Система подготовки к итоговой аттестации по школе. Подготовила: Заместитель директора по УВР Соколова Ольга Евгеньевна Организация подготовки к ГИА в МОУ «Зендиковская средняя общеобразовательная школа» - презентация

Совершенствование системы подготовки к ГИА и ЕГЭ. Повышение педагогического мастерства Организация систематической работы по повторению Использование на уроках активных форм деятельности, в т.ч. обучение выпускников самостоятельной деятельности Использование современных образовательных технологий, в т.ч. ИКТ Дифференциация заданий при подготовке к ГИА и ЕГЭ Зачетная система учета знаний и умений выпускников Информационная готовность обучающихся Работа по развитию и саморазвитию интеллекта обучающихся.

Слайд 13 из презентации «Подготовка к ЕГЭ и ГИА» к урокам педагогики на тему «Подготовка к ЕГЭ»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке педагогики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Подготовка к ЕГЭ и ГИА.ppt» можно в zip-архиве размером 114 КБ.

Скачать презентацию

Подготовка к ЕГЭ

«Экзамены ЕГЭ» - МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 2» г. Всеволожска. 4. 5. 3. Итоговая государственная аттестация. 2011 год. 2. 1.

«Подготовка к ЕГЭ и ГИА» - Направления работы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации. Система подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ. МОУ Комсомольская СОШ.

«ЕГЭ» - Абитуриент с низким баллом 115 поступил на направление «Агрономия (бакалавр)». Выбор ЕГЭ. Да и минимальный барьер получился вполне солидный - 203. Что ждёт абитуриентов 2011: новые уточнения и правила поступления в ВУЗы. Бгу. Дополнительный период: Проходные баллы на дату издания приказа о зачислении в УГНТУ.

«Психологическая подготовка к ЕГЭ» - Блок «Постановка цели». Формирование навыков сдачи экзаменов в тестовой форме; МОДУЛИ ПРОГРАММЫ: Вводный блок. Работа с педагогическим коллективом. Индивидуальная работа с учащимися. Время поведения 45 минут. Методическое пособие для школьных психологов «Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ». Модель психологической готовности к ЕГЭ.

«Система подготовки к ЕГЭ» - 2007-2010 гг. База эксперимента. Задачи исследования. Сроки эксперимента. Разработка нормативно-правовой базы: Участие педагогов в инновационной деятельности (по результатам мониторинга). Отзывы участников мастер-класса: Новые, эффективные приемы подготовки к ЕГЭ. Заседание городского МО учителей-словесников «Методика подготовки учащихся к ЕГЭ (часть С)».

Система работы школы по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации

С1 Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня целью моего выступления является познакомить вас с той системой подготовки учащихся к ГИА, которая сложилась у нас в школе.

С2 С введением независимой оценки качества образования учащихся в 9,11-х классах привело к тому, что перед школой встала задача организации подготовки к государственной итоговой аттестации не только учащихся школы, но и всех участников образовательного процесса: учителей, родителей выпускников.

На протяжении всего учебного года так или иначе затрагиваются вопросы, касающиеся экзаменов: это подготовка к ним, проведение, анализ полученных результатов.

Решая эту задачу, была организована следующая работа:

С3 Работа с учителями.

Если говорить о системе работы с учителями, то старт начинается ещё в августе на педагогическом совете. Директор школы Ольга Владимировна и я подводим анализ итогов прошедшего учебного года, в том числе и результатов ГИА: качество, успеваемость, сравнение результатов со средними по городу.

Верхняя стрелка на слайде

С4 Анализируя таким образом полученные результаты, здесь же намечаются пути их корректировки, например, планируются мероприятия для ВШК. Так в школе традиционно проводится контроль «Подготовка учащихся 9-х классов к сдаче экзаменов в форме ОГЭ и 11-х классах к сдаче ЕГЭ», планируются предметные контроли для выяснения причин невысоких результатов ГИА.

Нижняя стрелка на слайде

Для повышения качества образования по предметам русский язык и математика в учебном плане школы выделены дополнительные часы на подготовку к государственной итоговой аттестации учащихся. В 9 классе это так называемые спецкурсы «Подготовка к ОГЭ по математике», «Подготовка к ОГЭ по русскому языку». В 10,11-х классах – «Анализ художественного текста», «Решение математических задач». Подобные часы выделяются и по другим предметам, которые традиционно лидируют среди выбираемых для прохождения ГИА: обществознание, физика.

Данные курсы разработаны учителями школы и прошли внутреннюю экспертизу. На этих предметах учащиеся целенаправленно готовятся к экзаменам: повторяют ранее изученные разделы, а главное знакомятся со структурой экзаменационных работ и методами решения заданий (учатся отсекать заведомо неверные решения, рассматривают различные способы решения и выделяют наиболее эффективные для заданий данного типа).

Естественно, эти курсы оформились не сразу и сейчас претерпевают изменения в зависимости от структуры и содержания КИМов.

Кроме того зам.директора по УВР, курирующий ГИА, проводит совещания с учителями, где знакомит их с нормативно – правовой базой итоговой аттестации. Учителя систематически посещают семинары, касающиеся подготовки к итоговой аттестации учащихся, организуемые СОИРО и методическим отделом управления образования.

Нижняя стрелка на слайде

Работа с учащимися.

Помимо посещения учащимися уже перечисленных курсов в школе, с учащимися проводится работа по ознакомлению их с нормативно – правовой базой. В течение года (начиная с октября) зам.директора по УВР, курирующий вопросы государственной итоговой аттестации, инструктирует учащихся по разным вопросам: это Положения проведения ГИА в 9,11-х классах, права и обязанности учащихся на экзаменах, правила заполнения бланков и т.п. Для отработки практических навыков, а также психологической готовности с учащимися проводятся с согласия родителей тренировочные экзамены по обязательным предметам и предметам по выбору в рамках внутришкольного контроля.

Чтобы организовать эту работу проводится анкетирование учащихся и в соответствии с запросами составляется расписание. На этих экзаменах учащиеся попадают в обстановку, максимально приближенную к реальной. Они рассаживаются в аудиториях согласно списку, при себе обязаны иметь паспорт, черную гелевую ручку. В аудиториях присутствуют организаторы, которые следят за дисциплиной (может быть даже строже, чем на настоящем экзамене). Время проведения экзамена отводится в соответствии со временем реального экзамена. При проверке работ расставляются акценты, как на оформлении бланков, так и на их содержании.

Анализ оформления бланков я стараюсь провести на следующий день, после написания экзамена. Практика показывает, что каким бы ни был подробный инструктаж о заполнении бланков ответов, учащиеся в массовом порядке допускают типичные ошибки: написание символов не по образцу, исправления в полях ответов, компановка ответов, если они не вмещаются в поле, отведённое для него и т.п. Иногда можно насчитать до 20 ошибок заполнения при массовости до 60%.

Естественно после подобной встряски учащиеся задумываются над мыслью, что даже при наличии правильного ответа из-за неточностей оформления могут не заработать необходимых баллов. Это является мощным стимулом для более ответственного подхода к экзаменам.

Таким образом, ребята получают положительную практику работы с экзаменационными материалами, окунаются в атмосферу, которая царит на экзаменах (в том числе и наличие телефонов), получают возможность рассчитать свои силы для настоящего экзамена, морально настроиться на них.

С выпускниками ведется и информационная работа: до их сведения доводится информация об организуемых курсах по подготовке к экзаменам в форме ОГЭ, ЕГЭ, о проводимых РЦОИ тестированиях.

Все новшества, все нормативные документы размещаются на сайте школы. Учащиеся и их родители могут в оригинале ознакомиться с нормативными документами.

Кроме того, в учебных кабинетах и рекреациях школы размещены демоверсии материалов по предметам, советы специалистов по психологической готовности учащихся, нормативные документы.

Работа с родителями учащихся.

Так как учащиеся являются несовершеннолетними людьми, ответственность за низ несут родители или законные представители, потому необходимо вести работу и сними. В основном эта работа сводится к информированию о нормативно – правовой базе, касающейся не только самой процедуры проведения государственной итоговой аттестации, но и процедуры поступления в профессиональные учебные учреждения. С этой целью проводятся общие родительские собрания в 8-11-х классах, где разъясняются права и обязанности всех участников ГИА, правила допуска к ГИА в 11 классе (написание итогового сочинения).

Эффективность работы, проводимой по подготовке к государственной итоговой аттестации, конечно же отражается на результатах учащихся. На диаграмме представлены результаты успеваемости учащихся на ГИА по предметам.

С9 Спасибо за внимание!

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №22»

Система работы МКОУ «ООШ№22» по подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников.

Ст.Новотроицкая 2014г.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования.

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретённых знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определённую деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ГИА выделены следующие составляющие:

  • Информированная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков и т.д.).
  • Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания, задания КИМов).
  • Психологическая готовность (состояние готовности - «настрой», внутренняя настроенность на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Актуальность темы: особенности подхода к целям, структуре и содержанию ГИА во многом определяют и особенности подготовки к нему всех участников образовательного процесса. Следствием этого является необходимость адаптации выпускников школы к новым требованиям, прежде всего к изменению сроков, формы и методики оценивания качества знаний, многообразию типов экзаменационных заданий, мобильности их выполнения.

Организация учебно-воспитательного процесса по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ГИА

На основании «Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников ОУ РФ» был составлен план подготовки и проведения государственных экзаменов, включающий такие направления:

  • Организационные вопросы.
  • Работа с педагогическим коллективом.
  • Работа с родителями.
  • Работа с учащимися.

Вся работа организована таким образом, чтобы все направления по подготовке выпускников были взаимосвязаны и преследовали конечную цель: «успешное прохождение ГИА».

Этапы выполнения работы

I этап. Организационный (август - октябрь).

II этап. Информационный (ноябрь-январь).

III этап. Практический (октябрь - май).

IV этап. Психологическая подготовка к ГИА

V этап. Аналитический (июнь-август).

Рассмотрим содержание каждого этапа работы.

I этап. Организационный (август - октябрь)

Организацию подготовки к проведению ГИА начиналась с анализа результатов итоговой аттестации за прошлый год. Анализ результатов проводился по следующим направлениям:

  • Процентное соотношение оценок, полученных учащимися по ГИА по всем предметам.
  • Соответствие годовых оценок и оценок, полученных на ГИА.
  • Средний бал по русскому языку и математике, полученный учащимися в сравнительной характеристике по школе

Проанализировав полученные результаты, продумывались пути и средства устранения выявленных недостатков в подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в текущем году, корректировался план школы по подготовке к ГИА.

На заседаниях школьных МО учителей-предметников (сентябрь) рассматривались следующие вопросы:

  1. Включение в планы работы школьных методических объединений вопросов, касающихся подготовки к ГИА.
  2. Утверждение планов по подготовке учащихся к ГИА по всем предметам.
  3. Создание мобильной группы.

Мобильные группы учителей созданы в МКОУ «ООШ№22»с целью повышения уровня качества подготовки выпускников 9 классов к государственной (итоговой) аттестации. Состав мобильной группы и их количество рассматриваются на заседании МО учителей- предметников. В нее входят учителя-предметники, имеющие на данный учебный год общие цели и задачи по подготовке учащихся к ГИА. Заседания МГ проходит 1 раз в месяц и оформляются протоколом.

Диагностика и организация разноуровневого обучения

Проводится диагностика учащихся 9 классов для установления уровня остаточных знаний и степени усвоения программного материала по различным предметам через проведение административных тренировочно-диагностических работ, составленных по форме районных контрольных работ.

Следуя тезису, что школа - это не место для препровождения времени, а место для получения знаний, и учить необходимо всех, кто пришел в школу, в зависимости от их уровня знаний и притязаний, в школе организована система разноуровневого обучения и обобщающего повторения по математике и русскому языку. Метод разноуровневого обучения и обобщающего повторения обеспечивает достижение следующих целей:

  • Повышения уровня обученности учащихся и качества знаний.
  • Установление уровня остаточных знаний по основным темам курса алгебры и начала анализа и русского языка, изученным на данный момент времени, для последующей корректировки поурочных планов работы учителя, направленной на ликвидацию выявленных пробелов в знаниях учащихся класса.

Учитывая результаты административных диагностических работ, для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения учителям-предметникам математики и русского языка было предложено разбить класс на 3 группы.

Пример разбивки класса для подготовки к ГИА по математике.

Учитывая степень обученности и мотивацию в обучении каждой группы учащихся, учителя-предметники планируют свою работу по подготовке к ГИА.

II этап. Информационный (ноябрь-январь)

В своей деятельности по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ГИА администрация школы и педагогический коллектив руководствуется нормативно-распорядительными документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней. Данные документы систематизированы и оформлены в папки по уровням прохождения информации (1 папка - федеральный уровень; региональный уровень - 1 папка; муниципальный уровень - 1 папка; школьный уровень - 1 папка). Папки с документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней пополняются в соответствии с их поступлением. Все нормативно-распорядительные документы рассматриваются в течение года на совещаниях различного уровня.

  1. На административных совещаниях изучаются нормативно-правовые документы различных уровней по организации и проведении ГИА.
  2. На заседаниях МО учителей-предметников анализируются инструктивно-методические письма по итогам ГИА по различным предметам в прошлом году и рекомендации по подготовке в текущем году.
  3. Проведение педагогических советов по вопросам подготовки к ГИА
  4. Направление учителей на районные семинары по подготовке к ГИА.

При организации работы с родителями учеников, приоритетным направлением считаем информационное обеспечение их по проведению и процедуре ГИА. С этой целью проводятся родительские собрания, оформляются информационные стенды по подготовке и проведению ГИА.

В коридоре школы оформлены 3 стенда: «Государственная итоговая аттестация», «Подготовка к итоговой аттестации», «Организация предпрофильного обучения». Учитывая, что мы живём в век использования информационных технологий, на школьном сайте представлен раздел по подготовке к ГИА, в котором размещены документы, регламентирующие процедуру проведения ГИА в 2011 году и демоверсии КИМов по всем предметам.

Однако, учитывая месторасположение школы и то, что многие учащиеся из малообеспеченных, неполных семей, разработаны памятки для родителей и выпускников 9-х классов с целью донести информацию по проведению ГИА до всех.

Памятка включает следующие разделы:

  1. Общие положения проведения ГИА.
  2. Формы проведения ГИА.
  3. Сроки и общие правила проведения ГИА.
  4. Подача апелляции.
  5. Оценка результатов ГИА.

Такие памятки распечатываются на каждого ученика и вклеиваются в дневник. Таким образом, дневник - это школьный документ, через который можно оперативно донести до родителей информацию по процедуре проведения ГИА, результат промежуточной аттестации.

1. Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

  • Правила поведения на экзамене.
  • Правила заполнения бланков.

2. Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, демоверсии, ресурсы Интернет по вопросам ГИА

3. В библиотеке:

Папка с материалами ГИА (нормативные документы, инструкции, демоверсии КИМов по всем предметам).

III этап. Практический (октябрь - май)

Данный этап включает в себя работу учителей-предметников по подготовке учащихся к ГИА.

После проведения административных, районных тренировочно-диагностических работ учителя-предметники заполняют диагностические карты подготовки к ГИА, проанализировав результаты учащихся, вырабатывают стратегию организации разноуровневого обобщающего повторения параллельно с изучением нового материала.

Работая со слабыми учениками из группы «риска», учитель должен помнить, что таким учащимся свойственно быстрое забывание невостребованных умений, следовательно, им необходимо готовить задания по принципу накопления умений. То есть, если ученик начал правильно выполнять задание по определённым темам, то в последующих индивидуальных работах на эти темы необходимо предусматривать хотя бы по одному заданию базового уровня сложности и включать задания другой, ещё не усвоенной темы.

При работе с учащимися большое внимание уделяется:

  • Знакомству учащихся со структурой и содержанием КИМов.
  • Работе по КИМам.
  • Обучению учащихся заполнению бланков.

Немаловажно развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля. Этому умению учащихся надо обучать, начиная с 5-го класса при проведении анализа контрольных работ.

Знакомство учащихся с формой и организацией проведения ГИА

По «Положению о проведении ГИА» в аудитории, в которой проходит экзамен, учитель-предметник отсутствует и экзаменуемый находится в окружении незнакомых ему организаторов экзамена и учащихся из других классов и школ.

В результате ученик попадает в обстановку, которая обеспечивает самостоятельность выполнения работы, и у неподготовленных учащихся повышается состояние тревожности на экзамене. Неожиданная психологическая обстановка для таких учащихся снижает их возможности выполнения заданий. В силу этого, в процессе подготовки учащихся к ГИА необходимо периодически погружать учащихся в обстановку, близкую к условиям проведения независимой ГИА. С этой целью в школе проводятся пробные экзамены в форме ГИА по всем предметам, что отражается в планах подготовки к ГИА по предметам.

Формы и методы проведения пробных экзаменов максимально приближены к ГИА, насколько это возможно в рамках одной школы.

Завучем проводится анализ результатов данных работ по различным предметам по следующим направлениям:

  • % успеваемости и качества выполнения контрольной работы по каждому классу.
  • Сравнительная характеристика выполнения контрольных работ каждым классом (ноябрь-апрель).
  • Анализ контрольной работы по заданиям. Сравнительная характеристика % планируемой трудности задания и % выполнения задания.
  • Распределение отметок по результатам работ.

Анализ результатов выполнения контрольных работ обсуждается на заседаниях при завуче.

IVэтап. Психологическая подготовка к ГИА

Методы проведения занятий разнообразны: групповые дискуссии, игровые, медиативные техники, анкетирование, мини лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенным темам. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.

Работа с учащимися проводится как со всем классом, так и выборочно.

Vэтап. Аналитический (июнь-август)

Анализ итогов ГИА, корректировка планов. Расширение рамок направлений подготовки к ГИА (по необходимости).

Рейтинг: / 2

ПлохоОтлично

Одной из задач современной школы сегодня является качественная подготовка выпускника к государственной итоговой аттестации, которая проводится в формате ЕГЭ для 11-х классов и в форме ОГЭ для 9-х классов.

Итоговая государственная аттестация учащихся играет огромную роль как для школы, педагогического коллектива, так и для самих учащихся.

И дает возможность педагогическому коллективу в целом подвести итог своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить пробелы в преподавании отдельных предметов, достижения и недостатки всего учебно-воспитательного процесса школы. Создание условий для успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ– одна из важнейших задач нашего педагогического коллектива.

Решение задач современной школы на пути к повышению качества образования требует общих усилий педагогического коллектива: единства в осознании противоречий, постановке целей, реализации запланированных действий. Для ее реализации требуется: система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Это система слаженной и целенаправленной работы учителя, учащихся, администрации школы и родителей. Если в этом сложном «механизме» хоть одно звено будет действовать недостаточно качественно, то это, в конечном итоге, скажется на результате экзамена.

Принципиально важно наличие м одели организации управленческой деятельности по подготовке к ЕГЭ, и ОГЭ и единой позиции у всех участников образовательного процесса – учителей, учеников, родителей – по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников, так как именно положительное общественное мнение оправдывает усилия, снимает эмоциональное напряжение, дает психологическое равновесие.

Успех во многом определяется тем, насколько эффективна была подготовительная работа. В нашей школе она начинается уже на августовском педсовете после анализа результатов прошедшего ЕГЭ. В начале учебного года в школе разрабатывается п лан-график подготовки и проведения государственной итоговой аттестации обучающихся , в котором учитываются и анализ результатов экзаменов предыдущего учебного года, и постоянное ознакомление с нормативно-правовыми документами, экзаменационными материалами прошлых лет и демонстрационных версий, и психологическое сопровождение подготовки обучающихся к экзаменам.

И учащиеся, и их родители, и их учителя заинтересованы в получении лучших результатов. Поэтому наш педагогический коллектив ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения.

Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации – это урок. Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение педагогами нашей школы информационно-коммуникационных технологий, дифференцированного, деятельностного подходов в обучении, работу в парах и группах.

При подготовке учащихся к выпускным экзаменам на начальном этапе каждому ученику определяем планируемый результат обучения. Это не значит, что «потолок» должен занижаться или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как учителю, так и ученику.

Для того чтобы эффективно построить систему подготовки недостаточно того количества уроков, которые выделены на курс математики, физики. химии, поэтому необходимо было нам выстроить новые способы организации учебной деятельности: кроме уроков, это - элективные курсы (1 час в неделю).

С девятиклассниками мы начинаем подготовительную работу уже в середине сентября с входного тестирования. Входной мониторинг помогает разделить класс на 3 группы: 1 группа- учатся на «4» и «5», 2 группа – учатся на «3» и 3 группа- группа «риска».

Например, в 2015 году в 9 классе было - 16 учеников. 9 из них–учились на «4» и «5». 3 ученика на «3», 4 ученика –группа риска. Учителя математики и русского языка для каждой группы составили план преодоления пробелов в знаниях учащихся. Работая с группой «риска», ставили основной целью отработать базовый уровень, со 2 группой –отработать базовый и повышенный уровень, с 3 группой- повышенный и высокий. После уроков учителя занимались с группами ребят по индивидуальной программе: одни повторяют темы седьмого класса, а другие решают задачи повышенной сложности.

Очевидно, что для качественной подготовки только консультативной внеурочной деятельности недостаточно.

Поэтому мы организуем и другие виды работ:

Сотрудничество с родителями учащихся по организации домашней самостоятельной подготовки к экзамену.

Дистанционное тестирование как тематическое, так и в виде пробного онлайн экзамена ( http://uztest.ru/);

Знакомство учащихся и родителей с электронными ресурсами.

В электронном образовании создаем виртуальные факультативы для подготовки к экзаменам

Для домашней самоподготовки и для подготовки к ГИА учитель математики разрабатывала электронные учебные пособия “Мультимедийный обучающий проект по построению графиков функции ”.

В целях повышения эффективности подготовки к ОГЭ ежемесячно проводим диагностические, тренировочные работы в системе «СтатГрад». Ведем мониторинг, который позволяет проводить отслеживание результативности каждого ученика. Детально знакомим учащихся и их родителей с результатом выполненной работы, указываем темы на которые стоит обратить внимание ученику при самостоятельной подготовке.

Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ОГЭ,и ЕГЭ является работа кабинетов. В каждом кабинете оформлены информационные стенд, отражающий общую информацию, связанную с итоговой аттестацией. Имеются материалы по предметам: демонстрационный вариант КИМ, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация экзаменационной работы, методические и психолого-педагогические рекомендации подготовки к сдаче ГИА, график индивидуальных занятий по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов. В кабинетах собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ГИА.

Результаты ГИА наших выпускников полностью удовлетворяют ожидания. Например, в 2015 качество по математике и русскому языку в 9 классе составляет 93,8% при 100 процентной успеваемости. Средний балл в 9 классе -23, средняя оценка, 4, 44. Это выше республиканского и районного уровней. По математике -2-е место по республике, по русскому языку -1-е место по РТ. В 2017 году все показатели ЕГЭ выше республиканского и районного уровней. Средний балл по математике 74, (наибольший 84 б.), по русскому языку 81 б. (наибольший -93б.). по физике средний балл -68 (наибольший 78б.) , по обществознанию -69 б.(наибольший -70), по биологии- 77 (наибольший -84).

Итогом системной работы по подготовке к экзаменам является успешное сдача ЕГЭ и поступление учащихся в Вузы на бюджетные места.

Только совместная работа учителя и учащихся при поддержке администрации и родителей может привести к успеху.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательных программ среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования.

С 2009 года на основании «Положения о формах и порядке проведения ГИА обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего(полного) общего образования» (Утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 28.11 2008 г. № 362) единственной формой проведения ГИА практически для всех учащихся 11-х классов является ЕГЭ. То, какие результаты будут получены выпускниками на экзаменах, во многом зависит от предварительной подготовки школы к этому напряженному и очень ответственному периоду.

Подготовленность к чему-либо понимается мной как комплекс приобретённых знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определённую деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ я выделяю следующие составляющие:

  • Информированная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков и т.д.).
  • Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания, задания КИМов).
  • Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Актуальность темы: особенности подхода к целям, структуре и содержанию ЕГЭ во многом определяют и особенности подготовки к нему всех участников образовательного процесса. Следствием этого является необходимость адаптации выпускников школ к новым требованиям, прежде всего к изменению сроков, формы и методики оценивания качества знаний, многообразию типов экзаменационных заданий, мобильности их выполнения.

Организация учебно-воспитательного процесса по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ

На основании «Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников ОУ РФ» был составлен план подготовки и проведения государственных экзаменов, включающий такие направления:

  • Организационные вопросы.
  • Работа с педагогическим коллективом.
  • Работа с родителями.
  • Работа с учащимися.

Вся работа организована таким образом, чтобы все направления по подготовке выпускников были взаимосвязаны и преследовали конечную цель: «успешное прохождение ГИА».

Этапы выполнения работы

I этап. Организационный (август – октябрь).

II этап. Информационный (ноябрь-январь).

III этап. Практический (октябрь – май).

IV этап. Психологическая подготовка к ЕГЭ.

V этап. Аналитический (июнь-август).

Рассмотрим содержание каждого этапа работы.

I этап. Организационный (август – октябрь)

Организацию подготовки к проведению ГИА я начинаю с анализа результатов итоговой аттестации за прошлый год. Анализ результатов проводится по следующим направлениям:

  • Процентное соотношение оценок, полученных учащимися по ЕГЭ по всем предметам.
  • Соответствие годовых оценок и оценок, полученных на ЕГЭ.
  • Средний бал по русскому языку и математике, полученный учащимися в сравнительной характеристике по гимназии, городу, краю, России.
  • Мониторинг успеваемости, качества выпускников 11 классов в сравнительной характеристике за 3 года (9 класс, 10 класс, 11 класс).

Проанализировав полученные результаты, продумываю пути и средства устранения выявленных недостатков в подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в текущем году, корректирую план гимназии по подготовке к ГИА.

На заседаниях школьных МО учителей-предметников (сентябрь) рассматриваются следующие вопросы:

  1. Включение в планы работы школьных методических объединений вопросов, касающихся подготовки к ЕГЭ.
  2. Утверждение планов по подготовке учащихся к ЕГЭ по всем предметам.
  3. Создание мобильных групп. На основе «Положения о проблемных группах ЦРО г. Новороссийска» в гимназии разработано Положение о создании школьных мобильных групп.

Мобильные группы учителей созданы в МОУ гимназии № 4 с целью повышения уровня качества подготовки выпускников 9-11 классов к государственной (итоговой) аттестации. Составы мобильных групп и их количество рассматриваются на заседании МО учителей- предметников. В них входят учителя-предметники, имеющие на данный учебный год общие цели и задачи по подготовке учащихся к ГИА. Заседания МГ проходит 1 раз в месяц и оформляются протоколом.

Диагностика и организация разноуровневого обучения

Проводится диагностика учащихся 10-11 классов для установления уровня остаточных знаний и степени усвоения программного материала по различным предметам через проведение административных тренировочно-диагностических работ, составленных по форме краевых контрольных работ.

Следуя тезису, что школа – это не место для препровождения времени, а место для получения знаний, и учить необходимо всех, кто пришел в школу, в зависимости от их уровня знаний и притязаний, в гимназии организована система разноуровневого обучения и обобщающего повторения по математике и русскому языку. Данная методика построена по технологии разноуровневого обучения, разработанной ректором ККИДППО Е. А. Семенко.

Метод разноуровневого обучения и обобщающего повторения обеспечивает достижение следующих целей:

  • Повышения уровня обученности учащихся и качества знаний.
  • Установление уровня остаточных знаний по основным темам курса алгебры и начала анализа и русского языка, изученным на данный момент времени, для последующей корректировки поурочных планов работы учителя, направленной на ликвидацию выявленных пробелов в знаниях учащихся класса.

Опираясь на личный опыт по подготовке учащихся к ЕГЭ по математике (с 2003 года были подготовлены 6 классов к ГИА в форме ЕГЭ), учитывая результаты административных диагностических работ, для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения учителям-предметникам математики и русского языка было предложено разбить класс на 3 группы.

Пример разбивки класса для подготовки к ЕГЭ по математике.

Учитывая степень обученности и мотивацию в обучении каждой группы учащихся, учителя-предметники планируют свою работу по подготовке к ЕГЭ.

II этап. Информационный (ноябрь-январь)

В своей деятельности по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ администрация гимназии и педагогический коллектив руководствуется нормативно-распорядительными документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней. Данные документы систематизированы и оформлены в папки по уровням прохождения информации (1 папка – федеральный уровень; региональный уровень – 1 папка; муниципальный уровень – 1 папка; школьный уровень – 1 папка). Папки с документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней пополняются в соответствии с их поступлением. Все нормативно-распорядительные документы рассматриваются в течение года на совещаниях различного уровня.

  1. На административных совещаниях изучаются нормативно-правовые документы различных уровней по организации и проведении ЕГЭ.
  2. На заседаниях МО учителей-предметников анализируются инструктивно-методические письма по итогам ЕГЭ по различным предметам в прошлом году и рекомендации по подготовке в текущем году.
  3. Проведение педагогических советов по вопросам подготовки к ЕГЭ
  4. Направление учителей на городские семинары по подготовке к ЕГЭ.

При организации работы с родителями учеников, приоритетным направлением считаю информационное обеспечение их по проведению и процедуре ЕГЭ. С этой целью проводятся родительские собрания, оформляются информационные стенды по подготовке и проведению ГИА.

В вестибюле гимназии оформлены 3 стенда: «Единый государственный экзамен», «Подготовка к Итоговой аттестации», «Организация профильного и предпрофильного обучения». Учитывая, что мы живём в век использования информационных технологий, на школьном сайте представлен раздел по подготовке к ГИА в форме ЕГЭ, в котором размещены документы, регламентирующие процедуру проведения ЕГЭ в 2010 году и демоверсии КИМов по всем предметам.

Однако, учитывая месторасположение гимназии и то, что многие учащиеся из малообеспеченных, неполных семей, мною разработаны памятки для родителей и выпускников 11-х классов с целью донести информацию по проведению ГИА в форме ЕГЭ до всех.

Памятка включает следующие разделы:

  1. Общие положения проведения ГИА.
  2. Формы проведения ГИА.
  3. Сроки и общие правила проведения ГИА.
  4. Подача апелляции.
  5. Оценка результатов ГИА.

Такие памятки распечатываются на каждого ученика и вклеиваются в дневник. Таким образом, для меня дневник – это школьный документ, через который можно оперативно донести до родителей информацию по процедуре проведения ГИА, результат промежуточной аттестации.

1. Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

  • Правила поведения на экзамене.
  • Правила заполнения бланков.
  • Расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет)

2. Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, демоверсии, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ

3. В библиотеке:

Папка с материалами ЕГЭ (нормативные документы, инструкции, демоверсии КИМов по всем предметам).

III этап. Практический (октябрь – май)

Данный этап включает в себя работу учителей-предметников по подготовке учащихся к ЕГЭ.

После проведения административных, краевых тренировочно-диагностических работ учителя-предметники заполняют диагностические карты подготовки к ЕГЭ, проанализировав результаты учащихся, вырабатывают стратегию организации разноуровневого обобщающего повторения параллельно с изучением нового материала.

Работая со слабыми учениками из группы «риска», учитель должен помнить, что таким учащимся свойственно быстрое забывание невостребованных умений, следовательно, им необходимо готовить задания по принципу накопления умений. То есть, если ученик начал правильно выполнять задание по определённым темам, то в последующих индивидуальных работах на эти темы необходимо предусматривать хотя бы по одному заданию базового уровня сложности и включать задания другой, ещё не усвоенной темы.

При работе с учащимися большое внимание уделяется:

  • Знакомству учащихся со структурой и содержанием КИМов.
  • Работе по КИМам.
  • Обучению учащихся заполнению бланков.

Немаловажно развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля. Этому умению учащихся надо обучать, начиная с 5-го класса при проведении анализа контрольных работ.

Знакомство учащихся с формой и организацией проведения ЕГЭ

По «Положению о проведении ЕГЭ» в аудитории, в которой проходит экзамен, учитель-предметник отсутствует и экзаменуемый находится в окружении незнакомых ему организаторов экзамена и учащихся из других классов и школ.

В результате ученик попадает в обстановку, которая обеспечивает самостоятельность выполнения работы, и у неподготовленных учащихся повышается состояние тревожности на экзамене. Неожиданная психологическая обстановка для таких учащихся снижает их возможности выполнения заданий. В силу этого, в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ необходимо периодически погружать учащихся в обстановку, близкую к условиям проведения независимой ГИА. С этой целью в гимназии проводятся пробные экзамены в форме ЕГЭ по всем предметам, что отражается в планах подготовки к ЕГЭ по предметам.

Формы и методы проведения пробных экзаменов максимально приближены к ГИА, насколько это возможно в рамках одной школы.

Завучами проводится анализ результатов данных работ по различным предметам по следующим направлениям:

  • % успеваемости и качества выполнения контрольной работы по каждому классу.
  • Сравнительная характеристика выполнения контрольных работ каждым классом (ноябрь-апрель).
  • Анализ контрольной работы по заданиям. Сравнительная характеристика % планируемой трудности задания и % выполнения задания.
  • Распределение отметок по результатам работ.

Анализ результатов выполнения контрольных работ обсуждается на заседаниях при завуче.

IVэтап. Психологическая подготовка к ЕГЭ

Методы проведения занятий психолога разнообразны: групповые дискуссии, игровые, медиативные техники, анкетирование, мини лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенным темам. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.

Работа с учащимися проводится как со всем классом, так и выборочно.

Vэтап. Аналитический (июнь-август)

Анализ итогов ЕГЭ, корректировка планов. Расширение рамок направлений подготовки к ЕГЭ (по необходимости).

(К данному материалу прилагается мультимедийное сопровождение –