Теоретические основы грамматики. Предмет, методы, терминология

обучающихся по лингвистическим

специальностям

Москва «Высшая школа» 2002

ББК 81.2 Англ

Б70
Рецензент:

Кафедра теории преподавания иностранных языков МГУ им. М. В. Ломоносова (зав. кафедрой д-р филол. наук, проф. С. Г. Тер-Минасова)
Блох, М. Я.

Б70 Теоретические основы грамматики: испр. - М.: Высш. шк., 2002. - 160 с.

ISBN 5-06-004215-4

Учеб. - 3-е изд.,


В книге на материале английского языка рассматриваются общие принципы, лежащие в основе грамматического строя языка, устанавливается соотношение грамматики и семантики, раскрывается специфика уровневой структуры языка и демонстрируется парадигматический аспект соотношения элементов языка как фактор, определяющий системное устройство языка в целом.

Особое внимание уделяется раскрытию связи элементов языка разных уровней с построением текста, т. е. с выходом языка в речь.

Выходит в комплекте с учебником «Теоретическая грамматика английского языка» (на английском языке) того же автора.

Предназначен для студентов и аспирантов филологических факультетов и институтов иностранных языков.
УДК 802.0

ББК 81.2 Англ

ISBN 5-06-004215-4 © ФГУП «Издательство «Высшая школа», 2002
Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа», и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия издательства запрещается.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая книга, выпускаемая вторым изданием (1-е изд.-1986 г.) в комплекте с книгой «Теоретическая грамматика английского языка» (на английском языке) (2-е изд.- 2000 г.), предназначена для студентов старших курсов университетов и педагогических вузов, аспирантов, а также широкого круга филологов и лингвистов, интересы которых связаны с теоретическими проблемами грамматики английского языка и общего языкознания. В книге на английском языковом материале рассматриваются понятия и категории , лежащие в основе целостного представления о грамматическом строе языка.

Цель книги состоит в том, чтобы дать в руки читателя, уже имеющего базовую языковедческую подготовку, теоретические сведения, которые должны стимулировать его самостоятельный подход к осмыслению сложных грамматических явлений в различных условиях функционирования языка.

Системная концепция языка, служащая отправным пунктом для предлагаемого описания, исходит из функционально-динамического представления языка в целом и всех его звеньев в отдельности. Соответственно этому грамматический строй понимается как реально действующая сила, регулирующая выражение информационного содержания речи прежде всего посредством особой, обобщенно-категориальной семантики, присущей грамматико-строевым элементам языка на разных уровнях их существования и функционирования. Все глубже проникать в механизм реализации данной семантики, а вместе с этим и в грамматический механизм построения больших и малых текстов - непосредственных продуктов речевой деятельности людей - и составляет главную задачу грамматики как лингвистической дисциплины.

При подготовке к печати третьего издания книги автор учел опыт ее использования в университетах и педагогических вузах , накопленный со времени выхода в свет первого издания. В текст книги внесены необходимые изменения и дополнения, касающиеся, в частности, развивающейся теории уровней языка и сегментного строения целого текста.

Автор выражает искреннюю признательность д-ру филол. наук, проф. С.Г. Тер-Минасовой и членам руководимой ею Кафедры теории преподавания иностранных языков МГУ им. М. В. Ломоносова за рецензирование книги. Автор сердечно благодарит друзей, коллег и учеников, чьими советами и пожеланиями он воспользовался в работе над книгой.


М. Блох

ВВЕДЕНИЕ

НАУКА ГРАММАТИКА:

ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, ТЕРМИНОЛОГИЯ

Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее , слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определенном порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включенного в ситуацию общения.

Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой.

Организующая роль, которую выполняет в языке его грамматический строй, не сводится к формальному регулированию процессов изменения слов и построения высказываний. Наоборот, само грамматическое регулирование этих процессов становится возможным благодаря тому, что все элементы грамматического строя имеют свое особое семантическое содержание, Оно характеризуется максимальной степенью абстрагирования от конкретных значений слов и их сочетаний, непосредственно отражающих предметы, явления и отношения действительности.

Грамматико-семантические обобщения, выявляясь в формах слов и формах объединений слов в высказывания , отражают не отдельные, конкретные предметы, явления и отношения мира, а общие признаки классов предметов и явлений, общие свойства отношений между классами. Именно эта семантическая специфика грамматического строя обусловливает его фундаментальную роль в реализации качественной определенности языка в целом, то есть в выявлении сущности языка как объекта действительности. На эту роль грамматического строя лингвисты указывают образными фразами, называя грамматику «костяком языка» и «душой языка».

Семантика, выражаемая грамматико-строевыми элементами языка, соотнесена с обобщенным содержанием логических форм мышления. Данная соотнесенность является естественным выражением неразрывной связи языка и действующего сознания: если логика служит основой организации рационального сознания, то грамматика служит основой организации языка как средства его существования и выражения. Не случайно в истории европейской цивилизации наука логика и наука грамматика появились приблизительно в одно и то же время (Древняя Греция, IV в. до н. э.).

Однако грамматика связана с логикой не прямыми, а сложно опосредованными и диалектически противоречивыми отношениями. Сущность этих отношений выявляется в положении о грамматике как языковом средстве выражения логических форм сознания. При этом роль грамматики далеко не сводится к выражению лишь данных форм. Грамматика организует язык в целом, опосредуя выражение элементами языка не только рационального , но и эмоционального сознания. Грамматика самобытна для каждого отдельного языка; будучи органической частью языка народа, она составляет собственное достояние народа и, как и язык в целом, отмечена печатью его исторических судеб. Логика, напротив, универсальна для человечества, поскольку рациональное сознание, организатором которого она является, хотя и выражается народно-самобытными средствами разных языков и их грамматик, отражает единые явления и отношения объективного мира в единых формах мышления. И надо сказать, что отмеченное различие между логикой и грамматикой было хорошо известно уже первосоздателям обеих теоретических дисциплин в начальную эпоху формирования научных знаний человека.

грамматика, является проблема характера определений, даваемых лингвистами ее центральным понятиям и категориям. Поскольку эти определения касаются неформальных категорий, отражающих бесконечное многообразие конкретных явлений действительности, к ним, в отличие от определений а точных науках, нельзя предъявлять требования полноты и исчерпываемое™, как и абсолютной операционности (то есть однозначного покрытия всех без исключения явлений, подводимых под категорию). Более того, можно сказать, что наиболее полным определением соответствующего категориального понятия является вся сумма наших знаний о нем. Отсюда следует, что само научное описание некоторого объекта языка и его грамматики, отображаемого соответствующим понятием, можно осмыслить как последовательность его сущностных определений , которые в своей совокупности составляют его полное определение, соответствующее тому или иному состоянию его научного представления.

С другой стороны, если из указанной серии определений то или иное будет выдвинуто в качестве наиболее представительного (то есть «канонизируется» в виде определения-репрезентанта или классической «дефиниции»), то, хотя и не являясь исчерпывающим, оно безусловно должно отражать некоторые существенные свойства описываемого объекта 1 .

В нижеследующем анализе теоретических понятий и определений грамматики, лежащих в ее основаниях как лингвистической дисциплины, мы целиком руководствуемся отмеченными принципами и выражаем надежду, что читатель, следя за ходом изложения, будет вместе с нами постоянно иметь их в виду.


Б70 Теоретическая грамматика английского языка: Учебник. Для студентов филол. фак. ун-тов и фак. англ. яз. педвузов. - М.: Высш. школа, 1983.- с. 383 В пер.: 1 р.

В учебнике рассматриваются важнейшие проблемы морфологии и синтаксиса английского языка в свете ведущих принципов современного системного языкознания. Введение в теоретические проблемы грамматики осуществляется на фоне обобщающего описания основ грамматического строя английского языка. Особое внимание уделяется специальным методам научного анализа грамматических явлений и демонстрации исследовательских приемов на конкретном текстовом материале с целью развития у студентов профессионального лингвистического мышления. Учебник написан на английском языке.

ББК 81.2 Англ-9 4И (Англ)

© Издательство «Высшая школа», 1983.


Preface ............................................................................................................... 4

Chapter I. Grammar in the Systemic Conception of Language. ........................... 6

Chapter II. Morphemic Structure of the Word .................................................. 17

Chapter III. Categorial Structure of the Word ................................................... 26

Chapter IV. Grammatical Classes of Words ............................................ 37

Chapter V. Noun: General ................................................................................ 49

Chapter VI. Noun: Gender................................................................................ 53

Chapter VII. Noun: Number ............................................................................. 57

Chapter VIII. Noun: Case.................................................................................. 62

Chapter IX. Noun: Article Determination ......................................................... 74

Chapter X. Verb: General ................................................................................. 85

Chapter XI. Non-Finite Verbs (Verbids) ........................................................ 102

Chapter XII. Finite Verb: Introduction ............................................................ 123

Chapter XIII. Verb: Person and Number ........................................................ 125

Chapter XIV. Verb; Tense .............................................................................. 137

Chapter XV. Verb: Aspect .............................................................................. 155

Chapter XVI. Verb: Voice .............................................................................. 176

Chapter XVII. Verb: Mood...................................................................... 185

Chapter XVIII. Adjective ........................................................................ 203

Chapter XIX. Adverb .............................................................................. 220

Chapter XX. Syntagmatic Connections of Words .................................... 229

Chapter XXI. Sentence: General . . .......................................................... 236

Chapter XXII. Actual Division of the Sentence........................................ 243

Chapter XXIII. Communicative Types of Sentences ............................... 251

Chapter XXIV. Simple Sentence: Constituent Structure ........................... 268

Chapter XXV. Simple Sentence: Paradigmatic Structure . . ...................... 278

Chapter XXVI. Composite Sentence as a Polypredicative Construction .......... 288

Chapter XXVII. Complex Sentence ................................................................ 303

Chapter XXVIII. Compound Sentence .................................................... 332

Chapter XXIX. Semi-Complex Sentence ................................................. 340

Chapter XXX. Semi-Compound Sentence ............................................... 351

Chapter XXXI. Sentence in the Text ............................................................... 361

A List of Selected Bibliography ...................................................................... 374

Subject Index........................................................................................... 376


This book, containing a theoretical outline of English grammar, is intended as a manual for the departments of English in Universities and Teachers" Colleges. Its purpose is to present an introduction to the problems of up-to-date grammatical study of English on a systemic basis, sustained by demonstrations of applying modern analytical techniques to various grammatical phenomena of living English speech.

The suggested description of the grammatical structure of English, reflecting the author"s experience as a lecturer on theoretical English grammar for students specialising as teachers of English, naturally, cannot be regarded as exhaustive in any point of detail. While making no attempt whatsoever to depict the grammar of English in terms of the minutiae of its arrangement and functioning (the practical mastery of the elements of English grammar is supposed to have been gained by the student at the earlier stages of tuition), we rather deem it as our immediate aims to supply the student with such information as will enable him to form judgments of his own on questions of diverse grammatical intricacies; to bring forth in the student a steady habit of trying to see into the deeper implications underlying the outward appearances of lingual correlations bearing on grammar; to teach him to independently improve his linguistic qualifications through reading and critically appraising the available works on grammatical language study, including the current materials in linguistic journals; to foster his competence in facing academic controversies concerning problems of grammar, which, unfortunately but inevitably, are liable to be aggravated by polemical excesses and terminological discrepancies.

In other words, we wish above all to provide for the condition that, on finishing his study of the subject matter of the book, under the corresponding guidance of his College tutor, the student should progress in developing a grammatically-oriented mode of understanding facts of language, viz. in mastering that which, in the long run, should distinguish a professional linguist from a layman.

The emphasis laid on cultivating an active element in the student"s approach to language and its grammar explains why the book gives prominence both to the technicalities of grammatical observations and to the general methodology of linguistic knowledge: the due application of the latter will lend the necessary demonstrative force to any serious consideration of the many special points of grammatical analysis. In this connection, throughout the whole of the book we have tried to point out the progressive character of the development of modern grammatical theory, and to show that in the course of disputes and continued research in manifold particular fields, the grammatical domain of linguistic science arrives at an ever more adequate presentation of the structure of language in its integral description.


We firmly believe that this kind of outlining the foundations of the discipline in question is especially important at the present stage of the developing linguistic knowledge - the knowledge which, far from having been by-passed by the general twentieth century advance of science, has found itself in the midst of it. Suffice it to cite such new ideas and principles introduced in the grammatical theory of our times, and reflected in the suggested presentation, as the grammatical aspects of the correlation between language and speech; the interpretation of grammatical categories on the strictly oppositional basis; the demonstration of grammatical semantics with the help of structural modelling; the functional-perspective patterning of utterances; the rise of the paradigmatic approach to syntax; the expansion of syntactic analysis beyond the limits of a separate sentence into the broad sphere of the continual text; and, finally, the systemic principle of description applied to the interpretation of language in general and its grammatical structure in particular.

It is by actively mastering the essentials of these developments that the student will be enabled to cope with the grammatical aspects of his future linguistic work as a graduate teacher of English.

Materials illustrating the analysed elements of English grammar have been mostly collected from the literary works of British and American authors. Some of the offered examples have been subjected to slight alterations aimed at giving the necessary prominence to the lingual phenomena under study. Source references for limited stretches of text are not supplied except in cases of special relevance (such as implications of individual style or involvement of contextual background).

The author pays tribute to his friends and colleagues - teachers of the Lenin State Pedagogical Institute (Moscow) for encouragement and help they extended to him during the years of his work on the presented matters.

The author"s sincere thanks are due to the staff of the English Department of the Dobrolyubov State Pedagogical Institute of Foreign Languages (Gorky) and to Prof. L. L. Nelyubin for the trouble they took in reviewing the manuscript. Their valuable advice and criticisms were carefully taken into consideration for the final preparation of the text.

Теоретические основы грамматики

Издание второе, исправленное

Министерством образования

Российской Федерации

в качестве учебника

для студентов институтов

и факультетов иностранных языков

ББК81.2Англ

Рецензент:

Кафедра теории преподавания иностранных языков МГУ им. М В Ломоносова (зав. кафедрой д-р филол. наук, проф. С.Г. Тер-Минасова)

Блох М.Я.

Б70 Теоретические основы грамматики: Учеб. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2000.–160 с.

ISBN 5-06-003670-4

В книге на материале английского языка рассматриваются общие принципы, лежащие в основе грамматического строя языка, устанавливается соотношение грамматики и семантики, раскрывается специфика уровневой структуры языка и демонстрируется парадигматический аспект соотношения элементов языка как фактор, определяющий системное устройство языка в целом.

Особое внимание уделяется раскрытию связи элементов языка разных уровней с построением текста, т. е. с выходом языка в речь.

Выходит в комплекте с учебником «Теоретическая грамматика английского языка» (на английском языке) того же автора.

Предназначен для студентов и аспирантов филологических факультетов и институтов иностранных языков.

ББК81.2Англ

ISBN 5-06-003670-4 © ГУП издательство «Высшая школа», 2000

Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа» и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия издательства запрещается.

Предисловие

Настоящая книга, выпускаемая вторым изданием (1-е изд.– 1986 г.) в комплекте с книгой «Теоретическая грамматика английского языка» (на английском языке) (2-е изд.– 2000 г.), предназначена для студентов старших курсов университетов и педагогических вузов, аспирантов, а также широкого круга филологов и лингвистов, интересы которых связаны с теоретическими проблемами грамматики английского языка и общего языкознания. В книге на английском языковом материале рассматриваются понятия и категории, лежащие в основе целостного представления о грамматическом строе языка.

Цель книги состоит в том, чтобы дать в руки читателя, уже имеющего предварительную языковедческую подготовку, теоретические сведения, которые должны стимулировать его самостоятельный, активный подход к осмыслению сложных грамматических явлений в различных условиях функционирования языка.

Системная концепция языка, служащая отправным пунктом для предлагаемого описания, исходит из функционально-динамического представления языка в целом и всех его звеньев в отдельности. Соответственно этому грамматический строй понимается как реально действующая сила, регулирующая выражение информационного содержания речи прежде всего посредством особой, обобщенно-категориальной семантики, присущей грамматико-строевым элементам языка на разных уровнях их существования и функционирования. Все глубже проникать в механизм реализации данной семантики, а вместе с этим и в грамматический механизм построения больших и малых текстов – непосредственных продуктов речевой деятельности людей – и составляет главную задачу грамматики как лингвистической дисциплины.

При подготовке к печати второго издания книги автор учел опыт ее использования в университетах и педагогических вузах, накопленный со времени выхода в свет первого издания. В текст книги внесены необходимые изменения и дополнения, касающиеся, в частности, развивающейся теории уровней языка и сегментного строения целого текста.

Автор выражает искреннюю признательность д-ру филол. наук, проф. С.Г. Тер-Минасовой и членам руководимой ею Кафедры теории и методики преподавания иностранных языков МГУ им. М.В. Ломоносова за рецензирование книги. Автор сердечно благодарит друзей, коллег и учеников, чьими советами и пожеланиями он воспользовался в работе над книгой.

Superlinguist - это электронная научная библиотека, посвященная теоретическим и прикладным вопросам лингвистики, а также изучению различным языков.

Как устроен сайт

Сайт состоит из разделов, в каждой из которых включены еще подразделы.

Главная. В этом разделе представлена общая информация о сайте. Здесь также можно связаться с администрацией сайта через пункт «Контакты».

Книги. Это самый крупный раздел сайта. Здесь представлены книги (учебники, монографии, словари, энциклопедии, справочники) по различным лингвистическим направлениям и языкам, полный список которых представлен в разделе "Книги".

Для студента. В этом разделе находится множество полезных материалов для студентов: рефераты, курсовые, дипломные, конспекты лекций, ответы к экзаменам.

Наша библиотека рассчитана на любой круг читателей, имеющих дело с лингвистикой и языками, начиная от школьника, который только подступается к этой области и заканчивая ведущим ученым-лингвистом, работающим над своим очередным трудом.

Какова основная цель сайта

Основная цель проекта - это повышение научного и образовательного уровня лиц, интересующихся вопросам лингвистики и изучающих различные языки.

Какие ресурсы содержатся на сайте

На сайте выложены учебники, монографии, словари, справочники, энциклопедии, периодика авторефераты и диссертации по различным направлениям и языкам. Материалы представлены в форматах.doc (MS Word), .pdf (Acrobat Reader), .djvu (WinDjvu) и txt. Каждый файл помещен в архив (WinRAR).

(0 Голосов)

Блох М.Я.

Теоретические основы грамматики

Блох М.Я. Теоретические основы грамматики. Учебник. - 3-е изд., испр. - М.: Высш. школа, 2002. - 160 c. Электронная книга . Германские языки. Англистика. Английский язык

Аннотация (описание)

В учебнике Марка Яковлевича Блоха "Теоретические основы грамматики" на материале английского языка рассматриваются общие принципы, лежащие в основе грамматического строя языка, устанавливается соотношение грамматики и семантики, раскрывается специфика уровневой структуры языка и демонстрируется парадигматический аспект соотношения элементов языка как фактор, определяющий системное устройство языка в целом.
Особое внимание уделяется раскрытию связи элементов языка разных уровней с построением текста, т. е. с выходом языка в речь.
Выходит в комплекте с учебником «Теоретическая грамматика английского языка» (на английском языке) того же автора.
Предназначен для студентов и аспирантов филологических факультетов и институтов иностранных языков.

Содержание (оглавление)

ПРЕДИСЛОВИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ. НАУКА ГРАММАТИКА: ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, ТЕРМИНОЛОГИЯ 4
ЧАСТЬ I. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ - ОСНОВА СИСТЕМНОСТИ В ЯЗЫКЕ 10
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ В ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ ПРИЛОЖЕНИИ 10
ГАВА 2. ЯЗЫК И РЕЧЬ 17
ГЛАВА 3. СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ И ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 28
ГЛАВА 4. ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА И УРОВНИ ЯЗЫКА 40
ЧАСТЬ II. ГРАММАТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О СЛОВЕ 50
ГЛАВА 1. СЛОВО - СРЕДСТВО ИМЕНОВАНИЯ 50
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ СЛОВ 63
ГЛАВА 3. ЧАСТИ РЕЧИ В ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПАРАДИГМАТИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ 74
ГЛАВА 4. ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА И ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ СЛОВА 81
ЧАСТЬ III. ГРАММАТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ 97
ГЛАВА 1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ЕДИНИЦА СООБЩЕНИЯ 97
ГЛАВА 2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ТЕКСТ 113
ГЛАВА 3. ПРЕДИКАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 123
ГЛАВА 4. КОНСТРУКЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 141
SUMMARY 144
RES?MEE 145
R?SUM? 146
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 148
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 157

Марк Яковлевич Блох – живая легенда теоретической и практической грамматики английского языка, известный ученый-лингвист, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой грамматики английского языка Московского государственного педагогического университета, лауреат премии Правительства РФ, почетный профессор МПГУ, почетный академик Российской академии естественных наук (РАЕН), почетный академик Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), член Союза писателей России, член Союза журналистов России, член Нью-Йоркского клуба русских писателей, председатель докторского диссертационного совета по германским и романским языкам. Ведет исследовательскую работу в области теории английского языка, общего, типологического и германского языкознания, теории перевода, лингводидактики. Автор более 200 научных работ, в том числе известных учебников–монографий «Теоретическая грамматика английского языка» и «Теоретические основы грамматики».
Уважаемый признанный ученый, профессор родился в семье врачей в Киеве в 1924 году. Семья переехала в село, где отец, хирург, работал главным врачом. Домашние ориентировали сына на профессию врача. Однако Марк Яковлевич полюбил языкознание, и до сих пор сохраняет преданность классическому учебнику Александра Александровича Реформатского «Введение в языковедение».
Однако Великая отечественная война перечеркнула мирные планы, и Марк Яковлевич, следуя девизу «Любить Родину значит уметь ее защищать», киевлянин отправился на западный фронт. Марк Яковлевич имеет правительственные награды за участие в Великой Отечественной войне- орден Отечественной войны II степени. После войны Марк Яковлевич пошел учиться в военный институт, но серьезная болезнь не позволила закончить учебу. Пришлось поступать в гражданское образовательное учреждение МГПИИЯ им. М. Тореза, которое Марк Яковлевич и закончил в 1951 году.
По окончании учебы, Марк Яковлевич уехал из Москвы работать в сибирский город, но в 1957 году вернулся в столицу для продолжения своего обучения в аспирантуре сегодняшнего МПГУ. По словам ученого, этот вуз его и сделал. В 1962г. Марк Яковлевич защитил кандидатскую, а в 1978 г. и докторскую диссертации в Институте языкознания АН СССР. В 1988 году он возглавил кафедру грамматики английского языка МПГУ, где трудится ее бессменным руководителем до сих пор. Все преподаватели кафедры − его ученики. «Вся кафедра – мои ученики. Недавно осознал и даже испугался». Марк Яковлевич ведет лекционные курсы по общему языкознанию, истории языкознания, философии языка, сравнительной типологии, семиотике, социолингвистике, теоретической грамматике английского языка, стилистике английского языка, теории перевода, интерпретации текста и др. М.Я. Блох сформулировал и развил ряд принципиальных положений о строе и функционировании языка (теория уровней языка, теория парадигматического синтаксиса, теория диктемного строя текста, теория предикации и др.)
Относительно того, помнит ли мэтр всех своих учеников, ответил так: «Сугубо индивидуально». Можно только предположить, сколько душевных сил потрачено на многочисленных студентов, аспирантов, докторантов. Везде профессор, доктор филологических наук окружен заботой и вниманием своих подопечных. После занятий обучаемые не расходятся, а идут к своему преподавателю, чтобы задать вопрос, пообщаться, продлить мгновения сложившихся добрых отношений. Дефицит со временем, но разве откажешь. Ответные чувства возвращают молодость.Своим ученикам преподаватель желает доброго здоровья, обязательно хорошей семьи, любви и согласия. В жизни надо уметь слушать и слышать. Современный человек немного от этого отучен. Ускоренный темп жизни. Издержки информационной среды при нахождении в ее гуще.
На провокационный вопрос: «Есть ли у Вас враги?» − несколько колеблясь, отвечает: « Этим делом не занимаюсь. Наверное, есть». Понятно, что об этом думать некогда. Обычный день начинается в 5 утра. По словам профессора, за два утренних часа можно сделать порой больше, чем за месяц. Затем лекции, деловые встречи, выступления, работа с аспирантами, докторантами, их трудами. Где-то за полночь.
М.Я. Блох – профессиональный литератор, эту деятельность (вторую творческую жизнь) он начал недавно, хотя время от времени сочинял "для ящика стола", начиная с юности; как писатель М.Я. Блох выступает под псевдонимом Марк Ленский (взял псевдоним по фамилии жены – Ирины Симоновны Ленской, своего верного друга и помощника); он пишет рассказы и повести в реалистическом жанре, сочиняет фантастику и лирику, пишет сказки и обрабатывает фольклорные сюжеты; все его сюжеты и образы, несмотря на их разнообразие, отличаются единым содержательным принципом, этот принцип – раскрытие доброй и созидательной человеческой природы, под какой бы внешней, телесной оболочкой она не скрывалась.
На вопрос: «Как относитесь к высказыванию "Быть любопытным и сомневаться"?» − следует ответ, что это свойственно любому мыслящему человеку и, конечно, ученому. Член Союза журналистов и Союза писателей пеняет на наш век, его скоростную составляющую, где издержки ускоренного процесса влияют на общение людей. Ускоренность речи радио- и тележурналистов, иногда воспринимаемые как бормотание, наносят вред родному языку не менее, чем интернационализмы и другие иностранные слова, имеющие свой эквивалент в родном языке.
Для поддержания формы знания английского языка слушает передачи англоязычных стран, но не так часто. Мало времени. Сегодня − век кибернетического человека.
Относительно интересов в жизни, то любит театр, хорошее кино, детективы. Сказки авторские. Последние любит слушать и сочинять. Что касается ценностной ориентации, то это – любовь и дружба. Самая высшая ценность – дружба в любви. Отношение к своим наивысшим ценностям мой собеседник выразил в романе, опубликованном 10 лет назад, с длинным названием, которое автор в разговоре сократил: «Что есть любовь?» Литературным посвящением в романе служат слова: «Этот роман для тебя, милая Бэки, и вместе с тобой для всех чудесных женщин, не позволяющих мужчинам потеряться в запутанных лабиринтах жизненных дорог».
Традиционный вопрос о ближайших планах на будущее. Это жизненные профессиональные интересы, языкознание, философия языка. Подготовка двух монографий: «Язык», «Язык: лингвистический и философский аспекты». Кстати, мой собеседник толстых книг не любит, считает, что в них содержится кое-что лишнее.
Награды характеризуют отношение к человеку. В 2009 году президент РФ Д.А. Медведев вручил Марку Яковлевичу грамоту грамотой за большой личный вклад и развитие принципиальных положений общей теории языка, создание научно-лингвистической школы и руководство целой плеядой ученых. Ученый награжден медалью княгини Екатерины Романовны Дашковой «За служение Свободе и Просвещению», «Медалью Лермонтова» за личный вклад в российскую культуру и укрепление государственности России».
Для нас же очень почетно, что Марк Яковлевич является учителем нашей классной руководительницы. Она очень гордится этим фактом, и каждый раз ставит имя этого знаменитого ученого нам в пример.