Что читать новоначальным. Основные разделы православной литературы


Дорогой читатель! Перед тобой – не статья, а маленькое пособие, которое я составил по просьбе одного прихожанина. Он спрашивал: «Вот, я только начинаю свой путь в православной вере. Я не знаю, что читать? Каким авторам можно доверять, а каких – остерегаться. Не могли бы вы, батюшка, составить список авторов, которых вы рекомендуете для чтения?».

Я исполнил просьбу юноши. А потом давал эту памятку другим людям. И кому-то она очень помогла.

Сразу предупреждаю: это субъективное пособие. Не нужно придираться, если кого-то из достойнейших авторов я упустил из виду. Но все же, по-моему, эта памятка дает представление, что читать человеку, желающему познакомиться с Православием.

Самой главной книгой для христианина должно быть, несомненно, . Начинать читать Библию нужно с Нового Завета. Затем можно знакомиться с Ветхим Заветом. В отношении Нового Завета есть масса замечательных , да и сам он не труден для понимания. А вот Ветхий Завет без пояснений читать сложно. Самым лучшим пособием в этом вопросе будет прекрасный трехтомник протоиерея Александра Меня «Как читать Библию». Отец Александр сделал подборку самых важных ветхозаветных текстов (своего рода антология) и прокомментировал их. Эта работа доступна и в Интернет варианте.

В последнее время на книжном рынке появилось очень много различных книг православных авторов. И, конечно, нужно помнить, что не все они одинаково ценны. Среди этих книг есть совершенно неправославные по сути, есть те, в которых подлинное православное учение перемешано с оккультными или псевдонаучными представлениями. Об этом советую почитать прекрасную работу диакона Андрея Кураева: .

Некоторые верующие люди руководствуются таким принципом: они смотрят, есть ли на книжке надпись: Издано по благословению

Но этот гриф – Издано по благословению — не защищает от подделки. Я лично знаю издателей, которые цинично ставят этот гриф на всех своих изданиях, мол, все равно никто проверять не будет. Но должен сказать: есть гриф, который ставится на книгах, прошедших настоящую церковную цензуру на самом высоком уровне. Это надпись на титульном листе: Издательский Совет Русской Православной Церкви . Вот таких книг можно не бояться.

Я предлагаю вам список лучших православных авторов.

Для удобства я оцениваю по пятибалльной системе произведения авторов на предмет богословской сложности:

  • 1-2 – очень простые, доступные сочинения;
  • 3 – работы, написанные для массового читателя;
  • 4 – нужно читать внимательно, сосредоточенно, что-то может показаться непонятным;
  • 5 – сложные богословские работы, без некоторой подготовки читать тяжело.

Из русских подвижников веры и благочестия рекомендую святителя Феофана Затворника ( , ), святителя Тихона Задонского, св. прав. Иоанна Кронштадтского ( , ), преподобного Серафима Саровского (), святителя. Игнатия Брянчанинова ( , ).

Арсеньев Владимир. Богослов. 2,3,4.

Афанасьев Николай, протопресвитер ( , ). Литургист, богослов, историк. 3-4.

Булгаков Сергий, протоиерей. Богослов. Из его работ я рекомендую прежде всего книгу -3-4. В других его работах есть неправославные мысли.

Василий (Кривошеин), архиепископ (). Богослов. 3-4.

Вознесенская Юлия. Современный писатель, автор замечательных популярных художественных романов. 2,3.

Глубоковский Николай. Библеист. 4, 5.

Дворкин А. Специалист по сектам ( , ). 2,3,4.

Ельчанинов Александр, священник. Особенно рекомендую его книгу 3.

Иоанн (Шаховской), архиепископ ( , ). Богослов. 3.

Иустин Попович, архимандрит ( , ). Прекрасный сербский богослов и писатель. 3,4.

Каллист (Уэр), епископ. ( , ). Богослов. 3-4.

Карташев Антон. Церковный историк. 3-4.

Кассиан (Безобразов), епископ (). Библеист. 4, 5.

Киприан (Керн), архимандрит (). Богослов, патролог. 3-4.

Читать или не читать христианскую художественную литературу? Что делает книгу христианской? Кто-то считает художественные книги выдумкой, а потому и ложью, что никак нельзя соотносить с христианством. Другие же наоборот, не представляют свою жизнь без таких книг. Чтобы разобраться, мы задали несколько вопросов христианским издательствам и авторам. Вот их ответы.

Нужна ли христианская художественная литература (ХХЛ)?

Александр Шапошников, директор издательства Библейский взгляд – Христофор, (Санкт-Петербург, Россия)

Думаю, что, несомненно, нужна. Художественная литература, это разновидность притчи . Часто повествование иллюстрирует какую-то глубокую мысль, какие-то духовные принципы, например романы Фрэнка Перетти «Тьма века сего», «Пронзая тьму», «Пророк». Перетти раскрывает библейские принципы духовного противостояния сил тьмы и света, о ценности человеческой жизни, даже еще не рожденных детей, о том, что если есть Бог, то есть и абсолютная истина, о манипулятивном характере СМИ, и так далее. Если книга написана талантливо, то эти иллюстрации, картины, очень яркие и легко понятные. Они побуждают к действию. Есть художественные книги, написанные христианами, например, довольно популярные сейчас женские романы, в которых иллюстрация духовных принципов не так сильна, но они увлекательны для определенной аудитории, хорошее чтиво для отдыха, основанное на христианской морали.

* * *

Дмитрий Фимушкин, директор издательства «Христианское просвещение», (Одесса, Украина):

Да, конечно. ХХЛ выполняет в христианской общине те же функции, что художественная литература в обществе.

* * *

Павел Дамьян, издательство «Библия для всех», (Санкт - Петербург, Россия):

Нужна для тех, кто хочет научиться видеть Бога в своей повседневной жизни и научиться доверять ему. По сути, об этом пишут большинство христианских романов. Хотя не все они «попадают в точку».

* * *

Ирина Воробьева, издательский дом «Виссон», (Санкт-Петербург, Россия):

Как сотрудник издательства я знаю, что на ХХЛ есть спрос, следовательно, она нужна.

Что такое ХХЛ: то, что написал христианин или о духовном?

Александр Шапошников:

Наверное, и то, и другое. Хорошо, когда книга о духовном, но тут возможны разные степени, что ли, духовности… Книга может быть сильно о духовном, а может быть и не очень, просто интересная трогательная история, основанная на христианской морали… Думаю, что неверующему человеку будет сложно написать правильную книгу о духовном, и тем более имеющую хорошую мораль. Я читаю довольно много не христианской художественной литературы, и даже если в ней есть зерно истины, что встречается довольно часто, ибо истина есть истина вне зависимости от того, кто ее разглядел, верующий или не верующий, то с моралью, как правило, тяжело…

* * *

Владимир Имакаев, христианский писатель, автор трилогии «Парадиз», «Чудотворец» и других христиански бестселлеров, (Меридиан, США):

На этот вопрос я отвечаю уже множество лет, и почти каждый раз, когда речь заходит о том, можно ли смотреть этот фильм? можно ли читать эту книгу, можно ли пойти на этот спектакль там ведь работает христианин? Или наоборот, этот писатель еще и песни пишет для мирских музыкантов, или он не в ту деноминацию ходит. Часто приводят следующий аргумент что: «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые » (Матф.7:17).

Следовательно, если книгу написал христианин, она обязана быть доброй? К сожалению, из своего опыта работы с начинающими писателями знаю, что это не так. Такой вот пример, вам в церковь нужно закупить хлеб для хлебопреломления, вы идете в магазин покупаете и не знаете через чьи руки он проходил, как и не говорится в Библии, кто делал вино для Тайной вечери. Но после того, как вы взяли хлеб и вино в свои руки, помолились, посвятили их Богу они стали символами Завета. Когда вы покупаете и начинаете читать книгу, помолитесь о том, чтобы Господь помог вам увидеть в этом произведении нечто большее, глубокое, назидательное! Любая книга может стать христианской, если читает ее христианин, и пытается осмыслить ее. Тут уже выбор за вами и вашей духовной зрелости, я, например, вряд ли бы стал искать что-то назидательное в разделе книг с интимными обложками или кричащими заголовками о темной магии. Но ведь и «Властелин Колец», и «Хроники Нарнии» и (пусть побьют меня радикальные христиане) в «Гарри Поттере» и Диснеевских сказках можно найти много отличной христианской морали. Еще пример, пекарня, в которой работают христиане, пекут не только мацу, но и торты и пирожное. Станут ли их торты святыми? Нет! До тех пор пока вы сами не благословите пищу. Но станет менее благословенен торт, за который вы помолились, если купили его в простом магазине, где пекли его не знакомые вам люди. Конечно же, нет. Чтобы стать Христианской Художественной Литературой это не должна быть только духовная книга или книга написанная пастором. Это притча, которая на примере выдуманной истории, помогает задуматься, а о чем задумаетесь вы, это уже другой вопрос, который берет корни в вашем сердце и мыслях.

* * *

Павел Дамьян:

По сути, мне помог замечать участие Бога в моей жизни один светский житейский роман, где наглядно и ясно показано, как Бог отвечает на наши искренние молитвы. Считаю, что не вся художка, написанная христианином является духовной по сути. Равно как и среди светских писателей проскальзывают духовные вещи.

* * *

Дмитрий Фимушкин:

Это похоже на то, как мы считаем Библию Словом Божьим, она вдохновлена Богом и это объявлено верующими людьми. Так и ХХЛ. Традиционно, в нашей среде, христианскими считаются произведения авторов с евангельскими взглядами, которые заметны в произведении. Обязательными атрибутами ХХЛ являются: пропаганда христианских ценностей, веры, деяний Бога в жизни человека. Когда эти атрибуты не столь очевидны, а речь идет только о «земном», книга может не восприниматься как христианская. Наверно, самое важное, чтобы «христианином» был (или стал им по сюжету) главный герой. Например, роман «Пересекая океан», где главная героиня прожила очень сложную жизнь, из-за того, что она не всегда была «хорошая христианка», фокус-группа читателей засомневалась, что роман христианский, хоть и автор христианин и действия сопровождаются молитвами и т.п. Такая же участь постигла и книгу «Дерзкий побег», имеющую автора-христианина и покаявшегося героя, но сюжет слишком уж «не церковный».

* * *

Ирина Воробьева:

ХХЛ - это литература, в теме и проблематике которой отображено так или иначе христианское мировоззрение. Обычно такую литературу создают христиане.

* * *

Вернемся к «христианской» художественной литературе. Если хорошая художественная литература рассказывает истории, правдивые по отношению к человеческому опыту (подумайте о наивном идеализме «Рассвет мисс Джин Броди» или о безжалостной жажде мести в «Моби Дике»), то что отличает ее от христианской художественной литературы? Должны ли там быть христианские персонажи, пропаганда Евангелия, рассказы только положительных историй, рекомендации по жизни веры или содержать чудеса и ответы на молитву?

Бог креативен . Если сама Вселенная не служит достаточным доказательством этого, то у нас есть бесконечное разнообразие человеческой природы и человеческого творчества. Многие творческие люди говорят, что они рисуют, пишут или сочиняют просто потому, что они не могут этого не делать.

Библия полна поэзии, символизма, пророческих образов, сравнений и историй. Хотя это явно не «художественная литература», но они, безусловно, являются творческим использованием языка.

Бог творческий, и мы тоже. Христианство имеет дело с истиной, не только с фактами, которые являются истинными, но более глубокими истинами о человеческой природе и наших отношениях с творческим Богом. Художественная литература, хотя и не является фактической истиной, описывает то, каково это - быть человеком.

Возможно, в свете всего вышеизложенного, христианский роман не обязательно должен прозелитизировать, убеждать или быть полным ссылок на Библию, но должен стремиться правдиво показывать, как хороший, так и плохой человеческий опыт и поведение, и изображать то, какой Вселенную создал Бог, и одновременно то, какой она стала впоследствии. Как и сама Библия, он должен быть серьезным в отношении добра и зла, любви, ненависти и вины, прощения и искупления, потому что это то, о чем говорится в Евангелии.

«Великий Гэтсби» повествует о высокомерии, избытке и гордости. «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» - о неудобном совместном сосуществовании добра и зла в каждом из нас. «Отверженные» - о силе искушения и прощения.

Нужно ли христианам читать художественную литературу и почему? Это же выдумки.

Христианин должен читать художественную литературу точно так же, как должен есть, пить, заниматься спортом, получать образование и общаться с окружающими людьми. К сожалению, существует некий стереотип, что христиане должны отвергнуть все, кроме Библии . Такие люди часто на самом деле не очень-то и в Библии разбираются, но зато считают нужным каждый раз высказываться критически относительно книг, которых никогда не читали. Действительно часто звучит аргумент, что это все выдумка, соответственно бесполезно. Но простите, Иисус Сам выдумывал истории с вымышленными сюжетами и героями . Люди тысячами собирались послушать его. Он был и остается самым лучшим в мире выдумщиком, и хороший христианский автор просто берет пример с Иисуса. Скажу больше, христианин должен читать не только назидательную литературу.

Книга - это вид искусства. Бог создал множество видов искусства для того, чтобы человек имел в первую очередь наслаждение. Мы ходим в ресторан, чтобы попробовать что-то новое, вкусное и эстетически оформленное. Мы не идем в ресторан с мыслью: я здесь только чтобы утолить голод, не больше, не меньше. Нет, любой нормальный человек умеет наслаждаться пищей, ведь Бог специально создал в нас столько вкусовых рецепторов. Читающий человек также задействует некие рецепторы: моральные, эмоциональные, интеллектуальные. Ученые уже давно доказали: если человек с детства много читает художественных книг – его мозг непрестанно развивается.

* * *

Павел Дамьян:

Однозначного рецепта не существует. Одни наслаждаются чтением одной Библии. Другие же учатся правде жизни на обобщенном опыте разных людей, который складно соединил в одно повествование писатель

* * *

Александр Шапошников:

Не думаю, что следует говорить в категориях «нужно - не нужно». Если тебе интересно читать художественную литературу, читай, если не интересно, не читай, зачем себя мучить… Как я уже говорил, я читаю довольно много художественной литературы, мне это интересно, мне интересен результат креативности, фантазии. Это, во-первых, интерес с детства, я много читал в детстве и подростковом возрасте, в основном художественную литературу, научную фантастику, а во вторых, будучи издателем, мне интересно, что сейчас популярно, какие новые жанры придумываются, куда идет писательская мысль, своего рода социологическое исследование светского общества. Читая классиков, мы также настраиваем свое литературное чутье, ведь классики хорошие не потому что они классики, а они классики, потому что они хорошие. Но это все не обязательно, можно прекрасно жить и служить Богу совсем не читая художественную литературу.

* * *

Дмитрий Фимушкин:

Художественная литература - это не только выдуманные или правдоподобные обстоятельства сюжета. Она моделирует различные качества личности, взаимоотношения, которые суть человеческие, т.е. реальные для читателя. Чтение ХХЛ производит важный воспитательный и развивающий эффект. Поскольку, чтение книг индуцирует личное воображение, т.е. вовлекает читателя в создание образа, оно оказывает мощное действие на внутренний мир читателя. Например, книги моделируют добрачные взаимоотношения, дают «оценку» поступкам. Это как «иллюстрации к проповеди», хоть и произнесенные не с кафедры. И мы имеем евангельское предписание смотреть на тех, которые поступают по образу, продемонстрированному жизнью апостолов (Флп 3:17). А о «необходимости» чтения, мы имеем повеление Павла Тимофею «занимайся чтением» (1Тим 4:13), но вопрос, какие именно книги читать, он оставил Тимофею решать самому.

* * *

Ирина Воробьева:

Если христианам художественную литературу читать нравится, значит, у них есть такая потребность. Честно говоря, не очень понимаю, в чем смысл этого вопроса. Богословская литература является плодом размышлений, художественная - плодом размышления и художественного творчества, создания художественных образов. В любом случае человек пропускает некие истины через фильтр своего сознания, всегда субъективного.

* * *

Лес Кавен :

Никто не утверждает, что персонажи в каком-либо из романов, христианском или нет, действительно говорили и делали то, что автор описывает как их слова и действия. Маловероятно, что события в романе происходили с кем-то, хотя ради истории, откладываем свое неверие, принимаем то, что автор нам рассказывает и читаем, что же случилось дальше. Это вымысел. Это неправда, и никто и не пытается сказать что-то другое.

С другой стороны, если выдуманный персонаж или событие слишком не похожи на правду, нелепы или противоречивы, тогда автор теряет внимание, поскольку мы инстинктивно думаем: «Она никогда такого не сказала бы» или «Как-то уж слишком как для совпадения». Поэтому вымышленная история, должна быть близкой к жизни.

Мы находимся на стороне Бильбо и Фродо, потому что мы все когда-то чувствовали, что такое быть маленьким человечком, встретившимся лицом к лицу с нереальными событиями. Йоссариан в «Уловке-22» Джозефа Хеллера вызывает у нас отклик, так как мы все сталкивались с необъяснимой бюрократией и чувством обреченности. Повелитель мух также связан с нами, потому что мы, к нашему горю, все знаем о наличии насилия и жестокости в человеческом сердце.

Многие автобиографии знаменитостей, теории заговора и книги о диете и здоровье выглядят отдаленными от истины. Вымысел должен «соответствовать жизни», но то, что может быть «истинным», может иногда оказаться не связанным с реальностью.

В дополнение к оценке художественной литературы, возможно, как и ко всему прочему, мы должны задать вопрос: «А что делал Иисус?» Оказывается, что Иисус также рассказывал истории, которые не были «правдивыми» в буквальном смысле слова. В Евангелии от Луки Он рассказывает историю о «некотором человеке, который шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам». Разве его слушатели восприняли это как правдивый рассказ? То же самое со слугами, оставшимися с различными талантами, чтобы инвестировать, молодым человеком, который отправился в далекую страну, и женщиной, которая искала свою потерянную… Эти рассказы - не буквальная «правда», но они доказывали свою правдивость сотни раз в человеческом опыте и воспринимались с тех пор слушателями и читателями как таковые.

Христианская фантастика - это вообще нормально?

Алексей Декань:

А христианская рок музыка? А живопись? А спортивные группы и походы в горы? Этот вопрос можно поставить в отношении каждой вещи. Фантастика, это всего лишь инструмент . Декорация, к которой прибегает автор, чтобы передать тот или иной сюжет. И тут читатель должен понимать – каждая декорация это в каком-то роде вымысел автора. И нет никакой разницы, пишет он про космический звездолет, или описывает Лондон 18 века. Этот литературный жанр существует уже столетия, и многие классики христианской литературы к нему прибегали. Но действительно есть люди, которым этот жанр абсолютно чужд. Но в такие случаи читателю просто стоит сменить декорацию – выбрать книги, написанные в другом жанре. Но не стоит из-за собственных предпочтений критиковать весь жанр. Много недопонимания именно с христианской фантастикой возникает по причине отсутствия у людей фантазии . Таким людям чрезвычайно сложно абстрагироваться от реальных устоев, просто принять, что это художественный вымысел автора, никто не собирается водить читателя за нос. Это такая игра, а не новая религия, мифология, учение. Зато именно благодаря фантастике христианский автор может донести некоторые духовные принципы намного лучше, чем используя известную читателю среду, ведь ограничений практически нет. Задайте себе вопрос, почему мы читаем нашим детям именно сказки, где происходят невероятные вещи, и встречаются фантастические персонажи? Если «Колобок» и «Снежная Королева» это нормально, то почему может быть ненормальным читать «Нарнию» и «Властелина Колец»?

* * *

Александр Шапошников:

Конечно, нормально. Фантастика, это лишь литературный прием , причем очень гибкий. Если фантастика не говорит о нашем насущном, сегодняшнем, то это плохая фантастика. Клайв Льюис, например, писал научную фантастику, про другие планеты, инопланетян и тому подобное, но он иллюстрировал этим, например, взаимоотношение Творца и творения, природу искушений, величие жертвы Христа, и так далее. Я бы сказал, что хорошей христианской фантастики слишком мало, мне, по крайней мере, не хватает.

* * *

Владимир Имакаев:

Это еще один вопрос, которым часто меня пытаются подловить критики творчества. Мол Иисус не выдумывал инопланетян, чтобы нести слово Божье. Слово «фантастика» - это производная от греческого «φανταστική» - «искусство воображения» ! И вот тут я могу смело вам сказать, что Иисус был фантастом ! Посмотрите на Его притчи, о сеятеле, о блудном сыне, о богаче и Лазаре. Многие из рассказанных им историй выдумка для того, чтобы донести более глубокий смысл. Помочь простому читателю или слушателю наглядно продемонстрировать ту или иную ситуацию. Когда я пишу о космических кораблях, или говорящих животных или же армии клонов, я нисколько не пытаюсь убедить в том, что это правда, которую другие не знают. Я просто использую эти декорации, понятные сегодняшнему человеку, чтобы тот услышал то, что напрямую слушать бы отказался, а если бы и услышал, то может и не понял.

* * *

Илья Бердников. Пастор, писатель-фантаст, автор цикла «Проходимец по контракту» (Астрель, СПб), биографии Кости Косячкова и гр. Масада (Книгоноша, Киев), различных рассказов:

Меня много раз обвиняли: «Не может пастор писать фантастику!» Дорогие мои, а если не пастор, не христианин, то кто? Знаете, я спрашивал у других служителей, пасторов, епископов: «Что читают ваши дети? Какие книги? Какие фильмы и сериалы смотрят?» Результат один - мирские. Дети пасторов играют в Fallout и Metro 2033, читают «Гарри Поттера» и «С.Т.А.Л.К.Е.Р.», смотрят «Викингов» и «Игру престолов». Смотрят несмотря на то, что они наполнены ложью, насилием, идолопоклонством и порнографией. Читают и играют, потому что альтернативы нет. Когда же христиане идут в кинотеатр смотреть фильм на библейскую тему, снятый нехристианами, то уходят недовольные, плюющиеся: «Всё неправильно, всё испортили, перекрутили!»

Отчего так? Потому что нет христианского продукта. Потому что старый греховодник Джордж Мартин имеет успех, а христиане закапывают свои таланты, боясь мечтать и фантазировать. Ведь долгое время религиозные учителя вбивали в наши головы: фантазия - грех.

Но послушайте, разве мы не дети Творца? Разве мысль не материальна? Почитайте труды профессора Нажипа Валитова, получившего благодарность от Ватикана. Разве не воплощаются в наше время идеи писателей-фантастов прошлого? А ведь существуют организации, занимающиеся поиском рациональных идей в творчестве фантастов. Потому что прагматиками доказано: всё, до чего может додуматься человек, рано или поздно можно будет воплотить в жизнь . Это ли не «Уверенность в невидимом»?

Когда-то люди мечтали о гуслях-самогудах, теперь мы имеем синтезаторы с автоаккомпаниментом, различные семплеры, музыкальные проигрыватели. Имеем «ковры-самолёты», «зеркала, показывающие мир» и «самодвижущиеся повозки». Причем христиане совсем не гнушаются использовать то, что когда-то было лишь фантастической выдумкой. А раньше могли за такое и на костре спалить.

Пусть лучше праведники пишут фантастику, снимают фильмы, сочиняют музыку, чем грешники. Пусть книжные полки наполняются авторами, имеющими христианскую честь и мораль . Так что, представ впоследствии перед Господином всего сущего, эти авторы смогут смело сказать: «Я умножил те таланты, которые Ты мне дал!»

* * *

Павел Дамьян:

Для одних нормально, а для других нет. Здесь нет большой проблемы в разномыслии. Проблема начинается тогда, когда один навязывается свои взгляды другому.

* * *

Дмитрий Фимушкин:

Этот жанр – на любителя. В условиях общего дефицита ХХЛ читатели, которые бы, в других обстоятельствах, при изобилии любимых книг других жанров не стали бы читать фантастику, могут относиться к ней скептически. Как светская научная фантастика, моделируя будущее или космос, проповедует человеческие моральные ценности и технологии, так христианская фантастика должна, моделируя будущее или космос, проповедует христианские ценности. Это хорошо.

* * *

Ирина Воробьева:

Нормально.

Кого из классиков можно считать христианами?

Александр Шапошников:

Без сомнения Достоевского, по глубине поднимаемых вопросов и производимого впечатления, он, я бы сказал, стоит особняком. Гигант. Гений. Толстой не плох, но с Достоевским, на мой взгляд, не сравнить. Если нужен совет, что из классиков почитать, ответ однозначный: Братья Карамазовы, Федор Достоевский.

* * *

Павел Дамьян:

Господь Иисус однажды сказал сердобольному Петру: «Отойди от меня сатана». Все мы в каких-то ситуациях носим в себе Христа, а в других - сатану.. Лично мне ближе Виктор Гюго с его «Отверженные». Но кто я, чтобы судить?

* * *

Дмитрий Фимушкин:

Количество мировых классиков художественной литературы, веровавших во Христа, довольно велико. Буньян, Толкин, Льюис, Бичер-Стоу, Честертон… Толстой, Достоевский, Украинка… и длинный список. Чтобы дать оценку «христианства» самих авторов, нужно смотреть, воспринимали ли их христианами окружающие их люди и их церковь. В данном вопросе важно понимать, что мы имеем дело с книгами и образами, а не с самими авторами. Иногда это вступает в противоречие, но, как и в случае с царем Соломоном и его Притчами и Екклесиастом, мы отгорожены барьером времени и общественным (церковным) мнением. Читать книгу нужно не потому, что ее автор знаменит, а потому, что она интересная и полезная для души . Не случайно, при передаче научных статей на рецензию, рецензентам не сообщается автор.

* * *

Ирина Воробьева:

Из русских -- Достоевского, Лескова, Толстого, несмотря на отлучение и все прочее - пожалуй тоже. Думаю и Пастернака - да.

Стоит ли пытаться толковать образы или темы в ХХЛ?

Александр Шапошников:

Ну это какой то странный вопрос, ну а что же еще с ней делать? Толковать, толковать и еще раз толковать! Только толковать! Это же самая суть художественной литературы, образное описание мира, который мы пытаемся осмыслить. Если не толковать, не пропускать через себя, не выносить что то умное, доброе, вечное, то тогда это просто жвачка такая интеллектуальная, где важен не результат, а сам процесс. На такое тратить время решительно не следует.

* * *

* * *

Ирина Воробьева:

Отчего бы и не истолковать, если хочется?

* * *

Дмитрий Фимушкин:

Каждый истолковывает прочитанное, исходя из своих обстоятельств и внутреннего мира. Писание учит, что мы не должны наделять сверхъестественными атрибутами что-либо, кроме Слова Божьего – вернейшего пророческого Слова. Поэтому, хотя Бог может проговорить и через ослиц и через камни, важно понимать различие Библии и художественной литературы. Но, если автор изобразил развитие характера героя или сюжет так, что это вызывает у читателя свои ассоциации или желание «толковать» их, например, во свете Библии, значит автор достиг важного – у читателя что-то сдвинулось, шевельнулось в душе.

Какая литература называется греховной и какую литературу кроме духовной можно читать? Евгений.

Дорогой Евгений!
Как отличить греховную литературу от просто литературы? К греховной литературе можно отнести литературу, пропагандирующую всевозможные пороки, оккультные науки, гадания и т.д. Сюда же относится пустяковая, совершенно пустая, никчемная литература, Ее классифицируют, как «чтиво», сами потребители. Ее читают, чтобы «убить время». Но есть классическая литература. Пушкин и Гоголь, Лермонтов и Грибоедов, Тютчев и А.К. Толстой, Достоевский и Лесков…, классики недавнего времени – Ахматова, Шмелев – как без них может жить культурный православный человек? Выбор круга чтения зависит и от твоих запросов, и от того, чего ты ждешь от прочитанного. Духовную литературу ничто не заменит, но ничто не заменит и классическую литературу, от которой при избирательном и внимательном чтении может быть великая польза. Есть и прекрасные образцы занимательной, приключенческой литературы – Вальтер Скотт, Майн Рид, Конан Дойл, Честертон… Даже Дюма-отец… разве плохо, если «один за всех, а все за одного», как у его мушкетеров. Но это, если брать из подобной литературы действительно лучшее. Что же касается выбора профессии. Профессии все хороши, кроме тех, что по своей внутренней сути преступны (игорный бизнес и т. п.). Поэтому, если есть возможность приобрести профессию по сердцу, такую профессию, которая была бы полезна людям, обществу, то любая из них могла бы стать твоей.

священник Александр Ильяшенко

Как относиться к книгам Стругацких? Оккультны ли они?

В отношении книг братьев Стругацких можно отметить, что это, прежде всего талантливая литература, часто очень меткая сатира. Другое дело –как читать книги талантливых авторов. Можно, если постараться, и «Пиковую даму» Пушкина прочитать в «мистическом» ключе, не говоря уже о некоторых произведениях Лермонтова, Гоголя, Достоевского. Как литературные произведения – книги Стругацких заслуживают безусловного внимания. Но придавать им некое исключительное, самодовлеющее значение нельзя, иначе можно дочитаться и до того, чего в них ни на поверхности, ни по замыслу автора. Для христианина их чтение, естественно, не обязательно, но при правильном чтении – не вредно. Их место в ряду авторитетных авторов литературной фантастики – Рэй Бредбери и др. Нужно иметь достаточно широкий круг чтения. Любой культурный человек должен знать, прежде всего, классическую литературу, которая, в целом, проявление и неотъемлемая часть христианской культуры.

Как Вы относитесь к творчеству Пестова и Нилуса? Можно ли по этим книгам учиться? Татиана.

Здравствуйте Татьяна, Николай Ефграфович Пестов – крестный отец моей супруги. Я отношусь к нему с большим уважением, это человек замечательный и глубокий, с огромным духовным и практическим опытом.
С. А. Нилус – глубокий, интересный мыслитель, человек православный. Многое из того, что он написал, может быть полезным. Но, на мой взгляд, в его творчестве присутствует некая односторонность, так как большое значение придает последним временам.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Посоветуйте, что читать мирянам из духовной литературы..? Мне интересны монашеские поучения, но ведь они для монахов! Их приходиться “фильтровать”, а это очень сложное и опасное дело – что-то важное можно упустить. Илья

Дорогой Илья! Вы правы, что монашеские поучения нужно читать с рассуждением. Однако есть и прекрасные святоотеческие творения написанные именно для мирян, например, беседы и толкования на Евангелие свт. Иоанна Златоуста. Прекрасно, очень глубоко современным языком пишет один из самых ярких подвижников Русской Православной Церкви митрополит Антоний Сурожский (Блюм). Затем – «Слова» афонского старца Паисия: они несут мудрость святоотеческих творений и написаны удивительно просто. Недавно вышло его четырехтомное собрание творений. Очень полезно ознакомиться с житиями, поучениями и письмами Оптинских старцев, с творениями свт. Феофана Затворника. Прочитайте книгу о подвижнике XX века «отец Арсений». Много полезного Вы можете почерпнуть из писем архимандрита Иоанна Крестьянкина.
С уважением, священник Александр Ильяшенко.

Как следует православному относиться к такому жанру литературы как “фэнтези”? В частности, к Джону Толкиену? Станислав

Дорогой Станислав!
Сам по себе жанр “фэнтези” ни хорош и ни плох. Важен не жанр, а содержание конкретных книг. Если книга учит добру, то ничего плохого в ней нет. Джон Толкиен – глубокий и серьезный писатель, поэтому его книги тоже можно читать.
С уважением, священник Александр Ильяшенко

Я прочел роман-притчу А.Камю «Чума». К сожалению, не понял эпизода, когда от чумы умирает маленький мальчик. За что чума покарала малютку? Виталий

Здравствуйте, Виталий!
Художественную литературу не нужно рассматривать как часть реальной жизни – это плод воображения автора. В романе “Чума” отразились сложности духовных поисков А.Камю: сам он в детстве был тяжело болен туберкулезом и должен был умереть, однако он выжил. Но идею детской смерти он пронес почти через все творчество. Гибель мальчика была в данном случае – в воле Камю, он мог и сохранить своему персонажу жизнь. Комментарий французского редактора к роману объясняет этот эпизод так: « невинного ребенка всегда была главным аргументом противников христианства».
В “Чуме” этот спор находит отражение в дискуссии Доктора Рие и священника Панлу, миссия которого особенно сложна – призывать людей верить в милосердие Божие в эпицентре эпидемии чумы. И священник говорит: “Главное – положиться на милосердие Божие.”
Вот как сам Камю отвечает на вопрос: человек стоит перед выбором: либо любить Бога, либо ненавидеть.
Если говорить о страдании невинных вообще, то на эти вопросы прекрасно отвечает митр. Антоний Сурожский в беседе: С уважением, священник Александр Ильяшенко

У меня вдруг возникло непреодолимое желание прочесть хотя бы одну книгу Ю. Вознесенской, хотя мои верующие подруги мне не советуют. Юлия.
Здравствуйте, Юлия!
Почитайте что-нибудь из Вознесенской – некоторым её труды интересны, кого-то заставляют задуматься. Попробуйте – в конце-концов, не только классикой питаются наши эстетическое и нравственное чувства. Читайте, думайте, анализируйте – всё испытывайте, хорошего держитесь!
С уважением, священник Алексий Колосов

Современный читатель находится в странном положении. Казалось бы - издательский бум. Заходишь в книжный магазин, и глаза разбегаются от обилия обложек. Но только раскроешь какую-нибудь книгу наугад, как тут же натыкаешься на такую фразу или сцену, что желание читать пропадает. Как быть верующему человеку? Каких выбирать авторов, какие искать книги? Или вообще не читать ничего, кроме Евангелия? Мы попросили обсудить эту проблему известных литераторов и священников. Самые интересные ответы мы публикуем.

Читал ли Серафим Саровский сказки?

Иногда слышишь такое мнение: раз художественная литература изображает страсти, то и читать ее не стоит… Может ли настоящее произведение искусства быть опасным для души?
Юрий Архипов, кандидат филологических наук, литературный критик, публицист:
- Это индивидуально. Например, великий князь Сергей Александрович запрещал своей жене Елизавете Федоровне читать Достоевского, считая, что она недостаточно крепка, чтобы соприкасаться с тем адом в душе человека и с теми ужасами, которые описывает Достоевский. В то же время он всячески поощрял ее интерес к Пушкину.
Сцены из «Евгения Онегина» сто с лишним лет назад даже ставили при дворе, Онегина играл государь Николай Александрович, а Татьяну - Елизавета Федоровна.

Олеся Николаева, поэт, преподаватель Литературного института, автор известного романа «Мене, текел, фарес», публицистической книги «Православие и свобода»:
- У меня есть такое глубокое убеждение, выношенное десятилетиями, что настоящая литература православному мироощущению не противоречит.
Если суждено понимать «душеполезность» чтения, то с неотвратимой последовательностью можно расправиться и с Достоевским - а зачем читать эти повествования об убийстве старушек? И с Пушкиным - зачем воспевал мстительного Сильвио? А чему хорошему мы можем поучиться у героев Гоголя - Собакевича, Чичикова и Коробочки?
Так незаметно, шаг за шагом можно сузить Православие до размеров небольшого гетто, ограниченного разрешением читать лишь назидательные популярные брошюрки (некоторые из которых - я этого не отрицаю - очень нужны) да идеологически отцензурированные автором художественные произведения «с направлением». Но Православие - это не «направление» и это все-таки не идеология по преимуществу. Даже в Евангелии мы находим некий «художественный избыток»: Христос проповедует на языке притч, то есть на языке художественных образов, на языке искусства.
Мне кажется, что «православно» все, свидетельствующее нам о человеке, поставленном перед лицом истины, даже если он от нее отворачивается; о человеке, носящем в себе образ Божий, даже если этот образ исковеркан в нем.

Михаил Дунаев, профессор Московской духовной академии, историк литературы, автор 7-томного труда «Православие и русская литература»:
- Некоторые люди в порыве благочестия готовы видеть что-то неприемлемое для себя в чем угодно, вплоть до нашей классики. Я много раз слышал, как говорят: зачем нам читать художественную литературу, она погружает нас в мир греха. Зачем Достоевский, мы лучше будем читать святых отцов!
Но, как правило, те, кто не хочет читать Достоевского, и святых отцов не очень читают. В отрицательном отношении к литературе есть гордыня: мол, я уже выше этого, - и непонимание того, что культура необходима человеку.В человеке тело, душа и дух. Перекос в любую сторону ничего хорошего не даст.
Распространенное заблуждение, что искусство - это удовлетворение духовных потребностей. Питание для духа мы получаем в Таинствах Церкви, больше ниоткуда. Но этические и эстетические переживания тоже человеку необходимы.


- Хорошо бы нам всем помнить слова апостола Павла: «Должны быть разномыслия между вами». Не надо путать художественную литературу с прямой проповедью. Художественная литература - это область непрямого высказывания. И зачастую - парадоксального эффекта.
У нас же теперь нередко воцаряется фарисейская строгость по отношению к вольным «художествам». Считают их чуть ли проявлением ереси. На мирянина стремятся наложить монашеские правила. Преподобному Серафиму-де ничего не было нужно, кроме камня для молитвы. Но есть определенные ступени в становлении личности. Неужели Серафим Саровский не слушал в детстве русских сказок, песен, «красным слогом» сложенных житий святых?
А иные святые сохраняли интерес к художественной литературе до самой старости.

- Кто именно?

- Сразу обычно называют старца Варсонофия Оптинского. Вообще оптинских старцев.


- Святитель Филарет Московский в возрасте 46 лет обменялся стихотворными посланиями с Пушкиным. Игнатий Брячанинов долгое время, пока учился в инженерном училище, был ревностным читателем (и почитателем того же Пушкина, с которым общался лично). И это сказывается в его сочинениях, в его прозе, в его свободе владения русским словом.

Не все дочитывай до конца

Современные авторы грех изображают с невиданной раньше откровенностью. Должен ли православный читатель из-за этого избегать современной литературы? Например, одна моя верующая знакомая говорит об известном латиноамериканском писателе: люблю, но читать не буду. Мол, прочитаешь, а потом придется каяться в этом на исповеди.
Священник Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, духовник Свято-Владимирской гимназии, ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия»:
- Внутренний критерий определен еще апостолом Павлом: «все мне позволительно, но не все полезно». Твердый человек просто не будет дочитывать плохую книгу до конца. Каждый человек должен руководствоваться внутренней цензурой: что-то отторгать, к чему-то относиться с осторожностью, а что-то принимать безбоязненно.


- Читать или не читать ту или иную книгу, решает сам человек в глубинах своей совести, своей души, своей воли.
Что касается латиноамериканского романа, модного в на ши дни, то я думаю, что в нем соединяются католические традиции в их несколько экзальтированном варианте с местными полуязыческими или просто языческими тенденциями. Католическое нетрезвенное отношение ко Христу, излишняя чувственность в вере нашли в Латинской Америке более благодатную почву, чем даже в Испании.
Триумфальное шествие латиноамериканского романа объясняется потребностью публики в экзотике. И тем, что определенные модели повествования в Европе стерлись со временем. Нам трудно представить, но русский писатель номер один в Европе - это Айтматов. По тем же причинам. Соединение модернистских тенденций с местной мифологией привлекает скучающего читателя на Западе (отчасти и у нас). Кроме того, у Кортасара, Маркеса достаточно уверенное, мощное письмо.


- Вы можете со мной соглашаться или нет, но я на современную литературу смотрю мрачно. Есть отдельные явления, но в целом уровень современной литературы низок. У нас ведь задан высокий уровень - мы же в России живем, с нашей классикой. Поэтому все современные писатели в очень сложном положении. Вот был некоторый всплеск в литературе в 60-70-х - «деревенщики» Астафьев, Распутин, Белов. Но сейчас уже не бывает так, что какое-то произведение выходит и все понимают: это событие… Их линия как-то угасла. Одни умерли: Можаев, Астафьев. Другие, возможно, еще что-то сделают, но пока такого, чтобы книга вышла и все ахнули, не происходит.
Есть другая линия: она идет от шестидесятников и в конце концов приходит к постмодернизму. Сейчас видно, что это примитивно. Было время, когда на вопрос «Сколько будет дважды два?» отвечали: «А сколько учит партия?». И вот пришел, скажем, Евтушенко и начал громко кричать: дважды два - четыре! пятью пять - двадцать пять! Тогда это казалось новым и оригинальным. А сейчас видно, что постмодернистам нечего сказать. И поэтому они занимаются трюкачеством.
Вот поставил режиссер «Чайку» Чехова, да так, что у него на сцене настоящее озеро, и газеты описывают, сколько там воды налили и сколько денег на это потратили. А в театре Шекспира вообще декораций не было, вешали таблички: «Королевский замок» и так далее. Зрители сами додумают. Когда есть что сказать, не нужно ничего внешнего.
А читаешь, скажем, Виктора Ерофеева и видишь: он пустой. Посерьезнее Пелевин, он среди постмодернистов самый талантливый. Но что он говорит?
Всякий художник, хочет он этого или нет, предлагает свою систему ценностей, настраивает человека на свое видение мира. Пушкин открыл русскому человеку русскую природу. До него русский человек не понимал, что русская природа красива. Пойдите в любую картинную галерею: что рисуют пейзажисты? До середины XIX века даже русскую природу изображают как какую-то итальянскую.
Литература ведет читателя по некоему пути. Парадоксальный пример - тургеневские девушки. Толстой говорит: не было тургеневских девушек, Тургенев их придумал, и пошли они в жизни. Причем пошли по определенному пути. Вера Засулич и Софья Перовская - это тоже тургеневские девушки. Поэтому всегда нужно с опаской относиться к любому литературному явлению, нужно задавать писателю вопрос: а куда ты меня ведешь? Потому что красота может служить и дьяволу. Некоторые с этим никак не могут согласиться, но это так.
Мы блуждаем в жизни. Есть такой святоотеческий образ - море житейское. Или образ леса, как у Данте. Можно заблудиться, если пользоваться только своими эмоциональными, эстетическими предпочтениями. Чтобы сориентироваться, нужно то, что стоит над предпочтениями. То, что идет не от желаний человека, а от Бога. Эти ориентиры для православного человека даются православной верой.
Вот куда ведет Пелевин? Он говорит: мир - это анекдот, который Бог рассказал самому себе. Это путь гибельный, хочешь не хочешь.
Или Улицкая… Я в одной газете наткнулся на ее интервью, и она там сообщает, что «у нее претензии к апостолу Павлу», что, дескать, он сказал много всякой глупости. Извините, но я эту даму читать не буду.
Иногда говорят: нельзя искусство поверять катехизисом. Конечно, катехизис художественный уровень не определяет. Но сориентироваться, куда тебя ведут, катехизис помогает.

- А как вы относитесь к так называемой развлекательной литературе? Читаете ли вы сами фантастику или детективы? Может ли православный человек позволить себе легкое чтение? Или это противоречит серьезному отношению к жизни?

- Пошлого нельзя позволять себе, а легкое можно. Едим же мы иногда торт, хотя для поддержания сил достаточно гречневой каши с соленым огурцом. Некоторые осуждали отца Александра Шмемана за то, что он любил читать Агату Кристи. Почему? Замечательные детективы! Отец Александр от этого чтения не стал менее благоговейным, менее духовным.



Чтение авантюрной литературы: детективов, рассказов о приключениях и путешествиях - может быть внутренней потребностью. Но лишь до какого-то возраста


- Я совершенно не могу читать какие-либо детективы. Теперь это скучно, но я прекрасно помню, как в детстве читал Конан Дойля или Дюма с фонариком под одеялом и меня отлавливала мачеха по ночам. То есть была какая-то ступень в моем становлении, когда это было внутренней потребностью.
У Томаса Бернгарда, недавно умершего классика австрийской литературы, есть роман «Корректура». Это роман о композиторе, который в юности с жадным любопытством пытается освоить все наследие музыкальной культуры Европы, а с годами «отсеивает» одного за другим композиторов. Последняя строчка романа буквально звучит так: «Моцарт. Неужели нужно еще что-нибудь?»
Я давно заметил, что что-то подобное происходит и со мной. Например, пирамида русской поэзии для меня выстраивается так. Пушкин. Под ним Лермонтов, Тютчев. Под ними Блок, Есенин, Хлебников. Потом известная четверка - Ахматова, Цветаева, Мандельштам, Пастернак. Дальше - Боратынский, Анненский, Маяковский, Заболоцкий, Клюев и т.д. Сейчас я замечаю, что по-настоящему, без чего я жить никак не могу, это Пушкин. А остальное беру полистать, чтобы что-то вспомнить, с чем-то сопоставить. Это нужно для моей работы. Но неотступной внутренней потребности кого-то из них перечитывать уже нет.
И в этом разбеге, я надеюсь, есть выход к следующей ступени. Все больше и больше читаю духовную литературу. Отцов Церкви, современное богословие (в широком смысле - XX века). Раньше мы были стеснены в своих возможностях, скупали у букинистов Флоренского, Бердяева и так далее, но такие явления, как Ильин, Флоровский, младший Лосский, от нас были отсечены. Архимандрит Кирилл (Зайцев) - вообще был неведомой фигурой.
Моцарт уже в семь лет сочинял, он сразу перепрыгнул несколько ступенек в своем развитии. А в духовном становлении очень рано далеко шагнули многие наши святые. Но все равно я не могу представить детство Серафима Саровского без сказок.


- Я твердо убеждена в том, что и «серьезная» литература не должна быть занудной. Но тогда она - занятие весьма увлекательное: от хорошего произведения невозможно оторваться, и только духовная и художественная насыщенность текста (как это может быть в случае с Библией или с творениями святых отцов) может положить предел слишком продолжительному многочасовому чтению.
Теперь что касается «серьезного» отношения к жизни. Подлинный юмор на самом деле всегда очень серьезен. Порой он балансирует над страшной бездной, являя разницу между человеческой претензией и подлинностью, личиной и лицом: гордый, льстивый, тщеславный, чванливый, жадный человек еще и смешон. «Ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”, а не знаешь, как ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3. 17). Порой тот смех, который вызывают у нас потуги на значительность и несокрушимость, бывает более отрезвляющим и целебным, чем грозное обличение и морализирующее назидание.

«Скажите что-нибудь по-русски»

Какие современные произведения вы считаете если не великой, то хотя бы настоящей литературой?

- Спросите так: что из современной художественной литературы я хотела бы преподнести на радость своим друзьям? Это очень точный способ определения ценности книги. Так вот, я бы хотела им подарить новый десятитомник Фазиля Искандера и даже, выкладывая эти книги на стол, не удержалась бы, раскрыла и прочитала что-нибудь вслух. Я бы подарила только что опубликованные романы Александра Терехова и Михаила Бутова. Подарила бы чудесную книгу монахини N «Дерзай, дщерь» (впрочем, я и без всякого сослагательного наклонения ее дарила милым мне людям). Я бы подарила книги стихов Олега Чухонцева, Юрия Кублановского, Светланы Кековой... Разумеется, я бы дарила их не кому попало, а тем, кто понимает литературу, имеет к ней вкус и сможет все это по достоинству оценить. У меня же было бы такое ощущение, что я передаю в их владение что-то очень ценное.
В сегодняшней литературе, на мой взгляд, главным стал жанр non-fiction - жанр непридуманных историй, где автор почти и неотличим от героя. Потрясла книга воспоминаний об Ахматовой и Мандельштаме, написанная несколько лет назад Эммой Герштейн.


- С большим наслаждением я прочитал многими отмеченный роман Чудакова «Ложится мгла на старые ступени». Это некое чудо. Такой тяжеловесный литературовед, у которого я никогда не мог осилить больше двух-трех страниц, вдруг являет нам прозу проникновенную, обаятельную, меткую.
Удивительны воспоминания Татьяны Глушковой о послевоенном времени. И воспоминания эмигрантки Аллы Кторовой с ее трепетным отношением к бабушкам православным. Я ведь тоже воцерковился благодаря бабушке. И помню, как велика была роль бабушек, которые выросли еще до революции. Правда сквозила во всем их поведении, в их отношении к Церкви, в знании наизусть всей службы. Я расписывался за свою бабушку с пяти лет, но любое место в богослужении она могла мне объяснить. И это есть у Кторовой: мерцание православного света, скрыто разлитого в постсталинской Москве. При этом изумительный язык.
Опять-таки два романа потомков Боратынского. «Канун восьмого дня» Ольги Ильиной - описание русской смуты 17-го года глазами православной благородной барышни. Ей, как многим людям того времени, с раннего детства было дано чувство, что жизнь есть предстояние перед Богом. И оно вело ее по жизни… И роман «Зеленая линия» ее сына Бориса Ильина - о встрече на Эльбе. Он воевал на американской стороне и встретился со своими соотечественниками в момент победы над Германией.


- Я бы посоветовал документальный роман Виктора Николаева «Живый в помощи» - об Афганистане. Конечно, он дает очень страшную картину. Николаев - офицер, у него путь через многие испытания. В конце концов он стал православным человеком. Он, конечно, не совсем профессиональный писатель, но, несомненно, очень одаренный.

- Что лично вы ищете для себя в художественном произведении?

- Расширения своего бытия. И во многом узнавания. Конечно, мы не можем ничего (помимо вещей сугубо информационных, познавательных) узнать из того, что не вложил в нашу душу сам Господь. Но это знание спит в глубинах души. Художественная литература помогает ему проснуться. Это ни с чем не сравнимое чудо…
Самый свежий пример - роман Ильиной (Боратынской) «Канун восьмого дня». Откровением для меня стал первый же абзац… Как всякий филолог, я в глубинах души несостоявшийся прозаик. Естественно, подолгу и часто обдумывал свое автобиографическое сочинение. Я бы начал с одного полумистического переживания, когда проснулось мое сознание. Я в трехлетнем возрасте где-то на даче на берегу Клязьмы. Голоса баб, полощущих белье, птицы на раннем солнце. Тогда родилось изумление перед миром, перед его таинственностью… И именно с этого ощущения и описания начинает свой роман Ольга Ильина.
Такие подарки происходят каждый раз в соприкосновении со всякой по-настоящему состоявшейся прозой.

- Ольга Ильина жива?
- Нет, она умерла в 1991 году в США. Но она прожила почти 100 лет. И сама стала одной из героинь известнейшего романа Торнтона Уайлдера «День восьмой». Многие наши аристократы, люди с отменным вкусом, выживали в эмиграции за счет того, что открывали модельные агентства, пошивочные мастерские и т.д. Ольга Ильина тоже была из аристократок-портних. Торнтона Уайлдера поразила ее миссия как православного человека на Западе. Она стала там носительницей русской идеи. Я приведу цитату из романа. Один из молодых людей, американцев, просит ее: «”Скажите что-нибудь по-русски”. Она помолчала, внимательно вглядываясь в него, потом заговорила на чужом его уху языке. Он слушал как зачарованный. “Что это вы сказали, мисс?” – “Я сказала: Джордж, ты юн, но на душе у тебя нерадостно, потому что ты не нашел еще того дела, которое должно стать делом всей твоей жизни, но ты найдешь его и будешь служить ему преданно, честно и бесстрашно. Бог перед каждым из людей поставил одну главную задачу. Мне кажется, та, которую предстоит решать тебе, потребует много мужества, много стойкости, путь твой будет нелегок, но ты победишь”». И потом она объясняет разницу между русскими и американцами. Она говорит, что американцы думают исключительно о себе, о собственном индивидуальном успехе и, поскольку он осуществим в условиях их Родины, они гордятся и Родиной. Русские думают прежде всего об общем, о Родине и служат ей, даже если несчастны, не могут устроить свою судьбу в условиях этой же Родины. Сказано точно. Ничего тут нового нет, все известно. Но самое удивительное, что это поражает одного из крупнейших американских писателей. Он пишет о ней с явным восхищением.


- Что нам дает искусство? Реальный жизненный опыт - если мы по-настоящему читаем. Недавно один человек мне заявил: это все ерунда, что нужно к людям хорошо относиться, каждый - эгоист, каждый сам за себя. Я, говорит, людям не верю, я только в Бога верю. Я ему отвечаю: но Бог-то сказал, что любить надо ближнего. Нет, говорит, это ерунда, любить нельзя. Я почувствовал, что у него просто нет опыта любви - вот он и не понимает, что значит любить. И даже самая великая заповедь остается для человека пустой.
Любую мысль мы только тогда поймем, когда она накладывается на наш опыт. Вот написано «не убий». Тут, конечно, лучше собственного опыта не иметь. Достаточно прочитать по-настоящему «Преступление и наказание», пережить это в себе, чтобы понять: убийство вызывает внутри такой ад… Даже читать страшно, такое это жуткое состояние. Я считаю, что русская литература необыкновенно много дает человеку, в том числе - правильное постижение отрицательного опыта.
Отчасти прав был Михайловский, когда сказал о Достоевском: «жестокий талант». Но если человек по-настоящему прочитает Достоевского, он лучше поймет святых отцов. А человек, который ограждает себя от сферы культуры, душевной жизни, он и святых отцов не поймет - потому что это будет для него просто набор скучных поучений.

- Но, может, на собственном опыте поймет?
- Собственный опыт любого человека ограничен. Литература вместила в себя такое знание жизни, какое ни один человек физически накопить не может.
Я считаю, что нужно ориентироваться на классику. А в современной литературе помимо художественного уровня искать подлинное православное содержание. Если в современной литературе этого не обнаруживается, можно вполне удовлетвориться Достоевским. Пушкиным, Тютчевым, Чеховым, да и Львом Николаевичем Толстым.

- Читателю полезно заранее знать мировоззрение писателя?

- Я думаю, что это лишнее, потому что лишает человека возможности непосредственного восприятия. Бывает, канонически не вполне выдержанные вещи несут в себе удивительно мощный положительный православный заряд. Пример - трилогия Владимира Личутина «Раскол». Бывает, и наоборот - рекомендуют вещи на самом деле глубоко ошибочные, хоть и религиозные по теме. Самый свежий пример - фильм Гибсона. Меня поразило, что некоторые известные клирики высказались за фильм. Люди совершенно не понимают того, что всякое натуралистическое изображение есть заведомый демонизм. Если мир лежит во зле и если человек не просвещает этот мир, а пытается свести Божественное к земному, как в этом фильме, то он оказывается в плену этого зла.

Все то же самое, только вместо коня – «Мерседес»

Литература XIX века про наши проблемы не пишет. Согласны?

- Глупость! Реалии некоторые другие, действительно, но проблемы те же самые. Абсолютно!
Вот почему сейчас растет молодежная преступность? Не только по социальным причинам. Но и потому, что молодым сейчас со всех сторон кричат: смысл жизни - удовольствие. Давний, давно уже нами пережеванный роман «Герой нашего времени» рассказывает об этом! Кто такой Печорин? Печорин - это человек, который начал «с бешеной погони за удовольствиями». Но удовольствия человеку быстро надоедают. Требуются все более и более острые и новые ощущения - до преступления. К чему приходит Печорин? К удовольствию мучить других… Это не о нас? О нас. Ну, другое дело, что там украли коня у Казбича, а сейчас 600-й «Мерседес». Но проблема та же.
Возьмите «Мертвые души», второй том, речь князя. Это же как сегодняшняя передовица читается!

Николай Васильевич Гоголь «Мертвые души», том 2, из речи князя:
«Знаю, что никакими средствами, никакими страхами, никакими наказаньями нельзя искоренить неправды: она слишком уже глубоко вкоренилась.… Знаю, что уже почти невозможно многим идти противу всеобщего течения. Но я теперь должен, как в решительную и священную минуту, когда приходится спасать свое отечество, когда всякий гражданин несет все и жертвует всем, - я должен сделать клич хотя к тем, у которых еще есть в груди русское сердце и понятно сколько-нибудь слово «благородство»… Дело в том, что… гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплеменных языков, а от нас самих; что уже мимо законного управления образовалось другое правленье, гораздо сильнейшее всякого законного.… И никакой правитель, хотя бы он был мудрее всех законодателей и правителей, не в силах поправить зла, как ни ограничивай он в действиях дурных чиновников приставленьем в надзиратели других чиновников. Все будет безуспешно, покуда не почувствовал из нас всяк, что… должен восстать против неправды».


- Надо понимать, что художественная литература - не физиологические очерки дня. Она есть некоторый свет вечности. Кроме того, не надо преувеличивать происходящие с нами изменения. Они достаточно поверхностны. Константа гораздо существенней. И современные явления могут и должны быть освещены с точки зрения вечности.
В наши дни нарастает значение «света с Востока», православных ценностей и традиций. Наиболее чуткие писатели Запада тянутся к этому свету. Об этом свидетельствует, в частности, мой опыт общения с ведущими немецкими писателями, причем разных поколений. За те последние пятнадцать лет, когда я получил возможность беспрепятственно выезжать в Германию и общаться с ними, я мог заметить в них - подчас разительную - перемену по отношению не только к России, но и к Русской Православной Церкви. Никто в Германии не расспрашивал меня так подробно о святой преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне, как один из лидеров немецкой прозы восьмидесятилетний Мартин Вальзер, еще пятнадцать лет назад ходивший в «левых» социал-демократах, а ныне признанный всей Германией (и освистанный немецкой прессой) «реакционер»-консерватор. А шестидесятилетний Петер Хандке, былой скептик-авангардист, высказал пожелание приехать в Россию и встретиться с Валентином Распутиным, потому что был поражен немеркнущим христианским светом, который он обнаружил в «Прощании с Матёрой». Еще один известный, увенчанный многими премиями немецкий прозаик, пятидесятилетний Мартин Мозебах из Франкфурта, на моих глазах проделал за это время путь из католиков - через старокатолики - в православные. И сейчас колеблется только в том, ходить ли ему по воскресеньям в греческую, сербскую или русскую православную церковь, каковые имеются в его родном городе.
Находит ли все это отражение в их творчестве? Надо полагать, что находит. Только, повторяю, дух художества, как и вообще дух, неуловим. Его легче почувствовать, чем дать определения. Надо терпеливо ждать, надеяться и любить.

Записали Леонид ВИНОГРАДОВ и Юлия ДАНИЛОВА
Фото Вячеслава ЛАГУТКИНА

19.1. Какие книги необходимо иметь верующему православному христианину?

– Библию, Закон Божий, православный молитвослов, толкование Святого Евангелия, жития святых и книги, содержащие святоотеческие наставления в христианской жизни.

Христианин должен углублять свои знания о вере. Читая аскетические и догматические творения святых отцов, он соприкасается с той глубиной веры, которую святые стяжали своей подвижнической жизнью.

19.2. В какой литературе можно прочесть о десяти заповедях?

– Подробное разъяснение десяти заповедей дано в Законе Божием (составитель протоиерей Серафим Слободской).

19.3. Какую книгу купить, чтобы правильно поститься?

– В церковных лавках имеется много книг, рассказывающих обо всех сторонах христианской жизни: о посте, молитве, таинствах. Если человек постится в первый раз, желательно посоветоваться со священником.

19.4. Какую книгу купить, чтобы понимать службу в храме?

– Закон Божий, составленный протоиереем Серафимом Слободским, содержит подробное объяснение богослужений Православной Церкви. Также можно прочитать книгу епископа Виссариона (Нечаева) «Толкование на Божественную литургию». В церковных лавках можно найти много других книг, объясняющих службы суточного круга: «Божественная литургия» прот. Алексия Уминского, второй том издания «Православие» митр. Илариона (Алфеева), «Православное богослужение: иллюстрированная энциклопедия для всей семьи» прот. Михаила Бравермана.

– В начале воцерковления надо читать Закон Божий, Евангелие, жития святых, наставления о духовной жизни. Полезно читать книги, которые укрепляют в вере. Для верующего человека, особенно начинающего воцерковляться, необходимо не только познакомиться с христианством, а постараться глубоко его изучать, чтобы четко знать, во что, почему и зачем он верит? Иначе вера останется на уровне стереотипов, порой очень далеких от истинного христианства.

– Дело не в том, у кого взята Библия, а в том, что в ней напечатано. Подавляющее большинство протестантских Библий на русском языке печатается с синодального издания XIX века, о чем и извещает надпись на обороте титульного листа. Если есть такая надпись – можно читать без смущения. Другое дело – вольные или современные переводы Библии или отдельных библейских книг (например, «Слово жизни»), а также Библии с комментариями. Естественно, протестанты комментируют Слово Божие со своих еретических позиций.

– Сначала надо помолиться Богу, чтобы Он направил ум уразуметь Писание. Полезно читать толкование Священного Писания святыми отцами. Не довольствоваться только чтением Евангелия, а стараться по нему жить. Святые отцы советуют читать Евангелие ежедневно, даже если очень не хватает времени, одну главу все же надо стараться прочитать.

– Можно придерживаться порядка чтения, который соблюдается за богослужением. Он указан в православном церковном календаре на каждый день. В Библии издательства Московской Патриархии в конце Ветхого Завета есть указатель ветхозаветных чтений, а в конце Нового Завета – указатель Евангельских и Апостольских чтений.

В настоящее время во многих православных приходах действуют кружки по изучению Священного Писания.

19.10. Как быть, если не все из прочитанного в Библии понятно?

– Чтобы правильно понимать Библию, необходимо читать книги с ее толкованием, о наличии которых можно узнать в церковных лавках и приходских библиотеках. Изучение Библейской истории можно начать и с Закона Божия, составленного протоиереем Серафимом Слободским, или с детской Библии. При многих храмах работают воскресные школы с группами для взрослых и детей по изучению Библейской истории. И, конечно, надо смиренно молиться Богу, чтобы Он удостоил слышания и исполнения слова Его.

– К ежедневному молитвенному правилу во время поста добавляют чтение Евангелия, Апостольских Деяний и Апостольских Посланий, Псалтири.

– Православие не закрывает от человека мир, а открывает во всем его многообразии через призму православного мировоззрения. Конечно, можно читать и хорошую светскую литературу, историческую, научную. Надо избегать лишь тех сочинений, которые возбуждают низменные страсти, лишают душу мира и радости.

19.13. При чтении Псалтири встречаются места, где говорится о врагах. Какие враги подразумеваются?

– Это невидимые враги – лукавые злые духи, которые вредят людям греховными помыслами и толкают к грехам.

19.14. Что делать с неправославной литературой?

– К неправославной литературе надо подходить рассудительно. «Стыдно будет нам, если мы умеем отвергнуть вредную для тела пищу, а не будем иметь разборчивости в познаниях, питающих душу нашу, и допускать до нее доброе и худое» (святой Василий Великий). Как и в любой другой сфере жизни, содержание книг зависит от того, что исходит из сердец их авторов. Если это грех и страсти – тогда произведение пропитывается ими и передает их другим людям. От таких вещей истинный христианин отвращается и старается ограждать себя и своих близких. Если же произведение художественно отображает богатство жизни, созданной Богом, а тем более высокие душевные и даже духовные стремления, исходя из которых автор создавал свое творение, тогда приобщение к такой литературе христианину может быть полезно.

Духовно вредные (языческие, магические, оккультные, сектантские и безнравственные) книги и брошюры лучше сжечь. Просто выбрасывать в мусор вредные для души книги нельзя: их могут прочитать другие люди, что может им повредить. Если в этих книгах есть цитаты из Священного Писания, то просто выбрасывать их было бы неправильно.