Вадим фадеев летчик. Вадим фадеев - биография, фотографии

Ф адеев (правильно - Фаддеев) Вадим Иванович - командир эскадрильи 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт), гвардии капитан.

Родился 13 (25) декабря 1917 года в селе Федькино ныне Тереньгульского района Ульяновской области в семье учителей. Русский. Жил в городе Куйбышеве (ныне - Самара), где окончил 3 курса строительного института и аэроклуб, в котором и был оставлен инструктором.

В Красной Армии с 1940 года. В 1940 году окончил Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов.

Начало Великой Отечественной войны встретил в одном из истребительных полков в Сибири. Написал рапорт об отправке на фронт.

Участник Великой Отечественной войны с августа 1941 года. Сержант Фадеев сражался в составе 446-го, 131-го, 630-го (с декабря 1941) истребительных и 762-го смешанного авиационных полков. На самолёте И-16 летал ведомым у будущего Героя Владимира Истрашкина. Член ВКП(б) с 1942 года.

Фадеев отличался высоким ростом (около 2-х метров) и могучим телосложением. Впоследствие, на фронте, ему персонально был выписан двойной паёк. За веселый и общительный характер он пользовался любовью и уважением товарищей. Много читал, хорошо играл на гитаре, красиво пел. О боевых вылетах Фадеева на фронте ходили легенды. Обладая огромной физической силой и выносливостью, он совершал по 5-6 вылетов в день. Вместе с тем его отношение к опасности порой доходило до безрассудства. Озорства ради он отрастил себе бороду "лопатой" - "на страх врагам", как он говорил. И позывной у него был соотвествующий - "Борода".

27 ноября 1941 года во время боевого вылета И-16 Фадеева был подбит. Лётчик дотянул до нейтральной полосы и перебрался к своим позициям. Но потом... возглавил группу пехотинцев, атаковавшую высотку, над которой только что сам пролетел на подбитом самолете. Бойцы захватили высоту, уничтожив миномётную батарею, несколько огневых точек и броневиков врага. За этот сухопутный бой лётчик Фадеев был награждён орденом Красного Знамени и вскоре получил первое офицерское звание "лейтенант".

В одном из вылетов, истратив боеприпасы, Фадеев атаковал с бреющего полета румынскую кавалерийскую часть используя в качестве оружия винт самолета.

В 1942 году после ранения и из-за конфликта с командиром полка Фадеев был переведён в запасной полк в тыл. В августе 1942 года зачислен в 16-й гвардейский истребительный полк к А.И. Покрышкину. Он был назначен командиром звена, а затем командиром эскадрильи. К тому времени на счету Фадеева была 1 личная воздушная победа.

В воздушных боях на Северном Кавказе, наряду с Покрышкиным, братьями Глинка, Фадеев стал результативнейшим асом Кубанской битвы. К 28 апреля 1943 года капитан Фадеев выполнил 394 боевых вылета, провёл 43 воздушных боя, сбил 17 самолётов противника и 1 - в группе. Он был первым из летчиков 4-й воздушной армии, дравшихся на Кубани, представленым к званию Героя Советского Союза.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм гвардии капитану Фадееву Вадиму Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Получить награду Герой не успел. Представление ходило по инстанциям, а бои продолжались... 5 мая 1943 года в неравном бою Вадим Фадеев погиб. Немцы за ним охотились, как и за другими советскими асами. В тот день он столкнулся с 12-ю гитлеровскими истребителями, по некоторым данным - сбил два самолёта, но и сам был тяжело ранен. Лётчик сумел посадить поврежденный самолет в плавни но, потеряв сознание, умер от потери крови. Место вынужденной посадки нашли только через несколько дней.

К тому времени Вадим Фадеев совершил более 400 боевых вылетов, провёл 51 воздушный бой и сбил лично 17 и в группе 3 самолёта врага**.

Похоронен в центральном парке села Киевское Крымского района Краснодарского края.

Гвардии капитан (1943). Награждён орденом Ленина (24.05.1943), двумя орденами Красного Знамени (23.12.1941, 22.04.1943).

Имя Героя носят улицы в городе Самаре и в селе Киевское. В станице Калининской и селе Фадеево Краснодарского края, а также в селе Федькино Ульяновской области установлены бюсты В.И.Фадеева. В Самаре на доме, в котором он жил, и на улице, носящей его имя, установлены мемориальные доски.

Вадим Фадеев родился 25 Декабря 1917 года в селе Федькино, ныне Тереньгульского района бывшей Ульяновской области, в семье учителей. Жил в Куйбышеве, окончил 3 курса Строительного института и местный аэроклуб, в котором и был оставлен инструктором. Вадим был хорошо образован, начитан, прекрасно пел, очень красив собой - почти двухметрового роста, блондин с голубыми глазами. В 1940 году был призван в ряды Красной Армии, окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Августа 1941 года. Сначала сражался в составе 131-го истребительного авиаполка, летая на самолёте И-16. Однажды, в районе Кодыма (Молдавия), В. И. Фадеев с группой истребителей атаковал колонну румынских кавалеристов. Расстреляв все патроны он спустился к самой земле и рубил всадников винтом самолёта.

В 1943 году Лейтенант Фадеев прибыл в 16-й Гвардейский истребительный авиаполк, быстро освоил новую технику, стал отличным ведущим пары, а затем и командиром эскадрильи. Вадим бережно хранил выданный командующим Воздушной армией документ - приказ о выдаче ему двойного продовольственного пайка и разрешения на индивидуальный пошив одежды и обуви. Из готового обмундирования ему ничего не подходило - всё было мало.

Его блестящие способности лётчика - истребителя в полной мере расскрылись в боях на Кубани. Обладая огромной физической силой и выносливостью, он совершал по 5 - 6 вылетов в день. Часто сбивал по нескольку самолётов за вылет, а однажды в течение одной недели уничтожил 10 самолётов лично и 1 в группе. К концу Апреля 1943 года Капитан В. И. Фадеев совершил 394 боевых вылета, провёл 43 воздушных боя и лично сбил 17 самолётов противника.

Одной из черт его характера было пренебрежительное отношение к опасности и недооценка сил противника. Порой он вёл себя просто безрассудно - мог, бросив управление группой, погнаться за одиночным "Мессером"; включить в полёте передатчик и исполнять арии из опер; выделывать над аэродромом "цирковые" трюки на малой высоте. Озорства ради отрастил себе бороду "лопатой" - "на страх врагам", как он говорил. Его широкая волжская натура и уверенность в своих незаурядных способностях, нередко проявлялись в переоценке своих возможностей.

Вадим Фадеев погиб в неравном воздушном бою 5 Мая 1943 года. В последнем боевом вылете он, проявив часто присущюю ему самоуверенность, решил действовать самостоятельно и в этом была его роковая ошибка. Оторвавшись от основной группы наших истребителей, ведомой А. И. Покрышкиным, он со своим ведомым Андреем Трудом встретил группу из 12 истребителей Ме-109. В этом бою Фадеев сбил 2 самолёта, но был тяжело ранен и погиб возвращаясь на свой аэродром.

К тому времени он совершил более 400 боевых вылетов и провёл 51 воздушный бой. На его счету числилась 21 личная и 1 групповая победа (в некоторых источниках приводятся и другие цифры, например - 17 личных и 3 групповые победы). Штурмовыми ударами уничтожил до 90 автомашин, 15 орудий, 25 вагонов и много живой силы противника.

24 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Вадиму Ивановичу Фадееву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. За период войны он был награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), медалями. Похоронен в центральном парке села Киевское Краснодарского края. Его имя носят улицы в Куйбышеве и Киевской.

Лучшие дня

Подлинная легенда мировой поп-сцены
Посетило:212
Отвратительная коллекция, или как стать знаменитым
Посетило:164
Карл Габсбург-Лотринген

После войны собирались фронтовые друзья, так любившие этот дом, наступало мгновение, и, взглянув мужу в глаза, Мария спрашивала его: «Саша, представь себе, что вот сейчас появился бы… Вадим?»

Он появился бы с шумом, заполнив комнаты своим великолепным, по-шаляпински рокочущим басом. Вдохнул ни в гостей радостное оживление, приковал к себе всеобщее внимание меткой шуткой на злобу дня, артистической декламацией стихов или оперной арией князя Игоря: «О дайте, дайте мне свободу…». Он сразу угадал бы настроение каждого, лишь мельком посмотрев на него веселым проницательным взглядом больших серо-голубых глаз…

И для каждого он нашел бы душевное слово. Вадим! Улыбались летчики, только услышав его приближение. Один Вадим Фадеев своим балагурством мог в час рассвета i пять томительное напряжение перед боевым вылетом в кубинское небо.

Рядом с Покрышкиным воевало созвездие асов, кто-то из них имел в 1945 году больший счет сбитых самолетов, чем Вадим Фадеев, но только о последнем Александр Иванович говорил: «Он мог бы стать и трижды Героем».

Наверно, нигде и никогда такого летчика-истребителя больше не было: почти двухметрового роста и весом около ста килограммов, но при этом стройного, спортивного сложения. На вопрос, как же он помещается в самолете, Вадим, смеясь, сравнивал себя со складным деревянным метром:

«Правда, во время боя иногда приходится искать дополнительную точку опоры, упираясь головой в потолок кабины». Его и направляли поначалу в бомбардировщики, где у штурвала есть место для великана, но Фадеев добился права быть истребителем. Он обладал острой реакцией, способностью совершить маневр с недоступной другим перегрузкой. По своему складу Вадим был истребителем - одиноким стремительным воином.

Каждое его появление на дорогах войны, или потом, на страницах воспоминаний, неповторимо, проникнуто особым смыслом. Это свойство только людей выдающихся.

Покрышкин и Фадеев знали друг о друге еще до первой встречи в штабе дивизии, где Александр Иванович получал свой первый орден. О лучших бойцах писали корреспонденты, слух о них передавался в полках из уст в уста, в отличие от суховатых газетных строк обретая живой блеск и обаяние.

О Фадееве заговорили вскоре после прибытия его на фронт 10 августа 1941 года. Вот две девятки И-16 успешно штурмуют автоколонну. Вадим шесть раз пикирует, поджигая машины. Затем, на прощание, вертикально уходит вверх, торжествующе показывая разбитому врагу безукоризненный иммельман. Возвращаясь на аэродром, истребители видят в степи в районе Кодыма изрубленную румынской конницей колонну беженцев. Догнав кавалеристов, они расстреливают их оставшимися снарядами и патронами. Израсходовав боекомплект, Фадеев в праведном гневе на бреющем полете рубит винтом офицера. На лопасти винта И-16, после его приземления, механики нашли кусок черепной кости оккупанта. О втором таком примере в годы войны слышать или читать не доводилось…

27 ноября 1941-го Вадим посадил поврежденный в ходе штурмовки самолет на нейтральной полосе у кургана «Пять братьев», северо-западнее Ростова-на-Дону. Успев во время планирования оценить немецкую оборону, Фадеев под обстрелом добежал до траншеи пехоты. После разговора с командиром гигант с автоматом в руке вышел из блиндажа и своим мощным басом поднял батальон в атаку: «Вперед! За Родину!» Самолет был спасен, высота взята. Застигнутые врасплох немцы не смогли оказать сопротивления. Командир пехотной дивизии сообщил в 446-й авиаполк о подвиге сержанта Вадима Ивановича Фадеева.

Зимой 1942 года Фадеев, которому не хватило горючего при возвращении из разведки, приземлился на аэродроме покрышкинской эскадрильи. Уже лейтенант с орденом Красного Знамени на груди, он поразил молодых летчиков лицом, обезображенным многократными обморожениями. Фадеев себя не щадил, летал с открытым фонарем кабины в любой мороз. В столовой гость огорошил командира БАО бумагой, подписанной самим генералом С. А. Красовским, с предписанием выдавать обладателю сего документа двойную порцию. После обеда Вадим завершил произведенное впечатление взлетом с присущим ему пилотажным шиком.

В первую же встречу с Покрышкиным Фадеев сказал:

«Готов стать другом!». Александр Иванович вспоминал тот день словами: «Судьба соединила наш путь…» Встретившись снова уже на Кавказе, у Каспийского моря, в августе 1942-го два летчика обнялись, долго хлопали друг друга по плечам… Узнав о том, что Фадеев направлен в запасной полк, Покрышкин первым делом зовет его в свой 16-й гвардейский. «Согласен! Будем воевать вместе!» - отвечает Вадим. Исаев дает добро на перевод, сраженный мощью фадеевского рукопожатия: «Ну и силища!» На вопрос Фигичева: «Бороду-то зачем отрастил?» последовали слова, вызвавшие общий хохот: «На страх врагам!»

Так началась боевая дружба двух Ивановичей - Александра Покрышкина и Вадима Фадеева. Еще с былинных времен на Руси, ведущей круговую оборону от вражеских набегов, появляется побратимство, крестовое братство. Два воина, казака менялись нательными крестами в знак братской преданности и верности по гроб. На груди у советских летчиков были в 1942-м ордена Ленина и Красного Знамени, но суть их дружбы осталась той же…

Вадим первым во всей глубине постигает покрышкинскую «науку побеждать» в воздухе, становится единомышленником друга, мгновенно схватывает его идеи и разработки еще до того, как они будут триумфально проверены в деле.

Наверно, именно Вадим с его чуткостью и необоримым жизнелюбием спас друга в самый черный час его жизни, когда Покрышкин, не дожидаясь трибунала, хотел сам кончить счеты с жизнью. «Ты что надумал, Сашка! Брось дурить! Еще не раз подеремся вместе против фашистов!»

На лодке Покрышкин с Фадеевым уходили в Каспийское море, вели свои беседы, как когда-то в штормовом Черном море говорил Александр со Степаном Супруном. Вадим был первым, кому Покрышкин рассказал о своих отношениях с Марией, о желании создать семью. «Вадим, - вспоминал Александр Иванович, - умел шуткой, вызовом на откровенный разговор быстро устранять недоразумения, которые возникали в наших взаимоотношениях с Марией». В Махачкале Фадеев усадил друга с любимой перед фотографом и прозорливо молвил: «А теперь сфотографируйте их вдвоем! Вы не смотрите, что девушка смущается. Я вас уверяю, что фотографию, которую вы сделаете, они будут хранить до конца своей жизни…» М. К. Покрышкина написала в своей книге:

«Предвидение Вадима сбылось. Эта фотография находится сейчас в Сашином кабинете на почетном месте, и каждый раз, когда я смотрю на нее, мысленно благодарю Вадима…»

Да, этот человек мог оставить в душе неизгладимый след… Замполит полка М. А. Погребной в знак памяти о нем пять лет носил бороду. Герой Советского Союза Аркадий Федоров, подружившийся с Вадимом в конце 1941-го, вспоминал через 20 лет: «Я и сейчас нередко советуюсь с ним мысленно, когда нужно принять какое-то важное решение». Герой Советского Союза Николай Искрин, его земляк из Куйбышева (Самары), сказал: «От всего облика Вадима Фадеева веяло могучей силой настоящего волжского богатыря. О таких, как он, слагались стихи, легенды и песни, им посвящали свои полотна художники. В нашем полку Вадим был всеобщим любимцем. Образ его никогда не сотрется в моей памяти».

Да, он был волгарем, вырос на берегах этой священной русской реки, матушки и кормилицы. Много талантов и целый ряд знаменитых летчиков дал России полный своеобразия мир великой Волги. О Нестерове и Чкалове уже упоминалось. Здесь же родился и корифей дальней авиации, сын капитана волжского парохода Александр Голованов, также необыкновенно красивый, двухметровый, щедро одаренный умом и железной силой.

…Вадим хорошо знал нрав родной реки. Уже старшеклассником получил права на вождение моторной лодки, любил простор, борьбу с сильной волной, брызги, летящие через голову. Работая перевозчиком почты, однажды уговорил почтальона переправляться, несмотря на приближение грозы. Шторм застал лодку на стремнине реки, повернуть было уже невозможно. Почтальон пережил стресс, Вадим от восторга горланил песни…

В 11 лет Вадим, как указывалось в характеристике, «по данным педагогического обследования в умственном развитии дает повышение на полтора года». И далее отлично учится, много читает, увлекается поэзией Маяковского, музыкой, оперой. Отец Иван Васильевич, крупный инженер-строитель, хотел направить сына по своим стопам, и Вадим поступил было в строительный институт, но на втором курсе перестает посещать занятия. В 1930-е годы авиация среди юных дарований с отменным здоровьем соперников не имела… В аэроклубе новый набор пилотов планировался лишь через год. Вадим за месяц осваивает рассчитанные на полгода курсы шоферов при Осоавиахиме, работает на хлебном фургоне, а затем на более подходящей его характеру «скорой помощи». Отец не сдается, договаривается с деканом о допуске сына к сессии. Тот, не посетив ни одной лекции в семестре, сдает сессию на «отлично»! И все равно уходит с третьего курса. Все вечера штудирует авиационно-техническую литературу. В день рождения друзья писали Вадиму: «Ты, рожденный великими днями нашей эпохи; ты - великий человек по форме, по структуре и комплекции; ты, чья нога не имеет себе равной; ты, который обречен на великие муки в поисках 49 размера ботинок и лишен возможности посещения катка; ты, к сегодняшнему дню проживший на свете ровно два десятка нет, в дни грандиозных побед на всем социалистическом фронте прими наше искреннее поздравление…».

В 1938 году Фадеев опять же на отлично заканчивает Куйбышевский аэроклуб, оставлен там инструктором и лишь в январе 1940-го отпущен в Ульяновскую летную школу. Оттуда направлен в Чкаловское (Оренбургское) училище. Обмундирование, которое новый курсант называл «доспехами», ему пришлось шить - нужных размеров не нашлось. Когда же был утвержден и двойной паек. Старая фотография сохранила одну из шуток молодого силача - Фадеев горделиво, с усмешкой держит на руках и плечах троих обычного сложения однокашников с воинственно-озорными лицами.

В училище старшина два месяца «вышибает дурь» из необузданного курсанта. Но натура волжского бунтаря, как позднее определил друга Покрышкин, нет-нет, но давала о себе знать…

Освоившись и осмотревшись, Фадеев экстерном сдает на отлично экзамены по теории, обгоняя всех; без «вывозных» совершает самостоятельный полет. В газете училища о нем печатают статью с портретом под названием «Стальная воля». После вылета на И-16 Вадим пишет родителям:

«Эх, и хорошо! Когда летишь и делаешь разные «кляузы», когда кажется, машина - это я сам… Машина напряжена до крайности, мотор ревет так, что стоящим на земле делается страшно - как бы не развалился. Но главная цель - испытать самого себя при перегрузках, чтобы взять от машины все, на что она способна». Удивительно в этих строках сходство с образом мыслей Покрышкина, который свои фигуры в небе Молдавии в то же время называл не «кляузами», а «крючками». Фраза «взять от машины все…» совпадает у двух асов дословно!

1941 год застает Фадеева на Дальнем Востоке, где ему присваивается звание сержанта срочной службы… Служить здесь пришлось недолго, после начала войны часть эшелоном по Транссибу направили на запад. На обороте снимка, где Фадеев стоит у «ишачка» рядом с двенадцатью авиаторами, его рукой написано: «5.7.41 г. с. Голенки. Друзья, едущие бить всех, кто лезет на СССР». В Балашове, соскучившись по полетам, Вадим демонстрирует такие фигуры на малой высоте с выводом из пикирования над центром города, что оказавшийся свидетелем командующий ВВС отправляет летчика на гауптвахту: «Лихачество! Немедленно принять меры! Еще подражатели найдутся, тогда аварии, катастрофы».

«Сволочи - фашистские летчики. Когда отбомбят, то, если нет наших истребителей, снижаются и с бреющего расстреливают мирное население. Недавно их истребители, налетев на одно село, с пятидесяти метров стали обстреливать купающихся в реке детей… Я сам истребитель, но никогда не стану расстреливать немецких детишек, хотя не дрогнет моя рука уничтожить в бою любое количество фашистов».

К августу 1942 года на счету Фадеева - шесть сбитых немецких самолетов. Но и из тех летчиков, с кем он прибыл на фронт, остались в живых немногие. Погиб лейтенант Георгий Плотников, с которым Вадим подружился на Дальнем Востоке.

…Держись, немец! Во всеоружии новой техники и покрышкинской тактики Вадим Фадеев поднимался в небо Кубани. «Пусть ярость благородная вскипает, как волна»… Из наградного листа В. И. Фадеева: «11.4.43 г., прикрывая свои войска в районе Украинской, Шиптальской, В Ставропольской, Красный Табаковод, вел воздушный бой с 4 Me-109. В результате решительных атак т. Фадеев сбивает одного Ме-109… Информирующая радиостанция - позывной «белка» сообщила: «аэрокобра», прекрати огонь, «месс» горит. Но т. Фадеев сопровождал стервятника до самой земли пулеметно-пушечным огнем… Боевых эпизодов у т. Фадеева очень много и все боевые вылеты происходили со встречей истребителей противника».

«Эй, ухнем!» - нарушая дисциплину в радиоэфире, пел «Дубинушку» в полете Вадим. Эй, ухнем! «Первым, кому во время боев на Кубани я подписал представление на звание Героя Советского Союза, был В. И. Фадеев. И он вполне его заслуживал… - вспоминал генерал Н. Ф. Науменко. - В течение одной из недель он уничтожил десять самолетов противника лично и один в группе. Это очень большая победа». Генерал отмечал и то, что при личном знакомстве «летчик мне сразу понравился глубиной и живостью своего ума, ясным пониманием задач, стоявших перед истребительной авиацией. Позже для меня стало какой-то потребностью видеть нашего богатыря и говорить с ним».

Иван Бабак писал: «Вадим Фадеев был общим любимцем, его даже в нашем - соседнем сорок пятом - полку считали каким-то особенным летчиком. Ведь он в каждом бою обязательно сбивал по 2–3 самолета!»

Продолжал Вадим и веселить товарищей. Поначалу, как уже упоминалось, летчиков 16-го и 45-го полков разместили в Краснодаре, в полуразрушенном складе, на двухъярусных нарах. Ночью стойки не выдержали веса Фадеева, рухнувшего на Дмитрия Глинку. Летчики, спавшие рядом, проснулись от грохота, решив, что началась очередная бомбежка. А сон двух утомленных геркулесов, к всеобщему изумлению и хохоту, не был нарушен!

К 28 апреля, как указано в представлении на звание Героя, на счету Фадеева, было уже 394 боевых вылета, из них 118 на штурмовку, 155 на разведку, 106 - на сопровождение бомбардировщиков, 55 - на патрулирование и прикрытие. В 43 воздушных боях он сбил лично 17 самолетов (15 Ме-109, но одному Ю-87 и Ю-88) и один в группе (Ме-109). Это официальные данные, вероятно, они занижены. Ведь самолеты, сбитые за линией фронта, оставшиеся без подтверждения наземных войск, как уже говорилось, советским летчикам тогда не засчитывались.

Немцы начали охоту за лучшими русскими асами. Особо выделив своим «Ахтунг, ахтунг!» Покрышкина, они, по свидетельству Н. И. Уманского, заговорили также о Глинках, Фадееве и Речкалове. «Хадеев, Хадеев…» - доносились из рации голоса немецких наблюдателей. Знали они и его позывной «Борода».

«Быть или не быть. Вот в чем вопрос…» - еще один исполнявшийся Вадимом излюбленный номер - монолог принца Гамлета из 111 акта шекспировской трагедии…

Александр Иванович вместе с замполитом М. А. Погребным тревожились о друге. В Поповическую к Вадиму приехала его молодая жена. Познакомились они незадолго до этого в запасном полку. Людмила была замужем за Николаем Лавицким, одним из лучших летчиков 45-го полка. Эффектная внешне, она прекрасно играла на аккордеоне, любила общение, застолья. Вадим влюбился в нее без памяти и «отбил» ее у мужа, тяжело пережившего измену…

Однажды Вадим, вернувшись из боевого вылета, над домиком, где жил с Людмилой в станице, начал показывать свой виртуозный пилотаж. Из засады в облаках на Фадеева спикировала пара «мессершмиттов». От гибели его спасло лишь предупреждение с земли по радио Аркадия Федорова, успевшего вскочить в кабину «кобры».

Покрышкин вскипел: «Ты что делаешь, Вадим?! По-глупому решил погибнуть?!… Ведешь себя, как ухарь-купец. В боевом полете, включив передатчик, исполняешь арии из опер. Бесшабашно иногда гоняешься за отдельными «мессерами», бросив управлять группой. Кому этот цирк нужен?! Ты же командир, пример должен показывать». Вадим согласился, но преодолеть себя не смог…

5 мая 1943 года командир полка Н. В. Исаев определил состав группы, вылетавшей на патрулирование. К звену Покрышкина была подключена пара Фадеева. Ведомым у Вадима чаще всего летал Андрей Труд. Только такой опытный цепкий пилот мог за ним удержаться. В полете Фадеев начал отходить от группы.

- «Борода», я - Покрышкин, подойди ближе, почему отрываешься?

Сейчас подойду!

Это были последние слова Вадима, которые слышал его друг. Вскоре звено Покрышкина вступило в бой с «юнкерсами» и «мессершмиттами». Пару Фадеева, далеко оторвавшуюся от своих, атаковали двенадцать «мессершмиттов». Как рассказал потом Андрей Труд, его сковали боем. Вадим был подбит и ушел домой… На аэродром он не вернулся.

В тот день немецкие асы-»эксперты», используя данные разведки и радиоперехвата, предприняли решительную попытку расправиться с лучшими летчиками 16-го полка. Покрышкин в этом вылете вырвался с помощью Ивана Степанова из «клещей», в которые его жестко брали две пары Ме-109. А затем именно в Покрышкина стрелял Як-»оборотень».

Зная силу «Бороды», немцы заманили его под удар группы, имевшей подавляющее численное превосходство.

О месте гибели Вадима его друзья не узнали. Н. И. Уманский в письме автору этих строк вспоминал:

«Этот пиратский воздушный бой из-за облачной засады я визуально наблюдал с КП армии. Вы бы видели, с какой жестокостью они на него накинулись! Этот бой продолжался пять-шесть минут. Три немецких самолета горели, но и самолет Фадеева отвалил в сторону со снижением, все это происходило в районе Абинской-Крымской. Фадеев был тяжело ранен и все же держал курс к станице Поповической, к своему аэродрому…

Фадеев посадил свою «аэрокобру», не выпуская шасси, возле озера в сорока километрах от станицы Славянская, в камышах. Когда я был на месте его вынужденной посадки и гибели, он уже был захоронен. Это было примерно 10–11 мая, приехал я с двумя старшими офицерами штаба армии, добраться туда действительно было тяжело, все еще было заминировано, кругом окопы, рвы, различные оборонные сооружения, озера и болота.

На месте нам сообщили зенитчики ПВО, что летчик после посадки был еще некоторое время жив, примерно час-полтора, но без сознания и вскоре скончался. Его тело истязали комары, таких я в жизни никогда и нигде не видел - по размеру, как осы. Зенитчики нашли Фадеева и похоронили. Я лично осматривал самолет, кабина была разбита, вся в крови. Удар пришелся на переднюю часть самолета, были изуродованы приборы и прицел. Могила была очень маленькая, на досточке надпись «Летчик Фадеев В. И. погиб 5 мая 1943 года» и звездочка, вот и все.

Те офицеры, с которыми я ездил на это место, всех спрашивали, все записывали, вели разговоры с офицерами, которые захоронили Фадеева, сделали фото самолета и могилы.

И. М. Дзусов, дежуривший на КП армии, сообщил в полк о взорвавшемся нашем самолете. Вы можете себе представить, что остается от самолета и летчика после удара о землю и взрыва? Но ведомый Фадеева Андрей Труд этого не подтвердил. В действительности взорвался самолет Як-3 из корпуса Савицкого, именно на том месте, где говорил Дзусов, это было установлено проверкой позже, а Фадеев посадил свою «аэрокобру», будучи тяжело раненным с разбитой головой и грудью… Почему об этом не узнали в полку, мне неизвестно».

* * *

Есть утверждение о том, что война заканчивается лишь тогда, когда похоронен последний погибший солдат. Если это так, то понятно, почему нами были утрачены многие плоды Победы 1945 года… По данным Краснодарского краевого центра поисковых работ, в официальных захоронениях в Краснодарском крае было погребено 86–87 тысяч погибших. А 200–300 тысяч солдат и остались лежать в кубанских полях и лесах. Так же как на местах других боев и битв…

В крае впервые в стране в 1990-х годах были приняты законы «О поисковой работе», «Об охранных (мемориальных) зонах Краснодарского края» и «Об обеспечении сохранности и порядка содержания российских и иностранных военных могил и воинских захоронений на территории Краснодарского края». Из бюджета выделены средства, оказывается противодействие «бизнесменам» - мародерам, которые ищут ордена, оружие, золото.

До сих пор по России ходят на свой страх и риск отряды бескорыстных подвижников-поисковиков, находят останки погибших. Много, много их еще лежит в лесах и болотах. Лишь иногда удается установить их имена…

…10 мая 1943-го, когда в воздухе наступило некоторое затишье, в полку подводили итоги. Гибель Вадима потрясла всех. Для Покрышкина это было самой тяжелой потерей с начала войны.

Получив разрешение выступить, Александр Иванович вновь назвал основную причину гибели летчиков - патрулирование малыми группами, в то время, как немцы действуют крупными силами. В ответ на замечание Исаева: «Надо считаться с количественным составом полка» - Покрышкин предложил увеличить количество боевых вылетов на каждого летчика, с чем они согласны.

Также Покрышкин сказал: «Нельзя составлять группы из начальников. Это приводит к разным решениям ведения боя, к нарушению идеи командира группы и к неоправданным потерям. Назначение Фадеева ведущим пары в мою шестерку было неправильным и привело к его гибели».

После чего «Исаев, не дослушав меня, закрыл совещание, чтобы не выслушивать замечания о недостатках в боевой работе полка, виной которых был он сам».

Несколько слов скажем и о подруге Вадима… Друзья уговаривали Фадеева отправить ее в Куйбышев к родителям, но Людмила осталась в Поповической. Узнав о смерти Вадима, она не позволила родиться его ребенку и, избавившись от бремени, стала работать официанткой в летной столовой. Погиб и ее прежний муж, также Герой Советского Союза. Летчики стали избегать общества роковой женщины…

Покрышкин, переменивший после встречи с Марией свое мнение о женщине в жизни летчика, тем не менее даже своей любимой суеверно не разрешал подходить к самолету. В боевых условиях, считал Александр Иванович, жена не должна быть рядом. Так, жена Вадима отдаляла его от общения с летчиками полка, он не участвовал в разборе полетов и действий противника. «Все это не могло не отразиться на боевой форме Вадима… - писал Покрышкин. - И в последнем своем бою Вадим проявил присущие ему мужество и мастерство, но дали себя знать и обычные для него недооценка сил врага, пренебрежение реальной опасностью. Эти мои раздумья… которыми я ни с кем не делился… еще крепче утвердили меня в некоторых незыблемых нормах поведения летчика на земле и в воздухе. Нарушишь их - расплата придет неминуемо…»

Конечно, с сибирской выдержкой и волей Покрышкина, прошедшего исключительно суровую жизненную школу, сравниться было трудно. Вадим басил в ответ: «Да ты что, Саша, беспокоишься, неужели найдется какой-нибудь паршивый фриц, который может меня сбить?!».

Надо все-таки признать - недооценка противника Фадеевым в боях с «экспертами» эскадр «Удет», «Мёльдерс» и 52-й - это тоже своего рода феномен…

…Весна 1943-го. Получены в Тегеране «аэрокобры». Летчики 16-го гвардейского полка, переночевав в одной из гостиниц восточной столицы, идут по аэродрому к американским самолетам, выстроенным плотными рядами, блестящими в лучах восходящего солнца свежей краской. На один день оказались советские офицеры в незнакомом, другом по цветам, звукам, ритму мире дворцов и минаретов, фешенебельных проспектов и узких бедняцких улочек, изобильных базаров и огней реклам. Настоящая война и горе были отсюда далеко…

Внезапно остановившись и, как талантливый артист, сразу овладев вниманием, Вадим, глядя на север, продекламировал есенинские строки:

Мне пора обратно ехать в Русь,
Персия! Тебя ли покидаю?
Навсегда ль с тобою расстаюсь?
Из любви к родимому мне краю
Мне пора обратно ехать в Русь.

Летчики замерли на мгновение. Как всегда изумительно тонко Вадим коснулся сокровенной струны в их душах…

Фадеев, маэстро полковой самодеятельности, умел читать стихи. В его любви к Маяковскому, названному Сталиным лучшим поэтом советской эпохи, и полузапрещенному тогда Есенину отразилось время 1920-х и 1930-х. Русь советская и Русь уходящая, безудержная страсть, тайна гибели, до конца не разгаданная… Фадеев напоминает Маяковского ростом, кипящей энергией, громогласностью. Есенина - падающей на лоб прядью, когда Вадим не успевал коротко, по-фронтовому, подстричься… И взглядом, в котором за дерзким или шуточным вызовом проглядывают детская ясность или, как на одном из последних снимков на Кубани, печальное и щемящее: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…»

…В начале июня 1999 года Мария Кузьминична во время поездки на Кубань, о которой она мечтала, побывала в Фадееве, в школьном музее, посвященном Герою. Она знала еще по письмам, которые получала в Москве, что в начале 1990-х музей было решено закрыть, тогда же исчезли и личные вещи Вадима, переданные его отцом. Но через несколько лет люди спохватились… Как же без него?! Музей восстановлен, снова здесь на фотографиях Фадеев вольно сидит на крыле «аэрокобры» с Андреем Трудом, держит, как былинный витязь, троих на плечах… Учителя школы проводят среди ребят конкурсы на лучшее знание биографий А. И. Покрышкина и В. И. Фадеева. Программа «юных покрышкинцев» из Фадеево на смотре в Краснодаре отличалась особым задором. Да, Вадим и сейчас умеет повести за собой и зажечь!

У дороги из Фадееве в Крымскую установлен памятник Герою Советского Союза Вадиму Ивановичу Фадееву. Мария Кузьминична, вглядываясь в Москве в фотографии бюста, считала, что сходства с Вадимом скульптору достичь не удалось. Но здесь изменила свое мнение. Неудачным оказался фотоснимок. Она подошла к постаменту, подняв голову, прикоснулась ладонями к камню… Среди сопровождавших почетную гостью воцарилось молчание.

За памятником, стоящим на крутом склоне, открывался потрясающей красоты вид на холмистые дали Кубани, окутанные июньским голубым жарким маревом…

6 мая в Кургане родился знаменитый композитор Максим Фадеев. Благодаря работе этого талантливого продюсера на российской эстраде появилось много ярких звезд. Среди них Линда, Катя Лель, группа Серебро, Наргиз Закирова и многие другие. Музыкант и сегодня не останавливается на достигнутом.

Спорт или музыка

В 1973 году Максиму исполнилось 5 лет, и его отдали учиться в музыкальную школу. Такой выбор родителей был предсказуем, ведь они сами занимались музыкой. Отец его был талантливым композитором, а мать – певицей. В 12 лет Максим уже умел играть на бас-гитаре, а в четырнадцатилетнем возрасте он выиграл главный приз на джазовом конкурсе пианистов.

Фадеев увлекался боевыми искусствами и в 17 лет имел третий ранг по айкидо. Заниматься он начал потому, что хотел показать сверстникам свои возможности, достичь успеха, доказать, что он обычный здоровый парень. Ведь ему был поставлен страшный диагноз «порок сердца». И однажды оно его подвело.

Когда Максим выполнял очередное упражнение, от большого потока крови у него лопнула сердечная перегородка. Он потерял сознание и пережил клиническую смерть. Врачи сотворили чудо и вернули Фадеева к жизни, но дверь на пути к большому спорту закрылась.

Начало карьеры

Вскоре Максим увлекся танцами. Он умело изображал движения Майкла Джексона, принимал участие в разных конкурсах и уже подумывал о певческой карьере. Фадеев стал вокалистом группы «Конвой», а в 1990 году он выступил в Юрмале с песней Шукенова «Джулия» и занял третье место.

Тогда же он спел композицию собственного сочинения «Танцы на стеклах». Казалось, на этом победы закончились. Полной неожиданностью для певца стало появление Сергея Крылова, который пришел к Фадееву прямо домой и предложил поехать в Москву.

В 1991 году Максим и его жена переехали в столицу. Фадеев стал работать аранжировщиком. Заработок был небольшим, но семье певца всячески помогал Сергей Крылов. Через некоторые время у Фадеева появился свой продюсер, и он выпустил клипы на композиции из альбома «Время диких зверей».

Федор Бондарчук предложил Максиму написать музыку к фильму «Синяя армия». В ленте должен был сниматься Сергей Бондарчук, но, к сожалению, он умер, так и не сыграв свою роль. Музыка Фадеева не пригодилась.

Успех в карьере

В 1993 году певец познакомился со Светланой Гейман, которая мечтала стать эстрадной исполнительницей. Максим стал продюсировать девушку под псевдонимом «Линда». Ее творчество увенчалось успехом, она стала популярной певицей и кумиром молодежи. Тогда к семье продюсера пришло материальное благосостояние.

За время работы с Линдой композитор написал 6 альбомов и получил большое количество наград. Сама Линда девять раз становилась «Певицей года». Исполнительница и продюсер идеально работали вместе, их сотрудничество принесло огромные плоды. Чего только стоял главный хит девяностых «Ворона».

Фадеев вновь решил попробовать себя в качестве сольного исполнителя. Его песня «Беги по небу» стала популярным хитом. Вскоре певец уехал в Германию, где сочинял композиции для фильмов.

В 2002 году Фадеев стал продюсером второго сезона «Фабрики звезд». К тому моменту он уже прекратил сотрудничать с Линдой и продюсировал певицу Глюкозу, группы «Монокини» и «Total».

В 2003 году Максим основал личный центр продюсирования и стал совладельцем компании «Монолит Рекордс». В 2004 году стартовал новый сезон «Фабрики звезд», где он снова выступил в качестве генератора идей и создателя проекта.

В 2006 году Фадеев основал коллектив «Серебро». Уже в 2007 году эта группа выступила на Евровидении, заняв третье место. Вскоре у композитора появились проблемы со слухом, но его друг нашел хорошего доктора, который вернул Максима к нормальной жизни. Песню «Дыши» группы «Серебро» он написал практически глухим.

После этого случая продюсер пересмотрел свой взгляд на многие вещи. Через некоторое время Фадеев презентовал мультфильм в формате 3D, сюжет которого написан по его книге «Савва».

В 2014 году на экраны Первого канала вышел проект «Голос. Дети», где наставниками стали Пелагея, Билан и Фадеев. За несколько часов до слепых прослушиваний Максима госпитализировали из-за проблем с почками, и съемки решено было перенести. После лечения Фадеев наконец-то занял свое кресло наставника.

Победительницей проекта стала именно его подопечная, а шоу – одной из популярных программ на российском телевидении. В 2015 году вышел второй сезон передачи. И в этот раз победила участница команды Фадеева. По личным причинам на третий сезон Максим не попал. Его заменил Леонид Агутин.

Фадеев проявил себя как грамотный и талантливый наставник. Дети с огромным удовольствием работали в команде Максима. Он показал себя как настоящий профессионал и сделал из каждого выпуска этой программы потрясающее шоу. За участие в проекте «Голос. Дети» Максим отказался от гонорара, потому что слишком любит своих маленьких учеников.

Личная жизнь

Когда Максим играл в коллективе «Конвой», он познакомился с девушкой по имени Галина. Она стала ездить с Фадеевым на концерты, и вскоре они поженились. Но супруга серьезно увлеклась другом певца. Начались постоянные ссоры, и пара развелась. Через короткое время Галина вернулась, умоляла ее простить. Но уже было поздно.

Однажды Максим отбирал девушек для съемок очередного клипа группы «Конвой». Одну из танцовщиц массовки звали Наталья. О ней известно то, что она родилась в Кургане и имеет псевдоним «Дарья Ухачева». Девушка сразу же понравилась Фадееву, и он решил во что бы то ни стало жениться на ней. Через три месяца Максим и Наталья расписались.

Супруга забеременела, и они с нетерпением ждали рождения дочери. Но из-за врачебной ошибки малышка умерла при родах. После певец сочинил песню «Колыбельная», которую посвятил своей дочери.

Вскоре Наталья забеременела второй раз. Они с мужем переехали за границу, и супруга стала наблюдаться в одной из клиник Германии. Фадеевы вспоминают прекрасные шесть лет в этой стране с особой теплотой. Именно здесь родился их сын Савва.

Несмотря на все возможности, супруг запретил Наталье заниматься творческой деятельностью. Он боялся, что звездная жизнь вскружит ей голову, и она от него уйдет. Но жена Фадеева оказалась скромным и домашним человеком. Супруги вместе уже более 20 лет. Они вырастили достойного сына, который сейчас играет на пианино, пишет стихи.

Его прототип продюсер использовал в качестве главного героя мультфильма «Савва: Сердце воина».

Максим берется за любое дело, и оно приносит успех. Его песни популярны в России и за рубежом. Своим успехом он также обязан семье. Жена и сын всегда понимают его и поддерживают.

У композитора есть родной брат Артем, который тоже нашел себя на музыкальном поприще. Он пишет песни для известных исполнителей.

Родился 25 декабря 1917 года в селе Федькино, ныне Тереньгульского района бывшей Ульяновской области, в семье учителей. Жил в Куйбышеве, окончил 3 курса Строительного института и местный аэроклуб, в котором и был оставлен инструктором. С 1940 года в рядах Красной Армии, окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков.

С 19 августа 1941 года лейтенант В. И. Фадеев на фронтах Великой Отечественной войны. По ноябрь 1941 года служил в составе 446-го САП и 131-го ИАП, затем - в 630-м (762-м) ИАП (САП). С мая 1942 года - в 16-м Гвардейском ИАП. Летал на И-16, Як-1 и "Аэрокобрах".

К концу апреля 1943 года командир эскадрильи 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт) Гвардии капитан В. И. Фадеев совершил 394 боевых вылета. Проведя 43 воздушных боя, сбил 17 самолётов противника.

24 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Похоронен в центральном парке села Киевское Крымского района Краснодарского края. Его имя носят улицы в городе Самара и в селе Киевское.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды).

* * *

Вадим Фадеев родился в Куйбышеве 7 января 1917 года. После средней школы поступил в аэроклуб. Окончил его в 1938 году. Работал инструктором. В январе 1940 года направлен в военное училище лётчиков. В июле 1941 года по его просьбе откомандирован в действующую армию.

Сначала сражался в составе 446-го и 131-го авиационных полков, летая на самолёте И-16. Однажды, в районе Кодыма (Молдавия), В. И. Фадеев с группой истребителей атаковал колонну румынских кавалеристов. Расстреляв все патроны он спустился к самой земле и рубил всадников винтом самолёта.

Интересен такой факт. Первый орден Красного Знамени В. Фадеев получил в суровом 1941 году под Таганрогом. Оказавшись в трудную минуту среди пехотинцев, он поднял их в атаку и, подавая пример мужества и отваги, вместе с ними отбил у противника господствующую высоту.

Из уст в уста переходил в годы войны рассказ старого солдата, участника освобождения Ростова-на-Дону, приведённый в книге В. И. Погребного - "Человек из легенды".

Поздней осенью 1941 года 2-й день сражались наши пехотинцы за небольшой курган - "Пять братьев", каких много на юге, и никак не могли выбить закрепившихся там фашистов. И вдруг над немецкими окопами летит наш истребитель, очень низко, бесшумно, с остановившимся винтом. Фашисты стреляют по нему из винтовок, из автоматов, такую трескотню подняли, хоть уши затыкай, а его и пули не берут. И садится он на мёрзлую изрытую минами и снарядами землю, садится в 300 метрах от передовой, спокойно, как на ровном месте.

Из маленького самолёта выскакивает огромного роста лётчик - как он только помещался в нём - и бежит к своим, в окопы. Вокруг пули жужжат с присвистом, штуки 3 мины упали, осколками пропели, и ничем не задело его. Как тут не вспомнить: "Смелого пуля боится..." Вскакивает он в окоп, весь проход закрыл богатырской фигурой, улыбается.

Знаю вашу беду, братцы, - говорит лётчик. - Где командир? Ведите.

Показал командиру по карте, откуда миномёты бьют, где бронемашины находятся, в каких местах пехоты больше. Заговорила наша артиллерия. Выскочил из командирского блиндажа лётчик, в руках автомат держит, крикнул своим могучим голосом:

Вперёд за Родину!

И побежал к кургану, овеянному старыми легендами и славой 5-ти братьев, погибших там много веков назад, но не давших врагу продвинуться по земле русской. Поднялась красная пехота, пошла в атаку. Каждый старается великана догнать, вперёд вырваться. А он на ходу одних в обход высоты посылает, других увлекает за собой...

Ура-a-a ! - катится над курганом.

Взяли мы курган "Пять братьев", разбили миномётные батареи, несколько броневиков уничтожили, а 2 целыми захватили, много фашистов полегло там, немало и в плен взяли, - закончил старый солдат свой рассказ. - А о великане том больше ничего не знаю. Говорили, сдал самолёт под охрану и ушёл своей дорогой...

Таков рассказ старого солдата. И он оказался правдой. Тот великан был лётчик - истребитель 446-го смешанного авиаполка сержант Фадеев Вадим Иванович - воспитанник Куйбышевского аэроклуба. За подвиг у кургана "Пять братьев" его наградили орденом Красного Знамени, присвоили внеочередное воинское звание "Лейтенант".

Вот что пишет о Фадееве бывший командующий 4-й Воздушной армией Главный маршал авиации К. А. Вершинин:

"Вскоре после этого боя Фадеев уже на другом самолёте вылетел вместе с командиром звена А. Я. Новиковым на разведку. Им предстояло пройти по маршруту Славянск - Краматорская - Константиновская - Артемовск. В районе шахты 32-33-бис противник открыл по нашим истребителям сильный зенитный огонь. Однако советские лётчики, умело маневрируя, проскочили через огненную завесу. И тут ведомый Новикова заметил скачущего всадника. Снизившись, Фадеев установил, что это - фашист, и скорее всего связной, который спешит доставить в штаб важное донесение. Не желая расходовать патроны, которые предназначались для боя, лётчик зарубил всадника винтом самолёта.

Я хорошо знал Вадима Ивановича Фадеева. Это был высокий, стройный парень, с пышной шевелюрой и аккуратно подстриженной бородкой. Добрый, отзывчивый, он пользовался у однополчан уважением и авторитетом. Воевал он смело, даже рискованно..."

Второго ордена Красного Знамени он удостоился за воздушные бои над Мысхако.

В 1943 году лейтенант В. И. Фадеев прибыл в 16-й Гвардейский истребительный авиаполк, быстро освоил новую технику, стал отличным ведущим пары, а затем и командиром эскадрильи. Вадим бережно хранил выданный командующим Воздушной армией документ - приказ о выдаче ему двойного продовольственного пайка и разрешения на индивидуальный пошив одежды и обуви. Из готового обмундирования ему ничего не подходило - всё было мало.

Его блестящие способности лётчика - истребителя в полной мере расскрылись в боях на Кубани. Обладая огромной физической силой и выносливостью, он совершал по 5 - 6 вылетов в день. Иногда сбивал по нескольку самолётов за вылет.

Кубань. Здесь с апреля по июнь 1943 года проходило одно из крупнейших в Великой Отечественной войне воздушных сражений. В результате непрерывных ожесточённых боёв советская авиация вырвала из рук врага инициативу и завоевала господство в воздухе не только в этом районе, но в дальнейшем и на всём советско - германском фронте.

Первым лётчиком 4-й Воздушной армии, представленным к высокому званию Героя Советского Союза во время боёв над Кубанью, был Гвардии капитан В. Фадеев. Пламенный патриот, искусный воздушный боец, Вадим без промаха разил врага. В течение лишь одной недели он уничтожил 10 самолётов противника лично и 1 в группе!

Вспоминается воздушный бой, который провёл тогда ещё Гвардии старший лейтенант В. Фадеев 17 апреля 1943 года. Ведомая им восьмёрка истребителей - ударная группа - в 3-й раз стартовала с аэродрома. Группу прикрытия из 4 самолётов возглавил Гвардии старший лейтенант Г. Речкалов. Надо было пройти над отрогами Главного Кавказского хребта, местами затянутыми облаками, затем развернуться над морем.


И вот уже горная гряда позади. Вадим увидел впереди голубеющий простор. Море! Но любоваться красотами природы некогда. Всё внимание воздушному пространству. Враг может появиться неожиданно.

Лётчик не увидел, а скорее интуитивно почувствовал, что противник где-то близко. Оглянулся. Верно: на траверзе Анапы со стороны солнца курсом на Новороссийск несколькими волнами тяжело плыли в воздухе пикирующие бомбардировщики Ju-87, над ними - истребители прикрытия. Вадим бросил взгляд вверх. Там шла четвёрка Григория Речкалова.

Слева, с Анапского аэродрома, вздымая за собой ленты желтоватой пыли, взлетали вражеские истребители. "Спешат своим на подмогу. Быть бою над морем!" - мелькнула у Фадеева мысль.

Справа, поодаль внизу, проплывал окутанный дымом Новороссийск. Виднелись частые багровые вспышки на небольшом пятачке - полуострове Мысхако. Именно этот участок требовалось прикрыть от ударов вражеских бомбардировщиков. Там, зарывшись в каменистую землю, насмерть стояли отважные советские десантники, прочно удерживая плацдарм.

К району Мысхако подошли 12 Ju-87 в сопровождении группы Ме-109.

Речкалов, атакуй "худых" ! - передал Гвардии старший лейтенант Фадеев, а сам ринулся в атаку на бомбардировщики.

Весёлый и жизнерадостный, Вадим был дерзок и стремителен в бою, дрался отчаянно, презирая опасность. Он пылал ненавистью к врагу, искал его, а найдя, никогда не отступал, как бы ни был силён противник. Лётчик словно сливался воедино со своим истребителем, его огонь из пушки и пулемётов был испепеляющим.

Фадеев всегда надеялся на своего ведомого Андрея Труда, других лётчиков группы. Не удивительно, что всего за 3 недели он успел сразить около 20 вражеских самолётов. Комэск видел всех и видел всё, в трудную минуту готов был прикрыть товарища. И на этот раз Фадеев не стал медлить и, несмотря на численный перевес противника, решил навязать ему свою волю.

Тем временем группа Речкалова уже сбила 2 "Мессера", которые горящими факелами почти отвесно упали в море. Фашистские лётчики, видимо, ждали подкрепления, надеясь, что Mе-109 и недавно появившиеся в кубанском небе FW-190 помогут отразить натиск советских истребителей. Вскоре действительно подошло полтора десятка вражеских машин.

Однако это не смутило Фадеева. Он противопоставил численному превосходству противника точный и смелый маневр, тесное взаимодействие пар группы. На вертикали сбил один истребитель, на вираже - второй, вслед за ними поджёг Ju-87. Иван Савин разделался с 2 "Мессерами". По одному самолёту сбили Владимир Бережной и Николай Искрин. Удача сопутствовала и Михаилу Сутырину: он уничтожил новейший немецкий истребитель с двигателем воздушного охлаждения FW-190.

Этот воздушный бой показал, что вражескую новинку - истребители с мощным вооружением - можно бить. В этих победах была заслуга комэска. Его личное мастерство, отвага, какая-то особая, русская удаль вдохновляли боевых друзей.

Таким на всю жизнь и запомнился однополчанам Вадим Иванович Фадеев. С августа 1941 по май 1943 года он совершил 434 боевых вылета, участвовал в 51 воздушном бою, сбил около 20 вражеских самолётов, штурмовыми действиями уничтожил 80 автомашин, 15 орудий, до 200 солдат и офицеров противника. В паре со своим ведомым А. Трудом, ставшим впоследствии Героем Советского Союза, он сбил 44 вражеских самолёта.


Одной из черт его характера было пренебрежительное отношение к опасности и недооценка сил противника. Порой он вёл себя просто безрассудно - мог, бросив управление группой, погнаться за одиночным "Мессером"; включить в полёте передатчик и исполнять арии из опер; выделывать над аэродромом "цирковые" трюки на малой высоте. Озорства ради отрастил себе бороду "лопатой" - "на страх врагам", как он говорил. Его широкая волжская натура и уверенность в своих незаурядных способностях, нередко проявлялись в переоценке своих возможностей.

Вадим Фадеев погиб в неравном воздушном бою 5 мая 1943 года. В последнем боевом вылете он, проявив часто присущюю ему самоуверенность, решил действовать самостоятельно и в этом была его роковая ошибка. Оторвавшись от основной группы наших истребителей, ведомой А. И. Покрышкиным, он со своим ведомым Андреем Трудом встретил группу из 12 истребителей Ме-109. В этом бою Фадеев сбил 2 самолёта, но был тяжело ранен и погиб возвращаясь на свой аэродром.

К тому времени на его счету числилась 21 личная и 1 групповая победа [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 17 личных и 3 групповые победы. ]

24 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Вадиму Ивановичу Фадееву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Имя В. И. Фадеева Указом Совета Министров СССР Куйбышевскому авиационному клубу ДОСААФ. Об этом напоминают и вывеска на здании, и большой портрет в зрительном зале, и аншлаг над галереей мастеров спорта.

В свой родной аэроклуб Вадим Фадеев вернулся в рассказах тех, кто учился вместе с ним искусству полёта, в коротких и, вместе с тем, всеобъемлющих строках постановления правительства о присвоении клубу его имени. Состоялся митинг. Затаив дыхание, слушали спортсмены взволнованные слова матери Героя Варвары Федоровны: повышайте свои знания, изучайте военное дело, будьте достойными продолжателями дела ваших отцов и старших братьев, свято чтите погибших за Отчизну, берегите Родину.

В устах матери эти слова звучали как призыв. И каждое слово запомнилось, запало в сердце. Они, эти слова, в мыслях спортсменов, в их делах...

* * *

Список известных побед Гвардии капитана В. И. Фадеева:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 15.06.1942 г. 1 Ju-88 Каменск И-16, Як-1,

"Аэрокобра".

2 11.04.1943 г. 1 Ме-109 юж. Абинская
3 16.04.1943 г. 2 Ме-109 Крымская - Абинская
4 17.04.1943 г. 2 Ме-109 Мысхако
5 1 Ju-87 Мысхако
6 1 Ме-109 (в паре - 1 / 2) сев. - зап. Новороссийск
7 20.04.1943 г. 1 Ме-109 Цемесская бухта
8 21.04.1943 г. 1 Ме-109 сев. Кабардинка
9 1 Ме-109 сев. Адербиевка
10 23.04.1943 г. 1 Ме-109 сев. Федотовка
11 24.04.1943 г. 1 Ме-109 свх. Мысхако
12 29.04.1943 г. 1 Ме-109 вост. Неберджаевская
13 30.04.1943 г. 1 Ме-109 Крымская
14 03.05.1943 г. 1 Ме-109 Семенцовский - Гостогаевский
15 04.05.1943 г. 1 Ме-109 юго - зап. Крымская

Всего сбитых самолётов - 17 + 3 [ 16 + 1 ]; боевых вылетов - около 400; воздушных боёв - более 50.