Волк и Ягнёнок (У сильного всегда бессильный…). Сюжет и герои басни

В баснях Крылова довольно часто на примере животных описываются простые жизненные истории. Сказка «Волки и овцы» лишний раз показывает, насколько несправедливо могут поступать со слабыми те, кто сильнее. Она учит быть умнее и не полагаться на решение тех, кто заинтересован в другом исходе события. Не следует доверять решение своей судьбы собственным врагам. Сюжет этой басни состоит в том, что собрался совет по защите овец от волков, участниками которого также стали… волки. В результате был принят закон, что при нападении волков овцы обязаны защищаться от хищников и всеми силами противостоять им. Однако о том, что овцы намного слабее и беззащитнее никто даже не подумал.


Волки и Овцы

Овечкам от Волков совсем житья не стало,

И до того, что наконец

Правительство зверей благие меры взяло

Вступиться в спасенье Озец, -

И учрежден Совет на сей конец.

Большая часть в нем, правда, были Волки;

Но не о всех Волках ведь злые толки.

Видали и таких Волков, и многократ, -

Примеры эти не забыты, -

Которые ходили близко стад

Смирнехонько - когда бывали сыты.

Так почему ж Волкам в Совете и не быть?

Хоть надобно Овец оборонить,

Но и Волков не вовсе ж притеснить!"

Вот заседание в глухом лесу открыли;

Судили, думали, рядили

И, наконец, придумали закон.

Вот вам от слова в слово он:

"Как скоро Волк у стада забуянит

И обижать он Овцу станет,

То Волка тут властна Овца,

Не разбираючи лица,

Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,

В соседний лес иль в бор".

В законе нечего прибавить, ни убавить.

Да только я видал: до этих пор, -

Хоть говорят, Волкам и не спускают, -

Что будь Овца ответчик иль истец,

А только Волки все-таки Овец

В леса таскают.


О басне

Басня «Волки и Овцы»

Отдельной главой в творчестве русского баснописца, поэта и публициста Ивана Андреевича Крылова стоят политические басни. В них автор высмеивает уже не социальные или личные пороки и проблемы, а обращается к несправедливости государственных решений, недальновидностей законов, критикует отдельных личностей, открыто обличает попустительство, интриги, равнодушие в государственных аппаратах.

Разумеется, такие басни не самое простое чтение, особенно для детей, но, тем не менее, эти произведения не только позволяют оценить широту мышления писателя, но и познакомится под другим углом с важными политическими и историческими процессами, свидетелем которых был Иван Крылов.

Предлагаемая басня была написана в 1832 году, а уже через год издана в первом томе альманаха «Новоселье».

Сюжет и герои басни

Басня рассказывает нам о том, как сложно стало жить овцам на пастбище. Постоянно терпят они потери от волков, набегающих из лесу. Решили собрать совет, который бы помог овцам. Да только в тот совет вошли лишь волки. Далее автор размышляет о том, что в этом ничего нет странного – ведь бывают волки смиренные, что овец не трогают, поэтому, почему бы им не входить в данный совет?

Итак, совет в глухом лесу постановил, что как только какой-нибудь волк начнёт буянить в овечьем стаде, то овцы тут же должны предоставить этого негодяя на суд в соседний лес.

Заканчивается басня тем, что вроде закон ввели правильный, но чаще не овцы волков на суд таскают, а, наоборот, хищники по-прежнему истребляют овец.

Анализ басни про волков и овец

Представленная басня, как уже упоминалось ранее, относится к политической ветви крыловского творчества, поэтому для разбора и аналитического анализа она не совсем проста без определённых знаний.

Очень часто законы составляют власть предержащие, в том числе те законы, что касаются совершенно другой прослойки населения. В этом случае такие законы попросту не работают и заведомо неэффективные, ведь при составлении учитывались интересы именно составителей.

Под Волками Крылов подразумевает помещиков, в то время как бесправные овцы – это крестьяне. В ту пору очень много велось разговоров о сложном положении крестьянства, о возможных бунтах, перевороте. Именно на этой угнетённой прослойке держалось всё общество, и оно требовало прав.

Крылов показывает, что всё законотворчество в этой области носило демонстрационный характер, и на деле было бесполезно. Крестьян избавят от крепостничества лишь в 1869 году, и даже этот кардинальный шаг не решит всех проблем, накопленных столетиями.

Волки и Овцы

Овечкам от Волков совсем житья не стало,
И до того, что наконец
Правительство зверей благие меры взяло
Вступиться в спасенье Овец, —
И учрежден Совет на сей конец.
Большая часть в нем, правда, были Волки;
Но не о всех Волках ведь злые толки.
Видали и таких Волков, и многократ, —
Примеры эти не забыты, —
Которые ходили близко стад
Смирнехонько — когда бывали сыты.
Так почему ж Волкам в Совете и не быть?
Хоть надобно Овец оборонить,
Но и Волков не вовсе ж притеснить!»
Вот заседание в глухом лесу открыли;
Судили, думали, рядили
И, наконец, придумали закон.
Вот вам от слова в слово он:
«Как скоро Волк у стада забуянит
И обижать он Овцу станет,
То Волка тут властна Овца,
Не разбираючи лица,
Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,
В соседний лес иль в бор».
В законе нечего прибавить, ни убавить.
Да только я видал: до этих пор, —
Хоть говорят, Волкам и не спускают, —
Что будь Овца ответчик иль истец,
А только Волки все-таки Овец
В леса таскают.

Крылов Иван Андреевич

Слушайте выразительное чтение и учите наизусть басню о волках и овцах

Волк и Ягненок – одна из самых любимых детьми басен Крылова, ярко и с юмором описывающая, как у сильного всегда бессильный виноват…

Басня Волк и Ягненок читать

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят...

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву". -
"Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу". -
"Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!" -
"Помилуй, мне еще и от роду нет году". -
Ягненок говорит. - "Так это был твой брат". -
"Нет братьев у меня". - "Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи". -
"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Мораль басни Волк и Ягненок

У сильного всегда бессильный виноват… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что мол кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе. Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?

Басня Волк и Ягненок - анализ

Волк и Ягненок – редкая по построению басня. В ней два главных героя, образы которых одинаково важны и не могут существовать один без другого.

Персонаж Волка:

  • Характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своим положением
  • Показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной безнаказанности
  • Проявляет грубость и обозленность в обращении к Ягненку, обзывая его и псом и нечистым рылом
  • Выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство

Персонаж Ягненка:

Беззащитный Ягненок олицетворяет бесправный народ в целом и любого простого человека в частном. Он пытается добрым словом смягчить Волка, хотя с самого начала беседы осознает своё бессилие. Обращается к Волку как к знатной особе, а затем кратко, но емко, ни в одной реплике стараясь не нарушить нотку почтения.

Какие можно сделать выводы?

Крылов в басне Волк и Ягненок описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Будучи ярым защитником всех обиженных, автор не упустил возможность ещё одним басенным стихотворением с присущей ему легкостью расставить все отношения по местам. Высмеиваемые в басне человеческие пороки необходимо искоренить из общества людей, исправить. Крылов понимает, что силу, действующую как ей заблагорассудится, сложно остановить. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости... Нам остается только восхищаться способностью Крылова лаконично и остро напоминать сильнейшим, как унизительно они порой себя ведут.

Овечкам от Волков совсем житья не стало,
И до того, что, наконец,
Правительство зверей благие меры взяло
Вступиться в спасенье Овец,-
И учрежден Совет на сей конец.
Большая часть в нем, правда, были Волки;
Но не о всех Волках ведь злые толки.
Видали и таких Волков, и многократ.-
Примеры эти не забыты,-
Которые ходили близко стад
Смирнехонько - когда бывали сыты.
Так почему ж Волкам в Совете и не быть?
Хоть надобно Овец оборонить,
Но и Волков не вовсе ж притеснить.
Вот заседание в глухом лесу открыли;
Судили, думали, рядили
И, наконец, придумали закон.
Вот вам от слова в слово он:
«Как скоро Волк у стада забуянит,
И обижать он Овцу станет,
То Волка тут властна Овца,
Не разбираючи лица,
Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,
В соседний лес иль в бор».
В законе нечего прибавить, ни убавить.
Да только я видал: до этих пор, -
Хоть говорят, Волкам и не спускают,-
Что будь Овца ответчик иль истец,
А только Волки все-таки Овец
В леса таскают.

О том, как ради защиты овец собралось заседание, частично состоявшее из волков, и был принят несправедливый закон, поведает басня «Волки и Овцы» Крылова.

Читать текст басни:

Овечкам от Волков совсем житья не стало,

И до того, что, наконец,

Правительство зверей благие меры взяло

Вступиться в спасенье Овец,-

И учрежден Совет на сей конец.

Большая часть в нем, правда, были Волки;

Но не о всех Волках ведь злые толки.

Видали и таких Волков, и многократ.-

Примеры эти не забыты,-

Которые ходили близко стад

Смирнехонько - когда бывали сыты.

Так почему ж Волкам в Совете и не быть?

Хоть надобно Овец оборонить,

Но и Волков не вовсе ж притеснить.

Вот заседание в глухом лесу открыли;

Судили, думали, рядили

И, наконец, придумали закон.

Вот вам от слова в слово он:

«Как скоро Волк у стада забуянит,

И обижать он Овцу станет,

То Волка тут властна Овца,

Не разбираючи лица,

Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,

В соседний лес иль в бор».

В законе нечего прибавить, ни убавить.

Да только я видал: до этих пор, -

Хоть говорят, Волкам и не спускают,-

Что будь Овца ответчик иль истец,

А только Волки все-таки Овец

В леса таскают.

Мораль басни Волки и Овцы:

Мораль басни – глупо доверять принятие законов собственным врагам. Когда заседание окончилось, животные приняли постановление: овца вправе защищаться от напавшего волка. Слабость овец злые хищники в законе не учли. За глупость овечки поплатились – даже после принятия правила Волки продолжали таскать беззащитных животных в лес. Через иронию баснописец напоминает нам: нельзя спускать лицемерия и обелять собственных врагов. К неприятелям нужно относиться строго, и не оправдывать их злодеяний.