Что делать если классный руководитель оскорбляет. Ребенка обижают в школе: советы психолога

Звонок на перемену. Катя выходит из класса, в дверях её обгоняют одноклассники, задевая плечом, выкрикивают: «Катя- жирная корова!». На другой день в классе стайка ребят подходит к ней, один из них говорит: «Дай молочка!» Катя понимает посыл, но, не зная, что делать, вступает в диалог:

  • У меня нет молока…
  • Как же ты живёшь, корова без молока! - Ребята дружно хохочут, кто-то в приступе смеха сгибается пополам.

На следующий день Катя идёт по коридору, мимо проносятся ребята, на ходу бросают: «Мууу…»

Катя в слезах обращается к учительнице с жалобой, что её дразнят. «Что ж они говорят?» - спрашивает учительница. «Му», - честно и всё ещё с надеждой отвечает Катя. «Ну, это что такое, это вообще не к тебе относится. Ты притягиваешь», - отвечает учительница с облегчением. Занавес.


Арсенал реакций и действий учителя на ситуацию моббинга разнообразен – игнорировать, решительно запрещать, увещевать, беспомощно вопрошать («Дима, ну зачем ты ударил Петю?»), вызывать родителей (чаще всего родителей обижаемого)- но неэффективен.


В Российской школе на настоящий момент нет ни единой российской, ни частной школьной политики в отношении моббинга – травли ученика другими учениками (или учителем и учениками). Но это не означает, что всегда будет так. Кажется, пришла пора менять порядки беспорядки на здоровые позитивные порядки.

Если вы – родитель ученика, и оказалось, что в классе идёт моббинг, то ваш ребенок вовлечён в него безусловно – либо в качестве свидетеля, либо в качестве жертвы, зачинщика или подпевалы. Вероятнее всего, раз вы читаете эту статью, то вы подходите ответственно, и не хотите, чтобы опыт свидетеля разъел душу человека малодушием, опыт гонителя полюбился и впитался, а опыт жертвы оставил болезненные рубцы на памяти и самооценке.

Травля возникает не на пустом месте. Есть предпосылки и причины возникновения травли. И причины находятся в семейной обстановке ребенка, осуществляющего травлю. Предпосылки (порой и причины) возникновения травли в классе формируются в школе.


О семье. В ребенке подросткового возраста нарастает потребность самореализоваться, почувствовать свою значимость. Эта глубокая потребность реализуется, когда человек 1) по движению своей воли делает что-то полезное для других 2) принимает ответственные решения 3) получает положительное подкрепление от родных – уважение, любовь, радость от его успехов и его существования как такового.


Представьте себе старшего сына в многодетной семье, которому родители поручают заботиться о младших и хвалят, поощряют его, поддерживают в его собственных начинаниях. Такого ребенка не вообразишь во главе стайки мобберов.


Если у ребенка нет регулярных ситуаций, где он должен принимать решения, где он помогает и служит людям, если ребёнок не получает поддержки от близких или получает противоречивое послание от родителей, если родители (это может быть очень устроенная семья в материальном и социальном отношении) общаются с ребенком поверхностно, предоставляют его самому себе, или очень давят и прессингуют, то ребенок попытается самореализоваться во зле. Человек, организовывающий травлю другого, получает удовольствие от власти - от злой власти.

Вместе с потребностью в самореализации в подростке проявляется и потребность в принадлежности к группе, в принятии среди сверстников – потребность пережить сплочённость. Учёба в этом не помогает. Дело в том, что учебная деятельность в школе не является групповой. Каждый учится сам для себя параллельно с одноклассником, как в первых цехах средневековья ремесленники трудились каждый над своим заказом, сидя рядом друг с другом. И если конструктивное групповое отсутствует, то дети будут получать удовольствие от сплочения ПРОТИВ кого-то. Это мотив участия в травле «подпевал», он движет ими вместе со страхом и желанием отвести удар от себя.

Важно понимать, что нет причин для травли в ребёнке, против которого она ведётся – есть лишь поводы (телесные особенности, национальность, успехи/неуспехи в учёбе и т.д.). Иллюстрирует этот тезис один пример: если вдруг этот ребёнок стал неудобным объектом для моббинга, например, ушёл из школы; окреп и научился отстаивать своё достоинство, то группа находит другой подходящий объект.

Повторю ещё раз, поскольку для школьного сообщества эта мысль нова - Мотив моббинга не имеет связи с жертвой. Это внутренний мотив ребенка, осуществляющего травлю. Потребность в любви, в признании его как важного и значимого, в самореализации, которую не направили в созидательное русло.

О школе. Главная предпосылка травли в том, что школа выполняет сугубо функцию образования. Дать знания – вот на что работают учителя. Выходит однобоко: в школе не стоит задачи воспитания.

Бывает, и не редко, что в школе есть и причины возникновения травли. Учитель невольно инициирует моббинг, делая регулярные уничижительные высказывания в адрес ученика. А иногда и специально учитель создаёт и поддерживает гонения, чтобы легче управлять классом.

Что делать родителю ребёнка в отношении школы.

Вы разобрались и прояснили с очевидностью, что идёт не противостояние соперничающих сил, а именно травля. Не молчите, поговорите с учителем. Обозначьте проблему моббинга, поскольку она часто не осознаётся как таковая.


Покажите учителю своё видение ситуации как травли, учитель может быть не согласен и привести доводы в обвинение вашего ребенка («она у вас сама кричит, дерётся») и в оправдание обижающих («это переходный возраст, ну что вы хотите») – будьте стойки в своей позиции и аргументируйте фактами. Когда консенсус в восприятии ситуации достигнут, постарайтесь найти общие с учителем цели - такие цели, про которые можно сказать «мы с Вами» – «мы с Вами вместе заботимся о создании дружелюбной среды в классе». Придите к согласию об однозначной недопустимости травли. Спросите, какими средствами учитель предлагает эту проблему решать. Если учитель не знает, как решать проблему в классе (что скорее всего, раз травля возникла) – предложите источники информации, книги, сайты. Дайте понять, что вы не обвиняете никого и не требуете от учителя « уметь справляться с моббингом» , но точно настаиваете, что пришла пора научиться. Преодоление травли в школе – это ответственность, в первую очередь, школы. Сообщите, что вы будете разговаривать с директором. Обязательно выходите с этой темой на более высокий уровень, не откладывая, каждый новый школьный день – это новые риски и новые душевные раны для детей. А преодоление моббинга по определению лежит в поле более широком, чем один класс.


Напишите письменное обращение к директору школы, подайте его секретарю и получите входящий номер. Почему важно письмо: мы живём в бюрократическом мире. Если разговор с директором ведётся на словах, то для директора вы малая весовая категория, и многие ли из директоров привыкли считаться с родителями? Но если есть входящее письмо, то по нему директор будет отчитываться в вышестоящей инстанции о данном ответе и принятых мерах. Более того, директор понимает, что если Вы написали ему, то можете написать и выше, его руководству. В Москве, например, принята система рейтинга, в которой оценивается и умение директора строить диалог с родителями, находить доверие. Если родители пишут выше (пусть они и не правы были бы) – это означает, что директор недостаточно работал с родителями, не договорился, и получит минус в рейтинге. Поэтому директор постарается более внимательно и ответственно выслушать Вас и решить проблему.


После передачи письма договоритесь о встрече с директором и назначьте день и время. Если нужно для вашей моральной поддержки, придите вдвоём с другим небезразличным взрослым, поскольку директор, вполне возможно, примет вас в присутствии классного руководителя, завуча и может быть, вызовет психолога или социального педагога. Поэтому, чтобы вы не растерялись, присутствие разделяющего вашу позицию человека очень поможет. Также, как с учителем, обозначьте директору видение ситуации как травлю, и, возможно, что опять надо будет доказывать и иллюстрировать это фактами. Когда вы пришли к единому видению ситуации, спросите, что предлагает делать директор для исправления атмосферы в классе. Директор обладает большими ресурсами и знает свой коллектив, в котором могут быть учителя, зрелые как личности, обладающие авторитетом среди детей и понимающие детей.

Директор может задействовать их. В его распоряжении целый комплекс мер. Главное, чтобы эти меры работали с истинной причиной, побуждающей детей к травле.

Моббинг возник не за секунду, и его не преодолеть в одночасье. Тут нужен бархатный каток долгосрочных целенаправленных усилий. В первую очередь – неусыпных усилий родителя. Хочется закончить статью на радостной ноте, или просто на светлой. Но будущее нам не видно, загадывать трудно, поэтому расскажу красивый пример из настоящего - живого состоявшегося будущего: о людях из одного класса Салтыковской средней школы Балашихинского района Московской области, которые закончили школу в 1951 году, и которых я лично знаю. Они учились в классе, где учитель обладал авторитетом, дружба была ценность, взаимовыручка культивировалась, труд был нормой жизни. Они все состоялись как люди. Их дружба и сплочённость такова, что, и сейчас, когда им за восемьдесят, каждую весну все, кто жив, собираются на встречу выпускников.

Анна Шапошникова

Москва, 07.02.2016

P.S. За рамками статьи осталось рассмотрение что делать родителю в отношении детей – ради фокуса на теме статьи.

Вопрос (подробно):

Здравствуйте.

Подскажите как мне быть.

Классный руководитель моей дочери регулярно оскорбляет и унижает словесно мою дочь при всем классе, такому же унижению подвергаются еще несколько учеником. Мне лично и ей она все время говорит о том что нам необходимо перевестись в другую школу так как мы ее не устраиваем, в связи с тем, что мы часто болеем. Обвиняет нас в том, что мы придумываем болезни и вместе с врачами подделываем справки о болезни. На этой почве она не разрешает моему ребенку посещать олимипиады, так она не посещала уроки классного руководителя во время болезни. Одно время настаивала на домашнем обучении, но такого обучения мы не можем добиться, так врачи нам соответствующего заключения не дают, по причине нашего заболевания, оно временное в связи гормональным сбоем и во ремя летних каникул ее вылечили. Все заболевания мы подтвержаем справками и не отказываемся предоставить медицинскую карту. Так же у них есть свободный доступ, для звонка нашему участковому врачу. Но классного руководителя это не устраивает и она регулярно ведет против нас боевые действия. Постоянные беседы в кабинете завуча ни к чему конкретному не приводят, все заканчивается на том, что она приходит к обвинениям в симуляции ребенки болезней и моем потокании и согласии врача выдавать нам липовые спавки и регулярно требует перевестись в другую школу. А при всем классе ежедневно оскорбляет мою дочь в том, что тупая, ленивная и т. д. Переводиться из-за одного учителя, который к нам неадекватно относится мы не хотим, но найти управу на ее нежелание уживаться со всем светом найти хотели бы.

Подскажите, пожалуйста, как правильно поступить с таким учителем, чтобы в дальнейшем не навредить учебе моей дочери, так как она в последнее время уже за грани нерывных срывов и учиться ей нравиться и к ней на уроки ходить нет желания. И мои беседы в кабинете завуча ни к чему не приводят.

Поведение педагога является недопустимым. Единственный способ повлиять на изменение отношения - это попытаться, для начала, переговорить с самими учителем, затем жаловаться. Именно директор школы несет ответственность за недопущения нарушений прав учащихся и неэтичного поведения педагогов. Он обязан принять меры.

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья ().

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений ().

Родители имеют право защищать права и интересы ребенка. В зависимости от ситуации и степени договороспособности педагога и директора вы можете предпринять разные шаги. Прежде всего, выяснить причины поведения учителя. Попытаться поговорить.

Если учитель предвзято относится к вашему ребенку, допускает оскорбления - вы можете обратиться с жалобой на имя директора школы. В заявлении лучше указать конкретные факты, описать действия, слова, все что вы считаете оскорбительным. Директор должен провести служебное расследование, и вправе привлечь учителя к дисциплинарной ответственности. Если ситуация серьезным образом влияет на психологическое состояние ребенка, вы вправе требовать от администрации школы обеспечить нормальные условия для получения образования. В крайнем случае, возможен вариант, при котором вы можете просить перевести вашего ребенка к другому учителю (то есть в другой класс).

Вопрос психологу:

У меня конфликт с классным руководителем моего сына. Она часто жалуется на его поведение. В последний раз она возмущалась тем, что он читает реп перед старшеклассниками и на ее взгляд выставляет себя посмешищем. Я поговорила с сыном, встала на ее сторону. Но сам конфликт разгорелся на почве того, что документ, который выдают в школе всем без исключения ученикам и был поставлен срок для этого до 1 января моему сыну так и не дали. Я у нее неоднократно спрашивала, и просила помочь. И когда в очередной раз моему сыну отказали я позвонила ей и попросила объяснить. В разговоре сказала, что дети ее не слушаются потому что не уважают. Она же опять начала мне говорить про поведение моего сына, какие-то откровенные глупости. Я ей так и сказала, что за глупости вы говорите, на что она мне ответила, что она не глупая и бросила трубку. На следующий день я пошла к директору по поводу выдачи документа, а у сына как раз был классный час. Учитель меня увидела и сказала я с вами разговаривать не буду. Я ей ответила, что вообще -то и не собиралась и пришла к директору. Но его не оказалось и она с помощью учеников вызвала меня на классный час. И тут на меня набросились ученицы с ее класса. Она устроила мне так сказать с моим сыном публичную казнь, то есть на меня стали возмущаться все ученики, говорить о том, что мой сын себя плохо ведет (хотя сами они далеко не идеальные) одна девочка ну просто возмутительно себя вела, а учительница ей ни слова не сказала. В ответ на это я сказала, что буду отстаивать права сына. Сын не хочет переходить в другой класс. Я не хочу больше иметь общение с классным руководителем и сказала ей об этом, а также о том, что мой сын не будет ходить на классные часы, а я больше не буду ходить на классные собрания. Я не знаю имею ли я на это право, но учитель, на мой взгляд, сам не может найти общего языка с учениками и в частности с моим сыном. Я два дня подряд не могу придти в себя от этой ситуации и нахожусь на грани нервного срыва. Задумываюсь о том, не стоит ли мне написать заявление на классного руководителя.

На вопрос отвечает психолог Шиколаева Светлана Сергеевна.

Здравствуйте, Светлана!

В любом конфликте виноваты обе стороны. Виноваты в том, что допустили ситуацию до конфликта. Понятно Ваше стремление защищать сына и быть на его стороне, это правильная родительская позиция, но при этом Вы должны стараться всегда объективно оценивать его поступки и не попускать своим отношением какое-то явно неправильное поведение. Вы не должны при сыне возмущаться классной руководительницей, тем более говорить, что она глупая. Потому что такое отношение к учителю, которое ребёнок перенимает и усваивает, влияет на его отношение к школе и обучению вообще. Это может снизить мотивацию учиться, обесценить учёбу. А вот если Вы научите с детства ребёнка уважительному отношению к окружающим (в первую очередь своим личным примером), то Вы здорово упростите ему дальнейшую адаптацию в обществе, ему будет просто и радостно общаться с людьми, его будут лучше принимать и любить. Мы ведь все этого хотим своим детям.

При жалобах ребёнка на учителя, что бы ребёнок ни говорил, Всегда лучше воздержаться от скоропалительных выводов и сказать: «я поняла, пожалуйста, успокойся, я обязательно разберусь, я схожу и поговорю с учителем, а потом мы обсудим, как быть». И сходить, и поговорить как можно скорее.

Конечно, любой разговор с учителем должен начинаться в спокойном и уважительном тоне. Если Вы уверены, что учитель где-то в чём-то не прав, то постарайтесь донести это до него благожелательно (насколько возможно). Даже самые «суровые» педагоги способны прислушиваться к родителям и менять своё поведение и отношение, если они чувствуют, что родитель, во-первых, «в теме», а во вторых, не права пришёл качать, а конструктивно хочет решить проблему.

Вы, к сожалению, конфликт настолько запустили, что попали в очень неприятную ситуацию откровенной вражды. Тот, кто стремится решить конфликт силой (повышенные тона, неуважительные высказывания, жалобы в инстанции), тот нанесёт себе самому столько урона, что никакая «победа» не сможет скомпенсировать. Да и в чём эта победа заключается?

Но Вам, Светлана, важнее даже помнить, что не только Вы сами, но и Ваш сын терпит урон, и ему, возможно, намного сложнее будет пережить Ваш конфликт с учительницей, чем Вам самой.

Знаете, кто первым выходит победителем из любого противостояния, любого конфликт? Тот, кто делает первым шаг к примирению, к пониманию и поиску компромисса. То, что страдает Ваш сын, это должно подстегнуть Вас сделать этот первый шаг самой как можно быстрее. Начните с того, что пересмотрите всё предыдущее общение с учительницей. Что бы она сама ни говорила и ни делала, но Вы ведь и сами допускали неуважительные высказывания в её адрес. Вы говорили ей, что её не слушаются и не уважают дети (безусловно, Вы имеете право на подобное мнение, но высказывать его, если уж на то пошло, нужно не учителю в лицо, а его руководителю, директору, а уж задача директора разобраться с этим), что она говорит глупости и т.п. Проще говоря, на Вас, Светлана, есть за что обидеться… Далее постарайтесь учительницу понять. Подумайте, что может быть причиной того, что она постоянно жалуется на поведение сына. Возможно ведь, что она не просто придирается? Ну и настройте себя на то, чтобы сделать попытку наладить с ней отношение.

Подождите пока жаловаться директору, Вы всегда это сделать успеете. Даже если до этого и дойдёт, лучше это будет сделать после того, как Вы успокоитесь и полностью взвесите все за и против. Но скорее всего, если Вы правильно поговорите с учителем, до этого и не дойдёт, никому ни на кого жаловаться не придётся.

Хоть учительница и сказала, что общаться с Вами она больше не будет, Вы всё-таки можете ей позвонить и попросить Вас выслушать. Сказать, что Вы готовы сменить тон и ещё раз попробовать обсудить те проблемы, которые сложились у сына в школе: документ, его поведение и всё остальное. Если Вы найдёте в себе силы для этого, и для того, чтобы быть готовой извиниться за какие-то свои чересчур эмоциональные слова и разговоры, то как бы она не отреагировала - это уже не Ваша ответственность. Ваша задача – сделать первый шаг к примирению и не углубиться во вражду повторно, если, к примеру, учительница свой тон так и не поменяет. В любом случае нервного срыва у Вас после этого не будет, и на душе станет спокойней. И сыну Вы подадите отличный пример.

Обучение в школе для ребёнка – это не только получение знаний, но и опыт социализации в коллективе сверстников и взрослых людей – учителей. Отношения между людьми очень многогранны, поэтому неудивительно, что школьник может столкнуться с негативными проявлениями в свой адрес со стороны учителя: придирчивостью или даже враждебностью.

Как разграничить предвзятое отношение и требовательность

Не всегда чрезмерная требовательность является проявлением предвзятого отношения педагога

Как правило, родители узнают о проблемах в отношениях между педагогом и своим чадом из уст ребёнка. И, конечно, он привносит в рассказ свои субъективные оценки и эмоции, часто подводя черту: «Она (он) меня не любит и придирается». Мамам и папам сложно в этой ситуации разобраться, является ли такое положение вещей объективной реальностью или результатом мнительности или фантазии ученика. К тому же, многие дети требовательность педагога воспринимают как проявление предвзятого отношения. Поэтому родителям очень важно составить правильную картину сложившихся отношений. Для этого:

  • чаще говорите с ребёнком на темы, связанные со школьной жизнью, – так станет понятно, где правда, а где фантазии;
  • обратите внимание на успеваемость ребёнка по тому предмету, который ведёт учитель, предъявляющий претензии к вашему школьнику (если оценки резко снизились, то позанимайтесь с ребёнком или наймите репетитора, тогда можно будет сделать вывод об объективности выставления оценок);
  • наведайтесь в школу, поговорите с учителями и классным руководителем, но сделайте это не «по поводу», а в качестве мониторинга успеваемости (ни ребёнку, ни учителям об истинных причинах визита в учебное заведение знать не нужно).

Таким образом вам удастся понять, какие отношения у вашего школьника с учителями и учениками. А также выяснить, действительно ли учитель предвзято относится к ребёнку, или просто требователен к качеству знаний.

Как психологически настроить ребёнка

Доверие - основа отношений с ребёнком

Отношения между людьми многогранны, поэтому нет ничего удивительного в том, что кто-то нравится, а кто-то нет. Не исключение и межличностные отношения учителя и учеников. Педагог – такой же человек, как и все, поэтому у него могут быть симпатии и антипатии. Некоторые учителя любят активных, любознательных учеников, некоторым по душе дисциплинированные тихони. Конечно, профессиональный учитель умеет скрывать свои эмоции, но иногда случаются исключения. В этом случае возникает конфликтная ситуация с тремя участниками:

  • учеником;
  • учителем;
  • родителями школьника.

Задача последних заключается в том, чтобы найти выход из ситуации с минимальными потерями для эмоционального здоровья формирующейся личности. Поэтому очень важно правильно настроить ребёнка в данной конкретной ситуации:

  1. Чаще говорите своему чаду, как вы его любите – ребёнок должен быть уверен, что его принимают и любят самые близкие люди;
  2. Объясните, что любой ребёнок, хоть ещё и маленький – тоже личность, и никто не имеет права его оскорблять, высмеивать или унижать;
  3. Разберите конфликтную ситуацию с максимальной объективностью – в независимости от того, кто был не прав, объясните отпрыску, почему, такое поведение недопустимо;
  4. Попробуйте вместе с ребёнком наметить стратегию поведения в случае, если учитель придирается или допускает оскорбления;
  5. Наметьте план дальнейших совместных действий (разговор с учителем, директором, переход в другой класс или школу) для разрешения сложившейся ситуации.

Какими способами можно избавиться от предвзятого отношения

Родители должны регулярно общаться с учителями

Придирки, предвзятое отношение со стороны учителя, как правило, сами по себе не проходят, поэтому родителям нужно принимать активные меры по разрешению конфликта. Существует несколько способов:

  • открытый разговор с учителем;
  • беседа с представителями администрации (директором, завучами);
  • перевод учащегося в другой класс или школу;
  • публичное освещение проблемы в СМИ.

Разберём каждый из них. Самый простой и правильный выход – разговор с учителем. Определив причины того, почему педагог невзлюбил ребёнка, можно найти совместный путь выхода из конфликтной ситуации. На том, как правильно спланировать беседу с педагогом, остановимся чуть позже.

Если учитель не идёт на разговор или не считает нужным менять своё отношение к ребёнку, то следует обратиться к директору или завучам – возможно, у них будут более веские доводы, убеждающие педагога пересмотреть своё поведение.

Это интересно! Ежегодно около 20% детей переходят в другие школы из-за придирок со стороны учителей.

Когда конфликт слишком затянулся, а отношение учителя отрицательно сказывается на психологическом и эмоциональном состоянии школьника, то имеет смысл перевести ребёнка в другой класс или школу. Однако не стоит видеть в этом способе панацею от любых трудностей – в жизни у вашего чада будет много встреч с неудобными или конфликтными людьми, поэтому не рекомендуется создавать ему тепличные условия в детстве.

Если же учитель не только позволят себе публичные оскорбления, но и применяет физическую силу в адрес ребёнка, и этому есть подтверждение, то такие вопиющие нарушения прав детей должны быть освещены в средствах массовой информации с привлечением социальных служб и правоохранительных органов.

Как правильно построить беседу с педагогом

Мирное разрешение конфликта - главная цель разговора с учителем

Зная о проблеме в отношениях ученика и учителя только от ребёнка, нельзя составить полное мнение о причинах придирок со стороны педагога. Поэтому лучшим выходом будет разговор с учителем. Однако для беседы нужно подготовиться и повести её таким образом, чтобы не усугубить ситуацию. Итак, отправляясь беседовать с педагогом:

  1. Попытайтесь назначить встречу лично, не через администрацию школы.
  2. Выберите правильное время. Лучше всего, если это будет после уроков, но не в конце рабочего дня.
  3. Желательно, чтобы встреча проходила тет-а-тет, но в стенах школы (лучший вариант – кабинет, серьёзные разговоры в коридоре – табу).
  4. Постарайтесь дать понять педагогу, что вы не собираетесь ни в чём его уличать или обвинять.
  5. Начините разговор с обозначения желаемого результата («Мне бы хотелось, чтобы наша беседа повлекла за собой позитивные изменения в отношениях с моим сыном/дочерью»).
  6. Обязательно оговорите тот факт, что признаёте некоторые недостатки своего ребёнка, и мягко направьте разговор в русло признания того, что каждый имеет право на ошибку (в случае, если ваше чадо действительно в чём-то провинилось).
  7. Далее стоит прямо задать вопрос о причинах недовольства вашим ребёнком. Возможно, таким образом учитель «мстит» за какие-то действия в свой адрес со стороны ученика (например, оскорбление).
  8. В зависимости от полученного ответа, разговор может пойти по двум направлениям: взаимопонимание и признание со стороны педагога своих ошибок, или озлобление из-за вашей попытки уличить учителя в непрофессиональном отношении к детям.
  9. Завершить разговор в любом случае нужно, поблагодарив за уделённое время.

В зависимости от того, каких результатов вам удастся добиться беседой с учителем, проще наметить план дальнейших действий.


Когда ребенок не ладит с одноклассниками, редко получает хорошие оценки и вообще не хочет ходить в школу – дело не обязательно в нем самом. Возможно, классный руководитель не помог ему, когда это было нужно.

Вместе с разбираемся, как понять, что вашему ребенку достался не лучший наставник.

1. Он никогда не хвалит ребенка. Даже в личной беседе с вами

"В классе я хуже всех", "У меня ничего не выходит", "Я не справляюсь". Если даже у вас не получается разубедить ребенка в этом – скорее всего, он транслирует вам мнение классного руководителя.

То, что говорит этот человек, для детей звучит как истина (по крайней мере, в начальных классах).


Поэтому хороший учитель всегда мотивирует, находит то, за что можно поощрить. Необычный подход к решению задачи, артистичное выступление или простую готовность помочь однокласснику. Когда этого таланта у педагога нет, ребенок рискует потерять интерес к школе в целом.

Как помочь. Поговорите с ребенком начистоту ("Скажи честно, как ты думаешь, почему тебя критикуют? Почему тебе кажется, что ты не лучше других?"). Возможно, он старается, а педагог все равно ставит ему плохие оценки на автомате. Или учитель упорно не видит способностей ребенка в той или иной сфере. Встретьтесь с классным руководителем один на один: если вы услышите одни жалобы и ни одного доброго слова, это дурной знак.

2. Он не пытается вмешаться в серьезные конфликты между детьми

Две одноклассницы, которые всюду ходили вместе и сидели за одной партой, вдруг поругались и несколько дней избегают друг друга. Классный руководитель с ходу не вмешивается – и это нормально. Ребенок не всегда в восторге, когда взрослый человек (хоть родитель, хоть педагог) бесцеремонно вторгается в его отношения со сверстниками.

Тут лучше позволить детям сделать самостоятельный шаг навстречу друг другу.


Совсем другое дело – если ссора длится уже месяц, оценки у обеих стали хуже, кто-то даже начал пропускать уроки. И это самый простой пример: мы уже не говорим о случаях массового буллинга или драках.

В таких случаях классный руководитель просто обязан предложить свою помощь. Поговорить с детьми, постараться выяснить, что случилось, привлечь школьного психолога и родителей.

Если классный руководитель не замечает серьезных проблем в коллективе (или делает вид, что не замечает) – это тревожный сигнал.


Как помочь. Раз вы в курсе конфликтных ситуаций в классе или ваш ребенок непосредственно замешан в них – расскажите об этом классному руководителю. Возможно, это единичный случай (допустим, педагог не заметил проблемы из-за десяти стопок непроверенных тетрадей). Но если политика невмешательства – это его принцип и переубеждать бесполезно, стоит задуматься о переводе ребенка в другой класс.

3. Он унижает детей. Или допускает, чтобы так поступали другие



Ох уж эти истории о том, как педагог шариковой ручкой слово "дурак" на лбу ученика или чистить унитазы за плохое поведение. Разумеется, классный руководитель не должен позволять такого другим учителям (и тем более себе самому). Иначе под угрозой окажется не только пострадавший школьник, но и весь класс.

Во-первых, ни один родитель не застрахован от того, что похожая ситуация не повторится уже с его ребенком. Во-вторых, дети подумают, что унижать кого-то за несоблюдение правил – это норма.

Наконец, такое поведение может спровоцировать  со стороны одноклассников.


Как помочь. Это грубое нарушение педагогической этики – весомое основание для отстранения или увольнения. Поэтому можно (и нужно!) сразу идти к директору. Но перед этим скооперируйтесь с другими родителями – например, в общем чате. Скорее всего, найдутся те, кто тоже в курсе ситуации и готов пойти с вами. В кабинете директора расскажите о том, что случилось, спокойно и вежливо.

4. Он ссорится с другими учителями класса. Или совсем не общается с ними



"Наша классная наехала на химичку!" – радостно выдает ребенок, вернувшись из школы. Когда классный руководитель защищает своих учеников от произвола коллег, это только плюс: а вдруг учительница допустила детей к опасным реагентам без защитного костюма?

Но если ссоры случаются с учителями физики, биологии и физкультуры (и все они на перемене косятся на классную с опаской), дело уже в ее неумении сдерживать эмоции. Другая крайность – это замкнутость, нежелание обсуждать с учителями успехи и неудачи своего класса: мол, это дело коллег, им виднее.

Конструктивно общаться с педагогами, которые учат вашего ребенка, – это одна из главных задач хорошего классного руководителя.




Как помочь. Будьте начеку, даже если классная души не чает в детях, а они – в ней. Во-первых, педагоги могут не очень хорошо относиться ко всему классу, а не только к его руководителю (пусть даже бессознательно). Во-вторых, так легче упустить трудности ребенка по какому-то предмету. В-третьих, завязывать ссоры на глазах у детей – вообще-то плохой пример. Последите за тем, как эта ситуация отражается на вашем ребенке: возможно, все-таки стоит выбрать другой класс или школу.

5. Он навязывает детям свои политические или религиозные убеждения

Классный руководитель ведет себя непрофессионально, если устраивает конкурс рисунков на тему "Путин – лучший президент", призывает детей идти на оппозиционные митинги или уговаривает детей поститься.

В российском законе "Об образовании" сказано: школы должны учитывать разнообразие мировоззренческих подходов.


Педагог как авторитет ни в коем случае не должен навязывать детям свою точку зрения на политику, религию или философию. Кстати, за воспитание мировоззрения у ребенка отвечают исключительно родители, и школа не может закрывать на это глаза (это – уже из Семейного кодекса).

Как помочь. Если идеологическая обработка идет прямо на уроках, жалуйтесь администрации. Классные часы считаются (парадокс) внеклассной деятельностью, поэтому ребенок имеет право не приходить на них, если тематика настораживает. Обсудите это с классным руководителем: если он все-таки настаивает на присутствии ребенка – ссылайтесь на законодательство.

6. Он не вывозит детей на экскурсии

Чтобы лучше понять стихи Есенина, детям стоит съездить на родину поэта в Рязанскую область. А чтобы увидеть, как работает повар или кондитер, – побывать на хлебокомбинате или кондитерской фабрике.

Когда классный руководитель с радостью устраивает такие вылазки (да еще и прислушивается к пожеланиям самих детей), это отлично. Но если ему недосуг, родителям приходится планировать все самим: собирать деньги на поездку, согласовывать даты, подбирать транспорт и так далее.