Рождение османской империи. Правление Мурада III и Мехмеда III

Всесултаны Османской империи и годы правленияисторией делятся на несколько этапов: от периода создания до образования республики. Эти временные периоды имеют практически точные границы в истории Осман.

Образование Османской империи

Считается, что основатели Османского государства прибыли в Малую Азию (Анатолию) из Средней Азии (Туркменистан) в 20-е годы XIII века. Султан турок-сельджуков Кейкубад II предоставил им для проживания районы у городов Анкара и Сегют.

Сельджукский султанат в 1243 году погиб под ударами монголов. С 1281 года к власти в выделенном туркменам владении (бейлике) приходит Осман, который проводит политику по расширению своего бейлика: захватывает малые города, провозглашает газзават – священную войну с неверными (византийцами и другими). Осман частично подчиняет территорию Западной Анатолии, в 1326 году берет город Бурса и делает его столицей империи.

В 1324 году Осман I Гази умирает. Похоронили его в Бурсе. Надпись на могиле стала молитвой, которую произносили османские султаны при вступлении на трон.

Продолжатели династии Османидов:

Расширение границ империи

В середине XV в. наступил период наиболее активного расширения империи Османидов. В это время во главе империи стояли:

  • Мехмед II Завоеватель – правил в 1444 - 1446 гг. и в 1451 - 1481 гг. В конце мая 1453 года захватил и разграбил Константинополь. Перенес в разграбленный город столицу. Софийский собор переделал в главный храм ислама. По требованию султана в Стамбуле разместились резиденции православных греческого и армянского патриархов, а также главный иудейский раввин. При Мехмеде II прекращена автономия Сербии, подчинена Босния, присоединен Крым. Смерть султана не позволила захватить Рим. Султан абсолютно не ценил человеческую жизнь, но писал стихи и создал первый поэтический дуван.

  • Баязид II Святой (Дервиш) – правил с 1481 по 1512 гг. Практически не воевал. Прекратил традицию личного султанского руководства войсками. Покровительствовал культуре, писал стихи. Умер, передав власть сыну.
  • Селим I Грозный (Беспощадный) – правил с 1512 по 1520 гг. Начал правление с уничтожения ближайших конкурентов. Жестоко подавил восстание шиитов. Захватил Курдистан, запад Армении, Сирию, Палестину, Аравию и Египет. Поэт, стихи которого впоследствии издавались германским императором Вильгельмом II.

  • Сулейман I Кануни (Законодатель) – правил с 1520 по 1566 гг. Раздвинул границы до Будапешта, верховьев Нила и Гибралтарского пролива, Тигра и Евфрата, Багдада и Грузии. Провел множество государственных реформ. Последние 20 лет прошли под влиянием наложницы, а затем жены Роксоланы. Наиболее плодовит среди султанов в поэтическом творчестве. Умер во время похода в Венгрию.

  • Селим II Пьяница – правил с 1566 по 1574 гг. Присуще было пристрастие к алкоголю. Талантливый поэт. В это правление произошел первый конфликт Османской империи с Московским княжеством и первое крупное поражение на море. Единственное расширение империи – захват о. Кипр. Умер от удара головой о каменные плиты в бане.

  • Мурад III – на троне с 1574 по 1595 гг. «Любитель» многочисленных наложниц и коррупционер, который практически не занимался управлением империей. При нем захвачен Тифлис, имперские войска добрались до Дагестана и Азербайджана.

  • Мехмед III – правил с 1595 по 1603 гг. Рекордсмен по уничтожению конкурентов на престол – по его приказу умерщвлены 19 братьев, их беременные женщины и сын.

  • Ахмед I – правил с 1603 по 1617 гг. Правление характеризуется чехардой высших чиновников, которые часто сменялись по желанию гарема. Империя потеряла Закавказье и Багдад.

  • Мустафа I – правил с 1617 по 1618 гг. и с 1622 по 1623 гг. Считался святым за слабоумие и лунатизм. 14 лет просидел в темнице.
  • Осман II – правил с 1618 по 1622 гг. Возведен на престол в 14 лет янычарами. Был паталогически жесток. После поражения под Хотином от запорожских казаков, за попытку побега с казной убит янычарами.

  • Мурад IV – правил с 1622 по 1640 гг. Ценой большой крови навел порядок в корпусе янычар, уничтожил диктатуру визирей, очистил суды и госаппарат от коррупционеров. Вернул в состав империи Эривань и Багдад. Перед смертью приказал убить своего брата Ибрахима – последнего из Османидов. Умер от вина и лихорадки.

  • Ибрахим – правил с 1640 по 1648 гг. Слабый и безвольный, жестокий и расточительный, падкий до женских ласк. Смещен и задушен янычарами при поддержке духовенства.

  • Мехмед IV Охотник – правил с 1648 по 1687 гг. Провозглашен султаном в 6 лет. Истинное управление государством осуществляли великие визири, особенно в первые годы. В первый период правления империя усилила свою военную мощь, завоевала о. Крит. Второй период был не столь удачным – проиграна битва при Сен-Готарде, не взята Вена, бунт янычар и свержение султана.

  • Сулейман II – правил с 1687 по 1691 гг. Возведен на престол янычарами.
  • Ахмед II – правил с 1691 по 1695 гг. Возведен на престол янычарами.
  • Мустафа II – правил с 1695 по 1703 гг. Возведен на престол янычарами. Первый раздел Османской империи по Карловицкому мирному договору в 1699 г. и Константинопольский мирный договор с Россией в 1700 г.

  • Ахмед III – правил с 1703 по 1730 гг. Укрывал гетмана Мазепу и Карла XII после Полтавской битвы. В его правление проиграна война с Венецией и Австрией, потеряна часть владений в Восточной Европе, а также Алжир и Тунис.

Осман I Гази (1258-1326) правил с 1281 г., основатель Османской империи в 1299 г.

Первый турецкий султан Осман I в 23 года унаследовал от своего отца князя Эртогрула обширные территории во Фригии. Он объединил разрозненные турецкие племена с бежавшими от монголов мусульманами, позднее их всех стали называть османами, и завоевал значительную часть Византийского государства, получив выход к Черному и Мраморному морям. В 1299 году он основал империю, названную его именем. Захватив в 1301 году византийский город Енишехир, Осман сделал его столицей своей империи. В 1326 году он штурмом овладел городом Бурса, который уже при его сыне Орхане стал второй столицей империи.

Территория в Малой Азии, на которой расположена сегодня Турция, в глубокой древности называлась Анатолией и являлась колыбелью многих цивилизаций. Среди них одной из наиболее развитых была Византийская империя — греко-римское православное государство со столицей в Константинополе. Созданная в 1299 году султаном Османом, Османская империя активно расширяла свои границы и захватывала соседние земли. Постепенно под его властью оказались многие провинции ослабевавшей Византии.

Причины побед султана Османа крылись, прежде всего в его идеологии, он объявил войну христианам и намеревался захватывать их земли и обогащать своих подданных. Под его знамена стекались многие мусульмане, в том числе тюркские кочевники и ремесленники, бежавшие от нашествия монголов, были и не мусульмане. Султан принимал всех. У него впервые образовалось войско янычар — будущая регулярная турецкая пехота, созданная из христиан, рабов и заключенных, в дальнейшем она пополнялась детьми христиан, воспитанных в исламских традициях.

Авторитет Османа был настолько высок, что в его честь при жизни стали складывать поэмы и песни. Многие ученые того времени — дервиши — указывали на пророческий смысл его имени, которое, по одним данным, означало «бьющий кости», то есть воин, не знающий преград и валящий противника с ног, по другим — «ястреб-стервятник», который питается падалью убитого. Но на западе христиане называли его не Осман, а Оттоман (отсюда произошло слово оттоманка — мягкое турецкое сиденье без спинки), что означало просто «турок-осман».

Широкое наступление Османа, его хорошо вооруженной армии приводило к тому, что византийцы-крестьяне, которых никто не защищал, вынуждены были бежать, бросая свои хорошо возделанные сельскохозяйственные районы. И туркам доставались пастбища, виноградники, сады. Трагедия Византии заключалась в том, что ее столица Константинополь в 1204 году захватили рыцари-крестоносцы, совершавшие Четвертый крестовый поход. Полностью разграбленный город стал столицей Латинской империи, которая распалась к 1261 году Тогда же была снова создана Византия, но уже ослабленная и не способная сопротивляться внешнему нашествию.

Византийцы сосредоточили свои усилия на создании флота, они хотели остановить турок у моря, не дать им продвинуться в глубь материка. Но Османа уже ничто не могло остановить. В 1301 году его армия нанесла сокрушительное поражение объединенным византийским войскам возле Никеи (теперь турецкий город Изник). В 1304 году султан захватил город Эфес на Эгейском море — центр раннего христианства, в котором, по легенде, жил апостол Павел, писал Евангелие Иоанн. Турки стремились к Константинополю, к проливу Босфор.

Последним завоеванием Османа стал византийский город Бурса. Эта победа была очень важна — она открывала дорогу на Константинополь. Находившийся при смерти султан повелел своим подданным превратить Бурсу в столицу Османской империи. До падения Константинополя Осман не дожил. Но его дело продолжили другие султаны и создали великую Османскую империю, которая просуществовала до 1922 года.

Турки – народ сравнительно молодой. Его возраст составляет всего 600 с небольшим лет. Первые турки представляли собой кучку туркменов, беглецов из Средней Азии, убежавших от монголов на запад. Они добрались до Конийского султаната и попросили землю для поселения. Им выделили место на границе с Никейской империей около Бурсы. Там беглецы и стали обживаться в середине XIII века.

Главным у беглых туркменов был Эртогрул-бей. Выделенную ему территорию он назвал Османским бейликом. А с учётом того, что конийский султан потерял всякую власть, стал самостоятельным правителем. Эртогрул умер в 1281 году и власть перешла к его сыну Осману I Гази . Именно он считается основателем династии османских султанов и первым правителем Османской империи. Просуществовала Османская империя с 1299 по 1922 годы и сыграла заметную роль в мировой истории .

Османский султан со своими воинами

Важным фактором, способствующим образованию могущественного турецкого государства, послужило то, что монголы, дойдя до Антиохии, дальше не пошли, так как считали Византию своим союзником. Поэтому они не тронули земли, на которых находился Османский бейлик, полагая, что тот вскоре войдёт в состав Византийской империи.

А Осман Гази, подобно крестоносцам, объявил священную войну, но только за мусульманскую веру. Он стал приглашать всех желающих принять в ней участие. И со всего мусульманского востока к Осману начали стекаться искатели удачи. Они готовы были сражаться за веру ислама, пока сабли у них не затупятся и пока они не получат достаточное количество богатства и жён. А на востоке это считалось очень большим достижением.

Таким образом, османское войско стало пополняться черкесами, курдами, арабами, сельджуками, туркменами. То есть любой мог прийти, произнести формулу ислама и стать турком. А на захваченных землях таким людям начали выделять маленькие участки земли для ведения сельского хозяйства. Назывался такой участок «тимар». Представлял он собой дом с садом.

Хозяин тимара становился всадником (спаги). В его обязанность входило по первому зову являться к султану в полном вооружении и на собственном коне, чтобы служить в конном войске. Примечательным было то, что спаги не платили налоги в виде денег, так как налог они платили своей кровью.

При такой внутренней организации территория Османского государства начала быстро расширяться. В 1324 году сын Османа Орхан I захватил город Бурсу и сделал его своей столицей. От Бурсы до Константинополя рукой подать, и византийцы потеряли контроль над северными и западными районами Анатолии. А в 1352 году турки-османы переправились через Дарданеллы и оказались в Европе. После этого начался постепенный и неуклонный захват Фракии.

В Европе одной конницей обойтись было невозможно, поэтому возникла острая необходимость в пехоте. И тогда турки создали абсолютно новое войско, состоящее из пехоты, которую назвали янычарами (янг – новый, чарик – войско: получается янычар).

Завоеватели силой брали у христианских народов мальчиков в возрасте от 7 до 14 лет и обращали в ислам. Этих детей хорошо кормили, обучали законам Аллаха, военному делу и делали пехотинцами (янычарами). Эти воины оказались самыми лучшими пехотинцами во всей Европе. Ни рыцарская конница, ни персидские кызылбаши не могли прорвать строй янычар.

Янычары - пехота османской армии

А секрет непобедимости турецкой пехоты заключался в духе боевого товарищества. Янычары с первых дней жили вместе, ели из одного котла вкусную кашу, и, несмотря на то, что принадлежали к разным народам, были людьми одной судьбы. Когда они становились взрослыми, то женились, обзаводились семьями, но продолжали жить в казармах. Лишь во время отпуска посещали жён и детей. Именно поэтому они не знали поражений и представляли собой верную и надёжную силу султана.

Однако, выйдя к Средиземному морю, Османская империя не могла ограничиться лишь одними янычарами. Раз есть вода, то нужны корабли, и возникла потребность в военном флоте. На флот турки начали набирать пиратов, авантюристов и бродяг со всего Средиземного моря. К ним пошли служить итальянцы, греки, берберы, датчане, норвежцы. У этой публики не было ни веры, ни чести, ни закона, ни совести. Поэтому они охотно переходили в мусульманскую веру, так как вообще не имели никакой веры, и им было абсолютно всё равно, кем быть, христианами или мусульманами.

Из этой разношерстной публики сформировали флот, который больше напоминал пиратский, чем военный. Он начал свирепствовать в Средиземном море, да так, что привёл в ужас испанские, французские и итальянские корабли. Само же плавание по Средиземному морю стало считаться опасным делом. Турецкие корсарские эскадры базировались в Тунисе, Алжире и других мусульманских землях, имевших выход к морю.

Османский военный флот

Таким образом, из абсолютно разных народов и племён сформировался такой народ как турки. А связующим звеном стали ислам и единая военная судьба. Во время удачных походов турецкие воины захватывали пленниц, делали их своими жёнами и наложницами, а дети от женщин разных национальностей становились уже полноценными турками, родившимися на территории Османской империи.

Маленькое княжество, появившееся на территории Малой Азии в середине XIII века, очень быстро превратилось в мощную средиземноморскую державу, называемую Османской империей по имени первого правителя Османа I Гази. Турки-османы также называли своё государство Высокой Портой, а себя не турками, а мусульманами. Что же касается настоящих турков, то ими считалось туркменское население, жившее во внутренних районах Малой Азии. Этих людей османы покорили в XV веке уже после взятия Константинополя 29 мая 1453 года.

Европейские государства не могли противостоять туркам-османам. Султан Мехмед II захватил Константинополь и сделал его своей столицей – Стамбулом. В XVI веке Османская империя заметно расширила свои территории, а с захватом Египта турецкий флот стал господствовать в Красном море. Население государства ко второй половине XVI века достигло 15 млн. человек, а саму Турецкую империю стали сравнивать с Римской империей.

Но к концу XVII века турки-османы потерпели ряд крупных поражений в Европе . Важную роль в ослаблении турок сыграла Российская империя. Она всегда била воинственных потомков Османа I. Отобрала у них Крым, побережье Чёрного моря, и все эти победы стали предвестником заката государства, которое в XVI веке блистало в лучах своего могущества.

Но Османскую империю ослабили не только бесконечные войны, но и безобразное ведение сельского хозяйства. Из крестьян чиновники выжимали все соки, а поэтому те вели хозяйство хищническим способом. Это привело к появлению большого количества бросовых земель. И это в «благодатном полумесяце», который в древности кормил почти всё Средиземноморье.

Османская империя на карте, XIV-XVII века

Кончилось всё это катастрофой в XIX веке, когда государственная казна оказалась пустой. Турки начали брать в долг кредиты у французских капиталистов. Но вскоре выяснилось, что оплатить долги они не могут, так как после побед Румянцева, Суворова, Кутузова, Дибича турецкая экономика оказалось полностью подорванной. Тогда французы ввели военный флот в Эгейское море и потребовали таможни во всех портах, разработки полезных ископаемых как концессии и право на сбор налогов, пока долг не будет возвращён.

После этого Османская империя получила название «больной человек Европы». Она начала быстро терять завоёванные земли и превращаться в полуколонию европейских держав. Ситуацию попытался спасти последний самодержавный султан империи Абдул-Хамид II. Однако при нём политический кризис ещё больше усугубился. В 1908 году султана свергли и заключили под стражу младотурки (политическое течение прозападного республиканского толка).

Младотурки 27 апреля 1909 года возвели на престол конституционного монарха Мехмеда V, приходившегося братом свергнутому султану. После этого младотурки вступили в Первую мировую войну на стороне Германии и были разбиты, уничтожены. Ничего хорошего в их правлении не было. Они обещали свободу, а закончили жуткой резнёй армян, заявив, что те против нового режима. А те действительно были против, так как в стране ничего не изменилось. Всё осталось так же, как до этого было 500 лет при власти султанов.

После поражения в Первой мировой войне Турецкая империя начала агонизировать . Англо-французские войска заняли Константинополь, греки захватили Смирну и двинулись вглубь страны. Мехмед V умер 3 июля 1918 года от сердечного приступа. А 30 октября того же года было подписано позорное для Турции Мудросское перемирие. Младотурки бежали за границу, оставив у власти последнего османского султана Мехмеда VI. Он стал марионеткой в руках Антанты.

Но тут случилось неожиданное. В 1919 году в далёких горных провинциях зародилось национальное освободительное движение. Возглавил его Мустафа Кемаль Ататюрк. Он повёл за собой простой народ. Тот очень быстро выгнал со своих земель англо-французских и греческих захватчиков и восстановил Турцию в тех границах, которые существуют ныне. 1 ноября 1922 года султанат был упразднён. Таким образом, Османская империя прекратила своё существование. 17 ноября последний турецкий султан Мехмед VI покинул страну и уехал на Мальту. Умер он в 1926 году в Италии.

А в стране 29 октября 1923 года Великое национальное собрание Турции объявило о создании Турецкой Республики. Она существует по сей день, а её столицей является город Анкара. Что же касается самих турок, то последние десятилетия живут они вполне счастливо. Утром поют, вечером танцуют, а в перерывах молятся. Да хранит их Аллах!

Министерство внутренних дел Украины

Национальный университет внутренних дел

Контрольная работа

по курсу “История государства и права зарубежных стран”

на тему

“Право Османской империи”

Выполнил:
Шевцов И.П.


Проверил: доц. Пр.


План

1. Государственное устройство Османской империи.

2. Шариат.

3. Султанские канун-наме.

4. «Маджаллат ал-Ахкам ал-Адлийя» (Кодекс правовых норм, 1869–1876).

5. Выводы.


В данной работе рассматриваются базовые принципы и эволюция правовой системы одного из крупнейших государств Средневековья – Османской империи. Задача исследования – использовать сохранившиеся или реконструированные правовые памятники этого государства, а также источники, отображающие современные исследования этой области. Необходимо отметить как общую важность роли Османской империи среди остальных стран Средневекового Востока, так и её влияние на находящиеся в непосредственной близости украинские земли. Следует подчеркнуть некоторые факторы, которые придают дополнительную актуальность исследуемой проблеме в наше время. Возможно, одной из важнейших особенностей геополитической ситуации в мире является так называемый конфликт «Восток–Запад»: конфликт западной и восточной культур, западных и восточных ценностей. Осенью 2005 г. во Франции (погромы выходцев из мусульманских стран) обозначился один профиль конфликта, а события вокруг публикации карикатур на пророка Мухаммада в начале 2006 г. – это новое подтверждение напряженных отношений, виток длительного противостояния цивилизаций. Одной из центральных проблем современного мирового сообщества является терроризм. Причём, очень часто он связан с радикальными исламистскими течениями. В этом отношении важно отметить взаимосвязь исламистского проявления терроризма и джихада, который включает в себя «священную войну против неверных» (джихад меча или малый джихад (газават) – вооружённое сопротивление врагам ислама). Именно эта теория, быть может, и формально, легла в основу современных радикальных организаций исламистского направления, например Аль-Каиды, результатом деятельности которой, стал один из самых громких терактов в мировой истории – 11 сентября в Нью-Йорке. Некоторые из узаконенных правил джихада происходят из Корана или из хадисов – информации о поступках, одобрениях или изречений пророка Мухаммада. А хадисы, в свою очередь, являются источником шариата – мусульманского права. Особое внимание следует обратить на эволюцию, произошедшую в правовой системе правонаследницы Османской империи. Турецкая республика – практически единственное государство, в котором не сохранилось влияние ранее господствовавшего мусульманского права. Новая правовая система строилась уже по европейской модели, например, турецкий гражданский кодекс, базирующийся на шведском, предоставил гражданские права женщинам и запретил полигамию. Конституция Турции 1982 г. объявила республику демократическим, светским и социально-правовым государством.

Отдельно следует сказать об источниках, использующихся в данной работе. Для получения общей информации по истории Османской империи и мусульманскому праву были преимущественно использованы учебники для юридических и исторических факультетов. Их названия включены в список литературы в конце работы. В частности, это учебник Скакун О.Ф. «Теория государства и права» и книга Васильева Л.С. «История Востока». Также были использованы переводы на русский язык, непосредственно, отдельных правовых памятников, таких как, например, «Книга законов султана Селима I» (пер. Тверитиновой А.С., 1969). Необходимо сказать о характерной черте средневековых правовых памятников Османской империи. Наиболее серьезные работы, содержащие анализ данных по этой теме, принадлежат видному турецкому специалисту, профессору Стамбульского университета Омеру Лютфи Баркану. О.Л. Баркан отметил, что большие трудности для всестороннего исследования турецкого законодательства в средние века создаются отсутствием в архивах Турции официальных текстов даже тех законодательных сводов, которые известны историкам по различным публикациям. Очевидно, следствием этого является и недостаточно обширная информация в литературе по общей истории государства и права. И в заключение, автор этой работы проанализировал ряд современных статей в СМИ, посвященных мусульманским праву и культуре, в том числе иностранных (англоязычных).

Высокое Османское Государство (Османская империя) появилось вследствие завоеваний Анатолии (Малой Азии) в 11 в. турками-сельджуками, которые овладели землями, ранее принадлежавшими Византии, и ассимилировали её, преимущественно, греческое население. Наследниками первых тюрок-завоевателей стала Османская империя, которая завершила завоевание Византии взятием в 1453 году Константинополя. На вершине своего могущества, в правление Сулеймана «Великолепного» (1520-1555), империя простиралась от Вены до Персидского залива, от Крыма до Марокко. Период Османской империи закончился после окончания Первой мировой войны, когда она распалась на множество независимых государств, а турецкие земли вошли в современную Турецкую республику.

Османская империя на протяжении 6 столетий развила достаточно сложное государственное устройство. В годы правления Османа (1288 – 1326) формируется могущественное военное государство, абсолютистское, по сути, хотя полководцы, которым султан давал разные области в управление, часто оказывались самостоятельными и неохотно признавали верховную власть султана. Этот период обозначен созданием Османской системы государственного управления, которая оставалась практически неизменной на протяжении четырёх столетий. Преимущественно по практическим причинам (торговля, налоги), Османское государство относительно терпимо относилось к немусульманам, в частности не практиковалось принудительное обращение в ислам. Было введено понятие «миллет», согласно которому, религиозные и этнические меньшинства получали возможность быть независимыми от центральной власти в решениях своих вопросов. Миллет был трактовкой мусульманских правил обращения с немусульманским меньшинством (дхимми). Лидером каждого миллета был этнарх, чаще всего религиозный иерарх, как, например, Патриарх Константинопольский, который подчинялся непосредственно Османскому Султану. Миллеты обладали реальной властью – они устанавливали свои собственные законы, а также собирали и распределяли налоги. Когда член одного миллета совершал преступление по отношению к члену другого, применялся закон потерпевшего, однако если дело было связано с членом мусульманской общины, то использовалось первостепенное мусульманское право – шариат. Соседние государства, которые оказались в вассальном подчинении по отношении к Османской империи, были вынуждены платить налоги султану, а также предоставлять свои формирования в случае Османских военных кампаний. Многие вассальные государства со временем преобразовывались в провинции непосредственно империи. Однако были и такие, которые не стали провинциями, как, например Крымское ханство, впоследствии отошедшее к Российской империи.

В Османской империи не было строгого правила передачи султанской власти по праву первородства (от отца к старшему сыну) или по праву старшинства (старшему брату). Хотя корона нередко переходила к сыну султана, система наследования часто изменялась и была неустойчивой. Государственный аппарат, как и вся система администрации, вся внутренняя структура империи, был очень близок к классическому эталону, который соответствует генеральной схеме командно ‑ административной структуры традиционного Востока, включая институты власти ‑ собственности и централизованной редистрибуции (перераспределения). Все земли империи считались государственными, а распоряжался ими от имени султана аппарат власти. На завоеванных территориях формы землевладения частично изменялись в соответствии с османскими стандартами, частично оставались прежними, но при этом все же приводились в соответствие с теми порядками, которые были приняты в империи. Хотя султан и был верховным монархом, он имел множество советников и министров. Наиболее могущественными среди них были визири и Диван (по сути – правительство), подчиняющиеся Великому визирю. Диван представлял собой совет, на котором визири обсуждали политику империи. Обязанностью Великого визиря было сообщать султану мнение Дивана. Диван состоял от 3 визирей в 14 веке до 11 – в 17 веке. Деятельность правительства регламентировалась принятым при Мехмеде II (1444–1481) сводом законов Канун‑наме, а также исламским правом, шариатом. Организационно центральный аппарат власти состоял из трех основных систем – военно‑административной, финансовой и судебно‑религиозной. Каждая из них была представлена как в центре, так и на местах. Возглавлявшаяся самим Великим визирем военно-административная система являла собой костяк всей структуры империи. Страна к XVI в. была разделена на 16 крупных областей-эялетов, возглавлявшихся губернаторами‑бейлербеями, подчиненными Великому визирю и отвечавшими за положение дел в своих областях – прежде всего за боеспособность тех частей, которые всегда должна была быть готовой выставить та или иная область. Бейлербеям, в свою очередь, подчинялись уездные военачальники‑управители санджакбеи (уездов-санджаков в стране было около 250), административно ответственные за свои уезды. В уездах власть санджакбея была очень сильна, хотя формально она регулировалась уездными Канун‑наме, которые со временем были созданы для каждого санджака. И, наконец, на низшем уровне власти вся военно-административная система опиралась на тимариотов, подчиненных санджакбеям и отвечавших перед ними как за боеспособность и экипировку выставляемых от своего тимара-землевладения воинов-сипахи, так и за сохранение административного порядка среди местного населения.

В функции финансового ведомства, возглавлявшегося визирем-дефтердаром и представленного на областном и уездном уровнях специальными чиновниками с подчиненными им писцами, входило вести строгий учет ресурсов и доходов казны, определять размеры налогов и податей, различного рода повинностей. Видимо, именно чиновники этого ведомства должны были строго контролировать сумму налогов с каждого тимара, включая ту ее долю, которая доставалась тимариоту, и превышать которую он не имел права. Система налогов в империи была достаточно сложной, особенно если учесть, что находившиеся на полуавтономном положении некоторые отдаленные провинции имели свои традиционные типы налогов. Однако в целом система была стройной и жестко обязательной. Она подразделялась на две основные части – законные налоги (т.е. соответствовавшие шариату – десятина-ушр с мусульман, харадж и подушная подать джизия с немусульман, закят с имущих и соответствующие более тяжелые пошлины с немусульман, особенно с богатых горожан, и т.п.) и дополнительные поборы, к числу которых относились различные местные и чрезвычайные налоги, пошлины, подати. От налогов, кроме служивых, было освобождено мусульманское духовенство, как служилое (судьи-кади и др.), так и неслужилое (улемы).

На долю судебно-религиозной системы в рамках общей административно-политической структуры империи приходилась функция контроля над образом жизни и поведением населения. Возглавляемая на уровне центрального правительства шейх-уль-исламом и представленная на уровне губернаторств несколькими (вначале лишь двумя) кади-аскерами, эта система на уездном уровне замыкалась мусульманскими судьями-кади и их помощниками. Судьи-кади были, прежде всего, судьями, решавшими от имени ислама и по поручению властей все судебные дела, касавшиеся мусульман. Но это была только часть их функций, хотя и основная, важнейшая. Кроме того, кади выступали в функции нотариусов, фиксировавших документы и сделки, а также посредников разрешавших торговые, финансовые и прочие споры, контролеров, следивших за регламентацией доходов и порядком сбора налогов, за установлением цен, за порядком и характером общественных работ и т.п. Словом, в типичных для исламских структур условиях слитности политики и религии, состоявшие на административной службе кади были и духовниками, и чиновниками. В том, что касалось иных, немусульманских слоев населения, аналогичные функции были возложены на руководителей соответствующих религиозных общин-миллетов – греческо-православной, армяно‑григорианской, иудейской, получивших для этого широкие полномочия.

В итоге следует отметить основные принципы, на которых базировалась концепция Османского государства. Важно выделить религиозную составляющую, являющуюся неотъемлемой основой, фундаментом государственности. Отсюда вытекает корень всей правовой системы Османской империи – шариат. Следующая особенность – слабая централизация государственной власти. Показательным в данном случае является наличие миллетов – этническо-религиозных автономий, осуществлявших достаточно независимое от султанской власти самоуправление.

Следующей темой для рассмотрения будут основные принципы и область применения шариата. Шариат ( – надлежащий (правильный) путь, образ действия) – совокупность , - и , охватывающая все стороны жизни , провозглашенных «вечным и неизменным» . Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс её развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммаде) до одной из крупнейших империй VIII-X вв. при династиях Омейядов и Аббасидов. После падения Арабского халифата мусульманское право стало действующим в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам (в том числе в Османской империи).

Согласно исламским традициям, главными источниками шариата являются Коран и Сунна, а все прочие источники не должны им противоречить. Ниже приведём список базовых источников шариата:

В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покорённых в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты).

Таким образом, можно подытожить, что шариат является стержнем исламской религиозно-правовой системы большинства мусульманских стран. Эта система распространилась на территории всех стран, находящихся под влиянием Арабского Халифата, в частности, Османской империи. И сейчас, хоть и, не являясь реально действующим законодательством, он всё же оказывает воздействие на социальную жизнь наследницы Османской империи – Турции.

Производным от шариата источником права были указы и распоряжения халифов – фирманы. В последующем с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть всё возрастающую роль законы – кануны. Фирманы и кануны не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его, прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и регулирующих административно-правовые отношения государственной власти с населением. Правовая система, построенная на законах-канунах, разрешала вопросы непосредственно не отражающиеся в законах шариата, и, фактически, была светским законодательством султана. К первой половине XV в. относятся и первые попытки кодификации османского феодального права в виде сводов законодательных положений (канун-наме) по отдельным провинциям государства. В них обобщались положения по административным, финансовым и уголовным делам, устанавливались принципы налогообложения различных групп податного населения, регулировались вопросы поземельных отношений с учетом практики, сложившейся в данных районах к моменту их включения в Османское государство. С точки зрения мусульманского права подобные кодексы представляли новшество, умалявшее роль шариата. Составлявшие их законоположения базировались в основном на нормах обычного права и регламентах, действовавших до османского завоевания, и потому иногда существенно расходились с шариатскими догмами, которыми обычно руководствовались мусульманские судьи – кади. Позже, в годы правления султана Мехмеда II Фатиха (1451-1481), на их основе были составлены общие канун-наме (Фатих Кануннамеси), ставшие обязательными руководствами при решении государственных дел и в практике шариатских судов. Тексты постановлений первых османских правителей до нас не дошли. Лишь из сочинений летописцев и позднейших записей законоведов известно, что Османом были установлены правила взимания базарных пошлин и объявлен закон о порядке раздачи тимарных владений, а при Орхане, в 1328 г., было принято решение о чекане собственных монет (акче), о введении особой одежды (в частности, белых колпаков) для военных ленников (сипахи; лиц в васальной зависимости), “чтобы можно было видеть различия между ними и простолюдинами (райятами)”, о создании иррегулярного пехотного войска яя и мюселлемов, содержавшихся на жалованье в военное время и распускавшихся по деревням для занятия земледелием по окончании войны. Султан Мурад I, по совету бейлербея Румелии Тимурташ-паши, уточнил порядок наследования тимаров и исполнения их владельцами военно-ленных обязанностей, а также установил закон об отчислении в пользу казны 1/5 стоимости доставляемой турецкими завоевателями из походов военной добычи и в том числе пленных, определив цену каждого пленного-раба в 25 акче. При султане Баязиде I была установлена такса для кади за написание ими свидетельств, прошений и тому подобных документов, а также за исполнение различных судебных обязанностей. Перечисленные и многие другие постановления первых османских султанов, по-видимому, оставались в разрозненном, не систематизированном состоянии, по крайней мере, до второй половины XV в. Первая кодификация их относится к периоду султана Мехмеда II Фатиха, о чем мы можем судить по дошедшим до нас текстам двух законодательных сводов (канун-наме) этого времени. Один из них содержит три части: 1) табель о рангах, 2) основы придворного церемониала и правила назначения сановников и их детей на государственные должности, 3) несколько статей о наказаниях за уголовные проступки, определение содержания сановным лицам и их титулатуру.

После Мехмеда II Фатиха, издателем канун-наме выступил султан Баязид II (1418-1512). В этом сборнике законов расширялись правила религиозных сборов и налогов с тимаров. Султан Сулейман Великолепный (1494-1556), называемый ещё Кануни (Законодатель), установил ещё более сложную систему правил канун-наме: начиная от прав и ответственности воинов тимар-сипахи, заканчивая правилами внешнего вида. Новые законы также издавались для завоёванных стран и регионов. Так, например, в 1520 г. был издан канун-наме Амфиссы (Канун-Наме-и Сална), который регулировал, главным образом, порядок сборов налогов и таможенных пошлин в районах Центральной Греции, находящейся под Османским владычеством. Так, например, в канун-наме Амфиссы говорится: «С неверных, которые достигли зрелого возраста, взимается 25 акче в качестве испендже (земельного налога); с [неверных], состоящих в браке, взимается 6 акче в качестве налога на сено, со вдов кяфиров (т.е. немусульман) взимается испендже в 6 акчe». Или о таможенных пошлинах (бадж) на продовольствие, одежду и прочее: «За продажу невольника или невольницы взимается 4 акче как с продавца, так и с покупателя, что в целом составляет 8 акче» .

Основные этапы в развитии османского законодательства после Мехмеда II историки Турции связывают с именами султанов Сулеймана Кануни (1520-1666), Ахмеда I (1603-1617) и с деятельностью, преимущественно в XVI-XVII вв., многих законоведов (шейх уль-исламов и др.).

Из вышеизложенного можно заключить, что султанские канун-наме были одним из важнейших источников права в Османской империи. Весьма существенным является и то обстоятельство, что дальнейшее развитие османских правовых концепций связано именно с теми, пусть еще недостаточно систематизированными положениями, которые изложены в этих сводах султанских законов.

В 1869-1877 гг. был принят “Маджаллат ал-Ахкам ал-Адлийя” (“Кодекс правовых норм”), который ещё называют Гражданским кодексом Османской империи. После появления кодекса судьи (кади) были обязаны в первую очередь применять ее нормы, а не основывать свои решения на доктринальных толках. Кодекс запрещал толкование вопросов, урегулированных его нормами. Преимущественное внимание в этом кодексе (ещё одно название – Маджалла) уделяется вопросам гражданского и судебного права. Маджалла стала первой серьезной попыткой кодифицировать нормы мусульманского права, значение которых невозможно переоценить, некоторые гражданские кодексы арабских стран до сих пор включают отдельные положения данного источника, например, до настоящего времени в законодательстве Кувейта и др. стран сохраняются отдельные нормы, заимствованные из «Маджаллы». Её действие распространялось на большинство арабских стран, входивших в состав Османской империи (за исключением Египта). Кодекс регулировал вопросы правоспособности, но не затрагивал семейных отношений, которые в соответствии с принципом свободы веры и персонального права последователей многочисленных сект и толков продолжали регулироваться различными традиционными школами мусульманского права. Маджалла действовала в Турции до 1926, в Ливане – до 1931, в Сирии – до 1949, в Иране – до 1953, в Иордании – до 1976 г. В настоящее время ее действие частично сохраняется в Израиле, Кувейте и на Кипре. В Маджалле широко представлены принципы правового регулирования, сформулированных в результате толкования казуальных предписаний мусульманского права и рассматриваемых в качестве исходного пункта для применения конкретных правовых норм. Значительное число данных статей посвящено ответственности за причиненный вред. Сюда вошли такие правила, как «ущерб не устраняется ущербом» (ст. 25), «ущерб не бывает давним» (ст. 7), «больший вред устраняется меньшим» (ст. 27), «вреда избегают по мере возможности» (ст. 31), «взыскание по приобретенному» (ст. 87) и др. Основаниями наступления гражданско-правовой ответственности считаются нарушение условий договора, незаконное завладение чужим имуществом и причинение ущерба чужому имуществу («итлаф»). В «итлаф» мусульманские правоведы включали и неумышленные преступления против личности (убийство; телесные повреждения), ответственность за которые также носила компенсационный характер. Одновременно ответственность за преступления наступала и по уголовному законодательству. Концепция «итлаф» различает прямое и косвенное причинение ущерба чужому имуществу. Во втором случае между квалифицируемым действием и наступлением ущерба обязательно должен быть разрыв в виде другого действия или события. По правилу ст. 92 и 93 Маджаллы бремя ответственности за ущерб возлагается на лицо, действия которого прямо привели к ущербу: причинивший его косвенно несет ответственность только в случае, если его действия были умышленными.

Таким образом, «Кодекс правовых норм» является первым законодательным актом, закрепившим нормы мусульманского права как целостной системы в виде государственного закона. В дальнейшем эти положения были приняты законодательством целого ряда стран Азии и Африки на уровне отраслей или даже отдельных норм.

Следует сделать некоторые выводы из настоящей работы. Во-первых, нужно констатировать тот факт, что особенностью правовых систем, в государствах, господствующей религией в которых стал ислам, является жесткая связь права и государственной системы власти с религией. Даный тип правовых систем кардинальным образом отличается от западного (европейского типа). Исследователи обычно называют клас таких систем традиционно-религиозными. Главными источниками права в этом случае являются священные книги, высказывания пророков (в частности, в исламе – Коран и Сунна), а также правовые традиции и обычаи, присущие данному этносу или региону. Ещё одной характерной чертой мусульманского права, можно назвать широко распространённый принцип авторитета: нормами права становились отдельные решения пророков, исторических личностей, религиозных лидеров, начиная от пророка Мухаммада, и заканчивая отдельными муфтиями (фетвы). Во-вторых, кроме анализа самой сущности права Османской империи, необходимо сделать выводы, исходя из временного ракурса, тоесть трансформации правовой системы с течением времени. Значительные изменения произошли за 7 веков в Малой Азии, начиная от жесткого применения норм шариата в период тюрков-сельджуков, завоевавших Анатолию. Важную роль сыграл Арабский Халифат, который заложил основы мусульманской религиозно-правовой системы. Далее взаимоотношение религиозных норм и султанского права, развивалось в сторону возрастания роли последнего, хотя и не отменявшего никогда законов шариата. Показательными в данном плане являются своды законов, изданные Сулейманом Великолепным (Кануни). И, наконец, важнейшим собитием в истории права Османской империи, стало издание «Кодекса правовых норм» (Маджаллы) в конце 19 в, который ещё более ограничил действие норм религиозного права. Появился принцип, указывающий, в первую очередь использовать нормы, выписанные в Маджалле. В качестве заключения, нужно сказать, что и после исчезновения Османской империи с политической карты мира в 1923 г., тендеции уменьшения роли религиозного права остались неизменными, что, в конце концов, привело к объявлению Турции демократическим и светским государством.


Дописать хоть какую-то литературу по Маджалле

Есть в «Антология мировой правовой мысли. Том 1. Античный мир и Восточные цивилизации / Рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 1999. – 750 с.»

Список использованных источников и литературы

1. Васильев Л.С. История Востока: В 2-х т. Т. 1. –М., 1998.

2. Законоположение об Амфиссе. (пер. Й. Кабрды) // Восточные источники по истории народов юго-восточной и центральной Европы. Т. 1. - М., Институт Востоковедения, 1964.

3. История Востока. В 6 т. Т.2. / Гл. ред. Р.Б. Рыбаков. - М.: Восточная литература, РАН, 1997.

4. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. проф. Крашенинниковой И. А. и проф. Жидкова О. А. - М.: Издательство НОРМА, 2003.

5. Книга законов султана Селима I. (пер. Тверитиновой А. С.) - М., Главная редакция восточной литературы, 1969

6. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА, 2002.

7. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. – Харьков: Консум; Университет внутр. дел, 2000.

8. Сюкияйнен Л.Р. Запад и Восток – тлеющий конфликт // Независимая газета. – <#"#_ftnref1" name="_ftn1" title=""> Сюкияйнен Л.Р. Запад и Восток – тлеющий конфликт // Независимая газета. – <#"#_ftnref2" name="_ftn2" title=""> Fiona Symon. Analysis: The roots of jihad // BBC News. – #"#_ftnref3" name="_ftn3" title=""> Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА - М., 2002. – с. 471 – 473

Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. – Харьков: Консум; Университет внутр. дел, 2000. – с. 650.

Васильев Л.С. История Востока: В 2-х т. Т. 1. –М., 1998. Глава 4, - с. 225-227.

История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. проф. Крашенинниковой И. А. и проф. Жидкова О. А. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - с. 551.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

§ 1. Образование и основные этапы развития Османской империи

В XI в. Сельджукский Румский Султанат потерпел поражение от тюрок и придвинулся к границам Византии, начался процесс тюркизации местного населения: греков, славян, грузин, персов. Правда, у этих народов сохранялись свои религии, в том числе и христианство. В XIII в. Румский султанат полностью распался. На рубеже XIII - XIV вв. бей Осман создал Османский султанат. Османы постепенно потеснили Византию на юго-востоке Малой Азии, затем захватили Балканы. В 1389 г. они разбили сербскую армию на Косовом поле, а в 1396 г. -объединенное ополчение крестоносцев почти всей Европы. В 1453 г. штурмом был взят Константинополь. В 1475 г. вассалом Турецкого султаната стало Крымское ханство, как осколок Золотой орды. В начале XVI в. османы завоевали Иран, Курдистан, Сирию, Аравию, затем Египет и практически всю Северную Африку. Власть потомков арабских халифов в Каире была упразднена, при этом Султан как бы стал преемником халифа в качестве религиозного вождя, хотя фактически османские султаны, не будучи потомками Мухаммада, не имели права считаться главами мусульманской церкви, но фактически они оказались во главе мусульманского мира. Почти все Средиземноморье, Ближний Восток и Закавказье оказались в составе Османской империи.

Государственный строй Османской империи в XV - XVII вв.

Османская империя - типично восточное государство. Для древневосточных государств-деспотий была характерна абсолютная всеохватывающая власть монарха. К. Маркс считал, что верховная собственность порождала верховную абсолютную власть монарха. Гегель из формы власти выводил форму собственности. Так что же первично, что вторично в древневосточных государствах - власть или собственность?

По нашему мнению, здесь нет абсолютного первенства. На Востоке бывает первичной собственность вторичной власть, и наоборот - первичной власть и вторичной собственность, но чаще всего они составляют единство: власть - собственность или собственность - власть, иначе говоря, власть над собственностью и одновременно собственность на власть. Это и есть альтернатива европейской модели соотношения собственности и власти. В целом европейская модель пригодна только для Европы. Большая часть человечества не жила по европейской модели. Европейская модель есть ответвление от общечеловеческой главной линии мирового развития государства. Попытка крестоносцев овладеть Востоком провалилась, в XVI - XVII вв. европейцы, опираясь на мощную судостроительную индустрию, огнестрельное оружие начали новую экспансию в мире. В XVIII - XIX вв. покорив почти весь нехристианский мир, европейцы навязали общественному сознанию и научным разработкам, что оптимальной и самой прогрессивной моделью развития цивилизаций является европейская модель, основанная на преимущественно частной собственности, где государственная власть является вторичной от производственных отношений.

Таким образом, считается, что деспотизм появляется там, где нет частной собственности. Первобытные общинные формы власти (потестас) постепенно перерастают в родоплеменные государственные органы власти. На Востоке вся полнота власти переходит к вождю; общинная демократия, с ее народными собраниями и советами старейшин остаются в нижнем ярусе властных органов, а верхний ярус занимают монархи и их администрация. Таким образом, военно-общинная демократия переросла в родоплеменное государство, которое тоже плавно переросло в абсолютно тоталитарное монархическое государство. В течение многих лет складывается мощная централизованная административная система. Власть-собственность в ней первоначальна. Рынок, частная собственность, социальные прослойки находятся в подчинении власти-собственности.

В Османской империи на основе родоплеменного государства формируется «теократическая военно-административная монархия», основанная на восточной модели владения землей, водой, рудниками и иной недвижимой собственностью. Первоначально по этой модели развивается родоплеменная система власти, постепенно она накладывается на территорию, экономику, охватывает политику, управление, администрацию, вооруженные силы, охрану порядка. Постепенно родовые и племенные органы срослись с военно-территориальными, военно-административными органами, они срастаются и с формами собственности, аренды, наделов за службу. По европейской терминологии и представлениям кажется, что здесь складывается военно-ленная система управления, но османская система владения и пользования землей, водой, иной собственностью, территориальное, военное, административное управление представляют собой совершенно иную систему.

Она устроена по родовому, военно-территориальному принципу. Территориальной единицей страны стал санджак («знамя») - боевое знамя рода, родового подразделения воинов во главе с главой рода санджак-беем. На территории санджака воины сипахи («кавалеристы») получали тимар - условное наследственное владение территорией с правом взимания строго определенной суммы налогов с населения. Тимар - сбор в пользу тимариота не должен превышать суммы, необходимой для содержания семьи, коня и военной экипировки воина. Государство строго следило за этим. Тимар не являлся ни поместьем, ни владением, тимариот не должен был превышать своих прав и полномочий и ущемлять государственных интересов.

В связи с крупными земельными завоеваниями появляются большие пожалования земли - зеаметы . Тимариоты и зеаметы составили основу османского войска. Впоследствии возникли хассы и арпалыки - территории с налоговым иммунитетом. Налог с них полностью поступал к владельцу, строго фиксировался финансовыми органами страны, но никогда не передавался по наследству, оставаясь строго в государственной собственности, и также не допускалось ущемление государственных интересов. Так складывается военно-административная монархия, в основе которой лежала формула власть-собственность. Вся земля принадлежала государству в лице султана, ею распоряжался государственный аппарат.

Вершину государственной пирамиды венчал Султан. Однако в империи не было закона о престолонаследии, все члены следующего поколения потенциально имели право на власть, трон, жестокие династические схватки были неизбежными и часто заканчивались кровавой резней. Учитывая многоженство и гарем, братьев могли быть десятки и все они в таком случае уничтожались, словом, кровь лилась рекой.

Султан был олицетворением всесильной власти над подданными, системы поголовного рабства. Каждый подданный мог в любой момент закончить жизнь на колу. Личность Султана не обожествлялась, но власть его являлась сакральной, жертвенной. При этом он не был представителем Аллаха на Земле, он считался его тенью. Вместе с тем от Султана не требовалось каких-либо выдающихся способностей или харизмы. Он и его личность должны были соответствовать ряду требований:

1.Принадлежность к суннитскому толку в исламе.

2.Только мужского пола, так как по шариату женщина не равна мужчине.


  1. Благообразная наружность без внешних дефектов.

  2. Быть совершеннолетним, не моложе 15 лет.

  3. Психическая и умственная полноценность.

  4. Свободный статус в прошлом и настоящем.

  5. Моральные качества восходят к традиционным нормам: осмотрительность, мудрость, справедливость, величие, ловкость. Но не требовалось, чтобы повелитель правоверных превосходил подданных в познаниях и деяниях.

  6. Облеченная высочайшей властью особа Султана священна и неприкосновенна.

  7. Вся полнота светской и духовной власти сосредоточивалась в руках Султана, правителя мусульман - суннитов.
Султан обладал широкими полномочиями и функциями религиозного и светского главы Османской империи:

1. Открытие общей молитвы в праздники и ежедневно.

2. Чеканка монеты.

3. Поддержание общего порядка в стране.

4. Контроль за исполнением священных законов.

5. Верховное главнокомандование.

6. Ему принадлежит высшая судебная власть.

7. Он обязан подавлять мятежи.

8. Издает законы, которые должны согласоваться с шариатом.

По мере разрастания Османской империи формировалась мощная централизованная система управления.

Султан перепоручал свою власть Везиру, который правил от его имени. Он возглавлял Великий Совет - правительство страны (Диван-и-хумайюн), состоящее из министров - везиров. Правительство в своей деятельности руководствовалось шариатом и Сводом законов Канун-наме.

Центральный аппарат управления состоял из трех основных ведомств (систем) управления: военно-административного, финансового и судебно-религиозного.

Военно-административное ведомство, который возглавлял сам Великий везир, был костяком всей управляющей структуры империи. Страна была разбита на 16 областей - эялетов во главе с бейлярбеями (губернаторами), подчиненными Великому везиру и обладавшими всеми видами власти на территории эялетов. Им подчинялись санджакбеи - военачальники - управители санджаков - уездов, которых было 250. Власть санджакбея была довольной сильной, сверху она контролировался бейлярбеем и регулировалась уездными законами и Канун-наме. Нижним звеном военно-административной власти в империи были тимариоты -держатели земли, отвечавшие за безопасность и экипировку воинов (сипахи), которых необходимо было представить от их тимаров. Тимариоты также наблюдали за порядком на территории тимара.

Финансовое ведомство во главе с везиром-дефтердаром имело специальных чиновников в эйялетах и санджаках. В функции центрального ведомства и его местных чиновников входили: учет ресурсов и доходов казны; определение размеров налогов, податей и других повинностей; контроль за доходами тимаров, хассов и арпалыков. Виды налогов: законные налоги - десятина с мусульман, «харадж» и подушная подать «джизья» с немусульман; закят - налог в пользу бедных со всех имущих. Существовали дополнительные повинности, чрезвычайные и местные.

Судебно-религиозное ведомство в самом общем смысле контролировало образ жизни и поведение населения и каждого мусульманина. Во главе ведомства стоял Шейх-уль-Ислам. В эйялетах (губерниях) это ведомство возглавляли два Кади - судьи. Кади обладали очень широкими судебными, религиозными, финансовыми и административными функциями. Они решали дела, касавшиеся мусульман, кроме того, были нотариусами, посредниками в сделках, разрешали торговые, финансовые и прочие споры, осуществляли контроль за сбором налогов, за ценами, за порядком; были духовниками и чиновниками. В немусульманских областях те же функции исполняли руководители общин.

Расцвет этой государственной системы пришелся на XVI в. в правление Сулеймана I Кануни (Законодателя) или Сулеймана Великолепного (1520 -1566 гг.).

§ 2. Развитие государственности Османской империи во второй половине XVI - начале XX вв. Основные государственные реформы

К середине XVI в. государственный строй и система управления Османской империи переживали определенный кризис. В первую очередь причины кризиса виделись в недостатках тимариотной системы. Тимариоты были составной частью военной, административной, налоговой и полицейской системы. Важными факторами, обусловившими ослабление империи, были раздача государственных земель, уменьшение военной добычи, прекращение приращения территорий.

Первые реформы в Османской империи были практически военными реформами. В XVI в. вместо воинов - сипахов был создан и многократно увеличен корпус янычар («ени чери» - новое войско), находившихся на государственной службе и получавших государственное жалование, что резко увеличило государственные расходы на армию. Кроме того, янычары, будучи султанской гвардией, часто вмешивались в политическую и дворцовую жизнь страны. После этой неудавшейся реформы в средине XVII в. новую реформу провел Великий везир Мехмед Кепрелю. Он вновь укрепил систему тимариотов, изъяв земли хассов и вакуфные земли.

Конец XVIII, XIX и начало XX вв. в Османской империи стали веками крупных государственных реформ.

Первые два тура реформ связаны с деятельностью Султана Селима III (1789 - 1807 гг.) и Махмуда II (1808 - 1839 гг.). Первый тур касался в основном реформы надельной тимарной системы, военной и частично религиозной сфер:


  1. Формирование новой армии по европейскому образцу, создание современной артиллерии, флота и инженерных войск.

  2. Ликвидация янычарского корпуса (1826 г.).

  3. Устранение суфийского ордена Бекташи из политической жизни империи (1826 г. и далее).

  4. Полное упразднение тимарной системы.
Второй тур реформ коснулся центральной администрации, налоговой системы и социальной сфер:

1.Реформа центрального управления по европейскому образцу, создание новых министерств и ведомств.

2. Налоговая реформа.

3. Реформа почты, больниц, системы образования.

Реформы второго тура быстро сошли на нет. Войны Мухаммеда Али Египетского ослабили империю. Среди великих держав Европы встал вопрос о разделе «больного человека» Европы - Османской империи. В 1839 г. Запад взял Османскую империю под «коллективное попечительство». Султан Абдул Меджадид принял его.

Следующий этап реформ 40 - 70 гг. получили название «танзимат» (преобразование, реформа) Более полное название реформ – «Танзимат-и-хайрие» - «благодетельная реформа».

3 ноября 1839 г. был подписан «Гюльханейский хатт-и-шериф» (рескрипт), иногда упрощенно называемый Гюльханейским актом. Хатт-и-шериф предписывал:


  1. Обеспечить всем подданным, представителям всех религий гарантии неприкосновенности жизни, чести и имущества.

  2. Отменить системы откупов и упорядочить налогообложение.

  3. Изменить порядок призыва на военную службу.
В 1856 г. принят еще один рескрипт «Хатт-и-хумайун». Он предусматривал создание в эйялетах и санджаках меджлисов - совещательных органов с участием немусульман; судебную реформу; принятие уголовного и коммерческого кодексов; создание системы светских школ. Реформа встретила жесткое сопротивление мусульманской знати, особенно против уравнения в правах мусульман и немусульман. Вскоре были приняты: Закон о земле; отменена цеховая система организации ремесленного производства в городах; судебная власть была отделена от административной: шаритские суды были потеснены светскими судебными учреждениями.

В 1865 г. в Османской империи возникло движение “новых османов”, которые выступили за создание конституционной монархии. Через девять-десять лет их деятельность принесла определенные плоды. В 1876 г. Султан Абдул-Хамид принял конституцию Османской империи. Она провозгласила права и свободы граждан империи, был создан двухпалатный парламент. Однако, уже в феврале 1878 г. Абдул-Хамид произвел государственный переворот, распустил уже избранный парламент и установил тиранию – «Зюлюм». При этом режиме были закрыты газеты, ужесточена цензура, были закрыты многие новые учебные заведения. Впервые была провозглашена доктрина “панисламизма”, целью которой было приспособления мира ислама к существованию в новых условиях; противопоставить мусульманское единство натиску европейского колониализма. Вместе с тем Абдул-Хамид видел в панисламизме инструмент для укрепления своей власти. Однако его честолюбивые планы вскоре провалились. Страна давно увязла в иностранных долгах и в 1879 г. была объявлена банкротом. Западные державы начали готовить инструментарий для установления над империей своего контроля. В первую очередь инструментом западного управления страной стал финансовый контроль. В 1881 г. было создано Управление Оттоманского долга, а затем и Оттоманский (Османский) банк, главным предназначением которого был контроль западных держав над Османским правительством, бюджетом страны, путем контроля или даже участия иностранных представителей в сборе налогов и расходовании бюджетных средств. Разумеется, как и в других случаях в Европе и в Азии западные правительства, банкиры и предприниматели стремились к разрушению оставшихся на земле империй, чтобы, развалив их, установить контроль и даже захватить отколовшиеся от империй части.

Провал реформ, установление иностранного контроля над страной, вызвали протест как в правящих кругах, так и среди чиновничества, военных и интеллигенции страны. Начали возникать секретные антиправительственные кружки и организации. На смену движению «новых османов» пришло движение «младотурок». В 1889 г. в Стамбуле среди курсантов военно-медицинского училища была создана подпольная ячейка, члены которой поставили цель избавить страну от деспотизма, восстановить конституцию. В Париже Риза-бей создал общество «Иттихад ве Терраки» («Единение и прогресс»). В его программу входили: борьба за свободу, справедливость и равенство всех подданных; сохранение империи на путях реформ; установление конституционного строя; невмешательств иностранцев дела империи.

В 1902 г. состоялся первый, очевидно, учредительный конгресс младотурок. В 1907 г. Второй конгресс младотурок принял Декларацию, призывающую к восстанию против Адул-Хамида. В 1908 г. произошло восстание турецких войск в Македонии. Султан принял их требования. Была создана Палата депутатов, треть мест в которой досталось младотуркам. В 1909 г. Абдул-Хамид попытался произвести контрпереворот, но младотурки своими войсками заняли столицу и, обладая реальной властью, возвели на престол нового султана Мехмеда V . Так совершилась младотурецкая революция.

Младотурки осуществили ряд реформ, сущностью которых было сохранение империи, провозглашена доктрина османизма - удержание нетурецких земель и народов в составе империи. С 1910 г. под лозунгами панисламизма и пантюркизма они начали гонения на неисламские народы.

В 1912 г. младотурок свергли исламские либералы «иттиляфисты» - члены ассоциации «Хюрриет ве иттиляф» («Свобода и согласие»), стоявшие за предоставление другим народам автономии. Используя неудачи Турции в Балканской войне 1912 г., младотурки свергли их. В 1914 г. к власти пришел младотурецкий триумвират: Энвер-паши, Талаат-паша и Джемаль-нами. Они и толкнули Османскую империю в мировую войну на стороне Германии и Тройственного союза. В результате поражения Германии пала и диктатура младотурок в Османской империи, младотурки бежали из страны. Империя агонизировала, окраины стремились отделиться, все более вызревала националистическая идея - сохранить в едином сильном государстве собственно турецкие земли в Малой Азии. Союзники решили, что могут продиктовать Османской империи свои условия мира.30 октября 1918 г. они подписали «Мудросское перемирие», которое предусматривало открытие поливов для иностранного, в том числе и военного, судоходства, демобилизацию армии, сдачу союзникам военных кораблей, установление контроля Антанты над железными дорогами страны, телеграфом и радио, оккупацию армянских эйялетов. Османская империя заканчивала свое многовековое существование.

История законодательства в Османской империи во всех ее деталях еще не исследована и не написана, хотя представляет большой интерес для исследователей мусульманского права. Мусульманское право возникло и развивалось в рамках Арабского халифата. Поскольку Османскую империю можно по праву считать преемницей Арабского халифата и одной из крупнейших мусульманских держав всех времен, то для более полного представления о развитии мусульманского права, необходимо рассмотреть его развитие в Османской империи.

В историографии считается, что в той или иной мере законодательная деятельность имела место при всех османских султанах. Она зафиксирована во множестве указов, постановлений и т.п., которые находились в не систематизированном состоянии до второй половины XV в. Первая кодификация относится к периоду правления султана Мехмеда II Фатиха. Составленный им свод законов содержит три части: 1) табель о рангах; 2) основы придворного церемониала и правила назначения сановников и их детей на государственные должности; 3) несколько статей о наказаниях за уголовные проступки, определение содержания сановным лицам и их титулатуру. Существовал и другой свод законов, составленный при этом же султане. Он значительно отличался от первого по содержанию, структуре и стилю, и состоял из следующих разделов: 1) о наказаниях за прелюбодеяние; 2) о наказаниях за драку и убийство; 3) о налогах и торговых пошлинах; 4) о кочевниках (юрюках); 5) о налогах и пошлинах с немусульман (кяфиров). Дальнейшее развитие правовых концепций в Османской империи связано именно с этими, еще достаточно примитивными положениями, изложенными во втором кодексе Мехмеда II.

Основные этапы в развитии османского законодательства после Мехмеда II историки Турции связывают с именами султанов Селима I (1512-1520 гг.), Сулеймана Кануни (1520-1566 гг.), Ахмеда I (1603-1617 гг.), деятельностью законоведов в XVI-XVII вв. и правовыми реформами периода танзимата.

В Османской империи на протяжении веков существовали две системы права - религиозные законы - шариат и светские, исходившие от имени султана - кануны.

Мусульманско-правовая доктрина допускала введение правовых изменений. Мусульманские юристы считали, что, так как правила поведения по тем вопросам, которые не урегулированы Кораном и сунной, сформулированы людьми и не гарантированы от ошибочных суждений, то они могут заменяться другими суждениями. В трудах средневековых мусульманских законоведов приводились мнения всех юристов, принадлежащих к одному мазхабу. Даже в том случае, если эти мнения были противоречивы, все они признавались действительными. Кадий мог выбирать при решении норму по своему усмотрению. Не практиковалась и прямая отмена устаревших, не соответствовавших потребностям норм. 1

Таким образом, традиционно для турецкого законотворчества было нехарактерно создание единых законодательных конструкций.

Религиозная система права в Османской империи была связана с общими принципами мусульманского права и соответствовала официально принятому в этой стране толкованию ханифитской правовой школы. Отличие этого мазхаба в том, что он более гибко применяется к местным обстоятельствам, стараясь приспособить жесткие рамки шариата к практическим потребностям жизни. При решении конкретных вопросов ханифиты оперировали тремя методами толкования: рай, кияс и истихсан (см. стр. пособия). В то же время это учение таило в себе опасность произвольных действий кадиев. По спорным вопросам издавались фетвы шейх-уль-исламов, которые становились правовым основанием для последующих судебных решений. Так как и фетвы, и действия кадиев должны были соответствовать ханифитскому толку, то в империи ханифитское право имело первенство и вторгалось в те области, где ранее господствовали другие школы суннитского ислама. Кадии и муфтии могли примыкать к любому из суннитских мазхабов, но судить и выносить заключения только согласно ханифитскому толку. 1

Другая система права в Османской империи - светские законы - кануны, исходящие от имени султана. Сосуществование канунов и шариата - специфическая особенность османского государства. Кануны, замысленные первоначально как неофициальные - только для сведения султана, позже стали обязательными при решении государственных проблем и в практике кадийских судов. Причем во многих случаях султанские постановления существенно отличались от шариатских догм.

Причины возникновения в Османской империи такой системы права как кануны следующие. Во-первых, к XV-XVI вв. османское государство в результате завоевательных походов достигло максимального расширения своих границ. Стала проявляться тенденция превращения османских султанов в абсолютных монархов, власть которых не была ограничена никакими корректирующими институтами. В своем стремлении расширить масштабы власти султаны стали опираться на тюрко-монгольскую и византийскую модели политической организации, исходившие из примата светского начала. Выражением этого и явилось издание при султане Мехмеде II первых канун-наме. Султан в своих действиях опирался на божественное предначертание, отраженное в нормах шариата и на свой государственный ум. Первое определяло порядок материального и духовного мира, а второе позволяло поддержать этот порядок. Султан посредством своей абсолютной власти должен был определить место каждого человека в обществе, обеспечивать социальный порядок, безопасность людей. Это достигалось с помощью канунов, которые в отличие от норм шариата, носили временный характер и действовали только в течение правления одного султана. Кроме того, шариат и канун, по мусульманским воззрениям, никогда не стояли на одном уровне. Предназначение шариата - вести верующих к совершенству при жизни, и счастью - после смерти. Канун имел более низкий статус, был направлен только на установление порядка в государстве и ограждение граждан от насилия. Кануны никогда не отменяли, а лишь дополняли религиозные законы.

Такая система носит название мазалим и принята сегодня во всех мусульманских государствах. Османская особенность состояла лишь в более полном включении кадия в систему управления и более частого использования канунов в государственном управлении. 1

Для того, чтобы иметь более полное представление о канунах XV-XVI вв., рассмотрим Книгу законов султана Селима I - один из авторитетных сборников законов этого периода.

Книга законов султана Селима I не разделена на какие-то структурные единицы, но определенная система есть. Первые положения закона содержат уголовно-правовые нормы. Их немного, говорится о наказаниях развратников и развратниц, о кровной мести, убийстве и воровстве. Большая часть закона посвящена налогообложению. Примечательно, что в уголовно-правовых нормах говорится о смертной казни только в случае злостного воровства, очень мало - о членовредительных наказаниях. За большую часть преступлений предусмотрен штраф, даже если это не соответствует установлениям шариата. Например, в случае совершения прелюбодеяния Коран говорит только об одном наказании – «битье сотней ударов» публично. В соответствии с установлениями адата в мусульманских государствах прелюбодеев традиционно били камнями. Книга законов султана Селима I предусматривала штраф, размер которого варьировал в зависимости от социального положения виновного. Богатый и женатый платил больше, чем бедный и холостой; раб за совершение любого преступления платил меньше свободного мусульманина, иноверец - больше. Наказанием за убийство являлась узаконенная кровная месть, если же мстить было некому или по какой-либо другой причине месть не свершилась, также выплачивался штраф. Смертная казнь упоминается в этом законе только один раз, она предусмотрена за совершение кражи с проникновением в дом или неоднократно: «Того, кто украл пленного, увел раба, рабыню или мальчика, кто проник в лавку, забрался в дом и неоднократно уличен в краже, - пусть повесят».

За малозначительные кражи также предусматривался штраф, несмотря на то, что Коран весьма строг по отношению к ворам и за любую кражу предписывает отрубать руки.

Отличительной чертой данного закона является его необыкновенная для мусульманского общества начала XVI в. гуманность. Однако, не стоит думать, что в этот период в Османской империи совершалось меньше казней, чем в какой-либо другой. Во-первых, кануны действовали только в период правления султана, который их принял, а значит этот закон просуществовал как действующий только 8 лет (годы правления Селима I: 1512-1520), и, во-вторых, шариат по отношению к кануну всегда имел главенствующее положение и решения принимались большей частью на его основе. А кануны лишь дополняли его. Кадии же могли принимать решения как на основе шариата, так и на основе канунов. Например, к иноверцам чаще применялись более светские положения канунов, нежели шариат. 1

В целом уголовные законы Османской империи были одной из отраслей права, наиболее свободных от норм шариата. Большая часть жизненно необходимых уголовно-правовых норм не была упомянута в Коране и сунне, поэтому недостающие разрабатывались законоведами с помощью толкования, в основном в султанских канунах.

Как отмечает У. Хейд большая работа в данном направлении была проделана в XVI в. при султане Сулеймане I. Свод уголовных законов был усовершенствован, систематизирован, пополнился новыми статьями, содержащими элементы правовой культуры покоренных народов. 1

На период правления этого султана пришелся пик активности издания канунов, по этой причине Сулеймана I и прозвали Кануни - Законодатель. При нем был составлен Общий Свод Законов Османской империи. В общих чертах этот законодательный свод представляет из себя следующее. Он состоит из трех глав, каждая из которых включает в себя ряд разделов.