Аннотация научной статьи начальная школа. Аннотации к журналу фгос " начальна школа "

Официальные документы МО РФ Материалы к эксперименту по обновлению содержания и структуры начального образования Федеральный государственный образовательный стандарт. Новый образовательный результат Образовательная среда школы. Развивающая образовательная среда Личностно ориентированное образование Организация работы по Образовательной системе «Школа 2100» Объявления, информация Деятельностный подход в образовании. Организация учебной деятельности младших школьников Работа в начальной школе по разным образовательным системам Проблема преемственности и непрерывности образования Развитие общеучебных умений Саненко Н.И. Информационные технологии и формирование умения учиться у младших школьников Возрастные особенности младших школьников Адаптация первоклассников к школьному обучению Игра в учебной деятельности младших школьников Работа с одаренными детьми Развитие личностных качеств школьников Сохранение и укрепление здоровья детей и учителей. Здоровый образ жизни Дошкольное и предшкольное образование Обучение грамоте Обучение русскому языку, риторике, развитие речевых и коммуникативных умений Трудные вопросы работы с текстом на уроках русского языка (подборка материалов): Уроки литературного чтения и развитие читательских умений Детское чтение. Статьи о писателях Риторика в ДОУ и школе Урок-праздник по риторике для 4-го класса История в начальной школе Обучение математике Информатика и ИКТ Уроки окружающего мира (естествознание и обществознание). Экологическое образование Интегрированное внеклассное занятие в 3-м классе Физическое развитие и здоровье детей. Уроки физкультуры Эстетическое образование, воспитание и развитие Иностранный язык в начальной школе Уроки ИЗО Уроки технологии Различные формы организации урока. Интегрированные уроки Развитие творческих способностей детей Гимназическое образование Проблемы развития и воспитания учащихся Работа с родителями Материалы в помощь администрации ОУ Мониторинг, контроль и оценка образовательного результата Внеклассная работа Краеведение в начальной школе Сценарии праздников Из истории отечественного образования (педагогическое наследие) Научно-практические конференции Материалы конференции Школа диалога культур Гендерный подход в образовании Личность учителя, профессиональный рост и саморазвитие Подготовка будущего учителя Новые учебники Наши поздравления Учительская судьба Начальная школа за рубежом Психолог и психология в школе Поэты – детям Работа в группе продленного дня, внеурочная деятельность Работа по ОС «Школа 2100» в основной и старшей школе Проблемно-диалогическая технология Литературное творчество наших читателей Проектная деятельность Учебная исследовательская деятельность учеников Обзор трудов выдающихся ученых-психологов Занятия в классах КРО Педагогическая диагностика Давайте обсудим Обучение экономике в начальной школе Образовательные технологии Сельская малокомплектная школа Олимпиады, интеллектуальный марафон Ответы на письма Статьи лауреатов I Всероссийского конкурса студенческих работ по проблемам развития ОС «Школа 2100»

В соответствии с современными требованиями, представляется невозможным использование ИКТ на всех этапах урока сразу, это приведет к информационной и учебной перегрузке, а также физиологически не оправдано для учащихся начальной школы.

Учителю, который использует на своих уроках новые информационные технологии необходимо учитывать требования современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»).

Для занятий с детьми допустимо использовать лишь такую компьютерную технику , которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья детей. Важным показателем эффективности урока с использованием ИКТ является режим учебных занятий. Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут, а для детей 7-10 лет - 15 минут. Количество уроков с применением ИКТ - не более 3-4 уроков в неделю.

Режим учебных занятий с использованием компьютерных средств представлен в таблице 3 (по).

Табл. 3

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

3.3. Анализ статей журналов «Начальная школа» и «Начальная школа плюс До и После» за 2006-2010 год.


Анализ статей журнала «Начальная школа» и «Начальная школа плюс До и После» за последние пять лет показал, что учителя начальной школы используют информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы следующим образом.

В своей статье «Первое место – компьютеру» рассказывает о том, как использование новых информационных технологий может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное – вызвать интерес детей к учебе. На уроках русского языка учитель использует разнообразные игры, компьютер решает проблему дефицита подвижной наглядности.

Например, игра «Забрось мяч в сетку»

делится опытом, как можно быстро научить детей самостоятельной работе с объёмными текстами, используя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз. Так в рассказе Михаила Михайловича Пришвина «Разговор деревьев» детям предлагается выделить красным цветом образные слова и выражения. При знакомстве с произведением К. Паустовского «Барсучий нос» предлагается выбрать и переместить в правую сторону слова, которыми можно описать сменяющееся настроение маленького барсука.

По мнению автора, компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный рассказ. Детям не надо писать, достаточно работать с клавиатурой и мышью, а значит, снимается страх перед письмом.

Игра «Ты – редактор».

Замени выделенные существительные местоимениями .

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышками. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

у неё

Учителя А и в статье «Применение новых информационных технологий на уроках в начальной школе» предлагают наработки по восстановлению текста .

Педагоги попытались с помощью применения информационных технологий несколько изменить подход к текстовой работе. На основе интеграции традиционных уроков и уроков информатики значительно расширяют границы активной и сознательной деятельности учащихся. На уроке русского языка в 3 классе детям предлагается текст о медведе, представленный в текстовом редакторе Microsoft Word, который изучался на уроках информатики во 2 классе . Слово «медведь» в тексте отсутствует. После прочтения текста детям предлагается определить жанр произведения, тему текста, далее дети пробуют вставить слово медведь в текст и приходят к выводу, что текст получился некрасивым, нелитературным, так как часто повторяется слово «медведь». Дети предлагают свои варианты слов, которыми можно заменить данное слово и набирают их на компьютере в документе после текста. Подобным образом дети придумывают и оформляют серию заголовков к тексту. После проведённой работы, используя составленный список и операцию «Копировать» вставляют свои варианты в текст. Выстраивая урок подобным образом, авторы решают несколько проблем:


Реализуют умение собирать материал к высказыванию и сохранять его (используя не только для данного конкретного урока, но и в последующих формах работы);

– сохраняя творческий подход к созданию текста, отрабатывают умение неоднократно совершенствовать написанное, исправляя грамматическую конструкцию предложения и стиль текста;

– обращают внимание именно на построение каждого предложения, а не на механическое переписывание его в тетрадь.

Аннотация на статью Н.В. Шмелёвой «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении школьников предмету «окружающий мир».// Начальная школа-2010. № 3.- с.11-13. Раздел: библиотечка учителя.

Актуальность темы этой статьи в том, что современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий, которые всё плотнее входят в нашу жизнь. Автору удалось довольно полно раскрыть роль ИКТ в начальном образовании, особенно на уроках окружающего мира. Применение ИКТ на этих уроках помогают раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить оригинальность, задавать вопросы и предлагать собственные решения. Дети могут увидеть тех животных или те растения, которые распространены в других природных зонах, могут услышать звуки издаваемых животными. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся начальных классов. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, активизировать познавательную деятельность учащихся, проводить уроки на высоком эстетическом уровне, индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания, что доказывается примерами автора этой статьи.

Особенно меня заинтересовал пример с моделированием при изучении темы: «Комнатные растения - наши друзья». Хочу применить на своих уроках - это для меня ново.

Применение информационных технологий помогает стимулировать творческую активность обучающихся. Результаты творческой деятельности ребят могут быть использованы учителями как иллюстративный, наглядный материал к урокам, что доказывается автором статьи некоторыми примерами В этом вопросе я полностью поддерживаю автора и мне в работе использование ИКТ тоже очень помогает, особенно на уроках окружающего мира.

Можно много приводить примеров из моей практики и моих коллег, но отмечу, что учащиеся как первого, так и четвёртого классов любят уроки с применением ИКТ, особенно работать с проектами по различным темам уроков окружающего мира. Автор довольно подробно даёт описание работы над проектами с применением ИКТ.

В последнее время современное обучение немыслимо без применения ресурсов Интернета. Данная статья автора очень актуальна и значима в современном обучении. Пожалуй, только одно могу добавить- преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся и тогда у детей изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.

Опыт организации учебного процесса по описанным моделям использования ИКТ в начальной школе на уроках, особенно окружающего мира, позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.

Реализация возможностей использования новых информационных технологий создаёт предпосылки формирования информационной культуры учебной деятельности, повышает мотивацию обучения за счёт возможности самостоятельного выбора форм и методов обучения, способствует всестороннему развитию личности ученика.

Автор статьи доказывает, что именно на уроках окружающего мира с использованием информационно-коммуникативных технологий в обучении решаются все «Требования к метапредметным результатам обучения» обозначенные в ФГОСНОО.

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе является одним из самых современных средств развития личности младшего школьника вышает уровень сформированности УУД и формирования его информационной культуры.

Представлены 2 аннотации на материалы в журналах "Начальнач школа". В первой статье представлены материлы переходу школы на электронные учебники. Автор второй статьи- учитель начальных классов обучает проектной деятельности первоклассников. На сколько это возможно?! Пытаемся разобраться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

учителя начальных классов Черноперовой Марины Геннадьевны на статью из журнала «Начальная школа, №9, 2014 г

«Внедрение интерактивных образовательных технологий и электронных учебников в школу».

В данной статье говорится, что 29 июля в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась встреча представителей Минобрнауки России, экспертов в сфере образования и руководителей ведущих книжных издательств.

Авторы статьи констатируют, что в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» с 1 января 2015 года для включения в федеральный список учебников издательства должны будут представлять на экспертизу печатную и электронную версию учебников.

В рамках встречи участники обсудили основные подходы к созданию, распространению и использованию интерактивных образовательных технологий и электронных учебно-методических материалов.

Заместителем директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации П. Сергомановым было отмечено о предпосылках, которые были созданы Министерством для внедрения в образовательный процесс электронных учебников.

На протяжении трех лет реализовывался масштабный проект «Модернизация региональных систем общего образования Российской Федерации», который позволил создать современные условия обучения для школьников. Как отметил П. Сергоманов, в рамках проекта на организацию дистанционного обучения было выделено почти 4 млрд руб., 64 млрд руб было потрачено на приобретение 4,3 млн единиц современного ИКТ оборудования, было обновлено программное обеспечение, увеличен школьный интернет-трафик.

П. Сергоманов подчёркивает, что «Важно понимать, что Министерство рассматривает электронный учебник как определенную форму печатного учебника, поэтому их структура и содержание должны соответствовать определенным требованиям».

Сейчас при Минобрнауки России создана специальная рабочая группа, которая занимается выработкой требований к электронным учебникам, их содержанию, структуре и рабочим характеристикам.

На наш взгляд, данная статья показывает перспективу перехода школы на новый современный уровень, в соответствии с общепринятыми мировыми тенденциями образования. Однако, важно отметить, что автор статьи рекомендует всесторонне подойти к данной проблеме, изучив возможные риски, предлагает разработать требования к электронным учебникам и мультимедийным пособиям, что несомненно не повредит здоровью школьников.

Аннотация

на статью О.Л. Колосковой, «Проектная деятельность первоклассников по математике»//

Начальная школа – 2014. №10, с.30-32

Основная цель данной статьи, на наш взгляд, показать читателям, как автор пытается в рамках внеурочной деятельности продолжить работу над формированием надпредметных умений. Работая по УМК «Планета знаний», учитель столкнулся с необходимостью подготовить учащихся к проектной деятельности. А именно – умению – создавать проекты. Для формирования проектных умений у первоклассников, автор использует специальные рабочие тетради для учащихся Р.И. Сизовой, Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект» и такое же методическое пособие для учителя.

О.Л. Колоскова утверждает, что за 12 занятий первоклассники способны в группах создать проект, и не только создать, но и защитить его. В ходе занятий дети учатся ставить цель, определять задачи, работать с источниками. Опираясь на материалы рабочей тетради, дети знакомятся с понятиями: проблема, гипотеза, пути решения, продукт проекта.

В статье названы темы занятий, их последовательность, кратко представлена деятельность учащихся. Однако возникает много вопросов по организации групповой работы в первом классе, по работе с источниками и даже рабочими тетрадями, где большая часть информации представлена в письменной форме. Поскольку педагог отмечает, что работа проводится, в первые месяцы обучения в школе, то можно с уверенностью сказать, что на данном этапе ученики не умеют читать. Первоклассники не владеют групповыми формами работы, у них не сформированы коммуникативные и элементарные исследовательские умения.

В конце статьи педагог озвучивает некоторые проблемы, утверждает, что их решению способствует привлечение родителей, ведущая роль учителя и тщательно разработанные методические пособия. Но, работая в первом классе и занимаясь проектной деятельностью на протяжении нескольких лет, могу высказать сомнения по поводу результативности данных занятий именно в первые дни пребывания ребёнка в школе. Возможно, автору статьи надо было на примере одного занятия показать, как учитель строит его (структуру, формы организации, методы и приёмы). Подробно описать деятельность учеников и педагога. Это было бы очень интересно и методически полезно. Поскольку, дети маленькие, основная проблема – это организация их деятельности, невозможность работать самостоятельно, отсутствие необходимых умений, как предметных, так и общеучебных.

В связи с вышеизложенным, могу отметить, что изучив, данную статью, появилось желание найти рабочую тетрадь и методическое пособие Р.И. Сизовой, Р.Ф. Селимовой.


Последнее время на страницах журнала «Начальная школа» ведется активное обсуждение важного направления в современном российском образовании – информатизации образовательного процесса в начальной школе. Суть её во внедрении новых информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательную деятельность образовательного учреждения. Вашему вниманию предлагается краткий обзор публикаций научно-методического журнала «Начальная школа», посвящённых информатизации начального образования (2011-2013 гг).

Данная проблема рассматривается в статье В.А. Захаровой, учителя начальных классов, школы № 224, г. Москва, «Интерактивные комплексы в учебно-воспитательном процессе». Автор знакомит нас с возможностями интерактивных комплексов: компьютера, мультимедийного проектора и Smart доски. Обращает внимание на то, что очень важно при работе использовать «такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о её безопасности для здоровья детей», и при работе с ней строго соблюдать все требования СанПиНов. Отмечает, что работа с интерактивной доской позволяет экономить время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, повышает качество обучения, учебный материал усваивается качественнее и прочнее. При этом эффективность работы зависит от степени подготовленности учителя и умения грамотно использовать в своей работе данный комплекс.

Далее автор предлагает нам виды работ, проводимых на уроках русского языка и математики, где отмечает особую эффективность использования средств ИКТ при решении уравнений, проведению математических диктантов, работе с интерактивным словарём, упоминает о такой форме заданий, которая позволяет готовить учащихся к сдаче экзаменов в формате ЕГЭ.

В статье А.В. Игнатенко, учителя начальных классов, школы № 29, г. Смоленска, «Информационная среда и развитие коммуникативных навыков младшего школьника» освещается необходимость использования ИКТ в развитии коммуникативных навыков школьников начальных классов.

Несмотря на то, что растет информационная активность младших школьников, а почти все школы благодаря комплексной информатизации имеют материально-техническую базу, в России, считает автор, информатизация начального образования всё еще не получила системного решения. При этом, отмечает автор, существует ряд противоречий между требованиями ФГОС НОО и недостаточным уровнем использования ИКТ в начальном звене. И предлагает кратко ознакомиться с положительным опытом работы по развитию коммуникативных навыков с использованием средств ИКТ в своем образовательном учреждении.

Автор рекомендует всесторонне подойти к данной проблеме, изучив возможные риски, а педагогу, руководствуясь гигиеническими нормами, тщательно продумывать насыщенность учебных занятий с использованием компьютерных технологий.

Особый интерес, на наш взгляд, представляет статья Н.С. Кудаковой, кандидата педагогических наук, доцента Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал) и Д.И. Загородней, учителя начальных классов, Красносельской школы, Арзамасского района, «Дистанционное обучение младших школьников».

В этой статье авторы говорят о том, что в современных условиях меняется роль ученика как потребителя учебной информации, появляется большая возможность для самостоятельного поиска, анализа, обработки, продуцирования и её передачи. Именно поэтому следует обратить внимание на дистанционную форму обучения и в младших классах. При этом, по словам авторов, необходимо учитывать тот факт, что дистанционное обучение не предназначено для полного отстранения учителя от ученика, а применимо только в отдельных случаях, когда школьник по каким-либо причинам не может посещать учебное заведение.

Во-первых, важно помнить о санитарных нормах. Во-вторых, необходимо показать ученику, что компьютер - это средство получения и обмена информацией. Благодаря использованию компьютерной графики, наглядный материал стимулирует интеллектуально-активную преобразующую деятельность учащегося, образы становятся эмоционально окрашенными, а значит, прочными и сохранятся в памяти более длительное время. А такую информацию лучше понять и запомнить. В-третьих, страницы сайта не должны являться полным аналогом или альтернативой школьному учебнику. Материал постепенно должен дополнять книгу. Дифференцированная работа с использованием интернет-сайтов позволяет увлечь школьника предметом, предлагая задания повышенной трудности, различные викторины и вопросы для олимпиад. Мониторинг их выполнения позволяет выявить мыслящих учеников, способных предложить свой путь и отойти от традиционного способа решения проблемы. В-четвертых, учитывая возраст ученика, необходимо минимизировать использование им клавиатуры.

Кроме того, авторы предлагают ознакомиться с реализацией данных правил на их сайте, который постоянно обновляется и доступен для просмотра. Знакомят с устройством меню сайта и приводят пример фрагмента одной из его страниц.

И ещё одна статья, которую рассмотрим в рамках данной публикации, «Информационные технологии как ядро программы развития класса », автор А.А. Мусина, учитель начальных классов, гимназия № 33, г.Пермь . Основная цель статьи, на наш взгляд, показать, что в основе образовательной практики в ближайшем будущем будут лежать более сложные формы социальных отношений. При этом качественно и содержательно должен меняться набор информационно-компьютерных компетенций учителя.

Для детей, родившихся в окружении компьютеров, игровых приставок, видеокамер, сотовых телефонов и Интернета, цифровой мир стал неотъемлемой частью окружающей действительности. И от учителя зависит, станет ли эта среда ресурсом развития. Несмотря на то, что в педагогике уже накоплен опыт осмысления учителем проблем воспитательной работы в школе в условиях современной информационной среды, автор подчеркивает, что «в настоящее время не созданы ни концепция обучения информатике и информационным технологиям в контексте формирования метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования как ключевого требования Федерального государственного образовательного стандарта, ни соответствующие ей методики». Автор предполагает, что программа развития класса может стать моделью управления ИКТ-насыщенной средой, основной характеристикой которой сегодня является не только включение компьютерных технологий в различные учебные предметы начальной школы, но и расширение круга доступных источников информации.

Далее в статье идет знакомство с программой формирования и развития класса, которая объединяет в себе несколько блоков: образовательный, развивающий и блок индивидуализации. Нам разъясняют задачи каждого блока, поясняя при этом роль учителя и обучающихся. Автор считает, что представленная им модель развития класса органично вписывается в образовательную среду образовательного учреждения, максимально использует имеющиеся условия и обогащает ее новыми возможностями.

Подводя итоги всему выше сказанному, хочется надеяться, что в ближайшие годы информационно-коммуникационные технологии прочно войдут в жизнь педагогов и помогут сделать обучение более интересным и увлекательным.

Список литературы

1. Захарова В.А. Интерактивные комплексы в учебно-воспитательном процессе//Начальная школа. – 2011. №1. – С.64-65.

2. Игнатенко А.В. Информационная среда и развитие коммуникативных навыков младшего школьника// Начальная школа. – 2013. №5. – С.58-60.

3. Кудакова Н.С., Загородняя Д.И. Дистанционное обучение младших школьников// Начальная школа. – 2013. №5. – С.15-18.

4. Мусина А.А. Информационные технологии как ядро развития класса//Начальная школа. – 2012. №4. – С.87-90.