Трудолюбие.

«Наш ум ленивее, чем тело», Франсуа де Ларошфуко.
Как только лень ни ругают! Это и болезнь, и порок, и страх. С ней борются всем миром и никак не искоренят. С детства нам внушают, что ленивый ничего в жизни не добьется. Так и останется на задворках жизни. Вырастая, мы испытываем чувство вины за леность. И с ещё большим рвением пытаемся её искоренить.

Что такое лень? Вы можете дать определение, не заглядывая в словарь? Мы провели социологический опрос и выяснили, что 8 из 10 опрошенных не могут дать четкого определения лени. Более того, большинство из опрошенных утверждают, что лень — это физическое состояние! А вы как считаете, лень — это физическое состояние или состояние ума? Определений этого чувства достаточно много. «Лень отсутствие или недостаток трудолюбия, предпочтение свободного времени трудовой деятельности», — можно встретить такое.

В словаре Ожегова говориться так: «Лень отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью». Другие утверждают, что «лень — это протест против монотонной, однообразной и тяжелой работы». Все это в той или иной степени раскрывает сущность лени. Но лень — это непросто отсутствие трудолюбия, это противоположная, полярная сторона трудолюбия. Важно понять, что лень и трудолюбие — это две крайности одной и той же сущности. Лень и трудолюбие — это два компонента, на которых держится наша жизнь. Неуемные честолюбие и амбициозность рисуют перед нами фантастические картины, а вот леность — это рычажок, который время от времени заставляет нас остановиться. Чтобы лучше понять, как это проявляется в жизни, посмотрите на такую повседневную вещь, как карандаш. Представьте себе его без нижнего конца.

Представили? Вот именно, что в жизни не существует карандашей, состоящих из одного конца. Полноценный карандаш состоит как из нижнего, так и из верхнего конца. Так же и в жизни. Лень — это одна из таких вот сторон. Невозможно её искоренить, как ни старайтесь. Это составляющая нашей жизни. Теперь становиться понятно, что лень так же, как и трудолюбие, не физическое состояние. Это состояние нашего ума. Как бы смешно и абсурдно не звучало, но именно уму лень выполнять то или иное действие. Не стоит путать Лень с переутомлением. Допустим, выполняя физическую работу, Вы решаете закончить её завтра, хоть и осталось совсем немного. Это нельзя назвать ленью. Просто организм дал сигнал, что сил закончить работу не хватает, необходимо передохнуть.

А вот если Вы вообще не хотите выполнять эту работу, то вполне уместно назвать это ленью. Итак, получается, что сама по себе лень — необходимая вещь! И чтобы нам не внушали в детстве, как бы не пугали и не ставили в вину, именно благодаря полярности Лени и Трудолюбия человечество существует. Но это вовсе не означает, что Лень должна приобретать огромные масштабы и становиться вашим жизненным кредо. Все хорошо в меру! И самый лучший вариант — это золотая середина между Трудолюбием и Леностью. Ведь даже небольшая ленца может пойти на пользу. Поэтому стоит бороться не с Ленью как таковой, а с причинами, из-за которых она приобретает серьезные масштабы.

Почему иногда, даже осознавая потребность и необходимость труда, работать совсем не хочется? Хочется просто лечь и отдыхать. Такое состояние, когда совсем ничего не хочется делать, называют ленью.

Но лень не такое простое явление, как может показаться. Являясь актуальной проблемой современного общества, лень была изучена психологами, социологами, экономистами и другими специалистами.

Что же такое лень, и как вернуть себе желание активно трудиться?

Слово «лень» в переводе с латинского означает «спокойный», «вялый». Именно так медлительно и уныло ведет себя ленивый человек. Определений понятия лени множество.

Лень – это:

  • вредная привычка;
  • отсутствие мотивации;
  • недостаток или отсутствие трудолюбия;
  • предпочтение отдыха труду;
  • естественная потребность в отдыхе;
  • потребность в экономии энергии;
  • стремление отказаться от преодоления трудностей;
  • устойчивое нежелание совершать волевое усилие;
  • результат активной деятельности работника;
  • порок, смертный грех (с точки зрения религии).

Все эти определения раскрывают различные стороны феномена лени и позволяют понять, что это неоднозначное понятие. Лень – это не всегда плохо, иногда это полезный защитный механизм.

Лень как нежелание трудиться может быть вызвана как усталостью после работы, так и недостаточным уровнем мотивации. Когда человек долго трудится, у него возникает естественная потребность в отдыхе. В этом случае лень выступает как защитная реакция, сигнал, что пора прекращать трудиться, так как дальнейшие усилия могут навредить организму, нарушить его функции.

Существует особый вид лени – социальная леность. Этот вид лени был выявлен в ходе проведения социально-психологических экспериментов в трудовых коллективах, где вклад каждого работника не имел значения, не идентифицировался (оценивались только общие результаты группы).

Было доказано, что старания индивида различаются в зависимости от того трудится он один или вместе с группой. Во всех случаях, когда индивид думал или фактически трудился в коллективе, его личный вклад был меньше, чем при индивидуальном труде. Такое нежелание прилагать максимум усилий, зная, что рядом трудится кто-то еще, назвали социальной леностью.

Не во всех коллективах наблюдается такой социальный эффект. У сплоченной группы людей, где каждый чувствует себя членом команды и субъективно оценивает себя как незаменимого ее участника, социальная леность не наблюдается.

Кроме того, в сплоченном коллективе или в референтной (значимой) для каждого ее члена группе наблюдается эффект обратный социальной лености – социальная фасилитация. Это феномен, при котором член группы успешнее выполняет задачу в присутствии одногруппников, нежели в одиночку.

Однако лень может настигнуть любого работника, вне зависимости от коллектива в котором он трудится и занимаемой должности.

Важно понимать, что лень может быть одним из симптомов таких расстройств: депрессия, шизофрения, синдром дефицита внимания, бессонница, хроническая усталость и других.

Виды и причины лени

Традиционно выделяют четыре вида лени:

  1. Физическая, когда организм устает, индивид утомляется телесно.
  2. Умственная, когда ни о чем не хочется думать, размышлять, решать задачи и проблемы в уме.
  3. Эмоциональная, когда эмоции «приедаются», перестают волновать и будоражить. Высшая степень эмоциональной лени – апатия – отрешенность, обусловленная неудовлетворенностью эмоциями и чувствами.
  4. Патологическая или хроническая, чрезмерная лень распространяется на все сферы жизни. Такую лень можно охарактеризовать как психическое расстройство. Избавиться от нее самостоятельно, без помощи психолога, практически невозможно.

В зависимости от вида лени и от того, какую работу человеку лень выполнять, есть несколько возможных ее причин:

  • переутомление, если работник и без того достаточно потрудился;
  • потребность в отдыхе, если человек устал или просто хочет отдохнуть;
  • ощущение ненужности выполняемой работы, если человек не знает ради чего трудится, не видит смысла и цели;
  • слишком сложная или слишком простая задача, так как в таком случае не возникает трудовая мотивация;
  • несоответствие желаний и обязанностей, когда индивид вынужден делать, что для него нежеланно;
  • отсутствие плана работы, особенно не хочется трудиться, когда работы очень много, а порядок ее выполнения не продуман;
  • привычка ленится, отсутствие активной жизненной позиции.

Нахождение причины лени – первый шаг к ее преодолению. Становится понятным, что если, к примеру, человек переутомился, ему нужно отдохнуть, а если он просто лентяй, придется заняться серьезной работой над собой, чтобы выработать новое качество личности – трудолюбие.

Педагоги и психологи часто наблюдают отсутствие трудолюбия у "слабых" учеников в процессе обучения.

Такие ученики стараются быть незаметными, они не нарушают школьные правила и требования.

В основе поведения "слабых" учащихся лежит избегание неудачи.

Часто "слабые" ученики просто не делают ничего из задаваемого учителем, пытаясь использовать труд остальных ("списывание", "подсказки", чужие"шпаргалки").

У таких учеников-"саботажников" есть способности, но нет желания учиться по преподаваемому предмету.

Часто, они, вообще занимаются посторонними делами.

С.В. Кривцова в своей книге "Тренинг: учитель и проблемы дисциплины" предлагает отличать деструктивное поведение избегания неудачи в активной, от пассивной формы избегания неудачи.

* Активная форма

Проблема для учителя заключается и в том, что ученик делает не то, что задано.

В ситуации полного отчаяния ученики:

** младших классов
- кричат,
- плачут и
- брыкаются,
** старшеклассники:
- хлопают крышкой парты или
- бормочут ругательства.

Приступ гнева в ситуации отчаяния - это взрыв, чтобы выпустить пар и спрятаться от очевидной или возможной неудачи.
Ученики с таким приступом гнева готовы делать, что угодно:
- кричать,
- лить потоки слез,
- обращаться за помощью в медицинский кабинет,
лишь бы этот эмоциональный взрыв отвлек их от очевидной для них неудачи.
У таких учеников наблюдается повышенная ситуационная тревожность и фобия школы.

* Пассивная форма

* Откладывание на потом

Некоторые ученики - особенно имеющие способности - используют именно этот способ для избегания неудачи.
"Я смог бы, если бы захотел приложить достаточно усилий", вот их кредо.
Большинство людей используют это оправдание.

Ученики, о которых мы говорим, делают это постоянно.

Но вот, если несмотря на упорную работу, и изо дня в день, ученик получает удовлетворительную оценку, то тогда ему остается решить: "Если это лучшее, чего я могу достичь, я, наверное, не такой способный, как думал о себе".

Когда же подобный опыт у него повторится несколько раз, он может уже побояться рисковать и усердствовать вновь.
Лучше уж чувствовать себя и слыть способным, но нерадивым (или не умеющим распределить время), чем усердным, но тупым.

* Недоведение до конца.

Начинание, которое никогда не будет закончено, не может быть оценено, в том числе, и не может получить низкую оценку.

Незаконченные работы позволяют человеку сохранять внутреннее убеждение в своей компетентности.

* Временная неспособность

Некоторые ученики избегают неудачи: всячески развивая в себе и лелея временную неспособность.

Хорошо успевающий ученик по одним предметам, считает себя совершенно не способным к другим.

Как только приходит время заниматься по неуспевающим предметам то у ученика возникает временная нетрудоспособность, ситуативная тревожность и даже фобия.

* Официальные медицинские диагнозы

Любые медицинские диагнозы (хронические болезни, дефекты органов чувств и др.) - отличная защита от ощущения себя несостоятельным, особенно если лечение сопровождается лекарственной терапией.

Всё это прекрасное оправдание для избегания попыток делать что-то.
Часто бывает так, что имея небольшой дефект, ученик использует его, раздувая до огромных размеров.
Стараясь выглядеть более несостоятельным, чем он есть на самом деле, он может убедить учителя и избежать неудачи.

Диагнозы могут усиливать в ребенке уверенность в своей несостоятельности.

Поэтому, какие бы методики и специально адаптированные для них способы обучения не подбирались, они должны слышать от учителя:
- "Ты можешь!",
- "У тебя получается!"
. Когда они получают постоянную поддержку, их самоуважение растет и исчезает потребность в защитном поведении, направленном на избегания неудачи.

Вместе с тем уменьшается несостоятельность вследствие органических нарушений.

Е.П.Ильин в своей монографии "Психология Воли" пишет:
"Младший школьный возраст. Поступление в школу знаменует новый этап в развитии волевой сферы личности ребенка. Под влиянием предъявляемых к нему требований начинается усиленное развитие выдержки (сдержанности) и терпения как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным для ребенка.

Исследования Е. И. Игнатьева , В. И. Селиванова и других показали:
- у школьников 1–3-го классов заметно растет умение проявлять волевые усилия, что наглядно выражается в их умственной деятельности.

Начинают формироваться произвольные умственные действия: намеренное запоминание и припоминание учебного материала, произвольное внимание, направленное и устойчивое наблюдение, упорство в решении мыслительных задач.

Если в 1-м и 2-м классах школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, в том числе и учителя, то уже в 3-м классе они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами.

При необходимости воздержаться от какого-либо действия дети сами создают условия, исключающие привлекательные действия, например отворачиваются, чтобы не посмотреть на интересные картинки, запрещенные для рассматривания (Ш. Н. Чхартишвили ), или берутся за другое дело
. Самостимуляция в этом возрасте используется достаточно широко, но в подавляющем большинстве случаев она диффузная, не подкреплена нравственными принципами.

Школьник может проявить настойчивость в учебной деятельности, при занятиях физкультурой, но только при наличии интереса к этому. С. И. Хохлов , например, показал, что школьники со слабым уровнем развития воли проявляют высокую и достаточно устойчивую активность в изучении предметов только при наличии интереса к ним, а при изучении нелюбимых предметов высокая и устойчивая активность обнаруживалась только у школьников с высоким уровнем развития воли.

У детей в этом возрасте еще не развиты волевые механизмы достаточной силы, способные побороть влияние мешающих делу сильных эмоций, внешних воздействий.

Часто школьники младших классов проявляют волевую активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других (А. И. Высоцкий), и прежде всего для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых, в том числе и учителя.

У младших школьников в определенной мере развита и самостоятельность.

Однако их самостоятельность проистекает чаще всего от импульсивности вследствие возникающих у детей эмоций и желаний, а не в результате критического осмысления ситуации и своей роли в ней.

Нарастающее стремление к самостоятельности и развитие самосознания не¬редко толкают школьников младших классов на намеренное неподчинение общим правилам.

Такое поведение они считают выражением своей взрослости и независимости.

Часто, защищая свои решения, суждения и поступки, школьники проявляют упрямство.

Даже зная, что они не правы, дети горячо отстаивают свое мнение.

Проявление упрямства младшие школьники расценивают как проявление ими упорства, настойчивости.

Поводом для проявления упрямства в учебной деятельности служит конфликт между учащимся и учителем по поводу «несправедливо выставленной отметки».

Чаще всего это происходит в том случае, когда учитель не мотивирует выставление той или иной отметки или, постоянно порицая ученика, не замечает его усилий, не поощряет его.

В этом случае упрямство возникает как протест и проявляется в нежелании отвечать урок или подчиняться требованиям учителя.

Нельзя не отметить и проявление уже в 3-м классе высокого уровня такого волевого качества, как решительность, которое в определенной мере может быть связано со все еще достаточно высокой в этом возрасте импульсивностью.
Проявление смелости младшими школьниками во многом зависит от того, находится ли ребенок в группе сверстников или выказывает смелость самостоятельно.

Как известно, родителям, пытающимся обучать плаванию своих детей, очень часто не удается завести детей на глубину и заставить их лечь на воду.

Однако при обучении плаванию первоклассников на уроках физкультуры все дети смело прыгали в глубокую воду, независимо от того, имелись у них типологические особенности, предрасполагавшие к проявлению боязливости, или нет. У взрослых же (студентов), по данным Ю. И. Шувалова , влияние группы не сказывается на проявлении смелости: при обучении плаванию на занятиях по физкультуре была обнаружена четкая зависимость между типологическим комплексом трусливости и несмелым поведением студентов в начальном периоде обучения.

У младших школьников возрастает выдержка (сдержанность), умение сдерживать свои чувства.

Выдержка проявляется сначала в подчинении требованиям взрослых.

Возникает и закрепляется она именно в младшем школьном возрасте, когда правила поведения в школе начинают регламентировать поведение детей.

B. Ф. Иванова, изучавшая выдержку у школьников младших классов, отмечает, что если первоклассники имеют еще поверхностные, отрывочные представления о выдержке, слабо осознают свои возможности в ее проявлении и, стремясь быть выдержанными, руководствуются связанными с ближайшей перспективой мотивами, то ко второму классу у них увеличивается способность сдерживать свои побуждения, расширяются представления о выдержке, мотивы сдержанного поведения в какой-то мере становятся связанными уже с отдаленной перспективой.

Второклассники применяют и некоторые приемы самостимуляции: самоободрение, воспоминания о героях прочитанных книг.

У учащихся третьих классов многие элементы сдержанного поведения автоматизируются, оно проявляется уже в нескольких видах деятельности.

Девочки более сдержанны, чем мальчики, у которых импульсивность сильнее (Е. И. Игнатьев, В. И. Селиванов).

В то же время школьники младших классов еще не умеют владеть собой и сдерживать резкость тона, развязность поведения или эмоциональную возбужденность, вызванные случайными обстоятельствами.

Отсутствие выдержки проявляется и в преобладании непроизвольного внимания над произвольным, что приводит к легкой отвлекаемости детей от учебных заданий, т. е. к непреднамеренному нарушению учащимися младших классов дисциплины.

C. А. Петухов показал, что третьеклассники проявляют инициативность
в игре и учении лучше, чем в труде.

Упорство у младших школьников развито еще слабо, даже у третьеклассников (А. В. Полтев ). Мальчики способны проявить упорство в подвижных играх, физической работе, но у них может не хватать его при выполнении домашнего задания или для того, чтобы дисциплинированно
вести себя на уроках (В. И. Селиванов).

Волевой мобилизации младших школьников в учебной деятельности способствует ряд обстоятельств.

Связь задания с потребностями и интересами школьников.

Проявление школьниками младших классов волевой активности во многом определяется их интересом к заданию, поскольку «надо» еще не служит основой мотивации их деятельности.

Поэтому проявление ими упорства и настойчивости во многом зависит от того, насколько учителю удалось включить выполняемое задание в мотивационную сферу личности учащихся, сделать его значимым для них.

Обозримость школьником цели.

Разрешимость задачи для младшего школьника часто определяется тем, видит ли он, где конец задания.

По этому поводу В. К. Котырло пишет: «Открытость целей в наибольшей мере обеспечивается таким ограничением объема работы, которое создает возможность обозрения всего пути к цели.

Обозначение каких-либо вех на этом пути, указание точной конечной цели при наличии промежуточных вех и четкое определение отдельных шагов к решению являются необходимыми условиями придания деятельности школьника целенаправленности.

И наоборот, размытость границ деятельности, неочерченность задачи становятся препятствием для ее решения» .

* Оптимальная сложность задания.

Слишком легкие задания расхолаживают учащегося, а слишком трудные могут привести к снижению уровня волевых усилий или вообще к отказу от выполнения задания («все равно не сделать»).

Задание оптимальной сложности, с одной стороны, должно быть доступным, а с другой стороны, должно дразнить самолюбие ученика («ну-ка попробуй, выполни это задание!»).

Такое задание обеспечивает переживание учащимся успеха, что, в свою очередь, активизирует дальнейшие усилия.

* Наличие инструкции о способах выполнения задания.

Учитель должен рассказать учащимся,
- как и в какой последовательности надо выполнять задание,
- какими средствами необходимо при этом пользоваться.

В противном случае учащиеся начнут выполнять задание механически, бездумно и после нескольких неудачных попыток потеряют веру в свои силы.

* Демонстрация учащимся их продвижения к цели.

Учитель должен так организовать учебную деятельность младшего школьника, чтобы он видел свое продвижение к цели, а главное - осознал, что это продвижение является результатом его собственных усилий.

Подростковый возраст.

В этом возрасте, как отмечал А. И. Высоцкий , происходит коренная перестройка структуры волевой активности.

В отличие от школьников младших классов подростки значительно чаще регулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции (самостимуляции).

В то же время волевая сфера подростков весьма противоречива.

Это связано с тем, что при значительно возросшей общей активности подростка механизмы его волевой активности еще недостаточно сформированы.

Внешние же стимуляторы (воспитательные воздействия и пр.) в силу критичности подростков, их стремления к независимости воспринимаются иначе, чем в младшем школьном возрасте, и поэтому не всегда вызывают соответствующую волевую активность.

Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства; отчасти это связано с тем, что вследствие утверждения своего Я, права на собственное мнение, на свою точку зрения советы взрослых воспринимаются критически.

Настойчивость проявляется только в интересной работе.

Приходящийся на этот возраст процесс полового созревания существенно из¬меняет нейродинамику (увеличивает подвижность нервных процессов, сдвигает баланс в сторону возбуждения), что тоже приводит к изменению волевой сферы.

Преобладание возбуждения над торможением затрудняет применение запрещающих санкций, основанных на соображениях морали, снижается выдержка, само¬обладание.
Возрастает смелость (которая в этот период вообще достигает наибольшего проявления).
Под влиянием патриотических чувств подростки могут совершить даже героический поступок, что неоднократно наблюдалось во время Великой Отечественной войны.

В то же время, как показали В. И. Камышова и И. К. Петров , подростки 12–14 лет переоценивают уровень развития у себя волевых качеств, особенно терпеливости и энергичности (по В. К. Калину).

У школьников 12 лет наблюдается дисгармония в развитии основных волевых качеств, но уже в 13 лет появляется некоторая гармония.

15-летние подростки в целом адекватно оценивают развитие у себя основных волевых качеств: само¬оценка и оценка со стороны группы совпадают.
Но эти подростки склонны к переоценке настойчивости, самостоятельности, целеустремленности.

Старший школьный возраст.

У старшеклассников механизм самостимуляции является определяющим в выражении ими волевой активности. Самостимуляция не только лучше осмысливается, но и более дифференцировано используется при преодолении трудностей, она становится главным компонентом в психологи¬ческой структуре волевой активности учащихся (А. И. Высоцкий).

Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении постав¬ленной ими цели, резко увеличивается способность к терпению, например при физической работе на фоне усталости (поэтому старшеклассников можно заставлять работать достаточно долго и на фоне утомления, в то время как требовать того же от младших школьников опасно).

Однако у девочек в старших классах резко снижается смелость, что создает определенные трудности в их физическом воспитании.

В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли.

Воля проявляется школьниками под влиянием идеи, значимой для общества, товарищей.

Часто волевая активность у старшеклассника приобретает характер целеустремленности"(2,с.210-214).

* М.Борба предлагает пять советов, как исправить отсутствие настойчивости.

Настойчивость - одно из самых важных качеств, помогающих добиться успеха, и мы можем помочь детям развить его. Можно добиться потрясающего изменения возможностей ребенка, отмечая особое значение настойчивости и подчеркивая: "Начать что-то - это только половина дела; нужно закончить начатое".

Воспользуйтесь следующими советами, чтобы помочь ребенку развить настойчивость.

1. Дайте определение понятию настойчивость.
Выделите время, чтобы объяснить ребенку, что настойчивость означает "умение не сдаваться" или "упорный труд до завершения начатого дела". Чаще используйте слово настойчивость, чтобы помочь ребенку понять, насколько важно это качество в его жизни. Если ребенок упорно выполняет какое-либо задание, обратите на это внимание: "Вот это настойчивость. Ты упорно трудился, несмотря на то, что задание было трудным". Сделайте это слово темой месяца в своей семье.

2. Подавайте пример.
Возьмите на себя обязательство продемонстрировать детям, как вы настойчиво чем-либо занимаетесь, даже если вам очень трудно. Прежде чем начать новое задание, позаботьтесь о том, чтобы ребенок случайно услышал, как вы говорите: "Я буду настойчиво делать это, пока не получится". Моделирование* какого-либо качества всегда было лучшим методом обучения, поэтому сознательно настройтесь на настойчивость в своем поведении.

*Моделирование - опосредованное научение, происходящее вследствие наблюдения за действиями другого человека (модели).

3. Введите семейный девиз "Никогда не сдаваться". Придумайте семейный девиз, который напоминал бы детям об основном правиле ожидаемого поведения: "Никогда не сдаваться!" Начните с совместного сочинения гимна настойчивости, например: "Пробуй, пытайся, старайся - и ты обязательно победишь!", "В нашей семье любое начатое дело доводится до конца", "Никогда и ничего не добьется тот, кто сдается", "Слабаки не выигрывают" и т.п. Выберите один из них, пусть дети запишут выбранный девиз на карточках, которые крепятся к доскам для заметок в их комнатах или цепляются к дверце холодильника. Теперь это руководящий принцип в вашей семье.

4. Используйте поощряющую лексику. Слова, которые мы говорим детям, могут помочь им осознать ценность усилия и развить привычку завершать начатое дело. Вот несколько фраз, которые можно говорить ребенку: "Раз начал, не бросай дела!", "Я знаю, ты можешь сделать это. Не сдавайся!", "Поработай еще немного. Не останавливайся!", "В начале всегда труднее", "Почти получилось! Попробуй еще раз", "У тебя получится. Продолжай!" и т.п.

5. Придумайте награду за настойчивость. Попросите ребенка помочь вам найти палку длиной с линейку. Напишите на ней маркером слова "Награда за настойчивость". А теперь попросите всех членов семьи в течение месяца наблюдать, кто проявит особую настойчивость. Каждый вечер собирайте семью, объявляйте имена тех, кто не сдался, и наносите их инициалы маркером на палку.

Профессор Льюис Термен из Стэпфордского университета, наблюдая за 1500 одаренных детей в течение нескольких десятилетий, установил, что высокий уровень интеллекта не является залогом успеха. Преуспела только небольшая часть детей. Что же было у них общего? Все они знали цену настойчивости и не сдавались, и все они научились этому еще в средней школе. Именно это качество помогло им достичь успеха.

ПЛАН ПОЭТАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Подумайте о своем поведении.
Как у вас обстоят дела с настойчивостью при выполнении работы?
Вы всегда доводите ее до конца?
А как в этом плане обстоят дела у вашего супруга (супруги)?
А у ваших родителей?
Как у вас развивали это качество в детстве?
А теперь подумайте о своей семье
. Развиваете ли вы настойчивость в детях?
Если да, то как? Если нет, то как вы могли бы изменить свое поведение, чтобы развивать это качество в детях?
Подумайте об обыденных ситуациях, которые можно использовать в качестве обучающих моментов для развития настойчивости.
Например, обработка счетов может стать великолепным уроком, если вы объявите детям: "Мне нужно сегодня обработать массу счетов. И я буду сидеть до тех пор, пока все не сделаю".
Запишите несколько мыслей, как вы можете подать пример настойчивости своим детям.

Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка.
Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.

1. Подумайте о ребенке. В каких ситуациях он сдается? Для точной оценки может потребоваться время, поэтому наблюдайте. Составьте список и пополняйте его.

2. Перечитайте список. Заметили ли вы какой-либо принцип? Например, вы могли заметить, что он легко сдается, выполняя задания по математике. Почему? Достаточный ли у него объем внимания? Соответствует ли задание уровню его знаний? Записывает ли он домашние задания? Или ваш ребенок-дошкольник не может закончить игру сборку своего конструктора? Может быть, он слишком быстро теряет интерес? Как ребенок переносит проигрыш? Поиграйте в детектива и постарайтесь найти причину. Как только поймете, в чем дело, составьте план помощи ребенку.

3. Перечитайте пять советов, как исправить отсутствие настойчивости. Выберите те, которые вы хотели бы использовать для своего ребенка. Запишите, что вы предпримете, чтобы помочь ему добиться успеха.

Е.П. Ильин в книге "Психология воли" пишет: "В свете изложенного, очевидно, нуждается в корректировке сложившееся представление о слабом развитии воли у детей.
Вряд ли это справедливо в отношении величины волевого усилия ребенка: для преодоления трудности он, как и взрослый, может приложить максимум волевого усилия.
Доказательств же того, что максимум волевого усилия ребенка меньше такового у взрослых, пока нет, ведь о таких психологических категориях, как волевое усилие, сила мотива, степень выраженности способности, можно лишь судить (по косвенным признакам), но нельзя их измерить.
Если же рассматривать другие компоненты волевой регуляции - сознательный характер управления волевым усилием, моральный компонент воли и т. д., - то здесь, несомненно, следует признать большую развитость этих компонентов у взрослых, чем у детей. Таким образом, подход к оценке степени развитости воли как в возрастном, так и в индивидуальном аспекте должен быть дифференцированным, исходя из многокомпонентной структуры воли. По мере развития психики ребенка волевая регуляция меняется"[Е.П.Ильин].

Литература:
1. Борба М. Нет плохому поведению 38 моделей проблемного поведения и как с ними бороться. М.: Издательский дом "Вильямс", 2005
2. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.,Питер,2011.
3. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб.: Питер, 2012.
4. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 2000.

Трудолюбие – ярко выраженное позитивное отношение личности к трудовой деятельности, отчетливо проявляющееся на поведенческом уровне, и на определенном этапе личностного развития формирующееся как одна из стержневых черт личности.
Азбука социального психолога-практика

Трудолюбие – положительное качество человека, отличающегося любовью к труду, усердием в работе.
Словарь по общественным наукам | Глоссарий.ру

  • Трудолюбие – это готовность при выполнении любой работы действовать с полной отдачей.
  • Трудолюбие – это способность длительное время уделять работе; если работа любимая, трудолюбивому человеку жаль от неё отвлекаться даже на бытовые нужды.
  • Трудолюбие – это умение оказать физическую помощь (помощь в делах) человеку, который в этом нуждается, не требуя каких-либо преференций.
  • Трудолюбие – это не только уважительное отношение к своему труду, но и уважительное отношению к труду и плодам трудов других людей.
  • Трудолюбие – это залог жизненного успеха.

Преимущества трудолюбия

  • Трудолюбие даёт энергию – чем больше души человек вкладывает в работу, тем больший заряд энергии он получает.
  • Трудолюбие даёт уверенность – трудолюбивый человек знает, что в любой ситуации он непременно найдет применение своим способностям.
  • Трудолюбие даёт понимание – того, что иногда не стоит ждать от трудовых вложений немедленной отдачи; всему своё время.
  • Трудолюбие обеспечивает благосостояние – при равных возможностях трудолюбивый человек способен лучше обеспечить себя и близких, нежели ленивый.
  • Трудолюбие даёт радость – от самого процесса работы и от его результатов.

Проявления трудолюбия в повседневной жизни

  • Трудовая деятельность. Человек, с удовольствием выполняющий свою работу, трудолюбив.
  • Смена деятельности. Человек, предпочитающий смену рода занятий бездействию, демонстрирует трудолюбие.
  • Обучение. Человек, ответственно относящийся к учёбе, проявляет трудолюбие.
  • Ведение домашнего хозяйства. Трудолюбивый человек всегда содержит дом в порядке не по принуждению, а по собственному желанию.
  • Волонтёрство. Только трудолюбивый человек способен быть волонтёром, так как эта деятельность предполагает не столько финансовую, сколько нравственную отдачу.
  • Воспитание детей. Предоставляя детям самим выполнять несложную, доступную их возрасту работу, родители развивают их трудолюбие.

Как достичь трудолюбия

  • Трудолюбие – важное качество характера человека, которое можно развить самовоспитанием и работой над собой.
  • Повышение квалификации. Зачастую видимые изменения к лучшему в качестве работы, которую способен делать человек, стимулируют его, помогая выработать трудолюбие.
  • Обучение. Процесс обучения помогает человеку развить трудолюбие.
  • «Задания самому себе». Психологическое упражнение для развития трудолюбия – в письменном виде ставить перед собой конкретные задачи (вскопать восемь грядок, перегладить 10 комплектов белья, и т.д.) и затем старательно их выполнять.
  • Оптимистичное отношение к труду. Одухотворение труда, увлечение самого себя процессом или результатами, которые труд принесёт, помогает формированию трудолюбия.

Золотая середина

Леность - полное отсутствие трудолюбия

Трудолюбие

Трудоголизм | ненужный избыток трудолюбия

Крылатые выражения о трудолюбии

Без труда не может быть чистой и радостной жизни. - Антон Чехов - Ленивые всегда бывают людьми посредственными. - Вольтер - Неусыпный труд препятствия преодолевает. - Михаил Ломоносов - Труд человека кормит, а лень портит. - Русская пословица - Без труда нет добра. - Русская пословица - Истинное сокровище для людей – уменье трудиться. - Эзоп - Когда мы перестаём делать – мы перестаём жить. - Бернард Шоу - Владимир Марасин / Человек… Добродетели и пороки, достоинства и недостатки Книга афоризмов, многие из которых посвящены трудолюбию – пути достижения успеха, богатства, физического и душевного здоровья. Владыка Книга, составленная Александром Раковым, посвящена жизни и трудам Владыки Иоанна, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Содержит «Проповедь о трудолюбии», в которой Владыка призывает мирян «не допускать праздности» в жизни. admin

Каждый день мы слышим слово «трудолюбие», в школе, дома, на работе. Но всем ли известно его правильное значение? Трудолюбие – это любовь к труду. Это черта характера личности, которая позитивно относится к труду в любом его проявлении. Кроме того, это способность отдать немало времени и сил работе, но не просто работать круглые сутки, а получать удовольствие от подобного процесса и вознаграждения за него. Синонимами слова выступают: старательность, усидчивость, усердие и т.д. Развивать подобное качество – это прокладывать дорогу к удаче и успеху.

Что такое трудолюбие

Чтобы понять, что такое трудолюбие, стоит отметить, что сюда относится не любовь к деньгам, результату труда, а любовь к самому процессу работы. Это радость от осознания реализации жизненного предназначения, что труд приносит максимум пользы для других. Разум человека, любящего труд, относится к работе как к выполнению долга. Для такой личности труд является жизненной необходимостью и потребностью. Он осознает смысл работы, готов тратить силы, время, чтобы принести пользу другим.

В материальном мире деньги обладают постоянное значение, без них нельзя прожить. Но работа только ради денег и удовлетворения потребительских желаний не относится к трудолюбию. Желание получить как можно больше недвижимости, автомобилей и техники не трудолюбие, трудоголизм.

В рациональном трудолюбии нет избыточности и алчности. Человек работает с охотой. Деньги, в качестве вознаграждения за работу, — это логичное следствие любви к труду. Та работа, которая выполняется с любовью, становится эксклюзивом. Если в товар вложили душу, он обладает особенной энергией, потому и цена его выше. Таким образом, трудолюбие приводит к богатству, а труд, который основан на жадности – к бедствию.

Если вы хотите не работать всю жизнь, то найдите занятие, которое отвечает вашему предназначению. Такой труд и удовольствие. Но многие люди ненавидят собственную работу. Он заставляют себя ежедневно просыпаться под будильник и идти туда. Не зря по статистике наибольшее число инфарктов случается именно в понедельник утром. Мало какая психика выдержит каждодневное издевательство.

При этом трудолюбие нельзя однозначно трактовать в качестве достоинства. В трудолюбии может быть феномен работы, чтобы наработаться. Если человек трудится с увлеченностью и энтузиазмом, то способен позабыть о сне и еде, погружаясь в работу.

Нетрудолюбивые личности воспринимают работу в качестве страдания – оплаты за комфорт, потому стараются ограничивать собственные вклад в труд. К слову, в экономике есть закон свободного времени. По нему – чем больше у людей свободного времени, тем богаче будет государство. Развитые государства с высоким уровнем производительности наполняют рынки товаром, но используют только 10% населения.

В любви к труду должна быть мера, в противном случае, человек . Кроме того, трудолюбие, помимо желания работать на любимой работе, подразумевает профессионализм, оптимальную организацию процесса работы.

Воспитание трудолюбия

В процессе воспитания трудолюбия у детей главная роль отводится родителям. Это одно из важных условий . Ребенок с раннего возраста наблюдает за разнообразными действиями взрослых. Изначально неосознанно, но он понимает, что без труда не достичь успеха и результата.

По мере взросления ребенка, он получает различные навыки и умения, а взрослые приучают его к легкому труду и обслуживанию себя самого. Сначала это простые задачи: навести порядок в игрушках, подать что-то родителям. В будущем заботы малыша усложняются: его учат умываться, чистить зубы, одеваться, заправлять постель.

Если взрослые следуют цели воспитания ребенка в труде, находят на это время, спокойно ему демонстрируют, что и как требуется делать, то малыш воспринимает подобное приучение с охотой, в виде естественного занятия. Этому в немалой степени помогает стремление детей повторять за взрослыми и желание достичь самостоятельности.

Уже в 3-летнем возрасте часто от крохи слышно: «я сам». Это подкрепляется стойкими попытками выполнения определенных дел. В подобной ситуации важно не отбить желание у ребенка к самостоятельности, оказать ему помощь или переключать интерес на другие занятия.

В большинстве семей, где создана трудовая атмосфера, ребят с детства приучают к труду дома. Сюда относится помощь в уборке, мытье тарелок, поливка цветов и т.д. Если учесть способность малыша, то родители могут объяснить ему суть работы, помочь при необходимости. Важно проявить снисхождение при неудаче и поощрить за успех. Стоит с раннего возраста объяснить, что в семье всем нужно помогать друг другу. В подобном случае стоит закрепить за каждым из членов семьи обязательства.

Когда ребенок идет в первый класс, у него возникает новая задача – учеба. Это непростой труд, который требует многих усилий. Но если до похода в первый класс ребенок не научен добросовестно работать, то это не поможет ему достичь успеха в учебе.

При этом учеба в школе не должна становится причиной освобождения ребенка от домашней работы. Немалую ошибку делают те, кто считает, что у ребенка одна задача – учеба. Конечно, это важное дело, но и семейные заботы и хозяйственные дела должны иметь место в режиме без вреда для учебы.

Важно добиться понимания, что нет деления на «мужской» или «женский» труд. Мальчик не должен считать стыдным ходить в магазин, постирать свои вещи или пришить пуговицу. Такое личностное качество как трудолюбие подразумевает не просто любовь к работе, но и уважение к другим трудящимся, заботу о результатах труда и своего, и чужого.

Роль трудолюбия

Стоит в особенности подчеркнуть роль трудолюбия в воспитании способностей, которые требуются не только человеку, но и социуму. Без любви к труду личность никогда не узнает, на что способна, иными словами, ограничит собственное развитие.

Если снова говорить о домашнем труде, то стоит заметить, что почти все домашние заботы лежат на плечах родителей. Но у супругов подобный труд выступает не только в роли потребности, но и способа проявления заботы и внимания. Работы по дому, которые стимулируются чувством любви, не считаются неприятной обязанностью. Они приносят удовлетворение.

Если человек поистине любит труд, то подобное ценное качество проявляется в любой сфере работы или деятельности. Безусловно, серьезное значение оно имеет в процессе работы. Трудолюбивые сотрудники, получая удовлетворение от работы, испытывают радость и , они . Все эти моменты позитивно сказываются на настроении и атмосфере в коллективе.

Трудовой энтузиазм, ответственность, активность найдут способ проявиться не только дома или в семье, но подобные личности становятся организаторами и лидерами полезного труда для общества, что распространяет трудовую атмосферу на окружающих людей.

28 марта 2014, 18:49