Тарас бульба проблемы. Анализ «Тарас Бульба» Гоголь

Знаменитая повесть «Тарас бульба» практически сразу завоевала огромное количество признания среди читателей с самого первого момента своего появления.

Многие критики и специалисты в области литературы и художества утверждают, что данная повесть является одной из самых запоминающихся работ русского писателя Гоголя Николая.

В начале знакомства с данной повестью читатель может предположить, что тема всего этого произведения заключается лишь во фразе «борьба казаков за свою родину».

Но справедливо будет заметить, что это совсем не так. Безусловно, не поспоришь с тем, что данный смысл есть, но помимо него в произведении существуют и другие важные, жизненные смыслы, которыми сполна наполнено все произведение.

Основной темой всего произведения становится борьба за свою родину. Здесь нам рассказывается о сильном и мужественном народе, который не жалеет свои жизни в борьбе за честь и свободу своей родины.

Так же нельзя не отметить, что на протяжении всего рассказа можно увидеть и ещё одну не менее важную и значимую линию отношений родителей со своими детьми. В произведении очень отчетливо показаны отношения отца со своими сыновьями. Также читатель может увидеть как абсолютно одинаковое воспитание двух сыновей способствует вырастанию двух совершенно непохожих друг на друга мужчин.

Один из главных героев, сам Тарас Бульба выступает перед читателями сильным, отважным и смелым казаком, которому не чужды такие чувство, как сентиментальность. Стоит отметить, что один из его сыновей, а именно Андрий был убит своим отцом после того, как пошел против его воли.

Читая данное произведение у читателей складывается разное впечатление, но безусловно, каждый сможет найти в нём что-то лично для себя. Окунувшись в прочтение вы поймёте, что оно наполнено глубоким смыслом.

Тема повести Гоголя «Тарас Бульба»

«Тарас Бульба» - известная историческая повесть Н. В. Гоголя. Ее основная тема – беззаветная любовь человека к своей родной земле, готовность защищать ее от врагов до последнего вздоха. Эту тему автор талантливо раскрывает в образах и поступках главных героев произведения: Тараса Бульбы и двух его сыновей.

В повести описаны далекие времена зарождения казачества, его непримиримой вражды за свою независимость с польским шляхетством. Создав свое особое государство, свободолюбивую Запорожскую сечь, казаки занимались мирным трудом, но в любой момент были готовы взяться за оружие.

Тарас Бульба – центральный персонаж повести. Это настоящий казак, мужественный и отважный человек. Персонаж не имеет реального исторического прототипа. Он олицетворяет собой все лучшие черты своеобразного российского сословия – казачества. Тарас – настоящий воин, повидавший немало на своем веку. Приезд его сыновей из учения – радость для стареющего отца. Однако, он сурово сдерживает свои эмоции, не дает матери вдоволь налюбоваться на своих детей. Тарас практически сразу начинает собираться в дорогу, чтобы показать Остапа и Андрия на Сечи, дать им ощутить вкус казачьей жизни.

Дети Тараса попадают в разудалую и лихую Запорожскую сечь, где мирная жизнь проходит в бесконечных попойках. Начало военных действий с Польшей моментально преображают жителей Сечи. Готовность по первому зову встать на защиту Родины – главное качество, присущее казачеству. В боевых столкновениях мужают и крепнут сыновья Тараса. Он пророчит своим детям великое будущее.

Осада города Дубны – центральный эпизод произведения. В нем Гоголь в возвышенных тонах описал все силу безграничной любви казаков к своей Родине. Резким контрастом этому является предательство Андрия из-за любви к полячке. Тарас не вынес этого и убил родного сына. В этом – главная трагедия произведения. Предательство Родины не может быть прощено, оно смывается только кровью.

Сердце Тараса ждала еще одна беда. Попал в плен Остап. Момент пыток и казни описан в невероятно трогательном тоне. Остап до конца вытерпел мучения, он умер с честью и гордостью.

Страшная и беспощадная месть Тараса заканчивается его мучительной смертью от рук врага. Последние слова старого казака обращены к своим товарищам. Он предрекает величие своей Родины. Образ распятого и сожженного Тараса – символ истинного борца за свободу своей земли.

Несколько интересных сочинений

    Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» был написан в рекордно короткие сроки. Писатель трудился над ним чуть больше недели. Однако его идею он вынашивал долгие годы.

    Однажды мы отправились с родителями и с моим братом за грибами. Погода была великолепной, светило солнышко, пели птички, и трава была сочной и зеленой. У меня было отличное настроение и мне хотелось бегать по лесу и собрать больше всех грибов.

    Не так давно на меня нахлынули воспоминания. Это случилось, когда мы с папой и с мамой гуляли по парку. День стоял солнечный, и было очень жарко. И тут мне вспомнился первый день прошедшей зимы.

    Что может быть прекраснее летней прогулки в лесу? Ведь именно этому посвящают свои картины многие художники, поэты - стихи. Только в это время года лес по – своему прекрасен и кажется, в нем есть своя тайна.

  • Образ Иудушки Головлева в романе Господа Головлевы Салтыкова-Щедринаи его характеристика сочинение

    Основным персонажем произведения является Порфирий Владимирович Головлев, один из сыновей многочисленного семейства помещицы Арины Петровны, прозванный с самого раннего детства родными Иудушкой и кровопийцей.

Н. В. Гоголь - один из выдающихся писателей XIX века. Его творчество живет до сих пор, а знаменитые повести и комедии экранизируются не только в России, но и за рубежом. Произведения Н. В. Гоголя заключают в себе множество тайн. Не менее загадочной была и жизнь писателя.

Жизнь и творчество Н. В. Гоголя

Интерес к литературе у Н. В. Гоголя проснулся еще в детстве. Сначала писатель занимался сбором русско-украинского фольклора, в частности песен. Их он объединил в книге «Лексикон малороссийский». Над этим словарем Гоголь трудился несколько лет.

Н. В. Гоголь учился в гимназии, а после ее окончания переехал в Петербург. Город оказал огромное влияние на творчество писателя. Именно здесь начинается литературная карьера Н. В. Гоголя. Сначала он пишет «Вечера на хуторе близ Диканьки». Произведение связано с романтикой жизни народа. В литературе Гоголь был одним из первых писателей, который так подробно описал радости и горе простого сельского люда.

Спустя несколько лет выходят два сборника рассказов, «Миргород» и «Арабески». В одно время с ними Н. В. Гоголь писал «Петербургские повести».

После премьеры комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь на некоторое время прекратил писать: «Ревизор» был воспринят с ужасной критикой. Люди не поняли комедию и посчитали ее пустым анекдотом, насмешкой над людьми.

После Н. В. Гоголь пишет «Мертвые души», еще одно бессмертное произведение.

Умер писатель при загадочных обстоятельствах. По воспоминаниям, он был очень болен и умирал в муках. Спустя несколько десятков лет после его смерти провели эксгумацию тела. Существовала гипотеза, что это была летаргия, а на крышке гроба якобы даже обнаружили следы, напоминающие царапины от ногтей. Однако этот факт не был доказан.

«Тарас Бульба»: история написания повести

Повесть «Тарас Бульба» вошла в сборник рассказов «Миргород». Образ Тараса Бульбы считается одним из самых противоречивых в русской литературе.

При работе над повестью «Тарас Бульба» Гоголю пришлось изучить большое количество исторических материалов. Однако официальных документов ему не хватало: писателю хотелось почувствовать душу людей, узнать их менталитет, приметы и бытовую сторону жизни. Гоголь занимался поэтикой народной песни, и это оказало влияние на образ Тараса Бульбы и других персонажей.

Работа над повестью продолжалась около 9 лет, писатель трудился с перерывами. Работал Гоголь с 1833 года по 1842. Повесть была несколько раз отредактирована.

К Тарасу Бульбе приезжают его два сына - Остап и Андрий. Он едет вместе с ними в Запорожскую Сечь, чтобы молодые люди посмотрели, как живут настоящие казаки, и стали настоящими мужчинами. Образ Тараса Бульбы выписан в деталях: это настоящий суровый казак, который хочет постоять за свое Отечество. В Сечи Остап и Андрий сражаются с поляками, но Андрий страдает от любви к польке. В конце концов Андрий бежит в осажденный город к любимой, тем самым отрекаясь от своих. Андрий примыкает к полякам и сражается на их стороне. Тарас Бульба убивает Андрия за предательство. «Я тебя породил, я тебя и убью» - приводит его слова Гоголь («Тарас Бульба»). Образ Тараса все более раскрывается перед читателем. Он идет сражаться дальше. Остапа берут в плен и казнят на площади. Тарас Бульба идет мстить за смерть сына, но его полк разбит. Героя сжигают заживо на костре.

Проблематика повести «Тарас Бульба»

Прежде всего это проблема воспитания. Удивительно раскрывается образ Тараса Бульбы в повести, когда он велит сыновьям ехать на Сечь. При этом Андрий и Остап беспрекословно подчиняются отцу.

Вторая проблема - это любовь к Родине, патриотические чувства каждого героя. Читатель прекрасно видит, что между родственными отношениями и страной Тарас выбирает Отечество. Тарас не щадит своего сына, и, потеряв Андрия, продолжает воевать вместе с Остапом.

Третьей темой можно обозначить проблему выбора между патриотическими и любовными чувствами. Андрий настолько увлекся панночкой, что предал казаков. Он не смог бороться с влечением к этой девушке.

Образ Тараса Бульбы

Главный герой обладает всеми достоинствами человека описанной в повести эпохи. Он мудрый руководитель, который не создан для семейного очага. Непреклонный и решительный, он ненавидит врагов и отчаянно борется с польским гнетом. При этом Тарас не любил роскоши. Он предпочитал простую жизнь казаков.

Раскрываются основные черты Тараса Бульбы при конфликте с Андрием. Осознав, что его собственный сын предал Отечество, Тарас не колеблясь, убивает его без чувства жалости, уверенный в своей правоте. А сколько внутренней силы в Тарасе Бульбе читатель наблюдает при казни Остапа! Этот волевой человек видит, как выводят казнить его сына, его гордость, но ничем себя не выдает.

После смерти Остапа Тараса можно назвать жестоким. Но он боролся за правое дело: нужно было покончить борьбу с поляками и отомстить за смерть сына.

Это поистине созданная для народа повесть. "Тарас Бульба" (образ Остапа - тому подтверждение) - мастерски написанное, при этом близкое и понятное каждому произведение.

Образ Остапа

Тарас Бульба видел в Остапе хорошего воина с самого начала жизни в Запорожской Сечи. Бесстрашный, сильный, он производил впечатление даже на опытных казаков. Характером он походил на Тараса - такой же сильный и волевой. Стоит отметить, что когда Остапа казнили, он не проронил ни звука мольбы. Он стоически принимал свою смерть. Единственное, чего ему хотелось - это последний раз взглянуть на отца, самого близкого на тот момент человека.

Образы героев (Тарас Бульба - самый яркий из них) впечатляющи и естественны. Н. В. Гоголь смог идеально передать состояние людей, борющихся за независимость.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» - историческая повесть. Она рассказывает о жизни казаков в Запорожской Сечи, об их сражениях за независимость Украины.

Главный герой повести – старый казак Тарас Бульба , один из лучших воинов Сечи. Всю свою жизнь он провел в битвах и не мыслит себе другой жизни. Бульба до последней капли крови предан законам казачьей чести. Он верен своим товарищам, ценит и любит их больше своей жизни. Смысл жизни Тараса Бульбы– в служении товариществу, родине и православной вере.

У героя есть два сына. Это Остап и Андрий . Оба они молоды, только вернулись с учебы. Тарас мечтал, чтобы его сыновья стали настоящими казаками, защитниками отечества. Поэтому он берет их с собой в Запорожскую Сечь.

В это время по всей казачьей земле пролетела весть: на Украину идут поляки. Польские захватчики уже заняли много украинских земель и не собираются останавливаться. Узнав об этом, казаки тут же отправились на защиту своей родины.

И Остап, и Андрий смело бились с врагами. Тарас гордился своими сыновьями. Но мечтам героя не было суждено сбыться. Сначала он потерял своего младшего сына – Андрия. Юноша влюбился в полячку и перешел ради нее на сторону врага. Когда Тарас узнал, что его сын – предатель, горю его не было предела. Но для Бульбы предательство было самым большим преступлением. Поэтому он сам, своей рукой, наказал предателя. Бульба застрелил своего сына.

Но вскоре Тарасу Бульбе пришлось потерять и своего Остапа. Его взяли в плен проклятые «ляхи». Не минуту не может об этом забыть израненный и больной Бульба. Сначала он решается добыть хоть какие-то вести о сыне. А потом пытается спасти его. Но все напрасно. Остап погибает. Перед казнью он мужественно перенес множество пыток. Тарас, несмотря на свое горе, невольно гордился сыном. Бульба поддерживает Остапа в последнюю минуту, вселив в него мужество и веру.

Тарас Бульба – несчастный человек. Он пережил настоящую трагедию. Герой потерял всех своих детей. Но Остапом он мог гордиться, потому что тот погиб как настоящий воин, казак. А вот Андрий оказался предателем. И это страшнее всего для героя.

О смерти Андрия, как эпизоде наиболее трудном, читает Читатель, раскрывая переживания Тараса, передавая волнение его и гнев. Самое страшное преступление для Тараса - измена отчизне, общему делу. Он гораздо выше ставит родство по духу, чем по крови. Поэтому так потрясен был Тарас, когда увидел Андрия, возглавлявшего вражеский отряд. И первые его слова, непосредственно обращенные к сыну, были о том, что Андрий убивает своих товарищей: «Как?.. Своих, чертов сын, своих бьешь?..» Покорность Андрия вызвана признанием своей вины, пониманием того, что его предательство-преступление, заслуживающее суда и страшной казни. Сознавая это, он все же не раскаивался в сделанном. Любовь к девушке убила все другие чувства в его душе. Поэтому перед смертью он произносит имя не родины, как все запорожцы, а любимой.

В эпизоде смерти Андрия раскрылась до конца горячая, страстная натура Тараса, сила его характера. Он чувствовал свою вину перед товарищами, перед родиной. Именно он, отец и старший товарищ, вовремя не увидел отрицательных черт в характере сына, его неустойчивости, излишней горячности. И как человек мужественный, страстно убежденный в своей правоте, он сам исправляет свою ошибку.

Из жизнерадостного, общительного человека, каким был Тарас, он превратился под влиянием пережитых страданий в замкнутого и мрачного. Это уже не удалой казак, готовый пуститься в пляс, каким Гоголь рисует его Невозможно развеселить теперь Тараса

Казнь Остапа, свидетелем которой был Тарас, потрясла его. С этого момента не было больше жалости и сострадания к врагам в его сердце. Даже товарищи его, не раз участвовавшие в сражениях и много видавшие на своем веку, поражались его жестокости

Все пережитое сделало Тараса особенно осторожным, зорким, научило предугадывать события. Поэтому Тарас Бульба не поверил полякам, как многие его товарищи, и не стал заключать с ними перемирия, а ушел с частью казаков продолжать начатую борьбу, и никто не мог остановить его Это был уже не прежний жизнерадостный, веселый и удалой казак, а суровый и беспощадный к врагам воин.

Пережитые страдания не могли сломить Тараса и убить его веру в справедливость начатой борьбы. Он продолжает ее, появляясь со своим полком в разных местах Польши, мстя за поруганную родину, погибших товарищей и Остапа. Он одинок среди единомышленников и товарищей по оружию. Нет его сыновей, нет прежних испытанных в боях товарищей, гетмана и полковников. Однако все, что пришлось пережить Тарасу, не сломило его могучего духа. Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь показал, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, не знающим отдыха от страданий, его нельзя сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу. Поэтому повесть Гоголя оптимистична. В этом -сила повести, ее пафос, ее огромное идейное и эстетическое значение.

Автор “Тараса Бульбы” воспринял сильную сторону декабристской традиции, придав исторической теме яркую гражданскую направленность. Но он был свободен от свойственных писателям-декабристам схематизма и дидактики в истолковании исторического прошлого, а также характерного для их произведений одностороннего изображения оторванного от народной жизни героя. С необыкновенной широтой и эпическим размахом раскрывается в “Тарасе Бульбе” народное освободительное движение. Главный герой повести предстает как участник и выразитель этого движения.

Свободно распоряжаясь историческим материалом, не воспроизводя ни одного конкретного исторического события, почти ни одного реального деятеля, Гоголь вместе с тем создал произведение искусства, в котором с гениальной художественной мощью раскрыл доподлинную историю народа,

В действительности писатель имел в виду нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всей национально-героической эпопеи украинского народа.

В изображении Сечи и ее героев Гоголь сочетает историческую конкретность, характерную для писателя-реалиста, и высокий лирический пафос, свойственный поэту-романтику. Органическое слияние различных художественных красок создает поэтическое своеобразие и обаяние “Тараса Бульбы”.

Украинская казаческая эпопея , длившаяся на протяжении более двух столетий(XVI - XVII), - одно из героических событий мировой истории. Горсть бежавших от закрепощения крестьян, выросшая вскоре в грозную запорожскую вольницу и ставшая фактически хозяином всего среднего и южного Приднепровья, наводила в течение многих десятилетий страх на турок, татар и польскую шляхту, зарившихся на украинскую землю.

Занимая выгодное положение на торговых путях между Балтийским и Черным морями, Западом и Востоком, Украина с давних времен служила приманкой для захватнических помыслов ее соседей. На протяжении многих столетий богатые украинские земли подвергались опустошительным набегам татар и турок, литовских и польских завоевателей. В XIV веке Украина была захвачена Великим княжеством Литовским.

Могучая Запорожская Сечь стала вскоре своеобразной сторожевой заставой на южных и юго-восточных границах Украины. Они держали в страхе татар и турок, безнаказанно прежде грабивших украинские земли.

История Украины конца XVI и начала XVII столетия отмечена многими мощными восстаниями, выдвинувшими таких выдающихся деятелей, как гетман Косинский, Наливайко, Лобода, Тарас Федорович (Трясыло), Гуня, Остраница.

Изображение этой борьбы легло в основу “Тараса Бульбы”.

Новаторское значение “Тараса Бульбы” состояло в том, что главной силой исторических событий выступал в нем народ . В центре “Тараса Бульбы” - героический образ народа, борющегося за свою свободу и независимость. Никогда еще в русской литературе так полно и ярко не изображались размах и раздолье народной жизни. Каждый из героев повести, сколь бы он ни был индивидуален и своеобразен, чувствует себя составной частью народной жизни. В беспредельнойслиянности личных интересов человека с интересами общенародными -идейный пафос этого произведения. Лишь один образ Андрия резко обособлен в повести. Он противостоит народному характеру и как бы выламывается из главной ее темы. Позорная гибель Андрия, являющаяся необходимым нравственным возмездием за его отступничество и измену народному делу, еще более подчеркивает величие центральной идеи повести.

Запорожская Сечь в изображении Гоголя - это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные п равные, где воспитываются сильные, мужественные характеры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, чем свобода и независимость отчизны.

Н. В. Гоголь - один из выдающихся писателей XIX века. Его творчество живет до сих пор, а знаменитые повести и комедии экранизируются не только в России, но и за рубежом. Произведения Н. В. Гоголя заключают в себе множество тайн. Не менее загадочной была и жизнь писателя.

Жизнь и творчество Н. В. Гоголя

Интерес к литературе у Н. В. Гоголя проснулся еще в детстве. Сначала писатель занимался сбором русско-украинского фольклора, в частности песен. Их он объединил в книге «Лексикон малороссийский». Над этим словарем Гоголь трудился несколько лет.

Н. В. Гоголь учился в гимназии, а после ее окончания переехал в Петербург. Город оказал огромное влияние на творчество писателя. Именно здесь начинается литературная карьера Н. В. Гоголя. Сначала он пишет «Вечера на хуторе близ Диканьки». Произведение связано с романтикой жизни народа. В литературе Гоголь был одним из первых писателей, который так подробно описал радости и горе простого сельского люда.

Спустя несколько лет выходят два сборника рассказов, «Миргород» и «Арабески». В одно время с ними Н. В. Гоголь писал «Петербургские повести».

После премьеры комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь на некоторое время прекратил писать: «Ревизор» был воспринят с ужасной критикой. Люди не поняли комедию и посчитали ее пустым анекдотом, насмешкой над людьми.

После Н. В. Гоголь пишет «Мертвые души», еще одно бессмертное произведение.

Умер писатель при загадочных обстоятельствах. По воспоминаниям, он был очень болен и умирал в муках. Спустя несколько десятков лет после его смерти провели эксгумацию тела. Существовала гипотеза, что это была летаргия, а на крышке гроба якобы даже обнаружили следы, напоминающие царапины от ногтей. Однако этот факт не был доказан.

«Тарас Бульба»: история написания повести

Повесть «Тарас Бульба» вошла в сборник рассказов «Миргород». Образ Тараса Бульбы считается одним из самых противоречивых в русской литературе.

При работе над повестью «Тарас Бульба» Гоголю пришлось изучить большое количество исторических материалов. Однако официальных документов ему не хватало: писателю хотелось почувствовать душу людей, узнать их менталитет, приметы и бытовую сторону жизни. Гоголь занимался поэтикой народной песни, и это оказало влияние на образ Тараса Бульбы и других персонажей.

Работа над повестью продолжалась около 9 лет, писатель трудился с перерывами. Работал Гоголь с 1833 года по 1842. Повесть была несколько раз отредактирована.

К Тарасу Бульбе приезжают его два сына - Остап и Андрий. Он едет вместе с ними в Запорожскую Сечь, чтобы молодые люди посмотрели, как живут настоящие казаки, и стали настоящими мужчинами. Образ Тараса Бульбы выписан в деталях: это настоящий суровый казак, который хочет постоять за свое Отечество. В Сечи Остап и Андрий сражаются с поляками, но Андрий страдает от любви к польке. В конце концов Андрий бежит в осажденный город к любимой, тем самым отрекаясь от своих. Андрий примыкает к полякам и сражается на их стороне. Тарас Бульба убивает Андрия за предательство. «Я тебя породил, я тебя и убью» - приводит его слова Гоголь («Тарас Бульба»). Образ Тараса все более раскрывается перед читателем. Он идет сражаться дальше. Остапа берут в плен и казнят на площади. Тарас Бульба идет мстить за смерть сына, но его полк разбит. Героя сжигают заживо на костре.

Проблематика повести «Тарас Бульба»

Прежде всего это проблема воспитания. Удивительно раскрывается образ Тараса Бульбы в повести, когда он велит сыновьям ехать на Сечь. При этом Андрий и Остап беспрекословно подчиняются отцу.

Вторая проблема - это любовь к Родине, патриотические чувства каждого героя. Читатель прекрасно видит, что между родственными отношениями и страной Тарас выбирает Отечество. Тарас не щадит своего сына, и, потеряв Андрия, продолжает воевать вместе с Остапом.

Третьей темой можно обозначить проблему выбора между патриотическими и любовными чувствами. Андрий настолько увлекся панночкой, что предал казаков. Он не смог бороться с влечением к этой девушке.

Образ Тараса Бульбы

Главный герой обладает всеми достоинствами человека описанной в повести эпохи. Он мудрый руководитель, который не создан для семейного очага. Непреклонный и решительный, он ненавидит врагов и отчаянно борется с польским гнетом. При этом Тарас не любил роскоши. Он предпочитал простую жизнь казаков.

Раскрываются основные черты Тараса Бульбы при конфликте с Андрием. Осознав, что его собственный сын предал Отечество, Тарас не колеблясь, убивает его без чувства жалости, уверенный в своей правоте. А сколько внутренней силы в Тарасе Бульбе читатель наблюдает при казни Остапа! Этот волевой человек видит, как выводят казнить его сына, его гордость, но ничем себя не выдает.

После смерти Остапа Тараса можно назвать жестоким. Но он боролся за правое дело: нужно было покончить борьбу с поляками и отомстить за смерть сына.

Это поистине созданная для народа повесть. "Тарас Бульба" (образ Остапа - тому подтверждение) - мастерски написанное, при этом близкое и понятное каждому произведение.

Образ Остапа

Тарас Бульба видел в Остапе хорошего воина с самого начала жизни в Запорожской Сечи. Бесстрашный, сильный, он производил впечатление даже на опытных казаков. Характером он походил на Тараса - такой же сильный и волевой. Стоит отметить, что когда Остапа казнили, он не проронил ни звука мольбы. Он стоически принимал свою смерть. Единственное, чего ему хотелось - это последний раз взглянуть на отца, самого близкого на тот момент человека.

Образы героев (Тарас Бульба - самый яркий из них) впечатляющи и естественны. Н. В. Гоголь смог идеально передать состояние людей, борющихся за независимость.

Бахмурнова Елена.Анатольевна, учитель МБОУ СОШ № 24 г. Новосибирска

Актуальные проблемы воспитания подростков (на материале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Говоря современным языком, русская литература - эта совершенная поисковая система, которая никогда не дает сбоя. Какой бы вопрос ни стоял на повестке, можно запрашивать классиков и ожидать исчерпывающего ответа.

В рамках художественной системы писателя открывается видение пути человека, народа, государства. Любая ситуация, оказывается, была описана давно, и давно даны безошибочные ориентиры.

Вот «Тарас Бульба» Гоголя. Сцена убийства Тарасом сына Андрия всегда потрясает детей. Как же так? Согласно одной из традиционных трактовок, перед нами неразрешимая коллизия: выбор между любовью и Родиной.

Андрия влечет красота полячки. Но не только. Его глазами дается описание прекрасного храма и дома в осажденном Дубне. Прекрасная архитектура, прекрасная музыка, прекрасная полячка, прекрасные польские паны, что смотрят сверху вниз на осаждающее город казачье войско. По контрасту – жалкая мать Андрия, простая беленая хата Тараса, отнюдь не блестящий вид козаков. Андрий выбирает красоту. «Красота - страшная сила» - так называлась исследовательская работа одной из моих учениц по «Тарасу Бульбе». У Гоголя она страшна, потому что это великое искушение. Рядом с «Тарасом» стоит у него «Вий», где обнаружена дьявольская сущность соблазна, что раскалывает душу человека, а потом и вовсе губит его.

Дети сейчас увлекаются жанром фэнтэзи, и чем же не ЧУЖОЙ Андрий, который произносит чудовищные слова: «А что мне отец, товарищи и отчизна?.. Кто сказал, что моя отчизна Украйна?.. Отчизна моя – ты!.. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» В традициях русского православия вера христианская, и родина, и воинское братство – это главные ценности. Андрий отрекся от рода, народа, Родины. «И погиб козак!»-пишет Гоголь раньше, чем Тарас убивает сына.

А теперь ситуация, что в свое время обошла СМИ: девушка на майдане с плакатом «Хочу кружевные трусики и в ЕС». Красота – страшная сила. Красота архитектуры, красота музыки, красота мужчин и женщин, красота трусиков, в конце концов. Красивая жизнь в широком смысле слова - и «Кто сказал, что моя родина Украина?»

Известно, что Гоголь в свое время не избежал соблазнов: был увлечен красотами Рима и красотой католического богослужения и всегда боялся попасть под власть женщин. Так что писал он со знанием дела. И повесть «Тарас Бульба в том числе про то, что так актуально сейчас: внешнее не должно заслонять сущностное. Чтобы менять свое на чужое, надо понимать, что за ценности ты размениваешь.

Красота польских красных кафтанов и золотых доспехов, которые горят на солнце – это одна сторона. С другой стороны: в бедной хате Тараса богатыми были только трофеи, конская упряжь и оружие – все то, что отличает героя как хорошего воина. Не до золотых доспехов запорожцам, потому что делают они дело «великого поту, великой козацкой доблести». И жены казаков не Прекрасные Дамы, потому что и время, и доля их тяжелы: мужчины большую часть жизни проводили в походах и там часто погибали. Но женщины смиренно несли свой крест, сохраняли дом, были нежными, заботливыми матерями.

Думал ли Андрий об этом? У Гоголя он замирает, остолбеневает при появлении полячки - этот паралич личности лишает его сознания, критичного отношения к происходящему. Конфликта между любовью и долгом, на наш взгляд и не было, Андрий был сразу покор е н и потому сделался покорным. Можно вести речь не только о гибели Андрия как казака, но и о его гибели как человека, отдающего свою субъектность во «внешнее управление». Это проблема очень широкая, и касается она и некоторых людей, и целых государств.

Еще одна актуальная проблема: поиск современного положительного героя. Делать жизнь подростку с кого - с брутальных суперменов западного образца?

А вот обратите внимание: Петр Гринев, «Капитанская дочка» Пушкина. Вначале – типичный недоросль. Представления о жизни, как и у многих инфантильных подростков: «Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе , об удовольствиях петербургской жизни» (выделено нами). Но мудрый батюшка решает отправить его на службу в захолустье, и начинается обряд инициации. Пушкин строит «Капитанскую дочку» во многом как сказку, потому что в основе произведения – линия инициации, т.е. испытаний героя. По сути, «Капитанская дочка» про то, как мальчик становится мужчиной. Сюжет укладывается в схему В.Я. Проппа: наказ герою, выезд из дома, обман и т.д. Но все этапы испытаний Гринева психологически очень достоверны. Первое, что он делает, выйдя из-под опеки, - сразу же нарушает наказ отца и поддается уговорам выпить и сыграть на деньги «по-взрослому». Но не это делает его взрослым.

Один из своих памфлетов Пушкин сопроводил эпиграфом: «Я вышел на арену с равными мне». Только в столкновении с трудными препятствиями и сильными врагами человек становится героем. Главным соперником Гринева Пушкин делает Пугачева.

В западных фильмах враги - это различные монстры, начиная от доисторических животных и заканчивая космическими пришельцами. Давайте посмотрим на Пугачева под этим углом зрения. Каждый раз он является Гриневу в новом обличье (беглый казак, «царь», палач, благодетель), к тому же имеет зооморфные черты (волк, орел) - попробуй различи под этими личинами человека. Всякая встреча Гринева с Пугачевым – это разгадывание загадки, испытание не на жизнь, а на смерть, и здесь суперменские боевые приемчики не при делах. В нужный момент Гринев проявляет и мужество, и волю, и бесстрашную честность, а еще глубокое понимание ситуации, ум и гибкость. Всякий раз он находит верный ключ к душе непредсказуемого Пугача, при этом сохраняет достоинство и ни разу не изменяет себе. Вот это испытания! В итоге самый опасный враг делается другом.

Каждый раз Петр как будто бы переходит на новый уровень в компьютерной игре: только победил – начинается новый гейм, еще более сложный. В итоге, когда, казалось бы, все позади, Гринев попадает под суд по ложному доносу. И здесь – благородное молчание о своей невесте и великое смирение перед судьбой, готовность перенести ее новые тяготы.

Пушкин показывает, что источник внутренней крепости русского человека – в его нравственной цельности. Петр Гринев обрел внутреннюю опору и начал соответствовать своему имени (Петр – камень) в Белогорской крепости. В этом ему помогло семейство с говорящей фамилией - Мироновы. Эти люди противостоят всякой лжи, раздору, расколу на личностном уровне: с одной стороны – великая смута, с другой - потрясающая нравственная цельность. Тихая, смирная Маша Миронова в нужный момент оказывается верной, сильной, самостоятельной в решениях, и она, как вещая невеста в сказках, спасает жениха. Happy end , и Голливуд отдыхает.

Пушкин как конкурент Голливуда? Да, поскольку современное массовое искусство эксплуатирует архетипические образы и сюжеты, заложенные в мифах и сказках. Схема та же: испытания героя в экстремальных ситуациях. Но если у западных «коллег» этот герой становится суперменом (читай: сверхчеловеком), потому что широко шагает по головам, то у Пушкина герой начинает и заканчивает другим - милосердием (заячий тулупчик и прощание с Пугачевым на лобном месте).

Одна из закономерностей: в критической ситуации нас осеняет, что пора оборачиваться назад, к «устаревшим» источникам, и мы наконец-то задаем трудные вопросы классикам. В итоге получаем возможность подумать о самом главном: об ответственном личностном выборе и о становлении человеческого в человеке.