Русины закарпатья. Забытая трагедия карпатских русин

Русины - народ, живущий на западной Украине, в Чехии, восточной Словакии, Венгрии, Сербской Воеводине, юго-восточной Польше, Венгрии и северо-западной Румынии.

Правда ли, что они не считают себя украинцами?

Кто они?

Правда ли, что россиянину легче понять русина, чем русину украинца?

Почему русинов называют «сепаратистами» и чего они хотят на самом деле?

Какое влияние оказывает русинская диаспора США на американскую политику в отношении Украины?

И что такое русинская кухня?

На эти и другие вопросы в программе Аркадия Бейненсона «Мир - наш» радио МедиаМетрикс ответил Петр Гецко, один из лидеров сетевой Русинской общины:

Справка


Руси́ны (русин. Русини, укр. Русини, словацк. Rusíni, польск. Rusini, серб. Русини, Rusini) - группа восточнославянского населения Карпат, проживающая в основном в Закарпатской области Украины и на востоке Словакии.

В энциклопедических изданиях русинов относят как к украинцам, так и к отдельной от украинцев этнической группе. Часть самих русинов и русинских организации считают себя отдельным народом, часть - украинцами. В СССР рассматривались (а на Украине продолжают официально рассматриваться) как этнографическая группа украинцев.

РАССЕЛЕНИЕ, ПОДГРУППЫ И ЧИСЛЕННОСТЬ


Этническая территория карпатских русинов

Русины населяют Закарпатскую область Украины, Восточную Словакию (северо-восток Прешовского края; некоторая их часть проживает в странах, куда они переселились на протяжении последних нескольких столетий - Венгрии, Сербии (в Воеводине, где их язык признан одним из официальных языков края), Хорватии, США, Канаде, Австралии, России. Помимо самоназваний «русины», «русские», «руськие» и «руснаки», другими народами русины также называются как угрорусины, угрорусы, карпатороссы, рутены.

Всеукраинская перепись населения 2001 года зарегистрировала 10 183 русина, перепись 2002 года в Польше - 62 русина, перепись 2002 года в Воеводине - 15 626 русинов, перепись 2001 года в Венгрии - 2 079 человек.

Русины известны так же под именами: руснаки, руськие, угрорусины, угрорусы, карпатороссы, рутены, русины, русские. На заре становления государственности восточных славян - Киевской Руси, земли русин населяли славяне: белые хорваты, а черные хорваты населяли Чехию и южную Польшу. Земля русин с тех времён называется Закарпатская Русь. В составе Чехословакии её называли Подкарпатская Русь, а в составе Венгрии называлась Русская Крайна. В X-XI веках Закарпатская Русь входила в состав Киевской Руси и с той поры восточные славяне Закарпатья сохраняют свой этноним «русины», несмотря на перипетии истории. Австровенгерские власти использовали латинизированный этноним: «рутены» производное от «русины». На протяжении XI-XIII веков венгерские феодалы поэтапно захватывали земли русин за «засечной линией» - государственной границей, постепенно продвигая её по Закарпатью к подножью гор. Юридическое включение Закарпатской Руси в состав Венгерского королевства произошло в XIII-XIV веках. Грамоты зафиксировали обширную категорию восточнославянских названий поселений, говорящих о проживании там в рассматриваемое время восточных славян. А Киевская Русь, ослабленная сепаратизмом местных властей - княжеской междоусобицей, пала под ударами татаро-монгольского нашествия. В результате этих событий Закарпатская Русь до начала XX века входила в состав Венгерского королевства.

Земли современной Белоруссии и бо́льшая часть земель современной Украины вошли в состав нового центра собирания Земли Русской - Великого Княжества Литовского. Червоная Русь вошла в состав Польского королевства. Северо-восток Руси (Владимиро-Суздальская Русь) оказалась под властью Золотой Орды, и только на севере Господин Великий Новгород - «республика» народного веча сохранила независимость (эту землю скандинавы называли «страной городов» - Гардарикой).

В дальнейшем Великое Княжество Литовское объединилось с Королевством Польским в двуединую федерацию - Речь Посполитую («Общее Дело») Обоих Народов. Позднее южная часть Великого Княжества Литовского была передана под управление Польши, а земли будущей Белоруссии вместе с собственно литовскими землями остались под управлением Вильны, что и послужило толчком к разделению западнорусских земель и обособлению белорусского и украинского народов.

Православная Церковь Закарпатской Руси вынужденно вступила в унию с Римом, образовав униатскую греко-католическую церковь после оформления 24 апреля 1646 года Ужгородской унии. С того момента принадлежность к униатству стало этническим сигналом принадлежности к славянскому этносу русин. Как и раньше, русины подвергались ассимиляции. В результате ассимиляции русин и утраты ими русиноязычия, униаты появились среди румын, венгров и словаков. Этническая территория русин постепенно сокращалась и к середине XIX века она немного превышала 50 тысяч кв. км.

В 1910 году доля в многонациональном Венгерском королевстве русиноязычного населения сократилось до 2,6 % в результате ассимиляции русин, а доля униатов с 5,4 % снизилась незначительно до 5,2 %. Потомки русинов, утрачивая язык, старались сохранить принадлежность к униатству. В 1910 году численность русин была такова: униатов 472 тысячи, католиков 3 тысячи, а православных сохранилось только 7 тысяч. Принятие униатства повидимому защитило русинов от более быстрых темпов ассимиляции. Численность униатов у других этносов региона в результате ассимиляции русин в 1910 году стала таковой: венгероязычные униаты 247 тысяч, румыноязычные униаты 121 тысяча, а словакоязычные составили 102 тысячи. Во взаимоотношениях русин со словаками скорее шёл процесс не ассимиляции, а процесс консолидации славян Венгрии, языки которых очень схожие. Образовался переходный субэтнос словако-рутены по вере греко-католики, а по языку переходный диалект словацкого языка. Численность словако-рутенов в 1830 году была 12 тысяч, а к 1910 достигла уже 110 тысяч человек. В результате ассимиляторской политики австровенгерских властей в Закарпатской Руси шёл интенсивный процесс сокращения числа русиноязычных деревень, аналогичный таким же процессам в Германии, сокращения числа славяноязычных деревень у лужичан в Полабской Сербии и поморян-кашубов в Поморянии (Померании). В 1810 году в Закарпатье было 776 русиноязычных деревень, в 1830-756, а в 1880 их уже осталось 517. Несмотря на ассимиляцию русин и их эмиграцию за океан, падения доли русин в населении края, их численность всё-таки увеличивалась. В 1810 году русин-униатов было 430 тысяч, в 1910 русин было 482 тысячи, в 1930 их число достигло 570 тыс., а в 1979 - 978 тыс. человек. На территории Словакии численность русин уменьшилась, в 1810 году их было 153 тыс., в 1900 - 83 тыс., а в 1980 их осталось 47 тысяч. В Румынии сейчас осталось 32 тысячи человек русиноязычного населения, которое сосредоточено в основном на реке Русковой. В Венгрии русинский язык вышел из употребления. В Румынии живут также украинцы в Буковине и Липоване - русские в дельте Дуная и городе Тульча. В Кошице в Словакии русины проводят национальные собрания. Венгерские феодалы приглашали в Закарпатскую Русь на поселение украинцев из польской Галиции, по-видимому, в связи с существованием контактов с Галицией можно рассматривать русин, как субэтнос украинской нации, которые смогли сохранить древний этноним - русские - русины. По площади Закарпатская область Украины составляет 12,8 тыс. км², в 1979 году там проживало 978 тыс. русин.

В СЛОВАКИИ

На востоке в сёлах преобладают русины, на западе же встречаются лишь отдельные русинские деревни. Крайними западными точками считаются деревни Литманова и Остурня (49°20′00″ с. ш. 20°14′00″ в. д.) у Старой Любовни.

Перепись 2001 в Словакии зафиксировала 24 201 русина. Наиболее высокая концентрация русинского и украинского (по выбранным во время переписи национальностям) населения наблюдается в районах Медзилаборце и Свидник. Русинское население Словакии сосредоточено главным образом в деревнях в горных массивах Спишска Магура, Левочске Врхи, Чергов, Низкие Бескиды, Сланске Врхи, Вигорлат, Буковске Врхи.

Данные переписи 2001 года в Словакии, русинское и украинское население в процентах

Район %

Район Медзилаборце 45,4

Район Свидник 13,0

Район Снина 11,6

Район Стропков 6,1

Район Гуменне 5,0

Район Бардейов 4,2

Район Стара Любовня 4,5

Район Прешов 1,4

В среде карпатских русинов происходят сильные процессы ассимиляции. Более точную картину прошлого состояния заселения края русинами может дать процентное соотношение православных и грекокатоликов:

Данные переписи 2001 года в Словакии, православное и грекокатолическое население в процентах

Район Медзилаборце 84,5

Район Свидник 56,3

Район Стропков 48,3

Район Собранце 43,9

Район Снина 43,2

Район Стара Любовня 33,0

Район Михаловце 25,6

Район Бардейов 24,5

Район Вранов-над-Топлёу 24,4

Район Требишов 24,2

Район Гуменне 21,2

Район Сабинов 11,3

Район Гелница 10,6

Район Прешов 8,8

ЭТНОНИМ И ИДЕНТИЧНОСТЬ


Российская карта Европы 1907 года, на которой украинцы называются: «малоруссы или русины».


Польская карта Европы 1927 года, на которой украинцы называются: «Rusini»-«русины».

Русины - потомки древнерусской народности, из которой, как указывала советская историография, выделились русские, украинцы и белорусы. Русин - самоназвание населения Древней Руси. Как этноним слово русин - производное от слова Русь

В письменных источниках впервые встречается в Повести временных лет и употребляется наряду с руський, людий руских - так именуются русские люди, относящиеся к Руси; встречается также в договорах Олега с греками 911 года (упоминается 7 раз) и Игоря 945 года (упоминается 6 раз), договорах Смоленска с немцами, и позже употребляется как этноним в Галицко-Волынском княжестве, Великом Литовском княжестве, название русских людей в польских текстах XIII-XX веках. Так же этот этноним употреблялся и в Русском царстве.

К середине XIX в. этноним «русин» оставался широко распространённым в качестве самоназвания населения Карпатской Руси (Галичина, Буковина, Угорская Русь), чьи земли находились под владением Австро-Венгрии, а также населения севера Бессарабии и Холмщины.

До начала XIX века проблема национальной идентификации не поднималась, и населению края грозила полная утрата самостоятельности - в местах проживания русинов проводилась агрессивная полонизация и мадьяризация. Но в 1848 году, во время венгерской революции, произошёл подъём национального самосознания в среде подкарпатской интеллигенции, началось распространение «русофильских» настроений в обществе. «Будители» заявляли о том, что русины это тот же народ, что и население Малороссии, а следовательно часть единого русского народа.

Австро-венгерские власти, обеспокоенные венгерскими и польскими антиправительственными выступлениями, решили заручиться поддержкой русинов и оказывали поддержку их самоорганизации. Но австрийцы видели опасность в возрождении общерусского национального сознания, и за русинами был официально закреплён термин «Ruthenen» (рутены), в отличие от «Russen» - русских (российских подданных). Губернатор Галиции граф Стадион фон Вартгаузен заявил русинам, что они должны отречься от национального единства с остальной Русью и развивать свою культуру как самостоятельную.

Сами русины называли себя в единственном числе русин, а во множественном числе - русскими (с орфографическими вариантами - руськими, рускими), веру свою - русскою, свой народ и язык - русскими. В свою очередь русины подразделялись на ряд этнокультурных групп: бойки, лемки, подоляне, гуцулы, покутяне, верховинцы, долиняне и другие. Второй этноним населения Карпатской Руси - руснак. Население Карпатской Руси издавна проживало в соседстве с католиками-поляками. Само слово «руснак» возникло как противопоставление этнониму «поляк».

В 1860-х гг. в Галичине произошёл раскол национального движения на «русофилов» и «украинофилов». Вначале разногласия были незначительными, и не носили системного характера. Русофилы продолжали отстаивать идею единства русинов с остальным русским народом, пользовались «язычием», а позже - литературным русским языком, а украинофилы выступали за создание / принятие украинского литературного языка на народной основе, то есть «принять наш письменный язык с Украины» (в то время входившей в Российскую империю). Но впоследствии два эти направления превратились во враждующие лагеря. В конце XIX века австрийское правительство поддержало украинофилов, а против русского движения была развязана борьба. Русофилы подвергались судебному преследованию, начало чему положил «Процесс Ольги Грабарь», их организации, школы и типографии закрывали, а самих сажали в тюрьмы и высылали из страны.

В мае 1910 года австрийские власти закрыли все русинские организации Буковины, а также русские бурсы (общежития для учащейся молодёжи) в Черновцах и Серете. Имущество организаций было конфисковано. Причиной запрещения деятельности русских организаций были голословные обвинения в шпионаже и государственной измене.

Во время Первой мировой войны многие (не менее 20 тысяч) русины были заключены австрийскими властями в концентрационные лагеря Талергоф и Терезин.

После распада Австро-Венгрии и появления возможности легализовать русское движение в декабре 1918 во Львове был создан Русский исполнительный комитет, который стоял на антибольшевистских позициях и способствовал созданию военного подразделения из русских галичан в составе деникинской Добровольческой армии.

Значительная часть населения Буковинской Верховины во время румынской переписи населения 1930 года выбрало этноним гуцул, а не украинец или русин. После территориального раздела 1940 года на территории Румынии оказалась значительная часть гуцулов, составляющих сейчас по разным оценкам около трети или чуть более всего украинского населения Южной Буковины. Контакты между обеими группами были существенно затруднены в силу различных причин. Вследствие чего украинцы, проживающие в высокогорных и труднодоступных районах, в значительной мере вообще были исключены из общеукраинского контекста.

КАРПАТСКИЕ РУСИНЫ

Перепись 2001 года в Словакии показала довольно сложную картину принятия разных идентичностей среди в прошлом однородного русинского населения: 24 201 гражданин Словакии считал себя русином (в том числе 1178 с родным языком словацким и 83 - с родным языком украинским), 10 814 - украинцами (из них 2996 - с родным языком русинским), 28 885 - словаки с родным языком русинским, 1342 - словаки с родным языком украинским.

Исходя из этого некоторые русинские организации Словакии провели в 2001 году сбор подписей за объединение в бюллетенях переписи населения граф «русин» и «украинец» в одну графу, но это предложение было отклонено. В настоящее время процесс ассимиляции словацких русинов идёт быстрыми темпами, причиной является отток населения в благополучную западную Словакию из-за высокого уровня безработицы в русинских районах (которая может доходить в некоторых местах до 80 %).

Печальным «рекордом» является деревня Прикра у Свидника, где осталось всего 5 жителей и которая стала, таким образом, самым маленьким населённым пунктом Словакии.

До 1918 года в отношении коренного населения Галичины, Буковины и Карпатского региона редко употреблялся этноним «украинец, украинский», хотя существовало много различных названий. После 40-летней украинизации украинское самосознание приобрела только часть русинских жителей восточной Словакии.На сегодняшний день исконный русинский этнос разделился на две составляющие, вместо одной - существуют две национальности, с одинаковым происхождением и прошлым, так как при переписи населения в 1991 г. к русинам причислили себя 16937 человек, а к украинцам 13847 по происхождению русинов.

НЕОДНОРОДНОСТЬ РУСИНСТВА

Русинское политическое движение в силу исторических и экономических причин изначально неоднородно. Ныне можно вести речь как минимум о четырёх:

Прословацкое течение, исходящее из того, что русины являются особым восточнославянским народом наравне с русскими, украинцами, белорусами и имеют независимую от Украины историческую и политическую традицию Подкарпатской Руси. В частности, оно ориентируется на положительный опыт автономии Закарпатья в составе Чехословакии в 1920-1938 годах. Словакия поддерживает русинское движение, признавая русинов на входящей в её состав части Закарпатья национальным меньшинством, содействует его развитию на государственном уровне. Многочисленная зарубежная (американская и западноевропейская) русинская диаспора находится, в основном, на этих позициях. Активным деятелем этого движения является канадский учёный Пол Ро́берт Маго́чий - исследователь истории Украины и Подкарпатской Руси, этнических групп современной Канады (словак по матери).

Мадьярофильское (провенгерское) течение, пропагандирующее концепцию происхождения русинов в результате славянизации венгров. В соответствии с этой версией венгры обрели в Закарпатье новую Родину.

Пророссийское течение, имеющее сходную теоретическую базу с прословацким, но ориентированное на более тесные связи с Россией по примеру ПМР и др. Оно вобрало в себя много русофильских элементов XIX века как осознание своей принадлежности к единому русскому народу «от Карпат до Камчатки».

Проукраинское течение, признающее русинов этнической группой в составе украинской нации, но отстаивающее необходимость более выраженного сохранения русинской культуры, наречия, самобытности. Это течение активно сотрудничает с украинскими организациями и государственными структурами. Представители этого течения рассматривают слово «русины» как старинное, первоначальное самоназвание украинцев.

Все противники русинов хором обвиняют их в том, что инициатором русинского национального возрождения является Москва. Но мало кто из них хочет знать настоящую правду: в России сегодня мало интересна судьба этого удивительного народа.

Когда-то давно жили на южных склонах Карпат славяне, которые поддерживали у себя древнерусские традиции. Попав в окружение народов, которые исповедовали разные религии и говорили на разных языках, они стремились сохранить всё то, что считали признаком Руси(нства) - византийский обряд и православную веру, славянский язык и культуру.

Жили русины себе, никого не трогали, пока потомок московского (!) рода Черкасских Александр Духнович не выдвинул теорию, что русины ближе по своей ментальности и духовности к русским Российской империи, чем к полякам, австрийцам, словакам или венграм. В тот же момент, как назло, часть малороссов, живших в географической области Украина, объявили себя отдельным народом. Они смело отказывались от русскости и начали писать по этому поводу много статей и стихов. Духнович, как истинный предводитель своего народа, целенаправленно исключил влияние украинофильских идей из русинской идеологии, так как считал, что новые украинцы используют чужие идеи в своем «украинстве». Чтобы противостоять этому влиянию, а также ассимиляции русинов среди венгров и словаков, Духнович, вместе со своими единомышленниками, приходит к выводу, что использование русского языка как литературного будет гарантией для русинов от пагубного влияние народов, проживающих возле.

Род Александра Духновича имел российское происхождение, его предок по мужской линии происходил из Москвы и имел фамилию Черкасский

Под действием идей первых русинских будителей в Подкарпатской Руси развиваются русофильские взгляды, где всех восточных славян считали одним русским народом. Но украинские мигранты (куда же без них), совместно с властями Австро-Венгрии, решили задавить у русинов любовь к России, как гаранта их (русинов) идентичности. Всех «любителей» России всячески преследовали и репрессировали.

Особенно раздражало австро-венгерские власти переход русинов из греко-католичества в православие, что для врагов русинов стало синонимом предательства, а для русинов - возвращение к истинной вере предков.

Русофильство с новой силой распространилось между двумя мировыми войнами. И не только в Карпатах. Русинские общины в Сербии, США, Канаде, Словакии так прониклись русофильской идеологией, что многие представители русинских организаций стали ощущать себя собственно этническими русскими, а русинство оставлять на втором плане (что нельзя, разумеется, считать позитивным для русинов примером, но для современных русских это должно вызвать гордость привлекательности русской идентичности того времени). Русский язык русины стали использовать как родной. Даже власти Чехословакии, в момент вхождения туда русинской автономии, считали русинов русскими (что видно из переписей населения).

После Второй мировой войны ситуация изменилась. Джугашвили - Сталин объявил русинов украинцами, а Подкарпатскую Русь в качестве Закарпатской области присоединил к Украинской ССР. Любовь русинов к России «советских русских» не интересовала. Особенно ярых русофилов советская власть посылала «любить Россию» в ГУЛАГи. Нерусская Россия (СССР) русских русинов боялась. Русофильство, основанное на русской духовной культуре, было чуждо строителям коммунизма. Срочным образом русинам делали новые паспорта с новой национальностью - украинец, а в школы стали присылать учительниц-украинок, которые учили детей «правильному языку».


Цвета флага русинов напоминает украинским националистам флаг России

Вот так и жили русины более сорока лет, без права на собственное имя и культуру, пока с конца 80-х русины снова не заявили о себе как об отдельном народе. И, о чудо, опять стали русофильствовать. Эта преданность к общерусской идеи и православной Цивилизации, привитая А. Духновичем и другими будителями, стала очень раздражать власти уже независимой Украины. И не удивительно, в момент расцвета украинского национализма, группа русинов мозолила глаза официальному Киеву. И она решила с этой проблемой что-то делать. Лучшего ничего не придумали, как провести в 1996 году насильственную культурную ассимиляцию русинов в украинской этнической среде. Для этого даже приняли особый План по «решению проблемы русинов-украинцев». Этот План, мягко сказать, провалился. А вот этих «русинов-украинцев» (русинов, которые считают себя украинцами) государство стало активно поддерживать, и не только внутри страны. В Польше, Словакии, Румынии, Сербии и в других странах, где русины проживают как национальные меньшинства, были созданы параллельные организации для развития украинской идеи. Русинов-русинов (русинов, считающих себя собственно русинами) не поддерживает никто. Даже не имея возможности развиваться в полном объеме, русинское движение приобретает новых сторонников и снова признается в любви к России, пока что в одностороннем порядке…

Россия официальная

Многие русины сегодня с сожалением говорят, что Россия на современном этапе в национальном вопросе унаследовала политику Советского Союза. «Дружба народов» выдавливает, по их мнению, русскость. И это не так уж далеко от правды. Любой человек, открыто заявивший о своей русской идентичности, обществом часто воспринимается как националист (в плохом смысле этого слова). Тема национальности в России табу. Быть открыто русским там - некультурно! Прячась за словами многонационального государства, уже сегодня многие политики выдвигают идеи об искусственном формировании в России «российской нации», но народ, к удивлению этих властей, активно сопротивляется «россиянизации». Поэтому русинам не стоит сильно обижаться на властные круги Российской Федерации. Когда Россия не может обеспечить развитие русского народа внутри страны, о каких русинах может идти речь? Русофильство русинов (как и в советские годы) воспринимается властью негативно и странно. Но, несмотря на свою слабую заинтересованность русинским вопросом, во время Всероссийских переписей населения в 2002 и 2010 годах, русинов выделили в качестве отдельной национальности. Это дает право говорить, что Россия признает русинский народ. Как признают его и другие государства, где русины проживают в качестве национального меньшинства. Естественно, кроме Украины.

Русинские активисты с грустью заявляют, что Россия, имея такой русофильский «подарок» в центре Европы, не хочет взять русинов под свое покровительство. Объяснений этому масса. Не желая портить отношения с официальным Киевом, Москва эту тему старается просто не трогать. Может быть это действительно правильно, с точки зрения глобальной политики. Но вот только в памяти всплывают многочисленные заявления украинских высокопоставленных политиков и чиновников, которые неоднократно делали заявления по поводу принадлежности к украинскому народу жителей Кубани, Воронежской области и некоторых других областей. Хотя население этих территорий себя украинцами даже не считает. А русины считают себя русинами. Как они говорят, самыми первыми русскими.

Уж кто действительно активно и с радостью поддерживает русинское движение, так это русские национальные и православные организации. Легко почувствовав русофильство русинов, они активно начали информационно поддерживать все русинские проекты и начинания. Но и тут есть проблемы. Настойчивое и часто навязчивое отождествление русинов как русских (великороссов) вызывает отторжение среди русинского движения. И их можно понять. Борьба за национальные права больно ударила по русинскому самосознанию, поэтому грубо влезать в русинскую самоидентификацию неправильно.

В сухом остатке

Смотря на историю русинов можно констатировать, что оно формировалась на русофильских идеях, которые помогали русинам сохранять свою идентичность. Это могло быть интересно российским властям по разным причинам, но они практически не интересуются русинским движением. Русинское движение смотрят на Россию, как на государство, сохраняющее традиции Древней Руси. Русины верят, что решив идеологические противоречия внутри страны, Россия вспомнит о своей русскости, а значит и о своих братьях по языку, культуре, истории и вере.

Западные области Украины Галиция и Волынь воспринимаются как застрельщики Майдана, политики украинизации и проводники бандеровщины. Но это не касается Закарпатья, которое лидер ЛДПР Жириновский в своем недавнем письме "отдал" Венгрии. Владимиру Вольфовичу следовало бы узнать, что население области — русины — поддерживает идеи русского мира.

Закарпатье в составе Украины — это Закарпатская область (русины — 800 тысяч человек, венгры — 140 тысяч и румыны — 40 тысяч), которая от остальной части Украины отделена Карпатами и за влияние в которой в силу исторических причин борются, помимо Венгрии и Румынии, Польша и Словакия.

Закарпатье — это часть исторической Галиции, которая согласно Версальским соглашениям по итогам Первой мировой войны была определена как "территория русинов к югу от Карпат". Эта формулировка в договоре закрепила за русинами статус народа с правом на самоопределение. У русинов есть опыт государственности. А в 1938 году было провозглашено даже государство — Республика Подкарпатская Русь, которую признали 52 страны.

Тем не менее, во всех проведенных с 1991 года (после получения Украиной независимости) в переписях населения запрещалось записывать русинов как отдельную национальность. Почему? Потому что русины всегда были неудобны центральной власти своим давними симпатиями по отношению к России, тем, что всячески противились влиянию бандеровцев и являются православными Московского патриархата. Если посмотреть на результаты любых украинских выборов, то в русинском Закарпатье всегда побеждали восточные, пророссийские политики, область высказалась против евроинтеграции.

Кроме того, ставка делается на союз с Россией и в будущем — с Таможенным cоюзом. В интернете можно найти регулярные, еженедельные соцопросы по этому поводу, проводимые Сетевым Русинским Движением, где четко просматривается позиция закарпатцев — от 70 до 80 процентов против евроассоциации Украины.

Многие общественные организации русинов требуют от новых властей Украины юридического оформления результатов референдума от 1 декабря 1991 года, а именно: признания русинов народом и предоставления автономии. Однако новые бандеровские власти, недавно обнаружившие в составе Украины только четыре коренных народа (украинцы, крымские татары, караимы, крымчаки), далеки от выполнения законных требований. Наоборот, развязана истерия с угрозами в адрес координатора СРД Петро Гецко. В Cети появилась информация, что против него открыто уголовное дело.

Обстановка накаляется не только из-за возможного потенциального конфликта между русинами и галичанами, но и в связи с ростом противостояния между Венгрией и Румынией, которые борются за Трансильванию. Проживающие там венгры проводят манифестации за выход из состава Румынии и вхождение в состав Венгрии. В самом Закарпатье Будапешт ведет активную политику паспортизации этнических венгров. Закарпатье стало потенциально взрывоопасным районом в самом сердце Европы.

"После Майдана для нас выхода нет", — сказал Петро Гецко Рой ТВ .

"Галичан мы однозначно воспринимаем как врагов, кроме высокого забора нас ничего не может помирить, — сказал активист. — Наше желание называть себя русинами вошло на Украине в статус сепаратизма, за это полагается статья. В 2008 году мы сделали региональными языками русинский, русский, венгерский. Но с этой властью ничего хорошего не будет. Они считают нас москалями, потому что русинство разбивает миф об украинцах с Галичины". Петро Гецко рассказал, что после начала Майдана "мы перекрыли перевалы, но бандеровцы зашли к нам через местную власть. Облсовет был ими захвачен, и они признали решения Рады. У них бандеровская милиция, бандеровская СБУ и бандеровец Балога (губернатор Закарпатской области). Любые попытки им противостоять заканчивались плачевно".

Русины Закарпатья не одно столетие отстаивают свое право на самоопределение. Всю свою историю они сторонились политики, но всегда оказывались её заложниками, сохраняя при этом свой язык, традиции и веру.

Четвертые славяне

Русины - один из древнейших восточнославянских народов. Сами себя они с горькой иронией называют курдами Европы - у них никогда не было своего независимого государства. Уже во втором веке нашей эры предки русинов обосновались в области Карпат. Существует несколько версий происхождения этого народа. Разные историки возводят их к черным, белым хорватам, уличам и тиверцам.
Вся история русинов - это борьба за сохранение своей национальной идентичности в сложнейших условиях. С VI века земли русинов были во власти аваров, с VII века - испытывали сильное влияние первого западнославянского государства Великой Моравии, с 903 года началось венгерское, а затем австровенгерское владычество, продолжавшееся больше 1000 лет - до окончания Первой мировой войны, в которую происходил настоящий геноцид этого народа.

С середины XIX века шла активная принудительная ассимиляция русинов, количество русинских деревень в период с 1810 по 1880 годы сократилось вдвое. В советское время слово "русины" было практически исключено из оборота. Как только ни называли этот народ - и закапатскими украинцами, и словаками. Тем не менее, несмотря на все враждебные для сохранения своей этнической идентичности условия, русинам удалось сохранить и свой язык, и свои традиции.

Численность

Парадокс, но украинские власти до сих пор не признают русинов как отдельный этнос. Это выглядит тем удивительнее, что весь остальной мир официально это сделал ещё в 1998 году, когда русины вошли в ОНН (Организация непредставленных народов).

По данным этой организации в мире всего насчитывается 1, 6 миллиона русинов, при этом почти половина из них (около 720 тысяч) живут в Закарпатской Украине. Цифры о количестве русинов на Украине разнятся очень существенно. По результатам проведенной в 2011 году переписи, на которой впервые русины могли назвать себя русинами, их оказалось в Закапатье немногим больше 10 тысяч, в то время как активисты русинского движения, ратующего за признание русинов и даже и автономность от Украины называют цифру в 70-80 раз большую.

Язык

Русинский язык был признан Украиной только в 2012 году (закон "Об основах государственной языковой политики"), долгое время до этого он считался диалектом украинского языка. Ситуация странная, поскольку русинский язык (четвертый из восточнославянских языков) отличается от украинского языка, в нём большое количество церковнославянизмов, что сближает его со староболгарским языком, который называют эсперанто всех славянских языков.

Несмотря на непризнание за русинским языком статуса отдельного языка, он продолжал жить. За столетие, с середины XIX века до 1945 года было издано 20 русинских грамматик.
В период венгерской оккупации, с 1939 года по 1944 годы на русинском языке была опубликована масса переводов классической литературы, от Сервантеса до Эдгара По.

Наконец, в 1997 году была издана ещё одна русинская грамматика - "Материнський язык. Писемниця дїла пудкарпатьскых Русинув".

Русины и украинский флаг

В 1846-1848 годах губернатором Галиции был Франц Стадион фон Вартгаузен. Он известен, в частности тем, что отменил в Галиции крепостное право. Однако его не устраивало, что русины считали себя частью русской культурной традиции, поэтому в 1848 году он инициировал создание органа национального самоуправления русинов – Головную Русскую Раду.

В качестве символа Рады он предложил льва, а её цветами - желтый и синий. Такой выбор не был случайным. Нанятые Стадионом историки нашли в летописях, что в знаменитой Грюнвальдской битве в 1410 году против тевтонов плечом к плечу с литовцами и поляками сражались рыцари, представляющие Львовскую землю. И сражались именно с "львиными" хоругвями желто-голубой расцветки.

Таким образом, нынешний "синьо-жовтий біколор" имеет своим предтечей знамя Головной Русской Рады.

Право на признание

В последнее время русины все чаще заявляют о своем праве на самоопредление и даже на право автономии. Показательно, что ещё в 1991 году, вместе с референдумом о независимости Украины в Закарпатье был проведен другой референдум - об автономии области. Идею автономии тогда поддержало 78 % населения. Однако украинские власти предпочитают об этом не вспоминать.

Семь лет назад начал свою работу ЕКПР (Европейский конгресс подкарпатских русинов). С этого времени повестку в русинском движении стали задавать уже не зарубежные диаспоры русинов-эмигрантов, а сами жители Закарпатья.

С 2008 года было даже создано неофициальное правительство республики Подкарпатская Русь, премьер-министром которой является Петр Гецко. Это непризнанная на сегодняшний день автономия считает себя правопреемницей Подкарпатской Руси, просуществовашей несколько дней в 1939 году. Русины уверены, что признание их автономности от Украины - дело времени. Русины умеют ждать.

Русины

Рутены (нем. Russinen, Ruthenen) - употребляемое преимущественно поляками и немцами название русского населения австро-венгерских земель, в отличие от русских (русских подданных), причем название рутены - средневековое латинское название вообще русских, а Р. - неправильное образование множественного числа от единственного числа русин. Сами Р. зовут себя в единственном числе русин, во множественном числе - русскими, веру свою - русской, свой народ и язык - русскими. Р. живут по обоим склонам Карпат, в Галиции, Буковине и Венгрии, и принадлежат к южнорусской части русского племени, отличаясь от малорусов (украинцев) как особенностями языка, так и физическим складом и этнографическими признаками, вследствие условий жизни и давнего отделения "закордонной Руси" от основного племени. В 1890 г. в Австро-Венгрии насчитывалось 3105221 Р., но эта цифра, без всякого сомнения, гораздо ниже действительности. В Австро-Венгрии счет при переписи ведется не по национальностям, а по разговорному языку; между тем, многие русские, в особенности городские учителя и служащие, или вовсе не пользуются русским языком в домашнем обиходе, или же находят для себя более выгодным или удобным выдавать себя за немцев и поляков - в Галиции, за мадьяр - в Венгрии, за немцев и румын - в Буковине. Нередки случаи, что даже вышедшие из народа интеллигенты отказываются от своей народности (например, известный артист Мишуха), а сельские священники дома, в своей семье, говорят по-польски или по-мадьярски.

В Галиции Р. живут почти сплошной массой в восточной части страны, до реки Сана или Сяна, за которым начинается польское (мазурское) население. Они составляют, главным образом, сельское население; в городах преобладают поляки, евреи и немцы. Высших классов (дворян или панов) Р. не имеют, так как эти классы полонизованы или онемечены еще в давние годы. Еще недавно в Галиции совсем не было русской интеллигенции; русинами были только "хлоп да поп", а все прочее было польским или немецким. Теперь у них своя интеллигенция, вышедшая преимущественно из крестьянского и духовного звания. Р. в Галиции насчитывается 2835674. Они распадаются (по местностям) на мелкие племенные группы, отличающиеся особенностями языка, нравами, обычаями и нарядами. Покутяне живут в Покутье ("угле", от южнорусского "кут" - угол), между реками Чечвой и Днестром и Карпатскими горами. Главным городом этой местности считается город Куты; но так как лежащий здесь же город Коломые больше Кут, то покутяне называют себя также коломыйцами. Гуцулы живут в округах Коломыйском, Станиславовском и Косовском, а так как эти округа лежат преимущественно в горах, то гуцулы зовут себя также горянами, горцами, горскими людьми и т. д. Подоляне (иначе ополяне, поляне, поляницы) живут, главным образом, в равнинах или долинах к северу от Днестра. В соседстве с гуцулами и подолянами живут бойки, главным образом в округах Стрыйском и Симбирском, отличающихся гористым местоположением, вследствие чего жители их называют себя верховинцами, горянами или подгорянами, название же бойков дано им соседями. В горах между рекой Сяном и долиною реки Попрада, в Сяндецком округе, живут лемки, прозванные так соседями из-за употребления частицы лем (= лишь, только), а сами себя называющие русняками. Главных местных говоров в Галиции 4: подольский, гуцульский, бойковский и лемковский. Они отличаются один от другого или особым произношением отдельных звуков или слов, или употреблением особых слов. Так, одни говорят що, другие - шо, третьи - што ; одни - батько, другие - тато, третьи - дьедьо. В наречии лемков много заимствований из польского и словенского языков; в говоре гуцулов встречаются слова, взятые от румын, армян, мадьяр и др. В гористых местностях Галиции Р. смуглы, стройны и высоки ростом; характер их твердый и пылкий. В равнинах Р. отличаются белизной и бледностью лица, ростом невысоки, телосложения слабого; их характер более спокойный и мягкий. Общая черта русских простолюдинов в Галиции - покорность и приниженность, иногда низкопоклонство перед лицами высших классов. Это - результат многовековой, почти рабской зависимости от польских панов и ксендзов, которые русского хлопа (впрочем, не только русского) считали "быдлом". Наряд Р. в Галиции различается по местностям, но в основных частях состоит из следующего: белая холщовая рубаха поверх широких белых холщовых штанов летом и в будни, или широких (красных, синих) суконных штанов зимой и в праздники; вместо пояса - ремень с медными пряжками или шерстяная тесьма; поверх рубахи "киптарик" (вроде жилета или короткой куртки без рукавов) из овчины, гладкий или вышитый разноцветной бумагой и украшенный кусочками белого и черного козьего меха; через плечо висит обыкновенно цветная суконная сумка или холщовая серая торба; поверх всего этого накидывается на плечи суконный "сердак", вроде широкого пиджака; на ногах - постолы или ходаки (вроде лаптей, из куска кожи с подвернутыми краями), с онучами и волоками (шнурами), или черевики (полусапожки, ботинки), или высокие чоботы (из конской кожи); на голове шляпа поярковая или соломенная или барашковая шапка. Ко всему этому прибавляется еще кафтан, расшитый шнурами. Волосы Р. носят или длинные, лежащие по плечам (например, бойки, лемки), или подстриженные спереди над бровями и от уха до уха и отпущенные сзади почти до плеч (гуцулы), или подстриженные по-городскому. Женский наряд в главных чертах состоит из длинной белой рубахи с вышивкой по плечам, у ворота и обшлагов, передника и куска толстой шерстяной (цветной) материи, обернутой вокруг стана вроде юбки. Украшения - монисты, кораллы, бусы и т. д.

Р. в Буковине живут в северной и северо-западной части страны, составляя значительное большинство населения в округах Коцманском, Черновицком, Выжницком и Серетском; всего в 1890 г. их считалось 268367 человек. По своему языку, внешнему виду, характеру и одежде они делятся на 2 племенные группы: 1) подоляне, иначе поляне или поляницы, живущие в равнинах и долинах северной, средней и восточной частях Буковины, и 2) гуцулы - в горах западной и юго-западной Буковины. Различие между ними приблизительно то же, как и между жителями равнин и гор в Галиции.

Р. в Венгрии - около 400000 человек - живут по южному склону Карпат, в северо-восточной части страны, почти сплошной массой в северо-восточных частях комитатов Шаришского, Ужгородского, Бережско-Угочского и Мармарошского; значительное число Р. живет в комитатах Земненском (Спишском) и Абауйварском; меньше их в комитатах Торненском, Боршодском, Сатмарском, Саболчском, Гемерском, Бигачском и др. На этом пространстве Р. Венгрии соприкасаются на севере и востоке с Р. Галиции и Буковины, на юге с румынами, на юго-западе с мадьярами, на западе со словаками. Они делятся на верховинцев, долинян и ословаченных русских. Верховинцы (обитатели верхов или гор), иначе горешняне, непосредственные соседи галицких Р., к которым они ближе всего по языку, живут в возвышенных частях комитатов Мармарошского, Бережского и Ужгородского. Они лучше других сохранили свой первоначальный тип сильного пастушеского племени. Обыкновенно флегматичные, в минуту опасности они обнаруживают большое мужество и даже на медведя решаются выходить с одним ножом в руках. Скотоводство - любимое занятие верховинцев. Склонность к спиртным напиткам часто порождает между ними душевные болезни. Долиняне - жители долин (иначе долешняне или влахи, блахы) - живут в долинах тех же комитатов, где в горах обитают верховинцы, а кроме того в комитатах Сатмарском, Саболчском и Угочском. Они подвижнее и предприимчивее верховинцев. Рядом со скотоводством они занимаются земледелием и промыслами: плотничают, сплавляют плоты, копают руду, извозничают, рубят дрова, жгут уголь. По языку, долиняне отличаются от своих горных собратий обилием иноязычных, преимущественно немецких слов: цверна (Zwirn) вместо нитка, грунт вместо верховинского засид (участок земли), фриштиковати вместо снидати (завтракать) и т. д. Ословаченные русские - иначе спишаки или крайняне - обитают в комитатах Земненском, Абауйском, Шаришском и Спишском и отдельными поселками в других частях Венгрии; они представляют собой переходную ступень от русского племени к словацкому, с преобладанием русских элементов. И в физическом, и в умственном отношении эта часть Р. значительно уступает и верховинцам, и долинянам: они низкорослы, слабого телосложения, безбороды. По языку они делятся на сотаков, произносящих "что" как "со", и чотаков, произносящих "чо". Кроме этих трех главных разновидностей Р., в Венгрии есть еще небольшое число "русских горалей" (в Спишском комитате), отличающихся предприимчивостью и ловкостью и говорящих языком, близким к польскому, но с русской акцентовкой. Язык Р. Венгрии имеет наибольшее сходство с северным малорусским наречием; значительная часть русского населения Венгрии вышла из тех мест нынешней России, где господствует северно-малорусское поднаречие (губерния Черниговская и смежные). Главные фонетические особенности говора: переход о в i : конь-кiнь, бог-бiг; о в у : зубов-зубув, от-уд, он-вун, горький- гурький и т. д.; о в ю : конь-кюнь и кунь, (с)колько-кюлько; jo (ё) в ю: пёк-пюк, утёк-утюк, тётка-тютка и кютка. В спряжении ае стягивается в а - загадашь, кусат; 3 л. един. числа наст. времени обыкновенно без т - спевае, рубае. Ы сохранилось, как великорусское, и употребляется после гортанных: кыдати, гынути. Й произносится и как g (латинское), и как x . Согласные ж, ч, ш, щ и ц произносятся мягко, как бы с последующим ь (=j =й ): жаль - как жяль, час - чjac; д и т смягчаются в дж и тш: медже-меж, чуджий-чужой, ходжу-хожу. Начальный гласный йотируется или принимает в : jедин, йострый, вотдай-отдай, вутки-утки. Полногласие не везде соблюдается: глава-голова, драгый-дорогой. Губные смягчаются чаще через ь чем л : робью-роблю (делаю), спью-сплю. Прошедшее совершенное (perfect.) употребляется часто со вспомогательным глаголом: любили сме одну двое; села"м себе в темном лесе; мало"м спочивала. 1 л. множ. ч. наст. вр. оканчивается на ме: знаеме, ходиме, просиме.

Ср. Szüjski, "Die Polen und Ruthenen in Galizien" (Вена, 1882); Kupczanko, "Die Schicksale der Ruthenen" (Лейпциг, 1887); Kaindl und Monastyrski, "Die Ruthenen in der Bukowina" (Черновцы, 1890); Biderman, "Die ungarischen Ruthenen, ihr Wohngebiet, ihr Erwerb und ihre Geschichte" (Инсбрук, 1862 и 1868); Де-Волан, "Угрорусские народные песни" (СПб., 1885); Семенович, "Об особенностях угрорусского говора", в "Сборнике статей по славяноведению, сост. и изд. учениками Вл. И. Ламанского" (СПб., 1883).

Ир. П.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Русины" в других словарях:

    РУСИНЫ, этническая группа украинцев (см. УКРАИНЦЫ), живут на западе Украины в Галиции, Буковине, Закарпатье. Численность на Украине 10,2 тысячи человек (2000). Наибольшее распространение термин «русины» имел во времена владычества Австро Венгрии … Энциклопедический словарь

    Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

    - (от Русь) название украинцев западно украинских земель Галиции (См. Галиция) (Галичины), Буковины (См. Буковина), Закарпатской Украины (См. Закарпатская Украина), имевшее наибольшее распространение во время их пребывания под гнётом Австро … Большая советская энциклопедия

    Мн. 1. Название, которое по отношению к украинскому населению Галиции, Прикарпатья и Буковины применялось в официальной австро немецкой, польской и русской литературе до 1940 г. 2. Представители этого населения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    - (Russinen, Ruthenen), немецкое название русского населения западнорусских земель, захваченных Австро Венгрией, живущего по обеим сторонам Карпат в Галиции, Буковине и Северной Венгрии. Принадлежат к малороссийской ветви русского народа. В н. XX в … Русская история

    русины - рус ины, ов, ед. ч. рус ин, а … Русский орфографический словарь

    Паннонские русины Общая численность: 20000 чел. Расселение: … Википедия