Почему никто не рассказал в 20.

В ходе занятий по креативности я уделяю много внимания ценности создания новых и необычных комбинаций из идей. Чем активнее вы практикуете этот навык, тем более естественным он становится. К примеру, мы используем сравнения или метафоры для описания концепций, которые на первый взгляд кажутся никак не связанными между собой. Это даёт нам возможность находить свежие решения для знакомых проблем. Для иллюстрации этого мы обычно делаем простое упражнение. Мы просим команды дать как можно больше ответов на следующее утверждение.

Идеи напоминают ______________________________,
потому что ____________________________________,
следовательно, _______________________________ .

В списке ниже приведены лишь немногие из сотен креативных ответов, которые мне доводилось видеть. В каждом случае сравнение позволяет по-новому взглянуть на .

  • Идеи напоминают детей, потому что всем окружающим кажется, что их собственные дети прекрасны, следовательно, будьте объективны при оценке своих идей.
  • Идеи напоминают ботинки, потому что ботинки нужно разнашивать, следовательно, вам нужно время для оценки новых идей.
  • Идеи напоминают зеркала, потому что они отражают окружающую среду, следовательно, для поиска еще большего количества разнообразных идей стоит обратить внимание на то, что нас окружает.
  • Идеи напоминают икоту. Стоит начать, и их поток уже не остановить, поэтому нужно пользоваться всеми преимуществами того времени, когда вам в голову постоянно приходят хорошие идеи.
  • Идеи напоминают пузыри: они легко лопаются, поэтому с ними нужно быть осторожными.
  • Идеи напоминают автомобили, потому что они способны переместить вас в новое место, следовательно, их нужно использовать для движения в нужном вам направлении.
  • Идеи напоминают шоколад, потому что все его любят, следовательно, не забывайте питаться ими почаще.
  • Идеи напоминают корь, потому что они заразны, следовательно, если вы хотите, чтобы у вас появлялись собственные интересные идеи, проводите побольше времени с другими людьми, склонными к .
  • Идеи напоминают вафли, так как лучшие из них - свежие, поэтому нужно, чтобы к вам постоянно приходили новые идеи.
  • Идеи напоминают паутину, потому что они крепче, чем могут показаться, следовательно, не стоит их недооценивать.

Это упражнение помогает вам расширить границы собственного воображения и обратиться за вдохновением к окружающему миру. Некоторые люди способны делать это вполне естественным образом, извлекая немалую пользу. Как и , они всегда ищут новые пути для нестандартного комбинирования своих идей, а затем упорно работают над их претворением в жизнь.

Отличным примером может служить история предпринимателя Перри Клебана, который, к огромному сожалению, в 1991 году, сломал лодыжку. Травма была крайне досадной, ведь этот заядлый лыжник не хотел пропустить сезон на склоне. Тем не менее ему удалось найти способ превратить проблему в удачу. В период восстановления после травмы он нашёл пару старых деревянных снегоступов и решил попробовать позаниматься на них. Это получилось не особенно хорошо, что стало ещё одной причиной для разочарования Перри. Однако, вместо того чтобы забросить их обратно в шкаф и подождать, пока лодыжка не срастётся, Перри решил спроектировать новый тип снегоступов. В то время он как раз изучал вопросы промышленного дизайна и понял, что вполне может использовать полученные навыки для решения собственных проблем. За следующие десять недель он спроектировал и создал восемь различных вариантов снегоступов. В будни он работал над прототипами в университетской мастерской, а на выходные выезжал с ними в горы и проводил испытания. К концу десятой недели он уже был готов запатентовать свои инновации.

Atlas Race, снегоступы Перри Клебана

Итак, как мы уже видели, нам вполне по силам спроектировать свою удачу с помощью упорного труда и концентрации на целях. Однако в нашем распоряжении есть и другие инструменты: открытость новым возможностям, появляющимся у нас на пути, использование всех преимуществ, которые дают нам возникающие шансы, тщательное внимание к миру вокруг нас, общение с максимально широким кругом людей и превращение этого взаимодействия в наиболее позитивное. Удачливость человека всегда связана с превращением плохой ситуации в хорошую или улучшением и без того хорошей ситуации. Когда мы начинаем сознательно помещать себя в непривычные обстоятельства и собирать новый и необычный опыт, бесстрашно пытаясь подняться на сцену, на которой хотим играть пьесу своей жизни, наши шансы на удачу значительно повышаются.

Привет. Мы пробуем запускать новые форматы публикаций, поэтому дайте максимальную обратную связь в комментариях, а также поддержите наши попытки репостами, если они вам действительно нравятся.

Вчера начал читать книгу Тины Силинг "Почему никто не рассказал мне это в 20?"(издательство "Манн, Иванов, Фербер") и решил, что ключевые идеи из книги можно перевести в ёмкий и актуальный формат SmartReading. Это сокращённый пересказ книги. Но не тот, к которому прибегали некоторые в школе.

Формат SmartReading подразумевает собой выделение из бизнес-литературы ключевых мыслей , потому что большинство таких книг наполнены "водой" - мотивирующими историями, долгими разборами очевидных вещей и тому подобным. Обычно "пересказчики" следуют по главам книги - берут одну, выделяют главные мысли, доносят их до читателя. Так поступим и мы.

Глава 1. Купи один и получи ещё два бесплатно

В главе рассматривается "баянная" история о студентах из Стенфордского универститета(эта же история есть почти в каждой подобной книжке) - студентам дали задание имея 5$ заработать миллион. Все поняли, что капитал не серьёзный и начали фантазировать. Кто-то начал продавать "воздух в колёсах", накачивая велосипедные шины, кто-то занимать очереди в ресторанах(за рубежом в ресторан вечером без записи не прорваться, все ходят поесть в рестораны).

Победители вернулись с 650$. Они договорились вместо презентации своей недельной деятельности сделать рекламный ролик и показать его всем участвовавшим в соревновании студентам.

Тина приводит множество примеров креативного мышления: "баянную" историю, как парень обменял скрепку на дом, как другим ребятам была дана скрепка и они решили устроить акцию по составлению самого длинного кольца из скрепок и другие.

Выводы главы:

  1. Нас окружает множество возможностей.
  2. Чем больше проблема, тем больше возможностей для её решения.
  3. Всегда возможны креативные методы решения, особенно когда ресурсы ограничены.
  4. Мы слишком часто задаем жесткие рамки для проблем.
  5. Нам часто навязывают совсем не те правила, по которым живёт реальный мир. А в последствии мы имеем навязанные ограничения.

Глава 2. Цирк вверх тормашками

Глава о необходимости вставать лицом к проблеме, а не бежать от неё или жаловаться. Проблемы советуют воспринимать как возможности для роста, а при решении максимально использовать свой потенциал.

Автор предлагает в подтверждение историю о компании Palm, конкуренте Apple в девяностых. Продукт Zoomer потерпел фиаско, тогда глава компании начал обзвон клиентов с целью узнать какой функционал им требуется. Тогда Palm придумали много новых фишек, благодаря которым обогнали конкурента.

С проблемами столкнулись участники второго турнира Innovation Tournament. Одна команда-участник, имея на руках лишь резинки, решила назвать их Do Bands и продавать как браслеты обещаний. Каждому браслету присвоили свой номер, по которому можно было на сайте узнать что же обещал владелец. Кампания продлилась всего несколько дней, но решение было придумано действительно креативное.

Представители компании BioDesign Fellows пошли другим путём - наблюдали за работой врачей, выявили их проблемы и начали решать наиболее значимые из них, создавая нужный продукт.

В эпоху зарождения банкоматов участники фокус-групп крайне негативно отнеслись к использованию компьютеров вместо кассиров. Сегодня мы понимаем, что участники фокус-групп ошибались.

Так и "Цирк дю Солей" в своё время совершил революцию в цирковом искусстве. Раньше цирковые представления были абсолютно идентичны. Идея цирка нового формата была антиподом имевшимся устоям - дорогие билеты, невысокая крыша, отсутствие зазывал, никаких клоунов и животных. И эта идея выжила.

Ключевые мысли главы:

  1. Ищите проблемы в реальном мире, их много.
  2. Нет ничего невозможного.
  3. Находите необычные решения, действуйте "не форматно", если это необходимо.

Я только что сэкономил вам примерно 30 минут вашей жизни, изложив 65 страниц этой книги в нескольких абзацах. Если вам понравилось и вы хотите продолжения завтра, сделайте репост этой записи и оставьте комментарий.

Тина Силиг «Почему мне никто не рассказал это в 20»
Снова издательство МИФ порадовало новинкой. Книга Тины Силиг «Почему мне никто не рассказал это в 20. Интенсив по поиску себя в этом мире».
Я была заинтригована с первых страниц. Что, если мне дать конверт с 5 долларами и 2 часа времени - сколько я смогу заработать при таких исходных данных? А если вместо денег в конверте - 10 канцелярских скрепок?

Это эксперимент, который автор, доктор наук, читающий курс по предпринимательству и инновациям в Стэнфордском Университете, предложила своим студентам. Они сгенерировали кучу идей и действительно, заработали. Я чувствовала, как у меня в голове начинают массово лопаться маленькие пузырьки: «А что, так можно было?»

Думаю, никто не станет спорить с тем, что программа обучения в школе и вузе мало что общего имеет с реальной жизнью. Молодые люди, полные планов, амбиций и энергии, врываются в мир… и разочаровываются. Оказывается, то, чему их столько лет учили, не работает, не помогает, не дает результатов. В жизни, в отличие от университетского экзамена, не бывает единственно правильных или неправильных решений; жизнь - это непрерывный поиск, импровизация, эксперимент.

Почти на каждой странице автор рассказывает о каких-либо упражнениях и заданиях, которые она предлагала студентам: возьмите любой предмет в этой комнате и придумайте, как с его помощью можно решить проблему вашего соседа; придумайте самую плохую идею для бизнеса и превратите ее в хорошую. Как, как можно продавать бикини в Антарктиде?? Как можно превратить в прибыльный бизнес суши из тараканов??? Мой мозг трещал по швам, а студенты бодро генерировали блестящие нестандартные решения.

Читая, я физически чувствовала, насколько забетонировано, неповоротливо и шаблонно мое мышление. Действительно, почему никто не рассказал мне об этом в двадцать? Почему на курсе предпринимательства вместо скучной теории нас не учили видеть возможности буквально у себя под ногами?

Мы настолько привыкаем к окружающим нас нормам и стандартам, что теряем способность использовать свой мозг себе на благо. В историях самых успешных людей планеты есть общий знаменатель: все они были «выскочками» в хорошем смысле слова. Они нестандартно мыслили и не боялись своих сумасшедших идей. Они не позволили обществу затянуть их в свои стройные серые ряды. Увы, на каждого Стива Джобса, Генри Форда или Боба Марли приходятся тысячи людей с таким же потенциалом, которые никогда ничего не сделают для этого мира, потому что позволили своему таланту зачахнуть в душной клетке шаблонов.

Это книга не только для двадцатилетних, и не только для предпринимателей. Она для всех, кто заинтересован в том, чтобы прожить свою собственную жизнь. Заставляет посмотреть на окружающий мир по-другому, встряхивает и дает мнооого пищи для размышлений.

Из минусов - слишком много рассказов из жизни других людей. Иллюстрации всегда хороши, но тут их многовато.

Книга «Почему никто не рассказал мне это в 20? Интенсив по поиску себя в этом мире» Тина Силиг -

Эту книгу хорошо дополняют:

Сам себе MBA

Джош Кауфман

Метод тыквы

Майк Микаловиц

Управление стартапом

Кэтрин Кэтлин и Джейна Мэтьюз

WHAT I WISH I KNEW WHEN I WAS 20

A Crash Course on Making Your Place in the World

Тина Силиг

ПОЧЕМУ НИКТО НЕ РАССКАЗАЛ МНЕ ЭТО В 20?

Интенсив по поиску себя в этом мире

«Манн, Иванов и Фербер»

Информация

от издательства

Издано с разрешения HarperCollins Publishers и Andrew Nurnberg Literary Agency

На русском языке публикуется впервые

Силиг, Тина

Почему никто не рассказал мне это в 20? Интенсив по поиску себя в этом мире / Тина Силиг; пер. с англ. П. Миронова. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016.

ISBN 978-5-00057-858-2

С чего начинать собственное дело? Где найти прибыльную идею? Как научиться решать проблемы? Над чем лучше работать и на что тратить силы и время?

Рецепт и история успеха каждого человека уникальны, как отпечатки пальцев. Единственное правило состоит в том, что люди ограничены лишь своей энергией и воображением, ведь можно каждый день испытывать силы, самостоятельно выбирать новую точку зрения и смотреть на любую задачу в новом свете.

Автор книги - преподаватель курса «предпринимательство и инновации» в Стэнфордском университете - на примерах из собственного опыта рассказывает о нестандартном подходе к решению бизнес-проблем, прорывном мышлении и инновациях.

Для тех, кто хотел бы прочесть один из лучших курсов Стэнфорда по саморазвитию и креативности.

Ранее книга издавалась в «Манн, Иванов и Фербер» под названием «Сделай себя сам. Советы для тех, кто хочет оставить свой след».

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© Tina Seelig, 2009

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016

Купи один и получи еще два бесплатно

Как заработать денег, имея в распоряжении всего пять долларов и два часа времени? Именно такое задание я раздала студентам Стэнфордского университета, посещавшим мои занятия. Каждая из четырнадцати команд получила конверт с 5 долларами «стартового капитала» и инструкцию о том, что время на планирование ограничено лишь общими рамками эксперимента (от обеда среды до вечера воскресенья), но после вскрытия конверта есть лишь два часа на то, чтобы заработать максимально возможную сумму. До полуночи воскресенья каждая команда должна была отправить мне один слайд с описанием проделанной работы, а утром в понедельник у них было по три минуты на презентацию своего решения. У каждой команды имелся шанс продемонстрировать свои предпринимательские способности при помощи выявления возможностей, оценки предположений, ограниченных ресурсов и максимального использования воображения.

Что бы сделали вы, оказавшись на месте этих студентов? Когда я задаю этот вопрос другим группам, кто-то обычно кричит: «Поехал бы в Лас-Вегас» или «Купил бы лотерейный билет». Как правило, это вызывает всеобщий смех. Эти люди готовы на высокий риск в обмен на довольно небольшой шанс удачи. Нередки предложения об открытии импровизированной автомойки или лотка по продаже прохладительных напитков - в этих случаях 5 долларов использовались бы для закупки материалов и продуктов для начала работы. Вполне достойные варианты для тех, кто хотел бы немного заработать за несколько часов. Однако большинство моих студентов в конечном счете находили способ выйти за рамки стандартов. Они подвергли сомнению огромное количество традиционных решений и смогли реализовать массу возможностей для создания максимальной ценности в заданных условиях.

Как же им это удалось? Вот подсказка: команды, заработавшие больше всех денег, вообще не пользовались стартовыми 5 долларами. Они поняли, что эта сумма, в сущности, никак им не поможет, и решили посмотреть на проблему шире: «Что если мы начнем с полного нуля?» Они огляделись по сторонам, покопались в своих талантах и разблокировали свой творческий потенциал, чтобы определить суть проблем (о которых они, может, и слышали, но никогда не задумывались над их решением). Разобравшись с ними, а затем над ними поработав, выигравшие команды смогли выручить до 600 долларов, а средний возврат на инвестиции в размере 5 долларов составил 4 000 процентов! Если принять во внимание, что многие вообще не использовали изначально выданную сумму, то финансовый возврат относительно нее был практически безграничным.

Так что же они сделали? Все команды оказались невероятно изобретательными. Одна группа обратила внимание на проблему, присущую множеству студенческих городков, - длинные очереди перед популярными ресторанчиками субботним вечером - и решила помочь людям, которые не хотели ждать. Члены команды бронировали по нескольку столиков в ресторанах. С наступлением назначенного часа они за 20 долларов продавали право на вход в ресторан желающим немедленно туда попасть.

За вечер члены команды сделали несколько интересных наблюдений. Прежде всего, они поняли, что девушкам-студент­кам лучше удается продавать забронированные столики, чем юношам, - вероятно, потому, что клиентам было комфортнее общаться с молодыми женщинами. Поэтому команда скорректировала план: теперь юноши бегали по городку и занимались бронированием, а девушки продавали места в очередях. Также команда заметила, что лучше всего операция удается в тех ресторанах, где ожидающим клиентам выдают пейджеры, на которые приходят сигналы о готовности столика. Физический обмен пейджерами создавал у клиентов впечатление, что они получают за свои деньги нечто весомое и материальное. Им было комфортно передавать деньги, получая пейджер.

Другая команда поступила еще проще. Они поставили перед зданием студенческого союза специальную стойку и принялись бесплатно измерять давление в велосипедных шинах. При необходимости подкачки члены команды с радостью делали это всего за один доллар. Поначалу им казалось, что они наживаются на своих товарищах - студентах, которые теоретически могли бесплатно подкачать шины на ближайшей бензоколонке. Однако, обслужив нескольких первых клиентов, команда поняла, что велосипедисты были невероятно им благодарны. Несмотря на возможность бесплатной подкачки и на простоту этой операции, новая услуга показалась клиентам удобной и ценной. В сущности, уже через час после начала работы команда перестала брать фиксированную плату и просила вместо этого заплатить сумму, которую клиент посчитал бы уместной. Прибыль тут же выросла в несколько раз. Команда смогла заработать значительно больше денег, когда клиенты просто благодарили их за бесплатную услугу, чем когда платили по фиксированной ставке. Многократно повторяющийся процесс, на протяжении которого вносились небольшие изменения в ответ на действия клиентов, позволял оптимизировать стратегию «на лету».

Первое, что советует Тина своему сыну, так это научиться видеть за любой проблемой возможность и смотреть на все задачи более широко.

Например, её курс в Стэнфорде начинается с того, что в пятницу она делит студентов на несколько команд и раздаёт им конверты с 5 долларами. В воскресенье вечером у них есть ровно два часа, чтобы создать какой-нибудь и заработать на нём. А в понедельник всех студентов собирают вместе. У каждой команды есть 3 минуты презентации, чтобы рассказать, что удалось сделать.

Как вы считаете, какие идеи придумывают студенты?

Одна команда купила велосипедный насос и стала накачивать спущенные шины велосипедов в студенческом городке. Другая команда бронировала столики в популярных ресторанах и продавала бронь ближе к часу пик.

Но больше всего - аж 650 долларов - заработала команда, которая придумала вот что. Студенты посмотрели на условия задачи ещё шире и выяснили, что самое ценное в их ситуации - это даже не 5 долларов, а 3 минуты презентационного времени в понедельник. Ребята нашли компанию, которая бы хотела взять на работу студентов Стэнфорда, и продали им эти самые 3 минуты. Отличный ход.

Планы не стоят ничего

Отец менеджмента Питер Друкер (Peter Drucker) говорил: «Планы не стоят ничего, но планирование бесценно». У учёного Нассима Талеба (Nassim Taleb) есть теория чёрного лебедя, согласно которой все самые хорошие (и негативные) события в нашей жизни происходят незапланированно.

Тина тоже уверена в том, что , конечно, нужно, но исключительно для того, чтобы задать направление движения.

«Вспомните своё последнее путешествие в незнакомый город или новую страну? Как бы тщательно его ни планировали, всё равно самые запоминающиеся вещи происходят с вами совершенно незапланированно: вы вдруг встречаете интересного человека, показывающего вам места, которых нет на карте. Или сворачиваете не туда и обнаруживаете какие-то интересные достопримечательности, которых нет в путеводителе, - пишет Тина. - Я советую вам планировать карьеру как и планирование путешествия. Обозначить себе какие-то точки, но при этом всегда быть готовым ухватиться и распознать новую возможность».

Каждый день вас ждёт миллион долларов

Карлос Виньоло из Университета Чили уверен, что каждый день вы можете выйти на улицу и найти там миллион долларов. Миллион долларов - это, конечно, метафора. Она означает, что мир полон возможностей, которые нужно только взять.

Выходя из дома, вы ежедневно встречаете интересных людей, с вами происходят какие-то события, открываются возможности, которые могут изменить вашу жизнь.

Если вы относитесь к миру настороженно, с опаской и закрыты для того, что само стучится в вашу жизнь, то вы почти гарантированно теряете миллион долларов каждый день.

С широко закрытыми глазами

Том Келли (Tom Kelly), автор книги Art of Innovation, говорит, что каждый миг мы должны вести себя как путешественник в чужой стране или , который только появился на свет. Мы должны снять надетые шоры и активно изучать пространство вокруг нас.

Джеймс Барлоу (James Barlow), глава Шотландского института предпринимательства, проделывает со студентами такое упражнение. Он разбивает их на несколько групп и раздаёт им пазл, состоящий из 500 деталей. Затем включает таймер, чтобы выяснить, какая группа соберёт пазл первой. Секрет в том, что каждый кусочек пазла пронумерован с обратной стороны цифрой от 1 до 500. Зная уникальный номер каждого кусочка, пазл можно собрать довольно быстро. Однако студенты настолько поглощены теориями, как справиться с задачей быстрее всех, что упускают из виду эту «незначительную» деталь.

Наша жизнь - пазл

Ещё один урок заключается в том, что мы никогда не знаем, где нам могут понадобиться определённые знания. «Если даже вы считаете, что, например, курс по каллиграфии вам никогда в жизни не пригодится, но вас почему-то очень тянет именно к нему, изучайте! Не смотрите на то, насколько это рационально или нет», - пишет Тина и вспоминает историю (Steve Jobs).

Когда Джобс вылетел из колледжа, он мог не ходить на обязательные предметы. Тогда он - как говорил сам Джобс - парень, который совершенно не представлял, чего хочет от жизни, отправился на курсы каллиграфии.

Позже он рассказывал: «Я узнал о шрифтах с засечками и без засечек, о правильном пространстве между различными комбинациями букв и о том, что делает типографское искусство столь великим. Я и не думал, что эти знания будут так полезны для моей будущей жизни!

Однако 10 лет спустя, когда мы проектировали Macintosh, мы воспользовались ими при создании Mac. И если бы Windows не скопировала идеи Mac, маловероятно, что такие шрифты были бы на других персональных компьютерах. Если бы я не покинул колледж, то никогда не попал бы на занятия по каллиграфии, а компьютеры могли бы не обрести ту прекрасную , которую имеют сейчас. Разумеется, пока я был в колледже, я не мог сопоставить между собой всё то, что знал, и то, чего хотел. Однако, когда я через 10 лет оглядываюсь назад, мой путь представляется мне вполне ясным и правильным».

Для того чтобы развить в себе метафорично-креативное мышление, можете сделать упражнение, которое практикуют в Стэнфорде. Возьмите любое понятие. К примеру, «идеи».

А теперь напишите:

Идеи напоминают ______________________________,

потому что ___________________________________,

и, следовательно, _______________________________.

И придумайте как можно больше вариантов, например:

  • Идеи похожи на секс, потому что они тоже возбуждают, и, следовательно, надо придумывать идеи чаще!
  • Идеи похожи на хрустальный бокал, потому что они такие же хрупкие, поэтому их надо беречь.
  • Идеи похожи на зеркала, потому что они отражают всё вокруг, поэтому нечего на зеркало пенять, коли рожа крива!

Знать бы это в 20 лет!

«Каждую главу этой книги я бы назвала „Разрешите себе“. Дайте себе разрешение оспорить предположения, посмотреть на мир по-новому, экспериментировать, терпеть неудачу, прокладывать собственный путь и проверять границы своих способностей. В сущности, именно это я и хотела бы знать, когда мне было 20, и 30, и 40… Я должна постоянно напоминать себе об этом и сейчас, когда мне уже за пятьдесят», - говорит Тина.

Так что разрешайте себе шагнуть за грань и увидеть новые возможности.