Бродский так долго вместе прожили читать. Они никогда не ложатся спать, затаив обиду друг на друга

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

"Тунеядец", эмигрант, лауреат Нобелевской премии, гений, поэт с нелегкой судьбой, «Пушкин ХХ века». Это все он - Иосиф Бродский. Просто, звонко и с невероятной силой его рифма и сейчас задевает тончайшие струны человеческой души. Его поэзия - это возможность по-другому, чуть честнее взглянуть на многие вещи, отказаться от лишнего, оставив суть.

Шесть лет спустя
Так долго вместе прожили, что вновь
второе января пришлось на вторник,
что удивленно поднятая бровь,
как со стекла автомобиля - дворник,
с лица сгоняла смутную печаль,
незамутненной оставляя даль.

Так долго вместе прожили, что снег
коль выпадал, то думалось - навеки,
что, дабы не зажмуривать ей век,
я прикрывал ладонью их, и веки,
не веря, что их пробуют спасти,
метались там, как бабочки в горсти.

Так чужды были всякой новизне,
что тесные объятия во сне
бесчестили любой психоанализ;
что губы, припадавшие к плечу,
с моими, задувавшими свечу,
не видя дел иных, соединялись.

Так долго вместе прожили, что роз
семейство на обшарпанных обоях
сменилось целой рощею берез,
и деньги появились у обоих,
и тридцать дней над морем, языкат,
грозил пожаром Турции закат.

Так долго вместе прожили без книг,
без мебели, без утвари на старом
диванчике, что - прежде, чем возник, -
был треугольник перпендикуляром,
восставленным знакомыми стоймя
над слившимися точками двумя.
1968 г.

М. Б.
Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером
подышать свежим воздухом, веющим с океана.
Закат догорал в партере китайским веером,
и туча клубилась, как крышка концертного фортепьяно.
Четверть века назад ты питала пристрастье к люля и к финикам,
рисовала тушью в блокноте, немножко пела,
развлекалась со мной; но потом сошлась с инженером-химиком
и, судя по письмам, чудовищно поглупела.
Теперь тебя видят в церквях в провинции и в метрополии
на панихидах по общим друзьям, идущих теперь сплошною
чередой; и я рад, что на свете есть расстоянья более
немыслимые, чем между тобой и мною.
Не пойми меня дурно. С твоим голосом, телом, именем
ничего уже больше не связано; никто их не уничтожил,
но забыть одну жизнь - человеку нужна, как минимум,
еще одна жизнь. И я эту долю прожил.
Повезло и тебе: где еще, кроме разве что фотографии,
ты пребудешь всегда без морщин, молода, весела, глумлива?
Ибо время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии.
Я курю в темноте и вдыхаю гнилье отлива.
1989 г.

* * *
В деревне Бог живет не по углам,
как думают насмешники, а всюду.
Он освящает кровлю и посуду
и честно двери делит пополам.
В деревне Он - в избытке. В чугуне
Он варит по субботам чечевицу,
приплясывает сонно на огне,
подмигивает мне, как очевидцу.
Он изгороди ставит. Выдает
девицу за лесничего. И в шутку
устраивает вечный недолет
объездчику, стреляющему в утку.
Возможность же все это наблюдать,
к осеннему прислушиваясь свисту,
единственная, в общем, благодать,
доступная в деревне атеисту.
1965 г.

* * *
Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе солнце, если ты куришь "Шипку"?
За дверью бессмысленно все, особенно - возглас счастья.
Только в уборную - и сразу же возвращайся.
О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счетчиком. А если войдет живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.
Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
таким же, каким ты был, тем более - изувеченным?
О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; еще одна будет лишней.
Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.
Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.
1970 г.

* * *
Коньяк в графине - цвета янтаря,
что, в общем, для Литвы симптоматично.
Коньяк вас превращает в бунтаря.
Что не практично. Да, но романтично.
Он сильно обрубает якоря
всему, что неподвижно и статично.
Конец сезона. Столики вверх дном.
Ликуют белки, шишками насытясь.
Храпит в буфете русский агроном,
как свыкшийся с распутицею витязь.
Фонтан журчит, и где-то за окном
милуются Юрате и Каститис.
Пустые пляжи чайками живут.
На солнце сохнут пестрые кабины.
За дюнами транзисторы ревут,
и кашляют курляндские камины.
Каштаны в лужах сморщенных плывут,
почти как гальванические мины.
К чему вся метрополия глуха,
то в дюжине провинций переняли.
Поет апостол рачьего стиха
в своем невразумительном журнале.
И слепок первородного греха
свой образ тиражирует в канале.
Страна, эпоха - плюнь и разотри!
На волнах пляшет пограничный катер.
Когда часы показывают "три",
слышны, хоть заплыви за дебаркадер,
колокола костела. А внутри
на муки Сына смотрит Богоматерь.
И если жить той жизнью, где пути
действительно расходятся, где фланги,
бесстыдно обнажаясь до кости,
заводят разговор о бумеранге,
то в мире места лучше не найти
осенней, всеми брошенной Паланги.
Ни русских, ни евреев. Через весь
огромный пляж двухлетний археолог,
ушедший в свою собственную спесь,
бредет, зажав фаянсовый осколок.
И если сердце разорвется здесь,
то по-литовски писанный некролог
не превзойдет наклейки с коробка,
где брякают оставшиеся спички.
И солнце, наподобье колобка,
зайдет, на удивление синичке
на миг за кучевые облака
для траура, а может, по привычке.
Лишь море будет рокотать, скорбя
безлично - как бывает у артистов.
Паланга будет, кашляя, сопя,
прислушиваться к ветру, что неистов,
и молча пропускать через себя
республиканских велосипедистов.
1966 г.

Так долго вместе прожили, что вновь
второе января пришлось на вторник,
что удивленно поднятая бровь,
как со стекла автомобиля – дворник,
с лица сгоняла смутную печаль,
незамутненной оставляя даль.

Так долго вместе прожили, что снег
коль выпадет, то думалось – навеки,
что, дабы не зажмуривать ей век,
я прикрывал ладонью их, и веки,
не веря, что их пробуют спасти,
метались там, как бабочки в горсти.

Так чужды были всякой новизне,
что тесные объятия во сне
бесчестили любой психоанализ
что губы, припадавшие к плечу,
с моими, задувавшими свечу,
не видя дел иных, соединялись.

Так долго вместе прожили, что роз
семейство на обшарпанных обоях
сменилось целой рощею берез,
и деньги появились у обоих,
и тридцать дней над морем, языкат,
грозил пожаром Турции закат.

Так долго вместе прожили без книг,
без мебели, без утвари на старом
диванчике, что – прежде чем возник –
был треугольник перпендикуляром,
восставленным знакомыми стоймя
над слившимися точками двумя.

Так долго вместе прожили мы с ней,
что сделали из собственных теней
мы дверь себе – работаешь ли, спишь ли,
но створки не распахивались врозь,
и мы прошли их, видимо, насквозь
и черным ходом в будущее вышли.

Анализ стихотворения «Шесть лет спустя» Бродского

Произведение «Шесть лет спустя» Иосифа Бродского посвящено его любимой Марианне Басмановой.

Стихотворение датируется 1968 годом. Поэту исполнилось 28 лет, он уже был судим за тунеядство, отбыл ссылку, стал отцом. Собственно, отношениям с матерью сына и посвящено данное стихотворение. В жанровом отношении – любовная лирика, рифмовка сложная, смежная, перекрестная и охватная, 6 строф. «Долго вместе прожили» — магический рефрен, вокруг которого разворачивается история. Интонация нежная, затем она сменяется чуть горьковатой, терпкой. В первом шестистишии герой вспоминает их встречу все еще как чудо, но «смутная печаль» усталой тенью уже лежит на этих отношениях. Действительно, в реальности уже произошла попытка М. Басмановой вычеркнуть поэта из своей жизни, возник мучительный любовный треугольник. Опять «второе января пришлось на вторник»: как робкая попытка времени отыграть все назад, предложить начать с чистого листа. Во второй строфе – хрупкая сказка для двоих, его осторожные руки на трепещущих веках, оберегающие лицо любимой от колючих снежинок. Он также вспоминает ночи, когда как будто испарялись все беды и изломы их дневной личной истории. «Бесчестили психоанализ»: который пророчил крах этим отношениям.

Красивый образ губ, задувающих свечу и тихих доверчивых поцелуев. В следующей строфе он обозревает их безбытный мир, комнатку с «обшарпанными обоями». Когда-то на них распускались розы, теперь зеленеют деревья. «Деньги появились у обоих»: а это значит, что и отдельная жизнь, уже не все «вместе». Впрочем, кажется, был большой веселый отпуск на море, может быть, в Крыму. Оттуда «закат» и мог грозить «пожаром Турции». Затем мысль автора возвращается в их маленькую комнату «без мебели», более того – еще и «без книг» (а ведь для поэта и художницы они были важны). Но герои читали друг друга, как книгу. Затем неожиданный геометрический образ, который трактовать можно по-разному. И как все тот же любовный треугольник, и как обрастание бытом, грузом непонимания, обид, когда «старый диванчик» больше почему-то не устраивает. Присутствуя дома вместе, мыслями они могли быть далеко. И вот однажды они «черным ходом в будущее вышли», но в одиночку, каждый сам по себе. С каждой строфой печаль нарастает, а к финалу идиллия окончательно распадается. Стихи на очередную годовщину пронизаны прощанием. Впрочем, тот год еще не был переломным. А несколько лет спустя поэт был вынужден навсегда покинуть страну. М. Басманова осталась с сыном в СССР. Строй стиха гипнотизирует своей монотонностью, потоком сознания, ассоциаций, его атмосфера – с привкусом некоторых стихов А. Тарковского. Сравнение: как бабочки в горсти. Прозаизмы, метафоричность, вереницы перечислений, анафора. Местоимение «мы» не исчезает, но единства в нем больше нет.

В «Шесть лет спустя» И. Бродский исследует глубины памяти и бездны отчуждения.

Вы когда-нибудь встречали пожилую пару, которая выглядит так, словно пара молодых влюблённых? В этой статье мы расскажем вам о секретах, которые помогают им сохранить отношения на многие годы.

Когда я вижу двух 70-летних людей, которые идут, держась за руки, моё сердце наполняется теплом.

Есть ли у них какая-то секретная формула, благодаря которой их любовь смогла выдержать столь многое?

У большинства счастливых пар есть причины, благодаря которым они вместе все эти годы. Сегодня об этих причинах слишком многие из нас забыли.

Что ж, давайте вспомним.

1. У них есть общие интересы, и они находятся в постоянном поиске вещей, которые смогут заинтересовать их обоих

Общие интересы - это то, что сближает людей. А счастливые пары нацелены на то, чтобы найти ещё больше занятий и тем для разговоров, которые будут интересны обоим.

Общие интересы и занятия не должны быть чем-то из области фантастики. Иногда достаточно того, что вы оба любите посмотреть вечером фильм в обнимку.

Вспомните, ведь общие интересы, чувство, что с вами человек, который вас понимает, - именно это когда-то привлекло вас в вашем партнёре. А что теперь? А теперь вы слишком заняты, чтобы искать что-то, что может понравиться вам двоим.

Если вы будете продолжать отношения не как пара единомышленников, которая постоянно хочет учиться вдвоём и друг у друга, делиться своими интересами и искать что-то общее, а как два разных человека, которые непонятно почему и зачем оказались рядом, то вряд ли через энное количество лет кто-то увидит вашу пару и подумает о том, что у вас есть формула счастливых отношений.

2. Они ложатся спать вместе каждую ночь


Многие пары сегодня живут по какому-то своему расписанию и забывают о том, как важно проводить время друг с другом. Даже вечером вместо того, чтобы быть рядом со своим любимым человеком, вы сидите, уткнувшись носом в телевизор, и смотрите очередную несмешную комедию. Лучше посмотрите этот вместе с женой/мужем, обнявшись под одеялом, конечно же. Не забывайте, как все мы нуждаемся в человеческой теплоте и ласке.

3. Они никогда не ложатся спать, затаив обиду друг на друга


Счастливые пары отмечают, что это одно из главных правил.

Интервью с людьми, которые состоят в браке уже 50–60 лет, доказывают, что это не просто приевшееся клише - мораль намного глубже.

Если вы поссорились, поспорили, разозлили друг друга и при этом идёте спать, не выяснив отношения и не разобравшись в причинах и последствиях, то за один вечер вы можете разрушить то, что строили годами.

Поговорите друг с другом откровенно, выскажитесь сами и прислушайтесь к партнёру. Найдите компромисс и не забудьте сказать своей второй половинке, что любите и уважаете её, несмотря на все разногласия, ссоры, обиды и недомолвки, через которые вам придётся пройти.

Сегодня многие пары игнорируют это простое правило и отправляются спать, не выяснив отношения и затаив в сердце обиду. Если это происходит постоянно, то это первый сигнал к тому, что вы собственными руками рушите своё счастье.

4. Они обнимают и целуют друг друга в начале и в конце дня


Счастливые пары отмечают, что свой день они начинают с объятий и поцелуев и заканчивают так же. Психологи предполагают, что благодаря этому у обоих партнёров развивается чувство привязанности друг к другу, у них улучшается настроение, они начинают доверять друг другу и чувствовать себя в безопасности.

Очень часто современные пары забывают о важности объятий. Все настолько заняты своими делами-проблемами-заботами, что даже не вспомнят о том, что сегодня ни разу не поцеловали своего любимого человека. Отсутствие близости в конечном итоге приведёт отношения к краху.

5. Они доверяют друг другу

Доверие - это фундамент любых прочных отношений. Когда вы уверены в своём партнёре, вы можете положиться на него, знаете, что он всегда придёт вам на помощь, когда вы будете в этом больше всего нуждаться.

Сегодня, судя по всему, недоверие и постоянные - это неизменная часть любых современных отношений. Если так будет продолжаться и дальше, то такие отношения не только не принесут вам счастья, но и сделают из вас беспокойного параноика.

6. Они говорят «спасибо» вместо «мне жаль»

Счастливые пары всегда фокусируются на положительных, а не на отрицательных моментах.

Они не сожалеют. Они благодарят.

Сегодня очень многие любят указывать другому на его недостатки, при этом забывая, что сами они тоже далеко не идеальны. А люди, которые на самом деле любят друг друга, готовы мириться с недостатками. Вместо того, чтобы думать о минусах, сосредоточьтесь на плюсах вашего партнёра, ведь они у него, безусловно, есть.

7. Они радуются успехам друг друга

В счастливых парах нет понятия «твоё - моё», у них всё общее - как радости, так и горести. Они помогают друг другу постоянно двигаться вперёд, вдохновляют один другого на новые свершения.

Отношения - это не игра в одни ворота, а процесс, в котором необходимо постоянно поддерживать своего партнёра.

8. Они продолжают делать друг для друга приятные мелочи

Иногда в отношениях даже мелочи значат очень многое. Счастливые пары даже спустя много лет продолжают делать эти мелочи друг для друга: оставляют записки с самой простой и приятной фразой « » или могут выгулять собаку, если видят, что их любимый человек слишком устал для этого.

Сегодня мы забыли о том, насколько важны мелочи в отношениях. А ведь именно эти мелочи очень часто помогают нам почувствовать, что нас любят и заботятся о нас.

9. Они уважают чувства друг друга

Это не означает, что они всегда и во всём соглашаются друг с другом, но в любой ситуации они с уважением относятся к чувствам другого.

Обычная, казалось бы, фраза «Я понимаю, что ты чувствуешь» может стать волшебной и пресечь на корню многие недопонимания и разногласия.

У многих пар отношения напоминают перетягивание каната: каждый любой ценой хочет отстоять своё мнение и совершенно не хочет прислушиваться к другому. Как думаете, что выйдет из такого союза? Правильно, ничего.

10. Они не забывают о важности чувства юмора


Чувство юмора помогает счастливым парам выходить из неловких ситуаций и проще смотреть на мир.

О том, насколько важен юмор в отношениях, задумались уже очень многие, по этой теме даже проводятся ежегодные конференции.

Но сегодня многие современные пары путают юмор с сарказмом. Впадая в крайности, вы можете обидеть своего партнёра, даже сами того не желая.