Здание госплана ссср. Госплан ссср, функции

План
Введение
1 История
1.1 Здание
1.2 Предыдущие наименования и подчиненность
1.3 Задачи и функции Госплана СССР
1.3.1 Эвакуация и мобилизация промышленности СССР в годы Великой Отечественной войны
1.3.2 После войны


2 Планы развития народного хозяйства СССР
2.1 Госплан СССР и реализация планов развития народного хозяйства СССР
2.1.1 Первая пятилетка (1928-1932)
2.1.2 Вторая пятилетка (1933-1937)


3 Аппарат Госплана СССР
3.1 Аппарат в 1920-х годах
3.2 «Дело Госплана» в 1949 году
3.3 Аппарат в 1980-х годах
3.4 Председатели Госплана СССР
3.5 Заместители Председателя
3.5.1 20 годы
3.5.2 30 годы
3.5.3 40 годы
3.5.4 50 годы
3.5.5 60 годы
3.5.6 70 годы
3.5.7 80 годы
3.5.8 90 годы

3.6 Структурные подразделения

4 Комиссии при Госплане СССР
5 Институты при Госплане СССР
6 Организации при Госплане СССР
7 Издания Госплана СССР

Список литературы

Введение

1. История

21 августа 1923 была создана Государственная Комиссия СССР по Планированию при Совете Труда и Обороны СССР при Совете Народных Комиссаров СССР (СТО СССР). Изначально Госплан СССР играл консультативную роль, координируя планы союзных республик и вырабатывая общий план. С 1925 Госплан СССР начал формировать годовые план развития народного хозяйства СССР, которые назывались «контрольные цифры».

Прообразом его создания явилась Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО), работавшая с 1920 по 1921 год.

1.1. Здание

Для понимания истории этого важнейшего для социалистической эпохи органа государственной власти СССР, необходимо кратко описать историю здания, занимаемого Госпланом СССР.

· Здание построено на месте Церкви Параскевы (Пятницы) преподобной в Охотном ряду (1686-1928)

· Основное здание находится на улице Охотный ряд, дом 6. Оно построено в 1934-1938 годах по проекту архитектора А. Я. Лангмана для размещения Совета Труда и Обороны, потом Совета Народных Комисаров СССР, Совета Министров СССР и, наконец, Госплана СССР. Здание имеет характерный имперский стиль - тяжелые колонны и широкие холлы.

· Вторым зданием Госплана СССР было здание выходившее на Георгиевский переулок, спроектированное в конце 70-х годов архитектором Н. Е. Гиговской. Оно совершенно иное по стилю, полностью состоит из стекла и бетона.

Между собой здания соединены переходом.

По некоторым данным, здание Госплана СССР было заминировано в 1941 году, и разминировано только в 1981 году. По счастливой случайности, строителями были обнаружены провода «идущие в никуда»

· В настоящее время в здании расположена Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Также для Госплана СССР в 1936 году по проекту выдающегося архитектора Константина Мельникова в соавторстве с архитектором В. И. Курочкиным на Авиамоторной улице в Москве был построен гараж, в настоящее время известный как гараж Госплана и являющийся памятником истории и культуры.

Предыдущие наименования и подчиненность Задачи и функции Госплана СССР

См. также: Пятилетка, Семилетка.

В Положении о Государственной общеплановой комиссии, утвержденной Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 28 февраля 1921, определено:

«При Совете Труда и Обороны создается общеплановая комиссия для разработки единого общегосударственного хозяйственного плана на основе плана электрификации и для общего наблюдения за осуществлением этого плана»

В начале своей деятельности Госплан СССР занимался изучением положения в экономике и составлением докладов по определённым проблемам, например, по восстановлению и развитю угледобывающих регионов. Разработка единого экономического плана страны началась с выпуска ежегодных контрольных цифр, директив на 1925-1926, которыми были определены ориентиры по всем отраслям экономики.

Основной задачей во все периоды своего существования являлось планирование экономики СССР, составление планов развития страны на различные сроки.

· В соответствии со статьей 49 Конституции РСФСР, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918, к предмету ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов отнесено: «к) Установление основ и общего плана всего народного хозяйства и отдельных его отраслей на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики».

· В соответствии со статьей 1 Конституции СССР, принятой II Всесоюзным съездом Советов СССР 31 января 1924, ведению верховных органов власти СССР отнесено: «з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик».

· Статья 14 Конституции СССР, утвержденной Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 предусматривала, что в ведении СССР в лице его высших органов власти и органов государственного управления находится: «к) установление народнохозяйственных планов СССР», а статья 70 относила Госплан СССР к органам государственного управления, Председатель Госплана СССР входил в состав Совета Министров СССР.

· Статья 16 Конституции СССР, принятой Верховным советом СССР 7 октября 1977, предусматривала, что руководство «экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций». К ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и управления относится: «5) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой страны: определение основных направлений научно-технического прогресса и общих мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов; разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, утверждение отчетов об их выполнении», Контроль за выполнением государственных планов и заданий осуществляют органы народного контроля, образуемые советами народных депутатов (статья 92). Утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, осуществляется Верховным Советом СССР (статья 108). Совет Министров СССР: «2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет СССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития СССР, государственный бюджет СССР; принимает меры по осуществлению государственных планов и бюджета; представляет Верховному Совету СССР отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета» (статья 131). Упоминания Госплана СССР в этой Конституции отсутствует.

· Законом СССР от 19 декабря 1963 № 2000-VI Госплан СССР из общесоюзного преобразован в союзно-республиканский орган. Этим же актом определено, что Председатель Государственного планового комитета СССР входит в состав Совета Министров СССР (Ст. 70).

· Главной задачей Госплана СССР с конца 60 годов до ликвидации в 1991 году являлись: разработка в соответствии с Программой КПСС, директивами Центрального Комитета КПСС и решениями Совета Министров СССР государственных народнохозяйственных планов, обеспечивающих пропорциональное развитие народного хозяйства СССР, непрерывный рост и повышение эффективности общественного производства в целях создания материально-технической базы коммунизма, неуклонного повышения уроня жизни народа и укрепления обороноспособности страны.

«Государственные планы развития народного хозяйства СССР должны быть оптимальными, основываться на экономических законах социализма, на современных достижениях и перспективах развития науки и техники, на результатах научных исследований экономических и социальных проблем коммунистического строительства, всестороннего изучения общественных потребностей, на правильном сочетании отраслевого и территориального планирования, а также централизованного планирования с хозяйственной самостоятельностью предприятий и организаций. (Положение о Госплане СССР, утв. постановлением Совета Министров СССР от 9 сентября 1968 г. № 719)»

Работа Госплана СССР по планированию народного хозяйства координировалась с Центральным Статистическим Управлением (ЦСУ), Наркоматом финансов (позднее Министерством финансов СССР), Высшим советом народного хозяйства (ВСНХ СССР), а позднее с ГКНТ СССР, Госбанком СССР и Госснабом СССР.

Эвакуация и мобилизация промышленности СССР в годы Великой Отечественной войны

Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР от 7 августа 1941 г. № 421 «О порядке размещения эвакуируемых предприятий» на Госплан СССР возложена задача обеспечения эвакуации и мобилизации промышленности СССР. В частности, обращалось особое внимание на то, чтобы при размещении эвакуируемых предприятий преимущество было отдано авиационной промышленности, промышленности боеприпасов, вооружения, танков и бронеавтомобилей, чёрной, цветной и специальной металлургии, химии. Наркомам предписывалось согласовывать с Госпланом СССР и Советом по эвакуации конечные пункты для вывозимых в тыл предприятий и организацию дублирующих производств.

Н. А. Вознесенский был назначен уполномоченным ГКО по вопросам выполнения промышленностью плана производства боеприпасов, а его заместителем М. З. Сабуров

За июль-ноябрь 1941 года на восток страны было перебазировано более 1 500 промышленных предприятий и 7,5 миллионов человек - рабочих, инженеров, техников и других специалистов. Эвакуация промышленных предприятий осуществлялась в восточные районы РСФСР, а также в южные республики страны - Казахстан, Узбекистан, Таджикистан.

После войны

В мае 1955 года Госплан СССР был разделён на две части:

· Государственная Комиссия Совета Министров СССР по Перспективному Планированию разрабатывала долгосрочные планы на 10-15 лет

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

ГОСПЛАН И ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Б.А. Райзберг

В статье изложены основные вехи создания и деятельности Госплана как центрального органа стратегического планирования в советской экономике. Рассматриваются связанные с этим проблемы возрождения стратегического планирования социально-экономического развития в современной России.

Название «Госплан» известно младшему поколению россиян разве что как историческая категория безвозвратно ушедшего прошлого, пережиток советской эпохи. Люди старшего возраста ассоциируют Госплан с символом, олицетворением строя, господствовавшего в России в течение семи десятилетий, бывшего по представлению многих лиц бастионом плановой системы хозяйствования, генеральным штабом так называемой «командной» экономики. Лица, испытывающие по тем или иным причинам неприязнь к коммунистической идеологии, к советскому прошлому, мало что знающие о деятельности государственного планового комитета как органа правительства Советского Союза, склонны безоговорочно осуждать Госплан, считать его архаизмом, канувшим в Лету по причине полной непригодности для управления рыночной экономикой. И наоборот, испытывающие ностальгию по старым временам, помнящие не только дефицит товаров и очереди в магазинах, но и твердые государственные цены, не подверженные хронической инфляции, а порою и снижающиеся, вспоминают о «покойном» Госплане с сожалением.

Существование Госплана (Государственного планового комитета) охватывает период с 22 февраля 1921 г., когда он был создан декретом Совета народных комиссаров РСФСР на основе Комиссии по разработке Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО), и до 1991 г., когда взамен Госплана было создано Министерство экономики Российской Федерации. Госплан был организован как орган, осуществляющий общегосударственное планирование развития народного хозяйства страны и контроль за выполнением народнохозяйственных планов. Первым председателем Госплана стал личный друг Ленина, известный ученый в области энергетики, академик Г.М. Кржижановский.

Вначале Госплан выступал в роли аналитического и советующего центра, с 1925 г. он приступил к выработке плановых ориентиров развития отраслей экономики на очередной год в виде контрольных цифр. С 1928 г. начата разработка государственных пятилетних планов развития народного хозяйства. Всего до 1990 г. было составлено 12 таких планов (один из них в период с 1959 по 1965 г. оказался по воле Хрущева семилетним).

Несомненно, что Госплан внес весомый вклад в становление и рост советской экономики, индустриализацию страны, формирование промышленного потенциала, позволившего устоять и победить в грозные военные годы. Поле деятельности Госплана, его связи с другими органами государственного управления экономикой непрерывно расширялись, развивалась сеть научных организаций, входящих в систему Госплана, к разработке проектов планов и поиску путей решения периодически возникающих хозяйственных и социальных проблем привлекались институты и видные ученые Академии наук, научно-исследовательские и проектные отраслевые, региональные организации (Струмилин, 1957). Увы, госплановская традиция вовлечения экономической науки в процесс выработки и обоснования стратегических народнохозяйственных решений в последующем была во многом утрачена.

История Госплана далеко не безоблачна, на нее наложили отпечаток политическая борьба, интриги во власти, устранение так называемых «врагов народа». Уже в 1920-е гг. научная полемика, когда имела место творческая дискуссия о планах и планировании в условиях социализма, в которую были вовлечены крупнейшие российские ученые-экономисты того времени, была вытеснена партийным диктатом. Неугодные режиму ученые были объявлены буржуазными, отстранены от научных исследований, физически уничтожены. Жертвами преследований и репрессий стали выдающиеся ученые с мировым именем

A.B. Чаянов и Н.Д. Кондратьев.

Создатель теории экономических циклов, длинных волн Кондратьев отстаивал мысль, что роль перспективных планов заключается не в фиксации количественных объемных показателей, а в установлении общей ориентации развития, выработке стратегии. Между тем в политическом отчете Сталина на XV съезде Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) в декабре 1927 г. было четко заявлено: «Наши планы есть не планы-прогнозы, не планы-догадки, а планы-директивы, которые обязательны для руководящих органов и которые определяют направление нашего хозяйственного развития в будущем в масштабе всей страны». Возможно, именно эта сталинская установка оказала определяющее влияние на неприятие, отторжение государственного индикативного планирования (планов-прогнозов), все еще наблюдаемое в нашей стране.

Не избежали кадровых чисток и репрессий ведущие работники, руководители Госплана. В числе репрессированных в 1937 г. оказались председатели Госплана В.И. Межлаук и

B.И. Смирнов, расстрелянные в 1938 г. Та же трагическая участь постигла в 1949 г. Н.В. Вознесенского, возглавлявшего Госплан в период Великой Отечественной войны, назначенного в 1949 г. уполномоченным Государственного Комитета обороны по производству боеприпасов, одного из главных кузнецов одержанной в войне победы над фашизмом.

На протяжении всей советской истории, несмотря на упомянутые и другие трагические события, неудачи в государственном планировании, не позволившие выйти на многие намеченные плановые рубежи, выиграть соревнование с капиталистической системой, Госплан неуклонно расширял масштабы своей деятельности. В 1921 г. персонал аппарата Госплана состоял из 40 экономистов, инженеров и работников вспомогательных служб, в 1923 г. в Госплане работало уже 300 сотрудников, в 1950 г. - 1500 человек, а в 80-е гг. численность сотрудников в системе Госплана превысила 3000 работников (Байбаков, 2001).

Но дело не только в численности. В Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, унаследовавшем малую толику управленческих функций Госплана, в 2006 г. насчитывалось свыше 2000 сотрудников. Между тем Госплан направлял и контролировал экономическую деятельность всех министерств и ведомств страны, т.е. круг выполняемых им функций выходил далеко за пределы зоны действия одного отдельно взятого современного министерства, даже таких, как Министерство экономики или Министерство финансов.

В систему Госплана входила обширная сеть научно-исследовательских организаций (Экономический институт, Институт планирования и нормативов, Институт комплексных транспортных проблем, Совет по изучению производительных сил), Главный вычислительный центр, Государственная экспертная комиссия, Межведомственная комиссия по вопросам экономической реформы, Высшие экономические курсы. Госплан издавал ведущий журнал экономического профиля «Плановое хозяйство», преобразованный ныне в журнал «Экономист». Тем самым плановый центр страны обладал научно-информационной инфраструктурой, позволявшей поддерживать на высоком уроне методическое обеспечение плановых разработок, проектировок. Более того, научные организации принимали непосредственное участие в составлении и обосновании планов, в разработке прогнозов и целевых

программ, на которых основывались кратко- и среднесрочные планы (http://www.cultinfo.ru/ &Шех^1/001/008/012/165.htm).

В постсталинский период социально-политической оттепели, наблюдавшейся в 1960-е гг., происходят ощутимые изменения в методологии и организации государственного планирования, директивно-командное планирование смещается в сторону распредитель-но-согласовательного, приобретает более демократичный, либеральный характер. Прогнозирование не только признается, но становится частью планового процесса на государственном уровне. По инициативе Председателя правительств А.Н. Косыгина, бывшего до того Председателем Госплана, в 1965 г. была проведена экономическая реформа, повысившая хозяйственную самостоятельность производственных предприятий. Было сокращено количество плановых показателей, спускаемых предприятиям сверху, со стороны Госплана и министерств. Предприятия обрели возможность планировать свою деятельность, опираясь на показатели реализованной продукции, прибыли и рентабельности производства, считавшиеся ранее крамольными как «капиталистические».

Движение в сторону сочетания государственного планирования с постепенным расширением зоны товарно-денежных, дого-ворно-рыночных отношений продолжалось и в последующие годы наряду с либерализацией плановых процессов. Преимущественно отраслевое народнохозяйственное планирование все более увязывалось с региональным. Частью перспективных планов стали генеральные схемы размещения производительных сил, разрабатывающиеся с участием союзных республик, крупных регионов страны.

Процесс планирования строился по схеме итеративного межуровневого согласования. Проекты планов, поступавшие от Госплана в виде укрупненных контрольных цифр, основных направлений разукрупнялись, детализировались, конкретизировались министерствами, региональными плановыми органами, производственными организация-

и, после чего возвра ались в агрегированной форме обратно на верхние уровни плановой системы, что обеспечивало согласование планов по вертикали в территориальном и отраслевом разрезах.

Принципиально важно отметить, что плановые директивы (а скорее установки) Госплана в виде показателей объема производства товаров и услуг и финансовых показателей были подкреплены выделением соответствующего объема государственных капиталовложений и материально-вещественных ресурсов, поставки которых обеспечивались государственной системой материально-технического снабжения в лице Госснаба. Объемы ресурсного обеспечения товаропроизводителей определялись согласно нормативам, а достаточно устойчивые ценовые параметры гарантировались действовавшими способами государственного ценообразования, планированием цен. В определенной мере имело место встречное планирование, при котором плановые инициативы и предложения выдвигались не сверху, а снизу - со стороны предприятий, организаций, министерств, ведомств, регионов.

Нельзя сказать, что советская система государственного планирования была чрезмерно жесткой. Невыполнение планов редко каралось строгими наказаниями. Госплан посвящал корректировке планов не меньше времени, чем их разработке. В среде госпла-новцев с улыбкой и скрытым сарказмом высказывалось утверждение: «Окончательное представление о годовом плане можно получить только в конце года, когда он подвергнут последней корректировке». Понятно, что откорректированные планы в основном выполнялись.

Хотелось бы опровергнуть распространенное ложное убеждение, согласно которому Госплан планировал всю номенклатуру производимой продукции вплоть до «винтика и гаечки». В действительности государственный годовой план экономического и социального развития разрабатывался Госпланом по выпуску всего нескольких тысяч видов продук-

ции, а пятилетний - по еще более суженной структуре показателей, тогда как советская экономика производила десятки миллионов видов продукции. Определенной степенью «плановой свободы» обладали практически все хозяйствующие субъекты.

При всех несовершенствах и отдельных пороках советской системы государственного планирования, в которых повинен не столько Госплан, сколько партийно-государственная идеология, повязанная существовавшим в этот период коммунистическим по форме и некоммунистическим по содержанию режимом власти, методы и организация государственного планирования непрерывно прогрессировали. Во всяком случае, улучшение, совершенствование планирования на общегосударственном, союзно-республиканском, министерском, местном производственном уровнях было предметом постоянной заботы и внимания самого Госплана и высших органов государственной власти. Статусное положение государственного социально-экономического планирования было закреплено гл. 16 Конституции СССР, сам государственный план имел силу закона. Систему советского планирования изучали и в чем-то заимствовали и социалистические, и капиталистические страны.

В советской экономической науке и практике планового управления были отработаны и частично воплощены в жизнь следующие организационно-методические принципы и формы стратегического государственного планирования:

Построение системы разноуровневых планов с различной продолжительностью планового периода, объединяющей кратко-, средне- и долгосрочные планы, продляемые посредством использования непрерывно-скользящего планирования;

Объединение прогнозирования, планирования, учета и контроля за ходом выполнения планов в единый процесс;

Разработка и реализация целевых программ как одной из форм государственного перспективного планирования;

Применение экономико-математических методов, компьютерной и информационной техники в планировании, создание автоматизированной системы плановых расчетов (АСПР) Госплана СССР и госпланов союзных республик.

К числу наименее удачных начинаний Госплана приходится относить многочисленные так и не увенчавшиеся успехом попытки освоить долговременное стратегическое планирование в форме долгосрочных, рассчитанных на 15 лет, государственных планов экономического и социального развития. Не удалось также решить проблему встраивания в годовые и пятилетние планы целевых программ, которые оказывались не увязанными по целям, ресурсам, срокам с планами производства и бюджетными возможностями.

Но сокрушительный удар государственному планированию в России нанесли не присущие плановой системе несовершенства, а рыночные реформы, сопровождавшиеся к тому же распадом Советского Союза и расчленением его экономики. Как известно, не было целостной, продуманной, заранее намеченной программы перехода от централизованно управляемой советской экономики к некоей другой, более привлекательной экономике, которую нарекли рыночной, не зная, по существу, что она собой будет представлять в России. Ставилась скорее политическая задача ликвидации системы, просуществовавшей 70 лет, и недопущения ее возрождения, чем задача построения обновленной экономики по обоснованному проекту, построенному с учетом исторических, национальных, природных особенностей страны и ментальности ее народа.

Чтобы надежно решить политическую задачу, реформаторы увязали ее с устранением экономических, управленческих институтов, существовавших в отмирающей политической системе. Государственную собственность стали растаскивать, рассеивать и тут же подбирать посредством скороспелой приватизации. От дефицита товаров избавились, выпустив на свободу ценового «джина», который тут же съел, превратил в пыль денежные сбе-

режения населения объемом в сотни миллиардов рублей, вызвав гиперинфляцию. А плановую систему хозяйствования объявили не только ненужной, но и вредной, противопоказанной вожделенному рынку. В жертву был принесен и Госплан.

Логика отказа от планов и планирования была удивительной, трудно постижимой. Например, ретивая околонаучная дама Лариса Пияшева из числа увлекающихся сумасбродными, но впечатляюще звучащими идеями, высказанными в нетривиальной форме, заявила во весь голос: «Или план, или рынок, нельзя быть полубеременной». Как это ни странно, но физиологическая аналогия в ее применении к управлению экономикой оказалась приемлемой и для более солидных лиц, принявших решение о ликвидации Госплана, а также для апологетов свободного рынка, полагающих, что государственное планирование есть зло.

Само противопоставление плана и рынка как несовместимых категорий относится к разряду недоразумений. Планы, планирование есть всеобщее свойство, имманентно присущее любому виду осознанной, целеустремленной, управляемой извне деятельности, в том числе и рыночной. Человек, социальная группа, общество, государство, ставящие перед собой определенные цели, вынуждены и обязаны строить планы достижения этих целей. Иначе сами цели есть фикция, плод воображения, инструмент внушения или обмана.

Главные агенты любого рынка в лице производителей товаров, продавцов, покупателей, других фигурантов сферы обращения не могут обойтись без планирования. Производитель должен планировать производство, а продавец - продажу товаров, исходя из рыночного платежеспособного спроса. Покупатели, приобретатели, заказчики, прежде чем выйти на рынок, планируют объемы и структуру закупок, заказов, исходя из своих потребностей и платежеспособности. Так что сам рынок нуждается в планировании и прогнозировании. Речь может идти только о том, в какой мере планирование рыночного оборота, купли-продажи есть дело участников рынка, а

в какой - государства, хотя само государство -тоже участник рынка.

Справедливое замечание Адама Смита, что рынок регулирует собственная «невидимая рука», никоим образом не исключает планирование. Ведь эта самая «рука» руководствуется бизнес-планами, заключенными договорами, контрактами, заранее намеченными программами производства, закупок, продаж, ценовыми намерениями, представляющими не что иное, как не объявляемые до поры до времени планы.

Пренебрежительное отношение к планам, свойственное либеральной доктрине, не распространило, к счастью, свое влияние на корпоративное планирование. В условиях становления в России рыночных форм и методов хозяйствования предпринимательское планирование наоборот усилило свои позиции, воплотившись в многочисленные, во многом обязательные бизнес-планы, программы, проекты, плановые и отчетные балансы фирм. На региональном и государственном уровнях укрепилось бюджетное планирование. Бюджеты стали основной формой макроэкономических финансовых планов, проявилась тенденция перехода от годового бюджетирования к трехлетнему. Запрет на разработку государственных планов формально не коснулся федеральных, региональных и муниципальных социально-экономических программ и проектов, которые, по убеждению рыночников, способны заменить столь ненавистные им общегосударственные планы.

Мощный удар рыночные реформы нанесли государственному планированию в его материально-вещественной форме: в виде макроэкономических показателей планов производства и потребления в натуральном, физическом измерении, представляющих самый надежный способ получения объективного представления об экономике. В установившейся системе бюджетно-программного макроэкономического планирования натуральные показатели, занимавшие ведущее место в советском государственном планировании, оттеснены стоимостными, денежными.

В результате совокупного действия рыночных трансформаций, привнесенной извне либеральной модели управления экономикой стратегическое, общегосударственное, национальное планирование на отдаленную перспективу практически прекратило свое полноправное существование в России. Оно свелось к декларативным концепциям, не обладающим плановой силой, не обязывающим и не порождающим ответственности. Объективности ради отметим, что и в бывшей госплановской системе так и не удалось вдохнуть жизнь в долгосрочные планы, придать действенность, реальность долговременным стратегическим государственным целевым программам. Но все же существовали и в значительной мере достигались ориентиры пятилетних государственных планов экономического и социального развития. Ныне видимость стратегического планирования поддерживается разве что долговременными прогнозами, периодически обновляемыми целевыми программами, не выходящими на намеченный конечный результат, и сформированными в последние годы долгосрочными стратегиями развития нефтегазового, топливно-энергетического, транспортного комплексов.

Законодательно-нормативная база государственного прогнозирования, программирования, планирования представлена принятым в 1995 г. Федеральным законом № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Несовершенство этого закона было явно ощутимо еще на стадии его рассмотрения и утверждения, но он действует и поныне с небольшими изменениями. Подготовленный Правительством РФ проект закона о государственном стратегическом планировании находится в ранней стадии рассмотрения. Понятия «стратегический план», «государственный план» настолько лишились интереса со стороны общества, что для их возрождения пришлось прибегнуть к формуле «план Путина».

Немаловажную роль в угасании государственного стратегического планирования

сыграли свертывание научных исследований в этой области, исключение государственного планирования из состава предметов, изучаемых в вузах экономического профиля, отсутствие в учебных программах вузов курса «Программно-целевое планирование».

Преобразования форм и методов хозяйствования в российской экономике, получившие название рыночных реформ, привели к упразднению советской системы государственного планирования, ликвидации Госплана без замены его адекватным органом планирования в масштабах страны, в котором реформаторы просто не видели необходимости. Функции государственного прогнозирования были возложены на министерство экономического развития и торговли РФ. Эти функции свелись к периодической разработке нескольких вариантов (оптимистического, пессимистического, среднего) по замыслу среднесрочных, а по сути краткосрочных прогнозов, не оказавших существенного влияния на проведение государственной экономической, промышленной, социальной политики. Прогнозные разработки Министерства не переходили в плановые проектировки, в построение стратегических планов и не оказали существенного влияния на формирование разрозненных, не связанных в единое целое федеральных, региональных, муниципальных целевых программ. Переход от годовых к трехлетним бюджетам не привел к развитию стратегического планирования посредством синтеза, объединения планово-управленческой деятельности Минэкономразвития и Министерства финансов РФ, к достижению согласованности бюджетных и программных проектировок.

Отдельные функции стратегического планирования и управления в современной России исполняет Администрация Президента Российской Федерации, что вытекает из возрастающей привязки основных направлений и решений в области социально-экономической политики к ежегодным президентским посланиям. В какой-то степени правомерно считать, что к стратегическому планированию имеет отношение Экспертное управление

Президента Российской Федерации, уполномоченное заниматься координацией, разработкой и экспертизой общенациональных проектов, разработкой прогнозов и сценариев развития социально-экономических отношений (Полтерович, 2007).

В то же время практически отсутствуют публичное обсуждение и обнародование государственной социально-экономической стратегии в виде, доступном для восприятия каждого гражданина, остаются затененными механизмы, технология и организация формирования стратегии, не ясно кто ее разрабатывает, обосновывает, придает ей публичный характер, несет за нее ответственность. Очевидна необходимость создания федерального органа, в руках которого должны быть сосредоточены инструменты государственного производственного и финансового, отраслевого и регионального, программно-целевого, внешнеэкономического, социального планирования в его стратегическом, перспективном воплощении.

К числу серьезнейших теоретических, методологических, организационных проблем государственного стратегического планирования относится установление взаимосвязи между перспективными государственными планами и целевыми социально-экономическими программами. Хорошо известно, что в условиях экономики, опирающейся на рыночные отношения и формы хозяйствования, многие функции плана принимают на себя государственные социальные, производственно-технологические, научно-технические, экологические, военные, внешнеэкономические программы. Бытует даже мнение, что совокупность подобных программ, реализуемых государством с вовлечением частных компаний посредством государственных заказов и заинтересованного участия, воплощает государственное планирование в рыночной экономике. В подтверждение этой мысли приводятся факты, свидетельствующие, что в отдельных экономически развитых странах государственные программы поглощают львиную долю бюджета.

Российская практика разработки и реализации федеральных, региональных, межотраслевых и отраслевых социально-экономических программ и в советский, и в постсоветский периоды не породила превращение стратегического государственного планирования в программно-целевое, хотя и не отвергала такую возможность. Многочисленные федеральные целевые программы, коих сейчас насчитывается примерно 50, служат скорее способом извлечения средств из государственного бюджета инициаторами и участниками программ, чем инструментами стратегического народнохозяйственного планирования. Возможно, вследствие этого целевые программы недофинансируются бюджетом, не выполняются, переносятся на новые сроки, а то и вовсе забываются. К тому же целевыми программами в России охвачен далеко не весь спектр настоятельных крупномасштабных социально-экономических проблем.

В последние годы самые острые, значимые федеральные целевые программы обрели статус национальных проектов, что в определенной степени позволило достичь концентрации усилий и средств на решении стратегических задач обеспечения доступности жилья для граждан России, развития образования и здравоохранения, подъема агропромышленного комплекса. Однако и совокупность национальных проектов не возмещает отсутствия целостной системы государственного стратегического планирования.

Процесс разработки и утверждения федеральных целевых программ фактически не предусматривает процедуры их взаимного согласования, то же относится к увязке федеральных и региональных программ, проверяется лишь их «вписываемость» в общую сумму бюджетных ассигнований. Правомерно утверждать и об отсутствии согласованности, учета взаимопроникновения и «пересечения» национальных проектов.

Не следует оспаривать справедливость положения, согласно которому государственные целевые программы способны в условиях обоснованного выбора проблем, решаемых

программным способом, и применения прогрессивных методов управления разработкой и реализацией программ стать полноценным инструментом государственного стратегического планирования. Но наличие программ не исключает необходимости выработки единой, воплощенной в форму долгосрочного государственного плана стратегии социально-экономического развития на длительную перспективу, в ткань которой должны быть вплетены программы и национальные проекты. Предстоит выяснить, должен ли это быть чисто концептуальный план, индикативный план-прогноз, обязывающе-заинтересовывающий план, опирающийся на принципы государственно-частного сотрудничества, партнерства.

В числе самых серьезных трудностей создания в России действенной, не показной, а реальной системы стратегического планирования видится отсутствие научно обоснованного целеполагания, не скованного инерцией и предрассудками, не ограниченного отрезком времени, продолжительность которого зависит от протяженности зоны собственных, групповых, общественных интересов лиц, принимающих стратегические решения. Объективное формирование и обоснование целей стратегического плана страны, отражающих подлинные потребности, в виде взаимосвязанных количественных и качественных индикаторов, совокупность которых образует «дерево целей» перспективного плана, представляет предмет высокоинтеллектуальной деятельности, ограниченно поддающейся формализации, требующей умственного озарения и синтетического опыта. Без системного, комплексного научного подхода, раскрепощенного от предвзятости, контролируемого разными ветвями власти и гражданским обществом, здесь не обойтись.

Российская практика стратегического планировании и предшествующего ему целе-полагания повсеместно подтверждает тенденцию к завышению обещаний лицами, призванными конструировать, выражать в словесной форме и числовом измерении целевые показатели, относящиеся к дальней перспективе.

Принятие таких пропагандистских, прожектерских ориентиров подрывает план, обрекает его на заведомую недостижимость результатов. Российское общество многократно было свидетелем постановки иллюзорных стратегических целей и участником последующих поисков виновных в том, что цели не были достигнуты, оказались забытыми, замененными на новые столь же призрачные ориентиры.

Как следует из изложенного, путь к возрождению и построению обновленной системы государственного стратегического планирования в России тернист, требует преодоления многих ожидаемых и пока еще не известных препятствий, таких как психологические барьеры, инерция, недостаточный профессионализм кадров. Но преимущества обоснованной плановой стратегии действий, получающей общественное признание, заведомо окупят затраты. Да и иного успешного пути у российской экономики просто нет. Без системы стратегического планирования не представляются возможными социальная ориентация экономики, обеспечение экономической, финансовой, военной безопасности страны, перевод народного хозяйства на инновационный путь развития и достижение высокого уровня конкурентоспособности.

В ОТДЕЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК И СЕКЦИИ ЭКОНОМИКИ РАН

Литература

Байбаков Н. Современной России нужна система планирования // Независимая газета. 2001. 22 февр.

Полтерович В.М. О стратегии догоняющего развития для России // Экономическая наука современной России. 2007. № 3 (38).

В соответствии с Программой КПСС и решениями съездов КПСС, постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также контроль за выполнением народнохозяйственных планов . Госплан СССР осуществляет следующие функции  

Состав и структура АСПР. Народнохозяйственное планирование есть единый процесс, охватывающий все звенья управления от общесоюзного уровня до уровня отдельного предприятия. В силу этого АСПР должна охватывать систему народнохозяйственного планирования в целом. Однако процесс планирования на практике реализуется относительно самостоятельными организационными структурами , такими, как Госплан СССР , Госпланы союзных республик, плановые органы министерств и ведомств, плановые комиссии автономных, союзных республик, краев, областей, районов и городов. Из этого вытекает и соответствующее разделение функций при создании автоматизированных систем для целей планирования и управления.  

Вне зависимости от такого разделения функций плановые расчеты на всех уровнях строятся на единой методологической, технологической, информационной и организационной основе. Учитывая административную самостоятельность министерств, ведомств, объединений, предприятий, процесс автоматизации плановых расчетов, охватывающий все уровни планового руководства, обеспечивается на основе тесного взаимодействия всех автоматизированных систем планового управления, единства принципов и способов использования и ЭВМ для этих целей. В настоящее время на Госплан СССР возложены координация работы министерств и ведомств СССР по взаимодействию отраслевых и ведомственных АСУ с АСПР, а -методическое руководство ведущимися в этой области разработками.  

Вот почему при проектировании АСПР сложился следующий порядок. Во-первых, модель принимается ко внедрению только в том случае, если расчеты по ней могут выполняться пользователем без участия автора-разработчика. Для этого модель должна быть снабжена методическими указаниями и инструкциями, позволяющими пользователю самостоятельно настраивать ее на решение конкретной задачи. Такая настройка может производиться, например, введением дополнительных ограничений или снятием некоторых из них, предусмотренных исходной постановкой подбором формы целевой функции из заданного их набора изменением вида какой-либо зависимости, учитываемой в модели, и т. д. При приемке в эксплуатацию первой очереди АСПР наличие указанной документации рассматривалось в качестве обязательного условия сдачи математического обеспечения каждой задачи в фонд алгоритмов и программ (ФАП) АСПР, а качество этой документации проверялось в ходе приемо-сдаточных испытаний специально созданными по отдельным функциональным подсистемам рабочими группами , в состав которых входили представители отделов Госплана. С учетом накопленного ими опыта при формировании второй очереди АСПР вопросам технологичности внедряемых задач уделяется особое внимание. Во-вторых, для решения проблемы использования экономико-математических моделей в технологии разработки плана было признано целесообразным организовать изучение плановыми работниками основ применения экономико-математических методов и электронной вычислительной техники в планировании. Для этого специалисты-плановики проходят обучение по специальной программе на Высших экономических курсах при Госплане СССР.  

Центральное место среди плановых органов занимает Государственный плановый комитет СССР (Госплан СССР). Его функции, права и обязанности определяются Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 июня 1982 г. .  

Прежде всего, надо уяснить роль и функции центральных органов планирования в условиях интенсификации. Нам представляется, что такие народнохозяйственные подразделения, как Госплан СССР и плановые комитеты союзных республик, должны работать на перспективу, разрабатывать планы и прогнозы развития отраслей и регионов, повышения уровня жизни народа и т. п. на 5-20 лет. Но одновременно они должны заниматься и текущими проблемами управления, такими, например, как координация деятельности отраслей, производств и объединений, оперативное регулирование производства , разработка материальных балансов , балансов оборудования и т. п.  

В осуществлении планирования как основной функции управления народным хозяйством участвует вся система государственных органов власти и управления Верховные Советы и Советы Министров СССР, союзных и автономных республик министерства, ведомства, местные Советы народных депутатов, предприятия и организации. Непосредственно же разработкой и контролем за выполнением планов занимаются специализированные плановые органы на уровне народного хозяйства СССР - Государственный союзно-республиканский плановый комитет (Госплан СССР) на уровне отраслей - планово-экономические управления и отделы министерств и ведомств на уровне народного хозяйства союзных республик, краев, областей, городов и районов - соответствующие плановые комиссии в рамках предприятий и организаций - планово-экономические отделы.  

Важнейшая координационная роль закреплена здесь за Госпланом СССР , которому надлежит стать подлинным научно-экономическим штабом страны, освобожденным от мелких текущих хозяйственных вопросов. Его усилия сосредоточиваются на стратегических направлениях развития экономики, формировании важнейших народнохозяйственных пропорций, реализации главных научно-технических достижений, совершенствовании структурной и инвестиционной политики и решении других проблем, имеющих общенародное значение. На Госплан возложена координация деятельности всех центральных экономических органов страны. Для осуществления этой функции образован экономический совет во главе с председателем Госплана СССР. В его состав входят руководители экономических ведомств и министерств.  

Огромные масштабы и многоотраслевой состав народного хозяйства нашей страны, многообразие функций руководства различными подразделениями общественного производства обусловливают иерархическую систему управления. Она включает общегосударственные органы специальной компетенции, которые осуществляют координационное руководство по специальным вопросам межотраслевого характера (Госплан СССР , Госстрой СССР , Госснаб СССР , Государственные комитеты по науке и технике, по вопросам труда и заработной платы , стандартов, цен, по профессионально-техническому образованию, Министерство финансов СССР , Центральное статистическое управление и т. д.), органы отраслевой компетенции - центральные органы управления отраслями народного хозяйства (общесоюзные министерства , органы управления союзных республик, республиканские комитеты, союзно-республиканские и республиканские министерства), подчиненные министерствам звенья отраслевых систем управления (производственные объединения , комбинаты, предприятия).  

Разработка УСД была возложена на министерства и ведомства, ответственные в стране за ту или иную отрасль либо функцию управления . В частности, создание унифицированной системы плановой документации было возложено на Госплан СССР . Но он устанавливает формы плановых документов лишь для уровня Госплан СССР - министерство (ведомство).  

Центральные органы, планирующие материально-техническое снабжение в СССР, представлены Госснабом СССР и Госпланом СССР . Одной из функций Госплана СССР является разработка в укрупненной номенклатуре перспективных и годовых материальных балансов и планов распределения важнейших видов продукции, имеющих решающее значение для определения главных направлений, темпов и пропорций в развитии народного хозяйства , для роста жизненного уровня населения, укрепления обороноспособности страны и развития внешней торговли . Эту работу в Госплане СССР выполняют отделы материальных балансов и планов распределения.  

Порядок организации дирекции. Порядок организации, задачи и функции дирекции строящегося предприятия определены Положением о дирекции строящегося предприятия, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 12 марта 1971 г., № 17, по согласованию с Госпланом СССР , Министерством финансов СССР и Стройбанком СССР (КС, вып. 7, ч. 1).  

Госплан в своей работе непосредственно связан с Госпланами союзных республик, к-рые выполняют применительно к республике те же функции, что и центральные плановые органы (Госплан СССР и Гос-экономсовет СССР). Важнейшей задачей Госпланов  

Нек-рые функции по ценообразованию выполняют совнархозы экономии, р-нов. Они утверждают временные оптовые цены на новую продукцию, а также оптовые цены на готовую продукцию или полуфабрикаты, изготовляемые в порядке кооперации между предприятиями данного совнархоза. Когда срок действия этих цен истекает, совнархозы вносят в Госплан СССР или в Советы Министров союзных республик предложения об установлении постоянных цен (с приложением проекта прейскуранта). Нек-рые функции в области ценообразования выполняют хозрасчетные предприятия, строительные управления, железные дороги и т. д., руководители к-рых устанавливают цены на продукцию и услуги для собственного капитального стр-ва и для внутренних потребностей самих предприятий, а также утверждают цены на изготовляемые по разовым заказам отдельные экземпляры оборудования и полуфабрикатов, на услуги, оказываемые другим предприятиям (воду, сжатый воздух, погрузочно-разгрузочные работы и т. п.).  

Все -перечисленные составляющие следует применять на каждом производственном предприятии в том или ином виде, на основе опыта и практики предприятий, с учетом особенностей производства. Применение их облегчается тем, что такие функции, как планирование, учет и калькулирование, официально централизованно регламентированы. В последнее время изданы рекомендации о нормировании соответствующих затрат. Мы имеем в первую очередь в виду одобренную Госпланом СССР в январе 1980 г. систему прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам работ и затрат.  

Переход от индивидуального проектирования и внедрения систем к комплексному связан с организацией тесного взаимодействия между автоматизированными системами , и прежде всего между АСПР Госплана СССР и Госпланов союзных республик, с одной стороны, и отраслевыми, ведомственными, территориальными автоматизированными системами планирования, управления и обработки информации - с другой. Здесь важно правильно распределить плановые задачи и функции контроля за выполнением плана по уровням планового управления и между системами в пределах каждого уровня, согласовать виды показателей , используемых в каждой системе, установить взаимные информационные потоки , виды и объемы передаваемой информации, постоянно координировать проектирование и внедрение взаимодействующих систем.  

На основе принципиальных проектных решений, методических разработок и общесистемных обеспечивающих средств в составе первой очереди АСПР Госплана СССР и Госпланов союзных республик было введено в эксплуатацию около 3300 планово-экономических задач . Все они прошли специально организованные комиссией по приемке первой очереди АСПР приемо-сда-точные испытания и удовлетворяют следующим основным требованиям задача ориентирована на реализацию конкретных функций, предусмотренных схемой функционирования данной подсистемы, и включена в технический проект подсистемы задача решается на базе комплекса технических средств (КТС) АСПР с использованием общесистемных средств методического, информационного, математического, технологического и других видов обеспечения задача обеспечена необходимой входной информацией , а ее выходная информация используется для принятия плановых решений. Если параллельно с расчетами на ЭВМ по данной задаче выполняются  

Усиление контроля за ходом реализации планов на современном этапе практически означает последовательный переход от пассивной, формально-статистической фиксации расхождений между плановыми и отчетными показателями к активному воздействию на ход выполнения плана , с тем чтобы непрерывно направлять развитие экономики в плановое русло, минимизируя возможные (вызванные иногда объективными обстоятельствами) отклонения. Осуществление столь сложной задачи требует глубокого анализа функционирования экономики, своевременного выявления проявляющихся позитивных и негативных тенденций, расчета на основе соответствующих прогнозных моделей потенциально возможных отклонений от траектории планового развития народного хозяйства . Опираясь на эту научно-аналитическую работу и знание фактического положения дел на местах, плановые органы смогут обеспечить выработку эффективных рекомендаций о конкретных способах и путях воздействия на ход экономических процессов с целью приведения их в соответствие с плановыми. Преобразование системы контроля за выполнением плана в указанном выше направлении имеет очень важное, принципиальное значение в общем комплексе мер по совершенствованию планирования, повышению его действенности и эффективности. Большую роль в этом деле призваны сыграть также принятые в 1981 г. директивными органами меры по повышению роли Госплана СССР в системе государственного управления , по включению в соста этого комитета руководителей ряда центральных органи. заций, приданию ему ряда законодательных функций возрождению института Уполномоченных Госплан СССР по важнейшим экономическим районам Востокг страны.  

Одной из важнейших и трудноразрешимых проблем в области целевого управления комплексными программами является балансирование ресурсов и результатов, регулируемых как по отраслевому принципу, так и по программному. Все предложения, связанные с передачей всех функций руководства межотраслевыми научно-техническими программами полностью Государственному комитету СССР по науке и технике, не учитывают этого требования. ГКНТ ориентирован на координацию только научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ и эту задачу он способен эффективно выполнять. Но комплексные научно-технические программы , направленные на внедрение новой техники в народное хозяйство , связаны с выполнением значительных объемов работ по капитальному строительству , техническому перевооружению и непосредственному производству, управление которыми ведется в отраслевом разрезе. Планировать направляемые на их реализацию ресурсы и использование получаемых результатов полномочен только Госплан СССР . Нужно отметить также, что функции координации фундаментальных исследований выполняет Академия наук , роль которой нельзя преуменьшать.  

Придавая большое значение правильной организации управления промышленностью как важнейшему условию дальнейшего развития экономики страны, ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 30 сентября 1965 г. Об улучшении управления промышленностью признали необходимым образовать союзно-республиканское Министерство химической промышленности и союзно-республиканское Министерство нефтеперерабатывающей и . Этим же постановлением были ликвидированы Государственный комитет химической промышленности и Государственный комитет нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности при Госплане СССР . VI сессия Верховного Совета СССР 2 октября 1965 г. приняла Закон об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов государственного управления , на основании которого деятельность указанных комитетов была прекращена, а их функции переданы министерствам. Министром химической промышленности СССР был назначен Л. А. Костандов, министром нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР - В. С. Федоров.  

Вторая группа оформляется на бланках, которые определяют форму, а в известной мере и содержание документов. Форму большинства таких документов и периодичность их представления устанавливают межотраслевые министерства и ведомства, ответственные за реализацию возложенных на них функций управления аппараты управления народнохозяйственных комплексов Академии наук СССР и головного института по прикладным исследованиям и методическому обеспечению работ по планомерному совершенствованию управления - в системе Госплана СССР при условии тесной координации их взаимодействий.  

Gosplan (Госплан) Сокращенное название бывшего Государственного планового комитета Совета Министров СССР . Он был ответствен за разработку производственных планов и передачу их соответствующим организациям для исполнения. Функции Госплана в дальнейшем были переданы Министерству экономики, которое в большей степени использует рыночные принципы регулирования экономики. (См. planned e onomy.)  

Смотреть страницы где упоминается термин Госплан СССР, функции

:                Экономика химической промышленности (1986) -- [

Источник - Википедия

Госплан СССР
(Государственный плановый комитет Совета Министров СССР) - государственный орган, осуществлявший общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР и контроль выполнения народнохозяйственных планов. В союзных республиках (в том числе и России) и автономных образованиях существовали государственные плановые комиссии (в России - Государственная плановая комиссия РСФСР), в областях (в том числе и автономных областях) - областные плановые комиссии, в районах - районные плановые комиссии, в городах - городские плановые комиссии.

21 августа 1923 была создана Государственная Комиссия СССР по Планированию при Совете Труда и Обороны СССР (СТО СССР) при Совете Народных Комиссаров СССР.
Прообразом его создания явилась Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО), работавшая с 1920 по 1921 год.
В Положении о Государственной общеплановой комиссии, утверждённой Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 28 февраля 1921, определено:
«При Совете Труда и Обороны создаётся общеплановая комиссия для разработки единого общегосударственного хозяйственного плана на основе плана электрификации и для общего наблюдения за осуществлением этого плана»
Изначально Госплан СССР играл консультативную роль, координируя планы союзных республик и вырабатывая общий план. С 1925 Госплан СССР начал формировать годовые планы развития народного хозяйства СССР, которые назывались «контрольные цифры».
В начале своей деятельности Госплан СССР занимался изучением положения в экономике и составлением докладов по определённым проблемам, например, по восстановлению и развитию угледобывающих регионов. Разработка единого экономического плана страны началась с выпуска ежегодных контрольных цифр, директив на 1925-1926, которыми были определены ориентиры по всем отраслям экономики.
На первых порах аппарат Госплана состоял из 40 экономистов, инженеров и другого персонала, к 1923 в нём насчитывалось уже 300 сотрудников, а к 1925 по всему СССР была создана сеть подчиняющихся Госплану СССР планирующих организаций.
Госплан СССР объединял в себе прежде всего функции высшего экспертного органа в экономике и научно-координационного центра.
Работу Аппарата Госплана СССР в 1920-х годах иллюстрирует В. В. Кабанов в своей книге.
Возьмем фонд Госплана СССР, хранящийся в РГАЭ. Предположим, что нас интересует материал по сельскому хозяйству середины 20-х годов. Где его искать?
Можно установить, что в состав комплекса войдут документы, образовавшиеся в результате деятельности президиума Госплана, сельскохозяйственной секции, а также всех других секций, работа которых в той или иной мере соприкасалась с вопросами сельского хозяйства. Прежде всего можно выделить экономико-статистическую секцию, осуществлявшую подготовительные работы для построения перспективного плана развития народного хозяйства, изучавшую вопросы методологии составления хлебно-фуражного баланса, урожайности, хлебных цен, крестьянских бюджетов и др. К проблемам внутреннего и внешнего рынка сельскохозяйственной продукции тяготеют материалы секций внутренней и внешней торговли. Вопросы машиностроения для сельского хозяйства раскрывают документы промышленной секции. Материалы сельскохозяйственной секции, готовившей вопрос к рассмотрению в президиуме Госплана, в обязательном порядке проходили стадию обсуждения во всех заинтересованных секциях. Предварительное обсуждение вопроса происходило в президиуме сельскохозяйственной секции и затем после утверждения его итоги поступали на рассмотрение президиума Госплана.
Таким образом, первый тематический комплекс документов по тому или иному вопросу складывался сначала на уровне сельскохозяйственной секции и концентрировался в составе материалов приложений к протоколу заседания президиума сельскохозяйственной секции. Затем в окончательном виде с дополнением состава материалов, заключениями наркоматов и ведомств комплекс документов образуется в составе приложений к протоколам президиума Госплана.
Структура Госплана до прихода Н. А. Вознесенского , состояла из семи секций:
учёта и распределения материальных ресурсов и организации труда;
энергетики;
сельского хозяйства;
промышленности;
транспорта;
внешней торговли и концессий;
районирования.
В 1927 году к ним был добавлен сектор обороны Госплана СССР.

Под руководством Госплана СССР были успешно реализована масштабные программы индустриализации СССР, превратившей СССР из преимущественно аграрной страны в ведущую индустриальную державу.
В ходе первой пятилетки (1928-1932) были построены 1500 крупных предприятий, в том числе: автомобильные заводы в Москве (АЗЛК) и Нижнем Новгороде (ГАЗ), Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы).
На январском (1933) пленуме ЦК ВКП(б) было заявлено о выполнении первого пятилетнего плана за 4 года и 3 месяца.
В результате выполнения второго пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР было введено в действие 4500 крупных государственных промышленных предприятий. О подготовке Госпланом СССР второго пятилетнего плана см. Р. Девис, О. В. Хлевнюк: «Вторая пятилетка: механизм смены экономической политики»

Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР от 7 августа 1941 г. № 421 «О порядке размещения эвакуируемых предприятий» на Госплан СССР возложена задача обеспечения эвакуации и мобилизации промышленности СССР. В частности, обращалось особое внимание на то, чтобы при размещении эвакуируемых предприятий преимущество было отдано авиационной промышленности, промышленности боеприпасов, вооружения, танков и бронеавтомобилей, чёрной, цветной и специальной металлургии, химии. Наркомам предписывалось согласовывать с Госпланом СССР и Советом по эвакуации конечные пункты для вывозимых в тыл предприятий и организацию дублирующих производств.
Н. А. Вознесенский был назначен уполномоченным ГКО по вопросам выполнения промышленностью плана производства боеприпасов, а его заместителем М. З. Сабуров
За июль-ноябрь 1941 года на восток страны было перебазировано более 1 500 промышленных предприятий и 7,5 миллионов человек - рабочих, инженеров, техников и других специалистов. Эвакуация промышленных предприятий осуществлялась в восточные районы РСФСР, а также в южные республики страны - Казахстан, Узбекистан, Таджикистан.

В 1945 году началась активная работа над советским атомным проектом , для управления работами был создан Спецкомитет. Госплану отводилась особая роль в деятельности спецкомитета:
Руководитель Госплана Н. А. Вознесенский вошёл в состав спецкомитета;
В Госплане было создано Управление № 1, которое отвечало за работу Спецкомитета. Начальником Управления № 1 И. В. Сталин назначил Н. А. Борисова , освободив его от других обязанностей в Госплане.
Также на Госплан возлагались задачи снабжения организаций атомной отрасли, ответственным за их выполнение назначался сам руководитель Госплана Вознесенский.
В 1949 году органы государственной безопасности начали организацию крупнейшей серии политических процессов в послевоенный период - так называемого «Ленинградского дела» . Руководитель Госплана Вознесенский должен был стать ключевой фигурой заговора по свержению советской власти и отделению России от СССР, сделав столицей нового государства Ленинград. «Ленинградское дело», «дело Вознесенского» и «Дело Госплана» тесно переплетались и дополняли друг друга, они были результатом соперничества и борьбы между соратниками Сталина в высших эшелонах власти.
Результатом принятия постановления Совета Министров СССР от 5 марта 1949 года «О Госплане СССР» и постановления Политбюро от 11 сентября 1949 года «О многочисленных фактах пропажи секретных документов в Госплане СССР» стала существенная кадровая чистка в аппарате Госплана СССР:
К апрелю 1950 года был проверен весь основной состав ответственных и технических работников - около 1400 человек. 130 человек были уволены, более 40 - переведены из Госплана на работу в другие организации. За год в Госплан было принято 255 новых работников. Из 12 заместителей Вознесенского убрали семерых, причем лишь один к апрелю 1950 г. арестован, а четверо получили новую ответственную работу (что также свидетельствовало о преимущественно неполитическом характере «дела Госплана»). Состав начальников управлений и отделов и их заместителей обновился на треть. Из 133 начальников секторов было заменено 35
.
Председатель Госплана Н. А. Вознесенский был снят со всех постов, выведен из Политбюро ЦК, исключен из ЦК ВКП(б) и из членов ВКП(б). 27 октября 1949 года арестован, 1 октября 1950 расстрелян . Реабилитирован в 1954.
В мае 1955 года Госплан СССР был разделён на две части:
Государственная Комиссия Совета Министров СССР по Перспективному Планированию разрабатывала долгосрочные планы на 10-15 лет
Государственная экономическая комиссия Совета Министров СССР по текущему планированию народного хозяйства (Госэкономкомиссия) (1955-1957) - разрабатывала пятилетние планы.
24 ноября 1962 года Госплан СМ СССР преобразован в Совет народного хозяйства СССР. В тот же день образован новый Госплан СМ СССР на базе Государственного научно-экономического совета СМ СССР.
Позднее Госплан ещё несколько раз переименовывался, что видно из таблицы ниже.
Преемником Госплана СССР условно можно считать Министерство экономического развития и торговли РФ (формально говоря, оно является преемником Госплана РСФСР).

Официальные наименования и подчиненность

1921-1923 Государственная общеплановая комиссия при Совете Труда и Обороны РСФСР
1923-1931 Государственная плановая комиссия при Совете Труда и Обороны СССР
1931-1946 Государственная плановая комиссия при Совете Народных Комиссаров СССР
1946-1946 Государственная плановая комиссия при Совете Министров СССР
1946-1948 Государственная плановая комиссия Совета Министров СССР
1948-1955 Государственный плановый комитет Совета Министров СССР
1955-1957 Государственная плановая комиссия Совета Министров СССР по перспективному планированию народного хозяйства СССР
1957-1963 Государственный плановый комитет Совета Министров СССР
1963-1965 Государственный плановый комитет СССР Высшего совета народного хозяйства СССР
1965-1991 Государственный плановый комитет СССР Совета Министров СССР
1991-1991 Министерство экономики и прогнозирования СССР

Основной задачей во все периоды своего существования являлось планирование экономики СССР, составление планов развития страны на различные сроки.
В соответствии со статьей 49 Конституции РСФСР, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918, к предмету ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов отнесено: «к) Установление основ и общего плана всего народного хозяйства и отдельных его отраслей на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики».
В соответствии со статьей 1 Конституции СССР, принятой II Всесоюзным съездом Советов СССР 31 января 1924, ведению верховных органов власти СССР отнесено: «з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик».
Статья 14 Конституции СССР, утверждённой Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 предусматривала, что в ведении СССР в лице его высших органов власти и органов государственного управления находится: «к) установление народнохозяйственных планов СССР», а статья 70 относила Госплан СССР к органам государственного управления, Председатель Госплана СССР входил в состав Совета Министров СССР.
Статья 16 Конституции СССР, принятой Верховным советом СССР 7 октября 1977, предусматривала, что руководство «экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учётом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций». К ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и управления относится: «5) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой страны: определение основных направлений научно-технического прогресса и общих мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов; разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, утверждение отчётов об их выполнении», Контроль выполнения государственных планов и заданий осуществляют органы народного контроля, образуемые советами народных депутатов (статья 92). Утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, осуществляется Верховным Советом СССР (статья 108). Совет Министров СССР: «2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет СССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития СССР, государственный бюджет СССР; принимает меры по осуществлению государственных планов и бюджета; представляет Верховному Совету СССР отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета» (статья 131). Упоминания Госплана СССР в этой Конституции отсутствует.
Законом СССР от 19 декабря 1963 № 2000-VI Госплан СССР из общесоюзного преобразован в союзно-республиканский орган. Этим же актом определено, что Председатель Государственного планового комитета СССР входит в состав Совета Министров СССР (Ст. 70).
Главной задачей Госплана СССР с конца 60 годов до ликвидации в 1991 году являлись: разработка в соответствии с Программой КПСС, директивами Центрального Комитета КПСС и решениями Совета Министров СССР государственных народнохозяйственных планов, обеспечивающих пропорциональное развитие народного хозяйства СССР, непрерывный рост и повышение эффективности общественного производства в целях создания материально-технической базы коммунизма, неуклонного повышения уровня жизни народа и укрепления обороноспособности страны.
«Государственные планы развития народного хозяйства СССР должны быть оптимальными, основываться на экономических законах социализма, на современных достижениях и перспективах развития науки и техники, на результатах научных исследований экономических и социальных проблем коммунистического строительства, всестороннего изучения общественных потребностей, на правильном сочетании отраслевого и территориального планирования, а также централизованного планирования с хозяйственной самостоятельностью предприятий и организаций. (Положение о Госплане СССР, утверждённое постановлением Совета Министров СССР от 9 сентября 1968 г. № 719)»
Работа Госплана СССР по планированию народного хозяйства координировалась с Центральным Статистическим Управлением (ЦСУ), Наркоматом финансов (позднее Министерством финансов СССР), Высшим советом народного хозяйства (ВСНХ СССР), а позднее с ГКНТ СССР, Госбанком СССР и Госснабом СССР.
С 1928 года Госплан СССР начал составлять пятилетние планы и контролировать их соблюдение.

Период реализации Порядковый номер Наименование документа Утвержден
1928-1932 I пятилетний план Директивы по составлению пятилетнего плана развития народного хозяйства XV съезд ВКП(б) в 1927; Принят V Всесоюзным съездом Советов в 1929
1933-1937 II пятилетний план Резолюция «О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР» XVII съезд ВКП(б) в 1934
1938-1942 III пятилетний план - сорван началом Великой Отечественной войны Резолюция XVIII съезда ВКП(б) по докладу тов. Молотова XVIII съезд ВКП(б) в 1939
1946-1950 IV пятилетний план Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства (на 1946-1950 годы) первой сессией Верховного Совета СССР18 марта 1946
1951-1955 V пятилетний план Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР XIX съезд КПСС в 1952
1956-1960 VI пятилетний план - вместо неё с 1959по 1965 была семилетка Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР XX съезд КПСС в 1956
1959-1965 VII пятилетний план (семилетка) Директивы по семилетнему плану развития народного хозяйства СССР XXI съезд КПСС в 1959
1966-1970 VIII пятилетний план Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР XXIII съезд КПСС в 1966
1971-1975 IX пятилетний план Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР XXIV съезд КПСС в 1971
1976-1980 X пятилетний план Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 гг. XXV съезд КПСС в 1976
1981-1985 XI пятилетний план Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981-1985 гг. и на период до 1990 г. XXVI съезд КПСС в 1981
1986-1990 XII пятилетний план Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на перспективу до 2000 года XXVII съезд КПСС в 1986
1991-1995 XIII пятилетний план Не был реализован в связи с распадом СССР.

Наши планы есть не планы-прогнозы, не планы-догадки, а планы-директивы, которые обязательны для руководящих органов и которые определяют направление нашего хозяйственного развития в будущем в масштабе всей страны.
- И. В. Сталин - 3 декабря 1927

Административная структура
Аппарат Госплана СССР в 1980-х годах состоял из отраслевых отделов (по отраслям промышленности, по сельскому хозяйству, транспорту, товарообороту, внешней торговле, культуре и образованию, здравоохранению, жилищному и коммунальному хозяйству, бытовому обслуживанию населения и др.) и сводных отделов (сводный отдел народного хозяйственного плана, отдел территориального планирования и размещения производительных сил, сводный отдел капитальных вложений, сводный отдел материальных балансов и планов распределения, отдел труда, отдел финансов и себестоимости и др.
Госплан СССР в пределах своей компетенции издавал постановления, обязательные для исполнения всеми министерствами, ведомствами и др. организациями. Ему было предоставлено право привлекать для разработки проектов планов и отдельных народно-хозяйственных проблем АН СССР, академии наук союзных республик, отраслевые академии наук, научно-исследовательские и проектные институты, конструкторские и др. организации и учреждения, а также отдельных учёных, специалистов и передовиков производства.

Структурные подразделения
1930-1931 - Экономико-статистический сектор (ЭСС)
1931-1931 - Сектор народно-хозяйственного учета
Отдел энергетики и электрификации
Подотдел атомных электростанций (1972)
Отдел автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения
Отдел по вопросам деятельности советских частей постоянных комиссий СЭВ
Отдел топливной промышленности
Отдел строительства и строительной индустрии
Сводный отдел агропромышленного комплекса
Сводный отдел народнохозяйственного плана
Первый отдел

Комиссии при Госплане СССР
Особая комиссия Совета Труда и Обороны при Государственной плановой комиссии СССР по рассмотрению уставов трестов (1923-1925)
Государственная экспертная комиссия (ГЭК Госплана СССР)
Междуведомственная комиссия по вопросам экономической реформы (образована 1965 - ?)
Концессионный комитет Госплана СССР
Совет технико-экономической экспертизы Госплана СССР
Комиссия по бронированию рабочей силы за народным хозяйством (ответственный секретарь 1969-1990 гг. генерал-майор Малафеев С. П.)

Председатели Госплана СССР
Председатели Госплана СССР являлись заместителями Председателя Совета Министров СССР.

Фамилия, Имя и Отчество Период работы Годы жизни Примечания
Кржижановский, Глеб Максимилианович 1921-1923 1872-1959 1921 ГОЭЛРО
Цюрупа, Александр Дмитриевич 1923-1925 1870-1928
Кржижановский, Глеб Максимилианович 1925-1930 1872-1959 1928 1-я пятилетка
Куйбышев, Валериан Владимирович 1930-1934 1888-1935
Межлаук, Валерий Иванович 1934-1937 1893-1938
Смирнов, Геннадий Иванович 1937-1937 1903-1938 февраль - октябрь
Межлаук, Валерий Иванович 1937-1937 1893-1938 октябрь - декабрь
Вознесенский, Николай Алексеевич 1938-1941 1903-1950
Сабуров, Максим Захарович 1941-1942 1900-1977 с 10 марта 1941 по декабрь 1942
Вознесенский, Николай Алексеевич 1942-1949 1903-1950
Сабуров, Максим Захарович 1949-1953 1900-1977
Косяченко, Григорий Петрович 1953-1953 1901-1983 март - июнь
Сабуров, Максим Захарович 1953-1955 1900-1977
Байбаков, Николай Константинович 1955-1957 1911-2008 1957 хрущевская реформа
Кузьмин, Иосиф Иосифович 1957-1959 1910-1996
Косыгин, Алексей Николаевич 1959-1960 1904-1980
Новиков, Владимир Николаевич 1960-1962 1907-2000
Дымшиц, Вениамин Эммануилович 1962-1962 1910-1993 июль - ноябрь
Ломако, Пётр Фаддеевич 1962-1965 1904-1990
Байбаков, Николай Константинович 1965-1985 1911-2008 Экономическая реформа 1965 года
Талызин, Николай Владимирович 1985-1988 1929-1991 1987-88 осуществлен демонтаж плановой экономики (законы «О госпредприятии» и «О кооперации»)
Маслюков, Юрий Дмитриевич 1988-1991 1937-2010

Заместители Председателя
1921-1929-Осадчий, Пётр Семёнович - первый заместитель Председателя (1866-1943)
1921-1938-Струмилин, Станислав Густавович - заместитель Председателя (1877-1974)
1923-1927-Пятаков, Георгий Леонидович - заместитель Председателя (1890-1937)
1925-1926-Смилга, Ивар Тенисович - заместитель Председателя (1892-1938)
1926-1930- Вашков Н. Н. - заместитель Председателя, председатель секции электрификации Госплана СССР (1874-1953)
1926-1928-Сокольников, Григорий Яковлевич - заместитель Председателя (1888-1939)
1926-1927-Владимирский, Михаил Федорович - заместитель Председателя (1874-1951)
1927-1931-Квиринг, Эммануил Ионович - заместитель Председателя (1888-1937)
1928-1929-Гринько, Григорий Фёдорович - заместитель Председателя (1890-1938)
1929-1934-Милютин, Владимир Павлович - заместитель Председателя (1884-1937)
1930-1934-Смилга, Ивар Тенисович - заместитель Председателя - начальник Управления сводного планирования (1892-1938)
1930-1937-Смирнов, Геннадий Иванович - заместитель Председателя (1903-1938)
1931-1935-Межлаук, Валерий Иванович - первый заместитель Председателя (1893-1938)
1931-1933-Оппоков, Георгий Ипполитович (Ломов А.) - заместитель Председателя (1888-1938)
1932-1934-Гайстер, Арон Израилевич - заместитель Председателя (1899-1938)
1932-1935-Оболенский, Валериан Валерианович - заместитель Председателя (1887-1937)
1933-1933-Трояновский, Александр Антонович - заместитель Председателя (1882-1955)
1934-1937-Квиринг, Эммануил Ионович - первый заместитель Председателя (1888-1937)
1935-1937-Краваль, Иван Адамович - заместитель Председателя (1897-1938)
1936-1937-Гуревич, Александр Иосифович - заместитель Председателя (1896-1937)
1937-1937-Верменичев, Иван Дмитриевич - заместитель Председателя (1899-1938)
1938-1940-Саутин, Иван Васильевич - заместитель Председателя (1905-1975)
1939-1940-Кравцев, Георгий Георгиевич - первый заместитель Председателя (1908-1941)
1940-1940-Косяченко, Григорий Петрович - заместитель Председателя (1901-1983)
1940-1948-Старовский, Владимир Никонович - заместитель Председателя (1905-1975)
1940-1941-Сабуров, Максим Захарович - первый заместитель Председателя (1900-1977)
1940-1943-Кузнецов, Василий Васильевич - заместитель Председателя (1901-1990)
1940-1946-Панов, Андрей Дмитреевич - заместитель Председателя (1904-1963)
1940-1949-Кирпичников Петр Иванович-заместитель Председателя (1903-1980)
1941-1944-Косяченко, Григорий Петрович - первый заместитель Председателя (1901-1983)
1941-1945-Сорокин, Геннадий Михайлович - заместитель Председателя (1910-1990)
1941-1948-Старовский, Владимир Никонович - заместитель Председателя (1905-1975)
1942-1946-Митраков, Иван Лукич - заместитель Председателя (1905-1995)
1944-1946-Сабуров, Максим Захарович - первый заместитель Председателя (1900-1977)
1945-1955-Борисов, Николай Андреевич - заместитель Председателя (1903-1955)
1946-1947-Сабуров, Максим Захарович - заместитель Председателя (1900-1977)
1946-1950-Панов, Андрей Дмитреевич - первый заместитель Председателя (1904-1963)
1948-1957-Перов, Георгий Васильевич - заместитель Председателя (1905-1979)
1949-1953-Косяченко, Григорий Петрович - первый заместитель Председателя (1901-1983)
1951-1953 - Коробов, Анатолий Васильевич - заместитель Председателя (1907-1967)
1952-1953 - Сорокин, Геннадий Михайлович - заместитель Председателя (1910-1990)
1953-1953 - Пронин, Василий Прохорович - заместитель Председателя (1905-1993)
1955-1957 - Жимерин, Дмитрий Георгиевич - первый заместитель Председателя (1906-1995)
1955-1957 - Яковлев, Михаил Данилович - заместитель Председателя (1910-1999)
1955-1957 - Сорокин, Геннадий Михайлович - заместитель Председателя (1910-1990)
1955-1957 - Каламкаров, Вартан Александрович - заместитель Председателя (1906-1992)
1955-1957 - Хруничев, Михаил Васильевич - заместитель Председателя (1901-1961)
1956-1957 - Косыгин, Алексей Николаевич - первый заместитель Председателя (1904-1980)
1956-1957 - Малышев, Вячеслав Александрович - первый заместитель Председателя (1902-1957)
1957-1959 - Перов, Георгий Васильевич - первый заместитель Председателя (1905-1979)
1957-1962 - Зотов, Василий Петрович - заместитель Председателя (1899-1977)
1957-1961 - Мацкевич, Владимир Владимирович - заместитель Председателя (1909-1998)
1957-1961 - Хруничев, Михаил Васильевич - первый заместитель Председателя (1901-1961)
1958-1958 - Засядько, Александр Федорович - заместитель Председателя (1910-1963)
1958-1958 - Рябиков, Василий Михайлович - заместитель Председателя (1907-1974)
1958-1960 - Лесечко, Михаил Авксентьевич - первый заместитель Председателя (1909-1984)
1960-1962-Орлов, Георгий Михайлович - первый заместитель Председателя (1903-1991)
1960-1966-Коробов, Анатолий Васильевич - заместитель Председателя (1907-1967)
1961-1961-Рябиков, Василий Михайлович - первый заместитель Председателя (1907-1974)
1961-1962-Дымшиц, Вениамин Эммануилович - первый заместитель Председателя (1910-1993)
1961-1965-Лобанов, Павел Павлович - заместитель Председателя (1902-1984)
1963-1965-Степанов, Сергей Александрович - заместитель Председателя (1903-1976)
1963-1965-Коробов, Анатолий Васильевич - заместитель Председателя (1907-1967)
1963-1973-Горегляд, Алексей Адамович - первый заместитель Председателя (1905-1986)
1963-1965-Тихонов, Николай Александрович - заместитель Председателя (1905-1997)
1965-1973-Лебедев, Виктор Дмитриевич - заместитель Председателя (1917-1978)
1965-1974-Рябиков, Василий Михайлович - первый заместитель Председателя (1907-1974)
1966-1973-Мисник, Михаил Иванович - заместитель Председателя (1913-1998)
1973-1978-Лебедев, Виктор Дмитриевич - первый заместитель Председателя (1917-1978)
1974-1983-Слюньков, Николай Никитович - заместитель Председателя
1976-1988-Паскарь, Пётр Андреевич - первый заместитель Председателя
1979-1982-Рыжков, Николай Иванович - первый заместитель Председателя
1979-1983-Рябов, Яков Петрович - первый заместитель Председателя
1980-1988-Воронин, Лев Алексеевич - первый заместитель Председателя (1928-2008)
1982-1985-Маслюков, Юрий Дмитриевич - первый заместитель Председателя (1937-2010)
1983-1989-Ситарян, Степан Армаисович - первый заместитель Председателя (1930-2009)
1983-1991-Лукашов, Анатолий Иванович - заместитель Председателя (1936-2014)
1988-1990-Паскарь, Пётр Андреевич - заместитель Председателя, начальник сводного отдела агропромышленного комплекса
1988-1991-Анисимов, Павел Петрович - заместитель Председателя
1988-1991-Трошин, Александр Николаевич - заместитель Председателя
1988-1991-Серов, Валерий Михайлович - заместитель Председателя
1989-1991-Дурасов, Владимир Александрович - первый заместитель Председателя
1988-1989-Хоменко, Юрий Павлович - первый заместитель Председателя

Институты при Госплане СССР
Наименование организации Период функционирования
Научно-исследовательский экономический институт 1955-1991
Совет по изучению производительных сил 1960-1991
Институт комплексных транспортных проблем 1954-1991
Всесоюзный научно-исследовательский институт комплексных топливно-энергетических проблем 1974-1991
Научно-исследовательский институт планирования и нормативов 1960-1991
Институт экономических исследований (ИЭИ) 1929-1938
Центральный институт технической информации угольной промышленности (ЦИТИ угольной промышленности) ЦИТИ Госплана СССР 1957-1959
Институт по проектированию предприятий цветной металлургии «Гипроцветмет»1957-1960

Госплан СССР издавал с 1923 ежемесячный отраслевой журнал «Плановое хозяйство», удостоен ордена Трудового Красного Знамени.

Здание построено на месте Церкви Параскевы (Пятницы) преподобной в Охотном ряду (1686-1928).
Основное здание находится на улице Охотный ряд, дом 1. Оно построено в 1934-1938 годах по проекту архитектора А. Я. Лангмана для размещения Совета Труда и Обороны, потом Совета Народных Комиссаров СССР, Совета Министров СССР и, наконец, Госплана СССР. Здание имеет характерный имперский стиль - тяжёлые колонны и широкие холлы.
Вторым зданием Госплана СССР было здание, выходящее на Георгиевский переулок, спроектированное в конце 70-х годов архитектором Н. Е. Гиговской. Оно совершенно иное по стилю, полностью состоит из стекла и бетона.
Между собой здания соединены переходом.
По некоторым данным, здание Госплана СССР было заминировано в 1941 году, и разминировано только в 1981 году. По счастливой случайности строителями были обнаружены провода, «идущие в никуда».
В настоящее время в этих зданиях расположена Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации.
Также для Госплана СССР в 1936 году по проекту выдающегося архитектора Константина Мельникова в соавторстве с архитектором В. И. Курочкиным на Авиамоторной улице в Москве был построен гараж, в настоящее время известный как гараж Госплана и являющийся памятником истории и культуры.