В каких произведениях маяковский осуждает. Сатирические произведения Маяковского (Второй вариант)

В 70-е годы Некрасов много и плодотворно работает в лироэпическом роде - жанре поэмы. Он продолжает начатое еще в предыдущий период свое крупнейшее произведение - «Кому на Руси жить хорошо», создает поэмы о декабристах - «Дедушка» и «Русские женщины», пишет сатирическую поэму «Современники». Первым по времени в ряду этих произведений была поэма «Дедушка».

Толчком для создания «Дедушки» послужило более раннее событие. В 1856 г. был объявлен манифест ссыльным декабристам. Воспользоваться императорской милостью спустя 30 лет после восстания смогли немногие. В их числе был бывший генерал Сергей Григорьевич Волконский - человек большого благородства и обаяния. В какой-то мере С. Г. Волконский был прототипом главного героя «Дедушки», хотя, разумеется, сходство этого героя с прототипом не следует преувеличивать. Образ дедушки предстает через строгую чистоту детского восприятия:

Раз у отца в кабинете,

Саша портрет увидал.

Изображен на портрете

Был молодой генерал.

«Кто это?» - спрашивал Саша,

Кто?.. Это дедушка твой.-

И отвернулся папаша,

Низко поник головой.

………………………………………

«Папа, чего ты вздыхаешь?

Умер он... жив? Говори!»

- Вырастешь, Саша, узнаешь.

«То-то... ты скажешь, смотри!..»

«Вырастешь, Саша, узнаешь!» - слышит мальчик и от матери. И вот дедушка появляется в родительском доме - несмотря на годы бодрый, красивый, с твердой поступью. Начинается знакомство и сближение деда и внука. В этих сценах в полной мере обозначен важнейший мотив поэзии Некрасова - чувство ответственности (не только личной, но и сословной) за судьбы народа, чувство вины и покаяния лучших людей привилегированного класса, побудивших их к открытому протесту и возмущению.

Порядочный человек не может быть счастлив, если вокруг него несчастны другие люди, особенно, если он сознает себя живущим за их счет - это настроение сближало «кающихся дворян» разных поколений, и связь поколений проявляется в страстном желании дедушки передать внуку выстраданный им опыт, свой самый заветный принцип - всегда дорожить честью.

В воспоминаниях дедушки важное место занимает рассказ о тарбагатайском «чуде» (заимствованный Некрасовым из «Записок декабриста» А. Е. Розена). Горсточку русских крестьян, старообрядцев сослали «в страшную глушь», таким парадоксальным образом предоставив самим возможность распоряжаться своей судьбой, не мешая им. Через год уже здесь стояла деревня (получившая название Тарбагатай), мужики запаслись «зверем из темного бора, рыбой из вольной реки», начали собирать хлеб с прежде бесплодной земли.

Та же идея преемственности различных поколений интеллигенции прослеживается и в «Русских женщинах». Недаром поэма «Княгиня М. Н. Волконская» имеет подзаголовок «Бабушкины записки» и адресована внукам:

Я им завещаю железный браслет...

Пускай берегут его свято:

В подарок жене его выковал дед

Из собственной цепи когда-то...

Так вновь возникает образ героя предыдущей поэмы, «дедушки».

Источник (в сокращении): Русская литературная классика XIX века: Учебное пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. - Воронеж: Родная речь, 2003

Поэма Некрасова "Дедушка" была написана в 1870 году. В ней рассказывается про маленького любознательного мальчика, который никогда в жизни не видел своего родного деда. Когда возникает их долгожданная встреча, выясняется, что когда-то дедушка был декабристом. Сейчас он возвращается из далекой ссылки.

Сюжет поэмы

Главный герой поэмы Некрасова "Дедушка" - это мальчик, которого зовут Саша. В первых строфах произведения он внимательно изучает портрет своего прародителя. На картине он в форме генерала, причем очень молодого человека. Но за всю свою жизнь Саша так ни разу его не видел.

При этом главного героя интересует судьба его родственника. Он регулярно спрашивает у родителей, почему нельзя увидеться с дедушкой. Ответ на это только один. Узнаешь и поймешь, когда вырастешь.

Спустя какое-то время в жизни Саши происходит радостное событие. Отец ему наконец сообщает, что совсем скоро они смогут увидеть дедушку. Мальчик весь в нетерпении, ему хочется увидеть старика, поговорить с ним. Но нужно подождать, дедушке предстоит проделать долгий путь, прежде чем они встретятся.

Встреча с родственником

Долгожданная встреча в поэме Некрасова "Дедушка" наконец происходит. Приехавшего издалека генерала в отставке встречают с радостью все родные. Саша сразу же интересуется, где он так долго пропадал.

Но, как ни удивительно, тот отвечает в точности так же, как и родители мальчика. Мол, узнаешь и поймешь, только когда вырастешь. Со временем они сильно сближаются. Оказывается, несмотря на большую разницу в возрасте, у дедушки и внука много общих тем и интересов. Они часто проводят время вместе, много гуляют и общаются.

История деда

В поэме Некрасова "Дедушка", краткое содержание которой вы сейчас читаете, рассказывается, что пожилой генерал много лет провел в деревне под названием Тарбагатай. Она была расположена в глуши, вдали от столиц и крупных городов. Туда власти массово ссылали всех неугодных им граждан.

По рассказам самого старика, это местность, расположенная за Байкалом, о которой мало кто знает или когда-нибудь слышал.

Жить в таком поселении любому человеку непросто. Но старому генералу помогло то, что он, невзирая на свое высокое звание, никогда не чурался самой обычной работы. В кратком содержании поэмы "Дедушка" Некрасова обязательно нужно описать, как он однажды поразил испуганного крестьянина: попросил у него плуг, мастерски продемонстрировав, как он с ним управляется. Эти истории очень удивляют теперь и его внука.

Дедушка в стихотворении Некрасова Н. А. сильно переживает за простой народ. Отмечая, правда, что сейчас ему стало немного полегче, а в будущем его участь должна стать еще краше. Вот в этом он нисколько не сомневается.

В результате бывший генерал пробуждает в своем юном и пытливом внуке настоящую тягу к науке и знаниям, мальчик начинает с интересом учиться. Вскоре приходят и первые успехи.

В самом конце поэмы Н. Некрасова "Дедушка" старый генерал признает, что теперь мальчик готов узнать его печальную историю, напрямую связанную с прошлым страны. Так все читатели поэмы "Дедушка" Некрасова Н. А. понимают, в чем был секрет генерала. Он выступил на стороне декабристов. После этого был отправлен в ссылку на много лет.

Как создавалась поэма

В 1870 году впервые увидела свет поэма Николая Некрасова "Дедушка". Начало действия этого поэтического произведения отсылает нас в 1856 год, когда был издан манифест, согласно которому декабристы получили право возвращаться в родные города и поселения из продолжительной ссылки.

В такой же ситуации оказывается и пожилой герой. Стоит отметить, что это собирательный образ. Хотя, по мнению исследователей, у него есть конкретный прототип. Это Сергей Волконский, который приехал из ссылки в 68 лет, будучи глубоким стариком. Но при этом, как признавали окружающие, оставался статным и красивым.

Экс-генерал Волконский, вернувшийся, естественно, разжалованным, очень любил разговаривать с мужиками, что отмечали многие окружающие. Интересно, что крестьянские дети его так и называли - дедушка.

Еще одним прототипом персонажа поэмы Некрасова "Дедушка", анализ которой приведен в этой поэме, является Михаил Бестужев. Он также вернулся из продолжительной ссылки. В 1869 году Некрасов какое-то время близко с ним общался.

Примечательно, что у поэмы есть посвящение Зинаиде Николаевне Некрасовой. В то время она была гражданской женой поэта.

Анализ поэмы "Дедушка" Некрасова

Произведение, которому посвящена эта статья, исследователи относят к реалистичным поэмам. При этом из соображений цензуры, которые существовали в то время в России, автор не указывает прямо, что пожилой герой является декабристом. Формально их деятельность и в то время была под запретом, ведь они обвинялись в попытке свержения государственного строя.

Однако все читатели понимают, о чем идет речь. В качестве подсказок читателю служит то, что дедушка постоянно мечтает о свободе и о том, чтобы богатым был русский народ. При этом обещает, что и солдатам, и крестьянам вскоре заживется намного легче. В этой части поэмы содержится прямой намек на грядущие реформы Александра II, которых в то время ожидали многие представители прогрессивной общественности.

Характеристика главного героя

Некрасов в своей поэме применяет интересный литературный прием. Читатель видит дедушку-декабриста глазами его внука. Причем перед мальчиком проходит вся жизнь доблестного военного.

Сначала он - один из героев освободительной Отечественной войны 1812 году, когда русской армии удалось победить французов. В их доме висит портрет молодого дедушки, на котором он уже стоит в генеральской форме.

Со временем главному герою становится известно, что его дедушка окружен некой печальной и неизвестной тайной. Так глазами главного героя, юного мальчика, узнаем еще одного главного персонажа - его дедушку. Можем понять и догадаться, кем он был в действительности.

Со временем мама Саши начинает ему подробно рассказывать о том, какими качествами обладает его дедушка. Это смелость, доброта, но при этом глубокая внутренняя трагедия.

Когда он, наконец, приезжает откуда-то издалека, всем становится поначалу ясно, что он со всем примирился. Но все дальнейшие события, которые происходят в этом произведении, приводят к мысли, что это совсем не так.

Декабристы

Благодаря исторической основе поэмы Некрасова "Дедушка", которая нам хорошо известна из школьного курса истории, мы знаем, кто такие были декабристы. Одно из их главных отличий от других революционеров и противников режима состоит в том, что практически все было построено исключительно на идеологических и идеализированных соображениях.

Поэтому, даже спустя много лет, дедушку не отпускает мысль о мести и такой необходимой всеобщей народной свободе. Поэтому он даже как-то призывает самого Сашу беречь свою честь и отомстить за обиды, нанесенные ему много лет назад. Некоторым исследователям творчества Некрасова он напоминает библейского героя, который страдает за свой народ. Подобострастно к нему относятся и все родные в реальности. Родной сын падает в ноги, мать Саши начинает бережно и аккуратно расчесывать седые кудри. Саша с интересом и благоговением расспрашивает о ранах, которые есть у дедушки на руке и ноге.

Описывая портрет пожилого героя, поэт не жалеет ярких эпитетов. Он упоминает, что дедушка был древним по возрасту, но при этом все еще оставался красивым и бодрым. У него были целы практически все зубы, а осанка и поступь нисколько не потеряли своей твердости за годы ссылки. Седые кудри и борода, искренняя улыбка придавали его образу особый шарм.

Есть, кстати, в поэме и некоторые черты в описании героя, которые также совпадают с внешностью библейского персонажа. В частности, встречаются перепевы с библейскими фразами о том, что имеющий уши обязательно услышит, а имеющий глаза обязательно увидит.

Природа в поэме

Пристальное внимание в поэме Некрасова уделено окружающей природе. Дедушка подолгу гуляет с внуком, сравнивая ту красоту, которая их окружает, с глухой и безлюдной природой в местах, в которых он отбывал свою ссылку. При этом бывший генерал, несмотря на свой высокий в прошлом статус, ведет себя очень просто. Охотно общается с мужиками. При этом практически ни минуты не может оставаться без дела. Он постоянно что-то чинит, ремонтирует, пашет, копает грядки, тачает, плетет. Всегда быть чем-то занятым он привык за все время, которое провел в ссылке.

К народу его тянет еще и благодаря проникновенному песенному творчеству. Временами он затягивает песни про декабристов и их ссылку. Стоит отметить, что и сам Некрасов посвятил не одно свое поэтическое произведение Волконской или Трубецкой, а сама поэма "Дедушка" открывает целый цикл его поэм, посвященных декабристам.

Некрасов вкладывает свои самые сокровенные мысли в уста дедушки. Так, старик рассуждает, что успешна только та страна, в которой население не ведает, что такое тупая покорность. А верит только в добрую и истинную силу, разум и единодушие. С помощью своего престарелого героя Некрасов сам взывает к читателю, отмечая, что горе и несчастье ждут отсталую и разоренную страну.

Отрицательные персонажи

Интересно, что в этой поэме хватает отрицательных героев. Описывая их несправедливости по отношению к народу, поэт часто прибегает к метафорам. Например, пишет, что господа и чиновники разных мастей просто давят сок из народа.

А вот подьячие, по его меткому выражению, подлые.

Художественные средства

Описывая подьячих и других власть имущих, он их сравнивает с алчной стаей хищников, которые отправляются в неправедный поход против народа, приближая собственную отчизну к неминуемой гибели.

Достается от Некрасова в этом произведении и военным начальникам. Они, по его словам, зазря зверствуют, вгоняя в пятки души солдат так, что после этого зубы их подчиненных сыплются градом. А в строю они даже не позволяют им дышать. В данном случае Некрасов применяет такой распространенный стихотворный прием, как гипербола.

Основная мысль поэмы

Понять основную мысль этого произведения помогает описание исторической поэмы Некрасова "Дедушка". Ее ключевая тема - это необходимость передать новым поколениям ценности, которые истинны с точки зрения автора и главных героев, в первую очередь - самого отставного генерала. А это счастье и абсолютная народная свобода, богатство и процветание государства.

Некрасов пытается донести до читателя свою главную мысль - дело декабристов не погибло. Оно по-прежнему живо и имеет большое количество последователей. Его продолжают вести новые не менее образованные и патриотичные представители молодежи.

Композиция поэмы

Поэтическое произведение Николая Некрасова состоит из 22 небольших глав. Интересно, что сразу несколько из них заканчиваются одинаковым рефреном: "Вырастешь, Саша, узнаешь". А еще несколько глав различными риторическими вопросами: "Кто? Кто же имеющий душу мог это вынести?"

По размеру поэма сравнительно небольшая, при этом ее действие охватывает несколько лет. Все начинается с вопроса, который совсем маленький мальчик Саша задает про своего дедушку, которого увидел на портрете.

Завершается поэма искренним желанием Саши узнать печальную историю своего престарелого родственника.

Есть в поэме несколько вставных эпизодов, в которых дедушка пускается в рассказы о поселениях в Сибири, которые он там встретил.

Сама поэма написана поэтом трехстопным дактилем. Женская рифма в ней чередуется с мужской.

Стихотворение «Прозаседавшиеся» было создано поэтом в 1922 году. Тогда Маяковскому стало понятно, что революция, на которую были возложены такие большие надежды, не могла искоренить негатива, столетиями копившегося в государстве. Именно тогда поэт решил, что лучшим способом борьбы с этими отрицательными явлениями и будет сатира.

Название

Подготовить анализ «Прозаседавшихся» Маяковского школьнику не составит труда, ведь стихотворение читается легко. При знакомстве с произведением читателю сразу же бросается в глаза его название. Ведь, как и в любом другом художественном творении, название наделено большой смысловой нагрузкой. Однако в этом произведении оно задает весь эмоциональный тон.

У читателя сразу же возникает образ утомленных людей, которые мучимы усталостью от долгого заседания, так как они потратили очень много времени, но ничего не смогли достичь. Слова, которым поэт озаглавил свое стихотворение, в действительности в русском языке не существует. Это неологизм, специально выдуманный Маяковским по той модели, которая уже существует в русском языке (точно так же построены и слова «прослушавший», «просмотревший»). Иными словами, данное понятие обозначает, что некто производил определенные действия, однако не добился нужного результата.

Кого высмеивает поэт

В анализе «Прозаседавшихся» Маяковского можно упомянуть, что в своем произведении автор высмеивает бюрократов. Эта прослойка населения была объектом сатиры еще для Гоголя и Салтыкова-Щедрина, однако теперь, в послереволюционное время, их деятельность лишь приобрела немного другую окраску. Поэт упоминает в своем произведении названия различных организаций - «-полит», «-просвет», «-ком». И читателю становится понятно, что количество этих заведений не окупается качеством.

Метафора в произведении

В анализе стиха «Прозаседавшиеся» Маяковского следует рассказать и о применении метафоры. Поэт использует этот прием в выражении «дела бумажные», чтобы усилить впечатление. Ведь так сразу же представляется ворох различных документов, многочисленных вопросов, которые несчастные бюрократы должны решить в течение рабочего дня. Поэт мастерски формирует образ государственной машины, которая создает совершенно ненужные и непонятные простому смертному законы. А он между тем является тем «винтиком», до которого никому нет никакого дела.

Преувеличение

Анализ «Прозаседавшихся» Маяковского заставляет задуматься над тем, каких масштабов достигает бюрократия. Герой произведения не может в течение долгого времени получить аудиенцию, чтобы решить свой вопрос, поскольку некто Иван Ваныч постоянно занят решением каких-то глобальных вопросов.

Поэт упоминает одну из главных черт бюрократии в советскую эпоху - это абсурдность. В своем стихотворении он описывает, как проводится целое заседание по поводу приобретения «склянки чернил». Это преувеличение призвано еще раз подчеркнуть, каких масштабов достигла бюрократия в эпоху СССР.

Также нужно отметить и еще одну немаловажную деталь: заседание происходит в семиэтажном здании. То есть только такая огромная постройка может вместить всех бюрократов. Также гиперболизировано и последнее заседание, на котором опять исчезает Иван Ваныч: «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком». С помощью этого преувеличения поэт подчеркивает, что чиновников не волнует, по какому именно вопросу заседать - важен сам факт собрания.

Гротеск

Подготавливая анализ «Прозаседавшихся» Маяковского, нужно упомянуть и о таком приеме в произведении, как гротеск. Кульминация произведения приходится на тот момент, когда его главный герой, наконец, в ярости врывается в зал заседания. Здесь уже Маяковскому недостаточно гиперболы, чтобы описать происходящее, и он использует прием гротеска. Читатель видит ужасающую картину: «…сидят людей половины». Герой стихотворения шокирован, ведь воображение нормального человека не способно вместить описываемую картину. Простой человек не может вообразить себе, что, для того чтобы успевать одновременно на два бюрократических заседания, он должен раздвоиться.

Проще всего сделать анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского по плану. Многоплановость произведения в том, что оно является и сатирическим, и содержит в себе фантастический гротеск, и описывает актуальные проблемы общества. Также стоит отметить тот факт, что для присутствия на заседании не обязательна верхняя часть туловища, где находится голова. Нижняя половина спокойно присутствует на этом собрании. Поэт этим хочет подчеркнуть, что для советских бюрократов вовсе не важен сам процесс заседания, главное - на нем присутствовать. Значение имеет только форма, а не содержание.

Эпитеты

Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского необходимо дополнить и описанием эпитетов. В своем произведении автор описывает кошмар, который испытывает главный герой произведения, в мучениях пытающийся осмыслить все то, что вокруг него имеет место. Поэт использует немало литературных средств выразительности, чтобы донести до читателя, что происходит с его героем. Эпитеты «взъяренный», «дикие» указывают на то, что главное действующее лицо уже дошло до точки кипения из-за нелепости бюрократии.

С помощью метафоры «врываюсь лавиной» поэт подчеркивает решимость своего героя, которая полностью его захлестывает. Деепричастие «изрыгает» (проклятия) сразу же вызывает ассоциации с настоящим диким зверем, а может быть, и драконом. Этим поэт еще больше усиливает преувеличенность, гротескность описываемой ситуации.

Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского по плану

План анализа произведения может быть приблизительно таким:

  1. Название и автор.
  2. Основная мысль (сформулирована в качестве афоризма, мечты о том, чтобы заседания были искоренены).
  3. Тема (гневное обличение бюрократии).
  4. Жанр (здесь это фельетон в стихотворной форме).
  5. Эмоциональное воздействие на читателя.
  6. Особенности композиции.
  7. Художественные средства.
  8. Впечатление школьника.

Характеристика главного героя

Герой стихотворения заинтересован не только в том, каким образом будет рассматриваться его дело, но и тем, что будет со всей этой бюрократической системой. Он является романтиком, который пытается уйти от действительности в свои мечты, ведь поэт пишет, что он еще способен увидеть «рассвет ранний» и «утро». И он мечтает о том, что когда-нибудь эта жизнь изменится.

Вывод

Мы рассмотрели анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского. Кратко состояние лирического героя в конце произведения можно описать так: он уверен, что бюрократия - это страшная болезнь, и в своем желании бороться с ней не знает других средств кроме тех, что предлагает само государство.

Однако, говоря о своей мечте, главный герой стихотворения даже не замечает, что сам уже является составляющей частью этой нелепой чиновничьей машины, поскольку она превозмогла его и заставила жить по собственным законам. Это видно по его восклицанию в заключительной части стихотворения, где он мечтает о «заседании» по случаю «искоренения всех заседаний». Даже тот язык, которым главный герой выражает свою мечту, тоже становится канцелярским. Так поэт осуждает ту часть общества, которая отреклась от результатов революции и посвятила свою свободу лишь формальному воплощению ее идей.

Сатира занимает особое место в творчестве Маяковского. Первые сатирические произведения были напечатаны еще до революции на страницах журнала «Новый Сатирикон». Это были пародийные «гимны» — «Гимн здоровью», «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн критику» и др.

После революции и в годы гражданской войны Маяковский работал в «Окнах РОСТА», где создал жанр подписи — едкой, хлесткой, язвительной — под шаржами и сатирическими кар­тинками. Позже Маяковский пишет целый цикл сатирических стихотворений: «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Бюрократиада».

В них он изображает разные типы советских мещан, приспособ­ленцев, бюрократов, подлиз. Социальный порок концентрируется в одном герое, образ которого, как правило, гипертрофирован, гротесковый. В «Маяковской галерее» сатирические портреты создаются по принципу «социальной маски». Это и портреты политических деятелей капиталистического мира («Муссолини», «Керзон», «Вандервельде»), и образы, воплощающие типичные пороки советского общества («Халтурщик», «Столп», «Подли­за», «Сплетник», «Ханжа» и др.).

Маяковский использует все средства сатиры — от иронической насмешки и язвительного сарказма до соединяющего реальное с фантастическим гротеска. В стихотворении «О дряни» поэт издева­ется над запросами новых советских мещан, которые не простира­ются дальше желания иметь «тихоокеанские галифища» и «фигу­рять» в платье «с серпами и молотами» «на балу в Реввоенсовете». Он раскрывает «нутро» советских обывателей, которые, воспри­няв антураж, поверхностные приметы принадлежности новому времени и социалистическому строю, в сущности остались обыкновенными буржуазными мещанами и приспособленцами.

Новый, рожденный советской властью порок показан в стихо­творении «Прозаседавшиеся». Заседания по всякому поводу («На­счет покупки склянки чернил»), придающие значимость вчераш­нему рабу, а сегодня чиновнику, высмеиваются зло и едко, а сами «заседатели» предстают в гротескном виде: и вижу,

Сидят людей половины,

О, дьявольщина!

Где же половина другая?

Ситуация доведена до абсурда, чтобы показать нелепость само­го явления. Наиболее ярко сатирический талант Маяковского вы­разился в пьесах «Клоп» и «Баня». В комедии «Клоп» поэт воспро­извел сатирически многие приметы периода нэпа. Бывший рабо­чий, а ныне перерожденец Петя Присыпкин заменил свое «не­благозвучное» имя по западному образцу, став Пьером Скрипкиным. Маяковский высмеивает мещанские, пошлые по сути пре­тензии героя. Вершиной его мечтаний становится женитьба на дочке нэпманши Эльзевире Ренессанс, чтобы «у тихой речки отдохнуть». Этот «новый» герой — «не мелкота какая-то», по его собственным словам, он большим интересуется: «Мне зеркальный шкаф пода­вай!» В пьесе герой постоянно саморазоблачается. Его претензии быть героем нового времени терпят крах.

Второе действие пьесы, когда через 50 лет, т.е. в 1979 г., раз­мораживают Присыпкина, — это метафора. Жители будущего держат Присыпкина в изолированной клетке как вредный экс­понат зоосада. Он — «страшный человекообразный симулянт» — «обывателиус вульгарис», сродни «клопу обыкновенному». Та­кая условность позволила Маяковскому выразить оптимистиче­скую уверенность в том, что в будущем такие «клопы» отомрут.

Пьеса «Баня» направлена против бюрократизма, давящего всякую живую мысль. Главначпупс (главный начальник по управ­лению согласованием) Победоносиков — тупое существо, во­зомнившее себя Наполеоном, способным распоряжаться судь­бами других. Не видя возможности расправиться с бюрократиз­мом в то время, Маяковский прибегает к условно-фантастическому перенесению в будущее. Фосфорическая женщина — по­сланница этого будущего — отказывается брать в него Победо­носикова и его «верного оруженосца» Оптимистенко.

Никакие другие произведения русских поэтов так не изобилуют иронией и насмешками, как творчество Владимира Владимировича Маяковского. необычайно остра, злободневна и в основном социально направлена.

Биографическая справка

Родиной Маяковского была Грузия. Именно там, в селе Багдады, и родился 17 июля 1893 года будущий поэт. В 1906 году, после смерти отца, переехал в Москву с матерью и сестрами. За активную политическую позицию несколько раз попадает в тюрьму. Заканчивает Еще в студенческие годы начинается футуристический путь Маяковского. Сатира - наряду с эпатажем и бравадой - становится отличительной чертой его поэзии.

Однако футуризм с его нигилистическим протестом не мог полностью вместить всю силу писательского слова Маяковского, и темы его стихотворений быстро стали выходить за пределы избранного направления. Все больше и больше слышался в них социальный подтекст. Дореволюционный период в поэзии Маяковского имеет два ярко выраженных направления: обличительно-сатирическое, вскрывающее все недостатки и пороки гибельное, за которым ужасная действительность уничтожает человека, воплощающего идеал демократии и гуманизма.

Таким образом, сатира в творчестве Маяковского на самых ранних этапах творчества стала отличительной чертой поэта среди товарищей по литературному цеху.

Что такое футуризм?

Слово «футуризм» образовано от латинского futurum, означающего «будущее». Так называют авангардистское направление начала XX века, отличающееся отрицанием прошлых достижений и стремлением к созданию чего-то кардинально нового в искусстве.

Особенности футуризма:

  • Анархичность и бунтарство.
  • Отрицание культурного наследия.
  • Культивирование прогресса и индустрии.
  • Эпатаж и пафос.
  • Отрицание устоявшихся норм стихосложения.
  • Эксперименты в области стихосложения с рифмой, ритмикой, ориентация на лозунги.
  • Создание новых слов.

Все эти принципы как нельзя лучше отражены в поэзии Маяковского. Сатира органично вливается в эти новшества и создает уникальный стиль, присущий поэту.

Что такое сатира?

Сатира - способ художественного описания действительности, задача которого состоит в обличении, осмеянии, нелицеприятной критике общественных явлений. Сатира чаще всего пользуется гиперболой и гротеском для создания искаженного условного образа, олицетворяющего неприглядную сторону действительности. Ее основная характерная черта - ярко выраженное отрицательное отношение к изображаемому.

Эстетическая направленность сатиры состоит в культивации главных гуманистических ценностей: доброты, справедливости, истины, красоты.

В русской литературе сатира имеет глубокую историю, корни ее можно найти уже в фольклоре, позднее она перекочевала на станицы книг благодаря А. П. Сумарокову, Д. И. Фонвизину и многим другим. В XX веке сила сатиры Маяковского в поэзии не знает себе равных.

Сатира в стихах

Уже на ранних этапах творчества Владимир Маяковский сотрудничал с журналами «Новый сатирикон» и «Сатирикон». Сатира этого периода имеет налет романтизма и направлена против буржуазии. Ранние стихотворения поэта часто сравнивают с лермонтовскими из-за противопоставления авторского «Я» окружающему обществу, из-за ярко выраженного бунта одиночества. Хотя и в них отчетливо присутствует сатира Маяковского. Стихи близки футуристическим установкам, очень самобытны. Среди таковых можно назвать: «Нате!», «Гимн ученому», «Гимн судье», «Гимн обеду» и т. д. Уже в самих названиях произведений, особенно это касается «гимнов», слышна ирония.

Послереволюционное творчество Маяковского резко меняет свою направленность. Теперь его герои - не сытые буржуи, а враги революции. Стихотворения дополняются лозунгами и отражающими окружающие перемены. Здесь поэт проявил себя как художник, так как многие произведения состояли из стиха и рисунка. Эти плакаты вошли в серию «окна РОСТА». Их персонажи - безответственные крестьяне и рабочие, белогвардейцы и буржуи. Многие плакаты обличают пороки современности, которые остались от прошлой жизни, так как послереволюционное общество кажется Маяковскому идеалом, а все плохое в нем - пережитки минувшего.

Среди самых известных произведений, где достигает своего апогея сатира Маяковского, - стихи «Прозаседавшиеся», «О дряни» «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе». Поэт использует гротеск для создания абсурдных ситуаций и часто выступает с позиции разума и здравого понимания действительности. Вся сила сатиры Маяковского направлена на разоблачение недостатков и уродств окружающего мира.

Сатира в пьесах

Сатира в творчестве Маяковского не ограничивается стихотворениями, она проявилась и в пьесах, став для них смыслообразующим центром. Самые известные из них - это «Клоп» и «Баня».

Пьеса «Баня» написана в 1930 году, и уже с определения ее жанра начинается авторская ирония: «драма в шести действиях с цирком и фейерверком». Конфликт ее состоит в противостоянии чиновника Победоносикова и изобретателя Чудакова. Само по себе произведение воспринимается легко и забавно, однако в нем показана борьба с бессмысленной и безжалостной бюрократической машиной. Конфликт пьесы разрешается очень просто: из будущего прибывает «фосфорическая женщина» и забирает лучших представителей человечества с собой, туда, где царит коммунизм, а бюрократы остаются ни с чем.

Пьеса «Клоп» написана в 1929 году, и на ее станицах Маяковский ведет войну с мещанством. Главный герой, Пьер Скрипкин, после несостоявшейся женитьбы чудесным образом попадает в коммунистическое будущее. Невозможно четко понять отношение к этому миру Маяковского. Сатира поэта нещадно высмеивает его недостатки: работу выполняют машины, любовь искоренена... Скрипкин кажется здесь самым живым и настоящим человеком. Под его влиянием общество постепенно начинает разрушаться.

Вывод

Владимир Владимирович Маяковский становится достойным продолжателем традиций М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. В. Гоголя. В стихах и пьесах ему удается метко обозначить все «язвы» и недостатки современного писателю общества. Сатира в произведениях Маяковского несет ярко выраженную направленность на борьбу с мещанством, буржуазией, бюрократией, нелепостью окружающего мира и его законов.