Алексей Крученых: биография, стихотворения. Серебряный век

Окончил художественное училище в Одессе и был определен учителем рисования в школу. Алексей Елисеевич мечтал быть художником свободного полета и за этой мечтой отправился в Москву. Здесь он начинает строить свою литературную дорогу. Пишет первые сатирические стихи, рецензии. Знакомится с Владимиром Маяковским, и под его началом меняет стиль своих произведений. Его стихи стали не похожи на привычные для общества, в них присутствовали торжественные мысли о будущем искусства и жизни в целом. Тесное общение с привело к созданию поэмы на «собственном» языке. Поэт считал, что в его наборе букв больше национальной души, чем во всех работах поэтов-классиков. Так начиналась деятельность Алексея Елисеевича в поэтическом авангарде. В своих книгах он выступал не только поэтом, но и оформителем.

В Советском союзе его не принимали в Союз писателей, прекратили издавать его книги. Ушли из жизни ближайшие творческие соратники, остальные эмигрировали из страны. Крученых отошел от творческой деятельности, жил мелкими заработками, занимался антиквариатом и мечтал выпустить сборник со стихами своих современников. Единственный вечер стихов в его жизни прошел за пару лет до смерти.

130 лет назад родился самый отъявленный «левак» русской литературы, автор либретто «Победы над солнцем» и знаменитого «дыр бул щыл» - Алексей Кручёных

Текст: Владимир Березин
Фото: mayakovsky.museum

С поэтом Кручёных случилась удивительная история. Двести его книг (правда, в каждой из них было страниц по тридцать, частью на обёрточной бумаге, разными шрифтами) свелись к трём словам — тем самым «дыр бул щыл». Это стало литературным «Чёрным квадратом», крайним жестом образца 1912 года. Трактовке этого стихотворения как образца заумного языка посвящено множество диссертаций.

Сама жизнь Алексея Евсеевича Кручёных уложилась в два образа в прозаической книге другого поэта.
Этот поэт, начал рассказ о Кручёных со слов «Тут в моей рукописи запахло мышами».

И тут же он добавлял: «Он продавал рукописи . Долго расправляя их на столе, разглаживал, как закройщик. “На сколько вам?” - деловито спрашивал. “На три червонца”. И быстро, как продавщик ткани в магазине, отмерив, отхватывал ножницами кусок рукописи - ровно на тридцать рублей» .

О Кручёных нельзя сказать, что под конец жизни он жил бедно.
Нет, большую часть жизни он жил просто в нищете.

Все воспоминатели говорят о затхлом запахе его комнатки на Мясницкой (тогда — улице Кирова), где рукописи мешались с объедками и пылью.

За пару лет до его смерти (он умер в 1968 году) прошёл его творческий вечер — одни говорят, что вечер стал заметным событием, другие — что еле набралось ползала, а Кручёных сам себе принёс букетик цветов и поставил перед собой в стаканчик.
Всё нетвёрдо, неточно, и, кажется, мемуаристы разбегаются от запаха тления.
Между тем, именно Алексею Кручёных благодарна за сохранение множества рукописей.

Молодость Кручёных была стремительной — он дружил с (один раз они даже выступили соавторами) и , а потом ругался с ними, его ценил .

Кручёных заполнял всё пространство вокруг себя не только знаменитыми «дыр бул щыл», но и множеством критических заметок.
В заметках было много задора, в те годы Кручёных писал, что «всего “Евгения Онегина” можно выразить в двух строчках:

ени — вони
си — е — тся
Сонный свист торжествует!
Слякость ползет!

но бедный читатель уже в школе так напуган Пушкиным, что и пикнуть не смеет и до наших дней “тайна Пушкина” оставалась под горчишником!» , и затем Кручёных приводит счёт из прачечной, который, как он провозглашает, выше Пушкина.

Сергей Третьяков, поэт и драматург, именовал его «букой русской литературы» в 1923-м, а десятью годами раньше модный критик обозвал его «свинофилом», обыгрывая одну цитату из Кручёных. Вдобавок критик писал: «Но странно: бунтовщик, анархист, взорвалист, а скучен, как тумба. Нащелкает еще десятка два таких ошеломительных книжек, а потом и откроет лабаз, с дёгтем, хомутами, тараканами — все такое пыльное, унылое. (Игорь Северянин открыл бы кондитерскую!) Ведь бывают же такие несчастно рожденные: он и форсит, и кривляется, а скука, как пыль, налегла на все его слова и поступки. Берёт, например, страницу, пишет на ней слово шиш, только одно это слово! — и уверяет, что это стихи, но и шиш выходит невеселый. Хоть бы голову себе откусил, так и то никому не смешно» .

Но при этом Чуковский всё же сравнивал его с Игорем Северяниным!
Маяковский называл его «книжонки» «дурно пахнущими» и говорил, что он учил «Есенина политграмоте так, как будто сам Крученых всю жизнь провёл на каторге, страдая за свободу, и ему большого труда стоит написать шесть(!) книг об Есенине рукой, с которой ещё не стерлась полоса от гремящих кандалов» .

Кручёных умер в Москве в восемьдесят два года.
Писатель в России должен жить долго.
Тогда он успевает написать мемуары и стать вновь интересен.
Кручёных мемуаров не написал, а лет сорок вовсе не печатался.
Так бывает — сперва человек эпатирует общество, развешивая пощёчины его вкусу, а потом общество сперва травит его, а потом забывает.
Его миновали репрессии — для их невода он оказался слишком мелким, и легко миновал смертельные ячейки.


Платой за это было одиночество и то, что полжизни он умирал с голода. Лабаза с хомутами не вышло.

Он, как странный священник неизвестного культа, хранил в своей комнатке ключ от пирамиды — на всякий случай. «Он был верен своему прошлому. И это сказывалось во всем. Прошлое во всем — в быту, в воспоминаниях, в сборе книг, рукописей — окружало Крученых» .

Пришло время спроса на русский авангард — потому что искусство идёт волнами — сперва оно пахнет кумачом и трепещет на ветру, а потом приходит время строгого имперского классицизма, запаха бархата и казённого сукна, затем снова приходит авангард — и так до бесконечности.
Что-то было там, кроме запаха пыли, в этой комнатке, заваленной рукописями.
Какой-то исчезающий запах.
Видимо, консервированный запах времени.

Поэт-футурист, теоретик искусства, художник.

Родился в пос. Оливское Херсонской губернии в семье крестьян. В 1892 году семья переехала в Херсон. В 1902 году будущий футурист поступил в Одесское художественное училище и в 1906 году получил диплом учителя рисования. В училище Крученых познакомился с Давидом Бурлюком, под влиянием которого в 1907 году уехал в Москву. Там он работал как иллюстратор юмористических журналов. В 1909 году Крученых впервые экспонировал свои работы на художественных выставках: "Импрессионисты" в Санкт-Петербурге и "Венок" в Херсоне. 1910 году в херсонской газете "Родной край" впервые были опубликованы его стихи, а также серия карикатур "Вся Москва".

С 1912 года он стал активно сотрудничать с группой кубофутуристов , возглавляемой Бурлюком, был в числе подписавшихся под манифестом футуристов "Пощечина общественному вкусу". В соавторстве с Крученых написал свою первую поэму "Игра в аду", книгу стихов "Мирсконца" и либретто футуристической оперы "Победа над Солнцем" (1913). Кроме того, он печатался в альманахах футуристов "Садок судей", "Трое", "Дохлая луна".

Крученых стал родоначальником особого типа футуристических изданий - литографских книг, рисунки и текст которых создавались самим автором или приглашенными художниками. Такие издания сами по себе представляли произведение синтетического искусства, сближая поэзию с живописью, а рукописный текст позволял читателю приблизиться к автору стихов. В 1912 году Крученых создал издательство "ЕУЫ", в котором издавал свои книги. Их оформителями стали такие художники как , К. Малевич, .

В 1913 году наряду с и К.С. Малевичем участвовал в Первом всероссийском съезде футуристов. В 1913 году вышел в свет сборник стихов А.Крученых - "Помада", в который входило первое "заумное" стихотворение автора - "Дыр бул щыл...". Концепция "зауми" была сформулирована им в "Декларации слова как такового". Он рассматривал поэзию как возможность высвободить скрытые потенции самоценного слова, его фонетики. Свою теорию он дорабатывал несколько лет, уточняя ее и более подробно излагая. Основные ее положения отражены в сборниках, изданных совместно с В. Хлебниковым: "Слово как таковое", "Старинная любовь", "Взорваль" ,"ТЭ-ЛИ-ЛЭ". В своих стихах Крученых искал звуковые сочетания, которые бы воссоздали структуру речи, непостижимой рассудком. В его стремлении освободиться от предметности слов и звуков можно найти параллель с беспредметностью супрематизма Малевича. И Крученых и Малевич разлагали свои произведения до первоэлементов: геометрических фигур у художника и букв у поэта. Разлагая язык на первичные элементы, Крученых стремился очистить речь от смысловой нагрузки, концентрироваться на чистом, беспредметном звучании. Возникающие в его поэзии странные звуковые сочетания, алогичные аналогии позволяли ему приблизиться к бессознательному самого языка, создать новые, не постигаемые рассудком образы.

Во время Крученых спасался от мобилизации на Кавказе: сначала работал учителем рисования в гимназии в Баталпашинске (ныне Черкесск), а с 1916 года - в Тифлисе, став членом местного "Синдиката футуристов" и футуристической группы " 41°". В 1919 году он переехал в Баку, где сотрудничал в местном отделении РОСТа и ряде газет, выступал с лекциями в университете, выпустил около 18 книг, в том числе пьесу "Глы-Глы", где главные герои - "будетляне" названы именами Хлебникова и Малевича.

Осенью 1921 года Крученых вернулся в Москву, примкнул к группе , хотя расходился с ними по эстетической программе и в практике. Вместе с работал в журналах "ЛЕФ" и "Новый ЛЕФ". В 1920-х годах Крученых активно печатался, выпустил ряд стихотворных сборников, так называемые "фонетические романы" "Разбойник Ванька-Каин" и "Дунька-Рубиха", антимилитаристский памфлет "1914 - 1924", теоретические работы "Фактура слова. Декларация", "Сдвигология русского языка (Трактат обижальный и поучальный)", "Апокалипсис в русской литературе". В 1923 году вышла его книга "Фонетика театра", где он показывал, что заумный язык - это прежде всего язык публичного действия, соответствующий его высокому темпу и динамике речи. По мнению Крученых, заумный язык является наиболее выразительным для актеров, поскольку рожден устной речью и особыми артикуляционными приемами, он - не "порождение окаменелостей мертвых корней".

В 1930-е годы произведения Алексея Крученых перестали публиковать, так как его абсурдное творчество и заумный язык не вписывались в советскую действительность. В 1930 году вышли его последние книги "Ирониада" и "Рубиниада". В 1942 году он был принят в Союз писателей, во время Великой отечественной войны работал в "Окнах ТАСС". Прожив до 1968 года, он зарабатывал на жизнь собиранием книг, продажей своих рисунков, антикварной и букинистической деятельностью, занимался поиском рукописей Маяковского и Хлебникова. Результатом его изысканий стали малотиражные сборники "Новый Маяковский", "Турнир поэтов", "Неизданный Хлебников". Особым видом его позднего творчества были альбомы - своеобразные коллажи, в которых сочетались традиции домашних альбомов, архивов и авангардных литографий. Его альбомы представляли собой причудливую смесь его собственных и чужих рукописей, документов, рисунков, фотографий, автографов. За годы жизни Алексей Крученых смог собрать ценнейшую коллекцию редких книг, рисунков и рукописей своих коллег-авангардистов, которую, к сожалению, вынужден был распродавать по причине безденежья.

Его единственный юбилейный вечер состоялся 31 мая 1966 года в московском Центральном Доме Литераторов. 17 июня 1968 года А.Е. Крученых умер в Москве, похоронен на Донском кладбище.

Сочинения:

Стихотворения, поэмы, романы, опера/Вступ. статья, сост., подг. текста, примеч. СР. Красицкого. СПб., 2001.

Поэт трагической судьбы Алексей Крученых прожил долгую жизнь, но именно в этом и состоит драматизм. Он более 30 лет вынужден был жить ненавистной жизнью обывателя. Яркий период его жизни был недолгим, но чрезвычайно ярким, освещенным гениальностью.

Семья и детство

Родился Алексей Крученых 21 февраля 1886 года в селе Оливское Херсонской губернии в простой семье. Отец его вышел из крестьянской среды, был сначала выездным кучером в имении, и до 8 лет будущий футурист жил в маленьком селе на 30 домов, а потом отец решился продать дом в деревне и стал извозчиком в Херсоне, так что детство Алексей провел в этом городе. Здесь Крученых окончил школу в три класса и в 1902 поступил году в Одесское художественное училище. Так закончилось спокойное детство юноши. Выбор места учебы состоялся под сильным влиянием старшего брата, который обладал незаурядным талантом живописца.

Бунтарская юность

Одесское училище в те времена было лучшим художественным заведением Российской империи. Алексей Крученых прибыл туда с неясными надеждами на что-то яркое и сверкающее, а столкнулся с кропотливой работой, обучением основам построения рисунка и композиции. Школа учила реализму и в этом стиле Крученых писал первые свои работы, которые отличались сходством с натурой и свидетельствовали о наличии художественного таланта, но начинающий автор не был захвачен этим творчеством. В это время в Одессе шла бурная жизнь: множество развлечений, активная и разнообразная политическая деятельность, все это увлекло Алексея. Он участвовал в работе марксистского кружка и даже был однажды арестован за хранение запрещенной литературы, в это же время состоялось знакомство Крученых с будущим основоположником русского футуризма.

Первое призвание

В 1907 году Крученых Алексей получил диплом об окончании училища и отправился в Херсон служить учителем рисования. Но мечтал он стать свободным художником, поэтому на службу ходил нерегулярно и в этом же году подал заявление о приеме в Московское училище живописи. И, несмотря на то, что в училище его не приняли, осенью 1907 года он отправляется в Москву с твердым желанием быть художником.

В Москве он заводит многочисленные знакомства в художественной среде, начинает работать в журналах «Будильник» и «Весна», в «Московской газете» в качестве иллюстратора и шаржиста. Он прославился как карикатурист и даже создал серию работ «Вся Москва в карикатурах» по заказу крупного издательства. Он достаточно успешно занимается творчеством, преодолевает свою академическую школу, обретает свой стиль, но мечта его - занятия литературой. Крученых участвует в периодической выставке Художественного общества московских художников, в выставке «Импрессионисты». Он входит в круг русского авангарда, знакомится с Еленой Гуро, Михаилом Матюшиным, Василием Каменским.

Литературное призвание

Крученых Алексей Елисеевич путь в литературу начинает с критических статей, рецензий, сатирических стихов. Он ощущает, что литература - это его главное дело жизни. В 1912 году он знакомится с Владимиром Маяковским и Велимиром Хлебниковым, которые помогли окончательно сформироваться мировоззрению Крученых, который видел себя в роли создателя новой поэзии. Он пишет рассказы и рецензии, которые резко отличаются по стилю от окружающей литературной действительности, в них он старается изложить декларативные идеи о будущем общества и искусства.

Алексей Крученых и русский авангард

Алексей Крученых, биография которого с 1910-х годов связана с авангардным течением в искусстве, стал активным участником многих ярких событий в художественной среде Москвы. В 1911 г. он знакомится с Бенедиктом Лившицем, который вместе с братьями Бурлюк и Алексеем Крученых позже возродят футуристическое общество "Будетляне". В это время авангардизм бурно развивается в мире, появляются различные кружки и группы, которые призывают создавать новое искусство.

Все эти идеи очень нравятся Алексею, он сотрудничает сразу с несколькими группами и участвует в выпуске нескольких альманахов футуристов: «Садок Судей», «Трое», «Дохлая Луна», «Пощечина общественному вкусу». Крученых также выпускает собственные книги с теоретическими статьями и стихами, причем он выступает здесь в двух ипостасях: не только как литератор и теоретик, но и как художник-оформитель. 1912 год был богат художественными событиями, Крученых участвует в группе Д. Бурлюка «Гилее», сотрудничает с «Бубновым валетом», участвует в диспутах и общественных акциях.

Стихотворное творчество

В 1912 году Алексей Крученых, стихи для которого выходят на первый план, начинает тесно сотрудничать с Велимиром Хлебниковым. К этому времени оба поэта всерьез занимались созданием стихов на «собственном» языке, оба хотели реформировать поэзию, избавив ее от академической скуки. Крученых принес Хлебникову показать начало своей поэмы, а тот, начав читать, неожиданно начал дописывать продолжение. Так родилась их совместная поэма «Игра в аду». Позже они еще вместе напишут либретто к футуристической опере «Победа над солнцем».

С этого началась деятельность Крученых в сфере поэтического авангарда, он издает дебютную книгу стихов «Старинная любовь», в которой продолжает развивать примитивистскую традицию. Книга, как и поэма, была иллюстрирована выдающимися русскими авангардистами М. Ларионовым и Н. Гончаровой и явила собой образец синтеза слова и графики. Крученых начинает эксперименты по созданию алогичных стихов, исповедуя изобретенный принцип «мирсконца», который позже реализовался в сборнике произведений Хлебникова и Крученых с таким же названием.

В 1913-14 годах Крученых экспериментирует с новым стилем - литературной заумью, он начинает писать стихи на языке собственного изобретения. Новые произведения вошли в сборник «Помада». Самым знаменитым из них стал текст:

дыр бул щыл

По словам А. Крученых, в нем было больше русского национального духа, чем во всей поэзии А. Пушкина. Свои литературные опыты поэт продолжает до 1930 года, когда выходит сборник его стихов «Ирониада».

Годы без поэзии

С 1930 года Крученых Алексей Елисеевич, фото которого часто появлялись в сборниках работ авангардистов, начинает отходить от литературы. Его соратники покидают его: умерли Маяковский и Хлебников, братья Бурлюк, как и многие другие футуристы и передовые художники и поэты, уезжают из страны.

С 1934 года работы Крученых перестали публиковать, позже ему отказали в приеме в Союз писателей. Он занимается букинистической и антикварной деятельностью, готовит к изданию книги своих сотоварищей, в частности Маяковского и Хлебникова. Во время Второй мировой войны Алексей работает в информационном агентстве «Окна ТАСС». За свою жизнь Крученых собрал уникальную библиотеку. Советская власть не давала работать поэту, он перебивался разными заработками. И только за 2 года до смерти состоялся его единственный в жизни творческий вечер. 17 июня 1968 года Алексей Елисеевич Крученых ушел из жизни.