Презентация к уроку русского языка правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Система работы с паронимами

— Вы знаете, может быть (да я, впрочем, и сам вам рассказывал), — начал Свидригайлов, — что я сидел здесь в долговой тюрьме, по огромному счету, и не имея ни малейших средств в виду для уплаты. Нечего подробничать о том, как выкупила меня тогда Марфа Петровна; знаете ли, до какой степени одурманения может иногда полюбить женщина? Это была женщина честная, весьма неглупая (хотя и совершенно необразованная). Представьте же себе, что эта-то самая, ревнивая и честная женщина решилась снизойти, после многих ужасных исступлений и попреков, на некоторого рода со мною контракт, который и исполняла во всё время нашего брака. Дело в том, что она была значительно старше меня, кроме того, постоянно носила во рту какую-то гвоздичку. Я имел настолько свинства в душе и своего рода честности, чтоб объявить ей прямо, что совершенно верен ей быть не могу. Это признание привело ее в исступление, но, кажется, моя грубая откровенность ей в некотором роде понравилась: «Значит, дескать, сам не хочет обманывать, коли заранее так объявляет», — ну, а для ревнивой женщины это первое. После долгих слез состоялся между нами такого рода изустный контракт: первое, я никогда не оставлю Марфу Петровну и всегда пребуду ее мужем; второе, без ее позволения не отлучусь никуда; третье, постоянной любовницы не заведу никогда; четвертое, за это Марфа Петровна позволяет мне приглянуть иногда на сенных девушек, но не иначе как с ее секретного ведома; пятое, боже сохрани меня полюбить женщину из нашего сословия; шестое, если на случай, чего боже сохрани, меня посетит какая-нибудь страсть, большая и серьезная, то я должен открыться Марфе Петровне. Насчет последнего пункта Марфа Петровна была, впрочем, во всё время довольно спокойна; это была умная женщина, а следовательно, не могла же на меня смотреть иначе как на развратника и потаскуна, который серьезно полюбить не в состоянии. Но умная женщина и ревнивая женщина — два предмета разные, и вот в этом-то и беда. Впрочем, чтобы беспристрастно судить о некоторых людях, нужно заранее отказаться от иных предвзятых взглядов и от обыденной привычки к обыкновенно окружающим нас людям и предметам. На ваше суждение, более чем на чье-нибудь, я имею право надеяться. Может быть, вы уже очень много слышали о Марфе Петровне смешного и нелепого. Действительно, у ней были иные весьма смешные привычки; но скажу вам прямо, что я искренно сожалею о бесчисленных горестях, которых я был причиной. Ну и довольно, кажется, для весьма приличного oraison funèbre нежнейшей жене нежнейшего мужа. В случаях наших ссор я, большею частию, молчал и не раздражался, и это джентельменничанье всегда почти достигало цели; оно на нее влияло, и ей даже нравилось; бывали случаи, что она мною даже гордилась. Но сестрицы вашей все-таки не вынесла. И каким образом это случилось, что она рискнула взять такую раскрасавицу в свой дом, в гувернантки! Я объясняю тем, что Марфа Петровна была женщина пламенная и восприимчивая и что, просто-запросто, она сама влюбилась, — буквально влюбилась, — в вашу сестрицу. Ну да и Авдотья-то Романовна! Я очень хорошо понял, с первого взгляда, что тут дело плохо, и — что вы думаете? — решился было и глаз не подымать на нее. Но Авдотья Романовна сама сделала первый шаг — верите или нет? Верите ли вы тоже, что Марфа Петровна до того доходила, что даже на меня сердилась сначала за мое всегдашнее молчание о вашей сестре, за то, что я так равнодушен на ее беспрерывные и влюбленные отзывы об Авдотье Романовне? Сам не понимаю, чего ей хотелось! Ну, уж конечно, Марфа Петровна рассказала Авдотье Романовне обо мне всю подноготную. У нее была несчастная черта, решительно всем рассказывать все наши семейные тайны и всем беспрерывно на меня жаловаться; как же было пропустить такого нового и прекрасного друга? Полагаю, что у них и разговору иного не было, как обо мне, и, уж без сомнения, Авдотье Романовне стали известны все эти мрачные, таинственные сказки, которые мне приписывают... Бьюсь об заклад, что вы уж что-нибудь в этом роде тоже слышали? — Слышал. Лужин обвинял вас, что вы даже были причиной смерти ребенка. Правда это? — Сделайте одолжение, оставьте все эти пошлости в покое, — с отвращением и брюзгливо отговорился Свидригайлов, — если вы так непременно захотите узнать обо всей этой бессмыслице, то я когда-нибудь расскажу вам особо, а теперь... — Говорили тоже о каком-то вашем лакее в деревне и что будто бы вы были тоже чему-то причиной. — Сделайте одолжение, довольно! — перебил опять с явным нетерпением Свидригайлов. — Это не тот ли лакей, который вам после смерти трубку приходил набивать... еще сами мне рассказывали? — раздражался всё более и более Раскольников. Свидригайлов внимательно поглядел на Раскольникова, и тому показалось, что во взгляде этом блеснула мгновенно, как молния, злобная усмешка, но Свидригайлов удержался и весьма вежливо отвечал: — Это тот самый. Я вижу, что вас тоже всё это чрезвычайно интересует, и почту за долг, при первом удобном случае, по всем пунктам удовлетворить ваше любопытство. Черт возьми! Я вижу, что действительно могу показаться кому-нибудь лицом романическим. Судите же, до какой степени я обязан после того благодарить покойницу Марфу Петровну за то, что она наговорила вашей сестрице обо мне столько таинственного и любопытного. Не смею судить о впечатлении; но, во всяком случае, это было для меня выгодно. При всем естественном отвращении ко мне Авдотьи Романовны и несмотря на мой всегдашний мрачный и отталкивающий вид, — ей стало наконец жаль меня, жаль пропащего человека. А когда сердцу девушки станет жаль , то, уж разумеется, это для нее всего опаснее. Тут уж непременно захочется и «спасти», и образумить, и воскресить, и призвать к более благородным целям, и возродить к новой жизни и деятельности, — ну, известно, что можно намечтать в этом роде. Я тотчас же смекнул, что птичка сама летит в сетку, и, в свою очередь, приготовился. Вы, кажется, хмуритесь, Родион Романыч? Ничего-с, дело, как вы знаете, обошлось пустяками. (Черт возьми, сколько я пью вина!) Знаете, мне всегда было жаль, с самого начала, что судьба не дала родиться вашей сестре во втором или третьем столетии нашей эры, где-нибудь дочерью владетельного князька или там какого-нибудь правителя, или проконсула в Малой Азии. Она, без сомнения, была бы одна из тех, которые претерпели мученичество, и уж, конечно бы, улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскаленными щипцами. Она бы пошла на это нарочно сама, а в четвертом и в пятом веках ушла бы в Египетскую пустыню и жила бы там тридцать лет, питаясь кореньями, восторгами и видениями. Сама она только того и жаждет, и требует, чтобы за кого-нибудь какую-нибудь муку поскорее принять, а не дай ей этой муки, так она, пожалуй, и в окно выскочит. Я слышал что-то о каком-то господине Разумихине. Он малый, говорят, рассудительный (что и фамилия его показывает, семинарист должно быть), ну так пусть и бережет вашу сестру. Одним словом, я, кажется, ее понял, что и считаю себе за честь. Но тогда, то есть в начале знакомства, сами знаете, бываешь всегда как-то легкомысленнее и глупее, смотришь ошибочно, видишь не то. Черт возьми, зачем же она так хороша? Я не виноват! Одним словом, у меня началось с самого неудержимого сладострастного порыва. Авдотья Романовна целомудренна ужасно, неслыханно и невиданно. (Заметьте себе, я вам сообщаю это о вашей сестре как факт. Она целомудренна, может быть, до болезни, несмотря на весь свой широкий ум, и это ей повредит) Тут у нас случилась одна девушка, Параша, черноокая Параша, которую только что привезли из другой деревни, сенная девушка, и которую я еще никогда не видывал, — хорошенькая очень, но глупа до невероятности: в слезы, подняла вой на весь двор, и вышел скандал. Раз, после обеда, Авдотья Романовна нарочно отыскала меня одного в аллее в саду и с сверкающими глазами потребовала от меня, чтоб я оставил бедную Парашу в покое. Это был чуть ли не первый разговор наш вдвоем. Я, разумеется, почел за честь удовлетворить ее желанию, постарался прикинуться пораженным, смущенным, ну, одним словом, сыграл роль недурно. Начались сношения, таинственные разговоры, нравоучения, поучения, упрашивания, умаливания, даже слезы, — верите ли, даже слезы! Вот до какой силы доходит у иных девушек страсть к пропаганде! Я, конечно, всё свалил на свою судьбу, прикинулся алчущим и жаждущим света и, наконец, пустил и ход величайшее и незыблемое средство к покорению женского сердца, средство, которое никогда и никого не обманет и которое действует решительно на всех до единой, без всякого исключения. Это средство известное — лесть. Нет ничего в мире труднее прямодушия, и нет ничего легче лести. Если в прямодушии только одна сотая доля нотки фальшивая, то происходит тотчас диссонанс, а за ним — скандал. Если же в лести даже всё до последней нотки фальшивое, и тогда она приятна и слушается не без удовольствия; хотя бы и с грубым удовольствием, но все-таки с удовольствием. И как бы ни груба была лесть, в ней непременно, по крайней мере, половина кажется правдою. И это для всех развитии и слоев общества. Даже весталку можно соблазнить лестью. А уж про обыкновенных людей и говорить нечего. Без смеху не могу себе припомнить, как один раз соблазнял я одну, преданную своему мужу, своим детям и своим добродетелям, барыню. Как эхо было весело и как мало было работы! А барыня действительно была добродетельна, по крайней мере по-своему. Вся моя тактика состояла в том, что я просто был каждую минуту раздавлен и падал ниц пред ее целомудрием. Я льстил безбожно, и только что, бывало, добьюсь пожатия руки, даже взгляда, то укоряю себя, что это я вырвал его у нее силой, что она сопротивлялась, что она так сопротивлялась, что я наверное бы никогда ничего не получил, если б я сам не был так порочен; что она, в невинности своей, не предусмотрела коварства и поддалась неумышленно, сама того не зная, не ведая, и прочее, и прочее. Одним словом, я достиг всего, а моя барыня оставалась в высшей степени уверена, что она невинна и целомудренна и исполняет все долги и обязанности, а погибла совершенно нечаянно. И как же она рассердилась на меня, когда я объявил ей в конце концов, что, по моему искреннему убеждению, она точно так же искала наслаждений, как и я. Бедная Марфа Петровна тоже ужасно поддавалась на лесть, и если бы только я захотел, то, конечно, отписал бы всё ее имение на себя еще при жизни. (Однако я ужасно много пью вина и болтаю). Надеюсь, что вы не рассердитесь, если я упомяну теперь, что тот же самый эффект начал сбываться и с Авдотьей Романовной. Да я сам был глуп и нетерпелив и всё дело испортил. Авдотье Романовне еще несколько раз и прежде (а один раз как-то особенно) ужасно не понравилось выражение глаз моих, верите вы этому? Одним словом, в них всё сильнее и неосторожнее вспыхивал некоторый огонь, который пугал ее и стал ей наконец ненавистен. Нечего рассказывать подробности, но мы разошлись. Тут я опять сглупил. Пустился грубейшим образом издеваться насчет всех этих пропаганд и обращений; Параша опять выступила на сцену, да и не она одна, — одним словом, начался содом. Ох, если бы вы видели, Родион Романыч, хоть раз в жизни глазки вашей сестрицы так, как они иногда умеют сверкать! Это ничего, что я теперь пьян и вот уже целый стакан вина выпил, я правду говорю; уверяю вас, что этот взгляд мне снился; шелест платья ее я уже наконец не мог выносить. Право, я думал, что со мною сделается падучая; никогда не воображал, что могу дойти до такого исступления. Одним словом, необходимо было помирится; но это было уже невозможно. И представьте себе, что я тогда сделал? До какой степени отупения бешенство может довести человека! Никогда не предпринимайте ничего в бешенстве, Родион Романыч. Рассчитывая, что Авдотья Романовна, в сущности, ведь нищая (ах, извините, я не то хотел... но ведь не всё ли равно, если выражается то же понятие?), одним словом, живет трудами рук своих, что у ней на содержании и мать, и вы (ах, черт, опять морщитесь...), я и решился предложить ей все мои деньги (тысяч до тридцати я мог и тогда осуществить) с тем, чтоб она бежала со мной хоть сюда, в Петербург. Разумеется, я бы тут поклялся в вечной любви, блаженстве и прочее, и прочее. Верите ли, я до того тогда врезался, что скажи она мне: зарежь или отрави Марфу Петровну и женись на мне, — это тотчас же было бы сделано! Но кончилось всё катастрофой, вам уже известною, и сами можете судить, до какого бешенства мог я дойти, узнав, что Марфа Петровна достала тогда этого подлейшего приказного, Лужина, и чуть не смастерила свадьбу, — что, в сущности, было бы то же самое, что и я предлагал. Так ли? Так ли? Ведь так? Я замечаю, что вы что-то очень внимательно стали слушать... интересный молодой человек... Свидригайлов в нетерпении ударил кулаком по столу. Он раскраснелся. Раскольников видел ясно, что стакан или полтора шампанского, которые он выпил, отхлебывая неприметно, глотками, подействовали на него болезненно, — и решился воспользоваться случаем. Свидригайлов был ему очень подозрителен. — Ну уж после этого я вполне убежден, что вы и сюда приехали, имея в виду мою сестру, — сказал он Свидригайлову прямо и не скрываясь, чтоб еще более раздразнить его. — Эх, полноте, — как бы спохватился вдруг Свидригайлов, — я ведь вам говорил... и, кроме того, ваша сестра терпеть меня не может. — Да в этом-то и я убежден, что не может, да не в том теперь дело. — А вы убеждены, что не может? (Свидригайлов прищурился и насмешливо улыбнулся). Вы правы, она меня не любит; но никогда не ручайтесь в делах, бывших между мужем и женой или любовником и любовницей. Тут есть всегда один уголок, который всегда всему свету остается неизвестен и который известен только им двум. Вы ручаетесь, что Авдотья Романовна на меня с отвращением смотрела? — По некоторым словам и словечкам вашим во время вашего рассказа я замечаю, что у вас и теперь свои виды и самые неотлагательные намерения на Дуню, разумеется подлые. — Как! У меня вырывались такие слова и словечки? — пренаивно испугался вдруг Свидригайлов, не обратив ни малейшего внимания на эпитет, приданный его намерениям. — Да они и теперь вырываются. Ну чего вы, например, так боитесь? Чего вы вдруг теперь испугались? — Я боюсь и пугаюсь? Пугаюсь вас? Скорее вам бояться меня, cher ami. И какая, однако ж, дичь... А впрочем, я охмелел, я это вижу; чуть было опять не проговорился. К черту вино! Эй, воды! Он схватил бутылку и без церемонии вышвырнул ее за окошко. Филипп принес воды. — Это всё вздор, — сказал Свидригайлов, намачивая полотенце и прикладывая его к голове, — а я вас одним словом могу осадить и все ваши подозрения в прах уничтожить. Знаете ль вы, например, что я женюсь? — Вы уже это мне и прежде говорили. — Говорил? Забыл. Но тогда я не мог говорить утвердительно, потому даже невесты еще не видал; я только намеревался. Ну а теперь у меня уж есть невеста, и дело сделано, и если бы только не дела, неотлагательные, то я бы непременно вас взял и сейчас к ним повез, — потому я вашего совета хочу спросить. Эй, черт! Всего десять минут остается. Видите, смотрите на часы; а впрочем, я вам расскажу, потому это интересная вещица, моя женитьба-то, в своем то есть роде, — куда вы? Опять уходить? — Нет, я уж теперь не уйду. — Совсем не уйдете? Посмотрим! Я вас туда свезу, это правда, покажу невесту, но только не теперь, а теперь вам скоро будет пора. Вы направо, я налево. Вы эту Ресслих знаете? Вот эту самую Ресслих, у которой я теперь живу, — а? Слышите? Нет, вы что думаете, вот та самая, про которую говорят, что девчонка-то, в воде-то, зимой-то, — ну, слышите ли? Слышите ли? Ну, так она мне всё это состряпала; тебе, говорит, так-то скучно, развлекись время. А я ведь человек мрачный, скучный. Вы думаете, веселый? Нет, мрачный: вреда не делаю, а сижу в углу; иной раз три дня не разговорят. А Ресслих эта шельма, я вам скажу, она ведь что в уме держит: я наскучу, жену-то брошу и уеду, а жена ей достанется, она ее и пустит в оборот; в нашем слою то есть, да повыше. Есть, говорит, один такой расслабленный отец, отставной чиновник, в кресле сидит и третий год ногами не двигается. Есть, говорит, и мать, дама рассудительная, мамаша-то. Сын где-то в губернии служит, не помогает. Дочь вышла замуж и не навещает, а на руках два маленькие племянника (своих-то мало), да взяли, не кончив курса, из гимназии девочку, дочь свою последнюю, через месяц только что шестнадцать лет минет, значит, через месяц ее и выдать можно. Это за меня-то. Мы поехали; как это у них смешно; представляюсь: помещик, вдовец, известной фамилии, с такими-то связями, с капиталом, — ну что ж, что мне пятьдесят, а той и шестнадцати нет? Кто ж на это смотрит? Ну а ведь заманчиво, а? Ведь заманчиво, ха-ха! Посмотрели бы вы, как я разговорился с папашей да с мамашей! Заплатить надо, чтобы только посмотреть на меня в это время. Выходит она, приседает, ну можете себе представить, еще в коротеньком платьице, неразвернувшийся бутончик, краснеет, вспыхивает, как заря (сказали ей, конечно). Не знаю, как вы насчет женских личик, но, по-моему, эти шестнадцать лет, эти детские еще глазки, эта робость и слезинки стыдливости, — по-моему, это лучше красоты, а она еще к тому ж и собой картинка. Светленькие волоски, в маленькие локончики барашком взбитые, губки пухленькие, аленькие, ножки — прелесть!.. Ну, познакомились, я объявил, что спешу по домашним обстоятельствам, и на другой же день, третьего дня то есть, нас и благословили. С тех пор как приеду, так сейчас ее к себе на колени, да так и не спускаю... Ну, вспыхивает, как заря, а я целую поминутно; мамаша-то, разумеется, внушает, что это, дескать, твой муж и что это так требуется, одним словом, малина! И это состояние теперешнее, жениховое, право, может быть, лучше и мужнего. Тут что называется La nature et la vérité! Xa-xa! Я с нею раза два переговаривал — куда не глупа девчонка; иной раз так украдкой на меня взглянет — ажно прожжет. А знаете, у ней личико вроде Рафаэлевой Мадонны. Ведь у Сикстинской Мадонны лицо фантастическое, лицо скорбной юродивой, вам это не бросилось в глаза? Ну, так в этом роде. Только что нас благословили, я на другой день на полторы тысячи и привез: бриллиантовый убор один, жемчужный другой да серебряную дамскую туалетную шкатулку — вот какой величины, со всякими разностями, так даже у ней, у мадонны-то, личико зарделось. Посадил я ее вчера на колени, да, должно быть, уж очень бесцеремонно, — вся вспыхнула и слезинки брызнули, да выдать-то не хочет, сама вся горит. Ушли все на минуту, мы с нею как есть одни остались, вдруг бросается мне на шею (сама в первый раз), обнимает меня обеими ручонками, целует и клянется, что она будет мне послушною, верною и доброю женой, что она сделает меня счастливым, что она употребит всю жизнь, всякую минуту своей жизни, всем, всем пожертвует, а за всё это желает иметь от меня только одно мое уважение и более мне, говорит, «ничего, ничего не надо, никаких подарков!» Согласитесь сами, что выслушать подобное признание наедине от такого шестнадцатилетнего ангельчика, в тюлевом платьице, со взбитыми локончиками, с краскою девичьего стыда и со слезинками энтузиазма в глазах, — согласитесь сами, оно довольно заманчиво. Ведь заманчиво? Ведь стоит чего-нибудь, а? Ну, ведь стоит? Ну...ну слушайте... ну, поедемте к моей невесте... только не сейчас! — Одним словом, в вас эта чудовищная разница лет и развитии и возбуждает сладострастие! И неужели вы в самом деле так женитесь? — А что ж? Непременно. Всяк об себе сам промышляет и всех веселей тот и живет, кто всех лучше себя сумеет надуть. Ха-ха! Да что вы в добродетель-то так всем дышлом въехали? Пощадите, батюшка, я человек грешный. Хе-хе-хе! — Вы, однако ж, пристроили детей Катерины Ивановны. Впрочем... впрочем, вы имели на это свои причины... я теперь всё понимаю. — Детей я вообще люблю, я очень люблю детей, — захохотал Свидригайлов. — На этот счет я вам могу даже рассказать прелюбопытный один эпизод, который и до сих пор продолжается. В первый же день по приезде пошел я по разным этим клоакам, ну, после семи-то лет так и набросился. Вы, вероятно, замечаете, что я со своею компанией не спешу сходиться, с прежними-то друзьями и приятелями. Ну да и как можно дольше без них протяну. Знаете: у Марфы Петровны в деревне меня до смерти измучили воспоминания о всех этих таинственных местах и местечках, в которых, кто знает, тот много может найти. Черт возьми! Народ пьянствует, молодежь образованная от бездействия перегорает в несбыточных снах и грезах, уродуется в теориях; откуда-то жиды наехали, прячут деньги, а всё остальное развратничает. Так и пахнул на меня этот город с первых часов знакомым запахом. Попал я на один танцевальный так называемый вечер — клоак страшный (а я люблю клоаки именно с грязнотцой), ну, разумеется, канкан, каких нету и каких в мое время и не было. Да-с, в этом прогресс. Вдруг, смотрю, девочка, лет тринадцати, премило одетая, танцует с одним виртуозом; другой пред ней визави. У стенки же на стуле сидит ее мать. Ну можете себе представить, каков канкан! Девочка конфузится, краснеет, наконец принимает себе в обиду и начинает плакать. Виртуоз подхватывает ее и начинает ее вертеть и пред нею представлять, все кругом хохочут и — люблю в такие мгновения нашу публику, хотя бы даже и канканную, — хохочут и кричат: «И дело, так и надо! А не возить детей!» Ну, мне-то наплевать, да и дела нет: логично аль не логично сами себя они утешают! Я тотчас мое место наметил, подсел к матери и начинаю о том, что я тоже приезжий, что какие всё тут невежи, что они не умеют отличать истинных достоинств и питать достодолжного уважения; дал знать, что у меня денег много; пригласил довезти в своей карете; довез домой, познакомился (в какой-то каморке от жильцов стоят, только что приехали). Мне объявили, что мое знакомство и она, и дочь ее могут принимать не иначе как за честь; узнаю, что у них ни кола, ни двора, а приехали хлопотать о чем-то в каком-то присутствии; предлагаю услуги, деньги; узнаю, что они ошибкой поехали на вечер, думая, что действительно танцевать там учат; предлагаю способствовать с своей стороны воспитанию молодой девицы, французскому языку и танцам. Принимают с восторгом, считают за честь, и до сих пор знаком... Хотите, поедем, — только не сейчас. — Оставьте, оставьте ваши подлые, низкие анекдоты, развратный, низкий, сладострастный человек! — Шиллер-то, Шиллер-то наш, Шиллер-то! Où va-t-elle la vertu se nicher?

Среди учителей, которые работают в старших классах и готовят детей к итоговому экзамену по русскому языку, без сомнения, найдутся такие, кто сталкивался с проблемой различения паронимов. Тема действительно непростая, ведь словарный запас у сегодняшних старшеклассников невелик, читают мало, далеко не всегда то, что можно назвать настоящей литературой. Раздел «Лексика» изучался в 5–6-х классах, уже забылся, возвращаться к нему на уроках в средней школе можно только эпизодически, да и тема «Паронимы» если и объясняется, то лишь вскользь.

Между тем в письменных работах учеников встречается большое количество ошибок, связанных именно с употреблением слов, близких по звучанию и частично совпадающих по значению. Наверное, каждый из нас в свое время читал о заглавных героях таких произведений как «Мертвые души», «Шинель», «Крыжовник», умилялся тому, что после ссоры друзья смиряются, что в сказке «Золотая рыбка» деду выдалось поймать золотую рыбку, печалился вместе с автором сочинения, пришедшим к выводу: использование сленга и мата – один из самых обыденных способов общения в Сети .

Предлагаемая система работы, предназначенная старшеклассникам, может быть использована как на занятиях, посвященных повторению «Лексики», отработке задания типа А3 (ЕГЭ 2006, 2007 гг.), так и (в виде фрагментов) на уроках развития речи. Она включает в себя краткие теоретические сведения о паронимах, упражнения, направленные на формирование умения находить паронимы в тексте, включать в состав словосочетаний и предложений, различать лексические значения однокоренных слов, похожих по звучанию. Одновременно дети учатся работать с толковым словарем. Наибольшую сложность представляют задания, которые связаны с нахождением и исправлением речевых ошибок, возникших в результате смешения паронимов. Но именно эти упражнения наиболее полезны для старшеклассников, создающих собственные тексты разного содержания и стиля, но при этом не умеющих видеть речевые недочеты и проверять и править свои сочинения. Завершает систему работы четыре варианта контрольного упражнения.

Многие из предложенных заданий использовались в составе КИМов ЕГЭ в 2006 году. Они были привлечены сознательно: использование формулировок экзаменационных заданий внушает детям большую уверенность в своих силах.

Что такое паронимы?

Иногда слова бывают близкими по звучанию, но разными по значению или частично совпадают в своем значении. Чаще всего эти слова бывают однокоренными. Они называются паронимами (от греч. para – возле, onyma – имя). Например, дипломант – лицо, награжденное дипломом; студент, готовящий дипломную работу. Дипломант конкурса пианистов ;

дипломат – 1) должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью; 2) перен . О человеке, действующем тонко, умело. Известный дипломат .

Неразличение паронимов может приводить к стилистическим ошибкам, искажению смысла.

В некоторых случаях паронимы имеют разную сочетаемость с другими словами, например, решительный характер, человек, но решающий шаг, роль, сила, поступок .

В некоторых значениях слова-паронимы могут иногда выступать в роли синонимов. Мы можем проводить опыты и производить опыты. Выделенные слова близки по звучанию. Они сближаются в одном значении – «делать, совершать, осуществлять». В сочетании же с другими словами и в других значениях они четко разграничиваются: проводить репетицию (репетировать), производить раскопки (раскапывать).

Упражнение 1. Подберите к данным словам пару – пароним. Включите эти слова в состав словосочетаний.

Драматический – ...
Дружеский – ...
Существо – ...
Единственный – ...
Злой – ...
Искусно – ...
Подпись – ...
Заглавный – ...
Наследие – ...
Гнездовье – ...
Безответный – ...
Пустошь – ...

Упражнение 2 *.

А. информационный нужно употребить информативный?

информационный – относящийся к информации;

информативный – несущий информацию, насыщенный информацией.

1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной программы.

4) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.

Б. В каком предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский ?

жизненный – 1) прил. к жизнь (жизнь – физиологическое состояние человека, животного, растения от зарождения до смерти);

2) (перен .) важный для жизни, общественно необходимый;

житейский – обыденный, свойственный повседневной жизни.

1) Новую повесть хвалили, хотя кто-то говорил, что она не всегда отражает подлинные жизненные явления.

2) Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.

3) Этому произведению живописи явно не хватает жизненных красок.

4) Правительство должно руководствоваться жизненными интересами страны.

В. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить предоставить?

представить – 1) дать, вручить для ознакомления, осведомления;

2) выделить, послать в качестве представителя;

3) возбудить ходатайство о каком-либо награждении или повышении в чине, должности кого-л;

5) показать, продемонстрировать кого-л., что-л., ознакомить с чем-л.;

6) воспроизвести, изобразить на сцене, создать какой-л. сценический образ;

7) мысленно воспроизвести, вообразить;

предоставить – 1) дать возможность кому-л. обладать, распоряжаться, пользоваться чем-л.;

2) дать возможность кому-л. делать или сделать что-л.; поручить кому-л., возложить на кого-л. исполнение какого-л. дела.

1) Представьте гостям вашего друга.

2) Актер умел представить пение соловья.

3) Вы должны срочно представить отчет о командировке.

4) Я представил вам право самостоятельно решать эти вопросы.

Г. В каком предложении вместо слова будничный нужно употребить будний?

будничный – 1) прил. к будни (в 1-м знач. = не праздничный, рабочий день; противоп. праздник ); предназначенный для будней;

2) перен . прозаический, однообразный;

будний – прил. к будни (в 1-м знач.)

1) Однажды в будничный день я с дедом разгребал во дворе снег.

2) Из одной будничной обстановки Наталья попала в другую, такую же однообразную и скучную.

3) Художник значительное место отводит изображению будничной стороны войны.

4) «Вот мы и приехали домой», – уже другим, будничным голосом сказал капитан.

Д. В каком предложении вместо слова враждебный нужно употребить вражеский ?

враждебный – полный неприязни, ненависти, вражды; неприязненный;

вражеский – прил. к враг; неприятельский.

1) Ко всему была готова Оксана, но все же не ожидала такого сухого, даже враждебного приема.

2) В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчеркнутая враждебная северу красота.

3) Вокруг села расположился враждебный полк.

4) В народных сказках животные иногда выступают в качестве враждебной силы, опасной для людей.

Е. В каком предложении вместо слова взрывной нужно употребить взрывчатый ?

взрывной – прил. к взрыв 1; взрывчатый – способный взорваться;

1) Взрывная волна отбросила ящик метра на три.

2) Здесь нельзя хранить взрывные вещества.

3) Снайперы обезвредили взрывное устройство.

4) В нем горели, обжигая, страстные, порой взрывные чувства.

Ж. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный?

злой – 1) исполненный чувства недоброжелательства, враждебный, полный злобы;

2) вызванный, проникнутый злобой, злостью, недоброжелательством;

3) свирепый, лютый (о животных);

4) заключающий в себе зло;

5) приносящий беду, неприятности; дурной, плохой;

6) причиняющий боль, вред; жестокий;

7) (разг.) очень сильный по степени проявления (о ветре, морозе и т.п.);

8) (прост.) усердный, старательный, ретивый;

злостный – 1) исполненный злости, злобы; содержащий злые намерения; злонамеренный;

2) сознательно недобросовестный.

1) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, все уснуло по чарам и колдовству злой феи.

2) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.

3) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.

4) Человек он был злой ; ему непременно нужно было кого-то мучить.

Упражнение 3. Вместо точек употребите одно из слов, указанных в скобках.

1. Прибывшие на конференцию предъявляли свои... (командировочные – командированные) удостоверения. 2. Бабушка сказала, что она с трудом припоминает... (лицо – личность) этого человека. 3. На сиденья автомобиля были... (одеты – надеты) чехлы. 4. Напрягая последние... (силы – усилия), мы завершили наше путешествие. 5. В нашем магазине большой выбор красивой и... (практической – практичной) обуви. 6. Прибывшее в порт судно... (встало – стало) на якорь. 7. Перед подвигом солдат Великой Отечественной войны мы... (преклоняем – склоняем) голову. 8. Студент внимательно слушал лекцию, делая... (пометы – заметки) в блокноте. 9. Мы так давно не виделись, что вначале я не... (узнал – признал) своего знакомого.10. Группа старшеклавссников... (зашла –пришла) в музей на лекцию. 11. В жизни можно многого добиться, прилагая... (силы – усилия).

Упражнение 4.

1. Родители близко к сердцу воспринимают успехи своих детей. 2. Вслед за клубникой подоспели вишня и смородина. 3. Новый работник оказался человеком кристаллической честности. 4. Первый выпуск стенной газеты был встречен ребятами с большой заинтересованностью. 5. На обмороженных стеклах окон видны узоры. 6. Утверждая приказ, директор школы ставит на нем свою роспись. 7. Новая дорога значительно укоротила наш путь. 8. Раскольников с самого начала казался человеком замкнутым, скрытым. 9. Первое время учеба поддавалась ему нелегко. 10. После разговоров с Лукой Актер подумал, что надо лечиться от алкоголя.

Упражнение 5.

Венок, надеть, адресат, остатки, апробировать, дефективный, длительный, опечатки, долг, одеть, отпечатки, оплатить, венец, длинный, желательный, наследство, экономический, скотный, проживать, адресант, исполнять, останки, желанный, уплатить, должность, наследие, честь, выполнять, дефективный, экономичный, обсудить, опробовать, жить, скотский, честность, осудить.

Упражнение 6 **. В каком предложении выделенное слово употреблено неправильно? Запишите это предложение, внеся необходимые исправления.

А. 1) Душа его, наполненная гордыней, устала от борьбы и самоутверждения.

2) Радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордыню, слава вскружила голову.

3) Непомерная гордыня обуяла этого человека.

4) Новый клуб – гордыня поселка.

Б. 1) Все свои закупки жители этого японского городка делали крайне редко, совершая длительные путешествия.

2) Канал оказался судоходным и очень длительным .

3) На этот раз длительные рукоплескания превратились в овации.

4) Мастерство вырастает из тонкого и длительного наблюдения за окружающими людьми.

В. 1) На нас чуть не обрушилась каменистая глыба, да мы успели отбежать в сторону.

2) На крутых склонах с каменистой почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.

3) Долина реки прямая, в нижней части открытая и каменистая .

4) Почва на этом участке каменистая, с трудом поддается обработке.

Г. 1) Хвойный лес одел все горы и подошел вплотную к морю.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги впору одеть , чтобы перейти улицу.

4) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.

Д. 1) Несколько десятков лет назад здесь был еще берег моря, стояли рыбные промыслы.

2) Это озеро, отделявшее нас от злополучного мыса, было глубокое и рыбное .

3) Кошка, которая обнюхивала на окне рыбное заливное, неожиданно прыгнула на пол и спряталась за шкаф.

4) Летом мы часто ходили на озеро, прихватив с собой рыбные сети.

Е. 1) Гремели камнями, боролись две бурные горные речки.

2) И он уже не в силах унять бурной ярости и гнева.

3) В XIV веке на Руси начался бурный расцвет архитектуры.

4) Его бурное

Ж. 1) Слова его так и остаются словами и никогда не превращаются в действия, в поступки .

2) Этот юноша способен на благородные поступки .

3) Самоотверженный поступок одноклассника ребята с восторгом обсуждали.

4) В прежние времена за большие поступки

З. 1) Я нашел просроченный библиотечный абонемент , который был потерян полгода назад.

2) Абонементы

3) Открыта продажа абонементов в плавательный бассейн.

4) Мы приобрели абонементы в музей на цикл лекций о русской живописи XIX века.

И. 1) Часто воспоминание сродни выдумке, творчеству.

2) Эти развалины служат нам воспоминанием

3) Воспоминания окружили меня, и, предаваясь им, я медленно ехал по лесу.

4) Артист несколько лет работал над воспоминаниями, в результате получилась интересная книга.

Упражнение 7. В предложенных словосочетаниях отметьте только те, в которых допущена ошибка. Запишите их в исправленном виде, включите в состав предложений .

Враждебные силы, враждебная красота, враждебный прием, враждебный полк;

к великой моей досаде, великие мира сего, великое разнообразие, великий взгляд, великий монумент, великая радость. великое множество возможностей;

представить работу, представить состояние человека, трудно представить себе, любезно представить комнату, представить к правительственной награде, представить коллегу, представить возможность;

практические навыки, практическое значение, практический человек, практические занятия;

купить абонемент, абонемент телефонной сети, просрочить абонемент, абонемент в музей;

действенная помощь, действенная сила, действенный способ сохранения, действенный в течение года;

вечные понятия, слой вечной пыли, отдан на вечное хранение, вечные ценности.

Самостоятельная работа***

В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного вами предложения, запишите рядом предложение в исправленном виде.

Вариант I

1. По лужам потянулись ледяные иглы, стало неуютно, глухо и нелюдимо.

2. Существует класс рыб с костной тканью в скелете и чешуе.

3. Важные для истории документы были отданы в архив на вечное хранение.

4. Злобные

жизненное », – сказал старик.

6. Впереди весна – самая красочная пора жизни всего живого на земле.

7. Густой туман одел долину, горы, поэтому дороги не было видно.

8. Современная информационная служба дает возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда.

9. В политике двойные стандарты неприменимы.

10. Величественная власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.

Вариант II

1. Друзья были обескуражены ледяным приемом, который был оказан им в этом доме.

2. Из красочных

3. В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется костная мука.

4. Есть вечные человеческие ценности, среди них – стремление к равенству и справедливости.

5. Собаки встретили путешественников злобным лаем.

6. Этот человек производит двойное впечатление.

7. Игорь одел

8. Великий поэт России сумел выразить в своих произведениях дух нашего непростого времени.

9. Ведущий информативной

10. Читая серьезные книги, Ульяна, как человек очень глубокий, приобретала большой жизненный опыт, которым она щедро делилась с окружающими.

Вариант III

1. Опустив седую голову, он будто застыл в ледяном раздумье.

2. У любителей футбола сегодня двойной праздник: на матче будет присутствовать глава государства.

3. Великая тайна, связанная с происхождением древних озер, открылась читателям этой книги.

4. Эта статья посвящена лазуриту – замечательному камню цвета неба, красочная история которого насчитывает уже несколько веков.

5. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костным набалдашником.

вечной пыли, и только старинные часы неторпливо вели свой мерный счет.

7. По мнению критиков, этому живописному полотну явно не хватает живых, жизненных красок.

8. Катерина Петровна была особой весьма вздорной, со злобным характером.

9. Она причесалась, одела праздничное платье и, окинув взглядом комнату, решительно вышла.

информационным и поэтому очень полезным.

Вариант IV

ледяных

2. Костный мозг – это ткань, заполняющая полости костей позвоночных животных и человека.

3. У известного композитора двойная фамилия.

4. Жизненные пути братьев так разошлись, что они годами не виделись и не переписывались.

5. Добро и зло, любовь и ненависть – понятия вечные .

6. Читатель, конечно подумает, что я разговаривал с Ефимом злостным

7. Жених бережно одел

8. Я бесхитростно удивлялась тому, что за красочными полотнами художника кроется так много мыслей и подробностей.

великая,

10. Каждый выпускник школы должен владеть приемами информационной переработки текста.

Ключи к упражнениям

Упражнение 1 . а) Подберите к данным словам пару – пароним.

Драматический – драматичный.
Дружеский – дружелюбный.
Существо – сущность.
Единственный – единый.
Злой – злостный.
Искусно – искусственно.
Подпись – роспись.
Заглавный – главный.
Наследие – наследство.
Гнездовье – гнездо.
Безответный – безответственный.
Пустошь – пустырь.

Упражнение 2

А) – 3; Б) – 2; В) – 4; Г) – 1; Д) – 3; Е) – 2; Ж) – 3.

Упражнение 3. Вместо точек употребите одно из слов, указанных в скобках.

1. Прибывшие на конференцию предъявили свои командировочные удостоверения. 2. Бабушка сказала, что она с трудом припоминает лицо этого человека. 3. На сиденья автомобиля были надеты чехлы. 4. Напрягая последние силы, мы завершили наше путешествие. 5. В нашем магазине большой выбор красивой обуви. 6. Прибывшее в порт судно стало на якорь. 7. Перед подвигом солдат Великой Отечественной войны мы склоняем голову. 8. Студент внимательно слушал лекцию, делая пометы в блокноте. 9. Мы так давно не виделись, что я вначале не узнал своего знакомого. 10. Группа старшеклассников пришла в музей на лекцию. 11. В жизни можно многого добиться, прилагая усилия .

Упражнение 4. Найдите и исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.

1. Родители близко к сердцу принимают успехи своих детей. 2. Вслед за клубникой поспели вишня и смородина. 3. Новый работник оказался человеком кристальной честности. 4. Первый выпуск стенной газеты был встречен ребятами с большим интересом. 5. На замерзших стеклах окон видны узоры. 6. Утверждая приказ, директор школы ставит на нем свою подпись. 7. Новая дорога значительно сократила наш путь. 8. Раскольников с самого начала казался человеком замкнутым, скрытным. 9. Первое время учеба давалась ему нелегко. 10. После разговоров с Лукой Актер подумал, что надо лечиться от алкоголизма.

Упражнение 5. Из предложенных слов составьте пары. Объясните значения паронимов. При необходимости обратитесь к толковому словарю.

Венок – венец, надеть – одеть, адресат – адресант, остатки – останки, апробировать – опробовать, дефектный – дефективный, длительный – длинный, опечатки – отпечатки, долг – должность, оплатить – уплатить, желательный – желанный, наследство – наследие, экономический – экономичный, скотный – скотский, проживать – жить, исполнять – выполнять, честь – честность, обсудить – осудить.

Упражнение 6

А4. Новый клуб – гордость поселка.

Б2. Канал оказался судоходным и очень длинным .

В1. На нас чуть не обрушилась каменная глыба, да мы успели отбежать в сторону.

Г3. Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги впору надеть , чтобы перейти улицу.

Д4. Летом мы часто ходили на озеро, прихватив с собой рыболовецкие сети.

Е4. Его буйное воображение приходилось сдерживать и направлять.

Ж4. В прежние времена за большие проступки наказывали студентов солдатчиной.

З2. Абоненты телефонной сети обязаны вовремя оплачивать услуги станции.

И2. Эти развалины служат нам напоминанием о том, что старинное здание никем не охраняется.

Самостоятельная работа

Вариант I

4. Злостные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.

5. «Твое горе – не горе..., дело житейское », – сказал старик.

9. В политике двойные стандарты неприменимы.

10. Великая власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.

Вариант II

2. Из красящих веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур.

6. Этот человек производит двойственное впечатление.

7. Игорь надел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой.

9. Ведущий информационной программы должен соблюдать нормы орфоэпии.

Вариант III

5. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костяным набалдашником.

6. Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем вековой пыли, и только старинные часы неторопливо вели свой мерный счет.

9. Она причесалась, надела праздничное платье и, окинув взглядом комнату, решительно вышла.

10. Выступление профессора было чрезвычайно информативным и поэтому очень полезным.

Вариант IV

1. Изучение поведения человека в ледовых условиях арктического моря представляет огромный научный интерес.

6. Читатель, конечно, подумает, что я разговаривал с Ефимом злобным тоном, но он окажется не прав.

7. Жених бережно надел золотое колечко на руку своей возлюбленной.

9. Высокая, стройная, грациозная и величественная, молодая княжна держится необыкновенно прямо, и это придает ей царственный вид.

* Задания этого упражнения взяты из пособия: Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Русский язык / В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, И.П. Цыбулько. М.: Интеллект-Центр, 2005. С. 63–65. Значения слов взяты из словаря: Словарь русского языка в 4 т. М.: Русский язык, 1985.

** Материалы для заданий этого упражнения взяты из сборника: Русский язык. Единый государственный экзамен: Тренировочные тесты и задания. Справочные материалы / Сост. Е.И. Лелис. Ижевск, 2006. С. 13–15.

*** В материалы, взятые из открытых КИМов (задание А3) за 2006 год, внесены незначительные изменения.

Е.В. ЮМИНОВА,
г. Ижевск

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Русский язык 4 класс Минутка чистописания Праз. ник, ст. лица, сер. це, ур. жай, звёз. ный, к. рзина.дододо

Словарно-орфографическая работаСитуация, падеж, путешествие, ремонт, карниз, камыш, адрес, обаяние, свитер.пристижныйstyle.color Улей – пчелаконура – собакатропинка – пешеход – транспорт?дорога
Дорога – это полоса земли со специальным покрытием, например асфальтовым, или без него, предназначенного для движения различных видов транспорта. Прочитайте пословицыДобрая слава за печкой сидит, а худая по дорожк _ бежит. Беседа дорог _ коротает, а песня работу. Всякая дорог _ – вдвоём веселей.еу а

Тема урока:Правописание безударных падежных окончаний имен существительных Для того чтобы проверить правописание безударных падежных окончаний имён существительных:Ставлю существительное в начальную форму и определяю, к какому склонению оно относится.Подбираю, слово-помощник и ставлю его в ту же форму.Пишу такое окончание, какое у слова-помощника.Проверяю написанное.

Слова помощники:1 скл. – луна, земля; 2 скл. – конь, окно; 3 скл. – печь, степь. Спрыгнул с ветк _ , случай из жизн _ , ветка ел _ , пятно на обложк _ , шёл по площадк _ , вода с крыш _ , взял из тарелк _ , рассказ о сирен _ , очищают от пыл_. Выполнить морфологический разбор:1вариант - (с) ветки2 вариант - (из) жизни Игра «Верно»:Написание безударной гласной в падежном окончании существительного - это орфограмма. Слова конь, окно являются словами-помощниками для 2-го склонения. У всех существительных в П.п. пишется в окончании буква е.Когда сомневаешься, какую букву и или е написать в безударном окончании имени существительного 3-го склонения, пиши и и никогда не ошибёшься. существительных в роще, на ветке в окончание пишется е. -++++

Домашнее задание: Придумать любые 3 существительных и выполнить морфологический разбор.


Приложенные файлы

Лексика. Фразеология. Лексикография.

Лексический анализ текста с решением тестовых задач.

А2, А30, В8.

Формулировка задания: в каком варианте ответа выделенное слово употреблено НЕВЕРНО?

    По окончании ВОЕННОГО училища он сразу попал на фронт.

    Уральские горы ЛЕСНЫЕ, с глубокими расщелинами и быстрыми речками.

    У него было своё ЛИЧНОЕ мнение по этому вопросу.

    Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.

Необходимо знать, что такое паронимы; уметь разграничивать лексические значения слов, входящих в паронимическую пару; понимать, с какими словами сочетается каждый из паронимов.

Алгоритм:

Внимательно прочитайте все предложения;

Определите лексические значения каждого из слов-паронимов путем подбора синонимов и нтонимов, учета того, с какими словами может сочетаться каждый из паронимов;

Укажите правильный ответ.

Словарик паронимов, встречающихся на ЕГЭ

    Артистичный – отличающийся втртуозностью. Синонимы : искусный, виртуозный . Сочетается со словами : артистичный номер ; артистичная работа ; артистичное исполнение, выступление .

Артистический – такой, как у артиста; относящийся к артисту; предназначенный для артиста; свойственный артисту. Синоним : актёрский . Сочетается со словами : артистическая деятельность, организация, среда, душа, натура ; артистический темперамент, характер, талант, жест ; артистическое дарование; артистические способности, склонности.

    Болотный – болотистый

    Великий – величественный

    Военный – воинский

    Воинственный – воинствующий

    Враждебный – вражеский

    Высокий – высотный

    Глиняный – глинистый

    Действующий – действенный

    Дипломатический – дипломатичный

    Доверчивый – доверительный

    Дождевой – дождливый

    Жесткий – жестокий

    Злобный – злостный

    Инженерный – инженерский

    Каменный – каменистый

    Искусный – искусственный

    Лесистый – лесной

    Личный – личностный

    Одеть – надеть

    Невежа – невежда

    Нетерпимый – нестерпимый

    Практический – практичный

    Пугливый – пуганый

Задания к А2

1) Отправляясь на охоту, он надел ветровку БОЛОТНОГО цвета.

2) Зимой в ЛЕДЯНОМ дворце часто проходят соревнования по фигурному катанию.

3) Петр – человек мягкий, тонкий, весьма ДИПЛОМАТИЧНЫЙ.

4) Вот уж в окно смотрит ВЫСОКИЙ месяц.

2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено НЕВЕРНО?

1) Я непременно должен высказать своё ЛИЧНОЕ мнение по этому вопросу.

2) Природная БЕДНОСТЬ этого края обусловлена суровыми климатическими условиями.

3) День обещал быть ДОЖДЕВЫМ и ветреным.

4) Бабушка растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг.

3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено НЕВЕРНО?

1) Мария Петровна была женщиной весьма вздорной, со ЗЛОБНЫМ характером.

2) Этот случай оказался ЕДИНИЧНЫМ и, наверное, исключением из правил.

3) Он пренебрегал правилами этикета и был полным НЕВЕЖЕЙ.

4) Между учителем и учениками установились родные, ДОВЕРЧИВЫЕ отношения.

Укажите номер предложения, в котором использован фразеологизм.

    10, 2) 16, 3) 21, 4) 4

16. А потом были годы, когда я пытался объять необъятное, перечитал массу книг.

21. Эта боль вызвана состражданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной па основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28- А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка . Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Серьёзное и вдумчивое отношение автора к поставленной проблеме выражено с помощью таких приёмов, как _____ (предложения 4, 5) и ______ (например, в предложениях 14-15). Такое синтаксическое средство, как __________ (предложения 1, 20), а также троп - _______ («духовное око») - в предложении 10 придают особую образность размышлениям И. Ильина.

Список терминов:

    риторический вопрос

    ряд однородных членов

    эмоционально-оценочные слова

    гипербола

    вопросно-ответная форма изложения

    метафора

    противопоставление

    сравнительный оборот

(1)Нет сомнения - человечество найдёт пути, ведущие к обновлению, углублению и окрылению своей культуры. (2)Но для этого оно должно научиться благодарности, чтобы строить на ней свою духовную жизнь.

(3)Современное человечество не ценит того, что ему даётся; не видит своего естественного и духовного богатства; не извлекает из своего внутреннего мира того, что в нём заложено. (4)Оно ценит не внутреннюю силу духа, а внешнюю власть - техническую и государственную. (5)Оно хочет не творить, создавать и совершенствовать, а владеть. (6)Распоряжаться и наслаждаться. (7)И поэтому ему всегда мало и всего мало: оно вечно считает свои «убытки» и ропщет. (8)Оно одержимо жадностью и завистью и о благодарности не знает ничего.

(9)И вот каждый из нас должен прежде всего научиться благодарности.

(10)Стоит вам только раскрыть наше духовное око и присмотреться к жизни - и мы увидим, что каждое мгновение как бы испытывает нас, созрели ли мы для благодарности и умеем ли мы благодарить. (11)И тот, кто выдерживает это испытание, оказывается человеком будущего: он призван творить новый мир и его культуру, он уже носит их в себе. (12)Он творческий человек; а тот, кто не выдерживает этого испытания, одержим духовной слепотою и завистью, он носит в себе разложение гибнущей культуры, он человек отживающего прошлого. (13)Вот критерий духовности, вот закон и мера, о которых мало кто думает, но по которым необходимо различать людей.

(14)Что такое благодарность? (15)Это ответ живого, любящего сердца на оказанное ему благодеяние. (16)Оно отвечает любовью на любовь, радостью на доброту, излучением на свет и тепло, верным служением на дарованную благодать. (17)Благодарность не нуждается в словесных изъявлениях, и иногда бывает лучше, чтобы человек переживал и проявлял её бессловесно. (18)Благодарность не есть и простое признание чужого благодеяния, ибо озлобленное сердце сопровождает такое признание чувством обиды, унижения или даже жаждою мести. (19)Нет, настоящая благодарность есть радость и любовь и в дальнейшем - потребность ответить добром на добро. (20)Эта радость вспыхивает сама, свободно и ведёт за собою любовь - свободную, искреннюю. (21)Дар есть зов, взывающий к доброму ответу. (22)Дар есть луч, требующий ответного излучения. (23)Он обращается сразу и к сердцу, и к воле. (24)Воля принимает решения; она желает ответить и начинает действовать; и это действие обновляет жизнь любовью и добротою.

(25)Так благодарность очищает душу от зависти и ненависти. (26)И будущее человечества принадлежит именно благодарным сердцам. (По И. Ильину)

1 вариант

    В каком варианте ответа выделенное слово употреблено НЕВЕРНО?

    Он с ДЕЛОВИТЫМ видом обстоятельно отвечал на все вопросы.

    Сегодня холодно, так что я ОДЕНУ теплую куртку.

    На многих купюрах можно увидеть ВОДЯНЫЕ знаки.

    Почва здесь КАМЕНИСТАЯ, поэтому никакие зерновые культуры не выращивают.

2 вариант

    В каком варианте ответа выделенное слово употреблено НЕВЕРНО?

    Его брат был полным НЕВЕЖДОЙ в вопросах древнерусского искусства.

    Папа поражал всех своим чересчур ВОИНСТВЕННЫМ характером.

    Ее постигло НЕСТЕРПИМОЕ горе.

    За ЗЛОБНЫЕ нарушения правил дорожного движения предусмотрены большие штрафы.

    В каком предложении употребляется фразеологизм?

3 вариант

    В каком варианте ответа выделенное слово употреблено НЕВЕРНО?

    БОЛОТНЫЙ ил является превосходным удобрением.

    Его доклад был ИНФОРМАТИВНЫМ и познавательным.

    ЛЕСИСТАЯ гора привлекла внимание туристов.

    АРТИСТИЧЕСКИЙ по своей природе, он необыкновенно точно копировал поведение других людей.

    В каком предложении употребляется фразеологизм?

    И у нас были гордо подняты головы.

    Эшелон стоял на запасных путях.

    Сколько она мне крови попортила!

    Какой же он специалист незаменимый, когда он часовщиком на Арбате в мастерской работал!

4 вариант

    В каком варианте ответа выделенное слово употреблено НЕВЕРНО?

    На приеме в посольстве он ни разу не нарушал ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ этикет.

    Петрова считали человеком молчаливым и СКРЫТЫМ.

    В этом районе города построены ВЫСОТНЫЕ дома.

    Учиться он не хотел, поэтому и вырос НЕВЕЖДОЙ.

    В каком предложении употребляется фразеологизм?

    Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки.

    Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя.

    Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве.

    Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас.




Например, если требуется найти ошибку в употреблении слов вечный и вековой, то нужно попробовать сформулировать их лексическое значение, а затем попытаться определить, в чем состоит различие этих значений. Довольно часто правильно сформулировать лексические значения каждого из паронимов позволяет подбор синонимов к ним. Вековой - живущий, существующий столетия, очень долго. Вечный - бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца; неизменный, постоянный; не перестающий существовать, бессрочный, не имеющий срока; постоянно существующий, находящийся в природе.


Различие в лексическом значении этих слов отчетливо проявляется в сочетаемости их с другими словами. Так, прилагательное вековой соотносится с существительным век и употребляется со словами, которые называют то, что живет очень долго, многие века: вековой дуб - дуб, живущий век; вековые традиции - традиции, бытующие очень давно. Прилагательное вечный связано с понятиями бесконечности во времени и постоянства: вечные ценности неизменные, постоянные.


Словарик паронимов, встречающихся на ЕГЭ, позволяет запомнить лексическое значение паронимов и те слова, с которыми они могут сочетаться: 1)Артистический - такой, как у артиста; относящийся к артисту; предназначенный для артиста; свойственный артисту. Синоним: актёрский. Сочетается со словами: артистическая деятельность, организация, среда, душа, натура; артистический темперамент, характер, талант, жест; артистическое дарование; артистические способности, склонности. Артистичный - отличающийся виртуозностью. Синонимы: искусный, виртуозный. Сочетается со словами: артистичный номер; артистичная работа; артистичное исполнение, выступление.


Болотный - относящийся к болоту, свойственный болоту; предназначенный для работ на болоте, передвижения по болоту; живущий, произрастающий на болоте. Сочетается со словами: болотный запах, цвет, туман; болотная вода, растительность, сырость, птица; болотные цветы, сапоги, испарения. Болотистый - изобилующий болотами, топкий, как болото. Синоним: заболоченный. Сочетается со словами: болотистая почва, местность, низменность, речка, долина, дорога; болотистый лес, луг, берег, грунт; болотистые земли.


Великий - выдающийся по своему значению; необыкновенно талантливый, гениальный. Синонимы: выдающийся, гениальный. Сочетается со словами: великий мыслитель, человек; великая битва, заслуга; великое событие. Величественный - производящий сильное впечатление своим внешним видом; исполненный величия, достоинства, важности. Сочетается со словами: величественный вид, дворец; величественная походка; величественные горы


Военный - относящийся к войне, связанный с ведением войны, предназначенный для нужд войны. Сочетается со словами: военный договор, корабль; военная форма, промышленность, база, стратегия; военные действия. Воинский - относящийся к военному делу, к военной службе; свойственный, подобающий воину. Сочетается со словами: воинский устав, билет; воинская дисциплина, слава, доблесть, честь; воинское звание, мастерство.


Воинственный - отличающийся склонностью к военным действиям, стремящийся отстаивать свои интересы и права войной; проявляющий готовность к столкновению, спору, драке. Синоним: агрессивный. Антоним: миролюбивый. Сочетается со словами: воинственный народ, дух, характер, тон, крик, вид; воинственные племена, кочевники, планы, намерения; воинственная политика, вылазка, осанка, поза; воинственное племя. Воинствующий - ведущий активную и непримиримую борьбу с кем-либо или чем- либо. Сочетается со словами: воинствующий философ, атеизм, материализм, идеализм, обыватель, безбожник; воинствующая теория


Враждебный - недружелюбный, полный вражды. Сочетается со словами: враждебный мир, прием, поступок, взгляд. Вражеский - неприятельский. Сочетается со словами: вражеская пуля, оборона. Высокий - имеющий большое протяжение снизу вверх; превышающий средний уровень, среднюю норму; выдающийся по значению, почетный, важный. Сочетается со словами: высокая гора, производительность труда, цена, мысль, оценка; высокий потолок, рост, урожай, гость; высокие темпы. Высотный - производящийся или используемый на большой высоте; многоэтажный. Сочетается со словами: высотный номер; высотное задание, строительство.




Дипломатический - относящийся к дипломатии, международной политике. Сочетается со словами: дипломатический этикет, протокол, пост. Дипломатичный - тонко рассчитанный; ловкий в отношениях с людьми. Сочетается со словами: дипломатичный человек; дипломатичное поведение. Доверчивый - легко доверяющий другим людям. Сочетается со словами: доверчивый ребенок. Доверительный - показывающий полное доверие кому- то. Сочетается со словами: доверительный тон, голос, жест, взгл яд.


Дождевой - относящийся к дождю. Сочетается со словами: дождевой воздух, поток; дождевая капля. Дождливый - обильный дождями. Сочетается со словами: дождливый день, месяц, вечер; дождливое утро. Жесткий - твердый, грубый на ощупь; грубоватый, резкий; требующий неукоснительного и точного выполнения. Сочетается со словами: жесткий матрац, характер; жесткая дисциплина. Жестокий - безжалостный, беспощадный; очень сильный, выходящий за пределы обычного. Сочетается со словами: жестокий человек, кашель, спор; жестокая борьба.


Злобный - враждебный, злой. Сочетается со словами: злобный взгляд. Злостный - имеющий дурную цель; сознательно недобросовестный; закоренелый в чём-либо дурном. Синоним: злонамеренный. Антоним: доброжелательный, благонамеренный. Сочетается со словами: злостный неплательщик, нарушитель дисциплины, клеветник, хулиган, преступник. Инженерный - технический; связанный с деятельностью инженеров. Сочетается со словами: инженерный факультет, подход; инженерная профессия; инженерное дело; инженерные войска, кадры, расчеты. Инженерский - относящийся к инженеру, принадлежащий, свойственный ему. Сочетается со словами: инженерский диплом, дом, сын, труд, глаз; инженерская фуражка; инженерские обязанности, традиции, слова.


Каменный - состоящий из камня, сделанный из камня; неподвижный, застывший, безжизненный; безжалостный, жестокий. Сочетается со словами: каменный дом, утес; каменное сооружение, сердце, выражение лица; каменная ограда. Каменистый - обильный камнем, покрытый камнем. Сочетается со словами: каменистая почва, земля, долина, пустыня, тропинка; каменистый берег, овраг; каменистое дно. Искусный - умелый, хорошо знающий своё дело; превосходно выполненный. Сочетается со словами: искусный мастер, ювелир, пианист, фокусник, фехтовальщик, чертёж; искусная резьба, отделка, работа. Искусственный - не природный, ненатуральный, сделанный наподобие настоящего, природного; притворный, неискренний. Синоним: неестественный. Антоним: естественный. Сочетается со словами: искусственное озеро, орошение, опыление, освещение; искусственный смех, шелк; искусственная радость, весёлость, бодрость; искусственные цветы.


Лесистый - обильно поросший лесом, богатый лесом. Сочетается со словами: лесистый остров. Лесной - относящийся к лесу; расположенный в лесу; растущий в лесу. Сочетается со словами: лесная чаща, ягода, трава, птица, тропа. Личный - принадлежащий данному лицу. Сочетается со словами: личный автомобиль; личное мнение. Личностный - относящийся к личности, связанный с личностью. Сочетается со словами: личностное начало; личностный потенциал.


Одеть - кого-то. Одеть ребенка. Надеть - на себя вещи. Надеть на себя куртку. Невежа - невежливый, то есть грубый. Невоспитанный человек. Невежда - малообразованный, малознающий человек (от глагола ведать - знать). Нетерпимый - такой, с которым нельзя мириться, недопустимый; не считающийся с чужим мнением, лишённый терпимости. Сочетается со словами: нетерпимый человек, спорщик, поступок, нрав; нетерпимое обращение с кем-либо, положение, поведение, бездействие; нетерпимые условия работы. Нестерпимый - превышающий терпение, с трудом переносимый; очень сильный по степени своего проявления. Это имя прилагательное сочетается с отвлеченными именами существительными, обозначающими чувства человека, его физическое и психологическое состояние. Сочетается со словами: нестерпимый холод, мороз, стыд, блеск, свет, грохот; нестерпимая жара, обида, тоска; нестерпимое горе.


Практический - относящийся к области практики, применению знаний на практике; прививающий умения и навыки. Сочетается со словами: практический совет, навык, интерес; практическая работа, деятельность, психология, подготовка, смекалка; практическое занятие, руководство, пособие. Практичный - опытный, хорошо разбирающийся в жизненных делах; удобный, пригодный в деле, выгодный, экономный. Сочетается со словами: практичный человек, костюм, цвет, покрой, способ добычи; практичная хозяйка, обувь; практичное пальто.


Пугливый (долговременное свойство живого существа - прилагательное) - легко пугающийся, робкий, боязливый. Синоним: боязливый. Антоним: бесстрашный. Сочетается со словами: пугливый ребенок, заяц, взгляд, жест. Пуганый (кратковременное состояние - причастие) - такой, которого напугали или который сильно испуган. Сочетается со словами: пуганая птица.


Алгоритм выполнения задания А2: -внимательно прочитайте все предложения; -определите лексические значения каждого из слов-паронимов путем подбора синонимов и антонимов или учета того, с какими словами может сочетаться каждый из них; -укажите правильный ответ.


Задание 1 В каком предложении вместо слова ДОЖДЕВОЙ нужно употребить ДОЖДЛИВЫЙ? 1)На тёмной листве блестела одна- единственная ДОЖДЕВАЯ капля. 2)День обещал быть ДОЖДЕВЫМ и ветреным. 3)Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки. 4)Из сада хлынул чистый ДОЖДЕВОЙ воздух, дурманящий запах цветущей липы. 2


Задание 2 В каком предложении вместо слова ВЫСОКИЙ нужно употребить ВЫСОТНЫЙ? 1)Все переживания артиста цирка при выполнении ВЫСОКОГО номера описаны в этой книге. 2)Вон уж в окно смотрит ВЫСОКИЙ месяц. 3)На дне океана обитают животные с ВЫСОКОЙ степенью активности. 4)Литература призвана создавать прекрасного человека, и к этому ВЫСОКОМУ делу приобщены талантливые люди. 1


Задание 3 В каком предложении вместо слова ГЛИНЯНЫЙ нужно употребить ГЛИНИСТЫЙ? 1)Оба берега реки были высокие, обрывистые и ГЛИНЯНЫЕ. 2)В историческом музее я впервые увидел ГЛИНЯНЫЕ черепки посуды эпохи неолита. 3)Около хаты женщина растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг. 4)Мне вспомнился город моего детства, ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах. 1


Задание 4 В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить НАДЕТЬ? 1)Было тепло, почти жарко; молодые блестящие листочки, торопясь, ОДЕЛИ деревья. 2)Кривые улочки этого старинного городка постепенно замостили и ОДЕЛИ в асфальт. 3)Дарья Алексеевна продумала, во что ОДЕТЬ детей, когда они пойдут в лес. 4)Водолазы ОДЕНУТ специальные водонепроницаемые костюмы. 4


Задание 5 В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТИЧНЫЙ нужно употребить ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ? 1)Константин - человек мягкий, тонкий, весьма ДИПЛОМАТИЧНЫЙ. 2)Ответ был составлен в ДИПЛОМАТИЧНЫХ выражениях. 3)Он постоянно нарушал ДИПЛОМАТИЧНЫЙ этикет, разговаривая с послами. 4)Выступление главного редактора оказалось неожиданно уклончивым и ДИПЛОМАТИЧНЫМ. 3


Задание 6 В каком предложении вместо слова АРТИСТИЧЕСКИЙ нужно употребить АРТИСТИЧНЫЙ? 1)Ему казалось, что у него тонкие, АРТИСТИЧЕСКИЕ способности. 2)Алевтина прекрасно понимала, что далеко по пути АРТИСТИЧЕСКОЙ карьеры она не смогла бы пойти. 3)АРТИСТИЧЕСКИИ по своей природе, Качалов весьма проникновенно читал на эстраде как стихи, так и прозу. 4)АРТИСТИЧЕСКАЯ и литературная Москва с нетерпением ожидала открытия нового литературно- художественного кружка. 3


Задание 7 В каком предложении вместо слова ДОВЕРЧИВЫЙ нужно употребить ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ? 1)Среди ДОВЕРЧИВЫХ белок вы непременно встретите одну с голым, как палочка, опалённым хвостиком. 2)Братья его были настолько наивными и ДОВЕРЧИВЫМИ, что обмануть их было совсем не трудно. 3)Отношения между начальником и его подчинённым постепенно приобрели более ДОВЕРЧИВЫЙ характер. 4)Это было существо ДОВЕРЧИВОЕ, робкое и слабое. 3


Задание 8. В каком предложении вместо слова ЛИЧНЫЙ нужно употребить ЛИЧНОСТНЫЙ? 1)Тимофеев-Ресовский обладал колоссальным ЛИЧНЫМ потенциалом. 2)Я непременно должен высказать своё ЛИЧНОЕ мнение по этому вопросу. 3)ЛИЧНОЕ имущество охраняется законом. 4)По опыту он знал, что самая убедительная форма воспитания - это ЛИЧНЫЙ пример. 1


Задание 9 В каком предложении вместо слова ЖЕСТОКИЙ нужно употребить ЖЁСТКИЙ? 1)Во время одной из поездок он заболел ЖЕСТОКОЙ пневмонией. 2)ЖЕСТОКИЙ норд-ост гнал волны на гранитные мостовые. 3)На всю жизнь я запомнил ЖЕСТОКОЕ правило машиниста - ничего не делать с рывка. 4)Зимой в ЖЕСТОКИЕ морозы он ушёл пешком на Урал - искать золото. 3


Задание 10 В каком предложении вместо слова ЗЛОБНЫЙ необходимо употребить ЗЛОСТНЫЙ? 1)Читатель, конечно, подумает, что я разговаривал с Ефимом ЗЛОБНЫМ тоном, но он окажется неправ. 2)Катерина Петровна была особой весьма вздорной, со ЗЛОБНЫМ характером. 3)Собаки встретили путешественников ЗЛОБНЫМ лаем. 4)За ЗЛОБНЫЕ нарушения правил дорожного движения пешеходы понесут заслуженное наказание. 4