Тарас бульба содержание по главам читать. С кем воевал тарас бульба

Тарас Бульба встречает сыновей. Они учившились в Киевской бурсе и теперь приехали домой к отцу. Это два дюжих молодца, крепкие и здоровые. Тарас посмеивается над одеждой сыновей; те, не ожидая такого приема от отца, стоят сконфуженные. Старший сын, оскорбленный словами отца, начинает колотить Тараса, тот отвечает. Мать останавливает обоих. Отец обнимает сыновей.

Мать не может наглядеться на любимчиков, а Тарас говорит, что на этой же неделе отправит обоих в Запорожье, где они пройдут настоящую школу жизни. Все входят в светлицу, садятся выпить и закусить.

После очередной рюмки Тарас начинает бушевать, бьет горшки и фляжки и решает, что в Запорожье они поедут завтра. Ведь он казак, ему свободы хочется, а тут, дома, ему делать нечего. Жена, привыкшая к подобным выходкам мужа, стоит в стороне и думает о скорой разлуке с сыновьями.

Тарас идет раздавать приказания для сборов в дорогу, затем вместе с сыновьями ложится спать во дворе. Вслед за Бульбой засыпают все, кроме его жены. Она лежит возле сыновей и плачет из-за скорой разлуки с ними. Она втайне надеется, что Бульба, когда проснется, отсрочит день отъезда. Но поутру Бульба сразу начинает собираться в дорогу.

Бедной старушке ничего не остается, как помогать ему. Когда все собрались, Тарас присаживается на дорожку. Мать обнимает сыновей, плачет, вцепляется в седло младшего и не хочет отпускать. Ее уносят домой казаки. Сыновья сдерживают слезы, боясь гнева отца.

Все едут молча. Тарас представляет, как приедет с сыновьями в Сечь. Они же думают о другом. Оба в двенадцать лет были отданы в бурсу. Старший, Остап, сначала не хотел учиться, сбегал, но потом угомонился, когда отец пообещал запереть в монастырь.

Вскоре Остап стал лучшим в академии. Но это не сломило его упорный характер: он любил войну и пирушки. Младший, Андрий, учился легко. Он был более изобретательным, чем его брат, кипел жаждой подвига, любил женщин и теперь тоскует по одной полячке, в которую влюбился в Киеве.

Между тем Тарас выходит из задумчивости и предлагает остановиться закурить. Затем едут дальше. Всюду только степь. Только через три дня пути казаки чувствуют близость Днепра.

Они сходят с коней и садятся на паром. Наконец прибывают в Сечь. «На пространстве пяти верст были разбросаны толпы народа. Они собирались в небольшие кучи». Казаки добираются до площади, где собирается рада. Тарас вскоре видит знакомые лица, начинаются приветствия.

Уже около недели Тарас живет с сыновьями в Сечи. Остап и Андрий мало занимаются военным делом, так как в Сечи молодые люди в основном воспитываются опытом, а не теорией.

Все свободное время казаки отдают гульбе. И братья с головой окунаются в разгулье.

Между тем Бульба думает, как бы затеять какое-нибудь дело, например пойти на турок или татар, но ему говорят, что подписан договор о ненападении. Тогда Тарас устраивает пирушку, на которую собирают старшин и куренных атаманов.

Те, когда хорошенько выпивают, идут на площадь и зазывают народ на войну. Но кошевой предлагает не идти войной, так как казаки обещали мир, а «пустить с челнами одних молодых.

Пусть немного пошарпают берега Анатолии». Решают, что отправят нескольких молодых под руководством опытных вояк. Начинаются сборы.

В это время к берегу причаливает паром, на котором стоят оборванные и замученные люди. Один из них рассказывает, что на гетманщине жиды не дают житья, католичество хочет, чтобы отреклись христиане от своей веры. Кошевой спрашивает, что же они не взялись за сабли.

Ему отвечают, что жидов слишком много, а полковники и гетман убиты. Сеча собирается на площади, решают идти на Польшу, так как именно оттуда идут все беззакония. Бульба доволен сложившимися обстоятельствами: открываются возможности для подвигов.

Вскоре весь юго-запад Польши захвачен запорожцами. Не сдается только город Дубна. Запорожцы решают во что бы то ни стало взять город. Но через две недели все остается по-прежнему. Все в нетерпении, в том числе и Остап с Андрием, которые теперь набрались опыта в военном деле.

Однажды Андрий сидел вечером под стенами города, когда к нему подошла какая-то женщина. Приглядевшись. Андрий узнал в ней татарку, служанку панны, в которую был влюблен еще в Киеве.

Служанка говорит, что панна в городе, она не ела уже несколько дней. Она просит помощи Андрия, так как уверена, что тот ее не предаст. Андрий находит съестные запасы и идет с ней через подземный ход в город.

Здесь он видит страшные картины голода: мертвую женщину с грудным ребенком, который еще жив и ищет материнское молоко; иссохшее тело повесившегося, который не вынес страданий.

Наконец Андрий встречается со своей возлюбленной, которая кажется ему еще прокрасней. Панна просит помощи Андрия, так как уверена, что тот ее не предаст. Он говорит, что готов умереть за нее. Приходит татарка и сообщает, что в город вошли поляки, привезли продовольствие и пленных казаков.

Поляки смогли пройти в город, потому что казаки Переяславского куреня были пьяны. Многих перебили, других взяли в плен.

Еврей Янкель говорит Тарасу Бульбе, что Андрий среди поляков и должен жениться на дочери пана. Бульба сначала не верит, но затем, вспомнив характер Андрия, его склонность к женской красоте, понимает, что это правда. Тарас в гневе, хочет убить сына.

Начинается битва между казаками и поляками. Один из атаманов убит, и Остап мстит за него. Бесстрашного Остапа выбирают атаманом. Тарас думает, почему в битве не было Андрия: может, ему Стыдно, как Иуде, а может, все-таки солгал жид? Бульба представляет, как он жестоко отомстит панночке за Андрия.

К казакам приходит весть, что, пока они в походе, на Сечь напали татары, захватили богатство и увели многих в плен.

Казаки на совете принимают решение отправиться в погоню за татарами. Тарас Бульба возражает. Он говорит, что казаки забыли о товарищах, что в плену у поляков. Один из самых старых казаков, Касьян Вондюг, говорит, что кто-то должен идти за татарами, а кто-то — остаться здесь, под Дубной, чтобы попытаться освободить товарищей.

Узнав о том, что половина казаков ушла, поляки решают дать сражение. Тарасу Бульбе сообщают, что идут поляки с пушками, а с ними сын его Андрий. Бульба в злобе сначала не верит, но потом вспоминает, что вот уже два дня не видел его.

Во время битвы Бульба видит Андрия. Он кричит казакам, чтобы те заманили Андрия в лес, и там встречается с сыном один на один. Бульба говорит ему о предательстве и убивает. Андрий перед смертью произносит имя своей возлюбленной.

К полякам приходит подкрепление, и они разбивают казаков. Остапа берут в плен. Тарас Бульба ранен.

Верный друг Тараса Бульбы Товкач спасает его и везет в Сечу, лечит и поднимает на ноги. В Сечи теперь все новое: старые товарищи, стоявшие за веру и казацкое братство, погибли. Тарас не может участвовать в весельях казаков: он думает об Остапе. Он упрашивает Янкеля переправить его в Варшаву, хотя знает, что за его голову обещают большие деньги.

Бульба пытается устроить Остапу побег, но уже поздно: завтра состоится казнь. Тарас стоит в толпе и видит, как на лобное место вместе с другими казаками ведут сына. Остап держится как герой: он не желает слышать женских стенаний, но хочет увидеть сильного, твердого мужа, воина, и Остап призывает отца. Среди тишины из толпы раздается голос Тараса: он говорит, что слышит сына. Бульбу пытаются поймать, но он исчезает.

След Тараса отыскивают. Тридцать тысяч украинцев показываются на границах. Это не разрозненная толпа, а целая нация, которая поднялась за свою честь, права, униженную религию. Среди начальников войска — Бульба. Он готовит для обидчиков только огонь, виселицу и истребление.

Вскоре он с полком отсоединяется от остальных. Он выжигает много селений и городов, схватить его не могут. Так Бульба справляет поминки по Остапу. Наконец польское правительство поручает Потоцкому непременно поймать Тараса.

Бульба чует опасность и решает возвращаться в Сечь. Потоцкий идет по следу и настигает Тараса на берегу Днестра. Бульбу ловят и казнят, но его казакам удается уйти. Они плывут по Днестру и говорят о своем атамане.

4.7 / 5. 6

Два брата, Остап и Андрий (сравнение их характеров доступно ) закончили семинарию, вернулись из Киева домой. Отец сыновей, Тарас Бульба () высмеял их стриженые головы и ученические одежды из бурсы. Остап не стал терпеть иронию, в отличие от миролюбивого младшего брата: он подрался с родителем, но конфликт быстро закончился. Мужчины сели за стол, праздновать долгожданную встречу. Тарас решил отправить детей на Сечь, ведь был уверен, что книги и материнская любовь не воспитают настоящих мужчин. Защитники в битве рождаются. Мнение матери никого не интересовало. Все переживания она хранила в своём любящем сердце. Глава семьи созвал всех сотников, которые с радостью поддержали его решение. Отец вдохновился поездкой и решил ехать вместе с сыновьями.

Последняя ночь была для матери, словно пытка. Она гладила своих единственных детей по голове и тихо плакала. Всю ночь не спала, боялась, что утро наступит. Когда мужчины отправились в путь, мать, словно одержимая, бросалась к ним два раза, но казаки уводили её. Она только лишь успела дать мальчикам иконы Божией Матери, с надеждой, что она о них позаботится.

II глава

В поездке Тарас Бульба тосковал по своей молодости, по друзьям. Братья размышляли о своём. Когда-то 12-летних ребят суровый отец отправил учиться в Киевскую бурсу. У старшего сына был упрямый характер (вот его ), учиться он не желал, поэтому он не раз совершал побеги, и в наказание его били до полусмерти. Он же не сдавался и копал могилу для букваря, засыпая книгу землей целых 4 раза. За это его снова безжалостно били розгами. В воспитательных целях Тарас пригрозил ему отправлением в монастырь за непослушание. После этого сын смирился, взялся за ум, и стал одним из лучших учеников. Младший сын учился хорошо и без кнута, но по духу был авантюристом (а вот и его ). Изворотливая сообразительность помогала Андрию избегать наказания. Он влюбился в девушку-полячку и старался произвести на неё впечатление, даже осмелился пробраться в её покои. Панночка испугалась, а потом смеялась. Служанка помогла молодому юноше выбраться.

Семья приехала на Сечь, где их радостно встретили знакомые Тараса. На острове устраивали гуляния, веселились, организовывали побоища.

III глава

Люди на Хортице сильно разнились: кто-то никогда не видел букваря, кто-то покинул академию до срока, а кто-то стал ученым малым, как братья Бульба. Мудрые лидеры мнений, партизаны, офицеры и многие другие встречались в этом обществе. Всех их объединяла непоколебимая вера в Иисуса Христа.

Остап и Андрий быстро влились в коллектив. Но Бульба считал, что мужчина – это защитник. А таким он может стать только в бою. Отец думал, где же его сыновья могли бы показать силу? Он захотел войны с бусурманами, а кошевой был против. Тарас решил отомстить. Бульба подговорил своих товарищей напоить всех, чтоб пьяные свергли кошевого. Так и получилось. Теперь кошевым стал боевой друг хитрого Тараса, Кирдяга.

IV глава

О военном походе Тарас разговаривает с новым лидером. Тот идёт на хитрость, просит Бульбу сделать так, чтобы народ пришёл к нему по своей воле, а не по приказу. Ведь это поможет избежать ответственности за нарушение слова.

И вот бежавшие казаки рассказывают, что католики разъезжают на подвозках и запрягают христиан. Из поповских святых риз жидовки шьют себе юбки, а без разрешения жидов людям запрещено проводить православные праздники. Казаки в ярости. Они преисполнены решимости защищать народ Христа от богохульства, и планируют разорить оккупированные деревни. Запорожцы устраивают атаки на евреев. Одним из них оказался Янкель. Чтобы спастись, он сказал Тарасу, что коротко знаком с его братом. Поэтому Бульба дозволяет ему отправиться с казаками в Польшу.

V глава

Молва несла боевую славу запорожцев за пределы их станов. Отец не мог нарадоваться на сыновей, ведь они стали бравыми воинами на полях брани. В нраве и поведении Остапа он видел мудрость и львиную хватку. В бою ему помогал аналитический склад ума. Андрия же давно волновали чувства. Он не умел, как Остап, заранее планировать тактику, поступал по зову сердца, но в этом была его сила. Эта особенность помогала ему делать подвиги, которые не могли выполнить опытные казаки.

В городе Дубно воины хотели покорить вал, но оттуда на их головы посыпались бочки, стрелы, горшки с кипятком. В качестве мести за сопротивление они решили уничтожить посевы и поля, а также осадить непокорный город. Есаус привозит братьям иконы от матушки. Запорожцы устраивают блокаду Дубно.

Вымотавшиеся бойцы крепко уснули, только лишь Андрий любовался небесной твердью. Вдруг увидел перед собой татарку, служанку панночки. Несчастная девушка просила дать хлеба для хозяйки и её матери, потому что они умирают от голода. Андрий испугался, вытащил из-под головы Остапа мешок еды. Они направились к подземному ходу, но их остановил голос Бульбы, который пророчествовал во сне. Сказал, что до добра женщины не доведут, и моментально уснул.

VI глава

Через подземный ход Андрий попадает в католический монастырь, где его поразили богатое убранство и прекрасная, неземная музыка. После его со служанкой пускают в голодный город. Казак ужасается от зрелища повсеместной смерти (мертвая женщина с ребенком, голодный старик), узнаёт от татарки, что в Дубно нет ни еды, ни скотины. Оказавшись в богатом поместье, он встречает свою возлюбленную, чувства его усиливались. Татарка приносит нарезанный хлеб. Андрий предупреждает, нельзя есть много, потому что желудок отвык от еды. Теперь пища – яд.

Чувства были сильнее долга перед верой, Родиной, отцом. Андрий отрекся от всего, лишь бы служить панне. Татарка объявляет, что польские войска вошли в город, и везут казацких пленников. В этот момент влюбленные скрепляют молчаливый договор поцелуем: теперь младший Бульба на другой стороне.

VII глава

Запорожцы в ярости: они жаждут мщения за пленников. Янкель сообщает отцу весть об измене Андрия. Тарас злится и уже хочет покарать болтуна, не в силах поверить случившемуся позору. Но собеседник говорит о приближающейся свадьбе двух влюбленных, приводя неопровержимые доказательства вины предателя.

Удача тоже изменила запорожцам: многие из них пали в бою или сгинули в плену. Ночью их просто перебили во сне. Началась война между казаками и «ляхами». Атаман принимает смерть в схватке, но Остап проявляет отвагу и жестоко мстит убийце. За храбрость он наследует звание атамана. Тарас Бульба гордится сыном. Битва закончилась, но Андрия никто не нашел среди погибших. Отец в ярости хочет уничтожить женщину, погубившую честь его сына.

VIII глава

Весть о нападении татар на Хортицу всех опечалила. Кошевой советуется с казаками. Решили идти к ним и возвращать украденное добро. Но Тарас Бульба против, ведь главное – товарищество. Потому не могут они уехать, так как друзья их сидят в польских темницах. Народ согласен с кошевым и Бульбой, люди разделились на два лагеря. Касьян Бовдюг, старый казак, посудил, что надо одну группу послать за пропавшими ценностями, а другой отряд пусть выручает товарищей. Так и сделали.

Казаки прощаются друг с другом, может и не увидятся больше. Пьют вино за веру и Сечь. Оставшиеся воины решают на недругов напасть ночью, дабы скрыть отсутствие половины войска.

IX глава

В осажденном граде снова царит голод, и тогда солдаты решили дать бой казакам, ожидая помощи польского подкрепления и рассчитывая на недостаток войска. Поляки восхищаются славой запорожцев, но у них более совершенные орудия. Казаки теряют много народу, сражаясь с пушками.

X глава

Тарас жив, но сильно ранен. Бойцы, которые воевали с татарами, назад не вернулись. Их жестоко казнили в татарском поселении.

Отец сильно переживает за Остапа. Он упрашивает помилованного им еврея отвести его в Варшаву. Принимая деньги, Янкель сооружает укрытие в возе с кирпичами и без проблем ввозит казака на польскую землю.

XI глава

Бульба унижается до просьбы к евреям, которых он ненавидит: нужно освободить старшего сына. Но это невозможно, ни за какие деньги, ведь уже завтра назначена казнь. Даже влиятельный Мардохай не смог помочь. Янкель переодевает атамана в иностранца. Только так им можно было полюбоваться на казнь.

Настало утро расправы. Сыну перебивали кости, а он не издал даже стона. Перед смерть Остап говорит: «Батько! Где ты! Слышишь ли ты?» — и отец, рискуя быть узнанным и пойманным, ему ответил: «Слышу».

XII глава

Казаки шли на Польшу. Бульба (народный герой, которого мы описали в этом ) яростно ненавидел ляхов, мстил за семью. Тарас сжег восемнадцать поселений. Знаменитому гетману Потоцкому поручили схватить атамана, и он преуспел в его поимке.

Битва продолжалась четыре дня. Когда Бульба искал в траве люльку с табаком, его настигли враги. Он забрался на дерево и отвлекал внимание на себя, чтобы его бойцы успели скрыться от погони. Поляки воспользовались случаем и сожгли дерево вместе с атаманом. Казаки бежали и громко славили своего лидера, который пожертвовал жизнью ради них.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Мы публикуем отзыв Дариуша Клеховского, литературоведа-полониста, докторанта Лодзинского университета (Польша), на «Тараса Бульбу» Владимира Бортко - фильм, вызвавший множество дискуссий в России, Украине и не оставшийся без внимания и в Польше.

Автор, принимая во внимание, что объектом его рассмотрения становится коммерческое кино, рассчитанное на массового зрителя, размышляет о задачах фильма (создание мифологического образа казачества, укрепление государственной идентичности россиян), о сложном взаимодействии картины с её литературным прототипом, о возможностях гармонии в киноэпопее между реальностью и мифом, разбирает отдельные сильные и слабые моменты получившейся киноинтерптерации. Взгляд Д. Клеховского обращает внимание на многие стороны этой экранизации, до сих пор остававшихся за рамками широкого обсуждения.

Сразу хочу подчеркнуть, что не считаю фильм «Тарас Бульба» Владимира Бортко сознательно антипольским, как это подсказывают некоторые польские критики (например, Вацлав Радживинович на страницах «Газеты выборчей» ). Думаю, что режиссёр, хоть и снимал фильм, выполняя конкретный государственный заказ, не ставил себе, как, впрочем, и заказчик, столь близоруких политических целей.Если же кому и можно было бы адресовать такой упрек, хотя тоже с осмотрительностью, то это автору литературной основы фильма.

А замечательным материалом, как подчеркнул сам В. Бортко, почти готовым сценарием для фильма был, конечно, текст Николая Гоголя. Изданная первый раз в 1835 году (вторая редакция в 1842 году) романтическая повесть (лучше сказать романтическая эпопея), создавшая миф о казачестве, с самого начала вызвала разнообразные эмоции у читателей: от абсолютного восторга до абсолютного отрицания. Восторг - у русского читателя. Это понятно, ведь повесть связала историю запорожских казаков с идеей великой, царской, православной России. Отрицательно она была принята частью украинских читателей, посчитавших её фальсифицирующей историю этой части мира. Польским читателем повесть Гоголя была воспринята как антипольская. Лучше всего свидетельствует об этом тот факт, что между первым польским изданием сочинения Гоголя (1850 год) и вторым прошло 150 лет . Иначе и быть не могло. Текст Гоголя подталкивает к полемике. Ведь Украина была предметом споров для многих народов, которые претендовали на владение этим клочком земли . Объективная интерпретация истории Украины XVI и XVII вв. - задача пока невыполнимая. Я уже не говорю о казачьем мифе, который подвергался и подвергается самым разнообразным интерпретациям.

Владимир Бортко, опытный режиссёр, решил измерить себя этим мифом. Однако думаю, что у него не было особых шансов на успех уже в момент принятия решения о съёмках фильма. Кто даёт деньги, тот ставит определенные условия. Понятно, какие цели преследует государственный заказ . Фильм в своей основе должен крепить дух российской государственности и соотноситься с определённым пониманием истории. Ясно при этом, что система такого рода заказов действует в каждом государстве. Достаточно посмотреть на американский, английский и польский опыт в этом деле. Но хороший режиссёр сумеет даже в столь сложном положении осуществить свою интерпретацию, в данном случае исторических событий и литературного произведения. Как справился с этой задачей В. Бортко?

Начало фильма разочаровывает, потому что воспринимается как однозначная любезность по адресу заказчика. Первая сцена, представляющая своего рода эпиграф к фильму, соотносится с 9 главой повести. Это речь Тараса, подготовляющая казаков к решающей битве под осаждённым ими городом Дубно. Впрочем, она показывает и то, что режиссёр не собирается до конца быть верным оригинальному тексту . Чёрно-белые кадры под дождём и при отзвуках грома, с акцентируемым актёром текстом являются в большей степени обращением к современному российскому зрителю, который должен помнить о традиции предков (идея содружества и казачьего товарищества), столь необходимой сегодня, но не пользующейся большим уважением в обществе. Итак, слова Гоголя превращаются в часть пропагандируемого единства России. Это, к сожалению, и определяет направление фильма.

Если эту композиционную перестановку можно понять, то другие отступления от текста Гоголя заставляют задуматься. Чтобы в глазах зрителей оправдать поступки казаков, режиссёр вводит сцену с убитой ляхами женой Тараса. У Гоголя же мотивация казачьих действий часто связана с импульсом, с желанием получить временную пользу. Как заявляет об этом главный герой, казак должен погулять, это отвечает его природе. Слово «погулять» содержит массу смыслов, но меньше всего в нём серьёзных политических намерений. Хоть это слово Бортко сохраняет, всё равно он старается сделать из Тараса мстителя и борца за веру и родину. В фильме сцена прибытия товарищей Бульбы с трупом его жены в запорожскую крепость даёт главному герою мотив для мести. У Гоголя же Тарас становится мстителем только в конце повести, после исполнения приговора его старшему сыну Остапу. До того, как кажется, гоголевским Тарасом управляло безграничное чувство свободы. В этом он весь, настоящий, а слова о защите родины и веры в повести - скорее, уже знаки XIX в. , отчасти условные и предназначенные современникам писателя.

Особенностью казачества XVII в. было их нежелание покориться кому бы то ни было: туркам, полякам, Москве. Но казаки не создали собственной государственности. Их свобода - особенная, свобода вплоть до анархии. Бортко пытается придать казакам черты, которых у Гоголя не так много (и они могут быть оправданы жанровыми характеристиками эпоса) и которые мало согласуются с историческими обстоятельствами того времени.

В фильме, на мой взгляд, нарушается гармония между реальностью и мифом.

И если уже об этом речь, то стоит немного сказать о специфических чертах исторической эпохи, изображённой в повести и в фильме. Гоголь говорит об истории XV в., что, конечно, является литературным вымыслом, потому что описываемые события датируются первой половиной XVII в. Но в произведении историческое время лишено конкретности специально, ведь писатель ставил перед собой задачу создать мифологический образ Запорожской Сечи. Рассказчик у Бортко говорит о XVI в., но реалии исторической эпохи относятся к 30-м годам XVII в. Фильм, действительно, визуализируя, уточняет то, что в произведении остается невыявленным: детали казачьей и польской одежды, архитектуры, вооружения.

Например, приятные, не только для глаз польских зрителей, образы польских гусаров с огромными крыльями, прикреплёнными к спине. Однако эта деталь, как и в фильме «1612» Владимира Хотиненко, слабо соотносится с реальной военной практикой. Крылья эти были очень неудобными для всадников. Их надевали только перед битвой в открытом пространстве, где гусарам можно было развить большую скорость, благодаря чему ветер, шевеля крылья, создавал специфический шум, пугавший лошадей противника. В фильме же польские гусары ездят с этими крыльями постоянно. Понятно, это создает эстетический эффект. «Эстетское» изображение поляков - на мой взгляд, аргумент против тех, кто считает фильм антипольским. Поляки в фильме изящно одеты, горды, умело защищают осаждённый казаками город. Их позиция кажется вполне обоснованной, ведь они пытаются сохранить пределы своего влияния. Иногда они доходят до жестоких мер (режиссёр это подчеркнул в сцене исполнения приговора казакам, которой нет у Гоголя), но в этом не чувствуется какой-то особенной ненависти к противнику, скорее всего, это наказание с целью устрашения. Ляхи, конечно, враги, а врагов любить и восхищаться ими нельзя. Жаль только, что режиссёр опустил то, что мы находим в тексте Гоголя - жестокость казачьего войска. В повести мы можем прочитать следующее: «Дыбом стал бы ныне волос, от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы. Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у выпущенных на свободу - словом крупною монетою отплачивали козаки прежние долги» . Цитирую этот фрагмент не для того, чтобы подчеркнуть особенные зверства запорожцев, но чтоб показать жестокость той эпохи, жестокость, которая была нормой для всех враждующих сторон.

Вообще, для современного зрителя, даже зрителя коммерческого кино, важным и честным было бы разъяснить основу трагической борьбы на Украине в XVII в. Хотя бы коротким текстом вначале фильма. Конечно, у Гоголя мы этого не найдем, но романтическая эпопея в этом и не нуждалась. А в фильме несколько слов о борьбе казаков за уравнение в правах с польской шляхтой дали бы верное представление о том, что будет впоследствии показано на экране. Но, видимо, это не было задачей режиссёра.

Возвращаясь к проблеме нарушения гармонии между мифом и исторической реальностью в фильме, надо подчеркнуть, что Бортко взял из текста Гоголя всё, что может считаться патриотическим в понимании современного россиянина . Итак, казаки идут сражаться с ляхами за православную веру и русскую землю. Произносят патриотические речи, характеризующие их борьбу как справедливую, а противника как агрессора. Это, конечно, не вполне согласуется с историей, но согласуется с идеей Гоголя и стилем его повести. Однако пафос этих сцен, который не коробит в литературном произведении, в фильме гиперболизирован . Воплощённый посредством реалистической эстетики, он становится невыносимым. Особенно это коробит в сценах гибели казаков во время последней битвы под осаждённым Дубно: они, подобно античным героям, убивают десятки врагов и перед тем, как пасть в бою, произносят похвалу русской земле. Я сейчас говорю о впечатлениях зрителя, который воспринимает этот фильм как исторический. Но картина В. Бортко, как я уже несколько раз подчёркивал, рассчитана на массового зрителя, не стремящегося к историческому и художественному осмыслению увиденного.

Добавлю, что батальные сцены фильма поражают натурализмом, обилием крови, столь поразительными в столкновении с пафосными и поэтическими словами, произносимыми казаками в момент смерти. Режет ухо музыка, как будто из синтезатора, столь не соответствующая сценам битвы, как, впрочем, и казачьему стилю жизни.

Несмотря на указанные моменты в картине Бортко, я нахожу в ней несколько интересных аспектов, которые всё-таки могли бы подтвердить высказанную ранее мысль о том, что хороший режиссёр даже в самом сложном положении может сопротивляться предложенным обстоятельствам .

Первый замечательный ход - исполнение главной роли Богданом Ступкой. Его игра, выразительная и ровная, без каких-нибудь психологических подтекстов даёт представление о казачьей природе и силе. Тарас в исполнении Ступки суров, беспощаден, скуп в проявлении своих чувств. Это воплощение казака, казачьего стиля жизни. Патетика его речей кажется достоверной, в отличие от речей его товарищей. Добавим, что Ступка - в каком-то смысле настоящий легионер. Он исполнял роли казаков в украинском, польском, а сейчас в российском кинематографе. Запомнился его Богдан Хмельницкий в фильме «Огнём и мечом» (реж. Ежи Гофман, по мотивам романа Г. Сенкевича). Тарас в исполнении Ступки даёт замечательное представление о гоголевском «великом казаке» .

Фильм, на мой взгляд, не подтверждает точку зрения, согласно которой сыновья Бульбы - Остап и Андрий - выражают две стороны природы самого Тараса. Остап в исполнении Владимира Вдовиченкова - довольно бледный персонаж. Даже сцена его страшной казни не имеет того выразительного эффекта, на который рассчитана. Просто зрителю был преподнесен урок под заглавием: я и отец - одно, даже тогда, когда я выступаю против него.

Мне кажется, что режиссёр в историю Андрия (весьма средне исполненная Игорем Петренко роль) вместил гораздо больше, чем мы могли найти у Гоголя. Прежде всего он добавил сцены, которых нет в повести. Первая - рождение Андрия и его крещение в Днепре. Тарас сам принимает роды, а потом трижды погружает младенца в реку и осеняет его православным крестным знамением. Потом он передаёт мальчика в руки старшего сына и обнимает их обоих в знак принятия в ряды казачьего товарищества. Эти воспоминания главного героя выражают его представления об идеале и являются фоном для развернувшейся позднее семейной трагедии. Надо подчеркнуть и второстепенную роль женщины в казачьей жизни, ведь не ей - матери - дано было первой взять на руки новорожденного сына.

Вторая сцена - это разговор братьев в Запорожской Сечи, сразу же после закапывания живьем казака, который для развлечения убил своего друга. Когда Остап жалеет казнённого запорожца, Андрий спрашивает, жалел бы он его и в том случае, если б на месте казака был обычный человек или лях. Режиссёр обозначает два разных подхода братьев к личности, праву, родине . Остап разделяет человечество на своих, казаков, и чужих, то есть всех остальных. Интересует его только казачья земля и права, на ней установленные. О латинской традиции, с которой он познакомился вместе с братом в Киево-Могилянской академии, Остап говорит как о чуждой ему и украинской (можно догадаться, что и русской) почве. Поэтому лях для него не человек, а враг, которого надо уничтожить. Андрий же, проникнутый духом гуманизма, склоняется к размышлению об общем (римском) праве и человечности, без разделения на племена или нации (хотя последнего понятия, конечно, тогда еще не было). Спор между братьями предвещает будущий раскол. Для зрителя, разбирающегося немного в истории XVII в., становится ясно, что это выразительный знак ситуации выбора, осуществляемого в этой части мира не только в прежние времена .

Третья добавленная режиссёром сцена - это рождение сына прекрасной полячки и Андрия. Этой любви (которая у Андрия из фильма Бортко стала логичным следствием его образа мыслей) препятствуют все мыслимые обстоятельства. Единственная дорога для Андрия, пытающегося завоевать любимую, это сословное возвышение, которое для сына богатого и пользующегося уважением казака обозначает предательство своих, тем более что любовь Андрия разворачивается в военных условиях. Но любовь оказывается сильнее, чем неизбежный позор предателю. Добавим, что и у Гоголя, и у Бортко любовь эта имеет романтический характер, а Андрий прежде, чем станет рыцарем, спасает польку от голодной смерти. Предательство Андрия имеет оттенок романтической трагедии, а не обычного для XVII в. утилитаризма . Напомним, что одной из причин казачьих бунтов был отказ польского короля и магнатов уравнять в правах казаков с польской шляхтой.

В картине Бортко казак Андрий и рыцарь Андрий - как будто два разных персонажа (как костюм меняет человека!) Метаморфоза здесь происходит в духе романтического преображения героя, правда, с трагическим финалом, как в и повести - смертью от рук отца. Режиссёр остался верным Гоголю и показал, как из страшного рыцаря, раздающего удары в разгар битвы, Андрий опять становится безоговорочно послушным сыном, принимающим слова отца: «Я тебя породил, я тебя и убью» . Это может показаться парадоксальным, но такое поведение связано в каком-то смысле с правосознанием Андрия, который, невзирая на силу своей любви, в конечном итоге всё же признает право первенства отца.

Рождение сына Андрия и польской дворянки (она тоже умирает во время родов) - наверное, один из самых важных символов, по замыслу режиссёра . Перед лицом смерти и той страшной трагедии, которую мы наблюдаем, новая жизнь - это обещание непрерывности истории двух народов. Воевода, дедушка младенца, не решается на убийство внука, что может обозначать и слабеющее польское влияние, утрату витальности. Развитие сюжетной линии Андрия в фильме может свидетельствовать о попытке режиссёра выйти за рамки пропагандистского изображения трагедии Украины XVII в. с выразительным посланием в нашу современность.

Чтобы пополнить перечень эпизодов, важных для моего понимания фильма, хочу упомянуть ещё одну коллективную сцену, сохраненную Бортко в фильме. В речи - тосте перед битвой - Бульба третий раз пьёт за всех христиан в мире, совершая при этом широкий жест рукой в сторону осаждённых ляхов. Это многозначительно .

В заключение хочу подчеркнуть, что в артистическом смысле, на мой взгляд, самая лучшая в картине Бортко часть - та, которая показывает Запорожскую Сечь. Это важно, ведь именно Сечь у Гоголя является главным героем повести. Красочные, полные энергии, жестокости и юмора образы казачьей жизни могут дать современному зрителю представление и о том месте, и о том времени. Упоминания заслуживает и ослабление антисемитских ноток в фильме, в чём, наверное, заслуга Сергея Донцова, исполнившего роль хитрого, но понимающего еврея Янкеля. Зато не убеждает польская актриса Магда Мельцаж в роли панночки. Статисты - польские рыцари - почему-то пользуются исключительно современной ненормативной лексикой . Перевод польских выражений на русский язык бывает странным, например, слова воеводы: « du ż o ich jest ?» (много их?) переведены: «что скажешь?», а фраза: « w polu ich jak szara ń czy »(в поле их как саранчи) почему-то в переводе звучит: «я только один пробился».

Конечно, фильм В. Бортко не является шедевром. Это коммерческое кино, рассчитанное на массового зрителя, поддающегося пропагандистским лозунгам. Ибо укрепление единства государства было одной из главных культурных целей фильма. Как я уже предположил в начале текста, существенной была вовсе не задача атаки на поляков, образ которых в фильме вполне сбалансирован.

Без сомнения, режиссёр пытался создать в своей картине мифологический образ казачества, идя в этом вслед за Гоголем. Как сложно снять фильм на основе национальной эпопеи, убедились и другие мастера кино, например, Анджей Вайда , создавший фильм по «Пану Тадеушу» Адама Мицкевича. Трудно перевести на язык кино стилистику эпоса и специфический род романтического пафоса. Поэтому режиссёры иногда впадают в своеобразную «комиксовость». Тем не менее я полагаю, что фильм В. Бортко может быть важным словом в дискуссии об истории того времени и той территории.

Дариуш Клеховский, литературовед-полонист, докторант Лодзинского университета (Польша). Область научных интересов - русско-польские культурные связи.

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» входит в состав цикла «Миргород». Существует две редакции – 1835 года, и 1842. Гоголь был против публикации второго варианта без согласования с ним отдельных моментов. Однако, повесть всё же была опубликована без авторских правок.

События в книге «Тарас Бульба» разворачиваются примерно в XVII веке. Интересно, что сам автор часто упоминает XV век, подчёркивая таким образом фантастичность повести. В произведении можно условно выделить два плана повествования: на одном плане описывается жизнь запорожских козаков и их поход на Польшу, а на другом – драматическая история о славном козаке Тарасе Бульбе и двух его сыновьях.

Для более глубокого понимания повести «Тарас Бульба» краткое содержание по главам приведено ниже.

Главные герои

Тарас Бульба – главный герой. Уважаемый на Сечи козак, хороший воин. Главными ценностями для него являются христианская вера и Отчизна.

Остап – старший сын Бульбы, окончил семинарию. В сражениях проявил себя как расчётливый и храбрый козак, умеющий анализировать ситуацию и принимать верные решения. Достойный сын своего отца.

Андрий – младший сын Бульбы. Он тонко чувствует окружающий мир и природу, способен видеть красоту в незначительных мелочах, тем не менее в боях отличался храбростью и нестандартным подходом.

Другие персонажи

Янкель – жид, во всём ищет свою выгоду. К нему обращался за помощью Тарас Бульба.

Панночка – дочь польского пана, возлюбленная Андрия.

Татарка – служанка панночки, сообщившая Андрию о подземном ходе в Дубно и о страшном голоде в городе.

Глава 1

Бульба встречает своих сыновей – Остапа и Андрия, которые вернулись из Киева, окончив семинарию. Отец по-доброму подшучивает над их внешним видом, но Остапу это не нравится. Вместо приветствия начинается небольшая потасовка между отцом и сыном, окончившаяся так же внезапно, как и началась.

Тарас принимает решение отправить сыновей на Сечь, чтобы стали они настоящими молодцами и бравыми козаками, а учёба в академии, книжки и материнская забота только разбалуют и изнежат их. Мать несогласна с этим решением, но что ей остаётся, кроме как безропотно согласиться. Такая уж её доля – прислуживать мужу и месяцами ждать его с походов. По случаю приезда Остапа и Андрия Бульба созвал всех сотников, которые одобрили идею отправить сыновей на Сечь. Вдохновлённый силой и азартом от предстоящей поездки, Тарас решает ехать вместе с сыновьями.

Старуха-мать не спала – обнимала своих сыновей, мечтая лишь о том, чтобы ночь не заканчивалась. Ей было очень тяжело расставаться с ними. До последнего она надеялась, что муж передумает или же решит уехать на неделю позже. Но упрям и непоколебим был Тарас Бульба.

Когда сыновья уезжали, мать бросилась к ним с лёгкостью и быстротой, не свойственной её годам. Не смогла она остановить родных – дважды уводили её козаки.

Глава 2

Всадники ехали молча. Тарас думал о своей молодости, которая полна была приключений, о товарищах-козаках, о том, как будет хвастаться перед ними своими сыновьями. Остап и Андрий были заняты другими мыслями. Когда им было по двенадцать лет, их отдали на обучение в Киевскую академию. Остап несколько раз пытался бежать, закапывал свой букварь, но каждый раз его возвращали обратно и покупали новую книгу, пока, наконец, отец не пригрозил отправить его в монастырь за непослушание. С этого момента Остап стал намного старательнее, и скоро стал в один ряд с лучшими учениками.

Андрий же учился охотнее, не прилагая к этому особых усилий. Он был изобретательнее и часто являлся зачинщиком какой-нибудь авантюры. Ему удавалось избежать наказания благодаря гибкости ума. Душа Андрия была открыта и другим чувствам. Однажды он увидел красавицу-полячку и влюбился с первого взгляда. Андрий был очарован её красотой и женственностью. В следующую ночь юноша решил пробраться к ней в покои. Сначала панночка испугалась, но позже весело смеялась, надевая на Андрия различные украшения. Татарка, служанка польской панны, помогла Андрию выбраться из дома, как только в дверь постучали.

Путешественники скакали по бескрайним просторам степи, которая становилась всё прекраснее. Всё здесь будто дышало свободой. Вскоре они прибыли на остров Хортица. Остап и Андрий въехали на Сечь с каким-то страхом и удовольствием. На острове жизнь текла своим чередом: козаки гуляли, танцевали, чинили одежду, устраивали бои.

Глава 3

Сечь представляла собой «беспрерывное пиршество» . Там были и ремесленники, и купцы с торговцами, но большая часть гуляла с утра до вечера. На Хортице были и те, кто никогда не учился или бросил академию, а были и учёные козаки, были беглые офицеры и партизаны. Всех этих людей объединяла вера во Христа и любовь к родному краю.

Остап и Андрий быстро прониклись царившей там атмосферой и влились в ту среду. Отцу это не нравилось – он хотел, чтобы сыновья закалялись в битвах, поэтому обдумывал как бы поднять Сечь на подобное событие. Это приводит к ссоре с кошевым, который не хочет начинать войну. Тарас Бульба не привык, чтобы было не так, как он хочет: он задумал отомстить кошевому. Он подговаривает своих товарищей напоить остальных так, чтобы они свергли кошевого. План Бульбы срабатывает – новым кошевым избран Кирдяга – старый, но мудрый козак, боевой товарищ Тараса Бульбы.

Глава 4

Тарас Бульба общается с новым кошевым по поводу военного похода. Однако тот, будучи рассудительным человеком, говорит: «пусть народ соберётся, но только своею охотою, никого принуждать я не буду» . Но на самом деле под таким разрешением скрывается желание снять с себя ответственность за нарушение мира между государствами. На остров прибывает паром с козаками, которым удалось бежать. Они привозят неутешительные новости: ксендзы (католические священники) ездят на повозках, запрягая в них христиан, жидовки из поповских риз шьют себе наряды, а людям не дают без одобрения жидов отмечать христианские праздники. Такое беззаконие разозлило козаков – никто не имел права так оскорблять их веру и народ! И стар и млад готов защищать свою Отчизну, биться с поляками за посрамление веры и набрать добычи с захваченных деревень.

Запорожцы зашумели, кричат: «Перевешать всю жидову! Пусть не шьют жидовки из поповских риз себе юбки!» Эти слова возымели огромное влияние на толпу, которая сразу же ринулась ловить жидов. Но один из них, Янкель, говорит будто знал покойного брата Тараса Бульбы. Бульба сохраняет Янкелю жизнь разрешает ему ехать с козаками на Польшу.

Глава 5

Земля полнится слухами о военной славе запорожцев и об их новых завоеваниях. Козаки передвигались ночью, а днём отдыхали. Тарас Бульба с гордостью смотрит на сыновей, которые возмужали в битвах. Остапу, казалось, на роду было написано быть воином. Он проявил себя как смелый воин, обладающий аналитическим умом. Андрия же привлекала больше романтическая сторона путешествия: рыцарские подвиги и битвы с мечом. Он действовал по велению сердца, не прибегая к особым размышлениям, и подчас ему удавалось совершить то, что ни один опытный козак не смог бы провернуть!

Войско пришло в город Дубно. Запорожцы полезли было на вал, но оттуда на них посыпались камни, стрелы, бочки, мешки с песком и горшки с кипятком. Запорожцы быстро смекнули, что осада – не их сильная сторона, и решили взять город измором. Вытоптали на конях все поля, уничтожили посевы на огородах, а потом расположились куренями. Остапу и Андрию не по нраву такая жизнь, но их подбадривает отец: «терпи козак – атаманом станешь!»

Есаул привозит Остапу и Андрию иконы и благословенье от старой матери. Андрий скучает за ней, но не хочет возвращаться, хоть чувствует сжимающую сердце духоту. Ночью он любуется небом и звёздами.
Уставшие за день воины уснули. Все, кроме Андрия. Он бродил по куреню, глядя на богатую природу. Вдруг он случайно замечает некую фигуру. Незнакомкой оказывается женщина, в которой Андрий узнаёт татарку, прислуживающую той сомой панночке, в которую он был влюблён. Татарка рассказывает юноше о страшном голоде, о панночке, которая много дней ничего не ела. Оказывается, панночка видела Андрия среди воинов и тотчас же вспомнила его. Она велела служанке отыскать Андрия и попросить передать немного хлеба, а ежели тот не согласится, то пусть приходит просто так. Андрий незамедлительно приступает к поиску запасов, но козаки поели даже приготовленную с излишком кашу. Тогда молодой козак аккуратно вытаскивает мешок с продуктами из-под Остапа, на котором тот спал. Остап просыпается лишь на мгновение и тут же засыпает вновь. Андрий тихо крадётся по куреню к татарке, которая пообещала провести его в город по подземному ходу.

Андрия окликает отец, предупреждая, то женщины до добра не доведут. Козак стоял ни жив ни мёртв, боясь пошелохнуться, но Бульба быстро уснул.

Глава 6

Андрий идёт по подземному ходу, попадает в католический монастырь, застав священников за молитвой. Запорожец поражён красотой и убранством собора, его завораживает игра света в витражных стёклах. Особенно сильно его поразила музыка.

Козак с татаркой выходят в город. Начинает светать. Андрий видит женщину с ребёнком, умершую в голодных муках. На улице появляется обезумевший от голода человек, молящий дать ему хлеба. Андрий выполняет просьбу, но мужчина, едва проглотив кусок, умирает – его желудок слишком долго не получал пищи. Татарка признаётся, что всё живое в городе уже съедено, но воевода наказал не сдаваться – не сегодня завтра прибудет два польских полка.

Служанка и Андрий заходят в дом. Где юноша видит возлюбленную. Панночка стала другой: «та была прелестная ветреная девушка; эта – красавица…во всей развившейся красе своей» . Андрий и полячка не могут насмотреться друг на друга, юноша хотел выговорить всё то, что было у него на душе, но не мог. Тем временем татарка нарезала хлеб и принесла его – панна начала было есть, но Андрий предупредил её, что лучше есть по частям, иначе можно умереть. И ни слова, ни перо живописца не могли выразить то, как смотрела на козака полячка. Чувства, овладевшие юношей в тот момент, были так сильны, что Андрий отрекается и от отца, и от веры, и от Отчизны своей – он сделает всё, чтобы служить молодой панне.

В комнате появляется татарка с радостной вестью: поляки вошли в город и везут пленных запорожцев. Андрий целует панночку.

Глава 7

Запорожцы принимают решение напасть на Дубно, отомстить за пленённых товарищей. Янкель говорит Тарасу Бульбе, что видел Андрия в городе. Козак сменил наряд, коня ему дали хорошего, а сам он сияет, как монета. Тарас Бульба остолбенел от услышанного, но всё равно не может в это поверить. Тогда Янкель сообщает о готовящейся свадьбе Андрия с дочерью пана, когда Андрий с польским войском прогонит запорожцев из Дубно. Бульба гневается на еврея, подозревая его во лжи.

Наутро оказывается, что многих запорожцев убили, когда те спали; из Переяславского куреня взяли в плен несколько десятков воинов. Начинается битва между козаками и польским войском. Запорожцы пытаются разбить полк противника на части – так будет легче одержать победу.

Одного из куренных атаманов убивают в бою. Остап мстит за убитого в бою козака. За проявленную храбрость козаки выбирают его в атаманы (вместо убитого запорожца). И сразу же Остапу предоставляется случай закрепить за собой славу мудрого лидера: как только он приказал отступать от стен города, держаться от них как можно дальше, оттуда посыпались всевозможные предметы, и многим досталось.

Битва окончена. Запорожцев козаки похоронили, а тела ляхов привязали к диким лошадям, чтобы волочились мёртвые по земле, по буграм, рвам и оврагам. Тарас Бульба размышлял почему среди воинов не было его младшего сына. Он готов жестоко отомстить панночке, из-за которой отрёкся Андрий от всего, что ему было дорого. Но что же готовит Тарасу Бульбе новый день?

Глава 8

Козаки прощаются друг с другом, поднимают тосты за веру и Сечь. Чтобы враг не увидел убыль в козачьем войске, было решено напасть ночью.

Глава 9

Из-за неверных расчётов в городе вновь не хватает еды. До военачальника доходят слухи о запорожцах, отправившихся мстить татарам, начинается подготовка к битве.
Поляки восхищаются боевыми навыками козаков, но запорожцы всё равно несут большие потери – против них вывели пушки. Козаки не сдаются, Бульба подбадривает их словами «есть ещё порох в пороховницах» . Бульба видит своего младшего сына: Андрий едет на вороном аргамаке в составе польского конного полка. Бульба обезумел от гнева, видя, как Андрий рубит всех – и своих, и чужих. Бульба догоняет юношу, который при виде отца резко теряет боевой дух. Андрий покорно слезает с коня. Перед смертью козак произнёс не имя матери или отчизны, а имя любимой полячки. Отец убивает сына выстрелом, произнося фразу, которая стала знаменитой: «Я тебя породил, я тебя и убью!» .

Старший сын Тараса Бульбы становится невольным свидетелем убийства, но горевать или разбираться некогда: на Остапа нападают польские воины. Сломленный, но всё ещё живой Остап попадает в плен к ляхам.

Козацкое войско сильно редеет, Тарас Бульба падает с коня.

Глава 10

Бульба жив, его везёт козак Товкач в Запорожскую Сечь. Через полтора месяца Бульба смог оправиться от ран. В Сечи всё новое, прежних козаков уже нет, а те, кто уехал воевать с татарами, не вернулись. Суров, равнодушен был Тарас Бульба, не участвовал в гулянках и общем веселии, его тяготили мысли о старшем сыне. Бульба просит Янкеля везти его в Варшаву, несмотря на то, что за голову Бульбы полагалась награда в две тысячи червонных. Взяв за услугу награду, Янкель прячет козака на дне воза, заложив верх кирпичом.

Глава 11

Бульба просит жидов освободить своего сына из темницы – но уже слишком поздно, ведь на следующий день назначена казнь. Можно только повидаться с ним на рассвете. Тарас соглашается. Янкель переодевает козака в иностранные одежды, оба проникают в тюрьму, где Янкель льстит охранникам. Но Тарас Бульба, задетый репликой одного из них, раскрывает своё инкогнито.
Бульба требует отвести его на место казни сына.

Запорожцы шли на казнь с «тихой горделивостью» , впереди шёл Остап Бульбенко. Перед смертью, лишённый всякой надежды на ответ, Остап кричит в толпу: «отец, где ты теперь: Слышишь ли меня?» . И ответили ему: «Слышу!»

Глава 12

Вся Сечь собралась под предводительством Тараса Бульбы, идут козаки на Польшу. Бульба стал более жестоким, а ненависть к ляхам только усилилась. Со своими козаками он дошёл до Кракова, оставив после себя 18 сожжённых городов. Гетману Потоцкому поручили схватить Тараса Бульбу, что привело к кровавой битве, которая длилась 4 дня. Победа была близка, но Тараса Бульбу схватили, когда тот искал в траве потерянную люльку. Его сожгли на костре.

Козакам удалось бежать, плывя на лодках, они говорили и славили своего атамана – незаменимого Тараса Бульбу.

Заключение

Темы и проблемы, поднятые в произведении «Тарас Бульба», будут актуальны во все времена. Сама повесть фантастична, а образы – собирательны. Гоголь удачно сочетает лёгкий язык написания, колоритных персонажей, приключенческую фабулу с тонко выписанным психологизмом. Его характеры запоминаются и навсегда остаются в памяти. Читая «Тараса Бульбу» в сокращении, можно получить информацию о сюжете и фабуле, но потрясающе красивые описания природы, монологи, пропитанные духом свободы и козацкой доблести, будут лишь в оригинале произведения. В целом повесть была тепло встречена критиками, хоть некоторые моменты подверглись осуждению (например, оценка поляков и евреев).

Несмотря на приведённый выше краткий пересказ «Тараса Бульбы» Гоголя, настоятельно рекомендуем вам ознакомиться с полным текстом произведения.

Тест по повести «Тарас Бульба»

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 24060.

» (первое – «Старосветские помещики », третье – «Вий », четвёртое – «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем »).

Гоголь «Тарас Бульба», глава 1 – краткое содержание

К казачьему полковнику Тарасу Бульбе (см. Образ Тараса Бульбы в повести Гоголя) приехали по окончании учёбы в киевской бурсе двое сыновей – Остап и Андрий . (См. Встреча Тараса Бульбы с сыновьями .) Старый воин Бульба пренебрегал бурсацким учением, считая, что лучшую науку молодой человек может пройти среди казаков Запорожской Сечи . На следующий же день Тарас и оба его сына поехали в Запорожье .

Гоголь «Тарас Бульба», глава 2 – краткое содержание

Дети Бульбы – суровый, твёрдый Остап и ловкий, падкий на женскую красоту Андрий – не походили друг на друга. Остап думал лишь о воинской славе, а Андрий ещё во время учёбы в Киеве воспылал страстной любовью к случайно увиденной полячке – дочери ковенского воеводы. Раз он даже пробрался к ней в дом через печную трубу.

Гоголь «Тарас Бульба», глава 3 – краткое содержание

Стараясь быстрее познакомить сыновей с военным делом, Бульба предложил главному запорожскому вождю – кошевому атаману – устроить поход против татар или турок. Осторожный атаман отказался, сославшись на договоры. Тогда Тарас устроил в Сечи казацкий бунт и сходку. Выбежав на главную площадь, запорожцы низложили кошевого и выбрали на его место товарища Бульбы, Кирдягу.

Гоголь «Тарас Бульба», глава 4 – краткое содержание

Гоголь «Тарас Бульба», глава 5 – краткое содержание

Казаки предали страшному опустошению все южные области Польши. Остап и Андрий, радуя Бульбу, показали в этой войне неслыханную храбрость. Под конец запорожское войско осадило город Дубно и решило выморить его голодом.

В одну из ночей, когда вся казацкая армия спала под городскими стенами, Андрий внезапно увидел перед собой лицо старой татарки – служанки той польской панночки, которую он полюбил в Киеве. Татарка рассказала, что её госпожа находится в Дубно и уже близка к голодной смерти. С городских стен она видела средь казаков Андрия и теперь просит у него хотя бы кусок хлеба.

Сердце Андрия забилось от этого известия. Потихоньку набрав в мешок еды, он пошёл за татаркой к тайному подземному ходу, который вёл за городские стены.

«Тарас Бульба». Художественный фильм по повести Н. В. Гоголя, 2009

Гоголь «Тарас Бульба», глава 6 – краткое содержание

Татарка проводила Андрия в город, к дому своей госпожи. Ставшая ещё красивее панночка умильно смотрела на своего спасителя. Любовь помутила разум казака. Он тут же поклялся прекрасной полячке, что отречётся ради неё от родины, отца и казачества.

Вбежавшая татарка принесла Андрию и панне известие: в город вошло сильное польское подкрепление.

Андрий и польская красавица. Иллюстрация С. Овчаренко к повести Гоголя «Тарас Бульба»

Гоголь «Тарас Бульба», глава 7 – краткое содержание

Поляки сумели пробраться в город, внезапно напав у одних ворот на перепившийся Переяславский курень. Много казаков при этом погибло. Тарас Бульба не мог найти Андрия и думал, что он тоже убит. Однако знакомый еврей Янкель рассказал: он видел его сына в городе. Очаровавшись красивой полячкой, тот велел передать запорожцам, что они уже ему не братья.

Под стенами Дубно закипели новые кровавые бои. Когда в них пал атаман уманского куреня, казаки выбрали на его место сына Бульбы, Остапа.

Гоголь «Тарас Бульба», глава 8 – краткое содержание

К казакам пришла весть, что опустевшую Сечь жестоко разграбили татары . Запорожское войско разделилось: одна его половина бросилась вдогонку за тaтарвой , а другая – осталась осаждать Дубно.

Гоголь «Тарас Бульба», глава 9 – краткое содержание

Тарас старался ободрить оставшихся под стенами города гордой речью о товариществе . Узнав об отступлении половины казаков, шляхтичи выступили из-за стен с сильными отрядами. В смертельном бою с обеих сторон погибло много славных воинов. В решительный момент из городских ворот неожданно вылетело польское подкрепление, во главе которого скакал, рубя запорожцев, сын Бульбы, Андрий.

Разъярённый отец нагнал сына у леса, схватил за повод его коня, проклял Андрия за измену народу и вере и застрелил из ружья. (См. Смерть Андрия .) К Бульбе подъехал Остап. Из леса на них внезапно бросилась толпа поляков. Тарас увидел, как Остапа схватили и стали вязать. Он кинулся на помощь к сыну, но потерял сознание от страшного удара.

Гоголь «Тарас Бульба», глава 10 – краткое содержание

Старый товарищ Товкач вынес израненного Бульбу из битвы и на коне довёз до Сечи. Там раны Тараса зажили, но он ничего не знал о судьбе Остапа. Мысль о сыне не давала Бульбе покоя.

Тарас решил хотя бы ценой собственной жизни узнать, что случилось с Остапом. Поляки оценили голову Бульбы в две тысячи червонных, однако знакомый еврей Янкель за щедрую мзду тайно довёз его через заставы до Варшавы на дне воза, засыпанного сверху кирпичами.

Гоголь «Тарас Бульба», глава 11 – краткое содержание

В Варшаве Янкель с помощью других пронырливых евреев узнал, что Остап сидит в городской темнице. Попытка вызволить его оттуда или хотя бы добиться за деньги свидания с ним не удалась. Бульба вскоре узнал, что на следующий день Остапа и других казаков казнят на городской площади в присутствии огромной толпы.

Тарас пожелал пойти на место казни. Остапа подвели к палачу первым. Он с непоколебимым мужеством выносил ужасные муки. «Добре, сынку, добре!» – с замиранием сердца говорил про себя Бульба, глядя на это. Перед самой смертью, в ужасных страданиях Остап воскликнул: «Батько! Слышишь ли ты?»

«Слышу!» – раздалось ему в ответ среди всеобщей тишины. Польские стражники бросились искать Тараса, но он уже ускользнул. (См. Смерть Остапа .)

Остап перед казнью. Иллюстрация С. Овчаренко к повести Гоголя «Тарас Бульба»

Гоголь «Тарас Бульба», глава 12 – краткое содержание

Гетмана Остраница и его товарищ Гуня подняли в Малороссии новое казацкое восстание. Лучше всех сражался полк, во главе которого стоял Тарас Бульба, мстивший за убитого Остапа. Казаки разбили самого коронного гетмана Николая Потоцкого, но потом их вожди неосмотрительно пошли на мир с врагом.

Бульба отговаривал от этого мира, а когда его не послушали – продолжил борьбу с одним своим полком. Пять польских полков настигли его на берегу Днестра. Шляхтичи схватили Тараса, приковали к высокому дереву на холме и стали жечь на костре. Но и в последние минуты жизни Бульба успел прокричать скакавшим к реке соратникам о месте, где спрятаны лодки. Уже охваченный огнём, он громко пророчил, что поднимется на Русской земле великое православное царство, и не будет в мире силы, которая не покорилась бы ему. (См. Смерть Тараса Бульбы .)