Солнце раз еще взглянуло. Анализ стихотворения "Неохотно и несмело" Тютчева: образ грозы и особенности композиции

Данное стихотворение является,безусловно,поэтическим шедевром поэта.Надо быть большим мастером слова,чтобы так изысканно передать событие - грозу и состояние природы в эти моменты..Опоясывающая композиция произведения помогает ярче показать все этапы природного явления- грозы.Тютчев любил грозу и мастерски изобразил и предвкушение ее, и наступление,и завершение.
Здесь дан не один момент грозы,а по меньшей мере - три.
Первый - это предвестие грозы,ее предвкушение: "несмелое солнце ","дальний гром и дождь порой" .Это ещё не гроза,но она вот - вот случится.Поэтому и солнце выглядывает неохотно
.
Второй эпизод - приход грозы:

Вот пробилась из-за тучиСиней молнии струя –
Пламень белый и летучийОкаймил ее края.

И всё" сердитей и смелей " слышны "раскаты громовые"

И третий эпизод - окончание грозы.Выглянуло солнце, "И в сиянье потонулаВся смятенная земля. "
Одухотворенные образы земли,солнца,грозы наделены человеческими качествами,что символизирует неразрывную связь человека и вселенной,выражением чего является гроза.Кульминацией стихотворения является вспышка молнии.Это наивысшая точка описываемого явления природы..После этого наступает спокойствие,при котором солнце заливает омытый мир...
Стихотворение буквально соткано из поэтических находок: эпитеты,сравнения,олицетворения,аллитерации"украшают "поэтический шедевр.Так и чувствуешь,слышишь, ощущаешь этот воздух после грозы,напоенный озоном.Как это удается Тютчеву?
Поэт - мастер поэтического жанра.Художественные средства,используемые автором,помогают ему в создании гениального произведения.Здесь мы видим и синтаксический параллелизм,и ассонанс (Солнце раз еще взгЛЯнулоИсподлобьЯ на поЛЯ –И в сиЯнье потонулаВся смЯтеннаЯ землЯ)что показывает расслабленное состояние природы после пронесшейся грозы.
Мы наблюдаем и аллитерацию-звуками Р/Г автор передает звуковой образ грома:

Чу, за тучей проГРемело,ПРинахмуРилась земля.
ВетРа теплого поРывы,Дальный ГРом и дождь поРой.

Используемые глаголы(смотрит,прогремело,принахмурилась.пробилась,и.др.) передают не только динамику явления,но создают в итоге светлую радостную картину.
Особая роль в тексте принадлежит эпитетам(пламень белый летучий,зеленеющие нивы,смятенная земля и др.) ,которые передают яркую цветовую палитру природы и её динамику.
Метафорические сравнения дают возможность зрительно представить картину грозы:
Синей молнии струя –(видишь молнию,сравненную с мощной синей струей: здесь и дождь,и синь неба объединились)
Ещё метафора -И в сиянье потонула Вся смятенная земля. (опять - дождь в лучах солнца - это,по мнению поэта - мощное сияние,в котором земля просто утонула) Мощный красивый образ природы после дождя.СИЯЮЩЕЙ ПРИРОДЫ!!!
Таким образом,все художественные средства,а также краски,звуки,глаголы движения и др.) помогают поэту создать яркую, многоцветную,жизнеутверждающую картину единства человека,земли и неба.

Жизненный путь Фёдора Ивановича Тютчева начался в неприметном селе, имеющем название Овстуг. В настоящее время данная местность расположена в Брянской области. Родился писатель в 1803 году и принадлежал к древним дворянам.

С самого раннего детства мальчик обучался в домашних условиях, проявлял большой интерес к гуманитарным наукам. Поскольку семья не была лишена влияния со стороны мировой моды, все свободно говорили на французском.

Руководил обучающим процессом С. Е. Амфитеатров, более известный под фамилией Раич. Именно он привил ребёнку тягу к поэтам античности. В 13 лет Федор без труда переводил творения Горация и создал свое собственное произведение, названное «На новый 1816 год».

Далее, Тютчев поступает в Московский университет на факультет, посвященный русской словесности. Здесь он знакомится со многими известными деятелями, к примеру, Погодиным, который в то время являлся известным историком и журналистом. Именно Погодин становится для него настоящим другом.

С этого момента начинается новый период жизненного пути у Федора Ивановича. За пределами родины автор проводит более 20 лет. Здесь же он встречает свою первую любовь, которую звали Элеонорой, в последующем она становится его женой. Многие известные на весь мир произведения созданы именно в Мюнхене, к примеру, «Фонтан» или «Весенняя гроза».


Раскрыться публично Федору помогает печать его творений в известном на то время журнале «Современник», который принадлежал А.С. Пушкину. Стихотворения приглянулись мировым критикам, многие восхищались его работами.

Фёдор Иванович был любвеобильным мужчиной. Ещё до смерти первой жены он имел отношения с Эрнестиной. Эта женщина и стала его второй женой, после годового траура по Элеоноре.

Попав в немилость из-за своего характера, Тютчев вынужден переезжать по Европе с одного места на другое. Всё это время он стремился вернуться на службу. В этот же период он начинает заниматься славянофильством. Это весьма понравилось правителю Николаю Первому, который решает вернуть его на должность и устраивает в Министерство.

В 50-х годах Ф.И. Тютчев снова влюбляется. Молодой пассией является Елена Денисьева. Роман продолжается 14 лет, после чего любимая умирает от туберкулеза.

Анализ стихотворения «Неохотно и несмело»

Федор Иванович Тютчев – это достояние всей русской культуры. Автор создавал изысканные произведения, которые скрывали глубокий философский смысл и показывали сходство натуральной природы и особенностей человеческой сути. Ярким примером изысканного и интересного произведения является стихотворение «Неохотно и несмело», которое написано в июне 1849 года. Создан шедевр во время поездки в село под названием Овстуг. Именно сюда писатель приезжал из Петербурга для отдыха от будней большого города.

Ключевая тематика произведения – это особенное ощущение, которое возникает во время предвкушения грозы. Эта стихия, одна из излюбленных явлений, происходящих время от времени в природе. Гроза является своеобразным символом, олицетворяющим молодость и безмятежность. Автор считал, что именно во время грозы происходит внутреннее очищение души. В произведении «Неохотно и несмело» Федор Иванович Тютчев максимально качественно передал тот миг, который бывает перед началом действия разбушевавшейся стихии. Именно в это время природа притихает, своеобразно преображается, ожидая резкой смены происходящего вокруг.

Федор Иванович являлся приверженцем романтизма. Он мастерски передавал читателю особенности пейзажно-лирического повествования и описывал природные ландшафты с помощью эксклюзивных переживаний, имеющих лирическую направленность. Практически во всех произведениях автора мир природы плотно переплетался с человеческими судьбами. Лирический герой переживал грозу вместе с природой.

Особенности образов в стихотворении «Неохотно и несмело»

Все центральные предметы и образы в произведении имеют одухотворенную основу. Это и земля, и солнце, и сама стихия. Федор Иванович Тютчев наделял каждую вещь определенными человеческими чертами. К примеру, солнце в произведении смотрит исподлобья на раскинутые поля. Как небо, так и земная поверхность символизируют определенную, мощно скрепленную связь человеческого существования вместе со всей вселенной. Именно эти особенности и являются ключевыми персонажами в стихотворении. В виде грозы отражается вся имеющаяся сложность и противоречивость отношений и свойств земли и неба.

В произведении «Неохотно и несмело» Федором Ивановичем изображается натуральная природа в промежуточном состоянии. Здесь описывается момент предвкушения стихии, а также излагается концовка, олицетворяющая затихание грозы. Таким образом, автор старался показать, что натуральная природа находится в постоянном движении, как и человек, никогда не стоит на месте.

В начале произведения описывается яркое и теплое солнце, которое своеобразно побаивается прихода грозы. Постепенно в стихотворении начинает нарастать движение, появляется резкий и порывистый ветер, а на все живое постепенно находит мрачная тень. Кульминация описания образа стихии – это внезапная вспышка молнии. Автором качественно описываются присутствующие при этом раскаты грома, и ветер, поднимающий пыль. В определенный момент стихия угасает, гроза уходит и снова на читателя смотрит теплое и веселое солнце, которое покрывает все окружающее своими переливающимися после дождя лучами.

Особенности структуры стиха

Шедевр «Неохотно и несмело» представляет собой композицию кольцевого типа, которая состоит из пяти отдельных строф. Написано стихотворение в виде четырехстопного хорея, в котором присутствует перекрестная рифмовка. Федор Иванович Тютчев весьма уместно использовал двухсложные стопы, имеющие ударение на первом слоге.

Чтобы максимально качественно передать изменения, присутствующие в состоянии натуральной природы, автор использует множество различных художественных средств. Это и синтаксический параллелизм, и особенные ассонансы. Присутствует в строках и аллитерация. Буквы «р» и «г», применяемые для качественной передачи звуков. Максимально точно передают атмосферу присутствующего грома. Аллитерация с использованием буквы «с», применяемая как в первом, так и последнем четверостишии, помогает максимально ярко передать веселое сияние солнечных лучей.

Насыщено произведение «Неохотно и несмело» большим количеством глаголов. К примеру, прогремело сзади тучи, молния пробивается, пыль летит в виде вихря. Такие глаголы способны максимально качественно передать весь изысканный динамизм, присутствующий в описываемой картине. Во второй строфе практически полностью отсутствуют глаголы. Это использовано автором для того, чтобы создать ощущение приближения грозовой тучи. Следует отметить, что используемые глаголы в шедевре отличаются красочностью и выразительностью – окаймить, принахмуриться, потонуть.


Особенно интересна применяемая цветовая палитра в произведении. Она способна создать по-особенному светлый и радостный колорит. Здесь зеленеют нивы, пламень окутан белым цветом, молнии струятся, а земля полна сиянья. В стихотворении много движения, изысканных красок, а также особенных звуков.

Федором Ивановичем Тютчевым используется большое количество троп. Стоит рассмотреть основные из них, которые являются ключевыми в стихе «Неохотно и несмело»:

Олицетворение. Солнце может смотреть, пыль летает, а земля прихмуривается.

Эпитет. Пламя белое и летучее, а нива зеленеющая.

Метафора. Земля способна потонуть, а молния пробиться.


Федор Иванович считается весьма тонким лириком. Все его произведения выразительны, и «Неохотно и несмело» не является исключением. В нем описана гроза как особенное явление природы, у которого имеются свои личностные перемены. Автор максимально красочно раскрыл движение природы во время дождя, одновременно подчеркивая глубокую идею философской направленности, рассказывающую о цикличности использования вещей в природе. Стихия – это временное явление, которое обязательно сменится солнцем, окутавшим сиянием лучей весь окружающий мир. Так и в жизни человека ненастье и буря обязательно пройдёт, уступая дорогу солнечному благополучию.

Стихотворение «Неохотно и несмело» написано 6 июня 1849 года. Ф. Тютчев создал его по дороге в село Овстуг, куда он изредка приезжал из Петербурга.

Основная тема стихотворения – предвкушение грозы. Гроза – одно из самых любимых явлений природы для поэта. Символизируя молодость и беззаботность, она приносит духовное очищение. Тютчев мастерски передал тот миг перед грозой, когда природа затихает в ее ожидании и преображается.

Приверженец романтизма и мастер пейзажно-философской лирики, поэт описывает природное явление через призму лирических переживаний, включая себя в мир природы и переживая грозу вместе с ней. Тютчев одухотворяет центральные образы стихотворения – землю, солнце и грозу, наделяя их человеческими чертами: «солнце раз еще взглянуло// Исподлобья на поля» . Небо и земля, символизируя неразрывную связь человеческой жизни и бытия вселенной, становятся главными персонажами стихотворения, а гроза отражает всю сложность и противоречивость отношений между двумя стихиями.

Тютчев изображает природу в промежуточном состоянии, от предвкушения грозы до ее завершения, стремясь отобразить постоянное движение времени. Поэт рисует в начале стихотворения солнце, боящееся приближения грозы, затем включает в описание картины порывов ветра и наступающего сумрака. Кульминация стихотворения – вспышка молнии. Автор изображает усиление раскатов грома, поднятую ветром пыль. Но вот гроза заканчивается, и вновь выглянувшее солнце заливает своим сиянием омытый дождем мир.

Стихотворение, имеющее кольцевую композицию и состоящее из 5 строф, написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмовкой. Поэт использует двухсложную стопу с ударением на первом слоге.

Для передачи изменений в состоянии природы Тютчев прибегает к разнообразным художественным средствам : синтаксическому параллелизму, ассонансу. Аллитерация р и г создает звуковые образы грома, а аллитерация с в первом и последнем четверостишиях помогает поэту передать сияние солнца.

Насыщенность произведения глаголами (за тучей прогремело, пробилась молнии струя, вихрем пыль летит ) передает динамизм описываемой картины. Отсутствие глаголов во второй строфе создает ощущение ожидания надвигающейся грозы. Глагольная лексика стихотворения красочна и выразительна: окаймил, принахмурилась, потонула .

Разнообразна создающая светлый и радостный колорит цветовая палитра стихотворения: зеленеющие нивы, пламень белый, синей молнии струя, земля в сиянье . Произведение насыщено движением, красками, звуками.

Поэт использует разнообразные тропы : олицетворения (солнце смотрит, пыль летит, принахмурилась земля ), эпитеты (пламень белый и летучий, зеленеющие нивы ), метафоры (земля потонула, молния пробилась ).

Тонкий лирик, Тютчев в своем стихотворении выразительно описал грозу как природное явление и перемены, происходящие в природе во время дождя, подчеркнув при этом главную философскую идею о цикличности всех процессов на земле. Гроза – явление временное, и на смену ей обязательно придет солнце, заливающее своим сиянием весь мир.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля -
Чу! за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы -
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей…

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

Другие редакции и варианты

11   Пламень беглый и летучий

Изд. 1900 . С. 149.

13   Гуще капли дождевые -

Автограф - РГАЛИ. Ф. 195. Ед. хр. 5083. Л. 183 об.

20   Вся смущенная земля.

Киевлянин. 1850. Кн. III. С. 192.



КОММЕНТАРИИ:
  Автографы (2) - РГАЛИ. Ф. 195. Оп. 1. Ед. хр. 5083. Ч. I. Л.183–183 об.; Альбом Тютч. - Бирилевой . С. 11.
  Первая публикация - Киевлянин . 1850. Кн. III. С. 192. Затем - Совр . 1854. Т. XLIV. С. 33; Изд. 1854 . С. 67; Изд. 1868 . С. 109–110 (в Изд. СПб., 1886 , отсутствует); Изд. 1900 . С. 149–150.
  Печатается по второму автографу. См. «Другие редакции и варианты». С. 255.
  Автографы имеют название «Гроза дорогой». В автографе РГАЛИ в скобках дата «6 июня 1849». В 13-й строке - «Гуще капли дождевые». Следующее стих. - «Вновь твои я вижу очи». В альбомном автографе в 13-й строке - «Чаще капли дождевые». Название («Гроза дорогой») заключено в скобки. В альбоме стихотворение находится в таком контексте: ему предшествует «Русской женщине», после него идет «Святая ночь на небосклон взошла…».
  Все названные публикации имеют название «Гроза дорогой», в Киевлянине - «Гроза». Однако, как справедливо полагает Г.И. Чулков, название во втором автографе заключено в скобки, поэтом сделана как бы помета для памяти, и стихотворение нельзя считать озаглавленным (Чулков. I . С. 307).
  Разночтения в печатных изданиях: в Киевлянине 20-я строка - «Вся смущенная земля», в Изд. 1900 11-я строка - «Пламень беглый и летучий». Возможно, здесь допущены опечатки.
  Датируется 6 июня 1849 г. на основании даты в автографе; было написано по дороге из Москвы в Овстуг.
  С.С. Дудышкин увидел в стихотворении «искусную руку мастера» и полностью процитировал, сопроводив таким комментарием: «Тут нет ни «ветреной Гебы», ни ее «громокипящего кубка», пролитого на землю среди веселого смеха; но зато есть своя чарующая прелесть в этой «смятенной земле», которая потонула в сиянии лучей солнца, проглянувшего из-за туч. Это значит изображать одною чертою то, что в другом искусстве потребовало бы множество красок. Заметим опять тот же верный глаз, уменье подмечать в явлении самые тонкие оттенки и находить им соответствующие звуки в речи (рецензент указал в особенности на третий куплет. - В.К .). <…> Все это опять напоминает ту эпоху творчества в языке, когда каждое явление в природе так легко покорялось художественному слову» (Отеч. зап . С. 64). Рецензенту из Пантеона (с. 6) не понравились образы: «принахмурилась земля», «смятенная земля». В рецензии на Изд. 1900 Е. Поселянин (Московские ведомости. 1899, 13 дек. № 343) давая высокую оценку стихотворению, полностью процитировал его в короткой рецензии и заметил, что стих. « Гроза дорогой» должно быть поставлено «в ряду удачнейших картин природы, нарисованных Тютчевым, столь выдающимся в поэзии пейзажистом».

Фёдор Иванович Тютчев

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой.
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —

Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля —
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

Пейзажная лирика Федора Тютчева весьма богата и разнообразна. Являясь сторонником романтизма, поэт считает, что чувства и ощущения имеют гораздо более важное значение, чем их материальные проявления. Иными словами, намного лучше самому любить, чем быть любимым. И, бесспорно, куда как более важно уметь замечать изящество окружающего мира, который безупречен в своем совершенстве.

Не секрет, что одним из излюбленных явлений природы Федора Тютчева является гроза, которая в его творчестве символизирует молодость и беззаботность, а с философской точки зрения приносит духовное очищение . Предвкушение грозы - тот краткий миг, когда человек, умеющий остро чувствовать прекрасное, испытывает подлинный восторг. Вместе с ожиданием очищения приходит понимание того, что все происходящее является неизбежным. И в этой фатальности есть свое очарование, противостоять которому так же бессмысленно, как и пытаться повернуть время вспять.

Стихотворение «Неохотно и несмело», написанное Федором Тютчевым в 1849 году, с присущей поэту скрупулезностью и образностью передает миг перед грозой, когда природа затихает и преображается. Солнце выглядывает из-за туч, земля «принахмурилась», а «ветра теплого порывы» мягко поглаживают «зеленеющие нивы».

Используя богатство и многообразие русского языка, поэту удается с особым колоритом передать надвигающуюся грозу. В простой по построению фразе «чу, за тучей прогремело», слышится вся гамма звуков, которые сопровождают раскаты грома. Однако звучат они не угрожающе, и природа словно бы понимает, что ничего страшного не произойдет. Даже молодая пшеница становится гораздо «зеленее под грозой», будто бы показывает всем своим видом, что предстоящий дождь является для нее настоящим праздником неги и плодородия.

С особым мастерством Федор Тютчев изобразил молнию, которая синим огненным лучом разрывает небо напополам. Эта фантастическая картина на фоне общего спокойствия и безмятежности окружающего мира словно бы переносит читателя в мир мифов и суеверий, заставляя напомнить о том, что когда-то люди поклонялись молнии, как божеству, наделяя ее способностью выбирать себе жертву среди людей, карая их за грехи. Однако поэт в стихотворении представил небесную властительницу благосклонной и милостивой. Она выступает не в роли судьи, а в качестве предвестницы грозы, неся с собой бесценный дар в виде теплого летнего дождя, которому предстоит умыть землю и напоить ее волшебным эликсиром жизни.

Его капли становятся все тяжелее, падая чаще и чаще. Они как будто бы наводят порядок на уставшей и обожженной солнцем земле, и благодаря этой небесной «уборке» видно, как «вихрем пыль летит с полей». При этом раскаты грома становятся более гулкими и сердитыми, словно подгоняют небесную царицу, заставляя ее как можно быстрее закончить свою нехитрую работу. Однако гроза не торопится, и природа, застывшая в ее ожидании, превращается в заколдованное царство, оживить которое в состоянии лишь проливной дождь.

Поэту не чужды метафоры, поэтому он наделяет солнце человеческими качествами . На время уступив бразды правления грозе, оно «исподлобья» выглядывает, прячась за темными тучами, наблюдая за тем, как хозяйничает одна из его служанок. И этот последний солнечный луч, коснувшийся «смятенной земли», является напоминанием о том, что пройдет совсем немного времени, и небесное светило вновь займет свое почетное место на облачном троне, благосклонно и слегка насмешливо взирая на обновленный мир, наполненный свежестью и чистотой после прошедшей грозы.