Введение
Урок русского языка. Учитель оглашает оценки за очередное сочинение и объясняет причины выставления того или иного балла. Наконец, он открывает вашу тетрадь. И вдруг выдает что-то вроде: "А тебе, (ваша фамилия), двойка! Тип и стиль речи в тексте совершенно не соответствуют указанным в задании". Вы недоумеваете: "Какие бывают типы речи? Каково их значение? И вообще, что это за звери такие - стили и типы речи?" Сегодня мы рассмотрим вопрос о последних.
Типы речи
Начнем с трактовки данного термина. Тип речи - это способ изъяснения, который выбирается автором и ориентируется на то, чтобы описать или рассказать о действительности. Всего их существует три: повествование, описание и рассуждение. Они полярно отличаются друг от друга.
Описание
Текст-описание должен отвечать на такие вопросы: чем является описываемый предмет, как он выглядит, каковы присущие ему свойства. Закончить его можно общим впечатлением или (если предметов несколько) общим признаком. Здесь приведен пример описания одного объекта: "На столе лежало большое яблоко. Листик на черенке был еще свежим - значит, его недавно сорвали с дерева. Кожица яблока была двухцветной: одна его половина была ярко-желтой, другая - красной, прямо бордовой. От падающего луча солнца оно красиво и заманчиво блестело. Наверное, это яблоко очень сочное, вкусное и рассыпчатое". Как видите, часть речи, которая чаще всего должна встречаться в описании - имя прилагательное. Можно также использовать причастия, краткие имена прилагательные и причастные обороты.
Рассуждение
В отличие от повествования и описания, стремящихся изобразить окружающую действительность, рассуждение передает последовательность человеческих мыслей. Текст данного типа может являться доказательством, объяснением или размышлением. Он должен отвечать на такие вопросы: в чем причина этого события, каковы следствия и что это значит. План рассуждения должен быть таким: тезис - мысль, над которой размышляют или которую доказывают/опровергают, аргументы, доказывающие/опровергающие или взвешивающие все "за" и "против", вывод - доказательство/опровержение или окончательное решение. Здесь приведен образец текста-рассуждения: "Внутри меня началась мучительная борьба. Что же делать? Взять яблоко или не трогать его? Видно, что оно очень вкусное, и будет грешно его не попробовать. Но если я сейчас заберу яблоко, бабушка обнаружит пропажу, обидится и больше не пригласит меня к себе в гости. А здесь такой замечательный сад, и главное - тут живут друзья! И бабушка, если захочет, приготовит любые лакомства получше одного яблока. Решено - не буду его трогать, а там посмотрим".
Повествование
Текст-повествование имеет такие признаки: четкая и точная последовательность событий, они должны передаваться, в тексте должны быть ощутимыми границы пространства и времени. План происходящего должен быть таким: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Какие части текста являются этими пунктами, легче показать на примере текста: "Несколько часов мы играли в бабушкином саду вместе с Яцеком и Тадеушем. Я была очень рада, что встретила своих старых друзей. Стояла замечательная погода, и нам никто не мешал общаться [Экспозиция ]. Вдруг я услышала бабушкин голос, окликнувший: "Мартина, зайди ко мне в комнату!" [Завязка ]. Друзья кивнули. Я направилась к дому бабушки, недоумевая, что ей нужно. Она лежала на кровати у себя в спальне и, судя по всему, опять мучилась от головной боли. Бабушка попросила принести стакан воды и таблетки, лежащие в тумбочке на кухне. Я послушалась и направилась туда. Набрав воды и взяв таблетки, уже хотела пойти в спальню, но моим вниманием всецело завладел кухонный стол. О, там было на что посмотреть! Это что-то совершенно сказочное... И все-таки я с усилием оторвала взгляд и отправилась в спальню [Развитие действия ]. Бабушка поблагодарила меня, положила в рот пару таблеток и запила их водой. Ей сразу стало легче настолько, что она поднялась с кровати. Потом она внимательно посмотрела на меня и спросила, не хочу ли я съесть яблоко, которое лежит на кухонном столе. Я энергично закивала. Тогда бабушка пошла на кухню, разрезала яблоко на три части, вручила их мне и велела одну взять себе, я две другие отдать друзьям [Кульминация ]. Я скорее помчалась к Яцеку и Тадеушу, и мы разделили кусочки яблока между собой. Когда их съели, моих друзей позвали родители. Они встали, поблагодарили бабушку и стремительно побежали домой [Развязка ]." Как видите, в повествовании преобладают глаголы прошедшего времени совершенного вида.
Объединение типов речи
Однако во многих произведениях писатели часто объединяют все в один текст. Один из них даже может встречаться несколькими небольшими кусочками среди остальных. Давайте попробуем объединить примеры из абзацев о типах речи в один текст: "Несколько часов мы играли в бабушкином саду вместе с Яцеком и Тадеушем. Я была очень рада, что встретила своих старых друзей. Стояла замечательная погода, и нам никто не мешал общаться. Вдруг я услышала бабушкин голос, окликнувший: "Мартина, зайди ко мне в комнату!". Друзья кивнули. Я направилась к дому бабушки, недоумевая, что ей нужно. Она лежала на кровати у себя в спальне и, судя по всему, опять мучилась от головной боли. Бабушка попросила принести стакан воды и таблетки, лежащие в тумбочке на кухне. Я послушалась и направилась туда. Набрав воды и взяв таблетки, уже хотела пойти в спальню, но моим вниманием всецело завладел кухонный стол. О, там было на что посмотреть! Это что-то совершенно сказочное... На столе лежало большое яблоко. Листик на черенке был еще свежим - значит, его недавно сорвали с дерева. Кожица яблока была двухцветной: одна его половина была ярко-желтой, другая - красной, прямо бордовой. От падающего луча солнца оно красиво и заманчиво блестело. Наверное, это яблоко очень сочное, вкусное и рассыпчатое. Внутри меня началась мучительная борьба. Что же делать? Взять яблоко или не трогать его? Видно, что оно очень вкусное и будет грешно его не попробовать. Но если я сейчас заберу яблоко, бабушка обнаружит пропажу, обидится и больше не пригласит меня к себе в гости. А здесь такой замечательный сад и главное - тут живут друзья! И бабушка, если захочет, приготовит любые лакомства получше одного яблока. Решено - не буду его трогать, а там посмотрим. И все-таки я с усилием оторвала взгляд и отправилась в спальню. Бабушка поблагодарила меня, положила в рот пару таблеток и запила их водой. Ей сразу стало легче настолько, что она поднялась с кровати. Потом внимательно посмотрела на меня и спросила, не хочу ли я съесть яблоко, которое лежит на кухонном столе. Я энергично закивала. Тогда бабушка пошла на кухню, разрезала яблоко на три части, вручила их мне и велела одну взять себе, я две другие отдать друзьям. Я скорее помчалась к Яцеку и Тадеушу, и мы разделили кусочки яблока между собой. Когда их съели, моих друзей позвали родители. Они встали, поблагодарили бабушку и стремительно побежали домой".
Вывод
Видите, какой хороший рассказ получился, когда мы объединили все три типа речи. Но и с использованием только одного сочинение может получиться не хуже, особенно теперь, когда вы знаете особенности каждого из них.
Это задание проверяет ваше знание функционально-смысловых типов речи, если проще говорить, то вы должны различать описание, повествование, рассуждение, видеть их элементы в тексте.
На законный вопрос «зачем?» отвечу: помимо понимания текста вы должны текст конструировать, а для этого представлять себе, какие типы речи использовать для того или иного текста.
Какие типы речи бывают?
Всего их три: повествование, описание и рассуждение.
Опознаются они по нескольким признакам:
- цель передачи информации;
- строение текста;
- языковые средства (слова, части речи, синтаксические конструкции).
Повествование
Это самое простое, что может быть. Цель сообщения – рассказать о СОБЫТИЯХ, которые происходят во времени, потому для повествования характерно ИЗЛОЖЕНИЕ действий последовательно: встал, пошел, пришел, потом сел и так дальше. Если есть диалог и глаголы совершенного вида чаще всего в прошедшем времени, то это повествование.
Описание
Цель описания – ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о предмете, явлении, процессе. Языковые средства могут быть любыми, тут надо внимательно смотреть на функцию текста: если есть рассказ о сторонах предмета, аспектах явления, то это описание. Вопрос на засыпку: какой это тип речи? Демосфен стремился стать хорошим оратором. Для этого он ходил на берег моря и часами кричал, тренируя силу голоса. Иногда он набивал камнями рот и проговаривал слова, пытаясь довести дикцию до совершенства. Да, здесь много глаголов, но это описание! Только процесса, а не предмета.
Рассуждение
Будете смеяться, но это НЕ повествование и НЕ описание. Да, рассуждение опознается путем исключения двух первых, для порядка приведу определение из учебника: рассуждение – это изложение мыслей в логической последовательности. В таком тексте содержится определённая мысль (тезис), доказательства (аргументы) и вывод.
Важно помнить, что «чистые» типы текстов встретить практически невозможно, поэтому в задании вы увидите такие формулировки, как «элементы рассуждения», «содержит описание» и проч.
Давайте обратимся к варианту этого задания из демоверсии 2015 года:
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 4–5 содержат описание.
2)В предложениях 22–23 содержится рассуждение.
3) Предложения 24–25 содержат повествование.
4) Предложения 37–41 содержат элементы описания.
5) В предложении 43 присутствует элемент описания.
Начнем по порядку:
(4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. 5)Снабжение и связь с тылом происходили только ночью.
Здесь есть события, которые происходят последовательно (днем, потом ночью), это повествование.
(22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23)На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист.
22-е это повествование, 23-е – описание. Рассуждения здесь нет.
(24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа.
(25)Мы с капитаном уселись у печки. Конаков появился, растолкал, тот снял, выбрался, мы уселись – действия происходят во времени, это повествование.
Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах – одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. (38)Не было только одного – не было солдат. (39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40)Только старшину. (41)Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам… Элементы описания – это предложение 37, там дается представление о том, как выглядит окоп, хотя все остальное – повествование.
Вот так и решается это задание.
Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ
И ) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений) .
А тип речи – это способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.
В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение .
Задали реферат или курсовую по литературе или другим предметам? Теперь можно не мучиться самому, а просто заказать работу. Рекомендуем обращаться >>сюда , тут делают быстро и дешево. Более того, тут можно даже торговаться
P.S.
Домашки, кстати, там тоже делают 😉
Рассмотрим особенности каждого типа речи.
Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).
Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?
Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).
Пример текста повествования:
«Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…»
Примерный текст – изобразительное описание — отвечает на следующие вопросы:
- что случилось? – в городе пошел дождь;
- где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
- когда случилось? — летом пошел дождь.
Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков .
Текст описания состоит из следующих частей:
- общая характеристика предмета, общее впечатление;
- признаки, детали;
- общая оценка предмета.
Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность — преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.
Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).
Пример текста описания:
«Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.»
Примерный текст отвечает на описательные вопросы:
- какой предмет описывается? – дождь;
- каков предмет? – серный, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.
Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?».
Рассуждение состоит из следующих частей:
- тезис – мысль, которую нужно доказать;
- обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
- резюме – итоги, выводы.
Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.
Рассуждения бывают следующими:
- рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
- рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
- рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).
Пример текста рассуждения:
«Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.»
Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:
- почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
- зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.
Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:
- повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях ; повествование – это клип, кино, смена кадров;
- описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект ; описание – это фотография, застывший кадр;
- рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…» ; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.
И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. 😉 Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).
По функции и по смыслу различаются три основных типа речи: описание, повествование и рассуждение.
Описание - это изображение в речи предметов, явлений природы, людей, животных и т. д. В описании перечисляются признаки, свойства, особенности предметов. Например, описание внешности человека - это его словесный портрет; описание черт характера и его проявлений в поведении человека - это характеристика; пейзаж - описание природы, а интерьер - изображение внутренней обстановки какого-либо помещения.
Описание всегда статично; изображаемый предмет находится вне времени, будто сфотографирован. Глаголов в описании немного, причём, как правило, они имеют несовершенный вид и обозначают процесс или пассивное (но не активное) действие: является, происходит, виднеется, имеет, веет, блестит, относится, служит и т. д.
Описание одного и того же предмета может быть сделано с различными целями.
Нау ч н о е описание - это изображение предмета или явления с целью показать его своеобразие. Как правило, научные описания носят исчерпывающий характер, они представляют предмет с различных сторон, в его связях и отношениях с подобными предметами. Лингвист, описывающий какое-нибудь одно слово, составит текст объёмом в несколько страниц: необходимо указать все значения этого слова, его звуковой состав и особенности произношения, соответствие произношения написанию; нужно пояснить историю слова, его строение, типичные и нетипичные для него роли в предложении, возможное участие этого слова в устойчивых оборотах речи, затем его синонимические и антонимические связи, наличие или отсутствие омонимов, паронимов; и, наконец, нужно привести несколько примеров, демонстрирующих каждую из описанных особенностей слова.
Разновидностью научного описания является определение, или дефиниция; это относительно краткое объяснение специфики предмета, т. е. тех свойств, которыми предмет отличается от всех других, например:
Рассказ как произведение малой эпической формы повествует обычно об одном событии, составляющем отдельный эпизод в жизни человека. Поэтому объём рассказа и количество персонажей невелики.
Лаконизм повествования в рассказе сочетается с особой выразительностью изображения. Суть образа автор раскрывает через единственный, но характерный случай из жизни героя. (Т. Жаров.)
Деловое описание носит менее пространный характер, чем научное. Как правило, описывают не все свойства предмета, а лишь те, которые представляют интерес в деловом отношении. Например, в деловом описании какой-либо книги будет уделено внимание не столько её содержанию, сколько покупательскому спросу на неё, цене, тиражу, возможности доставки и т. п.
Художественное описание зависит от творческого подхода автора. Он может сосредоточить внимание на какой-либо одной детали, характеризующей предмет глубже и полнее, чем многие другие. Или наоборот: писатель изображает множество различных предметов, чтобы создать общую картину, например картину утра:
Было тихое летнее утро. Солнце уже довольно высоко стояло в чистом небе. Но поля ещё блестели росой; из недавно проснувшихся долин веяло душистой свежестью, и в лесу, ещё сыром и нешумном, весело распевали ранние птички. На вершине пологого холма, сверху донизу покрытого только что зацветшею рожью, виднелась небольшая деревенька. (Т.)
Повествование - это рассказ о том, как происходило или происходит какое-либо событие. В отличие от статичного описания, повествование обязательно имеет сюжет и передаёт динамику действия, которое обычно представлено в последовательном развитии: начало, продолжение, конец. Эти фазы передаются с помощью специальных слов, среди них много наречий со значением времени: как-то раз , однажды , сначала , вдруг , как только , затем , потом , тогда , тут , наконец и т. п. Повествование содержит много глаголов совершенного и несовершенного вида со значением активного действия: увидел, говорит, принялся, подумал, ответил, пошёл, взял, остался и т. д. Отличительной чертой повествования является также наличие диалогов, прямой речи.
Если описание можно сравнить с фотографией, то повествование похоже на сюжетный фильм:
В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный.
Дядя, - весело кричал он, - дай десять копеек!
Молодой человек вынул из кармана нагретое яблоко и подал его беспризорному, но тот не отставал. Тогда пешеход остановился, иронически посмотрел на мальчика и тихо сказал:
Может быть, тебе дать ещё ключ от квартиры, где деньги лежат?
Зарвавшийся беспризорный понял всю беспочвенность своих претензий и отстал. (И. и П.)
Разновидностью повествования является сообщение; это устное выступление или текст, цель которого - информировать слушателей о чём-либо. С помощью сообщения доводят до сведения слушателей нечто неизвестное всей аудитории или её большинству. Это могут быть политические новости, историческая справка, научные сведения, а также события, произошедшие в кругу знакомых, родственников, соседей или сотрудников.
Сообщение может быть построено как обычное повествование или как информационная справка, т. е. объявление о событии и его обстоятельствах (времени, месте, цели) в краткой форме. Чаще всего информационная справка состоит из двух частей: в первой изложена сама новость, во второй сделан необходимый для понимания комментарий.
Национальная библиотека Китая приступила к переизданию 556 редчайших средневековых свитков. Все свитки принадлежат двум эпохам китайских императорских династий - династии Мин и династии Чин, которые правили Китаем с 1368 по 1911 год. Работа продлится в течение ближайших трёх лет. Для сходства с оригиналом книги напечатают на рисовой бумаге и переплетут голубыми нитями, как это было принято в Китае в Средние века. (Из телевизионной новостной программы.)
Сообщение достигает своей цели только в том случае, если информация, содержащаяся в нём, актуальна для адресатов речи или любопытна им.
Рассуждение - это умозаключение по поводу какого-либо явления или события, их анализ. Рассуждение обязательно раскрывает позицию автора речи. Его мнение здесь представлено наиболее полно, если сравнивать рассуждение с описанием и повествованием.
Обычно рассуждение состоит из двух частей - это тезис и его доказательство. Рассуждение может содержать и третью часть - выводы, обобщения.
Тезис - это кратко сформулированная основная мысль или убеждение автора. В доказательство он может приводить различные аргументы, наблюдения, сравнения, комментарии, объяснения.
Рассуждение носит логический характер, поэтому предложения и их части состоят между собой в различных логических отношениях: причина - следствие, условие - следствие, цель - причина, противопоставление, сопоставление и т. д. Часто используются вводные слова, указывающие на порядок следования мыслей (во-первых, во-вторых), наречия и сложные союзы (поэтому, тогда как, вот почему, вследствие того что, так как, потому что). Глаголы, как и в описании, не обозначают динамичного действия. Средствами связи предложений часто служат лексические повторы, однотипность синтаксических конструкций, антонимы:
Поэзия есть высший род искусства. Всякое другое искусство более или менее стеснено и ограничено в своей творческой деятельности тем материалом, посредством которого оно проявляется. Поэзия же выражается в свободном творческом слове, которое есть и звук, и картина, и определённое, ясно выговоренное представление. Поэтому поэзия заключает в себе все элементы других искусств. (В. Белинский.)
Нужно учитывать, что описание, повествование и рассуждение не всегда проявляются в чистом виде. В одном тексте могут быть совмещены различные типы речи: описание с рассуждением, повествование с описанием, повествование с рассуждением. Приведём пример текста, в котором повествование прерывается описанием (повествование с элементами описания):
Поручик Тенгинского пехотного полка Лермонтов ехал на Кавказ, в ссылку, в крепость Грозную. Весна выдалась непохожая на обыкновенные русские вёсны. Поздно цвела по заглохшим садам черёмуха. И реки запоздало и долго не могли войти в берега. Разливы задержали Лермонтова. (Пауст.)
Т16. Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых , ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления , которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове. (Писар.) К какому типу речи относится данный текст?
- 1) повествование
- 2) описание
- 3) рассуждение
- 4) повествование с элементами рассуждения
Т17. Что является разновидностью описания?
- 1) тезис
- 2) сообщение
- 3) научное определение
- 4) выводы
Основными типами речи являются описание , повествование и рассуждение .
Описание - это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).
В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия).
Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания - и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы - определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.
Например:
Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн)
Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.
|
Повествование - это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).
В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.).
Например:
И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн)
Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
Рассуждение - это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).
|
В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны ), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.)
Например:
Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.К. Г. Паустовский)
Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.
Стили речи
Стиль - это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.
Каждый функциональный стиль характеризуется:
а) сферой применения;
б) основными функциями;
в) ведущими стилевыми чертами;
г) языковыми особенностями;
д) специфическими формами (жанрами).
|
Научный стиль
|
Научный стиль делится на три подстиля: собственно научный , научно-учебный и научно-популярный .
Каждый из названных подстилей имеет свои особенности. В научно-учебных и научно-популярных подстилях допускается использование некоторых (отдельных) языковых средств, характерных для разговорной речи и публицистики, в том числе средств языковой выразительности (метафор, сравнений, риторических вопросов, риторических восклицаний, парцелляции и некоторых других).
В текстах научного стиля могут быть представлены все типы речи: описание, повествование и рассуждение (чаще всего: рассуждение-доказательство и рассуждение-объяснение).
Официально-деловой стиль
|
В текстах официально-делового стиля обычно представлено два типа речи: описание и повествование.
Публицистический стиль
|
Публицистический стиль делится на два подстиля: собственно публицистический и художественно-публицистический.
Собственно публицистический подстиль характеризуется злободневностью тематики, использованием общественно-политической лексики и терминологии (депутат, власть, патриот, парламент, консерватизм ), специфической публицистической лексики и фразеологии (репортаж, миротворческий, коридоры власти, урегулирование конфликта ), частотностью употребления заимствованных слов, называющих новые экономические, политические, бытовые, научно-технические явления (дистрибьютор, инвестиция, инаугурация, киллер, крупье, рейтинг и др.).
Художественно-публицистический подстиль по своим языковым особенностям сближается со стилем художественной литературы и характеризуется сочетанием функций воздействия и убеждения с функцией эстетической, а также широким использованием изобразительно- выразительных средств языка, в том числе тропов и фигур.
В текстах публицистического стиля могут встречаться все типы речи: описание, повествование и рассуждение.
Для художественно-публицистического подстиля особенно характерно рассуждение-размышление.
Художественный стиль
|
В текстах художественного стиля, как и в публицистике, широко используются все типы речи: описание, повествование и рассуждение. Рассуждение в художественных произведениях предстает в форме рассуждения-размышления и является одним из важнейших средств раскрытия внутреннего состояния героя, психологической характеристики персонажа.
Разговорный стиль
Сфера применения (где?) | Бытовая (неофициальная обстановка) |
Функции (зачем?) | Непосредственное бытовое общение; |
Основные стилевые особенности | Непринужденность, простота речи, конкретность, эмоциональность, образность |
Основные языковые средства | Разговорная, в том числе эмоционально-оценочная и экспрессивная, лексика и фразеология (картошка, книжка, доченька, малыш, длиннющий, шлепнуться, кот наплакал, сломя голову
); неполные предложения; использование экспрессивных синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи (вопросительных и восклицательных предложений, слов-предложений, в том числе междометных, предложений с парцелляцией (Придешь завтра? Молчать! Поспать бы! - Вы в кино? - Нет. Вот еще! Ой! Эх ты!
); |
Жанры | Дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма |