В какой стране идет работорговля неграми. Арабская работорговля в африке

Если судить по количеству стран, принимавших участие в торговле рабами, для европейцев это дело должно было быть как выгодным бизнесом, так и, принимая во внимание его длинную продолжительность, привычным образом жизни. Но даже несмотря на это в некоторых портах, таких как Нант, сами торговцы невольниками не спешили называть вещи своими именами — вместо использовали завуалированные термины, такие, например, как «дело». А что же африканцы? Были ли они просто жертвами, или сознательными и покладистыми партнерами в организации бизнеса на тех условиях, с которыми были прекрасно осведомлены?

СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ

Вокруг места, занимавшего африканцами в торговле рабами, всегда шли жаркие дебаты. Долгое время работорговцы цеплялись за неотразимое, по их мнению, доказательство, что у африканцев продажа их юношей была обычным делом, и что будто, если бы европейцы отказались покупать у них рабов, то другие люди — имелись в виду в том числе и арабы, которые тоже практиковали черное рабство — немедленно бы это сделали. В наше время африканская интеллигенция и государственные деятели утверждают, что этот обмен всегда был неравноценный (людей покупали за мелочи), и европейцы всегда прибегали к насилию, чтобы склонить африканцев к сотрудничеству против их воли.

Для историков все это не выглядит так уж и просто и прежде всего потому, что наши современные критерии отличаются от тех, что были 500, и даже 150 лет назад. Мы считаем, что достаточно было и одного раба перевезти на корабле через Атлантику, и это уже много. Но думали ли африканцы так же? Во-вторых, торговля, которая длилась почти четыре столетия, была очень сложным процессом, к которому принадлежало все разнообразие отношений власти и соответствующих участников; интересы последних и их реакции со временем не могли не подвергаться изменениям. Все это натолкнуло британского историка Бейзиля Дэвидсона на высказывание в том плане, что «идея о навязанной Европой Африке работорговле ни на чем в истории не основывается… она такая же безосновательна, как и утверждение европейцев, что институт рабства был в какой-то степени специфическим для Африки».

ОТ НАПАДЕНИЯ НА РАБОВ К ТОРГОВЛЕ РАБАМИ

Первый способ, которым европейцы начали захватывать африканских рабов, был простым похищением. Поразительные примеры можно найти в знаменитой Cronica dos Feitos da Guine (Хронике открытия и покорения Гвинеи), которую в середине пятнадцатого века написал португалец Гомес Инес де Зурара. Когда европейцы высадились на африканских берегах, они начали останавливаться в местах, которые казались подходящими для их дела, и оттуда шли охотиться на людей. Однако, сама по себе эта акция была достаточно опасна, чему доказательство — резня, в которой погибли почти все члены экспедиции, руководимой Нуно Тристао, у полуострова Keн Верт на территории современного Сенегала. Это не единственный случай такой резни, но он, конечно, доказывает, что африканцы решительно боролись против своего порабощения.

Недостатком подобных нападений становилась, вероятно, не прогнозируемость порабощения; таким образом, не удавалось удовлетворить растущую потребность в рабах, ведь плантации и рудники Америки требовали все новой и новой рабской силы.

Первыми от простого захвата пленных к активной торговли рабами перешли португальцы, по указанию, которое в 1444 году дал принц Генри Мореплаватель; вслед за ними к этой практике — до конца пятнадцатого века — прибегали португальские суверены. Однако, даже если эта торговля стала обыденщиной, нападения продолжались, обеспечивая торговцам рабами дополнительный источник поставок. Так называемая «пиратская» торговля — при которой корабли с рабами курсировали вдоль побережья и захватывали все новых и новых рабов, пока не укомплектуют определенной партии — часто брала формы вооруженных нападений на деревни, расположенные вблизи моря. Страны, втянутые в торговлю рабами, нередко начинали с организации подобных акций, — так было в первой половине семнадцатого века с первыми кораблями, прибывшими из «двенадцати колоний» (в будущем — Соединенных Штатов Америки).

Однако, в то время ведущие европейские нации наложили на работорговлю определенные этические ограничения. Англичане, португальцы и французы согласились выработать общую декларацию, по которой работорговля считалась бы узаконенной только в том случае, когда речь шла о рабах должным образом проданных африканцами. Вдоль побережья были построены форты, чтобы организовать торговлю и одновременно посеять среди африканцев здоровое чувство страха. Идея, которую они воплощали, была вполне недвусмысленная: «Продавайте нам рабов — и тогда мы позволим вам выбирать их по своему усмотрению — иначе мы возьмем нужных нам рабов наугад».

Итак, работорговля представляла собой тип односторонних отношений, возникших и сложившихся под угрозой силы. Еще раз мы согласимся с Бейзилем Девидсоном, когда он говорит: «Африка и Европа были вместе втянуты… Но Европа здесь доминировала, она сформировала и ускорила работорговлю и постоянно возвращала это дело в пользу европейцам и в ущерб Африке».

ДЕЛА ОБЩЕСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И РОДОВЫХ.

Работорговля, в период расцвета, воспринималась африканцами как своеобразный дьявольский заговор, обрекающий их или быть соучастниками, или погибнуть. Итак, почти все родовые или государственные общества африканского побережья были принуждены к тому, чтобы втянуться в торговлю рабами. Они это делали разными способами и в разных условиях, что существенно отличались в разных местностях и в разные периоды времени.

Общественная история в колониальной Африке показывает, что рабство было распространенным институтом в тех государствах, где — иногда — уже была своя собственная, домашняя торговля рабами — по причинам военным или экономическим. Однако надо понимать определенную разницу между теми государствами, которые поддерживали связи с окружающим миром, и теми, которые этого не делали. Первые были проворнее и лучше подготовленными к вступлению в процесс торговли рабами. Так было с государствами, окружавшими пустыню Сахара; они уже имели опыт продажи рабов — наряду с другими товарами — своим арабским и берберийским партнерам, а те фактически продолжали перепродавать некоторых из них европейцам.

Летописец Альвизе де Када Мосто, участвовавший в португальской экспедиции в Сенегамбию в 1455-1456 г., писал, что местные суверены были большими мастерами пользоваться с того нового соревнования, которое распространялось между торговцами транс-Сахары и Атлантики на предмет продажи одних рабов арабам и берберийцам в обмен на лошадей, а других рабов — португальцам в обмен на европейские товары.

Совсем другая была ситуация в тех государствах, которые не имели торговых связей с окружающим миром, их роль в работорговле указывает на неверное и противоречивое отношение к проблеме и на трудности, с которыми они сталкивались. Типичный пример составляет королевство Конго, одно из самых мощных в Африке на время его столкновения с португальцами в конце пятнадцатого века. С точки зрения современных историков, экономическое, политическое и социальное положение Конго было на одном уровне с Португалией. Со времен первых контактов аристократия Конго начала приобщатся к христианству, и король считал должным обращаться к португальскому королю — «брат мой». Но дело в том, что торговля рабами уже началась, с нарушением соглашений, как условных, так и формальных, которые заключили между собой эти два государства. И до сих пор сохранилось немало писем, где король Конго протестовал против захвата рабов, в частности членов благородных семей.

Но и сейчас есть определенные противоречия в определении настоящего мотива подобных протестов. Некоторые историки воспринимают их как взрыв национальных чувств, а другие смотрят на них скорее как на проявление решимости аристократии, отказывающейся выпустить из собственных рук такое выгодное дело. Так или иначе, королевство недолго продержалось под ударами работорговли. Подобная драма — в той или иной степени — повториться по всей Африке.

Королевство Дагомеи также претерпело горького опыта работорговли. В середине восемнадцатого века она перешла на порт Ойда, один из ведущих центров торговли в Гвинейском заливе. Король Дагомеи считал этот порт — там было все большее накопление огнестрельного оружия — пунктом, который составлял определенную угрозу безопасности его владений с тех пор, как работорговля дала ему тактическое преимущество над соседями. Взяв когда-то под контроль Ойду, руководители Дагомеи попали в порочный круг: для сохранения крепкого государства им нужны были ружья и порох, но для получения этих последних им надо было продавать рабов европейцам. Решение было нехитрое: поскольку продавать объекты, которые составляли собственность королевства, было строго запрещено, то собирали мощные войска для нападения на соседние народы; все это — с целью захватить рабов.

В отличие от обществ с государственным укладом, родовые общества не имели никаких средств для получения рабов силой. В этом случае рабство строилось на сложной практике, при которой различные категории социальных отбросов, таких как преступники, неудачники, колдуны и жертвы природных и экономических бедствий, сводили к категории рабов. И даже этого было бы недостаточно, чтобы превратить работорговлю в такой разветвленный и растянутый во времени бизнес, которым она стала. Поэтому были найдены другие средства удовлетворять потребности европейцев. Например, в городе Арочукву («голос Чукву», самого божества), в дельте Нила, вызвали знаменитого оракула, чей авторитет признавали все слои населения, и он назначал тех, кто — с той или другой причине — становился обреченным на продажу в рабство. Такая практика продолжалась до начала XIX столетия.

В других регионах, особенно в центральной Африке, постепенно образовывались торговые сети, тянувшиеся от побережья вглубь материка. Все товары, которые экспортировались или импортировались через эту сеть, в основном невольники, — проходили через головы рода. В Габоне, а особенно в Лоанго, в обществах, которые были расположены вдоль побережья и формировали ключевые звенья этих торговых сетей, царил общественный порядок с высокой степенью субординации; за основу бралась степень участия членов общества в торговле рабами. Семейные отношения, этот фундамент родовых обществ, постепенно заменялся отношениями, в основе которых было богатство, заработанное на торговле, и именно такие отношения стали диктовать место людей в общественной иерархии.

ОТМЕНА ТОРГОВЛИ РАБАМИ

Со стороны африканцев, однако, основы работорговли были сбалансированы очень ненадежно. Нельзя обсуждать роль, которую африканцы сыграли в торговле рабами, не ссылаясь иногда на их роль в отмене этой последней. По однобокому взгляду на историю часто делали упор на роли европейцев — философов, мыслителей, служителей культа и бизнесменов, — тогда как влияние африканцев оставалось недооцененным. Некоторые зашли так далеко, что обвиняли африканцев, что те, якобы, были главным препятствием свертыванию этого вида торговли в XIX веке. Трудно представить мнению, более далекое от истины.

За пределами Африки сопротивление жертв работорговли — а оно набирало различных форм, таких как движение «Назад в Африку», основания общин (сообществ) «Маруун» и даже вооруженное восстание, как это было в Санто-Доминго в 1791 году — было прежде всего средством поставить под сомнение весь институт рабства. Те, кому удалось избежать его лап, принимали очень активное, хотя часто непризнанное участие в кампании за отмену рабства. К таким людям принадлежал Оттоба Кугуано, который родился в Фентиленди, теперь это современная Гана, был в рабстве в Вест-Индии и опубликовал свое произведение «Мысли и чувства по пагубному и греховному продвижению рабства» в 1787 году в Лондоне.

В 1789 году еще один африканец, Олода Эквиано, по прозвищу Густавус Васса, который родился в Айболенди, в Нигерии, опубликовал, опять-таки в Лондоне, «Интересный рассказ о жизни Олоды Эквиано или Густавус Васса, африканца, записанный им самим». Эти книги сыграли важную роль в развитии общественного мнения, что привело к отмене работорговли.

В самой Африке, на протяжении всех «лет испытаний», когда свирепствовала работорговля, чернокожие, рядом с рабами, продолжали продавать то, что давала их земля, а именно: лесоматериалы, слоновую кость, специи, золото, растительные масла и тому подобное. Достаточно было измениться потребностям европейцев — и африканцы перешли к «легкой» форме коммерции.

30 июля отмечается Всемирный день борьбы с торговлей людьми. К сожалению, в современном мире проблемы рабства и торговли людьми, равным образом, как и принуждения к труду, по-прежнему актуальны. Несмотря на противодействие международных организаций, до конца справиться с торговлей людьми не удается. Особенно в странах Азии, Африки и Латинской Америки, где местная культурно-историческая специфика с одной стороны, и колоссальный уровень социальной поляризации - с другой стороны, создают благодатную почву для сохранения такого страшного явления как работорговля. Фактически сети работорговли так или иначе захватывают почти все страны мира, при этом последние разделяются на страны, преимущественно являющиеся экспортерами рабов, и страны, куда рабов ввозят для их использования в каких-либо сферах деятельности.

Только из России и стран Восточной Европы «исчезает» каждый год не менее 175 тысяч человек. Всего же в мире каждый год становятся жертвами работорговцев не менее 4 млн. человек, большая часть которых приходится на граждан слаборазвитых азиатских и африканских стран. Торговцы «живым товаром» получают колоссальные прибыли, составляющие многие миллиарды долларов. На нелегальном рынке «живой товар» - третий по прибыльности после наркотиков и . В развитых странах основная часть людей, попавших в рабство, представлена незаконно удерживаемыми в неволе женщинами и девушками, которых заставили или склонили к занятию проституцией. Однако определенную часть современных рабов составляют также люди, принуждаемые бесплатно трудиться на объектах сельского хозяйства и строительства, промышленных предприятиях, а также в частных домохозяйствах в качестве домашней прислуги. Значительная часть современных рабов, особенно выходцев из африканских и азиатских стран, принуждается к бесплатному труду в рамках «этнических анклавов» мигрантов, существующих во многих городах Европы. С другой стороны, куда более внушительны масштабы рабства и работорговли в странах Западной и Центральной Африки, в Индии и Бангладеш, в Йемене, Боливии и Бразилии, на островах Карибского бассейна, в Индокитае. Современное рабство - настолько масштабно и разнообразно, что имеет смысл рассказать об основных видах рабства в современном мире.


Сексуальное рабство

Наиболее массовое и, пожалуй, широко освещенное явление торговли «живым товаром» связано с поставкой женщин и девушек, а также малолетних мальчиков в сферу сексуальной индустрии. Учитывая особый интерес, который люди всегда испытывали к сфере половых отношений, сексуальное рабство достаточно широко освещено в мировой прессе. Полиция в большинстве стран мира борется с нелегальными публичными домами, периодически освобождает незаконно содержащихся там людей и привлекает к ответственности организаторов прибыльного бизнеса. В странах Европы сексуальное рабство имеет очень большой размах и связано, прежде всего, к принуждению женщин, чаще всего из нестабильных в экономическом отношении стран Восточной Европы, Азии и Африки, к занятию проституцией. Так, только в Греции нелегально работает 13 000 - 14 000 сексуальных рабынь из стран СНГ, Албании и Нигерии. В Турции численность проституток составляет около 300 тысяч женщин и девушек, а всего в мире «жриц платной любви» насчитывается не менее 2,5 млн. человек. Очень большая часть из них была обращена в проститутки насильно и принуждается к этому занятию под угрозой физической расправы. Женщин и девушек поставляют в бордели Нидерландов, Франции, Испании, Италии, других европейских государств, в США и Канаду, Израиль, в арабские страны, Турцию. Для большинства стран Европы основными источниками поступления проституток становятся республики бывшего СССР, прежде всего Украина и Молдова, Румыния, Венгрия, Албания, а также страны Западной и Центральной Африки - Нигерия, Гана, Камерун. В страны арабского мира и Турцию прибывает большое количество проституток, опять же, из бывших республик СНГ, только скорее из центральноазиатского региона - Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана. Женщин и девушек заманивают в европейские и арабские страны, предлагая вакансии официанток, танцовщиц, аниматорш, моделей и обещая за выполнение несложных обязанностей приличные денежные суммы. Несмотря на то, что в наш век информационных технологий уже многие девушки осведомлены о том, что за границей многих соискательниц подобных вакансий обращают в рабство, значительная часть уверена в том, что именно им удастся избежать этой участи. Есть и те, кто теоретически понимают, что их может ожидать за рубежом, но не представляют, насколько жестоким может быть обращение с ними в борделях, насколько изобретательны клиенты в унижении человеческого достоинства, садистских издевательствах. Поэтому приток женщин и девушек в Европу и страны Ближнего Востока не ослабевает.

Проститутки в борделе Бомбея

Кстати, в Российской Федерации также работает большое количество иностранных проституток. Именно проститутки из других государств, у которых отбирают паспорта и которые находятся на территории страны нелегально, чаще всего являются самым настоящим «живым товаром», поскольку гражданок страны все же тяжелее принудить к занятию проституцией. Среди основных стран - поставщиков женщин и девушек в Россию, можно назвать Украину, Молдову, с недавнего времени также республики Центральной Азии - Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан. Кроме того, в бордели российских городов, функционирующие нелегально, также переправляются проститутки из стран дальнего зарубежья - прежде всего, из Китая, Вьетнама, Нигерии, Камеруна - то есть, обладающие экзотической с точки зрения большинства российских мужчин внешностью и поэтому пользующиеся определенным спросом. Однако и в России, и в европейских странах положение нелегальных проституток все же значительно лучше, чем в странах «третьего мира». По крайней мере, здесь более прозрачна и эффективна работа правоохранительных органов, меньше уровень насилия. С таким явлением как торговля женщинами и девушками, стараются бороться. Гораздо хуже ситуация в странах Арабского Востока, в Африке, в Индокитае. В Африке наибольшее количество примеров сексуального рабства отмечено в Конго, Нигере, Мавритании, Сьерра-Леоне, Либерии. В отличие от европейских стран, здесь практически нет шансов освободиться из сексуального плена - за несколько лет женщины и девушки заболевают и сравнительно быстро умирают или теряют «товарный вид» и выбрасываются из борделей, пополняя ряды нищенок и попрошаек. Очень велик уровень насилия, криминальных убийств женщин - рабынь, которых все равно никто не будет искать. В Индокитае центром притяжения торговли «живым товаром» с сексуальным подтекстом становятся Таиланд и Камбоджа. Здесь, учитывая приток туристов со всего мира, широко развита индустрия развлечений, в том числе и секс-туризм. Основную часть девушек, поставляемых в индустрию сексуальных развлечений Таиланда, составляют уроженки отсталых горных районов севера и северо-востока страны, а также мигрантки из соседних Лаоса и Мьянмы, где еще более худшая экономическая ситуация.

Страны Индокитая - один из мировых центров сексуального туризма, причем здесь широко встречается не только женская, но и детская проституция. Курорты Таиланда и Камбоджи именно этим получили известность у американских и европейских гомосексуалистов. Что касается сексуального рабства в Таиланде, то чаще всего в него попадают девочки, которых в рабство продают собственные родители. Этим они ставят задачу хоть как то облегчить семейный бюджет и получить за продажу ребенка очень приличную по местным меркам сумму. Несмотря на то, что формально таиландская полиция с явлением торговли живым товаром борется, в действительности, учитывая нищету глубинных районов страны, победить это явление фактически невозможно. С другой стороны, тяжелое финансовое положение заставляет многих женщин и девушек из стран Юго-Восточной Азии и островов Карибского бассейна заниматься проституцией добровольно. В этом случае они не являются сексуальными рабынями, хотя элементы принуждения к труду проститутки могут присутствовать и в случае, если этот вид деятельности избран женщиной добровольно, по собственному желанию.

В Афганистане распространено явление, называемое «бача бази». Это позорная практика обращения мальчиков - танцовщиков в фактических проститутов, обслуживающих взрослых мужчин. Мальчиков допубертатного возраста похищают или покупают у родственников, после чего заставляют выступать в качестве танцовщиков на различных торжествах, одевая в женское платье. Такой мальчик должен использовать женскую косметику, носить женскую одежду, ублажать мужчину - хозяина или его гостей. По данным исследователей, феномен «бача бази» распространен среди жителей южных и восточных провинций Афганистана, а также среди жителей некоторых северных регионов страны, причем среди любителей «бача бази» встречаются люди самых разных национальностей Афганистана. Кстати, как бы не относиться к афганским талибам, но они относились к обычаю «бача бази» резко негативно и когда взяли под контроль большую часть территории Афганистана, немедленно запретили практику «бача бази». Но после того, как Северному альянсу удалось взять верх над талибами, во многих провинциях практика «бача бази» была возрождена - причем не без участия высокопоставленных лиц, которые сами активно пользовались услугами мальчиков - проститутов. Фактически практика «бача бази» представляет собой педофилию, которая признается и легитимизируется традицией. Но также это и сохранение рабства, так как все «бача бази» являются рабами, насильно содержащимися у своих хозяев и изгоняемыми по достижению половой зрелости. Религиозные фундаменталисты видят в практике «бача бази» богопротивный обычай, поэтому она и была запрещена во время правления «Талибана». Схожий феномен использования мальчиков для танцев и гомосексуальных развлечений существует также в Индии, но там мальчиков еще и кастрируют, превращая в евнухов, которые составляют особую презираемую касту индийского общества, сформированную из бывших рабов.

Рабство в домашнем хозяйстве

Другой вид рабства, по-прежнему широко распространенного в современном мире - принудительный бесплатный труд в домашнем хозяйстве. Чаще всего, бесплатными домашними рабами становятся жители африканских и азиатских стран. Наиболее распространено домашнее рабство в странах Западной и Восточной Африки, а также среди представителей диаспор выходцев из африканских стран, живущих в Европе и США. Как правило, большие домашние хозяйства зажиточных африканцев и азиатов не могут обойтись лишь с помощью членов семьи и требуют наличия прислуги. Но прислуга в таких хозяйствах часто, в соответствии с местными традициями, работает бесплатно, хотя получает не столь плохое содержание и рассматривается скорее в качестве младших членов семьи. Впрочем, разумеется, имеет место и множество примеров жестокого обращения с домашними рабами. Обратимся к ситуации в мавританском и малийском обществах. В среде арабо-берберских кочевников, которые проживают на территории Мавритании, сохраняется кастовое деление на четыре сословия. Это воины - «хасаны», духовенство - «марабуты», свободные общинники и рабы с вольноотпущенниками («харатинами»). Как правило, в рабство обращали жертв набегов на оседлых южных соседей - негроидные племена. Большинство рабов - потомственные, потомки плененных южан или купленные у сахарских кочевников. Они давно интегрированы в мавританское и малийское общество, занимая в нем соответствующие этажи социальной иерархии и многие из них даже не тяготятся своим положением, прекрасно понимая, что лучше жить на правах слуги статусного хозяина, чем пытаться вести самостоятельное существование городского паупера, маргинала или люмпена. В основном, домашние рабы выполняют функции помощников по хозяйству, ухаживая за верблюдами, поддерживая в чистоте дом, охраняя имущество. Что касается рабынь, то там возможно выполнение функций наложниц, но чаще - также работы по домашнему хозяйству, приготовлению пищи, уборке помещений.

Численность домашних рабов в Мавритании оценивается примерно в 500 тысяч человек. То есть, рабы составляют около 20% населения страны. Это самый большой показатель в мире, но проблематичность ситуации состоит и в том, что культурно-историческая специфика мавританского общества, как уже говорилось выше, не возбраняет такой факт социальных отношений. Рабы не стремятся покинуть своих хозяев, но с другой стороны факт наличия рабов стимулирует их владельцев к возможной покупке новых рабов, в том числе и детей из бедных семей, которые отнюдь не желают становиться наложницами или домашними уборщиками. В Мавритании действуют правозащитные организации, которые борются с рабством, но их деятельность встречает многочисленные препятствия со стороны рабовладельцев, а также полиции и спецслужб - ведь среди генералитета и старшего офицерства последних многие также пользуются трудом бесплатных домашних слуг. Правительство Мавритании отрицает факт рабства в стране и утверждает, что домашний труд традиционен для мавританского общества и основная масса домашних слуг не собирается уходить от своих хозяев. Примерно схожая ситуация наблюдается в Нигере, в Нигерии и Мали, в Чаде. Даже правоохранительная система европейских государств не может служить полноценным препятствием для домашнего рабства. Ведь мигранты из африканских стран привозят традицию домашнего рабства с собой в Европу. Зажиточные семьи мавританского, малийского, сомалийского происхождения выписывают из родных стран прислугу, которой, чаще всего, не платят денег и которая может подвергаться жестокому обращению со стороны своих хозяев. Неоднократно французская полиция освобождала из домашнего плена выходцев из Мали, Нигера, Сенегала, Конго, Мавритании, Гвинеи и других африканских стран, которые, чаще всего, попадали в домашнее рабство еще в детском возрасте - точнее, их продавали в услужение богатым соотечественникам их собственные родители, возможно, желая детям и хорошего - избежать тотальной нищеты в родных странах посредством жизни в богатых семьях за границей, пусть и в качестве бесплатной прислуги.

Домашнее рабство широко распространено и в Вест-Индии, прежде всего - на Гаити. Гаити - пожалуй, самая неблагополучная страна в Латинской Америке. Несмотря на то, что бывшая французская колония стала первой (кроме США) страной Нового света, добившейся политической самостоятельности, уровень жизни населения в этой стране остается крайне низким. Собственно говоря, именно социально-экономические причины побуждают гаитян продавать своих детей в более состоятельные семьи в качестве домашней прислуги. По данным независимых экспертов, в настоящее время не менее 200-300 тысяч гаитянских детей находятся в «домашнем рабстве», которое на острове называется словом «реставек» - «услужение». То, как будет проходить жизнь и работа «реставека» зависит, прежде всего, от благоразумия и доброжелательности его хозяев или от их отсутствия. Так, к «реставеку» могут относиться как к младшему родственнику, а могут превратить в объект издевательств и сексуальных домогательств. Разумеется, в конечном итоге большинство детей - рабов все же подвергается жестокому обращению.

Детский труд в промышленности и сельском хозяйстве

Одним из наиболее распространенных видов бесплатного рабского труда в странах «третьего мира» является детский труд на сельскохозяйственных работах, на заводах и шахтах. Всего в мире эксплуатируется не менее 250 миллионов детей, причем 153 млн. детей эксплуатируется в странах Азии, а 80 млн. - в Африке. Конечно, не всех из них можно назвать рабами в полном смысле этого слова, так как многие дети на заводах и плантациях все же получают заработную плату, пусть и нищенскую. Но нередки случаи, когда используется бесплатный детский труд, причем детей покупают у их родителей специально в качестве бесплатных работников. Так, труд детей используется на плантациях какао-бобов и арахиса в Гане и Кот-д-Ивуаре. Причем основная часть детей - рабов поступает в эти страны из соседних более бедных и проблемных государств - Мали, Нигера и Буркина-Фасо. Для многих маленьких обитателей этих стран работа на плантациях, где дают поесть - хоть какая-то возможность выжить, поскольку неизвестно, как бы сложилась их жизнь в родительских семьях с традиционно большим количеством детей. Известно, что в Нигере и Мали - один из самых высоких уровней рождаемости в мире, причем большинство детей рождается в крестьянских семьях, которые и сами еле сводят концы с концами. Засухи в зоне Сахеля, уничтожающие урожаи сельскохозяйственной продукции, способствуют обнищанию крестьянского населения региона. Поэтому крестьянские семьи вынужденно пристраивают своих детей на плантации и рудники - только чтобы «скинуть» их с семейного бюджета. В 2012 г. полиция Буркина-Фасо с помощью сотрудников Интерпола освободила детей - рабов, трудившихся в золотодобывающем руднике. Дети работали в шахтах в опасных и антисанитарных условиях, не получая за это заработной платы. Аналогичная операция была проведена в Гане, где также полиция произвела освобождение детей, работавших в сфере сексуальных услуг. Большое количество детей находится в рабстве в Судане, Сомали и Эритрее, где их труд применяют, прежде всего, в сельском хозяйстве. В использовании детского труда обвиняется компания Nestle, являющаяся одним из крупнейших производителей какао и шоколада. Большинство плантаций и предприятий, принадлежащих данной компании, находится в странах Западной Африки, которые активно применяют детский труд. Так, в Кот-д-Ивуаре, дающем 40% мирового урожая какао бобов, на плантациях какао работает не менее 109 тысяч детей. Причем условия труда на плантациях являются очень тяжелыми и признаются в данный момент наихудшими в мире среди прочих вариантов использования детского труда. Известно, что в 2001 г. около 15 тысяч детей из Мали стали жертвами работорговли и были проданы на плантации какао бобов в Кот-д-Ивуар. Более 30 000 детей из самого Кот-д-Ивуара также работают на сельскохозяйственном производстве на плантациях, а еще 600 000 детей - на маленьких семейных фермах, причем среди последних встречаются как родственники хозяев, так и приобретенные слуги. В Бенине на плантациях используется труд, по меньшей мере, 76 000 детей - рабов, среди которых есть уроженцы и этой страны, и других стран Западной Африки, в том числе Конго. Большинство бенинских детей-рабов заняты трудом на хлопководческих плантациях. В Гамбии распространено принуждение несовершеннолетних детей к попрошайничеству, причем чаще всего попрошайничать детей заставляют … учителя религиозных школ, которые видят в этом дополнительный источник своего заработка.

Очень широко применяется детский труд в Индии, Пакистане, Бангладеш и некоторых других странах Южной и Юго-Восточной Азии. Индия занимает второе место в мире по численности детей-рабочих. Свыше 100 млн. индийских детей вынуждены трудиться, чтобы добывать себе пропитание. Несмотря на то, что официально детский труд в Индии запрещен, он носит массовый характер. Дети работают на строительных объектах, в шахтах, на кирпичных заводах, на сельскохозяйственных плантациях, на предприятиях и мастерских полукустарного производства, в табачном бизнесе. В штате Мегхалая на северо-востоке Индии, в угольном бассейне Джайнтия, трудятся около двух тысяч детей. Дети от 8 до 12 лет и подростки 12-16 лет составляют ¼ от восьмитысячного контингента шахтеров, но получают в два раза меньше, чем взрослые работники. Средняя дневная зарплата ребенка на шахте - не более пяти долларов, чаще - три доллара. Разумеется, ни о каком соблюдении техники безопасности и санитарных норм не идет и речи. В последнее время индийским детям составляют конкуренцию прибывающие дети - мигранты из соседних Непала и Мьянмы, которые оценивают свой труд еще дешевле, чем в три доллара в день. В то же время, социально-экономическое положение многих миллионов семей в Индии таково, что без трудоустройства на работу детей им просто не выжить. Ведь в семье здесь может быть от пяти и выше детей - при том, что взрослые могут не иметь работы или получать очень маленькие деньги. Наконец, нельзя забывать о том, что для многих детей из бедных семей работа на предприятии - это еще и возможность получить какой-никакой кров над головой, поскольку в стране миллионы бездомных. Только в Дели сотни тысяч бездомных, которые не имеют никакого крова над головой и живут на улице. Детский труд используют и крупные транснациональные компании, которые именно по причине дешевизны рабочей силы выносят свое производство в азиатские и африканские страны. Так, в той же Индии только на плантациях печально известной компании Monsanto трудится не менее 12 тысяч детей. Это фактически тоже рабы, несмотря на то, что их работодатель - всемирно известная компания, созданная представителями «цивилизованного мира».

В других странах Южной и Юго-Восточной Азии детский труд также активно применяется на промышленных предприятиях. В частности, в Непале, несмотря на действующий с 2000 г. закон, запрещающий прием на работу детей до 14 лет, фактически дети составляют большую часть трудящихся. Причем закон подразумевает запрет детского труда только на зарегистрированных предприятиях, а основная масса детей трудится на незарегистрированных сельскохозяйственных фермах, в кустарных мастерских, помощниками по дому и т.д. Три четверти работающих юных непальцев заняты в сфере сельского хозяйства, причем в основном в сельском хозяйстве используется труд девочек. Также детский труд широко используется на кирпичных заводах, несмотря на то, что кирпичное производство является очень вредным. Также дети работают в каменоломнях, выполняют работы по сортировке мусора. Естественно, что нормы техники безопасности на подобных предприятиях также не соблюдаются. Большинство работающих непальских детей не получает ни среднего, ни даже начального образования и является неграмотным - единственный возможный для них жизненный путь - неквалифицированная тяжелая работа до конца жизни.

В Бангладеш 56% детей страны живет на уровне ниже международной черты бедности - на 1 доллар в день. Это не оставляет им иного выхода, кроме как работать на тяжелом производстве. 30% бангладешских детей в возрасте до 14 лет уже работают. Почти 50% бангладешских детей бросают учебу еще до окончания начальной школы и отправляются на работу - на кирпичные заводы, предприятия по производству воздушных шаров, сельскохозяйственные фермы и т.д. Но первое место в списке стран, наиболее активно использующих детский труд, по праву принадлежит соседней с Индией и Бангладеш Мьянме. Здесь работает каждый третий ребенок в возрасте от 7 до 16 лет. Причем дети заняты не только на промышленных предприятиях, но и в армии - в качестве армейских грузчиков, подвергающихся притеснениям и издевательствам со стороны солдат. Бывали даже случаи использования детей для «разминирования» минных полей - то есть, детей выпускали на поле, чтобы узнать, где есть мины, а где есть свободный проход. Позже под давлением мировой общественности военный режим Мьянмы пошел на существенное сокращение количества детей - солдат и военной прислуги в армии страны, однако использование рабского труда детей на предприятиях и строительных объектах, в сфере сельского хозяйства продолжается. Основная масса мьянманских детей используется для сбора каучука, на рисовых и тростниковых плантациях. Кроме того, тысячи детей из Мьянмы мигрируют в соседние Индию и Таиланд в поиске работы. Некоторые из них попадают в сексуальное рабство, другие становятся бесплатной рабочей силой на шахтах. Но тем, кого продают в домашние хозяйства или на чайные плантации, даже завидуют, поскольку условия труда там несоизмеримо легче, чем на шахтах и рудниках, а платят за пределами Мьянмы даже больше. Примечательно, что за свой труд дети не получают заработную плату - за них ее получают родители, которые сами не работают, а выполняют функции надзирателей за собственными детьми. В случае отсутствия или малолетства детей работают женщины. Свыше 40% детей в Мьянме вообще не посещают школу, а посвящают все свое время трудовой деятельности, выступая в качестве кормильцев семьи.

Рабы войны

Еще одна разновидность использования фактически рабского труда - это применение детей в вооруженных конфликтах в странах «третьего мира». Известно, что в целом ряде африканских и азиатских стран существует развитая практика покупки, а чаще похищения детей и подростков в бедных деревнях, с целью последующего использования в качестве солдат. В странах Западной и Центральной Африки не менее десяти процентов детей и подростков вынуждены нести службу в качестве солдат в формированиях местных повстанческих группировок, а то и в правительственных войсках, хотя правительства этих стран, разумеется, всячески скрывают факт наличия детей в своих вооруженных подразделениях. Известно, что детей - солдат больше всего в Конго, Сомали, Сьерра-Леоне, Либерии.

Во время Гражданской войны в Либерии в боевых действиях принимали участие не менее десяти тысяч детей и подростков, примерно такое же количество детей - военнослужащих сражалось во время вооруженного конфликта в Сьерра-Леоне. В Сомали подростки до 18 лет составляют едва ли не основную часть солдат и правительственных войск, и формирований радикальных фундаменталистских организаций. Многие из африканских и азиатских «детей - солдат» после окончания боевых действий не могут адаптироваться и заканчивают свой жизненный путь алкоголиками, наркоманами и преступниками. Широко распространена практика использования насильно захваченных в крестьянских семьях детей - солдат в Мьянме, в Колумбии, Перу, Боливии, на Филиппинах. В последние годы детей-солдат активно используют религиозно-фундаменталистские группировки, сражающиеся в Западной и Северо-Восточной Африке, на Ближнем Востоке, в Афганистане, а также международные террористические организации. Между тем, применение детей в качестве солдат запрещено международными конвенциями. По сути дела, насильственный призыв детей на военную службу мало чем отличается от обращения в рабство, только дети подвергаются еще большему риску гибели или утраты здоровья, а также подвергают опасности свою психику.

Рабский труд нелегальных мигрантов

В тех странах мира, которые относительно развиты в экономическом отношении и являются привлекательными для иностранных трудовых мигрантов, широко развита практика использования бесплатного труда нелегальных мигрантов. Как правило, попадающие в эти страны нелегальные трудовые мигранты по причине отсутствия документов, разрешающих им работу, а то и удостоверяющих личность, не могут в полной мере защищать свои права, бояться обращаться в полицию, что делает их легкой добычей для современных рабовладельцев и работорговцев. Большинство нелегальных мигрантов трудится на строительных объектах, предприятиях обрабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве, при этом их труд может не оплачиваться или оплачиваться очень скудно и с задержками. Чаще всего рабский труд мигрантов используют их собственные соплеменники, прибывшие в принимающие страны раньше и создавшие за это время собственный бизнес. В частности, представитель МВД Таджикистана в интервью Русской службе ВВС сообщил, что большинство преступлений, связанных с использованием рабского труда выходцев из этой республики, совершается также уроженцами Таджикистана. Они выступают в роли вербовщиков, посредников и торговцев людьми и поставляют бесплатную рабочую силу из Таджикистана в Россию, тем самым обманывая собственных соотечественников. Большое количество мигрантов, обращающихся за помощью в правозащитные структуры, за годы бесплатной работы на чужбине не только не заработали денег, но и подорвали свое здоровье, вплоть до превращения в инвалидов благодаря ужасным условиям труда и быта. Некоторые из них подвергались избиениям, пыткам, издевательствам, нередки также случаи сексуального насилия и домогательств по отношению к женщинам и девушкам - мигранткам. Причем перечисленные проблемы - общие для большинства стран мира, в которых проживает и трудится значительное количество иностранных трудовых мигрантов.

В Российской Федерации используется бесплатный труд нелегальных мигрантов из республик Средней Азии, прежде всего Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, а также из Молдавии, Китая, Северной Кореи, Вьетнама. Кроме того, известны факты использования рабского труда и российских граждан - как на предприятиях и в строительных фирмах, так и в частных подсобных хозяйствах. Подобные случаи пресекаются правоохранительными органами страны, однако вряд ли можно говорить о том, что похищения людей и, тем более, бесплатный труд в стране будут изжиты в обозримой временной перспективе. Согласно докладу о современном рабстве, представленному в 2013 году, в Российской Федерации насчитывается примерно около 540 тысяч человек, чье положение можно охарактеризовать как рабство или долговую кабалу. Однако из расчета на тысячу человек населения это не столь большие показатели и Россия занимает лишь 49-е место в списке стран мира. Лидирующие позиции по количеству рабов на тысячу человек занимают: 1) Мавритания, 2) Гаити, 3) Пакистан, 4) Индия, 5) Непал, 6) Молдавия, 7) Бенин, 8) Кот-д-Ивуар, 9) Гамбия, 10) Габон.

Нелегальный труд мигрантов приносит много проблем - как самим мигрантам, так и экономике страны, их принимающей. Ведь сами мигранты оказываются совершенно негарантированными работниками, которых можно обмануть, не выплатить им зарплату, поселить в ненадлежащих условиях или не обеспечить соблюдение техники безопасности на работе. При этом и государство теряет, поскольку мигранты - нелегалы не уплачивают налоги, не регистрируются, то есть - официально являются «несуществующими». Благодаря наличию нелегальных мигрантов резко возрастает уровень преступности - как за счет преступлений, совершаемых самими мигрантами в отношении коренного населения и друг друга, так и за счет преступлений, совершаемых в отношении мигрантов. Поэтому легализация мигрантов и борьба с нелегальной миграцией является и одним из ключевых залогов хотя бы частичной ликвидации бесплатного и принудительного труда в современном мире.

Можно ли искоренить работорговлю?

По данным правозащитных организаций, в современном мире десятки миллионов людей находятся в фактическом рабстве. Это и женщины, и взрослые мужчины, и подростки, и совсем маленькие дети. Естественно, что международные организации пытаются в меру своих сил и возможностей бороться с ужасным для XXI столетия фактом работорговли и рабовладения. Однако эта борьба фактически не дает реального исправления ситуации. Причина работорговли и рабовладения в современном мире лежит, в первую очередь, в социально-экономической плоскости. В тех же странах «третьего мира» большая часть детей - рабов продается собственными родителями по причине невозможности их содержания. Перенаселенность азиатских и африканских стран, массовая безработица, высокий уровень рождаемости, неграмотность значительной части населения - все эти факторы в совокупности способствуют сохранению и детского труда, и работорговли, и рабовладения. Другая сторона рассматриваемой проблемы - морально-этническое разложение общества, происходящее, прежде всего, в случае «вестернизации» без опоры на собственные традиции и ценности. Когда оно соединяется с социально-экономическими причинами - возникает очень благоприятная почва для расцвета массовой проституции. Так, многие девушки в странах, являющихся курортными, становятся проститутками по собственной инициативе. По крайней мере, для них это - единственная возможность заработать на тот уровень жизни, который они пытаются вести в тайских, камбоджийских или кубинских курортных городах. Конечно, они могли бы оставаться в родной деревне и вести образ жизни своих матерей и бабушек, занимаясь сельским хозяйством, но распространение массовой культуры, потребительских ценностей доходит даже до глухих провинциальных районов Индокитая, не говоря уже о курортных островах Центральной Америки.

Пока не будут ликвидированы социально-экономические, культурные, политические причины рабовладения и работорговли, говорить об искоренении этих явлений в мировом масштабе будет преждевременно. Если в европейских странах, в Российской Федерации ситуацию еще можно исправить посредством повышения эффективности работы правоохранительных органов, ограничения масштабов нелегальной трудовой миграции из страны и в страну, то в странах «третьего мира», разумеется, ситуация будет оставаться без изменений. Возможно - лишь усугубляться в худшую сторону, учитывая несоответствие темпов демографического и экономического роста в большинстве африканских и азиатских стран, а также высокий уровень политической нестабильности, связанный в том числе и с разгулом преступности и терроризма.


Более чем на 250 лет растянулся один из самых трагичных периодов в истории освоения Америки, когда сюда силой ввозили миллионы чернокожих жителей Африки, перекладывая на их плечи всю самую тяжелую работу, и это считалось вполне нормальным. Это проявление варварства ужасает своим масштабом, организованным характером, а, главное, бесчеловечным отношением к невольникам.

Жизнь раба – это жестокая эксплуатация, насилие, издевательство и унижение. Но все же, условия жизни в каждом конкретном случае зависели от хозяина, кому-то из невольников повезло больше, кому-то меньше, а некоторым не повезло вовсе.

Бывшие рабы, дожившие до преклонного возраста, вспоминали:



Мэри Армстронг, штат Техас, 91 год
«Я родилась в Сент-Луисе, [штат Миссури]. Моя мать принадлежала Уильяму Кливленду и Полли Кливленд, и они были самыми подлыми белыми в мире - постоянно били своих рабов. Эта старая Полли, она была натуральным дьяволом, и она запорола мою сестру, которой было девять месяцев, совсем младенец, до смерти. Она сняла пеленку и стала бить мою сестренку, пока не пошла кровь - просто за то, что она плакала, как любой ребенок, и сестренка умерла... А старый Кливленд, бывало, приковывал негров, чтобы выпороть, и сыпал на них соль и перец, чтобы, как он говорил, «приправить». А когда он продавал раба, он смазывал ему губы жиром, чтобы казалось, что раба хорошо кормили, он сильный и здоровый. » .



Найси Пью, штат Алабама, 85 лет
«Жизнь у негров тогда была счастливой. Мне иногда хочется туда вернуться. Как сейчас вижу тот ледник с маслом, молоком и сливками. Как журчит по камням ручей, а над ним ивы. Слышу, как во дворе гогочут индюки, как бегают и купаются в пыли куры. Вижу заводь рядом с нашим домом и коров, пришедших напиться и остудить ноги в мелкой воде. Я родилась в рабстве, но никогда не была рабыней. Я работала на хороших людей. Разве это называется рабством, белые господа? »

Расцвет работорговли с Африкой начался после создания плантационного хозяйства. В начале XVI века стал ощущаться большой спрос на рабочую силу для быстро расширявшихся плантаций (сахарных, хлопковых, рисовых, табачных...). Именно с этого периода работорговля начала принимать огромные масштабы.

Африканцы, насильно оторванные от своей родины, доставлялись главным образом на плантации трех обширных районов Америки - в Бразилию, Вест-Индию (Карибский бассейн) и английские северо¬американские колонии.

Торговля в то время осуществлялась по так называемому «золотому треугольнику»: рабов вывозили из Африки, продавали в Южной Америке и закупали там сырьевые продукты, которые в Северной Америке меняли на товары, производимые в их колониях, и увозили это все в Европу. И снова с безделушками ехали за живым товаром в Африку. В основном этим занимались крупные торговцы Англии и Голландии.

Захват африканцев и отправка на кораблях в Америку

По разным данным, на территорию Американского континента было завезено более 12 млн. африканцев. Продажа их была поставлена на поток, в Африке даже создавались целые фермы, на которых, как скот, выращивали рабов…








При погрузке на корабли в целях экономии трюмы набивали битком, еды и питья давали очень мало. Миллионы людей просто погибли, не выдержав подобных условий. Одним из самых крупных импортеров живого товара была Бразилия, и здесь наблюдалось самое жестокое обращение с рабами.


Работа на плантациях

В основном рабов завозили для очень тяжелых работ на плантациях. Стоили рабы совсем недорого, поэтому и жизнь их не ценилась вовсе, плантаторы обращались с ними, как со скотом, стараясь выжать из них, как можно больше.








За попытку побега или невыполненную работу рабов жестоко избивали, отрубали руки их детям.






Заставляли работать даже совсем маленьких детей, едва те начинали ходить.


При такой непосильной нагрузке люди уже через 6-7 лет умирали, и им на смену хозяева покупали новых.

Жилища рабов






Другие профессии рабов









Освобождение от рабства

Иногда случалось, что рабам давали свободу.


Эти двое мужчины на фото – уже освобожденные рабы. Одолжив одежду и шляпы, они позируют фотографу.

Освободить некоторых из своих рабов хозяева могли по разным поводам. Иногда это происходило после смерти хозяина по его завещанию и касалось лишь преданных рабов, добросовестно работавших на него долгие годы. Обычно это были особо приближенные к хозяину лица, с которыми он часто общался - домашние слуги, секретари, дежурные, а также женщины-рабыни, связанные с ним долгосрочными интимными отношениями, и рожденные от них дети.

Контрабандная работорговля

Еще в 1807 году Парламент Великобритании принял закон об отмене межконтинентальной работорговли. Корабли Королевского флота начали патрулировать у побережья Африки для предотвращения транспортировки темнокожих рабов в Америку.

В период между 1808 и 1869 годами подразделение Королевского флота в Западной Африке захватило более чем 1,600 невольничьих судов и освободило приблизительно 150,000 африканцев.


Но, несмотря на это, считается, что еще 1 миллион человек был порабощен и перевезен в течение 19-го века. При появлении патрульного судна торговцы безжалостно сбрасывали африканцев в воду.


На фотографиях, хранящихся в Королевском военно-морском музее в Портсмуте, запечатлены шестеро африканцев, которые в октябре 1907 года сбежали и уплыли на каноэ из деревни работорговцев, когда узнали, что поблизости курсирует английское судно. Один из беглецов убежал прямо в кандалах, в которые он был закован три года.




После этого англичане задержали на берегу двоих работорговцев.


Система рабовладения просуществовала в США с 1619 по 1865 год. В 1850 году был сделан первый шаг на пути отмены рабства – запретили ввоз рабов. А после Гражданской войны Севера и Юга в декабре 1865 года по инициативе президента Линкольна было отменено и рабство внутри страны. Позже всех рабство на американском континенте отменили в Бразилии, и случилось это в 1888 году.

«Как бы печально не звучало, но так уж сложилось, что еще испокон веков мир был, есть и будет всегда разделен на господ и рабов…» - говорит фотограф Фабрис Монтейро (Fabrice Monteiro) о серии работ «Вериги», в которой ему удалось создать .

345 лет назад, 27 сентября 1672 года, английский король Карл Второй даровал Королевской Африканской компании монопольное право торговли живым товаром. За последующие 80 лет эта компания перевезла через Атлантику в Новый свет около миллиона африканских «туристов». Шел золотой век работорговли.

Этим достойным бизнесом на протяжении нескольких сот лет занимались почти все страны Европы, имевшие выходы к морю. Обобщенной статистики, естественно, никто не вел, поэтому оценки объемов работорговли весьма расплывчаты. По разным данным, с Африканского на Американский континент было вывезено от 8 до 14 миллионов рабов, из них от двух до четырех миллионов погибли в пути. А остальные очень сильно изменили этническую картину западного полушария и не менее сильно повлияли на его культуру.

Надо заметить, что Россия была одним из немногих европейских государств, чьи купцы не торговали «черным деревом». Более того, с 1845 года морская работорговля в российском Уложении о наказаниях приравнивалась к пиратству и каралась восемью годами каторги. Впрочем, у нас было свое «бревно в глазу», ведь вплоть до 1861 года внутренняя торговля крепостными душами, в принципе мало чем отличавшаяся от работорговли, осуществлялась на вполне законных основаниях.

Скупка рабов на африканском побережье и их отправка на невольничий корабль. Картина французского художника XIX века Франсуа-Огюста Байарда.

Типовая схема размещения рабов на корабле и средства их успокоения.

Схема размещения живого товара на английском работорговом корабле «Брукис». Неудивительно, что при такой компоновке за время рейса через Атлантику умирало в среднем от 10 до 20% «пассажиров».

Разрез голландского работоргового судна XVII века. Негры размещались в пространстве между трюмом и верхней палубой.

Поперечные разрезы английского и голландского работорговых судов. Дощатая стенка, перегораживающая палубу (на «голландце» она с шипами), отделяет территорию команды от площадки, на которой дозволялось гулять невольникам. Эта мера предосторожности была далеко не лишней, поскольку рабы иногда затевали восстания.

Подавление бунта на английском работорговом судне.

Планы палуб французского торгового судна, для которого рабы были одной из разновидностей коммерческого груза.

Небольшой, но хорошо вооруженный работорговый кораблик, в котором «товар» утрамбован особенно плотно. Удивительно, что даже в таких адских условиях большинство невольников, как правило, переживало морское путешествие, которое могло длиться несколько недель.

Основные маршруты вывоза рабов из Центральной Африки в XVII-XIX веках

Рабство в Африке: история

Безусловно, когда мы слышим слово «рабство», то первая ассоциация сразу же происходит именно со странами африканского континента. Несмотря на то, что и на других континентах рабство процветало и развивалось на протяжение многих лет, именно в Африке существовала та самая рабовладельческая система, которая в некотором смысле может служить образцом для характеристики рабства и его особенностей в истории развития человечества.

Замечание 1

В Африке рабство специфично. Помимо того, что оно развивалось в течение многих веков и имеет богатую историю, оно также имеет некоторые ответвления, которые существуют и по сей день, в 21 веке. Само по себе это очень дико и неестественно, но с другой стороны, сами жители Африки считают, что рабство невозможно просто так искоренить, и его пережитки все равно останутся в общественном сознании как норма поведения и выстраивания взаимоотношений между людьми.

Рабство было распространено во всех частях Африки, и разницы между северной частью континента и южной практически не было. Люди, которые родились в Африке, не всегда были лишь товаром и обычной рабочей силой. Изначально рабство имело форму крепостного права, как в Российской Империи. Это значит, что люди все же имели некоторую степень свободы, но при этом их жизнь и труд относились к определенному владельцу. Но совсем скоро такая ситуация претерпела некоторые изменения, так как торговля людьми стала прибыльным делом не только на африканском континенте, но и далеко за его пределами.

Так, рынки рабов принимали живой товар из Африки, а сами африканские аборигены считались чуть ли не самыми лучшими и преданными слугами и работниками. Стоит отметить, что до того, как были открыты трансатлантические пути, континент был очень закрытым, и внутри него работорговля была развита не так активно.

Рабство в Африке обладало некоторыми специфическими особенностями, такими, как:

  • Большое количество рабов, которые жили в Африке, были несвободными с самого рождения. Их предки были обращены в рабство в результате конфликтов и военных междоусобиц между странами одного континента;
  • На Африканском континенте процветало криминальное рабство, корни которого заключались в произволе и разгуле преступности. Это привело к тому, что в рабство попали тысячи мирных африканских жителей, которые никак не заслуживали такой участи;
  • В Африке рабство могло принимать самые разнообразные «религиозные» формы: начиная от исламского рабства и заканчивая христианским. С учетом того, что в Африке постепенно распространялись мировые религии, форм рабство становилось все больше.

Формы африканского рабства

Как мы уже отметили, в Африке было много форм рабства. В первую очередь, историки связывают то с распространением мировых религий, которые быстро окутали африканский континент. Таким образом, наиболее распространенными формами рабства стали следующие:

  1. Кабала;
  2. Традиционная форма рабства;
  3. Домашние прислуги;
  4. Военное рабство;
  5. Живой товар, который переправляли между странами континента или в другие страны далеко от Африки.

Традиционная форма рабства - одна из самых неспецифичных, поскольку обладала она теми же чертами, что и традиционное рабство в остальном мире. При этом человек являлся собственностью своего владельца, и он мог распоряжаться им, его жизнью и трудом в соответствии со своими интересами и целями. Дети традиционных рабов также становились невольниками и частью собственности владельца, поэтому на одного господина могли работать целые поколения рабов.

Еще одна из распространенных форм рабства - кабала. При ней человек попадал в неволю по причине долгов как собственных, так и кого-либо из членов семьи. Если не было возможности вовремя или в полном размере оплатить долг, то человек должен был добровольно обратиться в рабство и отрабатывать свой долг. Иногда это могло затянуться до конца жизни раба, и тогда долг продолжали отрабатывать его дети или другие члены семьи.

Домашняя прислуга – это наиболее распространенная для каждого континента форма рабства. Особенно ярко ее можно было наблюдать на определенном этапе развития Соединенных Штатов Америки. Человека использовали как прислугу, но при этом он имел некоторую свободу в своих действиях. Дети таких рабов, если не нанимались в качестве прислуги самостоятельно, могли выбрать себе другой жизненный путь. Но особого выхода у них не было – живя в бедности, им не оставалось больше ничего иного, кроме как также стать рабом в доме своего господина.

Военное рабство считается особой формой рабства в Африке. Люди проходили специальную физическую и военную подготовку, но после окончания войны их не отпускали домой и првращали в рабов - такую форму рабства можно было наблюдать в тех странах африканского континента, где правила диктатура. Таким образом, человек становился пленником собственной армии, но должен был до последнего отстаивать интересы своего государства.

Сегодня проблематика рабства в Африке остается актуальной. Статистика показывает, что около 8% всего населения Нигерии признаны рабами, а в Мавритании эти цифры достигают 20%. К сожалению, проблема рабства остается открытой, и ничего изменить сейчас нельзя. Страны находятся в остром экономическом упадке, а такие пережитки прошлого не дают изменить состояние стран и, соответственно, мировоззрения их жителей. Необходимо продемонстрировать возможности развития и процветания государств, дать им шансы на мирное существование и создание такой системы, которая подразумевала бы разделение общества на классы, но полностью исключала эксплуатацию человеческого труда в пережитой первобытной форме. Также необходимо открыть населению пути к образованию и профессиональному росту, нормальной жизни и цивилизации, поскольку такие территории и сообщества остаются очень инертными, ведь они не знают других возможностей и путей своего развития.