Под большим шатром голубых небес какой троп. Фактически в России стало два царя, две Боярские думы, две системы приказов

«Русь» Иван Никитин

Под большим шатром
Голубых небес -
Вижу - даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг -
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу -
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную…

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей - стола,
Меча - недругу?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?

На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.

И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?

Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,

И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!

Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань -
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.

Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.

Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..

И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.

По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.

Анализ стихотворения Никитина «Русь»

Среди поэтов середины XIX века, воспевавших красоту родной земли, выделяется Иван Саввич Никитин (1825 – 1861). Он родился и вырос в Воронеже, небольшом провинциальном городке, поэтому лучше, чем многие другие литераторы, знал жизнь простых русских людей и своими глазами наблюдал красоты родной природы.

Стихотворение «Русь», написанное Иваном Саввичем в 1851 году, наполнено восхищением, гордостью и любовью к жителям и просторам родины. По характеру оно напоминает былину или русскую народную песнь.

С народными напевами произведение «Русь» роднит стихотворная композиция. В таких песнях часто нет выраженной рифмы, единство строчек в них поддерживается с помощью размера и ритма. В этом стихотворении также нет рифмы, но прослеживается чёткий ритм. Всего в нём 29 строф, каждая из которых состоит из четырёх строк. В каждой строке 5 слогов, размер можно определить как ямб. Последняя строка чаще всего состоит из одного слова, причём ударение в нём падает на третий слог.

В первых строфах поэт изображает красоты Руси. Словно добрый хозяин, который внимательным взглядом окидывает свои владения, Иван Саввич устремляет мысли к самым дальним уголкам Родины, чтобы донести до читателей всё очарование и мощь родимого края. Он упоминает и бескрайние степи, и луга, и густые леса. Взор поэта достигает даже Севера с его снежными пустынями.

Пейзажи переданы с помощью различных художественных приёмов. Для описания неба автор использует метафору «большой шатёр», «пожар небес» – яркий образ для утренней зари, «кровавый пир» – для сражения. Поэт не стесняется сравнивать явления:
Нивы зрелые.
Что камыш густой…
Снег, что белый пух,
Быстро кружится…

Кроме богатства природы поэт высоко ценит и необыкновенные качества народа Руси. Применяя метонимию, то есть, используя слово «Русь» в значении «русский народ», Иван Саввич прославляет те достоинства, которые делают отчизну уникальной в его глазах.

Важным для поэта представляется стойкость и смелость населения русских земель. Он упоминает татарское завоевание, конфликты с Литвой, из которых Россия неизменно выходила победительницей. Много внимания уделяет Иван Саввич Отечественной войне 1812 года, которая упоминается в стихотворении:
И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча тёмная?

Высоко ценит поэт общую религию, верность царю, щедрость и широту русской души, эти качества кажутся автору настолько ценными, что он готов встать на защиту Родины, даже если это будет стоить ему жизни. Это стихотворение можно считать патриотическим гимном, вдохновляющим на подвиги во имя родины.

  • Широко ты, Русь, по лицу земли

  • В красе царственной развернулася!

  • У тебя ли нет богатырских сил,

  • Старины святой, громких подвигов?

  • Уж и есть за что, Русь могучая,

  • Полюбить тебя, назвать матерью,

  • Стать за честь твою против недруга,

  • За тебя в нужде сложить голову!


  • День народного единства отмечается в России

  • 4 ноября - дата окончания Смутного времени и освобождения от польских захватчиков в 1612 г.



Борис Годунов

  • Борис Годунов


Лжедмитрий 1

  • Лжедмитрий 1


Василий Шуйский

  • Василий Шуйский


  • Летом 1610 г. группа бояр и дворян заставила

  • В. И. Шуйского отречься от престола и постричься в монахи. Власть перешла в руки "семибоярщины".

  • В 1611 году бывший русский царь Василий Шуйский пленником был привезен в Польшу к королю Сигизмунду. Василий Иванович Шуйский умер на чужбине 12 сентября 1612 года.

  • Не желая вновь выбирать царя из бояр и стремясь примириться с поляками, семибоярщина предложила призвать на русский престол сына польского короля Сигизмунда III - королевича Владислава


Лжедмитрий II - самозванец выдал себя за царя

  • Лжедмитрий II - самозванец . В 1607 году Лжедмитрий II появился в Стародубе-Северском и выдал себя за царя Дмитрия Иоанновича (сына Ивана Грозного), якобы счастливо спасшегося во время Московского восстания 1606 года.

  • Получил поддержку от поляков и русского боярства. В мае 1608 года Лжедмитрий II одержал победу над войсками В. Шуйского.

  • Не сумев занять столицу, остановился лагерем в селе Тушино под Москвой, за что получил прозвище "Тушинский вор ".

  • В 1609 году потерял поддержку поляков, вынужден бежать в Калугу, где и был убит.


В стране установилось двоевластие .

  • В стране установилось двоевластие .

  • Фактически в России стало два царя, две Боярские думы, две системы приказов.

  • В тушинской «воровской думе» заправляли бояре Романовы, Салтыковы, Трубецкие. Был в Тушине и собственный патриарх – Филарет.

  • Бояре в корыстных целях переходили от Василия Шуйского к самозванцу и обратно; таких бояр называли «перелетами».








  • Кузьма Минин, продавец мяса и рыбы, земский староста, считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл».

  • По советам Минина, люди жертвовали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества.

  • Люди выбрали вождем князя Д.М.Пожарского, лечившегося от ран в своем имении.

  • К нижегородцам скоро примкнули и другие города, поднятые окружной грамотой.

  • Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец в июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву.

  • В апреле 1612 г. в Ярославле уже стояло громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе.






  • Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы.

  • В этом крике соединились все сердца, все души, все мысли, все желания русских людей. Однако исход битвы оставался неясным.

  • Но тут Минин отобрал 300 отличных воинов и смело бросился с ними на неприятеля сзади – в самую гущу поляков.

  • Такое неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились, а русские воспользовались этим беспорядком. В августе была одержана решительная победа над поляками, и в октябре Москва была очищена от оккупантов .










  • Казалось, что России больше нет, в небытие уйдёт культура, и быт, и мораль, и право.

  • Любовь к России оказалась сильнее, чем ненависть к крепостникам.

  • Призыв объединиться шёл из низов общества.

  • Забыв обиды, встали в один строй люди разных общественных страт: купечество, крестьянство, дворянство, духовенство, казачество.

  • Именно ополчение решило судьбу русского государства.

  • Это была демонстрация воли к независимости,

  • любви к Родине, умения самоорганизоваться,

  • когда нет центральной власти, когда на троне люди, чуждые России.



Михаил Фёдорович

  • Михаил Фёдорович

  • Романов



самоотверженно встают на её защиту.

  • Подобное неоднократно будет повторяться в русской истории. Простые русские люди, понявшие, что стране угрожает смертельный враг, самоотверженно встают на её защиту.

  • Пример: Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина , пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов, заведшего врагов в глухой лес, в болото (1613 год). По преданию, таким образом он спас жившего тогда в Костроме выбранного на царство Михаила Фёдоровича Романова.

  • 1812 год. Народное ополчение – патриоты Смоленска, Бородино . Тарутино.

  • Массовое партизанское движение, которое сделало пребывание французов в России невыносимым. Ополчение, которое преследовало противника, дав возможность сохранить основные силы русской армии.




  • 1941 год вновь показал, что ополчение – удивительное, неповторимое проявление русской души, факт готовности самопожертвования ради своей Родины. Добровольцы отвоевали время для развёртывания кадровой армии.

  • ИХ ВСЕХ объединяла мысль:

  • Кто, если не мы?

  • За нами - Родина!


  • Без понимания, осознания, воспитания чувства державности, патриотзма

  • в каждом из нас

  • наше Отечество не сможет стать действительно ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВОЙ .

  • БУДУЩЕЕ СТРАНЫ ЗА ВАМИ, СЕГОДНЯШНИЕ ШКОЛЬНИКИ.


  • С историей не спорят, С историей живут, Она объединяет На подвиг и на труд Едино государство, Когда един народ, Когда великой силой Он движется вперед. Врага он побеждает, Объединившись в бой, И Русь освобождает, И жертвует собой. Во славу тех героев Живем одной судьбой, Сегодня День единства Мы празднуем с тобой!


  • Как называется государственный праздник, который впервые отмечался в России 4 ноября 2005г?

  • День народного единства

  • Под каким названием вошло в историю начало XVII в?

  • Смутное время

  • О ком историк В.О.Ключевский сказал: «Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве»

  • Лжедмитрий Первый

  • Как называется войско, создаваемое на добровольных началах?

  • Народное ополчение

  • Этот царь впервые в истории России был избран на престол Земским собором.

  • Михаил Романов


  • Человек, появление которого на исторической сцене в 1608 г. послужило созданию ДВОЕВЛАСТИЯ: «Почти два года Россия имела две столицы, двух царей, двух Патриархов»

  • Лжедмитрий Второй «Тушинский вор»

  • В память об изгнании с нашей земли польско-литовско-шведских оккупантов были сооружены три храма. Один из них был возведен на деньги Д.Пожарского на углу Красной площади и Никольской улицы. Как называется этот храм?

  • Казанский собор

  • Каждый праздник имеет свою символику. Предложите, что может стать символом праздника народного единства (эмблема, девиз, герб, образ)


Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.

Стихотворение Никитина о Руси

Под большим шатром
Голубых небес -
Вижу - даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг -
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу -
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную...

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей - стола,
Меча - недругу?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?

На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.

И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?

Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,

И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!

Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань -
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.

Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.

Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..

И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.

По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
1851

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях. В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни. В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко за­таенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звуча­ла в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.
Дмитрий Ковалёв

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.

Стихотворение Никитина о Руси

Под большим шатром
Голубых небес -
Вижу - даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг -
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу -
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную...

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей - стола,
Меча - недругу?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?

На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.

И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?

Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,

И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!

Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань -
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.

Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.

Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..

И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.

По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
1851

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях. В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни. В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко за­таенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звуча­ла в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.
Дмитрий Ковалёв