Топ известных поэтов франции. Известные французские писатели

Обреченные отщепенцы, стремящиеся к гибели, бунтующие против порядка, морали, религии, страдающие от непризнанности, мучающиеся ощущением заката эпохи и цивилизации. Они искали спасение от душевного кризиса в самоиронии, видели очарование уныния и красоту упадка. Возведя красоту в абсолют, они находили ее даже в уродстве. Наследники Бодлера и предшественники символистов, французские лирики последней трети 19 века – они вошли в историю мировой литературы как «Проклятые поэты»

Вообще-то их никто не проклинал. Проклятые поэты – это не поэтическая школа, не творческое объединение и не литературная эпоха. Это название цикла очерков Поля Верлена о поэтах современниках. Изначально в цикл вошли три статьи – оТристане Корбьере, Артюре Рембо и Стефане Малларме. Через несколько лет – в 1888 году -книга была переиздана и в нее вошли также очерки о Марселине Деборд-Вальмор, Вилье де Лиль-Адаме и самом Верлене. Себя автор описал под именем Бедного Лилиана (Pauvre Lelian). Название цикла очерков стало нарицательным – проклятыми поэтами стали называть и других французских поэтов 1870-1890 годов. Так, со временем список «проклятых» пополнился такими именами, как Шарль Кро, Морис Роллина, Жан Ришпен, Жюль Лафорг и Жермен Нуво.

Творчество Проклятых поэтов приходится на последнюю треть 19 века – период декаданса. Декаданс – это тоже не литературная школа. Это кризис европейской культуры
конца 19 – начала 20 века. Период, для которого характерны были упаднические настроения (собственно и само слово Декаданс в переводе с французского означает упадок), разочарование в общепринятых
ценностях, отрицание позитивных доктрин в искусстве. Трагическое ощущение «конца века», надтреснутая червоточина неприкаянности, изгойства, сумеречное томление духа объединяет крупных французских лириков конца 19 века. При этом практически все проклятые поэты, за исключением Жюля Лафорга, сторонились кружка декадентов. В отличие от декадентов, соскользнувших в «упадничество» и воспевавших свою хандру, настроения проклятых поэтов не исчерпывались констатацией своего отщепенства. Они пытались преодолеть эту неприкаянность, изгойство, душевный кризис. И именно этот поиск выхода, это нежелание мириться с удручающим положением вещей, стремление преодолеть болезненную тоску, подняться над несовершенством мира и обеспечивали тот трагический накал, благодаря которому произведения проклятых поэтов стали непреходящим достоянием французской словесности.

Поль Верлен

Окрестивший себя и своих коллег по перу «проклятыми поэтами», Поль Верлен видел себя «грешным великомучеником и трепетным певцом». Именно так он описал себя под именем «Бедного Лилиана» в знаменитом цикле очерков. Самый старший и самый одаренный из «проклятых поэтов», Верлен и в жизни, и в творчестве боролся с засасывавшей его трясиной хандры и порока. Собственно, все его творческое наследие можно сравнить с сентиментальным дневником, в котором он от книги к книге описывает мытарства своей слабой души, свои метания между чувственностью и религиозностью, между бездной греха и жаждой чистоты. Безвольный и падкий на соблазны «зеленого змия», «красных фонарей» и другие не менее запретные, Поль Верлен всю жизнь боролся с собственной природой, утягивающей его в скверну порока. Поэт не мог быть счастлив, ведя благочестивую, праведную жизнь – ему невыносим добропорядочный буржуазный уют, он не любит жену, ему чужды и непонятны идеалы буржуазного общества. И в то же время, он сгорает от стыда, погружаясь на дно общества – проводя время в трактирах, публичных домах, бродяжничая с младшим другом Рембо, ставшим его любовником. Этот, постоянно тлеющий внутри конфликт, приводил к вспышкам бешенства, когда он стрелял в Рембо, избивал жену, гонял по улице мать. Безвольные метания пагубно сказывались на жизни поэта, но именно они стали основной темой его творчества, и в какой-то мере – постоянным источником его вдохновения.

«Я — римский мир периода упадка» - высказался как-то о себе поэт. Поэзия Верлена отражает ту хандру и душевный разлад, который преследовал его всю жизнь. Печальный, поникший, заблудший Верлен во всеуслышание возвещает о тяжком кресте, взваленном на него судьбой, описываемые им распутство, пьянство, тление – своего рода самораспятие, вершимое ради прозрения.

Стоит отметить, что Верлен – один из самых музыкальных поэтов Франции, задушевно-певучий, без запальчивости и накала. Его поэзия настолько мелодична, что порой заунывная колдовская напевность стихотворений отодвигает на задний план смысловую наполненность произведения.

пусть слово только ложь
оно еще и звук
часть музыки которой все доступно

Поль Верлен не живописует и не рассказывает. Его поэзия – это скорее смазанный, точечный рисунок, зарисовка, которая рождает у читателя нужное настроение. Двумя лучшими, главными,книгами поэта считаются «Песни без слов» (1874) и «Мудрость» (напечатана в 1880 г., но писалась в основном пятью-шестью годами раньше).

Артюр Рембо

Артюр Рембо

Мятежник и бродяга, поэт-подросток Артюр Рембо отдал творчеству всего 4-5 лет своей жизни. Этого хватило ему, чтобы этот строптивый и неотесанный юнец из города Шарлевиля в Арденнах вошел в историю мировой литературы, как легендарный предтеча всех революционных авангардистов грядущего столетия. Рембо – самобытный, порывистый, дерзкий – во многом последователь Бодлера. Как и Бодлер, юный Рембо испытывает неприязнь к пошлости буржуазного мира. Но в отличие от большинства преемников Бодлера,он не ограничивается обличением несовершенства реальности, но пытается найти реальность другую, подлинную и нездешнюю, которую необходимо обрести. Поиск этой реальности, которую так и не смог отыскать в своем творчестве Артюр Рембо, стал наверно самым дерзким покушением на вековые устои французской поэзии. Рембо, как поэт, заявил о себе уже в возрасте 16 лет, когда было опубликовано его первое стихотворение. Затем были путешествие по северу Франции и югу Бельгии, богемная жизнь в Париже, где он жил у Верлена, Шарля Кро, Теодора Банвиля, скитания с Верленом по Европе. Рембо было 19 лет, когда во время ссоры Верлен прострелил ему запястье. После этого Артюр Рембо вернулся к матери, на ферму Роше . Он был учителем, солдатом, торговцем и мореплавателем. Но никогда больше не занимался поэзией.

Все творчество Артюра Рембо пронизано неприкаянностью, поэт ощущает себя чужаком в буржуазном мещанском мире, он бросает вызов всему оседлому, обывательскому . Поначалу он пытается подражать Верлену, Гюго, Бодлеру, но сразу же привносит в поэзию нечто свое – его слог порывисто свеж и свободен, он едок и циничен, насмешлив и яростно-богохулен, его образность неожиданно радужна, метка, пронзительна. Лучшим произведением Артюра Рембо считается стихотворение «Пьяный корабль» - лиричный миф-исповедь о дивной приключенческой одиссее. Корабль без команды, с изорванными парусами и сорванным рулем несется мимо чудес и опасностей. Стихотворение открыто для самых разных трактовок и толкований. Насыщенные пестрые зарисовки, россыпь метафор, ошеломляюще-неожиданная образность – семнадцатилетний поэт продемонстрировал мастерство зрелого автора. В своем стремлении к свободе и экспериментированиюАртюр Рембо приходит к верлибру. Считается, что первый французский верлибр был написан именно им – это стихотворение под названием «О море»

Повозки серебряные и медные

Стальные и серебряные форштевни

Вздымают пену,

Взрезают пласты сорняков.

Течения пустоши,

И глубокие борозды отлива

Циркулируют к востоку,

В сторону столбов леса,

В сторону стволов мола,

Где острый край задевают каскады света.

Также в форме верлибра написаны его поэмы в прозе – «Сезон в аду» и «Озарения»

Шарль Кро

Искрометный и колкий Шарль Кро - автор всего двух поэтических книг «Сандаловый ларец» (1873) и посмертной «Ожерелье из когтей» (1908). При жизни Кро был куда больше известен, как изобретатель фонографа и исследователь звуковых волн, а вот его творчество воспринималось современниками как нечто несерьезное, некое «баловством пером». Однако, собранное в два небольших сборника творчество Шарля Кро доказывает, что он был отнюдь не случайным любителем. Под маской легковесного сочинителя безделиц и эпиграмм скрывался тонко чувствующий эпоху, наблюдательный и чуткий лирик. Ироничная, дразнящая, порой едкая усмешка у Кро – лишь ширма, которой он пытается прикрыть щемящую тоску, а порой и ужас перед давящей, удушающей обыденностью. Даже когда эта хрупкая защита падает под натиском беспощадной реальности, поэт находит силы не опустится до слезливых сетований, он – сдержан. Болезненную исповедь он облекает в форму нехитрой песенки, любовную тоску прячет за грациозным намеком, об отверженности, неприкаянности, характерной для всех «проклятых», говорит невзначай, мимоходом, нередко прикрывая это горькой скупой улыбкой. Трагическое достоинство Шарля Кро подчеркивает сплав смысловой и стилевой разнозаряженности его произведений.

Тристан Корбьер

Тристан Корбьер

Поэзия Тристана Корбьера – это гремучая смесь из беспощадных бурлескных каламбуров, богохульных молитв, едкого сарказма, грубой и прямой простоты. Смерть с улыбкой, слезы со смехом, нежность с болью, ирония с отчаяньем – угловатые, запальчивые, щемящие его произведения неизменно трагичны. Как и все его «проклятые» товарищи по перу, Корбьер ощущает себя чужаком, несправедливо отверженным на чадном и уродливом пиру – таковым видится поэту буржуазный окружающий мир. И поэт не склонен преукрашать неприятную реальность, напротив, он – обличитель, которы й доносит до читателя грубую, нагую правду. Сын моряка и приморский житель, он в стихотворении «Люди моря»опровергает прекрасные легенды восторженных путешественников, рассказывая о матросском уделе. Описывая город в стихотворении «Дневной Париж», Корбьер говорит о язвах, накипи, уродстве.

Дежурные харчи бог-повар раздает,

В нихпряностью — любовь, приправой острой — пот.

Толпойвокруг огнятеснитсявсякий сброд,

Ипьяницы спешат рассестьсяинапиться,

Тухлятина бурлит, притягиваялица

Поэт достаточно вольно обращался не только со словом, но и с классическими правилами стихосложения, экспериментируя с ритмом, синтаксисом, разговорными перебивками, перечислениями. Он стал автором всего одной книги - «Желтая любовь» (1873).

Жюль Лафорг

Клоун с печальной улыбкой, Жюль Лафорг, единственный из «проклятых поэтов» примыкал к декадентам. Поэзия Лафорга беспросветно и томительно печальна. Чему собственно радоваться, если поэт уверен, что любое начинание обречено на поражение. По мнению Лафорга, все что можно сделать в подобной ситуации – это подтрунивать над собственной ущербностью, попытаться спрятать ее за шутовской ухмылкой. Отсюда и маска-автопортрет грустного клоуна, которая мелькает и в двух его прижизненных сборниках - «Заплачки» (1885) и «Подражание богоматери нашей Луне» (1885), и в посмертных - «Цветы доброй воли» (1900) и «Рыдание Земли» (1901)

Несмотря на полную обескураженность перед жизнью, Лафорг не боялся искать новые решения в поэтике, более того, он был одним из самых смелых экспериментаторов. Именно этот грустный клоун, умерший в 27 лет от туберкулеза стал первым французским поэтом, который всерьез занялся разработкой французского верлибра. Жюль Лафорг занимался переводами американского основоположника верлибра Уолта Уитмена, который произвел на него сильное впечатление. Впрочем, Лафорг вплетал свой верлибр в привычные ему размеры. Поль Верлен, придумавший формулу «проклятых поэтов», не признал в декаденте Лафорге такового, однако его ошибку исправили потомки.

Стефан Малларме

Стефан Малларме сначала примыкал к парнасцам, позже стал одним из лидеров символистов. Мастерству поэт учился у парнасцев, считая парнасца Банвиля своим учителем. А вот мироощущением, как и все «проклятые поэты», Малларме обязан Бодлеру. Однако, в отличие от кающегося грешника Верлена или запальчивого мятежника Рембо, Малларме не обличитель и не революционер. Он – терпеливый, дотошный созерцатель, который ищет непреложный корень вещей и подбирает слова, чтобы указать на него читателю. Поэт выверял каждую букву, в стремлении до достигнуть совершенства, довести до предела завершенности лирику конца века. Малларме кристаллизировал в своей поэзии распыленные в воздухе Франции настроения упадничества и неудовлетворенности, томительной тоски и отрицания причастности к происходящему, жажды поиска чего-то иного, неизвестного, но настоящего. Он пытался осмыслить перепутья французской поэзии тех лет и понять к каким целям они ведут. Стефан Малларме настолько тщательно подходил к работе, что в результате все его творческое наследие, на создание которого ушла вся его жизнь, вместилось в небольшую книжечку — «Стихи и проза», 1893. А он всю жизнь писал Книгу – свою самую главную, самую совершенную, которая должна была бы вместить в себя результаты его многолетних кропотливых трудов. «все в мире существует, дабы в конце концов воплотиться в книге» - таков был девиз Стефана Малларме. Книгу – мифическую, выстраданную, совершенную, ему так и не суждено было написать. Но вклад Малларме в развитие французской поэзии от этого отнюдь не меньше – он внедрил в лирику Франции свой слог, который не канул бесследно, но стал той основой, на которой смогли вырасти поэты будущего века. А его стремление к Идеалу-Абсолюту было подхвачено будущими поколениями.

Возможно, Вам также будет интересны:

Литература Франции - одна из сокровищниц мировой культуры. Она заслуживает того, чтобы ее читали во всех странах и во все века. Проблемы, которые поднимали в своих произведениях французские писатели, волновали людей всегда, и никогда не настанет время, когда они будут оставлять равнодушными читателя. Меняются эпохи, исторические антуражи, костюмы персонажей, но неизменными остаются страсти, суть отношений между мужчинами и женщинами, их счастье и страдания. Традицию семнадцатого, восемнадцатого и девятнадцатого столетий продолжили современные французские писатели, литераторы XX века.

Общность русской и французской литературных школ

Что мы знаем о европейских мастерах слова относительно недавнего прошлого? Безусловно, многие страны внесли весомый вклад в общее культурное наследие. Замечательные книги писали и Британии, Германии, Австрии, Испании, но по количеству выдающихся произведений первейшие места занимают, безусловно, русские и французские писатели. Список их (и книг, и авторов) поистине огромен. Не мудрено, что издания многократны, читателей немало и сегодня, в век интернета, перечень экранизаций также впечатляет. В чем секрет этой популярности? И в России, и во Франции существуют давние гуманистические традиции. Во главу сюжета, как правило, ставится не историческое событие, каким бы выдающимся оно не было, а человек, с его страстями, достоинствами, недостатками и даже слабостями и пороками. Автор не берется осуждать своих персонажей, а предпочитает предоставлять читателю самому делать выводы о том, какую судьбу выбирать. Он даже жалеет тех из них, кто выбрал неправильный путь. Примеров много.

Как Флобер жалел свою мадам Бовари

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в Руане. Монотонность провинциальной жизни была знакома ему с детства, да и в зрелые годы он редко покидал свой городок, лишь однажды совершив дальнее путешествие на Восток (Алжир, Тунис), и, конечно же, посещал Париж. Этот французский поэт и писатель сочинял стихи, которые многим критикам казались тогда (мнение такое есть и сегодня) слишком меланхолично-томными. В 1857 году он написал роман «Мадам Бовари», получивший в то время скандальную известность. История женщины, стремившейся вырваться из постылого круга обыденности и потому изменявшей мужу, тогда казалась не просто спорной, а даже неприличной.

Однако сюжет этот, увы, в жизни довольно частый, в исполнении великого мастера, далеко выходит за рамки обычного скабрезного анекдота. Флобер пытается, и с большим успехом, проникнуть в психологию своих персонажей, к которым он порой испытывает и злость, выраженную в беспощадной сатире, но чаще - жалость. Его героиня трагически умирает, презираемый и любящий муж, по всей видимости (это скорей угадывается, чем обозначается по тексту) знает обо всем, но искренне горюет, оплакивая неверную жену. И Флобер, и другие французские писатели XIX века довольно много произведений посвятили вопросам верности и любви.

Мопассан

С легкой руки многих литературных писателей его считают чуть ли не основоположником романтической эротики в литературе. Мнение такое основано на некоторых моментах в его произведениях, содержащих нескромные, по меркам XIX века, описания сцен интимного характера. С сегодняшних искусствоведческих позиций эти эпизоды выглядят вполне пристойно и, в общем-то, сюжетно оправданы. Более того, в романах, повестях и рассказах этого замечательного литератора совсем не это главное. Первое место по значимости опять же занимают отношения между людьми и такие личные качества, как порочность, умение любить, прощать и просто быть счастливым. Как и прочие известные французские писатели, Мопассан изучает душу человека и выявляет необходимые условия его свободы. Он терзается лицемерием «общественного мнения», создаваемого как раз теми, кто и сам отнюдь не безупречен, но всем навязывает свои представления о приличии.

К примеру, в рассказе «Золотарь» он описывает историю трогательной любви французского солдата к чернокожей жительнице колонии. Его счастье не состоялось, родные не поняли его чувства и убоялись возможного осуждения соседей.

Интересны афоризмы писателя о войне, которую он уподобляет крушению корабля, и которого следует избегать всем мировым лидерам с такой же осторожностью, как капитанам судов опасаться рифов. Наблюдательность Мопассан проявляет, противопоставляя низкую самооценку излишнему самодовольству, считая оба эти качества пагубными.

Золя

Не менее, а, пожалуй, куда более эпатировал читательскую публику французский писатель Эмиль Золя. Он охотно брал в основу сюжета жизнь куртизанок («Западня», «Нана»), обитателей социального дна («Чрево Парижа»), подробно описывал тяжелую жизнь углекопов («Жерминаль») и даже психологию маньяка-убийцы («Человек-зверь»). Необычна общая литературная форма, избранная автором.

Большинство своих произведений он объединил в двадцатитомное собрание, получившее общее название «Ругон-Маккара». При всем разнообразии сюжетов и выразительных форм, оно представляет собой нечто единое, что стоит воспринимать целиком. Впрочем, любой из романов Золя можно читать и по отдельности, от этого менее интересно не будет.

Жюль Верн, фантаст

Другой французский писатель, Жюль Верн, не нуждается в особом представлении, он стал основоположником жанра, получившего в дальнейшем определение «научно-фантастического». До чего только не додумался этот удивительный рассказчик, предвидевший появление атомных подводных крейсеров, торпед, лунных ракет и прочих современных атрибутов, ставших достоянием человечества лишь в двадцатом веке. Многие его фантазии сегодня могут показаться наивными, но читаются романы легко, и это их главное достоинство.

К тому же сюжеты современных голливудских блокбастеров про воскресших из небытия динозавров выглядят куда менее правдоподобно, чем история никогда не вымиравших на отдельно взятом латиноамериканском плато допотопных ящеров, найденных отважными путешественниками («Затерянный мир»). А уж роман про то, как Земля закричала от безжалостного укола гигантской иглой и вовсе выходит за жанровые рамки, воспринимаясь как пророческая притча.

Гюго

Не менее увлекателен в своих романах французский писатель Гюго. Его персонажи попадают в самые различные обстоятельства, проявляя себя яркие черты индивидуальности. Даже отрицательные герои (например, Жавер из «Отверженных» или Клод Фролло из «Собора Парижской Богоматери») обладают определенным обаянием.

Важна и историческая составляющая повествования, из которой читатель с легкостью и интересом узнает множество полезных фактов, в частности, об обстоятельствах Французской революции и бонапартизме во Франции. Жан Вольжан из «Отверженных» стал олицетворением простодушного благородства и честности.

Экзюпери

Современные французские писатели, а к таковым литературоведы относят всех литераторов «хеминуэевско-фицджеральдовской» эпохи, тоже много сделали для того, чтобы человечество стало мудрее и добрее. Двадцатый век не баловал европейцев мирными десятилетиями, и воспоминания о Большой войне 1914-1918 годов вскоре получили реминисценцию в виде очередной глобальной трагедии.

Не остался в стороне от борьбы честных людей всего мира с фашизмом и французский писатель Экзюпери - романтик, создатель незабываемого образа Маленького Принца и военный пилот. Посмертной популярности этого литератора в СССР пятидесятых и шестидесятых годов могли позавидовать многие эстрадные звезды, исполнявшие песни, в том числе посвященные его памяти и главному его герою. И сегодня мысли, высказанные мальчиком с другой планеты, все так же призывают к доброте и ответственности за свои поступки.

Дюма, сын и отец

Их вообще-то было двое, отец и сын, и оба замечательные французские писатели. Кому не знакомы знаменитые мушкетеры и их верный друг Д’Артаньян? Множество экранизаций прославили этих персонажей, но ни одна из них так и не смогла передать очарования литературного первоисточника. Судьба узника замка Иф никого не оставит равнодушным («Граф Монте-Кристо»), да и другие произведения очень интересны. Полезны они будут и для молодых людей, чье личностное становление только начинается, примеров истинного благородства в романах Дюма-отца много, хоть отбавляй.

Что касается сына, то он тоже не посрамил знаменитой фамилии. Романы «Доктор Серван», «Трое сильных мужчин» и другие произведения ярко высветили особенности и мещанские черты современного ему общества, а «Дама с камелиями» не только пользовалась заслуженным читательским успехом, но и вдохновила итальянского композитора Верди на написание оперы «Травиата», она легла в основу ее либретто.

Сименон

Детектив всегда будет одним из самых читаемых жанров. Читателю интересно в нем все - и кто совершил преступление, и мотивы, и улики, и непременное разоблачение виновных. Но детектив детективу рознь. Одним из лучших писателей современной эпохи, безусловно, является Жорж Сименон, создатель незабываемого образа комиссара парижской полиции Мегре. Сам по себе художественный прием довольно распространен в мировой литературе, образ детектива-интеллектуала с непременной особенностью облика и узнаваемой повадкой эксплуатировался неоднократно.

Мегре Сименона отличается от многих своих «коллег» опять же характерной для французской литературы добротой и душевностью. Он готов порой пойти навстречу оступившемуся человеку и даже (о, ужас!) нарушить отдельные формальные статьи закона, сохраняя ему все же верность в главном, не в букве, в его духе («И все-таки орешник зеленеет»).

Просто замечательный писатель.

Гра

Если отвлечься от прошедших веков и вновь мысленно вернуться в современность, то внимания заслуживает французский писатель Седрик Гра, большой друг нашей страны, посвятивший две книги русскому Дальнему Востоку и его жителям. Повидав многие экзотические регионы планеты, он заинтересовался Россией, прожил в ней много лет, выучил язык, что, несомненно, ему помогает познавать пресловутую «загадочную душу», о которой он уже заканчивает писать третью книгу на эту же тему. Здесь Гра нашел нечто, чего, по всей видимости, ему так не хватало на его благополучной и комфортной родине. Его привлекает некоторая «странность» (с точки зрения европейца) национального характера, стремление мужчин быть мужественными, их бесшабашность и открытость. Для российского читателя французский писатель Седрик Гра интересен именно этим «взглядом со стороны», постепенно становящийся все более нашим.

Сартр

Пожалуй, нет другого французского писателя, столь близкого русскому сердцу. Многое в его творчестве напоминает о другом великом деятеле литературы всех времен и народов - Федоре Михайловиче Достоевском. Первый роман Жана-Поля Сартра «Тошнота» (многие считают его лучшим) утверждал понятие свободы как категории внутренней, не подвластной внешним обстоятельствам, на которую человек обречен самим фактом своего рожденья.

Позиция автора подтверждалась не только его романами, эссе и пьесами, но и личным поведением, демонстрирующим полную независимость. Человек левых взглядов, он, тем не менее, критиковал политику СССР послевоенного периода, что не помешало ему в, свою очередь, отказаться от престижной Нобелевской премии, присужденной за якобы антисоветские публикации. Из тех же соображений он не принял орден Почетного легиона. Такой нонконформист заслуживает уважения и внимания, почитать его, безусловно, стоит.

Vive la France!

В статье не упомянуты многие другие выдающиеся французские писатели отнюдь не потому, что они в меньшей степени заслуживают любви и внимания. Рассказывать о них можно бесконечно, восторженно и увлеченно, но до тех пор, пока читатель сам не возьмет в руки книгу, не раскроет ее, он не попадает под обаяние чудесных строк, острых мыслей, юмора, сарказма, светлой грусти и доброты, излучаемых страницами. Бездарных народов нет, но есть, безусловно, выдающиеся, внесшие особый вклад в мировую сокровищницу культуры. Для тех, кто любит русскую литературу, особенно приятным и полезным будет приобщение и к произведениям французских авторов.

Франция – страна поэтов и писателей. В конце 19 века она была центром сбора интеллигенции всего мира. Все поэты, музыканты, художники того времени собирались в кафе и ресторанах Парижа и некоторых других городах страны.

Известные поэты Франции:

1) Пожалуй, самым известным поэтом Франции был Шарль Пьер Бодлер (Charles Pierre Baudelaire). Уроженец Парижа, с детства был приучен отцом, художником Франсуа Бодлером, к искусству. Привык к походам в музеи, галереи, был знаком со многими художниками того времени. Когда маленькому Пьеру было 6 лет, его отец умер. В возрасте 11 лет мальчик был отдан на обучение в пансион города Лиона, в 1836 – поступил учиться в колледж св. Людовика в Париже.

Начал писать Бодлер после того, как получил большое наследство отца и стал вести жизнь «бездельника». Он пристрастился к гашишу, опиуму. Некоторые его произведения были посвящены влиянию этих наркотиков на организм человека, например «Поэма о гашише», изданная в 1858 году. В сборнике под названием «Искусственный рай» (1860) Бодлер написал о своем негативном опыте употребления наркотиков и методов борьбы с ними.

В 1857 году выходит еще один поэтический сборник произведений Бодлера под названием «Цветы зла», который вызвал шок у читателей, поэтому цензуре на некоторое время пришлось запретить его издание. Стихотворения в прозе в сборнике «Парижский сплин» были опубликованы в 1860 году.

2) Виктор Гюго стал национальным героем Франции. Его день рождение отмечает вся страна. В 1881 году в честь его семьдесят девятого дня рождения на авеню Эйлау была воздвигнута триумфальная арка.

В возрасте пятнадцати лет Виктор стал переписывать стихи латинских поэтов. Воспитывался в пансионате св. Маргариты в Париже и мечтал о том, чтоб достигнуть мировой славы писателя. Самые известные литературные сборники поэта имеют название «Осенние листья», «Восточные мотивы».

3) Не менее известным поэтом Франции также был Вольтер Франсуа-Мари (François Marie Voltaire). Он учился в колледже иезуитов. Его отец хотел, чтобы сын стал юристом, но Франсуа-Мари выбрал путь литературного творчества.

Произведения Вольтера преследовались цензурой за издевательство над религией (поэма «Светский человек»). В 1746 году был назначен придворным поэтом в поместье госпожи Помпадур. Через время был изгнан со двора и обвинен в политической неблагонадежности.

Самая известное произведение Вольтера — поэма «Агафокл».

4) Среди современных поэтов Франции наиболее ярким представителем является Андре Вельтер . Автор двух рок-опер посетил много стран в поисках творческого вдохновения. Он является постоянным организатором культурных мероприятий, которые регулярно проводятся во Франции.

Андре Вельтер – инициатор устной формы поэзии. Его публичные выступления производят неизгладимое впечатление на публику. Также поэт Серж Пей, живущий в Тулузе, также славится хорошим контактом с публикой.

Франция всегда была меккой для интеллигенции и поэтической элиты. Сегодня в стране проживает много известных писателей, которые привлекают не только замечательными произведениями, но и своей энергетикой.

Иногда на кое-что полезное может сгодиться даже лягушатнег. Тем более что свою подлую сущность до ХХ века они стыдливо прятали от всего мира и пытались выглядеть приличными людьми. В общем, почитать-то было можно. И вот вам топ-10 французских поэтов XIX века, которые мне нравятся .

Топ-10 французских поэтов XIX века среди меня

1. Со времен, когда исполнители на сопилках, трынделках и верещалках услаждали слух сородичей во время коллективных приемов пищи или сеансов медитативного веселья-грусти (в зависимости от того, женились или хоронили), весь смысл искусства был в развлечении. Искусство имеет целью лишь искусство - создание абсолютного шедевра. Ну, или стремление к оному, раз уж в мире нет ничего абсолютного. И даже странно, что эту простую мысль открыл так поздно француз Теофиль Готье . Зато уж как открыл - так и написал самый романтичный и самый авантюрный изо всех романтично-авантюрных романов ("Капитан Фракасс", а не "Мадемуазель де Мопен", как подумали некоторые извращенцы), а в смысле поэзии - создал сборник "Эмали и камеи". Вещь, ИМХО, за исключением разве что творчества Вийона или некоторых отдельных штюк у Малларме, лучшая из того, что вообще когда-либо писали в столбик на "романо-германском языке обитателей бывшей Галлии".

2. Написав пьес раза в три меньше, чем Шекспир, Эдмон Ростан вообще остался известен как автор одной, зато какой - "Сирано де Бержерак". Хотя как по мне, так "Орленок" и "Шантеклер" ничуть не хуже, но "пипл требует "Анчар" - будешь читать "Анчар"!" (с) На первый взгляд, его творчество - безудержная песнь оголтелого романтизма и идеализма (доходящее до позерства), но на взгляд второй и все последующие и в том же "Сирано", и в других вещах столько горечи, усталости от бесконечной пошлости мира и всленской печали, что как-то совсем не удивляют смерти в финале и Сирано, и Наполеона II, и только закадровый крик Шантеклера как-то развеивает печальные тучи слишком уж робкой надеждой... Вот, примерно в таком ключе Ростан и писал:)

3. Раз искусство должно быть абсолютным, то абсолютным (а не конкретным) должно быть всё - и форма, и содержание. Символизм писал символами, образами и намеками, панически бежа прямого понимания в область ассоциаций и "бледных теней на стене" - и Стефан Малларме отец его и пророк в одном лице. Некоторые из "небыдл" даже рыдают от того, что не в состоянии постигнуть "весь смысл", который мэтр "зашифровал" в своих стихах. На мой же взгляд он просто всю жизнь пытался звукопись превратить в мыслепись... В общем, вредно так перенапрягаться-то, хотя в итоге стихи получились чудесные.

4. Современный человек довольно часто сталкивается с ситуацией, в которой чувствует себя "опоздавшим во времени". А в позапрошлом веке такое было еще в новинку. Но не для Альфреда де Виньи - он опоздал на всю жизнь. Страстно мечтая о военных подвигах - не побывал ни в одном бою (кончились они как раз в год его выпуска из "военки"). Принадлежал к родовитой аристократии в век, когда ее значение и влияние в обществе упало на уровень плинтуса. В общем, вселенский пессимизм, тлен и мучительная смерть, как в самом известном его произведении - романе "Сен-Мар". Да и стихи у него тоже были такие - внешне безупречные, они как бы "закрывали эпоху", выглядя уже при создании как что-то архаичное и антикварное...

5. А много ли вы знаете людей, которые смогли изобрести новый жанр литературы? Вот так бац - и никто до него не писал, а после него все ломанулись писать и кричать, и локтями толкаться... Именно так случилось с отцом-родителем стихотворений в прозе - Алоизиюсом (Луи Жаком Наполеоном) Бертраном . Для мировой литературы он - из авторов одного произведения (как Гомер или Сервантес), книги стилизованных под "романтическую готику" миниатюр "Гаспар из тьмы". Из нее, как наши недописатели из гоголевкой "Шинели", вышли все будущие "корифаны" прозаических стихов - и Бодлер, и Малларме, и Лотреамон, и Кро... Потому что когда на стене нарисован первый черный квадрат - тут же все вокруг догадываются, как рисовать красные квадраты, синие круги и розовые треугольники.

6. Печально, когда человек предает свою богатую культуру и полностью сдается и убегает в чужую. Испанец (точнее, латинос-кубинец), заделавшийся классиком лягушацкой поэзии - что может быть ужаснее? Ну пусть тогда хотя бы пишет сразу шедевр на все времена. Как Хосе Мария де Эредия, ставший тьфу ты, прости-хосподи Жозе Мариа де Эредиа , автор "Трофеев", сборника сонетов, описывающих разные времена и эпохи через пейзажи и статичные образы. Свежо, каллиграфически безупречно, причудливо и в целом великолепно - как сравнение самурая в доспехах с блестящим морским чудищем. Естественно, лягушатнеги тут же сделали его участником своей знаменитой "чесалки ЧСВ" - Академии, и при жизни произвели в классики литературы. Знали, во что вцепиться...

7. Ну вот и добрались мы до мрачного эстета безобразного, певца вселенского пессимизма и морально-физического разложения, Шарля Бодлера . Я не из тех любителей панка, которым нравится, как панки срут на сцене - мне просто нравятся некоторые ответвления панк-роковой музыки . Поэтому всё это "деланное безобразие" и нарочито "общественная аморальность" приснознаменитых "Цветов зла" меня всегда трогали мало. Дохлая лошадь при дороге или наркоманские фантазии загибающегося туберкулезника сами по себе - хреновый сюжет, и оправдывает их только доходящие до безупречности формы стих и размер. Ну, примерно как высокохудожественный и глубоко-эстетичный монохромный фотоснимок окурка в плевательнице... Сорри, но вот такой для меня всегда Бодлер.

8. Примерно всё то же самое можно сказать и о спрятавшемся под "пошловато-мальвинный" псевдоним "граф де Лотреамон" Изидоре Мари Дюкассе , авторе сборника прозаических... даже не стихотворений, а поэм "Песни Мальдорора". Только там еще густо намешано готическо-подростковых садистких фантазий - трупы, вампиры, невинныя жертвы, аццкий дьяволь и "безсмысленная джестокость для упияния ею". В общем, вьюнош был самый что ни на есть прародитель нынешнего жанра "трэш, угар и содомия". Что характерно, родилось это "чудо во всех смыслах" хоть и в честной лягушацкой семье, но таки в Уругвае.

9. Ну и уж если говорить о плохих детях, то куда без "самой черной овцы" французской поэзии XIX века - Артюра Рембо . От своего голливудского "почтитезки" он отличался всем - был капризен, злобен, вонюч (во всех смыслах), слаб и гнусно-подл в своих слабостях... Чо уж там - такого тюфяка, как Верлен, довел до каталажки из-за покушения на свою особу. А в смысле "творчества стихов" прошел быстрый, практически молниеносный (он и жил-то мало, да еще и писать бросил за много лет до смерти) путь от вменяемых сатирически-желчно-феерических зарисовок до умилявших последующих символистов "звукомычаний и странных наборов фраз друг за другом". В общем, вопрос во весь рост - нужен ли невоспитанным детям талант, или всё-таки ну его?..

10. На фоне всех этих "анфантерриблей" и прочих "мизераблей" Пьер Жан Беранже глядиться практически добрым-порядочным буржуа... Ну как добрым, ну как порядочным. "За гуманизм и дело мира отважно борется сатира" - это на 146% про него. Беспощадно бичуя и жжа-каля железом "пороки буржуязного общества своего времени", Беранже писал песни (их на самом деле можно петь, если придет такой стих - и многие таки пелись), бросавшие в трепетный экстаз социалистов, анархистов и прочих коммунистов. Потрудился он и на неблагодатной ниве бонапартизма, насочиняв стихов про "ампиратора на вас всех нетЪ!". За всё это его запрещали, вырезали и даже два раза в каталажку сажали. В общем, умел старик с помощью пера достать кое-кого до самых печенюжек...

1. БОДЛЕР
2. ВЕРЛЕН
3. РЕМБО
4. МАЛЛАРМЕ
5. ВАЛЕРИ
6. КРО
7. КОРБЬЕР
8. РОЛЛИНА
9. РИШПЕН
10. НУВО

МЕСТО/ПОЭТ/ГОДЫ ЖИЗНИ/ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ/ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ/ИНТЕРЕСНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ/ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ

1. БОДЛЕР ШАРЛЬ/1821-1867/46/Романтизм-Символизм-Модернизм/«Цветы зла»

На его творчество большое влияние оказали Сент-Бёв, Готье, Э. По, Байрон, Мильтон. Сильно увлекался алкоголем и опиумом. Своей школы не создал, но для всех символистов имя Бодлера было священным. Э. По считал его своим духовным братом.

Последние годы отмечены тяжёлыми материальными лишениями и болезнями. Страдал припадками нервной болезни, завершившейся потерей памяти и параличом.

2.ВЕРЛЕН ПОЛЬ/1844-1896/52/Импрессионизм-Символизм (Декаданс)/«Проклятые поэты»/ «Сатурнические стихотворения»; «Галантные празднества»; «Давно и недавно»; «Мудрость»; «Добрая песня»; «Песни без слов».

Один из основоположников литературного импрессионизма и символизма. Наиболее чтил творчество Бодлера и Малларме.

В 19 лет пережил любовный кризис в отношениях со своей кузиной Элизой, неожиданная смерть которой повлияла на всё его будущее: в его будущее прочно вошёл алкоголь.

Тяга к абсенту способствовала зарождению в его жизни и поэзии – меланхолии. Он женился, но брак не принёс ему счастья. В дальнейшем имел страстную привязанность к Рембо – в результате: бродяжничество, пьянство, разрыв с семьёй, покушение на жизнь своего друга, тюрьма. Затем страстная дружба со своим учеником Люсьеном Летинуа.

Однако Люсьен внезапно умер от тифа. Далее – запой, скандалы, тюрьма. Верлен до конца своих дней не мог успокоиться, собирал стихи Рембо, издавал их. Им руководила одна страсть: он жаждал продлить гениальность Рембо, растянуть её во времени, доказать всем, что его, чуть ли не рабское преклонение перед этим юным извергом – это прежде всего понимание исключительности таланта его товарища.

Первый ввёл термин «ПрОклятые поэты», т. е. отверженные и непризнанные собратья по перу, которые и сами не желали вписываться в окружающий мир буржуазного успеха и скучной добропорядочности. Устраивал у себя литературные «среды». С 1885 г. сказался упадок его дарования. Полсотни его стихов оценены и сохранены потомками по достоинству.

Был предтечей верлибра (т. е. свободного стиха).

Его стихи печатались тиражами в 500 экз., да и те не продавались. Но молодёжь конца 80-х годов вдруг нашла его, влюбилась в него и провозгласила его своим вождём, мэтром, «королём богемы» и после смерти Шарля Леконт де Лиля (в 1894 г.) «королём поэтов».

Верлен был музыкален, как никто, пожалуй, из стихотворцев Франции. Он был «яснее» своих учеников. В речах, произносимых над его могилой его уже называли «великим».

3. РЕМБО АРТЮР/1854-1891/37/Символизм (Декаданс)/«Проклятые поэты»/«Пьяный корабль»; «Пора в аду»; «Озарения»; «В зелёном кабачке»; «Спящий в ложбине»; «Срам».

Родился на севере Франции, а умер в Марселе в возрасте 37 лет. На первых порах, при всей его самобытности, Рембо идёт по стопам Вийона, Гюго, своего «бога» - Бодлера, соперничает с ними. Лирическое наследие Рембо невелико. В 15 лет он начал писать, в 19 – бросил.

Его жизнь стала мифом. Он четырежды убегал из дома, пытался сойтись с коммунарами, сочинял и посылал стихи Готье, Верлену.

В стихах он богохульствует, издевается над всеми, ненавидит церковь, готов пародировать предшествующую и современную поэзию. В конце концов, Верлен пригласил талантливого юношу в Париж, где начинается их роман, который впоследствии сломал жизнь старшему и измучил младшего.

Роман длился 1,5 года и закончился пресловутым брюссельским выстрелом в Рембо и тюрьмой Верлена. Рембо отказался писать, считая, что достаточно мыслить. Вскоре подобный путь пройдёт и Валери.

Однако философия Валери была, прежде всего, философией собирательной и гармонизирующей, - и он вернулся к творчеству. Философия Рембо была же такой же саморазрушительной, как и всё в его жизни.

После разрыва с Верленом Рембо бросает писать и начинается кочевая жизнь. В результате он оказывается на больничной койке и умирает от гангрены.

На знаменитой картине Анри Фантен-Латура «Угол стола» изображены 8 поэтов, в т. ч. Верлен и Рембо.

4. МАЛЛАРМЕ СТЕФАН/1842-1898/56/Символизм (Декаданс)/«Иродиада»; «Надгробные тосты Готье, Бодлеру, По, Верлену»; «Падение Фавна».

Сильное влияние на его творчество оказал Бодлер. Малларме восхищался Э. По. Для его творчества характерны два периода: «Парнасский» (60-е годы) и «Символистский» (80-е– 90-е годы). Все говорили о «темноте» его поэтического языка. В трактате «Что такое искусство?»

Л. Толстой приводит стихотворение Малларме в качестве примера произведения совершенно лишённого смысла. В своём парижском доме устраивал по вторникам литературные вечера для молодых поэтов. Его самый известный ученик – Поль Валери. У него были проблемы во взаимоотношениях с А. Франсом, который воспротивился публикации «Фавна» в сборнике «Современный Парнас».

Наряду с Достоевским оказался предтечей экзистенциальной литературы. Поздний Малларме – едва ли не самый «тёмный» из французских лириков.

Более 20 лет страдал бронхитом. Умер от кровотечения в лёгких.

5. ВАЛЕРИ ПОЛЬ/1871-1945/74/Символизм-Модернизм/ «Альбом старых стихов»; «Очарования».

Любимый ученик и последователь Малларме. Ратовал за «чистую», т. е. «абсолютную» поэзию. Рильке выражал восторг его поэзией. Общался с А. Жидом, Ренье. Настойчиво не хотел печататься, как и его первый наставник – Малларме.

В 1924 г. избран председателем ПЕН-клуба. После смерти А. Франса (к которому относился негативно из-за отношения последнего к Малларме) кресло во Французской Академии перешло к Валери.

Пережил войну. Умер 20 июля 1945 г. и генерал де Голль превратил его похороны в событие международного масштаба.

6. КРО ШАРЛЬ 1842-1888/46/Символизм (Декаданс)/«Проклятые поэты»/«Зелёный час»; «Копчёная сельдь»; «Ожерелье из когтей».

При жизни вышел только один его сборник «Сандаловый ларец». Многие его стихи положены на музыку. Интересовался наукой. Делил литературные труды с научными трудами и алкоголем. Его стихи печатали, но редко.

Одна из наиболее ярких фигур парижской богемы 70-80-х годов.

Умер от полной несогласованности внутренних органов в полной бедности.

7. КОРБЬЕР ТРИСТАН/1845-1875/30/Символизм (Декаданс)/«Проклятые поэты»/ «Эпитафия»; «Часы»; «Париж».

Его, как и многих других талантливых поэтов Франции, открыл Верлен, посвятив ему статью в 1883 г. Корбьер при жизни успел издать только одну книгу стихов «Жёлтая любовь».

Безысходная и трагическая любовь к итальянской актрисе определила всю его дальнейшую жизнь. Считал себя никчемным, некрасивым, способным только читать книги и заниматься творчеством. Трудно найти другого такого поэта, который с такой самоотдачей издевался бы над самим собой.

В детстве заболел ревматизмом, перешедшим в чахотку, - и эта болезнь в 30 лет свела его в могилу.

8. РОЛЛИНА МОРИС/1846-1903/57/Символизм (Декаданс)/«Проклятые поэты»/«Неврозы»; «Бездна».

Был типичной фигурой декаданса, с теми же крайностями в характере и в творчестве, что были свойственны «проклятым поэтам». Добившись первых успехов и славы, он с головой окунулся в жизнь богемы, но не спился, как Кро; разочаровался во всём и вся, но не опустился на дно, как Верлен; отошёл в сторону, но не порвал с поэзией, как Рембо.

Его отец был близким другом Ж. Санд, сыгравшей значительную роль в судьбе Мориса. Он поначалу во всём ей подражал и свою первую книгу «На вересковых пустошах» посвятил её памяти.

Снискал славу как певец и пианист, и прежде всего, как исполнитель песен на стихи Бодлера. Ощущал себя прямым наследником идей Бодлера и Э. По.

Был типичным бодлерианцем – заимствовал пессимизм Бодлера.

Жена его покинула, и он впал в чёрную меланхолию.

Его постигла душевная болезнь (мучительная, но разве что не такая многолетняя, как у Нуво), которая и приблизила его уход. Нелады со здоровьем, явно перешли в психологическую болезнь.

В 1903 г. он дважды пытался покончить с собой и в конце этого года умер.

9.РИШПЕН ЖАН1849-1926/77/Символизм (Декаданс)/«Проклятые поэты»/"Песнь босяков»; «Баллада повелителей бродяг»; «Ласки»; «Перелётные птицы».

Ему не чужды были анархизм и авантюризм. Он сменил множество профессий, пел песенки собственного сочинения, прошёл полстраны с цыганским табором. Его закадычными друзьями были герои кабачков Латинского квартала – Верлен, Рембо. Нуво, Роллина, Кро.

Он был человеком недюжинной силы и неуёмной энергии. Его многие любили, даже Флобер. Он прославил сам дух декадентства. Но, начиная со 2-ой половины 80-х годов его талант поддался духу «коммерческой» литературы того времени.

Он был автором 9 сборников стихов, многочисленных романов, в т. ч. исторических, двух с лишним десятков пьес и даже киносценариев (он застал эпоху немого кино и сам играл в некоторых фильмах). В 1913 г. (ещё при его жизни) одной из улиц XVI парижского округа было присвоено имя поэта.

Со временем он превратился во вполне респектабельную фигуру французской литературы и культуры.

В 1908 г. он был избран в члены Французской Академии.

Он умер в признании и в полузабвении. К тому времени уже мало кто помнил его стихи и прозу, но пели его стихи, не зная, кто их автор.

10. НУВО ЖЕРМЕН/1851-1920/69/Символизм(Декаданс)/«Проклятые поэты»/«Доктрина любви»; «Валентинки».

Он познакомился с Рембо, когда тому было 19 лет, а Нуво – 22 года. Рембо отправился в Лондон, и Нуво безоглядно последовал за ним. Столь же безоглядно потянулся он и к Верлену, с которым его познакомил Рембо.

Одно время Нуво был единственной ниточкой, которая связывала навсегда разошедшихся друзей. В ту эпоху их – Верлена-Рембо-Нуво – представляли чуть ли не как одного поэта о трёх лицах, как поэтическую Троицу.

В мае 1875 г. Рембо порывает с прошлой жизнью и начинает новую, а Нуво под влиянием Верлена обращается к католицизму. Что в конечном итоге приведёт его к неизбежному концу большинства декадентов – конфликту с миром и одиночеству.

Склонный к мистике Нуво уходит от светской жизни в религиозную экзальтацию, в отличие от Верлена, который от религии и высоких помыслов спускается на дно жизни. Нуво переживает несколько душевных кризисов, попадает в дом для умалишённых. Начинает многолетнее паломничество по свету, запрещает издавать свои книги, бродяжничает, тень Рембо ведёт его на Восток.

Две его книги, подготовленные его друзьями вышли без его ведома.

Через год после его смерти появился томик его стихов, открывший почти неведомого поэта уже совершенно новому литературному миру, который готовились завоевать сюрреалисты. Оказалось, что он был в большей степени профессиональным поэтом, чем профессиональным нищим.

ПОЭТ/ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ

КОРБЬЕР 30
РЕМБО 37
БОДЛЕР 46
КРО 46
ВЕРЛЕН 52
МАЛЛАРМЕ 56
РОЛЛИНА 57
НУВО 69
ВАЛЕРИ 74
РИШПЕН 77

БОДЛЕР. Фото из интернета