Владимир маяковский о революции. Маяковский предсказал крах революции

7 ноября 2017 года исполнится 100 лет Великой русской революции. По-разному называли это событие - Октябрьская революция, Великая Октябрьская социалистическая революция, Октябрьский переворот, Октябрьское восстание, но как бы не звучало его название - это одно из крупнейших политических событий XX века, произошедшее в России в октябре 1917 года и повлиявшее на дальнейший ход всемирной истории. По разному к этому событию относились его современники. Литература того времени в полной мере передает эту разноголосицу мнений. Так, «великий пролетарский поэт» В.В. Маяковский, ставший трибуном Октябрьского переворота 1917 года, воспевает это событие в своем произведении: Тебе, … восторженно возношу над руганью реемой оды торжественное «О»! Спустя 100 лет, интересно узнать мнение современной молодёжи о тех давних событиях и их влиянии на исторический процесс. С этой целью МБУ «Кузнецкая центральная городская библиотека им. А.Н. Радищева» и ГАПОУ ПО «Кузнецкий колледж электронных технологий» предлагают молодым людям, обучающимся в средних профессиональных учебных заведений и школах города Кузнецка и Кузнецкого района принять участие в литературно - исторической олимпиаде «Ода революции». Более подробную информацию можно получить в юношеской библиотеке по адресу г. Кузнецк, ул. Ленина, д. 234б с 10 до 18 часов каждый день, кроме субботы и по телефону: 3-36-41. Условия проведения олимпиады Предметом Олимпиады являются индивидуальные творческие работы, которые принимаются с 1 октября по 1 ноября 2017 года. Для участия в Олимпиаде необходимо заполнить анкету участника и приложить к ней творческую работу. Задания Олимпиады включают десять вопросов по заявленной теме, требуют развёрнутого ответа, объемом не более 1 страницы по каждому вопросу. Работа оценивается по бальной системы от 1 до 5 баллов по следующим критериям: - раскрытие темы; - наличие аргументации; - речевое оформление. Максимальное количество баллов, которое может набрать участник - 50 баллов. Участники, набравшие наибольшее количество баллов, по решению жюри, признаются победителями и призерами олимпиады. Требования к оформлению работ: - в текстовом формате Word, шрифт Times New Roman, 14 кегль, междустрочный интервал – 1,5; поля страницы: 3 см слева, по 2 см сверху и снизу, 1,5 см справа; Анкету участника и работу необходимо отправить на электронную почту: [email protected] с пометкой «Ода революции» или принести в распечатанном виде в филиал №10 МБУ «Кузнецкая ЦГБ им. А.Н. Радищева» /юношеская библиотека/ по адресу: г. Кузнецк, ул. Ленина, д.234 б, с 10-00 до 18-00 ежедневно, кроме субботы. Ознакомиться с положением о проведении олимпиады можно здесь.

Тебе,
освистанная,
осмеянная батареями,
тебе,
изъязвленная злословием штыков,
восторженно возношу
над руганью реемой
оды торжественное
"О"!

«Ода революции»

В русской поэзии XX века Маяковскому принадлежит особая роль. Он первым отдал свой могучий талант революционному обновлению жизни. Маяковский был глубоко убежден, что революция и поэзия нужны друг другу, и сделал решительный шаг, превратив поэзию в активную участницу митингов, демонстраций, диспутов. Для Маяковского работа над агитплакатами РОСТА становится не только его формой участия в революционной борьбе, но и лабораторией, в которой он, по собственному выражению, освобождал стих "от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия".

Ярким примером этих исканий является антология «Маяковский - Родченко. Классика конструктивизма», куда вошли три поэтических произведения Владимира Маяковского, оформленные Александром Родченко, известным мастером русского художественного авангарда, дизайнером и фотографом: "Про это", "Сергею Есенину", "Разговор с фининспектором о поэзии". Использование Родченко фотомонтажа в оформлении стало принципиально новым словом в истории книжного дизайна в литературе 20 века. Впервые автор поэмы был включен в иллюстрации как реальное действующее лицо благодаря фотопортретам, выполненным Абрамом Штеренбергом и другими фотографами в 1923 году. Во второй части книги помещены отрывки из воспоминаний Родченко "Работа с Маяковским" с 1915 по 1930 год, описываются встречи, диспуты, совместная работа над рекламой в 1920-е годы.

Захватывающая панорама жизни Владимира Маяковского, не окрашенная ни советской идеологией, ни борьбой против нее, развернута в книге Бенгта Янгфельдта «Я» для меня мало. Революция/любовь Владимира Маяковского». Знаменитый писатель, переводчик, знаток русской литературы XX века, Янгфельдт откровенно и детально рассказывает о водовороте личных, политических, литературных страстей, который оказался для Маяковского роковым. "Я" для меня мало" впервые дает уникальный шанс по-настоящему разглядеть и правильно понять Маяковского. В книге содержится множество уникальных фотографий, документов, оригинальных рисунков из личного архива Лили Брик и архива британской госбезопасности.

1. К какому из родов литературы отнесете вы рекламный плакат Маяковского: «Нигде кроме как в Моссельпроме» или «Беги со всех ног поку-пать «Огонек»? Нужно ли и эти краткие рекламные стихи записывать «лесенкой»? Маяковский это делал, В чем особенность записи стихов «лесен-кой»?

Трудно отнести к лирике рекламные стихи, но наличие рифмы, определенной ритмики указывает на принадлежность их в лирическому роду литературы. Ле-сенкой подчеркивается значение ключе-вого слова в рекламном призыве, как «Огонек», Моссельпром.

2. Какова концепция любви в поэме В. Маяковского «Люблю»?

В поэме «Люблю» показана любовь-радость, которую «не смо-ют ни ссоры, ни версты». Это — громада-любовь, которая опре-деляет величие и отдельного человека, и всего мира. Такая лю-бовь противопоставлена мещанской «любвишке».

3. Как В. Маяковский изображает революцию?

Революция осознается В. Маяковским как противоречивое яв-ление: «О, звериная! О, детская! О, копеечная! О, великая!», «Как обернешься еще, двуликая?» Этим и объясняется, что в послереволюционной поэзии параллельно идут две линии — про-славление революции и социалистического строительства и ос-меяние отрицательных сторон ее.

4. В чем нетрадиционность любовной лирики В. Маяковского?

Любовная лирика В. Маяковского нетрадиционна в том отно-шении, что в нее вносится социальный аспект. Уже в поэме «Об-лако в штанах» поэт любовную драму вводит в идеологическое русло, провозглашая четыре крика «Долой!» — «Долой вашу лю-бовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!» В поэме «Про это» вселенская любовь поэта про-тивопоставлена мещанской, комнатной, «цыплячьей» любви, быту, о который позже разбилась «любовная лодка».

5. Каким предстает образ поэта во Вступлении к поэме «Во весь голос»?

Поэт во Вступлении — «революцией мобилизованный и при-званный». Он — «ассенизатор и водовоз», который ради утили-тарных целей должен себя смирить, «становясь на горло собст-венной песне». В. Маяковский утверждал принцип партийности искусства:

Явившись в Це Ка Ка идущих светлых лет, над бандой поэтических рвачей и выжиг я подыму, как большевистский партбилет все сто томов моих партийных книжек.

6. Каковы особенности поэтической системы В. Маяковского?

В. Маяковский считал целью поэзии агитацию. Поэтому поэ-зию он понимал как ремесло. Как делать стихи — можно нау-чить. Стих В. Маяковского основан на ударности и интонации. Такой стих называется интонационно- или акцентно-тониче-ским. Формально он выражается в знаменитой «лесенке» В. Мая-ковского. Поэзия В. Маяковского необычайно экспрессивна. Он использует приемы ораторской и разговорной речи. Особая выразительность достигается и благодаря неологизмам: «крас-нокожая паспортина», «планов громадье». Существенной осо-бенностью образной системы является ее социальная окрашен-ность. Поэт использует гиперболу, гротеск. Метафора В. Мая-ковского строится на ассоциации не с миром природы, как в традиционной поэзии, а на связи с предметным миром.

7. Каким предстает лирический герой ранней поэзии В. Мая-ковского?

Лирический герой ранней поэзии В. Маяковского — бунтарь- романтик, не приемлющий современный ему мир. Он эпатирует своим богоборчеством (отрицанием, низвержением Бога), нару-шением общепринятых норм («Я люблю смотреть, как умирают дети»). Вместе с тем он способен испытывать боль и страдание от неразделенной любви. Лирический герой В. Маяковского траги-чески одинок: «Я одинок, как последний глаз у идущего к сле-пым человека».

8. Что сближало раннего В. Маяковского с футуризмом?

Футуризм был близок В. Маяковскому восприятием языка как средства самовыражения собственной творческой личности. Фу-туристы интересовались прежде всего ниспровержением всего известного, предшествующего и стремлением создать новое, не похожее на прежнее искусство. Как и футуристы, В. Маяковский стремился эпатировать публику необычностью поэтических об-разов, анти эстетизмом, внешним поведением, нигилистическим отношением к нравственным и эстетическим нормам. Была близка ему и футуристическая концепция будущего.

9. Почему революция оказалась близка В. Маяковскому?

Утопические футуристические представления В. Маяковского о будущем, агрессия по отношению к настоящему соответство-вали практике революции, провозглашавшей необходимость раз-рушения старого мира для построения нового. Бунтарство, не-приятие буржуазной морали, любви, быта тоже были в русле революционного отрицания. Февральская и Октябрьская рево-люции стали для поэта началом реального воплощения его идей о новом свободном человеке. Материал с сайта

10. Как понимать слова В. Маяковского о том, что он «насту-пал на горло собственной песне»?

В. Маяковский по природе своего таланта был лириком. Но после революции он поставил свою поэзию на службу утилитар-ным целям — построению нового общества. Для этого нужна была агитационная, пропагандистская поэзия, творцом какой и ста-новится поэт. Лирические чувства нельзя выражать с трибуны.

В. Маяковскому пришлось превратиться в «агитатора, горлана, главаря», приглушить лирику ради плаката, призыва, лозунга.

11. Какие две линии развиваются в послереволюционном твор-честве В. Маяковского?

Послереволюционная поэзия В. Маяковского развивалась по двум направлениям: воспевание социалистических преобразова-ний и сатирическое отрицание негативных явлений действитель-ности. Первое выразилось в «Стихах о Кузнецкстрое и людях Куз-нецка», «150000000», «Хорошо!»; второе — в стихах «Прозаседав-шиеся», «О дряни», «Столп», «Подлиза», пьесах «Клоп» и «Баня».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • в чем нетрадиционность любовной лирики у маяковского
  • особенности образной системы вступления к поэме во ве
  • вопросы про маяковского
  • что сближало раннего маяковского с футуризмом?
  • каковы особенности творчества маяковского

«Ода революции» Владимир Маяковский

Тебе,
освистанная,
осмеянная батареями,
тебе,
изъязвленная злословием штыков,
восторженно возношу
над руганью реемой
оды торжественное
«О»!
О, звериная!
О, детская!
О, копеечная!
О, великая!
Каким названьем тебя еще звали?
Как обернешься еще, двуликая?
Стройной постройкой,
грудой развалин?
Машинисту,
пылью угля овеянному,
шахтеру, пробивающему толщи руд,
кадишь,
кадишь благоговейно,
славишь человечий труд.
А завтра
Блаженный
стропила соборовы
тщетно возносит, пощаду моля,-
твоих шестидюймовок тупорылые боровы
взрывают тысячелетия Кремля.
«Слава».
Хрипит в предсмертном рейсе.
Визг сирен придушенно тонок.
Ты шлешь моряков
на тонущий крейсер,
туда,
где забытый
мяукал котенок.
А после!
Пьяной толпой орала.
Ус залихватский закручен в форсе.
Прикладами гонишь седых адмиралов
вниз головой
с моста в Гельсингфорсе.
Вчерашние раны лижет и лижет,
и снова вижу вскрытые вены я.
Тебе обывательское
- о, будь ты проклята трижды!-
и мое,
поэтово
- о, четырежды славься, благословенная! -

Анализ стихотворения Маяковского «Ода революции»

Восторженное отношение Владимира Маяковского к революции красной нитью проходит через все творчество поэта. Однако автор прекрасно осознает, что смена власти – это серьезное общественное потрясение, которое несет в себе не только свободу простому народу, но и разруху, голод, болезни и пьяный разгул. Поэтому в своей оценке событий 1917 года Маяковский беспристрастен, он не возносит дифирамбы и не тешит себя иллюзиями. В 1918 году поэт публикует стихотворение «Ода революции», судя по названию которого можно сделать вывод, что речь в произведении пойдет именно о восхвалении диктатуры пролетариата. Но это совсем не так, потому что поэт живет в реальном, а не вымышленном мире, и каждый день сталкивается с обратной стороной свободы, равенства и братства, провозглашенных новой властью.

«Ода революции», выдержанная в традициях этого стихотворного жанра, действительно начинается с хвалебных строк, в которых поэт сразу же очерчивает тематику произведения, заявляя, что восторженно возносит «над руганью реемой
оды торжественное «О»!». И сразу же награждает революцию такими нелестными эпитетами, как «звериная», «копеечная», «детская», подчеркивая при этом, что все равно она является великой .

«Как обернешься еще, двуликая?», — интересуется поэт, и в этом вопросе нет праздного любопытства, так как за очень короткий период времени Маяковский увидел не только достижения новой власти, но и ее беспардонность, грубость, несостоятельность. Поэтому автор теряется в догадках, что именно сулят его родине эти перемены, пугающие своей беспощадностью. Поэт не знает, чем именно обернется революция для России — «стройной постройкой» или же «грудой развалин», так как любой из этих вариантов на фоне общей эйфории может быть запросто претворен в жизнь . Чего только стоят слова так популярного в эти дни «Интернационала», призывающего до основания разрушить старый мир!

Впрочем, Маяковского такое развитие событий нисколько не пугает, он действительно верит в то, что мир станет другим, более справедливым и свободным. Однако автор понимает, что для этого его еще предстоит освободить от «седых адмиралов» и «тысячелетий Кремля» — символов прошлой жизни, которым не место в новом обществе. При этом Маяковский прекрасно понимает, как именно все это будет происходить, так как еще свежи в воспоминаниях недавние события, когда революция «пьяной толпой орала» и требовала расстрела для всех, кто не согласен с большевистскими идеями. Действительно, одним пришлось после революции долго зализывать «вчерашние раны», вспоминая о славных сражениях с «контрой». Однако были и те, кто предпочел «вскрытые вены» позору и унижению. И таких оказалось немало. Из их уст, по словам поэта неслись обывательские проклятья, так как вполне успешные и обеспеченные сословия вмиг потеряли не только свое благосостояние, но и саму родину, ставшую для них чужой. В то же время Маяковский в восторге от перемен, поэтому, обращаясь к революции, с воодушевлением восклицает «О, четырежды славься, благословенная!» . И в этой строчке нет пафоса, так как поэт искренне верит в новое общество, не подозревая, что двойственная суть революции, которую он воспевает, еще не раз проявит себя, обернувшись для народа лишениями и унижениями. Однако это осознание придет к Маяковскому гораздо позже и выльется с цикл саркастических стихов, в которых критика смешивается с юмором, а негодование – с беспомощностью. Но даже на фоне общественных, политических и социальных перегибов поэт остается верен своим идеалам, считая революцию не злом, а великим достижением русского народа.

Живым людям принято дарить нечётное количество цветов.
На похороны принято приносить чётное их количество.
Наши предки славяне считали, что:
чётные символы приносят зло, смерть, покой,
нечётные – счастье, успех, везение, движение, жизнь.

Почему поэт революции Владимир Маяковский ЧЕТЫРЕЖДЫ восславил её в своём стихотворении «Ода революции» (1918 год), наверное, навсегда останется загадкой. Интересной, символичной загадкой нашей великой и многострадальной страны.

Мы можем только предполагать. Одна из версий: четырежды восславив революцию,
поэт предсказал и ей, и её многим активным деятелям печальный конец.
Владимир Маяковский
«Ода революции»
(финальный фрагмент)

«А завтра
Блаженный
стропила соборовы
тщетно возносит, пощаду моля,-
твоих шестидюймовок тупорылые боровы
взрывают тысячелетия Кремля.
«Слава».
Хрипит в предсмертном рейсе.
Визг сирен придушенно тонок.
Ты шлешь моряков
на тонущий крейсер,
туда,
где забытый
мяукал котенок.
А после!
Пьяной толпой орала.
Ус залихватский закручен в форсе.
Прикладами гонишь седых адмиралов
вниз головой
с моста в Гельсингфорсе.
Вчерашние раны лижет и лижет,
и снова вижу вскрытые вены я.
Тебе обывательское
- о, будь ты проклята трижды!-
и мое,
поэтово
- о, четырежды славься, благословенная! -

Символично, что и в далёкой от революционных российских бурь февраля – марта 1917 года Японии,
её жители знают, что число «4» символизирует смерть. Так то.

Чуткими струнами поэтической души Владимир Владимирович понимал всю двойственность происходящего.
Поэт уже ничего не мог поделать, ничего не мог изменить.
Он только задаёт, летящей на всех парах своей «возлюбленной»,
не риторический вопрос:
«Как обернешься еще, двуликая?»

Революция обернулась двулико и жестоко – и 1937, и 1991.

Интересные личные нумерологические находки,
связанные с годами русских смут в XX веке:
1917 = 1+9+1+7 = 18 – чётное число
1937 = 1+9+3+7 = 20 – чётное число
1991 = 1+9+9+1 = 20 – чётное число

Рецензии

Это все, конечно, философия. Но Маяковский не только в этом предвидел конец
революции. Он рано, практически в детстве занялся революционной деятельностью,
но уже в начале 20-х годов начал понимать всю антинародную суть большевизма и
разочаровался в советской власти. Это и было одной из причин его гибели.

Добрый день, Аркадий!

Спасибо за ваше мнение!

Да, многие тогда начинали РЕВ. деятельность со школьной скамьи
(реальные училища, гимназии): 14 - 17 - 19 лет...
А уж в 19 - 21 - были революционеры с большим стажем...
Кстати, и в современных условиях поджигатели всяческих РЕВ.,
делают ставку на НЕ СОЗРЕВШУЮ молодёжь...

Творческих Высот и Откровений...
ВП

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.