Пройдет стар человек перекрестится молодец. Контрольная работа

Мистические и загадочные Патриаршие пруды стали объектом нашей новой статьи. С одной стороны, это легендарное место, благодаря стараниям Михаила Афанасьевича Булгакова. С другой – место обитания самой дорогой жилплощади в Москве. С третьей – здесь располагается единственный в России дорожный знак, установленный самими жителями района, и предупреждающий о том, что здесь опасно разговаривать с незнакомцами. Но дело даже не в этом. Патриаршие пруды, а точнее один пруд, это Москва наизнанку, не шумная, удивлённая, прогулочная. О ней и поговорим.











История Патриарших прудов в Москве

Конечно же, Патриарших прудов было несколько. Если точнее, то три. История их интересна, хотя ничего необычного в ней нет. Сначала здесь были болота. Неприятные, непролазные дебри, считавшиеся дальними окраинами. Сюда практически никто не забредал, хотя совсем рядом располагался важный сельскохозяйственный объект – Козий двор, настолько знатный, что шерсть с него уходила не куда-нибудь, а прямо ко двору. Сегодня в это сложно поверить, но Козье болото, которое потом и стало прудами, просуществовало здесь аж до XVII века.

В лихие годы Смуты эту землю облюбовал Патриарх Гермоген, личность по-своему удивительная. Сегодня он известен православному большинству лишь как один из великого сонма русских святых, и мало кто знает, что Гермоген был ещё и широко известным общественным деятелем, серьёзно влиявшим на жизнь простого и не совсем простого народа. Московским Патриархом он стал в 1606 году, тогда ему было уже за 70. Этот исторический персонаж, пожалуй, придётся по душе как патриотам, так и либералам. Первым – потому что призывал бороться с поляками всеми средствами, вытравливая их из Кремля, вторым – потому что, кажется, чуть ли не впервые в истории царства предложил провести выборы и посадить на престол того, за кого проголосует народ! Был в его жизни и момент, когда он почти согласился признать поляка царём, правда, лишь при условии его крещения и вывода войск из Москвы, но Владислав Сигизмундович отказался от такого предложения. В результате, незадолго до выдворения поляков из Кремля, Гермоген скончался в темнице от голода. Считается, что и из застенков Патриарх рассылал по всей стране гонцов, чтобы те подстрекали народ русский на восстание. Вот такая история.

Так вот, в бытность свою Патриархом Московским, Гермоген присмотрел себе эти не слишком прекрасные места и основал здесь Патриаршую Слободу. Она постоянно расширялась и богатела, и однажды властителям дум пришла идея разводить рыбу к столу духовных особ. Так из Козьего болота сделали три пруда. Возможно, вы знаете, что неподалёку располагается теперь Трёхпрудный переулок, получивший название именно в честь этих трёх промысловых водоёмов. На Трёхпрудном находятся знаменитые объекты культурного наследия - Здание Товарищества Скоропечатни Левенсона, Доходные дома А. А. Волоцкой (здесь нашли приют театры Практика и Театр.doc), а также ещё несколько исторических строений, среди которых и дом, архитектором которого был Д. Д. Булгаков.

Патриаршие пруды во многом являются центром всей архитектурной картины района, хотя остался от них лишь один пруд – остальные были засыпаны. После того, как Патриархия была упразднена, Слободы тоже не стало, местность в очередной раз заболотилась и причиной всех бед стали именно бывшие рыбные водоёмы. Сегодня на их месте уже высятся здания разного времени постройки. Большая часть домов строилась в начале двадцатого века. К примеру, в 1912 году один дом здесь спроектировал и построил гениальный неоклассик Иван Владиславович Жолтовский. Между прочим, будучи известным модернистом, он стал одним из первых архитекторов, начавших работу над панельными домами. К моменту постройки особняка Тарасова маэстро уже являлся академиком и уважаемым теоретиком и практиком архитектуры.

Были ли Патриаршие пруды в Москве главным местом отдыха? По правде говоря, нет. Они изначально находились на отшибе, сначала были частными владениями, а потом – местом прогулок членов высшего общества и партийных работников. Стоит отметить, что в 1924 году они были переименованы в Пионерские пруды, но новое название популярностью не пользовалось. Вообще, нововведения в этих местах редко встречают с радостью. В 1976 году был установлен памятник Крылову. А вот ансамбль в честь героев Мастера и Маргариты местные жители видеть не захотели. Их протесты были услышаны, единственное, что напоминает о Булгакове здесь – знак, предупреждающий о том, что не стоит разговаривать с незнакомцами. Что ж, протест - вещь хорошая. Но вот от строительства огромного и, по-моему, уродливого жилого комплекса Патриарх никакой протест спасти не смог. Псевдоклассический гигант теперь высится над прудом, его видно откуда угодно, и кроме статуса самой дорогой жилплощади в Москве, никакими иными достоинствами он не обладает.

Памятники Патриарших прудов

Сегодня на берегах пруда можно найти несколько памятников. Самый масштабный – «Басни Крылова»: двенадцать панно, местами затёртых на счастье, и сам баснописец, довольно оглядывающий своё наследие. Неразумные влюблённые прилепили куда смогли замочки на счастье, так что аутентичность памятника сильно пострадала. Но всё же, это место очень любят как иностранцы, так и местные жители. Вообще, Крылов жил в Санкт-Петербурге, и выезжал из него крайне редко, поэтому такому огромному монументу можно только удивляться, учитывая отсутствие какого-либо памятника главному популяризатору Патриарших прудов в народе – Михаилу Булгакову. А памятника действительно нет.

Ещё в 1999 году был проведён конкурс на лучший проект монумента, но его забраковали местные жители. Смотря на горы мусора, появляющиеся даже несмотря на старания дворников, и маргинальную аудиторию, которой исполнен маленький парк, можно только жалеть, что граждане отказались от строительства памятника. Глядишь, чище было бы. Зато дорогой и пафосный Павильон, ресторан в одноимённом здании с лепниной и остатками первого павильона 38-го года, смотрится тут совсем не к месту. И эту его чуждость творящееся порой вокруг безобразие отлично подчёркивает.

Последний экспонат на Патриарших прудах в Москве – знак. Небольшой, забавный псевдоавтомобильный знак с надписью «Запрещено разговаривать с незнакомцами». Единственный намёк на Мастера и Маргариту. А сколько великих людей вообще никак не упомянули? Патриаршие связаны с Цветаевой, которая родилась неподалёку, Дмитриевым, Маяковским. Этот район был прибежищем писателей и поэтов. Рядом жил Маяковский, останавливался Блок… Если каждому известному обитателю района поставить по памятнику, парк придётся расширять за счёт и без того узкой проезжей части.

В общем, если вам интересен дух старой Москвы, приезжайте сюда. Здесь он ещё остался.


?Схоронили его за Москва-рекой / На чистом поле промеж трёх дорог.
И бугор земли сырой тут насыпали / И проходят мимо люди добрые:
Пройдёт стар человек - перекрестится.
Пройдёт молодец - приосанится.
Пройдёт девица - пригорюнится.
А пройдут гусляры - споют песенку?.

?Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова?.
М.Ю. Лермонтов.

4


А вот гайдаровская?Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове?:
?А Мальчиша-Кибальчиша схоронили на зелёном бугре у Синей Реки.
И поставили над могилой большой красный флаг.
Плывут пароходы - привет Мальчишу!
Пролетают лётчики - привет Мальчишу!
Пробегут паровозы - привет Мальчишу!
А пройдут пионеры - салют Мальчишу!?

Многие комментаторы налегали на термин?плагиат?, что в корне неверно, ибо так заканчиваются многие былины и сказания, а Лермонтов и Гайдар просто использовали эту привычную конструкцию.
Гайдар сочинил даже не сказку, а именно былину - народную эпическую песнь о беспримерных подвигах конкретного героя. Единственное, что автор пишет в иной манере, лишь изредка используя характерный для былин тонический стих. Остальные же особенности жанра сохраненены в неприкосновенности. К примеру, для былины (?то, что было в старину?) характерно отнесение сюжета в так называемое?абсолюное эпическое время?. Читаем у Гайдара: ?В те дальние-дальние годы, когда только что отгремела по всей стране война, жил да был Мальчиш-Кибальчиш?. Книжка написана в 1930-х гг., поэтому война отгремела не так давно. Сказки тоже часто начинаются именно такими словами, но в них действие всегда - выдумано, былины же повествуют о том, что якобы было (само название жанра говорит об этом). Для былин также характерны повторения, вроде таких: ?- Эй, вставайте! - крикнул всадник. - Было полбеды, а теперь кругом беда. Много буржуинов, да мало наших?. Как вы помните, сцена с всадником повторяется трижды.
?Напал на нас из-за Черных Гор проклятый буржуин. Опять уже свистят пули, опять уже рвутся снаряды. Бьются с буржуинами наши отряды, и мчатся гонцы звать на помощь далекую Красную Армию?. Интересно - действие происходит в некоей сказочной стране, но звать на помощь там принято реальную Красную Армию, находящуюся за пределами этой сказочной страны. В русских былинах наряду с явными фантазиями присутствует отражение жизни Древней Руси. Вот и в былине про Кибальчиша вымысел и реальность переплетены.
Слово буржуин - по конструкции напоминает традиционные?Тугарин-Змей? и прочие пакости, заканчивающиеся на -ин. Что характерно, буржуин - проклятый. Этот эпитет встречается в произведении несколько раз. Устойчивость эпитетов - тоже признак былины.
Вот интересные моменты из гайдаровской былины: ?Заковали Мальчиша в тяжёлые цепи. Посадили Мальчиша в каменную башню?. ?Отчего, Мальчиш, бились с Красной Армией Сорок Царей да Сорок Королей, бились, бились, да только сами разбились??.
В былинах часто используются сравнение с силами природы - с?ветрами буйными?, с?красным солнышком? и так далее.
?А видели ли вы проливные грозы в сухое и знойное лето? Вот так же, как ручьи, сбегая с пыльных гор, сливались в бурливые, пенистые потоки, так же при первом грохоте войны забурлили в Горном Буржуинстве восстания, и откликнулись тысячи гневных голосов и из Равнинного Королевства, и из Снежного Царства, и из Знойного Государства?. Кстати, иллюстраторы, рисуя образ Главного Буржуина, не всегда использовали образ Чемберлена. Частенько он выступал в маске эдакого Идолища Поганого, не человека, а Quasi modo. Или буржуинские солдаты, которые часто - с рогами на касках. Bозможно, иллюстраторы подразумевали рогатые шлемы древних галлов и таким хитроумным способом намекали на французское происхождение господ-интервентов. Просто черти и прочая нечисть у нас всегда ассоциируется именно с рогами.
...Кстати, что такое?Кибальчиш?? Скорее всего, это препарированная фамилия Кибальчич. Кстати, это было целое семейство дворян-революционеров. Николай Кибальчич был народовольцем, его родственник - Виктор Кибальчич (современник Гайдара) работал в Комминтерне. Кстати, отец Виктора тоже не был чужд революционной деятельности. В общем, как в сказке - целая семья бойцов. Почему Гайдар взял за основу именно эту фамилию - неясно. Такой вот получился Кибальчишевич (по аналогии с уже упоминавшися лермонтовским опричником Кирибеевичем).
В своё время проводился анализ этой сказки-былины, доказывающий, что это - типично религиозный текст о житии святого мученика. Там даже проводится аналог Плохиш = Иуда. Ведь оба они предали не за идею, а за?бочку варенья да корзину печенья?, стоившие ровно 30 серебреников.
Зачем Гайдар это написал? Если считать это?религиозным текстом?, то явно для того, чтобы заполнить?свято место?, которое запустовало после начала антирелигиозного мракобесия в СССР. Как только общество начинает отвергать одних богов, ему тут же требуются новые боги. Атеизм - это самое нелепое, что можно себе придумать. Человек не может быть атеистом и Советская Власть это понимала. Потребовались новые святые, новые легенды. Что характерно, Сказка о Мальчише популярна до сих пор, тогда как?Военная тайна?, произведение в которую эта сказка композиционно включена, довольно быстро была забыта. В отличие от?Кибальчиша?, на котором буквально воспитывали целые поколения.




Интересна также трактовка буржуинов. Она напоминает карикатуру на Антанту плюс?Белая Армия, Чёрный Барон?. Интересно, что они несут какие-то стилизованные прусские знамёна - с орлом и вообще иной раз солдаты Буржуина смахивают на кайзеровских. Всё это напоминает фильм?Если завтра война?. Что характерно, Буржуинство нарисовано очень красивыми штрихами. Если не брать во внимание малопривлекательные физиономии персонажей, то возникает то же любование формой, какое впоследствии случится с?17 Мгновениями весны?. Красивое, графичное сочетание чёрного с белым, манящая эстетика зла и прочее. И Плохиш, который выруливает на дворцовую лестницу в красивом костюме, полученном взамен деревенской хламиды с вечно падающими штанами. Типично для советского кино про войну - драные, босые люди против красиво марширующих колонн.

Михаил Юрьевич Лермонтов

(1814–1841)

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837)

Композиция и сюжет

Герои

Парамонович

Калашников

«Статный молодец» , живущий по закону божьему: «А родился я от честного отца, / И жил я по закону господнему…».

Подобно русскому богатырю, он готов биться в открытом, равном бою. Для него честь и «святая правда-матушка» дороже жизни. Калашников не желает ложью спасти свою жизнь. Это ценит Иван Васильевич. На вопрос царя, «вольной волею или нехотя» он убил опричника, купец бесстрашно отвечает: «Я убил его вольной волею». Он не объясняет причины, не желая позорить жену. Прощаясь с братьями, Калашников думает о семье:

«Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,

Закажите ей меньше печалиться,

Про меня моим детушкам не сказывать».

И после смерти не забывают его могилу добрые люди:

«Пройдет стар человек - перекрестится,

Пройдет молодец - приосанится;

Пройдет девица - пригорюнится,

А пройдут гусляры - споют песенку».

Опричник

Кирибеевич

«Удалой боец, буйный молодец ». Он способен любить, однако живет не по нравственным и духовным законам. Кирибеевич принадлежит к роду Скуратовых. Имя Малюты Скуратова, приспешника Ивана Грозного, вошло в историю, оно наводило ужас на народ.

Опричники - приближенные царя, подчинявшиеся

только ему. Они отличались жестокостью и безнаказанно бесчинствовали

Царь Иван

Васильевич

Двойственный образ. Царь одновременно и жестокий, самовольный тиран, и заботливый правитель-отец.

Иван Грозный дает своему опричнику «перстенек

яхонтовый» и «ожерелье жемчужное», обещает позаботиться о семье Калашникова:

«Молодую жену и сирот твоих

из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня

по всему царству русскому широкому

Торговать безданно, беспошлинно».

Но живет царь по своим законам, не держит слова («Кто побъет кого, того царь наградит;

/ А кто будет побит, тому Бог простит »). Он позволяет бесчинствовать своим опричникам, а победителя в честном бою приказывает публично казнить

Конфликт в поэме

Фольклорные элементы в поэме

Постоянные

добрый молодец, сыра земля, поле чистое

Постоянные

сравнения

«Ходит плавно - будто лебедушка;

Смотрит сладко - как голубушка;

Молвит слово - соловей поет…»

Отрицательный

параллелизм

«Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич»

Гиперболы

«Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником…»

Олицетворения

«Заря алая подымается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается

Просторечные

твово, поцелуемтесь, честнова отца

на -учи , -ючи

играючи, распеваючи, пируючи

Двойные названия

наточить-навострить, одеть-нарядить,

гудит-воет

Традиционные

обращения

«Государь ты наш, Иван Васильевич!»,

«Господин ты мой, Степан Парамонович…»

«Опостыли мне кони легкие,

Опостыли наряды парчовые…»

Начало строк с «И», «Ай», «Да», «Гей»

«Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич…»,

«Ай, ребята, пойте - только гусли стройте!»

Синтаксический

параллелизм

«Мои очи слезные коршун выклюет,

Мои кости сирые дождик вымоет...»

Инверсии

«Во семье родилась она купеческой…»

Подхваты

«В церкви божией перевенчана,

Перевенчана с молодым купцом»

Магические

«Трижды громкий клич прокликали...»

Вот молча оба расходятся,-

Богатырский бой начинается.

Размахнулся тогда Кирибеевич

И ударил в первОй купца Калашникова,

И ударил его посередь груди -

Затрещала грудь молодецкая,

На груди его широкой висел медный крест

Со святыми мощами из Киева, -

И погнулся крест и вдавился в грудь;

Как роса из-под него кровь закапала;

И подумал Степан Парамонович:

"Чему быть суждено, то и сбудется;

Постою за правду до последнева!"

Изловчился он, изготовился,

Собрался со всею силою

И ударил своего ненавистника

Прямо в левый висок со всего плеча.

И опричник молодой застонал слегка,

Закачался, упал замертво;

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору

Под смолистый под корень подрубленная,

И, увидев то, царь Иван Васильевич

Прогневался гневом, топнул о землю

И нахмурил брови чёрные;

Повелел он схватит удалова купца

И привесть его пред лицо своё.

Как возгОворил православный царь:

"Отвечай мне по правде, по совести,

Волной волей или нехотя

Ты убил мово верного слугу,

Мово лучшего бойца Кирибеевича?"

"Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольною волей,

А за что, про что - не скажу тебе,

Скажу только богу единому.

Прикажи меня казнить - и на плаху несть

Мне головушку повинную;

Не оставь лишь малых детушек,

Не оставь молодую вдову

Да двух братьев моих своей милостью..."

В1. Поединок Кирибеевича и Калашникова является решающим в сюжете поэмы. Каким термином обозначается момент наивысшего напряжения действия?

В2. С традициями какого фольклорного жанра связано изображение поединка как боя богатырей?

В3. Как называется форма общения между персонажами, основанная на обмене репликами и использованная в данном фрагменте?

В4. Какое изобразительно-выразительное средство, представляющее собой уподобление одного явления другому (например, «как роса… кровь закапала», «повалился на холодный снег… будто сосенка») использовал автор?

В5. Как называется обоснованный выразительными целями повтор однокоренных слов в словосочетании или в одном и том же предложении (например, «прогневался гневом», «вольной волею»)?

В6. Как называется стилистический приём, состоящий в повторе начальных элементов смежных строк (например, «и ударил впервой купца Калашникова, / И ударил его посередь груди»)?

С1. Почему Калашников, признавая, что убийство Кирибеевича было совершенно им умышленно, отказывается царю его причину?

С2. В каких произведениях русской литературы XIX века тема защиты чести является одной из основных и в чём сходство и различие в её трактовке с поэмой?

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С1.

А) Что послужило причиной поединка Кирибеевича и Калашникова?

Б) Почему гибель изначально виновного перед Калашниковым Кирибеевича описывается в поэме с сочувствием и даже жалость. К опричнику?

В) В чём нашла выражение царская «милость», о которой просил Ивана Васильевича Калашников?

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С2.

А) В каких произведениях русской литературы авторы обращаются к фольклорным образам, мотивам, художественным приёмам и в чём сходство и различие в их использовании с?

Б) В каких произведениях русской литературы в систему персонажей входят реальные исторические личности и в чём проявляется их участие в судьбе вымышленных героев произведения?

В1. Кульминация

В2. Былина

В3. Диалог

В4. Сравнение

В5. Тавтология

В6. Анафора

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.

Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную.
Оцепили место в двадцать пять сажень,
Для охотницкого бою, одиночного.
И велел тогда царь Иван Васильевич
Клич кликать звонким голосом:
"Ой, уж где вы, добрые молодцы?
Вы потешьте царя нашего батюшку!
Выходите-ка во широкий круг;
Кто побьет кого, того царь наградит;
А кто будет побит, тому бог простит!"

И выходит удалой Кирибеевич,
Царю в пояс молча кланяется,
Скидает с могучих плеч шубу бархатную,
Подпершися в бок рукою правою,
Поправляет другой шапку алую,
Ожидает он себе противника...
Трижды громкий клич прокликали -
Ни один боец и не тронулся,
Лишь стоят да друг друга поталкивают.

На просторе опричник похаживает,
Над плохими бойцами подсмеивает:
"Присмирели, небось, призадумались!
Так и быть, обещаюсь, для праздника,
Отпущу живого с покаянием,
Лишь потешу царя нашего батюшку".

Вдруг толпа раздалась в обе стороны -
И выходит Степан Парамонович,
Молодой купец, удалой боец,
По прозванию Калашников.
Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквам,
А потом всему народу русскому,
Горят очи его соколиные,
На опричника смотрит пристально.
Супротив него он становится,
Боевые рукавицы натягивает,
Могучие плечи распрямливает

Да кудрявую голову поглаживает.

(«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

В1. Какого русского царя, известного введением опричнины, изобразил поэт в «Песне про … купца Калашникова»?

В2. Определите жанр «Песни про … купца Калашникова» ?

В3. Какой художественный приём, основанный на очеловечивании явлений природы, использует автор при описании «зари алой»?

В4. Каким термином обозначают средство художественной выразительности, представляющее собой устойчивое образное определение, характерное для произведений устного народного творчества («кудри золотые», «небо чистое», «добрые молодцы», «могучие плечи», «удалой боец»)?

В5. Как называются слова, которые употребляют герои в своей речи: «выходи-ка», «небось», «обещаюсь» и т. д.?

Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?

В7. Песня про … купца Калашникова» написана безрифменным стихом. Как называется такой вид стиха?

С1. Согласны ли вы с мнением, что кулачный бой Кирибеевича и Калашникова является олицетворением борьбы между вседозволенности «государственного» закона и нравственного «частного» человека?

С2. В каких произведениях русских поэтов и писателей XIX в. герои разрешают конфликтную ситуацию дуэлью?

В1. Иван Грозный

В3. Олицетворение

В4. Постоянный эпитет

В5. Просторечие

В6. Риторический вопрос