Русский харбин история. Современный облик города

Харбин, Harbin (кит. упр. 哈尔滨, пиньинь: Hā’ěrbīn) – административный центр провинции Хэйлунцзян. Харбин находится на северо-востоке Китая и является крупнейшим экономическим, промышленным, культурным и финансовым центром в этой части страны. Площадь Харбина с прилегающими районами составляет 53 тыс. км 2 .

Харбин делится на 9 городских районов, 2 городских уезда (пригорода) и 7 уездов, которые относятся к сельской местности. Площадь 9 городских районов Харбина (6 центральных и 3 отдаленных) насчитывает 10 тыс. км 2 . Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первые люди появились на этих землях задолго до нашей эры, однако современная история города Харбин начинается с 20 века и тесно связана с Россией, поэтому Харбин часто называют русским городом в Китае.

Время в Харбине

Русская история города Харбин

Предыстория: в середине 19 века многие европейские страны и Япония обратили свой взгляд на Китай и начали осваивать просторы этой страны, долгое время закрытой для иностранцев. Анализируя политическую активность по данному направлению, глава Министерства иностранных дел Российской Империи, светлейший князь Александр Михайлович Горчаков неоднократно беседовал с государем императором Александром II о необходимости расширения влияния России на Дальнем Востоке для заключения политических и торговых союзов.

Как результат переговоров в Китае были созданы две русские торговые концессии. В 19 веке в Китае транспортная сеть была очень плохо развита, в частности железные дороги. Правительство двух стран понимало необходимость развития данного вида транспорта для увеличения торговли, а также в военно-стратегических целях. Поэтому был предложен проект продления участка Сибирской железной дороги через Манчжурию. Главная идея состояла в том, чтобы соединить уже построенные русские железные дороги более коротким путем через Маньчжурию. По замыслу проектировщиков, Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), так назвали этот участок, помогла бы «выпрямить» Сибирскую магистраль, сократив тем самым ее длину на целых 514 верст.

Для поиска подходящего места для строительства основы КВЖД был послан выдающийся русский инженер Адам Иванович Шидловский. Именно он выбрал поселение, расположенное в точке пересечения ж/д дороги с широкой водной артерией Северо-Западного Китая рекой Сунгари. С этого момента начинается история современного города Харбина как крупного транспортного и торгового центра.


В мае 1898 года на правом берегу реки Сунгари с прибытием строителей из Хабаровска закипела оживленная работа. Застройка города осуществлялась по градостроительному плану, составленному русскими архитекторами. При деятельном участии архитектора И.И.Обломиевского была воздвигнута часть зданий Управления железной дороги на Большом проспекте, на протяжении десятилетий считавшимся самым большим по площади комплексом зданий на всем Дальнем Востоке. На противоположной стороне Большого проспекта со временем выросло изящное здание Железнодорожного собрания с просторными залами, огромными люстрами и сценой.

На протяжении всего времени существования русского Харбина, это здание являлось одним из центров русской культуры. По мере своего расширения, город постепенно наполнялся русскими эмигрантами – образованными людьми разных профессий и сословий, многие из которых внесли свой вклад в развитие Харбина. В городе существовало две администрации: китайская и русская, поэтому многие вопросы решались совместными усилиями. В 1935 году Советский союз продает свою долю собственности КВЖД Японии, после чего начинается отток русской эмиграции на Родину или юг Китая. С этого момента Харбин перестал считаться русским городом. Сегодня только лишь немногочисленные оставшиеся здания, построенные русскими архитектора, напоминают о присутствии русских в этом городе.

Численность населения Харбина

Согласно первой переписи населения Харбина, которая проводилась в 1903 году, всего в городе и его окрестностях проживало 45,5 тыс. человек, из них 28 тысяч китайцев и 15,5 тысяч русских. На конец 2015 года общая численность населения, зарегистрированного в Харбине, составляла 9 614 000 человек, что на 259 000 человек больше, чем в предыдущем году. Среди них городское население составляет 5,5 млн человек, 4,6 млн человек проживают пригородах и сельской местности. Что касается этнического состава населения, то здесь помимо ханьцев (этнических китайцев) проживают представители 47 малочисленных народностей (монголы, маньчжуры, дауры, эвенки, орочоны и другие), что в общей сложности составляет около 62 тыс. человек.

Климат в Харбине

Харбин единственный город в Китае, в котором бывают как максимально низкие, так и максимально высокие показатели температуры воздуха на территории всей страны. Длинная и холодная зима, незаметные весна и осень, короткое лето. Для данной местности свойственны резкие суточные колебания температур, поэтому погода в течении недели часто меняется. Средняя температура в январе — 19°, летом — +23°C. Несмотря на столь суровый резко континентальный климат в Харбине, местные жители научились использовать преимущества долгой и снежной зимы, а также прохладного лета: именно здесь проводиться уникальный фестиваль снежных скульптур, а летом проходит Харбинская ярмарка.

Метро Харбина

Харбинский метрополитен – городская система наземного и подземного ж/д транспорта, а также первый метрополитен в стране, приспособленный к работе при суровых погодных условиях (низкие температуры, снегопад, метели). Строительство метрополитена началось 31 марта 2008 года. Властями запланировано строительство 9 линий метро и одной кольцевой линии, общей длиной 340 км. По состоянию на 2017 год введена в эксплуатацию 1 линия подземного метро, идет строительство 2 и 3 линии.

Достопримечательности Харбина. Фото

Харбин – один из самых нетипичных городов Китая. Да, он не самый развитый и богатый город в стране, но Харбин научился ценить свои сильные стороны и использовать слабые. Город не стесняется своей русской истории, а наоборот сохраняет и реставрирует многочисленные православные соборы и храмы, улочки и целые кварталы, построенные в русском стиле. Суровые зимы и морозы сделали город центром проведения ледового фестиваля скульптур из снега. В любое время года в Харбине есть что посмотреть и куда сходить! Летом – это прогулки по городу, посещение острова Солнца, собора Святой Софии, парка амурских тигров. Зимой все катаются на горных лыжах в близлежащих горах Харбина и посещают фестиваль снега и льда, смотрят панораму города с телебашни. Большинство экскурсий по Харбину включают в себя посещение следующих достопримечательностей:

Солнечный остров 太阳岛

Знаменитый остров солнца в Харбине является самым популярным местом отдыха и досуга как местных жителей, так и туристов. Попасть на остров можно на автобусе № 29, 47, 80, 119, 125 до остановки Тайян даокоу (太阳道口); на фуникулере, стоимость билета в одну сторону — 50 юаней, «туда-обратно» — 80 юаней. При входе в парк можно арендовать велосипед или электромобиль (20 юаней), для того чтобы ускорить свое перемещение по парку и успеть осмотреть его за один день.

Площадь острова 38 км 2 , вся его огромная территория разделена на тематические зоны:

Русская деревня , которая занимает практически ¼ Солнечного острова. Не стоит ожидать увидеть настоящую этнографическую русскую деревню. При посещении этого места создается впечатление, что это какие- то рекламные макеты, вариации на тему, русская деревня в европейском стиле, где стоит много матрешек, медведей и мужичков с балалайками. У русских туристов это место вызывает улыбку и легкое недоумение, но китайские посетители приходят в восторг от таких видов и с радостью фотографируются с матрешками. Примечательно, что в туристический сезон в деревне «поселяются» русские актеры, которые создают движение и жизнь в городке, попутно знакомя иностранных туристов с русскими традициями.

Цветочный парк на северо-западе острова, который включает в себя Лебединое озеро, Остров белки и Олений сад, где можно встретить соответствующих животных. На всей территории Цветочного парка создана хорошая инфраструктура для отдыха и развлечения с детьми: различные качели и аттракционы. В центре сада каждый год создают цветочные и ландшафтные композиции, например, в этом году была тематика, связанные со знаками зодиака.

Музей Севера (Harbin Polar Museum ) – первый в мире полярный парк развлечений. Это место часто называют Харбинским полярным аквариумом, оно строго рекомендуется к посещению, потому что там устраивают настоящие шоу с белыми медведями, пингвинами, белухами, морскими котиками и другими обителями Арктики. Так же в музей есть павильоны, в которых искусственным образом воспроизводятся различные явления природы, например, метели и бураны. Цена взрослого билет -150 юаней, детского – 75, для детей ростом меньше 120 см вход бесплатный. Работает парк с 9 до 17.00 ежедневно.

Мир льда и снега. Зимой на этой части острова проходят Фестиваль льда и снега в Харбине. Фестиваль проводится ежегодно в январе месяце, начиная с 1999 года, притягивая туристов со всего мира. Команды участников фестиваля делают скульптуры из снега и льда, которые благодаря климатическим условиям Харбина, сохраняются на протяжении 2-3 месяцев. Стоимость входного билета для взрослого – 240 юаней. Для того чтобы провести целый день на открытом воздухе оденьтесь потеплее и возьмите с собой термос с горячим чаем и что-нибудь перекусить. На территории парка есть много кафе, где можно погреться, однако цены на еду и напитки достаточно высокие.


Парк тигров 东北虎林园

Парк был создан в 1986 году с целью разведения и поддержания популяции Амурских (сибирских) тигров, которые являются особо охраняемым видом. Но уже в 1996 году парк открыли для посещения туристов. В парке живут не только тигры, но и львы, пантеры. В 2017 году там насчитывалось 700 особей крупных кошек разных видов. Парк разделен на 2 зоны: пешеходную и сафари. Пешеходная зона представляет собой специальную тропу, которая ведет посетителей по мостикам, расположенных над местами обитания тигров, то есть можно осматривать животных на безопасном расстоянии. Сафари – поездка в открытом или закрытом автобусе по территории парка в непосредственной близости от тигров. За дополнительную плату можно сфотографироваться с тигренком, покормить местных обителей куском мяса. Парк тигров открыт с 9 до 16.00. Вход стоит 90 юаней. До парка можно добраться на автобусе № 35, 122, 123, остановка Hulinyuan (虎林园站) или на такси. Примерная стоимость поездки из центра города составляет 30-35 юаней.

Аквапарк «Царство Посейдона» 波塞冬海洋国王

Из многих аквапарков Харбина, самым популярным аквапарком является «Царство Посейдона» (Poseidon Kingdom). Новый и современный аквапарк построен на подобии парка развлечений только все горки водные. Парк разделен на тематические зоны:

  • Остров русалок,
  • Остров приключений,
  • Храм Посейдона,
  • Гроты Медузы,
  • Дельфинарий.

В каждой зоне установлены горки для детей и взрослых с соответствующим тематическим оформлением, проходят различные конкурсы и развлекательные программы. В парке помимо горок есть кафе, spa-центр, отель. Аквапарк «Царство Посейдона» работает ежедневно с 9 до 16.30.

В выходные дни особенно много посетителей, лучше приезжать по будням в первой половине дня.

Стоимость билета для взрослых – 198 юаней, для детей ростом не выше 1.40м – 130 юаней, для детей ниже 120 вход бесплатный. Аквапарк расположен в 23 км от города, примерная стоимость поездки на такси 50-60 юаней, ехать около 1 часа.

Телебашня в Харбине 龙塔

«Башня Дракона» именно такое название носит стальная башня в Харбине высотой 336 метров. После своего открытия она сразу же стала одним из символов города. Уровень развлечений поднимается вместе с высотой башни:

  • На первом и втором этаже представлено несколько музейных экспозиций: сельская жизнь, мир динозавров и макет аэропорта, есть кинотеатр;
  • 181 м – помещение в форме кольца, которое окружает башню. Длина окружности 60м. Внутри помещения размешены памятные таблички с отпечатками рук китайских знаменитостей;
  • 186 м – Панорамный ресторан, который вращается вокруг оси башни. Площадь ресторан 1256 м 2 , вместимостью 350 человек одновременно. Есть возможность купить билет, включающий посещение шведского стола;
  • 190 м – открытая и закрытая смотровая площадка, с которой открывается обзор на 360 градусов;
  • 203 м — чайная комната;
  • 206 м – зал «Молитв о счастье». Стены зала расписаны 1000 разных иероглифами, означающих «счастье»;
  • 210 м – аттракцион качели. Можно покачаться на качелях, подвешенных на высоте 210 метров над землей!

Идеальное время для посещения башни – солнечный и ветренный день, в такую погоду открываются лучшие виды.

Вход на башню стоит 150 юаней. Режим работы с 9 до 18.00. До телебашни можно добраться на автобусах № 7, 112, 71, 24, 209, остановка Longta (龙塔站).

Зоопарк «Северный лес» в Харбине 哈尔滨北方森林动物园

Харбинский зоопарк (Beifang Forest Zoo/ Harbin North Forest Zoo) является одним из восьми крупных зоологических парков Китая и занимает площадь в 848 га. Зоопарк расположен в 43 км от Харбина. Объёмы инвестиций в строительство и развитие этого парка доходят до 230 миллионов юаней, этих средств сполна хватило, чтобы сделать из этого места волшебное царство флоры и фауны. По территории курсирует прогулочный автобус, останавливаясь возле птиц, оленей и других неопасных животных, которые свободно гуляют в специально созданных для них зонах. В зоопарке представлено более 200 разных видов животных. Зоопарк работает с 9 до 17.00. Стоимость входного билета составляет 80 юаней, для детей ростом ниже 1.2 бесплатный вход. Добраться до Зоопарка можно на автобусе №6, 11, которые отходят ежедневно от площади перед Главным ж/д вокзалом Харбина (哈尔滨火车站), здание Хуши даша (沪士大厦), стоимость проезда 20 юаней.

Как добраться до Харбина

Близкое расположение Харбина к границе с Россией, сделала этого город крупным транспортным узлом. Многие жители России, живущие в приграничных городах, предпочитают на автобусе или поезде пересекать китайскую границу и в крупном городе, например, Харбине пересаживаться на местный транспорт, чтобы продолжить свой путь.
В Харбине есть 4 ж/д вокзала:

哈尔滨站 Главный вокзал Харбина/ Harbin Railway Station

Самый первый вокзал в городе, построенный в 1899 году. В прошлом главная станция КВЖД. От этого вокзала отходят поезда до всех крупных городов Китая – Пекина, Шанхая, Даляня, Тяньцзиня, Гуанчжоу, Сианя, Чунцина, и даже до города Хайкоу на острове Хайнань (24 часа в пути). Ближайшая станция метро Bowuguan.

哈尔滨西站 Западный вокзал / Haerbinxi Railway Station

С этого вокзала отходит скоростной поезд Харбин- Далянь (Северный вокзал). Протяженность маршрута 921 км, максимальная скорость 350 км/ч

哈尔滨东站 Восточный вокзал/ Harbin-Dong Railway Station

Историческая ветка КВЖД. Сегодня с этой станции, как и 100 лет назад, отправляется поезд Харбин-Маньчжурия. Расстояние маршрута 935 км. Также с этого вокзала отправляется поезд Харбин- Пекин (время в пути около 15 часов, стоимость билета от 156 до 422 юаней). Возле вокзала есть соответствующая станция метро Hadongzhan.

哈尔滨北站 Северный вокзал/ Harbin-Bei Railway Station

От этой станции отходит скоростной поезд Харбин-Цицикар (齐齐哈尔) и скорый поезд Харбин- Пекин (время в пути около 8 часов).

Международный аэропорт Харбина «Тайпин» (Harbin Taiping International Airport) расположен в 33 км от Харбина. Аэропорт разделен на два терминала – внутренний и международный. Обслуживает рейсы 26 локальных и зарубежных авиакомпаний, в том числе Аэрофлот, Уральские авиалинии, S7 Airlines. Прямым рейсом до Харбина можно улететь из Красноярска, Екатеринбурга, Якутска, Владивостока и Новосибирска.

Из Москвы и Санкт-Петербурга на данный момент нет прямых рейсов.

Добраться от аэропорта до центра Харбина можно на такси (примерная стоимость 130 юаней) или на автобусе, который отходит от 1 этажа внутреннего терминала, стоимость билета 20 юаней.


История Харбина уникальна. Город, основанный русскими на территории Китая, до сих пор остается удивительно похож на старые районы Москвы и Санкт-Петербурга. Вывески с китайскими иероглифами смотрятся странно, словно какой-то шутник развесил их в преддверии тематического фестиваля. Что же делали русские так далеко от своей Родины? И зачем построили город в Китае, когда просторы собственной страны поражали воображение?

Китайско-восточная железная дорога


КВЖД была одной из важнейших частей грандиозной Транссибирской магистрали. Ветка связывала Европу и Азию, Восток и Запад, позволяя отдаленным районам Сибири и Китая развиваться экономически.


Для того, чтобы китайские власти были посговорчивее, председатель Совета министров Российской империи С.Ю. Витте даже предложил канцлеру Ли Хунчжану «взятку» - три миллиона рублей, целое состояние. Официальные лица факт передачи, конечно, не подтвердили, но секретом это вознаграждение не было.

Как поселок на реке Сунгари стал Харбином

Проект КВЖД был разработан в конце XIX века, и одним из самых сложных участков был мост над рекой Сунгари. В одноименном поселке были построены первые бараки, в которых и жили русские строители.


Первым, официально зарегистрированным жителем поселения, стал инженер Адам Шидловский. Именно он заложил первую постройку на территории, где раньше стояли лишь временные хижины рыбаков. Но даже возведение самых простых хижин стала настоящим испытанием. Кирпичи жители этого региона производили настолько примитивные, что сложить из них что-то более значимое, нежели курятник, было невозможно. Все строительные материалы, включая гвозди, приходилось «добывать» - везти из России или заказывать доставки из южных районов Китая. Вокруг поселка на многие километров ни души, только болота и полчища комаров.


Но, не смотря на все сложности, под руководством Шидловского строительные работы проходили быстро и слаженно. Поселок сначала был назван Мостовым, а затем, когда число рабочих выросло, он получил свое современное название Харбин. Топонимика названия остается загадкой – в путонхуа (государственном языке) аналогов ему нет, вероятно, это одно из диалектических наименований, искаженное в дальнейшем русскоязычными жителями.


Но, даже получив китайское «имя», город не стал азиатским. Напротив, он напоминал государство в государстве – действовали российские законы, администрация была полностью из Москвы и Санкт-Петербурга, охраняли Харбин тоже только русские войска. Была создана даже специальная валюта – рубль от русско-азиатского банка. До 1903 года, только 11% жителей были азиатами – остальные приехали из России.


Вокруг железнодорожного полотна сохранялась «защитная зона» - принадлежащая России, несмотря на то, что значительная часть пути проходила по территории другой страны. Это было обусловлено и соображениями безопасности – Япония была настроена воинственно и постоянно засылала диверсантов, ведь в ее интересы никак не вписывалось усиление враждебных императору государств.

Флаг Российский.
Коновязи.
Говор казаков.
Нет с былым и робкой связи – Русский рок таков.
Инженер. Расстегнут ворот.
Фляга. Карабин.
Здесь построим русский город,
Назовем Харбин.
Без тропы и без дороги
Шел, работе рад.
Ковылял за ним треногий
Нивелир – снаряд.
Перед днем Российской встряски,
Через двести лет,
Не Петровской ли закваски
Запоздалый след?

Это строки известного харбинского поэта Арсения Несмелова о первых поселенцах-строителях

Нападения на Харбин

Удивительно, но Китай, которому постройка железной дороги была выгодна, также регулярно совершал нападения на бывший тогда русским Харбин. В 1900 году ситуация накалилась, и китайские войска попытались захватить город. Они трижды нападали с разных сторон, но все атаки оказались неудачными. Эти налеты назвали «боксерскими», так как они были инициированы в первую очередь местным населением, в частности, «Братством большого кулака». Рыбаки, носильщики и многие другие потеряли работу, не смогли справиться с конкуренцией и попытались захватить Харбин.


Точку в противостоянии поставила эпидемия чумы в 1910 году – многие погибли, огромное количество русских и китайцев спешно покинули город из-за недостаточно качественного медицинского обслуживания. Отсутствие чистой воды и полного набора медикаментов не давало шансов на выздоровление.

Убежище для русского дворянства


После запуска КВЖД начали оживать и близлежащие территории – закипела торговля, начато строительство. В 1917 году грянула Октябрьская революция, и в Харбин начало переселяться русское дворянство. Именно в этот период и сформировалась уникальная архитектура города, так напоминающая Москву и Санкт-Петербург. Строились церкви, театры, школы, открылось шесть высших учебных заведений. Многие переселенцы стремились сохранить привычный уклад жизни, поэтому щедро жертвовали деньги на ремонт дорог, постройку новых зданий.



Еще более двадцати пяти лет Харбин жил так, словно революции никогда и не было. Он разросся, успел побывать столицей марионеточного государства Манчжурия-го, частью Японии, а затем и Китая. Но на какой бы территории не оказался город, Харбин сохранил в себе частичку русской души.

C Китаем связаны судьбы многих русских эмигрантов. Именно в Шанхае начался .

Любой город на планете, как и государство, имеет свою историю, наполненную разнообразными событиями. Некоторые города ведут свою историю со времен существования первых цивилизаций, а некоторые совсем молодые. К таким вот, относительно молодым городам относится и Харбин. Перевернем сегодня пожелтевшие архивные страницы, и пред нами предстанет история Харбина, пусть и не длинную, но насыщенную событиями.

Этимология. Что означает слово «Харбин»

Российские историки так до конца и не определили, что же буквально означает название города, поэтому представим несколько утвердившихся в лингвистике и истории версий.

Первая говорит о том, что это слово не китайского происхождения, а иероглифы, которыми название наносится на бумагу, означает «высокий берег». Другие лингвисты считают, что «ха-эр-бин» в китайском языке означает «веселая (красивая, хорошая) могила».

Вторая версия основана на монгольском происхождении названия города. Такой вывод можно сделать потому, что на монгольском «хабара» означает баранью лопатку. Они говорят, что холм, на котором вырос новый город, с высоты птичьего полета имеет такие очертания.

Третья версия переводит название города на основе двух маньчжурских слов, означающих «брод», «переправа».

Чжурчжэньское государство Цзинь

В Х-XV столетиях территории, на которых впоследствии вырос красавец Харбин заселяли племена чжурчжэни, а городское поселение на месте современного города было столицей Чжурчжэньского государства.

Просуществовало государство с 1115 по 1235 год, и было разрушено монгольскими племенами. Не повезло этносу с соседями, и первые столкновения с монголами состоялись еще в период правления в Монгольской империи Чингисхана. В течение 20 лет чжурчжэни мужественно защищались, но не смогли выстоять под напором сильнейшей на тот момент армии мира.

Уникальная народность сошла с этнической карты планеты. Потомки славного этноса проживали на этих территориях вплоть до середины XVII столетия. О встрече с ними писал в своих записках русский исследователь Дальнего Востока Ерофей Хабаров.

Основание города

В конце XIX века западные державы стали проявлять повышенную активность в Дальневосточном регионе, что не могло не беспокоить Россию. Чтобы защитить восточные рубежи, а главное быстро перебросить войска, в 1891 году было принято решение о строительстве Транссибирской железной дороги.

Составной частью этой магистрали стала Трансманьчжурская железная дорога, которая должна была пройти вдоль Амура по территории Манчжурии. На таком варианте настоял министр путей сообщения Сергей Юльевич Витте.

Строительство дороги началось в августе 1897 года, а в 1898 году была выстроена железнодорожная станция Харбин. Сначала это был посад, заселенный русскими рабочими, а затем в нем расквартировали военный гарнизон.

Фото первых бараков основателей, 1898 г.

На фото: Стрелка показывает нам генерала Александра Алексеевича Гернгросса, начальника гарнизона Харбина. За оборону города он был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени.

Одним из основателей города стал выдающийся российский инженер-путеец, исследователь Сибири и Дальнего Востока, руководитель строительством КВЖД Николай Сергеевич Свиягин. Именно от него зависело то, где и как будет построена железная дорога. Он занимал высшие должности во многих сферах деятельности. Но во время революции ему пришлось покинуть Родину. Сначала он отправился в Крым, оттуда уехал в Италию, позже переехал в Хорватию. А в 1924 году его пригласили вернуться в Харбин, где он продолжил работу на КВЖД и работал до конца жизни.

В Харбине начало действовать множество торговых предприятий, в том числе знаменитая российская торговая фирма «Чуркин и Ко». Специально для нее выстроили великолепный дом в центре города.

Оборона Харбина 1900 года

Малоизвестный факт российской истории, который по праву может занять свое место в зале славы побед русского оружия. Китайцы попытались захватить город, с целью контроля всего участка строящейся железнодорожной магистрали.

Повредив 27 июня телеграфное сообщение, китайские войска начали подготовку к штурму. Предвидя такое развитие событий, Начальник харбинской Охранной стражи генерал-майор А. Гернгросс выслал из города часть мирного населения, и взял на себя командование обороной.

На фото: Панихида по погибшим во время осады, 1900 г.

На тот момент в Харбине было сосредоточено около 3 300 человек, мужественно приготовившихся к отражению атак китайских войск, общей численностью более 8 тыс. человек.

Всего было предпринято три атаки и все они были успешно отражены защитниками города. 16 июля 1900 года предприняв последний штурм, китайские войска с большими потерями были вынуждены отступить.

1901-1917 гг

В 1901 году Харбин стал штаб-квартирой Заамурского пограничного округа. В городе, кроме китайской администрации, начала действовать русская администрация и полиция.

Харбин быстро расстраивался, появлялись новые кварталы, началось строительство православных храмов. Тяжелый период харбинцы пережили в 1910-1911 годах, когда город был охвачен эпидемией чумы.

Борьба с эпидемией затруднялась тем, что две администрации, российская и китайская, не могли согласовать свои действия, а также несовершенством китайских законов.

Население города после чумы значительно сократилось, но край быстро развивался, и в годы Первой мировой войны сюда приехало много переселенцев. К 1917 году численность жителей превысила отметку в 100 тыс., из которых около 40 тыс. были русскими. Но что интересно, кроме китайцев и русских, согласно переписи, проживали представители 53 стран, и только 11% жителей были коренными уроженцами Харбина.

Известный факт, что многие представители русского дворянства не приняли Октябрьскую революцию, и были вынуждены эмигрировать. К 1924 году русских жителей Харбина было уже более 100 тыс. человек.

Это было уникальное явление в истории северокитайского города. Жить в Харбине русским было относительно легко, так в начале 20-х годов возвели большое количество православных храмов, функционировала целая сеть школ с русским языком обучения, в том числе и Высшие учебные заведения, принимавшие в студенты только выходцев из России.

В период между двумя мировыми войнами город стал островком дореволюционной российской жизни, где пытались сохранить старые дворянские традиции в условиях заграницы.

Вторая мировая война

На фото: Армия Японии вошла в город, 1932. На заднем плане Свято-Николаевский собор

В 1931 году Маньчжурия была оккупирована японскими войсками, и на ее территории начался жестокий террор, из-за чего русские стали покидать Харбин. Отношения между Советским Союзом и Японией начали обостряться, и в этой ситуации СССР продает часть акций КВЖД японскому правительству.

В период японской оккупации здесь действует ячейка Русских Фашистов

Весь период войны Япония была занята на Тихоокеанском театре военных действий, а в Маньчжурии размещалась японская армия. Только 19 августа 1945 года десантники 9-ой воздушной армии выбили японцев из города. После входа в Харбин основных советских сил, тут начала действовать временная военная советская администрация.

На фото: Советская армия входит в Харбин, 1945

Не каждый город может гордиться тем, что на его улицах прошел Парад Победы. 16 сентября 1945 года в Харбине прошёл военный парад Победы, командовал которым генерал-лейтенант Константин Казаков. Принимал парад дважды герой Советского Союза Афанасий Белобородов.

Памятник советским оинам-освободителям

В память о советских воинах на одной из площадей возвели красивый памятник. Китай и сегодня чтит и помнит подвиг советского воина, спасшего мир от фашизма и японского милитаризма.

1945-1955 гг.

Осенью 1945 и в начале 1946 года Харбин полностью контролировался военной администрацией, а в апреле 1946-го был передан под управление коммунистической партии Китая.

Он стал вторым крупным городом в Китае, население которого превышало 700 тыс. жителей, который контролировался коммунистами. Именно в Харбине во время Гражданской войны разместился Маньчжурский революционный штаб. Город сыграл важную роль в победе коммунистов.

С приходом коммунистов Харбин стал административным центром китайской провинции Сунцзян, а с 1954 - столицей провинции Хэйлунцзя, чем и остается до сих пор.

В городе работало советское консульство, закрытое после разрыва отношений в 1962 году. Окончательно отношения между КНР и Советским Союзом испортились в 1969 году после военного конфликта на Даманском острове.

Культурная революция 1966-1976 гг

В конце 60-х первой половине 70-х годов ХХ столетия Китай захлестнули события культурной революции, направленные на борьбу с оппозицией.

Не обошла стороной культурная революция и Харбин. Как и во всем Китае, здесь бесчинствовали молодежные банды, которые жестоко расправлялись с инакомыслящими, а также крушили памятники истории и архитектуры.

Великолепные золотокупольные храмы, столько лет украшавшие город, были разрушены. Ценности разворовывались, из города выгонялись православные священники и представители других религий. Многие русские были вынуждены покинуть свои дома и эмигрировать из Китая.

В этой сложной ситуации русская община отстояла только храм Святой Софии, который и сейчас является одной из главных достопримечательностей Харбина.

Всю ответственность за перегибы и ошибки культурной революции в 80-е годы возложили на одного человека - Мао Цзэдуна. Таким образом, Компартия Китая сохранила свою власть в условиях рыночной экономики.

Харбин в конце ХХ - начале XXI столетий

Современный Харбин - это ультрасовременный мегаполис, где наравне с новыми небоскребами прекрасно уживаются строения начала ХХ столетия, и памятники архитектуры последующих эпох.

Город давно стал китайским центром вертолетостроения, ведь в его черте расположен крупнейший завод фирмы «Harbin Aircraft Industry Group», производящий, как гражданские, так и боевые вертолеты.

Вертолёт Harbin Z9

Мягкий умеренный климат способствовал созданию здесь курортных зон и естественных природных парков. А вот температура в Харбине в течение года может колебаться от -23,1°C до +36°C.

Город полон достопримечательностей и красивых мест, а центральная площадь Харбина, на которой гармонично сочетаются здания разных эпох, стала естественным отображением истории этого великолепного и красивого китайского города.

«Русский Харбин»

В завершение, естественно, следует упомянуть о таком понятии, как «русские харбинцы». Это несколько поколений русских переселенцев, живших в Харбине на протяжении всей его истории.

Первыми жителями стали строители железной дороги, а к 1913 году Харбин по сути был российской колонией. Вторая волна русских хлынула в город после революции 1917 года.

В 1955 году Никита Хрущев передал Харбин Китайской Народной Республике, белоэмигранты были отправлены в лагеря, а их потомки были вынуждены покинуть город. К началу 60-х годов в Харбине оставалось не более 900 русских, а в 1990 их насчитывалось всего 22 человека.

На современном этапе развития русская община Харбина значительно возросла, а 28 мая русские харбинцы празднуют «День Харбина». Именно в этот день 28 мая 1898 года на пароходе «Благовещенск» на место будущего города прибыли первые русские поселенцы.

Интересные факты:

И как вишенку на торте представим несколько удивительных фактов о Харбине:

  • Самый известный факт заключается в том, что это единственный китайский город, основанный русскими;
  • В российских документах можно встретить второе название города. Во время строительства железной дороги и начала ее функционирования Харбин называли станция Сунгари-первая, по имени реки, впадающей в Амур;
  • Самой русской улицей здесь остается улочка Zhongyang, на которой сохранились традиционные русские особняки с уникальной архитектурой;
  • Фестиваль льда, ежегодно проводимый в Харбине, посещают более 1,5 млн. посетителей, что является абсолютным рекордом по числу посещений подобных фестивалей в Европе;
  • На русском кладбище Хуаншань стоит монумент времен русско-японской войны 1904-1905 годов. Памятник установлен на могиле капитана второго ранга А. А. Корнильева, командира корабля «Решительный», первым принявший бой с японской эскадрой. Рядом были плиты с именами русских солдат, скончавшихся от ран в Дворянском госпитале Харбина.

Вот мы и познакомились со славной историей китайского города, основанного русскими во время строительства железнодорожной магистрали. Сегодня это один из красивейших городов Китая, в котором чудесным образом переплелись различные культуры и национальные традиции разных народов и этносов, проживающих в северо-восточной части китайского государства.

На площади перед Софийским собором пасется стая голубей. На свежевыкрашенных куполах сияют кресты; врата церкви открыты настежь. Из только что подкатившего темно-синего "ауди" выбираются два китайца. Один прилежно снимает храм на видео, другой истово осеняет себя крестным знамением. Туристы? Нет, местные. Софийский собор стоит на пересечении улицы Toulong с Zhaolin jie, недалеко от центра Харбина.

Путешественники, приезжающие в Харбин, должны на время забыть стереотипные представления о Китае - пагоды, императорские дворцы, буддийские храмы на каждом шагу. Харбин - самый большой город Манчжурии, лежащей на северо-востоке Поднебесной империи. Великая стена отделяет Манчжурию от всего того, что традиционно считается сугубо китайским. Что же касается Харбина, то этот город когда-то был нашенским, русским...

Русских в Харбине было много - они ехали туда с 1898 года, с начала постройки Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Собственно, ей Харбин и обязан своим возникновением. "Здесь 16 мая 1898 года был заложен инженером Шидловским барак. Эту дату и приходится принять за дату основания города Харбина", - сказано в книге, выпущенной в свое время КВЖД, которая некогда располагало собственным издательством.

В ту пору Харбин носил еще другое название - станция Сунгари-первая. Она была узловой на КВЖД. Построили ее в Манчжурии, на месте пересечения магистрали с южной ветвью железной дороги, идущей на Порт-Артур, в восьми верстах от реки Сунгари - притока Амура. В июле 1903 года КВЖД была сдана в эксплуатацию, и вся ее полоса превратилась в своего рода государство в государстве - ее охраняли русские войсками, там действовали русская администрация и российские законы.

В нынешнем 5-миллионном мегаполисе все еще сохраняются следы легендарного русского Харбина начала ХХ века. В центре города и сегодня можно видеть типичные русские особняки. Впрочем, есть и в стиле "арт нуво". Многие дома и улицы напоминают наши сибирские города. Особенно "русской" выглядит улица Zhongyang (сохряняю латинскую транскрипцию, чтобы не запутаться в прихотливой китайской топонимике); в начале прошлого века ее называли "Китайской". Начинается она у набережной Сунгари и тянется на полтора километра к центру города. Ее украшение - 13 дошедших до наших дней 13 старинных зданий русского Харбина. В 1997 году "Китайская" улица была взята под государственную охрану и превращена в пешеходную зону.

Вот одна типично русская история, приключившаяся в Харбине. Как-то жарким летним днем 1907 года российский ротмистр Альтман решил утолить жажду пивом. Все было бы хорошо, не води он с собой ручного медведя, вполне мирного и привязанного к людям. На беду, что-то отвлекло внимание Альтмана, и зверь выпил его пиво. После чего взбодрился и решил отправиться гулять по городу. Люди в панике разбегались, а экипажи опрокидывались. Это напугало самого медведя - он встал на задние лапы и принялся реветь. В конце концов усилиями местных стражей порядка медведь был посажен на цепь и доставлен в участок. В ожидании хозяина зверь забился под лавку. В общем, обошлось без жертв, но движение в центре Харбина в результате этого инцидента было парализовано час.

История эта изрядно позабавила жителей Манчжурии. Когда через несколько лет российские промышленники построили неподалеку от Харбина пивоваренный завод, китайские чиновники предложили назвать производимое им пиво "Сюн", что в переводе означает "медведь". Этот напиток пользовалось у китайцев большой популярностью. И сегодня в одном из парков Харбина можно увидеть вывеску на русском: "Кабак "Генерал Топтыгин".

Однако русско-китайскому "Сюну" медвежью услугу оказал "перестроечный Миша". В советское время поставками пива в дружественный Китай занимались многочисленные заводы в Кемерово, Тюмени, Башкирии, Уфе, Перми, Сахалине, Владивостоке. Но в 1985 году в Советском Союзе началась тотальная борьба с алкоголизмом, и поставки сократились почти втрое. Китайские любители пива поняли: рассчитывать на странных русских нечего. Пришлось вспоминать давно забытые национальные рецепты и самим приниматься за производство хмельного напитка. Китайцы, замечу, начали варить пиво еще 3 тысячи лет назад.

После Октябрьской революции 1917 года началось нашествие в Харбин эмигрантов и беженцев из России. В начале 20-х годов город и станции по линии железной дороги запрудил людской поток. Это была часть первой эмигрантской волны, разбросавших русских людей по всему свету. В Харбине счет шел на десятки тысяч - - эмигрантов и служащих КВЖД. До японской оккупации им принадлежало 33 процента всех капиталов в городе. Заботясь о хлебе насущном, русские харбинцы не забывали и о хлебе духовном.

Первая русская поэтическая публикация появилась в Харбине еще в 1906 году. А основной поток начался в 1918-1920-х годах, тогда же вышли первые поэтические сборники. Китайцы в литературно-издательском процессе выполняли скромную роль наборщиков. Наш язык они не знали, поэтому в русских изданиях тех лет много опечаток.

Как и в Советской России, в Харбине тоже верили в светлое будущее. Вот строки из русской газеты 1920-х годов: "Харбинцы, вероятно, скоро если не сравняются с американцами, то все же не очень будут им уступать в умении управлять аква-фляерами и в их устойчивости. "Солнечный спорт" настолько ярок, что не может не завоевать себе самого широкого распространения среди людей, любящих воду, солнце и веселый смех". Сегодня мы знаем, чем обернулась эта прекраснодушная идиллия для русского Харбина. В стране Советов тоже верили: "Мы будем петь и смеяться как дети..."

Новый этап в истории Харбина ознаменовала японская оккупация Манчжурии. Она началась в 1931 году, а на рассвете 6 февраля 1932 года японские части вошли в Харбин. Так открылась новая печальная страница в жизни города, оказавшегося на ближайшие 15 лет буквально на скрещении эпох. Японцы в большом числе начали стекаться в Харбин.

После оккупации Манчжурии, в том числе полосы отчуждения КВЖД, японскими войсками и создания ими марионеточного государства Маньчжоу-Го, работа КВЖД была сначала затруднена, а затем стала и вовсе невозможной. Поэтому в 1935 году СССР продал свои права на дорогу властям Маньчжоу-Го. Многие русские железнодорожники были при этом уволены, а часть тех, у кого было советское подданство, вернулись на родину. Почти все, кто перед войной был отозван с КВЖД, пополнили "население" ГУЛАГа.

Японская военная спецслужба создала Бюро по делам российской эмиграции в Манчжурии (БРЭМ), которое строго регламентировало каждый шаг русских эмигрантов. Все это побуждало их к отъезду, и большинство перебралось в Шанхай. В Харбине закрывались русские школы, институты, больницы, торговые дома...

А те эмигранты, что остались в Харбине, по-русской традиции раскололись на несколько групп и соперничали друг с другом. На правом фланге группировались силы, боровшиеся с большевиками и не смирившиеся со своим поражением. На левом же развернули свою деятельность в поддержку большевиков Объединенная конференция профессиональных, политических и общественных организаций полосы отчуждения КВЖД (1920-1921 гг.) и сильные левые профсоюзы. Возникло движение за "смену вех" в отношении большевиков.

Чтобы объединить эмигрантов был необходим культурный символ - некий безупречный образ, связанный с Россией. Такой культовой, по современной терминологии, фигурой, символом потерянной родины, в сознании эмигрантов стал Пушкин. Вокруг этого светлого имени могла объединиться вся зарубежная Россия, несмотря остроту идейных разногласий.

Впервые зарубежная Россия отметила пушкинский юбилей в 1924 году - 125 лет со дня рождения поэта. Чтобы преодолеть угрозу утраты национальной идентичности (тогда в ходу был термин - денационализация), было решено ежегодно широко отмечать во всем Зарубежье "День русской культуры", приурочив его ко дню рождения Пушкина.

В 1925 году "День русской культуры" праздновался уже в 113 странах, где жили русские эмигранты, и с этого времени он стал ежегодным. С особым размахом русская эмиграция отметила 100-летие со дня смерти Пушкина. К 1937 году в эмиграции возникло 16 Пушкинских комитетов на пяти континентах. Статистика была впечатляющей: в Европе в 24 государствах и 170 городах, в Австралии в 4 городах, в Азии в 8 государствах и в 14 городах, в Америке в 6 государствах и в 28 городах, в Африке в 3 государствах и в 5 городах. Всего в 42 государствах - 231 городе. Всему миру было явлено единство российской исторической памяти.

Особое место великий поэт занимал в сознании эмигрантов, живших в Китае. Пушкин никогда не был на Дальнем Востоке, однако он интересовался Китаем и не раз обсуждал эту тему с отцом Иакинфом Бичуриным, крупнейшим в ту пору русским ученым-китаеведом, который на протяжении 14 лет был главой Духовной миссии в Пекине. А в 1835-1837 годах он жил в Кяхте, где организовал первое в России училище с преподаванием китайского языка. Отец Иакинф нередко читал поэту произведения китайских поэтов. Общение с о. Иакинфом не осталось для Пушкина бесследным. Примечательно, что в черновиках "Евгения Онегина" сохранилась запись о чтении пушкинским героем Конфуция.

Первым произведением Пушкина, переведенным на китайский язык, стала "Капитанская дочка". Это произошло в 1903 году, том самом, когда вступила в строй КВЖД. Но это был всего лишь эпизод в истории Пушкина на Дальнем Востоке. По-настоящему пушкинский голос на Дальнем Востоке зазвучал после того, как туда начали перебираться российские эмигранты. Вот как отмечалось в Харбине 100-летие со дня кончины поэта. Духовенство отслужило торжественную панихиду по Пушкину. Всюду открывались выставки, читались лекции, проходили премьеры спектаклей. В феврале 1937 года была открыта Пушкинская выставка, организованная по предложению члена юбилейного комитета П. Савостьянова. На ней были представлены не только прижизненные издания поэта, но и предметы русского былт, картины.

В те февральские дни и возникла мысль издать все "пушкинские материалы" в одном альбоме. Авторский коллектив возглавил профессор К.Зайцев, который не только взял на себя роль координатора, но и написал немало статей для сборника, а также отредактировал работы других авторов. Всего было отпечатано 1160 экземпляров альбома, из них 16 именных и 44 нумерованных - на бумаге лучшего качества и в увеличенном формате. 1 марта 1937 года на торжественном собрании на юридическом факультете Харбинского университета профессор Г.К.Гинс прочел доклад "А. С. Пушкин - русская национальная гордость".

Начало Второй мировой войны отбросило на Харбин зловещую тень. В 1939 году в Харбинском предместье Пинфан был размещен "Отряд 731" или "Отряд Исии". Сейчас о деятельности этого отряда знают во всем мире, а в 1930-40-е годы эта группировака была строго засекречена.

Начиналось все в Токио, где в 1931 году была создана армейская медицинская школа, а при ней - лаборатория по борьбе с эпидемиями. Впоследствии она получила кодовое название "Отряд 731". Он неоднократно передислоцировался, пока не осел здесь, в харбинском Пинфане...

От железнодорожного вокзала до Пинфана идет 343-й автобус. Ехать долго, чуть ли не 10 километров. Но я все же решил проделать этот маршрут. На предпоследней остановке кондуктор показывает на траурный мемориал: на выход! Иду к главному административному зданию: здесь работали палачи в белых халатах, размещались охранники. А нынче в главном "блоке" - музейная экспозиция. При входе обе стены облицованы металлической чеканкой. Прямо из стен к посетителям тянутся руки в кандалах, со сжатыми кулаками.

Отряд генерала Исии готовил бактериологическую войну. В концлагере-лаборатории с 1939 по 1945 годы страшной смертью погибло более трех тысяч человек. В те годы организатор этого страшного эксперимента были в фаворе. На одном из фотоснимков - палач в автомобиле на фоне харбинского православного храма. На другом - Исии получает награды от главы японского министерства гигиены. У отряда Исии был свой аэродром. Самолеты в ангарах ждали своего часа, чтобы с воздуха распылять смертоносные бактерии на территории противника.

После вступления СССР в войну на Дальнем Востоке японское командование решило замести следы преступлений. 8 августа 1945 года были спешно взорваны все объекты на территории отряда: тюрьма, крематории, бараки, лаборатории, в которых проводились бесчеловечные опыты над людьми с применением болезнетворных бактерий. И все же уцелели каменные стены "холодильника": на плацу перед ним заключенных зимой привязывали к столбам и обливали водой, проверяя, сколько времени выдерживает организм. Заключенных умерщвляли в вакуумных камерах, пытали электрошоком, ампутировали конечности, лишали воды, и подопытные погибали от жажды. Сохранились и бетонные ячейки глубиной около метра, в которых содержались мыши, крысы, суслики и прочая живность, - их заражали инфекционными бактериями, чтобы потом выпускать на территорию врага.

В 1978 году на территории "объекта" был создан музей. Его экспозиция размещается в бывшем здании штаба "Отряда 731". В первое время в музее бывало всего 700-800 посетителей за год. Но в последнее время отмечен всплеск - 11 тысяч человек ежегодно, причем очень много японских туристов. Среди японцев, посетивших "Отряд 731", были и те, кто работал здесь в 1939-45 годы. В то время "зондеркоманду" сомнения не мучили: перед главным зданием даже была баскетбольная площадка, где можно было размяться после трудового дня.

Отрезвление пришло с годами, после поражения Японии во Второй мировой войне. На фотографии - Наоката Ицибаси, бывший член "спецназа" "Отряда 731". Он посетил Пинфан в 1987 году и оставил в книге для посетителей покаянные строки. Другое фото: бывший вивисектор Хидео Сонода замаливает свои грехи на руинах барака. Еще один "перековавшийся" - бывший охранник Ютака Мио. После войны он отказался от пенсии в знак покаяния за причастность к преступлению против человечества.

Экспозиция музея обрывается 1945 годом, когда "Отряд 731" прекратил свое существование. На выставке представлены фотокопии документов о послевоенной судьбе генерала Исии и других изуверов. Из содержания этих материалов следует, что их приголубили американцы, и они оказались в США, где внесли свою лепту в военно-бактериологические изыскания Пентагона. В одном из залов можно видеть бактериологическую бомбу, изготовленную в США. По некоторым сведениям, такие бомбы американская армия использовала на первых порах в ходе Корейской войны 1950-53 годов.

Правда, некоторые подельники Исии от кары не ускользнули. К их числу относится Tомио Исава. В 1949 году он предстал в Хабаровске перед судом над японскими военными преступниками, но еще до окончания процесса покончил с собой в камере. Предполагается, что в Пинфане будет создан мемориал в память о замученных китайцах, корейцах, русских, монголах. А пока на выходе из музея - лотки с сувенирами: русские матрешки, кофе "Жокей", браслеты, бусы и даже меха чернобурки. Видно, у администрации плоховато со вкусом...

Но вернемся к русским харбинцам, пережившим трудные военные годы. Осенью 1945 года Советская армия освободила Харбин от японских оккупантов. Однако 1949 год - возникновение красного Китая, закрытие еще сохранявшихся русских журналов. 1956 год - отъезд последних русских из Китая, остались единицы. 1975 год - последняя русская поэтесса Нора Крук, родившаяся в Харбине в 1920-м, уехала из Гонконга в Австралию. А тем, кто остался, довелось перенести новые испытания в годы "культурной революции" в КНР.

Всего в Китае в 1880-1941 годах было воздвигнуто более 20-ти православных храмов. Половину из них снесена во время "культурной революции". Пострадало и китайское православное духовенство. Протоиерей Стефан У - китаец. Хунвейбины отбили ему легкие. А православного священника Григория Джу, тоже китайца, возили по всему городу с плакатом на груди. Сюжет был страшен: отец У целует ноги Хрущева.

В 1990 году в Харбине проживало 22 русских - именно столько было зарегистрировано в приходе церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Сюда они приходили слушать проповеди отца Григория, которого в миру звали Джу Пу. В храме молились и православные китайцы. Но все-таки это была русская церковь - так, по крайней мере, считали последние эмигранты. Еще в начале 90-х годов в храме можно было встретить русских стариков, доживавших в Харбине свой век. Они попали сюда детьми, пережили японскую оккупацию, войны, культурную революцию...

Для них православная церковь в Харбине была поистине всем: и местом общения, и памятью об ушедшей молодости, и последней надеждой. Нынче в Харбине потомков русской эмиграции практически не осталось. Все, кто не сумел уехать, покоятся на погосте. Здесь же и памятник героям Порт-Артура, и могила офицера армии Колчака, полного георгиевского кавалера Сергея Федорова. По соседству лежит последнее русское духовенство. Среди прочих - протоиерей Валентин Барышников, которого считали чудотворцем.

Про схимонахиню Рафаилу говорят: "Тихо жила и тихо умерла". На ее могиле нет ни креста, ни просто таблички с именем. Известно только, что она лежит под кустом сирени. Ухаживать за могилами уже некому, а скоро и помнить никто не будет. В Китае действует лишь один из сохранившихся православных храмов. Он находится в Харбине и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Остальные святыни используются как музеи, выставочные залы, склады и рестораны. В Харбинском соборе сейчас размещен музей архитектуры - молиться больше некому. Правда, в китайском обществе вынашивается идея восстановления Свято-Никольского храма, украшавшего Харбин и снесенного маоистами.

Если от железнодорожного вокзала подниматься вверх по Honglun jie, то через 15 минут ходьбы можно выйти на площадь, окруженную высотками из стекла и бетона. Они подавляют скромный памятник, установленный здесь в честь советских воинов. На постаменте надпись по-русски: воздвигнуто в память советских воинов, павших "за свободу и независимость Союза советских социалистических республик". Советский человек привык к такого рода "клише" и, вроде бы, все так и надо. Но, все же, где логика? Если за свободу СССР, то почему памятник в Китае? Если за свободу Китая, то причем здесь независимость Советского Союза?

В годы советско-китайской холодной войны по поводу этого монумента кипели споры: сносить или нет? Ограничились тем, что в памятные дни советским дипломатам не разрешалось приезжать из Пекина в Харбин для возложения венков к подножию памятника. Но это - в прошлом. На южном берегу реки Сунгари разбит парк, тянущийся вдоль набережной. Когда-то он носил имя Сталина. А на северном берегу, напротив Харбина, завершается благоустройство большого парка "Остров солнца". Пруды, мостики, павильончики, ивы, ручные лани.

Но главная достопримечательность парка - "русская деревня". Точнее, деревня "а ля рюс", - примерно то же, что "китайский павильон" в Царском Селе под Санкт-Петербургом. Здесь же, на щите, - план парка с надписями на китайском, английском и русском с заметным итайским акцентом. Вчитываюсь в текст. Итак, "Схема проводники пейзажной зоны". "Она смотрит оживленные городские районы только через реку. Имеет характер полевого пейзажа, с безыскусственностью, удалью и полной природой". Посетителей ожидает "длинная галерея укрывания от дождя", "благоухание цветов лотоса и прыгание рыбы". "Зона русского характера приобретает очарование иной культуры и флирта. Гуманитарный ландшафт и играющие объекты тоже имеют природный пейзаж и густой русский флирт". Но не буду придираться: при желании все можно понять...

Вернувшись в Харбин, прогуляемся по улице Xidazhi jie, Она пересекает город с юго-запада на северо-восток. Когда-то на одной из ее площадей высился громадный памятник Мао Цзэдуна. Нынче здесь бетонная развязка скоростных шоссе, а монумент переместили в сквер перед одним из административных зданий. По улицам сплошным потоком несутся такси, роскошные бьюики и белоснежные лимузины. А кому такси не по карману, может нанять вело-рикшу. К "железным коням" приделаны фанерные коробчонки для перевозки людей, украшенные бархатными пампушками и бумажными цветами. По обочине тащатся ослики, запряженные в деревянные тележки с немудреной поклажей.

Из ряда бетонных коробок выделяется здание русское по стилю. Подхожу ближе - так и есть. На вывеске значится: ресторан "Русский дом". Миновав площадь с памятником советским воинам, улица Xidazhi jie меняет свое название на Dongdazhi jie. Там, где ее пересекает Anshan jie, уникальное сочетание: бок о бок стоят три храма: католический, православный и протестантский. В католическом идет какой-то семинар, в протестантском - богослужение. А православная Покровская церковь, открытая в 1986 году после долгих лет гонений, - на замке. Каска на дверях облупилась.

Последний православный священник-китаец - отец Григорий Джу - умер в 2000 году, служить некому. Храм не "снят с регистрации", он открыт для верующих, прихожане собираются по праздникам и молятся как умеют, без священника. Летом 2004 года сюда был направлен священник из Екатеринбургской епархии, который, с разрешения местных властей в течение двух недель совершал в храме богослужения. А ведь когда-то в Харбине были не только православные храмы, но и монастыри.

Если продолжить путь по Dongdazhi jie, то вскоре улица приведет к ЦПКО (Центральный парк культуры и отдыха). Ошибиться невозможно: громадное колесо обозрения видно издалека. Слева каменные львы охраняют вход в буддийский монастырь. Обитель действующая; во дворе высится огромная позолоченная статуя Будды. Когда-то буддийский монастырь и православная обитель соседствовали - друг от друга их отделяла высокая каменная стена. Нынче за "буддийской" стеной - парк культуры.

При входе в бывший православный монастырь высится колокольня, увенчанная пятиконечной звездой. В монастырском храме, тожде бывшем, разместился центр компьютерных игр. На территории китайского "диснейленда" тесно от всевозможных аттракционов. Бетонной стеной огорожено кладбище советских воинов, погибших в боях за освобождение Харбина. Несколько десятков ухоженных могил с обелисками, но доступа к ним нет, ворота на замке.

Возвращаясь по Dongdazhi jie, можно свернуть на Guogeli Dajie и дойти до ее пересечения с Gexin jie. Здесь высится еще один православный храм, чудом уцелевший в годы культурной революции. Рядом временный помост, а над ним - рекламный плакат: слева - пивная бочка, справа - изображение этого же храма. За "кулисами" толпятся молодые русские артисты в народных костюмах. Перед началом "шоу" один из них проверяет работу микрофонов.

Подхожу, спрашиваю: откуда приехали?
- Из Хабаровска. Обслуживаем пивной фестиваль.
- А храм действующий? Что внутри?
- Не знаю. Мне без разницы...

В настоящее время в Духовных школах Русской Православной Церкви учатся 18 студентов из разных провинций Китая. Есть надежда на то, что некоторые из них уже в скором времени будут готовы к рукоположению в священный сан и, вернувшись на родину, займутся пастырской деятельностью. Хоть бы сбылось!

Архимандрит Августин (Никитин)

Китайский город с русскими корнями - именно так часто называют Харбин. Ученые спорят, приводя все новые доказательства той или иной точки зрения. А туры в Харбин неизменно пользуются популярностью у россиян.

История

Существуют две основные точки зрения относительно основания этого города. Российские ученые говорят о том, что Харбин был основан как поселение для строителей Китайско-Восточной железной дороги. В связи с этим датой появления города считается 25 мая 1898 года. Китайские же специалисты настаивают на том, что и до этого времени на месте Харбина были деревни, так что с этой датой можно связать только начало "русского" периода. Аргументов у обеих сторон много, споры не прекращаются, но отрицать тот факт, что более полувека история города была тесно связана с Россией, просто странно.

Итак, строительство КВЖД крепко связало северо-восток Китая с соседней страной, ослабив здесь влияние Европы и Японии. Поэтому появление железной дороги стало вопросом не столько инфраструктуры, сколько политики. Конечно, она связала Сибирь с Дальним Востоком и стала важной транспортной артерией, но назвать упрочнение связи с Китаем второстепенной целью тоже нельзя.

Изначально народы, говорившие на разных языках, селились в Харбине отдельно. В русской части были открыты свои школы, все надписи были на "великом и могучем", даже архитектура разительно отличалась от второго района. Эта тенденция продолжилась и после Октябрьской революции, которая сделала город центром эмиграции в Азии. Кстати, в какой-то момент он чуть было не стал советским - начавшееся восстание, вдохновленное большевистски настроенными жителями, было быстро подавлено.

С середины XX века эмигранты начали покидать Харбин, уезжая обратно в Россию или другие страны. Немалую роль в этом, вероятно, сыграла возросшая неприязнь китайцев по отношению к иностранцам - русские не всегда вели себя корректно с хозяевами. Но основной причиной стала продажа Японии советской части собственности в городе.

Современность

Сейчас город стал совсем другим. Ничто не выдает тот факт, что история Харбина была тесно связана со "старшим братом", как раньше называли СССР китайцы. Разве что количество иностранцев, среди которых превалируют русскоязычные.

Современный Харбин является столицей провинции Хэйлунцзян, располагающейся на северо-востоке Китая. Его население составляет около 10 миллионов человек, несмотря на с суровыми зимами. Он является важным экономическим и промышленным центром КНР. И именно он - самый популярный у русских туристов город. Итак, что же предлагает путешественникам Харбин?

Достопримечательности

Несмотря на то что "русский давно закончился, в облике города все-таки проглядывает что-то родное. Многое было разрушено, но некоторые здания остались нетронутыми:

  • Центральная улица (Чжунен Додзе). Пешеходная зона протяженностью в 1,4 километра является настоящим музеем архитектуры под открытым небом. Здесь очень людно, поскольку даже местные жители очень любят прогуливаться.
  • Церковь Святой Софии. Это одно из немногих оставшихся православных строений в Харбине. Внутри, однако, ничего не напоминает обычную церковь - выставлены фотографии, иллюстрирующие "русский" период истории города.
  • Новая синагога. Белая разумеется, включала и евреев. И в этом здании выставлены экспонаты, рассказывающие об их жизни в Харбине. Неподалеку расположены также старая синагога и еврейская школа.
  • Телебашня. "Дракон" - так называется это здание. Оно является самой высокой стальной башней в Северо-Восточной Азии. На самом верху находится вращающийся ресторан, и те, кому недостаточно любоваться красивым видом из окна, могут выйти на крышу.
  • Солнечный остров. Здесь находится парк, где очень любят бывать местные жители, фотографироваться молодожены. Также здесь есть клетки с белками, оленями и пруд с черепахами.
  • Парк Этих прекрасных животных в мире осталось не так уж и много, и тем ценнее возможность увидеть их в естественной среде обитания, проехав в полностью закрытом автобусе по заповеднику. Животных можно даже покормить, так что посетить это место определенно стоит.

Тысячи туристов ежегодно приезжают в Харбин. Достопримечательности, которые они посещают, вовремя реставрируют, так что многие возвращаются сюда снова. Не последнюю роль в этом играют ежегодные фестивали.

События

Одним из самых интересных для туристов мероприятий не только в Харбине, но и во всем Китае, является знаменитый фестиваль снега и льда, который проходит здесь каждый год. История этого праздника насчитывает уже 3 десятилетия, но только недавно он приобрел нынешний масштаб.

15 тысяч скульпторов из разных стран каждый год в начале декабря прибывают в Харбин, чтобы показать свое мастерство, выстроив, например, четырехметровую скульптуру или замок высотой с пятиэтажный дом. Официальное же открытие фестиваля проводится 5 января. Примерно до середины февраля весь Солнечный остров превращается в настоящую зимнюю сказку. Неудивительно, что зимние туры в Харбин так популярны, и путешественники готовы терпеть мороз и длительные перелеты, чтобы попасть сюда.

Тем не менее, это не единственное событие, которое привлекает сюда жителей из самых разных стран. Международный фестиваль пива в августе, июльский музыкальный конкурс, Праздник фонарей, а также - все это достойно того, чтобы посетить Харбин. Достопримечательности, конечно, тоже интересны, но красочные ежегодные мероприятия подарят незабываемые впечатления.

Крупных городов вблизи Харбина нет, но это не значит, что выезжать за пределы города не стоит. Совсем неподалеку находятся несколько крупных горнолыжных центров, собирающих много любителей экстремального спорта. Потому для любителей зимних развлечений это еще один повод посетить Харбин. Достопримечательности, которые не увидеть в Европе, низкие цены, развитая транспортная сеть - для туристов с Дальнего Востока это прекрасный вариант как для непродолжительной, так и для достаточно длительной поездки.

Инфраструктура

Для многих жителей европейской части континента практически вся Азия - это Дальний Восток. Города находятся рядом, так что можно подумать, что из Петропавловска-Камчатского до Пекина можно добраться на автобусе. Конечно, это не так. И ближайший к Харбину крупный российский город - Владивосток - находится примерно в 500 километрах.

Тем не менее, добраться сюда несложно, ведь город является крупным транспортным узлом. Харбин (аэропорт "Тайпин") принимает самолеты международных компаний, таких как "Аэрофлот", Air France, KLM, Air China и многих других. Это одна из крупнейших авиагаваней на северо-востоке страны.

Здесь есть и большой вокзал, через который проходят поезда во многие китайские города. В скором времени планируется организовать скоростной маршрут в Казахстан. Таким образом, развитие транспортной инфраструктуры в Харбине идет полным ходом.