Степан трофимович верховенский значение фамилии. Степан верховенский в романие бесы достоевского сочинение

Степан Трофимович Верховенский,историей которого начинается и заканчивается действие романа, принадлежит к величайшим созданиям писателя. В образе этого чистого идеалиста 1840-х годов есть дыханье и теплота жизни. Он до того непосредственно и естественно живет на страницах романа, что кажется независящим от произвола автора. Каждая фраза его и каждый поступок поражают внутренней правдивостью. Достоевский с добродушным юмором следит за подвигами своего «пятидесятилетнего младенца», подшучивает над его слабостями, уморительно передразнивает его барские интонации, но решительно им любуется. Фигура Степана Трофимовича свидетельствует о необыкновенном юмористическом даре автора. Прообразом Степана Трофимовича послужил знаменитый в 1840-х – начале 1850-х историк-западник Т. Грановский .

Историк Т. Н. Грановский, прообраз Степана Трофимовича Верховенского в «Бесах». Портрет 1845 г.

Верховенский был «прекраснейший человек», «умнейший и даровитейший». Он принадлежал к плеяде знаменитых имен 40-х годов; учился (как и Грановский) в Германии, блеснул на кафедре университета, написал исследование о «причинах необычайного нравственного благородства каких-то рыцарей» и поэму вроде второй части Фауста. Но блестящая карьера его была «разбита вихрем обстоятельств» и он оказался в губернском городе в роли «приживальщика» при своем деспотическом друге и покровительнице – Варваре Петровне Ставрогиной, матери главного героя «Бесов» . Идеалист опустился до карт и шампанского, регулярно впадал в «гражданскую скорбь», то есть в хандру, которая неизменно заканчивалась припадками холерины. Но его поддерживала «приятная мечта о красивой гражданской своей постановке». Двадцать лет простоял он перед Россией в виде «воплощенной укоризны» и вошел в роль гонимого и ссыльного. Женат он был два раза: первый раз на какой-то «легкомысленной девице», от которой имел сына Петра. Этот «плод первой, радостной и еще не омраченной любви» воспитывался где-то в глуши. Второй женой его была немочка: женитьба явилась, очевидно, следствием увлечения немецкой идеалистической философией. Но главной любовью рыцаря-романтика было двадцатилетнее платоническое чувство к Варваре Петровне, состоявшее из привычки, тщеславия, эгоизма и самой возвышенной и искренней привязанности. Идеалист живет «высшей мыслью», идеей вечной красоты; он настоящий поэт; ему знакомо вдохновение и предчувствие мировой гармонии.

Достоевский. Бесы. 1-я часть телесериала

Но эстетизм в теории оборачивается на практике неприглядным аморализмом. Степан Трофимович может восторженно проповедовать счастье всего человечества – и проиграть в карты своего крепостного Федьку. Беспочвенность мечтательства обличается автором в острой пародии. Верховенский пишет Варваре Петровне из Берлина: «А у нас чуть ли не афинские вечера, но единственно по тонкости и изяществу; все благородное, много музыки, испанские мотивы, мечта всечеловеческого обновления, идея вечной красоты, Сикстинская Мадонна, свет с прорезами тьмы».

Разлад между мечтой и действительностью, от которого рыцарь суровой дамы доходил иногда до нервных взрывов и мрачно заявлял: «Je suis un простой приживальщик et rien de plus», или: «Je suis un припертый к стене человек» , – этот разлад превращается в конфликт с приездом его сына Петра . Степан Трофимович сталкивается с нигилистами , среди которых первый – его cher Петруша. Он читает «Что делать» и вступает в бой. В опустившемся и расслабленном эстете загорается негодование, гражданское чувство и отвага. Верховенский смело заявляет, что «сапоги ниже Пушкина и даже гораздо» и бесстрашно выступает перед разнузданной аудиторией на «празднике». Именно ему, слабому и ничтожному характеру, Достоевский дает право обличать молодое поколение. «Да понимаешь ли, – кричит Степан Трофимович сыну, – понимаешь ли, что, если у вас гильотина на первом плане и с таким восторгом, то это единственно потому, что рубить головы всего легче, а иметь идею всего труднее, Эти телеги и как там: "стук телег, подвозящих хлеб человечеству", полезнее Сикстинской Мадонны , или как у них там – une bêtise dans се genre ». Слова Степана Трофимовича перекликаются с пророчеством Лебедева в «Идиоте » и подготовляют окончательное обличение «искушения хлебом» в «Легенде о Великом Инквизиторе ». На празднике Верховенский торжественно и вдохновенно говорит нигилистам: «А я объявляю, что Шекспир и Рафаэль выше освобождения крестьян, выше народности, выше социализма, выше юного поколения, выше химии, выше почти всего человечества, ибо они уже плод, настоящий плод всего человечества, и, может быть, высший плод, какой только может быть! Форма красоты уже достигнутая: без достижения которой я, может, и жить-то не соглашусь... Без хлеба можно прожить человечеству, без одной только красоты невозможно, ибо совсем нечего будет делать на свете! Вся тайна тут, вся история тут!... Не уступлю!... – нелепо прокричал он в заключение и стукнул изо всей силы по столу кулаком».

Трагикомическая речь «идеалиста» заключает в себе главную идею романа и священнейшее упование автора. Прежний идеал красоты помутился в человечестве, и началось для него «смутное время». Достоевский всегда утверждал, что общество руководится эстетическими принципами и что современный кризис есть в глубине своей кризис эстетического сознания . «Нелепое выступление» Степана Трофимовича на празднике оканчивается тем, что лектора освистывают и высмеивают. Он надевает дорожную шинель, берет палку и уходит из дома Варвары Петровны. Он умрет, как и прожил «русским скитальцем», бездомным духовным бродягой, «лишним человеком». Трагедия беспочвенного романтика символизируется этим последним путешествием по большой дороге. На постоялом дворе Верховенский встречается с книгоношей Софьей Матвеевной, и она читает ему евангельский рассказ об исцелении Гадаринского бесноватого.

Мрачный и страшный роман-памфлет оканчивается светлым пророчеством о России. «Эти бесы, – произносит Степан Трофимович в большом волнении, – это все язвы, все миазмы, вся нечистота, все бесы и бесенята, накопившиеся в великом и милом нашем больном, в нашей России, за века, за века. Oui, cette Russie que j"aimais toujours . Но великая мысль и великая воля осенят ее свыше, как и того безумного бесноватого и выйдут все эти бесы, вся нечистота... Но больной исцелится и "сядет у ног Иисусовых" и будут все глядеть с изумлением. Милая, vous comprendrez après

Среди «военных» названий нашего города есть улица генерал-майора Гладышева . Боевая биография этого военачальника тесно связана с тяжелыми боями за освобождение Рузы

в де­кабре 1941 г. - январе 1942 г.

Степан Трофимович является Почетным гражданином города Рузы.

18 августа 1981 года Рузский исполком утвердил решение городского совета о переименовании улицы СПОРТИВНОЙ в УЛИЦУ ГЛАДЫШЕВА.

Обратите внимание, в документе ошибочно написано отчество Тимофеевич вместо Трофимович.

Полковник Гладышев Степан Трофимович командовал 43-й отдельной стрел­ковой бригадой, прибывшей из Сибири. Было ему тогда около сорока лет, из них более двадца­ти отдано военной службе.

В Красную Армию он вступил добровольно в 1920 г. восемнад­цатилетним юношей-комсомоль­цем. Службу начал политбойцом. Усердно изучал военное дело. Детально усвоив действия в бою, красноармеец Гладышев стал вни­кать в основы тактики отделения, взвода, роты при обороне и на­ступлении. Командование части, видя в молодом воине склонность к военной профессии, направило его в военно-пехотное училище.

В 1924 г. он с успехом окончил училище, после этого все время находился на командных должно­стях - с 22-летнего возраста. Участник войны с Финлян­дией, был награжден орденом Красного Знамени.

Великую Отечественную командиром 4-ой дивизии на­родного ополчения Куйбышевского района столицы, которая в конце сентября была преобразована в 110-ю стрелко­вую дивизию.

В конце ноября 1941 г. полков­ник Гладышев вступил в коман­дование 43-й отдельной стрелко­вой бригадой. В декабрьских бо­ях бригада действовала на пра­вом фланге 5-й армии генерала Л. А. Говорова. Под командова­нием С. Т. Гладышева 43-я брига­да неуклонно продвигалась в на­правлении Рузы и в третьей декаде декабря завязала бои на ее окраинах. К стенам города подо­шли и другие части наступающих войск.

Немцы создали в Рузе сильную оборону и оказывали отчаянное сопротивление, имея приказ лю­бой ценой удержать этот выгод­ный рубеж. Бои за Рузу приняли затяжной характер. С. Т. Глады­шев приказал тщательно изучить систему немецкой обороны и дать артиллерийским батареям конкретные цели для огневой подго­товки предстоящего штурма го­рода.

Операция по овладению Рузой была разработана всесторонне. Особое внимание обращалось на взаимодействие всех родов войск, участвовавших в штурмовом удаpe по засевшему в городе вра­гу. И предусмотренная планом цель была успешно достигнута.

В оперативной сводке штаба 5-й армии за 17 января 1942 г. сооб­щалось: «19 сд и 43 осбр, начав наступление с утра 17.1.42 г. к 11-30 заняли г. Руза. К 14-30 за­няли Мало-Иванцово, Рыбушкино, Комлево, Горки, Старое, Сытьково. Противник начал отход от г. Рузы в юго-западном направ­лении, оказывая сопротивление наступающим 19 сд и 43 осбр.»

Через несколько дней Москов­ская область была полностью ос­вобождена от фашистских окку­пантов. 43-я бригада вышла на территорию Смоленщины. Нача­лись жестокие бои на Гжатском рубеже, который немцы заблаго­временно оборудовали для проч­ной обороны и занимали его большими силами. Наиболее тя­желым участком был район де­ревень Иванники, Васильки, где поочередно действовали различ­ные части 5-й армии, в том числе и 43-я стрелковая бригада.

В этом районе 18 февраля 1942 г. погиб командир 32-й Крас­нознаменной стрелковой дивизии полковник В. И. Полосухин. В тот же день командиром 32-й диви­зии был назначен С. Т. Гладышев. В мае 1942 г. она была преобразована в 29-ю гвардейскую. Этим соединением гвардии полковник Гладышев командовал до декаб­ря 1942 года, затем ему было приказано принять командование 133-й стрелковой дивизией, вое­вавшей под Ржевом.

В июне 1943 г. генерал-майор Гладышев вступил в командование 277-й стрелковой дивизией, с ко­торой прошел большой историче­ский путь до конца войны. Это соединение многократно отмеча­лось в приказах Верховного Глав­нокомандования как одно из луч­ших в Красной Армии.

В мае 1945 года 277-я дивизия в составе 5-й армии была пере­брошена на Дальний Восток. В августе дивизия генерала Глады­шева участвовала в разгроме Квантунской армии японцев в Маньчжурии. И там она заслужи­ла добрую славу. Получила новую награду - орден Кутузо­ва 2-й степени. К концу войны она именовалась так: 277-я Крас­нознаменная орденов Суворова и Кутузова Рославльская стрелковая дивизия.

В послевоенное время Степан Трофимович оставался в рядах Вооруженных Сил СССР еще десять лет. Командовал кор­пусом, затем был заместителем командующего армией. В 1955 г. уволился в запас по состоянию здоровья.

Уйдя в отставку, он организовал своих ветеранов-саратовцев на военно-патриотическую работу в школах, на предприятиях, училищах, в ВУЗах. Много лет длился возглавляемый С. Т. Гладышевым поход за ребячьи умы и сердца. Для учащихся саратовских школ 70-х годов Степан Трофимович стал человеком-легендой.

Его заслуги перед Ро­диной отмечены многими награ­дами: двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суво­рова 2-й степени, орденом Куту­зова 2-й степени, десятью меда­лями и одним китайским орде­ном.

Фотографии из фондов Рузского районного архива.

Искренне благодарю Олега Геннадьевича Щукина , сотрудника Рузского районного архива за информационную поддержку.

Кадр из фильма «Бесы» (2014)

Действие романа происходит в губернском городе ранней осенью. О событиях повествует хроникёр Г-в, который также является участником описываемых событий. Его рассказ начинается с истории Степана Трофимовича Верховенского, идеалиста сороковых годов, и описания его сложных платонических отношений с Варварой Петровной Ставрогиной, знатной губернской дамой, покровительством которой он пользуется.

Вокруг Верховенского, полюбившего «гражданскую роль» и живущего «воплощённой укоризной» отчизне, группируется местная либерально настроенная молодёжь. В нем много «фразы» и позы, однако достаточно также ума и проницательности. Он был воспитателем многих героев романа. Прежде красивый, теперь он несколько опустился, обрюзг, играет в карты и не отказывает себе в шампанском.

Ожидается приезд Николая Ставрогина, чрезвычайно «загадочной и романической» личности, о которой ходит множество слухов. Он служил в элитном гвардейском полку, стрелялся на дуэли, был разжалован, выслужился. Затем известно, что закутил, пустился в самую дикую разнузданность. Побывав четыре года назад в родном городе, он много накуролесил, вызвав всеобщее возмущение: оттаскал за нос почтенного человека Гаганова, больно укусил за ухо тогдашнего губернатора, публично поцеловал чужую жену... В конце концов все как бы объяснилось белой горячкой. Выздоровев, Ставрогин уехал за границу.

Его мать Варвара Петровна Ставрогина, женщина решительная и властная, обеспокоенная вниманием сына к её воспитаннице Дарье Шатовой и заинтересованная в его браке с дочерью приятельницы Лизой Тушиной, решает женить на Дарье своего подопечного Степана Трофимовича. Тот в некотором ужасе, хотя и не без воодушевления, готовится сделать предложение.

В соборе на обедне к Варваре Петровне неожиданно подходит Марья Тимофеевна Лебядкина, она же Хромоножка, и целует её руку. Заинтригованная дама, получившая недавно анонимное письмо, где сообщалось, что в её судьбе будет играть серьёзную роль хромая женщина, приглашает её к себе, с ними же едет и Лиза Тушина. Там уже ждёт взволнованный Степан Трофимович, так как именно на этот день намечено его сватовство к Дарье. Вскоре здесь же оказывается и прибывший за сестрой капитан Лебядкин, в туманных речах которого, перемежающихся стихами его собственного сочинения, упоминается некая страшная тайна и намекается на какие-то особенные его права.

Внезапно объявляют о приезде Николая Ставрогина, которого ожидали только через месяц. Сначала появляется суетливый Петр Верховенский, а за ним уже и сам бледный и романтичный красавец Ставрогин. Варвара Петровна с ходу задаёт сыну вопрос, не является ли Марья Тимофеевна его законной супругой. Ставрогин молча целует у матери руку, затем благородно подхватывает под руку Лебядкину и выводит её. В его отсутствие Верховенский сообщает красивую историю о том, как Ставрогин внушил забитой юродивой красивую мечту, так что она даже вообразила его своим женихом. Тут же он строго спрашивает Лебядкина, правда ли это, и капитан, трепеща от страха, все подтверждает.

Варвара Петровна в восторге и, когда её сын появляется снова, просит у него прощения. Однако происходит неожиданное: к Ставрогину вдруг подходит Шатов и даёт ему пощёчину. Бесстрашный Ставрогин в гневе хватает его, но тут же внезапно убирает руки за спину. Как выяснится позже, это ещё одно свидетельство его огромной силы, ещё одно испытание. Шатов беспрепятственно выходит. Лиза Тушина, явно неравнодушная к «принцу Гарри», как называют Ставрогина, падает в обморок.

Проходит восемь дней. Ставрогин никого не принимает, а когда его затворничество заканчивается, к нему тут же проскальзывает Петр Верховенский. Он изъявляет готовность на все для Ставрогина и сообщает про тайное общество, на собрании которого они должны вместе появиться. Вскоре после его визита Ставрогин направляется к инженеру Кириллову. Инженер, для которого Ставрогин много значит, сообщает, что по-прежнему исповедует свою идею. Её суть - в необходимости избавиться от Бога, который есть не что иное, как «боль страха смерти», и заявить своеволие, убив самого себя и таким образом став человекобогом.

Затем Ставрогин поднимается к живущему в том же доме Шатову, которому сообщает, что действительно некоторое время назад в Петербурге официально женился на Лебядкиной, а также о своём намерении в ближайшее время публично объявить об этом. Он великодушно предупреждает Шатова, что его собираются убить. Шатов, на которого Ставрогин прежде имел огромное влияние, раскрывает ему свою новую идею о народе-богоносце, каковым считает русский народ, советует бросить богатство и мужицким трудом добиться Бога. Правда, на встречный вопрос, а верит ли он сам в Бога, Шатов несколько неуверенно отвечает, что верит в православие, в Россию, что он... будет веровать в Бога.

Той же ночью Ставрогин направляется к Лебядкину и по дороге встречает беглого Федьку Каторжного, подосланного к нему Петром Верховенским. Тот изъявляет готовность исполнить за плату любую волю барина, но Ставрогин гонит его. Лебядкину он сообщает, что собирается объявить о своём браке с Марьей Тимофеевной, на которой женился «...после пьяного обеда, из-за пари на вино...». Марья Тимофеевна встречает Ставрогина рассказом о зловещем сне. Он спрашивает её, готова ли она уехать вместе с ним в Швейцарию и там уединённо прожить оставшуюся жизнь. Возмущённая Хромоножка кричит, что Ставрогин не князь, что её князя, ясного сокола, подменили, а он - самозванец, у него нож в кармане. Сопровождаемый её визгом и хохотом, взбешённый Ставрогин ретируется. На обратном пути он бросает Федьке Каторжному деньги.

На следующий день происходит дуэль Ставрогина и местного дворянина Артемия Гаганова, вызвавшего его за оскорбление отца. Кипящий злобой Гаганов трижды стреляет и промахивается. Ставрогин же объявляет, что не хочет больше никого убивать, и трижды демонстративно стреляет в воздух. История эта сильно поднимает Ставрогина в глазах общества.

Между тем в городе наметились легкомысленные настроения и склонность к разного рода кощунственным забавам: издевательство над новобрачными, осквернение иконы и пр. В губернии неспокойно, свирепствуют пожары, порождающие слухи о поджогах, в разных местах находят призывающие к бунту прокламации, где-то свирепствует холера, проявляют недовольство рабочие закрытой фабрики Шпигулиных, некий подпоручик, не вынеся выговора командира, бросается на него и кусает за плечо, а до того им были изрублены два образа и зажжены церковные свечки перед сочинениями Фохта, Молешотта и Бюхнера... В этой атмосфере готовится праздник по подписке в пользу гувернанток, затеянный женой губернатора Юлией Михайловной.

Варвара Петровна, оскорблённая слишком явным желанием Степана Трофимовича жениться и его слишком откровенными письмами к сыну Петру с жалобами, что его, дескать, хотят женить «на чужих грехах», назначает ему пенсион, но вместе с тем объявляет и о разрыве.

Младший Верховенский в это время развивает бурную деятельность. Он допущен в дом к губернатору и пользуется покровительством его супруги Юлии Михайловны. Она считает, что он связан с революционным движением, и мечтает раскрыть с его помощью государственный заговор. На свидании с губернатором фон Лембке, чрезвычайно озабоченным происходящим, Верховенский умело выдаёт ему несколько имён, в частности Шатова и Кириллова, но при этом просит у него шесть дней, чтобы раскрыть всю организацию. Затем он забегает к Кириллову и Шатову, уведомляя их о собрании «наших» и прося быть, после чего заходит за Ставрогиным, у которого только что побывал Маврикий Николаевич, жених Лизы Тушиной, с предложением, чтобы Николай Всеволодович женился на ней, поскольку она хоть и ненавидит его, но в то же время и любит. Ставрогин признается ему, что никак этого сделать не может, поскольку уже женат. Вместе с Верховенским они отправляются на тайное собрание.

На собрании выступает мрачный Шигалев со своей программой «конечного разрешения вопроса». Её суть в разделении человечества на две неравные части, из которых одна десятая получает свободу и безграничное право над остальными девятью десятыми, превращёнными в стадо. Затем Верховенский предлагает провокационный вопрос, донесли ли бы участники собрания, если б узнали о намечающемся политическом убийстве. Неожиданно поднимается Шатов и, обозвав Верховенского подлецом и шпионом, покидает собрание. Это и нужно Петру Степановичу, который уже наметил Шатова в жертвы, чтобы кровью скрепить образованную революционную группу-«пятёрку». Верховенский увязывается за вышедшим вместе с Кирилловым Ставрогиным и в горячке посвящает их в свои безумные замыслы. Его цель - пустить большую смуту. «Раскачка такая пойдёт, какой мир ещё не видал... Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам...» Тогда-то и понадобится он, Ставрогин. Красавец и аристократ. Иван-Царевич.

События нарастают как снежный ком. Степана Трофимовича «описывают» - приходят чиновники и забирают бумаги. Рабочие со шпигулинской фабрики присылают просителей к губернатору, что вызывает у фон Лембке приступ ярости и выдаётся чуть ли не за бунт. Попадает под горячую руку градоначальника и Степан Трофимович. Сразу вслед за этим в губернаторском доме происходит также вносящее смуту в умы объявление Ставрогина, что Лебядкина - его жена.

Наступает долгожданный день праздника. Гвоздь первой части - чтение известным писателем Кармазиновым своего прощального сочинения «Merci», а затем обличительная речь Степана Трофимовича. Он страстно защищает от нигилистов Рафаэля и Шекспира. Его освистывают, и он, проклиная всех, гордо удаляется со сцены. Становится известно, что Лиза Тушина среди бела дня пересела внезапно из своей кареты, оставив там Маврикия Николаевича, в карету Ставрогина и укатила в его имение Скворешники. Гвоздь второй части праздника - «кадриль литературы», уродливо-карикатурное аллегорическое действо. Губернатор и его жена вне себя от возмущения. Тут-то и сообщают, что горит Заречье, якобы подожжённое шпигулинскими, чуть позже становится известно и об убийстве капитана Лебядкина, его сестры и служанки. Губернатор едет на пожар, где на него падает бревно.

В Скворешниках меж тем Ставрогин и Лиза Тушина вместе встречают утро. Лиза намерена уйти и всячески старается уязвить Ставрогина, который, напротив, пребывает в нехарактерном для него сентиментальном настроении. Он спрашивает, зачем Лиза к нему пришла и зачем было «столько счастья». Он предлагает ей вместе уехать, что она воспринимает с насмешкой, хотя в какое-то мгновение глаза её вдруг загораются. Косвенно в их разговоре всплывает и тема убийства - пока только намёком. В эту минуту и появляется вездесущий Петр Верховенский. Он сообщает Ставрогину подробности убийства и пожара в Заречье. Лизе Ставрогин говорит, что не он убил и был против, но знал о готовящемся убийстве и не остановил. В истерике она покидает ставрогинский дом, неподалёку её ждёт просидевший всю ночь под дождём преданный Маврикий Николаевич. Они направляются к месту убийства и встречают по дороге Степана Трофимовича, бегущего, по его словам, «из бреду, горячечного сна, искать Россию» В толпе возле пожарища Лизу узнают как «ставрогинскую», поскольку уже пронёсся слух, что дело затеяно Ставрогиным, чтобы избавиться от жены и взять другую. Кто-то из толпы бьёт её, она падает. Отставший Маврикий Николаевич успевает слишком поздно. Лизу уносят ещё живую, но без сознания.

А Петр Верховенский продолжает хлопотать. Он собирает пятёрку и объявляет, что готовится донос. Доносчик - Шатов, его нужно непременно убрать. После некоторых сомнений сходятся, что общее дело важнее всего. Верховенский в сопровождении Липутина идёт к Кириллову, чтобы напомнить о договорённости, по которой тот должен, прежде чем покончить с собой в соответствии со своей идеей, взять на себя и чужую кровь. У Кириллова на кухне сидит выпивающий и закусывающий Федька Каторжный. В гневе Верховенский выхватывает револьвер: как он мог ослушаться и появиться здесь? Федька неожиданно бьёт Верховенского, тот падает без сознания, Федька убегает. Свидетелю этой сцены Липутину Верховенский заявляет, что Федька в последний раз пил водку. Утром действительно становится известно, что Федька найден с проломленной головой в семи верстах от города. Липутин, уже было собравшийся бежать, теперь не сомневается в тайном могуществе Петра Верховенского и остаётся.

К Шатову тем же вечером приезжает жена Марья, бросившая его после двух недель брака. Она беременна и просит временного пристанища. Чуть позже к нему заходит молодой офицерик Эркель из «наших» и сообщает о завтрашней встрече. Ночью у жены Шатова начинаются роды. Он бежит за акушеркой Виргинской и потом помогает ей. Он счастлив и чает новой трудовой жизни с женой и ребёнком. Измотанный, Шатов засыпает под утро и пробуждается уже затемно. За ним заходит Эркель, вместе они направляются в ставрогинский парк. Там уже ждут Верховенский, Виргинский, Липутин, Лямшин, Толкаченко и Шигалев, который внезапно категорически отказывается принимать участие в убийстве, потому что это противоречит его программе.

На Шатова нападают. Верховенский выстрелом из револьвера в упор убивает его. К телу привязывают два больших камня и бросают в пруд. Верховенский спешит к Кириллову. Тот хоть и негодует, однако обещание выполняет - пишет под диктовку записку и берет на себя вину за убийство Шатова, а затем стреляется. Верховенский собирает вещи и уезжает в Петербург, оттуда за границу.

Отправившись в своё последнее странствование, Степан Трофимович умирает в крестьянской избе на руках примчавшейся за ним Варвары Петровны. Перед смертью случайная попутчица, которой он рассказывает всю свою жизнь, читает ему Евангелие, и он сравнивает одержимого, из которого Христос изгнал бесов, вошедших в свиней, с Россией. Этот пассаж из Евангелия взят хроникёром одним из эпиграфов к роману.

Все участники преступления, кроме Верховенского, вскоре арестованы, выданные Лямшиным. Дарья Шатова получает письмо-исповедь Ставрогина, который признается, что из него «вылилось одно отрицание, без всякого великодушия и безо всякой силы». Он зовёт Дарью с собой в Швейцарию, где купил маленький домик в кантоне Ури, чтобы поселиться там навечно. Дарья даёт прочесть письмо Варваре Петровне, но тут обе узнают, что Ставрогин неожиданно появился в Скворешниках. Они торопятся туда и находят «гражданина кантона Ури» повесившимся в мезонине.

Пересказал

>Характеристики героев Бесы

Характеристика героя Степан Верховенский

Степан Трофимович Верховенский - один из основных персонажей романа Ф. М. Достоевского «Бесы», помещик, учитель Николая Ставрогина и Лизаветы Тушиной, платонический друг Варвары Петровны . Это идеалист старой закалки, «профессор» и «либерал», живущий на иждивении знатной губернской дамы. В молодости он был очень красив, да и в старости сохранил былые черты. Несмотря на то, что в нем много позерства, он был достаточно умен и проницателен. Когда-то он стоял чуть ли не одном ряду с Белинским и Герценым, но когда у него обнаружили поэму сомнительного содержания, ему пришлось покинуть Петербург и скрываться в имении Варвары Петровны. Верховенский был дважды женат. От первого брака имел сына Петра .

Некоторое время он пробыл учителем Николая Ставрогина, но когда мальчику исполнилось 15, его отправили учиться в лицей. По мнению самого рассказчика, Николаю повезло, так как Степан Трофимович был излишне чувствительным и сентиментальным учителем. С возрастом Верховенский обрюзг, стал пить много шампанского, играть в карты и попусту болтать с местными жителями. Среди его собеседников был Шатов , Липутин. Всерьез никто не воспринимал этого героя, даже когда он произносил пламенные речи в защиту искусства и литературы. С Варварой Петровной он дружил более 20 лет и фактически жил на ее попечении.

Романа у них не предполагалось. Более того, заподозрив свою воспитанницу Дарью Шатову в отношениях с Николаем, она предложила Степану Трофимовичу жениться на ней. Он не без удовольствия согласился, чем сильно обидел Варвару Петровну. В глубине души она надеялась, что он откажет и скажет, что она - единственная женщина в его жизни. А он согласился, еще и добавил, что его, возможно, хотят женить на «чужих грехах». После этого в отношениях с Варварой Петровной у них наметился разлад. Степан Трофимович отказался от своего содержания и уехал в путешествие. Однако по дороге он серьезно заболел и умер прямо на руках у подоспевшей Варвары Петровны.

С самых первых страниц романа «Бесы» Достоевский знакомит нас с одним из главных героев - Степаном Трофимовичем Верховенским.

Степан Трофимович - поэт-либерал, который в свою молодость сочинил поэму, за которую, по его мнению, его будут преследовать, потому что там проповедуются взгляды, которые мешают правительству, на этой почве Хроникер и начинает рассказывать о Степане Трофимовиче, что тот при всякой возможности соприкоснуться с людьми из правительства, боится их, боится, что его арестуют. На деле же поэму его прочли три калеки, и не о каких преследованиях речи быть и не могло. Степан Трофимович очень умный человек, профессор, которого многие в городе уважают за его ученость.

Верховенский был дважды женат, от первого брака у него остался сын Пётр, от которого он фактически отказался и никак не принимал участия в его воспитании. Последние двадцать лет, а на момент повествования Степану Трофимовичу пятьдесят три года, он проживал со своей подругой всей жизни, Варварой Петровной Ставрогиной. Жил он за её пенсион, по вторникам собирал друзей у себя, именую это клубом и часто прожигал жизнь, играя в карты, и проигрывая большие деньги, из-за которых у него и возникают проблемы.

Читателя скорее привлекает образ Степана Трофимовича, чем отталкивает, потому что он весьма благородный, местами гордый человек, у которого есть честь. Да, он любит хвастать своими знаниями, любит чувствовать интеллектуальную власть над Варварой Петровной, которая по статусу выше его, но кто же из нас не без греха?

Женитьбу на Дарье Павловне он воспринимает очень болезненно, для него это скорее единственный выход покрыть долги за проигрыш в карты, чем порыв сердца. Тем более, что он знает Дарью Павловну с юных лет, он учил её и воспитывал вместе с Николаем Ставрогиным, Шатовым и Елизаветой Николаевной Тушиной.

По своей натуре Степан Трофимович романтик, который любит драматизировать, который пишет сотни писем в год своей подруге Варваре Петровне, даже если она находится буквально в соседней комнате. Верховенский-старший любит сыпать французской речью, тем самым автор подчёркивает образованность и некий пафос Степана Трофимовича.

Многие критики сходятся на мнение, что конец жизни Верховенского был взят из жизни Льва Толстого, тот тоже закончил в дороге, в чужой постели. И как бы Варвара Петровна не злилась на своего друга, она всё равно его очень любила, что подчёркивается тем, что она оставила последнюю женщину, которой восхитился Степан Трофимович, жить у себя в имении.

Образ и характеристика

Несколько интересных сочинений

  • Главные герои произведения Мещанин во дворянстве Мольера

    Одним из главных героев является глуповатый мужчина с простой душой. У него достаточное количество денег, но он стесняется своего простого происхождения и мечтает стать аристократом

  • Женские образы в Ревизоре Гоголя сочинение

    Николай Гоголь написал замечательную комедию в пяти действиях, в которой незначительную роль играют женщины, они ничем не отличаются от своих мужей, а просто дополняют эту картину пошлости

  • Сочинение Двойники Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова

    Печорин в романе является воплощением пороков целого поколения. Возможно, именно поэтому двойников у него довольно много. Конечно же, некоторые образы напоминают героя какими

  • Сочинение Два брата две судьбы по повести Тарас бульба

    В произведении «Тарас Бульба» одними из главных героев являются братья. Росли Остап и Андрий в одинаковых условиях, однако имели разные характеры. Младший брат Андрий был близок к матери, а Остап старался во всем быть похожим на своего отца.

  • Сочинение Тайга наша кормилица хлипких не любит по рассказу Васюткино озеро

    В одном из таежных поселков жила семья Шадриных. У них был сын Вася. Взрослые занимались, на реке Енисей, промыслом рыбы и охотой. В поисках богатого улова они уплывали далеко, в низовья, и подолгу жили в избушке на берегу