Убил охотник журавля анализ.


Имеет ли совесть человек, любящий только самого себя? Как эта любовь проявляется в его поступках? Этими и другими вопросами задаётся русский советский писатель- Е.А.Пермяк.

В данном тексте поднимается проблема эгоизма и самолюбия. В нём три брата получили счастливые часы, тем самым получив возможность распоряжаться своим временем, которое можно было получить, только помогая и оказывая внимание другим. Однако, они этого не делали и продолжали жить в своё удовольствие, впоследствии полностью утратив дарованное им время. "А что он сказать может, если совести у него тоже не осталось, чтобы ею счастливые часы завести?" Данная проблема является актуальной. В наше время эгоизм получил большое распространение. Люди перестали видеть окружающий нас мир, они зачастую стали думать только о себе, их труд направлен только на преобразование и улучшение собственной жизни. "Не зря же один мудрец сказал: "Человек в труде познаётся"."

Весь его труд, все его дела и мысли направлены на формирование лучшего собственного будущего.

Данная проблема встречается в большом количестве художественной литературы. Так, например, в произведении Н.В.Гоголя "Мёртвые души" можно увидеть большое число эгоистичных помещиков. Одним из них является главный герой- помещик Чичиков. С самого раннего детства внушили ему, что он должен был жить богато. Это и породило в нём чувства самолюбия. Чичиков, несмотря на большие большие проблемы общества, бедность и голод крестьян, продолжал увеличивать собственное финансовое состояние. Так поступали и другие помещики. Они все трудились только во благо собственной жизни.

Если обратиться к произведению Б.Васильева "Летят мои кони", то можно увидеть абсолютно противоположную картину. Доктор Янсен был человеком искренним и отзывчивым. Он всегда спешил навестить своих больных пациентов, но никогда не спешил их покидать. Янсен всем сердцем желал помочь каждому. Это показал и его последний поступок. Когда маленькие мальчики попали в канализационный колодец, Янсен, не думая о последствиях для самого себя, бросился к ним на помощь, он понимал, что сам вот-вот погибнет, но его это не остановило. Вскоре мальчишки были спасены, но доктор Янсен отдал свою жизнь ради этого.

За эгоизмом нет настоящего, а значит и нет будущего. Подобная любовь не несёт в себе ничего ценного, скорее наоборот, она оказывает большое отрицательное влияние на мир в целом.

Обновлено: 2018-05-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Центральной персоной произведения «Герой нашего времени» является Печорин. Именно о нем и пойдет речь.

Первое, что стоит сделать – разобраться с семантикой слова эгоизм. Эгоизм - это такой вид поведения, при котором человек свои интересы превозносит выше интересов других людей, себялюбие, попытка извлечь пользу и выгоду для себя, не смотря на потребности остальных. Антонимом данного слова является «альтруизм».

И что же мы видим в поэме Лермонтова. Мы можем лицезреть эту неприкаянную, не знающую цели, корыстную душу главного героя. Изображение резко-негативных качеств героя не было самоцелью автора, он просто сделал все возможное, чтоб показать этот персонаж без приукрашиваний. Ничто не должно скрыться от глаз читателя.

Для Печорина все, окружающие его люди, просто карты в игральной колоде. Игрушки и только. Его целью является исключительно забава, невзирая на чувства и желания тех, кем он играет. Его неспокойная душа жестока, прямолинейна. Он словно ищет покоя, удовлетворения, но ничто в этой жизни на него не может так подействовать.

Он получает лишь временное затишье, а потом игра надоедает ему, и наш герой вновь оказывается в мучительных поисках развлечения.

Но, несмотря на это, нашего героя многие могут полюбить со всей искренность, что часто оказывается фатальным. Лишь только одна из женщин смогла пронести этот груз с достоинством – Вера. Эта женщина видит хорошее в герое, и видит все его недостатки. Его честолюбие, его пренебрежение и баловство с самыми серьезными аспектами этой жизни, будь то любовь и дружба, жизнь и смерть - все это, бесспорно, ранит ее. Но его обаяние, его мученичество от неудовлетворенности жизнью, его фатализм и воля неумолимо манят и лишь усиливают ее любовь. Вера знает отношение Печорина к себе: «Ты любил меня, как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно; без которых жизнь скучна и однообразна…» И эта цитата еще раз подчеркивает такой изъян героя нашего, как эгоизм.

Губительным оказывается интерес Печорина к Бэле. Этот интерес он называет любовью. И чтоб удовлетворить свои чувства он похищает ее из дома. Но чтоб завоевать любовь, мало человека оторвать от дома, и герой задается новой целью – покорить сердце Бэлы, что с успехом удается ему. Показательным в данном случае является диалог с Максимом Максимычем, который спросил у Печорина, для чего тот выкрал девушку, но что последовал ответ, полный недоумения: «Она ведь мне нравится.» Но и эта игрушка не приносит ему удовольствия, ведь любовь дикарки ничем не лучше любви светской барышни, и она так же наскучила ему.

В поэме мы видим пренебрежение Печорина даже к дружбе. Это бросается в глаза в эпизоде с Максимом Максимычем, с которым так много было пережито, который так хотел увидеть нашего героя, поговорить с ним. А в ответ на это получает лишь холодное, хотя и приветливое, рукопожатие. Подобное не может не ранить, но Печорин не замечает, какие шрамы остаются от его поступков в душах людей.

Он и она.

Любить – это означает смотреть не друг на друга, а вместе, в одном направлении.

Антуан де Сент-Экзюпери

  • Примерные темы, проблемы по направлению.

  • Цитаты по теме.

Направление «Он и она» — очень многогранное по своей сути. Здесь могут быть предложены очень многие темы, освещающие различные оттенки отношений между мужчиной и женщины . Это любовь (взаимная и неразделённая), семейные взаимоотношения, преданность, измена, предательство, желание использовать чувство другого в корыстных интересах.

Предлагаю перечень некоторых проблем и тем по данному направлению, список 10 произведений для аргументов, цитаты по теме.

Данный материал поможет при подготовке к сочинению, сориентирует учащихся в выборе произведений.

Примерные темы и проблемы по направлению.

Темы.

Проблемы.

Какую роль играет любовь в жизни человека?Как она изменяет его самого?
Неразделённая любовь. Что такое неразделённая любовь?Как она изменяет его отношение к жизни, к людям?Неразделённая любовь возвышает или унижает человека?
Сила любви. На что способна любовь?В чём сила любви, как она проявляется в действиях человека, в отношениях к окружающим и к самой жизни?
В чём заключается ответственность перед любимым?Чем способен пожертвовать человек ради любимого?
Измена и любовь. Возможна ли измена в любви?Можно ли простить измену?
Корыстная любовь.Эгоизм в любви. Почему так легко использовать любовь в корыстных, эгоистических целях?Заслуживает ли уважения человек, играющий чувствами другого?
Семья, семейные отношения. Любовь как основа семейного счастья, благополучия.На каких отношениях должна строиться семья?Почему именно любовь – основа семейного счастья?Почему так важно взаимоуважение и доверие в семье?

Список произведений для аргументов.

Цитаты по теме.

Любовь как смысл жизни, источник счастья.

  • Без любви жить легче. …Но без нее нет смысла. (Л.Н. Толстой, русский писатель).
  • Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе! Даже не верится, что ты так умеешь любить. (А.П. Чехов, русский писатель и драматург).
  • Любовь – это то единственное, что обостряет ум, будит творческую фантазию, то, что очищает нас и освобождает. (Пауло Коэльо, современный бразильский прозаик и поэт).
  • Самая лучшая любовь - та, что пробуждает душу и заставляет стремиться к большему. Она воспламеняет наши сердца и усмиряет наш разум. (Ной Кэлхаун, герой романа «Дневник памяти» современного писателя Н. Спаркса).
  • Любить – это значит находить в счастье другого свое собственное счастье. Готфрид Лейбниц

Неразделённая любовь.

  • Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его. (А.С. Пушкин, русский поэт и писатель).
  • Из всех насмешек судьбы над человеком - нет убийственнее безответной любви . (А.М. Горький, русский писатель и драматург).
  • Как жаль, что тем,чем стало для меня твоё существование, не стало моё существованье для тебя. (И.А. Бродский, русский и американский поэт и писатель 20-го века).
  • Всякая любовь -счастье, даже если она не разделена. (И.А. Бунин, русский писатель и поэт).
  • Для человека, любящего безответной любовью, ни в чем нет радости. (Джон Ирвинг, современный американский писатель и сценарист).

Сила любви.

  • Настоящая любовь никогда не умрет. (Стивен Кинг, современный американский писатель).
  • Любовь – это сила, которая может сдвинуть горы. (Дин Кунц, современный американский писатель- фантаст).
  • Верная любовь помогает переносить все тяготы. (Ф. Шиллер, немецкий поэт и драматург 18-начала 19 вв.).
  • Велики силы любви, располагающие любящих к трудным подвигам, перенесению чрезвычайных негаданных опасностей. (Д. Боккаччо, итальянский поэт и писатель 14-го века).
  • Даря любовь другим, ты избавляешься от страхов; силой любви ты освещаешь пространство вокруг тебя, разгоняя тьму. (Ошо, индийский религиозный деятель 20-го века).

Ответственность перед любимым.

  • Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит . (М.А. Булгаков, русский писатель).
  • Если вы по-настоящему кого-нибудь любите, то кроме безмятежного счастья, которое дарит вам эта любовь, вы должны еще чувствовать ответственность за любимого человека.(Шарлотта Бронте, псевдоним Каррер Белл, английской поэтессы и романистки 19-го века).
  • Большая любовь - это всегда ответственность и забота, защита и опасение, думы о том, как устроить и облегчить жизнь для самого дорогого в мире существа. (И.А. Ефремов, советский писатель-фантаст 20-го века).
  • Забота и ответственность - составные элементы любви, но без уважения и знания любимого человека любовь вырождается в господство и собственничество. (Эрих З. Фромм, немецкий философ и психолог 20-го века).
  • Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. (Эрих З. Фромм, немецкий философ и психолог 20-го века).

Измена и любовь.

  • Благородное сердце не может быть неверным. (О. Бальзак, французский писатель 19-го века).
  • Чтобы сохранить любовь, надо не изменять, но из меняться. (К. Мелихан, современный российский писатель – юморист).
  • Если тебя предают и любовь твою ловко обращают в выгоду, то о какой человечности тут можно говорить? (Георгий Александров, учёный-философ 20-го века).
  • Изменчивый достоин ли любви? (Саади, персидский поэт 13-го века).
  • Дом – крепость, и нет прощения тому, кого лестью, посулами или обманом убедили открыть ворота постороннему. (Елена Ермолова).

Эгоизм в любви.

  • Любовь одна, но подделок под нее - тысячи . (Франсуа Ларошфуко, французский писатель-моралист 17-го века).
  • Пусть романтики спорят о том, существует ли любовь. Люди практически используют ее в своих целях. (Стивен Кинг, современный американский писатель).
  • Возможно, мы не способны любить именно потому, что жаждем быть любимыми, то есть хотим чего-то (любви) от другого, вместо того чтобы отдавать ему себя без всякой корысти, довольствуясь лишь его присутствием. (Милан Кундера)
  • Порой мы принимаем людей вокруг нас за лотерейные билеты, которые служат лишь для того, чтобы осуществить наши абсурдные мечты. (Карлос Луис Сафон, современный испанский писатель).
  • Корысть ненасытна . (Питтак, древнегреческий мудрец 7-6 вв. до н.э.)

Семья. Семейные отношения.

  • «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». (Л.Н. Толстой, великий русский писатель, философ педагог).
  • «Семья – это самое важное, что есть в мире. Семья – это самые прочные узы всей вашей жизни». (Джонни Депп, современный американский актёр, кинорежиссёр, сценарист).
  • «Для создания семьи достаточно полюбить. А для сохранения – нужно научиться терпеть и прощать». (Мать Тереза, католическая монахиня 20-го века, занималась помощью больным и бедным людям).
  • «В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу». (В. Сухомлинский, советский педагог-новатор, детский писатель 20-го века).
  • «В семейной жизни самый важный винт – это любовь». (А.П. Чехов, русский писатель, драматург).

Примечание.

Как работать с цитатами?

  • Можно выучить краткие цитаты, которые будут использованы в сочинении. За учебный год выучить наизусть 10 цитат (по две на каждое направление) – это, согласитесь, не так уж и сложно.
  • Цитаты содержат очень интересные мысли, в них авторы красиво высказываются по той или иной теме. Это своеобразные подсказки для сочинения. Вдумывайтесь в смысл цитат , учитесь перефразировать их, выделять в них главное и использовать в сочинении.
  • Обратите внимание на выделенные цитат. Их можно запомнить.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

1 Как эхо выстрела - в поля, За кругом круг: - Убил охотник журавля! - Разнёсся слух. - Убил!.. Убил!.. - весь небосвод Кричал о том. А как убил, охотник тот Уже потом Всё рассказал. Он говорил Не как всегда, А всё курил, курил, курил, Как ждал суда. В дыму повинные слова, Картуз, пиджак... - Ведь надо ж так, Лексаныч, а? Ведь надо ж так! Убил! За что, не знаю сам, Сорвал с крыла. А он и сердцу, и глазам Родней орла И ближе памятью своей. Не прав - поправь. Артист, конечно, соловей. А он, журавль, Трубач! Окликнет с высоты, С макушки дня, - И вдруг почудится, что ты Свояк, родня Всему, что есть. И эта грусть Не потому ль, Что ты однажды пал за Русь От стрел, от пуль И вот опять поднялся вдруг К труду, к добру... Ведь вот какая сила, друг, В его «кру-кру». 2 А я ударил по нему. Ведь надо ж так, - Себе ж, выходит, самому Первейший враг. Навскид ударил, не с плеча, А так - с руки. Не понарошке, сгоряча - И всё ж таки... И всё ж таки вот где-то тут Болит с тех пор, Как будто сам себя на суд, Под приговор Веду по совести своей Один, молчком. Веду... А он, зелёный змей, Бочком-бочком Ко мне и так вот на ушко: «Мужчиной будь. Нашёл по ком жалеть, Сашко. Заспи. Забудь. А коль заклинило - расклинь Тут, у стола, - Налей давай и опрокинь. И все дела! А гроши есть - по новой вжарь: Дымись, косей!.. Ты царь, скажи, или не царь Природы всей? А раз уж царь, тогда являй Себя всего. Ну, снял, ну, срезал журавля. И что с того? Так есть, так было испокон: Я в корень зрю. Закон? А что тебе закон? Тебе? Царю? Счихнуть - и боле ничего. Всем задом сесть... Была б жратва и ряшка - во! А совесть, честь Тебе, царю, зачем скажи? На кой? На что? Ты лучше встань и закажи Ещё по сто...» И так - ты веришь - день за днём В нутро мне лез, Гноил меня гнилым огнём, Как хворью лес. Чуть оклемаешься: «Пошли. - Опять он тут. - Жена? Да ты её пошли Туда, в закут, Как подобает мужику, Тебе, главе. Пошли, а сам кути, шикуй, Ночуй в траве. А с ночи встал - опять налей Не всклень, так взресь...» И вот уж чую, на нуле И сам я весь. Шагнул в болото - и не всплыл, Завяз на дне. 3 А знал бы ты, каким я был Там, на войне. Из «дегтяря», из пушки мог, Из ПТР. Жёг «фердинандов», «тигров» жёг, Жёг и «пантер». Мог по долинам, по горам Ползком-броском... А так за что бы нам сто грамм Давал нарком? Давал - солдат ли, офицер, С наградой - без. С одним условьем: был бы цел И чтоб в обрез, Ни грамма лишку - всем по сто, На фронт, на цепь. Приказ - гроза! Ну, разве что Какой рецепт По слову доктора... Но чтоб Как дурь велит? Тут старшина осадит: стоп! И замполит Заглянет в душу, как отец Родной тебе: «Ты ж Красной Армии боец...» И - нет ЧП, Нет образины - образ есть Твой и страны, Есть гнев святой - не злая месть... А с тем с войны Мы и пришли в простом хебе, В рябой кирзе, Пришли не сами по себе, С победой все. Пришли от всех военных вех, Столиц и сёл. С великой памятью о тех, Кто не пришёл. И не затем, чтоб на миру Похвастать, нет. Пришли с добром служить добру. Вот наш завет: Мир - всем. Не только нам и - вам На жизнь, на труд... И кто постарше - по домам, В Союз. А тут... 4 А тут, с какой ты стороны Ни глянь с колёс, Сплошной ожог на полстраны Дотла, до слёз. Бетон - в разлом, в размол - стекло, Пустырь нагой... Куда-то золото текло, А к нам - огонь. Огонь с ноги, с колёс, с крыла - Из-за креста, Чтоб ни двора и ни кола, Чтоб ни куста... Огонь с ремня, с пупка, с плеча, Сквозь грохот-свист... Его со всей Европы, чай, Сгорнул фашист, Сгорнул и клиньями - марш, марш! - За танком танк - На нас! А тут уж встал и наш Огонь. И так Из боя в бой, день изо дня, Из года в год - Сходились, бились два огня: Чья чью возьмёт! Огонь в огонь, пролом в пролом, Зола к золе... И всё на нашей в основном Живой земле. Сплошной ожог на полстраны! Эх, кабы знать, Кого позвать со стороны Помочь поднять, Отстроить, сладить эту жизнь?.. Где взять взаймы? У них? Да мы за их ленд-лиз - Опять же мы! - Платили кровью фронтовой В жару, в пургу. А им - ничто, им сверх того Гони деньгу, Гони в стальную их мошну, Из трюма - в сейф... Вот так и кончили войну: С победой - все. 5 - Да-а... - он помедлил чуть, вздохнул И снова: - Да-а... Ты, я слыхал, в Москву махнул, А я сюда. Сюда - на дедовский порог, К местам родным. Один пришёл из четырёх Жив, невредим. Один, за вычетом калек И кто в земле. Так что пришлось тянуть за всех, И в том числе... И в том числе - ты уж прости За прямоту - И за тебя пластал пласты, Вёл борозду, Пахал и сеял, хлеб возил От всей души. А на какие сам я жил Шиши-гроши? - Молчу. А тут ещё - налог: Терпи, село. Теперь-то что! А было ох Как тяжело. А было - ты уж извини, Скажу как есть, - Был голый хворост - трудодни, Корзинки плесть. А что в корзинки класть? К тому ж - Соображай - Два года кряду опаль, сушь, Неурожай... А в пятьдесят уже седьмом Качнулась весть: Мы там, на самом на самом Коньке небес. Мы там, мы там - вокруг Земли Наш спутник пел. Один в неезженой дали И - не робел. Ходил-звенел по небесам, Высокий наш. А вслед за ним Гагарин сам На тот этаж Взошёл - весь радостный такой, Весь мировой - От нашей силы заводской, От полевой. Взошёл, как всходит стебель ржи Сквозь тлен и прах... 6 Где сердце дерева, скажи? В его корнях. И это нет, не ах-стихи, Не гром-оркестр. Мотор, он тоже от сохи, От сельских мест, От этих вот борозд в поту, От скотных баз... Ведь кто, скажи, Караганду, Второй Донбасс, Поднял? А кто Кузнецк возвёл? Магнитогорск? Конечно - город, комсомол... Но вот вопрос: Откуда ж он такой большой, Рабочий класс? А всё от нас, где суп с лапшой, Где щи да квас. От нас - от этих вот полей На тот большак, - Кто по душе-мечте своей, А кто и так По спискам тем - в Караганду, На «Уралмаш»... Так что металл в своём роду Он тоже - наш В длину - цветной ли он, стальной - И в ширину, А в общем-целом - земляной. А взять войну...

Как эхо выстрела — в поля,
За кругом круг:
— Убил охотник журавля! —
Разнёсся слух.
— Убил!.. Убил!.. — весь небосвод
Кричал о том.

А как убил, охотник тот
Уже потом
Всё рассказал. Он говорил
Не как всегда,
А всё курил, курил, курил,
Как ждал суда.
В дыму повинные слова,
Картуз, пиджак…

— Ведь надо ж так, Лексаныч, а?
Ведь надо ж так!
Убил! За что, не знаю сам,
Сорвал с крыла.
А он и сердцу, и глазам
Родней орла
И ближе памятью своей.
Не прав — поправь.

Артист, конечно, соловей.
А он, журавль,
Трубач! Окликнет с высоты,
С макушки дня, —
И вдруг почудится, что ты
Свояк, родня
Всему, что есть. И эта грусть
Не потому ль,
Что ты однажды пал за Русь
От стрел, от пуль
И вот опять поднялся вдруг
К труду, к добру…

Ведь вот какая сила, друг,
В его «кру-кру».

А я ударил по нему.
Ведь надо ж так, —
Себе ж, выходит, самому
Первейший враг.
Навскид ударил, не с плеча,
А так — с руки.
Не понарошке, сгоряча —
И всё ж таки…

И всё ж таки вот где-то тут
Болит с тех пор,
Как будто сам себя на суд,
Под приговор
Веду по совести своей
Один, молчком.
Веду… А он, зелёный змей,
Бочком-бочком
Ко мне и так вот на ушко:
«Мужчиной будь.
Нашёл по ком жалеть, Сашко.
Заспи. Забудь.
А коль заклинило — расклинь
Тут, у стола, —
Налей давай и опрокинь.
И все дела!
А гроши есть — по новой вжарь:
Дымись, косей!..
Ты царь, скажи, или не царь
Природы всей?
А раз уж царь, тогда являй
Себя всего.
Ну, снял, ну, срезал журавля.
И что с того?
Так есть, так было испокон:
Я в корень зрю.
Закон? А что тебе закон?
Тебе? Царю?
Счихнуть — и боле ничего.
Всем задом сесть…
Была б жратва и ряшка — во!
А совесть, честь
Тебе, царю, зачем скажи?
На кой? На что?
Ты лучше встань и закажи
Ещё по сто…»

И так — ты веришь — день за днём
В нутро мне лез,
Гноил меня гнилым огнём,
Как хворью лес.
Чуть оклемаешься:
«Пошли. —
Опять он тут. —
Жена? Да ты её пошли
Туда, в закут,
Как подобает мужику,
Тебе, главе.
Пошли, а сам кути, шикуй,
Ночуй в траве.
А с ночи встал — опять налей
Не всклень, так взресь…»

И вот уж чую, на нуле
И сам я весь.
Шагнул в болото — и не всплыл,
Завяз на дне.

А знал бы ты, каким я был
Там, на войне.
Из «дегтяря», из пушки мог,
Из ПТР.
Жёг «фердинандов», «тигров» жёг,
Жёг и «пантер».
Мог по долинам, по горам
Ползком-броском…

А так за что бы нам сто грамм
Давал нарком?
Давал — солдат ли, офицер,
С наградой — без.
С одним условьем: был бы цел
И чтоб в обрез,
Ни грамма лишку — всем по сто,
На фронт, на цепь.
Приказ — гроза!

Ну, разве что
Какой рецепт
По слову доктора… Но чтоб
Как дурь велит?
Тут старшина осадит: стоп!
И замполит
Заглянет в душу, как отец
Родной тебе:
«Ты ж Красной Армии боец…»

И — нет ЧП,
Нет образины — образ есть
Твой и страны,
Есть гнев святой — не злая месть…

А с тем с войны
Мы и пришли в простом хебе,
В рябой кирзе,
Пришли не сами по себе,
С победой все.
Пришли от всех военных вех,
Столиц и сёл.
С великой памятью о тех,
Кто не пришёл.
И не затем, чтоб на миру
Похвастать, нет.
Пришли с добром служить добру.
Вот наш завет:
Мир — всем. Не только нам и — вам
На жизнь, на труд…

И кто постарше — по домам,
В Союз. А тут…

А тут, с какой ты стороны
Ни глянь с колёс,
Сплошной ожог на полстраны
Дотла, до слёз.
Бетон — в разлом, в размол — стекло,
Пустырь нагой…
Куда-то золото текло,
А к нам — огонь.

Огонь с ноги, с колёс, с крыла —
Из-за креста,
Чтоб ни двора и ни кола,
Чтоб ни куста…

Огонь с ремня, с пупка, с плеча,
Сквозь грохот-свист…

Его со всей Европы, чай,
Сгорнул фашист,
Сгорнул и клиньями — марш, марш! —
За танком танк —
На нас! А тут уж встал и наш
Огонь.
И так
Из боя в бой, день изо дня,
Из года в год —
Сходились, бились два огня:
Чья чью возьмёт!
Огонь в огонь, пролом в пролом,
Зола к золе…
И всё на нашей в основном
Живой земле.

Сплошной ожог на полстраны!
Эх, кабы знать,
Кого позвать со стороны
Помочь поднять,
Отстроить, сладить эту жизнь?..
Где взять взаймы?
У них? Да мы за их ленд-лиз —
Опять же мы! —
Платили кровью фронтовой
В жару, в пургу.
А им — ничто, им сверх того
Гони деньгу,
Гони в стальную их мошну,
Из трюма — в сейф…

Вот так и кончили войну:
С победой — все.

— Да-а… — он помедлил чуть, вздохнул
И снова: — Да-а…
Ты, я слыхал, в Москву махнул,
А я сюда.
Сюда — на дедовский порог,
К местам родным.
Один пришёл из четырёх
Жив, невредим.
Один, за вычетом калек
И кто в земле.

Так что пришлось тянуть за всех,
И в том числе…
И в том числе — ты уж прости
За прямоту —
И за тебя пластал пласты,
Вёл борозду,
Пахал и сеял, хлеб возил
От всей души.
А на какие сам я жил
Шиши-гроши? —
Молчу.
А тут ещё — налог:
Терпи, село.

Теперь-то что! А было ох
Как тяжело.
А было — ты уж извини,
Скажу как есть, —
Был голый хворост — трудодни,
Корзинки плесть.
А что в корзинки класть? К тому ж —
Соображай —
Два года кряду опаль, сушь,
Неурожай…

А в пятьдесят уже седьмом
Качнулась весть:
Мы там, на самом на самом
Коньке небес.
Мы там, мы там — вокруг Земли
Наш спутник пел.
Один в неезженой дали
И — не робел.
Ходил-звенел по небесам,
Высокий наш.

А вслед за ним Гагарин сам
На тот этаж
Взошёл — весь радостный такой,
Весь мировой —
От нашей силы заводской,
От полевой.
Взошёл, как всходит стебель ржи
Сквозь тлен и прах…

Где сердце дерева, скажи?
В его корнях.
И это нет, не ах-стихи,
Не гром-оркестр.
Мотор, он тоже от сохи,
От сельских мест,
От этих вот борозд в поту,
От скотных баз…

Ведь кто, скажи, Караганду,
Второй Донбасс,
Поднял? А кто Кузнецк возвёл?
Магнитогорск?
Конечно — город, комсомол…

Но вот вопрос:
Откуда ж он такой большой,
Рабочий класс?
А всё от нас, где суп с лапшой,
Где щи да квас.
От нас — от этих вот полей
На тот большак, —
Кто по душе-мечте своей,
А кто и так
По спискам тем — в Караганду,
На «Уралмаш»…
Так что металл в своём роду
Он тоже — наш
В длину — цветной ли он, стальной —
И в ширину,
А в общем-целом — земляной.

А взять войну…

Кто всем числом ушёл на фронт,
Как тот райком?
А наш мужской, колхозный род —
Весь целиком.
В семнадцать лет и в пятьдесят,
Минуя бронь,
Мужик-солдат, мужик-сержант —
Туда, в огонь.
Туда. И там — в огне с огнём —
Скажи, не так? —
Он — и пехота в основном,
И он же — танк.
Везде по всей передовой,
За рядом — ряд.
Чья пуля первая? Его.
А чей снаряд?
Его. У Волги ль, под Москвой,
Везде, где фронт, —
Он вполовину лёг, мужской
Колхозный род.
Лёг — и уже не отпросить
В обратный ход.

А тут нам атомом грозить
Стал берег тот.
И базы, базы — по кольцу,
Чтоб нас достать…

И снова городу-отцу
Деревня-мать
Свой уступила интерес —
В который раз! —
Подрост, какой он ни на есть, —
В рабочий класс,
В науку, в спорт… Нельзя поврозь
Среди людей.

Колхоз без города — что воз
Без лошадей.
Плуги, цемент, машины там,
Товары все —
Как ток живой по проводам,
К нам — по шоссе,
По большаку — на общий круг.
И — наконец! —
Пришёл и к нам он, ситный друг,
Рубль-молодец.
Пришёл и сразу же сместил,
Снял трудодень.
«Ещё, — как лектор известил, —
Одна ступень
Вперёд…»
Ну, то есть на подъём.
И нет, не врал.

Ты погляди, какой я дом
Срубил-сыграл,
Поднял! И чуть ли не с нуля.
Ступень? Ступень.
Рубль, он — силач! Но у рубля
Есть тоже тень.
А в той тени, хоть путь и прям, —
Остерегись! —
Там их, родимых, дыр и ям —
Что нор от крыс
В подспуд, где с той ещё поры
Дух тех времён…

Вот из одной такой дыры
И выполз он,
Тот самый змей, ему бы в пасть
Хо-ороший кляп.
А он — зигзагом — в барду шасть
И — как да кап!
И — бульк да бульк! — как из онуч,
В змеевики.
Ну а потом — ох и вонюч! —
За кадыки
Из стаканов, а иногда
Так — из горла…

Когда б не он, я б никогда
Не снял с крыла
Такую птицу. Что я — зверь
Иль злобный враг?
Вот и казню себя теперь.
А было как?

Всё расскажу про ту беду,
Лексаныч-друг,
Да только дай переведу
Немного дух.
Дай, как малому, по складам
Собраться мне.

Уж год, а я всё в мыслях там,
В том самом дне,
Стою на вырубке — продрог —
И впрямь как пень.
Добыча — тьфу! — один чирок
За целый день.
Один чирок на целый лес
Ещё с утра.
А день уже считай что весь.
Домой пора.
Закат в дожде всё гас и гас —
Светил едва…

Я флягу с пояса — и раз
Глотнул и два…
И телом слышу: потеплел.
Ожил казак.
И только это я успел,
Гляжу: косяк
Углом и прямо на меня:
Куда?! Назад!
Но где там. Лес тому судья:
Хмельной азарт
Опередил рассудок мой
Путём ствола
И кучной дробью по прямой
В излом угла,
В грудь головного журавля
Ударил — ах! —
И словно с мачты корабля
Высокий флаг
Сорвал…

И стал я самому
Себе — не свой.
Двустволку бросил — и к нему.
Гляжу: живой.
Живой! Поднял его к плечу
И так вот с рук
Туда, назад отдать хочу:
Лети, мол, друг.
Такое, нет, не позабыть,
Дышу пока.
Хочу, как на печь, подсадить
На облака.
«Ну, милый, ну… — Я так, я сяк. —
Ну, серый, ну…»

И вот уж, вижу, сам косяк
Скрал вышину
И каруселью по кольцу
То вверх, то вниз, —
И ветром крыльев по лицу
Хлобысть, хлобысть.
За кругом круг всё «кру» да «кру»,
Труба к трубе…

И стало мне уж вот как, друг,
Не по себе.
Все трубы в крик один слились,
В крик всей родни, —
Так жалковать умеют лишь
Одни они.
«Кру-кру!.. Кру-кру!..» — над головой,
Мороз в душе.

И я застыл, как сам не свой.
А ночь уже.
Уже не видно птиц самих
Сквозь морок-мрак…

А тут — представь! — он с рук моих,
Он — их вожак —
Раз протрубил, два протрубил
И в третий раз.
И до меня дошло: то был
Сигнал, приказ
Лететь — держать всё тот же курс
По той звезде
И землю нашу, нашу Русь,
Всегда, везде
Любить — в гостях ли, не в гостях —
И век, и миг…

И не ослушался косяк —
Ушёл, затих,
Истаял ветром вдалеке,
В дожде, в ночи…

И вдруг я слышу: на руке
Оно стучит,
Сердечко пленное его,
Туда-сюда,
Как у внучонка моего,
Когда беда,
Когда ударит над избой
Нежданный гром…

И я где чащей, где тропой
Бегом, бегом,
Как из огня, с передовой,
Быстрей, быстрей,
И Нюрке — на руки его,
Как медсестре.
А сам — была, мол, не была —
Ни врач, ни бог,
Обломок правого крыла
В обжим, в лубок,
И на денник — подранка. Там
Хоть — небосвод.
Насыпал проса к воротам,
Вдруг поклюёт.
И лишь потом уткнулся в сон,
Как в синь-туман…

А из тумана, вижу, он,
Мой брат Иван,
Идёт.
В петлицах — кубари
На голубом,
Идёт, касается зари
Высоким лбом,
Как будто с неба, где был сбит,
Из-за Днепра,
И прямо в сердце мне глядит:
«Ты что же, брат,
В своих-то бьёшь. Нехорошо.
Ты что, фашист?..»
И отодвинулся, ушёл, —
Высок, плечист.
Ушёл посмертно молодой,
Во цвете лет…
А я — за ним. Кричу: постой!
Во двор, в рассвет.
Он — на денник, и я за ним.
Рад и не рад.
Гляжу, а он уж недвижим,
Мой журка-брат,
Лежит — крылами на восток —
Как в пепле весь…

Вот с той поры я не ходок
В тот самый лес.
Там суд идёт. — Он глянул вверх,
В пустую синь.

— Не царь природы человек,
Не царь, а сын.