Жизнь в российской глубинке. Глубинка РФ: самый страшный город в России

Несмотря на то, что больше 70 % российского населения, согласно данным статистики, являются городским населением, а сельских жителей как минимум вдвое меньше — последние — значительная часть всех жителей страны. На 2011 год 103 млн россиян были горожанами, а 38 млн сельскими жителями. В статистику городского населения также попадают все, кто живет в поселках городского типа.

Москва — самый крупнонаселенный российский город: 12 млн жителей, Чекалин (Тульская область) с 994 жителями — самый маленький город России (данные за 2010 год).

Удельный вес городского населения в России с 17,7 % в 1926 вырос до 72,3 % в 2002. «Всего же в мире число городских жителей выросло с 1,5 млрд. в 1990 году до 3,6 млрд. в 2011 году - это более половины населения земного шара. Прогнозируется (2013), что к 2030 году число горожан вырастет до 4 млрд. человек» (Википедия) . Однако если учитывать численность населения всей планеты в 7 млрд, то чуть больше 3,5 млрд — это на данный момент половина, то есть городских жителей не подавляющее большинство в ракурсе мировых масштабов.

Согласно информации из Всероссийской переписи населения 2002 года — в России на тот момент было 2940 городских населённых пунктов (из которых — 1098 городов и 1842 посёлка городского типа).

«Демографические ресурсы сельских территорий составляют 38 млн. человек (27 процентов общей численности населения), в том числе трудовые ресурсы — 23,6 млн. человек, плотность населения низкая — 2,3 человека на 1 кв. километр. Поселенческий потенциал насчитывает 155,3 тыс. сельских населенных пунктов, из которых 142,2 тыс. сельских населенных пунктов имеют постоянных жителей. В сельском расселении преобладает мелкодисперсность — 72 процента сельских населенных пунктов имеют численность жителей менее 200 человек, а поселения с численностью свыше 2 тыс. человек составляют 2 процента»

— данные за 2010 год (КОНЦЕПЦИЯ устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года)

Притом, и не все сельское население живет в «абсолютной деревне», многие располагаются где-то между городом и глубинками. В пригороде, в не особо отдаленных от мегаполисов деревнях. Возможно, это такой компромисс между природой и невозможностью разорвать связь с инфраструктурой, возможно, и оптимальный вариант иметь свое жилье (ведь в городе оно дороже, чем, например, в пригороде). Ну а истинных жителей российских глубинок, заброшенных или малочисленных деревень, а не полугородских сельских жителей — конечно, гораздо меньше, чем 38 млн. Как минимум в половину, а-то и в разы.

«Сельской местностью считается вся территория, расположенная за пределами городских поселений. В начале XXI в. в России насчитывается примерно 150 тыс.сельских населенных пунктов, в которых проживает около 38,8 млн человек (данные переписи 2002 г.). Главное отличие сельских поселений от городских - занятие их жителей преимущественно сельским хозяйством. В действительности в современной России сельским хозяйством занимается лишь 55% сельского населения, остальные 45% работают в промышленности, транспорте, непроизводственной сфере и других «городских» отраслях экономики .

Почти половина (48%) всех сельских поселений страны являются мельчайшими, но в них проживает 3% сельского населения. Наибольшая доля сельских жителей (почти половина) проживают в самых крупных поселениях. Особенно большими размерами отличаются сельские поселения на Северном Кавказе, где они раскинулись на многие километры и насчитывают до 50 тыс. жителей. Доля крупнейших поселений в общей численности сельских постоянно увеличивается. В 90-е годы XX в. появились поселки беженцев и временных переселенцев, разрастаются коттеджные и дачные поселки в пригородах крупных городов»

Во времена, когда начали повсеместно насаждать колхозы и совхозы и когда в деревнях еще жила большая часть российского населения — «рабочие кадры» начали собирать из глубинок в районные центры, так глубинки стали пустеть. Тогда деревни были почти равны городу. А глубинки были что сейчас пригород.

Однако возникла и другая проблема: земли были переданы в коллективную собственность, в личной у крестьян осталось лишь 2 % территорий с огородами (1960 год). Совместный деревенский труд, тракторы, комбайны, плуги караванами, труд на кого-то — превратили крестьян в наемную силу, представители которой были не особо заинтересованы в конечном продукте. Но сегодня разговор не о совхозах, канувших в лету. Все больше людей начинают осознавать ущербность городской жизни, тягу к земле, природе, однако статистика городского населения как была высокой, так ей и осталась.

Глубинка — это не провинция, и это даже не активно действующая деревня, это, если доехать до края самого последнего села в крае, области, пройти пешком мимо болота, местного кладбища (на авто там не проехать), завернуть через лес, подняться в гору — там будет ряд одиноких домов — вот это глубинка. Хотя в обиходе чаще всего мы так называем обычную деревню, пригород.

Итак, чем живет, дышит российская глубинка?

«А есть ли там вообще жизнь?» — подумает большая часть молодежи да прогрессивная доля населения. Жизни там для тех, кто привык проводить вечера в ночных клубах, смотреть на закат из окна 24-го этажа квартиры, стилизованной в стиле хай-тек — нет. Да и иногда там, надо признаться, нет жизни со всех сторон.

Например, в деревнях остаются либо от любви к природе и нежелания менять домик у реки, леса на комнатку 2 на 2 метра в душном и захламленном городе, либо потому, что идти больше некуда и неохота даже пытаться. И последние — часто начинают спиваться. Хотя есть мнение, что в деревни пьют все, в более «трезвой», волевой — внушительная часть и периодически, но пьют многие. И что делать в такой деревеньке, где все пьют? Тоже пить? Чтобы работать — а большинству сельских трудяг чужда дистанционная и интеллектуальная занятость, им нужно реализовываться физически — мало одного человека. И иногда легче мигрировать в город, чем пытаться расшевелить местный, подсевший на алкоголь, контингент.

И все же стереотипы сильны, ведь согласитесь, что первые ассоциации с российской глубинкой для большинства россиян — это нищета, пьянство, безработица, один магазинчик на 10 сел, неустроенность и т.д.

А в жизни бывает по-разному. Есть там и любители природы, непьющие, нередко религиозные, идейные люди, есть и запойные алкоголики, есть и добрые бабушки-долгожительницы, до 90 лет трудящиеся в саду, на грядках. А предпоследние, впрочем, иногда могут трезветь и вспахивать поля, огороды, временно становиться пассионариями, или в один день окучить километр картофельных за 200 грамм беленькой, как во времена сухого закона… Ведь есть места в России, где водка — в остром дефиците и есть места, где главный товар в магазине — это водка: и оба эти места чаще всего находятся в глухом селе.

«Невелик выбор, зато все свое, родное..», — говорят продавщицы местных продовольственных точек (такие слова как «маркет» — для них чужды). А что там родное? Та же банка сайры стоит чуть дороже, чем в городе. Хлеб, пожалуй, разве что — местного производства, за стенкой маленького магазина мини-пекарня. А вот кусок мыла да только земляничного «Невской косметики» по цене идентичен какому-нибудь городскому Даву… Есть, правда, магазины, где продукты и товары дешевле городских, чем мотивировано то падение, то повышение цены — не понятно, нет никакой зависимости ни от удаленности точки продаж от города, ни от других факторов. Один знакомый, занимавшийся мелким бизнесом, возивший продукты в сельские местности края, признавался, что иногда поднимал цены по настроению и в случае если товар ходовой: деваться некуда — все равно будут брать.

Из впечатлений с осадком

Пьянство. В том числе нормальным считается работать, ездить на грузовом, хозяйственном транспорте в пьяном состоянии.

Отсутствие асфальта — в связи с чем частое застревание в грязи техники, авто в слякотные сезоны и бесконечная «грязюка» на сапогах после дождя.

Скукотища… Можно наблюдать за вещами, за которыми в городе наблюдать кажется глупостью, бессмысленным занятием. Например, радует даже птичка, севшая на подоконник. Слышен каждый звук, скрипят полы, весной капает капель с крыш, петухи поют — и все это более непривычно, чем гул компьютера, кондиционера, машин, музыка, звучащая из проезжающих авто.

В некоторых деревнях действительно один магазин — и приходится выбирать из того, что есть. А есть иногда очень мало чего.

Живущим в глубинке, а не в пригороде не сильно-то можно выбрать варианты занятости. Иногда и выбирать нечего. В общем — отсутствие работы, либо «никакая». В основном, те, кто хотят трудиться — заготавливают, продают дрова, веники, ягоды, травы, шишки, грибы, соления-варения и т.д. «Продавец» — должность очень престижная.

«Деревенская необразованность».

«Это издали — романтика сельской жизни. «Домик в деревне», «пейте, мои дорогие!» Когда вблизи — охватывает тоска. Уровень начитанности, тяги к новым познаниям, расширению культурного кругозора стремится в российской глубинке к бесконечному нулю. Проблемы у людей совершенно приземленные. Чувствовал себя там в этом плане крайне неуютно. Спасали книги.

В песочнице дети 5-6 лет копали яму. «Пацаны, это вы зачем копаете?» — «От немцев прятаться будем». Представьте! 21-ый век на дворе, а ребята от немцев до сих пор прячутся. Это ли не показатель развитости общества?!»

— Лайвжурнал

Политическая индифферентность. Из фраз бывалого гостя российских глубинок:

«Пожалуй, это самое серьезное впечатление. ..народонаселение спокойно проглатывает всю эту бредятину — пропаганду через медиа.. Люди так далеки от Москвы и её политики, как я далёк от Луны. И так живёт процентов 80 населения моей Родины.

Они ходят на выборы. Для них это праздник даже. Но им все равно за кого голосовать, потому что их это никак не касается. Они живут в болоте!»

— Лайвжурнал

Из прелестей

Природа. Воздух.

Скукотища (как минус, так и плюс) «отрезвляет» , город перенасыщает, жизнь в ее красках без энергетиков и фотошопа видеть уже не хочется, а тут начинаешь ее видеть, цвета становятся красочнее, живее, разглядываешь природу, жучков, паучков, клубы дыма из затопленной в бане печки.

Баня. Грибы. Озеро.

Магазин один, но зато он… такой душевный.

Достаточно возможностей небольшого заработка (не облагаемого налогами кстати). Кто хочет зарабатывать — смолоду что-то делает и пытается стать самостоятельным: молодежь собирает ягоды ведрами, продает. А те, кто не хочет что-то делать — что в деревне, что в городе чаще всего остается без работы.

В общем, некоторые минусы тонко переплетаются с плюсами. Если город изрядно поднадоел — установить, провести специальные коммуникации — и будет интернет, если есть авто — нет проблем выезжать в город по надобности.

Да, деревня может быть кладезем перспектив. Случаи, когда люди, продавая молоко, мясо, другие продукты собственного производства, зарабатывали на квартиру — не так уж и редки.

Семья Германа Стерлигова (разорившийся известный бизнесмен, уехавший в деревню и снова наладивший бизнес), например, вообще сознательно отказалась от многих благ цивилизации в пользу «жизни без химии» и чистого воздуха.

Герман Стерлигов о преимуществах жизни в дружбе с природой и вреде всего, что нас окружает в городе:

А еще в деревнях, особенно среди коренных жителей, есть бабушки-рукодельницы, которые в 80 лет заплетают по утрам длинную косу, от болезней лечатся травами и имеют здоровье намного лучшее, чем их городские ровесницы.

Агафья Лыкова — конечно, уникальная личность, но она родом из семьи, которая всю жизнь жила в тайге. Кроме того — из семьи староверов-отшельников. Она и не знала иной жизни, а вот нам так просто не получится взять и уехать в густые таежные заросли.

Бывая проездом в сибирских заброшенных деревнях, я с тоской озиралась на вроде бы «мертвые» дома, а, как оказывалось, в них жили очень старенькие и, нередко, совсем не жалующиеся на жизнь бабушки, дедушки. У людей городских и проживших всю жизнь в деревне - разные представления о счастье и довольстве жизнью.

Посчастливилось мне пару лет назад недолго жить в небольшом сибирском поселке. Хотя это не совсем деревня, скорее, пригород. Так как из детства я знала, что такое деревня — было с чем сравнивать. Поначалу казалось, что, как и в старые добрые времена, все поселки — одна большая семья, все тут дружат, делятся хлебом, солью, белки с елок прыгают на руки и т.д. Но все было не так: люди были еще более закрытые, чем в городе, каждый укромно прятался в своем уголке, а потом и вообще сложилось впечатление, что они не боятся, а не хотят общаться. Ни с кем. Отчего же население пригорода так преобразилось за десятилетие-два — я так и не смогла понять.

Некоторые женщины глубоко среднего возраста все еще красились перекисью, несмотря на обилие красок даже в местном магазине, «духарились», похоже, Красной Москвой и без жадности, потому что иногда невозможно было находится рядом в радиусе десяти метров. Больших злых бездомных собак, которые пытались цапнуть «чужаков» (нежителей поселка), и, бывало, цапали — кормили все местные.

На лавочках по вечерам было безлюдно, дети гоняли мяч на пустом поле, забивали голы в сделанные из веток и палок ворота, елка после Нового года лежала еще месяца три на боку, в луже… Зато в лесной глуши стояли несколько каких-то чудных домиков, а около них озеро — от недостатка общения пришлось больше контактировать с природой и бродить в зеленых чащах. Что это за диво и почему они располагались среди леса, были похожи на избушки на курьих ножках, сказочные домики — я пыталась разгадать каждый раз, когда ходила смотреть на них. Даже местные жители, те, из них, с кем все-таки удалось найти общий язык — не пролили свет на эту загадку. Хотя, если честно, многим было фиолетово, что это там за дома посреди соснового леса. Двухметровые сугробы белого снега, белки, сосны в изобилии, цветы и т.д. перекрыли остальные недостатки.

И все-таки город в его абсолютном формате невыносим для тех, кто знает, что такое природа. Приезжаешь потом в свой маленький тесный городской угол — и становится тяжело дышать, нет простора, нет зелени, воздуха, солнца и от понимания, что еще долго не попадешь в деревню — становится печально. Все вокруг кажется искусственным, лаконичным, неживым, сухим. Монотонно рассказывающее о жизни кого-то ТВ, дребезжащие лифты, крохотные площадки для прогулок с выбритыми газонами и кишащие кругом машины… Все это после деревенских широт, чистых вод, таежного воздуха блекнет в разы.

Но с инфраструктурой расстаться не так легко, все-таки оптимальный вариант — либо жизнь в пригороде, либо частое посещение дачи, природа не просто нужна каждому, природа — часть человека и человек — часть природы. Если лишать себя общения с ней — многое невосполнимо теряется.

Парадокс российской действительности - жизнь глубинки.

О самом страшном городе России пишет у себя в ЖЖ блогер Сергей Анашкевич.

Честно говоря, более трешового города в России я не видел. Настоящая дыра. Такое впечатление, что война здесь закончилась не так давно. И это всего в двухстах с небольшим километрах от Москвы. А ведь Торжок мог бы выглядеть совершенно иначе, не будь этой поразительной запущенности и разрухи, а многочисленные старинные храмы с монастырями отреставрированы и приведены в божеское состояние. Но нет... Все есть, как есть.

Грустно, депрессивно, безнадежно...

2. Недалеко от Торжка, по пути в деревню Рашкино, есть река под названием Тьма. Вы знаете, она названа очень в тему. Вот прям в точку.

3. Честно говоря, когда мы въезжали в Торжок, я не думал, что все будет как-то плохо. Ну решили в "Интернах" найти городок типа Урюпинска или Тьмутаракани, который бы ассоциировался с глухой провинцией, и стебать его но... все-таки, неспроста.

Сначала один за другим пошли вино-водочные магазины...

6. А то и просто выбитыми там, где никто не живет...

7. Заколоченных окон становилось все больше, а на многих домах можно увидеть красующуюся растяжку "Продается"

8. Причем, судя по всему, агентство по недвижимости здесь на плаву осталось одно - "Доверие".

9. А потом мы приехали к центру городка, судя по памятнику Ленина в сквере около административного здания. Через дорогу от сквера увидели умопомрачительный забор, какое-то разваленное здание, все исписанное похабщиной и прочие "веселые" вещи. Оставляем здесь машину и дальше гуляем пешком.

10. На заборе подробности личной жизни некой Оли Гвоздевой

11. За забором небольшой пустырь со странной калиткой на противоположном конце, из которого, несмотря на снег и -1 выбегают дети в свитерах...

12. Оказывается, за забором школьный двор и помещения, где проходят уроки труда, куда и бегут полураздетые школьники.

Хороший школьный двор, нечего сказать!

13. Кабинет труда

14. Раздевалка.

15. Школьники. Хочется надеяться, что все пятеро с этой фотографии выбьются в люди, а не станут завсегдатаями магазина с третьей фотографии

16. Буквально за забором памятник Ленину. Он укоризненно смотрит на развалины дома напротив своего сквера.

17. Дом, судя по всему, облюбовали люмпены, любители спиртного и бомжи

Весьма странный шиномонтаж

19. Жилые дома и двор полный радости. Убрать отсюда эти две машины и можно потеряться во времени. Живая фактура для фильмов о советском прошлом

20. А ведь красивое здание! Как же можно было его довести до такого состояния?

21. Люди, работающие в этом здании, стараются скрасить окружающую серость, как могут.

21. Последняя надежда на пальмы. Не настоящие на тропических островах, а такие, какие есть... Из-под пивных бутылок.

22. А вид-то отсюда открывается красивый!

Весной, наверное, здесь не так печально

23. Рядом жилые дома.

24. У местных жителей, судя по всему, в норме вещей устраивать у себя во дворе автокладбище.

А ведь это тоже не просто так. Видимо, у многих все плохо с доходами, раз они не в состоянии отремонтировать свою не самую плохую машину и она вынуждена медленно гнить

25. "Бумер"...

26. Какое хорошее название улицы...

27. Скамейка - верх инженерной мысли. Наверное, в том самом кабинете труда учат такие делать

28. Мусору, выброшенному прямо на дорогу, даже не удивляемся

30. Немного романтики на асфальте. Но что там чуть дальше?

32. Спускаемся к реке и набережной... Какая интересная надпись на заброшенном доме...

33. Хорошо, хоть без номера телефона

34. Собаки здесь не жалеют прохожих

Мы сидели в кафе с кандидатом в депутаты Законодательного Собрания, и он мне буднично рассказывал, как 15 лет назад «играл в демократию». Его хорошего знакомого, главу одного из районов, областная власть засадила в тюрьму за несовпадение коммерческих интересов. Попытки договориться миром ни к чему не привели. Случай был по тем временам вопиющий. Тогда мой собеседник, в ту пору депутат, и ещё пять таких же «дураков», протестно проголосовали против губернатора при очередном утверждении его в должности.

«Ну, держитесь», — торжественно сказали строптивцам. За два месяца все были разорены в ноль — проверками, заморозкой кредитов, «наездами» криминалитета, возбуждением уголовных дел и пр. Двое сдались сразу, бросили всё и уехали из области. Один умер от инфаркта. Ещё один бился до конца, и потому до сих пор в долгах, а в глазах местного населения — вор и мошенник; такую репутацию ему соорудили подконтрольные СМИ. Двое, спустя годы, были «прощены» — им разрешили мелкий бизнес — на прокорм семьи. Но из политики ушли все.

Мой собеседник пережил предательство — с ним, как с прокаженным, боялись общаться бывшие коллеги, «принудительный дефолт» — бизнес его разорили, унижение — вчерашний народный избранник стал изгоем, «хромой уткой» в глазах местной «элитки».

И вот, спустя столько лет, он снова идёт на выборы. По одномандатному округу — дверца во власть слегка приоткрылась, и самовыдвиженец решил рискнуть. Наивность недобитого кандидата? Или правильное понимание политического момента — коррупционные пиявки, насосавшись народной крови, потеряли манёвренность, значит, можно попробовать их «отцепить» от отощавшего гостела? Или кандидатом движет жажда мести? (Достойная, по-моему, причина!) А может, его призвание — служить Отечеству? Идеализм ещё не полностью убит в русском народе, и как не подставить плечо государству в трудный момент?! Ситуация-то в стране критическая. Этого не понимают только слабоумные…

После обеда мы поехали в деревню, бывший совхоз, где люди живут в аварийных домах. Это пенсионеры, отбатрачившие всю жизнь на родимое государство. Дома стали аварийными после масштабного стихийного бедствия. Природный катаклизм показали по телевидению, была создана комиссия, прозвучали солидные заверения, что «ни одна семья не останется без помощи» и пр. Как всегда, кроме слов, пиара и распила, ничего сделано не было. Да, помощь получили, но те, кто понаглей и попронырливей, и не всегда это были люди из аварийного жилья.

И вот, на носу зима, а в подполе дома, вровень с половицами — вода. Фундамент подмыт, стены пошли трещинами, рамы на окнах «поехали». С улицы, если смотреть на дом, видно, что крыша «гармошкой».

Мы с кандидатом стояли посреди грязной улицы (дорог нет, не Европа, чай!), вокруг нас собралась толпа пенсионерок в калошах, одни возмущенно кричали, некоторые плакали, другие рассказывали, что им чиновники насоветовали приватизировать муниципальные развалюхи, мол, «так будет лучше». А в воображении моём проносились, как в кино, кадры роскошных дворцов «слуг народа» — в Подмосковье, в Ницце, в Майями, Монако… Никогда прежде в истории России воровство не возводилось в высшую добродетель, а воры не требовали себе таких державных почестей и поклонения, как сегодня!

«Зайдёмте в дом», — звала нас хозяйка, вытирая слёзы и заглядывая в лица. (Она надеялась, что, может, очередная «комиссия» сдвинет дело с места, замолвит за неё словечко). «Домом» она назвала жалкую хибару с перекошенными стенами, с подмытым фундаментом. «Дом» был далеко от Москвы, от Сирии и Пальмиры, от саммитов с Обамой и Меркель , от большой политики с весомыми зарплатами и судьбоносными записями в соцсетях.

Мы вошли. Комната была почти свободна от мебели. На старом обтёрханном креслице сидел хозяин в куртке (в доме было холодно) и хлебал пахучий борщ. Железная миска стояла на табуретке, застеленной газеткой. Хозяин смотрел старенький телевизор, по экрану шла политическая реклама — партии обещали «светлое будущее», показывали лощёных, сытых лидеров, грозили врагам, призывали прийти на выборы и проголосовать за их номер в бюллетене.

«Это комиссия», — объяснила хозяйка мужу. Мы поспешили в другую комнату — совершенно пустую. Здесь хозяева провели ремонт — покрасили полы. В углах пошли трещины, обнажив кирпичи. На одной из стен — я подошла ближе — к стареньким обоям был приклеен предвыборный календарь прошлых лет с улыбающимся губернатором. Картинка выцвела, и лозунг под портретом — «Только вперёд!» — читался с трудом.

…И тут память услужливо перенесла меня в сегодняшнее утро, которое мы провели на городском базаре. Власти расстарались перед выборами и устроили крестьянам счастье — полдня можно торговать беспошлинно, если товар с личных подворий, а не от перекупщиков. Мы ходили по утреннему базару втроём: кандидат в депутаты, парнишка-агитатор и я. Студент вручал листовку прохожему или продавцу, и, если наше трио не прогоняли сразу, завязывалась эмоциональная беседа. «Познакомьтесь, вот кандидат в депутаты Заксобрания». «Тю!.. Очень надо! Все вы одинаковые!» «С чего вы взяли? Вы нас первый раз видите». «И последний, я не сомневаюсь». «Приходите на выборы!» «Без нас проголосуют и посчитают». «Ничего не изменится, если вы будете сидеть дома и ругать власть!» «А что вы можете…»

В ответах этих усталых, преждевременно состарившихся людей с натруженными руками была своя правда. Они не верили ни в какие «демократические процедуры», откровенно потешались над агитацией. Эти люди с земли, с огородов, из заброшенных деревень, где до сих пор печное отопление, а газовая труба — недосягаемая роскошь, уже перевидали всякого, и потому беззлобно подначивали кандидата: «Ну, чё ты там обещаешь?» «Ничего! Работать будем вместе!» «Ха, насмешил! А мы думали, скажешь: мёд будем ложками черпать…»

Но странное дело, чем чаще мы натыкались на убежденных критиков, тем больше приободрялся кандидат, тем уверенней себя чувствовал, говоря с селянами. «Только народная власть может быть крепкой и устойчивой. Вы говорите: мы тебя не знаем, почему мы должны тебе верить?! Но я пришел к вам за помощью, я прошу вашего голоса. Неужели лучше „кот в мешке“, которого вы выбираете, даже не видя его, голосуя за список?! Или клоуны в телевизоре, которые сидят там десятилетиями? Бездельники! Неужели они вам не надоели? Я же ваш, свой! Я живу здесь, я весь как на ладони».

Видя сей горячий идеализм, крестьяне морщились или отводили глаза в сторону. А общий скепсис суммировал мужик, продававший картошку: «Выборы! Соревнование, кто больше наврёт. Мы в твою жизнь не лезем, давай отсюда, вали! Только вперёд!»

…На джипе кандидата в депутаты (очень кстати была эта машина — на другой бы не выехали из хляби) мы покинули, наконец, депрессивную деревню с аварийным жильём, которое вполне могло сойти за метафору современной России. С нами был молодой парень, помощник кандидата. «Я считаю, они сами виноваты, что оказались в таком доме, — сказал он. — Недальновидные люди. Тут же всегда топило, уезжать надо было раньше».

Кандидат в депутаты молча вёл машину. Тогда я сказала: «А вы видели, в сенях у этой семьи стоят банок сорок со свежими закрутками на зиму? И корзина грибов — только что собранных». «И что?» «Они на своём месте делают, что могут. А что сделали мы?!»

Иностранное авто — чудо немецкого автопрома — летело по пустой русской дороге. Все молчали, только натужно гудел мотор. «Что же эта за тайная рать, Я разгадывать не обессилю, — Вдруг сумела у нас отобрать Радость счастья и труд, и Россию?» — ответа на этот вопрос поэта у нас пока не было…

О прекрасной... нет, очень прекрасной жизни в российских деревнях нам каждый день сообщают перепрутинские СМИ между публикациями высокого рейтинга президента и отчётами о "хороших" делах, которые г-н Перепутин делает для страны ежедневно и ежечасно, ничуть не запуская воровскую лапу в госбюджет и отгоняя от грабежа различных прихлебателей. Неудивительно, что икона, созданная г-ну Путину ещё при жизни, уже начала мироточить (см. в рубрике "религиозное").

Мне представилась прекрасная возможность не только рассказать, но и показать, как живется в российской глубинке. Возможно, жители больших городов проникнуться.

Много раз в интернете поднималась тема о том, как живут люди в российской глубинке.

Мое глубокое убеждение, что у жителей больших городов есть два полярных мнения о том, как живут деревни. Одним, деревни представляются эдакими пряничными домиками с резными наличниками, беленькими печками и хозяйками-бабушками, которые только и делают, что пекут вкуснейшие пирожки и плетут кружева. Пирожками кормят каждого встречного, а кружевами застилают все мыслимые и не мыслимые поверхности в своем жилище.

Другие, смотрят по телевизору не только сериалы, а в новостях нет-нет, да и проскользнет информация, что российские деревни живут плохо. По этому о том, что в деревне жить хреново они знают, а вот в чем именно эта хреновость заключается уже как-то не очень.

«Лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать», по этому смотрим фотки, читаем комментарии.

Итак, исходные данные: мы с друзьями отправились в гости в Смоленскую область, к дальней родственницы одного из товарищей. О названии деревни сознательно умолчим, она находится примерно в двухстах км от Москвы, в 5 км от города Гагарин. Т.е. не глушь какая-нибудь сибирская, а самый что ни на есть центральный регион - соседи москвичей.

В деревне 32 дома, до нее идет нормальная асфальтовая дорога, в самой деревне грунт средненького качества.

Из красот природы - пруд, который зацветает к середине лета, вокруг не паханные поля, подболоченная местность, жидкий лес.

Магазин в соседней деревне, вся остальная инфраструктура - в городе. Газ, водопровод, канализация - здесь об этом никогда не слышали. Электричество вырубают регулярно, мы пробыли в доме меньше суток, было 3 выключения.

Хозяйка дома - довольно импозантная, по деревенским меркам, дама предпенсионного возраста. НЕ БУХАЕТ, не работает, детей нет, на что существует не понятно. В округе живет несколько ее дальних родственников, часть из которых вроде как в адеквате, остальные - приезжают в родную деревню исключительно бухнуть и по буянить.

Обращаю особое внимание, что фотки кривые не потому что у фотографа т.е. меня кривые руки, а потому что так это выглядит в реальности.


А вот и дом! Когда мы подъехали, то я была уверена, что в нем лет 20 как не живут, ан нет - живут постоянно и зимой и летом.

Крылечко.

Добро пожаловать в дом! Входная дверь изнутри: щели в ней и в окнах в ладонь шириной. Зимой здесь лежат сугробы.

Холодный коридор, из него можно попасть в зимнюю часть дома и на террасу. Терраса - это какая-то невероятная развалюха, где теперь находится сортир (ведро со стульчаком).

Зимний дом. Это коридор-прихожая-столовая в одном лице.

Самая яркая деталь интерьера.

Справа кухня, ходить там было страшно: наклон пола градусов 25, доски под ногами скрипят и прогибаются.

На кухне печка, но ее не топят, еду готовят на плите на газу (газ в баллоне стоит на кухне и травит, по этому его стараются использовать не часто) и на электроплитке, которая живет почему-то в комнате. Пока на ней вскипит чайник, мы ждали 40 минут.

В столовой для отопления дома стоит вот такая буржуйка, труба заведена в печную трубу и там все время что-то осыпается. Топится дровами, но т.к. из всех щелей дико дует, то тепла от нее особо нет. И это при температуре +10 на улице, что зимой - мне не ясно, хозяйка ходит все время в шапке и куртке. Еще в комнате есть допотопный электрообогреватель, который надолго включать нельзя - во первых дорого, во вторых коротит.

Единственная комната в доме. Хозяйка сделала все, что бы она казалось уютной. Но в доме стоит запах сырости и гнилого дерева, из всех щелей и от всех окон дует - о каком уюте может идти речь? Слева главное развлечение в доме - телевизор, до плазменной панели не дотягивает да?


Дом с обратной стороны, на фотке плохо видно, что вся стена латаная-перелатанная.


Когда-то это было баней, сейчас здесь хранят дрова. Слева то, что осталось от сортира.

Единственная новая постройка на участке - колодец, цена вопроса между прочим 20 тыр. На заднем плане обгоревший соседский дом. О пожарах в деревне стоит сказать отдельно.


Каждую весну вокруг деревни горят напаханные поля, местность очень ветреная. Когда огонь подходит к деревне, сделать практически ничего не возможно. Так на прошлых выходных обгорел соседский дом и еще один сгорел дотла. Вдали в полях был виден дым и мы поспешили туда.


Огонь шел большим фронтом от деревни на небольшую рощу. Мы попытались с ним справиться.


У нас ничего не вышло, роща занялась с жутким треском.

Ну, как Вам жилищные условия? Можно подумать у местных жителей есть выбор! Продать этот дом и землю невозможно - она никому не нужна, значит переехать возможности нет. Дом вот-вот развалиться, но хозяйка уже так устала латать дыры, что не думает об этом.

Работать в деревне негде, в Гагарине тетенька пред пенсионного возраста тоже никому не нужна, плюс нет денег на ежедневный проезд туда-обратно. Получается, что денег нет даже на самые элементарные вещи. Холодильник пустой, на ужин нам была предложена картошка и морковка, отваренные крупными ломтями в чугунке без масла. При этом хозяйка еще пыталась отказаться от продуктов, которые мы привезли с собой.

На всю деревню буквально 3 дома выделяются подновленными стенами, все остальные - такие, как на фотках. Много оставов сгоревших домов, которые со временем разбирают на дрова.

Огромное спасибо тетушке за гостеприимство, но честно говоря, в доме находиться было неприятно: все серое, унылое, беспросветное, как и весь быт местных жителей.

И ещё один сюжет.

Несмотря на красноречивые заявления российских СМИ о том, что "Путин поднял Россию", реальная жизнь российских глубинок шокирует своей разрухой, говорится в сюжете ТСН.

Жизнь в российской глубинке на примере села Евдокимово.

С появлением солнца Евдокимово, деревня в российской глубинке, лениво просыпается. Улицы пусты, местные жители не спешат к животным или в огород - жизнь здесь протекает медленно, пишетdelfi.lt .

История местного жителя

На горизонте показался мужчина, возраст которого трудно угадать. Он не поинтересовался, может ли побеседовать, просто подходит и садится рядом. Не сказав ни слова, вынимает из кармана сложенную бумагу, распрямляет ее и начинает скручивать сигарету, подсыпая табак. Это Николай, который представился просто Колей, ему 40 лет, он пастух, который решил не упустить возможности познакомиться с литовцами, которые ненадолго остановились в Евдокимове, Сибири.

"Первый раз в жизни вижу иностранцев", - говорит хриплым голосом Коля и внимательно осматривает прибывших.

40-летний Коля работает у старосты деревни, пасет его коров. Коровы могут ходить здесь просто по дорогам и тропинкам, иногда они останавливаются пожевать травы. Правда, свои дворы местные жители оберегают высокими заборами и глухими воротами. Ограждены и картофельные поля.

Не менее свободно здесь себя чувствуют и лошади. Хотя они здесь не рабочие. Жители Сибири используют в пищу конину еще с тех времен, когда в этом округе жили буряты. Этот народ двинулся вглубь тайги тогда, когда в эти места начали поездами и грузовиками доставлять литовцев и ссыльных других национальностей. Бурятов в Сибири можно встретить и сегодня.

В Евдокимове живет всего несколько сотен человек. Карьерных перспектив здесь немного, однако даже если и появляется возможность заработать - очередь желающих немалая.

"Большинство здесь пьет. А что еще делать? Работы нет. Нечем больше заняться", - продолжает Коля свой рассказ и признается, что несколько лет назад закодировался от алкоголя.

"Так решил после того, как чуть не умер от слишком большого количества алкоголя. Решил, что хватит, однако таких как я немного", - рассказал сибиряк.

От Евкодимово до озера Байкал - всего несколько сотен километров, но для большинства местных его образы - лишь фантазии, а не реальное чувства.

"Вот, мой Байкал, - улыбается сибиряк и машет рукой в сторону текущей рядом реки Ия. - Никогда в жизни не уезжал из своей деревни. Мне и не нужно".

Разговор прервала возня в кустах. "Не бойтесь, это мои коровы. Я пасу коров старосты. И так каждый день", - говорит Коля и, кажется, что он рад своей жизни.

Дорога жизни потомков литовцев

"Жаль, что мы не встретились на кладбище, - утверждают другие гости, посетившие литовский лагерь на окраине деревни. - Мы принесли вам угощения, садимся, угощаемся".

Это жена умершего два года назад ссыльного литовцаАльбинаса Римкуса Виктория и их дочь Светлана. Из большой корзины женщины в первую очередь разноцветную скатерть, расправляют ее на поле и приглашают присесть. Начинают расставлять угощения: малосольные огурцы, блины, домашняя сметана, нарезанная колбаса.

"Мы встречается на кладбище, такая у нас традиция. Приносим угощение и там общаемся не только с живыми, но и с мертвыми", - рассказывает Виктория по-русски. По-литовски не говорит и ее дочка Светлана.

"Отец не учил, дома всегда говорили по-русски", - пояснила Светлана, однако после небольшой паузы без труда вспоминает фразы laba diena и labas vakaras.

Живущие здесь женщины, рассказывая свои истории, куда чаще улыбались, чем встретившийся ранее сибиряк, однако они признались, что жить здесь непросто. Оставшаяся вдовой Виктория уже на пенсии, а ее дочь работает к соседней деревне на базе отдыха. Однако только с пенсии или ее зарплаты крутиться тяжело.

Более трудолюбивые жители деревни могут дополнительно заработать, собирая целебные травы, ягоды или грибы. Природа на это здесь богата.

"Кто не ленится - зарабатывает", - говорили собеседницы, однако добавили, что дарами леса нужно делиться и с живущими в лесах медведями. "Если ягод и грибов много - они не приходят до деревни, но если год скудный, всякое бывает", - уверяет женщина.

На обнесенных высокими заборами полях местные чаще всего выращивают картофель. В теплицах у домов видны усы огурцов, а солнце красит красным помидоры.

"Выращивать овощи местных научили литовцы. Они научили и огурцы солить, и сало коптить. Мать Альбинаса, которая упокоилась тоже здесь, в Евдокимове, варила и цепелины", - вспоминала Виктория.

А вот хлеб ни раньше, ни сейчас местные сами не пекут. На двери магазинов висят записки с "хлебными днями", а выбор - формовой светлый хлеб.

"Не пекут, потому что сам нужно вырастить, молоть зерна. Ленятся", - пояснила Светлана.

Условий жизни не облегчает и транспортное сообщение. Единственное средство связи с ближайшими деревнями - лодка. На ней ездят не только те, кто спешит на работу, но школьники, поскольку в деревнях поменьше школ нет.

На улицах Евдокимова можно встретить не только свободно разгуливающих коров и лошадей, но также коз и свиней.

"Но никто здесь своих выращенных животных не режет. Редкая семья здесь питается тем, что выращивает. Большинство просто ленятся - продают выращенное животное и покупают мясо в магазине. А оно - непонятного происхождения, плохое", - говорит Светлана.

Настроения в Евдокимове подавленные, хотя приехавший несколько лет назад сюда армянин смог взять все в свои руки. Он стал старостой деревни, создает рабочие места. Его гостеприимство испытали на себе и литовцы - он протянул руку помощи и отказался брать деньги, услышав, что приехавшим нужна древесина, из которой будет сделан крест.

Имя литовцев в этой деревне уважают. "Альбинаса все любили. Он был трудолюбивый, мог сделать все, - рассказывала Светлана и Виктория. - Правда, писать он не умел, поэтому письма приходилось писать за него, но более кропотливого мужчины в деревне, который так бы умел обходиться с техникой, не было".

Сейчас в Евдокимове, куда были высланы несколько десятков литовцев, представители других народов не живут. Остались лишь русские, которые до сих пор с улыбкой вспоминают о литовцах, которые в глубь России привезли пример трудолюбия.