Считается ли одна буква слогом. Название основных видов транспорта на английском

Итог занятия

Тема «Звуки р, р"»

1. ПОЕЗДКА В ПРОСТОКВАШИНО

Материал. Изображения героев сказки Э. Успенского «Дядя Федор, Кот и Пес»; предметные картинки (кастрюля, сковорода, кружка, ведро, ведерко, дуршлаг); одежда (куртка, шорты, шарфик, рубашка), резиновые сапоги; игрушечная мебель (кресло, кровать); набор мучных продуктов (вермишель, макароны, ракушки, рожки); гречневая крупа; грабли игрушечные, ручка, карандаш, фоторужье.

Ход занятия

1. Оргмомент |

Психогимнастика

Дети, изобразите добродушного кота Матроскина, испуганно-" го Шарика. Покажите, как Шарик ловит рыбу. Выразите удивление, потом радость от пойманной рыбы. Изобразите ворчливого Матроскина.

Введение в тему занятия

Разговор по телефону с котом Матроскиным. Логопед говорит от имени Матроскина.


Алло, это детский сад «Колокольчик»? С вами говорит кот Мат-роскин из Простоквашино. Какие звуки вы изучаете сейчас? (Звуки р, р".) Очень нравятся мне эти звуки. В именах моих друзей есть такие же звуки. Приезжайте к нам в гости. Будем очень рады. Прошу вас привезти... Связь прервалась.

Сообщение темы занятия

Сегодня мы поедем в Простоквашино и повторим звуки р, р".

4. Развитие фонематических представлений. Произно
шение звуков р, р" в словах

Кто нас ждет в Простоквашине? (Дядя Федор, корова Мурка, Шарик, Матроскин, теленок Гаврюша.) Нам надо купить им всем подарки. Зайдем сначала в хозяйственный магазин. В названиях покупок должны быть звуки р, р". Что купим? (Кастрюлю, самовар, сковороду, кружку, ведро, ведерко.) Какое сейчас время года? (Весна.) Значит дяде Федору нужны... (куртка, брюки) и на ноги... (резиновые сапоги). А к лету ему понадобятся... (рубашка, шорты). Что купим в мебельном магазине? (Кровать, кресло, раскладушку.) На чем мы все это довезем? (На грузовике, на грузовой машине.) Какие продукты питания отвезем в Простоквашино? В их названиях должны быть звуки р, р". (Вермишель, макароны, ракушки, баранки, пирожные, зефир, торт.) Галчонку купим... (крупу). Печки-ну подарим... (ручки и карандаши), Шарику - ... (фоторужье), дяде Федору - ... (грабли, мини-трактор).

5. Звуки р, р" в предложениях. Падежное управление

Выставляется картина с изображением деревни и персонажей сказки.

А вот и Простоквашино! С кем поздороваемся? (С дядей Федором, Шариком, Матроскиным, Муркой, Гаврюшей, Печкиным.) Дети здороваются.

Кому и что мы привезли в подарок? (Я подарю дяде Федору трактор. Я подарю Шарику фоторужье.) И т.д.

Физминутка

Поможем дяде Федору вскопать огород.

Мы лопатки взяли, Семена рядами



Грядки раскопали. Дружно мы сажали,

Грабли в руки взяли, А потом водою

Грядки разровняли. Теплой поливали.

Дети имитируют перечисленные действия в соответствии с текстом четверостиший.


Дядя Федор приглашает нас к столу, где нас ждет угощение. Какими молочными продуктами нас угостили? (Сыром, творогом, простоквашей, кефиром.)

7. Словесный анализ предложения

Угадайте, кто и какую работу выполняет. (Матроскин доит корову. Шарик ловит рыбу).

Одно-два предложения обозначаются полосками, определяется количество и последовательность слов.

8. Звуко-слоговой анализ и синтез слов

Дядя Федор предлагает нам поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу».

Логопед говорит от имени дяди Федора.

Ра-ра-ра, начинается игра. Я прошу со слога ра мне сейчас назвать слова. (Ракета, рана, ромашка, раки, радуга.) Продолжаем мы игру - где слова со слога ру? (Рука, рукавицы, ручей, рубашка.) Теперь составьте слова из «рассыпанных» слогов: ра, но ... (рано, нора), со, ро... (роса), ро, до, га... (дорога), ре, ка... (река), ки, ра... (раки).

А сейчас поиграем в игру «Словесная цепочка». В этой игре каждое последующее слово начинается с последнего звука предыдущего слова. Я называю первое слово, а вы продолжаете: рак (кот - танк - каша - арбуз...).

9. Творческие задания детей

Какое слово придумал Витя, если в нем первый звук р, последний - а? (Радуга.)

Аналогичные задания придумывают и загадывают дети друг другу.

А теперь, дети, отгадайте ребус - на рисунке нарисована рыба и буква к. (Рыбак.)

10. Чтение стихотворения

Послушайте, какое стихотворение-шутку сочинил Шарик на рыбалке.

В тихой речке у причала - На рыбалке я была.

Рыбка рыбку повстречала: Я удила рыбака

Здравствуй! Дядю Федю-чудака.

Здравствуй! - Где же твой рыбак? Попался?

Как дела? - Нет, ушел, хитрец! Сорвался!

Е. Чеповецкий

11. Чтение слов

Выложим «крылечко» из слов. На верхней ступеньке - слова из трех букв. Кто живет в речке? (Рак.) Под ним - слово из


четырех букв. Посмотрите на окно, догадайтесь, что это? (Рама.) Ниже - слово из пяти букв. Без чего ученик не ходит в школу? (Без ручки.)

Выкладывается слово ручка.

Что выводит космические корабли в космос? Это слово состоит из шести букв. (Ракета.)

Слова составляются друг под другом и прочитываются.

Пора возвращаться домой и всем остальным обитателям дома в Простоквашине.

Итог занятия

Тема «Звуки р, р"»

Материал. Картинки с изображением птиц (воробей, сорока, ворона, свиристель, тетерев, куропатка, рябчик, журавль, грач, гагара, стриж, снегирь, скворец); зимний и весенний пейзажи; кормушка; цветовые символы звуков; Незнайка.

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика

Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите, как они обрадовались, когда мы насыпали им крошек. Изобразите воробья, испугавшегося кошки. Покажите, как мы переживаем и сочувствуем воробью, который побывал в лапах кошки. Покажите, как он вырывался, как болело у него крылышко.

Казалось бы, для любого человека, научившегося читать, нет ничего проще, чем разделить слова на слоги. На практике же оказывается, что это не такая уж и легкая задача, более того, чтобы правильно выполнить это задание, нужно знать некоторые нюансы. Если вдуматься, далеко не каждый сможет даже дать четкий ответ на простой вопрос: «Что такое слог?»

Так что же это такое - слог?

Как известно, каждое слово состоит из слогов, которые, в свою очередь, состоят из букв. Однако, чтобы сочетание букв было слогом, в нем обязательно должна присутствовать одна гласная, которая уже сама по себе может составлять слог. Принято считать, что слог - это самая меньшая произносимая единица речи или, проще говоря, звук/звукосочетание, произносимое за один выдох. Например, слово «я-бло-ко». Чтобы его произнести, необходимо трижды выдохнуть, а значит, это слово состоит из трех слогов.

В нашем языке один слог не может содержать более одной гласной. Поэтому сколько гласных в слове - столько и слогов. Гласные являются слоговыми звуками (создают слог), в тоже время согласные - неслоговыми (не могут образовать слог).

Теории слога

Существует целых четыре теории, пытающиеся объяснить, что такое слог.

  • Теория выдоха. Одна из самых древних. Согласно ей, количество слогов в слове равно количеству выдохов, делающихся при его произношении.
  • Акустическая теория. Она подразумевает, что слог - это сочетание звуков с большой и меньшей громкостью. Гласный - более громкий, поэтому он способен как самостоятельно формировать слог, так и притягивать к себе согласные, как менее громкие звуки.
  • Артикуляторная теория. В этой теории слог преподносится как результат мышечного напряжения, которое возрастает к гласному и спадает по направлению к согласному.
  • Динамическая теория. Объясняет слог как комплексное явление, на которое влияет ряд факторов, перечисленных в предыдущих теориях.

Стоит отметить, что каждая из вышеизложенных теорий имеет свои недостатки, впрочем, как и достоинства, и ни одна из них полностью так и не смогла охарактеризовать природу понятия «слог».

Виды слогов

Слово может состоять из разного количества слогов - от одного и более. Все зависит от гласных, например: «сон» - один слог, «сно-ви-де-ни-е» - пять. По этой категории они делятся на односложные и многосложные.

Если в составе слова - более одного слога, то на один из них падает ударение, и он называется ударным (при произношении выделяется длиной и силой звучания), а все прочие - безударными.

В зависимости от того, на какой звук оканчивается слог, они бывают открытыми (на гласный) и закрытыми (на согласный). Например слово «за-вод». В данном случае первый слог является открытым, так как заканчивается на гласную «а», второй же является закрытым из-за окончания на согласную «д».

Как правильно разделять слова по слогам?

Прежде всего, стоит уточнить, что не всегда разделение слов на фонетические слоги совпадает с разделением для переноса. Так, согласно правилам переноса, одну букву нельзя отделять, даже если она гласная и является слогом. Однако если слово разделить на слоги, согласно правилам деления, то гласная, не окруженная согласными, будет составлять один полноценный слог. Для примера: в слове «ю-ла» фонетически два слога, но при переносе это слово разделяться не будет.

Как и уточнялось выше, в слове ровно столько слогов, сколько и гласных. Один гласный звук может выступать в качестве слога, но если в нем более одного звука, то начинаться такой слог будет обязательно с согласного. Выше приведенный пример - слово «ю-ла» - делится именно таким образом, а не «юл-а». Данный пример демонстрирует, как второй гласный «а» притягивает «л» к себе.

Если в средине слова попадаются несколько согласных подряд, они относятся к следующему слогу. Данное правило распространяется и на случаи с одинаковыми согласными, и на случаи с разными неслоговыми звуками. Слово «о-тча-я-нный» иллюстрирует оба варианта. Буква «а» во втором слоге притянула к себе сочетание из разных согласных букв - «тч», а «ы» - двойное «нн». Из этого правила есть одно исключение - для непарных неслоговых звуков. Если первым в буквосочетании стоит звонкий согласный (й, ль, л, мь, м, нь, н, рь, р), то он отделяется вместе с предыдущим гласным. В слове «склян-ка» буква «н» относится к первому слогу, так как является непарным звонким согласным. А в предыдущем примере - «о-тча-я-нный» - «н» отошла к началу следующего слога, согласно общему правилу, так как была парным сонорным.

Иногда буквосочетания согласных на письме означают несколько букв, но звучат как один звук. В таких случаях деление слова по слогам и деление для переноса будут отличаться. Поскольку сочетание означает один звук, то и разъединять эти буквы не следует при разделе на слоги. Однако при переносе такие буквосочетания разделяются. К примеру, в слове «и-зжо-га» три слога, однако при переносе это слово будет делиться как «изжо-га». Кроме буквосочетания «зж», произносимого как один длинный звук [ж:], это правило распространяется и на сочетания «тся»/«ться», в которых «тс»/ «тьс» звучат как [ц]. Например, правильно делить «у-чи-ться» не разрывая «тс», но при переносе будет «учить-ся».

Как уже было отмечено в предыдущем разделе, слог бывает открытым и закрытым. В русском языке закрытых слогов значительно меньше. Как правило, они находятся лишь в конце слова: «ха-кер». В редких случаях закрытые слоги могут оказаться в средине слова, при условии, что слог заканчивается на непарный сонорный: «сум-ка», но «бу-дка».

Как правильно разделять слова для переноса

Разобравшись с вопросом, что такое слог, какие бывают их виды, и как делить на них, стоит обратить снимание на правила переноса слов. Ведь при внешней похожести эти два процесса далеко не всегда приводят к одинаковому результату.

При разделении слова для переноса используются те же принципы, что и при обычном делении на слоги, но стоит обратить внимание на ряд нюансов.

Категорически запрещено отрывать одну букву от слова, даже если это образующая слог гласная. Этот запрет распространяется и на перенос группы согласных без гласной, с мягким знаком или й. К примеру, на слоги «а-ни-ме» делится так, а вот переносить его можно только таким образом: «ани-ме». В результате при переносе выходит два слога, хотя в действительности их три.

Если две и более согласных находятся рядом, их можно делить по своему усмотрению: «те-ксту-ра» или «тек-сту-ра».

При парных согласных, находящихся между гласными, их разделяют, кроме случаев, когда эти буквы являются частью корня на стыке с суффиксом или префиксом: «клас-сы», но «класс-ный». Тот же принцип касается согласной в конце корня слова перед суффиксом - от корня отрывать буквы при переносе, конечно, можно, но нежелательно: «киев-ский». Аналогично - в отношении приставки: последнюю согласную, входящую в ее состав, отрывать нельзя: «под-ползти». Если же корень начинается с гласной, можно либо все так же отделить саму приставку, либо вместе с ней перенести два слога корня: «без-аварийный», «безава-рийный».

Аббревиатуры переносить нельзя, а вот сложносокращенные слова можно, но только по составным.

Азбука по слогам

Слог имеет огромное практическое значение при обучении детей чтению. С самого начала ученики изучают буквы и слоги, которые из них можно комбинировать. А впоследствии из слогов дети учатся постепенно строить слова. Сначала детей обучают читать слова из простых открытых слогов - «ма», «мо», «му» и подобных, а вскоре задачу усложняют. Большинство букварей и методических пособий, посвященных данному вопросу, построены именно по этой методике.

Более того, специально для развития умения читать по слогам некоторые детские книжки выпускают с текстами, разделенными на слоги. Это облегчает процесс чтения и способствует доведению умения распознавать слоги до автоматизма.

Само по себе понятие "слог" является еще не до конца изученным предметом лингвистики. При этом его практическое значение сложно переоценить. Ведь эта маленькая частичка слова помогает не только обучиться чтению и правилам письма, но и помогает понять многие грамматические правила. Не стоит также забывать, что, благодаря слогу, существует поэзия. Ведь основные системы создания рифм основываются как раз на свойствах этой крошечной фонетико-фонологической единицы. И хотя существует масса теорий и исследований, посвященных ему, вопрос о том, что такое слог, остается открытым.

Задачи: способствовать формированию у детей интереса к чтению; провести профилактическую беседу о дорожно-тран­спортных происшествиях; способствовать развитию познава­тельных психических процессов - внимания, мышления, речи, фонематического слуха; учить читать слоги с буквой ы в раз­личных ударных позициях.

Оборудование: звуковые кубики, предметные картинки, набор карточек.

Ход занятия

1. Чтение трехсложных слов.

Сегодня мы поговорим о транспорте. Но сначала мы по­строим поезд, где все буквы «дружат» с буквой Ы.

Педагог берёт большой кубик, где написаны все гласные, об­разующие один звук, и, поворачивая, произносит протяжно все звуки.

Давайте найдём кубик с буквой Ы. Поставьте его на по­лочку..

Дети выполняют.

Звуки мы произносим и слышим, а буквы - видим и пи­шем. А теперь выложите на полочку по три кубика со слогами с буквой 61 - это вагончики.

Дети под руководством педагога выкладывают на полочку через небольшие промежутки по три кубика.

Чтобы поезд набрал хорошую скорость, вы должны прочи­тать названия всех вагончиков. Если ударение падает на первый слог, проговаривайте его протяжно, а безударные слоги говори­те коротко.

Дети читают необычные трехсложные слова, где все буквы «дружат» с буквой Ы, голосом выделяют ударные слоги.

ГЫТЫЗЫ - ГЫТЫЗЫ - ГЫТЫЗЫ - ЛЫКЫСЫ -

ЛЫКЫСЫ - ЛЫКЫСЫ - ДЫФЫГЫ - ДЫФЫГЫ -

ДЫФЫГЫ - выкыпы - выкыпы - выкыпы

2. Работа над развитием фонематического слуха.

Отгадайте, о каком транспорте я говорю:

Педагог демонстрирует рисунок с изображением машины.

Пьёт бензин как молоко,

Может ездить далеко,

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней.

В слове «машина» есть звук [а]. Он встречается два раза. Где он находится: в начале, середине или в конце слова? (В се­редине и в конце.)

«машина».

Дети хлопают три раза.

Сколько же частей в слове «машина»? (Три.)

Сколько гласных в слове «машина»? (Три.)

Определите ударный звук. Позовите машину: «Маши-и-и-на, приезжай к нам!».

Дети повторяют.

Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом? (Звук [и]. Он ударный.)

А это какой транспорт?

1) Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он Держит их руками.

2) Я мчусь, держусь за провода, Не заблужусь я никогда.

Педагог демонстрирует рисунок с изображением троллей-

В слове «троллейбус» есть звук [у]. Где он находится: в начале, середине или в конце слова? (В конце)

А какой это звук: гласный или соглахнЫЙ? (Гласный.)

Хлопните в ладоши столько раз, сколько частей в слове «троллейбус».

Дети хлопают три раза.

Сколько же частей в слове «троллейбус»? (Три.)

Сколько гласных в слове «троллейбус»? (Три.)

Определите ударный звук. Позовите троллейбус: «Тро[а]лле-[э]-[э]-йбус, приезжай к нам!».

Дети выполняют.

Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом? (Звук [э]. Он обозначен буквой е. Он ударный.)

Ну а этот вид транспорта знаком каждому:

Не нужны мне провода,

Могу ездить хоть куда.

Хоть в четверг, а хоть в субботу

Отвезу вас на работу,

В школу, в ясли, в детский сад -

Я пассажирам очень рад.

Педагог демонстрирует рисунок с изображением автобуса.

В слове «автобус» есть звук [а]. Где он находится: в нача­ле, середине или в конце слова? (В начале.)

А какой это звук: гласный или согласный? (Гласный.)

Хлопните в ладоши столько раз, сколько частей в слове

«автобус».

Дети хлопают в ладоши три раза.

Сколько же частей в слове «автобус»? (Три.)

Сколько гласных в слове «автобус»? (Три.)

Определите ударный звук. Позовите автобус: «Ав[ф]то-о-о-бус, приезжай к нам!».

Дети выполняют. ч

Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом? (Звук [о]. Он ударный.)

Как одним словом можно назвать все три вида транспорта? (Пассажирский.)

А этот вид транспорта чем отличается от тех, которые мы уже назвали?

Есть на свете такая лопата

И крива она, и горбата.

Но копать начинает она

Сто лопат заменяет одна.

Педагог демонстрирует рисунок с изображением экскава­тора.

Это грузовой транспорт. В слове «экскаватор» есть звук [э]. Где он находится: в начале, середине или в конце слова? (В начале.) "

А какой это звук: гласный или согласный? (Гласный.)

Хлопните в ладоши столько раз, сколько частей в слове

«экскаватор».

Дети хлопают в ладоши четыре раза.

Сколько же частей в слове «экскаватор»? (Четыре.)

Сколько гласных в слове «экскаватор»? (Четыре.)

Определите ударный звук. Позовите экскаватор: «э[и]кскава-а-а-то[а]р, приезжай к нам!».

Дети выполняют.

Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом? (Звук [а]. Он ударный.)

3. Игровая часть (развиваем мышление, воображение).

К нам на занятие прилетел очередной житель другой пла­неты (инопланетянин). Посмотрите, на каком транспорте он прилетел?

Ответы детей.

Он, как и все инопланетяне, умеет читать, но не умеет раз­говаривать. Хотите узнать его имя? Возьмите два кубика: ФЫ иКЯ

Произнесите слово так, чтобы ударение падало на звук [ы].

Дети зовут: «Фы-ы-ы-кя[а], иди к нам!».

А теперь произнесите слово так, чтобы ударение падало на звук [а], который обозначен буквой я.

Дети говорят: «Фы-кя-[а]-[а], иди к нам!».

Прочитайте ещё раз имя инопланетянина.

Дети читают в зависимости от того, где стоит ударение, «ФЫкя» или «ФыКЯ».

Познакомьтесь с ним, выложите из кубиков свои имена, а наш гость прочитает их.

Дети выкладывают кубиками свои имена.

Наш гость приготовил интересное задание.

Педагог раздаёт листы с изображением различных видов

Разделите предметы на три группы. Обведите каждую группу карандашом кривой замкнутой линией. Объясните свои решения. (Воздушный, наземный, водный транспорт.)

Вот ещё одно упражнение.

Педагог раздаёт детям листы с плоскостными геометри­ческими фигурами.

Определите, в каком ряду фигуры лежат правильно, если их расположили рядом, учитывая форму и размер. (В 3-м ряду.)

(образец одного из рядов)

Раскрасьте фигуры, которые разложены правильно. Дети выполняют.

А сейчас проверим, наблюдательны ли вы.

Внимательно осмотрите комнату, найдите и назовите пред­меты, в которых есть круг или шар, треугольник или конус, квадрат или куб.

Дети выполняют.

4. Итог занятия.

Что нового узнали?

Что интересного было на занятии?

Звук [ы]. Буква Ы ы

Занятие 1

Расширение и закрепле­ние представлений о транспорте. Уточнение, расширение и акти­визация словаря но теме «Транспорт» (транспорт, машина, грузо­вик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон, корабль, кузов, руль, кабина, пассажир, остановка, шофер, води­тель; ехать, плыть, лететь, везти, перевозить, управлять, тормозить, останавливаться; грузовой, пассажирский). Совершенство­вание навыка чтения слов с пройденными буквами. Совершенст­вование навыка слогового анализа слов.

. Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, детали гру­зовой машины, игра «Найди место» (игровое поле и плоскостные изображения транспорта), плоскостные изображения двух гара­жей и Незнайки, тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с каранда­шами, магнитные картинки, содержащие в названиях звук [ж]; контейнер с ватными палочками, контейнер для использованных инструментов, карточки со словами и знаками для составления предложений.

Предварительная работа . Экскурсия на улицу вблизи детского сада, рассматривание транспорта, который по ней движется, бе­седа о транспорте. Разучивание упражнения «Машины». Чтение сказки К. Чуковского «Тараканище».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Уточнение словаря по теме «Транспорт». Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.]

Логопед встречает детей с контейнером в руках, организует приветствие, предлагает взять из контейнера детали игрушечной грузовой машины.

Логопед. Пройдите к магнитной лоске и соберите из дета­лей, которые вы взяли, грузовую машину.



1 Гавришева Л. В., Нищева Н. А Логопедические распевки - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

Дети собирают машину и комментируют свои действия.

1-й ребенок. У меня красный кузов.

2-й ребенок. А у меня желтая кабина.

3-й ребенок. У меня черные колеса.

4-й ребенок. У меня синий руль.

Логопед. Молодцы. Вы не только собрали машину, но и правильно назвали ее части. Пройдите к столу, садитесь. Сегодня мы с вами начнем разговор о транспорте, о том, для чего он нужен.

Логопед закрывает магнитную доску тканью.

2. Игра «Найди место». [Расширение и закрепление представле­ний о транспорте. Уточнение и активизация словаря по теме «Транспорт». Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления.] 1

Логопед помещает на наборное полотно игровое поле, на котором с помощью «липучек» будут крепиться изображения транспорта. На игровом поле изображены небо, море, железная дорога и шоссе, иду­щее вдоль моря. На столе логопед раскладывает плоскостные изображения транспорта, снабженные «липучками»

Логопед. Выберите по одной картинке, найдите ей место на игровом поле и составьте предложение о том, где едет ваш транспорт.

1-й ребенок. Самолет летит высоко в небе.

2-й ребенок. Корабль плывет в море.

3-й ребенок. Поезд несется по рельсам.

4-й ребенок. Легковая машина едет по шоссе.

Логопед. Хорошо. Вы правильно разместили картинки и со­ставили красивые предложения. А теперь я добавлю еще несколь­ко картинок. Что это?

Логопед прикрепляет картинки на игровое поле, дети называ­ют их

Дети. Грузовая машина, поезд метро, самосвал, фургон, троллейбус, маршрутное такси, автобус.

Логопед. Вот как много транспорта на нашей картине. Об­ратите внимание, какой это разный транспорт, Некоторые из этих машин перевозят людей. Это пассажирский транспорт. Дру­гие машины перевозят грузы. Это грузовой транспорт. Посмот­рите внимательно на картину и перечислите пассажирский транспорт.

Дети. Самолет, корабль, поезд, автобус, троллейбус, марш­рутное такси, легковая машина.

Логопед. Теперь перечислите грузовой транспорт.

Дети. Грузовик, самосвал, фургон.

Логопед. Правильно. Кроме того, грузовыми могут быть и поезд и самолет, и корабль.

3. Игра «Поставь в гараж». [Совершенствование навыка слого­вого анализа слов.]

Логопед помещает на наборное полотно под игровое поле плоскостные изображения двух гаражей, убирает с игрового поля само­лет, корабль, поезд.

Логопед. А теперь давайте расставим транспорт по гара­жам. В желтый гараж вы поставите машины, в названиях кото­рых по два слога, а в синий тираж - машины, в названиях которых по три слога. Прикрепляйте машину и проговаривайте ее название по слогам.

Дети выполняют задание, прикрепляют с помощью «липучек» в первый гараж такси и фургон, а во второй - грузовик, самосвал, троллейбус, автобус, машину, четко проговаривая их названия по слогам.

1 Нищева Н.В. Виды транспорта. Предметные картинки. Игры. Конспекты занятий. – СПб., ДЕТСТВО- П РЕСС, 2007.

4. Работа в тетради № 1. [Развитие тонкой моторики. Развитие зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи.)

Логопед раздает детям тетради, ставит на стал контейнер с карандашами.

Логопед. Откройте тетради. Посмотрите на правую страни­цу. Что вы видите?

Дети. Это паровоз и легковая машина.

Логопед. Послушайте мою загадку.

За дымком.

За свистком

Братья бегают бегам.

Дети. Это поезд. У него есть свисток, вагоны бегут друг за другом, а из трубы у паровоза идет дым.

Логопед. Верно. Возьмите простой карандаш и обведите изображение паровоза по контуру, а потом раскрасьте его.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.

[Координация речи с дви­жением. Развитие творческого воображения.]

На улице нашей

Машину, машины.

Машину малютки,

Машины большие.

Спешат грузовые,

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

Эй, машины, полный ход,

Я - примерный пешеход:

Торопиться не люблю.

Нам дорогу уступлю.

Я. Тайц

6. Игра «Помоги Незнайке» [Автоматизация правильного произношения звука [ж] в словах со стечением согласных и предло­жениях с ними.]

Логопед предлагает детям сесть на ковер, раскладывает на ковре магнитные предметные картинки, открывает изображение грузовика, которое дети собирали в начале занятия, ставит рядом с грузовиком изображение Незнайки.

Логопед. Незнайка собирается на дачу. Помогите ему со­брать и погрузить в грузовик те вещи, в названиях которых есть звук [ж].

Прикрепляйте картинку и начинайте ответ со слов я погружу в машину…

1-й ребенок. Я погружу в машину ножницы.

2-й ребенок. Я погружу в машину одежду.

3-й ребенок. Я погружу в машину бумажник.

4-й ребенок. Я погружу в машину лыжный костюм.

Логопед. Молодцы. Незнайка благодарит вас за помощь.

7. Упражнение «Моторчик». [Развитие артикуляционной мото­рики, подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звука [р].]

Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает им протереть руки влажными салфетками, а патом сделать упражнение «Мотор­чик» с помощью ватных палочек. Упражнение выполняется 3-4 раза. Затем дети произносят слоги дра, дры, дрэ, дро, дру и слова с ними, слегка помогая себе ватными палочками («Будем говорить правильно», стр- 83).

8. Упражнение «Ехали медведи…» [Развитие речевого слуха, фонематического восприятия,]

Логопед предлагает детям вновь пройти на ковер и сесть по-турецки.

Логопед. Послушайте отрывок из знакомой вам сказки К. И. Чукотского «Тараканище» и постарайтесь запомнить все на­звания транспорта, которые прозвучат в этом отрывке.

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед.

А за ним комарики

На воздушном шарике,

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле.

Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике.

Жаба на метле.

Дети. Велосипед, автомобиль, трамвайчик.

Логопед. Верно. Какое из этих слов начинается со звука [т]?

Дети. Трамвайчик.

Логопед. А в каких словах есть звук [м]?

Дети. Автомобиль, трамвайчик.

Логопед. Отлично. Похлопайте себе.

9. Упражнение «Составь предложение». [Совершенствование навыка составления и чтения предложений.]

Логопед раскладывает на ковре карточки со словами и знаками препинания.

Логопед. Давайте прочитаем слова на карточках.

Дети. Вова, дома, вот, Дима, тут, вата, мох, намок.

Логопед. Составьте из этих слов предложение и прочитайте их. Обратите внимание: с большой буквы начинаются не только имена, но и те слова, которые будут первыми в ваших предложе­ниях. Не забудьте поставить точку в конце предложения.

Дети по очереди проходят к наборному полотну, составляют и читают предложения.

1-й ребенок. Дима дома.

2-й ребенок. Мох намок.

3-й ребенок. Вот Вова.

4-й ребенок. Тут вата.

Логопед. Молодцы.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает картонки со словами и предлагает детям рас­сказать, о чем они говорили на занятии, в какие игры играли. Он положительно оценивает деятельность детей.

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по теме «Транспорт». Совершенствование навыков звукового и сло­говою анализа и синтеза. Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных во множественном числе, согласование числительных два и пять с существительными). Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложе­ний. Совершенствование навыка «печатания».

Коррекционно-развивающие цели . Развитие фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, коор­динации движений, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели . Формирование взаимопо­нимании, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности

Оборудование. Магнитная доска, палочки и полукруги для со­ставления букв на магнитной доске, тетрадь № 2, «Мой букварь» и красные флажки по числу детей, контейнер с цветными каранда­шами, фишки, контейнер с ватными палочками, контейнер для использованных инструментов, влажные гигиенические салфет­ки, предметные картинки с изображениями транспорт, резино­вый мяч среднего размера.

Предварительная работа. Выполнение упражнения «Два и пять» на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Со­вершенствование навыка слогового анализа слов]

Логопед встречает детей в кабинете, организует приветствие, предлагает занять места около стульчиков, стоящих вокруг стола.

Логопед. Сядет тот, кто вспомнит название транспорта с за­данным количеством слогов. Я буду прохлопывать слова, а вы вспоминать названия транспорта,

Логопед прохлопывает слоговую структуру слов, а дети подби­рают слова с заданным количеством слогов.

2. Игра «Подними флажок». [Развитие фонематического вос­приятии.]

Логопед достает контейнер с красными флажками.

Логопед. Послушайте стихотворение и определите, какой звук слышится в конце некоторых слов.

Логопед читает стихотворение, акцептировано произнося звук [ы].

На глазах у детворы

Улетают ввысь шары.

Дети. Это звук [ы].

Логопед. Давайте произнесем этот звук все вместе.

Дети вместе с логопедом произносят звук [ы].

Логопед. Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, у нас во рту нет преграды для воздуха. Как вы думаете, звук [ы] - гласный или согласный?

Дети. Гласный.

Логопед. Верно. Его можно петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Дети. Красным.

Логопед. Правильно. Поэтому возьмите в руки по красному-флажку. Вы будете поднимать его, как только услышите звук [ы].

Ы, и, а, ы, у, ы, о, э, ы, и.

Мы, ба, ын, им, ты, пи, ым, ан.

Мышь, губы, вилка, рыжий, рыть, сидеть, толстый, синий, рынок,

Дети слушают и поднимают флажки, услышав звук [ы] .

Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными и не до­пускали ошибок.

3. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]

Логопед убирает флажки.

Логопед. А сейчас - уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы подумаете, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. Т, ы. Что получилось?

1-й ребенок. Ты.

Логопед. Верно. Получи фишку. М, ы. Что получилось?

2-й ребенок. Мы.

Логопед. Правильно. Восьми фишку.

Аналогично приводится работа по синтезу слогов и слов: вы, ды, дым, бык,

Логопед вместе с детьми определяет победителя и награждает его наклейкам на тетрадь

4. Работа то книге «Мой букварь». [Знакомство с буквой Ы. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия.]

Логопед раздает детям буквари, открытые на стр. 49.

Логопед. Посмотрите ни картинку в верхней части страни­цы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.

На глазах у детворы

Улетают ввысь шары.

В каких словах этого стихотворения есть звук [ы]

Дети. Детворы, шары, ввысь.

Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на букву слева от картинки, Это буква Ы. Под ней вы видите красный кружок. Что это значит?

Дет и. Значит, буква Ы обозначает гласный звук [ы].

Логопед. Верно, Давайте найдем на картинке в нижней части страницы предметы, в названиях которых есть этот звук.

Дети находят и называют нарисованные предметы.

Логопед. Молодцы! Вы быстро выполнили это задание. А теперь пройдите к магнитной доске и составьте каждый по одной букве Ы.

Дети проходят к доске и составляют по одной букве Ы.

Логопед. Какие детали вам потребовались для этого?

Дети. Мы взяли две палочки и полукруг.

Логопед. Как расположены эти элементы?

Д е т и. Сначала мы поставили палочку, справа внизу от нее - полукруг, потом еще одну папочку.

Логопед убирает буквы с доски.

Логопед. А теперь вернитесь за стол, садитесь, переверните страницу. Давайте, почитаем, что написало рядом с зелеными кружками.

1-й ребенок. Ты.

2-й ребенок. Пы.

3-й ребенок. Ны.

4-й ребенок. Мы.

1-й ребенок. Ды.

2-й ребенок. Бы.

3-й ребенок. Вы.

4-й ребенок. Дым.

1-й ребенок. Бык.

2-й ребенок. Коты.

3-й ребенок. Дубы.

4-й ребенок. Батоны.

1-й ребенок. Бидоны.

2-й ребенок. Вагоны.

Логопед. Очень хорошо. Посмотрите на картинки. Давайте прочитаем, что написано под ними.

3-й ребенок. Бидоны.

4-й ребенок. Вот хата. У хаты тын. У тына дубы.

1-й ребенок. У Никиты ноты. На, Нина, ноты.

2-й ребенок. Тын.

Логопед. Обратите внимание, слова Никита и Нина написаны с заглавной, большой буквы. Почему?

Дети. Имена людей всегда пишутся с большой буквы.

Логопед. Давайте все вместе прочитаем предложения.

Дети. Вот хата. У хаты тын. У тына дубы. У Никиты ноты. На, Нина, ноты.

Логопед. Молодцы! А теперь закройте буквари.

Дети закрывают буквари. Логопед убирает их.

5. Физкультурная пауза «Машины». [Координация речи с дви­жением. Развитие творческого воображения. (Повторение. См.: Занятие 1. Тема «Транспорт»)]

Логопед убирает тетради, контейнер с карандашами и пригла­шает детей пройти на коврик. Дети встают в круг и выполняют упражнение.

6. Игра «Один и много». [Совершенствование грамматического строя речи (образование формы множественного числа существительных). Развитие ловкости.]

Логопед берет в руки мяч

Логопед. А теперь - игра «Один и много». Я бросаю мяч одному из вас и называю машину. Вы ловите мяч, называете много таких же машин и возвращаете мяч мне. Автобус.

1-й ребенок. Автобусы.

Логопед. Трамвай.

2-й ребенок. Трамваи.

Логопед. Самосвал.

3-й ребенок. Самосвалы.

Логопед. Корабль.

4-й ребенок. Корабли.

Логопед. Какие слова из привнесенных вами заканчивают­ся звуком [ы]?

Дети. Автобусы, самосвалы.

Логопед убирает мяч.

7. Работа втетради № 2 . [Развитие тонкой моторики.]

Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ста­вит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней части?

Дети. Букву Ы.

Логопед. Верно. А вот картинок рядом с ней нет, потому что в русском языке нет ни одного слова, которое начиналось бы с этой буквы. Поэтому и буква тоже одна. Заглавной буквы Ы нет. Раскрасьте букву. Какой карандаш вам для этого потребуется?

Дети. Красный, потому что буква Ы - гласная.

Дети раскрашивают букву.

Логопед. Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые. Давайте напишем букву Ы. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу сверху вниз палочку, потом справа от нее полукруг и на небольшом расстоянии от него еще одну палоч­ку. Напишите четыре буквы по точкам. Слова и предложения мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.

8. Упражнение «Моторчик». [Развитие артикуляционной мото­рики, подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звука [р].]

Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает протереть руки влажными салфетками, а потом сделать упражнение «Моторчик» с помощью ватных палочек. Упражнение выполняется 3-4 раза. Затем дети произносят слова, слегка помогая себе ватными палочка­ми («Будем говорить правильно», стр. 83).

9. Упражнение «Два и пять». [Совершенствование граммати­ческою строя речи (согласование числительных два и пять с существительными).]

Логопед приглашает детей выйти па ковер и раскладывает кар­тинки с изображениями транспорта.

Логопед. Возьмите каждый по одной карточке, на которой изображены две машины, и скажите, что у вас нарисовано.

1-й ребенок. Два самолета.

2-й ребенок. Два автобуса.

3-й ребенок. Два самосвала.

4-й ребенок. Два трамвая.

Логопед. Верно. Теперь возьмите карточки, на которых изоб­ражен этот же транспорт, сосчитайте его и скажите, сколько у вас всего машин.

1-й ребенок. Пять самолетов.

2-й ребенок. Пять автобусов.

3-й ребенок. Пя ть самосвалов.

4-й ребенок. Пять трамваев.

Дети. Хорошо. Молодцы!

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям рассказать о том, что они делили се­годня, какие игры и упражнения им понравится кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализа­ции словаря по теме «Транспорт». Совершенствование грамматического строя речи (употребление глаголов с различными пристав­ками, простых предлогов). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа. Совершенствование навыка чтения слов.

Коррекционно-развивающие цели . Развитие святой речи, ре­чевого слуха, зрительного внимания и восприятия, дыхания, мышления, обшей моторики и координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели . Воспитание самостоятельности, инициативности, доброжелательности, навыков со­трудничества.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, магнито­фон, кассета с записью музыкального сопровождения, модуль с игрушками для дыхания, контейнер с ватными палочками, кон­тейнер для использованных инструментов, влажные гигиениче­ские салфетки, плоскостные изображения паровозика и вагончи­ков, карточки с буквами, синие и красные магнитные кружки для звукового анализа, желтый магнитный квадрат, игра «Веселые гонки» (игровое поле и модели машинок), картинки для игры «Найди пару».

Предварительная работа. Разучивание песенки «Грузовик» с музыкальным руководителем. Изготовление бумажных самолетиков-оригами с воспитателем. Выполнение упражнения «Заведи мотор» на индивидуальных занятиях, с логопедом.

Ход занятия

1. Организационный момент. Пение песенки «Грузовик». [Со­вершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова, петь в ансамбле. Объявление темы за­нятия.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает детям встать в круг на ковре, включает магнитофон и вместе с ними поет песенку.

Логопед и дети.

Грузовик песок везет,

Удивляется народ:

«Вот так чудо-чудеса -

В нем песок под небеса».

2. Упражнение «Самолеты». [Развитие дыхания, формирование направленной воздушной струи.]

Логопед раздает детям бумажные самолетики.

Логопед. А сейчас мы отправим вполет самолетики, кото­рые вы сделали вместе с Любовью Ивановной. Положите самолетики на ладонь. Через нос сделайте глубокий вдох, не поднимая плечи. Сильно и плавно подуйте на самолетик, вытянув губы тру­бочкой, не надувая щек.

Упражнение проводится 4-5раз. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно выполняли его.

3. Игра «Помоги Пете». [Развитие зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи.]

Логопед приглашает детей занять места за столом и помещает на наборное полотно перед ними картинку (рис. 34)

Логопед. Посмотрите на картинку, расскажите и покажите нашему знакомому Пете, какой транспорт на ней изображен.

Дети па очереди выходят к наборному полотну, показывают и называют изображенный на картинке транспорт. Логопед оценива­ет их работу.

4. Упражнение «Что лишнее?» [Развитие речевого слуха, мыш­ления.]

Логопед убирает картинку с наборного полотна.

Логопед. Теперь я хочу проверить, насколько внимательно вы умеете слушать. Я буду произносить названия транспорта, а вы - определять, какое из них лишнее. Самолет, вертолет, поезд, космический корабль. Что лишнее? Объясните стой ответ.

Дети. Лишний поезд. Он едет по рельсам, а самолет, вертолет и космический корабль летают.

Логопед. Автобус, лодка, катер, теплоход. Что лишнее? Объясните свой ответ.

Дети. Лишний автобус. Он едет по дороге, а лодка, катер и теплоход плавают по реке или по морю.

Логопед. Троллейбус, самосвал, такси, автобус. Что лиш­нее?

Дети. Лишний самосвал. Это грузовой транспорт, а троллей­бус, такси и автобус - пассажирский,

Логопед. Молодцы. Вы дали очень хорошие объяснения. Похлопайте себе.

5. Упражнение «Заведи мотор» [Автоматизация изолированно­го произношения звука [р].]

Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает им протереть руки влажными гигиеническими салфетками, раздает ватные па­лочки. Дети пытаются вызвать вибрацию кончика языка одним ка­санием палочки.

6. Игра «Веселый поезд». [Совершенствование навыка чтения слов с буквой Ы, навыка звукового анализа слова из трек звуков.]

Логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображе­ния паровозика и трех вагончиков

Логопед. Сегодня к нам приехал веселый поезд. На его вагончиках закреплены буквы. Прочитайте слово, которое привез поезд.

Дети. Дым.

Логопед. Сколько букв в этом слове?

Дети. Три буквы.

Логопед. А сколько звуков?

Дети. Три звука.

Логопед. Перечислите их по порядку.

Дети. [Д], [ы], [м]

Логопед. Давайте выложим схему этого слова.

Логопед ставит на стол контейнер с кружками.

Логопед. Каким кружком вы обозначите первый звук и по­чему?

Дети. Звук [д] мы обозначим синим кружком, потому что он согласный.

Один из детей подходит к магнитной доске и помещает под пер­вый вагончик синий кружок.

Дети. Звук [ы] мы обозначим красным кружком, потому что он гласный.

Один из детей подходит к магнитной доске и помещает под вто­рой вагончик красный кружок.

Дети. Звук [м] мы обозначим синим кружком, потому что он согласный.

Один из детей подходит к магнитной доске и помещает под тре­тий вагончик синий кружок.

Логопед. Сколько согласных звуков в слоне дым?

Дети. В этом слове два согласных звука,

Логопед. Сколько гласных звуков в слове дым?

Дети. Один гласный звук.

Логопед. Сколько слогов в слове дым?

Дети. В этом слове один слог.

Логопед помещает под схему слова один желтый квадрат.

Логопед. Запомните: сколько в слове гласных звуков, столь­ко и слогов.

7. Упражнение «Теплоход». [Координация речи с движением.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер, предлагает им обра­зовать круг и сделать упражнение.

От зеленого причала Шаг вперед, руки опущены.

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два Два шага назад.

Он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперед. Два шага вперед.

Раз, два -

И поплыл, поплыл по речке. Руки вытянуты вперед и сомкнуты,

Набирая полный ход. движение по кругу мелкими шажками
В. Волина

8. Игра «Веселые гонки» (Совершенствование грамматического строя речи (употребление глаголов с различными приставками, простых предлогов).]

Логопед предлагает детям сесть на ковер и кладет перед ними игровое поле - большой круг, на котором изображена трасса, разда­ет детям по одной модели легковых машин разных цветов.

Логопед. А теперь вы будете двигать свои машинки по иг­ровому полю и рассказывать, что они делают. Старайтесь не по­вторяться. Пусть ваши машины совершают самые разные дей­ствия.

Дети выполняют действия и комментируют их.

1-й ребенок. Моя красная машина выехала из гаража и по ехала по улице.

2-й ребенок. Моя синяя машина поехала по улице и подъ­ехала к магазину.

3-й ребенок. Моя зеленая машина подъехала к мосту, въе­хала на мост, проехала по мосту, съехала с моста.

4-й ребенок. Моя желтая машина объехала вокруг дома, переехала через улицу и заехала в гараж.

Логопед. Какие похожие слова прозвучали в ваших ответах?

Дети. Выехала, поехала, въехала, съехала, объехала, заехала, переехала.

Логопед. Правильно. И все эти слова образованы от слова ехать,

9. Игра «Найди пару». [Развитие зрительного внимания, вос­приятия, мышления.]

Логопед предлагает детям перейти за стол и помещает на магнитную доску восемь картинок: машина, колесо, паровоз, труба, самолет, крыло, вертолет, пропеллер.

Логопед. И последнее задание на сообразительность. Рас­ставьте картинки парами и расскажите, почему вы так сделали. Составьте предложения со словами потому что .

1-й ребенок. Я взял машину и колесо, потому что у машины четыре колеса.

2-й ребенок. Я взяла паровоз и трубу, потому что у паровоза есть труба,

3-й ребенок. Я взяла самолет и крыло, потому что у самоле­та есть крылья,

4-й ребенок. А у меня вертолет и пропеллер, потому что пропеллер есть у вертолета.

Логопед. Вы отлично выполнили задание!

10. Окончание занятия [Оценка работы детей]

Логопед убирает картинки, предлагает детям перечислить понравившиеся игры и оценивает работу детей.

Занятие 4

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Транспорт». Совершенствование навыка составления описательного рассказа по заранее состав­ленному плану. Автоматизация правильного произношения ши­пящих звуков. Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа.

Коррекционно-развивающие цели . Развитие связной речи, зри­тельного внимания и восприятия, тонкой и артикуляционной мо­торики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели . Воспитание навыков со­трудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, пазлы «Транспорт» (8 частей), предметные картинки с изображениями транспорта, игра «Что перепутал художник?» (игровое поле и предметные картинки), тетрадь «Занимаемся вместе» (1 часть) по числу детей, контейнер с фишками, контейнер с ватными палоч­ками, контейнер для использованных инструментов, влажные ги­гиенические салфетки, плоскостные изображения грузовиков, предметные картинки со звуками [ш], [ж] в названиях, маленькие модели машинок.

Предварительная работа. Составление плана рассказа о транс­порте.

Ход занятия

1. Организационный момент . [Развитие навыков звукового ана­лиза]

Логопед встречает детей, предлагает им пройти за стол, на ко­тором лежат предметные картинки с изображениями транспорта (автобуса, троллейбуса, такси, грузовика), организует приветствие.

Логопед. Посмотрите на картинки. Сначала сядет тот, у ко­го название машины начинается со звука [а]. Затем сядут те, у кого названия машин начинаются со звука [т]. А с какого звука начи­нается название твоей машины, Ванюша?

Ребенок. Слово грузовик начинается со звука [г]

Логопед. Верно. Садись.

2. Пазлы «Транспорт». [Развитие зрительного гнозиса, кон­структивного праксиса, тонкой моторики.]

Логопед раздает детям контейнеры с пазлами и предлагает им собрать из частей такие же картинки, как те, что у них уже есть. Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.

Логопед. Теперь у вас по две одинаковых картинки. Назо­вите, что на них изображено.

1-й ребенок. Два автобуса.

2-й ребенок. Два троллейбуса.

3-й ребенок. Два такси.

4-й ребенок. Два самосвала.

Логопед. Обратите внимание, слово таксы не изменилось. Самосвал два самосвала. Троллейбус - два троллейбуса. Такси - два такси. Слово такси никогда не изменяется. Мы го­ворим: «Ехать на такси. Выйти из такси. Подойти к такси».

3. Беседа но картинке «Грузовой транспорт». [Развитие диалоги­ческой речи. Совершенствование навыка слогового анализа слов.]

Логопед предлагает детям ссыпать пазлы в контейнеры, убира­ет предметные картинки и пазлы, раздает детям тетради «Зани­маемся вместе».

Логопед. Посмотрите на изображения грузового транспор­та. Давайте назовем картинки. Что вы видите?

Дети. Самосвал, цистерну, грузовик, фургон, рефрижератор, платформу.

Если дети не знают некоторых названий, логопед сначала сам произносит их, затем предлагает детям повторить их хором. Затем логопед ставит на стол контейнер с фишками .

Логопед. Разделите названия машин та слоги. Положите на каждую машину столько фишек, сколько в слове слогов.

Дети выполняют задание. Логопед проверяет их работу. Если дети допустили ошибки, логопед предлагает им подумать и переде­лать задание. Слово «рефрижератор» слишком сложное для слогово­го анализа, поэтому логопед предупреждает детей, что это слово делить на слоги не надо.

4. Игра «Что перепутал художник?» [Развитие связной речи, зрительного внимания, восприятия, мышления.]

Логопед помещает на наборное полотно игровое поле, на котором изображены машины.

Логопед. Посмотрите на картину. Расскажите, что перепу­тал художник?

1-й ребенок. На цистерне не могут ездить пассажиры.

2-й ребенок. В такси не возят хлеб.

3-й ребенок. В фургоне не возят песок.

4-й ребенок. В самосвале не возят коду.

Логопед. Вы нашли все ошибки художника, а теперь ис­правьте их. Возьмите картинки парами.

Логопед выкладывает на стол предметные картинки с изобра­жениями машин и плоскостные изображения грузов и пассажиров.

1-й ребенок. В цистерне возят воду. Я приложил струи воды к кранам цистерны.

2-й ребенок. В такси ездят пассажиры. Я посадила пасса­жиров в такси.

3-й ребенок. В самосвале возят песок. Я погрузила песок в самосвал.

4-й ребенок. В фургоне возит хлеб. Я погрузил хлеб в фургон.

5. Упражнение «Заведи мотор». (Автоматизация изолированно­го произношения звука [р].]

Логопед приглашает детей к зеркалу. Дети протирают руки влажными гигиеническими салфетками. Логопед предлагает детям «превратиться в машины» и «завести моторы». Дети пытаются вызвать вибрацию кончика языка одним касанием ватной палочки.

6. Упражнение «Теплоход». [Координация речи с движением. (Повторение. См.: Занятие 3. Тема «Транспорт».]

Логопед приглашает детей выйти ни ковер, предлагает им обра­зовать круг и выполнить упражнение.

7. Игра «Разноцветные машины». [Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [ш] – [ж] в словах).]

Логопед предлагает детям сесть на ковер по-турецки, кладет перед ними плоскостные изображения грузовиков, рассыпает кар­тинки (мешок, кувшин, горшок, шляпа, абажур, флажок, ножницы, журнал).

Логопед. А сейчас я предлагаю вам стать грузчиками. По­смотрите на картинки. В желтый грузовик нужно погрузить все предметы со звуком [ж] в названиях, а в красный - со звуком [ш]. Я надеюсь, вы будете правильно произносить эти звуки в словах.

Дети выполняют задание, раскладывают картинки, произнося их названия.

8. Составление рассказов о транспорте по заранее составленному плану . Развитие связной речи.

Логопед убирает плоскостные изображения грузовиков и кар­тинки, помещает на магнитную доску предметные картинки с изоб­ражениями транспорта.

Логопед. Теперь давайте сочиним рассказы о машинах по плану, который вы составили вчера с Ниной Николаевной. Сна­чала назовите транспорт, потом скажите, грузовой он или пасса­жирский, для чего он нужен. Опишите его внешний вид, расска­жите, какой он.

1-й ребенок. Это самосвал. Самосвал - грузовой транс­порт. На нем перевозят песок, землю, гравий. У самосвала боль­шой оранжевый кузов, красная кабина, широкие черные колеса. Кузов у него автоматический, сам сваливает груз. У самосвала просторная кабина. В кабине есть руль, панель управления, крес­ло для водителя и пассажира.

Аналогично составляют рассказы все дети. Логопед предлагает им оценить работу друг друга и выбрать лучшего рассказчика. Победитель получает наклейку.

9. Работа в тетради № 2. [Совершенствование навыка звуково­го анализа.]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами и предлагает раскрасить схему слова «дым» (методика работы изложена в конспекте предыдущего замятия). Затем дети раскрашивают трубу и дым. Логопед оценивает их работу, убирает тетради и карандаши.

truck - грузовик
(lorry - грузовик
["lɒri])

В существительных bicy cle и motorcy cle разное произношение буквы y во втором слоге. Это связано со структурой слова (в общем случае количеством слогов). Пока просто запомните это различие.

Два существительных lorry и truck используются носителями языка разных стран. Lorry вы услышите при общение с жителями UK , а truck вам скажут жители US .

Но, все таки, основная трудность возникает при постановке предлогов перед названием транспорта в предложение. Когда вы говорите на чем вы приехали (с помощью чего), то используется предлог by . Существительное после этого предлога обычно стоит без какого-либо артикля, конечно если вы не хотите подчеркнуть конкретный транспорт:

I"d flown by plane . - Я прилетел на самолете. The guests arrived by taxi . - Гости прибыли на такси.

Если вы говорите не как добирались, а "на" чем едете, "в чем" оставили что-то, то в зависимости от типа транспорта используются предлоги in или on . Чтобы легче было запомнить с каким из них использовать тот или иной предлог, запомните правило: если вы можете стоять или ходить внутри транспорта, то ставьте предлог on - on a boat, on a plane, on a bus, on a tram, on a ship, on a train . Сюда же относятся и , так как нельзя войти в них. Если вы можете только зайти и сесть в транспорт, то используется предлог in - in a car, in a taxi, in a truck, in a lorry . Посмотрите примеры:

He was on a ship . - Он был на корабле. He was in his car . - Он был в своей машине.