С каких слов начинается публичное выступление. Правила, позволяющие сделать публичное выступление доступным для слушателей

  • Сделайте шокирующее утверждение. Шокирующее утверждение поразит зрителя, и он захочет внимательно слушать. Поскольку такие утверждения часто вызывают сильные эмоции, то, сказав что-то такое в начале речи, вы сможете быстро вовлечь зрителей в тему.

    • Попробуйте сказать что-то простое, чтобы перейти ближе к делу, например: "Ремни безопасности спасают жизни".
  • Сделайте наглое официальное заявление. Бесстрашное заявление может шокировать или потрясти зрителя, и он начнет внимательно слушать кажущуюся ему серьезной тему. Вы можете также сказать, не используя непонятных терминов, что зрителю нужно узнать информацию, которую вы собираетесь ему предоставить.

    • Если ваша речь идет о расстройствах настроения, то можете заявить что-то в роде: " Депрессия, биполярное аффективное расстройство и расстройства такого рода могут вызывать смертельные побочные эффекты ".
    • Если ваша речь о самозащите, то можете сказать что-то вроде: " Если вы гуляете в одиночку, и вдруг на вас напали, то ваша реакция в первые несколько секунд может решить, останетесь вы в живых или нет ".
  • Пробудите у зрителя чувство напряженности или любопытства. Не называйте предмет речи сразу, опишите его сначала. Описывая характеристики чего-то до того, как дать конкретный ответ, вы заставляете зрителя попробовать распутать загадку, и люди превращаются в активных слушателей.

    • Если рассказываете о собаках, можно описать стандартные качества или ежедневное расписание собаки, говоря при этом от первого лица и закончить утверждением: " Я - пес ".
  • Расскажите шокирующий факт или статистику. Шокирующая статистика может подготовить ваших зрителей к важности выбранной вами темы. В результате зрители будут больше обращать внимание на то, что вы хотите сказать по теме.

    • Статистика, показывающая понижение или повышение рождаемости в определенном регионе или стране, может подготовить людей послушать о проблемах населения.
  • Предложите вниманию аудитории поразительную статистику или другие доказательства. Доказательства должны быть важным элементом всей вашей убедительной речи, но если вы хотите слушателям доказать важность вашей темы в самом начале речи, можно показать зрителю статистику или подобные факты, способные доказать важность вашего заявления. Статистика будет более эффективной, если будет неожиданной для зрителя.

    • Для речи, в которой вы пытаетесь убедить зрителя применять солнцезащитные средства, вы можете упомянуть статистику, имеющую отношение к количеству людей, умирающих от рака кожи каждый год.
  • Расскажите историю или анекдот. Истории налаживают контакт с публикой, смешивая и информативность, и развлечение. История, которую вы используете в начале речи, может быть как реальной, так и выдуманной, но в любом случае она должна быть четко связана с темой.

    • Для речи об охране материнства, вы можете рассказать историю об опыте, связанном с охраной материнства, через которую прошел некто из ваших знакомых.
    • Если вы рассказываете речь о рецепте пирога для детей и подростков, можете описать ситуацию, в которой ребенок приготовил пирог для родных по особому поводу. Включите туда детали о том, как рады этому были родные.
  • Подберите подходящую цитату. Содержательная или остроумная цитата, которая относится к теме речи может показать важность утверждения, и на ней можно построить основное содержание речи. Для вдохновляющей или развлекательной речи об определенном событии используйте цитаты, как-то связанные с мероприятием или обращающиеся к зрителю.

    • Попробуйте выбрать цитату из хорошо известных источников, поскольку если они узнают, кто ее говорил, то, вероятнее всего, отреагируют.
    • Вдохновляющие цитаты являются популярным способом начать речь на выпускном. Обычно оратор выбирает цитату, которая говорит о мечтах, образовании, взглядах в будущее или построении личности.
    • Обычно для речей на демонстрациях цитаты используются реже.
  • Сформулируйте мнение экспертов. Если можете найти эксперта по данной теме, который соглашается с вашей позицией, то процитируйте или перескажите мнение этого эксперта, чтобы ваша речь и позиция имели основание с самого начала.

    • Если вы пытаетесь убедить зрителей в важности формирования привычек здорового питания и занятий спортом, то можете начать с утверждения, сделанного очень известным экспертом в этом вопросе для завлечения публики.
  • Как говорить правильно и без стеснения Полито Рейналдо

    Приветствие аудитории

    Приветствие аудитории

    Оказавшись перед аудиторией, первые слова, которые вы произнесете, должны быть приветствием людям, которые пришли послушать вас. Это уважительный, вежливый способ обратиться к присутствующим и привлечь их внимание. Это может показаться очевидным, но об этом часто забывают.

    Редко кто начинает разговаривать с группой, не обратившись к ее членам персонально, то есть не поприветствовав их. Но приветствия бывают разного толка. Одни люди произносят приветственные слова напоказ, в качестве некой традиции или ритуала, тогда как другие вкладывают в них свою душу, стараясь быть вежливыми и дружелюбными.

    Приветствие направлено на две цели. Первая заключается в том, чтобы действительно поздороваться: пожелать всем доброго вечера, например. Вторая – это привлечь внимание к тому факту, что вы стоите перед аудиторией. Например, когда во время вечеринки вы говорите «Минуточку внимания», чтобы произнести тост, это больше чем просто приветствие; вы привлекаете внимание каждого участника к факту своего присутствия и объявляете о том, что собираетесь говорить.

    Приветствие – это часть введения, которое, как вы видите, фокусирует внимание аудитории, вызывает у людей желание того, чтобы ваше выступление оказалось успешным, настраивает на дружелюбный лад, желание испытать интерес и обратить внимание на ваше послание. Вступление также устраняет сопротивление, которое могут испытывать слушатели в отношении вас, предмета доклада или окружающей обстановки вследствие ее дискомфорта или мыслей о тех делах, которые их ждут после окончания мероприятия. Короче говоря, приветствие информирует собравшихся, что вы готовы начать.

    Будучи частью введения, приветствие также помогает привлечь слушателей на свою сторону.

    Соблюдайте формальности и старшинство

    Форма приветствия всегда должна соответствовать степени формальности мероприятия, начиная от более официальных ситуаций, когда вы обращаетесь к аудитории со словами «леди и джентльмены», и заканчивая неформальными ситуациями, когда достаточно сказать «привет!». Кстати, обращение «леди и джентльмены» подходит практически для всех ситуаций.

    У женщин есть право первенства, то есть их надо приветствовать первыми, если они не входят в совет директоров и не сидят за почетным столом, когда старшинство определяется иерархией, а не половой принадлежностью. Например, за почетным столом во время церемонии сидят президент страны и женщина-министр, то первым следует приветствовать президента, как самую важную персону среди присутствующих, а не министра.

    Начинайте с приветствия самых важных персон. Обратите внимание на эту деталь, потому что я знаю случаи, когда политические конфликты и враждебность возникали из-за того, что оратор не приветствовал почетных гостей или не приветствовал их в нужной последовательности.

    Будьте осторожны: аудитория может потерять к вам интерес, пока вы приветствуете большое количество почетных гостей одного за другим. Если протокол не требует, чтобы каждого из гостей приветствовали по отдельности, то можно найти прекрасный выход из этой ситуации, обратившись к «почетным приглашенным гостям». Однако если присутствуют представители власти или знаменитости, которых нельзя игнорировать, то решение может выглядеть так: «Я хотел бы поприветствовать господина президента Барака Обаму и распространить это приветствие на всех уважаемых почетных гостей, леди и джентльмены». Таким образом вы выразите свое уважение властной фигуре и не потратите время впустую на бесконечные приветствия остальным почетным гостям.

    Проявляйте политическую чуткость

    Некоторые собрания проводятся исключительно с политическими целями ради продвижения какой-нибудь фигуры. Люди ходят на подобные мероприятия не ради темы доклада, а просто чтобы оказаться на виду и чтобы услышать, как собравшиеся произносят их имя. В такой ситуации не стоит слишком беспокоиться относительно самого послания, однако необходимо упомянуть всех сидящих за столом для почетных гостей, а в некоторых случаях и в зале. Вы можете не сказать ничего содержательного, но все будут довольны устроенным вами представлением.

    Это граничит с лицемерием? Я тоже так считаю, но такова жизнь. Если вы знаете, что собрание преследует чисто политические цели, либо не приходите на него и храните верность своим принципам, либо играйте по заявленным правилам. Желание донести до слушателей послание с глубоким смыслом в такой ситуации сродни желанию читать проповеди в пустыне, где не найти никаких слушателей, кроме верблюдов.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

    15.3. Оценка аудитории Публичное выступление - это общение с аудиторией. Поэтому перед выступлением нужно собрать сведения о тех, перед кем предстоит выступать. Одно дело - выступать с научным докладом перед коллегами, т. е. подготовленной аудиторией, другое дело - перед

    Из книги Я знаю, как меня воспитывать. И я вам честно об этом расскажу автора Ладитан Банми

    15. Затянувшееся приветствие Секреты рождения из первых рук Родовые схватки, питоцин – да-да, все мы знаем, что процесс родов доставил вам пару неприятных минут. Но задумывались ли вы о том, как самый длинный заплыв в его недолгой жизни подействовал на малыша? Возможно,

    Из книги НЛП: навыки эффективной презентации автора Дилтс Роберт

    Оценка аудитории Для проведения эффективной презентации необходимо умение оценивать аудиторию. Два наиболее важных фактора, связанных с вопросами коммуникации и отношений, это отношение слушателей и их внутреннее состояние. Именно они определяют, каким образом

    Из книги Терапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение автора Ахола Т

    Участие аудитории Совместные обсуждения позволяют каждому из присутствующих стать Участником происходящего разговора. Мы поощряем всех задавать вопросы и делиться своими мыслями. Под конец сессии мы создаем несколько маленьких групп, и каждая из них представляет

    Из книги Дневник канатного плясуна автора Курпатов Андрей Владимирович

    Приветствие Я проснулся поздним вечером. В палате совершенно темно. Заратустра стоит у окна, прижавшись лицом к тонкой оконной раме, глядя в ночное небо. Окно огромно, он стоит в окружении звезд. Тихо.Млечный Путь виден нам на плоскости и только поэтому кажется нам дорогой.

    Из книги Как научиться говорить комплименты автора Тамберг Юрий

    Комплименты аудитории Даже если лектор уверен в общественной значимости своей лекции или курса лекций, огромное значение имеет дружеское отношение и хороший контакт с аудиторией.Когда слушатели заинтересованы в выступлении и не предубеждены, оратор достигает цели

    автора Азарова Ольга Николаевна

    3.2. Анализ аудитории

    Из книги Искусство презентации за 30 минут автора Азарова Ольга Николаевна

    3.1. Знакомство, приветствие, первые впечатления. согласование порядка хода переговоров Начало переговоров, определение повестки дня, целей встречи. Обычно с кратким приветственным словом к собравшимся обращается руководитель принимающей стороны. Он сообщает о цели

    автора Трейси Брайан

    Из книги Убеждение [Уверенное выступление в любой ситуации] автора Трейси Брайан

    Из книги Авторитет. Как стать уверенным, весомым и влиятельным автора Гойдер Каролина

    Приветствие: крепкое рукопожатие Рукопожатие имеет ключевое значение для авторитета, потому что оно свидетельствует о том, насколько вы спокойны и уверены в себе. Ниже приводятся некоторые советы. Прежде чем применять их в ответственных рабочих ситуациях,

    автора Седнев Андрей

    Мысли аудитории Прочитайте мысли аудитории Слушатели думают на протяжении всего вашего выступления, даже если вы не слышите от них ни слова. Если вы хотите, чтобы ваша речь дала эффект, то вы должны контролировать не только то, что видит и слышит аудитория, но и то, о чем

    Из книги Блестящее выступление. Как стать успешным оратором автора Седнев Андрей

    Прочитайте мысли аудитории Слушатели думают на протяжении всего вашего выступления, даже если вы не слышите от них ни слова. Если вы хотите, чтобы ваша речь дала эффект, то вы должны контролировать не только то, что видит и слышит аудитория, но и то, о чем она думает.Мысли

    Из книги Блестящее выступление. Как стать успешным оратором автора Седнев Андрей

    Мысли аудитории Расскажите слушателям о том, что они думают, с помощью фраз: «Вы, наверное, сейчас спросили себя», «Вы, вероятно, подумали» или «Если бы вы спросили меня…» Передайте мысли публики в форме диалога. Это укрепляет связь и привносит юмор. Если вы рассказываете

    Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

    Приветствие На будущей неделе старайтесь приветствовать любого, с кем встретитесь в классе, в офисе, просто на улице. Улыбнитесь и скажите: «Прекрасный денек, не правда ли?», или «Вы когда-нибудь видели столько снега?» и т. п. Большинство из нас к такому не привыкли, и,

    Из книги Подобно огромному неподвижному камню автора Балсекар Рамеш Садашива

    Приветствие редактора Адвайта Веданта известна как «прямой подход» - в отличие от «постепенного подхода». Постепенный подход подразумевает достижение различных уровней просветления, нечто вроде духовной лестницы, по которой ищущий должен взобраться. Адвайту же

    Хороший старт – это всегда полдела в публичном выступлении. Как начать так, чтобы дальше нас слушали и услышали? Мы поделимся некоторыми секретами ораторского искусства для старта.

    Для начала, давайте определимся, что же должен сделать оратор в начале выступления. Все просто: завоевать внимание слушателя, сделать так, чтобы публика начала доверять, ну и конечно вызвать интерес к теме. Это основные задачи. Вы спросите: «Ну и как же это сделать?».

    На внимание работают несколько основных приемов. Вы можете выбрать один, можете комбинировать приемы.

    Пауза . Очень помогает собраться оратору перед выступлением. То есть Вы не бежите сразу с места, а аккуратно, размеренно, начинаете. Когда аудитория прекратит шуметь, двигаться, взгляды направятся на оратора, вот тогда и начните. Не позволяйте себе суетится: спокойствие вначале всегда вызывает уважение. Но пауза не должна затянуться, так как это может быть индикатором страха оратора.

    Будьте доброжелательны . Не давите, не прессуйте, не агрессируйте вначале. Такую ошибку совершают часто неопытные ораторы, и это выдает их волнение и неуверенность. Начните с доброжелательного приветствия, улыбнитесь и поздоровайтесь.

    Говорите о том, что чувствуете , если волнуетесь. Это отличный прием просто сказать: «Здравствуйте, я немного волнуюсь перед выступлением». Это помогает оказаться рядом с аудиторией, показать, что Вы не над ней, а вместе с ней, Вы тоже человек. Вам простят шероховатости, а также Вы уберете напряжение. Кстати, для непринужденной атмосферы всегда выигрышной окажется самоирония . Например: «Господа, я бываю очень рассеян. Настолько рассеян, что могу забыть, где мои очки, учитывая, что они у меня на носу. Но вот важность нашей сегодняшней встречи я всегда помню. Давайте же начнем». Так Вы показываете, что Вы уверенный, но не самоуверенный.

    Конечно, очень важно сделать правильное приветствие . И лучше сказать: «Добрый день!», чем просто банальное «Здравствуйте!». При этом, понижайте тон и делайте паузу после фразы «Добрый день», так как повышение тона звучит как вопрос и показывает Вашу неуверенность.

    Первая фраза не должна состоять из сложных, заумных и длинных предложений. Иначе отношение будет к Вам такое «Самый умный, что ли?». Для вызова доверия говорите понятные, знакомые аудитории вещи, в которые она точно поверит, либо они ее не будут раздражать.

    Очень хорошо начинать с цитаты . Но не с длинной. Цитата должна быть понятной и не заумной, обязательно в тему Вашего выступления. Кстати, в таком случае, цитатой лучше и заканчивать.

    Всегда приятен комплимент аудитории. Но он должен быть не банальным и очень конкретным. Например: «Мне очень приятно, что данная тема вызвала интерес у такой молодой аудитории». Или: «Я уверен, что каждый из присутствующих не просто так оказался в этой аудитории, я вижу, что здесь нет равнодушных, или случайных людей».

    Внимание аудитории здорово зацепить с помощью неожиданной фразы, или поступка . Например: «Я понял, что никому не нужен!» — именно с этих слов начинают свое повествование многие клиенты у психологов. Как на это реагировать? А давайте сегодня поговорим о приемах в психотерапии».

    Поступки тоже могут быть разные. Я видел, как оратор пришел в зал с цветами и раздал женщинам по гвоздике. Просто так. И привязал это к теме выступления так: «Мы так редко делаем то, что мы хотим, так редко просто так доставляем радость окружающим! Я надеюсь, что мое выступление вызовет только положительные эмоции! И ведь оно вызвало! Но будьте аккуратны: шокировать публику надо тоже уметь и не переходить в крайности. Я был свидетелем случая, когда оратор вскочил на стол, переверну проектор, а потом долго его настаивал и приводил публику в чувства. Любая экспрессия имеет меру!

    Начать с истории . Но здесь очень важно подвести историю к теме Вашего выступления. Например: «Дорогие друзья, когда я к Вам сегодня ехал, я был удивлен: все складывалось так, будто мир хочет, чтобы я попал к Вам сюда, независимо от обстоятельств. А они были! Я вообще вчера лежал с температурой, севшим голосом и уверением домашних: «Ну куда ты поедешь в таком состоянии». Утром я оказался бодр, весел и свеж. Вы не поверите все светофоры были зеленые, место для парковки сразу нашлось и даже солнце выглянуло, Вы посмотрите! Кстати, о солнце. Тема нашей сегодняшней встречи также о нашей солнечной системе: Есть ли жизнь на Марсе, или это не так?»

    Когда я учился в университете, один профессор на торжественном концерте в честь первого сентября, всегда рассказывал со сцены одну и ту же историю на протяжении многих лет. Про Диогена, его бочку и про его знаменитый возглас «Эврика!». Это все профессор привязывал к тому, что студент всегда должен ориентироваться на творчество, на открытия и исследования, на познания мира с помощью нашего выдающегося университета.

    Если у Вас планерка, или совещание, то хорошо начинать с главного, держа в голове структуру «тема –цель-регламент». Например: «Доброе утро, коллеги! Тема нашей встречи “Изменения в правилах техники безопасности”. Мы должны обсудить, как лучше донести эту информацию до работников предприятия. Мое сообщение займет десять минут, затем в течение трех минут я буду готов ответить на ваши вопросы, и еще пятнадцать минут мы посвятим обсуждению темы и выработке предложений. Приступим».

    И помните, первые 5-10 секунд слушатель приглядывается к Вам и считывает, что он может получить от Вас, как от выступающего, интересна ли ему подача информации. Поэтому акцент на начале обязателен. Как удержать внимание аудитории читайте в наших последующих заметках.

    Вадим Соколов

    История мира повстречала уже десятки специалистов ораторского искусства, речи которых мы помним до сих пор. Самыми недавними гениями этого искусства были Гитлер, Хрущев и другие политики, проводившие агитационное выступление. Чаще именно политики дают пример как правильно обыкновенную речь превратить в нечто большее, элемент истории. Следует знать, что написание текстов для выступлений приносит деньги, ведь тема выступления бывает любой, в том числе и о заработке.

    Но это не всегда так. Например, последнюю «сильную» речь произнес Стив Джобс в 2005 году, и это была не презентация нового продукта. С помощью ораторского искусства он призвал учащихся Стэндфордского университета стремиться к мечтам и о пользе искать в жизненных провалах возможности. Используя приемы речи, Джобс затронул жизненные темы, расположив к себе публику, и речь вошла в историю.

    Для некоторых это хобби, а кто-то изучает красноречие, чтобы презентация получила высшие оценки и принесла пользу.

    «Иногда жизнь бьёт вас по башке кирпичом. Не теряйте веры. Я убеждён, что единственной вещью, которая помогла мне продолжать дело, было то, что я любил его. Вам надо найти то, что вы любите. И это так же верно для работы, как и для отношений. Ваша работа заполнит большую часть жизни и единственный способ быть полностью довольным – делать то, что, по-вашему, является великим делом. И единственный способ делать великие дела – любить то, что вы делаете. Если вы ещё не нашли своего дела, ищите. Не останавливайтесь. Как это бывает со всеми сердечными делами, вы узнаете, когда найдёте. И, как любые хорошие отношения, они становятся лучше и лучше с годами. Поэтому ищите, пока не найдёте. Не останавливайтесь».

    «Ваше время ограничено, поэтому не тратьте его на жизнь чьей-то чужой жизнью. Не попадайте в ловушку догмы, которая говорит жить мыслями других людей. Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос. И самое главное: имейте храбрость следовать своему сердцу и интуиции. Они каким-то образом уже знают то, кем вы хотите стать на самом деле. Всё остальное вторично». «Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными».

    Если разбирать любую речь Стива Джобса можно заметить, что она напоминает разговор – она очень понятная, естественная и непринужденная. Постоянные паузы, которые являются неотъемлемой частью речи, придают эмоциональности тексту.

    Несмотря на то что эта речь считается одной из лучших произнесенных в современности, некоторые специалисты считают, что Джобсу не хватает правильной жестикуляции и телодвижений и выступление не предел ораторского искусства. Но не стоит забывать, что для этого человека это не являлось видом деятельности, скорее это было хобби и обязанности, как владельца компании. Кстати, презентация новой техники, всегда, выглядела очень захватывающе.

    Где можно встретить это искусство?

    Да практически везде, в повседневной жизни нас постоянно окружают такие моменты. Спорт, дружба или другая часть вашей жизни наполнена ими. Может, вы не всегда помните это, но если для вас спорт является составляющей вашей жизни, тогда где вы ищите мотивацию? Правильно, в словах спортсменов, когда они рассказывают на публике о своих результатах. Спорт, как и бизнес или война требует мотивации.

    Из чего состоит ораторское искусство

    Если тема красноречия для вас является хобби, тогда можно сильно не углубляться в тонкости, но основные составляющие хорошего выступления вам следует знать.

    • Подготовка. Залог успешного выступления напрямую зависит от вашей подготовки к нему. Одежда, в которой будет проходить выступление, требует тщательного подбора.

    Для девушки важно не наносить много косметики и иметь скромный внешний вид. Это расположит зрителей, и не будет отвлекать внимание.

    Для мужчин важно выглядеть опрятным и выглаженным. Показывать видом успех и уверенность, иначе слушатель может просто не придавать словам должного значения.

    Нужно уделить внимание элементами в зависимости от вашей аудитории. Ведь для бизнесменов важным элементом будут деньги и дороговизна стиля. Для школьников или студентов подойдет более простой и непринужденный вид.

    • Вступление. Начинать можно с истории из жизни или необычной фразы, которая должна зацепить слушателя. Этот прием называется «крючок». В речи Стива Джобса, о которой мы говорили выше, был задействован «крючок» в виде шутки.

    Всегда используйте паузы между основными частями речи. Это помогает переварить сказанное и в то же время можно видеть реакцию людей.

    В основе ораторского искусства лежит умение рисовать образы, но только правильные образы. Это должно быть, что конкретно можно представить, а если это касается чисел, тогда надо использовать слайды или переводить в то, что можно визуально измерить.

    • Основная часть. Конечно, для главной части нет каких-то конкретных правил, но пару советов можно дать. Разбейте речь на блоки логическим путем, чтобы было ясно, где вы переходите в другую часть выступления.

    Не делайте из речи монолог, иначе слушатели просто заскучают, и будут чувствовать себя гостями. Задавайте риторические или прямые вопросы, втяните кого-то из зрителей в разговор, можете позвать на сцену. Просите выполнить какое-нибудь задание. Говорите энергично.

    • Заключение. Выступление можно закончить красивой фразой или сделать шаг назад. Не надо растягивать заключение и рассказывать что-то еще.

    Можно подчеркнуть главное из речи и в конце начать понижать тон. Тогда все поймут, что выступление закончено. Искусство кратко и четко закончить выступление требует обязательной практики.

    • Личные примеры и истории. Сейчас трудно удивить какими-то фактами или вставить в текст главной части что-то совсем новое для целевой аудитории.

    Поэтому личные истории стоят в одном ряду с паузами и образами в основах искусства успешного выступления. Допустим, если вы бизнесмен, то хорошо было бы рассказать, как вы заработали первые деньги. Рассказывая историю из жизни, вы приближаете к себе зрителя, даете возможность представить себя на вашем месте. И если правильно написать речь, тогда можно интегрировать ключевые моменты в рассказ и донести до зрителя нужную информацию.

    Жанр речи

    Ораторское искусство делится на виды и человек может углубиться в любой жанр. Вот основные направления этого искусства:

    • научный жанр;
    • политический;
    • судебная речь;
    • церковный жанр;
    • другие виды красноречия.

    Деньги, как цель ораторского искусства

    В настоящее время тренинги и семинары, где обсуждается тема, как заработать деньги захлестнула интернет. Собственно и интернет этому способствовал. Он открыл возможности заработка, а значит и обучению. Ведь раньше главным источником самостоятельного обучения была книга.

    Пример выступлений миллионеров в университетах или онлайн-семинары в интернет-пространстве – это все относится к тематике бизнеса, где основная задача заработать деньги. Целью этих выступления является мотивация слушателя, заряд эмоциями и желанием что-то делать. Движет всем этим стремление иметь много денег и быть независимым. Хорошим способом преобразовать знание ораторского искусства в деньги, это открыть школу по практике и изучению красноречия.

    Судебная речь

    Судебная речь как жанр, пришла к нам еще из древней Греции. В связи с ростом населения политики изучали ораторское искусство, и судебная речь в то время имела большое значение. Судьбу политику могло решить умение говорить на публике. В Греции проходило обучение этому мастерству и за это платили большие деньги.

    Так как в судах в то время каждый должен был защищать себя сам, граждане, которые имели деньги, платили за текст логографам, и судебная речь позволяла избежать наказания.

    Судебная речь, как и любая другая состояла из вступления, основной части и заключения. Человек, таким образом, пытался разжалобить судей и заставить поверить, что его судебная речь не вымышленная.

    Судебная практика в древности была достоянием народа, и на суд собиралось много людей, поэтому без должной подготовки выступить было проблематично.

    Судебная речь, как жанр имеет место быть и развиваться в современности и может приносить деньги профессионалам. Все прокуроры и адвокаты подготавливают текст речи заранее, именно это отличает хорошего юриста. Чтобы судебная речь произвела впечатление на судью и присяжных используются приемы в риторике.

    Пример выступления Линкольна

    В 1863 году, через несколько месяцев после кровавой битвы Линкольн произнес знаменитую Геттисберскую речь. Про ораторское искусство и отношение к профессиональной риторике тут можно не говорить, для приемов в ней просто не хватило бы места. Но текст, написанный Линкольном, заставлял лить слезы и цеплял за душу

    Публичная речь длилась всего около двух минут, но эти две минуты история не забудет. В итоге эту речь высекли на памятнике в мемориале Линкольна.

    «Минуло восемьдесят семь лет, как отцы наши основали на этом континенте новую нацию, своим рождением обязанную свободе и посвятившую себя доказательству того, что все люди рождены равными».

    «Сейчас мы проходим великое испытание гражданской войной, которая решит, способна ли устоять эта нация или любая нация, подобная ей по рождению или по призванию. Мы сошлись на поле, где гремела великая битва этой войны. Мы пришли, чтобы освятить часть этой земли – последнее пристанище тех, кто отдал свою жизнь ради жизни этой нации. И это само по себе вполне уместно и достойно».

    «Но все же не в нашей власти освятить это поле, сделать священной, одухотворить эту землю. Деяниями храбрецов, павших и живых, которые сражались здесь, земля эта уже священна, и не в наших скромных силах что-либо прибавить или убавить. То, что мы говорим здесь, будет лишь вскользь замечено и вскоре забыто, но то, что они здесь сделали, не будет забыто никогда. Давайте же мы, живые, посвятим себя тому неоконченному делу, которые вершили здесь эти воины. Давайте посвятим себя здесь великой работе, которая нам предстоит, и преисполнимся еще большей решимости отдать себя той цели, которой павшие здесь отдали себя всецело и до конца. Давайте торжественно поклянемся, что смерть их не окажется напрасной, что эта Богом хранимая нация обретет возрожденную свободу и что власть народа, волей народа и для народа не исчезнет с лица земли».

    Историки говорят, что текст для выступления Линкольн решил писать сам, взяв за основу принцип равенства из Декларации независимости и опиравшись на великих деятелей прошлого. По словам очевидцев, выступление было такое сильное, что заставило народ поверить, что все жертвы были не напрасны, и они воюют не против других штатов, а воюют за свободу народа и будущее родного государства. Всего лишь один текст позволил объединиться людям, как семья, чтобы противостоять врагу.

    Пример текста Чаплина

    Тест речи Чарли Чаплина называется в переводе на русский «Как я полюбил себя» и стал нашей историей и главной речью человека. Сказал он ее на свое семидесятилетие.

    Правда ходят слухи, что на самом деле пример текста могли написать фанаты из Бразилии. Четких доказательств, что это дело рук Чарли Чаплина нет, как и точного доказательства подлога.

    Несмотря на это, речь на тему любви к себе получилась великолепной и заслуживает внимания это пример, который можно использовать для своих целей.

    «Когда я полюбил себя, я понял, что тоска и страдания – это только предупредительные сигналы о том, что я живу против своей собственной истины. Сегодня я знаю, что это называется «БЫТЬ САМИМ СОБОЙ».

    Когда я полюбил себя, я понял, как сильно можно обидеть кого-то, если навязывать ему исполнение моих же собственных желаний, когда время еще не подошло, и человек еще не готов, и этот человек – я сам. Сегодня я называю это – «САМОУВАЖЕНИЕМ».

    Когда я полюбил себя, я перестал желать другой жизни, и вдруг увидел, что жизнь, которая меня окружает сейчас, предоставляет мне все возможности для роста. Сегодня я называю это «ЗРЕЛОСТЬ».

    Когда я полюбил себя, я понял, что при любых обстоятельствах я нахожусь в правильном месте в правильное время, и все происходит исключительно в правильный момент. Я могу быть спокоен всегда. Теперь я называю это «УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ».

    Когда я полюбил себя, я перестал красть свое собственное время и мечтать о больших будущих проектах. Сегодня я делаю только то, что доставляет мне радость и делает меня счастливым, что я люблю и что заставляет мое сердце улыбаться. Я делаю это так, как хочу и в своем собственном ритме. Сегодня я называю это «ПРОСТОТА».

    Когда я полюбил себя, я освободился от всего, что приносит вред моему здоровью – пищи, людей, вещей, ситуаций. Всего, что вело меня вниз и уводило с моего собственного пути. Сегодня я называю это «ЛЮБОВЬЮ К САМОМУ СЕБЕ».

    Когда я полюбил себя, я перестал всегда быть правым. И именно тогда я стал все меньше и меньше ошибаться. Сегодня я понял, что это «СКРОМНОСТЬ».

    Когда я полюбил себя я прекратил жить прошлым и беспокоиться о будущем. Сегодня я живу только настоящим моментом и зову это «УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ».

    Когда я полюбил себя, я осознал, что ум мой может мне мешать, что от него можно даже заболеть. Но когда я смог связать его с моим сердцем, он сразу стал моим ценным союзником. Сегодня я зову эту связь «МУДРОСТЬ СЕРДЦА».

    Нам больше не нужно бояться споров, конфронтаций, проблем с самими собой и с другими людьми. Даже звезды сталкиваются, и из их столкновений рождаются новые миры. Сегодня я знаю, что это – «ЖИЗНЬ».

    Публичная речь Черчилля (часть)

    Черчилль мастер на составление текста для речей. Выступление на военную тему в 1940 году не оставило равнодушным никого и дает пример для подражания.

    «Я не могу предложить ничего, кроме крови, тяжёлого труда, слёз и пота. Нам предстоит суровое испытание. Перед нами много долгих месяцев борьбы и страданий. Вы спросите, какова наша политика? Я отвечу: вести войну на море, суше и в воздухе, со всей нашей мощью и со всей той силой, которую Бог может даровать нам; вести войну против чудовищной тирании, равной которой никогда не было в мрачном и скорбном перечне человеческих преступлений.

    Такова наша политика. Вы спрашиваете, какова наша цель? Я могу ответить одним словом: победа – победа любой ценой, победа, несмотря на все ужасы; победа, независимо от того, насколько долог и тернист может оказаться к ней путь; без победы мы не выживем. Необходимо понять: не сможет выжить Британская империя – погибнет всё то, ради чего она существовала, погибнет всё то, что веками отстаивало человечество, к чему оно веками стремилось, и к чему будет стремиться. Однако я принимаю свои обязанности с энергией и надеждой. Я уверен, что люди не дадут погибнуть нашему делу.

    Сейчас я чувствую себя вправе потребовать помощи от каждого, и я говорю: «Пойдёмте же вперёд вместе, объединив наши силы».

    Написать этот текст позволили Черчиллю приемы искусства красноречия. Историческим этот текст сделали прямота и честность высказываний.

    Через месяц после выступления союзника Англии победили и захватили немцы, на эту тему он написал еще один текст и выступил с ним. Части его речи следует найти и ознакомиться, это хороший пример, если вы хотите написать речь или ваша цель сделать классную презентацию.

    Спорт, дружба, семья, хобби - это темы, на которые можно писать профессиональные тексты и применять ораторское искусство. Примеры или части ораторских текстов можно найти в интернете или увидеть по телевидению. Это следует сделать обязательно, если вы хотите написать хороший для чтения и выступления текст. Книга об ораторском искусстве также поспособствует обучению, чтение специальной литературы сделало мое умение правильно вести диалог, благодаря чему дружба с людьми стала более крепкой, а недавнее хобби стало приносить дивиденды.

    Многие выступающие сталкиваются с проблемой - как же начинать выступление, чтобы сразу понравится? Как появиться на сцене? Как встать, чтобы это выглядело естественно? Как сразу завоевать доверие публики? С чего начать? Как произвести благоприятное первое впечатление? Известно, что у нас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление - поэтому важно использовать шанс первый и единственный. Существуют закономерности впечатления и восприятия, которые должен учитывать любой человек, появляющийся в центре внимания. Есть важное наблюдение, много раз проверенное опытными ораторами:

    ПОСЛЕ ТОГО, КАК ВЫ СКАЗАЛИ «ЗДРАВСТВУЙТЕ», ВЫ ПРОИЗНЕСЛИ 70 ПРОЦЕНТОВ СВОЕЙ РЕЧИ!

    А после приветствия вы уже будете только дополнять уже сложившееся впечатление о вашей личности. В психологии существует понятие «импритинг» - то есть «впечатывание» образа человека в сознание публики. Если первое впечатление позитивное - оно начинает работать на вас неким «шлейфом», все ваши слова будут подкрепляться положительным образом в сознании зала. Если негативное - против вас будет работать отрицательный «шлейф», подсознательно публика будет уже настроена скептически.

    Автор неоднократно становился свидетелем ситуаций, когда компетентные, умные, знающие люди не могли произвести убедительного первого впечатления и откровенно проваливали свою речь. Причина провала была только одна - неудачное начало, слабое первое впечатление, которое уже не получилось исправить. В результате даже потенциально сильные и содержательные выступления и презентации не достигали своей цели, или даже оратор становился посмешищем в глазах публики.

    И наоборот. Автор много раз наблюдал, как после удачного начала, подкрепленного дальнейшим выступлением, публика меняла отношение к человеку. Он становится полубогом. Ну, если не полубогом, то, как минимум, человеком гораздо более уважаемым! За счет чего происходит этот эффект? За счет того, что значимость, или психологический вес человека, становится в наших глазах гораздо выше, когда мы видим, что он обладает каким-либо мастерством, талантом, редким умением. Когда мы видим, как работает мастер, мы как бы присутствуем при рождении маленького чуда. А разве красивое, убедительное, увлекающее, радующее людей публичное выступление не чудо и не шедевр? Без сомнения, речь - это маленькое (или большое) чудо, сравнимое с чудом сотворения на наших глазах музыки, чуда актерского перевоплощения или рождения картины-шедевра.

    Так как же произвести сильное и убедительное первое впечатление ? Каковы закономерности восприятия? Что должно происходить в самом начале выступления? Прочитаем еще раз заголовок. В самом выражении «постановка на публике» заключен некий двойной смысл. Первый смысл, прямой и буквальный, происходит от слова «ставить» или «стоять» - куда и в какую позу себя поставить, какое положение тела принять? И зачастую это является проблемой для оратора, который не знает, какое место на сцене, в зале ему занять, как встать, как сесть, что делать с ногами и куда девать руки? И второй смысл - переносный. Есть такое устойчивое словосочетание в нашем языке - «он поставил себя в коллективе». Что имеется ввиду? Что этот человек заслужил уважение, авторитет, положение в негласной ранговой иерархии коллектива. Если же оратор является новым человеком для слушателей - он должен заслужить уважительное отношение. Сразу! Времени на раскачку у оратора мало! И даже если выступающего знают, положение на сцене обязывает на особую роль. И в этой роли - он все равно новый человек для публики.

    При этом первый и второй смысл словосочетания «постановка на публике» тесно связаны между собой. От расположения в зале и позы сильно зависит первое впечатление, произведенное нами на зрителей. А от первого впечатления, как следствие, зависит и дальнейшее отношение зрителей к вам - симпатия и доверие к вашим словам, либо холодная нейтральность и желание поспорить. И наша задача, разумеется, за счет своих знаний и мастерства добиваться максимально убедительного первого впечатления.

    Кредит доверия от сцены. Это важное явление, которое выступающий обязан использовать. Само по себе знание об этом кредите доверия должно прибавить уверенности вам, как оратору! Сцена или любое место выступления дает не только испытание на прочность для оратора, но и несет некий изначальный положительный для оратора эффект. Главное место дает некий кредит доверия и уважения оратору от публики. Сцена поднимает человека не только физически, но и психологически, в глазах слушателей. Мы готовы слушать человека, вошедшего на сцену, только потому, что он занял это центральное, главное место. Может быть, вы и на своем опыте замечали, что, когда сидишь в зале, а на сцену выходит человек, он автоматически вызывает некое «притихание» слушателей и первоначальную долю уважения. И это только благодаря тому, что он появился на этом главном месте. Этот эффект изначального кредита доверия и уважения идет еще откуда-то с подсознательных детских времен. Когда мы были школьниками, в класс входила учительница, она занимала главное место - и мы автоматически начинали уважать, слушать и бояться. А кто это забывал делать, тому напоминали, кто здесь главный. Более того, вся система образования закрепляла этот эффект и в институтах, училищах, академиях, а потом и на работе. Главный тот - кто на сцене! Это усвоилось нами с молоком всех наших «альма матерей». И осталось в нашем подсознании. Мы не всегда знаем, кто и почему доверил человеку сцену, но раз ему доверено, значит, так и надо! Значит, он имеет право стоять перед нами и внушать нам свои мысли! Изначально сцена наделяет оратора некоторой властью над умами людей, и люди уже готовы к этому - ведь именно оратор находится на сцене, а они сидят в зале. Ведь именно оратору доверено вещать перед публикой!

    Изначальный кредит доверия и уважением - это закономерность, но, конечно, она не исключает, что в зале могут находиться люди, еще до этого настроенные против вас, пришедшие специально сорвать выступление или поглумиться. Как их нейтрализовывать - это отдельная тема. А закономерность первоначального кредита доверия важно знать и использовать - то есть увеличивать, а не обесценивать своим поведением этот кредит уважения от зала.

    Правило семи секунд. В течение какого времени формируется первое впечатление? Это не часы, не десятки минут и даже не минуты. Психологами подсчитано, что первое впечатление формируется всего лишь за первые семь секунд появления человека перед людьми, а далее только закрепляется. И мы уже знаем, что первое впечатление всегда одно. Конечно, теоретически можно попытаться сгладить и исправить, но это очень сложно. Первое впечатление похоже на отпечаток пятерни на еще влажном мягком цементе или след ботинка на свежем асфальте - оно застывает и закрепляется на века. При появлении человека на сцене у зрителей в сознании, в мозгу, начинает формироваться наш образ, представление о нас, или, как я говорю, новый «файл», которого раньше не было. И этот файл мы формируем сами именно нашим поведением за это короткое время. Уже через семь секунд люди думают, что они многое про нас поняли. Уже через семь секунд зрители думают, что они нас уже прочитали. К этому времени зритель уже оценил оратора и сделал вывод: интересен - неинтересен, симпатичен или нет, нравится - не нравится, умный - глупый, сексуален - несексуален. В реальности, наша личность может совершенно не соответствовать этому образу в сознании, но это представление рождается как результат нашего поведения и судить будут по нему. При этом слушатели могут совершенно ничего и не знать ни про первое впечатление, ни про формирование образа, все это работает помимо их воли, то есть подсознательно, помимо сознания, не подчиняясь осознанному решению. Этот эффект работает не только для публичного ораторского случая, но и для личного общения. Наверняка вы когда-то ощущали на себе, что если человек сразу при знакомстве не понравился, это шлейфом несет отпечаток на дальнейшее к нему отношение. И наоборот, если сразу понравился, расположил, то и дальше хочется с ним общаться и сближаться.

    • Говорят, что бывает даже любовь с первого раза.

    Показательны результаты следующего психологического исследования. Были опрошены работодатели, начальники, кадровики с одним вопросом - когда, в какой момент вы для себя принимаете внутреннее решение о приеме или нет человека на работу? И по статистике получился интереснейший результат. Большинство работодателей приходили к выводу, что это внутреннее решение созревало у них в течение всего лишь первой минуты. А чем, спрашивается, работодатель занимается в следующие двадцать минут собеседования? Правильно. Убеждает самого себя, что решение верное. И тогда, если человек понравился, начальник пропускает минусы и преувеличивает плюсы, не обращает внимания на недостатки и жадно ловит достоинства. Пусть не семь секунд, а минута, но в любом случае, это очень короткий промежуток времени.

    Вы были студентами? Вспомните, тот же воздействие первого впечатления часто наблюдается на экзаменах. Если студент сразу произвел положительное, приятное впечатление, профессор начинает его «тащить»: задавать хорошие вопросы, исключать трудные вопросы, не замечать слабые ответы, прощать ошибки, помогать формулировать, подсказывать, давать новый шанс. А если сразу не понравился - то дело труба. Профессор будет всячески топить вредными вопросами, выискивать ошибки, пропускать хорошее, и при первой возможности отправит на пересдачу. И все это также происходит подсознательно, начальник, как и профессор не осознают этого эффекта, они находятся, можно сказать, в плену первого впечатления, которое управляет их отношением и действиями.

    Когда начинается публичное выступление? Совершенно верно, тогда, когда пошло формирование первого впечатления, а не когда вы открываете рот! Когда начинаются эти семь секунд? Когда оратор появляется в поле внимания публики, а не когда начинает говорить! Когда вы встаете со своего места в зале и начинаете идти на сцену - семь секунд уже начались. Когда выходите из-за кулис - впечатление автоматически начало складываться. Идете по проходу в зале - вы уже в поле внимания. Внимание публики автоматически реагирует на движущиеся и новые объекты - и вся публика повернет к вам голову - «та-а-к, ну, кто это там сейчас будет у нас выступать, вот этот, что ли, ну давай, давай, сейчас посмотрим, чего ты стоишь…» Все зрители невольно начинают вас оценивать - что такое, кто такой, как идет, как двигается, куда идет? Поэтому помните - выступление начинается с вставания с места или появления вашего кончика носа из-за кулис!

    Никакой кухни! Разберем типичные ошибки неопытного оратора.Видел много раз следующую картину. Выступающий, полагая, что речь еще не началась, встает с места, идет на сцену, по дороге поправляя одежду, судорожно поводя плечами, застегиваясь, почесывая затылок, потирая подбородок и причесываясь пятерней. Затем он торопливо вытирает нос, хорошо, если платком, одергивает одежду на ходу и чуть ли не застегивает брюки. К тому времени, пока он дойдет до места, можно считать, что выступление уже закончилось. Какое впечатление складывается в эти семь секунд? Любая подобная суета работает против оратора. Люди в зале не должны видеть никакой «кухни» и никаких приготовлений.

    • Представляете, если мы увидим приготовления президента к торжественной речи на Новый Год - как его гримируют, напомаживают, подкрашивают, повторяют ему в ухо текст, дают наставления, одергивают, застегивают и причесывают? Мы разочаруемся, это снижает значимость человека.

    Поэтому - никакой кухни на людях, вы должны уже быть абсолютно «ОК», без признаков того, что у вас может быть что-то не в порядке.

    Поведение Хозяина. В этом емком слове - Хозяин - заключены все сильнейшие качества человека: уверенность, независимость от мнения других, внутренняя сила, стопроцентный психологический комфорт, несмотря ни на что. А также неспешность, допустимая вальяжность, отсутствие суеты. Такое поведение ассоциируется с властью, надежностью, смелостью, лидерством, с вожаком и даже вождем. Уверенный и внутренне сильный человек вызывает уважение, люди ему невольно подчиняются, впечатление о нем сильное, слова его имеют особенную значимость.

    • Если Вы хотите успех, Вы должны выглядеть так, как будто Вы его уже имеете. (Древний афоризм.)

    К сожалению, публика заставляет оратора все делать быстрее и провоцирует его на суету, вследствие дискомфорта и психологического давления, которое она создает самим фактом присутствия. В чем причина суеты? В том, что когда мы испытываем неприятные и дискомфортные ощущения, понятно, хочется побыстрее от них избавиться. А как это сделать на сцене? Убежать, мы понимаем, нельзя. Но зато можно побыстрее справиться со своим номером и свалить со сцены с глаз долой. Поэтому я на тренингах рекомендую участникам, наоборот, двигаться на публике чуть более замедленно, неторопливо, как будто слегка тормозя (по своим ощущениям), и тогда суета скомпенсируется и будет золотая середина.

    Выход на сцену. Отсюда вывод. Идем на сцену уверенно и спокойно, с видом Хозяина и абсолютно независимо - так, как будто в зале никого нет. Не допускайте еще одной типичной ошибки - коммуницирования на ходу. Это когда оратор общается с публикой, еще не дойдя до места выступления, с помощью улыбочек в зал, веселых приветствий, помахиваний залу рукой, обращений к старым знакомым и расшаркиваний. Это смотрится, как жгучее желание завоевать доверие дешевым способом, понравится публике и сразу демонстрирует зависимость от нее. Такое кокетство уважения у публики не вызовет, сразу становится понятно, что человек очень хочет понравится. Наоборот, вызывает уважение поведение Хозяина - абсолютная уверенность, независимость от аудитории, то, что оратор не стремится набрать дешевых бонусов, проявляет выдержку и хладнокровие, и раньше, чем нужно, говорить не начинает. Никакого заигрывания!

    ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК СПЕЦИАЛЬНО НЕ ХОЧЕТ ПОНРАВИТЬСЯ - ОН НРАВИТСЯ БОЛЬШЕ!

    Как ни парадоксально, но это так. Потому что мы уважаем сильных людей и восхищаемся уверенными личностями. В этот момент такой человек становится в наших глазах лидером, вожаком и даже вождем.

    Важно знать, что желательно идти не через центр зала, потому что в эти семь секунд вы будете демонстрировать зрителям свою… спину, что не совсем правильно для первого впечатления. Лучше выходить как будто бы сбоку, заходя через один из флангов сцены. В идеале, желательно выйти из-за кулис и там же скрыться после выступления, но кулисы сейчас сохранились только в театрах. Во время уверенной ходьбы смотрим только вперед, оценивая, как дойти до главного места. Главное место всегда расположено по центральной оси зала и на удобном расстоянии от первых рядов, не слишком далеко, но и не слишком близко - не наваливаясь на первые ряды.

    Занимаем центральное место. Ошибкой будет начинать говорить где-нибудь сбоку, не в центре сцены. Особенно, часто так бывает, когда выступление короткое и выступающий внутренне для себя это оправдывает маленьким временем на речь. Что он транслирует в зал в этом случае? Он делает аудитории такое невербальное сообщение - извините, я тут с краю постою, я, простите, ненадолго, я вообще случайно тут зашел, ничего, что я вас отвлекаю…? И это уже не Хозяин - а маленький человек… Хозяин всегда достоин главного места. Поэтому не обесценивайте себя речью с краю, а смело ищите главное место, достойное вас!

    Кроме центрального расположения, главное место должно удовлетворять «правилу девяносто градусов». То есть угол обстрела, или сектор охвата аудитории, должен быть примерно 90 градусов, если вы вытянете, стоя в центре, руки по флангам аудитории. Если подойдете слишком близко, угол обзора будет уже под 180 градусов, и в этом случае боковые зрители будут выпадать из вашего влияния, а на первом ряду слишком напрягутся. Если слишком далеко, угол будет градусов 45 и расстояние для выступления будет слишком далекое и неудобное. Найдя взглядом во время спокойной ходьбы на сцену главное место, смело занимаем его, как и подобает Хозяину, поворачиваемся к залу и фиксируемся на нем.

    Как в этот момент встать? Встать сейчас в прямом смысле слова - какую позу принять, каково положение тела, рук, ног должно быть для наилучшего восприятия оратора?

    Типичные ошибки неопытных ораторов. Оратор выходит и становятся в позу с руками за спиной. Впечатление, что руки связаны за спиной, но он молчать все равно не может. Ощущение закрытости, скованности, жестикуляция работать не будет. Также есть впечатление, что человек что-то там прячет. Камень, например, за пазухой не поместился, но зато сейчас как достанет… Если зритель не видит руки, облик оратора подсознательно ассоциируется с некой опасностью. Знаете, как родился жест рукопожатия? В средневековье этого жеста еще не существовало, и когда воины встречались на одной тропе, они издалека показывали друг другу правую руку. Это означало - у меня нет в руке оружия, и я иду с добрыми намерениями. Постепенно этот жест трансформировался в рукопожатие при сближении. Поэтому руки оратора люди должны видеть для того, чтобы от него не исходило ощущение угрозы.

    • А знаете, как родился жест объятия с дружеским похлопыванием по спине? Здравствуй, дорогой, сколько лет, сколько зим…!!! Воины сходились и во взаимном объятии прохлопывали друг друга на предмет незадекларированного оружия за спиной. Смысл уже забылся, а традиция осталась.

    Другая ошибка. Оратор выходит и становится в позу с руками, скрещенными на груди в позе Наполеона. Такое положение оратора будет опять же подсознательно восприниматься как подчеркнутая демонстрация превосходства. Это еще и поза вредного преподавателя:

    - Ну-ну, молодой человек, давайте свою зачетку, все равно не сдадите…

    Понятно, что это тоже не оптимально для восприятия публикой.

    Еще распространенная ошибка. Руки оратора скрещены не сзади, а спереди ниже пояса - «поза футболиста». Тоже читается скованность, закрытость, плюс только ленивый не спросит себя, что же он там защищает. Это не те ассоциации, которые надо сразу рождать у аудитории.

    И еще одна ошибка. Руки в карманах. Это выглядит абсолютно вульгарно, а для бизнес-аудитории является грубым нарушением этикета, после которого докладчик просто упадет в глазах публики. А если вы так будете выступать на приеме у президента, вас больше никогда к нему уже не пригласят. Еще хуже, если руки в карманах брюк, а не пиджака. Иногда оратор, не зная, куда девать руки от волнения, прячет их в карманы, думая, что хотя бы эту проблему он решил, и никто теперь его суетящихся рук не заметит. Как бы не так! В карманах-то суетливые руки заметны еще больше. Особенно, если они там продолжают играть с ключами, брелками, и другими предметами. Любой движущийся предмет привлекает внимание гораздо сильнее - и вся публика будет заворожено смотреть только на низ туловища оратора, потеряв интерес ко всему остальному. И это, разумеется, тоже не то впечатление, в котором оратор должен быть заинтересован.

    По этой же причине не стоит брать с собой предметы, которые хочется взять для самоуспокоения - тетрадки, шпаргалки, записи на листах, а также на всякий случай - ручки, фломастеры, маркеры. Все предметы в руках визуально усиливают дрожащие и играющие руки. Исключение - если речь или доклад настолько объемны, что без записей не обойтись, но тогда их можно взять и положить рядом на стул, стол, трибуну и подглядывать, а если по-другому невозможно, зачитывать текст.

    Так в какой же позе оптимально начинать и вести речь, где должны быть руки и что делать на сцене?

    Основная стойка оратора

    Это главная стойка оратора, с которой надо начинать речь и проводить большую часть времени на сцене. После начала выступления можно время от времени от нее отходить, но важно не забывать возвращаться. Разберем основную стойку - для тренировки лучше выполнять последовательно, а потом уже автоматически и сразу.

    Ноги на ширине плеч. Именно на ширине, а не больше и не меньше. Если будет менее ширины плеч («ножки вместе») это со стороны смотрится довольно изящно, но когда вы начнете говорить, неизбежно почувствуете некоторую неустойчивость - площадь опоры слишком мала. Если ноги шире плеч, это, конечно, устойчиво и удобно, но выглядит со стороны угрожающе и даже агрессивно - человек занимает больше пространства, чем ему необходимо. Еще засучить рукава - и будет полная картина «эсесовец на посту». Иногда на тренингах девушки говорят - а как же, мол, вот учат же профессиональных моделей и манекенщиц стоять в «третьей позиции», как раз ножки вместе, спинка прогнута…? Да, эта стойка красиво смотрится, но учтите, если фотомодель начнет говорить, люди в зале разбегутся… Задача моделей и других блондинок - украшать пространство своим присутствием, но никак не покорять публику своей речью и интеллектом. Поэтому оптимально в стойке ноги именно на ширине плеч, даже для женщин.

    Тянем себя за макушку мысленно за виртуальную длинную ниточку в космос. Позвоночник распрямляется, осанка прямая. Сутулость - проблема современного человека, большинство людей ходит согнувшись - годы, заботы, тревоги, усталость, тяжелая жизнь… И если мы на сцене увидим сутулого человека - будет именно такое и впечатление, плюс от него будет исходить ощущение неуверенности и скованности. Действительно, когда мы тревожимся или волнуемся, интуитивно тело человека сжимается и съеживается, чтобы стать незаметным в минуту опасности. И как раз так на сцене и воспринимаемся. В результате первое впечатление будет неизбежно смазано. Очень важно продемонстрировать на публике прямую противоположность сказанному - уверенность, силу, энергию, свободу, лидерские качества, в том числе за счет хорошей осанки.

    К сожалению, у большинства людей сутулость уже вошла в привычку, поэтому прямая осанка для многих является некомфортной и долго ее держать непросто. Это так. Но любую дурную привычку можно вытеснить новой более конструктивной привычкой, как вместо сигареты в момент волнения можно себя приучить к леденцам. Поэтому важно сформировать себе привычку именно к прямой, королевской, если хотите, осанке. Знаете, как в старые времена гусар приучали держать аристократическую стать? Гусар должен был вдохнуть на полную грудь - и так дальше и стоять, жить, говорить, дышать. А как будущих светских дам приучали к благородной осанке? Был еще более жестокий способ - корсет. Когда женщину затягивали в корсет на сорок шнурков, осанку волей-неволей она держала (скорее, конечно, неволей). Для женщин, кстати, возможно использование не мысленной ниточки в космос, а представление, что вы подпираете головой балкон или небесный свод - готовитесь в кариатиды. Еще вариант - несете на голове легкий, но хрупкий предмет - нельзя уронить. Тренироваться можно с книгой на макушке, и тогда дадите фору восточным женщинам, известным своим изяществом и особой статью - натренированной кувшинами с водой на голове.

    Иногда человеку у меня на тренинге некомфортно держать осанку не потому, что он патологически сутулится, а только потому, что слишком старается и напрягается. Сделаем вместе такой эксперимент. Сильно напрягите правую руку в кулак. Сильно-сильно. Еще сильнее! Еще сильнее!!! А теперь пальцы руки расслабьте, а форму кулака оставьте. Чтобы держать форму кулака - усилий, оказывается, почти не требуется. Так и наши мышцы спины, ответственные за осанку, настолько сильны, что для того, чтобы держать тушку в прямостоящем положении им не требуется даже сильно напрягаться - пять процентов их возможностей вполне достаточно. Некоторые даже умеют спать стоя - солдаты на посту, лошади в поле… Поэтому форму тела оставляем - а лишнее напряжение мысленно сбрасываем, и в целом тело расслабленно.

    Плечи на «вешалку», грудь расправляем колесом. Эти правила дополняют хорошую осанку. Плечи на мысленную вешалку, как будто вы пиджак. Для того, чтобы повесить «пиджак», делаем круговое движение плечами назад и фиксируем плечи чуть сзади. Поцелуйтесь лопатками. Грудь расправляем на вдохе (вспомним гусар) и дальше дышим свободно, набирая перед речью воздуха на 80% возможностей легких для полноценного использования наших грудных резонаторов и сильного грудного голоса. Дышать и до и во время речи лучше (по ощущениям) брюшным дыханием, то есть «животом». Все равно будут наполняться только легкие, но объем и эффективность вдоха будет гораздо выше.

    Важно, что глубокое дыхание помогает снизить волнение перед выступлением. Прием «четыре секунды». Медленно и глубоко вдыхаете в течение четырех секунд, задерживаете дыхание на четыре секунды, медленно и сосредоточенно выдыхаете за те же четыре секунды.

    «Когда женщина выпрямляет спину и расправляет плечи - у неё появляется грудь» . Этот афоризм правдиво иллюстрирует особенности женского строения организма. Иногда женщины стесняются расправлять грудь, справедливо полагая, что от этого она визуально увеличивается. Но, думается, что это даже хорошо. Грудь - символ жизненной силы и красоты как для женщин, так и для мужчин. И хорошего человека должно быть много! А хороший оратор даже просто обликом должен привлекать внимание и стремиться производить сильное, яркое впечатление. К тому же сцена, расстояние между выступающим человеком и публикой скрадывают габариты оратора, делают его маленьким - особенно в большом зале. Поэтому на сцене желательно визуально казаться крупнее, больше, занимать жестами и движениями все доступное пространство, чтобы компенсировать этот негативный фактор. Тогда визуально габариты вашей личности будут больше, вы будете ассоциироваться с большей силой, мощью. Сцена - не место для скромного поведения!

    Интересно, что прямой позвоночник тесно связан с состоянием здоровья человека. Любой медик вам скажет, что через позвоночник, посредством спинного мозга, совершается иннервация (стимуляция нервными сигналами) внутренних органов. Позвоночник и его спинной мозг являются неким проводником этих сигналов от нервных центров головного мозга. Если у человека существует хроническая сутулость, и как следствие, сколиоз (искривление позвоночника) это постепенно приводит к нарушениям иннервации и хроническим заболеваниям внутренних органов. Правда, человек этого часто не замечает, поскольку в молодом возрасте эта сутулость компенсируется резервами организма. Но молодость вещь не вечная, и когда резервы организма истощаются, болезни начинают подкатывать равномерной чередой. Поэтому важно формировать осанку не только для восприятия публикой, но и для здоровья.

    Что означает формировать осанку? Это означает тренировать ее в жизни. В жизни, как известно, всегда есть место подвигу. И для формирования новой привычки необходимо завязать узелок на память и вспоминать об осанке по нескольку раз в день. Придумайте себе «якоря», «зацепки». Например, вижу людей - выпрямляю позвоночник, делаю основную стойку.

    Чтобы время от времени проверять осанку, можно использовать такой метод. Спиной прислониться к стене. Должно быть четыре точки соприкосновения: затылок, лопатки, попа, пятки. Вы будете удивлены, но это настоящая прямая осанка. Многие на этой проверке ее почувствуют впервые. И настоящая прямая осанка прямее, чем обычно кажется человеку.

    Если ваш случай запущен и сутулость явно заметна и плохо исправляется, то есть еще один радикальный метод. В аптеках продается корректор осанки - упругая конструкция, которая закрепляется на плечах и спине и держит осанку не хуже корсета.

    Передняя нога на полступни вперед . Это следующее правило основной стойки оратора. Вес тела переносим на 60 процентов на переднюю ногу. Появляется легкий наклон корпуса вперед, вектор на публику. Как будто бы вы шли вперед, но приостановились. Передней ногой считается та нога, на которой вам удобнее переносить вес тела. Это надо подобрать по ощущениям. Обычно, для большинства людей, передней ногой является толчковая, самая сильная, та, которой вы отталкивались при прыжках в длину, на уроках физкультуры в 8 классе. Зачем нужен этот вектор вперед? Такое положение тела считывается публикой как готовность на диалог, готовность идти навстречу людям, отсутствие страха и волнения. Сравните. Если наклон будет назад, то ощущение будет, как будто бы публика отталкивает оратора и он делает шаг назад. А потом еще назад. А потом еще назад. И скрывается в тумане за кулисами. Наклон назад - публика как будто отталкивает выступающего. Вектор вперед - оратор идет навстречу людям и готов к диалогу!

    Руки брошены вдоль корпуса , локти чуть прижаты, ладони слегка развернуты на публику. Никакой суеты в руках, руки брошены и расслаблены, только чуть прижаты локти. Зрители воспринимают это положение рук как отсутствие угрозы, как уверенность в себе и в своей правоте. И это хорошие ассоциации! Бывает, что руки у выступающего плохо управляемы, живут своей жизнью и бросить их вниз в начале речи не получается. Это называется «руки мешают». И действительно, в таких случаях оратор своим суетливым рукам не находит места и они реально начинают ему мешать.

    Помните, такой эпизод есть в кинофильме «Начало» с Инной Чуриковой в главной роли. Она играет актрису, которая играет Жанну д-Арк. Жанна на коленях перед иконой молится своей святой. Но вдруг Чурикова выходит из образа и у нее начинается истерика, она вскакивает и начинает бить себя по рукам:

    - Не могу, не могу! Мне руки мешают, я не могу, не могу, не могу! Мешают они мне, мешают, ничего не могу с ними сделать!!!

    Режиссер не растерялся:

    - Пилу мне!!! Какая больше мешает - правая или левая?!

    Актриса, выходя из истерики:

    - Так, все… Уже не мешают. Все нормально. Давайте работать! Камера, включаем, камера, давайте работать!!!

    Так и мы на тренингах, на всякий случай держим пилу. А если серьезно, то избавиться от суеты в руках помогает использование тяжестей во время речи. Можно исключить суету солидными книгами, гирями или другими тяжелыми предметами.

    Учтите, что руки брошены вдоль корпуса только в начале, пока вы еще не начали говорить. Когда включается речь, то и руки должны ее поддерживать выразительной жестикуляцией, помогая оратору выражать свои мысли.

    Голова в положение допустимой надменности. То есть подбородок чуть выше линии горизонта. Если подбородок будет слишком задран, от человека появится ощущение презрительности. Если подбородок ниже линии горизонта, будет ощущение угрожающего взгляда «исподлобья». Глаза устремлены на публику. На лице «улыбка Джоконды» - готовность к улыбке, полуулыбка. Если выражение лица расслабленное и нейтральное, оно будет восприниматься как угрюмое. Поэтому лучше добавлять полуулыбку, то есть уголки губ чуть приподняты. Если будет выступать в Америке, то надо улыбаться изо всех сил во все 33 зуба, во всю свою голливудскую улыбку, иначе с вами не будут связываться («он что, неудачник?»). Но в нашей культуре подчеркнутая улыбка будет раздражать народ («чо щерится?»). Еще, мол, ничего смешного не сказал, а уже скалится. Поэтому оптимально - уголки губ приподняты, улыбка Джоконды.

    Это главные правила, касающиеся основной стойки оратора. Это базовая, основная, доминирующая стойка. Не значит, что от нее нельзя время от времени отходить. Это значит, что в нее надо время от времени возвращаться.

    Какие ассоциации на эту стойку? Это древнегреческий или древнеримский памятник. В то время именно в этой позе ваяли всех героев, победителей соревнований и других лучших людей. Если это был мыслитель, он держал свиток в руке. Именно эта поза отражала их силу духа, достоинство и величие. Это Ленин на броневике. Только пролетарский вождь использует указующий в светлое будущее жест, а все остальное похоже. И не зря Ильича изображали в этой позе - ведь он должен был запечатлеться в массовом сознании как трибун, лидер и сильный человек. Также это поза статуи Свободы в США - символа всех поколений американцев. Это наши рабочий и колхозница на ВДНХ - только шаг они делают помощнее. Это артист балета, выходящий на триумф под овации и букетный дождь. Все эти образы отражают успешность, силу, лидерские качества. И все это неслучайные - это правильные ассоциации, и в этой стойке оратор им соответствует.

    У основной стойки оратора два полезных свойства. Во-первых, она формирует у публики нужное первое впечатление от оратора. И, во-вторых, если вы постоите в этой стойке секунд тридцать - то почувствуете прилив уверенности, силы, некоторого пафоса, желания сказать что-то мощное:

    - Римляне! Сограждане!

    Или хотя бы:

    - Россияне!

    Сама по себе основная стойка создает нужное внутреннее состояние достоинства, большей уверенности, силы. Почему так происходит? Потому что не только внутреннее состояние отражается на внешнем облике и позе. Но и наоборот тоже верно. Внешнее формирует внутреннее. Сама поза также обладает формирующим действием и отражается на внутреннем психологическом состоянии. Поэтому я не устаю повторять участникам на тренингах - даже если вы волнуетесь перед выступлением, не забывайте просто силой воли поставить себя в основную стойку и волнение снизится!

    А если у вас сидячее выступление? Например, во время совещания, переговоров, конференции. Все равно, правила те же самые, только сидя. Как если бы памятник сел. Конечно, «кто ж его посадит, он же памятник?», но когда-то оратору говорить приходится и сидя. И тогда - корпус подан вперед, а не откинут назад на спинку. Грудь расправлена. Позвоночник прямой. Голова приподнята. Ноги на ширине плеч, одна нога чуть спереди. Руки брошены на вниз колени или положены сверху на стол - а позже, во время речи включается уместная жестикуляция. Нежелательно обвиваться ногами вокруг ножек стула - выглядит жалко. И уж если говорить сидя, то лучше на относительно жестком сидении, что помогает энергетике оратора. Есть такой хитрый прием у переговорщиков - оппоненту подсунуть мягкое кресло или диван. И тогда человеку становится совсем хорошо, он расслабляется, и включать в таком состоянии речь и логику уже гораздо сложнее - тонус пропадает.

    Никакой суеты! С этим должна сочетаться основная стойка оратора. Особенно поначалу, когда устанавливаются отношения с залом, когда любое лишнее движение будет подсознательно трактоваться публикой как волнение. Правило такое. Вы выходите, фиксируетесь на главном месте в стойке оратора и делаете паузу. В паузе ведете себя как человек-скала, как памятник самому себе. Никаких заигрываний, ужимок, подергиваний плечами, сжиманий кистями, поигрыванием пальчиками, движений губами, постукиваний ногами. Это исключаем! Наоборот. Человек - скала! Это сила, уверенность, собранность. Такое впечатление и сформируется у публики.

    Перед началом выступления делаем паузу. Зачем нужна пауза? Какую роль она выполняет? Почему бы и не сразу начать говорить? Пауза выполняет очень важную функцию. Во-первых, она привлекает и захватывает внимание публики. И даже если вы в середине выступления сделаете паузу, внимание зала вернется к вашему выступлению. Во-вторых, в паузе, собственно, и происходит так называемая «постановка на публике», то есть окончательно устанавливаются отношения между оратором и аудиторией, «кто главный» - оратор говорит, публика слушает. Конечно, пауза, это испытание для нервов оратора, но если вы прошли это испытание, публика вас зауважает. Аудитория примет ваше право быть лидером на время этого выступления.

    Сколько по времени должна быть пауза? Давайте ее оценим на примере театра. Перед началом спектакля в театре всегда происходит некая суета в зале, шумок, обсуждение программок, шуршание оберток. Все уже сидят, но внимание зала еще рассеянное. И представьте себе такую картину. Занавес открывается, на сцену свет и мы видим человека, стоящего в нашей основной стойке оратора лицом к залу и держащего паузу. И чем больше артист, тем больше у него пауза…

    Что будет происходить с публикой? Постепенно она затихнет и соберет внимание на этом актере. Тех, кто еще не готов, соседи будут подталкивать - тихо, ш-ш-ш, уберите конфеты, уже началось… Внимание театральной публики будет собираться по нарастающей параболе. И через некоторое время установится максимум - пик внимания публики. В театре наступит мертвая тишина с полным вниманием зала - что дальше?

    Это напоминает такой сюжет в Ералаше. Весна. Мальчик стоит в луже. Лужа большая, глубокая. Вокруг собираются взрослые - мальчик, зачем ты здесь стоишь, простудишься!? Он стоит, молчит, держит паузу. Еще больше взрослых собирается - мальчик, зачем ты здесь стоишь, что ты стоишь, простудишься, что, зачем, простудишься… Он невозмутимо стоит, держит паузу. Уже толпа взрослых, все к нему руки тянут - мальчик, зачем ты здесь стоишь, простудишься, что, зачем, что ты здесь стоишь, что ты здесь стоишь…!!!??? И, наконец, со словами «А вот оно что!» он прыгает на месте в луже, фонтан брызг, все прохожие мокрые. Вот это крепкие нервы у мальчика! Он просто так не расходует свою энергию. Он собрал внимание, выдержал паузу, и кпд его хулиганских действий стало гораздо выше! Так же и на публике. Вы выйдите, зафиксируетесь в основной стойке оратора, сделаете паузу - и все внимание зала будет собираться на вас:

    - И что ты здесь стоишь? И что ты здесь стоишь?? И что ты здесь стоишь???

    И высший пилотаж - на пике внимания - а вот оно что! Речь у меня тут! И звучат ваши первые слова. Если это Большой театр, что время от появления до пика внимания публики я оцениваю примерно в 12-15 секунд. Если это обычный конференц-зал на пятьдесят человек, то время максимума внимания будет около 5-7 секунд. На это время и необходимо ориентироваться. Если аудитория совсем маленькая, можно сократить паузу и до 3-х секунд, но пауза должна быть!

    Если пауза передержана - что будет происходить с публикой? Правильно, когда пик внимания пройден, оно неизбежно будет ослабляться и опять пойдет шумок:

    - А что такое? А чего они? Они что, прикалываются над нами?

    Поэтому хорошему оратору важно чувствовать время и начинать говорить на пике внимания!

    Что делать в паузе? Сама пауза также не должна быть пустой - пустая пауза разочаровывает зрителей. Она должна быть заполнена внутренней жизнью. Есть история про Константина Сергеевича Станиславского, который на актерском тренинге давал задания своим ученикам просто держать паузу на сцене перед зрителями. Почти все не выдерживали, улыбались, хихикали, мялись на месте, играли мимикой лица. И, наконец, Станиславский вышел сам и стал внимательно смотреть в зал - и все студенты почувствовали заполненность, значение паузы, даже его внутренние размышления. Он молча смотрел в зал две минуты, и аудитория не скучала - насыщенная пауза держала внимание.

    Поэтому правило такое. В паузе вы собираете взгляды людей из разных секторов зала, оцениваете их готовность, думаете об их лицах и внутреннем состоянии:

    - Так, ну что, готовы или нет? Что у нас здесь? Хорошо. А кто у нас тут? Ладно. А на галерке? Пока не все еще в порядке…

    Внешне ничего специально демонстрировать не надо - это приведет к фальши. Только внутренняя работа делает паузу насыщенной, а не пустой.

    Помним, что вы должны находиться в состоянии Хозяина зала. А чем занимается Хозяин по жизни? Делом. И вот он вышел на сцену и у него есть дело - он выбирает для своего дела людей. Хозяин - хороший психолог, он наблюдает и оценивает - кто ему подойдет, а кто нет, с кем можно сварить кашу, а с кем только компот, кого взять на работу, а кто не потянет. И тогда пауза становится многозначительной и насыщенной. Секрет такой паузы - в концентрации внимания на людях в зале.

    С какого текста начать? И только когда уже публика готова к восприятию, вы открываете рот и начинаете говорить. Предложу универсальное начало почти для любой речи:

    - Здравствуйте! Я очень рад вас видеть! Меня зовут … (имя)! Я являюсь … (кем являетесь)! Тема моего выступления… (и далее по теме).

    Здесь все, что требуется для начала. Универсальное приветствие. Универсальный комплимент публике. Представление себя. Презентация своей социальной роли.

    У публики вначале есть естественное любопытство - кто это, что это, что из себя представляет человек. И начало выступления - это возможность удовлетворить это любопытство и с помощью презентации поднять свою значимость, сделать себе «пиар». Знаете, чем отличается пиар от хвастовства? Только одной позицией. Поводом. Если есть повод - это пиар, в хорошем смысле этого слова. Если нет - это уже хвастовство и выглядит невыгодно. Начало же речи - это всегда повод - хотели узнать, кто сейчас выступает? Ну, пожалуйста, мне не жалко, рассказываю. Разумеется, это годится только для новой публики. Если же публика и так вас знает, то самопрезентация уже не требуется.

    Можно искать и другие начала для речи, но это универсальное начало годится всегда, даже когда ничего в голову не приходит.

    Если вы провели постановку на публике успешно, хороший задел и вклад в успех всего выступления уже сделан и публика будет готова искупать вас в аплодисментах по окончании речи.

    Успешных вам выступлений!

    См. также:

    © Д. Ю. Устинов, 2009 г.
    © Публикуется с любезного разрешения автора