешь обители Бога».

Благоприятно, чтобы в комнате умершего, возле его кровати или фотографии круглосуточно звучала духовная музыка с подходящими молитвами или мантрами, или просто запись молитв искреннего священника или святого человека. Душа часто возвращается в то место, к которому сильно привязана, она будет слышать эти молитвы и очищаться благодаря их духовным вибрациям. Запись должна звучать все 49 дней, громкость нужно сделать небольшую, но чтобы слова молитвы были отчетливо слышны.

Что такое «тонкое тело» и чем оно отличается от души

Покидая умирающее тело, душа выходит из него в так называемом тонком теле. Но душа и тонкое тело - это совершенно разные вещи.

Описание и свойства тонкого тела:

  1. Тонкое тело состоит из тонких материальных энергий и внешне является копией физического (грубого) тела. При ощупывании себя тонкое тело ощущается как и привычное нам физическое тело.
  2. Душа в тонком теле видит, слышит и имеет другие привычные восприятия.
  3. У тонкого тела тоже есть вес (небольшой) и оно подчиняется закону тяготения. В расслабленном состоянии медленно опускается на землю.
  4. Оно может вытягиваться или принимать любые другие формы. При расслаблении возвращается в форму привычного физического тела.
  5. Оно обладает низкой плотностью. Душа в тонком теле может проходить через стены и любые другие препятствия (просачиваясь сквозь частицы материи). Единственное препятствие - электромагнитное поле.
  6. Тонкое тело может двигать предметы в физическом мире (полтергейст).
  7. При некоторых условиях тонкое тело может стать видимым, и также оно может видеть тонкие тела других существ (например, во сне мы путешествуем в тонком теле).
  8. С грубым телом тонкое связано так называемой серебряной нитью, которая в момент смерти разрывается.
  9. Тонкое тело подвержено влиянию электричества, поэтому может быть поражено током.
  10. Перемещение или изменение тонкого тела управляется мыслью и происходит со скоростью мысли.

Сама душа является чистым сознанием , которое нематериально и вечно, а тонкое тело - это материальная временная оболочка , которая как бы обволакивает душу, обуславливает ее, ограничивает. Физическое тело - это еще более грубая оболочка поверх тонкого тела, оно ограничивает еще больше. Тонкое тело не существует само по себе (как и физическое), оно живет и действует только благодаря присутствию души. Тонкое тело само по себе ничего не осознаёт, оно является просто временной ограничивающей оболочкой для осознающей души. Тонкое тело со временем меняется, а душа неизменна. Если душа уходит в духовный мир, она делает это без упомянутых тел, только в чистом виде, как чистое сознание. Если же душе суждено снова получить тело в материальном мире, ее тонкое тело остается с ней. Душа не может умереть, а тонкое тело - может; оно просто «растворяется», когда душа возвращается к Богу. Пока душа находится в материальном мире, она всегда пребывает в тонком теле, через которое и воспринимает происходящее. В тонком теле сохраняется опыт прошлого и все неосуществленные мечты, благодаря которым душа получает в будущем то или иное грубое тело, в котором может реализовывать оставшиеся желания. Если материальных желаний не осталось, душу больше ничто не удерживает в материальном мире.

Пребывая в тонком теле, нужно постоянно звать Бога, читать молитвы, посещать церкви и храмы, присутствовать на богослужениях.

Перед душой, находящейся в тонком теле, может появиться свет различных цветов:

  • Ослепительно-белый - это свет духовного мира, царства Бога. Нужно стремиться в него, зовя Бога. Все остальные оттенки света - это различные материальные миры.
  • Тускло-белый - из царство полубогов (райские планеты, по восточным религиям).
  • Тускло-зеленый - царство демонов (где живут могущественные, но безбожные существа).
  • Желтый - люди.
  • Тускло-голубой - животные.
  • Тускло-красный - духи.
  • Тускло-серый - адские миры.

Если появляется этот тусклый свет разного цвета, нужно всеми силами сопротивляться, отталкиваться от него и звать Бога по Имени. Если не удалось войти в ослепительно-белый свет (и попасть в духовный мир), 49 дней душа находится в подвешенном, промежуточном состоянии. Ближе к 49-му дню душа видит будущих родителей и свою судьбу в этой семье. Есть возможность выбора, поэтому нужно не спеша просмотреть больше семей и выбрать себе наиболее духовную жизнь, чтобы была возможность заниматься духовной практикой и прогрессировать.

В зависимости от кармы (греховности или благочестия), человек обречен воплотиться в той или иной форме жизни (то есть, тип будущего тела определен). Однако, если он видит, что его затягивает в тело животного (например, свиньи или собаки) нужно сопротивляться и громко звать Бога.

Если человек оставляет грубое тело в страшных мучениях, он при этом (в процессе умирания) не слышит наставлений, но после смерти тела, когда душа пребывает в тонком теле, она все слышит и видит, поэтому нужно ежедневно звать его по имени и читать наставления.

Если душа попала в ад, нужно так же само читать ей наставления и молитвы за нее, это поможет поскорее выбраться из адских миров. Молитвы за умершего обладают сильным очищающим действием.

Поминки: что нужно и чего нельзя делать

Нужно понять, что состояние души, покинувшей тело, и состояние ее родственников очень тесно связано. У них есть связь на уровне тонких тел. Живые люди (то есть, души, живущие в грубом теле) эту связь могут не чувствовать, кроме настоящих экстрасенсов, йогов-мистиков и святых, которые ощущают тонкие энергии. Обычный человек «настроен» на грубые ощущения (получаемые через грубое тело), поэтому тонких энергий обычно не осознаёт. А душа без грубого тела прекрасно чувствует тонкие вибрации (энергии) тех, кто ей дорог или о ком думает. В тонком теле она (душа) со скоростью мысли может перенестись в то место, о котором думает, или к тому человеку, о котором вспомнила. Именно поэтому, когда мы вспоминаем умершего, он (как душа с тонким телом) сразу же притягивается к нам, как магнитом. Поэтому важно звать его, давать наставления и читать за него молитвы: через божественную энергию молитв он будет контактировать с Богом, а это очищает от кармы (грехов) и приносит душе большое благо. Также не меньшее благо получают те, кто читает эти молитвы. Каждый раз, вспоминая умершего, нужно дать ему наставления или переключиться на молитву за него. В такие моменты не нужно думать о чем-либо материальном или негативном, не нужно скорбеть или сожалеть, плакать или причитать, это вредно и очень болезненно для ушедшей души.

Когда родственники едят на поминках мясо, рыбу или яйца, умершего одолевает страх, потому что он чувствует, как из-за этого ухудшается его карма (влияют негативные энергии этих продуктов), и его затягивает вниз, в адские миры. Он умоляет живых не делать этого, но они его, конечно же, не слышат. Если это вызывает у него гнев (который возникает в тонком теле), душа стремительно падает в ад (подобное притягивает подобное). Спасти может искренняя молитва, обращение к Богу по Имени. Можно подсказать такой душе: "Ты видишь, как твои родственники грешат ради тебя, но не вовлекайся в это. Сосредоточься на призывании Имени Бога и постоянно читай молитвы, иначе погубишь себя ." Человек с плохой кармой (множеством грехов) находится как в бреду и не слышит эти наставления, или не может их принять и выполнять. За него нужно молиться.

Чего нельзя делать на поминках:

  1. Употреблять в пищу продукты насилия (яйца, рыбу, мясо), которые содержат энергию насилия и убийства. Живые эту энергию почти не чувствуют, а для души без тела это тяжелый якорь, тянущий на дно.
  2. Пить спиртное. Это не только одурманивает сознание пьющих, но и сильно вредит душе, за которую пьют.
  3. Разговаривать на мирские темы. Это привязывает душу к материальному миру и не дает уйти к Богу.
  4. Вспоминать качества и дела умершего (это привязывает его к умершему телу, дому, вещам и прошлому).
  5. Предаваться скорби и негативу, так как это пессимистичное настроение передается ушедшей душе и тянет ее вниз.

Что нужно делать на поминках:

  1. Читать молитвы, мантры, священные писания, петь имена Бога.
  2. Обсуждать деяния Господа, разговаривать на духовные темы.
  3. Раздавать освященную пищу (вегетарианскую, предложенную Всевышнему). Если нет никакой возможности освятить пищу в церкви или храме, можно сделать это дома, руководствуясь священными писаниями или статьей «Йога приготовления и приёма пищи».
  4. Предложить (лучше вслух) немного освященной пищи умершему перед его фотографией. Душа с помощью своего тонкого тела съест всю тонкую энергию освященной пищи и получит огромное благо. Затем эту пищу нужно отдать уличным животным или оставить на земле возле дерева и т.д., где ее съедят низшие формы жизни.
  5. Стараться сохранять позитивный духовный настрой, понимая, что ушедшей душе нужна позитивная энергия.

Продолжение статьи (источник) на сайте самопознания и просветления. Дополнить или обсудить статью можно на форуме или в комментариях.

О смерти, казалось бы, и думать-то не хочется, а тут - готовиться. Если сравнить смерть с выпускным экзаменом, то вся жизнь это - долгий учебный процесс, стремящийся к ней и никуда более. Кто хорошо учился весь год, тот экзаменов не боится. Напротив, лодыри и прогульщики пытаются учиться в последние три дня, да и то лишь в процессе изготовления шпаргалок.

Со смертью этот номер не проходит. Вернее проходит, но в виде крайнего исключения. Есть примеры глубокого и спасительного предсмертного покаяния, самый яркий из которых - благоразумный разбойник, висевший на кресте справа от Господа Иисуса. Надеяться на повторение подобного чуда в своей жизни - дерзость. Такие чудеса не планируются. Каяться нужно сегодня. Сегодня нужно и о смерти думать.

Верующий человек думает о смерти не как об исчезновении, а как о радикальном изменении способа бытия. Если смерть ассоциируется с исчезновением, то придется согласиться с мыслями некоторых греков, говоривших, что пока мы есть, смерти нет, а когда смерть есть, нас уже нет. Это - довольно изящное словесное коленце, откинутое на манер софистов. Но оно не греет и в глубине своей содержит ложь. Мы близко знакомы со смертью на всем протяжении временной жизни.

Наш праотец услышал от Бога, что «смертью умрет», если съест от запрещенного дерева. Он съел и тотчас умер. Физически он умер, спустя девятьсот шестьдесят лет, но вкус смерти ощутил тут же. У него открылись очи, и он узнал свою наготу, а вместе с нею и стыд. Он потерял благодать, испугался Бога, ощутил жуткую пустоту внутри. Он пережил еще множество болезненных состояний, которые перешли в потомство и там многократно умножились. Вся история человечества с тех пор это - совокупный опыт умирания, опыт сопротивления смерти, опыт проигрыша в борьбе с ней. В этой борьбе человека согревало ожидание того, что Бог со временем вмешается в историю и победит смерть, и грех. И даже когда надежда на это выветрилась из большинства душ, когда первоевангелие было забыто, людей все равно продолжало согревать ощущение личного бессмертия.

Везде, где есть человек, есть погребальный обряд. И везде, где есть погребальный обряд, центральной мыслью в нем является мысль о продолжении жизни за гробом. Иногда есть и вторая мысль, более важная, а именно - мысль о будущем воскресении. Она могла выражаться очень просто. Например, через укладывание усопшего в позу младенца, в то свернутое состояние, в котором мы проводим внутриутробный период и в котором некоторые любят спать. Это положение тела, сообщенное покойнику, проводит параллель между материнским лоном, из которого родился человек, и землей, этой общей для всех утробой, из которой предстоит воскреснуть.

Кроме этой предельной простоты, вера в загробную жизнь может обрастать массой обрядов, положим, египетских, с мумификацией, сложно разработанными ритуалами, жертвами и проч. Мы не найдем ни одного народа, который не знал бы погребального ритуала и не верил в продолжение жизни за гробом. Этому вопросу посвящено огромное количество литературы, но нам сейчас важно уяснить лишь одну мысль. А именно: в общечеловеческом опыте смерть есть не что иное, как изменение способа существования, а не его прекращение вообще .

На смерть очень похоже рождение. Более радикальная перемена способа существования, чем у человека, видна лишь на примере превращения гусеницы в бабочку. Вызывающе неэстетичная, медленно ползающая, никого, кроме голодных птиц не интересующая, гусеница совершенно чудесным образом превращается в порхающее, легкое, раскрашенное всеми райскими красками существо. А что же человек?

Человек в утробе расположен вниз головой. Он не дышит легкими. Не питается через рот. Все необходимое из организма матери человек получает через пуповину. Кроме того, человек полностью погружен в воду. Он ни в чем не похож на «того» себя, каким ему предстоит стать через некоторое время: устремленным вверх, видящим солнце, самостоятельно двигающимся. Лишь нежелание всматриваться в это «обыкновенное чудо» делает его привычным в наших глазах. Но коль скоро задумаешься, тут же и согласишься с тем, что между понятиями «родиться» и «умереть» гораздо больше общего, чем нам кажется.

День смерти христиане древности считали днем рождения в вечность. Это был переход от худшей жизни к лучшей, и для того, чтобы так думать и чувствовать, нужно иметь очень живой опыт святости. Главный враг бесстрашной смерти - грех. Грех отлучает человека от Бога и покоряет «имеющему державу смерти, то есть диаволу» (Евр. 2:14). Если же приход в веру ознаменовывается радостным внутренним переживанием прощения грехов и вступлением в празднование Вечной Пасхи, то исчезает и смертный страх, вытесняемый надеждой на Бога, любовью к Нему и мужеством.

Коснувшись рождения, нельзя обойти вниманием Таинство Крещения. Оно есть истинное рождение в вечную жизнь, единственное Таинство, упомянутое в Символе веры. Вошедшее в привычку поспешное, невнимательное, лишенное должного трепета совершение этого Таинства, сильно обеднило нашу духовную жизнь. Эпоха великомучеников, первые три с небольшим столетия христианской истории были временами, когда христиане долго готовились к принятию Крещения и крестились взрослыми. Они посещали Литургию, слушали Писание и уходили на словах «Оглашенные, изыдите». Епископы и пресвитеры вели с ними беседы. Они учились молиться. Напряженное и неспешное приготовление к Таинству рождало после совершения самого Таинства глубокий внутренний опыт. Это был именно живой опыт рождения заново, опыт приобщения к Воскресшему Христу, опыт вхождения в жизнь будущего века. Этим отчасти объясняется мужественная борьба с грехом и удивительное долготерпение в страданиях, которыми славилась Церковь тех далеких веков.

Но что делать нам, тем, кто крещен в детстве, нуждается в покаянных слезах и кроме них лишен всякой иной влаги, очищающей душу? Нам нужно перерождаться через покаяние. Слезы упомянуты не случайно. Начало земной жизни младенца, по отделении его от материнского организма, ознаменовано плачевным криком. Точно так же кричит и плачет душа, перерождаясь, так же с криком и слезами, утомленная суетой, она срывает с себя прилипшие греховные покровы. Мы так хотим провести жизнь в смехе, так влюблены в веселье, любое, по всякому поводу, что громом должны звучать для нас слова из молитвы Златоуста: «Дай мне, Господи, слезы, память смертную и умиление». Будем просить на молитве у Бога слез и памяти смертной и мы, чтобы в неизвестный и трепетный день обрести для себя Бога милостивым.

Ворота и путь, ведущие в вечную жизнь, узки. В них нельзя свободно войти, но можно только протиснуться. Это тоже образ, очень похожий на рождение. Ребенок, рождаясь, что иное делает, как не протискивается, не усиливается с болью и мукой пополам, выйти наружу и обрести свободу?

Покаяние это и есть умирание, умирание для греха и оживание для Бога. «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:11) это однажды в жизни совершается через Крещение, и затем всю жизнь продолжается через исполнение заповедей и борьбу со страстями.

О. Павел Флоренский много размышлял над первичным, глубинным смыслом слов. Так слово «искусство» связано с понятием «искушения» или «испытания». Кто много раз «испытан» в каком-либо деле, тот уже «искушен», у того практический навык может быть назван словом «искусство». Искусство есть мастерское умение, и оно требует опыта, частого повторения. Умираем же мы лишь один раз; мы лишены опыта частых умираний, а значит обречены на «неумелую» смерть. Наша смерть обязана быть неуклюжей так же, как комом обязан выйти первый блин. Во всех этих размышлениях есть истинная прозорливость. Как-то сама собой напрашивается следующая мысль: нужно научиться умирать, нужно изобрести способ правильно приготовиться к важнейшему событию в своем земном странствии.

Старец Силуан Афонский писал в своем знаменитом дневнике, что истинная христианская жизнь это - опыт умирания для греха и приготовления к вечности. Интересно, что Платон приблизительно в тех же терминах высказывался о целях истинной философии. «Она учит умирать», - говорил Платон, имея в виду тот разрыв с мирскими связями и умирание для суеты, которые свойственны истинной философии.

То, что предчувствовали мудрецы древности, в жизнь и в конкретное дело превратили христианские святые. Именно умирать уходили монахи, когда оставляли города и поселялись в лесных дебрях или сухих пустынях. Их жизнь, лишенная всякого понятного и мирского удовольствия, и представляется ничем иным, как смертью для мирского человека. Обычный человек согласится скорее умереть той самой одной и настоящей смертью, чем жить по-монашески и мучиться. А ведь эта странная жизнь, монашество то есть, и есть добровольная смерть прежде наступления той, неизвестной и неизбежной.

Ко многим событиям повседневной жизни отцы советовали относиться так, как если бы человек уже умер. Например, как мертвый нужно учиться реагировать на похвалу и ругань.

И грехи свои нужно учиться оплакивать так, словно в доме у тебя - покойник.

Ко всяким слухам и сплетням, ко всей информационной мишуре тоже было бы неплохо относиться с вниманием погребенного мертвеца.

Высоко все это. Столь высоко, что кажется недосягаемым. Знаю. Согласен. Но само чтение повестей и изречений из жизни великих отцов пустыни каким-то тайным образом лечит душу и прививает ей небесные мысли. Не уходя в монастырь, не переставая жить в многоэтажке и посещать супермаркет, мы все же имеем одинаковую со всеми христианами древности задачу: исполнить заповеди. Исполнение заповедей должно умертвить грех и оживить дух. «Если Христос в вас, то плоть мертва для греха, а дух жив для Господа» , - говорит святой Павел. И еще говорит: «Да не царствует грех в мертвенной плоти вашей» Подобных слов, построенных на антитезе смерти и жизни, смерти для греха и жизни для Господа у Павла много.

О смерти можно думать с улыбкой, пока холодное дыхание ее не шевельнуло волосы на твоих висках. Говорят, Джон Леннон в молодости спал в гробу. Конечно, не потому, что подражал Серафиму Саровскому, а потому, что глупый был. В эти годы он с прочими «битлами» говорил, что они по популярности превзойдут Господа Иисуса Христа (!?) Зато в последние годы жизни он панически боялся смерти, избегал разговоров о ней и спал при включенном электричестве. Это - поучительная и горькая правда. И тот старик из басни, что устал тащить дрова, который вспомнил, что вся его жизнь прошла в голоде и труде, взмолился, чтоб смерть пришла. Но как только она пришла на его зов, он не растерялся и сказал: «Помоги мне донести дрова до дома» Мы не хотим раньше времени шутить над смертью. Мы не должны смеяться над ней, покуда в нас живы грехи и страсти. Но мы должны думать о ее неоткупном и неизбежном появлении и молиться о даровании «христианской кончины, безболезненной, непостыдной, мирной». Это прошение произносится и на вечерне, и на утрене, и на Литургии.

Христос плакал над гробом Лазаря. Это были слезы содрогания безгрешного Человека, при виде той беды и того позора, в какие смерть ввергла детей Адама. Опыт Лазаря остался для нас невысказанным, поскольку соответствующих слов просто-напросто нет в словаре человеческом, чтобы описать, как Лазарево пребывание в аду, так и Павлово пребывание в раю. (См.2 Кор. 12:4) Но сами слезы Богочеловека должны быть поучительнее любых слов.

Плакать над гробом не стыдно. Плакать и растворять скорбь молитвой и раздачей милостыни. Кто-то из отцов пустыни сказал, что если мы услышим о приближении смерти к одному из братьев, мы должны поспешить к нему. Во-первых, чтобы молитвой укрепить уходящего человека в минуты или часы последней борьбы. А во-вторых, чтобы ощутить сердцем эту великую тайну - разлучение души с телом. Сердце почувствует больше, нежели увидят глаза и услышат уши. Человек взбодрится, ощутит страх Божий, отряхнет от себя уныние и маловерие. Потому, что «возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7)

Те времена, когда смерть была далека и не представляла собой ежедневного зрелища, были временами неслыханного разврата. Это было перед Потопом, когда было «велико развращение человеков на земле, и все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5) Наши же времена, времена безмерно умножившейся немощи человеческой, то и дело сжимают сердце мелодиями и стихами заупокойного богослужения. Его стоило бы выучить наизусть, причем, всякому. Это - учение Церкви, выраженное средствами высокой поэзии. Самогласные стихиры Иоанна Дамаскина, тропари на «благословен еси, Господи», да, в общем, вся заупокойная служба это - научающее вере и врачующее душу «надгробное рыдание». Этими молитвами можно, буквально, жить. «Классическая» православная бабушка, кроме «Отче», «Богородицы» и «Верую», знающая панихиду наизусть, это - обладатель самых важных религиозных знаний.

Важная деталь: в заупокойных богослужениях есть частые обращения к мученикам. Кровь страдальцев за Имя Христово это - царская багряница Церкви. Христос пролил кровь за род человеческий. Мученики пролили кровь за Христа. В этом взаимном пролитии крови Господь и мученики вошли в таинственное и неразлучное единение. Нередко люди, решившиеся на любые страдания за Христа, видели Его. Он являлся им, укрепляя и ободряя. Поэтому слово «мученик» по-гречески звучит, как «мартирос» и означает не только страдальца, но и свидетеля. Мученик не просто верит. Он уже видит. Его внутреннему взору приоткрыта реальность иной, будущей жизни, и мученик возвещает нам о вечности и духовной реальности больше любого богослова. Значит почитание Христовых страдальцев способно ободрить нашу испуганную и уставшую душу. Прежде чем мы приступим к « к горе Сиону, и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов; к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12:22-23), нам предстоит часто призывать в молитве имена этих праведников, достигших совершенства.

Но самое главное, конечно, это Великий пост и Пасха. Радость Пасхальной ночи это именно радость победы над «последним врагом», как написано: «Последний же враг истребится - смерть» (1 Кор. 15:26) Текст пасхального канона буквально переполнен выражениями радости о победе над смертью. - «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало, и, играющее поем Виновного»

- «Безмерное Твое благоутробие адовыми узами содержимии зрящее, к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хвалящее вечную»

- «Вчера сраспинахся Тебе, Христе, совосстаю днесь, воскресшу Тебе. Сраспинахся Тебе вчера, Сам мя прослави, Спасе, во Царствии Твоем».

Смысл последнего тропаря важен особенно. Он говорит о том, что для того, чтобы наше естество ощутило победу Христа над смертью, необходимо, чтобы мы приняли участие и в Христовых страданиях. Терпеливое, длительное и честное перед Лицом Бога самоумерщвление в течение поста, на Пасху увенчается обновлением и радостным очищением. Благодатный опыт переживания Пасхи Христовой, вот, что более всего нужно нам, стремящимся в жизни будущего века.

Многие строчки псалмов, известные по букве, открывают в эти свой тайный смысл. «Обновится, яко орляя, юность твоя», «Возрадуется язык мой правде Твоей», «Все кости мои рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе?», «Возрадуются кости смиренные» и проч. Воистину, язык радуется, говоря «Христос воскресе!». И каждая косточка знает, что раз Христос воскрес, то будет день, когда зазвучит слово: «кости сухие! Слушайте слово Господне! … Вот, Я введу дух в вас и оживете» (Иез. 37:4)

Слово огласительное Иоанна Златоуста тоже упоминает об изменившемся отношении к смерти. Святитель призывает не рыдать об убожестве, ибо «вилось общее Царство» не унывать о грехах, ибо «прощения воссияло из гроба»; и не бояться смерти, «освободила бо нас Спасова смерть»

Итак, в Пасхе мы имеем врачество от всех недугов. И если, как пишет митрополит Иерофей (Влахос) мы продолжаем рыдать, унывать и страшиться, то это значит, что свет Христова Воскресения еще не осветил всех уголков нашей души.

При этом одной Пасхи в год не хватит, чтобы жить ее светом до следующего года. Лампаду веры задует ветер или в ней закончится масло. Чтобы Пасха стала смыслообразующим центром христианской жизни, Церковь празднует ее еженедельно, пятьдесят два раза в году. Каждое воскресенье - малая Пасха. Об этом говорит чтение соответствующих текстов Евангелия на утрене, воскресная песнь после Евангелия и все богатство Октоиха. Собираться на воскресную службу нам следует именно как на праздник победы над смертью, с любовью и благодарностью к Победителю-Иисусу, невидимо дориносимому ангельскими чинами на Таинстве Евхаристии.

Смерть очевидно разрушает все и побеждает всех. Среди побежденных ею числятся сила, мудрость, красота, таланты, успехи, знания. Говоря по совести, жить можно, или не думая о смерти, или имея от нее лекарство. Такое лекарство есть. Святой мученик Игнатий, прозванный Богоносцем, шел под конвоем в Рим, чтобы там принять смерть за Христа от зубов диких зверей на цирковой арене. По дороге он встречался с представителями Церквей, писал письма общинам. В одном из таких писем он говорит о Таинстве Причащения, о Евхаристии, и называет ее «врачевством бессмертия». Истинное Тело и Кровь воскресшего из мертвых Иисуса Христа, принимаемые нами на Литургии, есть лекарство, соединяющее нашу смертную природу с Бессмертным Господом. Причащаться нужно часто. Но особенно важно принять бессмертную пищу перед смертью. Илья-пророк, после победы над жрецами Ваала, был столь утомлен душой, что просил себе смерти. (3 Царств 19:4-9) Когда он уснул под кустом можжевельника, Ангел коснулся его и приказал есть и пить. Пророк съел предложенную лепешку и выпил воду. Явление Ангела повторилось, и опять пророк ел и пил. А затем он получил повеление идти на встречу с Господом к горе Хорив и шел, не останавливаясь, сорок (!) дней и ночей.

Нам тоже предстоит дальнее путешествие к престолу Божию. Нам тоже нужно будет напитаться особенной пищей ради этого путешествия - Телом и Кровью Господа.

Она - не стена, смерть. Она - двери. Вернее, двери это - Христос, сказавший: «кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10:9) Христос умер за наши грехи и воскрес для нашего оправдания. Теперь, благодаря Его искупительной смерти, в Нем и через Него мы, воротами смерти, войдем в иную жизнь. Войдем, выйдем там на широту и свободу и, как овцы Христовы, найдем тучное пастбище.

Вот только всерьез думать об этом надо в течение всей жизни, а не в самом конце, как двоечник перед экзаменом.

Памятка умирающему, его близким и всем, кому предстоит помереть:

Что такое смерть,
- зачем она нужна,
- каковы стадии умирания,
- как подготовиться к смерти,
- что делать в момент умирания и после смерти тела.

Веды и различные религии утверждают, что смерть - это не конец существования, а просто оставление душой грубого физического тела , которое больше не может выполнять важные жизненные функции. , то есть индивидуальное сознание, которое находится в теле, не зависит от состояния тела, но переживает все телесные и умственные ощущения.

Тело временно, и срок его жизни, согласно Ведам, определяется еще в момент зачатия. Этот срок не может быть изменен желанием человека, но может быть изменен Богом, который является причиной всего сущего. Известно немало случаев, когда искренние молитвы возвращали умирающего к жизни при самых пессимистичных прогнозах, и даже «с того света».

Душа, в отличие от тела, вечна: она не может умереть, хотя процесс расставания с телом может воспринимать как собственное умирание. Это происходит из-за сильного отождествления с физическим телом и отсутствия осознания себя как души (сознания). Поэтому при жизни человек должен получать знания о своей духовной природе и заниматься , постигая свою истинную нематериальную суть - это поможет ему в час расставания с бренной физической оболочкой, которая стала непригодной для жизни в этом мире. В момент смерти человек может очень многое изменить в своей будущей судьбе, если знает, что следует делать. Об этом и поговорим.

Что такое смерть и зачем она нужна

Как человек сменяет старые лохмотья на новые одежды, так и душа получает новые материальные тела взамен старых и бесполезных. Этот процесс называется в Ведах реинкарнацией - перевоплощением индивидуального сознания (души).

Материальный мир, в котором мы живем, - это своего рода школа, которая имеет вполне определенную цель. Эта школа всех проводит через все необходимые занятия - к последнему экзамену и успешному завершению обучения. Иногда мы наступаем на одни и те же грабли, но в конце концов постигаем урок, делаем правильные выводы и движемся дальше. Бога можно назвать главным учителем или директором этой школы, которому подчиняются все люди и обстоятельства, которые нас по жизни чему-то учат, явно или неявно. Вся наша жизнь является, по сути, учёбой, а смерть - последним экзаменом. Так, жизнь за жизнью, мы получаем новые тела и соответствующее обучение, необходимое для того, чтобы в конце концов понять истинный смысл жизни и вернуться в родной духовный мир (домой к Богу), где нет рождения и смерти, старости и болезней, где вечно царит счастье, любовь и осознанность.

Как мы попали в этот мир и почему страдаем

Распространяя материалы сайта , ставьте, пожалуйста, ссылку на источник.

Как подготовиться к смерти?

    Говорите себе с утра: Сегодня я умру, каждый день. Вот и подготовитесь. Не создавайте долгов, приготовьте средства на похороны. Чаще совершайте религиозные ритуалы подготовки к смерти.

    Ну, или наплюйте на эту подготовку и живите полноценно, а если вдруг..., то сюрприз будет.

    Никак не нужно к ней готовиться - вс равно, вероятнее всего, она придт неожиданно (а это, может быть, даже и лучше, чем когда у вас остатся пара минут/секунд на осознание того, что вот оно - именно сейчас вы умрте), но можно жить так, чтобы в каждое мгновение вашей жизни, если вдруг придт смерть, вы понимали, что вы счастливы и ни о чм не жалеете. Всего нам не успеть в любом случае, и смерти никак не избежать. Так зачем беспокоиться о проблеме, если она не разрешима? Эти мысли только напрасно расходуют ваше время, которое и так бесценно, ведь неизвестно, сколько ещ его у вас осталось. Нужно просто стараться проживать каждую минуту с осознанием счастья. Я не имею ввиду бесконечное веселье, балдж, кайф и прочее. Я говорю о том чувстве, когда вы понимаете, что довольны своей жизнью и рады тому, что имеете. Когда вы не озабочены постоянно гонкой за чем-то лучшим, а просто спокойно движетесь вперд, наслаждаясь каждым днм. Когда на душе у вас - гармония и покой. Лично мне бы хотелось умереть счастливой.

    Сон является подготовкой к смерти, так как это бессознательное состояние тело, как и во время смерти!

    Очень хороший, и главное, актуальный вопрос. Если вы христианка, то должны знать, что жизнь нам дана, как раз для того, чтобы подготовиться к тому, что после смерти, то есть, к вечности. По скольку нам не дано знать когда мы умрем, то готовым нужно быть всегда. Что для этого нужно? - любить Бога, и не делать другим, что не желаешь себе.

    Зачем говорить о смерти? Ведь жизнь так прекрасна! С ее удачами и неудачами. С крутыми поворотами. А ведь смерть это тоже крутой поворот в жизни. И к такому повороту как ни готовся, готов никогда не будешь.

    1. Написать завещание.
    2. Отложить в банк сумму, достаточную для организации похорон.
    3. Написать записку с указанием ФИО,даты рождения, места жительства, контактных данных ближайших родственников и вс время носить е с собой, лучше - в нескольких экземплярах, спрятанных в разных карманах, чтобы облегчить процедуру опознания трупа в случае, если, например, поездом размажет.
    4. С наиболее мнительными родственниками лучше порвать контакты заблаговременно, дабы Ваша смерть не нанесла им чрезмерного вреда.
    5. Выплатить все долги и впредь не занимать и не брать ничего в кредит.
    6. Забрать у должников вс, что Вам должны - это избавит наследников от возможных юридических проблем. Впредь ничего никому не давать в долг.

    Да вот и вс, собственно. Подготовка к переправе через Стикс успешно завершена. Вот только вся Ваша жизнь после этого превратится в жизнь заключнного, ожидающего в своей камере исполнения вынесенного ему смертного приговора. Оно Вам надо? Если надо - вперд и с песней. Правда, перед этим (без обид) сходите на прим к психиатру: вс-таки, в норме человеку свойственно чаще думать о жизни. Ежечасное ожидание смерти - это уже проблема.

  • пройти буддийский курс практики осознанного умирания Пхова тогда вы автоматически перерождаетесь в Чистой стране будды Амитабы вне Сансары даже если смерть застала вас врасплох

    Смерть это неотъемлемая часть жизни. Интересно то, что готовься к ней, или не готовься она придет, иногда даже не предупредив. Если ее бояться и не брать в голову ну и так можно. Однако мне лично нравятся люди, которые думают о смерти и к ней готовятся. Подготовка к смерти является частью духовного пути почти любой религии. Например у мусульман, человек совершивший паломничество (хадж) должен носить на голове чалму, которая является саваном, то есть он в любой момент готов к тому, чтобы умереть и саван всегда с собой. Частью кодекса самурая считается если он стоит перед выбором жить или умереть, то он выбирает умереть. Джордж Харисон однажды спросил у Далай Ламы: Как вы узнате, что медитация была хорошая? - Умру узнаю.,- ответил Далай Лама. Но не стоит слишком заморачиваться, на духовных путях. Мысль о смерти, освобожденная от истерик и страха (зачем бояться неотвратимого?) заставит человека, делать как можно меньше долгов, ценить каждый миг отпущенной жизни, не откладывать ничего на потом, не ранить понапрасну ни словом ни делом ни себя, ни близких тебе людей, успевать доделывать дела и общения до конца. Прощаться каждый раз на всегда и встречаться с благодарностью за отпущенный шанс увидеться еще раз. Мне кажется вс это не плохие привычки, которые делают человека собранным, мудрым и ответственным.

    Во первых какого вероисповедания не был бы человек, нужно положить начало покаянию. Как сказал Султан Сулейман из Великолепного века - другие двери могут быть то открытыми, то закрытыми - дверь покаяния открыта всегда.

    Для этого нужно внимательно по возможности отслеживать свою реакцию на происходящие в течении дня, свои поступки и свои помыслы. Вечером нужно мысленно все проанализировать и покаяться, в случае необходимости.

    Соблюдать посты; которые помогают увидеть свое несовершенство и понять причину его. Вот причина и есть то за что нужно каяться и просить Господа убрать это из вашей жизни.

    Можно писать много, но суть такова - смирение, воздержание и упование на Господа- вот то, что может подготовить нас к встречи с Творцом.

    Приведу такой пример - во время Второй Мировой в Вырецке, что под Ленинградом жил старец Серафим Вырецкий, кстати сказать который повторил подвиг преподобного Серафима Саровского - 1000 ночей молился о нашей победе на камне. На этот камень его тащили так он был болен, и Милостью Божией он стоял на камне больными ногами всю ночь и молился. Так вот приходит к нему молодая женщина и со слезами говорит, мол батюшка помолитесь, что бы муж мой хоть какой, хоть без рук, без ног, но только бы пришел с войны живой! На что отец Серафим строго настрого не велел ей ТАК молится, говоря - Ты что? выполнит Бог твою просьбу и вернет тебе мужа без рук и ног! Проси Господа, что бы вернулся целый и невредимый!

    Это к тому, что молится нужно о своем душевном и физическом здоровье! А если больны - молиться, что бы Господь простил грехи и продлил Ваши дни.

    А теперь главное - человек созревает для жизни 9 месяцев и созревает для смерти тоже 9 месяцев, даже для внезапной смерти, поэтому внимательный увидит приближение е и покаянием и молитвой может Господь отодвинуть е....

Современный человек наложил на слово «смерть» негласное табу. У некоторых при разговоре о смерти портится настроение, другие просто отмахиваются и не хотят говорить и думать об этом. Кажется, любому понятно, что он может умереть, причем довольно скоро, даже завтра, но подумать об этом для большинства людей в действительности является совершенно невозможным.

Между тем, святые считали даром Божиим знание дня своего перехода в вечность и многим из них Господь заранее открывал его. Зачем им было это нужно? Для того, чтобы подготовить душу к решающему моменту человеческой жизни – к смерти. Конечно, всю их жизнь можно назвать такой подготовкой, поэтому они и смогли достигнуть святости, близости к Богу, но в последние дни и недели земной жизни они прилагали особое усердие в очищении души от малейших греховных пятен. Для многих современных людей, не считающих себя грешниками, покажется странным, что святые все время оплакивали свои грехи, плач был их постоянным спутником. Отчего это, когда многие из них были девственниками, ничего никогда не украли, ни разу не напились, ушли в монастырь в юности, не пройдя «огонь, воду и медные трубы» как многие из нас? Дело в том, что чем чище душа и ближе к Богу, тем она отчетливее и чувствительнее видит каждый малый свой недостаток и старается смыть его слезами раскаяния, как разлучающий ее с Богом. Аналогично и противное. Чем дальше от Бога, тем темнее в душе и грубые пороки не вызывают беспокойства у человека, он вообще не видит их и не считает себя грешником. На белой скатерти небольшое пятнышко бросается в глаза, а на грязной и никогда не стираной не различимы и крупные.

Смерть – самый ответственный и страшный экзамен в нашей жизни. Как студент, не думающий об экзаменах и не готовящийся к ним, будет отчислен из института, так и человек не готовящийся к смерти, войдет в вечность неподготовленным, не приобретя те душевные качества, которые в ней необходимы и не оставя те, с которыми нельзя наследовать вечную жизнь.

Итак, что же делать современному человеку, который вдруг узнал, что скоро умрет? Прежде всего, если он прожил жизнь и не разу не был на исповеди, ему нужно поисповедываться во всех своих грехах с детского возраста. В народе это называется «генеральной исповедью». Как осуществить ее на практике? Нужно взять несколько листов бумаги и внимательно пересмотреть всю свою жизнь, выписав грехи, которые человек помнит. Нужно искренне взглянуть на свою совесть и записать все грехи, которые она обличает. Однако этого еще не достаточно. Поскольку многое забылось, а многое просто не осознанно как грех, нужно сделать еще одну вещь. Сейчас в церковных лавках продаются небольшие книжечки, которые называются «В помощь кающемуся» или «Перечень наиболее частых грехов с объяснением их духовного смысла» . Нужно взять несколько таких книжечек, с их помощью восстановить в памяти забытые грехи, а также признать неосознанные грехи грехами. На все это может уйти несколько вечеров. Обычно после первой исповеди, человек еще вспоминает свои плохие поступки, нужно записать их и исповедать священнику. Очень важно постараться вспомнить все, особо тяжкие слова и даже мысли (напр. сильная зависть, желание смерти кому-либо и т.п.), чтобы на совести не осталось ни одного не исповеданного греха. Не нужно концентрироваться на мелочах, так как все их вспомнить невозможно, их нужно называть обобщая, но те слова и мысли, которые особенно обличает совесть, нужно назвать. Главное здесь – сознательно ничего не утаивать. Обычно скрывать грех подталкивает чувство стыда перед священником. Этот стыд нужно отвергнуть, не обращать внимания на него. Нужно стыдится делать грех, а не каяться в нем. Кроме того, таинство исповеди имеет такое свойство, что чем искренне кается человек, тем большую любовь во Христе испытывает к нему священник. Потом, нужно учесть, что какие бы ни были у нас грехи, мы ими священника вряд ли удивим, т.к. ему за свою жизнь пришлось многих исповедывать. Особенно нужно честно исповедывать плотские грехи, естественные и противоестественные, если такие есть, потому что, имея хоть один такой не исповеданный грех, человек никогда не наследует вечной жизни, даже если за него будет молиться множество людей.

Не стоит думать, что если нет грубых грехов – убийства, воровства, блуда, пьянства и проч. – то не в чем каяться. Множество т.н. простительных грехов могут погубить человека так же удобно, как несколько грубых. Так не имеет значения от чего потонуть – от тяжелого камня на шее или от мешка с песком.

После того, как грехи выписаны, нужно искренне пообещать Богу приложить все силы никогда больше не поступать так и попросить Его помощи на это.

Иногда люди хотят попасть на исповедь к опытному старцу и это понятно. Пожилому человеку не всегда легко пойти на первую исповедь к молодому священнику. Хорошо, если такая возможность есть, но, все же, это не имеет принципиального значения. Отпустить грехи может любой священник, находящийся не под запретом, и человек кается не священнику, он – лишь видимый свидетель. Человек кается Богу в присутствии священника, поэтому его возраст и даже нравственные качества никак не сказываются на самом таинстве. Психологически – да, легче пойти к старцу, но если его нет, не стоит носить на себе бремя грехов, а идти к какому Бог дал. Еще можно посоветовать для первой исповеди заранее договориться со священником, чтобы он назначил время, так как перед утренней службой бывает много исповедников и принимать длинную исповедь не всегда есть возможность. Если человек не в состоянии придти в храм по болезни, священника можно пригласить домой.

Всякий сделанный грех накладывает печать на душу и становится ее свойством. Нет никакого иного способа кроме исповеди изгладить эти греховные свойства из души и вернуть ей первоначальную чистоту. Душа, исказившая себя грехом, уподобляется падшим ангелам и по смерти наследует одинаковую с ними участь.

Иногда можно услышать сравнение исповеди с психоанализом: человек рассказывает священнику о своих трудностях, а последний дает ему рекомендации поведения, раскрывает перед ним новое видение тех или иных проблем, помогает преодолеть сложную ситуацию. Действительно, такой элемент может присутствовать в исповеди, но только «присутствовать», являясь небольшой ее частью, потому что никакой психоанализ не может сделать греха не бывшим. Исповедь – это таинство церкви, т.е. такое священнодействие, в котором человеку подается благодать Святого Духа и изменяет его, примиряет с Богом, вдыхает в него силы для новой жизни так, что человек чувствует себя как бы родившимся заново.

Если человек искренне сделает все это – внимательно подготовит исповедь, постарается впредь хранить себя от всякого греха и честно все расскажет на исповеди (если очень стыдно, можно отдать священнику, чтобы сам прочитал) – тогда у него наступит совершенно новый этап в жизни, этап примирения с Богом, возвращения блудного сына в Отчий дом. Для него начнется новая жизнь, совершенно отличная от старой, прежде всего по внутреннему состоянию. Внешне она останется такой же, нужно будет только исключить источники греха (напр. пьяные компании, нецензурную брань и т.п.). Если до исповеди человек был связан многими греховными привычками, то после нее он получает силы для новой жизни, видит себя освобожденным от них. Тогда душа чувствует, что Бог реально помог ей и оживил ее для духовной жизни, для которой она была прежде мертва и не находила в ней вкуса. Теперь человеку нужно поддерживать этот огонек молитвой и участием в таинствах, через которые невидимо, но ощутительно для покаявшегося ему сообщается благодать Святого Духа. Невольно случающиеся нарушения евангельских заповедей нужно врачевать исповеданием их священнику. Главным же таинством, которым поддерживается наше соединение с Богом, является таинство святого Причащения, к которому нельзя приступать не покаявшемуся.

Однако не стоит совсем забывать свой прошлой жизни, как будто ее не было вовсе, но сокрушаться о прошлых грехах и считать себя грешником или грешницей. Апостол Петр хотя и был прощен Господом Иисусом Христом в своем отречении, но никогда не забывал своего греха. Главное условие примирения с Богом – смирение, т.е. осознание себя недостойным Царствия Небесного и понимание того, что спасение – это дар Божий, дающийся не за добрые дела а только по милости и любви Божией. Никакие добрые дела, сами по себе, не могут доставить нам спасение, они являются лишь свидетелями нашей веры, которая без них мертва. «Вера в душе», как сейчас многие говорят – это всего лишь сухое признание бытия Бога, которое имеют и падшие ангелы. Такая вера, по словам преподобного Симеона Нового Богослова, не поможет ни людям, ни демонам.

Вот, что нужно делать человеку, узнавшему о своей близкой смерти. Но и всякому, имеющему крепкое здоровье, не стоит откладывать первую исповедь на последний день. Не знаем, даст ли Бог время на покаяние или внезапно заберет нас на суд. А если бы и суждено нам прожить долгую жизнь, зачем проводить ее в отчуждении от Бога и духовной смерти. Земная жизнь – кратчайший отрезок по сравнению с вечностью, бессмысленно все силы истратить только на нее. Ничего не возьмем с собой из этого мира кроме наших поступков и душевных качеств, сформированных ими. Не лучше ли потратить драгоценное время на очищение души и приближение к Богу?