Психологическая работа с детьми с ограниченными возможностями. Рекомендации психолога по сопровождению детей с овз в общеобразовательном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками

Благоприятные условия для развития познавательной деятельности и положительных личностных качеств у детей с ОВЗ создаются за счет реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ, предполагающих разные уровни усвоения материала.

При этом совместное воспитание детей с разными уровнями психического развития оказывает стимулирующее воздействие на детей с тяжелыми нарушениями, способствует их социальной адаптации, а у детей, не имеющих отклонений в пси­хическом развитии, формируются гуманные личностные качества и коммуникативные умения, полезные в дальнейшей жизни.

Психолого-педагогическая работа начинается с углубленной диагностики.

Индивидуальная диагностика психического развития.

На протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении осуществляется психолого-педагогическая диагностика его развития. В процессе диагностики выявляется актуальный уровень развития психических функций, способности к усвоению нового, оптимальный вариант дальнейшего обучения в школе.

Уровень развития психических функций выявляется для того, чтобы определить, какие функции развиваются наиболее успешно и какие - отстают в развитии. Это необходимо, чтобы максимально опираться на сохранные функции в процессе учебно-воспитательной работы и стимулировать развитие отстающих функций с помощью специальных приемов. В связи с этим важно обнаружить у каждого ребенка именно сохранные звенья, с помощью которого можно сформировать начальную коммуникацию, или, например, механическая память, с помощью которой ребенок может усвоить элементарные знания.

Целью этих занятий является максимальное развитие позна­вательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер детей, т.е. всестороннее развитие личности ребенка.

Педагог-психолог при этом решает следующие задачи :

  • развитие сохранных сторон познавательной деятельности;
  • коррекция отклонений в психическом развитии;
  • формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности;
  • формирование предпосылок учебной деятельности.

Основные направления в развитии познавательной деятельности на занятиях:

  • развитие сенсомоторной сферы,
  • развитие речи, развитие мышления,
  • развитие внимания и памяти.

В процессе занятий должно проводиться формирование рациональных способов познания окружающего, целенаправленной деятельности, развитие мотивационного компонента, саморегуляции и самооценки.

На занятиях задания объединяются игровым или занимательным сюжетом, обеспечивающим целостность воспринимаемого материала.
Планирование работы осуществляется с учетом выявленныхв процессе обследования особенностей познавательной деятельности, развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей.

Программа развития сенсомоторной сферы включает:

  • развитие зрительного восприятия цветов: различение, на­зывание цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов: различение, называние, классификация;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;

Развитие памяти и внимания:

  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие зрительного внимания и памяти;
  • следовое конструирование по образцу.

Развитие мышления:

  • Сравнение и установление тождества объектов;
  • развитие способности соотносить часть и целое;
  • классификация объектов по 2-м признакам.

Развитие речи.

  • развитие речевого общения с окружающими;
  • увеличение пассивного и активного словарного запаса;
  • формирование связной речи.

Развитие эмоционально-личностной сферы:

  • умения выражать и понимать чувства окружающих людей;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование эмоциональной устойчивости, произвольной регуляции деятельности;
  • формирование самооценки;
  • обучение навыкам саморасслабления.

Подготовка к овладению учебной деятельностью:

  • развитие мотивации к овладению чтением и письмом;
  • индивидуальный подбор оптимальной позы для работы с книгой и с тетрадью;
  • использование букв при проведении работ на развитие зрительного восприятия;
  • обучение правильному удержанию карандаша, ручки или подбор индивидуального приема удержания;
  • формирование навыков пространственной ориентировки в книге и тетради;
  • формирование направления письма (сверху вниз и слева направо) на примере написания в строчках палочек, кружков, т.п.;
  • формирование зрительно-моторной координации при письме (размер изображаемого, соблюдение интерваловмежду изображениями и т.п.). Вспомогательные приемы:
  • использование карандашей и ручек с отягощением;
  • «пассивное» письмо: педагог пишет рукойребенка;
  • письмо в рамках, ограниченных трафаретом; обводка написанного;
  • письмо в жирно очерченной рамке; обводка пунктирного изображения;
  • письмо по опорным точкам.

В приложениях представлено распределение материала по возрастным группам. Разумеется, индивидуальная программа должна быть составлена, в первую очередь, с учетом актуального уровня развития ребенка. Мониторинг и анализ усвоения данной программы является основанием для корректировки программы.

Разделы: Школьная психологическая служба

Важным звеном психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая поддержка. Психологическая поддержка должна осуществляться в двух основных направлениях: поддержка детей, имеющих отклонения в развитии и поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Психологическую поддержку родителей мы рассматриваем как систему мер, направленных на:

  • снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;
  • укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;
  • формирование у родителей адекватного отношения к ребенку;
  • установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-дефектолог, врач, социальный работник, др.), однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей. Работу с родителями, воспитывающих ребенка с ОВЗ целесообразно проводить в двух направлениях :

1. Информирование родителей о психологических особенностях ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений.

После проведенных диагностических мероприятий психолог знакомит родителей с результатами обследований на индивидуальных консультациях и беседах. Проведение тематических родительских собраний, групповых консультаций способствуют расширению знаний родителей о психологических особенностях детей, имеющих отклонения в развитии, о типичных возрастных закономерностях в развитии личности. Обобщив результаты диагностической работы, а также на основании запросов родителей, психолог формирует родительские группы. Подбор семей проводится с учетом сходства проблем и запросов. Работа с родительскими группами проводится в форме родительских семинаров, которые включают в себя лекционные приемы и групповые дискуссии. Групповые дискуссии способствуют повышению мотивации родителей в совместной работе и вовлеченности в решении обсуждаемых проблем. Такая форма работы позволяет родителям осознать, что они не одиноки, что подобные трудности испытывают и другие семьи. В процессе дискуссий у родителей возрастает уверенность в своих родительских возможностях, они делятся опытом, знакомятся с психолого-педагогическими приемами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования. Информация предлагается в рекомендательной форме. Такой демократичный стиль в общения психолога с родителями позволяет эффективней построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребенка.

2. Обучение эффективным способам общения с ребенком осуществляется путем проведения детско-родительских игр, тренингов, совместных коррекционных занятий с детьми.

Стимуляция оптимальных взаимоотношений между детьми и их родителями достигается успешно в семейных и детско-родительских группах, состоящих из нескольких семей. Групповая форма работы способствует конструктивному переосмыслению личностных проблем, формирует как эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, так и новые, более адекватные эмоциональные реакции, вырабатывает ряд социальных навыков, особенно в сфере межличностного общения.

В этих целях используются детско-родительские игры, задачи и содержание которых ограничены востребованной темой.

Структура групповых занятий складывается из четырех этапов: установочный, подготовительный, собственно-коррекционный, закрепляющий.

Первый установочный этап включает в себя главную цель – формирование положительной установки ребенка и его родителей на занятие.

Основными задачами являются:

  • формирование положительного эмоционального настроя на занятие;
  • формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками группы.

Основные психотехнические приемы на данном этапе: спонтанные игры, направленные на развитие положительного эмоционального фона, игры на невербальные и вербальные коммуникации. Развлекательная форма занятий способствует сближению группы, создает положительную эмоциональную установку на занятие.

Основной целью подготовительного этапа является структурирование группы, формирование активности и самостоятельности ее членов.

Задачи этого этапа:

  • снижение эмоционального напряжения участников группы;
  • активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребенком;
  • повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов.

Это достигается с помощью специальных сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, направленных на снятие эмоционального напряжения, приемы невербального взаимодействия. Такие игры представляют собой своеобразные имитационные модели проблемных ситуаций межличностного общения.

Основной целью собственно-коррекционного этапа является формирование новых приемов и способов взаимодействия родителей с детьми, коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.

Конкретные задачи:

  • изменение родительских установок и позиций;
  • расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка;
  • формирование у родителей адекватного отношения к ребенку и его проблемам;
  • обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования.

Используются сюжетно-ролевые игры, дискуссии, психодрамы, анализ жизненных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, совместная деятельность, специальные упражнения на развитие навыков общения. В ходе данного этапа родители сосредоточиваются на достоинствах ребенка, помогают ему поверить в себя и свои способности, поддерживать ребенка при неудачах, родители учатся анализировать ошибки и находить альтернативные способы реагирования в проблемных ситуациях.

Целью закрепляющего этапа является формирование адекватного отношения к проблемам, закрепление приобретенных знаний и навыков, рефлексия.

Задачи этапа:

  • формирование устойчивого отношения родителей к ребенку и его проблемам.

Психотехническими приемами закрепляющего этапа являются сюжетно-ролевые игры, этюд-беседы, совместная деятельность. Эти игры способствуют преодолению неадекватных форм поведения, вытеснению негативных переживаний, изменению способов эмоционального реагирования, осознанию мотивов воспитания детей с ОВЗ.

Детско-родительская игра "Школа понимания"

Игра проводиться с целью обучения родителей эффективным способам общения с ребенком, имеющего отклонения в развитии. Детско-родительская игра является заключительным этапом в групповой работе с родителями после проведенных консультационных мероприятий, носивших информативных и обучающих характер, по теме «Роль семьи в развитии личности и формирование межличностных отношений у детей с задержкой психического развития».

Описание группы: родители и дети младшего школьного возраста, имеющие задержку психического развития (ЗПР).

Условия проведения: Численность группы от 10 до 12 человек. Необходимо обеспечить всех участников раздаточным материалом. Желательно, чтобы занятие проводили два тренера. Необходимо свободное пространство для проведения подвижных игр и упражнений, наличие небольшого мяча, музыкального центра. Желательно использовать колокольчик для обозначения начала и окончания задания.

Ход занятия.

1. Установочный этап .

Цель: формирование положительной установки родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития, на совместную работу.

  • определение целей работы группы и запросов к содержанию занятия;
  • формирование группы как целое;
  • формирование положительного настроя родителей и детей с ЗПР на занятие;
  • формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками.

1) Упражнение "Приветствие"

Каждый участник группы (по кругу) встает с места, здоровается, называет свое имя и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: "Добрый день", "Желаю всем узнать много нового и интересного", и т.д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

2) Игра "Давайте поздороваемся"

Под веселую музыку взрослые и дети хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего (например, звонок колокольчика) все останавливаются. Оказавшиеся рядом участники приветствуют друг друга, задают вопросы, говорят что-то приятное, это может быть комплимент, пожелание или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном, например «Как я рада Вас сегодня видеть!». Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

2. Подготовительный этап .

Цель: структурирование группы, формирование активности и самостоятельности родителей и детей, имеющих ЗПР

  • создание атмосферы доброжелательности и доверия;
  • сплочение группы взрослых и детей, формирование интереса к совместной деятельности;
  • снижение эмоционального и физического напряжения участников группы;
  • повышение веры родителей, воспитывающих детей с ЗПР в возможность достижения позитивных результатов.

1) Игра "Найди свой лепесток"

Инструкция: "На поляне росли цветы с семью лепестками: красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, зеленый (количество цветков должно соответствовать количеству семейных команд). Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки цветика-семицветика".

Каждая группа собирает свой цветок, так, чтобы цветик получился из всех семи цветов по одному лепесточку. Лепестки располагаются на полу, на столах, под стульями, в других местах помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдет лепестки.

2) Упражнение "Скороговорки"

Каждая команда получает карточку со скороговоркой и хором её быстро проговаривает. Скороговорки следует выбирать в соответствии с особенностями речевого развития детей с ЗПР. Упражнение полезно тем, что родители помогают детям произнести сложные для них фразы. Например:

  • Все бобры добры до своих бобрят
  • У маленькой Сани санки едут сами
  • Не всяк умен, кто богато наряжен
  • Дятел дерево долбил стуком деда разбудил
  • На крыше у Шуры жил журавль Жура
  • До города дорога в гору, от города – с горы

3) Игра "Новая сказка"

Играют все участники. Каждому игроку раздаются картинки рисунками вниз, с любым сюжетным содержанием. Первый участник берет картинку и сразу, без предварительной подготовки, сочиняет рассказ, сказку, детективную историю (жанр оговаривается заранее), где действие разворачивается с участием главного героя – человека, предмета, животного, изображенного на картинке. Последующие игроки по кругу продолжают развивать сюжетную линию, вплетая в повествование информацию, связанную с изображениями на их картинках.

3. Собственно-коррекционный этап .

Цель: формирование новых приемов и способов взаимодействия родителей с детьми, имеющих ЗПР, коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.

  • актуализация семейных переживаний, изменение родительских установок и позиций;
  • расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка с ЗПР;
  • формирование у родителей адекватного отношения к ребенку с ЗПР и его проблемам;
  • обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования, развитие вербальных форм проявления эмоций, развитие чувства эмпатии и доверия;
  • формирование позитивных образов общения в семье, решения конфликтных ситуаций.

1) Игра-сказка "Воробьиная семья"

Инструкция: "Жила-была в лесу воробьиная семья: мама, папа, сын. Мама улетала мошек ловить, семью кормить. Папа укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын учился в лесной школе, а в свободное время помогал отцу, и всегда этим хвастался. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с теми кто не соглашался, ссорился и даже дрался. Как-то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сын-воробушек сидит взъерошенный, потому, что …"

Каждая команда получает карточки с заданиями:

  • Сын подрался с другом;
  • Ребенок боится отвечать у доски на уроках;
  • Сын требует купить ему компьютерную игру;
  • Ребенок не хочет идти в школу;
  • Учитель сделал замечание, что он постоянно отвлекается на уроках, нарушает дисциплину;
  • Сын не хочет выполнять домашние задания.

Участникам предлагается обсудить ситуацию, разделив роли между собой.

2) Упражнение "Эмоции".

На каждую команду (родители и ребенок) выдаются маленькие карточки с изображениями пустых лиц. Задаются жизненные ситуации (уроки в школе, выполнение домашних заданий, прогулка, общение с родителями). Ребенку необходимо нарисовать то состояние, в котором он пребывает во время этих ситуаций. Родители должны обсудить с детьми, почему именно такие эмоции он испытывает.

3) Игра "Щепки на реке"

Взрослые встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. Детям предлагается стать "щепками".

Инструкция: «Это – берега реки. По реке сейчас проплывут Щепки. Один из желающих должен "проплыть" по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно. Берега помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению Щепки, которая сама выбирает себе путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становиться краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…"

4) Беседа на тему "Семейный досуг"

Каждой команде дается задание составить список из пяти вариантов, как можно вместе с ребенком провести выходной день. В этом задании учитываются мнения и пожелания всех участников. Затем каждая команда демонстрирует результат своей работы. Повторяющиеся варианты других команд заносятся в общий список. Из этого упражнения можно каждому для себя открыть различные способы семейного времяпровождения.

4. Закрепляющий этап .

Цель: формирование адекватного отношения к проблемам, закрепление приобретенных знаний и навыков, рефлексия.

  • закрепление приобретенных навыков эмоционального реагирования;
  • формирование устойчивого отношения родителей к ребенку с ЗПР и его проблемам;
  • актуализация позитивного опыта общения с ребенком;
  • оценить эффективность и актуальность проводимой работы.

1) Игра "Цветик – семицветик"

Каждая семейная команда работает со своим цветиком - семицветиком. Участники игры задумывают семь желаний: три желания задумывает ребенок для родителей, три – взрослый для ребенка, одно желание будет совместным (желание ребенка и родителя). Затем родитель и ребенок меняются лепестками и обсуждают лепестки-желания. Необходимо обратить внимание на те желания, исполнение которых совпадает с реальными возможностями.

2) Этюд-беседа "Самый веселый день (счастливый, запоминающийся, т.д.) с моим ребенком".

Все участники становятся в круг (родители и дети вместе), и каждый родитель рассказывает о самом веселом, счастливом дне со своим ребенком.

3) Завершение игры.

Участники по кругу передают мяч и отвечают на вопросы:

  • чем полезна именно для Вас данная встреча (взрослые), что понравилось (взрослые и дети);
  • что Вы могли бы применить в отношении своего ребенка (взрослые);
  • Ваши пожелания.

Обратную связь мы рекомендуем проводить через анкетирование, в котором родители отражают свое мнение, насколько полезной оказалась для них игра и насколько оправдала она их ожидания, а также свои пожелания. В конце игры психолог раздает подготовленные заранее рекомендации, касающиеся форм и способов общения с детьми («Золотые правила воспитания», «Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки детей», «Советы по развитию чувства уверенности детей», проч.), перечень упражнений и игр, которые можно использовать в дома, на прогулке, в кругу сверстников.

Специфическими эффектами работы в родительской группе являются повышение их сензитивности к ребенку, выработка более адекватного представления о возможностях и потребностях детей с ЗПР, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком. Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной и школьной ситуации ребенком, динамике его поведения в группе.

В результате проведенной работы с родителями достигнута положительная динамика в формирование межличностных отношений родителей и детей, имеющих ЗПР. О том, что игра оказала влияние на детско-родительские отношения, говорят увеличение обращаемости на консультации к психологу на одну треть от общего числа родителей. На консультациях психолога с членами семьи общение приобрело более доверительный характер. Изменилось отношение родителей и к проблемам детей, они проявляют большую готовность решать трудности своих детей, чаще обращаются к специалистам школы, стали больше поддерживать интересы детей, уважать их стремления, принимать их такими, какие они есть. Позиция родителей в отношении насущных проблем сменилась с пассивной на активную, если чаще педагоги призывали родителей обратить внимание на трудности, просили их оказать дополнительную помощь сыну или дочери, то теперь родители сами проявляют инициативу в решении коллективных и индивидуальных задач. Произошли изменения и в отношениях школьников к среде обучения, дети более комфортно чувствуют себя в школе, снизился процент тревожности на 17%, уровень эмоционально-психологического климата увеличился на 12%.

Вывод: психологическая поддержка является важным звеном в системе психологической помощи родителям детей с ОВЗ. Основная цель психологической поддержки – повышение сензитивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с отклонениями в развитии ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях детей с ОВЗ, оптимизация их педагогического потенциала. Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и детей.

Список литературы :

  1. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 190с.
  2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220с.
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240с.
  4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.
  5. Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 176с.
  6. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336с.

Любая коррекционно-педагогическая работа с ребёнком направлена на то, чтобы помочь ему максимально реализовать свой потенциал, предупредить возможные нарушения развития и получить те навыки, которые позволят успешно жить в обществе. Работа с детьми-инвалидами не составляет в этом смысле исключения. В рамках этой большой задачи важное место занимает адаптация детей к коллективу сверстников, которая решается в процессе групповых и индивидуальных занятий.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте является:

·

·

·

·

·

·

Занятия позволяют решить ряд задач :

·

·

·

·

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Перед педагогическим коллективом ДОУ стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем к самостоятельной жизни. А для этого необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.

Решающую роль в предупреждении нарушений развития играет максимально ранняя коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребёнка.

В связи с особенностями развития проблемные дети особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт спонтанно, особенно в раннем возрасте. Учёные, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.

Любая коррекционно-педагогическая работа с ребёнком направлена на то, чтобы помочь ему максимально реализовать свой потенциал, предупредить возможные нарушения развития и получить те навыки, которые позволят успешно жить в обществе. Работа с детьми-инвалидами не составляет в этом смысле исключения. В рамках этой большой задачи важное место занимает адаптация детей к коллективу сверстников, которая решается в процессе групповых и индивидуальных занятий.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте является:

  • Развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими.
  • Стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, мнестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.
  • Развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения).
  • Формирование математических представлений.
  • Развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом.
  • Воспитание навыков самообслуживания.

Занятия позволяют решить ряд задач :

  • Плавный и мягкий переход к самостоятельному участию ребёнка в групповых занятиях. Постепенное увеличение самостоятельности ребёнка.
  • Приближение к более формальной обучающей среде, а также к дальнейшей интеграции детей в общество.
  • Формирование собственной мотивации детей, направленной на участие в различных видах групповой деятельности.
  • Постепенное обучение совместной деятельности. Формирование у детей системы взаимоотношений, необходимых для включения в социальную жизнь.

Организация и проведение занятий

  • Основные организационные моменты :

Занятие проводится 1 раз в неделю.

Все занятия имеют сходную структуру, но содержание занятий внутри структуры может меняться в зависимости от целей используемых материалов и форм работы.

  • Планирование работы :

В процессе индивидуальной работы необходимо уделять специальное внимание предупреждению и коррекции специфических особенностей связанных с ними нарушений: развитию чувства равновесия, наработке силы мышц и способности чувствовать собственное тело и его положение в пространстве.

Развитие познавательной деятельности

Обучая детей, ставлю перед собой задачу максимально развить их познавательные возможности, подготовить к посещению школы и к относительно независимой жизни в будущем. Используемая программа когнитивного развития отличается преемственностью и согласованностью различных этапов работы и индивидуальным подходом к каждому ребёнку.

Индивидуальные занятия по когнитивному развитию проводятся с ребёнком один раз в неделю. Задачей занятия является оценка успехов ребёнка, выявление трудностей в усвоении программы и определение зоны его ближайшего развития. Отработка понятий и навыков осуществляется в тесном контакте с родителями.

В структуру комплексного группового занятия включены задания, направленные на развитие познавательной деятельности, расширение представлений об окружающем мире, отработку понятий и навыков и их перенос в бытовые и игровые ситуации.

Занятия по когнитивному развитию осуществляются в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, воспитателями, работающими с детьми-инвалидами и строятся с учётом уровня речевого, двигательного и социально-эмоционального развития ребёнка. Взаимное влияние всех сфер развития ребёнка очень велико, сформированность и качество навыков в каждой из них сказывается на развитии других сфер.

Особое значение имеет взаимосвязь между уровнем развития речи и уровнем когнитивного развития. Уровень импрессивной и экспрессивной речи важен для понимания инструкции и выполнения когнитивных заданий, требующих устных ответов.

Социально-эмоциональное развитие ребёнка, его контактность, развитие волевой сферы существенны для любого процесса обучения. Высокий уровень социально-эмоционального развития способствует позитивному отношению к обучению и включению навыков, в том числе когнитивных, в собственную деятельность ребёнка, что является заключительным этапом формирования навыка.

С другой стороны, так как когнитивное развитие неотделимо от всех видов деятельности ребёнка, то оно свою очередь влияет на развитие других сфер. Так необходимость достаточно точных движений в процессе выполнения когнитивных заданий влияет на развитие моторных навыков. Определённый уровень когнитивного развития необходим, чтобы ребёнок мог понимать и использовать сложные речевые конструкции.

  • Особенности когнитивного развития детей-инвалидов

Предметность мышления дошкольников, необходимость использовать их чувственный опыт, опора на наглядно-действенное мышление как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению, использование собственной мотивации ребёнка, обучение в игровой форме, а также индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывающий его особенности, легли в основу когнитивного развития.

Дети-инвалиды обладают различным исходным уровнем, колеблющимся от значительной задержки интеллектуального развития до уровня близкого к возрастной норме; темп их развития может существенно отличаться.

Специфические особенности , типичные для детей-инвалидов, которые влияют на их когнитивное развитие:

  1. медленное формирование понятий и становление навыков:
  • снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
  • снижение памяти, необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
  • низкий уровень обобщения материала; утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными;
  1. низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:
  • трудности, возникающие при необходимости объединить новую информацию с уже изученным материалом;
  • нарушение переноса усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, то есть заученными, многократно повторяемыми действиями;
  • трудности при выполнении заданий, связанных с оперированием несколькими признаками предмета или выполнением цепочки действий;
  • нарушение целеполагания и планирования действий;
  1. неравномерность развития ребёнка и зависимость когнитивного развития от уровня развития других сфер (двигательной, речевой сферы, социально-эмоционального развития);
  2. необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие результаты даёт зрительно-телесный анализ;
  3. нарушение сенсорного восприятия за счёт повышения порога тактильной и проприоцептивной чувствительности и часто встречающихся нарушений зрения и слуха.

Когнитивное развитие учитывает исходный уровень, индивидуальный темп развития каждого ребёнка, специфику усвоения им отдельных заданий и предполагает переход к заданиям следующего уровня только после реального усвоения заданий предыдущего уровня. Задания, направленные на отработку конкретных понятий или навыков, повторяются многократно с использованием различного дидактического материала.

Для улучшения усвоения знаний и облегчения их переноса из одной ситуации в другую используется отработка заданий в условиях индивидуальных и групповых занятий. Особое внимание уделяется развитию игровой деятельности, поскольку сюжетно-ролевая игра является той доступной для ребёнка моделью реальной жизни, где он может самостоятельно принимать решения и планировать свои действия.

Исходя из того, что развитие речи и двигательное развитие, в том числе мелкая моторика, имеют свои особенности и также замедлены, программа когнитивного развития построена таким образом, чтобы ребёнок мог выполнять задания, опираясь на наглядные средства, и использовал речь и графические навыки по мере их развития. Когнитивные задания оказывают положительное влияние на развитие других сфер.

Все задания, предлагаемые детям во время дидактического занятия, условны объединены в следующие разделы :

  • внимание и память;
  • логическое мышление;
  • сортировка, которая в дальнейшем развивается в более сложные виды классификации;
  • конструктивная деятельность;
  • формирование математических представлений и обучение счёту;
  • игровая деятельность.

Последовательность развития понятий и навыков усложняются в рамках каждого раздела обучения. Задания из разных разделов обучения объединены в несколько блоков по уровню сложности. Задания, относящие к одному блоку, могут быть даны ребёнку в течение одного занятия.

Задачи и методы оценки уровня развития ребёнка

Все педагоги сталкиваются в своей работе с необходимостью оценивать уровень развития ребёнка. Это может быть как оценка его общего уровня развития для подбора соответствующей программы обучения, так и динамическая оценка результатов педагогического воздействия и степени усвоения ребёнком предлагаемого ему материала.

Каждое занятие проводится с целью оценки текущего уровня усвоения материала, выявления трудностей. Использование тестов общего развития помогает оценить влияние педагогического вмешательства на развитие ребёнка и появление у него новых навыков, базирующихся на тех знаниях, которые ребёнок получает в процессе обучения.

План индивидуальной работы

педагога-психолога с детьми-инвалидами

Общие принципы организации и проведения занятий

Общие принципы проведения занятий позволяют учитывать особенности восприятия и мышления детей-инвалидов в практической деятельности.

Навыки, сформированные на занятии, должны использоваться ребёнком в бытовой и игровой деятельности. Включение нового навыка в собственную деятельность ребёнка является заключительным этапом формирования данного навыка.

Большое значение имеет участие ребёнка в сюжетных и ролевых играх во время групповых занятий.

Последовательность развития понятий и навыков

в рамках каждого раздела обучения

Внимание и память

Раздел

Предлагаемые задания

Внимание и память

Постоянство объекта

Внимание и память

Внимание и память

Внимание и память

Логическое мышление

Раздел

Предлагаемые задания

Логическое мышление

Подбор ассоциативных пар

Логическое мышление

Подбор ассоциативных пар

«Сортировка классификация»

Раздел

Предлагаемые задания

Сортировка (с опорой на образец)

По размеру

По форме

По цвету

Сортировка (выбор названию)

По размеру

Выбирать по просьбе большой и маленький предмет.

По форме

По цвету

Сортировка и классификация

Классификация по видам

Классификация

По трём признакам

По видам

Конструктивная деятельность

Раздел

Предлагаемые задания

Конструктивная деятельность

По жёсткой схеме

Доска Сегена (3 – 4 формы).

Конструирование по образцу

Складывание целого из частей

Конструктивная деятельность

По схеме методом наложения

Конструирование по образцу

Складывание целого из частей

Конструктивная деятельность

По схеме методом наложения

Конструирование по образцу

Складывание целого из частей

Конструктивная деятельность

По схеме

По образцу с учётом цвета

Складывание целого из частей

Формирование математических представлений и обучение счёту

Раздел

Предлагаемые задания

Обучение счёту

Формирование понятия «один»

Обучение счёту

Понятия «один», «два»

Брать по просьбе один или два предмета из группы. Узнавать числа 1,2.

Обучение счёту

Называние общего количества.

Знание чисел от 1 до 3.

Обучение счёту

Называние общего количества.

Узнавание чисел от 1 до 5.

Соотнесение числа и количества.

Игровая деятельность

Раздел

Предлагаемые задания

Игровая деятельность

Самостоятельно играть.

Игровая деятельность

Игровая деятельность

Игровая деятельность

Игра с заданными правилами

Методика проведения занятий.

Согласование заданий из разных разделов по уровню сложности

Все задания, предлагаемые ребёнку во время занятий, разделены на четыре блока по уровню сложности. В каждый блок включены задания из разных разделов обучения, которые могут предлагаться ребёнку одновременно. Количество понятий, которыми может оперировать ребёнок, вынесенное в название блоков, в значительной мере является условным, так как учитывает только те понятия, которыми ребёнок оперирует активно.

Время необходимое для освоения одного блока заданий, индивидуально для каждого ребёнка. Однако последовательность прохождения заданий одинакова для всех детей, и переход к следующему блоку возможен только после того, как освоены практически все задания предыдущего уровня. Если при переходе на следующий уровень ребёнок испытывает серьёзные затруднения в освоении новых заданий, рекомендуется вернуться к заданиям из тех же разделов предыдущего блока.

Блок 1. задания, базирующиеся на представлении

о постоянстве объекта и понятии «одинаковый»

Раздел

Предлагаемые задания

Внимание и память

Постоянство объекта

Найти 1 – 2 предмета, спрятанных на глазах ребёнка.

Сортировка

(с опорой на образец)

Взаимнооднозначное соответствие

Подбор пар одинаковых картинок лото с чёткими, понятными ребёнку картинками.

По размеру

Разложить большие и маленькие круги в две коробки.

По форме

Разложить треугольники и квадраты в две коробки.

По цвету

Разложить детали двух цветов в две коробки.

Конструктивная деятельность

По жёсткой схеме

Доска Сегена (3 – 4 формы).

Конструирование по образцу

Строительство из кирпичиков конструкций, где все кирпичики ориентированы одинаково (дорожки, заборы и т.д.).

Складывание целого из частей

Складывание картинки из двух частей.

Обучение счёту

Формирование понятия «один»

Умение взять по просьбе один предмет из группы.

Игровая деятельность

Самостоятельное выполнение функциональных действий с игрушкой

Самостоятельно играть.

Выполнение отдельных сюжетно-игровых действий под руководством взрослого

По просьбе кормить куклу или укладывать её спать.

Блок 2. Задания, базирующиеся на умении оперировать одним понятием

Раздел

Предлагаемые задания

Внимание и память

Запоминание 3 – 4 предъявленных объектов

Находить по просьбе одну из 3 – 4 игрушек, спрятанных на глазах ребёнка.

Сортировка (выбор по названию)

По размеру

Выбирать по просьбе большой и маленький предметы.

По форме

Выбирать по просьбе круг, треугольник, квадрат.

По цвету

Выбирать по просьбе предметы красного, жёлтого, синего и зелёного цвета.

Конструктивная деятельность

По схеме методом наложения

Накладывать на схему 2 – 3 детали геометрической мозаики.

Конструирование по образцу

Складывать конструкции из двух разнонаправленных кирпичиков (диванчик, стульчик и т.д.), копируя образец.

Складывание целого из частей

Складывать картинку из трёх частей, опираясь на анализ сюжета.

Обучение счёту

Понятие «один», «два»

Брать по просьбе один или два предмета из группы. Узнавать числа 1, 2.

Игровая деятельность

Самостоятельное выполнение отдельных сюжетно-игровых действий

Самостоятельно кормить куклу или укладывать её спать.

Сюжетная игра, включающая цепочку игровых действий под руководством взрослого

Осуществлять ряд игровых действий (сварить кашу, покормить куклу, уложить её спать). Переход к следующему действию осуществляется под руководством взрослого.

Блок 3. Задания, базирующиеся на умении оперировать

двумя понятиями одновременно

Раздел

Предлагаемые задания

Внимание и память

Выполнение инструкции из двух шагов или двух значимых шагов

Заполнить и выполнить инструкцию типа: «Дай матрёшке огурец и помидор», «Возьми вилку покорми мишку» (при наличии выбора соответствующих предметов).

Логическое мышление

Подбор ассоциативных пар

Подобрать пары карточек с изображениями предметов, связанных ассоциативно (ноги – носки, заяц - морковка)

Сортировка и классификация

Формирование понятия «средний»

Выбрать по просьбе предмет большого, маленького или среднего размера.

Выбор предмета по двум признакам

Выбрать по просьбе предмет по двум признакам (форма – размер и т.д.).

Самостоятельное название одного признака

Самостоятельно называть признак предмета (цвет, форму или размер).

Классификация по видам

Карточки с изображениями предметов, принадлежащих к двум контрастным видам, разложить на две группы (одежда – посуда и т.д.)

Конструктивная деятельность

По схеме методом наложения

Строить наложением на схему фигуру из 4 – 5 частей, выбирая детали из большого числа предложенных.

Конструирование по образцу

Строить по образцу из 3 – 5 кирпичиков кресло, кроватку и т.д.; складывать по образцу из палочек треугольник, квадрат, дом, человечка и т.д.

Складывание целого из частей

Сложить картинку из 4 – 5 частей с опорой на сюжет.

Обучение счёту

Знание последовательности до трёх. Умение соотнести номер и предмет.

Называние общего количества.

Знание чисел от 1 до 3.

Соотнесение числа и количества.

Игровая деятельность

Сюжетная игра, включающая цепочку игровых действий

Самостоятельно осуществлять последовательность игровых действий (сварить кашу, покормить куклу, уложить её спать).

Сюжетно-ролевая игра под руководством взрослого

Игра в магазин, поликлинику, детский сад и т.д. под руководством взрослого с принятием одной из ролей.

Блок 4. Задания, базирующиеся на умении оперировать

тремя понятиями одновременно

Раздел

Предлагаемые задания

Внимание и память

Выполнение инструкции из трёх шагов или трёх – четырёх значимых слов

Заполнить и выполнить инструкцию типа «Дай матрёшке два огурца и один помидор» или «Дай маленькой матрёшке большую миску» (при наличии выбора соответствующих предметов).

Логическое мышление

Подбор ассоциативных пар

Устные ответы на вопросы типа «Что носят зимой – сапоги или босоножки)»

Продолжение последовательностей

Продолжить последовательность «Красный, жёлтый, красный, жёлтый …»

Классификация с поиском «лишнего предмета»

Найти «лишнюю» в серии из четырёх предложенных картинок

Классификация

По трём признакам

Выбрать по просьбе предмет по трём признакам (форма – размер – цвет).

Самостоятельное называние двух признаков предмета

Самостоятельно называть два признака предмета: цвет (иди два цвета), форму или размер.

По видам

Карточки с изображениями предметов, принадлежащих к двум близким видам, разложить на две группы (одежды – обувь и т.д.)

Конструктивная деятельность

По схеме

Строить по уменьшенной схеме, расположенной вертикально, фигуру из 4 – 5 частей, выбирая детали из большого числа предложенных.

По образцу с учётом цвета

Воспроизвести образец из 4 – 5 мозаинок с учётом цвета.

С опорой на ранее сформированное представление о предмете

Построить по просьбе из кирпичиков кресло, самолёт и т.д. или выложить из палочек треугольник, квадрат, фигуру, человечка.

Складывание целого из частей

Сложить картинку из 5 – 20 частей с опорой на представленный образец картинки.

Обучение счёту

Знание последовательности до пяти. Умение соотнести номер и предмет.

Называние общего количества.

Узнавание чисел от 1 до 5.

Соотнесение числа и количества.

Выполнение сложения с помощью счётного материала.

Игровая деятельность

Самостоятельная сюжетно-ролевая игра

Игра в магазин, поликлинику, детский сад и т.д.

Игра с заданными правилами

«Парные карточки», «Кто первый?» (игра с кубиком и фишками), домино и т.д.


Особые условия:

Самая выгодная цена курса!
- Гарантированные подарки каждому обучающемуся
- Рассрочка оплаты
- Возможность досрочно закончить обучение. Цена обучения не меняется!
- Процесс обучения сопровождает высококвалифицированный преподаватель.
- Возможность вернуть 13% от цены за обучение, предоставив документы в ИФНС.

Введение и реализация ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях в который раз акцентировало внимание на психолого-педагогическом сопровождении всех участников образовательного процесса, обращая особое внимание на «особых» школьников. В тексте Федеральных образовательных стандартов для детей с ОВЗ четко прослеживается мысль о том, что инклюзивное образование – это, прежде всего, особенности учебно-воспитательного процесса, который выстраивается с учетом психофизических возможностей школьника с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, в образовательных учреждениях должно быть организовано эффективное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, целью которого является создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме. Современное образование стремительно развивается, предъявляя все новые требования ко всем участникам образовательного процесса. Чтобы соответствовать этому развитию, педагог-психолог образовательного учреждения должен постоянно повышать свою профессиональную компетентность, в том числе, уделяя особое внимание вопросам сопровождения детей с ОВЗ.

Каким образом будет проходить обучение?

Дистанционный курс проходит на виртуальной образовательной платформе Моего Университета http://moi-uni.ru/, где предусматривается организация дистанционной поддержки преподавателям и обучающимся. Материал курса структурирован по модульному принципу, т.е. каждый раздел программы представляет целостный, логически законченный тематический модуль. Для входа на на портал каждому участнику курса предоставляется логин и пароль.

Выдаваемые документы:

По окончании обучения Вы получите официальное подтверждение успешного завершения курса - Удостовение о повышении квалификацииАНО ДПО "Инновационного образовательного центра повышения квалификации и переподготовки "Мой университет" с указанием объема курса - 144 часа.

1. Необходимо выбрать удобную для Вас дату начала обучения (перед кнопкой "Записаться на курс")
2. Нажать на кнопку "Записаться на курс" и зарегистрировать "Личный кабинет"
3. Произвести оплату за обучение.
4. Заполнить раздел "Анкетные данные" в "личном кабинете" (указав точный почтовый адрес с почтовым индексом и загрузить диплом об образовании).
5. После заполнения раздела "Анкетные данные" Вы будете зачислены на дистанционный курс повышения квалификации (на электронную почту Вам придет уведомление о зачислении на курс). Если у Вас возникли вопросы по оформлению раздела "Анкетные данные", пожалуйста, напишите на электронный адрес [email protected]